Есть ли женщины капитаны кораблей. Женщины - капитаны морских судов (Фотофакт)

"Морские волки" в Гамбурге в 1935г. были в крайнем изумлении, когда из Советской России принимать новый пароход "Чавыча", бывший "Хохенфельз", прибыла женщина - капитан. Мировая пресса гудела.

Было ей тогда 27 лет, но по словам инженера Ломницкого, нашего представителя в Гамбурге, выглядела она по крайней мере на 5 лет моложе.

Родилась Анна Ивановна во в 1908г. на станции Океанская. Море плескалось недалеко от её дома и манило её с детсва, но для того чтобы исполнить свою мечту и добиться чего-нибудь в суровом мужском мире моряков, ей надо было стать не просто лучшей, на порядок лучшей. И она стала лучшей.

После окончания судоводительского отделения морского техникума, её посылают на , где она начинает свою трудовую деятельность простым матросом, в 24 года она штурман, в 27 - капитан, всего за 6 лет работы.

Командовала "Чавычей" она до 1938г. В суровых штормовых водах Охотского моря. Успела прославиться ещё раз, когда в 1936г пароход попал в ледовый плен тяжёлых льдов.

Только благодаря находчивости капитана, не сходившего за всё время ледового плена с капитанского мостика, и слаженной работы команды, они смогли выбраться из него без повреждений судна. Это было сделано ценой титанических усилий, при этом у них почти закончилось продовольствие и вода.

Первый пароход капитана Анны Щетининай "Чавыча"

А в 1938г ей поручают практически с нуля создать Владивостокский рыбный порт. Это в 30-то лет. С этой задачей она тоже справилась блестяще, всего за полгода. Одновременно она поступает в институт водного транспорта в Ленинграде, успешно закончивает 4 курса за 2,5 года, а потом началась война.

Её командировали на Балтийский флот, где она под ожесточенным обстрелом и непрерывными бомбежками вывозила неселение Таллина, перевозила продовольствие и оружие для армии, курсируя по Финскому заливу.

Затем опять Дальневосточное пароходство и новое задание - походы через Тихий океан к берегам Канады и США. За время войны суда под её командованием 17 раз переплывали океан, довелось ей участвовать и в спасении парохода "Валерий Чкалов".

Много славных дел на счету Анны Ивановны Щетининой, она командовала большими окенскими лайнерами и преподавала сначала в Ленинграде в высшем инженерно - морском училище, затем была деканом факультета судоводителей в ДВВИМУ - Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм.Невельского во Владивостоке.

Сейчас это Морской государственный университет им. адм. Невельского.

Была организатором "клуба капитанов" во Владивостоке и председателем жюри на фестивалях туристической песни, переросших, при ее активном участии, в знаменитый на Дальнем Востоке фестиваль авторской песни "Приморские струны", она писала книги о море и учебники для курсантов.

Её заслуги были высоко оценены капитанами за рубежом, ради неё известный австралийский клуб капитанов "Ротари клуб" изменил вековую традицию и не только пригласили женщину в свой клуб, но и предоставили ей слово на форуме капитанов.

А во время празднования 90-летия Анны Ивановны, ей вручили поздравление от имени капитанов Европы и Америки.

Анна Шетинина - герой Социалистического труда, Почётный житель Владивостока, Почётный работник Морского флота, член союза писателей России, Почётный член географического общества СССР, член комитета Советских женщин, Почётный член ассоциации Дальневосточных капитанов в Лондоне и т.д.,неуёмная энергия этой женщины, её героизм были высоко оценены на Родине - 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2 степени, Красного Знамени, Трудового Красного знамени и множеством медалей.

Ушла из жизни Анна Ивановна в 91 год и была похоронена на морском кладбище Владивостока. Город не забыл эту удивительную женщину.

В Морском университете, где она преподавала, создан музей её памяти, её именем назван мыс на полуострове Шкота, недалеко от дома, где она жила, разбили сквер её имени и т.д.

Потом пришли другие женщины-капитаны, но она была первой.

О себе она говорила -

Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!

По материалам Тониной Ольги Игоревны:-http://samlib.ru/t/tonina_o_i/ussr_navy_women_002.shtml

Как уже сообщалось, в 2009 году в плену у сомалийских пиратов находилась одна женщина-штурман, Айсан Акбей, 24-летняя турчанка. Она находится на борту турецкого балкера Horizon-1, захваченного пиратами 8 июля. Интересно, что пираты повели себя можно сказать, по-рыцарски и сказали ей, что она может звонить домой родным в любое время когда захочет. Однако Айсан очень достойно ответила, что будет звонить домой наравне с другими моряками, ей привилегии не нужны.
В 1974 году была основана Женская Ассоциация судоходства и торговли International Shipping & Trading Association (WISTA), и за последние 2 года она выросла на 40%, в настоящее время имеет отделения в 20 странах и насчитывает более 1000 индивидуальных членов. По данным Международной организации труда ILO на 2003 год, из 1.25 миллиона моряков по всему миру на долю женщин приходились 1-2%, главным образом обслуживающий персонал, на паромах и круизных лайнерах. В ILO полагают, что общее число работающих в море женщин с тех пор существенно не изменилось. А вот точных данных по количеству женщин, работающих на командных должностях, нет, хотя можно уверенно говорить, что их число растет, особенно на Западе.
Бианка Фроемминг, капитан-немка, говорит, что конечно, женщинам в море тяжелее чем мужчинам. Сейчас она на берегу, взяла двухгодичный отпуск для ухода за младенцем-сыном. Однако планирует вернуться в море, опять работать в своей компании Reederei Rudolf Schepers в должности капитана. Между прочим, помимо капитанства она в качестве хобби занимается еще и писательством, ее роман «Гений ужаса» о девушке - студентке морского колледжа, склонной к убийствам, неплохо продавался в Германии. Среди 1400 германских капитанов 5 женщин. В ЮАР первая женщина в истории южноафриканских ВМС стала командиром патрульного корабля. Знаменитая Royal Caribbean International в 2007-м году поставила капитаном круизного лайнера первую в истории круизного флота женщину, шведку Карин Стар-Йансон (см. Женщины-капитаны). Законы стран Запада ограждают женщин от дискриминации по половому признаку, обеспечивая равные с мужчинами права, однако этого не скажешь о многих других странах. На Филиппинах есть несколько женщин-штурманов, но нет ни одного капитана. Вообще в этом плане азиатским женщинам куда тяжелее конечно, чем их европейским сестрам - сказываются многовековые традиции определенного отношения к женщине, как к существу низшего порядка. Филиппины пожалуй, самые прогрессивные в этом вопросе, но и там женщине куда легче добиться успехов на деловом поприще на берегу, чем в море.
Конечно, на берегу женщине куда легче сочетать карьеру и семью, в море помимо оторванности от дома женищу встречают глубочайший скептицизм моряков-мужчин и чисто бытовые проблемы. Момоко Китада попыталась получить морское образование в Японии, капитан-наставник одной из японских судоходных компаний, когда она пришла туда в качестве кадета-практиканта, прямо ей сказал - женщина, иди домой, выходи замуж и нарожай детей, чего тебе еще в этой жизни надо? Море - не для тебя. В США прием женщин в морские училища был закрыт вплоть до 1974 года. Сегодня в Кингс Пойнт, Нью-Йорк, в Морской Академии торгового флота США, из 1000 кадетов 12-15% - девушки. Капитан Шерри Хикман работала на судах под флагом США, сейчас она лоцман в Хьюстоне. Она говорит, что многие девушки просто не знают, что можно получить морское образование наравне с мужчинами и иметь возможность сделать карьеру в море. Ну и конечно, многие девушки по получении образования и соответствующего диплома работают в море недолго - обзаводятся семьей и уходят на берег, так и не став капитанами.
Южноафриканке Луизе Энджел 30 лет, она первая женщина-капитан в известной бельгийской компании Safmarine, специализирующейся на южноафриканских линиях. Компания разрабатывает специальные программы для тех своих служащих, кто планирует, обзаведясь семьей, вернуться в море или все-таки обосноваться на берегу, но продолжать работать в судоходстве.
Завершить эту статью можно только одним - женщин в море становится все больше, причем не в обслуге, а на командных должностях. Пока их слишком мало, чтобы попытаться оценить, хорошо это или плохо. Пока те из них, кто доходит до мостика, проходят столь жесткий отбор, что в их квалификации и соответствии своим должностям не приходится сомневаться. Будем надеяться, так оно и будет в дальнейшем.

16 апреля 2008 - Siba Ships назначила капитаном своего крупнейшего судна для перевозки скота, по совместительству и самого большого судна этого типа в мире, Stella Deneb, женщину - Лауру Пинаско. Лаура привела Stella Deneb во Фримантл, Австралия, это ее первый рейс и первое судно в качестве капитана. Ей всего 30 лет, в компанию Siba Ships она устроилась в 2006-м году, старпомом.
Лаура из Генуи, в море с 1997 года. Диплом капитана получила в 2003-м. Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году, тогда Stella Deneb погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллиона австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию. На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить их в порт, потребовалось 28 жд составов. Погрузка и перевозка производились под тщательным контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам.
Stella Deneb - крупнейшее в мире судно для перевозки скота.

23-29 декабря 2007 - контейнеровоз Horizon Navigator (валовая 28212, постройки 1972, флаг США, владелец HORIZON LINES LLC) на 2360 TEU компании Horizon Lines захватили женщины. Все штурманы и капитан - женщины. Капитан Робин Эспиноза, старпом Сэм Пиртл, 2-й помощник Джули Дучи. Все остальные из общего количества экипажа 25 человек мужчины. Женщины свалились на мостик контейнеровоза, как утверждают в компании, совершенно случайно, в ходе конкурса профсоюза. Эспиноза крайне удивлена - впервые за 10 лет она работает в экипаже с другими женщинами, уж не говоря про штурманов. Международная организация Капитанов, Штурманов и Лоцманов в Гонолулу говорит, что в ее составе 10% женщины, а 30 лет назад на них приходился всего 1%.
Женщины, что и говорить, замечательные. Робин Эспиноза и Сэм Пиртл — однокашницы. Вместе учились в Морской академии торгового флота. Сэм также имеет диплом капитана дальнего плавания. Джули Дучи стала моряком позже, чем ее капитан и старпом, но моряки-штурманы поймут и оценят такое ее хобби (в наши времена, увы и увы, это хобби, хотя не зная секстана, настоящим штурманом никогда не станешь) - “Я, пожалуй, одна из немногих судоводителей, кто использует для определения места секстан, просто для своего удовольствия!”
Робин Эспиноза работает на флоте четверть века. Когда она только начинала свою морскую карьеру, женщина на флоте США была редкостью.Первые десять лет работы на судах Робин пришлось работать в экипажах, сплошь состоявших их мужчин. Робин, Сэм и Джули очень любят свою профессию, но когда тебя от родного берега отделяют многие недели, бывает грустно. 49-летняя Робин Эспиноза говорит: “Я очень скучаю по мужу и 18-летней дочери”. Ее ровесница Сэм Пирл так и не встретила того, с кем бы она смогла создать семью. “Мне встречаются мужчины, говорит она, которые желают, чтобы женщина постоянно за ними ухаживала. А для меня моя карьера - это часть меня самой, я и на миг не могу допустить, чтобы что-то могло помешать мне выйти в море”.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.

13-19 мая 2007 - Royal Caribbean International назначила на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas женщину, шведку Карин Стар-Йансон. Monarch of the Seas - это лайнер первого, так сказать, ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относяшийся к разряду крупнейших лайнеров мира. Шведка стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера. Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.

И первая женщина-капитан танкера LPG
Танкер LPG Libramont (дедвейт 29328, длина 180 м, ширина 29 м, осадка 10.4м, постройки 2006 Корея ОКРО, флаг Бельгия, владелец EXMAR SHIPPING) был принят заказчиком в мае 2006 года на верфях ОКРО, в командование судном вступила женщина, первая женщина-капитан Бельгии и вроде бы, первая женщина-капитан танкера газовоза. В 2006 году Рогге было 32 года, прошло два года с того времени, как она получила диплом капитана. Вот и все, что про нее известно.

Марианна Ингебригстен, 9 апреля 2008 года, после получения ею диплома лоцмана, Норвегия. В 34 года она стала второй женщиной - лоцманом в Норвегии, и это к сожалению, все, что о ней известно.

Российские женщины-капитаны
Информацию о Людмиле Тебряевой мне прислал читатель сайта Сергей Горчаков, за что ему большое спасибо. Я покопался, насколько смог, и нашел информацию об еще двух женщинах в России, являющихся капитанами.
Людмила Тибряева - ледовый капитан
Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
В 2007 году Людмила Тебряева отметила сразу три даты - 40 лет работы в пароходстве, 20 лет в должности капитана, 60 лет со дня рождения. В 1987 году Людмила Тибряева стала капитаном дальнего плавания. Она состоит в Международной ассоциации морских капитанов. За выдающиеся успехи была награждена в 1998 году орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Людмила Тибряева получила знак "Капитан дальнего плавания" за номером 1851. В 60-е годы Людмила из Казахстана приехала в Мурманск. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе "Капитан Белоусов". Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Она пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище. У Людмилы удачно сложилась и семейная жизнь, что редкость для моряков вообще, а уж женщин, продолжающих плавать, тем более.

Алевтина Александрова - капитан в Сахалинском морском пароходстве В 2001 году ей исполнилось 60 лет. Алевтина Александрова приехала на Сахалин в 1946 году с родителями и еще в школьные годы начала писать письма в мореходные училища, а затем в министерства и лично Н.С. Хрущеву, с просьбой разрешить учиться в мореходном училище. В неполные 16 лет А. Александрова стала курсантом Невельского мореходного училища. Решающую роль в ее судьбе сыграл капитан судна «Александр Баранов» Виктор Дмитренко, у которого девушка-штурман проходила практику. Затем Алевтина получила работу в Сахалинском морском пароходстве и проработала там всю жизнь.

Валентина Реутова - капитан рыболовного судна Ей 45 лет, т она вроде бы стала капитаном рыболовного судна на Камчатке, это все, что мне известно.

Девушки рулят
Идет на флот и молодежь, причем писем в адрес президента или министра уже не требуется. В прошлом, например, году я давал заметку о выпускнице МГУ им. адм. Г.И.Невельского. 9 февраля 2007 года Морской университет дал путёвку в жизнь будущему капитану Наталье Белоконской. Она первая в новом веке девушка - выпускник судоводительского факультета. Более того - Наталья круглая отличница! Будущий капитан? Наталья Белоконская, выпускник ДВВИМУ (МГУ), получает диплом, а Оля Смирнова работает матросом-рулевым на речном т/х"Василий Чапаев".

9 марта 2009 - на днях в Канаде скончалась, в возрасте 93 лет, первая в Северной Америке дипломированная женщина-капитан торгового флота, Молли Карни, известная как Молли Кул. Она получила диплом капитана в 1939 году в возрасте 23 года, и 5 лет водила суда между Альмой, Нью Брунсвиком и Бостоном. Именно тогда в Кодексе торгового мореплавания Канады Canadian Shipping Act изменили при слове «капитан» «он» на «он/она». На фото Молли Карни в 1939 году после получения диплома капитана.
Комментарий: Наша Анна Ивановна Щетинина получила свой диплом намного раньше и капитанила намного больше, оставаясь преподавателем в ДВВИМУ Владивосток до последних, можно сказать, дней. Честь и хвала всем женщинам-капитанам, но то, что сделала Анна Ивановна, никто еще не превзошел.

10 апреля 2009 - первой женщиной - командиром корабля ВМС Канады стала командор Джози Куртц, на днях она назначена командиром фрегата HMCS Halifax, одного из самых сильных кораблей канадского военно-морского флота. Всего лишь 20 лет тому назад женщины получили право служить на кораблях, но тогда никому и в голову не могло прийти, что женщина когда-либо сможет ступить на мостик корабля в должности его командира. Помимо Джози, на фрегате служит более 20 женщин, ну а мужская часть экипажа в целом относится к ней, по ее словам, как к обычному командиру и не выражает по этому поводу никаких комплексов. 6 лет тому назад первая женщина стала вахтенным командиром корабля береговой обороны HMCS Kingston, ею стала лейтенант-командор Марта Малкинс. Интересно, что муж Джози 20 лет отдал военно-морскому флоту, вышел в отставку и сейчас сидит на берегу, дома, с их 7-летней дочерью. Характеристики фрегата HMCS Halifax:
Водоизмещение: 4,770 t (4,770.0 t)
Длина: 134.1 m (439.96 ft)
Ширина: 16.4 m (53.81 ft)
Осадка: 4.9 m (16.08 ft)
Скорость: 29 kn (53.71 km/h)
Дальность плавания: 9,500 nmi (17,594.00 km)
Экипаж: 225
Вооружение: 8 x MK 141 Harpoon SSM - ракеты
16 x Evolved Sea Sparrow Missile SAM/SSM - ракеты
1 x Bofors 57 mm Mk 2 gun - орудия
1 x Phalanx CIWS (Block 1) - орудия
8 x M2 Browning machine guns - орудия
4 x MK 32 torpedo launchers - орудия
Вертолет: 1 x CH-124 Sea King

Традиционно уделом женщин считался очаг и кудель. В принципе это правильно, ну не оставишь же дом на мужчину? Кто-то же должен там быть с мозгами и чувством ответственности. Мужчины боялись всегда признать тот факт, что женщины в любом деле способны их не только догнать, но и перегнать. Именно потому и старались их всячески унизить, затравить. Но всегда рождались великие женщины , которые вырывались из серости быта. И если уж дама бралась за дело - то ее имя гремело! Именно такие женщины становились повелительницами морей, знаменитейшими пиратами.

1. Принцесса Альвильда

По версии монаха-летописца Саксона Грамматика (1140 - ок.1208) Альвильда была дочерью короля Готланда и жила в конце 9-начале 10 века. Как обычно девушку попытались использовать в качестве разменной монеты в политических играх мужчин, выдать замуж на сына датского короля Альфа. Принцемма не согласилась с подобной постановкой вопроса, прихватила группу девушек и отправилась в вояж по фьордам Скандинавии.

Дамы надели мужское платье и вели обычную для тех времен деятельность - грабили торговцев и прибрежных поселян. Видимо это удавалось им неплохо, потому как очень скоро король Дании обеспокоился снижением прибыли от купцов в связи с наличием конкурентов и отправил на охоту за бравыми пиратами лично принца Альфа.

Неудавшийся жених в момент начала охоты еще не знал, за кем ему предстоит гоняться. Но в конце концов загнал пиратский корабль в гол, в единоборстве с пиратским вожаком вынудил того сдаться, и обнаружил под доспехами свою нареченную. Девушка в результате получила возможность оценить боевые качества суженого, его настойчивость и другие достоинства и тут же на корабле состоялась свадьба. Во время церемонии были произнесены клятвы, среди которых великая женщина дала слово больше не шалить в морях без мужа.

2. Жанна де Бельвиль (Jeanne de Belleville) (ок. 1300—1359)

Жизнь Жанны-Луизы де Бельвиль Дамы де Монтегю текла по обычному для молодых средневековых аристократок руслу: легкое детство, в 12 лет замужество с выбранным родителями кавалером, рождение первых детей. Но в 1326 году Жанна остается вдовой с двумя детьми на руках. Но одной в то время женщине выжить было бы не легко и в 1330 году она выходит снова замуж.

Брак заключался по расчету, Оливье IV де Клиссон был богат и могуществен. Но оказалось, что Жанна обрела не только защиту, но и любовь. В тепле и счастье семья продолжает расти - появляются один за другим еще пятеро детей. Но и тут судьба вмешивается - начинается Столетняя война в 1337, а следом в 1341 и борьба за бретонское наследство. Оливье де Клиссон примкнул к партии сторонников де Монфоров, которые выступали на стороне короля Англии. Между прочим, и эта война была связана с правами женщин, в частности на наследство Капетингов.

Борьба же в Бретони продолжалась с переменным успехом, пока в 1343 году не был захвачен французами де Монфор, а бретонские рыцари приглашены на свадьбу второго сына короля Филиппа VI. Но в Париже участников войны на стороне де Монфоров схватили, казнили, их тела вывесили на Монфоконе, а голову де Клиссона отправили в Нант. Именно там Жанна и увидела мужа в последний раз. там она показала голову своим сыновьям и поклялась отомстить. Убить чувства женщины не просто, ее можно разочаровать, ее можно убить, но под золой потухшего костра долго остается жар - у Жанны он породил пламя мести.

Жанна поднимает восстание, за ней идут окрестные вассалы. Первым был взят Брас, в замке не оставили никого живого. Дальше за счет захваченной добычи или проданных своих украшений, тут версии расходятся, но Жанна снаряжает три корабля , командование на которыми принимают ее сыновья и она сама. Флотилия выходит в море…

В течении четырех лет на море и побережье лютует Клиссонская Львица. Жанна и ее люди появляются внезапно, она всегда в черном, в перчатках цвета крови. Жанна нападает не только на корабли - торговые, военные, они совершают вылазки вглубь побережья, вырезая противников мужа, она сама всегда бросалась в бой, прекрасно владея мечом и абордажным топором. Жанну гнала месть….

Известно, что у Жанны было каперское свидетельство Эдуарда III, а Филипп VI приказал изловить ее живой или мертвой. Но флотилия Клиссонской Львицы выдержала несколько сражений с войсками французского короля, не единожды ей удавалось уходить от погони чудесным образом. Но в 1351 году удача закончилась…

Во время одной из битв большая часть флота была разбита, флагман окружен. Жанна с сыновьями и несколькими матросами убежала на шлюпе без еды и воды. Несколько дней они пытались добраться до английского берега, на шестой день умер младший из сыновей, позже погибли еще несколько матросов. Прошло почти 10 дней, пока Жанна не добралась до суши.

На берег ступила уже не Львица, море и утрата погасило огонь в глазах Жанны. Мадам де Клиссон прекрасно приняли при дворе Эдуарда III. Окружили уважением и почетом. А еще через несколько лет она вышла замуж за лейтенанта короля Готье де Бентли. В 1359 году Жанна умерла. А ее сын Оливье де Клиссон оставил не менее заметный след в истории Франции, занимая должность коннетабля в 1380-1392 годах.

3. Мэри Киллигрю

Сэр Джон Киллигрю был губернатором города Фламета на побережье Ла-Маншав начале 17 века. Среди задач его было и обеспечение безопасности торговых кораблей , борьба с пиратами на побережье. На самом же деле в замке губернатора Киллигрю была своя пиратская база в рамках старинного семейного бизнеса. Организовывать стоянку, управлять моряками помогала леди Мэри, которая и саамы периодически выходила на промысел.

Обычно на захваченном корабле живых не оставляли и тайна Мэри долго оставалась нераскрытой. Но однажды на испанском судне пираты не обратили внимания на раненого в грудь капитана, которому удалось сбежать с корабля во время бурного празднования захвата и раздела добычи. На берегу капитан первым делом направился к местному губернатору с сообщением о нападении пиратов. И жутко удивился, когда узнал в представленной милейшей супруге его ту самую жестокую предводительницу корсаров.

Но испанцу удалось скрыть свое удивление и, быстро откланявшись, он оправился прямиком в Лондон ко двору короля с жалобой на губернатора и его жену. Королевским указом было назначено расследование. Как оказалось, Мэри была пираткой уже не в первом поколении. Она ходила в море еще со своим отцом Филиппом Волверстеном из Софокла. После расследования губернатора Киллигрю казнили, а жену приговорили в тюремному заключению.
Но через 10 лет о леди Киллигрю заговорили снова. Только теперь это была Элизабет, жена сэра Джона, сына Мэри. Но флот леди Элизабет был разгромлен, а сама она погибла в бою.

4. Анна Бонни и Мэри Рид

Истории этих женщин может хватить не на один приключенческий роман. Анна родилась в семье адвоката Уильяма Кормака в Корке (Ирландия) в 1690 году. Строгий отец сдержать порывов дочери не сумел, в 18 она вышла обвенчалась с Джеймсом Бонни, матросом. После чего молодых выгнали из родительского дома, и он отплыли на Багамы в Нью-Провиденс. Встреча с Ситцевым Джеком резко изменила судьбу Анны.

Муж был заброшен, имя она сменила на Андреаса, переоделась мужчиной и оправилась с Джеком искать корабль. Анна пробиралась на судно под видом поиска работы и изучала его слабые места. В конце концов подходящий корабль был найден, пираты захватили его и вскоре «Дракон» под черным флагом вышел на промысел.

Через несколько месяцев в команде появился новый матрос, вызвавший у Джека жуткий приступ ревности. Ведь только он знал, что Андреас вовсе даже и не мужчина. Но оказалось, что Мак Рид на самом деле Мэри. Девочка родилась в Лондоне, в 15 пошла юнгой на военный корабль . Через время поступила во французский пехотный полк, сражалась во Фландрии, где познакомилась и вышла замуж за офицера. Но после смерти мужа, отношения с которым она тщательно скрывала все также притворяясь мужчиной, вернулась опять на море.

Через время тайна Мэри и Анны раскрылась, но к тому моменту команда уже достаточно прониклась уважением к талантам женщин. Но в 1720 году английский королевский фрегат атаковал «Дракона» и захватил команду практически без боя, отчаянное сопротивление оказали практически только Мэри и Анна. На Ямайке пиратов судили и приговорили всех к казни. Но неожиданно двое из них потребовали помилования от имени «чрева». Врачи подтвердили, что оба пираты женщины, притом беременные.

Приговор для них был отсрочен. Известно, что Мэри умерла после родов от горячки, а про Анну известно лишь, что роды состоялись, что с ней стало дальше осталось тайной…

Вот и всё что мне удалось найти в интернете о женщинах капитанах. Думаю ещё впереди много будет таких героинь на морских судах.

Говорят, что женщина на корабле — к беде. Но как-то не очень верится, особенно глядя на этих красивых, уверенных в себе женщинах, посвятивших свою жизнь морю. Подборка — от юнги до капитана к вашему вниманию.

Здесь собраны и юнги, и капитаны, и штурманы, и мотористы и боцманы и т.д. и т.п. — на любой вкус!

Прославленный судоводитель Анна Ивановна Щетинина
Анна Ивановна служила на спасательных судах, неоднократно ходила через Тихий океан на старых судах, а в феврале 1943 года приняла в Лос-Анджелесе судно, переданное в Дальневосточное пароходство на условиях ленд-лиза, под названием «Жан Жорес». В декабре 1943-го «Жан Жорес» под ее командой принимал участие в спасении у Комадорских островов парохода «Валерий Чкалов», переломившегося пополам в условиях жестокого шторма.



Людмила Тибряева — первая в Мурманском морском пароходстве женщина — арктический капитан
40 лет в море, 20 лет на капитанском мостике. Людмила Тибряева в числе первых провела из Европы в Японию Североморским путем ледокольно-транспортное судно «Тикси», стала членом Ассоциации капитанов, в которую входят лучшие мореходы страны.



Алефтина Борисовна Александрова (1942-2012) — на капитанском мостике теплоходов «Сахалинлес» и «Сибирьлес» Алефтина Борисовна провела более 40 лет, из них 30 — в должности капитана ОАО «Сахалинское морское пароходство».



Капитан дальнего плавания Ирина Михайлова — дальневосточная женщина-капитан



Татьяна Олейник. Первый и единственный на Украине капитан дальнего плавания женщина.



Кейт МакКей (39 лет) стала в 2016 году первой женщиной-капитаном круизного судна в США и одновременно самым молодым капитаном подобного судна.
Кейт МакКей стала в 2016 году первой женщиной-капитаном круизного судна в США и одновременно самым молодым капитаном подобного судна.



Татьяна Суханова 46 лет, Владивосток; капитан контейнеровоза, стаж работы 28 лет
Работает капитаном в кипрской компании, водит рейсы в Австралию, Новую Зеландию, Папуа - Новую Гвинею и на Соломоновы острова.



Евгения Корнева, 23 года, Санкт-Петербург; 4-й помощник капитана газовоза



Лаура Пинаско (32 года) капитан одного из самых крупных судов по перевозке скота.




Первая в мире женщина-капитан мега лайнера шведка Карин Стар-Йансон
Monarch of the Seas – это лайнер первого ранга, относящийся к разряду крупнейших лайнеров мира. 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года.




Первая женщина-капитан танкера LPG Порре Ликс (32 года)



Семь футов под килем, девчонки!

Михайлов Андрей 01.02.2019 в 19:00

Анна Ивановна Щетинина стала настоящей легендой не только советского гражданского флота, но прославилась и на весь мир. После нее капитанским курсом во всем мире пошли, по самым скромным подсчетам, не менее 65 женщин-капитанов. Многие бороздят океаны и сейчас.

Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на станции с говорящим названием Океанская под Владивостоком. Чудесным образом название места ее рождения стало как бы "руководящей и направляющей" силой, которая и определила ее удивительную судьбу. Причем в ее семье моряков ранее не было, она первая.

Отец Иван Иванович кем только ни работал - стрелочником, лесником, рабочим и служащим на рыбных промыслах, плотником и комендантом дач в областном отделе НКВД. Мать - Мария Философовна, если судить по ее биографии, всю жизнь была домохозяйкой. Брат Владимир работал мастером цеха авиационного завода. Словом, каким образом юной Анне пришло в голову податься в моряки, а потом еще и стать первой в мире женщиной-капитаном, да еще с богатой, прямо-таки героической морской биографией, одному Нептуну известно.

В 1925 году Анна окончила восемь классов. И в том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Она была единственной девушкой на курсе. После окончания техникума работала на Камчатке, где прошла путь от простого матроса до капитана. В возрасте 24 года Анна получила штурманский диплом, а в 27 лет стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания.

В 1935 она прославилась на весь мир, проведя построенный в Германии корабль "Чавыча" из Гамбурга через полярные льды на Дальний Восток. Именно тогда ее имя прозвучало практически во всех ведущих мировых газетах. 20 марта 1938 года Анна Ивановна была назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока. Войну она встретила на Балтике, где под бомбежками эвакуировала население Таллина и перевозила стратегические грузы.

После войны Анна Щетинина была капитаном судов "Аскольд", "Баскунчак", "Белоостров", "Днестр", "Псков", "Менделеев" в Балтийском пароходстве. С 1949 года работала в Ленинградском высшем инженерно-морском училище. С 1951 года она - старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Щетининой присвоено звание доцента. В 1960 году она была переведена в ВВИМУ на должность доцента кафедры "Морское дело". Она автор замечательной книги "На морях и за морями".

О существующих на флоте поверьях она рассказывала сама: "По морским писаным и неписаным правилам, нельзя свистеть на судне, нельзя упоминать черта, хотя можно проклинать при неудаче веру, могилу, гроб, душу, предков, селезенку и печенку. И упаси вас Бог за борт выбросить что-нибудь съестное, когда судно в море!" И добавляла с улыбкой: "Женщина на борту также приносит несчастье, но ко мне это не относится!". История сохранила и другие ее "звездные" слова: "Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!".

Судьба не обделила ее не только морскими приключениями и трудной работой, но и наградами и званиями. Анна Ивановна Щетинина - Почетный работник Морского флота, Почетный гражданин Владивостока, член Союза писателей России, Почетный член Академии наук, Почетный член Географического общества СССР, активный член Комитета советских женщин, Почетный член Дальневосточной ассоциации морских капитанов в Лондоне. В 1978 году она стала Героем Социалистического Труда, была отмечена также многими другими правительственными и международными наградами. В 1968 году на экраны страны вышел знаменитый фильм "Анна Ивановна", снятый на студии "Дальтелефильм".

Она ушла из жизни в 1999 году. На Морском кладбище во Владивостоке ей установлен памятник. 20 октября 2006 года имя Щетининой присвоено мысу побережья Амурского залива Японского моря. 16-я школа города Владивостока носит ее имя с 2008 года. В 2010 году одной из новых улиц Владивостока в микрорайоне "Снеговая падь" присвоено имя капитана Анны Щетининой…

Корреспонденту "Правды.Ру" удалось отыскать в Архангельске человека, который неплохо знал Анну Ивановну Щетинину. Заслуженный работник морского транспорта СССР Николай Ефимович Зарудный в начале 50-х годов прошлого века учился в Ленинградском высшем инженерно-морском училище, когда первая женщина-капитан была там преподавателем. Почетный пенсионер, несмотря на уже довольно солидный возраст (недавно ему исполнился 81 год), прекрасно помнит Анну Ивановну. Вот что "морской волк" рассказал о ней корреспонденту "Правды.Ру":

- Вообще-то, я сначала поступал в Ленинграде в Высшее Военно-Морское училище имени Фрунзе, но не прошел по конкурсу. И друзья посоветовали: мол, срочно забирай документы и поступай в гражданскую Высшую мореходку. Поступать туда оказалось даже сложнее, чем в военное училище (экзаменаторы строже, медкомиссия вообще "зверская"). Но я поступил. Со второго года обучения наш курс целый год курировала как раз Анна Ивановна Щетинина. Сразу скажу: она была строже многих преподавателей-мужчин, но это положительно сказывалось на нашей успеваемости: курс за год стал лучшим в училище.

Она как-то чисто по-женски не терпела неопрятности, говорила: для моряка форма - это как бы лицо. И считаю, что она была совершенно права. Курсанты, следя за своим внешним видом, как бы приводили в порядок и мысли, и были дисциплинированее. Кстати, Анна Ивановна, несмотря на зрелый возраст, была очень симпатичной женщиной. Кроме того, ее своеобразный, очень умный и тонкий юмор, заставлял отстающих подтягиваться в учебе, кроме того, очень дисциплинировал всех курсантов.

Мне на всю жизнь запомнились ее слова (я даже взял их своим жизненным девизом): "Любите море, и оно ответит взаимностью!". Меня считали на курсе как бы "не своим": все знали, что я вообще-то мечтал стать военным моряком. Слух об этом дошел до Анны Ивановны. Она пригласила меня в свой кабинет и просто рассказала о своей жизни, о романтике моря, о трудностях, которые испытывают в работе моряки-"дальнобойщики".

Она была искренне увлечена своей профессией. И что вы думаете - с тех пор я думал исключительно о профессии капитана дальнего плавания, а о военном флоте словно забыл. Считаю, что всем успехам в своей работе я обязан именно ей, как и все мои сокурсники. К слову: на нашем курсе, который Анна Ивановна курировала всего лишь год, аж четыре Героя Социалистического Труда!".

Судьба Анны Ивановны Щетининой подсказала выбор профессии многим представительницам "слабого пола". Сегодня известны несколько женщин-капитанов, причем все командуют очень солидными судами, а одна - даже крупнейшим в мире судном своего типа. Вот только некоторые примеры, так сказать, навскидку.

Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, по данным "Морского бюллетеня", единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания. Она стала капитаном дальнего плавания в 1987 году, состоит в Международной ассоциации морских капитанов. В свое время она пробилась аж к самому министру транспорта СССР, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище.

Алевтина Александрова много лет была капитаном в Сахалинском морском пароходстве. Вдохновленная примером Анны Щетининой, она еще в школьные годы начала писать письма в мореходные училища, а затем в министерства и лично Никите Хрущеву, с просьбой разрешить учиться в мореходном училище. И добилась своего!

У Валентины Реутовой профессия вообще редчайшая для женщин, она капитан рыболовного судна на Камчатке. Есть множество примеров женского "капитанства" и за рубежом.

"Морской бюллетень" приводит такие данные. 16 апреля 2008 компания Siba Ships назначила капитаном своего крупнейшего судна для перевозки скота, "по совместительству" и самого большого судна этого типа в мире, Лауру Пинаско. Она стала капитаном в 30 лет. Мужчины позавидовали бы ее карьере!

В декабре 2007 при формировании новой команды американский контейнеровоз Horizon Navigator вообще "захватили" женщины. Все штурманы и капитан - женщины. Назначены они были по конкурсу профсоюза как лучше всех мужчин сдавшие тестовые экзамены.

В мае 2007 года на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas была назначена женщина, шведка Карин Стар-Йансон. Между прочим, это один из крупнейших пассажирских лайнеров мира с экипажем в 850 человек.

В общем-то, список женщин-капитанов можно продолжать долго. Но, согласитесь, курс в океаны для них проложила еще в 30-е годы прошлого века именно наша Анна Ивановна Щетинина!

В Советском Союзе время от времени пропагандировались равные права. В том числе и на море. В кино взрослый дядя говорил девочке, стесняющейся, что она — не мальчик и для моряков не годится: «Девочки тоже могут быть капитанами». Выходили фильмы с девушками-моряками. Но на деле женщин-капитанов дальнего плавания в СССР было совсем немного. Первой и в Союзе, и в мире стала Анна Щетинина.

Редакция ПМ

Имя Щетининой прогремело по всему свету в 1935 году. Газеты взорвались сенсацией: «Молодая советская женщина провела корабль сквозь полярные льды!» Анне Ивановне было только двадцать семь лет, и она прошла на судне под названием «Чавыча» от Гамбурга до Камчатки по арктическим водам. Всё «полярное» тогда публику вообще волновало чрезвычайно, а тут ещё и первая капитан-женщина во льдах и — рекорд по срокам перехода.

Всего годом позже ту же «Чавычу» затёрло льдами, и на капитанском мостике снова была Щетинина. Одиннадцать дней экипаж под её руководством боролся за спасение парохода и своих жизней — и выдрался изо льдов. На почти невредимом пароходе.

На берегу океана

Анна Щетинина родилась на станции, которая называлась Океанская, возле Владивостока. В одну сторону от береговой линии шли сопки, в другую — тяжёлые волны Тихого океана. Тогда и речи идти не могло о женщине на капитанском мостике.

Но в ревущие двадцатые в советские ВУЗы и училища принимали, не глядя на пол. Закончив школу, она рискнула подать документы во Владивостокский морской техникум. И именно на судоводительское отделение: конкурс — пять человек на место. И её приняли! Предупредили, что работа физически трудна и что место есть только в одной комнате с мальчиками из группы. В техникуме практика проходила на кораблях. Анне довелось побыть в шкуре матроса. Давили жёстче, чем на мужчин. Давали самые тяжёлые задания, послаблений не было ни в чём. Аня понимала, что наверняка от неё ожидают провала, слёз, слабости. Оценки за практику, между тем, получала самые лучшие: буквально все на судне проникались уважением перед такой волей и такой гордостью. А вот две сокурсницы не выдержали давления, ушли. Хотя, надо сказать, из тридцати девяти мальчишек тоже только семнадцать дошли до конца обучения.


После окончания техникума путь от матроса до старпома Щетинина прошла за пять лет. Необычайно стремительная карьера для того времени. Ну что же, по крайней мере, начальство всегда было с ней справедливо: требования выдвигались выше, чем к парням, зато и награда за такие сверхнагрузки не заставляла себя ждать. Так к 1935 году Щетинина заработала себе на флоте имя и право стать капитаном. «Чавыча» была её первым кораблём как капитана. И сразу — экстремально трудный маршрут. Всё, как всегда: на каждом новом месте её проверяли на прочность. На этот раз полярными льдами.

Но спустя три года её, однако, сняли с капитанского мостика. Владивостоку требовалось создать рыбный порт. С нуля. Молодость, энергия, ум, авторитет и умение договариваться — всё это вместе требовалось в одном человеке, начальнике порта. Неудивительно, что выбрали Щетинину.

Задержку на берегу Анна Ивановна использовала по полной. Она не только поставила работу порта, но и за два с половиной года закончила четыре курса в Ленинградском институте инженеров водного транспорта и… Бросила. Не в характере Щетининой, казалось, было бросать, но на сессии в Ленинграде она узнала, что готовится масштабная переброска судов на Дальний Восток. В июне 1941 года Анна Ивановна приняла как капитан в Лиепаи пароход. 21 июня она вошла на нём в Ленинград; дальше путь лежал на Дальний Восток, но… Началась война.

Женщина на борту — к везению

Пароход срочно передали ВМФ. Щетинину поставили на старенький пароход «Сауле» (то есть «Солнце» по‑литовски), которому перевалило уже за полвека. Рядом, на Ладоге, проходил службу и Николай. Всю войну Щетинина на своём «старичке» перевозила солдат, патроны, снаряды, уголь и топливо. Такие кораблики регулярно обстреливались немцами, немало их было спущено на дно. Но Щетининой удавалось выйти живой и с кораблём.28 августа 1941 года Анна Ивановна должна была участвовать в массовой эвакуации из Таллина. Из города вышел караван в 225 кораблей. Они держали путь на Кронштадт, и эти корабли, во многом такие же «старички», как у Щетининой, ожесточённо бомбили немцы. В Кронштадт дошло 163 судна, погибло больше десяти тысяч человек. Гибель людей в Таллинском переходе стала самой крупной морской катастрофой в истории.


Но «Сауле» подбили ещё по пути в Таллин. Щетининой удалось посадить его на мель. На протяжении нескольких суток экипаж отбивался от обстреливающих кораблик самолётов. Половина отбивалась — и половина ремонтировала своё «Солнце». В Таллин было уже не пробиться, и Щетинина вернулась в Кронштадт. Оттуда её тут же перебросили на Дальний Восток. Задание было необычное: надо было отвезти на ремонт её старое судно «Карл Либкнехт».

Странность была в том, что ремонтировать его должны были ни много, ни мало, в Канаде, а дотуда было надо дойти по Тихому океану на протекающем, разваливающемся пароходе. Канадцы при виде «пациента» развели было руками, но женщина-капитан и проделанный ею на таком корыте путь впечатлили их, и они, как говорила потом Щетинина, приделали к старой трубе фактически новый пароход.

До конца войны Анна Ивановна курсировала от Владивостока к Канаде и США и обратно, правда, уже на другом пароходе. Она перевозила военные припасы и снаряжение от союзников. Официально в Тихом океане советским кораблям было безопасно: Япония не объявляла СССР войну. Но на деле подлодки японцев, когда была возможность, советские судна топили так же, как американские. Как говорится, потому что могли.

Пароход был американский, длинный, новый, но построенный без учёта необходимости особенной прочности вдоль. Такие пароходы в сильные шторма буквально разламывались пополам. Щетининой довелось снимать с расколовшегося парохода «Валерий Чкалов» экипаж. Пароход Анны Ивановны тоже раз разошёлся посередине — в пятистах милях от берега, но экипажу удалось скрепить расходящиеся половины бортов «на живую нитку». Судно удалось довести до бухты Акутан. После таких приключений любой, кто вспоминал при моряках Щетининой про то, что женщина на борту — к несчастью, был бы осмеян. Анна Ивановна определённо родилась с огромным запасом удачи и щедро делилась им со своими кораблями. Славу первой в мире женщины-капитана дальнего плавания активно использовали в интересах советской дипломатии. Едва сойдя на берег, Щетинина, толком не отдохнув, должна была привести себя в «светский» вид и посещать приёмы и другие мероприятия. Там она фактически проводила переговоры с важными американскими флотскими чиновниками.


Мирные годы

После войны Щетинина закончила, наконец, институт и ходила по Балтике. Однажды у неё подобрался почти полностью женский экипаж, и шведский лоцман, которому довелось работать с их кораблём, сначала не на шутку испугался. В лицо шведу, конечно, женщины смеяться не стали, но персонажем флотских анекдотов в Советском Союзе он стал надолго.

После сорока на Щетинину посыпались одна за другой тяжёлые проблемы. Анна Ивановна потеряла мать, мужа, была понижена в должности за аварию в тяжёлых метеоусловиях (посадила пароход на мель). Захотелось покоя. И, быть может, передать свой уникальный опыт, чтобы он не пропал зря. Она согласилась на должность преподавателя в том самом ВУЗе, который когда-то закончила сама.

В пятьдесят лет Щетинина перевелась в ВУЗ на Дальнем Востоке: потянуло на родину. Готовила десятками капитанов. Возглавила Приморский филиал Географического общества СССР и стала активной участницей Комитета советских женщин. Несколько раз её, живую легенду, избирали депутатом. Заочно стала членом (единственной женщиной) в австралийском клубе капитанов и почётным членом Международной федерации ассоциаций морских капитанов.

Она прожила долгую жизнь и умерла, не успев увидеть следующий век — в 1999 году. После неё остались множество учебников, пособий и, конечно, несколько автобиографических книг: ей было, что рассказать миру о своей жизни. И капитаны, множество капитанов, воспитавших новых капитанов.