Как обосновать тему диссертации. Обоснование выбора темы Научное обоснование темы

Методика написания эссе

составитель – А.В. Сметанин (Перм.ГНИУ, 2011)

Эпиграф :

«к моменту написания эссе

оно уже готово на 50-70%»

Формальные критерии (из вводной части задания) 1

Маленькие хитрости. 8

Часто встречающиеся проблемы.. 9

Шаблонная структура эссе. 9

Признаки эссе. 9

Технические вопросы.. 10

Приложение. 11

Формальные критерии (из вводной части задания)

Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

а) обоснование выбора темы является сложной частью эссе, его обязательно нужно придумать заранее, чтоб работа не стопорилась на первом же предложении. Есть два основных варианта обоснования:

Актуальность этой темы для современности,

До настоящего времени не прекращается дискуссия о пользе и вреде петровских преобразований для России. В этой эпохе пытаются искать начала всей последующей истории государства. Одни обвиняют Петра в варварских методах обновления страны, другие сожалеют об утраченной самобытности, третьи говорят о важности и своевременности свершённого рывка. В контексте этой дискуссии мне хотелось бы высказать собственное мнение о роли данной эпохи. … Одной из насущных проблем для современной России является поиск национальной идеи, некого элемента самосознания, способного сплотить граждан нашей страны. Пожалуй, первым примером поиска такой идеи можно считать историю крещения Руси, способствовавшего не только укреплению государственной власти, но и этническому сплочению восточных славян.

Моя личная заинтересованность в данной теме. В крайнем случае, припишите себе то, что вас реально не интересует

Любой другой интересный поворот в обосновании не возбраняется, главное не пытайтесь пробить консервативное жюри чем-то безумным.

б) постановка задач эссе

Здесь необходимо изложить, зачем Вы пишите это эссе, чего ждать читателю от эссе в дальнейшем

Прежде всего, необходимо согласиться или не согласиться с цитатой, при этом не пересказывайте её

Во-вторых, чётко обозначить свою позицию по проблеме, что Вы собираетесь сейчас доказать.

2. Творческий характер восприятия темы, её осмысления.

а) Ваше эссе не должно копировать текст учебника. В эссе должны быть Ваши мысли, Ваш живой язык. Лучше всего писать от первого лица.

б) не впадайте в другую крайность и не пытайтесь быть излишне оригинальными или неформальными, не подменяйте аргументы эмоциями.

Введение

Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, часть человеческой деятельности. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания. Однако художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей.

Отображая мир средствами изобразительного искусства, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое восприятие мира. Искусство может создаваться не только путем точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии.

Умение по-своему увидеть природу, почувствовать в ней тонкие лирические мотивы и на основе их создать яркое образное решение - вот качество, определяющее творческое лицо.

Обоснование выбора темы

Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей искусства.

Пейзаж - это всегда художественный образ природы, ее интерпретация не отделена как от стилей, доминирующих в искусстве, так и от взгляда на природу и места человека в ней, которое характеризует эпоху. В центре философии пейзажа всегда вопрос об отношении человека к окружающей среде, города или села.

Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обозначенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия в трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли - в этом его сила и действенность.

В многочисленных произведениях художников, тонкое, поэтичное начало сочетается с эпической широтой, лиризм - с оптимистическим настроением. За пейзажем стоит человек с его непростыми раздумьями и переживаниями.

Выбор темы моей курсовой работы был осуществлен в таком виде изобразительного искусства, как живопись.

Выбор темы обусловлен тем, что в процессе обучения в университете мне пришлось столкнуться с разнообразием техник, развивающих творческую индивидуальность. Чувства восхищения вызывали у меня живописные произведения. Я решила выполнить свою курсовую работу именно в этом жанре в технике масляной живописи, заинтересовавшись возможностями пейзажа передавать состояние природы, создавать лирические образы, или эмоциональные, динамические. Именно пейзаж может показать живость и остроту, поэтичность и одухотворенность. Человек и природа всегда существуют рядом как единое неразделенное целое.

Масляная техника представляет широкий простор для творчества, поиска новых приемов и техник в живописи. Мне нравится масляная живопись, применяя ее можно изобразить сложные состояния.

Масляной живописи доступно воспроизведение на плоскости глубины изображаемого пространства, световоздушной среды окружающей природы. Живопись способна отобразить на плоскости все богатство цветовых и световых отношений в их многообразных по характеру переходах и контрастах.

Маслом можно выполнять различные виды работ: от насыщенного рельефного изображения до выписывания маленьких веточек, листочков, травинок, форма которых подчеркивается как основными, так и дополнительными цветами.

Обоснование состоит из описания объекта исследования, изложения и доказательства актуальности темы, ожидаемой практико-теоретической значимости, раскрытия предмета исследования, научной новизны, базы апробации, объяснение структуры работы. Действия, которые нужно предпринять при составлении обоснования, можно разделить на несколько шагов.

Шаг №1

Формулирование темы. Изначально выбранная тема исследования, скорее, не окончательна и в процессе работы, в дальнейшем, название может меняться. Важно отразить здесь задачу, которую собирается разрешить автор, а также предмет и объект работы. Базовой почвой для формулирования темы служит паспорт специальности; в этом документе объект и предмет отражены содержательно и полноценно. Весьма целесообразным будет, выбирая тему, прибегнуть к помощи руководителя.

Шаг №2

Непосредственно, обоснование актуальности работы, проводимой соискателем. Здесь важно показать, что решаемая задача востребована в науке и практически, и по причине необходимости теоретической проработки темы. Поэтому, в части, касающейся актуальности, следует перечислить научные работы, выполненные по смежной тематике другими учеными за пять лет. Нужно охарактеризовать задачи, решенные ими; при составлении этой характеристики следует применять методы тщательного анализа. Критическим рассмотрением предыдущих исследований и определяются задачи, которые автору следует решить. Обоснование затрагивает тему лишь в той форме, которая рассматривается на данном этапе, будучи выбранной соискателем для диссертации; при этом, подробно описывать всю, имеющуюся в этом направлении проблематику, не нужно.

Шаг №3

В этой части важно сформулировать задачи и цели исследования. Эти элементы вытекают из актуальности, определявшей круг вопросов, нуждающихся в разрешении. Цель следует сформулировать так, чтобы она дала ответ: как именно нужно достигать решения задачи, вытекающей из темы исследования.

Таким образом, цель является своеобразным уточнением темы. Сформулированную цель можно разбить на 3-6 основных вопросов практико-теоретического характера. Вопросы должны быть такими, чтобы решение их позволяло добиться цели исследования. Эти вопросы и есть те самые задачи работы; то бишь, по отношению к цели, задачи — это вспомогательные вопросы к ней.

Шаг №4

Далее нужно описать научные результаты, добиться которых предполагает автор. Здесь следует отразить полноценно новизну либо элементы, составляющие научную новизну работы. Элементы, составляющие новизну, следует гармонично сочетать с задачами и целью работы. Текст, описывающий научную новизну, должен излагать то, что в данном исследовании было сделано впервые; следует описать, каких именно результатов, не встречающихся в аналогичных работах, добился автор; что уникального было определено им, какие, доселе нераскрытые вопросы решены, какие инновационные выводы составлены.

Шаг №5

Указание практических результатов, которые предполагается получить. Тут нужно изложить возможность применения результатов на практике в тех или иных организациях, учреждениях и предприятиях. Если исследованием предусмотрено практическое внедрение результатов, важно указать, где именно их предполагается применять, каким образом. Не следует увлекаться теориями и замыслами. Советы по внедрению должны быть четкими и реализуемыми в нынешних условиях. Недопустимо опираться на техническую базу, которая находится в этапе разработки; если тот или иной способ реализации результатов автора невозможен в имеющихся реалиях, а требует завершения других исследований, не следует приводить подобные предположения.

Финальный этап

На последнем этапе обоснования описывают дополнительные материалы по теме исследования, принадлежащие автору; это, так называемый, научный задел - список всех его научных работ, касающихся исследуемой тематики. Кроме прочего, сюда относится магистерская диссертация, описание опыта работы в различных проектах, доказательства участия в конференциях. Когда обоснование темы диссертации согласовано с руководителем, оно обсуждается на кафедре; после этого обсуждения, обоснование может быть предоставлено в ученый совет. Наконец, тему утверждает ректор и нужно начать, непосредственно, работу над диссертацией.

Не стоит забывать: обоснование - крайне важный этап в деятельности аспиранта, по той причине, что без составления этого материала, соискатель не является официально допущенным к работе над диссертацией и, соответственно, не сможет защищать свое исследование. Разумеется, составлять обоснование аспирант должен лично сам; но допускается обращаться за помощью и консультациями не только к научному руководителю, но и к другим преподавателям кафедры.

Если вы хотите лучше узнать, что представляет собой обоснование темы диссертации, пример можно найти по .


Введение.

Обоснование выбора темы. В нынешнем постреформенном обществе сложилась достаточно сложная, но интересная разного рода исследователям ситуация в СМИ. Начиная рассматривать обозначенную тему, стоит разобраться в следующем. Изменения в социальных отношениях общества получили отражение в понятии «маргинализация», то есть «неустойчивость», «промежуточность», «переходность». Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей. В классическом случае рвутся как экономические и социальные, так и духовные связи. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной «переоценки ценностей» Для того, чтобы эта переоценка произошла, необходимо некоторое время и воздействие извне.

Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, развал СССР объективно приводят к усилению маргинализации.1

Сегодняшнюю ситуацию в российском обществе вполне можно назвать “маргинальной”, поскольку в ее основе – пограничное, промежуточное, переходное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной и попыток формирования другой социальной системы. В связи с обозначенными социальными процессами проблема маргинальности приобретает особое значение и актуальность.

Термин «маргинальность» возник в первой трети ХХ века и должен был объяснить один из редких доселе способов человеческой жизнедеятельности – на “границе” культурных миров. Феномен маргинальности, в частности относительно к СМИ, необходимо рассматривать в контексте современного культурного фона2.

Именно культура самым острым образом реагирует на начинающиеся процессы маргинализации. Она является своего рода индикатором и катализатором подобных процессов. Именно поэтому в данной работе молодёжная пресса будет рассмотрена именно с точки зрения освещения ею культуры и искусства.

Тема культуры всегда занимала большое место в духовной жизни общества по причине того, что культура сама по себе является носителем духовности, а, если выразиться точнее, самого духа общества в целом и человека в частности. Особо остро вопрос культуры начал вставать в двадцатом веке в связи с всплеском духовной активности и появлением новых видов и форм проявления культурной деятельности человека. Усиленное и ускоренное развитие средств массовой информации подстегнуло данные процессы. Можно сказать, что именно средства массовой информации явились катализатором проявления новой духовной активности и проводником между культурой, культурными явлениями и личностью, обеспечили обратную связь между ними.

Тема культурного воздействия на человека выглядит особо остро в контексте общих проблем современного российского общества, появившихся с началом затянувшихся реформ. На фоне достаточно заметных достижений в экономике и внешней политике особенно заметен духовный кризис общества. Данная тема не раз поднималась академиком Д. С. Лихачёвым в его статьях. В частности он говорил, что в настоящее время имеет место отсталость и катастрофическое падение культуры3. Подтверждение этим словам можно легко найти при самом поверхностном взгляде на происходящее в духовной жизни России. Термин «бездуховность» не является излишним сгущением красок. Проблема отсутствия культуры у современного россиянина и, в частности, у молодёжи, представляется действительно серьёзной и почти глобальной проблемой. Шаги в направлении разрешения данной ситуации должно на всех уровнях проделывать не только российское правительство, но и, в первую очередь, российские средства массовой информации.

Для преодоления опасных тенденций массовой маргинализации необходимо регулировать процессы социализации личности. Требуется целенаправленная инкультурация, то есть введение индивидуума в систему принятых в обществе культурных норм социального общежития и взаимодействия4. Здесь необходимо коснуться социальных функций журналистики.

Прямая обязанность журналистики исторически восходит к сложившейся функции СМИ к просвещению и социализации. Любое средство массовой информации должно воздействовать на душу человека созидательно. Особые требования в данной ситуации необходимо предъявлять именно тем СМИ, основными адресатами которых являются представители молодёжи. Печать можно считать участником духовного производства. Она привносит в сознание человека морально нравственные и эстетические ценности. Это касается формирования идеалов и представлений, не только политических, но и религиозных, научных и культурных, эстетических5. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета С. Г. Корконосенко, в частности, говорит следующее: «В соответствии с гуманистическим пониманием целей социального развития выше всего ставится деятельность журналистики в духовно-идеологической сфере, проявление в ней творческих задатков человека и удовлетворение его потребностей в знаниях, просвещении, ценностях мировой культуры6.

Развитие журналистики показывает наличие ещё одной её функции, сформировавшейся исторически. Это просветительская функция. Информационная функция подчёркивает в журналистике её объективные корни, а просветительская несёт в себе факторы, определяющиеся деятельностью творца-просветителя7.

Жизнь индивида невозможна без демонстрации образцов поведения. Пресса берёт на себя ведущую роль, которая заключается в аргументации необходимости исполнения определённых социальных норм8. СМИ способны приучать к состраданию.

Однако современное общество демонстрирует пример полного равнодушия к духовности и состраданию, внимания к прекрасному, нарочито акцентируясь на безобразном и низменном. Произошла переоценка ценностей, и всё то, что некогда считалось отрицательным, бескультурным возносится на пьедестал и считается модным, в то время как традиционные ценности отступают на третий план и перестают играть существенную роль в облагораживании общества.

Средства массовой информации, в частности молодёжные, идут по пути, который можно было бы назвать путём маргинализации. Данный термин более соотнесён с социальными группами и их положением в обществе, но главной идеей понятия является процесс распада, разрыв традиционных связей между людьми9. Вместо исполнения своих традиционных функций социализации, СМИ пропагандируют со своих страниц искажённые ценности и искажённую мораль. Проповедуемые ими нормы и ценности являются противоречащими и порой выходящими за рамки нормального понимания. Во второй главе данной работы сказанное выше будет находить подтверждение в процессе анализа отобранных молодёжных периодических изданий.

В более широком смысле маргинальность – это "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р. Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп10.

Главный признак маргинализации – разрыв социальных связей, погружение идивида «на дно». Состояние современных СМИ достаточно ярко демонстрирует нам процесс отчуждения от традиционной культуры. Общая нестабильность в стране, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей – вот лишь некоторые причины подобного положения.

В зависимости от контекста под маргинальностью понимаются особые поведенческие явления (субкультуры). Маргинальность всегда связана с нарушением социальной регуляции поведения11. В данной ситуации СМИ как зеркалу общества уделяется особое внимание. Являясь посредником между обществом и индивидами, средства массовой информации должны облагораживать своего читателя, слушателя, зрителя. Это может происходить по-разному.

СМИ доносят до человека культуру как своеобразный «архив» накопленных человеком знаний и представлений через искусство. Искусство – это зеркало культуры. Это самосознание культуры, по словам Кагана12. Творец, художник, через создаваемые им произведения искусства, неважно, к какому именно виду искусства они относятся, доносит до человека свой внутренний мир, одновременно отражая в своём творчестве взгляды и установки, соответствующие культуре его эпохи и народа. Он – выразитель культурных парадигм13. Каждое художественное произведение открывает нам какие-то черты мира культуры. Можно сказать, что искусство – это основное «орудие» культуры, тот самый инструмент, которым она воздействует на наше сознание, но, в первую очередь, на наши души. Искусство, в первую очередь, ориентировано именно на человеческую душу. Как писал Ницше, «…голос красоты говорит тихо: он вкрадывается только в самые чуткие души».14 Искусство надо научиться понимать, поэтому в данной ситуации необходим доступный подход его освещения. Подобный доступный подход могут обеспечить СМИ. Именно их мы в праве назвать популяризаторами культуры, делая скидку на доступность и доходчивость публицистического языка.

Современные средства массовой информации предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и не воспитывать свою аудиторию, а всячески потакать её не самым высоким запросам. Именно это можно назвать маргинализацией СМИ. Искусство развивает человека разносторонне, оно равномерно воздействует на все органы его чувств, на воображение, вкусы, мысли, самосознание, что особо важно в процессе взросления человека и становления его как личности 15.

В обществе имеются положительные примеры использования искусства и его созидательной силы. Например, особенностью системы образования в Финляндии является сосредоточение на передаче детям наряду с фактическими знаниями общественно-этического и эстетического образования. На нижней ступени образования большое внимание уделяется преподаванию музыки и рисования. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале16.

Роль средств массовой информации в любом обществе огромна. СМИ призваны выполнять воспитательные цели; освещать общественную жизнь, самое главное – обращаться к массовой аудитории. Одной из западных концепций журналистики является теория культурных и социальных норм поведения, принятых в обществе17.

Молодые люди зачастую не имеют вообще никакого представления даже о родной культуре. В частности, Д.С. Лихачёв признавал подобное, упоминая в одной из своих работ о том «…что такое Александрийский столп не знают даже многие ленинградцы».18 Через журналистские произведения до нас доходят произведения искусства, литературы, выполненные в том или ином материале с помощью определенной знаково-символической системы. Речь идёт об информационном продукте – живом воплощении неразрывных уз познания и творчества19. Современные СМИ практически не проявляют интереса к искусству как проявлению культуры, специализируясь исключительно на «жареных» сенсациях. Подобные маргинальные проявления стали восприниматься почти органично.

Человек овладевает культурой, усваивая нормы, знания, развивая своё мировоззрение. СМИ, которые понимают важность и необходимость культуры для человека и общества, закладывают предпосылки для создания установок ценностных ориентаций, усвоения человеческих норм, способствуют общей и профессиональной специализации человека, овладению культурой во всём многообразии20. СМИ погружают человека в мир современного общества со всеми его морально-этическими, правовыми, идеологическими, культурными и политическими нормами.

Информационно-просветительская роль СМИ в наше время кажется особо привлекательной в свете развития средств связи. Телевидение, круглосуточное радио, качественная полиграфия в газетах, Интернет – всё это способствует лучшему выполнению средствами массовой информации своей культурно-просветительской функции21. Связь техники и культуры в развитии средств массовой информации, которые создают возможность для приобщения человека к культуре и искусству, очевидна, однако, все современные достижения науки и техники на данный момент используются, скорее, во вред. Достаточно вспомнить и привести в пример засилье доступных каждому пользователю порносайтов в Интернете. По материалам портала devir.ru, порносайты втрое популярней поисковиков. Их содержимое привлекает около 18.8% пользователей сети22.

Молодые люди зачастую не имеют вообще никакого представления даже о родной культуре. В частности, Д. С. Лихачёв признавал подобное, упоминая в одной из своих работ о том «…что такое Александрийский столп не знают даже многие ленинградцы»23. Это недостатки воспитания в семье и школе, но они могут иметь глубокие последствия тогда, когда человек повзрослеет и полностью войдет в общество.

Вынося в заголовок темы словосочетание «молодёжная пресса», автор опирался на возрастную периодизацию, данную в работе исследователя Л. И. Михайловой. Возрастная периодизация, принятая психологами, определяет границы молодёжного возраста от 16 до 29-30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста24. В данной работе рассматриваются СМИ, ориентированные на подростковый период (старший школьный, 13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девушки)) и юношеский (16-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)).

Актуальность темы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения тех радикальных процессов маргинализации, которые характерны для России последнего периода. Данная тема актуальна в связи с тем, что в последние годы на различных уровнях начала упоминаться прямо или косвенно проблема молодёжной бездуховности и стали возникать разговоры о моральной гибели подрастающего поколения. В частности, данная тема не раз поднималась на страницах газет25. Тема подростка и культуры освещается на страницах учебных изданий по социологии и культурологии.

Объектом исследования являются выбранная для анализа молодёжная пресса и её деятельность.

Предмет исследования – проблема маргинализации, которой подвержена молодёжная пресса, степень подверженности маргинализации отдельных СМИ.

Методы исследования – включённое неструктурированное систематическое наблюдение, сравнительный анализ, контент-анализ. Количественные единицы контент-анализа – каждая публикация в отобранных молодёжных СМИ на тему культуры.

Цель исследования – определение состояния молодежных изданий с точки зрения освещения на их страницах тем культуры и демонстрация падения духовного уровня данных изданий как общего следствия маргинализации; выявление основных факторов, влияющих на маргинализацию данных изданий.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– показать классификацию подростковых изданий, как носителя информации для людей указанного возраста;

– показать увлечение журналистики маргинальной стилистикой;

– изучить природу внутреннего напряжения молодёжной прессы;

– показать разницу между изданиями и их принципиальное различие;

– показать усиление маргинальности в оформлении изданий и через использование сленга.

Теоретическая база исследования. На данный момент не существует прямых разработок на исследуемую тему, поэтому в качестве теоретической базы были взяты работы на близкие темы по культурологии, социологии, психологии, философии, журналистике. Это работы таких авторов как Т. Адорно26, М. Маклюэн27, Х. Ортега-и-Гассет28, М. С. Каган29, С. Н. Иконникова30, Ф. Райс31, С. Г. Корконосенко32, Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина33. Также был использован ряд учебных пособий по культурологии34, социологии35, психологии36, журналистике37, изобразительному искусству38, музыке39, теории литературы40.

Эмпирическая база. Использованы материалы молодёжной прессы, в основном, касающиеся культуры и искусства. Это журналы «YES», «Молоток», «Cool», «OOPS», «Ровесник», «Bravo», газета «Gaudeamus». Широко привлекались также опубликованные в данной прессе материалы, так или иначе связанные с культурой. Для сравнения с вышеуказанными изданиями использован краткий анализ журнала «Твой».

Хронологические рамки исследования: 2005 – начало 2006 года. Данный выбор мотивирован тем, что именно в это время, на наш взгляд, маргинализация молодёжных СМИ достигла своего пика. В это время в материалах выбранных молодёжных изданий появились существенные маргинализированные изменения. Желание проверить данное предположение подвигло к началу исследования. В данной работе автор сделал попытку подтвердить данное предположение.

Научная новизна исследования. Дана содержательная характеристика маргинальных образований в современном российском обществе и молодёжной прессе.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы. Первая глава содержит теоретический материал на тему культуры, массовой культуры, их истории и их взаимодействию со СМИ. Во второй главе анализируются современные и наиболее популярные молодёжные издания, которые рассматриваются с точки зрения процессов маргинализации.

^ Глава первая. Тема культуры в современной масс-медиа: особенности работы журналиста, специфика жанров, аудитория

1. 1. Определение культуры и СМИ

Начало девяностых годов XX века ознаменовалось бурным ростом читательской активности. Как известно, если есть спрос, то будет и предложение, поэтому российский рынок печатных СМИ быстро наполнился широким ассортиментом изданий различной направленности. Все эти газеты и журналы имели свою целевую аудиторию. В этом заключается особенность прессы девяностых: при имевшем в дореформенное и доперестроечное время место большого количества узконаправленных изданий, настоящий всплеск дифференциации произошёл именно в период с 1991-го по 1995-й годы41.

Ориентация на целевые группы предполагает выделение особой характеристики, определяющей тип издания. Таким образом, появляется пресса различных типов: женская, молодёжная, деловая, оппозиционная, либеральная. Это так называемая базовая характеристика, которой обычно бывает недостаточно для описания аудитории. Журналистские произведения адресуются читателю в зависимости от их социальных статусов.

Социальные характеристики аудитории можно разделить на несколько групп. Первая – социально-демографические, куда входят пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Именно демографические характеристики служат основанием для выделения такого типа СМИ как молодёжные СМИ42.

Основатели молодёжных изданий обычно ориентируются не только на данные характеристики, но и на характеристики, носящие название социокультурных. Под данными характеристиками подразумеваются образование, формы проведения досуга.

Темы культуры на страницах газет и журналов, вне зависимости от того, на какую аудиторию они ориентированы, всегда носят организующий характер. Искусство – это то, в чём человек находит себя. К сожалению, искусство в новой России перестало выполнять свою важнейшую общественную функцию – поддерживать стандарт гражданской нравственности и бытовой культуры43.

Причины этого лежат в упадке российской культуры в целом, политико-экономическом кризисе, в невнимании правительства к кажущимся такими явственными проблемам.

Перед тем как перейти к описанию состояния российской культуры в целом и её отражения в СМИ, необходимо сформулировать определение традиционной культуры, которое будет рассматриваться в данном контексте.

Понятие «культура» несёт в себе широкий диапазон смыслов. В научном понимании культура – это сложный фактор человеческого бытия. С одной стороны, это средство возвышения человека, совершенствование духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества44.

С другой стороны, культура – это образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Каждой исторической эпохе соответствует своя культура, своя культурная формация. Это обусловлено постоянным, непрерывным изменением образа жизни людей, их взглядов на жизненные аспекты и подхода к решению различных проблем. У определённого народа также существует своя культура. Заводя разговор о подобных феноменах, необходимо учесть то, что помимо положительных эффектов, в отдельно взятой культуре существует то, что не только возвышает человека и способствует его духовному развитию, но и действует диаметрально противоположным образом. Любая реальная культура несёт в себе как позитивные, так и негативные проявления человеческой активности, например, религиозные распри, войны и другое. Говоря о современном состоянии общества, необходимо учитывать также такие негативные пережитки культуры, как наркомания, националистические организации.

Существует два подхода к истолкованию содержания понятия культура: аксиологический и антропологический. В настоящей работе понятие культура будет рассмотрено в антропологическом понимании.

Антропологическое понимание культуры предполагает, что культура охватывает всё, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия; это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств45.

Культура в данном её понимании не является чем-то застывшим и костным. Она не только меняется, но и имеет возможность воздействовать на окружающий мир. То есть, по сути, культура является не только сотворенным человеком явлением, но и собственно творцом.

В процессе изучения воздействия культуры на человека, было выделено несколько её функций: адаптивная, информационная, коммуникативная, интегративная и функция социализации46.

Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли47.

Именно функция социализации в данном контексте представляется весьма важной и необходимой, ведь социализация, другими словами, это приобщение человека к социуму, введение в общество, формирование личности. Личность – это и есть «социальное лицо» индивида, по словам профессора Кагана48. Только общество делает из человека именно человека в моральном смысле этого слова, превращает существо с неким набором генов в высшее существо. Ребёнок, молодой человек, только что пришедший в этот мир, ещё не имеет установок на жизнь, ещё ничего не понимает и не может правильно ориентироваться. Главными ориентирами для него должны стать семья и социальные институты, ведущим из которых должны стать средства массовой информации. Именно средства массовой информации способны вложить в сознание те или иные идеалы человека на начальном этапе его формирования. Когда этого не происходит, результаты предугадать сложно. У каждого человека в процессе взаимодействия с данными социальными институтами должно сложиться представление о том, что есть правильно, что нет. Теодор Адорно писал на схожую тему следующее: «Представление о правильной жизни, правильной деятельности сводится к тому, что, организуя свою жизнь и деятельность правильно, человек как бы заново создаёт то, что и так уже присутствует»49.

Как известно, активное формирование личности происходит в подростковом периоде, в процессе которого ребёнок становится полноценным членом общества. Американскими исследователями выделен термин «тинейджер». Под определение тинейджера попадают только те, кому от 13 до 1950. Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что он представляет дальнейшее развитие личности при наличии существенной перестройки организма. Данный возраст входит в «эру восхождения к социальной зрелости».51 Данный возраст характеризуется как время статусной и ролевой неопределённости человека, амбивалентности чувств, неустойчивости Я-концепции, одновременного наличия разнонаправленных тенденций в социальном поведении. Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек – это индивид52. Психологическое содержание этого периода определяется ситуацией множественных социальных выборов, в которой оказывается подросток. Тем самым главной задачей всех социальных институтов становится именно задача социализации человека, переживающего данный период53. Здесь встаёт разговор о культурном воздействии СМИ на личность.

При любом подходе суть остаётся прежней: аудитория издания как и аудитория вообще подразумевает под собой совокупность людей, объединённых какими-либо интересами. При рассмотрении аудитории как совокупности индивидов мы неизбежно сталкиваемся с понятием массовости и, как следствие, массовой культуры. Можно сказать, что при стремлении СМИ к максимально возможному расширению численности читателей, они ориентируются на массовую аудиторию следовательно, и анализировать явление следует через призму массовой культуры.

Маргинализация – это процесс выталкивания на общественное дно социальных субъектов, происходящий под непосредственным воздействием явлений массовой культуры54. Необходимо разобраться в том, как функционируют СМИ в условиях господства массовой культуры, какую роль при этом они выполняют, и как массовая культура видоизменяет основные функции СМИ. Именно потому, что массовая культура оказывает воздействие на работу средств массовой информации, необходим подробный анализ данного явления с поиском истоков и описанием нынешнего её состояния.

Прежде чем начать рассмотрение феномена массовой культуры и её взаимодействия со СМИ, имеющего место быть в современном обществе, логично кратко обратиться к истории российской культуры и её особенностям, так как ознакомление с культурным процессом России поможет лучше понять современное состояние дел не только в культурной области, но и в смежных областях. Периодические издания как раз относятся к смежной области, так как функционируют в определённых условиях, не оторваны от общества, а, напротив, интегрированы с ним. В науке есть такие понятия и категории, которые можно обосновать и понять, только опираясь на историческую ретроспективу. Только тогда начинает становиться очевидным то, как развивалось данное понятие, система, в которой оно себя проявляло. Маргинализация средств массовой информации, в частности, возникла не на пустом месте, а была подготовлена рядом событий в духовной жизни страны. Не стоит удивляться тому, что для того, чтобы понять итог, необходимо заглянуть сквозь толщу веков. Маргинализация как выпадение из культурного контекста была исторически предопределена ещё тогда, когда подобный вопрос даже отдалённо не ставился на повестку дня. Поэтому хоть и незримо, но связь современного состояния СМИ, в частности молодёжных, прослеживается в культурной ретроспективе, дающейся ниже.

Исследователи-пессимисты полагают, что Россия в настоящий момент переживает сложный полисистемный кризис, и наиболее глубоко поражена при этом духовная сфера, в том числе и сектор журналистики. Этот кризис во многом объясняется процессом прохождения России через этап «смены вех».

Культурная ситуация в России начиная от принятия христианства всегда носила сложный характер и заслуживает большего внимания, чем данной проблеме можно уделить в данной работе. Остановимся лишь коротко на самых основных этапах хронологии, могущих пролить свет на современную ситуацию российского общества. Это сочетание европейского менталитета с азиатским55, особые моменты прохождения через Ренессанс, принятие Русью христианства как обособление от католического мира Европы, татаро-монгольское иго, правление Петра Первого и его «европеизация» «азиатской» России, культурное декадентство Серебряного Века, период тоталитарного правления и культурного «застоя», «неприкаянность» эпохи перестройки с её увлечением Западом, и, наконец, эпоха реформ Ельцина, «подарившая» стране массовую культуру как образ жизни. Явление маргинализации основано на попадании социальных субъектов в некое пространство между культурами, противоречиями в духовной жизни.

Даже короткого взгляда на историю культуры России хватает, чтобы понять, что страна имела все предпосылки для появления феномена маргинализации. После падения коммунистического строя и, как следствие, отмирания советской идеологии, России понадобились новые ориентиры и новая идеология. Именно в выработке новых идей, восстановлении системы духовных ценностей и традиций, нравственных противоречий видится выход из сложившейся ситуации56.

^ 1. 2. Массовая культура как проявление маргинализации, её истоки и особенности

Массовая культура в современном мире представляет собой тип производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Таково общепринятое определение массовой культуры. На поверку оно гораздо шире и сложней. Массовая культура в современном обществе – это не только тип производства культурных ценностей, но и тип мышления, стиль поведения, стиль жизни и также очень хорошо продаваемый товар57.

Товар продаётся хорошо, когда есть заинтересованный покупатель. Именно массовую аудиторию мы можем называть потребителем массовой культуры как продукта. Без неё не было бы и самой массовой культуры как таковой. В соотношении покупатель-продавец и заключается основа рыночных отношений. Экономика входит в культурную сферу. Говоря о сути рыночных отношений между информационным продуктом и потребителем, мы предполагаем, что общество находится в ситуации, когда существуют массы людей, которые могут, хотят и должны купить информационный продукт58.

Канадский исследователь Маршалл МакЛюэн писал, что понятие «массовая аудитория» заменило определение «публика». Массовая аудитория также состоит из индивидов, но эти индивиды вовлечены в творческий процесс восприятия и созидания искусства. Он возлагает большую ответственность за распространение искусства в век массовой аудитории на средства массовой информации. Именно господство средств массовой информации определяет характер отношений между искусством и публикой59.

«Омассовление» культуры во многом вызвано именно массовой коммуникацией, которая стала питательной средой для подобного рода явления. СМИ занимаются распространением этого типа культуры в связи с усилением своей власти над чувствами масс. И если современный массовый читатель с трудом последует призыву газеты голосовать за ту или иную партию по причине тотальной разочарованности в политике, то тот же самый читатель с огромным удовольствием станет потреблять скандальную информацию из жизни российских публичных персон.

Средства массовой информации доносят до потребителя образцы поведения в искаженном виде. Это и есть одна из особенностей массовой культуры. Теодор Адорно отмечает неизбежность появления и существования произведений искусства низкого уровня, которые он объединяет под понятием «халтура», а сама массовая культура в его представлении выглядит как производство, управляемое прибылью, ведущее к деградации искусства60.

Такое мнение можно считать чересчур категоричным. Культурные образцы вырабатываются в недрах высокоспециализированных областей социальной практики. Они понимаются и усваиваются соответствующими специалистами, в то время как для основной массы населения язык специализированной культуры практически недоступен61. Таким образом, появление СМИ в качестве популяризатора культуры вполне естественно. По сути, массовая культура – это та же самая культура, но сильно упрощённая для лучшего понимания массами, и, как следствие из этого, в достаточной мере деформированная. Теодор Адорно называет такое явление «фальшивой копией чуда», которое предлагается в виде утешения за отсутствие чуда, унижает искусство и деформирует его62.

Противоположный взгляд на сосуществование массовой и элитарной культуры предлагает Маршалл МакЛюэн. Он считает, что массовая культура адаптирует элитарную, поглощая её; сферы элитарного и массового искусства неуклонно сближаются63.

Структура бытия в массовой культуре задаётся человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, что значительно облегчает нагруженному современными заботами человеку ориентацию в социальном пространстве.

В дополнительном «поводыре» нуждается не только взрослый и сформировавшийся человек, но и молодой, и он нуждается в этом в большей степени. Поэтому именно молодёжные СМИ можно назвать основными представителями носителей массовой культуры. Такова их природа изначально: они должны направлять человека и вести его по жизни. Другой вопрос заключатся, в том, что не всегда легко выбрать нужное направление и сориентироваться в том, ведёт ли оно к гармонизации и облагораживанию личности, как того требует эстетическая функция культуры. Встаёт вопрос: можно ли считать массовую культуру облагораживающей и гармонизирующей? Не растеряла ли она эти свойства, будучи ориентированной на массы, на потоковое сознание? Ведь в процессе функционирования индустрии массового досуга массовая художественная культура достигает эффекта посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического. В связи с этим в обществе сложилось достаточно однобокое представление о массовой культуре как о сугубо коммерческой безвкусной и безнравственной. Во многом это связано с тем, что в обыденной жизни человеку чаще приходится сталкиваться именно с феноменами массовой культуры в её наиболее комерциализированных проявлениях – эстрадно-музыкальном, низких жанрах кино и литературы, низкопробных передачах и публикациях64.

Негативная оценка роли массовой культуры даётся за бездуховность, упрощённый взгляд на жизнь, подыгрывание низменным страстям толпы. При этом приводятся примеры, которые относят её к маргинальным проявлениям65. Маргинализация российской культуры возникла в результате расшатывания системы норм и ценностей. Это случилось под воздействием так называемых межкультурных контактов, особенно усилившихся в начале-середине девяностых. Сюда можно отнести экспансию американской культуры со свойственным ей индивидуализмом.

По сути, основной чертой культуры конца ушедшего века стала массовость. Исследователи считают термин «массовая культура» не совсем точным из-за его двойственного смысла. Что есть массовая культура – культура масс или то, что употребляют в качестве культуры массы? Имеется ли в виду только лишь популярность того или иного вила искусства или произведения? Ведь под современное определение «массовая культура» никак не подходят произведенГлава вторая. Обзор современной молодёжной прессы

^ 2. 1. Состояние современного российского молодёжного медиарынка

Как говорилось в предыдущей главе, интенсивное развитие рыночных отношений в стране в начале 1990-х и в сфере самих СМИ стало катализатором коммерциализации журналистики и началом периода бурного роста новой прессы. Развитие демократии и, пусть слабое, но функционирование закона о СМИ также являются немаловажными факторами развития прессы. Сюда же можно отнести и происходящий в мире в целом и в России в частности процесс глобализации.

Глобализацию обычно представляют как процесс стандартизации в экономике и социальной сфере, вызванный появлением новых технологий и возрастанием объёмов и интенсивности трансгосударственных потоков капиталов, услуг и человеческих ресурсов99. Экспортным товаром стали не только продукты потребления, но и информация. Информация вообще всегда считалась и продолжает считаться выгодным товаром. Товарный вид информация приобрела в условиях господства массовой культуры, речь о которой шла в первой главе. Распространению информации сп

После введения в отечественную систему образования стандартов второго поколения, проектная деятельность стала обязательным элементом в любой учебной дисциплине. Рассмотрим ее особенности на примере технологии.

Актуальность

Она предполагает обоснование темы проекта по технологии. Проблема, рассматриваемая ребенком, должна быть полезной не только самому автору, но и другим людям.

Обоснование темы проекта по технологии существенно увеличивает его значимость, позволяет применять результаты на практике.

Пример проекта «Подсолнухи за окошком»

Мы часто слышим, что те предметы, которые сделаны своими руками, приносят в дом тепло и гармонию. Для того чтобы добиться такого результата, необязательно тратить материальные ресурсы. Хотите освежить комнату? Предлагаем создать панно из подсолнухов, которое придаст пространству особенный колорит. Именно поэтому была выбрана такая тема для коллективной работы.

Проект «Дыхание цветов»

Выбор и обоснование темы проекта по технологии можно оформить следующим образом. Мы живем в уникальной стране, которая гордится своими историческими корнями, природными ресурсами. Неповторимый растительный мир поражал своей многогранностью величайших писателей, поэтов, художников. Мы любуемся цветами в летнее время, с интересом следим за тем, как желтеют осенью листья деревьев. Хочется наслаждаться красотой и теплом природы и холодными зимами. Именно поэтому для работы была выбрана тема «Дыхание цветов». Такое экологическое обоснование проекта по технологии свидетельствует о метапредметности данной работы.

Работа «Лебедь-трансформер»

Как дать обоснование проекта по технологии? Ваза-трансформер - прекрасный подарок друзьям и родным. Готовое изделие можно использовать для расположения фруктов, в качестве подставки под горячее и даже в виде разделочной доски. Вазу можно рассматривать и как самостоятельный элемент декора в городской квартире. Изделие компактное, его можно хранить в собранном виде, а в случае необходимости придавать ему «боевую готовность».

Экологическое обоснование проекта по технологии:

  • безопасность;
  • доступность материалов;
  • оригинальность форм;
  • минимальная трудоемкость;
  • прочность;
  • технологичность;
  • воспроизводимость.

Такое обоснование проблемы проекта по технологии подтверждает актуальность работы. Готовое изделие станет украшением любого интерьера.

Работа из батика

Как сделать выбор и обоснование проекта по технологии? Батик мастера называют неповторимым и уникальным материалом, используемым в художественном творчестве. Почему в наше время растет интерес к работе с ним? Причина в том, что материалы и инструменты, необходимые для работы с батиком, стали доступны широким слоям населения.

Люди все чаще обращаются к связанному с эпохой постмодернизма, пытаются своими руками создавать необычные изделия и композиции. Такое обоснование творческого проекта по технологии в полной мере подтверждает его актуальность.
Учитывая, что работа с батиком не предполагает сложных технологических операций, проект доступен для всех, кто мечтает прикоснуться к такому варианту художественного творчества. Нас привлекло сочетание в технике батика практичности получаемых изделий с художественной значимостью.

Такое обоснование проекта по технологии станет основной идеей творческой работы.

Подарок своими руками

Впереди новогодние праздники, во время которых принято дарить подарки. Безусловно, можно приобрести в магазине готовое изделие, но оно не передаст тех чувств, которые вы испытываете к тому, для кого предназначается подарок. Если вооружиться творческой фантазией, подобрать материалы, можно создать уникальную картину. Подобное обоснование проекта по технологии, связанного с применением росписи тканей батиком, в полной мере объясняет выбор автора.

Цели и задачи

В век компьютерных технологий увеличивается востребованность изделий, созданных своими руками. Выбор и обоснование проекта по технологии дополняется целью работы. Она может быть сформулирована так: создать в технике «батик» подарок на новогодние праздники.

  • изучить литературу по выбранной теме;
  • разработать алгоритм действий;
  • создать своими руками подарок;
  • дать анализ готового изделия.

Обоснование проекта по технологии сделано, можно приступать к продумыванию этапов работы. Сначала нужно провести анкетирование, целью которого станет выявление отношения одноклассников к подаркам, сделанным своими руками. Респондентам предлагается отметить на следующие вопросы:

  • дарите ли вы подарки;
  • делаете ли вы их своими руками;
  • какой подарок приятнее получать.

Готовое изделие должно быть красивым, ярким, практичным, недорогим, безопасным. Какой подарок сделать друзьям на Новый год? Например, можно создать оригинальное сшить прихватку под горячее, оригинальную игрушку либо объемное украшение для интерьера, изготовить новогоднюю открытку.

Для того чтобы готовое изделие порадовало того, кому оно предназначается, важно продумать все детали работы.

Проект по гжели

Родиной этой росписи считается Московская область. Первые упоминания о гжели появились в 1320 году, сделаны они были в послании князя Ивана Калиты старшему сыну. Эти изделия из фарфора имеют характерный сине-белый цвет. В восемнадцатом веке такая посуда создавалась из глины, потом покрывалась белой эмалью, на нее наносилась многоцветная роспись. В XIX веке гжельскими мастерами был создан новый материал, усовершенствованы технологии, начался выпуск полуфаянса, фарфора.

В начале прошлого века эта уникальная роспись была практически утрачена. И только в 1972 году стал возрождаться этот народный промысел. На базе шести небольших производств создали объединение «Гжель», стали восстанавливать утраченные народные традиции. Российская земля богата талантами.

Роспись гжель выполняется кобальтом. Осуществляется двойной обжиг высококачественной глины белого цвета, предварительно помещенной в определенные формы. Обжиг осуществляют в печах при температуре выше 1350 градусов.

В ходе обзора литературы по проекту нам удалось выяснить, что роспись осуществляется кобальтом. Этот минерал при повышенной температуре приобретает необычный синий цвет разных оттенков. Они возникают именно после завершения обжига, в первоначальном виде рисунок имеет неприглядный черно-серый цвет. Тема была выбрана для работы именно потому, что изделия, созданные в этой технике, отличаются уникальными эстетическими характеристиками.

Заключение

В настоящее время проектной деятельности в российской системе образования уделяется особое внимание. Существуют специальные требования, которые предъявляются к работам школьников. В каждой учебной дисциплине выделяется определенное время на интеллектуальное и творческое развитие подрастающего поколения.

Для того чтобы проект соответствовал требованиям, он должен быть интересным и актуальным не только для самого автора, но и для других людей. Проект считается реалистичным в том случае, когда его можно повторить.

Прежде чем приступать к практической части, автор продумывает цель своей деятельности, ставит перед собой конкретные задачи исследования.

Следующим этапом считается разработка плана действий, результатом которых станет обзор научной литературы по проблеме исследования, подбор методов и средств проведения работы. На основном этапе в технологии проводятся главные мероприятия.

Например, подбирается материал, определяются детали, выполняются непосредственные действия. Завершающим этапом работы является подведение итогов проекта, его представление на конкурс.