Использование мнемотехники в работе логопеда. Методическая разработка использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях

Использование элементов мнемотехники

на логопедических занятиях.

Учитель – логопед: Эйтенеер Инга Григорьевна

МБ ДОУ «Детский сад № 117»

У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивнось запоминания.

В своей работе с детьми я использую инновационные технологии, методики. Одной из которых является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Методика мнемотехника помогает в развитии:

    связанной речи

    ассоциативного мышления

    зрительной и слуховой памяти

    зрительного и слухового внимания

    воображения

    ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

С самого раннего детства мы все знакомимся с приемом повторения, при разучивании стихов. Но этот прием может стать более эффективным, если у ребенка распределять повторение во времени, делать его разнообразным, осуществлять его не только во внешнем плане (повторять вслух, шепотом, беззвучно), но и во внутреннем (мысленно, без каких- либо внешних проявлений). Как же распределить повторения во времени? Оптимальным считается повторение через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторение перед сном за 15-20 минут, а так же утром.

Я использовала этот прием с детьми на основе игры «Запомни игрушки». Ребенку показывала ряд знакомых ему игрушек, и первое что должен сделать ребенок - это произнести вслух название каждой игрушки, т.е. побуждаем сконцентрировать внимание на этих предметах. Кроме названия игрушки вслух, я предлагала взять каждую из них в руки и обследовать ее. Ребенок называет все игрушки по кругу по 2-3 раза, при этом он может видеть все эти предметы. После этого ребенку предлагается еще раз назвать предметы, но при этом каждый раз при назывании определенной игрушки он должен обращать внимание на какой-то признак данной игрушки (цвет кубика, платье у куклы). И последним этапом является самопроверка. Я предлагаю ребенку закрыть глаза и перечислить все запомнившиеся игрушки. Если он допускает ошибки, я предлагаю ребенку еще раз посмотреть на игрушки и определить какую из них он забыл, а затем вновь с закрытыми глазами повторить все. При ознакомлении с этим приемом нельзя пропускать ни одного этапа. Также нельзя, чтобы ребенок ограничивался использованием приема «простого повторения» - это предвестие зубрежки, которая отрицательно влияет на память.

Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет приемом «обобщения» и «классификация». Обобщение и классификация являются приемами логического мышления. В игре «Один лишний» ребенок находит среди 4-5 картинок лишнюю, изображавшую предмет, не относящийся к смысловой группе, в которую объединились оставшиеся картинки. Дети с игрой справлялись легко, трудности возникали тогда, когда я просила доказать почему эта картинка лишняя. Оказывается дети мысленно верно объединяют предметы в группу, но подобрать словесное определение, обобщающее понятие иногда затрудняются.

Другим умением для овладения приемом обобщения является навык группировки объектов на основе найденных общих признаков. Например, для понятий «лиса, ласточка, лягушка», дети нашли следующие признаки, объединившие их в группу:

Все слова начинаются на букву «л»

Все слова заканчиваются на букву «а»

Все слова относятся к живой природе.

И еще одним мыслительным навыком должны владеть дети, прежде чем перейти к знакомству с мнемическим приемом «группировка» - это навык распределения объектом по классам (классификация). Так в игре «Магазин» дети учились сначала проводить классификацию по принципу «овощи», «фрукты», «одежда», «обувь», а затем по принципу «съедобное», «несъедобное». После того, как дети овладели мыслительными приемами «обобщения» и «классификации», мы перешли к ознакомлению с мнемическим приемом «группировка».

Так же одним из важных приемов в мнемотехнике является смысловые соотнесения . Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними. Эти связи основываются как на существенных, так и на второстепенных, менее значимых свойствах и признаках. Чтобы находить эти связи, дети учились сравнивать предметы между собой, обращать внимание на их функции, назначение, другие внутренние свойства и признаки. Для обучения выделять смысловые связи между предметами мы с детьми использовали игру «Что происходит?». Среди множества картинок они находили пары предметов, связанных различными типами связи. Так, например, к картинке с изображением льда, они подбирали следующее (объяснив свой выбор):

Лед - стекло (и то и другое прозрачное)

Лед – зеркало (и то и другое гладкое)

Лед – мороженое (и то и другое холодное)

Лед – холодильник (лед есть в холодильнике).

Другим мнемическим методом, с которым я познакомила детей, был метод копирования. Копирование служит в основном для запоминания словесной информации. Слова рождают в ребенке образы, сначала мысленные, затем графические. На этапе формирования мысленного образа ребенок может «оживлять» его в графическую форму. Копирование – это зарисовка слов, набросок, который не обязательно должен быть красивым и похожим на реальный объект, достаточно того, чтобы изображение было понятно самому ребенку. С помощью этого метода мы запоминаем скороговорки и чистоговорки. Сначала мы рассматривали готовые сюжетные картинки, упорядочивали их последовательность и составляли по ним рассказ. Со временем яркие, печатные картинки я заменила схематичными (мнемотаблицы), но также составляющими сюжет.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

    обогащения словарного запаса,

    при обучении составлению рассказов,

    при пересказах художественной литературы,

    при отгадывании и загадывании загадок,

    при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовый план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. При работе над пересказом мы также используем мнемотаблицы, когда дети видят действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Через мнемотаблицы знакомила детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень- желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая «З», весна – зеленая буква «В», лето – красная буква «Л».

Интересным мнемическим методом является – метод трансформации (превращение). На подготовительном этапе мы с детьми пытались трансформировать не мысленные образы, а фигурки из пластилина. А затем пробовали процесс лепки в своем воображении. Так буквы и цифры дети соотносили с похожими на них предметами или частями предметов (игра «На что похожа буква?») все изображения на коллаже дети выстраивали в последовательность и запоминали их..

Метод Цицерона – суть его заключается в том, что запоминания информационного ряда необходимо мысленно расположить образы предметов, слов, в каком – нибудь знакомом помещении (вдоль дороги, которой пользуетесь каждый день и хорошо знаете все объекты на ее протяжении) т.е. мы должны «привязать» образ каждой информационной единицы к конкретному месту, предмету. На первом этапе освоения этого метода дети сами ходили по группе и располагали разные предметы, останавливаясь и проговаривая то место, где они оставляют предмет. Пройдя еще раз и посмотрев где лежат предметы, я убираю все предметы. И ребенок вспоминает что, где лежало. Эти игры помогали детям научиться ориентироваться в пространстве, в группе, закрепить работу над предлогами и глаголов с приставками.

Все мнемотехнические методы и приемы, с которыми я познакомила детей, являются доступными и наиболее подходят для их возраста. Все они были подобраны с учетом психических особенностей детей дошкольного возраста. Кроме того все методы и приемы интересны для детей, воспринимаются ими скорее как игра, а не развивающий прием.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчить запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. По результатам логопедического обследования у детей с ОНР была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Таким образом, данная методика позволяет повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.

Мнемотехника

Актуальность.
Общаясь с детьми, наблюдая за ними и проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности я наблюдаю у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Поэтому на занятиях по обучению рассказыванию, я использую методы моделирования: использование схем-моделей и мнемотаблиц для формирования связной речи у детей с ОНР. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического и развернутого изложения.
Одной из таких методик является - мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. И поэтому на своих занятиях я решила использовать эту методику.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
Цель обучения:
- развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана - схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация.
Анализ результатов:
Следовательно, можно сделать вывод, что, с помощью метода моделирования- использования схем- моделей и мнемотаблиц мне в своей работе удалось достичь значительных результатов в следующем:
-автоматизация поставленных звуков в связной речи;
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни;
--развивается фантазия и творческое воображение детей;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000. 3.Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. 4.Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005. 5.Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000. 6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002. 7.Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68. 8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. 9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21. 10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005. 11.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62. 12.Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

из опыта работы
Верещагиной Е. В. учителя-логопеда
первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №18
комбинированного вида» г. Бузулука
Оренбургской области

В нашем детском саду в коррекционной работе с детьми логопедами используются инновационные технологии. Одним из приёмов новейшей технологии является мнемотехника.

Мнемотехника это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает в развитии:

связанной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Приёмы мнемотехники мы начинаем использовать на занятиях с детьми раннего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводим мнемотаблицы потешек.

Учимся одеваться по мнемотаблице

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Колобок ((л), (л,))

Две руки ((р),(р,))

Нравится статья? Расскажи друзьям!

В МДОУ имеются коррекционно-логопедические группы. У детей с речевой патологией существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление.

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Для обучения детей составлению рассказов-описаний в работе логопедов детского сада применяется компьютерная программа «Учимся говорить правильно» с использованием мнемосхем. Использование материала программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Применение компьютерной программы концентрирует внимание, увлекая детей, превращает занятие в игру.


На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

По результатам логопедического мониторинга групп нашего сада у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Мнемотехника на логопедических занятиях. Учить учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Поэтому в своей практике применяю один из приемов, который значительно облегчает запоминание стихотворений и составление рассказов – это мнемотехника. Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для детей с ОВЗ, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. У ребенка с нарушением речи наблюдается – недостаточный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, неспособность построить монолог, плохая дикция. Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов. Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме. При использовании в своей работе наглядное моделирование, учит детей: ­ добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; ­ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; ­ применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает учащихся, превращает занятие в игру. Этот метод наиболее эффективен для учащихся с ОВЗ. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: речевое, социально – коммуникативное, художественно­ эстетическое, и познавательное развитие. Используя мнемотаблицы на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма, учащиеся делают высказывания более четкими, связными и последовательными. У учащихся появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни. Также расширяется активный и пассивный словарный запас. Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает учащимся поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу. Умение ребенка точно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. В своей практике использую опорные схемы для составления описательных рассказов из интернет­ресурсов.