Виды кораблей: названия с фото. Парусные Суда XVII Века Размеры парусных кораблей 17 века
28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту.
Галиот "Орел"
В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». Длина "крупного" судна - 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. "Орёл" был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.
Яхта «Святой Петр»
"Cвятой Петр" - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом.
Галера "Принципиум"
В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу "Принципиума", лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом "Морского Устава", в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.
Фрегат "Крепость"
"Kрепость" - первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий. Летом 1699 года "Крепость" под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья.
Линейный корабль "Полтава"
«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.
Линейный корабль "Победоносец"
"Победоносец" - первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе - 160 футов; ширина - 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.
Шлюп «Мирный»
Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. "Мирный" - это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп "Мирный" был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.
Суда, построенные в XVII в., обычно снабжались тремя мачтами, дополненными марселями. Также на двух из них устанавливались брамсели, а бизань-мачту украшал дополнительный элемент, именуемый латинская бизань. Непосредственно под бушпритом находился блинд - прямой парус. Входят в обиход и дополнительные паруса: ундер-лисели и лисели.
Ост-индские суда
В XVII в. по заказу крупных торговых компаний был разработан проект нового судна, основной функцией которого являлась перевозка разнообразных грузов с Востока. Самой известной в этой области торговой фирмой являлась Ост-Индская компания, поэтому такие корабли часто еще называли ост-индскими. Их грузоподъемность равнялась приблизительно 600 т. На корабле возвышались три главные мачты, а на конце бушприта устанавливалась дополнительная небольшая мачта - блинда-стеньга, несущая прямой парус.
Ост-индское торговое судно
Чтобы более целесообразно использовать внутреннюю часть судна, ее делили палубами, количество которых зависело от его размеров. К составным частям мачты относили нижнюю мачту, стеньгу, а также брам-стеньгу. С боковых сторон мачты и стеньги удерживались вантами, которые надежно прикреплялись к корпусу и набивались специальными талями. В вертикальном направлении устойчивость мачт обеспечивали штаги. На бушприте и мачтах закрепляли прямые паруса, в нижней части бизань-мачты развевался латинский парус, а в верхней - прямой.
Военные корабли XVII столетия
В XVII в. военные флотилии преимущественно состоят из линейных кораблей. Этот термин возник после изобретения новой стратегии морского сражения. Во время битвы корабли старались выстроиться таким образом, чтобы во время артиллерийского залпа развернуться к противнику боком, а во время ответного залпа - кормой.
Испанский трехпалубный линейный корабль "Сантисима Тринидад"
Спустя небольшой отрезок времени в Англии начинается строительство меньших, чем линейные суда, фрегатов, однако в то же время с усовершенствованием техники кораблестроения они были способны нести около 60 орудий. Еще более «миниатюрными» были корветы, на которых устанавливалось всего лишь 20-30 орудий, двухмачтовые бригантины, вооруженные 10-20 орудиями, маленькие одномачтовые тендеры, также способные дать отпор врагу и снабженные кливером, гафельным и прямым парусами.
Тенденции кораблестроения в XVIII в.
В конце XVIII ст. просторы Средиземного моря бороздил корабль абсолютно нового типа, называемый бомбарда, который был снабжен двумя мачтами: задней и передней. Первая представляла собой бизань-мачту, несущую косые паруса, а последняя - грот-мачту, снабженную прямыми парусами. В этом же веке появились специфические суда, большей частью предназначенные для каперства: двухмачтовые шебеки с латинскими парусами, выделявшиеся своим острым корпусом, и фелюки - корабли с двумя мачтами, снабженные веслами и латинскими парусами.
Во второй половине XVIII в. значительно увеличивается прочность корабельного корпуса по причине увеличения количества шпангоутов. Почти каждый второй из них отличается удвоенной толщиной, при этом корма судна по-прежнему остается транцевой.
USS Constitution («Конститьюшн»)
В начале XIX ст. практически все флотилии, принадлежавшие европейским державам, комплектовались однотипными судами. США вышло на мировую морскую арену со своими мощными судами, наиболее известным из которых был «Конститьюшн», до сих пор стоящий в порту Бостона. В этот период на кораблях начинают впервые появляться . Их первые образцы занимали много места, отличались низким КПД, потребляли много угля. При этом суда несли и полный комплект парусного снаряжения на случай, если вдруг кончатся запасы угля.
Парусный флот представляет собой группу кораблей, передвигающихся с помощью паруса. Как правило, применение флота сопровождалось сразу же с появлением самих кораблей, которые пригодны для длительных экспедиций или морских сражений.
Краткая история парусников
Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.
В 12 — 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.
Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве-ли-кий Гар-ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».
Судно «Ве-ли-кий Гар-ри»
Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи — Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники — пираты.
Эра парусников 17 века
С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены дредноутами и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.
Классификация парусных суден
Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач — для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:
- К первым трем относились только линейные корабли;
- 4 — 5 ранга были фрегаты;
- 6 — 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).
Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.
В основном это были:
- Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
- Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей — крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
- Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)
Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.
Основные боевые парусные корабли
Военно-морской флот в эпоху Ренессанса играл важную роль для любого государства, а его мощь определяла мировую политику того времени. Развитие кораблей продолжалось два столетия прежде, чем они получили четкую классификацию. Основными военными кораблями парусного флота были:
- Бригантина. 2-мачтовое судно с прямой фок-мачтой и косой грот-мачтой. Появилось в 17 веке и использовалось для разведывательных операций. На борту размещалось 6 — 8 пушек.
- Бриг. 2-мачтовый корабль 7-го ранга с водоизмещением до 400 т. Являлся основным разведывательным посыльным судном во всех флотах мира. Также на борту имел от 8 до 24 пушек, которые использовались для отстрела при уходе от погони. Появился в качестве более практичного и простого варианта бригантин, однако не вытеснил их полностью.
- Галион. Самое крупное судно времен 15 — 17 веков. Могла включать от 2 до 4 мачт, а водоизмещение составляло до 1600 т. Галионы были господствующими суднами в сражениях до появления линкоров.
- Каравелла. 3 — 4 мачтовое универсальное судно водоизмещением до 450 т. Более широкое применение получило в экспедициях. Хорошая мореходность достигается благодаря разносторонним мачтам и надстройками на носу и корме. Несмотря на высокий борт, каравеллы были только однопалубными суднами. В боях часто служили грузовым судном, способным отстреливаться от небольших кораблей и при абордаже.
- Каракка. Крупное 3-мачтовое судно ранних времен. Имело водоизмещение до 2000 т. и 30 — 40 пушек на борту. Корабль мог перевезти большое число пассажиров, до 1300 человек. Каракка хорошо зарекомендовала себя в 13 — 16 веках в качестве мощного судна, способного в одиночку дать отпор. Однако с формированием флотов и появлением крупных кораблей они утратили свое значение.
- Корвет. 2 — 3 мачтовое судно с водоизмещением до 600 т для решения тактических задач. Появился в 18 веке и один из двух (наряду с фрегатом) классов кораблей, сохранившихся до наших дней. Использовался для крейсерской охоты или уничтожения одиночных целей, реже для разведки. Оснащался открытой или закрытой артбатареей с десятками орудий.
- Линейный корабль. Крупнейшее 3-мачтовое судно с тремя артиллерийскими палубами (в основном с закрытыми батареями). По стандарту линкорами считались судна водоизмещением до 5000 т., однако известно в истории много кораблей этого типа и до 8000 т. Вся батарея могла включать до 130 пар орудий, расположенных вдоль бортов. Использовались в основном для борьбы с такими же крупными кораблями и обстрела береговой линии. Линкоры одни из немногих боевых парусников, которые служили в морских силах до начала 20 века.
- Флейт. 3-мачтовый транспортный парусник. Водоизмещение было произвольным, но зачастую не превышало 800 т. Имели до 6 пушек и отличались высокой маневренностью. Часто использовались корсарами для грабежей. В России первые флейты появились в Балтийском флоте в 17 веке.
- Фрегат. 3-мачтовое судно с водоизмещением до 3500 т. Следующий по мощности после линкора и имел на борту до 60 пар пушек. Использовался в качестве крупного корабля поддержки на всей линии фронта или выполнения коммуникационных задач (охрана торговых кораблей). Являлся основной боевым кораблем парусного флота Российской империи.
- Шлюп. 3-мачтовый корабль с низкими бортами. Имел водоизмещение до 900 т. и 16 — 32 арторудия. Служил в качестве дальнего разведывательного или экспедиционного судна. Шлюпы были популярны в 17 — 19 веках среди российских экспедиторов для кругосветных путешествий.
- Шнява. Небольшой парусник с 2 прямыми мачтами, получивший распространенность в скандинавском регионе. В России активно использовались Петром I для разведывательных операций перед сражениями. Водоизмещение до 150 т., а число орудий колебалось от 2 до 18.
- Шхуна. Судно с произвольным, в основном крупным водоизмещением. Могло включать до 16 орудий и распространялось в составе парусного флота Российской империи. Боевые шхуны были исключительно 2-мачтовыми, а посыльные судна имели произвольное число мачт.
В отдельных странах были уникальные типы боевых суден, которые не получили распространение. Например, португальские корабли, сравнимые по водоизмещению с фрегатом, но имевшие несколько орудийных палуб, назывались крейсерами, хотя такой тип закрепился уже за более современными кораблями.
Крупные корабли российского парусного флота
Первые упоминания о российских парусниках можно найти в «Повести временных лет», которая рассказывает о походе князя Олега в Византию на кораблях. Российский парусный флот формируется уже Петром I. Строительство первых кораблей шло по подобию европейских. Первое крупное сражение отечественного флота отмечается со Шведами в Северной войне. В дальнейшем военно-морские силы начинают только расти.
Крупный корабли Балтийского флота
Крупнейшими военными парусниками в России (как и в мире) были линейные корабли. Первые линкоры были заложены в приладожской верфи, у которой не было опыта в строительстве больших кораблей, в результате чего судна получили слабую мореходность и маневренность. Список парусных линейных кораблей российского императорского флота, которые стали первыми в строю на Балтике:
- Рига,
- Выборг,
- Пернов,
Все три корабля спущены на воду в 1710 году и классифицировались как линейные корабли 4 ранга. На бортах размещались 50 орудий разного калибра. Экипаж судна составлял 330 человек. Парусные корабли в российском флоте также утратили свое значение с развитием паровых машин и броненосцев, однако еще использовались для разведывательных операций вплоть до времен гражданской войны.
Предлагается к прочтению:
La Courone Часть 3
La Couronne 1636. Часть 3.
Для изображения такелажа и рангоута были использованы, кроме иллюстраций, множество данных из текста. Ниже приведены отдельные детали: грот-мачта Данные относятся к нижней мачте) должна была быть в три раза длиннее, чем бимс главной палубы на мидель-шпангоуте, то есть быть практически равной по длинне килю; на больших кораблях она могла быть несколько короче. Грот- мачта «Couronne» была 32,48 м в длинну при 39,98 м длины киля.
Топы мачт были от 1,950 м до 2,27 м в длинну, на «Royal», тем не менее, 2,92 м. Незначительная длина топов в сравнении со стеньгами считалась долгое время причиной недостаточной прочности верхних мачт. Причина была, без сомнения, в том, что марсели и даже брам-марсели обслуживались с марсовых площадок, а не с рей, и должны были находится в пределах досягаемости. Довольно сложно себе представить, как можно это делать, не рискуя ежеминутно упасть вниз, хотя описываются сезни - тогда называвшиеся «Chis de Marticles» - тонкие канаты, которые охватывали парус в собранном состоянии на рее. Множество маленьких концов, свисаюших с нока рея на рисунке не могут быть этими сезнями, так как они обозначены как «булини». Этими сезнями являлись концы на шкаторине, служившие для того, чтобы парус, подтянутый, как и сегодня, гитовами, собрать у марса, и удерживая его там, закрепить в свернутом состоянии в середине рея, как видно на многих иллюстрациях.
РАЗМЕРЫ РАНГОУТА СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ И ДАННЫМ
L | D max | D min | Тоp | |
+ Грот-мачта (наклон 2,0 м; L = 3 BD) | 32,50 | 0,974 | 0,650 | 2,92 (m) |
+ Фок-мачта на 1/5 меньше | 26,00 | 0,779 | 0,520 | 2,40 |
+ Бизань-мачта на 1/5 меньше, иногда еще короче | 20,80 | 0,623 | 0,414 | 1,90 |
+ Грот-стеньга (1/2 или 0,55 L мачты) | 19,50 | 0,450 | 0,300 | 1,61 |
+ Фок-стеньга (на 1/5 меньше) | 14,60 | 0,360 | 0,24 | 1,28 |
+ Бизань-стеньга | 11,40 | 0,290 | 0,190 | Флагшток |
+ Бушприт | 29,23 | 0,974 | 0,487 | |
+ Грот-брам-стеньга (1/2 Грот-стеньги) | 9,75 | 0,225 | 0,150 | 6,50 |
+ Фок-брам-стеньга (1/2 Фок-стеньги) | 7,30 | 0,180 | 0,12 | 5,0 |
+ Блинда-стеньга (согл. рисунку) | 7,5 | 5,0 | ||
Высота топа флагштока определена из иллюстрации. * |
||||
Грота-рей 2/4 (???) L мачты или 2,5 BD. | Нок | |||
«Royal» имел | 29,88 | 0,650 | 0,217 | 0,350 |
Фока-рей на 1/5 меньше | 23,80 | 0,520 | 0,140 | 0,350 |
Бизань-рей (согл. рис.) | 8,50 | |||
Грот-марса-рей (2/3 Грота-рея) | 19,92 | 0,48 | 0,142 | |
Фор-марса-рей (2/3 Фока-рея) | 15,80 | 0,37 | 0,120 | |
Крюйс-марса-рей (согл. рис.) | 4,70 | |||
Грот-брам-рей (1/2 грот-марса-рея) | 9,97 | 0,24 | 0,080 | |
Фор-брам-рей (1/2 фор-марса-рея) | 7,90 | 0,20 | 0,070 | |
Блинда-рей = Фор-брам-рею | 7,90 | 0,20 | 0,070 |
* Топ флагштока, согласно книге, на высоте 70 м
Грот-мачта на «Royal» была 0,974 м в диаметре и сломалась, несмотря на хорошее оснащение; говорится, что «нужно было сделать ее 1,19 м». Диаметр между лонга-салингами был равен двум третям диаметра у фишей, следовательно, 0,650 м. До этого уменьшение толщины составляло только одну четверть. Мачты больших военных кораблей были снабжены чиксами из довольно твердой древесины. О посаженных на горячую бугелях не упоминается, а только о вулингах.
Размеры грот-стеньги соответствовали половине размеров нижней мачты, брам-стеньги – половине грот-стеньги. На «Couronne» она была несколько короче, так как при плохой погоде стеньги приспускали, чтобы уменьшить нагрузку.
Размеры всех частей фок-мачты были на одну пятую меньше соответствующих размеров грот-мачты, размеры частей бизань-мачты - на одну пятую меньше размеров фок-мачты. Согласно другому правилу, длина нижней грот-мачты должна быть равна длины киля, длина стеньги должна равняться длине подзоров.
Грота-рей «Royal» был 26,00 м в длину, марса-рей - 2/3 грота-реи и брам-марса-рей - половину длины марса-реи. Толщина рей в средней части равнялась толщине мачты на эзельгрофте и уменьшалась к нокам на одну треть. Марса-реи были вполовину тоньше нижних рей.
Диаметр мачты на топе был равен двум третям диаметра у фишей. Диаметр рей в районе мачт был равен диаметру мачты, на ноках - 1/3.
К габаритам парусов: высота нижнего паруса, без бонетов - небольших, прикрепленных к нижней шкаторине при помощи бензелей дополнительных, доходивших до планширя, полотнищ - должна была равняться одной трети высоты нижней мачты. На больших военных кораблях с очень высокими кормовыми надстройками при кормовом ветре бонеты не ставили. Они не имели бы никакого смысла, так как корма перекрывала бы им ветер. Чертежи выполнялись согласно выше описанному правилу.
В книге не указано число бонетов. На иллюстрациях нигде не видно больше двух.
На виде сбоку показано три бонета, так как на рисунке показано 4 комплекта булиней на гроте. Каждый бонет должен был иметь свой булинь, чтобы оставались еще булини, если убирали один или два бонета. Кроме того, также должны были оставаться булини, если все бонеты убирали.
Грот-марсель был в высоту равен нижнему парусу или был еще выше. Если грот был, например, 8 локтей (9,504 м) высотой, то грот-марсель был 12 локтей (14,19 м). Это почти длина стеньги. Ширина верхней и нижней шкаторины были различными; «уши» или треугольные стороны, образовывали половину общей площади. Брамсели имели те же пропорции, соотношение размеров равнялось соотношению длин рей.
Паруса фок-мачты имели те же пропорции, что и грот-мачты, но с уменьшенными на 1/5 размерами, как и сама мачта. Фок назывался «Pacfi de borcet» (передний парус). При сильном ветре один из углов подбирали гитовым.
Уменьшалась ли площадь марселей при помощи современных рифов, с уверенностью сказать нельзя, хотя сезни упоминаются. В глоссарии Фоурнира для слова Palen-Quines (В разговорной речи того времени – «Риф-тали») говорится: «Канаты, которые удерживают оба конца рея, чтобы ловить и удерживать их при шквалах». Северин определяет это слово в 1738 г. как синоним для Balancine (Топенант). Он цитирует «Общее руководство всех маневров для всех возможных на море ситуаций» Шевалье де Тревиля и говорит, что марсели оттягивались с марса при помощи булиней – еще одно доказательство обслуживания парусов с марса. Я не нашел никаких достаточно достоверных документов для точного графического изображения. То, что я изобразил, является только предположением. Оно опирается на несколько лет практики после «Couronne». В ее время брамсели ставили только при хорошей погоде летом.
ПЛОЩАДЬ ПАРУСОВ
Рассчитано по реям.
К знаку (+): Если ширина верхней шкаторины грота была 30 м, то рей должен был быть 32 м длиной.
Тяжело понять назначение множества маленьких канатов, которые крепятся к вантам; они принадлежат к крюйс-стеньга-штагам и к бакштагам блинда-стеньги, которая не имеет никаких штагов. Так как они видны на многих иллюстрациях, кажется уместным показать их на чертеже.
РЕЗЕРВНЫЕ ПАРУСА
1 Бизань с бонетом +2 Фок с бонетом
+2 Грот с бонетами +2 Фок-марсель
+2 Грот-марсель +1 Ундер-блинд
О стоячем такелаже говорится в книге: на «Couronne» было 10 закрепленных на марса-салингах вант. Тем не менее неизвестно, были ли они укреплены попарно или каждая оканчивалась огоном, как было принято на Средиземном море. Нижние концы вант крепились на юферсах. Нижние юферсы охватывались железной оковкой, закрепленной болтами между нижними бархоутами.
Эти болты находились между ветром и водой. Ванты набивались при помощи талрепов, которые так же, как и сегодня, смазывали. Штаг охватывал мачту концевым огоном и проходил через салинг. Он обтягивался при помощи двух больших блоков. Нижний крепился за подковообразный обведенный вокруг форштевня штаг-краг, который был толще самого штага. Штаг натягивался шпилем, и тогда, как говорилось, грот-мачта была хорошо оснащена. Из этого можно заключить, что штаг обтягивался после вант.
СТОЯЧИЙ И БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ ВОЕННОГО КОРАБЛЯ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ В 1000 TОНН В 1642 ГОДУ
Грот-мачта | Фок-мачта |
||||
L | D | L | D | ||
+ | Нижний штаг с блоками, талрепами и юферсами | 29,0 | 0,460 | 27,8 | 0,352 |
+ | Ванты с талрепами (грот 18, фок 16) | 40,6 | 0,202 | 42,2 | 0,189 |
+ | Драйреп | 39 | 0,242 | 39 | 0,216 |
+ | Фал с блоками | 97,4 | 0,162 | 89,3 | 0,162 |
+ | Тали (грот 4, фок 2) | 95,0 | 0,108 | 89,3 | 0,108 |
+ | 2 Галсы, простые | 39 | 0,243 | 40,6 | 0,189 |
+ | 2 Шкоты, двойные, с блоками | 62 | 0,189 | 62 | 0,135 |
+ | 2 Брасы с гаками и блоками | 62 | 0,094 | 62 | 0,081 |
+ | 2 Топенанты с блоками | 58,5 | 0,081 | 45,5 | 0,081 |
+ | 2 Гитовы | 65 | 0,081 | 40,0 | 0,094 |
+ | 2 Нок-гордени, предп. из линя диам. 0,054 | 49 | 0,054 | 42 | 0,054 |
3 Грота- фалы с блоками | 36 | 0,094 | |||
2 Булини | 36 | 0,094 | |||
1 Гини | 0,121 | ||||
БРАМ-СТЕНЬГИ |
|||||
+ | Ванты (по 6) | 16,2 | 0,054 | 13 | 24 S |
+ | Штаг с блоками | 57 | 0,067 | 37 | 18 S |
+ | Драйреп | 11,3 | 0,067 | 9,7 | 24 S |
+ | Фал с блоками | 65 | 18 S | 25 | 15 S |
+ | 2 Топенанты | 40,6 | 18 S | 32,5 | 15 S |
+ | 2 Булини | 65 | 18 S | 58 | 15 S |
+ | 2 Брасы | 62 | 18 S | 58 | 15 S |
+ | Гини | 97 | 81,2 | ||
СТЕНЬГИ |
|||||
Ванты (Грот-мачта 10, Фок-мачта 8) | 19,5 | 0,135 | 0,94 | ||
Фордуны | 97 | 0,148 | 26 | ||
Драйреп | 28 | 0,162 | 16,3 | 0,108 | |
Фал с блоками | 82 | 0,081 | 74 | 0,081 | |
Штаг | 52 | 0,162 | 38 | 0,108 | |
Бушприт-вынтреп | 98 | 0,216 | 74 | 0,162 | |
2 маленькие тали | 41 | 24 S | 24 S | ||
+ | 2 Шкоты марселей | 146 | 0,175 | 58 | 0,135 |
+ | 2 Гини | 98 | 95 k | 0,054 | |
+ | Бык-гордени | 98 | 0,067 | ||
+ | 2 Топенанты с блоками | 61 | 0,067 | 49 | 0,054 |
+ | 2 Брасы с блоками | 61 | 0,067 | 0,054 | |
+ | 2 Булини с блоками | 52 | 0,094 | 65 | 0,054 |
БИЗАНЬ-МАЧТА |
|||
L | D | ||
+ | 10 Вант с юферсами | 29,3 | 0,108 |
+ | Бизань-драйреп | 16,2 | 0,270 |
+ | Фал (вес 97 кг.) | 97,4 | 0,065 |
+ | Штаг (талрепы, юферсы, блоки, вес 41,6 кг.) | 24,4 | 0,135 |
+ | Шкот с блоком | 48,7 | 0,067 |
+ | 2 Тали | 65,0 | 21 S |
+ | 10 Гини с блоками | 40,6 | 18 S |
БУШПРИТ |
|||
+ | Шкоты с блоками | 41 | 0,081 |
+ | Фал | 26 | 0,081 |
+ | 2 Тали ундер-блинд | 49 | 0,067 |
+ | 2 Брасы | 58 | 0,067 |
+ | 2 Тали ундер-блинд | 130 | |
2 Топенанты с блоками | 49 | 0,081 | |
БЛИНДА-СТЕНЬГА |
|||
+ | 6 Вант с юферсами | 13,0 | 0,054 |
+ | Драйреп | 6,5 | 0,054 |
+ | Фал | 42 | 18 S |
+ | Штаг с блоками | 19,5 | 15 S |
+ | 2 Топенанты | 24,4 | 18 S |
+ | 2 Брасы | 45,5 | 18 S |
+ | 2 Гини | 45,5 | 18 S |
Эзельгрофт был широким и плоским, как было принято до конца 19 века. На нем было два болта с рымами для стень-вынтрепа, который, как и сегодня, проводился через шкивгат в шпоре стеньги. Блок вынтрепа весил 675 кг., несмотря на то, что его шкивы и оси были из железа. Стопор стеньги был деревянным. При плохой погоде на марс посылали двух человек, чтобы расстопорить стеньгу. Как только стеньга была спущенна, ее такелаж разоружали и оставляли только вынтреп. Если не было шторма, стеньгу опускали на два или три фута, без того, чтобы ее разоружать, при этом марса-рей покоился на эзельгрофте.
В заключение опишем подробнее грузовые тали обеих мачт. Они отличались от сегодняшних. Под марсом находился большой блок, через который проходил толстый драйреп, шедший к борту. Один конец крепился жестко, на другом был блок с талями, заведенными через третий блок с гаком и через второй так, что десять или двенадцать человек могли при помощи ходового конца поднимать до 2000 фунтов. При использовании шпиля требовалось только восемь человек. Для тяжелых грузов к драйрепу крепили двухшкивный блок, который вместе с нижним двухшкивным блоком образовывал тали. На фок-мачте имелись также тали для поднятия якоря, так называемые «Pentures de candelette», фок- или боковые тали. Для большей наглядности на виде сбоку эти тали не показанны.
Рис. 10.
На больших кораблях имелось восемь якорей. Самые тяжелые весили до 5433 кг., в среднем 4010 кг. Веретено якоря было в три раза длиннее лапы или (см. рис. 10) веретено делили на две части и вокруг центра нижней части чертили окружность с радиусом 1/4 L и для лап отмеряли 1/6 длины окружности. Шток был такой же длины, как и веретено, и, вероятно, снимался, когда якорь крепился по походному, так как на большинстве рисунков якорь показан без штока. Соотношение веса якоря к водоизмещению судна было 100 фунтов на 20 тонн. Вес второго якоря составлял 3/4 веса первого, вес третьего - 2/3 и четвертого половину. Большие якоря стоили 20 ливров за центнер (49 кг.), т.е. 0,40 ливров за килограмм, Малые стоили 18 ливров за центнер. Рым якоря был оклетневан. Буйреп был такой толщины, что с ним можно было выбрать якорь. Якорный канат большого якоря был 120 брасов (195 м) в длину и был в два раза тяжелее самого якоря. Канат малого якоря был 80 (130 м), верпового якоря от 150 до 200 брасов (243-325 м) в длину. На судне было шесть канатов и несколько дополнительных тросов. На «Couronne» якорный канат был 0,595 м в толшину. Большие военные корабли при свежей погоде отдавали только один якорь и вытравливали три или четыре сцепленных между собой якорных каната. Это было лучше, чем три якоря, которые работали неравномерно. Упоминается, что якорный канат накладывался на шпиль, т. е. кабаляринга не было. К сожалению, метод накладки каната на шпиль так же мало описан, как и положение самого шпиля. Он должен был находится в носовой части судна, так как кабаляринг не использовали и сам процесс должен был быть таким же неуклюжим, как и в конце 18 века, когда Академия наук учредила приз за разработку новых методов работы с тажелыми якорными канатами. К тому времени имелись битенги и, к счастью, так же изображения, так что это описание военного корабля могло быть дополненно.
ЯКОРНЫЕ КАНАТЫ
ЯКОРЯ
6 больших, 1 верповочный
+ 1 Кат якоря (вес 31,82 кг)
+ 2 цепных рустова
+ 2 стопора брам-стеньги (из железа)
+ 2 стопора (0,216 м)
Некоторые дополнительные данные о снаряжении: вооружение было разнообразным. Существовали дальнобойные орудия (калибром 15, 20 и 24 фунта) и 48-и фунтовые оруия весом в 3400 кг. Фальконеты применялись для ближнего боя. Мушкеты были тяжелее, чем в сухопутных войсках. Кроме того, имелись алебарды, круглые щиты и арбалеты с натажным механизмом (для поджигания парусов). Боезапас составлял 50 выстрелов на ствол. Вес порохового заряда составлял половину или треть веса снаряда. С боеприпасами обходились экономно. В заметках о французском флоте Фоурнир называет очень низкое число – два залпа на сражение.
ОРУДИЯ
14 тридцатишестифунтовых пушек
+ 2 двадцатичетырехфунтовых пушек
+ 26 восемнадцатифунтовых пушек
+ 3 восьмифунтовых пушек
+ 3 четырехфунтовых пушек
+ Общее число пушек (все из «пушечного металла») 48
Вес одного залпа: 143,40 кг.
+ Вес залпа на человека: 0,236 кг.
+ 2300 пушечных ядер, 100 по 36 фунтов, 100 по 24 фунта, 1350 по 18 фунтов, 200 цепных ядер, 11501 кг. пороха
+ Множество запасных частей (8 лафетов, 11 осей, 50 колес)
+ 175 мушкетов, 100 пик, 6 алебард
+ 16 компасов, 30 часов, 1 колокол и т.д.
Труд Фоурнира содержит много данных о моряках того времени, но будет достаточно, если описание военного корабля 17 века будет дополненно перечнем его экипажа, чтобы дать возможность сравнить его с экипажами военных судов сегодняшних дней.
На «Couronne» было 638 офицеров и чинов:
Капитан де Ландау-Расили, капитан-лейтенант Когот де Броаже, прапорщик Префост д’Орлеанс, 3 унтер-офицера, 2 сержанта, 6 капралов, 6 Aspesades – неизвестно, какую фунцкию они выполняли, надсмотрщик, 2 корабельных священника, 3 врача с 3 помощниками, 2 боцмана, 4 помощника боцмана, 12 старших матросов (квартирмейстеров), 2 штурмана для морских переходов, 2 штурмана для береговой зоны Испании, 2 штурмана для береговой зоны Сентонж (провинция во Франции), 2 штурмана для береговой зоны Британии, 1 старший плотник с 14 плотниками и конопатчиками, 2 бочара, 8 провиантмейстеров, 3 судовых повара, 1 главный канонир, 1 канонир и два поджигающих на 4 орудия, 3 оружейных мастера и 500 матросов, что в общей сложности составляет 617 человек.
При поддержке боцмана капитан делил весь экипаж – начиная с себя и капитан-лейтенанта и заканчивая юнгами – на две части, одна – боцмана, другая помощника боцмана. Вахта длилась, в зависимости от страны, 3, 4 или 5 часов, во Франции 4 часа. Капитан приглашал вельмож и чиновников, которые того заслуживали, за свой стол. Боцман и штурман, как правило, не входили в этот круг, но было умнее их пригласить, так как эти два господина имели после бога наибольшее влияние на успех путешествия. На Средиземном море матросы никогда не спали на нижних палубах, только на верхних.
Распределение работ при маневрах было предоставленно нижним чинам. Первый старший матрос (квартермейстер) вызывал одного человека, тот вызывал следующего и так далее. Так образовывались отделения для несения внутренней службы. Списки вывешивались на борту. Затем главный канонир делал выбор и писал именные записки, которые раздавал канонирам. Записки вывешивались возле каждого орудия.
Надсмотрщик проводил на каждой вахте перекличку. Он получал за каждого закованного в кандалы человека пять су. Фоурнир считал, что не нужно было брать на борт солдат, моряки были бы лучше.
Боцман был первым офицером, назначенным капитаном. Его власть распространялась только на моряков. Он проверял судно и нес ответственность за воду. У него был свисток, он отдавал распоряжения при маневрировании по указаниям штурмана и отвечал за паруса, к которым никто не имел права без его указания прикасаться, если судно находилось в море. Капитан и армейские офицеры перекладывали на него зти обязанности полностью.
Боцман готовил судно к отходу и снимал с якоря, он, по указаниям штурмана, отдавал распоряжения по изменению курса и информировал об этом капитана.
Его вахта и вахта его помощника длилась 7 склянок, или 3 1/2 часа. По указаниям штурмана он распоряжался о постановке или уборке парусов и проведению маневров. По окончанию вахты он бил склянки и вызывал следующую вахту. Перед сражением он приказывал своим помощникам, а также плотникам и конопатчикам, бывшим так же в его распоряжении, провести необходимые подготовительные работы. Он отвечал за грот- и бизань-мачты, помощник боцмана – за фок-мачту. Он содержал корабль в чистоте и наказывал провинившихся матросов. При необходимости по его команде якорь поднимали на борт и демонтировали шток, чтобы он не цеплялся за фок, а также отсоединяли якорный канат. Это происходило, если корабль находился в 100 лье (5,555 км) от берега. Если во время шторма нужно было выбросить за борт тяжести, чтобы облегчить судно, он сообщал об этом капитану. Тот информировал своих офицеров, прежде всего счетовода.
Штурман всегда был вторым офицером, а именно из-за своих научных знаний. Он прокладывал курс и нес за это ответственность. Кроме него на борту было два штурмана, проводившие астрономические набдюдения. Во Франции говорилось, что штурман, по вине которого потеряется судно, будет незамедлительно повешен. По причине такой строгости мало кораблей было утрачено по недосмотру. Штурман должен был иметь необходимые инструменты и лично намагничивать стрелки компаса. При возможности он имел при себе хороший магнит. Он проверял все, должен был знать погрешность компаса и постоянно ее контролировать, ориентироваться по звездам и уметь обращаться с картами. Он не должен был делать тайны из расчетов положения судна. Хороший штурман рассчитывал всегда немного больше времени – если корабль проходил за час два лье, то он считал на одну восьмую меньше, чтобы прибыть к берегу раньше рассчитанного. В его обязанности входила также работа с лотом.
Помощник боцмана отвечал за такелаж, обследовал помпы, командовал на шпиле, распоряжался о проверке такелажа и перед боем о закреплении рей. Помощники боцмана на баке должны были бросать кошки.
Господин Эврад, изобразивший все конструкции, предоставил свои исследования национальной библиотеке и, таким образом, сделал возможными некоторые корректировки в чертежах, основывающихся на рисунках и тексте труда Фоурнира. Так было исправленно положение блинда. Палуба гальюна была опущена в соответствии с направлением стрельбы погонных орудий. Число бонетов было уменьшено до двух, как на рисунке. Изначально было нарисовано три, из-за того, что на рисунке четыре ряда тросов были обозначенны как булини. На изображении «Great Harry» они же обозначенны как гини или нок-гордени.
Если убрать один бонет, то они не занимают, как на основании данных из книги написано, половину площади паруса. Вышеназванные гини были на передней и на задней стороне паруса. Рисунок «Great Harry» показывает их даже на марселях, из чего следует, что дополнительные паруса обслуживались с марса.
Кажется разумным показать упомянутые в глоссарии Фоурнира риф-сезни. Возможно, имелось только два ряда риф-сезней.
Предисловие La Courone Часть 1 La Courone Часть 2 La Courone Часть 3