На что направлена продуктивная деятельность дошкольников? Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста Вид продуктивной деятельности ребенка предполагающий построение предметов.

галина морозова
Организация свободной продуктивной деятельности воспитанников ОСР

Организация свободной продуктивной деятельности воспитанников ОСР

Понятие самостоятельность в научной литературе - это :

1) Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2)общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности , отношений и поведения.

Продуктивная деятельность дошкольников является одной из составляющих свободной деятельности .

Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Н. Михайленко, Н. Короткова в методических рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной художественно-творческой деятельности детей , так как в ее рамках развивается творческая активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др .) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.

Проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева и др.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников , направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.) .

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова : сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми , затем – в совместной деятельности со сверстниками и , наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка . При этом особая роль отводится воспитателю .

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности .

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Основные требования к организации свободной деятельности дошкольников :

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь группы.

Организация выставок , оформление эстетической среды и др.

Предметно – развивающая среда организовывается таким образом , что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечает индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре .

При этом она способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра организовывается , во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми , где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя , принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость , удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется как свободная самостоятельная деятельность детей , где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Чтобы организовать самостоятельную деятельность у ребенка должен быть сформирован опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности : музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Прежде всего, обучение на занятиях необходимо строить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий : организовывать игры-драматизации , по собственному желанию петь, рисовать.

В свободном распоряжении детей хорошо иметь достаточное количество книг (в детском книжном шкафу) . Наряду с книгами папки с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомами для свободного рассматривания детьми. Организовывать выставку книг . Первую - в начале учебного года - целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Последующие выставки могут быть тематическими : книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказки и т. д. В группе также может функционировать центр музыкально-театрализованной деятельности для театрализованных игр. В данном центре находится все необходимое оборудование - ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон.

Уголок по развитию продуктивной деятельности включает в себя изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации. Всё это необходимо продумать с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда для развития продуктивной свободной деятельности предусматривает использование произведений изобразительного искусства, в том числе и народного. Вместе с тем необходимо во всем соблюдать меру. Работы детей следует обязательно выставлять, это имеет огромное воспитательное значение , дети увидев свои работы, среди работ других, получают возможность сравнить их, кроме того они, они чувствуют себя комфортнее уже и от того, что и их работа выставлена среди других.

Каждый вид изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование, позволяет развивать в детях умственную активность, художественный вкус, мелкую моторику, позволяют закрепить знания, умения, навыки, полученные в процессе учебной деятельности . Мы поддерживаем стремление детей проявлять себя в самостоятельной разнообразной деятельности (лепка, аппликация, рисование) .

Предлагать лепку в свободное от занятий время лучше в средней группе. Для лепки используют глину или пластилин. Если в детском саду основным материалом для лепки является глина, то в свободное от занятий время лучше использовать ее. Важно при этом, что бы дети соблюдали элементарные правила лепки из глины : не разбрасывали ее по столу, не роняли на пол. В старших группах можно использовать любой материал, так как это способствует проявлению самостоятельности в выборе материала (крупные предметы лучше лепить из глины, мелкие из пластилина) .

Лепка вне занятий носит разный характер. Дети могут лепить индивидуально и объединяться в группы – все зависит от их желания. Любители лепить сами берут материал и работают, но воспитатель может привлечь и других ребят – тех, у которых не вес получается на занятиях, и тех, кто не очень любит эту деятельность . Что бы заинтересовать детей педагог сам включается в процесс лепки. Подобная работа объединяет ребят.

Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество материала для работы. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети смотрят на работу друг друга, советуются. Воспитатель должен уделять внимание детям, самостоятельно занимающихся лепкой. Он следит за осанкой, правильной постановкой рук, за тем как осуществляет замысел каждый ребенок.

Таким образом, руководя свободной деятельностью детей , воспитатель старается направить ее по творческому пути, приучая действовать детей обдуманно и планомерно.

Оборудование для занятий :

Глина, пластилин.

Доски для работы.

Салфетки, клеенки.

Печатки для украшения работ.

Аппликация

Наиболее распространенный простой и доступный способ создания художественных работ. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин панно, орнаментов и т. д. Оборудование, которое требуется для выполнения аппликации несложно :

Ножницы (с закругленными концами двух размеров – большие и маленькие, ножницы должны быть не тугими и хорошо наточенными. Необходимо регулярно проводить инструктаж по работе с ножницами, знания элементарных правил работы с ножницами необходимы т. к. в свободной деятельности дети работают самостоятельно, но только те, кто соблюдает правила работы.

Кисти для клея хорошо иметь 2-3 кисти, их подбирают в зависимости от размера аппликации, по окончании работы кисти необходимо промыть и поставить в стакан ворсом вверх.

Простые карандаши (для прорисовывания контуров)

Влажные и сухие салфетки

Клеенка

Клей или клейстер.

Цветная и белая бумага различной текстуры, цветовой гаммы, толщины, размера.

Коробка для обрезков бумаги

Коробка для готовых работ.

Трафареты

Кусочки ткани и другой разнообразный материал

Все должно быть эстетично оформлено. Главное стремиться сформировать у детей бережное отношение к материалам, с которым они работают, научить планировать свою работу, экономно расходовать материал и рационально использовать время.

Наиболее простой и распространенный вид свободной продуктивной деятельности – это рисование , для организации не требуется много особой подготовки, самое главное желание.

Для организации рисования в свободной деятельности необходимо :

Мелки, карандаши цветные, простые, акварель, гуашь

Емкости под воду (прозрачная)

Кисти различной толщины

Бумага различного размера

Трафареты

Салфетки, клеенка

Раскраски

Все детские работы, полученные в деятельности вне занятий , выставляются, либо организовывается место для просмотра другими детьми (папка, коробочка и др.) весь инструментарий находиться в порядке, подвергается регулярной «ревизии» , необходимо эстетично оформить уголок свободной продуктивной деятельности . По возможности выставлять произведения искусства, скульптуры и другие художественные произведения для наглядности. Все должно быть доступно, но деятельность детей постоянно находится под контролем воспитателя .

Другое педагогическое условие - влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме : рисунке, игре, танце.

Для организации детской деятельности использовать разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. Хороши игры математического содержания, настольно – печатные, такие как : «Домино фигур» , «Составь картинку» , «Арифметическое домино» , «Логическое лото» , «Лото» , «Найди отличие» , игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя , по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Литература : 1. Атрепьева Л. В. методист д/с №50 "Дефектолог". Топлеева С. Н. в-ль д/с №50 "Дефектолог".//Консультация для воспитателей "Организация свободной продуктивной деятельности дошкольников ". сайт : Детский сад №50.

2. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/под ред. Ветлугиной Н. А. -М.:1984.

3. МДОУ Куманаевский д/с №1 "Теремок"//Продуктивная деятельность дошкольников

4. Петухова Л. В. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастав условиях взаимодействия семьи и ДОУ. //Народное образование. Педагогика. 2013

5. Продуктивная деятельность //Центр развития ребёнка - д/с "Улыбка".

6. Рахматуллаева О. П. "Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".07.10.2016.//сайт : Инфоурок.

Педагогический поиск развития экспериментальной деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание...

Инновационные формы сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников Семья и ДОУ - два важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и педагогов. В соответствии с Законом «Об...

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше вглубь веков, тем всё живей и величественней развернутся они в нашей памяти. Не раз ещё сожмётся наше сердце при воспоминании о тех страшных днях, годах, которые пережила наша Родина, наш народ...

« Не забывайте птиц зимой» Покормите птиц зимой, Бросьте горстку крошек, И пускай снуют порой Стайки у окошек. Бросьте горсточку зерна. Много им не надо. И зима не так страшна Будет для крылатых. Им не дайте в лютый час Гибнуть...

Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей .

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

  • - Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.
  • - В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.
  • - Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы ее решения.
  • - Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. дошкольный возрастной продуктивный
  • - На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся:

  • 1. с геометрическими объемными формами,
  • 2. получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
  • 3. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,
  • 4. Понятия о стороне, углах, центре.
  • 5. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

  • 1. целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,
  • 2. аккуратности,
  • 3. умения работать в коллективе,
  • 4. трудолюбия,

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Консультация для воспитателей детского сада

Организация продуктивных видов деятельности

детей дошкольного возраста

Методы в организации

продуктивной деятельности детей

Информационно – рецептивный

Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

Репродуктивный

Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

Эвристический

Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.

Исследовательский

Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.

1.Наглядные

Приёмы 2. Словесные

3. Игровые

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

Наглядные приёмы

  1. Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Требования к наблюдению

  1. Целенаправленность (особенности объекта)
  1. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
  1. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
  1. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
  1. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
  1. Учёт возрастных особенностей детей.

Особенности наблюдения в разных возрастных группах

1 младшая гр.

Выделяют один, два признака направления (например: цвет, ритм)

Наблюдение кратковременное

Не даётся установка на последующее изображение предмета

Воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет

Наблюдение происходит в действии, в игре

2 младшая группа

В наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)

Средняя группа

Наблюдение более длительное

Выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение - части, расположение в пространстве)

Повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания

Вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера.

В конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.

Рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)

Старший возраст

Цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта

Помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя

Побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств

Обращать внимание на расположение предметов, рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева.

Формировать изобразительное представление(как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.

В момент наблюдения спланировать будущий рисунок.

  1. Обследование

Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Вычленение внешних изобразительных признаков

Обследование можно разделить на 3 этапа

1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»

Цель : вызвать желание изобразить.

2 этап – аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения

  1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
  2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
  3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета: у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)
  4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
  5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
  6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

Обследующий жест – подчиняется форме.

Младшая гр.

Совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)

Средняя группа

Словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны…)

Обследуемый жест и зрительный контроль

Важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.

Выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей

Старшая группа

- внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте

Основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал…)

Обращать внимание на линии прямого и округлого характера.

Использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)

Обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.

Помочь разрушить шаблонное изображение.

Обследование в разных видах изобразительной деятельности

Аппликация

Обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)

Обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)

Лепка

Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

  1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  1. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
  1. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
  1. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
  1. Определение положения этих частей по отношению к основной
  2. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.

Схема лепки при данном обследовании

(круглой формы)

  1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
  1. Лепка формы специфической
  1. Лепка основных рельефных особенностей предмета
  1. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки – при данном обследовании

(сложной расчленённой формы)

  1. Лепка подставки
  1. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
  1. Лепка других крупных частей обобщённой формы
  1. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
  1. Соединение крупных частей в одно целое.
  1. Лепка мелких деталей предмета
  1. Обрботка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения

Изображение с натуры

Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

Изображение по представлению

Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным не статичным.

Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

  1. Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций

Широко используемый метод

Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

  1. Образец

Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

  1. Показ

Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения

Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть:

  1. Полный показ
  2. Частичный показ
  3. Общий показ (для всех детей сразу)
  4. Индивидуальный показ
  5. Показ педагога
  6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
  7. Показ способа действий ребёнком.

Словестные приёмы

  1. Беседа

Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

Максимальное стимулирование детской активности

Используется в первой части работы и после завершения

  1. Пояснение

Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

  1. Совет

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

  1. Напоминание

Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

  1. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.

  1. Художественное слово

Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

Игровые приёмы

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.

Признаки игровых приёмов

  1. Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
  1. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
  1. Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают:

  1. Моторные (практические)
  1. Имитирующие действие (машут рукой – как крылом..)
  2. Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)
  1. Звукоподражанием

Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Характер игровых приёмов

  1. Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

Обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино?)

Обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна…)

Обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)

  1. Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т.д.)

Виды изобразительной деятельности

  1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)

Подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного

Участие процессов памяти

Рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения…)

(Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)

Изображения по литературным, музыкальным произведениям

Изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)

Изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка», «Все работы хороши - выбирай на вкус»

  1. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

Процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.

Развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)

Последовательность действий .

1 этап – наблюдение – целосное эмоциональное восприятие

Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.

2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)

3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.

4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.

  1. Изображение с натуры .

Изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.

Задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.

Начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.

Устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)

Натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)

Воспитатель говорит: «Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)

Можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

(рисование, лепка, аппликация,)

Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности

  1. Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка
  2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
  3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
  4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

  1. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

выполнили:

воспитатель

Дубовская Евгения Витальевна

старший воспитатель

Петухова Елена Семеновна

МБ ДОУ «Детский сад №241» г. Новокузнецка

Кемеровская область, г. Новокузнецк

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 241»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Творческая разработка

Составители:

Дубовская Евгения

Витальевна, воспитатель

Петухова Елена Семеновна, старший воспитатель

Новокузнецкий городской округ, 2017

Введение

Развитие личности ребенка в продуктивной деятельности

1.1. Ведущие ученые и педагоги о развитии личности в деятельности

1.2. Особенности процесса обучения детей продуктивной деятельности

1.3. Методы и приемы обучения детей продуктивным видам деятельности

Организация образовательного процесса продуктивной деятельности в ДОУ

2.1. Формы организации детской продуктивной деятельности

2.2. Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей

2.3. Организация мониторинга продуктивной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, определены новые стратегические ориентиры в ее развитии. На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ г. (статья 11) утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155), на основании которых были внесены изменения в образовательный процесс дошкольных учреждений. В частности, предусматривается осуществлять образовательную деятельность в ходе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной), активно интегрируя их. Кроме того, предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

В связи с переходом на новый уровень организации процесса образовательной деятельности по всем областям, возникла необходимость более подробно рассмотреть проблему организации отдельных видов детской деятельности, в том числе и продуктивной, в условиях внедрения ФГОС ДО.

Продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют разностороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают творческий потенциал, формируют представления о предмете, явлении, ситуации, координируют движения руки и глаза. Занятия различными видами продуктивной деятельности создают основу для полноценного и содержательного общения детей с взрослыми и сверстниками, побуждают к проявлению самостоятельности и активности.

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Одной из закономерностей развития личности является то, что она порождается и развивается в деятельности. Из всего разнообразия видов деятельности, доступных и интересных дошкольникам, первенство имеют игровая и продуктивная. Именно в них дети проводят больше всего времени, учатся общаться, проявлять себя творчески. Поэтому необходимо использовать продуктивную деятельность как неотъемлемую часть развития личности ребенка-дошкольника.

Цель: создание условий для личностного развития ребенка-дошкольника в процессе организации продуктивной деятельности.

Задачи:

  • формировать мотивы продуктивной деятельности детей;
  • развивать умение дошкольников ставить цель, выбирать средства и достигать ее;
  • содействовать развитию творческих способностей, стимулировать исследовательские действия;
  • способствовать развитию самостоятельности, активности, инициативы.

Успешному решению поставленных задач будет способствовать такая организация продуктивной деятельности дошкольников, которая позволит ребенку творчески самовыражаться как в деятельности с взрослым (под руководством взрослого), так и в самостоятельной продуктивной деятельности.

Часть I . Развитие личности ребенка в продуктивной деятельности

  • Ведущие ученые и педагоги о развитии личности в деятельности

Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира, это не просто представитель общества, но и уникальный, самобытный деятель, творческий человек.

Освоение ребенком продуктивной деятельности, ее творческое преобразование, потребность в поиске и экспериментировании является неотъемлемым условием развития личности.

А.Н.Леонтьев сформулировал основные условия развития личности: человек вступает в жизнь как индивид. Однако индивид никогда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет личностью, если развивается вне общения и вне совместной деятельности с другими людьми. По выражению Б.Г.Ананьева, стать субъектом определенной деятельности – это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. «Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями».

По мнению В.В.Давыдова, критерием личности является наличие у субъекта деятельности способности к творчеству. Творчески действующий человек постоянно стремится создать нечто такое, что непохоже на сделанное другим или им самим. Он писал: «Во все исторические эпохи подлинное образование стремится воспитать в человеке личность, способную к творческим делам и смелым поступкам. Педагогика как теория такого образования обсуждает пути и средства воспитания личности, индивидуальности человека» 3 .

Проблемы соотношения человека и творчества представлены и в работах Н.Н. Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе развития человека лежит поисковая деятельность. «Поиск – одна из фундаментальных функций живого организма, универсальный психологический организм обновления и развития». По его мнению, поиск является основой детского творчества, является фундаментальным основанием любой здоровой личности. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве, которая «…является основной формой проявления детского саморазвития», и подчеркивает, что в процессе поисковой деятельности формируется эвристическая структура личности.

Немаловажное значение для возникновения продуктивной деятельности играет мотив, интерес, желание ребенка что-то сделать. Развитие мотивационно-потребностной сферы тесно связано с развитием эмоций, чувств. Они побуждают к деятельности, активизируют ее, влияя на успешность, продуктивность. Эмоционально заряженный человек может поставить цель и организовать деятельность по ее достижению. Мотивация задания не просто мотивация, а подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым. О важности и трудности обеспечения эффективной мотивации говорил Б.М.Теплов. Применительно к деятельности, организованной педагогом, он писал: «Возникает большая педагогическая проблема – нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять» Необходимо стимулировать у детей атмосферу творчества, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.

  • Особенности процесса обучения детей продуктивной деятельности

Процесс формирования личности ребенка в продуктивной деятельности – это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта деятельности. Доказано, что без разумного обучения деятельность не осваивается ребенком должным образом, а значит, он полноценно не развивается в ее условиях. Теория «свободы» и «невмешательства» в деятельность детей уже имела место в истории педагогики. Крайние позиции в отношении к ней: от полного отрицания до безоговорочного принятия не оправдали себя. Следовательно, разумное обучение детей продуктивной деятельности – непременное условие развития личности.

Процесс обучения продуктивной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми, в результате которого выстраиваются отношения, и формируется личность человека. Общаясь и взаимодействуя с ребенком, необходимо занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», т.е. взаимодействовать с детьми преимущественно на принципах сотрудничества и партнерства. В противном случае не вырастет человек инициативный, творческий, самостоятельный.

Дети дошкольного возраста лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к ней, запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому в совместной продуктивной деятельности педагога и детей широко используются игровые приемы и дидактические игры.

Необходимо включение ребенка в различные виды продуктивной деятельности в условиях семьи и ДОУ. Совместная деятельность – это основа содержательного общения взрослых и детей. Постепенно дети овладевают деятельностью и становятся все более самостоятельными в ней, способными начать ее по своей инициативе, организовать и выполнить, получая результат.

1.3. Методы и приемы обучения детей продуктивным видам деятельности

В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения продуктивной деятельности, которые соответствуют общим целям и задачам обучения, возрастным и индивидуальным особенностям детей, определяют степень самостоятельности и творческой активности детей.

Применительно к продуктивной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. В связи с задачами развивающего обучения определены место и характер их использования. Ведущими в обучении продуктивной деятельности дошкольников являются наглядные методы, среди которых выделяют: наблюдение, обследование предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших качеств личности, характеризующих его познавательную сферу, - наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность, обогащение наблюдения другими приемами (рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.д.) Эффективны индивидуальные задания-наблюдения, которые могут носить полностью самостоятельный, исследовательский характер и существенным образом обогатить индивидуальный опыт детей, создав основу для выполнения ими своеобразных, относительно неповторимых образов.

В ходе наблюдений необходимо учитывать возраст детей. Так, дети младших групп принимают тему, если она им интересна, наблюдения кратковременны, детям не дают установку на последующее изображение. Можно добавить в наблюдение элемент обследования.

Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели наблюдения желательно сообщить после эмоционального восприятия дошкольниками красоты изображаемого предмета, явления. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок, придумать композицию, определить, какими красками и материалами лучше нарисовать. Необходимо помочь детям научиться видеть предмет, его изобразительные признаки. Этому будет способствовать метод обследования. Умение смотреть и видеть в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением («не умею», «не смогу»), позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения, делает процесс обучения ребенка более активным и самостоятельным. При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения. Постепенно формируются обобщенные представления и обобщенный способ изображения предметов одного типа.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций применяется как косвенный метод обучения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. На картине можно показать доступный способ изображения пространства, земли и неба, элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра, способы передачи движения в рисунке. При обучении лепке картина может быть использована в качестве образца, так как плоскостное изображение не является самим предметом и не будет приемом механического обучения, ребенок сам должен найти приемы объемного изображения.

Образец, как метод обучения продуктивной деятельности, в последнее время потерял свою значимость. По справедливому замечанию Н.П. Сакулиной, дети, рисуя по образцу, рисовали по видению педагога и не учились самому главному умению – умению видеть предмет, явление. Поэтому в рисовании применение образца как метода обучения является нецелесообразным. В аппликации, декоративном рисовании образец является эффективным приемом, а в конструировании - и методом обучения. Использование образца может быть различным по характеру и организации познавательной деятельности детей (от подачи детям готовой информации – способов изображения, когда от них требуется понимание и четкое воспроизведение, до организации частично поисковой деятельности – по вариативным или незаконченным образцам).

Наряду с наглядными методами обучения продуктивной деятельности используются словесные методы и приемы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности и является методом развивающего обучения продуктивной деятельности. Беседа помогает детям продумать изобразительные средства для передачи сюжета в рисовании, сопровождает процесс обследования предмета, в старших группах подводит детей к самостоятельному установлению зависимости выразительности образа от способов действия.

Очень важен в работе с детьми, по мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, прием поощрения. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает в них желание выполнять работу хорошо. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей.

Широко применяется в продуктивной деятельности художественное слово. Этот прием вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

В последнее время педагогами активно используются игровые приемы в ходе продуктивной деятельности с целью мотивировки задания, при руководстве творческой деятельностью. Очень распространен прием обыгрывания предметов или игрушек, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними. Обыгрывание игрушек помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Другой прием – обыгрывание изображения (обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение). Специально организованное обыгрывание готовых детских работ позволяет педагогу живо и интересно провести их анализ и оценку, вызвав у детей интерес к продукту деятельности, вскрыть причины неудач и успехов. Прием обыгрывания незаконченного изображения направлен на руководство процессом изображения, и поэтому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.

Игровые приемы в сочетании с другими методами и приемами оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, повышают интерес к продуктивной деятельности, стимулируют самостоятельность детей.

Часть II . Организация образовательного процесса продуктивной деятельности с

дошкольниками

2.1. Формы организации детской продуктивной деятельности

Образовательный процесс с дошкольниками должен соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие личности ребенка. Педагогам необходимо так строить процесс продуктивной деятельности, чтобы он охватывал все направления развития, был интересен для детей, учитывал возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Организация образовательного процесса продуктивной деятельности призвана способствовать:

  • решению программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках организованной образовательной деятельности;
  • решению программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов;
  • взаимодействию с семьями детей;
  • построению образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В процесс организации продуктивной деятельности дошкольников включено два основных составляющих блока:

  • совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Такая структура образовательного процесса является каркасной для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и единственно возможной для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Это объясняется спецификой дошкольного образования и заключается в том, что обучение является, по сути, процессом “усвоения” содержания в различных видах деятельности (Д.Б.Эльконин.) Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Организуя образовательную продуктивную деятельность детей до 5 лет, взрослый использует не дидактическую форму образовательного процесса, а структуру, соответствующую возрастным особенностям детей: игра и родственные ей виды деятельности. Со старшими дошкольниками педагог вправе использовать занятия (от слова «занимательное дело») как форму организации образовательного процесса, основанные на совместной продуктивной деятельности взрослого и ребенка, учитывая при этом интересы детей, их индивидуальные возможности, эмоционально-интеллектуальный опыт. Можно выделить несколько видов таких занятий, которые проводятся, как правило, с группой детей (иногда с подгруппой):

  • комплексное занятие: на одном занятии используются разные виды деятельности (изобразительная, музыкальная, художественное слово и т.д.) и методы и приемы из разных педагогических методик (методики развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.);
  • экскурсия: целевое посещение объектов природы или социальных объектов;
  • коллективное занятие: изготовление коллективной работы для украшения детского сада, решения проектных задач и т.д.;
  • интегрированное занятие: включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием, которое выступает в роли главного;
  • занятие-творчество: творчество детей в специально созданной «Мастерской художника», с использованием нетрадиционных техник;
  • занятие – эксперимент: дети экспериментируют с бумагой, тканью, тестом, создавая при этом продукт творческой деятельности.

Важным моментом этой формы работы является умение педагога «замотивировать» дошкольников на деятельность, превратить ее в «занимательное дело», побудить у детей стремление добиваться желаемого результата. Взрослому необходимо занять позицию партнера в деятельности с детьми («рядом и чуть впереди»).

Н.А.Короткова выделила основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства)
  • открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Совместная продуктивная деятельность имеет место при соблюдении следующих условий:

  • общая мотивация;
  • общая цель;
  • единое пространство взаимодействия участников;
  • разделение единого процесса на связанные действия;
  • взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости);
  • последовательность действий в соответствии с целью;
  • необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность);
  • наличие единого результата.

Совместная деятельность взрослых и детей может быть организована как в ДОУ, так и в семье. Вместе с педагогом дети могут работать как всей группой, так и по несколько человек (подгруппой), и индивидуально. Содержание такой деятельности может быть разнообразным:

Совместная деятельность педагога

с детьми

Совместная деятельность

с семьей

ü изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;

ü экспериментирование;

ü рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

ü дидактические игры;

ü тематические досуги;

ü выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи;

ü проектная деятельность;

ü создание коллекций;

ü обыгрывание незавершенного рисунка;

ü тематический досуг;

ü творческие задания

ü создание соответствующей предметно-развивающей среды;

ü проектная деятельность;

ü прогулки;

ü создание коллекций

ü конкурсы

ü выставки работ

ü ситуативное обучение

ü участие в коллективной работе;

ü посещение выставок, музеев

Немаловажным фактором развития продуктивной деятельности дошкольников является организация работы не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах (на прогулках, в утренний и вечерний отрезок времени, после сна). Вместе с взрослым или сверстниками дети наблюдают за объектами живой и неживой природы; рассматривают объекты природы, интерьера; решают проблемные ситуации, конструируют из песка; лепят, рисуют, делают аппликацию в вечерний отрезок времени; обсуждают произведения искусства, средства выразительности; создают различные коллекции. Все это будет являться основой для организации самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников.

Самостоятельная деятельность детей организовывается, как правило, индивидуально. Дети могут самостоятельно украшать личные предметы, рассматривать какие-либо объекты природы, произведений искусства, рисовать, лепить, делать аппликацию и т.д.

Любая форма организации продуктивной деятельности неразрывно связана с интеграцией других образовательных областей, что способствует обогащению ее содержания и закреплению результатов. Интегрируя различные образовательные области в продуктивной деятельности, педагоги ДОУ могут удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет близкие для себя темы.

  • «Физическое развитие» - развитие мелкой моторики; воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение детьми нормами речи; использование художественных произведений для обогащения содержания продуктов деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
  • «Познавательное развитие» - сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений;
  • «Социально-коммуникативное развитие» - формирование трудовых умений и навыков, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств;
  • «Художественно-эстетическое развитие» - использование музыкальных произведений для обогащения содержания продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Любая форма организации продуктивной деятельности дошкольников в ДОУ и семье имеет своей целью стимулировать исследовательские действия ребенка, узнавая, таким образом, новое; ставить цель и достигать ее, самостоятельно выбирая при этом средства.

2.2. Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей

В первую очередь содержание самостоятельной продуктивной деятельности детей определяет эмоционально-интеллектуальный опыт. Дети могут повторять понравившиеся им темы деятельности со взрослым. Этот повторный интерес может быть вызван успехами предыдущей работы со взрослым, необычной техникой выполнения работы.

Для того, чтобы вызвать у детей желание в свободное время заниматься продуктивной деятельностью, можно положить детские поделки и соответствующий материал на видное место, где ребята обычно занимаются самостоятельно. Самостоятельная художественная деятельность по содержанию может быть связана с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам и т.д. Например, для развития сюжетно-ролевой игры недостающие атрибуты дети могут сделать сами или вместе с воспитателем. Поделки, изображающие животных, птиц, людей, успешно можно использовать в настольном, пальчиковом, теневом театре. Аппликации из ткани, пуха, соломы вполне применимы в быту или для оформления интерьера руками детей. Во всех этих случаях возможно применение действенной мотивации. Получение результата и использование его по назначению оказывают большое влияние на развитие самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей.

Немаловажное значение зарождению самостоятельной деятельности является грамотное руководство педагога. В руководстве самостоятельной деятельностью детей надо идти от интересов ребенка, его инициативы, выбирая позицию сотрудничества. Педагог может ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировать процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух (лепить, рисовать, делать поделку). Постепенно в этот процесс подключаются дети. Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и развивая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает сущность такой деятельности.

Педагог должен искренне интересоваться тем, что делают дети, проявляя себя благодарным, добрым зрителем, а если надо – помощником.

Одним из основных требований активизации самостоятельной продуктивной деятельности детей является грамотная организация предметной среды, которая должна быть направлена на формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. Для этого в группах созданы центры детского творчества с набором разнообразных материалов, где дети занимаются как индивидуально, так и небольшими группами.

С целью стимулирования активности, самостоятельности, творчества дошкольников учитывается принцип вариативности в размещении оборудования. В младших группах имеется место, где дети могут организовать рисование на полосе обоев, прикрепленной к стене. Каждый ребенок рисует свою тему, объединенную сюжетом с темами других детей. Для того, чтобы дети могли радоваться свободному и деловому общению, обмениваться впечатлениями во время работы, в группах имеются круглые столы, где могут объединиться сразу несколько детей. В старших группах имеются мольберты, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место.

Дети имеют свободный доступ к изобразительным материалам. В распоряжении дошкольников бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, мел, краски, кисти разной степени жесткости, природный и бросовый материал, пластилин. Новый материал вносится постепенно, по мере ознакомления с ним на занятиях. Для демонстрации готовых работ взрослым и детям в группах отведены специальные места, каждое из которых имеет свое эмоциональное название («Лучик творчества», «Вот как мы умеем» и т.д.)

Места для занятий детей продуктивной деятельностью в группах оформлены функциональной эмблемой («Веселый Карандаш», «Волшебная кисточка», «Палитра Красок», «Самоделкин» и т.д.). Воспитатели старших групп периодически помещают мольберт с набором красок, бумаги, пластилина на некоторое время в природный уголок, у окна, что дает возможность ребенку наблюдать за растениями и явлениями природы и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. В старших группах педагоги организовывают демонстрацию произведений живописи, графики разных художников в удобном месте группы, чтобы можно было присесть и полюбоваться картинами.

В развитии самостоятельной продуктивной деятельности родители – незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог должен раскрыть родителям смысл такой деятельности, значение для общего развития дошкольников, рассказать, как создать условия дома для самостоятельной деятельности детей. Следует объяснить, что к детским работам необходимо относиться бережно, привести примеры их применения, радоваться домашним успехам детей. Кроме того, необходимо привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующих возникновению творческого вдохновения: экскурсии, прогулки, посещение музеев, выставок и т.д.

Особое место в развитии самостоятельной продуктивной деятельности детей занимает работа по дополнительной образовательной программе «Волшебная кисточка», где дети сполна могут реализовать свои творческие возможности, используя нетрадиционные техники рисования. Начиная со средней группы, дошкольники постепенно постигают основы изобразительного искусства, знакомясь с такими техниками рисования как монотипия, кляксография, пальчиковая и ладоневая живопись, рисование «тычком», свечой и т.д. Становясь старше, дети знакомятся с более сложными техниками: граттаж, ниткография, раздувание, набрызг, рисование мыльными пузырями и т.д. Знакомясь с новыми техниками, у детей возникает желание попробовать их смешать («что из этого получится»). Педагог вместе с детьми находится в постоянном творческом поиске, подталкивая детей к новым открытиям. Главное, чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, глубже открывал для себя мир искусства.

Совместная деятельность ребенка со сверстниками, с взрослым при наличии правильно организованной развивающей среды открывает для детей огромные возможности для формирования активности, инициативы, творчества и способствует формированию самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников.

2.3. Организация мониторинга продуктивной деятельности

Неотъемлемой частью организации образовательного процесса продуктивной деятельности дошкольников является мониторинг, как фактор оценки ее результативности. Мониторинг имеет диагностическую основу.

Диагностическая работа направлена на изучение особенностей продуктивной деятельности и специфику личностных качеств дошкольника. Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми продуктивных видов деятельности, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения специально организованными диагностическими заданиями и анализом продуктов детской деятельности. Мониторинг проводится два раза в год.

Для мониторинга качества образования принципиальную важность имеет изучение побуждений к продуктивной деятельности и способность к ее самоорганизации. Основой мониторинговой оценки деятельности дошкольников является: побуждения; знания, умения и навыки; самоорганизация деятельности и поведения.

Оценка качества освоения детьми продуктивной деятельности ведется по четырех бальной шкале:

4 балла - побуждения устойчивые, проявляются стабильно; знания четкие, содержательные, системные; проявляет самостоятельность, активность, инициативу.

3 балла – побуждения проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребенок переключается на другие занятия; знания, представления четкие, краткие; задание выполняет только с помощью взрослого.

2 балла – побуждения ситуативные, продиктованные конкретной внешней ситуацией; знания, представления отрывочные, фрагментарные; выполняет задание в общей со взрослым деятельности.

1 балл – побуждения не проявляет; знания, умения не оформлены; задание не выполняет.

Для изучения личностных качеств дошкольника вносят характеристику достижений: инициативность, сообразительность, эстетический вкус в передаче образа, творческие проявления, доброжелательность.

На основании итогового результата (средний балл по показателям развития в соответствии с возрастом детей) определяется уровень достижения планируемых результатов:

Низший уровень – 0-1 балл

Низкий уровень – 1,1-1,9 баллов

Средний уровень – 2-3,1 баллов

Высокий уровень – 3,2-4 балла

Полученные данные позволяют выявить уровень развития продуктивной деятельности каждого ребенка и наметить зону его образовательных потребностей: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

Заключение

В связи с внесением изменений в образовательный процесс дошкольных учреждений и введением федеральных государственных требований к организации образовательного процесса, возникла необходимость более подробно рассмотреть проблему организации продуктивных видов деятельности дошкольников.

Целью решения данной проблемы явилось создание условий для личностного развития ребенка-дошкольника в процессе организации продуктивной деятельности. Для этого необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы дошкольник был замотивирован на деятельность; умел ставить цель, выбирать средства и достигать ее; Педагог должен содействовать развитию творческих способностей дошкольников, стимулировать исследовательские действия; способствовать развитию самостоятельности, активности, инициативы.

Процесс организации продуктивной деятельности дошкольников строится на совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей, на адекватных возрасту формах работы с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов и взаимодействии с семьей.

Организуя непосредственно образовательную продуктивную деятельность детей, педагог использует игру и родственные ей виды деятельности как основные формы работы. Со старшими дошкольниками педагог вправе использовать различные виды занятий (от слова «занимательное дело»), основанные на совместной продуктивной деятельности взрослого и ребенка, учитывая при этом интересы детей, их индивидуальные возможности, эмоционально-интеллектуальный опыт. Важным моментом организации продуктивной деятельности является ее интеграция с другими областями, что способствует обогащению содержания деятельности и закреплению ее результатов.

Одним из основных требований активизации самостоятельной продуктивной деятельности детей является грамотное руководство педагога и организация предметной среды, направленные на формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности. В руководстве самостоятельной деятельностью детей надо идти от интересов ребенка, его инициативы, выбирая позицию сотрудничества. Незаменимые помощники педагогу в развитии самостоятельной продуктивной деятельности – родители, которые способны пробудить у детей творческое вдохновение, используя такие формы совместной с детьми деятельности как экскурсии, прогулки, посещение музеев, выставок и т.д.

Особое место в развитии самостоятельной продуктивной деятельности детей занимает работа по дополнительной образовательной программе «Волшебная кисточка», где дети сполна могут реализовать свои творческие возможности, используя нетрадиционные техники рисования.

Неотъемлемой частью организации образовательного процесса продуктивной деятельности дошкольников является мониторинг, как фактор оценки ее результативности. Данные мониторинга позволяют выявить уровень развития продуктивной деятельности каждого ребенка и наметить зону его образовательных потребностей.

Таким образом, организация образовательного процесса продуктивной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей с учетом грамотного руководства педагога и организации развивающей среды способствует формированию разносторонней личности ребенка-дошкольника.

Список литературы

  1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие / Г.Г.Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 344 с.
  2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]: учебное пособие / В.В.Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  3. Кузин, В.С. Психология [Текст]: учебное пособие / В.С.Кузин. – М.: Агар, 1997. – 304 с.
  4. Лыкова, И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст]: справ. пособие/И.А.Лыкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 126 с.
  5. Лыкова, И.А. Проектирование художественного труда в ДОУ [Текст] / И.А.Лыкова // Управление ДОУ. – 2011. - № 7, С. 38
  6. Микляева, Н.В. Развитие дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ [Текст] / Н.В.Микляева // Управление ДОУ. – 2011. - № 6, С. 21
  7. Николаева, Е. И. Психология детского творчества [Текст]: учеб. Пособие / Е.И.Николаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 232 с.
  8. Рубан, Т.Г. Художественно-эстетическое развитие ребенка: интегрированный подход к организации занятий в детском саду [Текст] / Т.Г.Рубан // Управление ДОУ. – 2011. - № 2, С. 100
  9. Слободчиков, В.И. Психология человека [Текст]: учебное пособие для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
  10. Тимофеева, Л.Л., Бережнова О.В. Современное планирование деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ / Л.Л.Тимофеева // Управление ДОУ. – 2012. - № 1, С. 29
  11. Шундер, Т.Р. Современные формы организации педагогического процесса в ДОУ [Текст] / Т.Р. Шундер // Воспитатель ДОУ – 2009. - № 5. С.10

Кузин В.С. Психология.-М., 1997

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. – С. 135

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. – С.56

Поддьяков Н.Н. Внутреннее противоречие как источник психического развития ребенка//Дошкольное образование: история, традиции, проблемы… (Материалы юбилейной конференции). – М., 1997. – С.77,80.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания//Известия АПН РСФСР. – Вып.11. – М.; Л., 1947. – С.106