Внешняя политика России во второй половине XIX в. Во второй половине XIX века Начало XX века - «серебряный век» русской культуры

Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне Крымская война (1853-1856 , также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства) вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.

Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.

С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором. В пореформенной России почти все министерства значительно расширили свои функции. Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления. Совет министров действовал до 1882 г.

В 1860 г. был создан Государственный банк, занимавшийся кредитованием промышленной, торговой и другой деятельности .

Реформы существенно изменили военное министерство. При нем был образован Главный штаб по управлению войсками, а департаменты преобразованы в главные управления, которые значительно улучшили состояние дел во всех отраслях военного ведомства.Всего в России в конце XIX в. насчитывалось около 15 министерств и учреждений.

Формирование всесословных органов самоуправления (земства, городские думы) в 60х – 70х гг. XIX века. 1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями. К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян (3 курии). Они избирали на 3 года Уездное земское собрание , которое собиралось 1 раз в год в сентябре. Исполнительный орган Уездная земская управа –работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя. Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления. Все это делало местное управление более гибким и мобильным. Но преобладали в земствах всё же дворяне. Отмена крепостного права лишила помещиков - самых надежных агентов самодержавия - власти над крестьянами, и правительство постаралось передать им властные полномочия через земские учреждения. Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.
Согласно «Городовому положению» 1870 г., в городах учреждались бессословные органы самоуправления: распорядительный - городская дума и исполнительный - городская управа, избираемые на 4 года плательщиками городских налогов, к которым относились владельцы различных торгово-промышленных заведений, домов и прочих доходных имуществ.
Городские думы находились в прямом подчинении Сенату. Городской голова, являясь председателем думы, одновременно возглавлял городскую управу. В крупных городах он утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В функции нового городского самоуправления входили забота о благоустройстве городов. Они получили право собирать налоги с городской недвижимости, а также с торгово-промышленных заведений. Деятельность городских органов самоуправления позитивно влияла на развитие городов, но имела и существенные недостатки: слабый бюджет, преимущественная забота о районе проживания городской верхушки и полное запустение рабочих окраин, безразличное отношение к бедноте.

Дореформенный суд был сословным, зависевшим от администрации, в нем отсутствовала состязательность, гласность, следствие находилось в руках полиции. Все это порождало возможность для злоупотреблений. Судебные уставы 1864 г. были направлены на ликвидацию этих недостатков, предусматривали введение института присяжных заседателей. Суд в России был провозглашен скорым, правым, милостивым, равным для всех подданных, с уважаемой и независимой судебной властью. Судебное заседание можно было начать только в присутствии адвоката. Судебные уставы разрешали кассации в случаях нарушения судопроизводства или появления новых свидетельств в пользу осужденного.

Мировой суд – судья избирается населением на 5 лет. Судьи делятся на участковых – у них место, оклад; и починный судья – на общественных началах. Они рассматривали мелкие уголовные дела (до 2-лет наказания), гражданские дела (с исками не более 500 руб.). Один раз в год проходил съезд Мировых судей с целью рассмотрения жалоб на самих мировых судей. Их можно обжаловать в Сенате, который являлся высшей инстанцией. Основная инстанция – Окружной суд – судья назначается Сенатом пожизненно. Население избирает судебных присяжных заседателей (12+2 запасных) – это очень демократичная судебная реформа. Судебная Палата – для обжалования решений Окружного суда. В итоге Россия получила одну из самых лучших судебных систем в мире.

Незавершенность реформ 60-70-х гг. заключалась, прежде всего, в том, что экономические реформы не сопровождались реформами политическими, приведением системы власти и управления в соответствие с уровнем развития экономики и требованиями общества.
Позиция правительства соответствовала основному принципу российского консерватизма: государство - главная сила. Правительство проводило открыто протекционистскую политику и политику жесткого финансового контроля. Общим итогом ревизии реформ 60-70-х гг. стало создание административных органов управления деревней; сведение к минимуму роли общественного самоуправления в земских и городских учреждениях, усиление контроля Министерства внутренних дел над ними; ограничение выборного начала при замещении должностей; передача дел от судебных учреждений в ведение учреждений, находившихся в непосредственной связи с управленческой администрацией. Принятые законы должны были вернуть дворянству его положение в управлении государством и обществом, сохранить сословную структуру и самодержавие власти. Однако это не произошло. Распространение консервативных идей их авторами было преувеличено, и полного поворота назад не получилось. Общество не позволило его совершить, и даже в самом дворянстве усилились тенденции к всесословности.

Контрреформы: 1) 1866г . Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий;2) На печать земских учреждений ввели цензуру. Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям.

Городская реформа 1870г. «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа », которую контролирует Губернатор.

Убийство Александра II. На престол вступил его сын, Александр III. Реформы 60-70-х гг. оценивались не однозначно. Были две основные оценки. Одни считали, что реформы зашли слишком далеко, они угрожали основам монархии и их надо не только остановить, но и вернуть назад, на исходные позиции, восстановить «так, как было». Одним из главных лидеров этого движения в окружении Александра III и был К.П. Победоносцев.
Другая группа полагала и настаивала на том, что реформы не завершены, их необходимо продолжить и расширить, в первую очередь довести их до реформирования органов власти и государственного управления. Это направление современники связывали, прежде всего, с именем М.Т. Лорис-Меликова, последнего в царствование Александра II министра внутренних дел. В последние месяцы царствования императора Александра II он занимал пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями, проводил либеральную внутриполитическую линию. В руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова»

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

  • Планета Венера - сообщение оклад

    Венера – вторая по счету планета в Солнечной системе. В чем ее особенности и почему она считается ядовитой? На все вопросы будут свои ответы.

9.1. Отмена крепостного права

19 февраля 1855 на престол взошел Александр II, став императором в разгар неудачной для России Крымской войны, новый император осознавал необходимость глубоких реформ.

Причины отмены крепостного права. 19 февраля 1861 г. на российский престол вступил Александр II (1855-1881) – старший сын Николая I. Это было время тяжелых испытаний для России – обнаружилась несостоятельность николаевской системы. Стала ясной насущная необходимость глубоких социально-экономических преобразований и, прежде всего, ликвидация крепостного права. Ситуация в стране усугублялась резкой активизацией крестьянского движения. Крестьянский протест выливался в массовые движения, охватывающие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.

Поражение России в Крымской войне, выявивило технико-зкономическую отсталость, главной причиной которой являлось крепостное право. Основным уроком Восточной войны явилось осознание, что дальше медлить с решением крестьянского вопроса нельзя. Парижский мир 1856 г. свидетельствовал об утрате Россией авторитета и грозил потерей влияния в Европе. Общество, привыкшее всего ждать сверху, ждало решения проблем от прогрессивного правительства.

Рис 1 Александр II

На имя императора стали поступать записки и письма с критикой пороков существующих порядков и предложениями о проведении реформ. Эти послания расходились во множестве списков, встречая живейший отклик в различных общественных кругах России. С решительной критикой самодержавно-крепостнической системы выступил апологет консерватизма, один из идеологов теории «официальной народности» М.П.Погодин, который решительно заявил: «Прежняя система отжила свой век…, России теперь нужна другая система». Он предлагал Александру II «объявить твердое намерение освободить крестьян», ввести гласность и «свободу книгопечатания». На освобождении крестьян от власти помещиков настаивал и А.И.Герцен в «Колоколе».

Позицию радикалов, группирующихся вокруг журнала «Современник», выразил Н.Г.Чернышевский – в опубликованных трех статьях он поводил идею немедленного освобождения крестьян без всякого выкупа. О необходимости отмены крепостного права Александр II впервые официально заявил перед представителями московского дворянства в марте 1856 г.: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Правительству Александра II пришлось встать выше узкокорыстных интересов правящего сословия - дворянства, подавляющее большинство которого выступало против каких-либо реформ.

Сторонниками реформ выступала либерально настроенная бюрократия – прогрессивно мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов, программ преобразований и методов их исполнения. Либеральная бюрократия во главе с Н.А. Милютиным олицетворяла творческий потенциал самодержавной системы. Великий князь Константин Николаевич, младший брат императора, неизменно поддерживал ее. Очагами формирования либерального чиновничества являлись министерства.

Подготовка крестьянской реформы . Подготовка крестьянской реформы сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, руководителем которого являлся С.С. Ланской, заместителем (товарищем) - Н.А. Милютин. В январе 1857 г. учрежден Секретный комитет, переименованный затем в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». «Рабочим» органом при Главном комитете стали Редакционные комиссии.

Судьба российского крестьянства решалась и в губернских комитетах, ведущие позиции в которых играло поместное дворянство, большинство которых выступало вообще против всякой реформы. Помещики черноземных губерний поддерживали вариант освобождения крестьян с предоставлением небольших наделов земли в пользование, за которые они должны нести барщину или платить оброк; помещики нечерноземных губерний предлагали сразу предоставить крестьянам землю в собственность за выкуп.

Отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Манифест об освобождении крестьян, согласно которым 22,5 млн. крестьян обоего пола 45 европейских губерний России сразу получили личную свободу и гражданские права. Но неравноправие сохранилось – общинная система сковывала крестьянство: без согласия мирского схода крестьянин не мог переехать, не мог распоряжаться землей, крестьяне платили подушную подать (отменена Александром III), для них сохранялись телесные наказания. Сохранение общины отвечало желаниям самого крестьянства и обеспечивало более плавный переход от традиционного к индустриальному обществу. Согласно реформе надельная земля отводилась не подворно, а всей общине, затем община распределяла ее по отдельным дворам по численности наличных душ.

«Положения» определяли размеры крестьянских земельных наделов – максимум, больше которого крестьянин не мог требовать у помещиков, и минимум, меньше которого помещик не должен предлагать крестьянину. Нормы наделов, взаимоотношения между крестьянами и помещиками фиксировались в уставных грамотах. Они проверялись мировыми посредниками. Они же разрешали возникающие конфликты между помещиками и крестьянами. Если надел, которым пользовался крестьянин до реформы, был больше максимальной нормы, помещик имел право отрезать излишки (отрезки) до этой нормы. Если же наоборот, меньше низшей нормы, помещик обязан прирезать (прирезки) земли до нормы. В среднем по России отрезки составили 20% крестьянских земель. В 8 губерниях наделы крестьян увеличились на 18 – 20%, в 27 губерниях – сократились и лишь в 9 остались прежними или немного увеличились.

Крестьяне получали землю за выкуп, который рассчитывался по капитализированному оброку. При реальной стоимость земли в 544 млн. руб. крестьянство выплатило 867 млн. руб., т.е. в полтора раза больше. Посредником между государством и помещиками выступало государство, предоставившее крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов, 20% община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей. В 1906г. выплаты прекращены.

Со дня обнародования Манифеста предусматривалось ввести в селениях крестьян «крестьянское общественное управление». За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837 – 1841 гг. реформой П.Д.Киселева. На основе общины крестьяне образовывали волостное и сельское общество (сходы) с выборными старостами и старшинами. Сход защищал интересы крестьян, выполняя также фискальные функции, волостной при этом вершил суд, руководствуясь при этом нормами обычного права.

Реформа принесла свободу крепостному крестьянству, расчистив дорогу для развития буржуазных отношений, модернизации страны, понимаемая как процесс трансформации традиционного общества в индустриальное, положила начало другим буржуазным реформам. Крестьянская реформа 1861г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, являлась в конечном итоге важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Реформы, проведенные Александром II, отвечали требованиям либеральной общественности, консерваторы считали реформу слишком большой уступкой, а радикалы – недостаточной.

9.2. Реформы местного управления .

В 1864 г. была проведена земская реформа. Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения – земства. Выборные в земские распорядительные органы - собрание гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям (разрядам). Земские собрания формировали исполнительные органы – земские управы. Согласно «Положению» о земстве председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской – министр внутренних дел. На жалование у земств по найму содержались земские врачи, учителя, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку (так называемый «третий элемент»).

Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения – образование, здравоохранение, организация торговли и промышленности, ветеринарная служба. Земства сыграли особую роль в развитии здравоохранения и просвещения. К 1880г. на селе было открыто 12тыс. земских школ. За это время в земских школах получили образование 2млн. крестьянских детей. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали действовать и школы Министерства просвещения. Кроме того, земства, вопреки законодательным запретам, превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. С земско-либеральной оппозицией вынуждено было считаться правительство.

С 1870 г. стала проводиться в жизнь реформа городского самоуправления. Городские думы формировались на выборной основе. Избирательная система строилась на принципе имущественного ценза, что вело к преобладанию в органах городского самоуправления имущей части общества. Городские думы, избиравшиеся на 4 года, занимались исключительно хозяйственными вопросами городского значения. Думы, в свою очередь, избирали постоянно действующие исполнительные органы -городские управы, в составе городского головы, его «товарища» (заместителя) и нескольких членов

9.3. Судебная реформа .

Наиболее последовательной из реформ 60-х годов являлась судебная реформа 1864 г., предусматривающая всесословность суда, независимость его от администрации, открытость, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями, назначаемыми губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза.

По новым судебным уставам предварительное следствие передавалось из ведения полиции судебным следователям. Вводилась адвокатура – присяжные поверенные, состоящие на государственной службе. Уголовные и тяжкие преступления рассматривались в окружных судах, мелкие уголовные и гражданские дела - в мировом суде. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судебные уставы 1864 г. впервые в России вводили нотариат. В столице, губерниях, уездах создавались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые удостоверяли сделки, оформляли наследственные права.

В судебной реформе наиболее последовательно осуществлялись принципы буржуазного права. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялись черты сословного суда – духовный суд (консистория) по делам духовных лиц и военные – для военных. Высшие царские сановники – члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы за совершенные преступления подлежали Верховному уголовному суду, ибо на них не распространялась юрисдикция судебных округов и палат. В 1872 г. было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям, закон ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати.

9.4.Финансовая реформа.

Проведение в 60-х годах Х1Х в. серии финансовых реформ вызвано расстройством финансов в ходе Крымской войны, необходимостью их централизации, приведением налоговой системы в соответствие с изменениями, произошедшими в социально-экономической сфере. Заметную роль в подготовке финансовой реформы сыграли государственный контролер В.А.Татаринов, А.Д. Гурьев, будущий министр финансов М.Х. Рейтерн.

Особая роль в новой банковской системе империи принадлежала учрежденному в 1860 г. Государственному банку. Он стал банком банков, влиятельным органом контроля над финансами и денежным обращением. Госбанк играл существенную роль в кредитовании промышленности и торговли, обладал исключительным правом эмиссии банкнот, осуществляемой по требованию правительства.

Ликвидирована финансовая самостоятельность министерств и ведомств, введен единый общегосударственный бюджет и единая общегосударственная касса. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Бюджет (роспись доходов и расходов), утративший тайну, с 1862г. публикуется в печати. Деятельность Минфина была подотчетна Государственному контролю. Губернские контрольные палаты, подотчетные только государственному контролеру, ежемесячно проверяли расходы всех местных учреждений.

9.5. Налоговая реформа.

Податная комиссия подготовила государственный налог на землю в размере от 0,25 до 10 коп. с десятины (в зависимости от ценности угодий). Была отменена система откупов на соль, табак, вино и пр., сопровождающаяся многочисленными злоупотреблениями и вымогательством откупщиков. В ответ на прокатившуюся по стране волну массовых выступлений против винных откупов, с января 1863г. вводилась акцизная система: продажа алкогольной продукции объявлялась свободной, но облагалась акцизным сбором в пользу государства.

Основную тяжесть налогов несло податное население. Крестьяне платили введенную еще Петром I подушную подать, для мещан она с 1863г. заменялась налогом на недвижимое имущество. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи в 60 – 70-х годах составили свыше 25% государственных доходов. Более половины расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления. Дефицит бюджета регулярно погашался внешними займами. Треть расходов тратилась только на его обслуживание. На образование, медицину, социальное призрение государство тратило лишь 0,1% от госбюджета.

9.6.Реформа образования.

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. С этой целью государство разработало школьную реформу.

По «Уставу гимназий и прогимназий» 1864 г. в среднем образовании вводился принцип формального равенства для людей всех сословий и вероисповеданий. Классические гимназии давали гуманитарное образование, в реальных – особое внимание уделялось точным наукам. Окончившие классические гимназии получили право поступать в университеты без экзаменов. Выпускники реальных гимназий могли поступать главным образом в технические вузы. Первым четырем ступеням классической гимназии соответствовали прогимназии, дающие право их выпускникам поступать в 5-й класс гимназии. Высокая плата за обучение позволяла учиться главным образом детям привилегированных и состоятельных сословий.

В 1863г. был утвержден Университетский («головнинский») устав – самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России, предоставивший университетам довольно широкую автономию. Должности ректоров, проректоров, деканов становились выборными, с последующим утверждением их министром народного просвещения. Руководство жизнью университетов и факультетов принадлежало советам. Университеты имели собственную цензуру. Устав 1863г. не позволял поступать в университеты женщинам. Но правительству пришлось считаться с требованиями времени и оно разрешило открывать частные высшие женские курсы, наиболее известные из них Высшие женские курсы профессора В.И.Герье в Москве, Бестужевские (по имени основателя – профессора К.Н.Бестужева-Рюмина) – в Петербурге. Последние имели огромный престиж в образовательной среде, так как давали наиболее основательное высшее образование.

9.7. Военная реформа .

Поражение в Крымской войне показало, что русская армия не может противостоять более современным европейским. Под руководством Д.А. Милютина, двадцать лет (1861 – 1881), пребывающем на посту военного министра, проводилась в жизнь военная реформа, установившая всеслословность воинской повинности мужчин, достигших 20 лет, сократила срок действительной службы до 6 (вместо 25), на флоте – до 7 лет. Срок службы зависел от образовательного ценза: окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию -1,5 года, выпускники вузов – 0,5 года. В самой армии рядовых обязательных обучали грамоте. Активно проводилось перевооружение армии. Для подготовки офицерских кадров создана сеть специализированных военных учебных заведений.

Оперативное управление войсками на местах осуществляли созданные 15 военных округов. В результате реформирования сократилась численность армии – если к концу Крымской войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек, то к 1858г. армия насчитывала до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение, усилилась ее боеспособность.

Реформы 1860-70 гг. стали результатом компромисса между либералами и консерваторами. В России созданы условия для развития капиталистических отношений, ускоренной модернизации экономики страны, однако, преобразования мало коснулись социально-политической сферы - сохранялось самодержавие, помещичье землевладение, сословное деление общества, пережитки крепостничества.

9.10. Контрреформы Александра III.

После гибели Александра II 1 марта 1881 г. на престол вступил Александр III (1881-1894). Опасаясь покушения со стороны террористов, первые годы своего царствования он провел в Гатчине под усиленной охраной.

Внутриполитический курс Александра III выразился в ограничении реформ 1860-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформы». Вдохновителями этого курса являлись обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и редактор «Московский Новостей» М.Н.Катков.

Рис. 2 Александр III

В изданном в августе 1881г. распоряжение об охране государственного порядка и общественного спокойствия позволяла объявлять любую местность на чрезвычайном положении и каждый ее житель мог подвергаться аресту, предаваться военному суду и даже ссылке без суда на 5 лет. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это «временное» распоряжение действовало вплоть до 1917г.

Новые «Временные правила о печати» (1882 г.) установили строгий надзор за газетами и журналами. Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, введенную реформой образования 1863 г. Ранее выборные должности ректора и деканов стали назначаемыми, при этом учитывалась их политическая благонадежность. В 1885г. как «существенное средство надзора за студентами» вновь вводилась для них форменная одежда. В пять раз выросла плата за обучение. В 1882 – 1883 гг. закрыто большинство высших женских курсов, что фактически привело к ликвидации высшего женского образования. Студенческие волнения 1887 – 1893 гг. были ответом учащейся молодежи на реакционные меры в области высшего образования. Министр народного просвещения И.Д.Делянов издал циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.п. людей».

«Положение о земских участковых начальниках» (1889 г.) восстановило власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате великой реформы. Упразднен мировой суд, функции которого передавались земским начальникам. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» усилило роль дворянства в земствах, резко сократив при этом представительство от крестьян. По новому «Городовому положению» 1892 г. ограничивались избирательные права горожан путем повышения имущественного ценза для избирателей.

Схема 1 Экономическое развитие России в XIX в.

2. Российская империя в начале 20 века: политическое, экономическое положение; политические партии.

3. Первая российская революция 1905-1907 гг.

Россия во второй половине XIX века.

Рубежом первой и второй половины XIX в. стала Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Николай Первый умер в 1855 г. Его преемником стал Александр Второй , царь-Освободитель (1855-1881). Александр Второй был старшим сыном царя, его готовили к занятию престола. Под руководством В.А.Жуковского он воспитывался в духе возвышенных духовных и нравственных интересов, получил прекрасное образование, знал пять языков, военное дело, в 26 лет стал «полным генералом». По окончании обучения путешествовал по России и многим европейским странам. Он имел широкий кругозор, острый ум, изысканные манеры, был обаятельным и добрым человеком. Его отличали либеральные взгляды. Николай Первый ввел его в Госсовет и комитет министров, поручил руководство Секретных комитетов по крестьянскому делу. Ко времени вступления на престол он был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Александр Второй стал инициатором реформ, поставивших Россию на путь капитализма . Главной причиной реформ стало поражение в Крымской войне. Война показала степень отсталости русской рекрутской армии и парусного флота, вооружения от массовых армий европейских стран, нового типа судов и оружия. Для преодоления нового, унизительного положения России на мировой арене необходимо было преодоление отсталости в военной сфере и сфере экономической, что невозможно было без реформ. Другими причинами стали растущие выступления крестьян, сочувствие царя к крестьянам под впечатлением тургеневских «Записок охотника», и система воспитания, разработанная для царевича Жуковским.

Первой и наиболее значимой стала аграрная реформа 1861 г . Ее подготовка заняла около 6 лет. В 1856 г., выступая перед московским дворянством, царь сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Разработку плана освобождения крепостных с 1857 г. осуществлял секретный комитет, работу возглавил сам царь. В ответ на обращение литовских дворян Александр Второй объявил рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, разрешавший в 3-х губерниях создать комитеты для разработки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. создается Главный комитет по крестьянскому вопросу под руководством министра внутренних дел С.С.Ланского и губернские комитеты. В 1859 г. создаются Редакционные комиссии для рассмотрения проектов, представленных губернскими комитетами. Разрешена была публикация и обсуждение любых предлагаемых проектов освобождения крестьян. В основу реформы был положен план историка государственной школы К.Д. Кавелина. В январе 1861 г. проект реформы был передан Главным комитетом в Госсовет и утвержден царем. 19 февраля 1861 г. Александр Второй подписал Манифест об освобождении крестьян «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» , куда вошли документы о порядке осуществления реформы на местах. Бывшие частновладельческие крестьяне поступали в сословие свободных сельских обывателей и получали гражданские, экономические права.Основные направления реформы : освобождение крепостных от личной зависимости; наделение их землей за выкуп; сохранение у помещиков не менее 1/3 земли, которой они владели до реформы; надельная земля передавалась в собственность крестьянской общины; предоставление государством кредитов крестьянам для совершения выкупной операции. Землей наделялись только крестьяне, другие категории крепостных освобождались без наделов. Размер наделов определялся в губерниях разных районов от 3-х до 12 десятин; если крестьянин соглашался на надел, равный ¼ положенной нормы, он ему давался бесплатно. Помещик имел право урезать размер ниже минимальной нормы, если у него при соблюдении норм осталось бы меньше 1/3 земли, которой он владел до реформы. Выкупной акт фиксировался в уставной грамоте , заключаемой между помещиком и крестьянином, в ней фиксировалось расположение участков, входивших в надел, их размеры, цена, виды выплат и др. До составления уставной грамоты между крестьянином и помещиком устанавливались временнообязанные отношения. Помещик обязан был предоставлять крестьянину землю в пользование, а крестьяне – выполнять какие-либо работы, платить оброк, т. е. связь между ними не прекращались. Для помощи сторонам в составлении уставных грамот и решения каких-либо спорных вопросов был создан институт мировых посредников . Крестьянин сразу должен был уплатить помещику 20-25% стоимости надела, оставшиеся 75-80% государство предоставляло крестьянам в виде ссуды, которая давалась на 49 лет, погашалась ежегодными платежами крестьян с начислением 6 % годовых. Крестьяне должны были объединяться в сельские общества . В них вводилось самоуправление : дела решались на сельских сходах, исполняли решения сельские старосты, избираемые на три года. Сельские общества одной местности составляли сельскую волость, ее делами ведало собрание сельских старост и особые выборные от сельских общин. Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество. Крестьянин, не желавший выкупать землю и оставаться на прежнем месте жительства, не мог бросить свой надел и уехать без согласия общества. Такое согласие давалось с трудом, т.к. общество было заинтересовано в выкупе как можно большей площади земли. Проведение реформы шло очень медленно. При заключении выкупных актов в черноземных и нечерноземных губерниях преобладали отрезы земли у крестьян, в степных – прирезы. После смерти Александра Второго его преемник в декабре 1881 г . издает Закон о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов . Он вступил в силу с 1 января 1884 г., к тому времени временнообязанные отношения сохранились у 11-15% крестьян. Закон немного снижал сумму выкупных платежей (в Великороссии – на 1 руб. с душевого надела, на Украине – на 16%). Закон вступал в силу с 1884 г. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк , предоставлявший крестьянам ссуды под залог имущества с 6,5% годовых. При просрочке платежей наделы продавались с торгов, это привело к разорению многих крестьян. В 1885 г. был образован Дворянский земельный банк для поддержки землевладельцев в условиях капиталистического развития, кредиты выдавались под 4,5% годовых. Действие аграрной реформы 1861 г. распространялось на помещичьих крестьян 47 губерний России. В отношении других категорий зависимого крестьянства, на удельных и государственных крестьян подобная реформа была проведена в 1863 и 1866 гг. Для окраинных областей – еще позже, на основе особых «Положений» и на более выгодных условиях. В наиболее благоприятных условиях по сравнению с центральными губерниями оказались Правобережная Украина, Литва, Белоруссия и особенно Польша . В Польше (1864 г.) крестьяне получили наделы без выкупа, им даже прирезали часть помещичьей земли, отобрав ее у шляхты, принимавшей в восстании 1863-1864 гг. В худшем положении оказались крестьяне Грузии , у которых было отрезано более 40% земли. На Северном Кавказе крестьяне лишились почти всей земли и заплатили значительную сумму за личное освобождение. В России аграрная реформа была проведена в основном по прусскому варианту, обеспечившему медленное развитие капитализма в сельском хозяйстве. Несмотря черты ограниченности, эта реформа имела исключительное значение . Исчезла личная зависимость, почти рабское положение миллионов населения страны. Появился рынок рабочей силы. Активно стал развиваться капитализм.

Земская реформа была проведена по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. В ряде губерний России вводились уездные и губернские земства – общественные органы местного самоуправления . Главной причиной их создания была необходимость обустроить жизнь пореформенной деревни в условиях, когда немногочисленный административный штат на местах оказался не в состоянии справиться с проблемами своими силами. Правительство отдало дела «менее значительные» общественным органам местного самоуправления. Первоначально земства создавались в 7 губерниях, затем число их постоянно увеличивалось, вплоть до ликвидации этих органов советской властью. Компетенция земств : страхование хозяйств, создание запасов продовольствия и семян, обеспечение пожарной безопасности, создание системы здравоохранения и начального, оказание ветеринарной помощи, борьбы с эпидемиями, агрономической помощи, забота о состоянии путей сообщения, строительство дорог, мостов, забота о работе почты, телеграфа, о хозяйственном обеспечении тюрем и богоугодных заведений, помощь в развитии местной промышленности и торговли. Для своей деятельности земствам было разрешено облагать население уездов сборами и повинностями, создавать земские капиталы, приобретать имущества. Земства имели исполнительные и распорядительные органы . Распорядительные органы – уездные и губернские земские собрания , во главе их, как правило, стояли, как правило, губернские и уездные предводители дворянства. Исполнительные органы – уездные (председатель и 2 члена управы) и губернские (председатель и 6-12 членов управы) земские управы , председатели их избирались. Председатель губернской земской управы утверждался министром внутренних дел, уездной – губернатором. Буржуазное содержание земской реформы заключалось в том, что представители земств избирались населением на срок в 3 года . Избиратели разделялись на 3 курии (группы) по имущественному цензу. 1-ую курию составляли крупные землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин и собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимости стоимостью не менее 15 тыс. рублей. Среди городских избирателей была представлена крупная и отчасти средняя буржуазия. 3-ю курию представляли крестьянские общества, в их сходах для выборов в земства участвовали только землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин земли или соответствующего дохода с др. имущества. Для 1-й и 2-й курии выборы были прямыми, для 3-й ступенчатыми: на сельских сходах избирались выборщики, которые на волостных собраниях избирали выборщиков, избиравших гласных. Выборы в губернское земское собрание происходили на уездном земском собрании. Число гласных, подлежащих избранию, распределялось так, что обеспечивалось преобладание представителей от землевладельцев. Слабость положения земств проявлялась в отсутствии общероссийского центрального органа, координирующего их деятельность, у них был ограниченный бюджет, не имели права опубликовывать отчеты о своих заседаниях без разрешения, им было запрещено заниматься политической деятельностью. Кроме того, после земской контрреформы 1890 г. они были поставлены под мелочный контроль местной администрации и вынуждены были ежегодно отчитываться перед губернскими властями о расходах, обосновывать испрашиваемый бюджет на следующий год. Несмотря на все запреты, земства стали устраивать съезды своих представителей, где обменивались, издавали ведомости, а постоянно общаясь с крестьянами, заботясь о нуждах малоимущих, представители земств проникались сочувствием к ним и в начале 20 века появилось новое общественно-политическое течение - земский либерализм. Значение деятельности этих органов превзошло ожидаемые результаты. Они не только добросовестно исполняли возложенные на них функции, но и выходили за их рамки, например, устраивали училища для подготовки учителей для земских школ, направляли подающих надежды крестьянских детей для обучения в вузах, создали постоянно пополняющийся штат земских агрономов, опытные поля, выставки техники и др.

Городская реформа по «Городовому положению 16 июня 1870 г .» предусматривала создание в городах всесословных органов самоуправления , представители которых избирались от населения, платящего налоги и выполняющего повинности. Для участия в выборах городское население делилось на 3 курии по имущественному признаку: крупные, средние и мелкие собственники. Каждая курия избирала по 1/3 гласных в городскую думу - распорядительный орган. Срок их полномочий 4 года . Состав городской управы (постоянно действующего исполнительного органа) избирали гласные думы из своей среды. Они же избирали городского голову , руководившего управой, его кандидатура утверждалась губернатором или министром внутренних дел. Компетенция городских органов самоуправления, принципы деятельности, отчетность и др. были сходны с земскими. Их деятельность контролировало «губернское по городским делам присутствие» под председательством губернатора.

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной из либерально-буржуазных реформ XIX в. Указ о ней и «Новые судебные уставы» были утверждены царем 20 ноября 1864 г. Необходимость перестроить судебную систему была вызвана, в первую очередь, отменой крепостного права и ликвидацией феодального суда. Принципы новой судебной системы: бессословность, гласность, состязательность судебного процесса, введение института присяжных заседателей, независимость и несменяемость судей. Вся страна была разделена на судебные округа и на мировые участки , границы их не совпадали с административными во избежание давления на судей со стороны администрации. Мелкие гражданские и уголовные дела рассматривал мировой суд , кассационные дела рассматривал съезд мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами по спискам, одобренным губернатором, и окончательно утверждались Сенатом. Судью нельзя было уволить, переизбрать за исключением случаев совершения им преступления; однако можно было перевести его в другой округ. Главной структурной единицей новой судебной системы стал окружной суд с уголовным и гражданским отделениями. Дела рассматривали судьи: председатель и члены суда, назначаемые правительством. По наиболее важным делам в состав суда входили председатель, члены суда и присяжные заседатели, привлекаемые по жребию из благонадежных граждан округа. Слушание дела проходило в присутствии обвиняемого (ответчика) и потерпевшего (истца), его защитника-адвоката обвинителя-прокурора. Прокурор и адвокат проводят судебное следствие, на основании которого присяжные выносят вердикт (после тайного совещания) о виновности или невиновности подсудимого, на основании этого суд выносит приговор, назначая меру наказания или освобождая подсудимого. Разбирательства по гражданским искам проходили без присяжных. Кассационные дела рассматривала судебная палата (9-12 окружных судей), высшей судебной инстанцией являлся Сенат и его департаменты на местах. Бессословность суда изначально была нарушена существованием особых систем судов для ряда категорий населения. Для крестьян существовал особый волостной суд ; особый суд – консистория – для духовенства; дела высших чиновников рассматривал непосредственно Сенат ; для военных было несколько судов (трибунал, военно-полевой суд, полковой суд ); для политических процессов вводились военные суды, особые присутствия при Сенате и карательные меры в административном порядке (без суда).

До судебной реформы, в 1863 г ., были отменены телесные наказания для непривилегированных сословий, за исключением крестьян (сохранялись розги по приговорам волостных судов), ссыльных, каторжан и штрафных солдат (розги).

Военные реформы активно проводились в 1862-1884 гг., их начал военный министр Д.А.Милютин. Упрощена была структура военного министерства, отделы укрупнялись. Страна была разделена на военные округа, во главе с командующими округами , отвечавшими за все дела (снабжение, комплектование, подготовка, др.), ему подчинялись воинские части округа. С 1863 г. часть солдат увольняют в бессрочный отпуск, не дожидаясь окончания 25-летнего срока службы, они составили запас. В 1874 г . был принят новый воинский устав , вводилась всеобщая воинская повинность, рекрутские наборы отменялись . Мужчины всех сословий, достигшие 20-21 года, обязаны были проходить действительную 6-летнюю службу в сухопутных войсках и 7-летнюю в военно-морском флоте, затем увольнялись в запас на 9 лет и на 3 г. соответственно. При большой численности населения России на службу призывались по жребию, остальные составляли ополчение и проходили военные сборы. От обязательной службы освобождались единственные кормильцы в семье, лица с образованием, врачи, учителя школ и гимназий, артисты императорских театров, железнодорожники, духовники, а также «инородцы» как неблагонадежные. На 5 лет отсрочивался призыв лиц, начавших коммерческую деятельность. Для подготовки кадров офицеров вводилась сеть новых учебных учреждений. Кадетские корпуса, кроме Пажеского, Финляндского и Оренбургского были закрыты, вместо них создавались военные училища (6 училищ с 3-летним обучением), их выпускники получали звание подпоручика. Контингент для училищ готовили военные гимназии (18 гимназий с 7-летним сроком обучения) и прогимназии (8 с 4-летним обучением). В 1882 г. все они были вновь преобразованы в кадетские корпуса , но на основе соединения программ гимназий и военных училищ. Для получения высшего военного образования были созданы военные академии и морское училище . В академию принимались лица, окончившие военное училище и прослужившие в армии не менее 5 лет. В 1884 г. были созданы юнкерские училища с 2-летним обучением, туда принимались солдаты, проявившие способности к службе и окончившие срок действительной службы, выпускникам не присваивалось офицерское звание, его получали по месту службы при вакансии. В пехоте офицеры-дворяне составляли 46-83%, во флоте – 73%. Было проведено перевооружение армии. В результате реформ армия стала более подготовленной профессионально, имела большой запас, более эффективной стала система руководства.

Были проведены реформы в сфере образования и цензуры . По «Положению» 1864 г. начальные народные училища могли открыть общественные организации и частные лица (с разрешения правительственных органов), руководство делом обучения (программы, др.) осуществлялось чиновниками, советами училищ и советами директоров и инспекторов училищ; учебный процесс был строго регламентирован (инструкциями и др.). Обучаться имели право дети всех сословий, чинов и вероисповеданий. Но в гимназиях существовала высокая плата за обучение. Классические гимназии с 7-летним сроком обучения (с 1871 г. – с 8-летним) готовили обучающихся к поступлению в университеты в основном для подготовки кадров чиновников. Реальные гимназии (позже – реальные училища) с 6-летним курсом призваны были готовить кадры для промышленности и торговли, их выпускникам был открыт доступ высшие технические учебные заведения, в университеты они не принимались. Разделение средней школы на два типа было ориентировано на обучение в классических училищах детей дворян и чиновников, в реальных – детей буржуазии. Введением женских гимназий положено начало женскому среднему образованию . В университеты женщины не допускались. В сфере высшего образования произошли значительные изменения. В 1860-х-1870-х гг. были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе (Финляндия), Петровская сельскохозяйственная академия в Москве, Политехнический институт в Риге, институт сельского хозяйства и лесоводства в Александрии (Украина), высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. В 1863 г . был введен новый Устав университетов , восстанавливающий их автономию. Непосредственное руководство университета поручалось совету профессоров, избиравшему ректора, деканов и новый профессорско-преподавательский состав. Но за деятельностью вузов осуществлялся надзор со стороны министра образования и попечителей учебного округа. Студенческие организации не разрешались. В 1865 г . вводились «Временные правила о печати» , отменявшие предварительную цензуру для периодики и книг небольшого объема, издаваемых в столичных городах.

На царя-Освободителя участниками революционных организаций совершено несколько покушений. После взрыва бомбы в Зимнем дворце Александр Второй создает для руководства страной Верховную распорядительную комиссию во главе с графом М.Т.Лорис-Меликовым, назначенным министром внутренних дел. Это получило название «диктатуры Лорис-Меликова», «диктатуры сердца» . Лорис-Меликов активно боролся с терроризмом, упразднил Третье отделение, показавшее свою несостоятельность, и создал вместо него Департамент полиции, входивший в структуру Министерства внутренних дел. Из правительства были удалены министры-консерваторы, на место заняли сторонники реформ, тогда же обер-прокурором Синода стал консерватор, апологет самодержавия К.П.Победоносцев. Была ослаблена цензура, царь поручил Лорис-Меликову разработку программы реформ на ближайшие годы. Проекты были подготовлены (Конституция Лорис-Меликова) , но не были проведены в жизнь. 1 марта 1881 г. Александр Второй был убит народовольцами.

На престол встал его Александр III, царь-Миротворец (1845-1894 гг., император с 1881 г.). Его не готовили к царствованию, он занял трон вследствие смерти старшего брата. Он получил образование, соответствующее положению Великого князя, был старательным учеником и воспитанником, был не глуп, но и не обладал остротой ума, более других предметов любил военное дело. Грубоватый, простоватый и неприхотливый в повседневной жизни, он правил, словно «исполняя обязанности царя» с присущей ему добросовестностью. За время его правления Россия не участвовала с войнах. Царь считал, что страна должна заняться внутренними проблемами. По убеждениям он был консерватором, сторонником «незыблемости самодержавия», о чем было заявлено в Манифесте 29 апреля 1881 г., разработанном Победоносцевым. Он отклонил прошение о помиловании первомартовцев.Правление Александра Третьего знаменует переход к реакции и контрреформам , направленным на частичное свертывание либеральных реформ предшественника. После царского Манифеста подали в отставку все министры-сторонники реформ, кандидатов на их места подбирал Победоносцев.

Раньше других началась судебная контрреформа . В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия »: губернаторам предоставлялось право объявлять губернии «в состоянии усиленной и чрезвычайной охраны», передавать военному суду «за государственные преступления или нападения на чинов войска, полиции и всех вообще должностных лиц», требовать закрытого суда. Это положение, введенное на 3 года, действовало до 1917 г. В 1887 г. был издан закон об ограничении публичных заседаний в суде . Суду давалось право закрывать двери для публики, что создавало возможности для произвола. С той же целью ряд изменений был внесен в положения судебной реформы. С июля 1889 г. законом о земских начальниках упразднялся мировой суд, его функции передавались новым судебно-административным должностным лицам - окружным земским начальникам. Они имели право приостанавливать решения волостного суда, назначать волостных судей, налагать штрафы и подвергать арестам в административном порядке. Надзор за исполнением их решений осуществляли губернские присутствия во главе с губернатором. Под влиянием борьбы рабочих началось оформление общероссийского рабочего законодательства . В 1885 г. издается закон о запрещении ночной работы женщин и подростков. В 1886 г. – закон о порядке найма и увольнения, об упорядочении штрафов и выплаты заработной платы, для контроля его соблюдения был введен институт фабричных инспекторов. В 1887 г. – закон об ограничении продолжительности рабочего дня на вредном производстве и тяжелом физически.

Контрреформы были проведены и в области просвещения и печати . В 1882 г. были закрыты Петербургские высшие женские врачебные курсы, прекращен прием на другие высшие женские курсы. Вводились «Временные правила о печати », по которым газеты, получавшие «предостережения», должны были накануне выпуска пройти предварительную цензуру; совещанию министров просвещения, внутренних дел, юстиции и Святейшего Синода давалось право закрыть периодическое издание, запретить произведение, не лояльное к власти. Стеснена была деятельность народных читален и библиотек . С 1888 г. особый отдел комитета при министерстве просвещения пересматривал каталог книг читален, для их открытия требовалось разрешение министерства внутренних дел, заведующие назначались с согласия губернатора. В сфере образования осуществлялась линия на свертывание автономии учебных заведений, сужение доступа низших сословий к обучению, усиление влияния церкви . Сеть церковноприходских школ была передана в ведение Синода, краткосрочные школы грамоты – в ведение епархиальных училищ; в школах министерства народного просвещения, расширялось преподавание «закона божьего». В 1887 г . был издан циркуляр (прозванный «законом о кухаркиных детях »), предлагавший принимать в гимназии и прогимназии лишь детей благонамеренных граждан, которые могли создать «им необходимое для учебных знаний удобство». Это сокращало доступ в них детей «кучеров, лакеев... и тому подобных людей», кроме особо одаренных. С той же целью была повышена плата за обучение. В 1884 г . был издан новый университетский устав . Во главе каждого университета был поставлен попечитель и назначаемый министром народного просвещения ректор с широкими административными полномочиями, сузились права ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Профессора назначались министром, деканы – попечителем учебного округа, который утверждал планы и программы, наблюдал за всей жизнью университета, мог утверждать журналы заседаний совета, назначать пособия и т.д. Помощником ректора в организации надзора за студентами был инспектор. Положение студентов регламентировалось правилами. Для абитуриента требовалось свидетельство о поведении из полиции. Студенческие собрания и выступления воспрещались, вводилась форма. Повышалась плата за обучение. Устав вызвал протесты студенчества и профессуры. Ответ - увольнение и исключение. Все мероприятия были направлены против доступа в высшую школу выходцев из разночинской среды.

Правительство ограничило земское и городское самоуправление . С 1889 г. мировые посредники, их уездные съезды, уездные по крестьянским делам присутствия были заменены окружными земскими начальниками, назначаемыми из дворян и выполнявшими и судебные, и административные функции. Они имели право приостанавливать решения сельского схода. В 1890 г. принятием нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» была проведена земская контрреформа . Усиливалась зависимость земств от администрации, ни одно постановление земского собрания не могло вступить в силу без его утверждения губернатором или министром внутренних дел. Изменялась система выборов гласных. Выборные от волости являлись лишь кандидатами в гласные, из их списка губернатор отбирал и назначал гласных в земство, учитывая рекомендации земского начальника. Количество гласных от крестьян было уменьшено, от дворян увеличено при сокращении общего числа гласных. «Городовое положение» 1892 г. предоставляло избирательные права преимущественно владельцам недвижимой собственности, повышало имущественный ценз, что значительно сокращало число избирателей.

В сфере экономики правительство проводило курс на поддержку и развитие отечественной промышленности, торговли, стабилизации финансовой системы и развитию капиталистического сектора в деревне в лице дворянского землевладения. В 1882 году была отменена подушная подать с безземельных крестьян и на 10% снижена с бывших крепостных крестьян. Этот закон вошел в силу с 1884 г. Окончательно подушная подать была отменена в 1885 г., ее заменили другими налогами. Создание Крестьянского поземельного (1882 г.) и Дворянского земельного (1885 г.) банков обеспечило кредитование земельных собственников. Закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886) обязывал крестьян подписывать договор о работе у помещиков и устанавливал наказания за самовольный уход от нанимателя. Он способствовал стабилизации рынка наемной рабочей силы в деревне. В условиях роста «земельного голода» с целью ослабления напряженности в деревне в 1886 и 1893 гг. издаются законы, затрудняющие земельные разделы надельной земли (требуется согласие старшего члена семьи и крестьянского схода) и переделы общинной земли (не чаще 1 раза в 12 лет); досрочный выкуп наделов разрешен при согласии не мене двух третьих сельского схода, запрещена продажа наделов лицам, не принадлежащим данному сельскому обществу. В 1899 г. издаются законы, отменяющие круговую поруку крестьян-общинников при взимании платежей. В их разработке активное участие принимал министр финансов С.Ю.Витте , именно он в конце XIX в. осуществлял руководство экономической политикой, а с начала ХХ в. – всеми сферами деятельности правительства. С.Ю. Витте дворянин по рождению, окончил Новороссийский университет. Сделал блестящую карьеру на государственной службе. Прошел путь от служащего канцелярии одесского губернатора, мелкого служащего перспективной железнодорожной отрасли, до министра путей сообщения (с 1882 г.), министра финансов (с 1882 г.), председателя Кабинета министров (с 1903 г.) и председателя Совета министров (1905-1906 гг.). Его отличали острый ум, независимость суждений, отсутствие подобострастия и щепетильности, не изысканные манеры. Монархист по убеждениям, идеалом государственного деятеля он считал Александра Третьего, в свою очередь высоко его ценившего. Он проявил себя как искусный дипломат при заключении Портсмутского мира, как столп самодержавия при разработке царского Манифеста 17 октября 1905 г. Даже его недруги не могли не признать, что все сделанное им способствовало укреплению Великой России. Экономическая платформа С.Ю.Витте : сократить расстояние между Россией и развитыми странами Европы путем привлечения иностранного капитала, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты товаров отечественного производства; занять прочные позиции на рынках Востока; создание прочного среднего слоя хороших налогоплательщиков в лице крестьян-собственников. Расширение сети железных дорог считал «лекарством от бедности». С.Ю.Витте понимал, что за короткое время догнать передовые промышленные страны Россия не сможет, следовательно, нужно извлекать выгоду из имеющегося потенциала. Он предпринимает активное и быстро окупающее себя строительство государственных железнодорожных линий в европейской части России, Транссибирской магистрали (1891-1905) для транспортировки грузов от Тихого океана и осуществления посреднической торговли, КВЖД (1897-1903 гг.). В 1887-1894 гг. в России были повышены таможенные пошлины на импорт железа, чугуна, каменного угля; на товары обрабатывающей промышленности они достигали 30%. Это получило название «таможенной войны ». Германия повысила пошлины на зерно, что противоречило интересам русских экспортеров, в интересах которых были изменены внутренние железнодорожные тарифы. На западных линиях они снижались, что облегчало вывоз; на южных и восточных повышались с целью не допустить ввоз в центр дешевого хлеба из Поволжья и Северного Кавказа. В 1894 г. Витте заключил взаимовыгодный таможенный договор с Германией . В 1894-1895 гг. он добился стабилизации рубля , а в 1897 г. ввел золотое денежное обращение , что повысило внутренний и внешний курс рубля, обеспечило приток иностранного капитала, вызвало подорожание экспортного хлеба и недовольство экспортеров. Витте был сторонником неограниченного привлечения иностранного капитала в промышленность , распространения иностранных концессий , т.к. собственного у государства средств не хватало, а помещики неохотно вкладывали их в предпринимательство. Активное фабрично-заводское строительство в конце 19-начале 20 вв. получило название «индустриализации Витте ». Для пополнения казны он ввел государственную винную монополию , дававшую до ¼ доходов бюджета. Витте начал работу над аграрным вопросом , добился ликвидации круговой поруки в общине, разработал реформу по введению частной собственности крестьян на землю, но осуществить ее не успел, очевидно, считая ее не первоочередной. В 1897 г . в России была впервые проведена всеобщая перепись населения , численность его составила 125,6 млн. человек. Во многом именно в результате деятельности С.Ю.Витте 1890-е гг. стали периодом экономического подъема России : было построено рекордное количество железнодорожных линий, стабилизирован рубль, поднималась индустрия, Россия вышла на первое в мире место по добыче нефти, на первое место в Европе по экспорту хлеба, ставшего основной его статьей.

Прежде чем характеризовать общественно-политическую мысль России данного периода, следует изучить социальный состав общества, сложившийся в пореформенный период, внутреннее состояние страны.

Российское общество конца 19 века

Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладностъ экономики обусловливали своеобразие социальной структуры ее общества. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы--классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).

Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их некоторое экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии. Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничъе-бюрократичском аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

Быстро росла буржуазия, которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты.

Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили, источником формирования пролетариата. Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами. Положение российского рабочего класса существенно отличалось от западноевропейского. В России сложились тяжелые условия труда и быта, отсутствовали профсоюзы и система страхования рабочих. Все это поднимало их на борьбу за экономические права. Антиправительственная деятельность революционеров попадала на благодатную почву пролетарского недовольства жесткой системой эксплуатации, сложившейся в стране.

Таковы были основные участники внутриполитических отношений во второй половине 19 века. Рассмотрим эти отношения.

После убийства 1 марта 1881 г. царя на престол вступил его сын Александр III (1818--1881). По характеру Александр III был полной противоположностью отцу и напоминал своего деда -- Николая I. За короткое время он в своей политике отступил от линии Александра II практически во всех сферах общественной жизни.

В 80--90-х гг. самодержавием проводится ряд реакционных мер. В исторической литературе они известны как "контрреформы", т.к. преследовали цель ограничить действие реформ 60--70-х гг., которые, по мнению идеологов нового курса, ослабили законную власть в стране и привели к кризису. Идейными вдохновителями реакционного политического курса в то время стали бывший наставник Александра III, обер-прокурор Синода К.П. Победоносное и редактор "Московских ведомостей" М.Н. Катков.

8 марта 1881 г. Совет министров отклонил проект Конституции, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым. Вместо этого 29 апреля 1881 г. был обнародован Манифест "О незыблемости самодержавия", провозгласившей веру царя "в силу и истину самодержавной власти", которую он обязан охранять "от всяких на нее поползновений". Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник.- 2-е изд..- М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников,2000.- С.256

В соответствии с опубликованным 14 августа 1881 г. "Положением о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия" в стране фактически объявлялось чрезвычайное положение: каждый ее житель мог быть арестован, без суда сослан в отдаленную местность на 5 лет или предан военному суду. Местные власти были наделены правом закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земских собраний и городских дум.

В цикле контрреформ весьма важным представляется закон 1889 г. о введении должности земских начальников. Он утвердил новый социальный институт земских должностных лиц из числа потомственных дворян, который возвышался над всеми крестьянскими органами самоуправления. Земские начальники сосредоточили в своих руках всю административную и судебную власть на местах.

Под контролем земских начальников оказались и суды. Институт мировых судей прекратил существование. Часть судебных дел перешла на рассмотрение земского начальника, остальные дела были переданы в ведение волостного суда.

Вместо бессословных курий "Положение 1890 г." устанавливало сословные курии дворян и городских сословий. Крестьянство фактически лишалось выборного представительства: сам губернатор назначал гласных из числа избранных крестьянами кандидатов.

В 1892 г. контрреформа изменила порядок выборов в Городскую думу. Значительная часть городского населения (приказчики, мелкие торговцы, интеллигенция) лишалась права выборов. В то же время в Городской думе стали преобладать промышленники, торговцы, крупные чиновники, т.е. имущая часть городского населения.

Контрреформы не обошли стороной сферу культуры и образования. Так, все низшие школы были изъяты из ведения земств и переданы в ведение Синода. В большинстве своем школы становятся церковно-приходскими. Если в 1882 г. церковно-приходских школ насчитывалось 4,5 тыс., то в 1894 г. их стало 32 тыс., Российская история: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, А.Н. Макарова, Н.С. Кривцова и др..- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- С. 170 увеличение произошло не за счет открытия новых учебных заведений, а в результате перехода земских школ в статус церковно-приходских.

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введён циркуляр о «кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

Усиление авторитарного режима должно было служить стабилизации внутриполитического положения., но все-таки не ослабило развития оппозиционного движения. Сложная социально-политическая структура России привела и к необычайной расстановке сил на внутриполитической арене. В странах Западной Европы в период смены феодализма капитализмом общенародную борьбу против абсолютизма возглавила буржуазия, лозунгами которой были требования политических свобод, установление республики или ограничение власти монарха законодательными актами. Иначе произошло в России. В развитии оппозиционного движения сформировалось два основных направления -- буржуазно-либеральное и революционно-демократическое.