Военно-морской институт радиоэлектроники. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Военно морской институт радиоэлектроники

Виктор Блытов, Москва.

На всех флотах несли с честью знамя своего училища или как мы говорили когда-то - системы, выпускники ВВМУРЭ (немного позднее ВМИРЭ) имени Попова. Мы дорожили престижем, честью своего училища и на каждом корабле ВМФ служило по несколько выпускников училища, по различным радиоэлектронным специальностям.
В Отечественную войну курсанты училища стояли насмерть на Лужском рубеже, давая возможность отойти и восстановиться войскам и частям, выходившим из Эстонии.
После войны тысячи выпускников ВВМУРЭ имени Попова честно служили на всех флотах, на всех соединениях, на всех кораблях. Среди погибших на кораблях и подводных лодках десятки погибших выпускников ВВМУРЭ. Это, к огромному сожалению и атомные подводные лодки «Курск», «Комсомолец» и другие. Среди наших выпускников сотни участников боевых действий, боевого траления в самых горячих точках планеты, тысячи участники боевых служб по защите нашей Родины с морских рубежей. Много наших выпускников награждены значимыми боевыми орденами и медалями за выполнение боевых задач. Есть и Герои Советского Союза и герои России.

К огромному сожалению, наше родное ВВМУРЭ имени А.С.Попова, история которого начинается с минных классов в Кронштадте и морского корпуса гардемаринов, скорее всего уже сегодня приказало долго жить.
Видимо, Сергей Шойгу тоже придерживается указаний Владимира Путина, продолжать дело Сердюкова, которе живет и процветает - продать все что имеет цену, тем кто предложит из числа приближенных и неподсудных.
Скорее всего, кому-то из друзей Сердюкова или Евгении Васильевой приглянулись корпуса ВВМУРЭ, выполненные еще в стиле 18 века, когда там были летние корпуса пажеского корпуса.
По общей схеме прохиндеев, сначала ВВМУРЭ натурально обанкротили, то есть МО, ВМБ, БФ просто не выделяли денег для оплаты тепла и света, а курсанты и педагоги из своих зарплат не смогли оплатить долги, и тепловые и энергетические службы естественно сделали ВВМУРЭ банкротом, подлежащим продаже. Значит на него был просто чей-то заказ. Полузамерзшие курсанты и преподаватели, которые в самые холода держали оборону, занимались всю позднюю осень и начало зимы без отопления и света. Они проиграли свой первый в жизни бой в жизни за родное училище и немогли его выиграть у мошенников игравших краплеными картами. Их уже частично перевели в Пушкин в инженерный институт, который назвали почему-то Политехническим институтом ВМФ. А одних из лучших преподавательских коллективов, складывавшийся десятки лет, в России по вопросам радиоэлектроники, по общей манере подрывной (другого слова не найду) деятельности министра обороны Сердюкова и его помощников типа генерала Макарова и мадам с лампасами и криминальным духом Евгении Васильевой, просто выкинули за борт, как никому не нужный балласт. Погубили десятилетиями создававшуюся базу для образования и уникальнейших коллектив педагогов.

Теперь хотя бы для восстановления нужны колоссальные средства и минимум десять лет, что бы на флот пошли более менее грамотные специалисты в вопросах радиоэлектроники.
А у нас (России) есть десять лет и огромные средства на создание новой базы, подготовки новых преподавателей, что бы дать качественных офицеров флоту? Или мы охрененно богатая страна, которой можно любые деньги выбрасывать на ветер. Переводами разгромили образование летного состава – две академии. Эффективным реформаторам оказалось мало, надо разгромить еще и образование ВМФ. Но если у нас так много денег, что мы их выбрасываем не считая. Если уж официальные оклады и зарплаты полукриминальной (полу потому еще не осудили судом) Евгении Васильевой превышали аж три миллиона в месяц. Сердюкова сумма зарплаты явно неизвестная, но не меньшая. Тогда почему мы военпенсам не можем заплатить положенную от государства пенсию, а кастрируем ее в 0,54 раза, не можем увеличить ее своевременно на коэффициент инфляции и увеличиваем позорно всего на два процента 400-600 рублей в год?

Для Сердюкова-Васильевой-Макарова и иже с ними, наши морские специалисты по радиоэлектронике, все равно, что инженеры электрики, что инженеры-электромеханики. Для них разницы нет никакой. Между специалистами БЧ-4, БЧ-7 и БЧ-5 они в упор не видят никакой разницы. Для них одинаковы все боевые части кора блей. Не видят они разницы в подготовке вахтенных офицеров корабля, вахтенных механиков, вахтенных офицеров БИП (БИЦ), дежурных по ИВЦ, дежурных по связи, дежурных по УАСУ. Им видимо это видимо все равно.
Но тогда непонятно как все равно, может быть специалистам флота – адмиралам, прошедшим большую службу. Хотя бы начальнику ВУНЦ ВМФ, доктору военных наук, профессору, бывшему командира крупного соединения БФ адмиралу Римашевскому Адаму Адамовичу – главному идеологу перемещения морских институтов (недавно его сменил, кстати уже уволенный с военной службы, адмирал Максимов Николай Михайлович) или нынешнему Главнокомандующему ВМФ адмиралу Чиркову Виктору Викторовичу, или главным военно-морским экспертам министра обороны, премьера, Президента адмиралам Касатонову Игорю Владимировичу, адмиралу Сучкову Геннадию Александровичу, председателю комитета по обороне Государственной Думы адмиралу Комоедову Владимиру Петровичу (кстати от партии КПРФ, которой отдали свои голоса большинство из военных пенсионеров - моряков), адмиралу Попову Вячеславу Алексеевичу – главному морскому эксперту в Совете Федерации.
Они-то как пропустили, то, что понимает любой мало-мальски образованный моряк, даже мичман, даже старшина срочной службы. Или ради целесообразности и будущих преференций лучше промолчать, авось ничего не случиться? А ведь у них огромнейший опыт службы на кораблях, командования соединениями и объединениями ВМФ, за плечами военно-морские училища, военно-морская академия, академия Генерального штаба. Чему и как их там учили? Угождать начальству или все же быть командирами, адмиралами и приносить пользу стране и народу, как они давали присягу?
Когда армейские специалисты выпускников программистов стали назначать командирами кабельных взводов я могу понять их полную некомпетентность и серость в этих вопросах. Но когда свои адмиралы, с которыми вместе делили стоя вахтенными офицерами вахты, считали дни в многомесячных боевых службах, стояли на одних мостиках, боролись за свою жизнь и за живучесть своих кораблей во время аварий и происшествий, выполняли боевые задачи с ядерным оружием на борту в готовности к его применению - допускают подобное отношение к флоту и подготовке флотских офицеров, которое на уровне неграмотных мадам Фральцовой и Приезжевой, становиться непонятно и стыдно за них. Ведь они показали нам, что они ни чуть не лучше неграмотных в вопросах флота Сердюкова и Васильевой, а гораздо хуже. Они все же спецы! Мы же считали их профи в своем деле, а они оказались по своему интеллектуальному уровню, своим знаниям, своему чинопочитанию даже в ущерб своему делу, не чуть не лучше Сердюкова и Васильевой. А как бы они повели себя в бою? Спустили военно-морские флаги?
Это они уже в первую очередь сегодня виноваты в разгроме одного из лучших училищ СССР и нынешней России - ВВМУРЭ имени А.С.Попова. Мне лично стыдно за них. Можно ли считать их достойными адмиральских званий, имеют ли они право носить нашивки офицеров ВМФ, руководить общественными организациями офицеров запаса, работать консультантами и экспертами в Госдуме и Совете Федерации, достойны ли они вообще рукопожатия или отдания воинской чести со стороны морских офицеров?
Мне стыдно за этих адмиралов, допустивших разгром и лично участвовавших, в разгроме военно-морского образования и конкретно ВВМУРЭ имени Попова!
Можно говорить любые красивые слова, но личность человека определяют его дела. А дела-то у них не получаются хорошие и честные.

Не вейся ты чайка над нами,
И голосом тонким не плачь, ты не плачь,
Мы вышли на битву с врагами,
Сыграй нам тревогу трубач!
Сыграй что бы люди вставали
Трубу твою слыша вдали, там вдали
Что мертвые вместе с живыми,
В атаку последнюю шли!
(Слова песни из кинофильма "Оптимистическая трагедия")
Мы не плачем, но мы не забудем им этого никогда!

Военно-морской институт радиоэлектроники имени А. С. Попова (филиал) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» - военное учебное заведение.

Учебное заведение основано 29 марта 1933 года на базе Школы связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии образованной в 1932 году при ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского. С тех пор его выпускниками стали десятки тысяч военных инженеров. Среди выпускников свыше 100 адмиралов и генералов, в том числе зарубежных ВМФ. Именования: 1933-1938 Училище связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. До 1936 года училище размещалось в здании Главного Адмиралтейства в Ленинграде. 1938-1939 Военно-морское училище связи имени Г. К. Орджоникидзе (ВМУС). 23 апреля 1937 года училищу приказом Наркома обороны СССР было присвоено имя Г. К. Орджоникидзе. 1945-1960 Высшее военно-морское училище связи имени А. С. Попова (ВВМУС). 1953-1960 в г. Гатчина образовано Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище (ВВМИРТУ), которое не имело имени А. С. Попова. В 1960 году это училище было перебазировано в Петродворец и влилось в состав обновлённого училища связи, получившего наименование ВВМУРЭ, образовав в нём 1-й факультет. 1960-1983 Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. С. Попова (ВВМУРЭ). 1983-1998 Высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище радиоэлектроники имени А. С. Попова 1998-2010 Военно-морской институт радиоэлектроники имени А. С. Попова (ВМИРЭ). с 2010 года филиал Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова». с 1 июля 2012 года после объединения с Военно-морским инженерным институтом стал называться Федеральное Государственное Образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова».

Факультеты

ВМИРЭ готовит офицеров-специалистов на следующих факультетах: Радиотехнический (РТФ). Системы автоматизированного управления (САУ). Средней военно-специальной подготовки (СВСП). Специальный.

Начальники училища

Училище связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1933-1938) Мурниэк, Христиан Мартынович (1932-1938), полковник Военно-морское училище связи имени Г. К. Орджоникидзе (1938-1939) Токарев, Василий Васильевич (1938-1939), военный инженер 1 ранга Отделение связи Военно-морского училища им. ЛКСМУ (1942-1943) Потапов, Николай Фёдорович (1942-1943), капитан-лейтенант Отдел связи Краснознамённого училища береговой обороны (1943-1945) Сидоров, Василий Зиновьевич (1943-1945), инженер-капитан 1 ранга Высшее военно-морское училище связи имени А. С. Попова (1945-1960) Зернов, Михаил Андреевич (1945-1948), генерал майор береговой службы Громов, Георгий Гаврилович (1948-1960), вице-адмирал Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище (1953-1960) Михайлов, Пётр Павлович (1953-1956…

Координаты : 59°52′46″ с. ш. 29°53′54″ в. д.  /  59.8795° с. ш. 29.8982° в. д.  / 59.8795; 29.8982 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1933 году

Военно-морской институт радиоэлектроники имени А. С. Попова (филиал) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова » - военное учебное заведение .

История

Учебное заведение основано 29 марта 1933 года на базе Школы связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии образованной в 1932 году при ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского . С тех пор его выпускниками стали десятки тысяч военных инженеров. Среди выпускников свыше 100 адмиралов и генералов, в том числе зарубежных ВМФ . Именования :

В третьем часу еще никто не заснул, как явился вахмистр с приказом выступать к местечку Островне.
Все с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошел к эскадрону. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. Выходя из корчмы, Ростов и Ильин оба в сумерках рассвета заглянули в глянцевитую от дождя кожаную докторскую кибиточку, из под фартука которой торчали ноги доктора и в середине которой виднелся на подушке чепчик докторши и слышалось сонное дыхание.
– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.
– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.
Через полчаса выстроенный эскадрон стоял на дороге. Послышалась команда: «Садись! – солдаты перекрестились и стали садиться. Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш! – и, вытянувшись в четыре человека, гусары, звуча шлепаньем копыт по мокрой дороге, бренчаньем сабель и тихим говором, тронулись по большой, обсаженной березами дороге, вслед за шедшей впереди пехотой и батареей.
Разорванные сине лиловые тучи, краснея на восходе, быстро гнались ветром. Становилось все светлее и светлее. Ясно виднелась та курчавая травка, которая заседает всегда по проселочным дорогам, еще мокрая от вчерашнего дождя; висячие ветви берез, тоже мокрые, качались от ветра и роняли вбок от себя светлые капли. Яснее и яснее обозначались лица солдат. Ростов ехал с Ильиным, не отстававшим от него, стороной дороги, между двойным рядом берез.
Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности.
Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.
Только что солнце показалось на чистой полосе из под тучи, как ветер стих, как будто он не смел портить этого прелестного после грозы летнего утра; капли еще падали, но уже отвесно, – и все затихло. Солнце вышло совсем, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, стоявшей над ним. Через несколько минут солнце еще светлее показалось на верхнем крае тучи, разрывая ее края. Все засветилось и заблестело. И вместе с этим светом, как будто отвечая ему, раздались впереди выстрелы орудий.
Не успел еще Ростов обдумать и определить, как далеки эти выстрелы, как от Витебска прискакал адъютант графа Остермана Толстого с приказанием идти на рысях по дороге.
Эскадрон объехал пехоту и батарею, также торопившуюся идти скорее, спустился под гору и, пройдя через какую то пустую, без жителей, деревню, опять поднялся на гору. Лошади стали взмыливаться, люди раскраснелись.
– Стой, равняйся! – послышалась впереди команда дивизионера.
– Левое плечо вперед, шагом марш! – скомандовали впереди.
И гусары по линии войск прошли на левый фланг позиции и стали позади наших улан, стоявших в первой линии. Справа стояла наша пехота густой колонной – это были резервы; повыше ее на горе видны были на чистом чистом воздухе, в утреннем, косом и ярком, освещении, на самом горизонте, наши пушки. Впереди за лощиной видны были неприятельские колонны и пушки. В лощине слышна была наша цепь, уже вступившая в дело и весело перещелкивающаяся с неприятелем.
Ростову, как от звуков самой веселой музыки, стало весело на душе от этих звуков, давно уже не слышанных. Трап та та тап! – хлопали то вдруг, то быстро один за другим несколько выстрелов. Опять замолкло все, и опять как будто трескались хлопушки, по которым ходил кто то.
Гусары простояли около часу на одном месте. Началась и канонада. Граф Остерман с свитой проехал сзади эскадрона, остановившись, поговорил с командиром полка и отъехал к пушкам на гору.
Вслед за отъездом Остермана у улан послышалась команда:
– В колонну, к атаке стройся! – Пехота впереди их вздвоила взводы, чтобы пропустить кавалерию. Уланы тронулись, колеблясь флюгерами пик, и на рысях пошли под гору на французскую кавалерию, показавшуюся под горой влево.
Как только уланы сошли под гору, гусарам ведено было подвинуться в гору, в прикрытие к батарее. В то время как гусары становились на место улан, из цепи пролетели, визжа и свистя, далекие, непопадавшие пули.
Давно не слышанный этот звук еще радостнее и возбудительное подействовал на Ростова, чем прежние звуки стрельбы. Он, выпрямившись, разглядывал поле сражения, открывавшееся с горы, и всей душой участвовал в движении улан. Уланы близко налетели на французских драгун, что то спуталось там в дыму, и через пять минут уланы понеслись назад не к тому месту, где они стояли, но левее. Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях и позади их, большой кучей, видны были синие французские драгуны на серых лошадях.

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями.
Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу.
– Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем…
– Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле…
Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу.

Петродворец (до 1944 г. — Петергоф) — один из красивейших пригородов Санкт-Петербурга — традиционно для городов России XVII—ХIХ веков впитал в себя светскую и военную жизнь, великолепные убранства парадной резиденции российских императоров и строгий быт казарм квартировавших здесь когда-то войск лейб-гвардии Уланского Её Величества Александры Фёдоровны полка, 148-го пехотного Каспийского полка, лейб-гвардии Конно-гренадёрского полка и Драгунского полка. И многое, что связано с доблестной историей российской армии и флота в Петродворце, окутано таким же великолепием.

Появление Петродворца было связано с началом строительства укреплений первой русской морской крепости на Балтике, форта Кроншлот, и военного порта Кронштадт, что зачастую требовало личного присутствия Петра I. Наиболее удобным и быстрым путём для переправы на остров Кот- лин была дорога по южному берегу Финского залива, где возник ряд постоялых ("заезжих") дворов. Местом царского постоялого "Петрова двора" стали две деревянные светлицы рядом с небольшой пристанью. Современный грандиозный дворцово-парковый фонтанный ансамбль изначально строился по планам Петра I с идеей прославления в аллегорической форме русского оружия, победы России над Швецией в Великой Северной войне 1700—1721 гг. что, безусловно, тешило самого государя и служило "лёгким предостережением" для приглашаемых на балтийские берега в царскую резиденцию иностранных дипломатов.

Здание бокового фасада Адмиралтейства, где в 1932—1934 гг. размещалась Школа связи Морских сил РККА и Училище связи ВМС РККА (Фото Р.Мазелева, 1956 г.).


Сегодня в Петродворце на улице Разводной, где когда-то бравые уланы, гренадёры и драгуны разводили свои караулы, разместились корпуса Военно-морского института радиоалектроники (ВМИРЭ) им. А.С.Попова — единственного сегодня специального учебного заведения, деятельность которого целиком подчинена подготовке специалистов по радиоэлектронике для Российского флота.

История института тесно связана с историей радио. Мало кто сегодня осознаёт тот очевидный факт, что после изобретения колеса радио является величайшим достижением, позволившим человечеству покорить пространство и время. Изобретение преподавателя Минного офицерского класса Александра Степановича Попова (1859—1906) прочно вошло в быт, дало начало многим отраслям науки и техники и стало основой научно-технического прогресса, в том числе и в военном деле. Действительно, невозможно представить современный военно-морской флот без сложнейших космических и стационарных систем сверхдальней радио- и телевизионной связи, радиолокации и гидроакустики, радионавигации, систем управления оружием и электронно-вычислительных машин. Радиотехнические средства расширили боевые возможности в управлении как соединениями и объединениями ВМФ. так и отдельными кораблями и подразделениями. При этом не подлежит сомнению, что каждый специалист, способный квалифицированно обслуживать, часто в непростых боевых условиях, сверхсовременную военную технику, должен быть самостоятельно мыслящим инженером, а не придатком радиоэлектронных средств.

Начало подготовки командных кадров — специалистов по связи для флота России относится к 1900 г., когда А.С.Попов по указанию Главного Морского штаба начал читать в Минном офицерском классе в Кронштадте двухнедельный курс и вести практические занятия по радиотелеграфии. К этому времени проводимые на кораблях Балтийского флота под руководством А.С.Попова опыты заложили прочные основы ряда важнейших направлений современной науки и техники: радиолокации, радионавигации, радиоастрономии, радиоэлектронной борьбы и т.д. "Беспроволочный телеграф" впервые в истории нашёл своё практическое применение во время спасательной операции по снятию севшего в 1899 г. на камни у острова Гогланд броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и спасения в 1900 г. ледоколом «Ермак» унесённых на льдине в море рыбаков. Однако первое самостоятельное военно-морское учебное заведение по подготовке командных кадров связистов появилось в стране только через 30 лет.

Русско-японская война 1904—1905 гг. показала, что одной из причин поражения русского флота явилось отсутствие полноценной организации боевого управления. С учетом этого в 1909 г. рядом приказов по морскому ведомству были утверждены основополагающие документы, введены единое руководство и штаты радиоспециалистов Службы связи. способной эффективно обеспечивать управление силами флота. Впоследствии это нашло своё подтверждение в годы Первой мировой войны. С 1912 г. в Николаевской Морской академии в Санкт-Петербурге стали читать курс "Телеграфирование без проводов".

Начало целенаправленной подготовки командного состава специалистов связи после революций 1917 г. было возобновлено уже на следующий год, с созданием радиотелеграфного отдела (факультета) на четырёхмесячных Курсах командного состава флота в Петрограде (бывший Морской корпус). Однако в годы Гражданской войны и интервенции подготовка радиотехнических специалистов всех уровней была практически свернута. Только летом 1922 г. Курсы командного состава произвели первый выпуск красных командиров флота, а осенью радиотелеграфный отдел перевели в восстановленное Военно-морское инженерное училище (ныне Санкт-Петербургский военно-морской инженерный институт). В дальнейшем Военно-морское инженерное училище в течение нескольких лет продолжало готовить инженеров-электриков с дипломными проектами по радиотехнике.

Командиры-связисты из числа выпускников командных училищ и других учебных заведений проходили подготовку также в классе связи Специальных курсов командного состава ВМС (ныне Высшие специальные офицерские классы). Кроме того, в 1930 г для подготовки инженеров-связистов на факультете оружия Военно-морской академии был сформирован отдел связи. Однако со временем стала очевидной необходимость самостоятельного учебного заведения по подготовке командиров-связистов. Первым идею создания подобного учебного заведения высказал в середине 1920-х гг. Имант Георгиевич Фрейман (1890—1929) — прямой последователь А.С.Попова в создании антенных устройств, основатель школы радиотехники, профессор Военно-морской академии и Ленинградского электротехнического института им. В.И.Ульянова (Ленина).

Индустриализация страны в 1920—1930-е гг. позволила отечественной промышленности приступить к возрождению и строительству на новом техническом уровне военно-морского флота, структуры которого были разрушены Первой мировой и Гражданской войнами, а половина корабельного состава — уничтожена. В таких условиях 17 мая 1932 г. Революционный Военный Совет СССР принял постановление "О кадрах командного состава ВМС РККА и о мероприятиях по расширению военно-морских учебных заведений". Этим решением высшее военное руководство определило начало формирования в Ленинграде при ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского Школы связи ВМС РККА для подготовки "начальствующего состава связи". Школе передали все помещения третьего этажа восточного крыла здания Главного Адмиралтейства — от башни Адмиралтейства до Дворцового проезда и бокового фасада.

Уже в июне 1932 г. Школа связи ВМС РККА приняла первых курсантов, которых распределили по четырём специальным учебным отделениям (группам): радиотехническое (25 человек), телемеханическое (40 человек), гидроакустическое (10 человек) и отделение проволочной связи (27 человек). А всего на 1-й курс при штате в 100 курсантов было набрано 109 человек.

7 июля 1932 г. начальником Школы связи назначили военного моряка Христиана Мартыновича Мурниэка (1887—1942), имевшего незаурядные организаторские способности и богатый практический опыт службы в подразделениях связи ВМФ.

25 февраля 1933 г. начальник ВМС РККА флагман флота 2 ранга В.М.Орлов подписал директиву №358822/с, согласно которой существовавшие ранее в Школе связи четыре специальных учебных отделения "с целью готовить полноценного командира-связиста" были сведены в одно командное. Срок обучения увеличивался до 3,5 лет с началом обучения 1 октября и выпуском 1 апреля.

29 марта 1933 г. приказом №43, который подписал начальник ВМС РККА, Школа связи была преобразована в самостоятельное учебное заведение — Училище связи ВМС РККА. Эта дата считается днём основания и днём годового праздника современного Военно-морского института радиоэлектроники. Решение установить годовой праздник учебного заведения именно 29 марта было закреплено приказом народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова №69 от 23 апреля 1937 г., и позднее дважды — в 1962 п и в 1982 г. — подтверждалось соответствующими приказами главнокомандующего ВМФ.

Первый выпуск командиров-связистов Училища связи ВМС РККА. Окружной Дом командиров РККА и РККФ. Ленинград, 1936 г.


В июне — сентябре 1933 г. завершившие первый год обучения курсанты прошли практику на линейном корабле «Октябрьская революция» и в Кронштадтском районе Службы наблюдения и связи Морских сил Балтийского моря. 1 октября 1933 г. 87 курсантов, "сдавших полностью зачёты и испытания по 1-му теоретическому курсу и летней практике", были переведены на 2-й курс обучения. К этому времени, в два этапа — весной и осенью — в училище прошёл набор курсантов на 1-й курс. Кандидаты в курсанты прибывали уже к новому месту расположения Училища связи, которому в сентябре 1933 г. предоставили отдельное здание в квартале Адмиралтейства — в торце Азовского переулка (ныне Черноморский переулок, д. 4).
С 1 октября 1933 г. в соответствии с директивой Штаба РККА №4/31861/сс от 3 октября 1933 г. в Училище связи ВМС РККА введён новый штат, по которому число курсантов увеличивалось до 150 человек, а число преподавателей учебных дисциплин — до десяти. В соответствии с ранее принятым решением о подготовке связистов командного профиля, с нового 1933/1934 учебного года в училище открыли военно-морской цикл, который возглавил Е.С.Белецкий, и стали преподавать тактику ВМФ, военно-морскую историю, боевые средства флота, а также штурманское и морское дело, службу штабов и стрелковое оружие.

В период с 19 по 28 января 1934 г. в Училище связи прошла первая зачётная сессия, во время которой первокурсники сдавали электротехнику, техническую механику, математику, физику, военную сухопутную тактику и историю народов СССР. Курсанты второго курса также отчитывались по знанию математики, военной сухопутной тактики, истории народов СССР и сдавали зачёты по технологии электрических материалов, проволочной связи и теории переменного тока (в дисциплине "Электротехника").

В сентябре 1934 г. Училище связи, теснившееся до этого в Главном Адмиралтействе, переехало в здание краснофлотских казарм (бывш. Гвардейского флотского экипажа) на Екатерингофском проспекте 22 (ныне канал Грибоедова, д. 133) и, наконец, смогло полностью развернуть свою учебно-лабораторную базу.

Подготовка к государственным экзаменам по радиотехнике, 1936 г. Курсанты И.Н.Жи- гула, впоследствии — начальник связи СФ (1947—1948), заместитель начальника управления НИИ В МФ (1961—1964), капитан 1 ранга; Г.Г.Толстолуцкий — начальник связи СФ (1949-1952), начальник связи В М Ф (1955—1975), лауреат Государственной премии (1975), вице-адмирал; Б.НЛамм — заместитель председателя Постоянной комиссии приёмки кораблей (1965—1973), контрадмирал; В.Ф.Иванов — капитан 1 ранга.


5 ноября 1936 г. училище произвело свой первый выпуск: 72 морских связиста, из которых лейтенанты В.И.Волков и Г.Г.Толстолуцкий. впоследствии ставшие адмиралами, завершили обучение с отличием. На торжествах по случаю выпуска в Ленинградском доме Красной Армии, где собрали всех выпускников военно-морских училищ,

Среди выпускников 1944—1945 гг. контр-адмирал А.В.Петерсон — доцент, первый заместитель начальника штаба СФ (1972—1976), заместитель начальника 6-х ВСОК ВМФ по учебной и научной работе (1976—1986); контр-адмирал Д.С.Сигал — кандидат военно-морских наук, доцент, начальник связи БФ (1967—1977), начальник факультета радиоэлектроники ВМА (1977—1981); контр-адмирал Н.М.Ларин — начальник Радиотехнической службы ТОФ, а затем заместитель начальника одного из управлений ВМФ (1981); капитан 1 ранга М.П.Мирошниченко — кандидат технических наук, доцент, возглавлявший в течение 17 лет (1965—1982) одну из кафедр ВВМУРЭ им. А.С.Попова.

22 января 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество ВМУБО им. ЛКСМУ было награждено орденом Красного Знамени.

По решению наркома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова за №0190 от 15 сентября 1945 г. "О перебазировании Краснознамённого училища БО ВМФ в г. Ригу и формировании Училища связи ВМФ и Технического минно-артиллерийского училища ВМФ" на основе отдела связи КВМУБО им. ЛКСМУ было возрождено самостоятельное учебное заведение по подготовке офицеров-связистов. Ныне это Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С.Попова, который до сентября 1998 г. именовался Высшим военно-морским училищем радиоэлектроники им. А.С.Попова.

Изначально планировалось разместить Училище связи ВМФ в одном из красивейших пригородов Ленинграда — Петродворце, для чего учебному заведению передали комплекс зданий бывшей Военной школы им. императора Александра П, построенный в 1914 г. по проекту петербургского архитектора Л.А.Ильина (1880—1942). Однако из-за минной опасности и больших разрушений переданных зданий, пока их не восстановили военнопленные немцы, в течение трех лет (1945—1947) училище полностью размещалось в Ораниенбауме (Ломоносове). Здесь под учебный корпус временно приспособили старшинский корпус аварийно-спасательного отряда на углу Петровского переулка и проспекта Свердлова (ныне Михайловская ул., д. 14; сейчас здание надстроено на один этаж и входит в комплекс зданий 51-го ЦКТИ судоремонта ВМФ). Под жилой корпус была предоставлена часть Иликовс- кой казармы, примыкавшей к базовому матросскому клубу, по проспекту Володарского, д.1 (ныне Сойкинский пр.; сейчас это здание занимает 135-я поликлиника ВМФ).

Через всю страну 26 суток эшелон из 35 вагонов "теплушек" вёз курсантов, офицеров, их семьи с нехитрым скарбом, а также учебно-материальную часть кабинетов и лабораторий. Занятия в воссозданном училище начались уже 15 января 1946 г., на пятые сутки после прибытия. В соответствии с решением командования флота Училище связи ВМФ стало готовить офицеров "по единому профилю для занятия должностей командиров взводов связи и начальников станций связи...". Училище возглавил генерал-майор береговой службы Михаил Андреевич Зернов (1897—1972), руководивший в 1938—1945 гг. связью КБФ.


В воссозданном учебном заведении к обучению и воспитанию курсантов были привлечены не только офицеры и преподаватели, прибывшие в Петродворец из Владивостока или Севастополя, но и те, кто раньше преподавал в Ленинграде в расформированном Училище связи: инженер-майор Л.Г.Пархомов, подполковник П.А.Затонский, инженер-капитан 1 ранга В.А.Положинцев и другие.

1 июля 1946 г. начальник военно-морских учебных заведений вице-адмирал Г.А.Степанов, прибывший в Ораниенбаум, вручил училищу Боевое знамя, а также ордена и медали, заслуженные офицерами за годы войны. Таким образом, училище связи стало полноправной воинской частью. Первым знаменосцем училища стал курсант 3-го курса Н.К.Агафонов, а ассистентами — курсанты П.А.Алексеев и А.П.Рещиков.

Боевое знамя Училищу связи ВМФ вручает начальник ВМУЗ вице-адмирал Г.А.Степанов. Слева — начальник строевого отделения майор Г.Н.Смирнов, старшина 1-й статьи Н.К.Агафонов и курсант А.П.Рещиков. Ораниенбаум, 1946 г.


Два первых послевоенных выпуска офицеров-связистов (1946—1947.) производились в Ораниенбауме. Только в сентябре 1947 г. первые курсантские подразделения вместе с управлением училища переехали из Ораниенбаума в Петродворец, а окончательно перебазирование Училища связи к месту постоянной дислокации завершилось к началу 1953/1954 учебного года.
12 сентября 1947 г. "впредь до утверждения штата" в училище были сформированы управления двух отделов: 1-й отдел (связи) и 2-й отдел (радиолокации), а через месяц сформировали и учебно-строевые подразделения отделов. Эти подразделения впоследствии стали основой факультетов связи и радиолокации.

В связи с расширением строительства ВМФ и усложнением его технических средств в апреле 1948 г. постановлением Совета Министров СССР Военно-морское училище связи преобразовали в Высшее военно-морское училище связи и радиолокации (ВВМУСиР). В этот период вместо специальных циклов образовались кафедры, которые были укомплектованы высококвалифицированными офицерами, прибывшими из ВМА, научно-исследовательских учреждений и с флотов. Колоссальную работу по изменению учебных программ, обновлению и расширению учебно-лабораторной базы проделали начальники кафедр П.Я.Смирнов. А.С.Булавинцев, М.Д.Журавлёв. Б.Г.Григорьев, Г.П.Глазунов, Д.А.Ульянов, П.Ф.Слинченко, В.М.Слипченко, заместители начальников кафедр и преподаватели Т.Н.Максимов, Б.В.Трахтенберг, Б.Д.Мелешков, А.Л.Елкин, Н.А.Лышков, Г.А.Радциг, Н.П.Волков, В.В.Полозок, В.Д.Щенников, Ф.Ф.Майданов и другие.

1 апреля 1948 г. начался переход на факультетскую организацию. К этому времени в училище на 1-ми 2-м курсах готовились офицеры-связисты для кораблей (соответственно 112 и 109 человек) и специалисты РТС (67 и 69 человек), а на 3-м курсе — связисты берегового профиля (125 человек). 1 мая 1948 г. к временному исполнению обязанностей начальников факультетов приступили подполковник П.Д.Поддубный и подполковник Н.М.Чугунов. Однако ещё целых два года факультетская организация существовала только на бумаге и фактически основой училища оставалась курсовая система.

29 мая 1949 г. на Азовском море произошли трагические события, унесшие первую за послевоенную историю отечественного ВМФ жизнь питомца училища. В этот день во время боевого траления при подрыве на мине катерного тральщика КТ-711 погиб выпускник 1944 г. гвардии старший лейтенант В.В.Винокуров. Ход истории показал, что во всех сложных боевых и аварийных ситуациях выпускники училища продолжали действовать и бороться за живучесть своих кораблей до конца, оставаясь верными долгу и присяге. Так было на минном заградителе «Ворошиловск», так было на линкоре «Новороссийск", так было на ПЛ С-80, Б-37, К-129, К-8, К-56, «Комсомолец» и «Курск». Так было и в тех "горячих" точках планеты, куда закидывала выпускников военная служба.

В 1948 г. в связи с переформированием училище выпуск не производило. Первый выпуск офицеров с высшим инженерным образованием в 1949 г. составили курсанты берегового профиля, которые три года учились как командиры взводов связи. Поскольку строящиеся корабли требовали большого количества офицеров связи и радиолокации, на четвёртом году обучения, в 1948/1949 учебном году, была усилена подготовка курсантов берегового профиля по тактике ВМФ, кораблевождению, корабельному уставу и др. На стажировке в 1949 г., по отзывам с флотов, курсанты-выпускники успешно справлялись с обязанностями вахтенного офицера и дежурного по кораблю. Актом Государственной экзаменационной комиссии 1949 г., подписанным главнокомандующим ВМС, утверждалось: "Учитывая твёрдые знания курсантами общей тактики ВМФ, боевых средств и боевого использования кораблей и хорошую морскую подготовку, ГЭК считает возможным присвоить выпускникам звание офицеров корабельной службы". Этим актом юридически зафиксирован переход училища в разряд высших военно-морских учебных заведений всего за один учебный год.

24 июня 1950 г. приказом военно-морского министра была наконец отменена курсовая система, и в училище создали командный факультет, инженерный факультет радиолокации и гидроакустики и инженерный факультет радио и проводной связи. Распределение курсантов набора 1950 г. проводилось уже по факультетам.

Приказ начальника ВВМУС контр-адмирала Г.Г.Громова за №022 от 1 февраля 1951 г. завершил переход на факультетскую организацию. С 5 февраля 1951 г. "переменный состав училища" числился в составе командного факультета "с присвоением литера "А" в составе 2, 4, 6 и 7 рот", инженерного факультета радиолокации и гидроакустики "с присвоением литера "Г" в составе 1. 3, 5 и 8 рот" и инженерного факультета радио и проводной связи "с присвоением литера "П" в составе 9 роты". Привычное сегодня номерное обозначение факультетов было узаконено приказом начальника училища 20 августа 1951 г. с объявлением состава учебно-строевых подразделений на 1951/1952 учебный год.

Дальнейшие изменения структуры училища связаны с неоднократной переоценкой роли и места ВМФ как вида вооружённых сил в системе взглядов высшего политического и военного руководства. На заседании учёного совета училища 9 января 1952 г. обсуждался вопрос о подготовке инженеров на радиотехническом факультете по единому профилю, однако 27 января 1953 г. в соответствие с постановлением Совета Министров СССР в Гатчине на базе инженерного факультета радиолокации и гидроакустики ВВМУС создали Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище (ВВМИРТУ), разместившееся в стенах дворца императора Павла I. Остававшийся ещё некоторое время в Петродворце и продолжавший обучать курсантов инженерный факультет радиолокации и гидроакустики ВВМУС 1 сентября 1953 г. был переформирован в корабельный факультет ВВМИРТУ. В новом училище кроме корабельного (в 1959 г. разделённого на надводный и подводный факультеты) были сформированы ещё два факультета: авиационный и факультет ПВО. куда перевели курсантов Североморского ВВМУ и Краснознамённого училища Береговой обороны ВМС в Риге. Для нормальной организации учебного процесса ВВМИРТУ придали группу учебных самолётов. До своего расформирования в 1960 г. ВВМИРТУ успело сделать шесть выпусков офицеров.


В 1953 г. курсанты ВВМУС на учебном корабле «Комсомолец» впервые за послевоенное время вышли в Атлантику и совершили дальний поход из Кронштадта в Архангельск. В октябре 1955 г. курсанты 3-го и 4-го курсов, будучи на практике, участвовали в походе из Балтийска в Портсмут эскадры кораблей под флагом командующего КБФ адмирала А.Г.Головко на крейсерах «Свердлов» и «Александр Суворов», эскадренных миноносцах «Сметливый», «Смотрящий». «Способный» и «Совершенный». В дальнейшем подобная специальная практика курсантов на боевых и учебных кораблях стала ежегодной. Последний поход такого характера курсанты совершили в 1996 г., когда в Средиземное море из Североморска была направлена авианосная ударная группа под флагом первого заместителя главнокомандующего ВМФ Российской Федерации адмирала И.В.Касатонова в составе ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов » и кораблей охранения.
С 1968 г. корабельная практика курсантов производится и в виде штурманских походов. Именно с этого времени Балтийское море стало главной акваторией отработки курсантов как будущих вахтенных офицеров. Сотни курсантов ежегодно принимали в свои кубрики легендарный крейсер «Киров», крейсера «Железняков» и «Октябрьская революция», учебные корабли «Бородино», «Гангут», «Смольный», «Перекоп» и «Хасан». С тех пор курсанты ВВМУС — ВМИРЭ прошли по Балтике не один десяток тысяч миль. За 30 с лишним лет, будь то практика 1968 г. или 2002 г., Балтийское море всегда оказывалось благодатным учителем для тех, кто видел смысл своей жизни в корабельной службе.
6 мая 1955 г. указом Президиума Верховного Совета СССР училищу связи присвоили имя А.С.Попова. Через пять лет, в ходе очередного сокращения Вооружённых Сил (I960—1961), на основе директивы министра обороны СССР №ОРГ/5/60783 от 11 апреля 1960 г, ВВМУС им. А.С.Попова и ВВМИРТУ объединили в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С.Попова. Было создано принципиально новое учебное заведение, которое возглавил инженер-контрадмирал, кандидат военно-морских наук, доцент (позднее инженер-вице-адмирал, профессор) Михаил Александрович Крупский (1902—1975), который до этого четыре года командовал Высшим военно-морским инженерным радиотехническим училищем.

Для решения вопросов о дислокации, задачах и сроках формирования нового учебного заведения в апреле 1960 г. Петродворец и Гатчину посетил главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков. Главком осмотрел лабораторную базу обоих учебных заведений и после докладов начальников училищ принял окончательное решение о размещении ВВМИРЭ им. А.С.Попова в Петродворце. К началу переформирования штатная численность только курсантов ВВМИРТУ достигала 900 человек, а по новому штату в объединённом училище должно было остаться не более 125 человек. Кроме того, с образованием ВВМУРЭ им. А.С.Попова в ВМФ прекращалась подготовка инженеров проводной связи. И тем не менее, несмотря на сложности реформирования, училище смогло расширить свою учебную и практическую базу, сохранило высокий научный потенциал преподавателей, нашло наиболее оптимальные пути обучения курсантов.

Новые достижения в области военной науки и техники вызвали необходимость обновления ряда технических дисциплин и повышения уровня обучения в соответствии с требованиями флота и ближайшими перспективами развития радиоэлектроники. С 1 сентября 1961 г. в училище началась подготовка курсантов по новым специализациям: вычислительной технике, автоматике и телемеханике, что в 1970-х — начале 1980-х гг. переросло в подготовку по автоматизированным системам управления и математическому обеспечению, а в 1991 г. — привело к образованию факультета математического обеспечения автоматизированных систем управления.

10 октября 1961 г. училище произвело первый выпуск офицеров по специальности "Радиосвязь ОСНАЗ". В 1968 г. во ВВМУРЭ им. А.С.Попова был открыт факультет радиосвязи особого назначения (РСО), начальником которого стал капитан 1 ранга А.ГДронин, а заместителем начальника факультета — капитан 2 ранга П.А.Бачуринский. В 1969 г. факультет РСО сделал свой первый выпуск — 46 человек. Однако через пять лет, в соответствии с решением министра обороны СССР факультет РСО перевели в Калининградское ВВМУ Туда же в 1980 г. решением главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова перевели факультет радиосвязи, исторически являвшийся основой при формировании других факультетов ВВМУРЭ.

В 1963 г. был образован факультет электронно-вычислительной техники, где обучение курсантов было ориентировано, прежде всего, на получение фундаментальных знаний по информатике и компьютерным технологиям для дальнейшей профессиональной деятельности по эксплуатации и проектированию сложных автоматизированных систем обработки информации и управления (БИУС). Начиная с 1978 г., подготовку офицеров флота ведёт факультет автоматизированных систем управления (АСУ). В 1980 г. было принято решение о создании самостоятельного факультета, занимающегося подготовкой инженеров-гидроакустиков. Сегодня выпускников этих факультетов можно встретить на надводных кораблях и подводных лодках, в информационно-вычислительных центрах управления, частях центрального подчинения Министерства обороны и высших военно-морских учебных заведениях, а также на военных кафедрах гражданских ВУЗов.

7 апреля 1970 г. за высокие показатели в подготовке офицерских кадров для флота ВВМУРЭ имени А.С.Попова было награждено Ленинской юбилейной почётной грамотой, а в год своего 50-летия, 21 марта 1983 г., указом Президиума Верховного Совета СССР — орденом Красной Звезды. На торжественном собрании 29 апреля 1983 г. орден к Знамени училища прикрепил первый заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал флота Н.И.Смирнов.

На современном этапе реформирования Вооружённых Сил России в соответствии с постановлением Правительства РФ №1009 от 29 августа 1998 г. "О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации" в целях совершенствования системы подготовки офицеров, ВВМИРЭ им. А.С.Попова преобразовано в Военно-морской институт радиоэлектроники (ВМИРЭ). Подготовка курсантов по основным техническим предметам стала осуществляться по единым для высших учебных заведений программам, а выпускники института стали получать единый для России диплом о высшем техническом образовании.

Практические занятия по гидроакустике с курсантами проводит профессор доктор технических наук капитан 1 ранга Г.А.Сергеев. Начало 1960-х гг.


Здание бывшей Военной школы имени императора Александра II, переданное Училищу связи ВМФ (ныне корпус №1 ВМИРЭ им. А.С.Попова). Петродворец (фотография 1998 г.).


Традиционно курсанты интересовались не только шедеврами Русского музея. Ленинград. 1935 г.


21 июня 2000 г. ритуал вручения выпускникам 2000 г. дипломов и нагрудных знаков об окончании Военно-морского института радиоэлектроники впервые состоялся сор С.В.Ковтуненко возглавляет научно-технический совет института, который проводит большую подготовительную работу с адъюнктами и соискателями по экспертизе представляемых к защите диссертационных работ.

В настоящее время в ВМИРЭ действуют три докторских совета по восьми научным специальностям. Второй совет, который возглавил заведующий кафедрой микрорадиоэлектроники, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор капитан 1 ранга В.Г.Евграфов, действует в институте с 1996 г.

В 1998 г. государственный Высший аттестационный комитет РФ утвердил третий диссертационный совет. Этот совет возглавил начальник кафедры кораблевождения доктор педагогических наук, профессор капитан 1 ранга А.Н.Печников.

За 1976—2000 гг. в трёх диссертационных советах института было защищено 14 докторских и 178 кандидатских диссертаций. В итоге успешная, настойчивая и преемственная работа профессорско-преподавательского состава в различных направлениях науки и техники привела к формированию в учебном заведении нескольких научных школ, признанных в нашей стране и за её пределами.

С 1996 г. ВМИРЭ возглавляет кандидат военно-морских наук, доцент контр-адмирал Н.С.Соколов. В настоящее время преподавание в институте ведут 180 учёных, из них 31 доктор наук и 125 кандидатов наук. 44 учёных имеют звание профессора. Среди учёных института семь заслуженных деятелей науки РФ, шесть академиков и шесть членов-корреспондентов Российской академии естественных наук и отраслевых академий.

Институт гордится своими выпускниками, внесшими значительный вклад в различные отрасли науки и техники. Среди них лауреаты Государственной премии контр-адмирал В.В.Лопатинский (1975), контр-адмирал Н.И.Трухнин (1975), доктор технических наук профессор капитан 1 ранга Э.В.Сырников (1990), заслуженные деятели науки РФ доктор технических наук профессор контр-адмирал Н.Ф.Директоров и доктор технических наук, профессор полковник К.К.Ляпин, доктор географических наук, профессор капитан 1 ранга П.Г.Сутягин. доктор технических наук, профессор капитан 1 ранга А.Н.Партала. доктор экономических наук Г.И.Бякин и многие другие.

После трагических событий, связанных с гибелью в Норвежском море 7 апреля 1989 г. атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец»), на строевом плацу ВВМУРЭ им. А.С.Попова был открыт памятный знак выпускникам, погибшим на ГШ при выполнении задач боевой службы. Инициатива открытия памятного знака принадлежала заместителю начальника училища капитану 1 ранга Г.Н.Буреге, выпускнику 1964 г., в прошлом флагманскому специалисту объединения ГШ, который после выхода в запас в 1990 г. возглавил училищный музей. С 2000 г погибших при исполнении долга военной службы выпускников поминают в церкви апостола Андрея Первозванного, восстановленной в историческом здании Военной школы имени императора Александра II.

Таким образом, несмотря на сугубо технический инженерный характер современного учебного заведения, во ВМИРЭ чтут исторические традиции. Воспитательный отдел института под руководством капитана 1 ранга И.А.Вознюка ежегодно организует мемориальные дни памяти петергофского десанта, торжественные мероприятия в честь дней воинской славы России, чествования ветеранов. Институт шефствует над стелой, установленной в память о трагических событиях октября 1941 г. в Нижнем парке Петродворца на месте высадки и гибели петергофского морского десанта.

Первая мемориальная доска на территории института была открыта в память о курсанте 1-го курса К.В.Несмияне, посмертно награждённом медалью "За отвагу". Находясь в каникулярном отпуске в городе Анапе, 14 июля 1960 г. он ценой собственной жизни помог правоохранительным органам задержать и обезоружить двух опасных преступников.

Профессора Военно-морского института радиоэлектроники (1933—2003)

Артамонов Анатолий Филиппович, кафедра начертательной геометрии и черчения
Бех Николай Федосьевич, кафедра радиоизмерений и импульсной техники
Биккенин Рафаэль Рифгатович, кафедра боевого применения средств связи
Бисько Ирина Александровна, кафедра иностр
(обновленная информация)

«Отличное учебное заведение, прекрасно расположено; если вы действительно хотите стать морским офицером - это заведение для вас! Учёба в «Поповке», это - прекрасный преподавательский состав, отличные командиры, традиции и обычаи. Многие выпускники - гордость ВМФ».

ВМИРЭ (ВВМУРЭ им. А.С.Попова) находится в городе Петродворце, являющемся пригородом Санкт-Петербурга (ранее относился к области).

Петродворец широко известен на весь мир своим замечательным садово-парковым комплексом, фонтанами - недаром его называют вторым Версалем.

Петродворец (также часто упоминается Петергоф - это составная часть Петродворца) в 30 километрах от Санкт-Петербурга.

Учебное заведение основано в марте 1933 года и с тех пор несет на себе славные традиции Военно-Морского Флота по обучению и подготовке высококлассных военных специалистов. В 1998 году Высшее Военно-Морское ордена Красной Звезды Училище Радиоэлектроники имени А.С. Попова (ВВМУРЭ им. А.С.Попова) было переформировано в Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (ВМИРЭ).

За время существования из его стен вышло несколько десятков тысяч профессиональных военных инженеров, которые на практике показали высокий уровень подготовки для работы в самых различных условиях.

Общее число обучаемых – более 2000 человек.

Продолжительность обучения – 5 лет, на курсах повышения квалификации – 10 месяцев.

По окончании института выпускникам выдается диплом специалиста и присваивается степень магистра по специальности.

Обучение курсантов и слушателей осуществляется непосредственно на кафедрах, среди которых:

  • кафедра общественных наук;
  • кафедра военной истории и права;
  • 8 кафедр тактических и тактико-специальных дисциплин;
  • 3 кафедры военно-морских и общевоенных дисциплин;
  • 5 кафедр военно-специальных и военно-технических дисциплин;
  • 7 кафедр общенаучных и общеспециальных дисциплин;
  • кафедра физической подготовки и спорта.
Учебная материально-техническая база ВМИРЭ включает в себя:
  • 8 учебных корпусов;
  • 31 лабораторию;
  • 32 поточных аудитории;
  • 86 классов общего назначения;
  • 134 учебных класса, кабинета, лаборатории специального назначения;
  • 4 класса для курсового и дипломного проектирования;
  • 4 учебно–тренировочных комплекса для лёгководолазной подготовки и обучения борьбе с пожарами и водой;
  • 11 комплексных тренажеров, из них 10 - на базе ЭВМ;
  • 31 специализированный тренажер для операторской подготовки, включая изготовленные в училище;
  • 54 учебных командных пункта и боевых поста;
  • 2 лингафонных класса для изучения иностранных языков;
  • 2 учебные библиотеки с книжным фондом около 350 тысяч томов и двумя читальными залами на 50 посадочных мест; бассейн.

Факультеты

1. Радиотехнический Факультет (РТВ).
2. Факультет Автоматизированных Систем Управления (АСУ).
3. Факультет Боевых Информационных Управляющих Систем (БИУС).
4. Гидроакустический Факультет (ГАС).
5. Факультет Математического Обеспечения АСУ (МОАСУ).
6. Факультет Военной Психологии.

Отдельное заочное обучение для офицеров и мичманов ВМФ;
офицерские курсы для повышения квалификации;
адъюнктура;
докторантура.

Факультет РТВ

1 апреля 1948 года в соответствии с утвержденным штатом Высшего военно-морского училища связи и радиолокации, к исполнению обязанностей по новым должностям на факультет радиолокации были допущены офицеры, курсанты и служащие. Таким образом, был создан факультет радиолокации (радиотехнический факультет). В настоящее время под руководство начальника факультета капитана 1 ранга Евгения Федоровича Ведрашко на факультете производится подготовка специалистов радиотехнической службы надводных кораблей и подводных лодок, специалистов РЭБ на кафедрах:
  • радиолокационных средств - начальник кафедры кандидат технических наук капитан 1 ранга А. Н. Сахаров;
  • радиоэлектронной борьбы ВМФ - начальник кафедры кандидат военных наук, доцент капитан 2 ранга В. Ю. Осипов;
  • связи - начальник кафедры кандидат технических наук, доцент капитан 1 ранга Р. Р. Бикенин;
  • морской радиолокации и радиофизики - заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель наук Российской Федерации капитан 1 ранга запаса В. А. Курзенев.
Выпускники радиотехнического факультета отличаются великолепными знаниями по теории и материальной части радиотехнических средств.

Факультет АСУ

В состав факультета входят две кафедры - кафедра автоматизированных систем управления силами флота и кафедра вычислительной техники. В настоящее время специалистов для флота готовят опытные высококвалифицированные педагоги. На кафедрах факультета работают 2 доктора военных наук, 9 кандидатов технических наук, 7 доцентов. Свои большие знания и практический опыт курсантам передают ветераны факультета доктор военных наук профессор Шпак В.Ф., доктор военных наук профессор Лоптин К.К., кандидат технических наук Келлер Ф.Э. Большое внимание на кафедрах факультета уделяется проведению научных исследований. За последние 10 лет на кафедрах защищены 2 докторские и более 20 кандидатских диссертаций, выполнено большое количество научно-исследовательских работ. Профессорско-преподавательским составом кафедр опубликованы десятки научных работ в издательствах республиканского масштаба, трудах крупных международных конференций. За годы существования факультета преподавателями кафедр написано более 65 учебников, учебных пособий и методических разработок. Учёные факультета стояли у истоков разработки системы АСУ флотов и Военно-Морского Флота в целом.

Курсантов факультета воспитывают начальники курсов, которые прошли школу флотской службы, имеют опыт руководства воинскими коллективами на всех флотах России.

Но главным критерием, главным показателем результативности деятельности командиров и преподавателей факультета всегда был и остаётся один - качество подготовки выращенных питомцев. Выпускники факультета несут службу на надводных кораблях и подводных лодках, командных пунктах и вычислительных центрах флотских соединений, в научно-исследовательских заведениях. Много наших выпускников продолжают службу в пограничных войсках, военно-космических силах и других ещё более экзотических местах службы. Самой большой гордостью является то, что за время существования более 50 выпускников закончили обучение с золотой медалью и более 300 получили дипломы с отличием.

Факультет Боевых Информационных Управляемых Систем (БИУС)

В настоящее время на 3-м факультете находится три кафедры и пять учебных рот.

Кафедру информационных систем подводных лодок с 1996 г. возглавляет капитан 1 ранга Г. В. Лямов.

Начальником кафедры информационных систем надводных кораблей с 1996г. является капитан 1 ранга В.Н.Наумов.

Капитан 1 ранга Ю.Л.Лесовой с 1991г. руководит кафедрой автоматики и электротехники.

На факультетских кафедрах длительное время работало и продолжает работать большое число учёных. В различные периоды времени преподавательскую деятельность вели доктора наук И. А. Чеботарёв, Г. К. Яхонтов, K.П.Глазунов, В. Г. Евгафов, В. Е. Кадулин, А. И. Коршунов,В. Н. Наумов; кандидаты наук А. А. Чехалян, Я. Е. Синдаловский, А. А. Издеберский, Г. П. Чудинов, Е. А. Михайлов, О. Е. Чудаков, А.М.Зубаха, Г.В.Лямов, Ю.И. Лесовой, Л.С.Исаков.

В настоящее время среди преподавателей кафедр факультета имеются 2 доктора наук, 3 профессора, 16 кандидатов наук и доцентов. На факультете существует адъюнктура.

Кроме начальника факультета повседневное руководство деятельностью факультета осуществляют его заместители капитаны 1 ранга С. В. Должиков и А. В. Лимбаков.

В 1997 году на факультете началось обучение курсантов по новой учебной программе. Для обеспечения социальной защищённости выпускников института наряду с военной специальностью они получают и гражданскую специальность, являющуюся аналогом военной. На факультете двум военным специальностям соответствует один гражданский аналог: специальность "Автоматизированные системы обработки информации и управления", стандартизированные требования к этой специальности, выработанные научно-педагогическим советом привели к необходимости существенных изменений во всей системе обучения факультета.

Значительно увеличена общепрофессиональная и естественнонаучная подготовка курсантов, усилена гуманитарная направленность их подготовки. Введено большое количество новых учебных дисциплин. Новые дисциплины переданные на кафедры для изучения в основном ориентированны на изучение новых информационных технологий, математических методов моделирования и проектирования, на освоение современных инструментальных средств обработки информации.

На кафедрах образованы новые предметно-методичесие комиссии, начата работа по созданию необходимой учебной литературы. Первый опыт по изучению дисциплин по новым учебно-плановым документам показал, что ориентация будущего обучения курсантов 3-го факультета на фундаментальные знания по информатике и компьютерным технологиям позволит выпускникам найти применение в различных отраслях будущей профессиональной деятельности: эксплуатации, контроле, проектирование, исследовании сложных автоматизированных систем обработки информации и управления.

Гидроакустический факультет

В 1980 году было принято решение о формировании в высшем военно-морском училище Радиоэлектроники имени А.С.Попова отдельного факультета, занимающегося подготовкой высококвалифицированных офицеров гидроакустиков.

Учебный процесс на факультете был налажен при тесном взаимодействии с кафедрами гидроакустических средств, на которых осуществлялась подготовка специалистов для службы на надводных кораблях и подводных лодках. Под руководством преподавателей кафедры осуществлялось военно-научная работа курсантов, направленная на изучение и совершенствование имеющихся гидроакустических средств. Следует отметить тот факт, что при назначении на должность зам. начальника факультета по учебной работе предпочтение отдавалось преподавателям кафедры гидроакустических средств.

За время существования гидроакустического факультета было подготовлено свыше 1100 офицеров гидроакустиков. Несмотря на недостатки в подготовке специалистов Военно-Морского флота, присуще всей системе военного образования, выпускники факультета имеют сравнительно высокие показатели в освоении новых образцов гидроакустического вооружения. В настоящее время выпускники факультета занимают ряд должностей от командира гидроакустической группы до флагманских специалистов соединения.

Факультет Математического Обеспечения Автоматизированных Систем Управления (МОАСУ)

5-й факультет был образован на основе директивы ГК ВМФ от 16.07.1991 г. путём выделения из 2-го факультета специальности "Математического обеспечения автоматизированных систем управления" (МОАСУ).

Начальником факультета назначен капитан 1-го ранга А.И.Романков, бывший начальник 2-го факультета.

В августе 1999 года на должность начальника 5 факультета назначен капитан 1 ранга Формазов А.К., на должность зам. начальника факультета - Муша В.И. На факультете созданы две кафедры: 51, 52.

Кафедра 51

начальник кафедры:

Кандидат технических наук профессор капитан 1 ранга В. И. Куватов (1991-1997)
кандидат технических наук капитан 1 ранга Мельников (с 1998 г.)

заместители начальника кафедры:

Кандидат технических наук капитан 1 ранга Мельников (1991-1997);
кандидат технических наук доцент капитан 2 ранга И. В. Бородин (с1998 г.).

21 января 1992 г. кафедрой получен первый компьютер типа ЕС–184110. В июле 1994 года поступил опытный образец автоматизированной системы обучения "АСО-101" (шифр – ЛАСО "Гвоздика") в составе одиннадцати ПЭВМ IBM-AT-286 и экрана коллективного пользования. 18 апреля 1996 года введён в эксплуатацию вычислительный учебный класс (КВУ) "АБАКУС-4" в составе пятнадцати IBM-486-DX-2 (рабочие места учащихся и одного IBM-486-DX-4 рабочее место преподавателя). КВУ комплектуется лицензионной системой NOVELLNETWARE 3.12 (25 users).

Преподавательский состав кафедры ведёт дисциплины:

Д-511.
Экономико-правовые основы рынка программного обеспечения.
Системы искусственного интеллекта.
Нейрокомпьютерные системы.
Исследование операций.
Моделирование.
Компьютерная графика.
Интерактивные графические системы.

Ученые кафедры:

Кандидат технических наук профессор капитан 1 ранга В. И. Куватов;
кандидат технических наук начальник кафедры капитан 1 ранга В.Б.Мельников; кандидат технических наук капитан 1 ранга Е.Ю. Бутырский;
кандидат технических наук доцент капитан 2 ранга И.В. Бородин;
кандидат технических наук лауреат Государственной премии Ю. Н. Маклаков;
академик Международной академии информатизации, член-корреспондент Академии прикладной радиоэлектроники Белоруссии, Росси и Украины, доктор технических наук, профессор В. Е. Кадаулин;
доктор технических наук профессор Г.А.Величко.

Кафедра 52, начальники кафедры:

Кандидат технических наук доцент капитан 1 ранга В.А. Рябов (1991-1992);
кандидат технических наук доцент капитан 1 ранга М.И. Гвоздик (1992-1995);
кандидат технических наук доцент капитан 1 ранга Ю.Ф. Волынец (с1995 г по настоящее время).

Заместители начальника кафедры:

Доцент капитан 1 ранга Н.Я. Колентеев (1991-1997);
капитан 1 ранга С.И. Беседин (с 1997 г. по настоящее время).

С момента образования кафедра имела компьютерный класс, в состав которого входили двадцать ПЭВМ ЕС-1841. В 1992 г. поступили первые IBM 386 DX – 11 штук, в 1993 г. и 1994 г. ещё по одному компьютеру этого же типа. В 1995 году после поступления ещё пяти IBM 386 DX и двух IBM 486 DX на кафедре организуется локальная сеть, комплектующаяся сетевой лицензионной системой NOVELL NETWARE 3.12 (25 users). В 1997 г. оборудуются места для установки личных ПЭВМ курсантов.

На кафедре ведутся дисциплины:

  • Вероятно-статистические методы.
  • Структуры и алгоритмы обработки данных на ЭВМ.
  • Теория вычислительных процессов и структур.
  • Операционные системы.
  • Базы данных. Организация баз данных.
  • Объектно-ориентированное программирование.
  • Программирование.
  • Параллельное программирование.
  • Функциональное программирование.
  • Обработка экспериментальных данных на ЭВМ.
  • Логическое программирование.
  • Компьютерное моделирование.
  • Технология разработки программного обеспечения.
  • Системное программное обеспечение.
С первых дней существования факультета усилия командования факультета, начальников курсов и профессорско–преподавательского состава были направлены на повышение профессионального уровня курсантов и качественное овладение ими специальности. С поставленной задачей факультет справился успешно, прочно занимая лидирующее положение в учебном процессе.

В связи с реформированием системы высшего образования с 1997 года факультет математического обеспечения автоматизированных систем управления перешел на подготовку курсантов в соответствии с Государственным стандартом по специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

На кафедрах факультета развернулась большая работа по новых информационных технологий и внедрению их в учебный процесс, сформированы творческие коллективы, которые начали разработку учебных пособий, соответствующих всем требованиям современной науки и техники.

Специальное отделение

Специальное отделение, предназначенное для подготовки иностранных специалистов (по межгосударственным договорам), образовано 4 октября 1992 года.

На специальном отделении института проводится подготовка иностранных военнослужащих со сроком обучения 5 лет по специальностям:

1. Радиотехнические средства надводных кораблей.
2. Радиотехнические средства подводных лодок.
3. Гидроакустические средства.
4. Боевые информационные управляющие системы подводных лодок.
5. Математическое и программное обеспечение функционирования автоматизированных систем управления и боевых информационных управляющих систем.
По указанным специальностям организованы курсы повышения квалификации специалистов со сроком обучения 10 месяцев.

Число иностранных специалистов – 2,5% от общего числа обучаемых.

В качестве кандидатов для зачисления в институт могут быть рассмотрены граждане Российской Федерации, окончившие образовательные учреждения среднего (полного) общего или среднего профессионального образования из числа:

  • граждан, не проходивших военную службу - в возрасте от 16 до 22 лет;
  • граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву - до достижения ими возраста 24 лет;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров) - по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.
Возраст поступающих на учебу лиц определяется по состоянию на момент поступления в ВУЗ.

В институт принимаются лица, годные к обучению по состоянию здоровья, по уровню физической подготовленности, по профессиональной пригодности на основе психологического и психофизиологического обследования. Лица из числа граждан, прошедших и не прошедших военную службу, изъявившие желание поступить в институт, подают заявление в военный комиссариат района по месту жительства до 20 апреля года поступления.

В заявлении указываются: фамилия, имя и отчество, год и месяц рождения, адрес места жительства, наименование военно-учебного заведения и специальность, по которой он желает обучаться. Военнослужащие, желающие обучаться в институте, подают до 1 апреля на имя командира воинской части рапорт.

К заявлению (рапорту) прилагаются:

  • Копия документа о среднем образовании (учащиеся представляют справку о текущей успеваемости, студенты гражданских ВУЗов - академическую справку).
  • Автобиография.
  • Характеристика с места работы, учебы или службы.
  • Служебная карточка (для военнослужащих).
  • 3 фотокарточки (без головного убора) размером 4,5x6 см.
  • Ксерокопия гражданства РФ.
  • Ксерокопия свидетельства о рождении.
  • Справка из РВК об оформлении допуска военнослужащих и лиц гражданской молодежи к государственной тайне.
После прохождения медицинского освидетельствования и профессионально-психологического отбора к заявлению прилагаются медицинские документы и карты профессионального отбора. Документы на кандидатов из числа гражданской молодежи направляются в институт военными комиссарами до 20 мая года поступления, на кандидатов из числа военнослужащих - до 15 мая. Паспорт, документ, подтверждающий гражданство РФ военный билет или удостоверение о приписке, свидетельство о рождении и подлинный документ о среднем образовании предоставляются кандидатом в приемную комиссию института по прибытию. Военнослужащие, кроме того, должны иметь при себе учетно-послужную карточку, вещевой, денежный, продовольственный аттестаты и медицинскую книжку. Отобранные в воинских частях и военкоматах кандидаты прибывают в институт только по вызову приемной комиссии и в точно указанные в вызовах сроки.

Военнослужащие направляются в институт к 3 июня для проведения с ними профотбора. С 5 по 30 июня с ними проводятся учебные сборы для подготовки к вступительным экзаменам.

Проезд кандидатов в институт производится бесплатно по проездным документам, выдаваемым военкоматом по месту жительства кандидата или командиром воинской части. Прибывшие в институт кандидаты на время прохождения профотбора обеспечиваются бесплатным общежитием, медицинским обслуживанием и питанием.

Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в институт проводится приемной комиссией института с 10 по 30 июля.

Он включает:

  • Определение годности кандидата по состоянию здоровья.
  • Определение профессиональной пригодности на основе их социально-психологического и психофизиологического обследования.
  • Оценку уровня общеобразовательной подготовленности кандидата путем проведения вступительных экзаменов по предметам:

    Русский язык (письменно, изложение);
    математика (письменно);
    физика (устно).

  • Оценку уровня физической подготовленности кандидатов путем проведения экзаменов по физической подготовке: подтягивание на перекладине, бег 100 м, бег (кросс) 3 км, плавание.
  • Минимальные нормативы по физподготовке:

    Подтягивание на перекладине - 7 раз;
    бег 100 м - 14,8 с;
    бег (кросс) 3 км - 13 мин. 30 с;
    плавание вольным стилем (без учета времени) 50 м.

Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки и по результатам конкурса зачисляются в институт. Кандидаты, получившие неудовлетворительную оценку по одному из выносимых на экзамены предметов, откомандировываются к прежнему месту службы или в военные комиссариаты по месту жительства.

Вне конкурса зачисляются успешно прошедшие профотбор кандидаты из числа детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым в соответствии с законодательством предоставлено право внеконкурсного поступления в высшие и средние специальные учебные заведения.

Преимущественным правом при зачислении в институт пользуются кандидаты, показавшие в ходе профотбора равные результаты, из числа:

  • граждан, награжденных государственными наградами РФ;
  • граждан, выполнявших специальное задание Правительства РФ;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту или призыву;
  • граждан, прошедших военную службу;
  • детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 и более лет;
  • детей граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 и более лет;
  • детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
  • граждан, которым присвоен в установленном порядке первый спортивный разряд или спортивное звание по одному из военно-прикладных видов спорта;
  • граждан, прошедших соответствующую подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются кандидаты из числа:
  • Героев Российской Федерации;
  • выпускников суворовских и нахимовского училищ;
  • граждан, окончивших первый или последующие курсы гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования, в случае, если наименование специальности их подготовки соответствует открытым наименованиям специальностей для обучения по которым они поступают в ВУЗ;
  • лиц, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего общего или начального профессионального образования, а также лиц, окончивших с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования. Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдавать экзамены по общеобразовательным предметам на общих основаниях.
Кандидаты, зачисленные в институт, назначаются на воинские должности курсантов приказом начальником института с 1 августа года поступления на учебу, обеспечиваются всеми видами довольствия, в том числе удовлетворяются денежным содержанием в зависимости от курса обучения. Родители курсантов пользуются всеми правами и льготами, установленными для семей военнослужащих Российской армии. За время учебы курсантам ежегодно предоставляется месячный отпуск с бесплатным проездом к месту отпуска и обратно (летом) и двухнедельный каникулярный отпуск в зимнее время при условии успешной сдачи семестровых экзаменов.