Методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему: Экологический проект «Охрана природы и окружающей среды в жизни детей дошкольного возраста. Правила охраны природы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Защита окружающей среды» МБДОУ «ЦРР Д / с №50 «Непоседа» Г. Новочебоксарск ЧР Выполнила воспитатель Семёнова Н.С.

Земля – наш общий дом, плати за добро добром!!! 2013 год – был объявлен Годом охраны окружающей среды. И это не случайность, а «наболевшее» решение. Ведь в результате научно-технического прогресса и деятельности человека в природе на нашей планете ЗЕМЛЯ происходят стремительные изменения в окружающей среде: загрязняются и становятся безжизненными водоемы и почвы, разрушается озоновый слой Земли, выпадают кислотные дожди, а также меняется состав воздуха… Мы - педагоги дошкольных учреждений, обязаны создавать условия для развития экологического сознания наших воспитанников, формировать предпосылки экологического сознания: - формировать навыки культуры поведения в природе; расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными; - расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (на­пример, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственными для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.) – изложено по программе «От рождения до школы» (автор Веракса Н.Е.). Можно перечислять задачи данного направления с дошкольниками, но ничего не измениться, если мы не поможем осознать нашим воспитанникам, что на добро надо платить добром!

Земля – наш общий дом «Рыбе – нужна вода,…

Земля – наш общий дом «Птице – нужен воздух,…

Зверю - нужен лес,

Земля – наш общий дом - степи,...

Земля – наш общий дом Зверю - нужны горы!

Земля – наш общий дом А человеку нужна родина.» М.Пришвин

А теперь ПОДУМАЙ и ответь!

Кто живёт в реке? Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом - такая злюка! Конечно, это… щука

Кто живёт в реке? От зубастой щуки скрылся, В зарослях он притаился. Выплыл с тины серебрясь... Как его зовут? карась

Кто живёт в реке? Он всеядный и большой, Скрытый жёлтой чешуёй. Ил его любимый скарб... Как зовут все рыбку? карп

Кто живёт в реке? В омуте речном живёт, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это… сом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной консультации раскрывается значимость семьи в формировании правового сознания ребенка. Даются родительские установки для создания психологически комфортной среды внутри семьи, а так же с...

Родительское собрание "Защита прав и достоинства ребенка». Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. дать детям элементарные знания и представле...

Родители. Родителей. Родителям... Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями воспита...

14 -е место

МБДОУ «Детский сад № 24»

Проект непосредственно-образовательной деятельности по развитию экологических представлений

детей подготовительной группы «Охрана живой природы»

Выполнила: воспитатель I квалификационной категории Бойцева Наталия Валентиновна

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней.

Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.

Материал: иллюстрации диких животных, насекомых, растений, подводных обитателей; картинки с изображением лесных пожаров, загрязненных водоемов, и т.д.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на тему «Охрана живой природы. Для чего это нужно?»(см. приложение)

Дидактические игры: «Лесные домишки»

- «Найди всех животных»


Ход образовательной деятельности:

Педагог: Ребята, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации и скажите, что на них изображено.

Дети: Природа.

Педагог: Что же означает слово природа?

Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.

Педагог: А вы любите наблюдать за природой?

Педагог: Расскажите, что интересного вы увидели во время таких наблюдений.

Рассказы из опыта детей.

Педагог: Человек очень любознателен и издавна наблюдал за зверями и птицами, за насекомыми и растениями. Но с каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. И это понять нетрудно: увеличивается количество населения в мире, а чем больше людей, тем меньше места для обитания животных. Многие виды животных исчезают от косвенного влияния человека на их жизнь. Дело в том, что человек невольно отнимает у своих «меньших братьев» естественные места обитания животных, их кормовые участки. Отрицательно сказывается на численности животных вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы. Эти действия истребляют животных так же быстро, как и с помощью ружья, яда, капканов.

(показ картинок с изображением лесных пожаров, загрязненных рек, и т.д.)

Педагог: Ребята, как выдумаете, что нужно делать для того, чтобы живой мир природы не исчез на всегда?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята. Природу надо охранять. А зачем надо сохранять диких, особенно редких и исчезающих животных? Пожалуй, над этим вопросом многие не задумываются. Но если и подумают, то и ответ для него находят быстро: если животных какого-то вида так мало, то они, видимо, не имеют никакого значения в природе, так что и после их исчезновения жизнь на Земле не остановится. Ведь таких примеров история знает немало. Однако те, кто так думает, глубоко заблуждаются. Справедливо говорит об отношении людей к живой природе известный английский ученый Дж. Даррелл: «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем, можно сказать, биологическую битву против окружающей среды».

Педагог: А что такое зоозащита?

Ответы детей.

Педагог: Защита животных— вид деятельности, направленной на улучшение содержания и обращения с животными, предотвращение жестокого обращения с животными.

Дело в том, что фауна нашей планеты — это не случайное скопление различных видов животных, а единая, согласно функционирующая система и выпадение любого, самого незначительного на первый взгляд звена ведет к серьезным изменениям. Вот почему важно сохранить каждый вид животных. Каждый вид неповторим, интересен и нужен природе и человеку.

Пристального внимания и бережного отношения заслуживают дикие звери, особенно редкие и исчезающие виды животных. Это как раз та часть органического мира, которая наиболее уязвима, а потеря ее не только вполне реальна, но и может произойти в очень короткие сроки.

Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться - много интересного и полезного заметишь. Ребята, а вы знаете правила вежливости в природе?

Дети называют правила поведения в лесу.

Педагог: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети.

После прочтения стихотворения дети называют, какие правила поведения были нарушены.

Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу. Ответы детей.

Педагог: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем показывают и объясняют их значение.


Приложение

С. Михалков

«Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! - крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

Беседа на тему «Охрана природы»

Находясь в природе, надо относиться ко всему окружающему внимательно и осторожно. Нельзя собирать коллекции моллюсков, жуков, бабочек и других животных. Собирательство даже без злого умысла может нанести ощутимый вред природе. Любая самодеятельность в использовании животного мира беззаконна, не может быть допустима. Живая природа должна быть для всех неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь, но не трогайте, не ловите.

Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства нашей страны. Кроме того, животный мир используется в научных, культурно-просветительских и эстетических целях.

Всё в природе взаимосвязано и люди не могли бы жить без окружающей их природы. Но, являясь частью природы, люди стали жестоко и безжалостно к ней относиться.

Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны.

Вырубая лес или загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река - дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах мира ведется большая работа по охране природы. В нашей стране охота на редких животных запрещена, а на многих других животных - ограничена, в т.ч. и рыбная ловля.

Под особой охраной животные находятся в заповедниках, заказниках и других охраняемых природных территориях. Охраняемые животные могут также содержаться в дендропарках, ботанических садах, зоопарках. Благодаря зоопаркам сохранены многие редкие исчезающие виды животных. Когда в заповеднике или в зоопарке животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места.

Некоторые виды животных уже спасены! Это, например, бобр, соболь. Значит, люди могут спасти и других редких животных, если не пожалеют сил.

Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых еще много, которые не внесены пока в Красную книгу. Это хорошо известные белка и еж, синица и дятел, лягушка, жаба и многие-многие другие животные. Их жизнь часто зависит от поведения человека в природе. Зимой можно возле деревьев в лесу насыпать орехи для белок, сделать кормушки для воробьев и синиц.

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы!

Когда вы думаете о многочисленных проблемах окружающей среды, вставших перед современным миром, какие способы их решения приходят вам в голову? Возможно, вы думаете о последних предупреждениях ученых касательно глобального потепления, об вымирающих видах животных и растений, об исчезновении лесов или о загрязнении воздуха и воды. Конечно, список угроз окружающей среде можно продолжать до бесконечности, и ваши дети, без сомнения, уже узнали о многих из них дома или в школе.

Многим взрослым может быть страшно изучать научные данные, подробно описывающие положение дел с охраной окружающей среды. Как же научить своих детей важности заботы об окружающей среде и не вложить в них представление о неизбежном конце света и вселенской катастрофе? Для начала обратите внимание детей на то, что может сделать для охраны природы ваша семья и ваши друзья. Если вы поможете своим детям озаботиться охраной окружающей среды с самого раннего возраста, они смогут увидеть, что их действия на самом деле играют важную роль, а если действовать заодно с другими людьми, можно сыграть важную роль в изменении и улучшении всего мира.

В статье приведены простые, легко выполнимые занятия с детьми, которые вы можете включить в свое ежедневное расписание и которые помогут им ответственно обращаться с окружающей средой.

Берегите воду

Знаете ли вы, что один человек расходует, в среднем, около 200 литров воды в день? Возможно, вы догадываетесь, что в ванной люди используют больше воды, чем в любой другой комнате в доме, или что капающий кран может пролить до 7500 литров воды в год. Но в то время как вы, скорее всего, знаете об этой статистике, ваши дети, вероятно, не имеют представления о том, сколько воды расходуется зря каждый день.

Как же научить детей беречь наши водные ресурсы? Подумайте над следующими предложениями:

  1. чистя зубы, умываясь или моя руки, выключайте воду, а не лейте ее постоянно;
  2. возьмите себе за правило сокращать время пребывания под душем (пользуйтесь таймером, если это необходимо);
  3. если настала очередь детей мыть посуду, не давайте им лить воду постоянно, когда они намыливают или споласкивают посуду;
  4. если вы просите детей помыть садовые дорожки, давайте им швабру, а не шланг;
  5. пусть весной и летом ваши дети поливают растения рано утром, чтобы избежать испарения и, соответственно, расходовать меньше воды;
  6. не выбрасывайте мусор в туалет, потому что при этом каждый раз приходится сливать воду.

Переработка отходов

По всей вероятности, теперь ваши мусорные ведра стали намного легче, чем несколько лет назад. Сегодня баки для вторсырья стоят уже во многих городах, и в большинстве домов тоже есть мусорные бачки с такими отходами, которые увозят специальные машины раз в неделю.

Ваши дети, возможно, тоже принимали участие в школьных программах сбора макулатуры и Всемирного дня охраны окружающей среды (отмечается ежегодно во всём мире 5 июня), которые пропагандируют защиту окружающей среды. Может быть, они даже помогают своей семье собирать и отправлять на переработку алюминиевые банки и пластиковые бутылки и получают за это деньги. Раз переработка мусора так распространилась в последние годы, что же еще можно сделать, чтобы сократить загрязнение окружающей среды?

Сократите количество отходов

Наверное, самое простое, что прежде всего может сделать ваша семья, - это сократить количество производимого вами мусора. Потому что та горстка мусора, которую производит каждый отдельный человек, складывается в огромные горы всеобщего мусора, и снижение количества вашего личного мусора может существенно повлиять на окружающую среду. Вам помогут следующие идеи:

  1. экономьте бумагу, пишите письма и делайте домашнее задание на двух сторонах листа;
  2. сделайте стопку бумаги для заметок, которую ваши дети смогут использовать для своих черновых работ, - это помогает использовать бумагу дважды;
  3. когда готовите обед, используйте многоразовую посуду;
  4. поощряйте детей использовать многоразовые контейнеры, а не полиэтиленовые пакеты, оберточную бумагу или алюминиевую фольгу;
  5. складывайте постриженную траву, листья и пищевые отходы в компостную яму у себя в саду, а не выбрасывайте их вместе с мусором, что тоже снизит объем мусора, отвозимого на городские свалки;
  6. покупайте вещи, сделанные из переработанной бумаги и других переработанных материалов;
  7. покажите своим детям, как много упаковочного материала пропадает впустую, когда вы покупаете индивидуально упакованные вещи, вместо того чтобы брать большие упаковки и затем раскладывать купленное по порциям в многоразовые контейнеры;
  8. покупайте перезаряжаемые батарейки и другие устройства, которые в конечном итоге менее вредны для окружающей среды и служат намного дольше обычных батареек;
  9. если вы находитесь в магазине и покупаете какую-нибудь маленькую вещь, положите ее себе в карман, в сумочку или в другой мешок с покупками, а не просите для нее отдельный пакет;
  10. берите с собой многоразовый пакет для покупок, который ваша семья может использовать несколько недель подряд, или просто хозяйственную сумку.

Вторичное использование старых вещей

Старая ненужная одежда, игрушки или предметы домашнего обихода могут получить вторую или даже третью жизнь, если начать их использовать не по назначению. Например, старая шина может стать отличной садовой клумбой, а рваная одежда может быть использована как тряпка. Части поло манных игрушек могут обрести новую жизнь в качестве материала для поделок. Вы также можете отдать еще пригодную вещь в благотворительное общество.

Переработка отходов вне дома

Многие люди аккуратно собирают мусор дома и совершенно забывают об этом вне его. Например, что вы делаете с пустыми пластиковыми бутылками и банками от газированной воды? Выбрасываете ли вы их в контейнер для переработки отходов, если таковой есть поблизости? Или просто отправляете в урну?

Напоминайте своим детям, что им надо всего-навсего удостовериться, что банка или бутылка пуста, положить ее к себе в рюкзак и потом, дома, выкинуть в контейнер для переработки отходов. Также вы можете посоветоваться с администрацией садов и парков вашего города, нет ли возможности поставить такие контейнеры в районах интенсивного городского движения. В некоторых садах и парках и на пляжах уже есть особые емкости для пластиковых бутылок и металлических банок.

Снижение загрязнения воздуха, замедление глобального потепления

Если ваши дети учатся в средних или старших классах, возможно, на уроках им уже рассказали о глобальном потеплении. Хотя может казаться, что предпринимать какие-либо меры по снижению количества выбрасываемых в атмосферу газов в состоянии только правительства и крупный бизнес, есть кое-что, что можете сделать и вы с вашей семьей, не говоря уже о том, что это поможет вам одновременно и сэкономить деньги. Например, можно предложить своим детям следующее:

  1. Если вам надо куда-то добраться, идите пешком, поезжайте на велосипеде или сядьте в автобус, вместо того чтобы ехать на машине. Может быть, вы живете достаточно близко к школе, чтобы ваши дети могли ходить в нее пешком? Можете ли вы договориться с соседями по очереди развозить детей на машине? Могут ли ваши дети пойти в гости к другу пешком или поехать на велосипеде, а не пользоваться машиной?
  2. Экономьте электричество (выключайте телевизор, свет, радио и другие электроприборы, когда ими не пользуетесь).
  3. Помогите сохранить энергию и сырье, перерабатывая, используя по нескольку раз и снижая количество потребляемых продуктов.
  4. Сажайте деревья и другие растения, чтобы помочь поглощению излишнего углекислого газа (они также обеспечивают тень и защиту от ветра, что помогает лучше сохранять в домах более или менее постоянную температуру и, следовательно, снизить расходы энергии на их отопление или охлаждение).

Меньше усилий - больше результат

Наши маленькие повседневные действия самыми разными способами могут иметь значительный положительный эффект на окружающую среду. Чтобы дети начали постоянно задумываться об окружающей среде, дайте им возможность видеть все, что вы делаете для ее защиты изо дня в день, и объясняйте, почему вы это делаете. Например, дети могут не понимать, почему использование энергосберегающих ламп или механической газонокосилки лучше для окружающей среды, пока вы им это не объясните. Покажите своим детям, что вы не разбрасываете мусор, и объясните, какое влияние загрязнение имеет на окружающую среду. Не выбрасывайте ненужные вещи, а отдавайте их в благотворительные общества. Будьте в курсе проектов по охране окружающей среды в своем районе, и, возможно, вы сможете посадить дерево или убрать мусор в местном парке вместе с детьми.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы в условиях ФГТ

Тема: «Природа - наш общий дом»

Программное содержание:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.

Задачи составлены в контексте со следующими областями.

«Здоровье». Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Формировать представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье.

«Безопасность». Закрепление представлений об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.

«Социализация». Способствовать развитию экологической культуры детей.

«Познание». Развивать логическое мышление, память, речь;

«Чтение художественной литературы». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция, стихи, физкультминутка.

Предварительная работа:

1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о природе.

2 .Рассматривание илюстраций, альбомов на тему: «Природа», составление рассказов по картинкам.

3 .Проведение дидактических игр: «Кто где живёт», «Кто лишний».

4 .Проведение подвижных игр.

5 .Игровые ситуации по правилам обращения с природой.

Здоровьесберегающие технологии: Физминутка.

Релаксация: «Слушаем звуки леса»

Аппаратное обеспечение: ноутбук.

Образовательные ресурсы: Программа « От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день дорогие дети! А вы знаете, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями (показать картинку моря...), меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Сегодня мы с вами собрались, чтобы уточнить наши знания о природе, расширить их, закрепить.

Беседа с просмотром презентации.

(Охрана окружающей среды; Животные; Природные явления)

Дальнейшее наша занятие с вами будит проходить на участке нашего детского сада. (собираемся на улицу)

Воспитатель: Давайте с вами встанем в полукруг.

Ребята, скажите, как называется наша планета? (Дети отвечают: Земля) А какую форму она имеет? (шар) Верно форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его нужно много месяцев. Ещё я вам хочу показать модель нашей земли. (воспитатель показывает глобус) Сейчас я вам дам его каждому подержать.

(Звучит тихая музыка, воспитатель, читает стихотворение):

Наш дом родной, наш общий дом,
Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотри вокруг.
Тут речка, там зеленый луч,
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь:
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть,
Леса и горы и моря,
Все называется земля.
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой
Любимую планету.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Давайте прочитаем. Нам предлагают поиграть в телевизионную игру. Вы согласны принять участие в игре?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда я буду ведущая. А вы участники игры. Перед началом игры мы разделимся на две команды, и позволим вам придумать название своей команды, связанное с природой, выбрать капитана. И, конечно же, познакомимся с правилами.

  1. Нельзя выкрикивать с места.
  2. Ответы принимаются по очереди. За правильный ответ команда получает смайлик.
  3. В конце игры подсчитываем смайлики. Побеждает тот, у кого будет больше смайликов.

Ну конечно тема игры – «Природа»

Первая команда «Ромашки», вторая «Фиалки».

Все готовы начать нашу игру.

Дети: Да.

Воспитатель: Первое задание

Задание №1

1. Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным и растениям) .

2. Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная) .

3. Назовите домашних птиц умеющих плавать? (гусь, утка)

4. Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым) . А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле) .

5 . Что необходимо для роста и развития растений? (земля, вода, свет, воздух, тепло).

6 . Как нужно беречь воду? (Экономить воду, не загрязнять) .

Задание №2

1 команда

Почему животных называют дикими?

(ответы детей)

Сами добывают корм;

Строят жилище;

Приспосабливаются к окружающей среде

Спасают от врагов.

2 команда

Почему животных называют домашними?

(ответы детей)

О них заботится человек;

Они не заботятся о корме;

Живут в готовых жилищах.

Задание №3

Воспитатель:

Как мы должны заботиться о птицах?

Каждая команда должна отвечать поочередно, ответы должны быть полными, развёрнутыми. (Мы должны вешать кормушки. Нельзя кормушки разорять. Не забывать кормить птиц.)

Задание №4

Воспитатель: А сейчас я вам буду загадывать загадки , чья команда быстрей ответит. Не выкрикиваем, а подымаем руку.

1. Наши младшие братья живущие в лесу (ЗВЕРИ)

2. Обитатель леса шустрый своровал листок капустный.

У него дрожат реснички, нет ли где-нибудь лисички? (ЗАЯЦ)

3. На овчарку он похож,

Что ни зуб-то острый нож,

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть (ВОЛК)

4. Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (БЕЛКА)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Хлопать в ладоши, если растения растут в наших краях, а если не растут тогда молчать.

(ЯБЛОНЯ,ГРУША,МАЛИНА,АПЕЛЬСИН,ЕЛЬ,СОСНА,КАШТАН,БЕРЕЗА,ВИШНЯ,КОКОС,СЛИВА,ДУБ,ЛИМОН,КОФЕ)

Задание №5

Изобразить животное в движении

1 команда изобразит нам (медведя и зайца)

2 команда изобразит нам (бабочку и лягушку).

Воспитатель: Молодцы на этом наша телеигра завершается, давайте с вами подсчитаем смайлики.

(Играет музыка, воспитатель вместе с детьми подсчитывает смайлики)

И так ребята какая - же у нас команда победила?

Дети: Дружба

Воспитатель: Конечно же дружба. Ребята вы меня очень порадовали своими ответами, МОЛОДЦЫ, а сейчас музыкальная пауза.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

«У медведя дом большой»

У медведя дом большой - делаем руками крышу

Он глядит в своё окошко - делаем руками окошко

Зайка пополю бежит, в дверь к нему стучит - изображая бег на месте.

Тук-тук! Дверь открой! - стучим и открываем дверь - две ладошки в стороны

Там в лесу охотник злой! - показываем злого охотника - хмурим брови и руки вверх.

Зайка, зайка, забегай! - приглашаем, рукой машем - ЗАХОДИ!

Лапу мне давай! - даем «лапу»

Воспитатель:

А сейчас я вам повторю правила поведения в лесу:

  • НЕ РВАТЬ ЦВЕТЫ
  • НЕ РАЗОРЯЙ МУРАВЕЙНИКИ
  • НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ
  • НЕ БЕРИ ЖИВОТНЫХ ДОМОЙ
  • НЕ ШУМИ И НЕ ВКЛЮЧАЙ ГРОМКО МУЗЫКУ В ЛЕСУ
  • НЕ МУСОРИ В ЛЕСУ.

Мы думаем, что сегодня мы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю - наш огромный общий дом.

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей -

Все, то что зовется Родиной твоей!

Давайте все вмести пройдёмся по нашему участку и повесим плакаты. (Берегите природу).

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 3

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;

ЗАДАЧИ:

  • развивать знания учащихся об охране окружающей среды и её значении для жизни людей,
  • расширить знания учащихся о редких животных, растениях и мерах по их охране;
  • показать влияние деятельности человека на окружающую среду;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: Красная книга животных и растений, презентация к уроку.

Ход урока

Звенит звонок, педагог предлагает ученикам сесть со своим другом за парты.

Учитель: Слышите? Звенит громко и весело школьный звонок. Он молчал целое лето и очень скучал по ученикам. И сегодня он просто звоном заливается - радостный, звонкий, школьный звонок.

В этот праздничный день он приглашает нас на самый главный урок - Урок мира. Что же мы подразумеваем под этим ёмким, коротким и таким важным словом? (ребята высказываются).

Просмотр видеоклипа “Удивительный мир природы ”

Постановка темы и цели урока.

Учитель: Вы увидели множество удивительно красивых животных, растений. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы поговорим об их охране.

Вы правы, мир - это то, что нас окружает: трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки. Он так прекрасен этот мир: живой и неживой природы. Будьте внимательны и откройте удивительный, загадочный, волшебный мир, который окружает нас каждый день. Учитесь радоваться первым лучам солнца, пению птиц, бабочкам, цветам, удивительным звукам природы или звукам города: звукам автомобилей, смеху озорных мальчишек и девчонок, и даже шагам учителя, друзей и родных.

Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете, а почему животных и растения нужно охранять?

Поиск решения проблемы (работа в группах ).

1. Каково значение животных и растений в жизни человека. (Ребята высказываются).

Значение животных в жизни человека очень велико. От животных получают продукты питания, различное сырьё - кожу, шерсть, жир - для изготовления одежды, обуви, лекарств. Животных используют для спортивно – оздоровительных и транспортных целей. А сколько радости приносит общение с животными!

Немаловажную роль в жизни человека играют растения: они являются пищей для нас, источники витаминов, материалом для одежды, древесина служит строительным материалом, широко используют растения в медицине для приготовления лекарств...

Человек упорно искал средство борьбы с сорняками и вредителями растений. Развитие науки дало ему в руки такое средство – ядохимикаты. Люди стали их широко использовать, но обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же опасны для здоровья самого человека.

Дети читают стихи:

Нас мир удивительный всех окружает:
Дождинки стучат и солнце сияет,
Мяукает кошка,
Собака рычит,
Кто-то хохочет,
А кто-то ворчит.

Листва на деревьях от ветра шуршит,
Птичка чирикает, потом замолчит.
Как мир наш прекрасен, его береги,
Его охраняй, цени и люби!

Учитель: Вы правы! Окружающий нас мир нужно беречь, быть благодарным жителем Планеты Земля, своей страны России, своего родного города Тарко-Сале. Если мы не будем беречь все, что нас окружает, то природа будет наказывать нас наводнениями или пожарами. Что вы знаете о жарком лете этого года? Что случилось в центральных областях нашей Родины? В Амурской области? Как вы думаете, кто виноват? (ребята рассказывают о героической борьбе людей по предотвращению пожаров и наводнения, об опасности от костра, спички...).

Учитель: Мы часто слышим и видим из средств массовой информации об озоновых дырах? А что это такое – “озоновые дыры? (свободные высказывания детей).

Учитель: Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха, дезодорант, мы обычно не думаем о том, что можем нанести вред окружающей среде. В этих баллончиках находятся вещества, которые попадая в атмосферу, разрушают озоновый слой. Тот самый, который защищает всё живое от солнечных лучей. Если озоновый слой будет разрушен, всё живое на Земле погибнет, исчезнет с лица Земли.

Учитель: Участилось выпадение кислотных дождей. Как вы думаете, ребята, с чем это связано? (свободные высказывания детей).

Учитель: Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождём на землю, он губит всё живое.

Воздух, вода и почва – эти три составляющих необходимы для существования всех живых существ. Однако загрязнённый воздух служит причиной болезни и даже смерти. Загрязнённая вода убивает рыб и морских животных. На загрязнённой почве не растут растения. Подсчитано, что до появления на Земле человека исчезал один вид животного за 1000 лет, а сейчас ежедневно исчезает 1 вид растений и животных. Если так пойдёт и дальше, то уже через несколько лет каждый прожитый людьми час будет отмечен гибелью одного вида.

Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, воды и почвы отходами производства (особенно опасны радиоактивные отходы). Человек изменил землю, сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей.

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых животных и растений.

Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году.

Что вы слышали об этом Международном союзе?

По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги. Это и была первая Красная книга.

Учитель: Что вы ребята о ней знаете?

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги. Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на жёлтой бумаге. Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях и вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы. На серых страницах Красной книги находятся сведения о мало изученных и редких видах. Восстановленные виды ранее были в одной из трёх первых категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зелёных листах. На чёрных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. В Красной книге перечислены животные, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запреты охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

Красную Книгу называют Документом совести человека. Давайте полистаем эту книгу.

Рассказ ученика о зубре.

Крупное животное длиной до 3,5 метров. Живёт небольшими стадами на высоте до 2 км над уровнем моря в лесах. Питается злаками, травами, ветками кустарников. За сутки съедает 40 кг корма. Зубр - единственный дикий вид крупных быков Европы, уцелевший до наших дней. Для большинства народов зубр служил не только объектом охоты. Этот мощный зверь олицетворял силы природы, имел традиционное культовое значение, ему поклонялись как одному из символов родной земли. Всего в России зубров осталось меньше двухсот.

Рассказ ученика о дельфине.

Черноморская афалина (дельфин) Длина тела – 230 см. Обитает на мелководье Чёрного моря. Питается рыбами, ныряя на глубину до 150 м. своих детёнышей до 6 месяцев вскармливает молоком.

Учитель: Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Рассказы детей )

В Красную книгу России входят: (показ слайдов )

а) млекопитающие (выхухоль, сурок-байгак и др.);

б) птицы (чёрный аист, соколообразные – скопа, беркут балобан, могильник и др.)

в) рыбы (подкаменщик обыкновенный и др);

г) насекомые (бабочка аполлон, шмели – армянский, необыкновенный, степной и др.);

д) растения (орхидеи, ветреница, тимьян клоповый, и др.).

Учитель: У нас в ЯНАО тоже была издана Красная книга. Первое издание Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа вышло в 1997 году. В неё были занесены 63 вида позвоночных животных, 43 вида насекомых, 33 вида растений, 15 видов грибов и 2 вида лишайников.

Второе издание Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа выпущено в 2010 году тиражом 500 экземпляров.

Какие животные и растения занесены в неё? Расскажите о них? (Рассказы детей )

Рассказ о белом медведе

Белый медведь с 1953 года занесен в Международную Красную книгу. С 1956 года на территории бывшего СССР на него полностью запрещена охота. Арктический лед тает, и очень скоро популяция белых медведей может сократиться в три раза!

Рассказ ученика о стерхе - белом журавле

Стерхи находятся под угрозой исчезновения. Крупная птица: высота около 140 см, размах крыльев 210-230 см, вес 5-8,6 кг. Перья в передней части головы вокруг глаз и клюва отсутствуют, кожа в этом месте у взрослых птиц окрашена в ярко-красный цвет. Роговица глаз красноватая или бледно-жёлтая. Клюв длинный (самый длинный среди всех журавлей), красный, на конце пилообразно зазубренный. Оперение большей части тела белое, за исключением чёрных маховых перьев первого порядка на крыльях . Ноги длинные, красновато-розовые. У молодых стерхов передняя часть головы бледно-жёлтая; оперение коричневато-рыжее, с бледными пятнами на шее и подбородке. Изредка встречаются белые молодые стерхи с рыжими пятнами на спине, шее и по бокам. Глаза у птенцов первые полгода голубые, затем желтеют.

Учитель: С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками.

– Что такое заповедники?

Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве. Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком. В нашей стране около 155 заповедников.

– Какие заповедники вы знаете?

Первый заповедник на территории России - Баргузинский заповедник - был основан 11 января 1917 года на территории Бурятии . В дальнейшем список охраняемых территорий расширился. Старейшими заповедниками, помимо Баргузинского, являются Астраханский (1919), Ильменский (1920) и Кавказский (1924). Последними были внесены в список заповедники “Эрзи ” (2000), “Кологривский лес ” (2006) . В 2012-2020 годах планируется создать 11 новых заповедников, из них 2 (Ингерманландский и Шайтан-Тау) в 2012 году.

Общая площадь территории заповедников в России составляет более 340 тыс. км 2 , что сопоставимо с территорией Финляндии . Крупнейшими из российских заповедников являются и Галичья Гора (оба менее 50 км 2). Больше всего заповедников находится на территории Красноярского (7), Приморского (6) и Хабаровского (6) краёв.

Например, Кавказский биосферный заповедник расположен между городами Сочи и Майкопом. Он занимает земли Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики РФ. Создан он в 1924 году для охраны типичных природных комплексов Северо-Западного Кавказа.

Учитель: Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник? (Высказывания детей ).

Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

В Конституции РФ Статья 58 сказано: “ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”. А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы детей.)

Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила. (показ слайдов )

Творческое задание в группах “Придумайте и нарисуйте свой знак”.

Представьте себе, что вы являетесь членом общества охраны природы. Какой знак охраны животных вы бы создали? Нарисуйте этот знак. (обсуждение, презентация)

Итог урока: Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам такое обращение-призыв:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы!
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Все мы должны помнить слова русского писателя М.М.Пришвина: “Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину!

Рефлексия: Зачем нам нужен был с вами этот урок? Попробуйте начать свой ответ со слов: Сегодня на уроке окружающего мира я...

Учитель: Спасибо за урок!

Список источников.