Свято место пусто не бывает. Сценарий урока кубановедения

В великий всемирный праздник Воздвижения Креста Господня рядом с древнейшим первым городом-крепостью Русской земли Изборском был насыпан Священный курган и воздвигнут Поклонный крест.

Протоиерей Андрей Таскаев, руководитель информационной службы Псковской епархии об этом событии сообщил следующее:

"Как сказал наш Святейший Патриарх Алексий II, настало время собирать камни. Поэтому нам надо собрать всю нашу трагическую историю, ее поражения и победы, нашей Церкви, нашего народа. Собрать все воедино и принять нашу историю, принять самих себя, перестать искать врагов. Надо строить Отечество, строить новую Россию, но с тем опытом, который у нас есть. Слава Тебе Господи, что эту идею метафорически, символически воплотили на Псковской земле. А где должно еще начаться воссоединение России, как не в Доме Божьем, Доме Святой Троицы на Русской земле - в Пскове! Древний город находится на западных рубежах нашего Отечества, и уже полторы тысячи лет стоит непоколебимой крепостью на пути врагов. Мы складываем воедино этот Холм, как символ всей истории России, и крест на этом холме, как венец всей нашей истории. Мы надеемся, что будет восстанавливаться православное государство с православным нравственным менталитетом".

На чине освящения Поклонного креста первым выступающим был инициатор события и благочестивого дела возведения Священного холма на Псковской земле, редактор газеты "Завтра" Александр Проханов.

Он образно и точно сказал о выборе места Священного холма, потому что "Русская история покрыла поцелуями Псковскую землю". Само событие Александр Андреевич определил как светоносное и духовное, должное затронуть душу каждого. Проханов назвал крест "русским древом познания добра и зла" и сказал: "Сюда легли земли из псковских Выбут, где родилась Ольга - первая на Руси христианка и государственная устроительница. Здесь лежит земля из Будника - места рождения Крестителя Руси Владимира Красное Солнышко. Тут есть земля с Кобыльего городища, с берега Чудского озера, где были разгромлены тевтоны благоверным князем Александром Невским. Здесь есть земля из-под стен Спасо-Елеазаровского монастыря, где подвизался великий русский идеолог - монах старец Филофей, который впервые на весь свет провозгласил сакральную формулу "Москва-Третий Рим, а четвертому не бывати".

Эта идеологическая формула абсолютно актуальна и сегодня. Мы привезли сюда землю из-под Покровской башни Пскова, где псковичи отражали штурм польского короля Стефана Батория, стремившегося в центр России, в Москву. И там, в проломе стены, когда поляки одолевали псковское воинство, явилась Пресвятая Богородица Печерская Богоматерь и заслонила Псков и Россию от нашествия поляков. Земля с этих воинских могил лежит в нашем Холме. Мы принесли землю, которая знаменует романовскую Империю. Землю из псковского Кремля, где были земляные бастионы, насыпанные Петром Первым в Северную войну для тяжелых орудий, направленных на надвигавшихся на Россию шведов. Мы привезли землю из Михайловского, из-под стен Святогорского монастыря, которые помнят нашего лучезарного. бесконечно живого Пушкина.

Мы привезли землю со станции Дно, где завершилась монархия Романовых, где Царь Николай Второй, мученик, завершил свою царствование, и где началась его голгофа, его крестный путь закончившийся зверским его убиением, которое положило начало братоубийственной бойне гражданской распре. Мы привезли землю с того места, где русские люди впервые отразили удар врагов, отгнав кайзеровцев от Пскова. Мы привезли землю Великих Лук, с того места, где Александр Матросов закрыл своим сердцем амбразуру фашистского пулемета...Мы привезли землю со Ступинских высот под Великими Луками, где штрафные батальоны брали штурмом немецкие соединения и захватили эти стратегические высоты. Здесь находится земля сегодняшних наших дней. Тех дней, которые заложили основу нашего нового государства Российского, еще очень хрупкого, создающегося в противоречивой обстановке. Здесь земля от памятника, посвященного погибшим в Чечне солдатами 6 роты, земля Псково-Печерского монастыря, где хранятся частицы мощей святых, просиявших на Псковской земле, хранится духовный отпечаток старца Иоанна Крестьянкина. Мы привезли землю с острова Залит, с могилы батюшки Николая Гурьянова и соединили их здесь. Все эти земли, как горсти дрожжей, мы кинули в эту большую квашню, в которой восходит белоснежное дивное тесто новой Русской государственности, новой Русской эпохи, новой русской силы, нового могущества. Как горстки топлива мы вбрасываем эти земли в этот огромный очаг, чтобы в нем опять воспылало пламя нашей веры, нашей святости, чтобы нас покинуло уныние, чтобы нас покинули напасти, чтобы русский человек наполнился благородством, святостью, волей к жизни, к победе, чтобы мы обернулись лицом к своему ближнему, чтобы мы сошлись в нашем едином бессмертном Русском государстве".

По окончании выступления А. А.. Проханова Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с псковским духовенством совершил чин освящения Священного холма, названного Александром Прохановым "амвоном".

В своем слове к собравшимся, у подножия Поклонного креста, Владыка Евсевий сказал: "От себя я принес то, что связано со Святой Землей, Иерусалимом, где мне пришлось нести послушание нашей Церкви в течение четырех лет: со священных мест привез камень и частицу дуба Мамврийского, которые полагаю в этот Священный холм и возливаю святой елей от Гроба Господня и от многих святынь Святой Земли. Пусть это все будет связано воедино и утверждено нашей святой молитвой, нашей верой православной во благо нашей родной Руси, во благо каждого из нас, во утверждение Православия на нашей земле и в процветание нашего народа. Всем желаю мира, согласия, покаяния и терпения". С этими словами Владыка возложил святыни у основания креста, трижды произнеся молитвословие: "Освящается крестное сие знамение благодатию Святаго Духа, окроплением воды сея священныя: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь".

Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий также поздравил всех с великим всемирным торжеством нашей Церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и сказал: "Дорогие о Господе братия и сестры! Крест - хранитель всея вселенная, крест - красота Церкви, крест - верных утверждение, крест - Ангелов слава и демонов погибель. В этих словах заключен весь смысл нашего праздника. Крест - хранитель всея вселенная. Во всех местах нашего земного шара сегодня чтут, прославляют и кланяются святому Животворящему Живоносному Кресту Христову. Так Промыслом Божиим определено на земном шаре славить тот Крест, на котором пострадал ради нашего спасения наш Господь Иисус Христос, проливая Свою кровь и претерпевая страдания и муки за спасение рода человеческого, забывшего Бога. Господь явился на землю, чтобы спасти человека, чтобы избавить его от работы вражия, чтобы показать ему путь к правде, свету, согласию и вечному спасению.

Крест Христов в жизни христианина всегда был путеводной звездой, так научила нас Святая Церковь: "Иже кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет". Еще Он сказал: "Придите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы". На Кресте совершено наше спасение, Господь Крестом источил бессмертие всему человечеству. С того момента, как Спаситель был снят со креста и погребен в пещере, из которой Он воскрес, Крест Господень стал символом победы и правды. Символом победы над злом и дьявольской силой. С тех пор крест стал священным предметом, стал животворной силой и знаком совершенной любви Божией к роду человеческому. Когда Господь был вознесен на Крест, Крест Господень привлек к себе внимание сердца, души и жизни многих миллионов людей, которые трепетно восходят на Голгофу.

В свои годы, когда мне было 25 лет, я тоже с трепетным сердцем восходил на Голгогофу по ступеням, припадывая к месту, где пострадал Господь, и просил Господа, чтобы он помиловал нашу Россию. Это было время конца семидесятых годов, в которое вера была угнетаема безбожной властью, и мы были несвободны. Это тоже был своего рода крест для каждого верующего человека, несущего в своем сердце тяготу преследования за веру, за Бога, за Церковь и, в конечном счете, за крест, который он втайне носил на груди.

Мы сегодня совершаем особый чин освящения креста. Традиция освящения крестов установлена с самых первых времен на месте подвигов больших подвижников, героев, на месте побед нашего народа устанавливались кресты, Божии часовни и храмы. Первый крест на нашей земле водрузила святая равноапостольная Ольга после своего крещения в Константинополе в 957 году. Этот год - юбилейный год, со дня ее крещения исполнилось 1050 лет. И сейчас мы, по образу святой равноапостольной Ольги, основательницы нашего государства, когда она поставила крест во Пскове на берегу Великой, так и мы на земле Псковской снова водружаем святой крест по замыслу усердного человека Александра Андреевича Проханова. Этот крест должен стать символом нашего единения, нашего согласия. Но мы не должны забывать, что самое главное в нашем согласии и единении - наше покаяние и исправление. Нам надо помнить, что Господь пострадал ради нашего спасения и проявил жертвенную любовь ко всему человечеству. Свидетельствуя о Своей любви, Он сказал благоразумному разбойнику: "днесь со Мной будеши в раю". Блажен человек, который сподобится перед своей кончиной услышать этот голос от Самого нашего Господа.

Дай Бог, чтобы этот крест напоминал всем людям о Славе Божией, о том, что с крестом пришло наше освобождение, наше примирение с Богом. Не забывайте Имя Божие! Оно вечно, и слова Его, сказанные со Креста - тоже вечны. К вечности и мы будем стремиться, потому что ничто в этом мире не вечно, но только Слава Божия, вера Православная и святая молитва. Желаю вам, чтобы вы не забывали этого освященного места, как напоминания о нашем прошлом. Пусть этот крест будет путеводной звездой и свидетельствует о победах русских героев, русских подвижников, чтобы всем нам прийти к согласию и миру с покаянием. Божией помощи всем вам!"

Со всех городов и районов Псковской земли на этот Священной холм принесли землю. Освящение Поклонного креста является первым этапом его строительства, который связан

с привнесением в холм псковской памятной святой земли. К 4 ноября, как предполагается, к дню государственного праздника единения и согласия и Казанской иконы Божией Матери, будет заложена часовня, посвященная Державной иконе Божьей Матери, и будет принесена земля с мест великих военных и духовных побед России. Уже вложена в Холм земля из Сталинграда, принесенная ветераном из псковского города Порхова, уже лежит земля из Дивеева, помнящая преподобного Серафима Саровского.

В основе креста положены огромные гранитные камни-валуны. Венчает Холм красивый темно-коричневый лиственничный крест в 9 метров высотой и 4 тонны весом с надписью "НИКА. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ". На освящении Поклонного памятного креста, который, будем надеяться, символически ляжет в основу новой русской государственности, присутствовали представители областной и городской власти, представители и депутаты от партии "Единая Россия", множество молодых псковичей.

Еще раз народ смог убедиться как крест - знак позорной казни в Древнем Риме, стал Крестом Победы. По традиции, такие поклонные кресты ставились на западной, восточной, северной и южной границах Российской империи, защищая ее сакрально от внешнего и внутреннего врага.

Урок № 33.Тема урока: Родная земля.

28.08.2014 6544 0

Цель : Подготовить голосовой аппарат к пению, развивать навык «чистого» интонирования и «владения» своим голосом.

Ход урока.

Орг момент.

2.1. Упражнение в унисон на легато «Мы поём…» Предложить учащимся исполнять фразы по очереди: то «про себя», то вслух. Этот приём позволяет отрабатывать интонационно чистое, точное вступление на первый звук каждой новой фразы. При пении «про себя» желательно беззвучно артикулировать текст, что даёт возможность сохранить ритмическую основу и единый темп движения.

2.2. Упражнение «Журавель» исполняется по нотам, а затем со словами, с показом движения мелодии по «нотоносцу-руке».

2.3. Исполнение песни «Республика независимая» слова и муз. Л.Мельниковой.

2.4. Знакомство с песней «Казахстанская земля» слова и музыка Л.Мельниковой.

Что вы можете сказать о характере этой песни? (песенный)

О чем рассказала нам песня?

2.5. Разучивание 1 куплета и припева песни «Казахстанская земля».

2.6. Исполнение разученного музыкального материала с последующим повторным слушанием песни (можно к исполнению песни добавить элементы казахских танцевальных движений).

В музыке любого народа отражены любовь к Родине, к родной природе, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о родной земле помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.

3. Слушание музыки

А теперь, садитесь удобнее, я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие. А поможет нам музыка одного из самых знаменитых музыкантов казахской земли Курмангазы Сагырбаева (портрет), который был настоящим патриотом своей страны. Вся жизнь известного кюйши прошла в борьбе с несправедливостью. Мы послушаем кюй под названием «Сары арқа», его считают вершиной творчества не только Курмангазы, но и всей казахской музыки. Это одно из самых известных произведений кюйши, которое завоевало необычайную популярность не только в Казахстане, но и за его пределами.

(под звучание кюя Курмангазы «Сары арка» демонстрируются слайды с видами Казахстана: природа, города, люди…)

Какое впечатление произвела на вас музыка и картины природы, городов нашей страны?

О чем рассказала вам музыка Курмангазы?

Можно о Курмангазы сказать, что он патриот своей Родины? Почему?

Согласны ли вы с народной пословицей: «Кто любит свою Родину и народ, тот подлинный патриот»?

Должен ли человек развивать в себе такое качество, как патриотизм?

За что человек любит свою Родину?

Можете вы о себе сказать, что вы патриоты своей Родины?

Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Родине?

Какие чувства возникают у вас, когда вы слушаете или поёте о Родине?

III. Заключительная часть

1. Творческая деятельность

Сочинение синквейна (пятистишия) «Музыка о Родине».

(фоном звучат мелодии казахстанских композиторов)

2. Подведение итогов урока

Учащиеся зачитывают свои стихотворения «Музыка о Родине».Рефлексия

С чем вы уходите сегодня с урока?

Мысли о поклонном кресте сами собой у меня возникли после диалога с главой сельского поселения села Ташкирмень Лаишевского района Республики Татарстан, где прошедшим летом безнаказанно спилили и низвергли на землю поклонный крест, до сих пор пребывающий в горизонтальном положении , но об этом диалоге - чуть ниже...

А сейчас заканчивается Крестопоклонная неделя Великого поста. В её начале на аналой перед иконостасом в каждом храме выносится Крест, украшенный цветами - специально для особого поклонения. На службе поётся стихира Кресту Господню: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение твое славим».


Крест, украшенный цветами на аналой перед иконостасом выносят в начале Крестопоклонной седмицы .

Но не только в храмах и не только на крестопоклонной неделе подобает православным поклоняться Кресту Господню.

Центр нашей веры христианской - крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа и Его же чудесное Воскресение. Первое - как Его искупительная жертва, принесённая за нас всех и как пример пути к Богу для нас. Второе - как свидетельство всемогущества Бога и незыблемое основание для веры - в бессмертие души человеческой и победу над смертью. Отчасти и поэтому в основании креста располагают изображение черепа и костей, ведь «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...»

Что говорить, крест для нас, православных христиан - главный святой символ, и носим мы этот символ на теле, и венчает он все наши храмы и могилы наших сродников и близких, другие памятные места. Кресту мы поклоняемся, кресту мы молимся и к кресту мы прикладываемся - как входим в храм, где он обычно располагается в образе Голгофы, венчаемой распятием, или из рук священника после службы.

Кресту мы читаем и поём тропари, величания, кондаки:

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия»,

и многие другие.

Есть и Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню.

Празднуется церковью в конце сентября и один из двунадесятых праздников - Воздвижение Креста Господня.

А самой сильной молитвой многие считают «Да воскреснет Бог!...» - её ежедневно перед сном нам предписывает читать молитвенное правило.

В ней есть слова «...Я́ко исчезает дым; да исчезнут; я́ко тает воск от лица огня, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ любящих Бога и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы силою на тебе пропя́таго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сше́дшаго и попра́вшаго силу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та.»

Какая же в этих словах оградительная сила и торжество того факта, что у нас, православных христиан, Крест Христов - есть!

Всё сказанное объясняет вполне почитание креста простым народом православным, для которого крест - ещё и особый и надёжный охранитель, защитник.

Поэтому на Руси издревле воздвигали православные кресты.

Кресту, и одновременно, образу Христа Бога, распятого на нём, установленному при дороге или в любом другом месте, где могут быть православные люди, человек может поклониться, помолиться, приложиться к нему - как в храме. Ведь и храм может быть далеко, и времени может не быть, а тут - и образ, а значит и молитва, может быть спасительная, или может для кого-то - последняя?...

Ну, вот теперь - и о том самом диалоге с главой Ташкирменьского сельского поселения и возникшем поводе посвятить хоть страницу сути того самого вопроса - для чего в России устанавливать поклонные кресты?

Нужно сразу сказать, что главы сельских поселений - не великие начальники, и средства им - почти не дают ни на что. Но те, кто должностью повыше них, всегда готовы повесить на главу поселения всё, что происходит на их территории, не вникая в «мелочи». А так - делай что хочешь, но отвечаешь там у себя - за всё! Этакий «начальник Чукотки» - помните фильм? Так и Виктор Васильевич Кормачёв - глава Ташкирменьского поселения при нашем обсуждении вопроса - где же ставить ранее низвергнутый крест - пребывал в неуверенности. Указаний-то «сверху» - никаких. То ли на прежнем месте или рядом, то ли вообще на территории храма, а может, на въезде в соседнюю Макаровку? А, вон, в соседнее татарское Атабаево, батюшка из Казани приезжал, церковь предлагал построить, так там большинство почти одни татары - конфуз вышел.

Но Ташкирмень и Макаровка - кряшенские сёла, а кряшены - православные, и поэтому не будет никаких вопросов в принципе, и для определения места установки там поклонного креста, самое время взглянуть на карту.

Оба села находятся на тупиковой ветке дороги, по тому что за ними - только Кама и Мёша в своих разливах в устьях, а далее - матушка Волга в среднем течении. И места эти, к слову сказать, пожалуй, самые излюбленные для рыбачьего люда в нашем крае.

В Макаровку можно попасть только заехав в Ташкирмень.

Ташкирменьский Храм Святителя казанского Гурия восстановлен, регулярно идут службы, но находится он почти на краю, противоположного въезду, села, ближе к берегу, и если только не специально ехать в эту церковь, то большинство посетителей этих сёл её даже не увидят.

Так что единственное место, где надлежит ставить поклонный крест - это на прежнем месте, на въезде в Ташкирмень - только здесь его будут видеть абсолютно все - и жители Ташкирмень и Макаровки, и все посетители этих мест, включая многие тысячи (!) рыбаков, приезжающих сюда на выходных, особенно зимой. И если даже не помолятся, то может, хоть вспомнят о Боге и самом важном, прежде чем, например, выезжать на мартовский лёд на автомобиле...

«Спаси, Господи, люди твоя!..». И, ведь уже писали в местной прессе , что крест здесь вновь установят после утряски сущих мелочей, и даже лично владыка Феофан освятит его.


Ташкирмень, Макаровка и места расположения церкви и низвергнутого поклонного креста на карте



Поклонный крест на въезде в Ташкирмень-Макаровку. Дата фото (Татар-информ) - 12 июля 2016 г. На следующий же день крест был безнаказанно спилен и низвергнут на землю вандалами.

P.S. Проповеди и важные слова о Кресте от наших современников и Святых Отцов.

Михаил Щеглов , председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела Русского Собрания

СЦЕНАРИЙ УРОКА КУБАНОВЕДЕНИЯ

ТЕМА УРОКА: Красный угол. Икона.

ЦЕЛИ : познакомить учащихся с понятиями «икона» и «красный угол»; с традиционными, для кубанских хат и храмов, иконами; с православными традициями казаков; познакомить учеников со знаменитыми храмами и иконами.

ОБОРУДОВАНИЕ : мультимедийная презентация, проектор, экран, аудиосистема; карточки с изображением иконы, красного угла, церкви; карточки с изображением икон и кратким описанием.

ТИП УРОКА Комбинированный урок

ВИД УРОКА Урок-беседа/виртуальное путешествие/проект

УЧИТЕЛЬ Кощавцева Анастасия Васильевна, учитель начальных классов

(Ф.И.О.полностью, предмет)

ОО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 51

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: осваивать систему христианских понятий, знакомить с духовными и культурными ценностями, традициями Кубани.

Метапредметные: умение слушать друг-друга и учителя, делать выводы; умение применять ИКТ и фонды библиотек для поиска и сбора информации; умение творчески преподнести полученные результаты исследований.

Личностные: воспитывать любовь культуре и традициям предков; умение общаться с окружающими для обмена информацией, опытом.

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!

    Хочу начать наш урок со стихотворения Фёдора Сологуба:

Всё хочет петь и славить Бога:

Заря, и ландыш, и ковыль,

И лес, и поле, и дорога,

И ветром зыблемая пыль.

    Сегодня наш урок не простой. Вы сами будете рассказывать друг другу что-то новое, мы отправимся в виртуальное путешествие, и закончим наш проект «Духовные истоки Кубани» выставкой.

    Мы уже посещали с вами женский монастырь (во имя иконы Божией Матери «Всецарица»), вспомните его название, что вам было интересным, что нового вы узнали на этой экскурсии.

    Вы делали фотографии монастыря для выставки. Сдайте их.

    Проверка домашнего задания.

2.1. Беседа. Актуализация знаний, полученных ранее.

    С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? («Родная земля. Родина. Поклонные кресты»)

    Что вам больше всего запомнилось? О чем вы можете рассказать?

    Что мы называем Родиной? Какие чувства у вас вызывает слово «Родина»?

    Как называется наша страна, родной край, город?

    Что означает название нашего города? Каким название было раньше и почему?

    Почему наш край называется Кубань? Чем он знаменит в стране?

2.2. Творческое задание.

    Ребята, вы готовили рисунки, фотографии на тему «Ты, Кубань, ты, наша родина». Покажите работы классу. Позже мы их разместим на выставке.

2.1. Исследовательская деятельность учащихся.

    Что вы видите на этом изображении?

Покло́нный крест - монументальное сооружение в виде креста.

    Для чего они нужны?

    Где можно увидеть такие кресты в Краснодаре? Чем они знамениты? (выступление нескольких учащихся с короткими сообщениями о поклонных крестах г. Краснодара, презентуют фотографии этих поклонных крестов)

    Постановка цели урока.

Икона темная Христа

В старинной золотой оправе,

Ты та же сердцу и не та,

Икона темная Христа,

Сокрытого в небесной славе.

Икона вечная Христа,

Твои черты безгласно строги,

Зажгись, бессмертная мечта,

Икона вечная Христа,

Веди по голубой дороге!

К.Д. Бальмонт

    Какова тема нашего урока, вы уже догадались? (Красный угол. Икона)

    Какую цель мы поставим перед собой? Что мы должны узнать, чему должны научиться?

Цель: познакомить учащихся с понятиями «икона» и «красный угол»; с традиционными, для кубанских хат и храмов, иконами; с православными традициями казаков; познакомить учеников со знаменитыми храмами и иконами.

Задачи: 1. Познакомиться с понятиями «икона» и «красный угол»; узнать названия, традиционных для Кубани икон, и их значения в жизни православного человека; учиться вести краткие записи, делать фото/скриншоты, в ходе экскурсии.

2. Развивать исследовательский интерес, наблюдательность, внимание.

3. Воспитывать интерес к истории родного края, уважение к традициям предков, к религии, к святыням.

    Организация восприятия и осмысления новой информации.

    Ребята, я уверенна, что вы молодцы и уже знакомы с темой нашего урока. И поэтому сможете сами рассказать друг другу многое во время урока.

4.1. Коллективное взаимообучение в малых группах.

    Вы получили карточки с изображениями, обсудите, что вы видите на этих карточках, с друзьями. Расскажите всему классу.

    Икона – слово греческое и в переводе на русский означает «образ, изображение». Кстати, на Руси иконы так и называли – «образа». 1

    О каких иконах вы уже знаете? (Учащиеся выступают с сообщениями, дети демонстрируют иконы и красные углы своих домов)

    Кого изображали на иконах? Чем ценны иконы в жизни христиан?

    А что вы знаете, о знаменитых иконах нашей Родины, которые обладают чудотворными способностями? (Просмотр и обсуждение видеофильма «Чудотворные иконы Божией Матери» телеканала «Союз»)

    Красный угол. Почетное место в избе, находилось наискосок от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». 2

    Как вы думаете, почему на Кубани всегда был и есть в почете красный угол? Есть ли в вашем доме такое место?

    Какое устройство красного угла было в старину? А сейчас? Какие традиции связаны с этим местом в доме?

    Давайте узнаем больше об иконе, красном угле, традициях связанных с ними. В этом нам поможет учебник «История Кубанского казачества» 3

    Даже в творчестве русских поэтов есть описания красного угла, может кто-то помнит такие произведения? О какой детали красного угла упоминают авторы? (И.А.Бунин «Матери», А.Н. Плещеев «В бурю» - изучались по программе литературного чтения 2 класса)

    Чем украшали красный угол?

    Рушни́к (рус. полотенце) - полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. 4

    Кто делал рушники? Вспомните профессии (ремесла), которые нужны, чтобы создать рушник.

    Чем рушник отличается от обычного полотенца? (Дети показывают фотографии, а также настоящие рушники, которые хранятся в их семьях и рассказывают о них)

Физминутка

    Первичная проверка понимания новой информации.

5.1. Виртуальная экскурсия «Самые красивые храмы России».

    Вводная беседа.

    Продолжаем наш урок и отправляемся на нашу виртуальную экскурсию. (Просмотр видео и обсуждение «Самые красивые храмы России» от проекта «Русский ТОП»).

    Мы должны внимательно слушать, рассматривать, если необходимо мы можем останавливать видео и делать фотографии-скриншоты.

    Зачем нам пригодятся эти фото и записи? (Для выставки)

    Коллективное наблюдение и сбор материала.

    Заключительная часть.

Физминутка (разминка для глаз после просмотра видео)

    Что нового вы узнали? Ребята, что вам показалось интересным?

    Появилось ли у вас желание посетить другие храмы Кубани и страны? В какие из увиденных на экране вы хотели бы посетить?

    Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему усвоенных знаний.

6.1. Обобщающая беседа.

    Расскажите, зачем нужны иконы в жизни человека?

    Почему в каждой казачьей хате можно было увидеть красный угол?

    Как можно обустроить дома красный угол?

    Можно ли сказать, что поклонные кресты, икона, красный угол, храмы связаны между собой? Почему?

6.1. Выставка.

    Мы закончим с вами размещение наших экспонатов, рисунков, фотографий на выставке.

    Во время перемен пригласим другие классы, поделимся с ними знаниями.

    Контроль за результатами учебной деятельности. Рефлексия. Оценка.

    Что нового вы сегодня узнали? Что вам показалось интересным?

    Какие православные традиции нашего народа вам знакомы? О каких узнали сегодня?

    Вспомним понятия, которые мы изучали сегодня на уроке.

    Какой была цель нашего урока?

    Чего мы добились? Важны ли для вас новые знания, чем?

    Сейчас оценим коллективно работу каждого на уроке, вы можете подсказать друг другу, как добиться лучших результатов. (учитель так же может поучаствовать в оценивании или помочь ученикам с критериями)

    Домашнее задание. Подведение итогов урока.

    Повторить понятия «красный угол» и «икона».

    Рассмотрим с вами изображения различных икон, попробуйте о них рассказать. Кто изображен на иконе? Какое название этой иконы?

*Используются карточки с изображением икон.

    Желающие могут взять эту карточку с изображением иконы и ее историей, чтобы подготовить сообщение к следующему уроку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: Х-XVII вв.: 7 кл.: Пособие для уч-ся общеобразоват.учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    Матвеев О.В., История Кубанского казачества: учебник для 5 кл. учреждений дополнительного образования детей и классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края – Краснодар: Традиция, 2007.

    Интернет-ресурс. Сайт «Славянская культура» http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rushnik.html

    Шевченко Л.Л., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 кл. Учебник. – М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2016.

    Шевченко Л.Л., Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения. Книга первая. 3-е издание – М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

1 1, 2 Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: Х-XVII вв.: 7 кл.: Пособие для уч-ся общеобразоват.учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001., с.75

3 Матвеев О.В., История Кубанского казачества: учебник для 5 кл. учреждений дополнительного образования детей и классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края – Краснодар: Традиция, 2007., с.47-51

4 Сайт «Славянская культура» http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/rushnik.html


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
муниципального образования Темрюкский район
Краснодарского края

Урок кубановедения во 2 классе

Ярошенко Нина Олеговна –
учитель начальных классов

2016 – 2017 учебный год

2 класс КУБАНОВЕДЕНИЕ Урок 31
Родная земля. Родина. Поклонные кресты.
Цели урока:
- воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, сопричастности к единому государству, знакомство детей с историей и культурой России, пробуждение интереса к духовной жизни предков.
- расширить и систематизировать знания учащихся о родном крае, как о месте, где человек родился и живет;
- познакомить с историческими и культурными традициями установления поклонных крестов на Кубани.
- воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
Оборудование:
- Презентация о Краснодарском крае; фотографии родной станицы, пейзажей и исторических мест Кубани, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Эпиграф: «Родная природа – это родной край, родная земля, это малая Родина».
К.Паустовский
II. Актуализация знаний
«С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера
1. Вступительное слово учителя:
Начинается учебный год и первое слово, написанное в учебниках - очень важное слово – РОДИНА!
Родина – Россия – это земля нашего, русского народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Родина – это душа народа, его вера, его чаяния и молитвы. Родина – это традиции и культура наших предков.
Задание «Собери пословицу».
Родина - мать, умей за нее постоять
Где кто родится, там и пригодится.Человек без родины, что соловей без песни.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». (К.Д. Ушинский)
Откуда произошло слова «родина»? Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого - либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов - Родень. Он был посвящён богу Роду.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его «малая Родина». А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.
Что означает каждое и этих слов?
Род, родина, родня, родители, родословная. Здесь единый корень – род.
Сначала человек появляется на свет. Потом он узнает, что его Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

С первых дней жизни его окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи И однажды к нему приходит понимание, что кроме его дома, его двора, его улицы, его района, его города, то, что мы называем нашей «малой Родиной», есть еще «Моя Страна». Это миллионы людей, которые лично не знакомы с нами. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга. Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что значит Родина? Как вы понимаете смысл этого слова? И что Вы называете своей малой Родиной?
2. Закончить предложение
(учащиеся записывают определение слова, приклеивают свой лист на доску)

· РОДИНА – это
3.Обобщение высказываний детей
Родина, родной край – это все, что нас окружает, это все то, что с первых
дней нашей жизни становится для нас таким же дорогим, как воздух, вода,
хлеб, как улыбка близкого и родного края. Это место, где живет наш род, где мы растем, учимся, трудимся.
Родина – это то, что есть сегодня: наши города и села, наши луга и леса, наш народ, наша школа. Но это и то, что было здесь у нас раньше: наша древняя история и культура, наши памятники и традиции.
Родина – это и наше будущее; то, что будет на нашей Земле. Это надежда на
радость и счастье. Это, наконец, уверенность: здесь нам лучше всего будет
жить.
Итак, Родина – это все то, без чего человек просто не может жить.
Мы живем в России на благословенной кубанской земле. Кубань – наша малая
Родина.
4. Викторина «Моя Кубань»
Компьютерная презентация с фотографиями уникальных мест Кубани.
(Учащиеся узнают и называют объекты, получая за правильный ответ фишку. В конце определяется победитель викторины)

5. Работа в группах:
- малая Родина – это место где ты живешь, где ты родился. Это родная и любимая земля, воспетая поэтами, музыкантами и художниками. Давайте и мы с вами попробуем выразить свои чувства через силу искусства.
1) группа – поэты: составить рассказ, эссе о Родине используя слова: Родина, страна, поля, леса, небеса, земля, реки, горы, просторы, Кубань
2) группа – художники: нарисовать любимый уголок своей родной земли. На доске вывешивается плакат с изображением любимых уголков родной земли, и учащиеся зачитывают стихотворения о Родине.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.
И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.
Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон - знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.
И когда мы говорим о духовности русского народа, это непременно связано с православием. Православие немыслимо вне поклонения Кресту Христову. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения. Нательный крестик носят на шее, крест венчает купол храма, покоится в алтаре на престоле, ставится как мОленный, поклонный, благодарственный – возле храма, у дорог, в поле и других, самых неожиданных местах...
Вне храмов и кладбищ кресты ставили и ставят прежде всего с религиозными целями. Крест – знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом. Традиция ставить кресты пришла на Русь даже ранее принятия ею христианства.
Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях
Её внук, князь Владимир Красно Солнышко продолжил эту благочестивую традицию.
Основная цель их устроения – напомнить путнику о вечном, о необходимости воздохнуть Богу в молитве и поклониться Христу. Поклонными в старину назывались кресты, которые ставились на месте разрушенных храмов – там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое).
Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.
Стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.
Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.
Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:
Место утраченной церкви или кладбища;
Святой источник;
Место, на котором стояли языческие идолы;
Гиблые, опасные места;
Въезд в город;
Место гибели;
Место массовых крещений и так далее.
И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». Сегодня эта традиция возрождается. Как и тысячу лет тому назад, Поклонный крест напоминает людям об исконной Православной вере. Многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Так пусть же кресты защищают нашу землю от бед, украшают ее и говорят всем проходящим мимо, что здесь живут православные христиане. И делают нас чище

IY. Подведение итогов урока
На этой лирической ноте, мы заканчиваем свой урок. Конечно, невозможно
всё рассказать о Родине, охватить её богатую историю, её традиции.
Важно понять только одно, что если мы будем любить и беречь свою Отчизну, то наша Родина будет богатеть и процветать. Вместе мы сила. Мы будем гордиться своей Родиной! Наша маленькая Родина – Кубань! Мы – наследники нашей Родины!

Приложение
Родина. М.Ю. Лермонтов
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степи холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
***
А.С. Пушкин
Два чувства дивны близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
род

родители

родословная

Раздел «Духовные истоки Кубани»Century GothicРисунок 115