Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития экономики обеспечение жизнеспособности и непрерывности развития предприятий возм - реферат Что делать, если проблема исследования неактуальна

- использованный на уроках русского языка искусствоведческий дидактический материал оказывает прямое и скрытое воздействие на воспитание школьников, формирует их эстетический вкус.

Методы исследования

Важным является также определение методов научного исследования. На разных этапах исследования обычно используется комплекс взаимодополняющих методов. В науке не выработано универсального метода исследования. Каждый выбирает наиболее приемлемый, исходя из темы и задач исследования.

а) Общетеоретические методы:

Описательный, предполагающий освещение методически значимых аспектов;

Теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений);

Сравнительный анализ (сравнительно-сопоставительный), дающий возможность сравнить что-либо в рамках заявленной темы;

Исторический (диахронический, генетивно-исторический, сравнительно-исторический) и логический методы, раскрывающие динамику развития образовательного процесса;

Дедуктивный метод – восхождение от абстрактного к конкретному, предполагающий обнаружение главной связи исследуемого объекта;

Индуктивные метод обобщения полученных эмпирическим путем данных;

Характеристика материала исследования

Во Введении под заголовком «Материал исследования» (реже – «Источники исследования») необходимо охарактеризовать материал, на котором основывается проведённое исследование. Познакомьтесь с некоторыми структурами, которые часто используются в научных работах для характеристики материала исследования. Обратите внимание на то, что при строении предложений обычно используются неполнозначные (связочные) глаголы («прослужить», «использоваться», «стать», «явиться» и др.):

- Базой для анализа послужили следующие тексты…

- Материалом исследования явились действующие программы по русскому языку …

- В качестве материала исследования использовались магнитофонные записи…

- К анализу привлекались также письменные работы учащихся.

- Источниками материала явились толковые словари

Поскольку в научных работах принято чётко охарактеризовывать объем материала, на базе которого проводилось исследование, часто автор специально оговаривает, какой материал им не анализировался.

Возможно использование следующей конструкции:

- Материалом исследования послужили…

– В основе работы лежат материалы исследований...

- За пределами анализа оставлены… так как они заслуживают особого внимания и могут быть предметом самостоятельного исследования. В работе не анализируются также…

Апробация и внедрение результатов исследования

Существует несколько форм, в которых может проходить апробация научного исследования.

- Отдельные положения и фрагменты исследования нашли отражение в публикациях.

- Основные выводы были изложены в выступлениях на Далевских чтениях и на научно-практической конференции студентов.

- Основные положения работы прошли апробацию в виде…

- Работа получила положительную оценку на выступлениях

- Апробация отдельных положений работы состоялась в виде доклада на студенческой конференции.

Познакомьтесь с фрагментом научной работы:

- Материалы исследования исполь­зовались на уроках русского языка в средней школе д. Ношино Абанского района, в средней школе № 2 г. Канска, а также в выступлениях на краевых студенческих Далевских чтениях (2002г.) и на краевой региональной конференции, проходящей на базе Канского педагогического колледжа в 2003г.

Образец Введения

Нельзя изучать грамматику языка, лексику, стилистику, фонетику в отрыве от окружающей действительности. Задача учителя-словесника состоит прежде всего в том, чтобы сделать обучение воспитывающим, чтобы задания по русскому языку помогли школьнику активно включиться в созидательную деятельность, чтобы молодое поколение научилось проникать в тайны природы и общественного развития. В этом смысле изучение родного края явится благодатной, питательной средой, которая поможет учителю донести до осознания учащихся понятие о закономерностях многообразного мира, раскрыть и показать историю, культуру и быт нашего народа, красоту и величие его языка. Краеведческий материал, используемый на уроках русского языка, послужит активным средством формирования конкретных представлений и понятий, способствуя тем самым всестороннему развитию учеников.

Изучение родного края представляет большой интерес и для самого учителя-словесника, приобщает его к научной деятельности , вырабатывает навыки исследователя, а это потребует от него дополнительных знаний в области истории, географии, этнографии и других наук.

Все сказанное выше и определило актуальность данного исследования, которая обусловлена поисками эффектных, путей обучения, направленных на преодоление формализма в преподавании русского языка.

Научить учащихся видеть и понимать красоту окружающего мира, привить любовь к родным местам, к людям, живущим рядом, наконец, к самому великому и могучему русскому языку - это первостепенные задачи учителя-словесника, использующего краеведческий материал на уроках.

Объектом исследования является процесс вооружения учащихся системой знаний, способами усвоения учебной информации по русскому языку и эффективность речевого развитая на основе использования краеведческого материала на уроках русского языка. Таким образом, краеведческий материал на уроках русского языка является предметом нашего исследования.

Цель исследования: доказать значение применения на уроках краевед­ческого учебно-дидактического материала, реализующего принцип межпредметных связей как одного из основных средств в решении комплексных задач обучения и воспитания.

Цель и объект исследования определяют рабочую гипотезу , в основу которой легли следующие положения:

- краеведческий материал в качестве учебно-дидактического, отража­ющего принцип межпредметных связей, способствует решению ряда задач обучения - более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию языковых и речевых умений и навыков;

- использованный на уроках русского языка краеведческий дидактический материал оказывает прямое и скрытое воздействие на воспитание школьников.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи :

- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью определения теоретических основ использования краеведческого материала на уроках русского языка;

- определить место краеведческого материала в системе межпредметных связей;

- вычленить принципы отбора дидактического материала краеведческого характера, показать его влияние на воспитание школьников;

- показать систему приемов использования краеведческого материала на уроках русского языка как один из способов реализации межпредметных связей.

Источники исследования :

- теоретические положения классиков педагогики (, Ж. Ж Руссо,), современных педагогов (, и др.) выдающихся психологов (, и др.) и методистов (, и др.,), работающих над проблемами межпредметных связей и вопросами использования краеведческого материала;

Методы исследования :

изучение и анализ психолого-педагогических и методических источников по проблеме; опытно-экспериментальная работа, наблюдение за учебной деятельностью на уроках русского языка при использовании краеведческого материала, обработка результатов работы, систематизация и обобщение.

Новизна исследования заключается в попытке теоретически обосновать использование краеведческого материала на уроках русскою языка в качестве дидактического при реализации межпредметных связей; в работе предложен подход к решению комплексных задач обучения и воспитания на материале краеведения при реализации межпредметных связей на примере изучения темы "Лексика" в 5 классе .

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- предлагаемый подход к решению комплексных задач обучения и воспитания на материале краеведения реализующий принцип межпредметных связей при изучении темы "Лексика" в 5 классе, может служить методическими рекомендациями в работе по теме "Лексика".

- теоретический аспект работы может быть использован учителем в отборе дидактического материала краеведческого характера для эффективного решения задач развивающего и воспитывающего обучения.

Структура работы : Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложения, Списка литературы, насчитывающей 54 наименования.

Апробация : Результаты исследования были успешно апробированы на краевой научно-практической конференции (г. Красноярск, 2001)

Основная часть

Основная часть содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Не следует создавать очень объемные работы, превращая свой труд в механическое переписывание из разных источников первого попавшегося материала. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.

Основная часть делится на главы (чаще всего 2, реже 3) , при этом каждая глава - из двух-трёх параграфов (пунктов). Главы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, показать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Основная часть, помимо почерпнутого из разных источников содержания, также должна включать в себя собственное мнение и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. К освещению малоисследованных и дискуссионных проблем нужно подходить корректно. Нельзя представлять как бесспорный один из существующих взглядов. Очень хорошо, если вы выскажете своё собственное мнение по этому вопросу, обоснуете его или мотивируете своё согласие или несогласие с уже высказанной точкой зрения.

Если работа представляет монографический реферат, то построение его основной части в значительной степени, зависит от строения исходного текста, подчиняется законам его внутренней организации.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, теоретическое осмысление проблемы, а затем конкретизируемый методического плана текстовой фактический или эмпирический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию, опираясь на анализ существующей практики преподавания русского языка. В процессе анализа появляется возможность определить направление и те вопросы, которые нужно решить в предстоящем исследовании, с целью усовершенствования процесса изучения русского языка.

Любая научная работа должна содержать обобщение. Обобщения являются основным смыслом научного исследования. Нельзя признать удовлетворительной работу, в которой нагромождаются факты, перечисляются примеры, положения, взгляды учёных и т. д., и нет обобщений, пишущий не может сопоставить материал, объединить, представить в обобщенном виде.

Каждая глава и работа в целом завершается выводами. Выводы должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

Первая глава – теоретическая, обычно бывает обзорной. В ней излагается история и теория вопроса, дается критический анализ литературы, определяется понятийный аппарат. Здесь содержится реферативное изложение (оценочного характера) научных исследований в данной области, обращается на внимание качество уже изученных проблем, обозначается круг нерешенных проблем, определяются границы исследуемого автором работы явления, раскрываются теоретические предпосылки изучения данной проблемы.

Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения

1.1. Из истории вопроса

1.2. Понятие «проблемного обучения». Его виды, уровни

1.3. Методы проблемного обучения

Первое условие любой научной работы – точное общение с фактическим материалом, подтверждение выдвигаемых положений убедительными доказательствами. Необходимо указывать, чьи рассуждения или выводы вы используете, отмечая мнение исследователей по данному вопросу.

Способность обобщать «и самостоятельно критически мыслить» проявляются в умении строить выводы. Выводы являются следствием рассуждений, доказательств, анализа материала. К примеру, развивая мысль о том, что вопрос о словах категории состояния является спорным в русской лингвистике, что единого взгляда на возможность отнесения данного разряда слов к особой части речи нет среди учёных, вы отмечаете, что одни учёные считают слова категории состояния особой частью речи, другие – не выделяют их из состава существительных, прилагательных и наречий, от которых они произошли. Основание для этого учёные находят в том, что слова категории состояния совпадают по форме с наречиями, краткими прилагательными среднего рода и существительными, поэтому являются омонимами . Здесь возможен частный вывод о том, что последнее основание не может служить препятствием для выделения слов категории состояния в особую часть речи .

В выводах по первой главе должны быть определены теоретические положения, на которые автор работы будет опираться в ходе дальнейшего исследования.

Вторая глава – практическая, опытно-экспериментальная (эмпирическая) посвящается описанию методов и изложению эмпирических результатов той исследовательской, методической или прикладной работы, которая была проделана студентом. Глава должна быть направлена на решение выбранной проблемы и содержать развернутое и системное описание практических результатов непосредственного анализа методического материала по теме исследования, аргументированную интерпретацию собственных наблюдений и выводов. Во второй главе (и в последующих главах, если они имеются) содержится описание процесса исследования, освещается методика и техника исследования, достигнутый результат. Анализ учебников и программ, включенный в эту главу, направлен на определение эффективности содержания и методики обучения.

Эта глава показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное исследование.

В методических работах, в которых гипотезы в явном виде отсутствуют, глава описывает проведенные мероприятия по выделению эмпирических индикаторов, проверке или повышению надежности разрабатываемых, совершенствуемых или сравниваемых методов. В прикладных работах, в которых гипотезы также отсутствуют, данная глава фиксирует проведенные процедуры по решению практической проблемы, полученные в этом процессе результаты. В этом случае глава также содержит оценку эффективности предложенных решений. В опытно-экспериментальных работах эта глава представляет процедуру проверки экспериментальной гипотезы, направленную на испытание истинности предложенных теоретических построений, и полученные здесь результаты.

Данная глава включает обоснование использованных методов, в котором содержится ответ, почему использовались именно эти методы и каковы их преимущества перед другими. Описание методов предполагает описание заданий, которые выполняли испытуемые, и инструкции, которую они получали.

Кроме того, необходимо дать демографическую (половозрастную) и качественную характеристику выбранным испытуемым.

Анализ полученных данных подтверждает или опровергает выдвинутую гипотезу.

Результаты работы должны быть представлены понятным для читателя образом. Данные переводятся в удобную для восприятия форму – графики, таблицы, диаграммы, демонстрирующие количественные соотношения полученных данных. При обилии иллюстративных материалов исследования в Приложении могут быть приведены наиболее показательные из них с точки зрения интерпретации результатов.

Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы :

1. Построение гипотезы, формулирование цели эксперимента, которая, как правило, начинается с глаголов: выяснить..., выявить..., сформировать..., обосновать..., проверить..., определить..., создать..., построить... Нужно ответить себе на вопрос: “что ты хочешь создать в итоге организуемого эксперимента?”

2. Создание программы эксперимента.

3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследования.

4. Осуществление эксперимента.

Экспериментальная глава может состоять из трех параграфов:

§1 Психолого-педагогическое обоснование возрастных и типологических особенностей восприятия школьников.

§2 Обоснование своей методики работы по заявленной теме.

§3 Описание эксперимента.

Эксперимент включает 3 этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.

На констатирующем этапе проводится срезовая работа, позволяющая выявить уровень развития школьников до реализации методики.

На формирующем этапе осуществляется применение разработанной методики.

На итоговом этапе эксперимента проводится контрольная срезовая работа.

Для проведения эксперимента у студента должны быть разработана своя методика обучения, конспекты уроков , дидактический материал для учащихся. Методика должна выстраиваться не только на частных, но и на общих концепциях.

Одновременно определяются методики фиксирования хода и результатов экспериментальной работы, критерии оценки результатов проведенной работы с учащимися, заданий для проверки эффективности внедряемой методики.

Центральный момент опытной работы - проведение уроков, на которых апробируется методика работы, разработанная студентом. Проведение уроков требует не только реализации методической системы, но и наблюдения за учащимися. В ходе урока необходимо фиксировать его результаты.

Необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям , к каким выводам подводит это сопоставление и т. п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

В выводах по второй главе должны быть представлены итоги экспериментальной работы.

Заключение

В заключении подводятся итоги исследования: формулируются выводы по параграфам, к которым пришел автор, указываются их значимость, возможность внедрения результатов работы; обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей); намечаются перспективы дальнейшей работы в рамках затронутых проблем. При этом подтверждается актуальность исследования. В целом заключение должно давать ответы на вопросы: Зачем предпринято данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор? В заключении не следует повторять содержание введения и основной части работы, что является типичной ошибкой студентов, продолжающих в заключении изложение проблемы.

Заключение должно быть четким, кратким и обстоятельным, вытекающим из содержания основной части.

Образец Заключения

Одно из непременных условий успешной работы по русскому языку заключается в том, чтобы, обучая, постоянно развивать учащихся. Недопустимо, на наш взгляд, сводить обучение к усвоению лишь определённого лингвистического и речевого материала. Обучать надо таким образом, чтобы одновременно развивались умственные способности учащихся. Заучивание правил, например, мало способствуют развитию. Постановка же творческих задач, создание проблемных ситуаций, поиски рациональных путей решения тех или иных типовых учебных задач существенно влияют на умственное развитие школьников. Поэтому организация проблемного обучения в школе – одна из важных и сложных задач настоящего времени.

Решив поставленные во введении задачи, мы пришли к следующим выводам:

1. Под проблемным обучением следует понимать такую организацию учебного процесса, которая включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждение у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность , направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой научной информации. Но, несмотря на пристальное внимание к вопросам внедрения проблемного обучения в школьную практику, к разработке его технологии, на наш взгляд, не­имоверно трудно реализовать на практике проблемное обучение «в чистом виде» как тип или систему обучения, так как это требует существенной пере­стройки как содержания, так и организации обучения; в связи с чем в основном происходит проблемное изложение отдельных элементов учебного материала, решаются проблемные задачи в основном «сильными» учащимися. Проблемное обучение осуществляется также на факультативах, олимпиадах, конкурсах.

2. Проблемное обучение имеет систему методов (метод проблемного изложения, частично – поисковый, исследовательский), построенную с учетом принципов проблемности и целеполагания; такая система обеспечивает управляемый учителем процесс учебно-познавательной деятельности учащихся, усвоение ими научных знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей.

3. Организация проблемного урока представляет сложность не только для начинающих, но и для опытных учителей, которые при его построении руководствуются традиционной структурой. Между тем, показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности (возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предложений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы).

4. Дидактически познавательная активизация достигается через вопрос, за­дачу, задание, наглядность, речь, а чаще их сочетание. При определенных усло­виях эти элементы становятся в руках учителя инструментом создания проблемной ситуации, возбуждения интереса и эмоционального настроя учащихся, мо­билизации их воли, побуждения к действию.

Рассмотренные важнейшие средства организации процесса проблемного обучения стимулируют активную познавательную, поисковую деятельность учащихся, воспитывают у них стремление и умение искать, самостоятельно познавать новое.

5. Сравнительно-сопоставительный анализ учебников показывает, что учебник Р. Н. Бунеева (образовательная программа «Школа 2100») в большей степени ориентирован на проблемное обучение, поскольку содержит учебные задания высокого уровня дидактической трудности. Выполняя такие задания, учащиеся проникают в сущность изучаемых фактов и явлений, так как проявляют познавательную самостоятельность, которая заключается в способности решать задачи без помощи извне (то есть без помощи учителя).

Однако, на наш взгляд, учитель должен стремиться к тому, чтобы повышать степень сложности учебных заданий независимо от выбранного им учебника, пронизывать элементами развивающей деятельности разные виды занятий по русскому языку, делать уроки разнообразными, занимательными, творческими.

Ведь творческая учебная деятельность, в отличие от репродуктивной, обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект, а также воспитывает активную, инициативную личность

Приложение

Приложения являются обязательным компонентом курсовой и выпускной работы. Они не засчитываются в заданный объем работы

По содержанию приложения очень разнообразны. Здесь помещается вспомогательный или дополнительный, справочный и экспериментальный материал, наглядно представляющий результаты исследования: разного рода таблицы, схемы, диаграммы, методический, иллюстративный материал, программы экспериментов, инструкции, формы отчетности, например, образцы ученических работ, содержание анкет, конспекты и фрагменты уроков, и т. п. Приложения связаны с основной частью работы, составляют с ней единое целое, оформляются как продолжение работы на последующих её пронумерованных страницах, располагая их в по­рядке появления ссылок в тексте.

В начале Приложения необходимо давать общий список всех приложений.

Примеры включения Приложений в основной текст:

- Как только ученики овладели алгоритмом, начинается сокращение логических операций. Некоторые совершаются осмысленно, некоторые – интуитивным путем, без напряжения мысли и памяти. На первых порах действия удобно фиксировать в специальной таблице (Приложение 2).

- Например, при повторении в начале 5 класса темы "Имя существительное" сказка, посвященная склонениям существительных, поможет актуализировать знания о правописании падежных окончаний. (Приложение 7)

- Если ребенок не смог написать захватывающую сказку, но сочинил интересный рассказ или стихотворение, то его, несомненно, тоже нужно поощрить. Пример работы учащегося 6 класса см. Приложение 5.

Требования к написанию и оформлению работы

Требования, предъявляемые к связному речевому высказыванию:

Подчиненность всех предложений реализации одной цели, идеи, основной мысли;

Логическая и языковая связность;

Структурная упорядоченность;

Смысловая и композиционная завершенность;

Стилевая однородность.

Оформляя курсовую работу , автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, главы основной части, заключение, приложение, библиография) начинается с новой страницы. Все страницы должны быть пронумерованы (титульный лист не нумеруется). Нумерация страниц, на которых делается приложение, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Приложения нумеруются арабскими цифрами (без знака №), с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение", например: "Приложение 1", "Приложение 2 " и т. д. С новой строки пишут название приложения.

Первая страница - содержание (оглавление) - перечень структурных элементов (глав, параграфов и т. п.), составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В содержании указывают номер страницы, на которой находится начало главы, параграфа и т. д.

Заголовки, представленные в содержании, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце.

Сложные термины, встречающиеся в тексте, обязательно разъясняются в специальных сносках или непосредственно в работе.

Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры , смысл которых ясен из контекста.

Следует соблюдать правила цитирования. Лучше прибегать ко внутритекстовым ссылкам, которые оформляются в скобках. Например: , что означает: 28 - номер источника в списке литературы, 104 - номер страницы. Или [, с.48], где указывается автор (можно с источником) и номер страницы.

Необходимые параметры отступов при печатании: один интервал от главы и два – от параграфа (пункта) внутри ее.

Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов.

Стандарт печати:

- тип - Times New Roman

Кегль 14 п.

Межстрочный интервал – 1,5;

Размер левого поля – 3,0 см;

Размер правого поля – 2,5 см;

Размер верхнего – 2,5 см;

Нижнего – 3,5 см.

Правила оформления таблиц и схем:

Нумерация производится арабскими цифрами;

Над правым верхним углом помещают соответствующую надпись (таблица, схема) с указанием порядкового номера;

Таблицы снабжаются тематическими заголовками с надписью посередине страницы. Названия пишутся с прописной буквы без точки в конце.

Титульный лист:

Название министерства;

Название академического учреждения;

Название кафедры;

Фамилия и инициалы студента, номер его группы;

Фамилия, инициалы, научное звание, должность научного руководителя.

Примерный план работы по теме «Коллективная форма организации развивающего обучения на уроках русского языка»

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения.
Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК. Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.
Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.

5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.
Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям.
Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .

7. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным .

8. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования актуально .

Как определить актуальность темы?

Именно актуальность выбранной темы и становится, как правило, камнем преткновение для многих студентов и поэтому мы решили попробовать помочь студентам разобраться в этом вопросе. Не секрет, что, если работа не является актуальной, то её написание не имеет никакого смысла и, как результат, не будет зачтено, или, в лучшем случае, будет оценена не самой высокой оценкой. Говоря научным языком, актуальность любой выбранной темы при написании студентом курсовой работы определяет, с одной стороны, более конкретизированное и детальное изучение того или иного раздела данной учебной дисциплины, а с другой, и это само по себе не менее важно, необходимость активизации процесса обучения и увеличение эффективности и результативности работы студента самостоятельно.

Так как же правильно сформулировать и, главное, аргументировать актуальность выбранной вами темы научной курсовой работы? Ну, во-первых, не следует начинать издалека, с общих размытых фраз, которые ничего общего не имеют с необходимостью изучать данный вопрос вообще и закончить словами «…именно этим и объясняется актуальность». Более логичным будет начать словами «Актуальность выбранной темы исследования обусловлена….» и далее кратко и лаконично пояснить, почему именно изучение выбранного вопроса или проблемы важно на современном этапе развития данной научной дисциплины. Во-вторых, и это очень важно, актуальность должна быть чётко и научно обоснована, а это, в свою очередь, означает, что студенту, как автору работы нужно в одном небольшом абзаце изложить, в чём именно, по его мнению, заключается актуальность, а именно важность и своевременность избранной им темы.

Актуальность легко обосновать непосредственным анализом существующей на данный момент ситуации в развитии изучаемой отрасли науки и очевидной необходимостью дальнейшего более глубокого и подробного изучения того или иного её направления. Следует так же обратить особое внимание на видимое отсутствие или недостаток необходимой научной информации или приёмов и способов, которые требуются для решения или анализа конкретного аспекта. Кроме того, мы рекомендуем рассматривать избранную тему в контексте социально-политической либо экономической ситуации в стране, исходя из того, по теме какой дисциплины вы пишите курсовую работу. Не лишним, по нашему мнению, будет так же указать, каким именно образом дальнейшее и более углублённое изучение конкретной темы или вопроса сможет повлиять изменение ситуации в лучшую сторону не только в рамках определённой научной дисциплины, но и в жизни общества или определённой общественной группы в целом.

Но, если, не смотря на всё написанное выше, у студента все же возникают вопросы по поводу того, как сформулировать и обосновать актуальность курсовой работы, то рекомендуем ему обратить особое внимание на следующие советы.

Сначала следует определить и обосновать важность изучаемой проблемы в сравнении с другими тематическими направлениями. Затем сформулировать и оценить необходимость ее дальнейшего исследования для данной отрасли науки и, возможно, общества в целом.

Формулировку актуальности работы можно начать, как уже было упомянуто выше, такими словами: «актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на данный момент...». Или, как вариант, вначале упомянуть все, на ваш взгляд, важные аргументы и факты, и подытожить, указав, что: «вышеупомянутым и обоснована актуальность выбранной темы».

Следует отметить, что при аргументации актуальности выбранной темы курсовой работы, как и при написании всей курсовой работы в целом, особенно высоко ценится собственное мнение автора, его взгляды и умозаключения, и, его личное видение важности исследуемых проблем. Поскольку очевиден тот факт, что если автор хорошо и досконально изучил и проанализировал все особенности рассматриваемого им материала, то с лёгкостью сможет высветить и ответить на все теоретические и практические вопросы по теме своего научного исследования.

Не следует делать объяснение важности темы обширным по своему размеру, оно должно составлять не больше 6-7 предложений, чего будет вполне достаточно, что бы раскрыть значимость исследуемого вопроса и упомянуть все главные факты, которые позволят рассматривать избранную тему как актуальную. Но помните, что обоснование актуальности не должно быть и слишком коротким. Изучив его, читающий или проверяющий курсовую работу, должен удостовериться в том, что тема действительно является актуальной и что ее дальнейшее исследование может принести практическую пользу. Важно так же отметить, что значимость, то есть актуальность, исследуемой темы необходимо объяснять и аргументируется, как правило, до того, как определяются цели и задачи.

Ну и в завершении хотелось бы напомнить, что любой элемент курсовой работы должен быть в итоге законченным в смысловом и грамматическом отношении фрагментом, все предложения и идеи должны быть логически построены и взаимосвязаны.

Дипломная работа представляет собой итоговую научную работу студента-выпускника, в которой он самостоятельно анализирует ту или иную тему, где обязательным условием является присутствие научной новизны, особенно так важной для проверяющего.

Так вот, одним из ключевых моментов оценивания работы аттестационной комиссией является определение актуальности выбранной темы исследования. Как показывает опыт, студенты достаточно часто не могут правильным образом сформулировать актуальность, однако ничего сложного в этом-то и нет. Сейчас более подробно разберём, как же написать актуальность.

Почему возникла востребованность изучать этот вопрос именно сейчас, какие предпосылки этому послужили, какую пользу она сможет принести современному миру (если уж мыслить совсем глобально)?

Чтобы получить заветное "отлично" за свой дипломный проект, Вам просто необходимо уметь аргументированно отвечать на вопрос следующего содержания: "Почему же именно эта тема была выбрана для Вашего исследования? ". В противном случае проверяющая комиссия просто не примет Вашу работу и отправит её на доработку. Согласитесь, не самое приятное, что может произойти.

И чтобы избежать такой ситуации, нужно всего лишь знать два вида актуальности:

  1. Малоизученная тема;
  2. Практическое применение уже известного результата эксперимента (события, доказательства, теоремы и т.д.).

Неизученная тема предполагает то, что студент путём применения теоретических и практических методов в своих собственных исследованиях сумеет отыскать ответы на какие-либо насущные вопросы, найдёт пути выхода из "тупиковых" ситуаций.

К примеру, сейчас в мире, к сожалению, есть множество малоисследованных болезней, лекарства для борьбы с которыми до сих пор не найдены. А выпускник в ходе написания свей исследовательской работы сумел изучить какую-то определённую болезнь, понять, как можно её вылечить.

Второй вид подразумевает, что по окончанию своего исследования, применив уже доказанные теоретические и практические знания, Вы разрабатываете что-то своё, решаете какую-либо злободневную задачу или же проблему.

Например, обладая знаниями в сфере физики (законы, теоремы, формулы, свойства предметов и явлений), Вы смогли усовершенствовать механизм работы электрочайника, скажем, теперь он кипятит воду в 3 раза быстрее. Возможно, в связи с этим Вами даже будет разработан новый дизайн, более практичный и удобный. То есть на основании уже известного, Вы изобрели нечто своё, уникальное, ранее нигде не встречающееся.

Как определить актуальность дипломной работы?

На сегодняшний день наиболее актуальными областями жизнедеятельности человека является политика, экономика, медицина и экология. Именно эти темы всегда будут актуальны и востребованы во всем мире.

  • найти наиболее уязвимое место в исследуемой Вами области и выявить проблему;
  • связать данную проблему с реальной жизнью, подкрепив доказательствами из собственного опыта или же из других достоверных источников, к примеру, исторические события;
  • показать взаимосвязь выбранной темы с мировой обстановкой (экономический кризис, военные конфликты, демографический кризис и т.д.).

Соблюдая данные пункты, Вы можете быть уверены, что аттестационная комиссия обязательно высоко оценит Вашу работу на защите , а возможно даже в дальнейшем Вы продолжите изучать данную тему и добьётесь успеха в этой области.

Напоследок приводим образец формулировки актуальности из реальной дипломной работы по бухгалтерскому учету, защищённой на "отлично".

Пример: Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что компании постоянно осуществляют хозяйственные операции с физическими и юридическими лицами в процессе осуществления своей деятельности. Тем самым происходит непрерывный кругооборот денежных средств, вызванный постоянным возобновлением различных расчетов. Эффективное использование денежных средств способствует устойчивой оборачиваемости средств компании, развитию договорной и расчетной дисциплины, а также оздоровлению финансового состояния компании.

Примеры актуальности по другим дисциплинам

По юриспруденции: Актуальность работы обусловлена ролью медицинского страхования в современном обществе, которое является составной частью сложнейшей инфраструктуры страхования, являющегося, в свою очередь, частью макроэкономической системы государства.

По психологии: Актуальность выбранной нами темы состоит в том, что преодоление коммуникативных трудностей является тем самым ключиком, который открывает возможности для получения необходимого эффекта на любом уровне человеческого взаимодействия.

По экономике: Актуальность темы исследования определяется следующими соображениями: банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем и при этом динамично развивается.

По менеджменту: Актуальность исследования заключается в том, что в условиях жесткой конкуренции, для успешного функционирования и удовлетворения спроса потребителей, организациям, действующим в разных отраслях, необходимо постоянно совершенствовать свою маркетинговую деятельность.

Хорошие новости! Если Вы затрудняетесь сформулировать актуальность в свой дипломной работе, пришлите к нам на почту тему работы и ее план. Наши авторы сформулируют актуальность абсолютно бесплатно. Почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


ТЕМА: НОВЫЕ ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ

Введение

Глава 1.Теоретико-методологические основы судебной экспертизы

§2. Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в

Российской Федерации

§3. Новые виды исследований в системе судебных экспертиз

Глава 2. Возможности, проблемы и тенденции новых видов судебных экспертиз

§2. Анализ компьютерной информации

§3. Полиграфология

§4. Одорологическая экспертиза

§5. Перспективы развития судебной экспертизы в эпоху глобализации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что изменения, происходящие в России на экономическом, политическом уровнях, оказывают как положительное, так и негативное влияние на состояние общества, в частности - увеличивается количество совершаемых преступлений. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными органами в борьбе с преступностью.

В настоящее время появляются новые виды преступлений, для раскрытия которых необходимо развивать и применять новые виды экспертиз. Между тем комплекс уголовно-процессуальных и криминалистических мер, направленных на совершенствование следственной работы и усиление борьбы с преступностью, остался несовершенным. Так, в настоящее время уголовно-процессуальные нормы не содержат регулирования применения вновь возникающих в большом количестве новейших методов исследования в ходе расследования преступлений. Анализ экспертной, следственной и судебной работы показывает, что не теряют своей актуальности вопросы применения новых методов исследования как самим субъектом расследования, так и приглашаемыми им специалистами в широком смысле этого слова. Руководящих же разъяснений и инструкций в подзаконных нормативных актах, в условиях дефицита правового регулирования даже на уровне закона, в настоящее время явно не достаточно.

Проблемы применения новых видов экспертиз и методов исследования привлекают большое внимание как юристов, так и медиков, психологов, биологов, программистов и представителей других наук. В отечественной криминалистике вопросы применения новых и нетрадиционных методов исследования разрабатывали: Р. С. Белкин, В. А. Образцов, Е. П. Ищенко, Л. Г. Бидонов, Н. Н. Китаев, Т. А. Седова, Л. Л. Каневский, Н. Г. Находкина, В. И. Гончаренко, И. В. Постика, М. В. Салтевский, Н. Т. Ведерников, В. X. Меркурисов, Н. А. Родионов, В. В. Яровенко и другие. Однако, несмотря на многочисленные попытки исследовать теорию и практику использования новых методов в криминалистике, многие проблемы по-прежнему не нашли однозначного решения. Отдельные проблемы затрагивались в работах Ф. В. Глазырина, А. Ф. Лубина, А. Н. Чистикина, Г. А. Пашиняна, В. Н. Звягина, Ж. В. Слепцовой, В. П. Крючкова, В. К. Комарова, В. М. Быкова, А. И. Скрыпникова, Н. В. Скорика, М. И. Розанова, В. А. Варламова, А. А. Шмидта и других исследователей.

Цель исследования – проанализировать содержание новых видов судебных экспертиз и возможность их применения в судебно-экспертной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и методологические положения в отношении методов и видов судебных экспертиз, применяемых в судебно-экспертной деятельности.

2. Рассмотреть нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

3. Определить место новых видов исследований в системе судебных экспертиз.

4. Выявить возможности и проблемы применения некоторых новых видов экспертиз в судебно-экспертной деятельности.

5. Определить основные тенденции применения новых видов судебных экспертиз и перспективы их развития.

Объект исследования – судебно-экспертная деятельность.

Предмет исследования – закономерности развития новых видов судебных экспертиз.

Методологическую основу и методику исследования составили диалектический, формально-логический, сравнительный, системный, статистический методы.

Теоретическую основу работы составили труды ученых и специалистов по криминологии, судебной экспертизе, медицине, биологии, психологии, информатики, физики и химии.

Положения и выводы исследования основываются на Конституции РФ, действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, подзаконных ведомственных нормативных актах Министерства внутренних дел РФ.

Эмпирическая база исследования (дорабатывается??????????).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе систематизированы и расширены знания о предмете исследования, сформулированы проблемы и указаны направления для дальнейших научных разработок в криминалистике с использованием новых видов экспертиз. Материалы исследования могут быть использованы как в процессе организации следственной и судебно-экспертной деятельности, а также в учебном процессе по курсу «Криминалистика» и в системе повышения квалификации практических работников – экспертов.

Структура дипломной работы обусловлена ее целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении раскрыта актуальность темы исследования, определены объект и предмет, цели и задачи исследования; указаны методологическая основа, нормативная и эмпирическая база исследования, теоретическая и практическая значимость исследования. В первой главе рассматриваются основные теоретические и методологические вопросы, связанные с изучением судебных экспертиз: история возникновения и развития судебно-экспертной деятельности в России; классификация методов и видов судебных экспертиз; место новых видов исследований в системе судебных экспертиз. Во второй главе анализируется возможность применения таких новых видов судебных исследований, как экспертиза ДНК в процессе исследования биометрических данных человека; компьютерно-техническая экспертиза; одорологическая экспертиза; экспертиза с применением полиграфа. В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.

^ Глава 1.Теоретико-методологические основы судебной экспертизы

§1. История, методы и классификация судебных экспертиз

В истории человечества применение судебной экспертизы при решении определенных вопросов имеет давний характер. Так, уже в трудах Гиппократа рассматривались вопросы исследования механических повреждений на теле, определения жизнеспособности младенцев при исследовании их трупов и др. Следовательно, первой на службу правосудия была поставлена судебная медицина. Именно медицина как область специальных знаний легла в основу развития основных направлений экспертных исследований. Практически одновременно с судебно-медицинской экспертизой появилась и экспертиза документов, в которой исследованию подвергались как графические формы – почерк, так и те движения, которыми они выполнялись. Годом официального становления судебной экспертизы в России считают 1716 г., когда Воинским уставом Петра 1 было предписано привлекать лекарей для исследования повреждений на одежде и теле пострадавшего.

Долгое время судебно-экспертные исследования проводились случайными лицами и не имели под собой достаточной научно-методической основы. К примеру, получило развитие такое направление исследования, как графология – учение об определении характера человека по почерку. Поскольку графология базировалась не на научной основе, а лишь на некотором опыте, приобретенном сведущими лицами в процессе их профессиональной деятельности (письмоводители, дьяки), все попытки использовать ее в судебной экспертизе документов были безуспешны. В настоящее время эксперты-почерковеды используют некоторые признаки почерка и письма, описанные графолагами, для решения таких задач, как установление поле, состояния пишущего и других.

В конце XIX – начале ХХ вв. с особенной силой проявились тенденции консолидации экспертных знаний. Свое выражение они нашли в целенаправленной деятельности целой плеяды ученых, способствовавших развитию одного из направлений становления криминалистической науки – разработке научных методов исследования вещественных доказательств. Этот период становления и развития судебной экспертизы характерен ярко выраженным практическим уклоном, решением самых неотложных задач борьбы с преступностью. Особенностью этого этапа явилось накопление эмпирических данных: об объектах, методах и средствах исследования; о возможности разработки собственно экспертных средств, методов и методик исследования вещественных доказательств; о приспособлении методов и средств других наук к нуждам экспертной практики. Закончился данный этап организацией и становлением первых экспертных учреждений. Так, 28 июля 1912 г. был принят закон о создании в России первого специализированного судебно-экспертного учреждения - кабинета научно-судебной экспертизы. Квалифицированные сотрудники и новейшее по тому времени оборудование позволили с самого начала деятельности кабинетов обеспечить достаточно высокий уровень судебных экспертиз. При этом использовались методы фотографии, дактилоскопии, химии, микрохимии, за исключением судебно-медицинских исследований. С 1 марта 1919 г. по решению Коллегии НКВД РСФСР при Центророзыске начал работу кабинет судебной экспертизы, ставший основой научно-технической службы уголовного розыска. Эта дата считается днем зарождения экспертно-криминалистической службы российских органов внутренних дел. Параллельно с развитием криминалистической службы в Центророзыске возникали научно-технические кабинеты и подотделы в крупных городах. Уже в 1923 г. они действовали помимо Москвы в Ленинграде, Харькове, Самаре.

Конец 40-х – начало 70-х гг. ознаменовались интенсивными научными исследованиями в судебной экспертизе. Направленность этих исследований была двоякой: одни из этих исследований носили фундаментальный, в значительной части теоретический характер, другие представляли собой прикладные, практические приложения формирующихся частных теорий, в том числе теорий отдельных родов и видов экспертиз, играли методическую или чисто рекомендательную роль. Общенаучное значение имели взгляды того времени на предмет и систему криминалистической экспертизы как области практической деятельности. В этот же период стала формироваться и расширяться сеть государственных судебно-экспертных учреждений различных ведомств. Так, в 1969 г. был создан практический орган Центральная криминалистическая лаборатория (ЦКЛ) при Оперативно-техническом управлении МВД СССР. В 1977 г. ЦКЛ была преобразована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию (ЦНИКЛ) МВД СССР. В 1983 г. ЦНИКЛ вошел в состав ВНИИ МВД СССР и образовал НИЛ-6. В 1988 г. НИЛ-6 выделился из ВНИИ МВД СССР и стал Всесоюзным научно-криминалистическим центром (ВНКЦ). В 1992 г. в МВД было ликвидировано экспертно-криминалистическое управление, осуществлявшее контрольно-методические функции в системе экспертных подразделений органов внутренних дел. Его управленческие отделы были включены в ВНКЦ, который преобразовался в экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. В настоящее время в Российской Федерации создана система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ, которая состоит из Российского федерального центра судебной экспертизы, 8 региональных центров судебной экспертизы, 41 лаборатории судебной экспертизы в крупных административных центрах субъектов РФ.

Таким образом, становление судебно-экспертной деятельности имеет достаточно длительную историю. В процессе ее развития по мере необходимости появлялись те виды судебных экспертиз, которые в настоящее время образуют базу для организации судебных исследований. При этом, необходимо отметить, что параллельно с накоплением практических данных, получаемых в ходе судебных исследований, развивалась и теоретико-методологическая база судебно-экспертной деятельности.

В настоящее время методологическая база общей теории экспертизы продолжает активно разрабатываться. Одним из ее элементов является определение методов решения задач судебной экспертизы.

Согласно определению Словаря основных терминов судебных экспертиз, «метод экспертизы (экспертного исследования) - система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом. Операции, образующие метод, представляют собой практическое применение знаний закономерностей объективной действительности для получения новых знаний».

Методы экспертизы основываются на соответствующих научных методах; характере и свойствах объекта экспертизы; опыте решения практических задач, в том числе на алгоритмических правилах и разработанных самим экспертом приемах изучения объектов экспертизы.

Принято различать методы исследования, применяемые в науке при разработке теоретических и экспериментальных проблем, и методы, применяемые в экспертной деятельности. Однако это деление весьма условно, так как используемые в экспертной практике методы также имеют научный характер, поскольку основываются на достижениях науки и техники.

Структура экспертного метода состоит из трех элементов - обосновывающая, операционная и техническая части. Обосновывающая часть содержит изложение научной базы, на которой создан метод и представление о результате его применения. В операционную часть входят действия, операции и приемы осуществления метода. Техническая часть включает различные материальные средства и приборы, которые позволят реализовать метод.

Как отмечает Т.В. Аверьянова, в экспертной практике нередки случаи применения комплекса методов исследования. При производстве комплексных и комиссионных экспертиз могут быть применены различные методы каждым экспертом. Но даже тогда, когда экспертиза проводится единолично, эксперт может применить комплекс дополняющих друг друга методов одной или разных областей знания. Интеграция знаний приводит не только к интеграции наук, но и интеграции их методов, что особенно наглядно проявляется при производстве экспертиз.

В работах Т.В. Аверьяновой, А.И. Винберга, И.В. Постика, Е.Р. Россинской, А.Р. Шляхова существующие экспертные методы подвергаются классификации по различным основаниям:

Степени общности и субординации;

Целевому назначению и результатам;

Характеру получаемой информации (свойствам, признакам объектов);

Стадиям экспертного исследования;

Областям наук, из которых они заимствованы:

Физические;

Химические;

Биологические и др.

Этапам реализации методов, применяемых на стадиях:

Подготовительной;

Аналитической;

Экспериментальной;

Сравнительной;

Синтезирующей.

Применительно к потребностям экспертной практики подставляется целесообразной классификация методов с точки зрения их общности и субординации, в соответствии с которой выделяются четыре уровня.

Первый уровень - всеобщий диалектический метод, пронизывающий все остальные уровни, всю структуру методов, так как является базой для их развития.

Этот всеобщий метод включает в себя и широко используемые в экспертной практике такие формально-логические категории, операции познания, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др., которые учитывают основные этапы и закономерности процесса познания.

Второй уровень - общие (общенаучные) методы - система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов. К общим методам относятся: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.

Классификация методов третьего уровня в литературе по судебной экспертизе представлена тремя основными точками зрения и соответственно тремя системами.

В системе, предложенной А.И. Винбергом и А.Р. Шляховым, методы этого уровня названы частно-научными методами судебной экспертизы. Это инструментальные, аналитические и иные вспомогательные технические методы, применяемые либо в одной, либо в нескольких науках. Они применяются для изучения морфологических и субстанциональных свойств объектов исследования.

Методы этого уровня по классификации А.И. Винберга и А.Р. Шляхова систематизируются в соответствии с их общим научно-техническим назначением и получаемыми результатами на 12 классов: измерительные, микроскопические, фотографические, физико-технические, спектральные, рентгенографические, хроматографические, электрохимические (физико-химические), аналитико-химические, радиационные, математические, электронно-вычислительные.

Четвертый уровень - специальные (монообъектные) методы (Т.В. Аверьянова); частно-экспертные методы (Е.Р. Россинская), под которыми понимают методы, разрабатываемые или приспосабливаемые для исследования конкретного, единичного объекта или применяемые только в экспертизах данного рода.

Такие методы создаются либо на основе приспособления существующих в других областях знаний, науках методов, либо создаются специально экспертами на основе их практики исследования конкретных объектов. Специальные методы, разработанные экспертами, используются почти в каждом роде, виде криминалистических экспертиз, и прежде всего таких, как судебно-баллистическая, судебно-трасологическая, судебно-портретная, судебно-почерковедческая, судебно-техническая экспертиза документов.

Таким образом, понятие метода имеет важное значение в проведении судебной экспертизы, поскольку определяет способ достижения цели деятельности. От того насколько верно выбран метод исследования зависит и полученный результат судебной экспертизы.

Согласно определению ФЗ № 73 «О Государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», под понятием «судебная экспертиза» понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Судебная экспертиза – это одна из форм использования научно-технических достижений в уголовном, гражданском и арбитражном процессе. Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя (суда) сведущим лицом – экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов, с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного его разрешения. По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом источником доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем – доказательствами. Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств.

Судебную экспертизу от экспертиз, осуществляемых в иных сферах человеческой деятельности отличают следующие признаки:

Подготовка материалов на экспертизу, назначение и проведение с соблюдением специального правого регламента, определяющего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, субъекта, назначившего экспертизу, участников уголовного и гражданского процесса;

Проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;

Дача заключения, имеющего статус источника доказательств.

Классификация судебных экспертиз имеет существенное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет определить направления их методического и организационного обеспечения. Она может осуществляться по различным основаниям: характеру (отрасли) специальных познаний, месту и последовательности проведения, объему исследования, составу экспертов.

/ выделения цветом – не нужны!/

По характеру, отрасли специальных познаний, используемых при производстве экспертиз принято выделять четыре уровня: 1 – классы (типы); 2 – роды; 3 – виды; 4 – разновидности (подвиды).

Такое деление судебных экспертиз с учетом основных решаемых ими задач имеет существенное значение:

Помогает определить роды и виды экспертиз, производство которых должно быть организовано в судебно-экспертных учреждениях, прогнозировать создание новых;

Облегчает разработку краткосрочных и перспективных планов НИР для развития теории и методики экспертного исследования;

Предопределяет подготовку и переподготовку экспертных кадров, их компетенцию и специализацию;

Помогает лицу, назначающему судебную экспертизу, в правильном выборе соответствующего рода (вида) экспертизы.

^ Класс экспертизы составляет экспертные исследования, объединяемые общностью знаний, служащих источником формирования теоретических и методических основ судебных экспертиз, и объектов, исследуемых на базе этих знаний. Таковыми, например, являются класс криминалистических экспертиз, класс судебно-медицинских экспертиз и т.д.

^ Роды экспертиз различаются по предмету и объектам и соответственно методикам экспертного исследования. Например, в криминалистической экспертизе на уровне рода выделяют судебные: почерковедческие, автороведческие, технические экспертизы документов, трасологические, баллистические, портретные и другие экспертизы.

^ Вид экспертизы составляют элементы рода, отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих для рода объектов и методик. Например, в судебно-технической экспертизе документов различают: экспертизы реквизитов документов; экспертизы материалов документов (красителей, бумаги и т. п.), используемых для их изготовления.

Подвид экспертизы – составные части вида, отличающиеся своеобразной группой задач, характерных для предмета данного вида экспертизы, и комплексами метода исследования отдельных объектов или их групп. Например, в рамках криминалистической экспертизы реквизитов документов можно выделить экспертизы оттисков печатей (штампов) для их отождествления и решения диагностических задач; документов, полученных с применением копировальной техники; машинописных текстов и т. д.

Все судебные экспертизы можно разделить на двенадцать классов: 1 – криминалистические; 2 – медицинские и психофизиологические; 3 – инженерно-технические; 4 - инженерно-транспортные; 5 - инженерно-технологические; 6 – экономические; 7 – биологические; 8 – почвоведческие; 9 – сельскохозяйственные; 10 – пищевых продуктов; 11 – экологические; 12 – искусствоведческие.

С учетом родов экспертиз классификация выглядит следующим образом:

1 класс. Криминалистические.

Данный класс включает в себя три рода экспертиз: А – традиционные криминалистические, формирование которых относится в основном к периоду возникновения и становления судебных экспертиз; Б – экспертизы, сформировавшиеся в последние десятилетия 20 века; В – различные виды исследований материалов, веществ, изделий, выделяемые в самостоятельный род, также именуемый материаловедческим.

Б. – Видеофонографическая (видеофоноскопическая), взрывотехническая, фототехническая, экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений.

В. – Экспертиза объектов волокнистой природы; экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий; экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; экспертиза стекла; экспертиза металлов, сплавов и изделий из них (металловедческая); экспертиза полимерных материалов, пластмасс, резин и изделий из них; экспертиза наркотических средств и психотропных веществ; экспертиза спиртосодержащих жидкостей; экспертиза парфюмерных и косметических средств.

2 класс. Судебные медицинские и психофизиологические.

1) Судебно-медицинская: судебно-медицинское исследование трупов, судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, судебно-медицинское исследование вещественных доказательств (крови, волос, выделений организма и т.п.)

2) судебно-психиатрическая

3) судебно-психологическая

4) судебная психолого-психиатрическая

3 класс. Судебные инженерно-технические: пожарно-техническая, экспертиза по технике безопасности, строительно-техническая, электротехническая, компьютерно-техническая.

4 класс. Судебные инженерно-транспортные: автотехническая, авиационно-техническая, железнодорожно-техническая, иные инженерно-транспортные.

5 класс. Судебные инженерно-технологические: технологические, товароведческие.

6 класс. Судебные экономические: бухгалтерская, финансово-экономическая, инженерно-экономическая.

7 класс. Судебно-биологические: ботаническая, зоологическая, микробиологическая, энтомологическая, ихтиологическая, орнитологическая, одорологическая.

8 класс. Судебно-почвоведческие: почвоведческая, минералогическая.

9 класс. Сельскохозяйственные: агробиологическая, агротехническая, зооветеринарная, ветеринарно-токсикологическая.

10 класс. Пищевых продуктов

11 класс. Судебно-экологические: экология среды, экология биоценоза.

12 класс. Искусствоведческие.

Приведенные роды экспертиз находятся на разном уровне развития. Некоторые из них существуют десятилетиями, другие только начали создаваться; третьи – рассматриваются в перспективе общего развития судебных экспертиз. Следует также иметь в виду динамичность процесса создания экспертиз и их трансформации: появление новых родов экспертиз, трансформацию видов экспертиз в самостоятельные роды (например, фототехническая, видеофонографическая (видеофоноскопическая)).

По месту проведения экспертизы делятся на два вида: проводимые в экспертных учреждениях и проводимые вне экспертных учреждений, поскольку процессуальное законодательство позволяет назначить экспертом любое лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для разрешения возникших по делу вопросов.

По объему исследования экспертизы делятся на: основные и дополнительные. Дополнительная экспертиза назначается при неполноте или неясности выводов основной экспертизы.

По последовательности проведения экспертизы подразделяются на первичные и повторные. Повторной называется экспертиза, производимая по тем же объектам и решающая те же вопросы, что и первичная экспертиза, заключение которой признано необоснованным или вызывает сомнения.

По численности и составу исполнителей судебные экспертизы подразделяются на единоличные, комиссионные и комплексные. Единоличную экспертизу проводит один эксперт, комиссионную – комиссия, состоящая из двух или более экспертов одной специализации. Комплексной является экспертиза, в которой эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением одних и тех же вопросов и формулированием общего вывода.

Таким образом, изложенная выше классификация не является окончательной, полностью завершенной и будет совершенствоваться. Тем не менее, в целях осуществляемой паспортизации экспертных методик Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по проблемам экспертной деятельности утвержден перечень экспертиз, использованный в вышеприведенной классификации.

§2. Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации осуществляется на основании законных и подзаконных нормативно правовых актов, а также на основании ненормативно? (как понять – нецензурно что-ли?) правовых актов.

Закон – нормативно правовой акт, применяемый органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений.

Подзаконные нормативные акты – это нормативно правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции.

Ненормативно? правовые акты – правоприменительные акты, или акты применения права, а также акты официального толкования.

Правоприменительные акты – это правовые акты, применяемые полномочными органами государственной власти или должностными лицами, содержащие обязательные для определенного круга лиц предписания по конкретным вопросам (положения, инструкции, решения и т.д.).

Акты официального толкования – это официальные юридические акты, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права и действующие в единстве с самой этой нормой.

К законным нормативно правовым актам, регулирующим судебно-экспертную деятельность, относятся: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и ряд Федеральных законов. В частности, Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон № 128-ФЗ от 25.07.98 . «О государственной дактилоскопической регистрации»; Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», а также законодательства Российской Федерации о здравоохранении.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, в нашем государстве, существует семь видов публичного правоприменительного процесса (категорий дел), участником которых может стать судебный эксперт: конституционный процесс, процесс по делам об административных правонарушениях, уголовный, таможенный, налоговый, арбитражный и гражданский процессы.

Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Данный закон статьей 1 определяет, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Государственная судебно - экспертная деятельность основывается на следующих принципах:

Принцип законности,

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица,

Принцип независимости эксперта,

Принцип объективности,

Принцип всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно - экспертные исследования, требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно - экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип объективности применяется в процессе экспертной деятельности специалиста (эксперта) на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы Глава 2. Возможности, проблемы и тенденции новых видов судебных экспертиз

§1. Изучение биометрических данных человека

Биометрия – идентификация человека по уникальным, присущим только ему биологическим признакам. Биометрическая идентификация – новый метод опознания подлинности по индивидуальным биологическим признакам человека – отпечаткам пальцев, ДНК, глазному дну, радужной оболочке, почерку, голосу, форме уха, геометрии лица и т.п.

Необходимо отметить, что биометрические технологии уже давно применяются в судебной экспертизе, в частности, отпечатки пальцев, а также определение личности человека по почерку (графология). Кроме того, в в рамках криминалистическ