Структура личности в современной психологии. Понятие личности в психологии

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном , а затем К. К. Платоновым .

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

  • самосознание;
  • направленность личности;
  • темперамент и характер;
  • психические процессы и состояния;
  • способности и задатки;
  • психический опыт личности

А.Ф. Лазурский о структуре личности.

Другой столь же важный постулат - это обращенное А. Н. Леонтьевым положение Сергея Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».


Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл».

По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом». Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Существуют мотивы-стимулы , т. е. Побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели , тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

Широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

Степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыс-лообразующих мотивов (мотивов-целей);

Общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Ценности, интересы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности.

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности .

Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими.

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр .

Интерес, идеал, убеждение - это побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности: познавательной, соответствовать определенному образцу, соответствовать в своем поведении собственным принципам и взглядам.

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека.

Итак, ценности - это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл. У каждого человека свои жизненные ценности. У кого-то они материальные, у кого-то духовные.

Ценностная ориентация - это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление.

Ценность - это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.

Интерес - психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Иными словами, интерес - это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.

Самооценка и уровень притязаний личности.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

Когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

Эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты.

Завышенная и заниженная самооценка может сочетаться с разным уровнем притязаний (завышенным или заниженным)

При явно завышенной самооценке человек приобретает комплекс превосходства, имеет идеализированное представление о себе, истолковывает свои слабые стороны как сильные, свой неуспех связывает с внешними причинами.

При явно заниженной самооценке человек как правило не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен, легко поддается влиянию других людей, слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности.

Психологическая структура личности предназначена для представления единой личностной картины, которая взаимодействует с микроклиматом, не выходящим за рамки собственных границ.

Чтобы определиться с понятием личности и ее особенностями, для этого существуют научные подходы. В их основу положены различные методики, иногда вступающие между собой в , или взаимно дополняя друг дружку. Под личностью подразумевают не просто субъекта, а человека, состоящего из тела и крови, являющимся носителем , обладающим способностями, заключенными в нем, называемые познанием. Человек может переживать и сопереживать, вокруг него может преобразовываться весь окружающий мир, он может вступать в контакты с вещами и людьми окружающего мира.

Затевая разговор о личности, имеем ввиду ее активное поведение, осознанность, ответственный подход к любому делу, преобразование реалий, приспосабливаемость. И это не полный перечень обладания , которые в совокупности помогают осуществлять реакцию на текущие события, а также принимать в них участие и даже изменять их ход.

Структура личности: философия

Под личностью подразумевают конкретного человека, которому присущи только ему проявления своеобразных умственных, волевых, эмоциональных и физических свойств. Возникновение и развитие личности осуществлялось в течение огромного периода времени, обусловленного общественно-историческим развитием человечества, а также в результате трудового процесса.

Психологическая и определяется ее принадлежностью к общественной среде с ее включением в общественные отношения.

Личность - является социальной сущностью, субъектом познания, активным деятелем в развитии общества. Характерные признаки личности определяются ее сознанием, участием в исполнении общественных ролей, полезной деятельностью для общества.

Также одно из качеств личности определяется ее индивидуальностью, то есть, совокупностью своеобразных и неповторимых психологических отличий в характере, темпераменте, ходе развития психики (восприятия, памяти, речи, воли и др.), а также в мотивирующей сфере.

Но как бы там ни было, личность есть ни что иное, как продукт собственных деяний и участия в экономических отношениях среды обитания. Сам процесс изучения личности определяется историческим исследованием, ее становлением при попадании в определенные условия социума, а также общественного строя.

Структура личности по Рубинштейну

Нельзя упускать из виду то, что Рубинштейном положено начало специальной методологической основе, которая рассматривает проблемы психологического развития человека. Он категорически отрицает:

  1. идеализацию личности;
  2. функциоанализацию, то есть, деление на разрозненные функции;
  3. оторванность от жизнедеятельности;
  4. доведения личности к осознанности.

По заверениям Рубинштейна, личность и ее деятельность зависит от отношений в обществе и конкретной обстановки в ее общественном бытие, зависимости ее сознательности от совершенных действий. По С. Л. Рубинштейну формирование личности человека происходит в результате взаимодействия с окружающей средой, в том числе и людьми.

По утверждению психолога, личностное ядро состоит из мотивов осознанных действий, но личность также характеризируется и неосознаваемыми тенденциями или побуждениями. Структура личности по Рубинштейну различалась личностным темпераментом, самосознанием, способностями, характером и направленностью.

Структура личности по Платонову

Если обратиться к подходу Платонова, то личность у него подразумевается, как некая биосоциальная иерархическая структура. Им выделены такие подструктуры:

  1. наличие опыта, состоящего из знаний, умений и навыков;
  2. наличие направленности;
  3. присутствие индивидуальных способностей, выраженных различными отражающими формами, например, ощущением, памятью, восприятием;
  4. обладание объединенными свойствами поведения.

К можно отнести интерпретированную общую структуру личности, как некие объединенные ее биологические и социально обусловленные отличительные черты.

Комплекс знаний, навыков и умений можно отнести к фундаментальным звеньям, которые влияют на определение трудовой деятельности человека. В самом трудовом процессе происходит не только появление продукта труда, но и формирование его самого в трудовой деятельности. Трудовая деятельность осуществляется во взаимосвязи с восприятием и темпераментом.

Наличие восприятия , является чувственное осознание по отношению к какому-то предмету или явлению.

  1. Ощущать, значит отражать отдельное чувственное качество.
  2. Память является психическим процессом, записывающим, сохраняющим и в последствии воспроизводящим прошлый опыт.
  3. Мышление является процессом познавательных действий, которые характеризируются обобщенной и опосредствованной зеркально отражающей действительностью.

Наличие темперамента показывает своеобразную индивидуальность свойства психики, которая определяет активную психическую деятельность человека, проявление которой всегда фиксируется в одной и той же мере.

  1. Характер объединяет в себе устойчивые индивидуальные особенности личности, которые складываются из деятельности и .

Структура личности по Фрейду

Структура личности по Фрейду состоит из трех составляющих:

  1. «Оно» - есть самой примитивной материей, охватывающей явления врожденного и подчиненного характера объекту удовольствия и нисколько не ведающих о реалиях.
  2. «Я» - является сознанием, следующим правилу действительности, создавая механизмы адаптации к окружающей обстановке.
  3. «Сверх-Я» - ресурс, воспроизводящий моральные и религиозные чувства, выступающий в роли контролирующего и наказывающего агента, является итоговым продуктом влияния, который исходит от другой массы людей. Появляется с раннего детства. «Оно» конфликтует со «Сверх-Я».

Перечень защитных механизмов:

  1. отрицать все и вся;
  2. подавлять внутренние импульсы, идущие от «Сверх-Я»;
  3. рациональный подход, который разумно оправдывает любые поступки, противоречащие внутренним принципам;
  4. формировать реакции, когда выражение неприятного мотива людьми осуществляется за счет мотива в противоположном типе;
  5. формирование проекции - когда свои недостатки приписываются на счет других людей;
  6. формирование интеллектуализации - когда возникает угрожающая ситуация, человек хочет ее избежать за счет абстракции;
  7. замещать - отчасти удовлетворять неприемлемый мотив за счет нравственно допустимого способа.

Структура личности: социология

Структура личности в социологии объединяет в себе объективные и субъективные свойства субъекта, которые возникают и функционируют в период различной жизнедеятельности, при этом оказывающих на него влияние общности и объединения, с которыми контачит человек. Исходя из этого, социальная структура личности характеризируется самостоятельной деятельностью и взаимодействием из себе подобными, что фокусирует понимание объекта жизнедеятельности. Анализировать структуру личности невозможно, не проанализировав формы ее функционирования.

Социальные установки личности определяются ее ценностными ориентациями, которые служат регулятором ее поведения. За счет них осуществляется отражение основоположных интересов личности, определяется в ее деятельности. Их проявление происходит на жизненной позиции объекта, мировоззрении и нравственных принципах. Формирование целостных ориентаций происходит, благодаря усвоению объектом социальных навыков, в перечне которых общественные, нравственные, политические, эстетические идеалы, а также непреложные нормативные требования, которые предъявляются объекту, как к обязательной составляющей, входящей в социальную общность.

Структура личности по Петровскому

Структура личности по Петровскому состоит из трех образующих и трех подсистем:

  1. индивидуальности личности;
  2. представления личности в структуре отношений между личностями;
  3. представления в лице других людей.

Характер личности должен выражаться единением всех трех составляющих, в ее существовании, как межиндивидного субъекта, социальным происхождением взаимоотношений.

Так выглядит структура личности по Петровскому:

  1. Личность - является социальным свойством, которое рассматривается индивидуально.
  2. Личность, как субъект взаимодействия с себе подобными.
  3. Личность, под воздействие которой попадают другие люди.

Структура личности по Леонтьеву

Структура личности по Леонтьеву состоит в том, что ее поиск не нужно осуществлять в какой бы то ни было коллекции, собранной отдельными особенностями человеческой психики такими, как генетика, приобретенные знания, умения, навыки и задатки. В качестве прочного фундамента личности человека можно применить его предметную деятельность, либо, выражаясь более точно, систему его отношений к окружающей среде, которую можно реализовать с помощью иерархии разного рода деятельностей. В меру того, как человек развивается, ему приходиться подключаться все к большему числу разновидностей деятельностей. Это происходит на условиях тех общественных отношений, в которые попадает человек, благодаря жизненным обстоятельствам. Одним из них уготована роль ведущих для этого человека, другим приходится попадать под его подчинение. Это называется иерархией деятельностей, и является ядром личности, которая не зависит от того, в каком состоянии находится организм человека. За «спиной» этих соотношений деятельностей находятся мотивирующие отношения, так как у сферы личности многовершинное устройство.

А теперь рассмотрим перечень базовых параметров структуры личности по А. Леонтьеву:

  1. Индивид и его разнообразные связи с окружающим миром, которые реализуются в совокупности с различными деятельностями.
  2. В какой мере иерархизированность связана с окружающей средой (деятельностями), какую мотивационную окраску они имеют.
  3. Индивид с его общим устройством связей с окружающей средой, которая образовывается с помощью внутренних соотношений основных мотивов совместно с деятельностями.

Структура личности по Адлеру

Структура личности по Адлеру состоит всего из четырех установок или типов поведения:

  1. Управляющего типа поведения.
  2. Берущего типа поведения.
  3. Избегающего типа поведения.
  4. Социально-полезного типа поведения.

Под управляющий тип подпадают активные, напористые и самоуверенные люди, ориентир которых направлен на наличие превосходства над себе подобными.

Характерно стремление спасаться бегством, чтобы не решать возникшие проблемы. У них низкая социальная активность, да и любая активность тоже.

К социально-полезному типу поведения относятся люди, которые сочетают в себе высокий уровень активности и социальные интересы, проявляют заботу об других, и всегда стремятся с кем-то сотрудничать. Этот тип является самым эффективным.

Структура личности по Юнгу

Структура личности по Юнгу соответствует трем основным уровням:

  1. Эго, то есть Я.
  2. Личностному бессознательному.
  3. Супер-Эго - коллективному бессознательному.

Эго - является нашим сознанием. В его состав входят перцепции, воспоминания, ощущения и мысли. Эго несет ответственность за самоотождествляемость и по своей сути это центр личности.

Личное бессознательное состоит из ощущений, комплексов, страхов, мыслей, вытесненных из сознания и как бы о них забыли. В личном бессознательном все время появляются новые переживания, которые нами игнорируются, или же не осознаются.

Коллективное бессознательное - является самым спорным аспектом структуры личности по Юнгу, из-за которого возникли разногласия у Юнга и Фрейда. Этому уровню личности дали еще одно название - надличностного бессознательного. Оно состоит из воспоминаний и образов, которые передали по наследству предыдущие поколения, и относится ко всем людям без исключения. По мнению Юнга, коллективное бессознательное является наследием предков, которое сформировалось за все время эволюции людей.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРОГРАММА И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Реферат на тему: Структура личности.

Москва - 2010

План

Введение …………………………………………………………………………..2

1. Понятие личность…..………………..................................................................3

2. Психологическая структура личности.……………………............................5

3. Статистическая и динамическая структуры личности……………................7

4. Формирование и развитие личности………………………………………….8

5. Свойства и индивидуально-типологические особенности личности……...10

5.1. Темперамент…...……………………………………………………………10

5.2. Характер……………………………………………………………………..11

6. Определение общей направленности личности..………………….………..12

7. Задатки и способности……………………………….……………………….14

Заключение…………………………………………………………………….…15

Литература……………………………………………………………………….16

Введение

Психология - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом.

Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно.

Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

Структура личности - это набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидуумами в разное время в различных ситуациях, а также иерархические отношения между свойствами. Описание структуры личности в психодиагностике зависит от принятой классификации свойств, или диагностических факторов.

Принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы. В структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю - к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом.

1. Понятие личность

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек, как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

2. Психологическая структура личности

В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли 1 , достаточно полно характеризуют личность:

    Уверенность в себе – неуверенность.

    Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).

    Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.

    Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.

    Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).

    Мягкость – черствость, цинизм.

    Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.

    Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.

    Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.

    Реализм – аутизм.

    Сила воли – безволие.

    Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.

    Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.

    Уверенность – неуверенность.

    Взрослость – инфантилизм.

    Тактичность – бестактность.

    Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).

    Веселость – грустность.

    Очарованность – разочарованность.

    Общительность – необщительность.

    Активность – пассивность.

    Самостоятельность – конформность.

    Экспрессивность – сдержанность.

    Разнообразие интересов – узость интересов.

    Чувствительность – холодность.

    Серьезность – ветреность.

    Честность – лживость.

    Агрессивность – доброта.

    Бодрость – веселость.

    Оптимизм – пессимизм.

    Смелость – трусость.

    Щедрость – скупость.

    Независимость – зависимость.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

Принятие себя и других людей такими, какие они есть;

непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

Сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

Обладание чувством юмора;

Развитые творческие способности;

Неприятие условностей;

Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

Способность к глубокому пониманию жизни;

Установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

Способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;

Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;

Открытое и честное поведение во всех ситуациях;

Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее .

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. выделяет четыре подструктуры,
Первая - : моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности , которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

Каждый человек обладает индивидуальностью, которая отличает его от других людей. Индивидуальные черты характера человека – это свойственный только ему образ мышления, переживания и действия. Если модель поведения человека бросается в глаза своей непохожестью и постоянством, о нем обычно говорят, что он – сильная личность.

В рамках изучения личности рассматриваются три следующих вопроса:

1. Сущность понятия личности;

2. Соотношение понятий – «человек», «индивид», «личность»;

3. Структура личности.

Личность – это человек, обладающий характерным для него сознанием, мышлением и поведением.

Понятие «личность» происходит от латинского persona – роль, маска, положение, лицо.

«Личиной» в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Варианты ее можно увидеть сейчас на фронтонах зданий театров и театральных афишах. Маска была характерной – «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и другие. Она указывала ту роль, которую актер играл в представлении.

Личность в психологии – системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира. Это мера развития человека как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, определенной социальной группы, как гражданин и созидатель. Однако у разных людей эти характеристики индивидуализированы.

Многие психологи делят внутренниесвойства человека на относящиеся к личностным, и не относящиеся.

В число относящихся к личностным обычно включают: относительно устойчивые приобретенные или развитыесвойства; свойства, определяющие индивидуальность через социально-значи-мые черты и поступки.

В число не относящихся к личностным включают: природно обусловленныесвойства, не зависящие от жизни в обществе; психологические особенности человека в процессах познания или деятельности, не связанные с отношением к людям.

Гений русской и мировой литературы Л.Н. Толстой знаменит созданием и виртуозным описанием множества ярких и колоритных персонажей – личностей. Литературные герои Толстого, действуя в разных жизненных ситуациях, проявляют свои личностные черты от высоких до низменных, вызывая у читателя широчайшую гамму чувств и отношений.

Наряду с понятием «личность», психология управления оперирует такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Соотношение указанных понятий представлено на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Соотношение понятий

Человек – это наиболее объемное (широкое) понятие. Оно является родовым, и включает генетическую предрасположенность к развитию физиологических качеств и психических свойств, присущих индивиду. В процессе труда и общения человек развивает в себе специфические способности.

Как живое существо, человек подчиняется основным природным законам (физиологическим), а как существо социальное – законам развития общества.

Индивид – понятие более узкое, чем «человек», но оно шире категории «личность». Индивид рассматривается как единичный представитель вида homo sapiens . Индивид содержит как морфологические особенности (рост, телесная конституция, цвет волос, глаз), так и психологические (характер, темперамент).

Индивидуальность – специфическое понятие, которое пронизывает термины «человек» и «индивид». Оно понимается как единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность отражает психофизическую структуру человека: физические и психические особенности, темперамент и характер, интеллект и мировоззрение, жизненный опыт.

Понятие «индивидуальность» многогранно. Однако оно, в первую очередь, обозначает психологические (духовные) качества человека. Сущность индивидуальности проявляется в способности человека в любой ситуации оставаться самим собой, быть самостоятельным и независимым.

Становление индивидуальности происходит в ходе индивидуализации человека. Индивидуализация является процессом самоидентификации и самообособления личности, ее выделенности из сообщества, оформление ее уникальности и неповторимости.

Становление личности можно рассматривать как процесс внутреннего развития человека и вхождения его в общество. Этот процесс включает освоение человеком своей национальной и родовой сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей, функций, норм и правил поведения. При этом формируются навыки выстраивания отношений с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект самостоятельного, свободного и ответственного поведения в социуме, а также индивидуальной жизнедеятельности.

Внутренний мир личности в макроструктурном отношенииможно представить в виде трех психологических сфер: направленности, операционной и модуляционной. Сферы действуют на двух уровнях: задающем и обслуживающем. Сферы связаны между собой, и находятся в определенном соподчинении. Макроструктура внутреннего мира личности представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Макроструктура внутреннего мира личности

Сфера направленности включает все внутренние побудительные силы личности: взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки и другое. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов: внимание, восприятие, мышление, возникающие в других психических сферах.

Сфера направленности влияет на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Она отвечает за то, ради чего живет человек, что его влечет, к чему он стремится, куда прикладывает силы, чего добивается.

Сфере направленности принадлежит системообразующая, зада-ющая, приоритетная роль в психической деятельности. Она в наибольшей степени характеризует личность.

Операциональная сфера включает способы и средства, как элементы психики, которыми обладает личность. Способы и средства используются для достижения целей, определяемых сферой направленности.

Личность характеризуется тем, что она делает. Кроме того, важное значение имеет то, как она делает, какими способами достигает поставленной цели, какими средствами удовлетворяет потребности. В этом заключается социальная значимость операционной сферы.

Модуляционная сфера не определяет цели или способы. Но она оказывает динамическое влияние на их проявления. Поэтому данную сферу иногда называют психофизиологической.

Динамическое влияние модуляционной сферы проявляется в разной степени подвижности, скорости, гибкости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состо-яний. В иерархии сфер модуляционная сфера является низшей, обслуживающей. Ее социальная роль минимальна.

Исходя из сущности понятия «личность» можно установить ее структуру. В нее должны войти свойства, которые относительно устойчивы, выработаны в ходе жизнедеятельности человека, и имеют социальное значение.

Структура личности – это совокупность внутренних свойств и качеств индивида в их взаимосвязи.

Структура является сложным образованием. В нее входят две группы свойств (качеств) личности.

Первая группа свойств личности дается от природы , а затем человек развивает (совершенствует) их в ходе своей жизнедеятельности. Это способности, характер и темперамент.

Вторая – личностные свойства, которые не даются от природы, а приобретаются в ходе жизнедеятельности и социализации человека. Это мотивы, воля и эмоции. Две группы вместе и составляют структуру личности (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Структура личности