Направления общественного движения при николае 1. Начало царствования Николая II

После разгрома декабристов Россия переживает период политической реакции. В 1830-х гг. лишь в нескольких кружках студенческой молодежи теплится независимая духовная жизнь. Одни из них — кружок братьев Критских (1827) и кружок Сунгурова (1831) — пытались продолжить дело декабристов и были беспощадно разгромлены правительством. Последовательно преследовала власть и те организации, которые восприняли новые идеи утопического социализма: кружок Герцена в Москве (1833 — 1834) и общество Петрашевского в Петербурге (1845 — 1849). Более спокойным было существование далекого от политики кружка Станкевича (1833 — 1839), члены которого увлекались немецкой идеалистической философией.

К концу 1830-х гг. в результате напряженных духовных исканий передовой части русского общества здесь проявляют себя несколько цельных течений, которые предлагают свои концепции исторического развития России и программы ее переустройства.

Западники (Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин) считали, что Россия идет по европейскому пути, вступив на него с опозданием, в результате реформ Петра Великого. Движение «в западном направлении» неизбежно должно привести к замене крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный. Основная задача «образованного меньшинства» в этих условиях — подготовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в должном духе на власть. Именно власть и общество в живом сотрудничестве должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы , с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой. Радикально настроенные А. И. Герцен, Н. П. Огарев и В. Г. Белинский в конце 1830 — нач. 1840-х гг. разделяли основные идеи западников. Однако радикалы подвергли самой резкой критике буржуазный строй. С их точки зрения, Россия в своем развитии не только должна догнать западноевропейские страны, но и совершить вместе с ними решительный революционный шаг к принципиально новому строю — социализму. С точки зрения славянофилов (А. С. Хомякова, братьев И. В. и П. В. Киреевских, братьев К. С. и И. С. Аксаковых, Ю. М. Самарина, А. И. Кошелева), Россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа. История последней определялась постоянной борьбой эгоистических личностей, враждебных друг другу сословий, деспотизмом на крови построенных государств. В основе же русской истории была община , все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия еще больше укрепляла изначальную способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих. Государственная власть опекала русский народ, защищала его от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь. Власть носила самодержавный характер, но при этом чутко прислушивалась к мнению народа, поддерживая с ним контакт через Земские соборы. В результате реформ Петра это гармоничное устройство Руси было разрушено. Именно Петр ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. Господам он к тому же попытался привить западноевропейские нравы. При Петре государство приобрело деспотический характер. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни: возродить духовное единство русского народа (для чего следует отменить крепостное право ); изжить деспотический характер самодержавного строя, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом. Этой цели славянофилы надеялись достичь введением широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских соборов.

Т.о., создавая концепции развития России, представители различных течений общественной мысли 30 — 40-х гг. действовали в одном направлении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя — вот те первостепенные задачи, с решения которых должен был начаться выход России на новый уровень развития.


А. Особенности и направления общественного движения 30-50-х годов XIX в.

1. Общественное движение 30-50-х годов имело характерные особенности:

> оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

> революционное и правительственное направления окончательно разошлись;

> его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике.

2. Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:

> консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);

> западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

> революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).

Б. Кружки 20-30-х годов

1. В условиях политической реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков передовой, в основном студенческой, молодежи. Наиболее активно действовали студенческие кружки в Московском университете. С ним связаны первые шаги антиправительственной деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева.

2. В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сложился студенческий кружок «Литературное общество 11-го нумера», названный по номеру комнаты в университетском общежитии, где жил Белинский.

3. Большую популярность приобрел кружок Н. В. Станкевича, объединявший студенческую молодежь, интересующуюся философией и искусством. Члены кружка изучали философию Шеллинга, Канта, стремились использовать прогрессивные элементы немецкой идеалистической философии в разработке идей общественного развития России. Но взгляды Станкевича, как и его друзей, не выходили за рамки идеализма и либерализма. По его мнению, только распространение знаний может привести к освобождению народа от крепостной зависимости.

4. Другим центром передовой дворянской молодежи был кружок Герцена-Огарева. В 1826 г. Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах в Москве клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа и остались верны ей до конца жизни. Кружок просуществовал недолго. Летом 1834 г. Герцен, Огарев, другие участники кружка были арестованы и высланы из Москвы. Некоторые члены кружка были отданы под надзор полиции.

В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы

1. После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.

2. Либерально-оппозиционное направление в русской общественной мысли в России второй четверти XIX в. представляли два общественных течения: славянофилы и западники.

Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности (патриархальность, крестьянская община, православие). Славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права, ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь. Они отрицательно относились к преобразовательной деятельности Петра I, но не потому, что хотели вернуться назад, к допетровским порядкам. Наоборот, они звали «идти вперед», но по истинному, «самобытному» пути, с которого «свернул» развитие России Петр I. Но поскольку, по их мнению, петровская европеизация России коснулась, к счастью, только верхушки общества - дворянства и власти, надо все внимание обратить на народ (крестьянство). Поэтому такое большое внимание славянофилы уделяли изучению быта и жизни «простого» народа, считая, что «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью».

Славянофилы внесли существенный вклад в развитие русской культуры, оставив богатое наследие по вопросам философии, литературы, истории, богословия, экономики.

4. Западничество также возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России. Они возвеличивали Петра I и рассматривали его деятельность как первую фазу обновления России, считали, что вторая фаза должна начаться проведением реформ сверху, которые избавят Россию от социальных потрясений. Хотя западники и отрицательно относились к крепостному праву и полицейским порядкам николаевского режима, они были убежденными противниками революционной ломки этих порядков. Их идеалом была конституционно-монархическая форма правления по западноевропейскому образцу, с определенными политическими гарантиями свободы слова, печати и др.

По своему социальному происхождению и положению большинство западников принадлежало к дворянам-помещикам и дворянской интеллигенции.

Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление

1. На рубеже 30-40-х годов XIX в. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли. Представителями этого направления являются В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, «левое крыло» кружка петрашевцев.

Гегелевский диалектический метод послужил Герцену в теоретическом обосновании неизбежности революционного преобразования феодально-абсолютистского строя в России. Это нашло отражение в своеобразной теории «русского социализма». Поражение революций 1848-1849 годов в Европе породило неверие Герцена в революционные возможности западноевропейских стран и привело его к выводу, что в будущем социализм утвердится вначале не в европейских странах, а в России. Для этого здесь есть необходимые предпосылки: крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех на землю, мирское самоуправление и «коллективистское» сознание русского крестьянина. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм. При всей своей утопичности эта теория объективно выражала насущные задачи буржуазно-демократического преобразования России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последовательную демократизацию страны. В этом состоят ее революционный смысл и историческое значение «русского социализма».

Заметное место в освободительном движении 40-х годов занимает кружок петрашевцев. Его основал молодой одаренный чиновник Министерства иностранных дел М. В. Буташевич-Петрашевский, на квартире которого с зимы 1845 г. собиралась молодая интеллигенция: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов. С 1847 г. характер собраний стал существенно меняться: члены кружка перешли к обсуждению острых политических проблем, критиковали существующий строй, говорили о необходимости отмены крепостного права, свободы печати, введения в судопроизводство адвокатов и присяжных заседателей. Под влиянием революции 1848 г. в Европе особой популярностью у петрашевцев пользовались идеи утопического социализма. В марте-апреле 1849 г. петрашевцы приступили к оформлению тайной политической организации, готовились к печатанию прокламаций. Но деятельность кружка не получила развития.

В апреле 1949 г. петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 21 человека приговорили к расстрелу, в их числе Петрашевского и Достоевского. В конце декабря 1849 г. на Семеновской площади Петербурга состоялась инсценировка смертной казни: был зачитан смертный приговор, на головы осужденных накинули белые колпаки, зазвучала барабанная дробь, но в последний момент подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни и замене ее ссылкой на каторгу.

В 30-50-х годах Россия переходила от аграрного общества к индустриальному (машины, производство, фабрики, становились на первое место). В связи с этим и общественные движения не придерживались единого направления.

Консерваторы (стремящиеся к устоям и традициям) следовали идеологии С.С.Уварова (в будущем министра народного просвещения). В его видении основа Российского государства заключалась в православии, самодержавии и народности. Т.е. народ - это единое целое, с единым взглядом на общее благо и справедливость, а царь един с народом.

Либералы делились на западников (В.П.Боткин, И.С.Тургенев,…) и славянофилов (братья Аксаковы, братья Киреевские и др.).

Для западников было важно единение всех народов мира, так как отделение страны ведет к ее изоляции и загниванию. Собственно и прорыв России по их мнению произошел только после реформ Петра I, соответственно необходимо продолжать в этом ключе и присоединиться к Западной культуре, чтобы создать единое культурное поле.

Славянофилы наоборот говорили о самостоятельном пути России и ненужности западных заимствований. Предполагалось даже исключить заимствованные слова (катер, баржа, флаг, матрос, флот, акт, аренда, глобус и множество других).

При этом и западники и славянофилы отрицательно относились к крепостничеству и чиновничеству; стремились к постепенным, но серьезным реформам со стороны власти; и искренне верили в Россию и её процветание.

Революционные студенческие кружки также набирали обороты, и теперь сюда входили не только высшие военные слои населения (как было у декабристов), но и другие представители общества. Полиция активно раскрывала эти кружки и не давала им укрепиться в серьезные организации.

С революционными идеями выступали и национальные движения, например, на Украине, где деятели требовали те же самые вещи: отмену крепостного права, сословий и равноправия для всех народов.

Идейными вдохновителями революционных настроений выступали А.И.Герцен, который разработал теорию русского социализма, где община крестьян имеет равные права и коллективно строит социалистическое общество без всяких самодержавцев.

К 40-м годам сформировались первые организации социалистов , обсуждающих идеи революции в России, так как была потеряна надежда изменений «сверху». Основой обсуждения также стали революции в Европе, которые могли показать, как осуществить это в России. Но в 1849 г. организацию разгромили, часть людей казнили, а некоторых сослали на каторгу.

П.Я.Чаадаев имел особое место среди мыслителей того времени. Он говорил об отлучении России от истории мира, о духовном застое, национальном самодовольстве и других проблемах, которые не дают России развиваться. Вскоре он был объявлен сумасшедшим, а журнал, где публиковались его письма, закрыли. Но Чаадаев отвечал на эти обвинения и продолжил выражать надежду на обновлении России и включении ее в западный христианский мир.

Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно

1. Факторы, влиявшие на развитие общественного движения. Особенности общественного развития

2. Общественные движения в конце 1820х - начале 1830х:

А) кружки братьев Критских и Сунгурова

Б) «Литературное общество одиннадцатого нумера» (Белинский)

В) Студенческий кружок Герцена и Огарева

Г) черты этого периода

3. Общественное движение 1830х годов:

А) деятельность кружка Станкевича

Б) консервативное направление («теория официальной народности»)

В) «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева

4. Общественное движение 1840х:

А) славянофильство

Б) западничество

В) общие черты западничества и славянофильства

Г) теория «русского социализма» (А.И.Герцен)

Д) петрашевцы

Е) особенности революционной идеологии 1840х - 1850х

Ж) основные черты периода

5. «Мрачное семилетие» (1848-55)

1. Восстание декабристов было подавлено, но общественное движение в России продолжало развиваться. При этом оно приобретало новое качество, потому что было вызвано целым рядом как объективных, так и субъективных факторов. Среди них важнейшими являются:

1) кризис крепостнического строя, пагубное влияние которого всё яснее понимали мыслящие люди разных политических взглядов;

2) неготовность правительства Николая 1 осуществить коренные реформы, а пытавшегося лишь упорядочить существующую систему;

3) реакционный курс внешней политики, снискавший Николаю 1 славу «жандарма Европы»;

4) влияние опыта западных стран, добившихся существенных успехов, но не ликвидировавших социальные конфликты и бедность трудящихся;

5) социальные и философские идеи западных мыслителей;

6) идеи и опыт декабристов.

В 1830е-50е годы Россия переживала период великого исторического поворота от аграрного к индустриальному обществу, поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по-своему. В эти годы общественное движение имело несколько характерных особенностей:

Общественное движение развивается в условиях ужесточения политического режима;

Произошёл окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;

Движение происходило под воздействием декабристов, опыт которых, с одной стороны, разочаровывал, но с другой стороны, побуждал к новым поискам путей освобождения России;

Общественное движение становится более демократичным: если декабристы, в основном, дворяне, то теперь в освободительное движение начинают включаться и разночинцы;

Впервые консервативное направление получило собственную идеологию (теория «официальной народности»);

Оформились либеральное (славянофильство, западничество) и социалистическое (теория общинного социализма) течения общественной мысли;



Из-за отсутствия возможности свободной общественной деятельности основной формой движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников, а большее, чем прежде, общественное значение приобрела художественная литература и литературная критика;

Русская общественная мысль развивалась под влиянием немецкой философии Гегеля, Шеллинга, Фихте;

Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, и они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

2. А) Кружок братьев Критских сложился в 1826-27 годах. Он состоял из 6 человек, которые занимались анализом истории и перспектив развития России. Они попытались продолжить традицию декабристов, и участники этого кружка ставили далекой целью совершение революционного преобразования России. Дальше разговоров в кружке дело не пошло, но когда властями кружок братьев Критских был раскрыт, то расправа с его участниками была крайне жестокой.

В 1831 году властями был раскрыт кружок, состоящий из 26 человек, руководителями были Н.Сунгуров, Костянецкий, Антонович. Общество вынашивало план вооруженного восстания.

Б) В 1829-32 годах во главе с Виссарионом Белинским в Московском университете сложился кружок, получивший название «Литературное общество одиннадцатого нумера» (номер комнаты в общежитии). На одной из встреч участников кружка Белинский прочитал свою поэму, в которой были выражены крайне оппозиционные взгляды. В ответ он был исключен из университета. И чтобы не привлекать полицию и не создавать университету репутации «рассадника вольнодумства», это дело не получило развития.



В) В 1831 году опять-таки среди студентов Московского университета сложился вокруг А.И.Герцена и его двоюродного брата Н.П.Огарева кружок с участием Закревского, И.Оболенского, Петрова, Челищева, Антоновича и других. Тогда члены кружка придерживались либеральных антиправительственных взглядов, с восхищением следили за развитием революционных событий во Франции и восстанием в Польше, но под влиянием поражения Польского восстания и известий о кровавой расправе над леонскими ткачами, Герцен и его друзья стали пересматривать свои убеждения в пользу социалистического учения сен-симонизма. Свои прежние взгляды позднее Герцен назвал «детским либерализмом 1826 года». В 1834 году кружок был раскрыт полицией, Герцен был сослан сначала в Пермь, затем в Вятку. Другие участники кружка тоже попали или в ссылки, или были отданы под полицейский надзор.

Г) Для периода конца 1820х - начала 1830х годов характерно:

Сильное влияние декабризма;

Интерес к социальным и политическим темам;

Немногочисленность организаций, их молодёжный состав;

Неясность целей, неопределенность методов.

3. А) Почти одновременно с кружком Герцена и Огарева сложился кружок Станкевича Н.В.. Этот кружок не имел ярко выраженного политического и оппозиционного характера. В этом кружке преимущественно изучались труды немецких философов. Но этот кружок оказал огромное влияние на идейную жизнь России, потому что из него вышли крупные революционеры, демократы, либералы, то есть люди самой различной политической ориентации, но самостоятельные мыслители, видные общественные деятели: вожди западничества Грановский, Бакунин, Белинский и славянофильства – Аксаковы, Самарин Ю.Ф..

Б) Особенностью российского общественного движения было отсутствие его идеологии. Но президент Российской Академии граф С.С.Уваров, ставший впоследствии министром народного просвещения, разработал эту идеологию. Уваров считал основами русской жизни православие, самодержавие, народность, причем, по его мнению, эти черты Россию коренным образом отличали от Запада. Самодержавие Уваров понимал как единство царя и народа и считал самодержавие основой русской жизни, единственно возможной формой государственного управления в России. Православие он назвал основой духовной жизни народа и опорой самодержавия. Под православием он понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность, по его мнению, выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и так далее. Он утверждал, что в России отсутствует социальная рознь, а между народом и монархом всегда существовало духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Триада Уварова только во второй половине XIX века получила свое название – «теория официальной народности». В ней ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.

Теория официальной народности была положена в основу преподавания в школах и университетах, ее проводниками стали консервативные историки М.П.Погодин, С.П.Шевырев; ее активно пропагандировали в печати такие литераторы как Булгарин, Греч (издатели газеты «Северная пчела»), Сенковский (издатель журнала «Библиотека для чтения»), Н.В. Кукольник – драматург и поэт, писатель М.Н.Загоскин. Все они были уверены в исключительности исторического пути России и считали его единственно правильным.

В соответствии с теорией официальной народности, Россия должна выглядеть счастливой и умиротворенной. Такую благостную картину рисовал Бенкендорф: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее – более, чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».

В) Противопоставление России и Запада лежало не только в основе уваровской теории, но и в Философическом письме П.Я.Чаадаева, которое было опубликовано в 1836 году в журнале Надеждина «Телескоп». Оно вызвало широкий общественный резонанс. В письме были противопоставлены Россия и Европа как производные от двух различных религий – православия и католичества. Чаадаев Европу характеризовал как воплощение прогресса, как результат деятельности волевых, активных людей, воспитанных католичеством, а Россия – как символ неподвижности, застоя, как результат излишне аскетичного православия, унаследованного от умирающей Византии. Чаадаев утверждал, что из-за православия Россия обособлена, оторвана от общеевропейской цивилизации («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»).

Правительство крайне негативно отреагировало на появление письма: «Телескоп» был закрыт, Надеждин отправлен в ссылку, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Отвечая на эти обвинения, в 1837 году Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир.

4. А) Сам термин «славянофильство» придуман его критиками – западниками. Причем по началу славянофилы не приняли этого названия и именовали себя «русолюбами» или «русофилами», чтобы подчеркнуть, что их преимущественно интересуют исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще.

В истории развития славянофильства, как идейного течения, обычно выделяют 2 периода: раннее славянофильство – до отмены крепостного права; позднее – примерно до середины 1870х годов. Датой появления славянофильства принято считать 1839 год, когда его основоположники Хомяков и Киреевский напечатали статьи: Хомяков – «О старом и новом», а Киреевский – «В ответ Хомякову». В этих статьях сформулированы основные положения славянофильства. Окончательно славянофильство сложилось в 1845 году, когда вышли 3 славянофильские книжки журнала «Москвитянин» (редактор Погодин). В 1839-45 годах сложился славянофильский кружок, в который вошли представители дворянских семейств: Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Кошелев, Самарин, а позднее Чижов.

Центральной идеей в славянофильстве являлась убежденность в особом пути развития, самобытности России. По их мнению, в России существовала, благодаря православию, духовная гармония между различными слоями общества. Славянофилы большое значение придавали крестьянской общине, пронизанной духом коллективизма. Земские соборы они оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью (их идея возрождения Земских соборов выразилась в лозунге «сила власти – царю, сила мнения – народу, то есть они предлагали необыкновенный демократический строй). Резко отрицательно славянофилы относились к реформам Петра 1, которые «заставили Россию свернуть с исконного пути», более того, они крепостное право и деспотический государственный строй расценивали как главный результат петровских реформ. Соответственно, основную задачу, стоящую перед Россией, они видели как возвращение на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.

И западники, и славянофилы – либералы. Но для власти особенно ненавистны были славянофилы, позволившие, с одной стороны, из теории официальной народности воспринять идею самобытности России, но с другой стороны, сделать совершенно неприемлемые для охранителей выводы – о необходимости ликвидации крепостничества и борьбы со всесилием чиновничества.

Б) Западничество возникло на рубеже 1830х-1840х годов. Круг западников состоял из представителей дворянской и разночинной интеллигенции: Грановский, Кудрявцев, Корш, Анненков, Боткин, позднее С.М.Соловьев, М.Н.Катков, Кавелин К.Д., писатель И.С.Тургенев. Основные идеи: благодаря реформам Петра 1 Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главное проявление которого – самодержавие и крепостное право. Западники считали, что необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых «сверху», преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество. В споре со славянофилами особая позиция была у Белинского, Герцена и Огарева, которые тоже себя называли западниками: необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и вместе с ней совершить рывок к социалистическому строю, и для этого наиболее действенным средством являются не реформы, а революция.

Западники главным орудием европеизаторских преобразований в России считали государство. Юристы и историки (Кавелин, Чичерин, Соловьев) были основателями «государственной школы» в российской историографии.

В) Позитивные программы западников и славянофилов близки, и неслучайно Герцен славянофилов и западников сравнивал с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце.

Общие черты западничества и славянофильства:

1) отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;

2) убежденность в необходимости коренных преобразований;

3) надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

4) расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;

5) уверенность в возможности мирного осуществления реформ;

6) вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.

И западники, и славянофилы не могли свободно выражать свои взгляды. Эти оба направления либерального движения вызывали подозрения и преследования со стороны правительства.

Г) Основоположником теории «русского социализма» был А.И.Герцен. Ее основные идеи он изложил в своих работах «Русский народ и социализм», «О развитии революционных идей в России». Герцен пришел к своей теории благодаря ряду факторов:

Поражение революции в Европе;

Стремление избежать «язв капитализма» (Герцен был свидетелем жестокой расправы над участниками революционных событий в Париже в 1848 году);

Славянофильские идеи.

Благодаря этому, Герцен пришел к выводу, что у России свой особый самобытный путь развития – к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Он видел объективные условия для этого: слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата, наличие поземельной общины с крестьянским общинным землевладением, с крестьянской идеей «права на землю» и мирским самоуправлением.

Таким образом, оформление идеологии русского революционного движения в первую очередь было связано с деятельностью Герцена и его единомышленника Н.П.Огарева. Герцен за границу выехал в 1847 году. С 1852 года жил в Лондоне и в 1853 году на деньги, полученные в наследство, основал там Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», сборник «Голоса из России», которые распространялись в России.

Революционное движение в России возникло в 1840е-50е годы. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов, но здесь идеи революционного протеста соединились с требованием национального освобождения. Одной из наиболее влиятельных революционных организаций стало «Кирилло-мефодиевское общество» на Украине (1846-47). Основателем был известный русский историк Костомаров, а позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники Общества считали создание федерации славянских республик, а по вопросу о методах борьбы разделились на сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко).

Слишком рано в России произошло размежевание в освободительном движении – на его либеральное и революционное крыло.

Д) Кроме относительно либеральных течений общественной мысли, во второй четверти XIX века можно выделить и радикальное течение, в основе которого лежали различные варианты социалистической идеи. Примером деятельности общества на таких идеях служит кружок петрашевцев. С 1845 года в Петербурге сложился кружок на квартире М.В.Буташевича-Петрашевского, где собирались по пятницам. «Пятницы» Петрашевского получили огромную популярность, и на них перебывало несколько сотен человек – учителя, ученые, литераторы, мелкие чиновники, военная молодежь, будущие видные писатели и деятели искусства – Салтыков-Щедрин, Достоевский, Чернышевский, Л.Н.Толстой, Плещеев, Майков, художник Федотов, географ Семенов (Тян-Шанский), композиторы Глинка и Рубинштейн. До начала 1848 года кружок носил полулегальный просветительский характер. Вместе с товарищами Петрашевский составил библиотеку запрещенной литературы, затем происходит радикализация взглядов, и образуется в кружке левое революционное крыло во главе со Спешневым. Радикалы выступали за революционные преобразования общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян с землей, а их политический идеал – республика с однопалатным парламентом, выборность на все правительственные должности, полное равенство всех перед законом, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, равенство всех перед судом и другие гражданские права и свободы. Сам Петрашевский исповедовал социалистические взгляды в духе Фурье и Сен-Симона (французские социалисты-утописты).

Уже к 1848 году собрания у Петрашевского принимают ярко выраженный политический характер. В марте-апреле петрашевцы приступили к созданию тайной организации и стали обсуждать планы вооруженного восстания, была сделана попытка организации тайной типографии. Но на этом деятельность кружка была прервана: в апреле 1849 года 36 петрашевцев были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость, а всего к следствию были привлечены 122 человека.

Несмотря на то, что кружок не предпринимал никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой: военный суд приговорил 21 человека к расстрелу (в том числе Петрашевский и Достоевский), но в последний момент смертная казнь была заменена каторгой в Сибири. Остальных осужденных разослали по арестантским ротам.

Е) Революционная идеология, сложившаяся в 1840е-50е годы, имела такие особенности:

Утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества;

Обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;

Выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.

Революционное движение 1840х-50х стало важной причиной, которая подталкивала власть к реформированию.

В целом, революционное движение в России в 1840е-50е получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе (1848-49).

Ж) Общественное движение 1840х-50х годов имело такие основные черты:

Общественная жизнь в стране активизировалась;

Расширилась социальная база общественного движения, и увеличилось число людей, на которых оно воздействовало;

Произошло идейное оформление национал-консервативного направления, славянофильства, западничества и революционной демократии, а это привело к оформлению различных течений оппозиционных сил.

5. После европейских революций 1848-49 годов политика подавления инакомыслия усилилась. Был запрещен выезд российских подданных за рубеж, ввоз иностранной литературы, уволен с поста министра народного просвещения Уваров и т.д.. В результате интенсивность общественного движения понизилась, а начавшаяся неудачная для России Крымская война также не способствовала его активизации. 1848-55 годы вошли в историю как «мрачное семилетие», означавшее предельную для николаевской эпохи угнетенную общественную атмосферу.

Вопросы для повторения темы «Общественное движение при Николае I ».

Либеральных западнических взглядов придерживались 1)Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин 2) А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы 3)СС. Уваров, С.П. Шевырев 4) Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов

Современниками были: 1)А.Н. Радищев и Т.Н. Грановский 2) И.С. Тургенев и М.М. Щербатов 3)В.Н. Татищев и К.Д. Кавелин 4) С.С. Уваров и А.С. Хомяков

Общим в спорах между западниками и славянофилами было утверждение о необходимости: 1)заимствования европейских конституционных порядков 2)сохранения крепостнических порядков 3)ограничения самодержавия представительным органом 4)отказа от наследия петровских преобразований

Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка: « Письма долго ходят по рукам, пока в 1836 г. редактор журнала “Телескоп” Надеждин не рискнул по собственной инициативе напечатать одно из них. Письмо, по выражению Герцена, произвело впечатление “выстрела, раздавшегося в темную ночь” - резкостью авторских суждений о России одни были шокированы, другие крайне возмущены. Журнал был немедленно закрыт, его редактор выслан из Москвы. Сам их автор, по его собственному выражению, “дешево отделался” - был официально объявлен сумасшедшим и помещен на полтора года под домашний арест. Позже принимал активное участие в московской интеллектуальной жизни, дружил и со славянофилами, и с западниками. До конца жизни не имел права печатать ничего из написанного». Кто был автором упомянутых писем? 1)П.Я. Чаадаев 2) А.С. Пушкин 3) Н.М. Карамзин 4) С.М. Соловьев

В качестве ячеек будущего социалистического общества России социалисты рассматривали: 1)рабочие союзы 2) кружки студенчества 3) молодежные коммуны 4) крестьянские общины

Прочитайте фрагмент из произведения общественного деятеля России первой половины XIX в.: « Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в головы ударами молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе. Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это - естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам Бог весть откуда. Так как мы воспринимаем всегда лишь готовые идеи, то в нашем мозгу не образуются те неизгладимые борозды, которые последовательное развитие проводит в умах и которые составляют их силу. Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели». Укажите название произведения. 1)Былое и думы 2) Герой нашего времени 3) Философические письма 4) Мертвые души

Что объединяет эти имена? Устрялов Н.Г, М.П. Погодин, Н.В. Кукольник, Ф.В Булгарин, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин

Работа с документом Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний. 1 .«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное- уничтожить в русском раба». 2. «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». 3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». 4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли». 5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

Что объединяет эти имена? Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, П.В. Анненков, В.П. Боткин

Что объединяет эти имена? А.С.Хомяков, И.С.Аксаков, И.В.Киреевский, П.В. Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.И. Кошелев

Заполнить таблицу «К ружки 3 0-50-х годов 19 в» Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, 1826-1827 гг., Москва Литературное общество 11-го нумера, 1830-1832 гг., Москва

К ружки 20-40-х годов Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, 1826-1827 гг., Москва Петр, Михаил, Василий Критские, всего 6 человек. Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. Литературное общество 11-го нумера, 1830-1832 гг., Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.

«Кружки 30-50-х годов 19 в» Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, 1831-1834 гг., Москва Кружок петрашевцев, 1845-1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов

«Кружки 30-50-х годов 19 в.» Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, 1831-1834 гг., Москва А.И. Герцен, Н.П.Огарев Н.М. Савин, М.И. Сазонов Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Кружок петрашевцев, 1845-1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов М.П. Буташевич-Петрашевский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Необходимость свержения самодержавия, введения демократических свобод.

О каком историческом событии повествует картина?

Вопросы для сравнения Западники Славянофилы Отношение к самодержавию, гос. строй Отношение к крепостному праву Отношение к Преобразованиям Петра1 По какому пути должна идти Россия Отношение к крестьянской общине Как проводить преобразования Сравнение взглядов западников и славянофилов

Вопросы для сравнения Западники Славянофилы Отношение к самодержавию, гос. строй Огран. монархия, Парламентский строй, демокр.свободы Монархия+ совещательное народное представительство- Земское собрание; демок.права и свободы Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отношение к Преобразованиям Петра1 Возвеличивание Петра, который «спас» Россию, обновил страну Отрицательное; Петр1 внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с самобытного пути По какому пути должна идти Россия Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Можно заимствовать полезное: фабрики, железные дороги Отношение к крестьянской общине Община-основа России. Это уцелевшее гражданское учреждение, основанное на равенстве; община-»ячейка» социализма Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений Сравнение взглядов западников и славянофилов

Как вы понимаете слова А. Герцена об отношениях западников и славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»?