Социальная психология и поведение человека в группе. Типы поведения людей в группах Типы социальных статусов

Межличностное изучение/узнавание является осознанием человеком того, как каков он в восприятии других людей. В группе появляется возможность исследовать отрицательные и положительные эмоциональные реакции, а также анализ других форм поведения. Члены группы открыто могут просить о поддержке и помощи друг друга и выказывать сколько хочется сильные аффекты, которые помогают получению исправляющего эмоционального опыта. Группа выступает в качестве социального микрокосма, личность внутри которого может приобрести большой опыт. Большое количество клиентов уверены, что большую пользу получили от группы, нежели от терапевта, ведущего группу.

Катарсис.

Когда сдерживаемые длительное время чувства злости, беспомощности, вины или иные «недопустимые» побуждения получают в группе выход, это способствует чувству освобождения и облегчения. сплоченность группы усиливается в итоге катарсиса, что благоприятствует возникновению условий для значительного взаимодействия между членами группы в обстановке понимания и безопасности.

Сплоченность.

Постоянный контингент участников группы есть необходимым условием продуктивной работы длительной групповой терапии. На ранних этапах многие терапевтические группы проходят через период нестабильности, когда одни клиенты уходят из группы, а другие к ней присоединяются, далее наступает долгий период стабильности, на который и падает больша часть терапевтической работы. Постоянное пребывание в группе - это залог успешного лечения. Чем выше привлекательность группы для пациента, тем более высока вероятность, что он продолжит быть ее участником. Один успешный пациент, после двухгодичной лет терапии оглядываясь назад, выразился так: «Главным было то, что группа просто оставалась рядом, что были люди, с которыми я мог всегда обсудить возникшие вопросы, которые не отделывались от меня. Было так много заботы в группе, ненависти и любви, и я являлся частью этого. Теперь мне гораздо лучше, я живу свой жизнью, и все же печально думать, что наша группа более не существует» .

Самопонимание.

Настоятельная потребность в ходе терапевтического процесса появляется в интеллектуальном понимании. Клиенты автоматически тянутся к пониманию, а терапевты интеллектуальный поиск приветствуют, вливаются в него. И хотя цель терапии состоит в трансформации, а не самопонимании, оно облегчает и направляет трансформацию.

Межличностное изучение/формирование (навыки общения).

Явственно или нет, но члены группы оттачивают свои навыки взаимопонимания и общения. К примеру, в одной из групп присутствовала девушка, которая не общалась ни с кем и не принимала участия в терапевтической работе. Однако она стала со временем улыбаться, нашла друзей и стала принимать участие в терапевтических сеансах. Для приобретения навыков общения могут быть применены специальные приемы, такие как обратная связь и ролевые игры.

Экзистенциальные факторы.

К ним принадлежат суждения и чувства, касающиеся индивидуального мировосприятия, к примеру: «Я осознаю, что должен предстать один перед жизнью, несмотря на любую близость, связывающую меня с другими людьми» или «Я осознал, что должен принять всю ответственность на себя за способ своей жизни, и не важно при этом, сколько я получаю руководства и поддержки от других» . Для большинства клиентов весьма важно обсуждать проблемы своей смертности и жизненной ограниченности в группе.

Альтруизм.

Целительным для клиентов является осознание того, что в группе каждый может быть полезен и нужен другим.

Вселение надежды.

Сама по себе вера в возможность изменений имеет терапевтический эффект. Других вдохновляет успешный пример решения проблем одним из клиентов.

Универсальность переживаний.

В группу люди приходят каждый с собственными проблемами, но осознают вскоре, что и другим свойственны те же трудности, то же состояние отчужденности и собственной несостоятельности.

Воспроизведение семьи.

Первичная семья пациента возрождается в том или другом виде в терапевтической группе. Хотя данный фактор не так уж высоко оценен собственно пациентами, он есть одним из основных источников силы терапевтической группы .

Руководство.

Данный фактор гарантирует не только внятное функционирование группы, но и дает возможность предоставить пациентам нужную по вопросам душевного здоровья информацию, предоставить предложения, советы и прямые указания к любым действиям.

Идентификация (или подражательное поведение).

Умение вести себя приобретается отчасти в ходе наблюдения за другими. Возможно подражание на начальном этапе поведению особо популярных членов группы или руководителя, чтобы получить одобрение. Постепенно участники группы приходят к экспериментам со всеми моделями поведения, наличествующими в группе .

В малой группе выделяют четыре базовых типа поведения людей.

Обособляющий тип.

Индивидуальная ориентировка хорошо выражена. Продуктивное решение задач наличествует только при условии некоего обособления от группы, более самостоятельно.

Ведомый тип.

Имеется тяготение к добровольному подчинению, конформности. Продуктивное решение повой задачи становится возможным за счет контакта с более компетентными и уверенными членами группы.

Лидирующий тип.

Индивидуум нацелен на власть в группе, эффективное решение задач становится возможным за счет подчинения других членов группы себе.

Сотрудничающий тип.

Индивидуум стремится постоянно к общему с другими членами группы решению задач и следует при варианте разумных решений за остальными .

Психотерапевту при распределении ролей способствует знание типов поведения участников группы, помогает более глубокому снятию механизмов психологической несовместимости некоторых ее членов.

Совпадение в одном лице неформального и формального лидера упрощает ситуацию, несовпадение делает более южным групповой процесс.

Часть 3 "Я и ВЫ"

Психология управления

1. Основные понятия социальной психологии


Социальная психология — наука, изучающая поведение человека в группе.

Группа — это люди, объединенные реальными отношениями.

Класс, семья, производственный коллектив, очередь, если она существует достаточно долго, — все это группы.

Если между людьми нет никаких отношений, их группой назвать нельзя. Так, по улице идет масса народа. О массе мы говорим тогда, когда не знаем, к какой категории людей относится находящийся рядом с нами человек.

На стадионе, в магазине, столовой, на демонстрации уже не масса, а толпа. Толпа — это такое собрание людей, где можно предположить наличие общей цели. Поэтому на стадионе я с большой долей вероятности могу предположить, что рядом со мной такой же болельщик, как и я. Уже есть тема для разговора, если мне захочется с ним пообщаться. Когда собирается толпа на автобусной остановке, легче познакомиться с человеком, начав беседу не о футболе, а о неполадках на транспорте.

О группе в собственном смысле слова можно говорить тогда, когда есть общая цель, которая объединяет всех без исключения ее членов. Очередь является типичным примером такой группы: покупатель имеет цель купить, а продавец — продать. К нам на факультет усовершенствования врачей приходят курсанты на два-три месяца: у них цель — получить документ, у нас — его выдать. Здесь нет никакой описки. Если я хочу успешно руководить группой, то должен определить общую цель. Если я буду, думать, что все врачи приехали за новыми знаниями, то впаду в глубокую ошибку, ибо одним они не нужны, другие знают (или думают, что знают) не меньше меня. Третьи вообще приехали для того, чтобы отдохнуть от семейных неурядиц. Вот поэтому моя задача организовать педагогический процесс так, чтобы получение диплома было возможно только в том случае, если приобретены знания.

Группы бывают формальными и неформальными. Формальная группа — это группа, сформированная на основании каких-либо документов: штатное расписание, список приглашенных на свадьбу и т. д. Неформальная группа — это группа, сформированная на основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе. Формальной группой управляет руководитель, неформальной — лидер. Власть руководителя определяется служебными инструкциями, предварительной устной договоренностью и т. п. Власть лидера абсолютна, что вытекает из добровольности участия. Вот почему, если руководитель одновременно не является лидером, группа всегда будет раздираться противоречиями.

Сколько групп человеку нужно?

Столько, чтобы удовлетворить свои потребности. Если он все потребности удовлетворит в семье, больше ему групп не нужно. Это возможно только в таких семьях, где организуется свое производство и все члены семьи на этом производстве работают, а между членами семьи совет да любовь.

Поскольку таких семей немного, в большинстве случаев каждый человек входит в состав минимум двух групп: семейной и производственной. Этого при правильной организации семьи и работы человеку бывает достаточно для удовлетворения своих потребностей. Но если у человека имеется третья, четвертая и т. д. группы, это свидетельствует о том, что у него неблагополучие в двух основных.

Если я мало зарабатываю даже на очень интересной работе, то при самой большой любви к ней я буду подрабатывать в другом месте. А это чревато переходом на другую работу. Вот почему опытный руководитель внимательно следит и делает все для того, чтобы его сотрудник зарабатывал только на его производстве. У такого руководителя не нужно выпрашивать прибавку к жалованью работнику, у которого вследствие роста квалификации повысилась результативность труда. Кроме того, одинаковой должна быть не зарплата, а ее критерии.

Если работа неинтересная и служит только источником для заработка, у человека возникает группа хобби. Опытный руководитель постарается сделать работу не только высокооплачиваемой, но и интересной. А если такой возможности нет, создаст условия для удовлетворения хобби. Я знаю руководителей, которые уделяют большое внимание развитию спорта, художественной самодеятельности и пр., а футбольную команду считают цехом своего предприятия и трактат на это большие деньги.

Вторая причина, по которой человек ищет еще одну группу, — отсутствие любви между супругами. В этом случае возникает новая сексуальная группа, или супруг (реже супруга) спивается, заболевает. Все это, конечно же, скажется на производительности труда. Вызывает удивление, что для улучшения условий труда часто требуются огромные инвестиции, а здесь необходима просто просветительская работа, правда, квалифицированная, следовательно, дорогая, но все равно она обошлась бы дешевле... В главе «Психологический вампиризм» мы говорили о технике налаживания сексуальных отношений между супругами. Здесь будет подробно рассказано об организации семьи и управлении ею. Кстати, отношения в семье неизмеримо сложнее, чем на производстве, и человек, действительно сумевший наладить их, может стать руководителем большого масштаба.

Выделяют в социальной психологии понятие референтной группы. Референтная группа — это та группа, которая для личности является эталоном. Так, для мелкопоместного дворянина референтной группой был высший свет, в который он мечтал попасть. Если человек ту группу, в которой находится, референтной не считает, он будет стараться уйти из нее. Будет ли он что-то делать для укрепления этой группы? Естественно, нет! А что он будет делать? Пытаться урвать «кусок», с которым есть шанс попасть в референтную группу. Поэтому каждый опытный руководитель заботится о престиже своей группы. Тогда ему легче и дешевле пригласить на работу квалифицированного специалиста, легче и дороже продать свою продукцию или услуги.

2. Поведение человека в группе (роль и маски)


Как мы уже знаем, поведение человека является результатом взаимодействия его личности и личностей партнеров по общению. Но, оказывается, поведение зависит и от группы, в которой это взаимодействие происходит. Группа влияет на поведение человека. Посмотрите, как ведут себя два школьника, которые пришли смотреть фильм в кинотеатр. Тихо и спокойно. Но вот несколько классов организуют коллективный просмотр фильма. Бывали вы на таких сеансах? Кто бывал, тот знает, что на них творится! Как ведут себя наши два школьника? Улюлюкают, свистят, комментируют и т. п. Выйдя в толпу, они опять станут благовоспитанными мальчиками. Но в группе они иначе себя вести не могли. Их бы осудили, ибо в группе у них была такая роль.

Что такое роль?

Роль — это то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Во время своей лекции и я играю роль лектора, а студенты роль слушателей. Что ожидают от меня студенты? Во-первых, что я буду рассказывать новые для них вещи, во-вторых, рассказывать увлекательно и интересно, в-третьих, не оскорблять их. Если мое поведение соответствует их ожиданиям (экспектациям), они будут вести себя тихо, слушать внимательно и наиболее важное записывать (это — мои экспектации). В противном случае они наложат на меня санкции, т. е. начнут читать, рисовать и т. д. При этом они не будут соответствовать моим экспектациям. Если они от меня зависят, я могу сделать им замечание, но слушать все равно не заставлю. Я просто могу принудить их сидеть тихо. Вот теперь понятно, почему лучше построить работу группы так, чтобы руководитель зависел от подчиненных, клиент от заказчика, врач от больного, педагог от студента, а не наоборот, как, к сожалению, часто бывает у нас. Ведь если бы студенты могли от меня свободно уйти, у меня не было бы никакого другого выхода, как научиться читать лекции хорошо. А почему я стал писать лучше? Потому, что был в полной зависимости от вас, мой дорогой читатель! Первые мои книги оказались никому не нужны. Мне следовало или бросить писать, или писать лучше.

Если я искренне играю свою роль, то по моему исполнению можно судить, что я за человек, каковы мои способности, темперамент, мировоззрение. Но довольно часто общение носит безличностный характер. Бывает так, что моя личность никому не нужна. Если я буду искренен, то буду получать «уколы». Чтобы этого не происходило, я надеваю на себя маску. Маска — это поведение, которое использует личность для безопасного общения. Происходит контакт масок. Примеров тому много, когда это целесообразно. Например, в транспорте: «Пробейте, пожалуйста, талончик!» — «Спасибо!» — «Пожалуйста!». И иногда лучше, чтобы личность здесь не появлялась: «Что я, нанялся здесь талончики пробивать!»

У нас много масок, и надеваем мы их автоматически. Маска радости на свадьбе, маска скорби на похоронах, маска благовоспитанности на званых обедах. Иногда маска так прирастает к человеку, что мы забываем, какой он был, да и он сам не знает, какова его сущность. Так, порой на улице с лета можно узнать учителя, военного, врача... Человек и дома начинает вести себя, как на работе. Он в маске. Довольно часто его нельзя «уколоть», но ведь нельзя и «погладить»! Он в маске! Иногда сам человек не знает, какой он на самом деле — он знает только свою маску!

И вот с набором ролей и комплектом масок, не зная себя и не зная законов группы, он входит в другие группы или организовывает новые, т. е. устраивается на работу или создает семейную жизнь. Для того чтобы управлять автомобилем, надо пройти курс обучения. Здесь я постараюсь кратко рассказать, что происходит в группе, участником которой вы являетесь.

Устройство групп
(рис. 3.1.)

Группа имеет большую наружную границу. Это стены класса, где проходят занятия, помещения, где расположена клиника, забор, который не позволяет проникать посторонним на завод или в воинскую часть.

Рис 3.1 (По Э. Берну)
1. Большая наружная граница
2. Большая внутренняя граница
3. Малые внутренние границы
4. Руководство
5. Подчиненные

Маленькая окружность, находящаяся в большой, это большая внутренняя граница. Она отделяет руководство группы от ее членов. Члены групп не всегда являются однородной массой. Успешно можно руководить непосредственно не более чем 9—12 людьми. Группа, как капля ртути, при превышении определенных размеров начинает Делиться на более мелкие группы. Поэтому тогда, когда группа начинает превышать названную выше цифру, необходимо ее разделить так, чтобы в первичной группе было 1—9 человек и во главе ее стоял руководитель. Тогда у руководителя более крупного масштаба в подчинении будет около 10 человек. В этом плане довольно неплохо устроена армия. Во взводе имеется 3—4 отделения. В каждом отделении 10 человек. Таким образом, в распоряжении командира взвода имеются 4—5 подчиненных: его заместитель и командиры отделений. А где же остальные три? Вот об этом мы сейчас и поговорим подробнее.

Далее, рассказывая о системе управления, буду ссылаться на примеры тех групп, которыми мне приходилось руководить. Когда я не знал психологии управления, мне приходилось быть старшим врачом полка, заместителем начальника госпиталя по медицинской части. Боже мой, если б я тогда знал и умел то, что знаю и умею сейчас! Сегодня мне удается из 30—40 незнакомых друг с другом людей За несколько недель сделать сплоченный коллектив. И когда группа, выполнив свою задачу, прекращает существование, эти люди продолжают общаться друг с другом, если позволяют обстоятельства, а чувство, что где-то живет человек, который всегда рад тебе, а ты ему, сохраняется на всю жизнь.

Но прежде чем продолжить изложение, я вынужден ввести еще несколько понятий. Группы делятся на малые, средние и большие. К малым следует отнести группы численностью до 10 человек, средняя группа насчитывает 11— 25 человек, большая — 25—35.

Группы бывают открытые и закрытые. Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Меняются не только члены группы, но и руководители. Таким образом, производственные коллективы можно рассматривать как открытые группы. Закрытые группы формируются одномоментно для выполнения какой-либо специфической задачи. После ее выполнения группа перестает существовать. Примером могут служить учебные группы (20—25 человек), приезжающие к нам на факультет усовершенствования. Просуществовав два-три месяца и выполнив свою задачу, наши курсанты одномоментно разъезжаются по домам. Создаем мы закрытые группы и для психологического тренинга. На больших производствах приходится формировать временные трудовые коллективы. Типичным таким коллективом является коллектив космонавтов, выполняющих полет в космос. Для выполнения каких-либо заданий на выезде также создается временный трудовой коллектив.

Что касается психологического тренинга, то я вижу большие преимущества открытой группы. Такая группа у меня существует уже около восьми лет. Одни приходят, другие уходят. Но всегда остается ядро, которое посещает группу не менее двух-трех лет. Оно-то и способствует тому, что новый член за два-три занятия приобретает такое количество навыков, для овладения которыми в закрытой группе потребовалось бы два-три месяца. В этой группе можно апробировать новые методики. Свободное посещение и разовая оплата держат в тонусе руководителя (вот она, зависимость от клиента!). Падение посещаемости, а следовательно, и заработка заставляет его овладевать новыми методами и совершенствовать старые. И у меня были неудачи. Но именно неудачи, правильно осмысленные, способствуют росту квалификации. Открытая группа, таким образом, превращается в своеобразный клуб. Иногда к нам «на огонек» заглядывают члены группы, которые обходятся без психолога уже несколько лет. Они делятся своими успехами, а иногда они приходят решить одну-две проблемы. Недостатком открытой группы является невозможность вести плановые теоретические занятия, ибо все крутится вокруг решения сиюминутных жизненных проблем.

Закрытая группа хороша тем, что все идут примерно одним темпом, на глазах меняются люди и сама группа. Довольно часто после окончания занятий заинтересованные лица посещают открытые группы.

Но вернемся к нашей группе. Итак, к нам одномоментно прибывает 20—25 человек. Мы их разбиваем на три группы. В каждой назначается ответственный. На весь цикл выбирается староста для связи с руководством цикла. Руководство состоит из трех преподавателей и лаборанта. Таким образом, на цикле в подчинении у руководителя три преподавателя, лаборант и староста цикла. Это четыре человека. А где же три — пять остальных? Это лидеры неформальных групп, которые обязательно есть в любом коллективе, будь то класс в школе, студенческая группа или производственная бригада. Такое же устройство имеет и семья. Там есть группа руководителей — те, кто держит в своих руках материальные блага, и члены группы, зависимые от руководства, — дети, иногда довольно взрослые, стареющие родители (дедушки и бабушки), внуки и правнуки. Но о семье разговор будет позже.

А теперь о неформальных группах. Если руководитель не знает об их существовании и не знает, кто там лидер, он будет допускать ряд организационных ошибок. Стремясь, как раньше, «дойти до каждого члена коллектива», он может разговаривать не с лидером неформальной группы, а с ее членом. Тогда любая его просьба, любое распоряжение будет выполняться не напрямую, а после беседы с лидером. А если с лидером контакт не налажен, то может наблюдаться или неповиновение, или искаженное выполнение.

Упомяну здесь об одном распространенном мифе о недисциплинированности людей. Люди очень дисциплинированны, просто очень мало руководителей, которые умеют управлять по всем правилам науки. Вот и здесь происходит то же самое. Руководитель беседует не с лидером неформальной группы, а с ее членом. В результате его распоряжение искажается советами и запретами лидера. Будем помнить, что власть лидера абсолютна, а власть руководителя определяется служебными инструкциями.

У нас на цикле обычно удается выявить три неформальные группы. Поскольку это повторяется из года в год, это следует считать закономерностью. Первая группа — учебно-карьеристская, вторая — культурно-развлекательная, третья — алкогольно-сексуальная.

Названия группам я дал образные. Может быть это и не очень научно, но зато понятно, о чем я говорю. Хочу подчеркнуть, что к представителям той или иной группы у меня очень хорошее отношение. Плохое отношение у меня к культурно-развлекательной и алкогольно-сексуальной группе. Задача руководителя без насилий, психологическим путем разрушить эти группы, или в крайнем случае уметь превратить членов последних двух групп в карьеристов. А вот в термин «карьерист» я вкладываю позитивное содержание. Это очень хорошо, если человек стремится сделать карьеру. Но не за счет знакомств, а за счет личностного роста и наработки профессиональных качеств. К сожалению, мы во многие хорошие слова вкладываем негативное содержание. Вот и такие слова — «карьера», «приспособление» — у нас произносят иногда, мягко выражаясь, не очень... Я лично карьеру понимаю, как личностный рост. Должности в таких случаях обычно приходят сами по себе. Ведь карьеру, в истинном смысле слова, можно сделать только если станешь профессионалом высочайшего класса, а занятие должности, до которой ты не дорос, — это не карьера, а бедствие. Вот такие руководители и болеют. Они не столько трудятся, сколько держатся за кресло, и когда подписывают бумаги правой рукой, то левой держатся за левый поручень кресла, который и протерт больше правого. Обратите на это внимание, когда зайдете в кабинет к какому-нибудь начальнику.

Узнать их в учебных коллективах очень легко. Нужно только разрешить им сесть там, где они хотят. Культурно-развлекательная группа располагается ближе к выходу, и как только объявлено окончание лекции, ее представители стремглав выбегают из аудитории. Карьеристы обычно сидят в первых рядах и возле окна. Алкогольно-сексуальная группа располагается на задних рядах. Но лучше пригласить в коллектив квалифицированного психолога. Он вам нарисует психологический портрет группы.

В учебно-карьеристскую группу входят врачи, которые стремятся к профессиональному росту и продвижению по службе. Это молодые врачи, которые в студенческие годы посещали кружки и готовили себя к профессиональной деятельности. Некоторые из них мечтают о научной карьере и, естественно, из кожи вон лезут не только для того, чтобы приобрести знания, но и для того, чтобы оставить о себе память. Это также врачи в возрасте Иисуса Христа. Некоторые уже стали заведующими отделениями, но хотят идти выше, некоторым уже можно получать квалификационные категории. Данная группа активно посещает все занятия, в том числе и факультативные, задает много вопросов. Они начитанны, но часто у них нет школы и временами их заносит на поворотах. Эта группа держит руководителей в тонусе. Очень неудобно, если курсант оказывается более осведомленным, чем преподаватель. Один-два раза еще ничего, а если чаще...

Есть ли аналоги таких групп на производстве? Конечно, есть. С ними и просто, и сложно. Просто руководителю, который сам растет. Сложно тому, кто остановился в росте. Дело в том, что члены учебно-карьеристской группы мечтают занять место руководителя. Если последний растет, проблем нет. Организация расширяется, и растущему работнику этой группы всегда найдется место, соответствующее его повысившейся квалификации. Если нет возможности обеспечить ему повышение здесь, на месте, его следует перевести в другую организацию с повышением.

Представитель такой группы — энтузиаст. Он заинтересован в сохранении группы и в ряде случаев работает бесплатно (чуть не написал «бескорыстно»). Так, ему можно поручить сделать вне очереди доклад на конференции и тем самым выручить руководителя, он может взять лишнего больного. Нет, расчет у него есть. Он понимает, что при случае его пошлют в научную командировку, да и обойти его тогда будет трудно. Он работает и на свой авторитет, и на авторитет группы, надеясь, что рост группы будет сопровождаться и его служебным ростом. Естественно, руководитель, остановившийся в росте, будет в конфликте с таким сотрудником. В лечебных учреждениях — это молодые врачи-ординаторы, мечтающие стать заведующими отделениями, сестры, желающие занять должность старшей медсестры.

Чем выше социальный статус группы, тем больше мы находим в ней карьеристов. В школе среди учащихся, да к сожалению, и среди учителей карьеристов мало. Отсюда и консерватизм многих наших школ. В институтах среди студентов карьеристов значительно больше, но все-таки не так много, как хотелось бы. Среди преподавателей их значительно больше. Но, к сожалению, и здесь мы наблюдаем не очень веселую картину. Многие преподаватели вузов, защитив кандидатские, а иногда и докторские диссертации, став доцентами, профессорами или даже заведующими кафедрами, становятся представителями культурно-развлекательной группы, а иногда и переходят в сексуальную, не давая никакой научной и педагогической продукции, мешая продвигаться тем, кто находится ниже их. Несмотря на то, что каждые пять лет формально проводятся конкурсы, уволить представителя культурно-развлекательной группы и даже алкогольно-сексуальной практически невозможно. Когда руководитель подразделения является представителем такой группы, в коллективе начинается застой. Я знаю институты и кафедры, которые возглавляли такие люди. Коллективы медленно разваливались. И я видел, как они преображались, когда руководителем становился карьерист в том смысле слова, как я это понимаю.

Недостатком карьеристской группы является их разобщенность, неумение сорганизоваться, отстоять свое мнение. Ведь довольно часто руководители все внимание отдают «двоечникам». Их вызывают в кабинеты, беседуют, обещают и наказывают. Они тем самым приобретают большой социальный опыт. Научаются ловчить, просить, умолять. Они сплачиваются друг с другом, оказывают поддержку, делятся опытом. Карьеристы же, начиная со школьных лет, работают сами над собой в одиночестве и фактически разобщены. Особенно это заметно в школах, институтах, армейских коллективах среди срочнослужащих. Ведь там правят бал «двоечники». И когда заканчиваются годы учебы, те, кто были первыми (отличники), становятся последними. Власть захватывают представители культурно-развлекательных и алкогольно-сексуальных групп. Не всегда это плохо. В этих группах есть умные и смелые люди. Ведь не боятся же они вступать в конфликты с вышестоящими. Некоторые из них потом на ходу доучиваются. Но многие, научившись держаться за власть, не страдая полетом мысли, давят карьеристов. Особенно их раздражают люди с «красным» дипломом. «Карьеристам» довольно часто не удается раскрыться. Вот с ними-то я и занимаюсь и обучаю их добиваться своего, не ловча, а используя свой ум. Многие, пройдя такое обучение, начинали занимать руководящие должности в 45 лет, защищать диссертации в 50 лет, делать открытия и писать книги в 60. А если бы они все делали вовремя! То есть защищали бы диссертации в 25, занимали руководящие должности в 30, а писали бы книги в 40 лет. Сколько же потеряли они! Но еще больше потеряло общество.

Можно ли что-то сделать в условиях нашего несовершенного законодательства, когда все внимание учителей школы сосредоточено на двоечниках, а отличники учатся, не испытывая никаких трудностей? Я думаю, что можно. В течение года я преподавал психологию в средней школе. Этот опыт я обобщил в двух статьях, которые вышли в книге «Психотерапевтические этюды». Карьеристов следует готовить еще в школьные годы. Предложения мои следующие. Внимание уделять только отличникам. Для них организовывать секции и кружки, собирать в отдельные группы, где удовлетворялись бы их требования роста. Не опускать отличников до уровня троечников, а поднимать троечников до уровня отличников. Практически делалось это так. Я тех, кто не интересовался психологией, отпускал с уроков и ставил им четверки только за то, что они не ходили на уроки. С отстающими я проводил обучение психологии общения и умению лидировать. Учебником была книга, которую вы держите, в первых изданиях. Они обучались давать отпор двоечникам, налаживали свои отношения с родителями, а главное, у них стали успешными и отношения с противоположным полом, некоторые научились сами понемногу зарабатывать. Утех, кто прогуливал, разыгрывалось любопытство. Постепенно посещаемость стала расти. В начале эксперимента из 20 учеников класса (я преподавал в лицее) посещало уроки психологии семь. Постепенно от занятия к занятию посещаемость увеличивалась. Разгильдяйская (аналог алкогольно-сексуальной группы взрослых) и культурно-развлекательная группы раскалывалась, а карьеристская сплачиваясь. Довольно быстро (за 2 месяца) посещаемость достигла 120 %; на уроки приходили учащиеся других классов, если учителя вдруг задерживались. Но теперь правила бал уже карьеристская группа, которая сама расправлялась с разгильдяями.

В культурно-развлекательную группу входят врачи, остановившиеся в своем профессиональном росте и имеющие основные интересы на стороне. Это или домашнее хозяйство, или коммерция, или еще что-либо другое. Они неплохие специалисты, набившие руку на рутинной работе. Свои обязанности они выполняют неплохо, но от и до. На курсы Они бы не поехали, если бы этого не требовалось по ряду обстоятельств (одно из них — переаттестация). Для них учеба — просто одна из возможностей отдохнуть. Хлопот с членами этой группы никаких, если не привлекать их к активной общественной работе.

Аналоги таких групп есть в любых коллективах. В лечебных учреждениях это большинство сестер и почти все санитары и санитарки. Дежурство один раз в четыре-пять дней создает хорошие условия для работы на приусадебном участке, который является основным источником материальных благ, и реализации других интересов. Наблюдал я таких лиц в профессиональном спорте. Это были футболисты, которые в свое время входили в сборную страны. Они и сейчас оставались неплохими профессионалами, но теперь уже выступали в командах высшей лиги, находящихся на низших ступенях турнирной таблицы, или в командах низших лиг, претендующих на выход в более высокую. От звездной болезни они уже излечились и остались в спорте только для того, чтобы заработать. Призывать к энтузиазму таких людей нет никакого смысла. Санитару, если нужна сверхурочная работа, следует пообещать двойной отгул или еще какую-нибудь компенсацию, футболисту следует дать четко определенную задачу и определить размер гонорара за успешно выполненную работу. Членов этой группы тоже можно перевести в карьеристскую группу, если бы не нелепые возрастные ограничения, официальные и неофициальные. У нас, к сожалению, задерживают рост молодых только потому, что он молод, а затем потому, что он «стар». Я знал одного профессора, который не брал в аспирантуру старше 27 лет. Многих на преподавательскую работу в институте не берут, потому что им уже больше 40. Вот такие-то люди из карьеристов становятся представителями культурно-развлекательной, а то и алкогольно-сексуальной групп. Их оттуда можно извлечь. Часто мешают росту и национальные, и половые предрассудки. Так, один заведующий кафедрой подбирал сотрудников только молодых мужчин и частенько влипал. Логика его заключалась в том, что женщины выходят замуж, рожают и перестают заниматься наукой.

Алкогольно-сексуальная группа представляет собой наиболее неудобную часть сотрудников в любом коллективе, особенно в его алкогольной части. Подробно об этом рассказано в главе «Психологический вампиризм». Здесь хочется еще раз подчеркнуть нашу позицию в работе с алкоголиками: жесткий договор, исключающий возможность дальнейшего пребывания в коллективе, если нарушение связано с употреблением спиртных напитков. Проблема секса должна решаться на научной основе. Руководителю надо понять важность решения этого вопроса. Здесь необходима и просветительская, и медико-консультативная работа. В данную группу попадают и те лица, которые поступили на работу, чтобы «перекантоваться» годик-другой до службы в армии или до следующей попытки поступления в институт. Большого интереса к целям группы у них нет, они легко примыкают к представителям алкогольно-сексуальной группы. Планомерная грамотная работа с ними может привести к тому, что они перейдут в группу «карьеристскую». Алкогольные группы особенно мощны в бюджетных организациях. Складываются они постепенно, а сформировавшись, могут всерьез тормозить развитие производства. В коммерческих учреждениях с ними довольно быстро расправляются. Нижеприводимые сведения помогут руководителям сориентироваться в этом вопросе.

██ ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь - штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

Во всей цепи взаимосвязанных действий по управлению персо­налом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, от 50 до 80 % времени менеджеров тратится на груп­повые виды деятельности. Эффективность работы любого руково­дителя тесным образом связана с пониманием особенностей груп­повой работы и со способностью правильно действовать в качестве члена менеджерской группы и управлять собственной рабочей груп­пой. Исследования последних лет пролили свет на некоторые из сил, действующих в группах и влияющих на рабочие показатели.

Большинство курсов по управлению персоналом излагают руко­водства относительно повышения эффективности групп. Сюда от­носятся такие вопросы, как: стиль лидерства; методы, используемые для решения проблем и выработки решений; процессы, которые помогают группе сосредоточить внимание на ее задаче и сгладить конфликты между членами группы. Эти вопросы являются наибо­лее важными для понимания темы, внесенной в заголовок раздела.

Перед тем как перейти к рассмотрению факторов, влияющих на эффективность работы менеджерских групп, попробуем перечислить по крайней мере большинство идей, положений, касающихся групп вообще, а не только групп, создаваемых для решения каких-либо проблем в организациях. И чтобы действительно уяснить, о каком сложном феномене идет речь, напомним классический эксперимент М. Шерифа, где было продемонстрировано неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Он поместил группу в темную комнату и попросил всех сосредоточить взгляд на световом пятне. Затем каждого члена группы по очереди попросили сказать, в каком направлении перемещался свет и на ка­кое расстояние он переместился. Хотя в действительности свет во­обще не перемещался, в индивидуальных ответах на этот вопрос бы­ло много различий. Однако, когда все по отдельности дали свои ответы, группа очень быстро пришла к согласию относительно на­правления и величины перемещения света, и было достигнуто груп­повое решение, хотя оно и отличалось во многих случаях от конк­ретных мнений, которые люди высказывали до этого.

Поведение отдельных людей может показаться весьма странным, особенно, если нет очевидного объяснения этому поведению, но по­ведение людей в группах может быть еще более странным. Итак:

1. Люди живут в группах в состоянии постоянной в заимозависи­мости.

2. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие
цели.

3. Группы имеют неодинаковые функции. Все они более или ме­нее специализированы. В действительности их специализация зави­сит от потребностей людей.

4. Индивиды участвуют по многих группах. Группа является есте­ственной и неизбежной частью жизни человека. Существуют посто­янные, временные и случайные группы.



5. Некоторые группы являются свободными. В них вступают по
желанию. Другие имеют обязательный характер (появившись на свет,
мы не выбираем семью, этническую группу или нацию).

6. Рабочие группы могут быть формальными и неформальными.
Формальные группы характеризуются организованной структурой.
Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют
тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяе­мыми внешней средой, культурой. В неформальной группе сущест­вуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ро­лях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей -
результат взаимодействия внутри группы.

Всегда трудно воздействовать на нормы группы. Это легче де­лать изнутри и очень трудно выполнять извне, если только человек,
который осуществляет это воздействие извне, не обладает доверием
и уважением группы.

Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заста­вить их соответствовать нормам группы (нормы поведения, речь,
производительность, отношение к руководству, производству, сверх­
урочной работе и т.п.).

Группы в целом порождают меньше идей, чем отдельные чле­ны группы, однако группа дает лучшие идеи: с лучшей проработкой,
со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за
них.

Группы (как это ни странно) принимают более рискованные
решения, чем отдельные члены группы. По всей вероятности, раз­вивается определенный тип «группового мышления», при котором
группа ощущает себя неуязвимой. Эта тенденция стала известна как
явление смещения риска.

Конфликт между группами и внутри группы - вполне естест­венное явление (мы и они, те, кто в группе и вне группы). Могут
быть: личные конфликты, межличностные, конфликты принадлеж­ности, межгрупповые, социальные. Последствия конфликтов - об­разование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор «коз­ла отпущения», организационные изменения в группе, появление
или смена руководителя, распад группы.

Понимание групп (и сил, которые формируют их и оказывают влияние) очень важно для налаживания эффективного управления.

Известно, что поведение личности - это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Целью поведения является изменение ситуации. Когда цель не до­стигнута и ситуацию изменить не удается, наступает новое состоя­ние, которое приводит к новым действиям.

Отметим вначале, что групповые цели, как и цели каждого инди­вида, не обязательно ясны и осознаны. Кроме того, подчеркнем, что общие цели не являются чисто формальными целями, навязанными организацией ее членам. Здесь мы пытаемся объяснить тот факт, что члены группы действительно преследуют общие цели независимо от того, предлагаются они организацией или нет. И третье - сходство личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе общую цель.

Важен следующий результат наблюдений и экспериментов: цель, предложенная в группе одними членами, влияет на других. При на­личии этой цели другие вынуждены действовать в требуемом направ­лении. Индуктивная сила предложенной цели варьирует в зависи­мости от привлекательности группы для ее членов. Личность вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет, может быть случайно, его собственные потребности или стремления.

Цели, которым группа может служить в организации, могут быть различными: начиная от распределения работы, осуществления управления и контроля за работой для решения проблем и принятия решений, до поднятия чувства ответственности и причастности к де­лам. Некоторые группы могут возникать и для выполнения других, менее формальных задач.

ЦЕЛЕВЫЕ РОЛИ
1. Инициирование деятельности . Предлагать решения, новые идеи, новые постановки проблем, новые подходы к их решению или новую организацию материала. 2. Поиск информации . Искать разъяснение выдвинутого предложения, дополнительную информацию или факты. 3. Сбор мнений . Просить членов группы выражать своё отношение к обсуждаемым вопросам, прояснять свои ценности или идеи. 4. Предоставление информации . Предоставлять группе факты или убеждения, касающиеся какого-либо предложения, обязательно с его оценкой, а не только сообщать факты. 5. Высказывание мнений . Высказывать мнения или убеждения, касающиеся какого-либо предложения, обязательно с его оценкой, а не только сообщать факты. 6. Проработка . Разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, пытаться прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято. 7. Координирование . Разъяснять взаимосвязи между идеями, пытаться суммировать предложения, пытаться интегрировать деятельность различных подгрупп или членов группы. 8. Обобщение . Повторно перечислят предложения после окончания дискуссии.
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РОЛИ
1. Поощрение. Быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим. Хвалить других за их идеи, соглашаться с другими и положительно оценивать их вклад в решение проблемы. 2. Обеспечение участия. Пытаться создать обстановку, в которой каждый член группы может внести предложение. 3. Установление критериев. Устанавливать критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты или оценивая решение группы. 4. Исполнительность. Следовать решениям группы, вдумчиво относясь к идеям других людей, которые составляют аудиторию во время групповых дискуссий. 5. Выражение чувств группы. Обобщать то, что формируется, как ощущение группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем.

Р.Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну менее часто встречающуюся роль:

1. Альфа – лидер, который импонирует группе, побуждает её к активности, к действиям, составляет программу, направляет, придаёт ей уверенность и решительность.

2. Бета – эксперт, имеющий специальные знания, навыки и способности, которые группе всегда требуются или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон; его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно.

3. Гамма – преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляется с альфой.

4. Омега – самый «крайний» член группы, который отстаёт от коллектива по причине неспособности, какого-то отличия от остальных или страха.



5. Р – противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера.

Исследования М.Белбина свидетельствуют о том, что для получения действительно эффективной группы необходимы восемь ролей. Среди них:

Председатель. Это человек, который осуществляет руководство командой и координирует её действия. Он должен быть дисциплинирован, целеустремлён и уравновешен. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о вещах и людях, понимать нужды других людей.

Организатор. Это инициативные, легковозбудимые, мобильные и наиболее влиятельные люди в группе. В отсутствие председателя они обычно берут на себя его роль, хотя и не являются идеальными людьми для этого. Их сила заключается в их стремлении и страстном желании достичь цели, но они могут быть сверхчувствительными, раздражительными и нетерпеливыми. Они необходимы, поскольку побуждают других членов группы к действию.

Мозговой центр – генератор идей. В отличие от организаторов люди, входящие в мозговой центр компании, устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений. При этом могут быть невнимательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны.

Контролёр-критик. Обладает скорее аналитическим, чем творческим складом ума. Скрупулёзно анализирует идеи и обладает способностью увидеть слабые места в аргументах. Менее общителен, чем другие, скрывает свои сведения, держится в стороне от команды, но может быть необходим для проверки качества. Надёжен, но может быть бестактным и бесстрастным.

Исследователи резерва новых служащих. Такие люди являются популярными членами команды, экстравертами, они общительны и рискованны, приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенствовании. Однако они не являются творческими людьми, не держат бразды правления в своих руках.

Трудоголики. Являются практическими организаторами всей деятельности компании. Превращают идеи в выполнимые задания. Методичны и эффективны в работе, внушают доверие. Они не являются лидерами, но они умелые и исполнительные работники.

Координаторы команды. Такие работники сплачивают всю команду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая во всё, понимая всё и внося во всё чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но не стремятся к соперничеству.

Детерминатор-разрушитель. Он проверяет детали, заботится о графиках, досаждает другим необходимостью что-то безотлагательно сделать. Его упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна.

Слишком большое количество сотрудников в одной роли означает нарушение баланса, а когда число ролей слишком мало, не будут выполняться задания. В маленькой команде, следовательно, одному человеку придётся выполнять более одной роли. Полный набор ролей важен, когда происходят быстрые изменения в трудовых ресурсах, технологии, продукции или на рынке. Более стабильные группы могут обойтись и без полного комплекта ролей. В группах могут встречаться и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным.

Выявить структуру группы можно с помощью социометрии.

Сплочённость группы

Это мера взаимного тяготения членов группы друг к другу и к группе. Сплочённость выражается в стремлении остаться в группе, в стремлении к сотрудничеству при решении общих задач и к сохранению группы. В целом, чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоциональных межличностных связях, тем она сплочённее. Чем сплочённее группа, тем жёстче групповой контроль над взглядами и поступками её членов. В сплочённой группе создаётся атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки. Сплочённость порождает эмоциональную привязанность членов группы и лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность. Высокосплочённая группа хорошо работает и способна повысить эффективность всей организации. Однако в случае расхождения целей группы и целей организации высокая степень сплочённости может отрицательно сказаться на производительности труда всей организации.

Отрицательной стороной чрезмерной сплочённости группы может быть и нежелание её членов мыслить критически и принимать серьёзные решения вследствие развития процесса группового единомыслия. Эта тенденция возникает из-за склонности членов группы быстро сходиться во мнениях, не считаясь с возможностью ошибки.

Для увеличения положительного эффекта сплочённости руководитель организации может периодически проводить собрания, разъясняя цели группы и их взаимосвязь с целями организации, создавая такие условия, когда каждый член группы может видеть свой вклад в достижение этих целей. Сплочённости также содействует: удовлетворение личных потребностей членов группы в группе или при помощи группы; согласованность целей всей группы с индивидуальными потребностями и целями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами; выгоды, вытекающие из членства в группе; симпатии между членами группы; мотивированность членов группы; дружеская, располагающая атмосфера; соперничество с другой группой или группами; вражда, неприязнь и отрицательное отношение общества (замкнутость сект и фракций); престиж группы.

Групповое напряжение

В результате взаимодействия членов группы, различающихся по взглядам, моделям повеления, планам и потребностям, в группе возникает напряжение. Оно может выражаться в агрессивности, раздражении, неприятии, страхе, отчуждении, а в некоторых случаях – привести к открытому конфликту.

Однако напряжение в группе играет и позитивную роль как фактор, побуждающий членов группы к активности, изменениям. Для эффективной групповой деятельности необходимо динамическое равновесие между сплочённостью и напряжением.

Фазы развития группы

Выделяют следующие стадии развития группы: стадия формирования, стадия психологической напряжённости, стадия нормализации, стадия деятельности.

1.Стадия формирования. Когда группа формируется, ее члены осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе. Это – стадия перехода индивида от состояния независимого лица к статусу члена группы. Члены группы испытывают такие чувства как волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, опасение и беспокойство относительно будущей работы и способов взаимодействия с другими членами группы. Они делают первоначальные, пробные шаги приспособления к группе, пытаются определить задачу и решить, как она будет выполнена, пытаются определить, как вести себя в группе и как следует иметь дело с проблемами группы; решают, какая информация нужна и как она должна быть собрана.

Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности, они заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей, абстрактных концепций и проблем, признаков или вопросов, не имеющих отношение к задаче. Идет «светский разговор», фасадное общение, отказ от личностного самовыражения.

2.Стадия психологической напряженности – стадия бурления. Вероятно, наиболее трудная стадия для команды. Это похоже на то, как будто члены группы сделали прыжок в воду и, думая, что они тонут, начинают метаться. Они понимают, что задача более трудная, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фанатичными. На стадии шторминга для членов группы характерно:

· сопротивление выполнению задачи и новым подходам к совершенствованию качества (отличным от тех, которые каждый индивидуальный член находит удобным для использования);

· резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта;

· продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда они договариваются о конкретном результате;

· оборонительность и соревновательность; разбивка на фракции и выбор союзников; борьба за лидерство;

· установление нереалистических целей;

· восприятие «иерархии»;

· отсутствие единства, повышенная напряженность и ревность.

Многие члены команды испытывают чувство давления и напряжения, но постепенно они начинают понимать друг друга.

3.Стадия нормализации. Во время этой стадии члены группы определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают группу, её основные правила, или нормы», роли в группе и индивидуальные особенности членов группы. Эмоциональный конфликт снижен, первоначально конкурентные отношения замещаются на более сотрудничающие. Другими словами, поскольку члены команды понимают, что они не собираются тонуть, они прекращают метаться и начинают помогать друг другу находиться на плаву.

Стадия нормализации характеризуется следующими факторами:

· принятие членства в группе;

· появление новой способности – конструктивного выражения критики;

· взаимопомощь и направленность на выполнение работы;

· попытка достичь гармонии, избегая конфликта;

· более дружелюбное, доверительное отношение друг к другу, люди делятся личными проблемами;

· ощущение принадлежности к группе, совместимости, общего духа и общих целей;

· установление и поддержание основных правил и «норм» группы.

Поскольку члены команды начинают учитывать свои различия, у них теперь имеется больше времени и энергии на проект общее дело. Таким образом они способны к существенному продвижению вперед.

4.Стадия деятельности. На этой стадии группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены группы уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли. Теперь они начинают работать – проводить диагностику и решать проблемы, осуществлять необходимые изменения.

Эта стадия деятельности характеризуется следующими данными:

· члены группы понимают личностные и групповые процессы, сильные и слабые стороны друг друга;

· конструктивное самоизменение;

· удовлетворение продвижением группы;

· работа с проблемами; способность предвидеть и предотвращать проблемы;

· группа важна для её членов;

· члены группы близко воспринимают все её проблемы.

Теперь группа действительно становится эффективной единицей организации и начинает производительно работать.

Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвёртая стадия достигается за одну ил две встречи, иногда на это могут потребоваться месяцы и годы.

Группа является одной из основополагающих форм социального взаимодействия. Люди, как и многие из представителей братьев наших меньших, объединяются в группы для удовлетворения разнообразных потребностей. Происходит данный процесс посредством взаимодействия членов объединения между собой.

Различия в поведении

То, как проявляет себя человек в группе, можно представить при помощи самого простого примера. Представьте себе, что в комнате находится обычный человек. Он может отдыхать, может пойти пообедать, а если ему заблагорассудится - соберет сумку и пойдет гулять. Но совершенно другую картину можно увидеть в том случае, когда упомянутый индивид будет членом группы. Свободное поведение возможно, только если он находится в обществе близких друзей или родственников. В остальных случаях человек в одиночестве и тот, что является частью группы, - это практически разные люди. Психологи утверждают: только после оценки того, как проявляет себя человек в группе, можно судить о его характере и личных качествах. Невозможно составить мнение об индивиде, не зная, каким образом он ведет себя в обществе себе подобных.

Типы групп

Существует огромное количество групп. Это различные социальные объединения, семейный круг, школьный класс, студенческая группа. В какие-то объединения человек может попасть случайно, частью других он становится по собственному желанию. Одни можно легко покинуть, а другие - практически невозможно. То, как проявляет себя человек в группе, кратко говоря, во многом зависит от ее типа. Среди всего их многообразия выделяют большие и малые объединения. К большим относятся союзы на основе профессиональных интересов, этнические группы, социальные образования, связанные с географическим положением. Время жизни таких объединений больше времени отдельно взятого человека, оно зависит от исторических событий.

Толпы

Также к категории групп относят возникающие стихийно толпы. Проявляются они в виде политических митингов, стихийных действий. Существование толпы недолговечно. Она исчезает так же внезапно, как и появляется. Толпы часто бывают неуправляемыми, одно из их главных свойств - это высокая эмоциональная заряженность. Как проявляет себя человек в группе подобного рода?

Первым свойством, определяющим его поведение, является анонимность. Человек теряется в «безликой толпе» и практически прекращает нести ответственность за свои поступки. Именно отсюда и происходит жестокость толпы, ее агрессивность. В такой группе у индивида создается ложное ощущение, что он свободен от других типов социальных связей - например, он забывает, что является частью трудового коллектива, семьи.

«Растворение» в толпе

То, как проявляет себя человек в группе такого типа, во многом определяется упомянутой анонимностью и безответственностью. Индивид полностью отдается во власть таким инстинктам, которым в здравом уме он бы никогда не дал волю. Он оказывается неспособным перерабатывать информацию рационально. Если у изолированного индивида сохраняется способность к критике, наблюдению, то у человека в толпе она полностью исчезает.

В толпе индивид подвержен ассоциации с другими ее членами. Такая группа напрямую влияет на человека своим присутствием, он чувствует ее мощь. Это воздействие может выражаться двумя способами - либо усилением поведения индивида, либо его подавлением. Человек чувствует непреодолимую которая обусловлена ее огромной численностью. Здесь не существует такого понятия, как невозможность. Именно поэтому индивид отдает себя во власть инстинктам.

Человек как часть коллектива

Как было указано, поведение человека меняется, когда он становится частью группы. Общение человека в группе существенно влияет на его мотивацию, сферу оценок и другие характеристики. Интересы его становятся более широкими, ведь он теперь не только занят собой, но и заостряет внимание на проблемах других членов объединения.

Кроме того, в коллективе человек наделяется определенным «весом». Люди могут находиться на совершенно одинаковых позициях, выполнять одинаковую работу. Однако они будут иметь абсолютно разный «вес» внутри коллектива. Для многих эта характеристика имеет особую ценность, ведь вне группы человек никогда бы не смог обрести значимость.

Группа также влияет на самооценку индивида, его самовосприятие. Член группы постепенно идентифицирует себя с ней, что приводит к изменениям в данной сфере. Он начинает по-другому относиться к своему месту под солнцем, у него формируется новый тип мировоззрения.

Роль и статус

То, как проявляет себя человек в группе (обществознание или психология обычно являются теми предметами, при изучении которых школьники разбирают данный вопрос), зависит от индивидуального положения участника того или иного объединения, его статуса. Каждая группа наделяет своего члена определенным статусом. Он, в свою очередь, предполагает ту или иную роль. Статус человека в группе - это позиция по отношению к другим участникам объединения. Роль представляет собой определенный набор функций, которые предписываются участнику группы другими ее членами. Также она зависит от той спецификой деятельности, которая характерна для данной группы. Существует большое количество типологий ролей в социальном объединении. Однако большинство из них построены по критериям власти и подчинения либо предпочтения и отторжения.

Типы социальных статусов

Лучше всего для понимания различных социальных статусов и ролей подходит группа с жесткой социальной иерархией. Обычно ей свойственен недостаток ресурсов, а также внутри таких объединений наблюдаются проблемы с их справедливым распределением. Не последнюю роль в группах подобного рода играет низкая ее вожака (или лидера). У него могут отсутствовать понятия о морали и ценностях. Место человека в группе с жесткой социальной иерархией обычно обозначается буквой греческого алфавита. В ней наблюдаются следующие роли:

  1. Альфа - это «вожак стаи». Лидер пользуется приоритетом в распределении благ, он обладает самым большим авторитетом.
  2. Бета представляет собой второе после лидера лицо в группе. Нередко бета бывает умнее альфы. Однако он не так энергичен. Он занимает второе место в иерархии и потому имеет соответствующее право на распределение благ. Нередко бета является своеобразным хранителем принятых в и правил.
  3. Гамма-1. Это приближенные лидера группы, его соратники.
  4. Гамма-2. Членов группы с таким статусом обычно больше всего. Они, как правило, инертны и нередко становятся объектами манипуляций со стороны более «высокопоставленных» членов объединения.
  5. Гамма-3. Эта подгруппа также вынуждена подчиняться, однако ее представители нередко бывают недовольны присвоенным им статусом. К ним члены с более высоким рангом применяют политику «кнута и пряника». В роли «пряника» обычно выступает возможность стать приближенным к высшим слоям группировки, а «кнут» - это лишение прав, уменьшение количества получаемого вознаграждения, иногда - изгнание из группы, а также физическая расправа.
  6. Гамма-4. Это своеобразный «шут», которому позволено делать критические и язвительные замечания в адрес других членов группы. Естественно, такое позволение ему дают представители высших рангов. Гамма-4 несет особую роль: он поддерживает видимость «свободы слова» и «демократии» в группе.
  7. Омега - это индивид, который принимает на себя всю агрессию объединения. Роль омеги нужна для того, чтобы группа была сплоченной. С помощью человека с данным статусом другие члены объединения обретают ощущение «мы». В том случае, если человек не согласен с этой ролью и покидает группу, в скором времени на эту позицию находится другой кандидат.

Цели членов группы

Обычно поведение члена группы направлено на достижение одной из двух целей - решение практических задач или же построение взаимоотношений. Одному человеку сложно выполнять сразу обе функции, поэтому каждый участник объединения либо занимается решением практических задач, либо способствует развитию гармоничных отношений в коллективе.