Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики. Cовременная система образования Новая субъектность школы

Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты.

2) Какая цель должна реализовываться в новой системе образования? Какую старую и новую функцию она должна выполнять?

Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования - передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остаётся. Но она дополняется новой функцией - обучения изменению культуры, прогнозированию... с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий...

В содержание образование должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.

Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.

Автор считает важным методом новой системы образования работу с информацией, потому что ученики в наше время получают готовую информацию для заучивания, следовательно, не умеют искать и обрабатывать информацию сами, а это очень важно в современном динамичном мире. Кроме того, с возникновением Интернета, где находится неисчислимое кол-во информации, человеку необходим навык ее фильтрования и умения работать с информацией, представленной в различных форматах.

4) Приведи пример ситуации,
а) недостатка информации:
Бабушка хочет выбрать себе новый телефон, чтобы звонить детям (предположим, что они в другом городе), но она не разбирается в функциях/характеристиках телефонов, следовательно, ей тяжело выбрать из-за нехватки информации.

б) избытка некачественной информации: Девушке понравился какой-то мальчик и она решает разузнать о нем у подруг/знакомых. Одни ей говорят одну информацию, другие - другую, в итоге ни те, ни другие ничего дельного не сказали, из-за большого кол-ва некачественной информации она так ничего и не узнала.

Образование в России сейчас – это поле боевых действий, и на этом поле Россия давно и безнадёжно проигрывает.

Пока мы боремся с террористами в Сирии, выстраиваем энергонезависимую экономику, внедряем импортозамещение, отбиваемся от нападок дикого Запада, внутри нас, внутри российской системы зреет такое, что может в конце концов поставить страну на колени.

У меня есть простой вопрос, после которого можно было бы даже и не продолжать чего-то там писать. Советская система образования в своё время была признана лучшей в мире – так? И она оставалась таковой на протяжении многих десятилетий – как минимум от полёта Гагарина до распада Советского Союза (а кое-где, особенно в малых городах и сёлах, – и дольше). А вот теперь вопрос: ЗАЧЕМ было менять эту систему, если она была лучшей в мире?

Я уже рассказывал, что в школах страны в соответствии с «Законом об образовании» оказывают образовательные услуги. На троечку. Кто-то защищает ЕГЭ: мол, хороший экзамен, хорошая система, позволяет поступить в разные вузы!

Но как-то забывается здесь, что, если человек хочет хорошо сдать ЕГЭ по какому-то предмету, он должен заниматься с репетитором. Причём сразу с несколькими. Школа не даёт тех знаний, которые нужны для успешной сдачи ЕГЭ. Кто-то будет спорить?

Кроме того, школа перестала быть и очагом воспитания, помощником родителям в воспитании детей. «Два-два-два, дурак-дурак-дурак!» - всё. Конечно, бывают дети патологически безграмотные, или не способные усвоить математику, или глухие к языкам, или не умеющие рисовать. Но зачастую вполне успешного изначально ребёнка безликая школа делает равнодушным к обучению и к оценкам. Посочувствовать, прихвалить, поговорить по душам, погладить по голове, спросить о проблемах, если педагог мужчина, поговорить как со взрослым, – таких рекомендаций и требований нет к предоставляющим образовательные услуги!

Так случилось, что мне иногда приходится наблюдать особенности учебного процесса в разных школах. Где-то есть хорошие преподаватели, которые работают ещё по старинке, кого-то можно называть учителем от Бога. Но в основном это безликая серая масса – к тому же малообразованная и забитая кучей бумажек, чрезмерными требованиями к составлению разных программ, обиженная несправедливым распределением стимулирующих надбавок к зарплатам. И всю эту злость, как правило, вымещают они на детях.

Недавно в соцсетях распространилось , где эти самые родители просят обратить внимание на их детей. Не душить двойками и криком, а помочь в воспитании. Не знаю, насколько такое во всех ростовских школах, о некоторых учителях слышал неплохие отзывы, но в основном, конечно, родители жалуются. Можно сказать, что родители нынче не те, и дети не те. Да и народ правительству не тот достался.

Простите, никого не хочу обидеть конкретно, но оглянитесь, уважаемые педагоги: к какой категории каждый себя отнесёт? Повторюсь: да, дети пошли не те, да, родители агрессивны, да, закон не на вашей стороне. Но кто ж тогда будет учить и воспитывать детей?

Нашумевшая недавно история с избиением детей директором одной из сальских школ буквально всколыхнула общество, причём всей страны. Даже мне писали с Первого канала и просили прокомментировать. Конечно, комментариев я давать никаких не стал, хотя эту женщину – фигурантку теперь уже уголовного дела – я в своё время знал. Но комментировать я не могу по нескольким причинам: сейчас сам не понимаю этой ситуации, да и в нынешние времена человеку что хочешь могут приписать. Одно знаю наверное: детей учитель бить не имеет права. Если не выдерживает – надо из школы бежать. Пропустил момент, сорвался – всё, тюрьма.

Как я уже говорил, к сожалению, многие нынешние учителя недообразованны. Опять же всю страну облетел видеоролик, когда ученица выучила и прочитала слова рэпера Оксимирона и выдала их за стихотворение Осипа Мандельштама. Учительница слушала с деланным наслаждением и поставила девочке пятёрку. На общую потеху всей стране. Потом вроде бы как придумали версию, что было задание сравнить Мандельштама с современной поэзией. Хочу сказать, что это едва ли не кощунственнее, потому как в рэпе поэзия, извините, и не ночевала. Рэперов так и называют – рифмачами.

Конечно, Мандельштам – поэт сложный. Мне встречались филологи по основному образованию, которые называли его Мендельштампом и даже Мандельшманом. Впрочем, у любого человека могут быть провалы в знаниях. Я, помнится, в юности, окончив уже институт, спорил с моими воспитанниками, утверждая, что Джомолунгма и Эверест – разные вершины. До сих пор стыдно! Однако нынешняя подготовка педагогов, да и вообще специалистов, выходящих из стен высшей школы, не то что оставляет желать лучшего, но и вредит государству.

Я скажу вот что: высшая школа в том виде, в котором она существует, наносит огромный ущерб экономике страны. И вот почему.

Если вы платите за что-то, надеетесь получить какую-то отдачу. Ну, товар, услугу. Хорошего качества и полезный, который пригодится в хозяйстве. Иначе зачем платить, верно?

Раньше государство направляло огромные деньги на подготовку специалистов в институтах и университетах, а после этого распределяло их на работу. То есть был заказ. Государство тратило на студента деньги, но за это выпускник вуза должен был отработать как минимум три года там, куда пошлёт его Родина, - там, где специалистов как раз и не хватает, чтобы развивать территорию. К тому же это было гарантированное трудоустройство.

Конечно, некоторые отлынивали, правдами и неправдами старались остаться в крупных городах, но большинство безропотно ехало туда, куда послала страна. И это было в порядке вещей: все понимали, что затраченные на обучение деньги надо отрабатывать.

А сейчас что? Студент, поступивший на бюджетное место, получает от государства щедрый подарок: от 63 до 112 тысяч в год за бакалавриат и от 75 до 135 тысяч в год за магистратуру.

По некоторым данным, в 2015 году в вузах России обучалось на бюджетных местах 576 тысяч человек. Получается более 50 миллиардов в год! А на одного студента за весь курс обучения «подарок» составляет от 320-350 тысяч для бакалавра до 500-600 тысяч для магистра.

И вот эта огромная армия выходит после получения образования на рынок труда. И что? А то, что эту армию в стране никто не ждёт! Ну не нужны у нас в таком количестве юристы, экономисты, переводчики, биологи, географы и даже педагоги! Да что там! Выпускники медуниверситетов – дипломированные врачи – вынуждены даже в Ростове устраиваться не то что медсёстрами – санитарками. Ибо мест нет! Так зачем же было тратить столько денег на их обучение?!

Да и для молодых людей трагедия. Выходит, учились-учились – и на тебе! Силы есть, знания есть, есть азарт, но ты никому не нужен. Помыкается-помыкается молодой человек, гордость и спесь пособьёт и идёт понуро хоть куда-нибудь – где сжалились и приняли на смешную зарплату. Есть горькая шутка про обучение: золотая медаль – красный диплом – свободная касса…

Разве эта ситуация не является одним из крупнейших преступлений века?

Ну, а теперь подошли к главному. Именно с Ростовской области начинается разрушение отечественной системы высшего профессионального образования.

    Когда несколько лет назад была введена так называемая «булонская» система, многие повозмущались, но быстро притихли. А между тем такой системой была узаконена подготовка недоспециалистов. То есть у студентов украли год обучения. А магистратура в большинстве вузов стала платной, за исключением нескольких бюджетных мест на каждом факультете. И возникла армия специалистов, которые как бы и имеют высшее образования, но достаточным количеством знаний и учебного опыта не обладают. Вот они и приходят на производство двигать нашу промышленность и науку.

    Я не хочу обидеть по-настоящему талантливых выпускников вузов, которым, по ряду причин, не удалось продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Но таких, как вы сами понимаете, совсем немного.

    Произошло крупнейшее объединение вузов страны. У нас образовался сначала монстр ЮФУ, а теперь вот ДГТУ поглотил строительный университет. И это тоже преподносится как благо: мол, деньги польются в укрупнённые вузы рекой.

    А оставшиеся «в одиночестве» вузы впоследствии будут довольствоваться возможностью готовить только бакалавров, то есть станут автоматически «второсортными» - соответственно, и контингент студентов в них изменится, а значит – и качество образования.

    Но вернёмся к ЮФУ. Дошло до того, что и студенты, и преподаватели начали выходить на пикеты и даже готовятся к проведению митингов и забастовок. Потому что, откровенно говоря, людей уже достали.

    Ну, во-первых, после укрупнения вузов и создания ЮФУ, разумеется, часть сотрудников была уволена. Меньше стало и бюджетных мест, куда осуществлялся набор. Опять минус.

    Надо выполнять указы президента, повышать зарплаты. Но для этого в России всегда один путь: «оптимизация» штата. То есть высвободившиеся после увольнения одних средства можно поделить промеж другими.

    Кроме того, судя по общей обстановке и по рассказам студентов, учащихся в ЮФУ на некоторых факультетах, образование плавно и настойчиво перетекает в самообразование, а качество подготовки преподавателей постоянно снижается: на место профессионалов приходят «креативные», которые из себя как учёные мало что представляют, зато умеют себя «преподнести». И вот это-то становится самым страшным.

    Ни для кого не секрет, что сейчас наплодилось всяко-разно кандидатов-докторов. Покупают диссертации, покупают учёные степени. Одна знакомая как-то рассказывала, что ей диссертация обошлась в стоимость хорошего автомобиля. Но тему диссертации так и не смогла припомнить. Только гордилась тем, что она защитилась, а другие – лохи!

    А кто-то, извините, своей тяжёлой задницей высидел в библиотеках и за компьютером эти диссертации и звания, кто-то десятки лет занимался глубокими, фундаментальными исследованиями, создал в науке целую школу – и что?

    Ну, стоит хотя бы сказать, что ЮФУ (прошёл слух) не собирается продлевать контракт с доктором юридических наук, профессором, Заслуженным юристом России, писателем и сценаристом, светилом отечественной криминалистики Даниилом Корецким. Думаю, что его в Ростовской области знают все: и студенты, и читатели, и зрители.

    И вот этому Корецкому отказывают в предоставлении места на юридическом факультете ЮФУ! Конечно, может быть, характер у профессора не очень (кому-то не нравится), но ведь это – имя! Имя в науке, в литературе, искусстве! В вузах мира таким людям присваивают звание почётных докторов, чтобы хоть как-то иметь кусочек славы такого человека. А у нас – не нужен, на фиг, на фиг, на фиг!

    Несколько лет назад в ЮФУ, как, в прочем, и во многих других вузах страны, были приняты так называемые «эффективные контракты». Если коротко и несколько утрированно, то так: есть набор критериев, которым должен соответствовать преподаватель, за них начисляются баллы, это требуется в отчёте. Мало баллов – меньше ставка.

    И вместо фундаментальной науки, каковая и должна развиваться в федеральном университете (а где ж ей ещё развиваться?), преподаватели должны распылять своё время на разные мелочи, чтобы им поставили птичку и не выгнали.

    Составляются рейтинги преподавателей, в соответствии с которыми у человека появляется право на замещение от целой ставки до 10 процентов. То есть тебя могут и не выгнать, но прожить на 0,1 ставки ты не сможешь. Ну хоть семи пядей во лбу!

    Моя знакомая, доктор наук, профессор, автор нескольких крупных монографий имеет рейтинг то ли 10, то ли 15 баллов. Другая знакомая, кандидат наук, доцент, которая, кажется, и вуз-то в своё время окончила заочно, является яростной общественницей, проводит разные мероприятия, ездит в командировки, в том числе и зарубежные, но монографию написала только одну, и то тоненькую. Никакого следа в фундаментальной науке, разумеется, не оставит, а по отзывам студентов, только и делает, что унижает их на лекциях, не давая знания. И вот она имеет рейтинг 300 с чем-то баллов!

    Как вы думаете, кого формально обязан предпочесть вуз? Естественно, вторую. А крупный учёный может остаться за бортом. Потому как не нужны учёные. А ну как вырастят тоже учёных. А научные школы в России пока ой как сильны!

    Вот так и добивают нас. И войны не надо. А так – всё ведь под благими предлогами.

    Но когда не останется специалистов (а это произойдёт уже довольно скоро, если ничего не будет меняться), мы станем не только сырьевым, но и интеллектуальным придатком Запада. Что пострашнее.

    Ведь если нас сейчас хотели разрушить путём снижения цен на нефть, а не получилось, потому что, как оказалось, в России ещё могут делать лучшие самолёты, лучшие ракеты в мире, лучшие комбайны и трактора, лучшие продукты и стройматериалы, вот тут-то Дядя Сэм и начал репу свою чесать.

    И я никак не могу даже представить, чтобы патриоты России могли так поступать с нашим образованием. Это – только враги, которых мы, может быть, даже и не знаем. Но с врагами надо бороться!..

    Игорь Северный , газета "Неделя нашего региона"

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

    Большое спасибо за Вашу помощь! Мы исправим это в ближайшее время.

1. Запиши определение понятия.

Образование - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому». В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объёмы познания и длительность жизни взаимосвязаны.

В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах, колледжах и др. ССУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

2. В современном мире образование является одним из показателей условия развития государства, а его доступность - одним из индикаторов качества жизни. Объясни почему.

Образование в современном обществе является главным компонентом успешности и развитости как человека, так и государства в целом, и в интересах государства контролировать и улучшать уровень образования в стране, поэтому государство обязано дать образование гражданину. Государство с образованными гражданами успешнее, так оно развивается духовно, социально, а главное развивается в науке, а значит и в экономике. Но не всякое государство может позволить давать качественное образование абсолютно каждому, так как качественное образование-это огромные затраты государственного бюджета.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты...

Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни, - уже не идеал, а необходимость системы образования динамичного мира...

(А. Гин, современный общественный деятель)

Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты.

2) Какая цель должна реализовываться в новой системе образования? Какую старую и новую функцию она должна выполнять?

Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования - передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остаётся. Но она дополняется новой функцией - обучения изменению культуры, прогнозированию... с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий...

В содержание образование должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.

Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.

Автор считает важным методом новой системы образования работу с информацией, потому что ученики в наше время получают готовую информацию для заучивания, следовательно, не умеют искать и обрабатывать информацию сами, а это очень важно в современном динамичном мире. Кроме того, с возникновением Интернета, где находится неисчислимое кол-во информации, человеку необходим навык ее фильтрования и умения работать с информацией, представленной в различных форматах.

4) Приведи пример ситуации, а) недостатка информации: Бабушка хочет выбрать себе новый телефон, чтобы звонить детям (предположим, что они в другом городе), но она не разбирается в функциях/характеристиках телефонов, следовательно, ей тяжело выбрать из-за нехватки информации.

б) избытка некачественной информации: Девушке понравился какой-то мальчик и она решает разузнать о нем у подруг/знакомых. Одни ей говорят одну информацию, другие - другую, в итоге ни те, ни другие ничего дельного не сказали, из-за большого кол-ва некачественной информации она так ничего и не узнала.

4. В 1993 и в 2013 гг. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

Результаты двух опросов (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Внимательно изучи диаграмму, выполни задания и ответь на вопросы.

1) Какой ответ был наиболее популярен среди опрошенных в 1993 г.?

Наиболее популярным среди опрошенных в 1993 году был ответ: Успех в жизни не зависит от образования.

2) Какой ответ был наиболее популярен среди опрошенных в 2013 г.?

Наиболее популярным среди опрошенных в 2013 году был ответ: Высшее профессиональное образование.

3) Определи, какие изменения произошли с каждым показателем в 2013 г. по сравнению с 1993 г.:

полное (среднее) образование: показатель незначительно уменьшился.

среднее профессиональное образование: показатель возрос на 10 %.

высшее профессиональное образование: показатель значительно возрос за последние 20 лет и стал преобладающим.

успех в жизни не зависит от образования: показатель очень сильно снизился и стал самым низким из всех приведённых.

4) Сделай два-три вывода, опираясь на данные диаграммы.

Значимость образования за последние 20 лет значительно выросла. Особенно популярным стало получать высшее профессиональное образование. Число тех, кто считает, что образование не нужно, сократилось почти на 45 %.

5) Предположи, какие перемены в жизни общества могли повлиять на изменение отношения граждан к образованию.

Развал СССР. Как вы знаете, практически все старались выучиться на 4 и 5, затем поступить куда-то, устроиться на работу, да и нельзя было не работать: закон о тунеядстве был. Но всё-таки в большинстве семей с самого детства воспитывалась вот эта культура, тяга к знаниям. Кстати, также и само гос-во делало многое, чтобы общество было образованным. СССР развалился, появилась бюрократия. Уровень образованности стал резко падать и упал почти на дно. Тогда, увы, было сложно найти культурного, образованного человека. А всё почему? Большинство "родителей" практически перестали воспитывать своих детей, и получался сброд, который уже в 14-15 лет курит, пьёт и постоянно деградирует. Но главной причиной, наверное, был всё-таки сам развал СССР, перестройка всей системы.

5. Ещё в XX в. человек, получивший высшее профессиональное образование, мог быть уверен в том, что полученных знаний ему хватит на весь период его работы. В современном мире знания - скоропортящийся товар. Они быстро устаревают. Назови основную причину этого явления.

Первая причина: нехватка рабочих рук, рабочей силы в наше время.

Вторая причина, основная, активное развитие новейших технологий, наука усердно движется вперед, забывая старое. (К примеру, раньше были проводные телефоны. Прошло несколько лет – появились беспроводные (мобильные с кнопочками), прошло пару лет – появились сенсорные телефоны).

В современном мире с каждым днем делают новые открытия. Люди в нашем мире должны следить за прогрессом, из-за нововведений, полученные нами знания 5 лет назад, устаревают, поэтому знания считаются "скоропортящимся" товаром.

Что такое непрерывное образование?

Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множества образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти. В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др.

Как способность работника к самообразованию, его готовность к повышению квалификации на протяжении всей трудовой деятельности влияют на его конкурентоспособность на рынке труда?

В настоящее время, когда быстро меняются технологии, внедряются различные инновационные методы и формы, человек, не занимающийся самообразованием и повышением квалификации, очень быстро отстанет и, соответственно, не сможет конкурировать с другими специалистами даже в том случае, если у него опыт работы больше.

Способность к самообразованию, повышению квалификации, является одной из основополагающих критериев подбора персонала современными HR менеджерами. Данные черты характеризуют соискателя/работника как человека, работающего на результат, стремящегося находить максимально эффективные и наименее затратные способы реализации цели. Люди с высокими показателями самообразования имеют наивысшую ценность и конкурентоспособность на рынке труда.

6. В учебнике перечислены качества человека, отвечающие запросам информационного общества. Дополни этот список.

Основные качества человека, отвечающим запросам информационного общества: высокая образованность, мобильность, владение иностранными языками, быстрая обучаемость, стрессоустойчивость, оперативность, умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию; способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

7. Заполни пропуски в схеме.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Современное образование находится в кризисе, поскольку традиционные задачи всеобщего просвещения к середине XX века были решены, а новые задачи простой сменой названия c «просвещение» на «образование» решены быть не могут. Более того, множественность смыслов слова «образование» мешает чётко сформулировать задачи нового этапа. Без чёткой формулировки целей и задач система образования с неизбежностью возвращается в логику системы просвещения.

Проблемы образования связаны не с доброй или злой волей реформаторов системы, а с недооценкой масштабов необходимых изменений: устаревшую систему последовательными локальными изменениями пытались привести в соответствие с новыми реалиями.

В результате старую систему сломали, но удовлетворяющую новым запросам систему не построили.

Особенностью современного образования является смена субъектности участников. Новая субъектность диктует множество новых индивидуальных запросов, которые нужно осознать и формализовать. Удовлетворение разных запросов требует согласования интересов всех участвующих в образовательном процессе субъектов. Управление множественными запросами требует соответствующей реструктуризации системы образования и, прежде всего, структур управления системой, оставшихся практически неизменными. Опыт реформ показал, что даже демократичный закон об образовании не может ограничить их привычный авторитаризм и навязчивый бюрократизм.

В этом документе мы декларируем общие принципы реструктуризации. Детали и подробные правила взаимодействия обновленных субъектов требуют отдельного рассмотрения.

Новые субъектности в системе образования

Новая субъектность ученика

Просвещение предполагает активное целенаправленное воздействие образованного субъекта учителя на пассивный объект обучения - ученика. В просвещенческой постановке задачи образования учитель знает, чему учить, а ученик знает, что он должен учиться и что предложенное учителем обучение ему во благо. Эта постановка задачи опиралась на ограниченность доступа к информации.

Сегодня нет дефицита информации и учитель не является единственным и лучшим его источником. Информация доступна в любом количестве, направленности и форме любому желающему. Ученик из пассивного объекта обучения становится самостоятельным субъектом.

В этих условиях насильственное обучение по внешнему выбору стало предельно неэффективно. Важнее умение создать условия для повышения мотивации ученика к обучению.

Новая субъектность ученика требует индивидуальной образовательной программы. В то же время, не все готовы к активному самостоятельному выбору, что маскирует новую субъектность на фоне массовой потери мотивации к обучению. Ставка на поддержку активных учеников требует постепенного продвижения новых образовательных отношений на фоне сохранения традиционных, но под ответственность самих учеников и их родителей, а не в рамках всеобщей единой для всех программы.

Новая субъектность учителя

В связи с изменением отношений учителя с учеником и необходимостью формирования индивидуальных образовательных траекторий, требуются новые компетенции и даже расслоение традиционной единой профессии учителя на несколько различных видов деятельности, в частности:

  • ведение разных по формам и содержанию вариантов учебных курсов, позволяющих заинтересовать и активизировать познавательную деятельность ученика (педагог, игропрактик) ,
  • подбор оптимальной комбинации учебных (развивающих) курсов из доступных ученику по различным критериям с учетом его интеллектуального, эмоционального, психологического, физиологического развития, помощь в выборе направления развития и в решении образовательных проблем (тьютор) ,
  • разработка учебных материалов и программ, предусматривающих различные активные стратегии освоения, в том числе игровые (методист, образовательный технолог, игротехник) ,
  • разработка и реализация методик оценки освоенных знаний и компетенций, органично сочетающихся с активными формами освоения знаний, в том числе игровых (тестолог) .

Реализации новых субъектностей мешает традиционная организация образовательного процесса, в которой целью обучения является сдача единых формализованных экзаменов. Это удерживает логику ведения единых программ обучения.

Новая субъектность заказчика образования

Когда-то государство являлось заказчиком образования и определяло потребности в специалистах. Постепенно, по мере насыщения острых кадровых потребностей и повышения уровня образованности общества, государство перестало справляться с этой функцией. Без явно выраженного заказчика образования невозможно сформировать обоснованные критерии оценки качества образования. Мода на различные рейтинги и оценки на основании надуманных параметров полезны только для формального сравнения между собой и с кем-то извне. Необходимо институциализировать все возможные типы заказчиков образования и дать им возможность формировать свой заказ.

Заказчиком образования может выступать:

  • сам ученик (родитель) на основании своих образовательных потребностей, в том числе на основании оценки рынка труда,
  • государство в лице конкретных ведомств и территорий, с учетом различия интересов на разных уровнях и местных особенностей,
  • бизнес, с учетом различий его по масштабам и динамике развития,
  • образовательные организации, имеющие устойчивый спрос или внешние связи.

Государство, как ответственный управляющий, дающий конституционные гарантии, может выступать в качестве регулятора спроса и предложения. Оно может дополнительно стимулировать те образовательные организации, которые обеспечивают наиболее востребованные образовательные запросы.

Важным субъектом образования могли бы стать независимые центры тестирования и квалификации (НЦТК)

НЦТК могут проводить оценку любых стандартизованных компетенций в любое время по желанию ученика. Тогда школа освобождается от функции контроля обученности - в ней остаётся только оценка как органичная обратная связь в процессе мотивированного обучения. В таких условиях школа и/или учитель могут отвечать за свои обязанности непосредственно перед заказчиком, в частности перед учеником (родителем). Если заказчиков обучения становится много, запросы к требуемым компетенциям множатся, - это ставит задачу оценки разных компетенций на новый непростой уровень.

Если подтверждение компетенций проводится в НЦТК, значимыми становятся именно их документы, а традиционные документы об образовании превращаются в памятные сувениры. Вместо пачки сертификатов НЦТК для подтверждения компетенций на этапе приемных испытаний и собеседований была бы удобнее «карта знаний». Разработка такой стандартизованной на государственном или ведомственном уровне «карты знаний» позволит сделать наглядным процесс собеседований: достаточно иметь опубликованный профиль «карты знаний» для требуемой компетенции и сопоставить его с заполненной «картой знаний» соискателя.

При наличии современных централизованных информационных систем такие карты могут строиться и сопоставляться в электронном виде с достаточной надежностью электронной подписи. Электронный подход одновременно обеспечит прозрачность компетенций для всех партнеров и клиентов любого специалиста.

Новая субъектность выпускника

Традиционная субъектность выпускника опирается на документ об образовании. Пока состав подтверждённых знаний был сравнительно невелик, наличие стандартных экзаменов, проверяющих освоение этого набора знаний, были абсолютно логичными процедурами. Они определяли требуемую субъектность выпускника: годность его к следующему этапу деловой или учебной карьеры и даже уровень его амбиций (по бренду выпускающей организации).

В условиях существенного расширения диапазона знаний по широте, глубине, срокам (переход на модель обучения на протяжении всей жизни) привычные границы квалификации потеряли смысл. Попытки их удержать оборачиваются скандалами и существенными издержками. Индивидуальная образовательная траектория может приводить каждого субъекта к своим образовательным и профессиональным целям собственным путем и традиционные документы об образовании слабо помогают разобраться в его реальных компетенциях.

Настало время отказаться от единых по времени и содержанию экзаменов, а также этапов обучения: каждый может двигаться к своим образовательным и профессиональным целям в своем графике.

Если школьная программа в традиционном изучении требует 11 лет, а при мотивированном может быть пройдена за 2-4 года, значит, за те же 11 лет содержание образования по индивидуальным планам может быть существенно расширено и/или углублено.

Важно переоценить и аспект воспитания, о котором снова заговорили в последнее время. В ситуации, когда учитель был уникальным источником знаний и образцом для подражания, можно было обосновано говорить о том, что школа обучает и воспитывает. Если под воспитанием понимать целенаправленное формирование внутренне принятых воспитуемым правил поведения и отношения к различным жизненным ситуациям, то на это способен только сам субъект воспитания: он наблюдает за поведением значимых для себя людей и решает, какие из них взять за образец. Поскольку учитель потерял ту значимость, которая была раньше, призывы «вернуть воспитание в школу» носят нереалистичный характер. Моральный образ учителя важен, но:

  • во-первых, среди учителей как массовой профессии есть самые разные люди и гарантировать в отношении всех образцовую моральность нереально,
  • во-вторых, гораздо важнее обеспечить соответствующий уровень культуры в обществе в целом - именно повседневная культура поведения вокруг обучающихся окажет несопоставимо более значимое влияние, чем дежурные воспитательные мероприятия в школе.

В школе важнее обеспечить разнообразные формы деятельности, в которых поощряются желательные формы поведения и подавляются нежелательные. Должны быть предусмотрены форматы коллективного обсуждения важных событий и личностных позиций, в том числе тех, с которыми ученики могут столкнуться в жизни, но подготовиться к ним могут только умозрительно.

Новая субъектность школы

Традиционная субъектность школы направлена на трансляцию стандартных образовательных программ. Новая субъектность требует от школы активной позиции, направленной на удовлетворение различных образовательных потребностей, нестандартных образовательных траекторий. Это возможно только при наличии свободы выбора образовательной стратегии, декларированной в законе, но необеспеченной на практике.

Формальным условием подавления самостоятельности школы является подчинённость директора как физического лица органу власти как работодателю. На психологическом уровне авторитарные отношения поддерживает совмещённость в единой структуре управления двух разных функций - обучения и обеспечения жизнедеятельности: отношения жёсткого контроля в вопросах жизнедеятельности переносятся на отношения в вопросах обучения.

Раздел школы на независимые юридические лица позволит разрешить эти противоречия и обеспечить каждую часть более простыми и понятными критериями качества:

  • все задачи, кроме обучения, можно оставить под контролем одного юридического лица, которое может функционировать в традиционной логике директора школы - назовем его комендантом,
  • за обучение отвечает другое юридическое лицо.
  • за обеспечение учебным оборудованием может быть выделено третье юридическое лицо, обслуживающее группу школ.

Главным критерием оценки работы коменданта и его структуры являются качество и надежность всех сервисов жизнедеятельности, безопасность и здоровье детей. Стимулирующим критерием становится количество проведенных ученико-часов. Сервисы нормируются, а за учебное содержание часов комендант не отвечает.

Это открывает перспективы свободного сосуществования как минимум трёх моделей:

  • в одном здании одна образовательная модель (внешне неотличимо от описанной в законе школы)
  • в одном здании несколько образовательных моделей, программ (образовательный «бизнес-центр»)
  • в нескольких зданиях реализуется одна образовательная модель («образовательная сеть»)

Последняя в списке модель в традиционной реализации внешне неотличима от советской школы с единым образовательным пространством по единой программе по всей стране. В современной реализации может иметь разные формы от органичных комплексов типа центров образования, до независимых школ, работающих по общей идеологии, например, «развивающего обучения», Монтессори, Международного Бакалавриата и т. п.

Простое деление традиционной школы по функциональному признаку обеспечивает мирную логику достижения гораздо более широкого спектра задач, чем обосновывали объединение школ Москвы, которое вызвало столько конфликтов. Становится прозрачным различие частных и государственных школ - по владению зданием. Появляется множество вариантов формирования критериев выбора независимой образовательной организации - по заказчикам образования.

Согласование независимости обучающей организации и её ответственности за качество обучения обеспечивается срочным (например, на 5 лет) гражданско-правовым договором, формируемым на конкурсной основе. При выделении функции обеспечения учебным оборудованием в отдельное юридическое лицо удобно выстраивать арендные отношения. При наличии конкуренции между подобными организациями это обеспечит гибкость и квалифицированное обслуживание оборудования.

В логике конкурсного отбора лежит выбор образовательной программы, предъявляемой образовательной организацией. Победа на конкурсе означает ответственность победителя за реализацию именно этой программы перед своим заказчиком. Это строго соответствует закону и защищает образовательную организацию и заказчика от любых иных вмешательств. Единственная возможность оспорить победившую программу - аргументированное заключение Обрнадзора о несоответствии её ФГОС.

Взаимосвязь и взаимозависимость активных участников образовательных отношений являются ключевыми принципами идеи разделения школы, позволяющими каждому участнику отвечать за реализацию своих интересов по понятным критериям оценки качества. Это создает условия для саморегулирования и, тем самым, резко снижает потребность во внешних проверках. Но для эффективного саморегулирования правила этих отношений не должны провоцировать выхолащивание содержательных смыслов под давлением формальных критериев. В частности, комендант не должен иметь голос в образовательных конкурсах, но будет их инициатором, если остаётся неиспользованный резерв ресурсов. Содержание правил не является предметом данного документа.

Новая субъектность могла бы появиться у куратора класса (расширенный статус классного руководителя)

Куратор в лице специалиста-тьютора при условии найма по договору с родителями мог бы представлять интересы родителей, находясь с подопечными в школе и контролируя как систему жизнеобеспечения (зона ответственности коменданта), так и образовательные программы. В его обязанности должны входить надзор за детьми в рамках образовательного процесса и использования бытовых условий, оказание им помощи, разрешение конфликтных ситуаций, информирование родителей и согласование с ними всех значимых аспектов жизни детей в школе. Прежде всего, тьютор должен осуществлять экспертные функции по оценке соответствия всех условий потребностям каждого подопечного. Для этого он должен обладать набором компетенций по психологии, медицине, педагогике, юриспруденции в отношении тех вопросов, с которыми может столкнуться в рамках образовательных отношений ребенок соответствующего возраста или его родитель.

Новая субъектность вузов

Традиционный вуз ориентирован на устаревшую модель подготовки по фиксированным профессиям, которых практически уже нет. То, что раньше было профессией, сегодня является направлением обучения. Иногда разные направления имеют минимальные содержательные отличия. Реальная профессиональная деятельность часто существенно отличается от названия профессии в дипломе. В результате, выпускники не готовы сразу приступить к работе и им требуется доквалификация на конкретном месте работы. Относительно успешно могут работать сразу после выпуска только те, кто успел поработать в реальных условиях параллельно с обучением в вузе.

Когда-то университеты были местом встречи мотивированных студентов с лучшими и воодушевленными специалистами. Постепенно, по мере индустриализации образования, логика традиционного обучения в вузе стала слабо отличаться от школьной модели обучения:

  • Несколько первых лет обучения в вузе охватывают примерно одинаковый состав учебных дисциплин у большого числа студентов;
  • Наиболее типичной остается лекционная форма работы, которая давно признана одной из самых неэффективных;
  • Многие семинарские занятия также включают значительные лекционные фрагменты;
  • Семинарские занятия часто являются тренинговыми по решению стандартных задач;
  • Большинство преподавателей вуза по организации образовательного процесса принципиально не отличается от школьных, и отличаются подчас в худшую сторону.

Таким образом, академическая часть обучения в вузе принципиально от школы не отличается, поэтому всю академическую часть программы вуза можно проводить в школьной логике независимо от вуза и сроков обучения с независимой квалификацией в вышеописанных центрах тестирования. Такая открытая профильная школа может быть составной частью школы в предложенном выше понимании - свободном формировании индивидуальной образовательной траектории. Если заказчики образования заинтересованы в квалифицированных специалистах, они будут трепетно следить за траекториями тех, кто отвечает их потребностям.

Профессиональная компетентность может формироваться только в реальной деятельности на реальных ошибках в живом общении с реальными работниками-специалистами в прикладной сфере. Без внесения в процесс обучения заинтересованного профессионального общения невозможно обеспечить требуемое качество и необходимую эффективность.

Новая субъектность вуза, освобождённого от академической части программы, могла бы вернуться к истокам заинтересованного общения студентов с квалифицированными специалистами. В отличие от старых университетов, учитывая иную плотность современных знаний, вуз мог бы ориентировать студентов на узкоспециальные курсы и профессиональные практики, желательно на реальных предприятиях и в учреждениях. Именно вузы могут стать лучшими кадровыми агентствами, если смогут обеспечить эффективную логистику нужных специалистов. Широту знаний можно поддерживать, стимулируя специалистов на освоение дополнительных модулей.

Наиболее близко такому подходу обучение врачей на этапе ординатуры, когда студенты теоретически почти всё знают, но не умеют применять академические знания. Сам вуз при этом является координирующей структурой и ценен умением выстраивать образовательные программы, набирать и организовывать студентов, согласовывать графики работы, вести необходимый документооборот.

Новая возможная субъектность лабораторных центров и мастерских

Большую роль в обучении играют практические навыки, без которых академические знания носят схоластический характер. При формальном исполнении практических работ эффект от них крайне низкий. В традиционном обучении запланированные лабораторные работы часто проводятся формально.

Изложенная ранее логика гибкого формирования индивидуальной образовательной траектории позволяет в аналогичной логике создавать отдельные центры, в которых были бы сконцентрированы лабораторные комплексы. Это позволило бы поддерживать их в работоспособном состоянии и комплектовать мотивированными сотрудниками. Такие лабораторные комплексы есть во многих вузах. В предложенной логике вычленения типовых оргструктур, лабораторные комплексы могут быть самостоятельными и обладать компетенцией подтверждения приобретенных навыков в виде справки для заполнения образовательной траектории обучающегося. Аналогично могут формироваться учебные мастерские. На начальном этапе существующие при вузах лаборатории и мастерские могли бы предлагать свои ресурсы для внешних обучающихся, если их сертификат будет признаваться за рамками вуза. Стоит учесть позитивный и негативный опыт межшкольных учебных комбинатов.

Превращение независимых лабораторных центров и мастерских в исследовательские и творческие центры для разных групп мотивированных обучающихся могло бы повысить качество приобретаемых навыков. Эти центры могли бы стать точкой концентрации исследовательских и проектных групп, способствующих прикладной профориентации в логике дворцов творчества.

Новая субъектность развивающих активностей

Традиционное место развивающих активностей очевидно по факту терминологического деления образования на основное и дополнительное. По оценкам социологов, более 2/3 имеющихся компетентностей люди приобретают вне основного образования, в дополнительных развивающих активностях. При создании системы образования, адаптивной к индивидуальным потребностям, может быть стёрта грань между видами образования. Это позволит любую развивающую и интересующую учеников активность рассматривать как полноправное образование наравне с привычно важными «предметами».

Театры, музеи, галереи, кружки, студии, ансамбли, музыкальные школы, спортивные секции, тематические выездные лагеря и фестивали - всё это и многое другое, подтверждающее полезные обществу компетенции, встанет в единый ряд системы образования.

Новая субъектность органов власти

Органы власти не справились с возникшим после 90-х годов ростом разнообразия школьных моделей и начали его подавлять в логике управления системой просвещения. Такое управление входит в конфликт с конституционной логикой ответственности за обучение, которая возложена на родителей. Критерии оценки качества выбираются умозрительно, влияние реальных потребителей на них практически отсутствует. Новая субъектность органов власти должна учитывать новые субъектности в системе образования и согласовываться с ними.

При разделе школы на независимые структуры обучения и жизнедеятельности, система жизнедеятельности видится намного логичнее под контролем министерства по строительству и ЖКХ, чем под Минобрнауки. Достаточно вычленить для образовательных зданий формальные стандарты соответствия по возрастам, которые должны быть обеспечены. Превышение возможностей над требованиями стандартов могло бы быть конкурентным преимуществом здания или предметом договора, местных стандартов.

Поскольку каждое ведомство в изложенной логике становится заказчиком образования, в нём полезно возложить на структуры, ответственные за кадровую работу, дополнительный спектр образовательных задач от планирования потребностей до профориентации и ведомственных мероприятий по мониторингу, разработку (заказ) образовательных программ.

Если образовательные организации становятся независимыми и отвечают непосредственно перед заказчиками, нет смысла в отдельном ведомстве - Минобрнауки. Мониторинг результатов образовательной деятельности в стране, научную проработку планов и результатов логичнее производить в экспертных структурах под контролем межведомственного комитета по координации системы образования.

Межведомственный комитет должен отвечать:

  • за статистику и её анализ,
  • за нормативное обеспечение образовательной деятельности,
  • за координацию образовательных подразделений в ведомствах,
  • за формирование согласованной образовательной политики государства,
  • за подготовку бюджета всей системы образования.

Важным новым элементом могло бы быть включение в учет анализа мероприятий и их результатов, связанных с участием в образовательных процессах учреждений культуры, науки и спорта.

Межведомственный комитет был бы логичен в составе министерства экономического развития в качестве расширения деятельности по управленческим кадрам.

  • Нормированные требования к качеству независимого тестирования обеспечат контур государственного контроля для всех участников на всех этапах обучения, независимо от сроков проведения каждым участником.
  • Обрнадзор должен продолжить нормативный контроль за образовательным процессом и за деятельностью НЦТК.
  • Описанное изменение субъектности всех участников образовательного процесса, приводящее к широкому разнообразию и независимости образовательных услуг, влечёт за собой изменение формы гарантий бесплатности образования.

Под конституционной гарантией бесплатности образования подразумевается погашение стоимости затрат на обучение для родителя ученика или самостоятельного ученика. Способ погашения сегодня реализуется путем перераспределения выделяемых на образование средств государственного бюджета по иерархической модели под контролем органов власти. В условиях разнообразия и множественности выбора иерархические модели становятся непомерно сложными и их нужно исключить с учетом уже принятой логики подушевого финансирования.

Поскольку образовательные здания существуют независимо под управлением местных органов власти, государство остается в этом аспекте в традиционной роли. Логика финансирования мероприятий по обеспечению жизнедеятельности здания без учета затрат на образовательный процесс принципиально не меняется.

Для оплаты работы образовательных организаций предлагается обеспечить каждого ученика спецсчетом на обучение («образовательным ваучером») с ежегодным начислением из федерального бюджета в зависимости от его возраста, результатов независимого тестирования и творческих мероприятий (олимпиад, конкурсов, конференций).

Этот счёт должен обеспечить гибкое расходование средств на усмотрение ученика (родителя) между разными образовательными услугами c дробностью до одного учебного часа. Для согласования гарантий и гибкости в использовании этого счета можно вести его в учебных часах, достаточных для предусмотренного государством уровня образования. Стоимость учебного часа может пересчитываться либо в единой логике и меняться год от года, либо носить гибкий характер в зависимости от различных критериев. Соотношение оплаты образовательных услуг через спецсчет и живыми деньгами в государственной школе может регламентироваться органами власти.

Перенос акцента конституционных гарантий со сквозного регулирования всех аспектов образования на непосредственное погашение утвержденной стоимости образования создает реальные условия для формирования активных и ответственных граждан, воспитанных в ситуации мотивированного ответственного выбора собственной образовательной программы. Это повышает их готовность к пожизненному образованию, востребованному современным общественным прогрессом. Перенос ответственности за оплату обучения и смежных образовательных услуг на ученика (родителя) освобождает государство от необходимости решать вопросы оценки качества и оплаты непосредственно образовательных организаций, переориентирует организации на основного заказчика обучения и вынуждает конкурировать друг с другом на стандартных и давно отработанных рыночных принципах. Государственная поддержка конкретных организаций может осуществляться целевым образом по отдельным программам поддержки и стимулирования.

Существует риск госбюджетного недофинансирования реального образования с переносом акцента на гражданское финансирование, но лучше открытая ситуация для гражданского диалога с властью, чем демагогическая профанация реальных условий образования.

Новая субъектность системы образования

Традиционная система образования построена по принципу стандартных для всех крупных модулей, успешное освоение которых проверяется общими одновременными испытаниями и подтверждается стандартным документом. Эта логика хорошо работает на едином образовательном конвейере при небольшом разнообразии образовательных программ. Однако, чем более дискретные единицы, тем менее сложную картину из них можно составить. Современное состояние цивилизации и резко возросшая скорость развития технологий требуют существенно большей гибкости системы образования.

Новая субъектность системы должна быть направлена на обеспечение возможности построения каждым гражданином страны своей образовательной траектории, наиболее оптимальной для индивидуального сочетания возможностей и предпочтений, причем в течение всей его жизни. Это позволит максимально эффективно развиваться мотивированным обучающимся, отслеживать их прогресс и обеспечивать им возможность эффективно встраиваться в решение профессиональных задач страны.

Учитывая инертность системы образования в лице всех участников (педагогов, администраторов, родителей и, как следствие, учеников), необходимо обеспечить условия для продолжения функционирования традиционной и привычной им модели организации обучения, но по собственному выбору.

  • Каждый родитель должен самостоятельно обсудить со своим ребенком предлагаемые возможности и сделать выбор: обучаться по традиционной модели или пробовать новые формы.
  • Каждая образовательная организация должна выбрать свое место на образовательном поле в виде предлагаемой образовательной программы и отвечать перед заказчиком за ее реализацию.
  • Критерием результативности продукта (образовательной программы в исполнении конкретной образовательной организации) могут служить разные параметры, но результаты независимого тестирования займут в них важное место.
  • Чтобы облегчить задачи построения гибкой траектории и оценки ее прохождения, необходимо привычные крупные блоки знаний разбить на более мелкие («гранулы»), классифицируемые по уровням.

Самой важной особенностью новой субъектности системы образования должна стать новая субъектность заказчика образования. Наличие разных заказчиков и разных заказов с разными критериями оценки качества создают выбор возможностей. Это позволит без видимых революций сохранить традиционные формы обучения и дать возможность развитию новых форм. Отсутствие жестких требований к содержанию образования, формирование реального выбора в виде конкурса образовательных программ, наличие инструмента выбора в виде индивидуальных образовательных счетов– все это позволяет изменить модель управления образованием с сохранением конституционных гарантий (часть 2 статьи 43 Конституции) и реальным переносом ответственности на родителей (часть 2 статьи 63 Конституции). Соотношение явно декларированных заказов и предложений обеспечит динамические условия саморегуляции при развитии системы.

Наиболее заметным изменением станет отсутствие границ между видами и уровнями образования, т. к. каждый сможет двигаться по «карте знаний» собственным образом, а любой новый шаг будет определяться его собственным заполнением «карты знаний». Это, помимо создания условий для мотивированного обучения, обеспечивает гибкость освоения новейших видов деятельности, т. к. они обычно определяются небольшими новыми блоками знаний на традиционном фундаменте знаний. Любой имеющий карту на уровне этого фундамента может войти в новую деятельность, освоив новые блоки знаний.

Контроль за содержанием образования выходит на общедоступный контур независимого тестирования и постоянно развиваемую «карту знаний». Это позволяет обеспечить независимый мониторинг состояния образованности всей страны с детализацией до населенных пунктов.

Выделение подушевых средств на обучение из федерального бюджета будет стимулировать финансирование местных условий для обучения, т.к. лучшие образовательные программы, особенно при развитии дистанционных форм обучения, будут способствовать притоку обучающихся из менее успешных в образовательном смысле регионов. С другой стороны, могут быть разные стратегии развития регионов: кто-то будет успешен в организации условий для обучения, а кто-то сумеет более заботливо обеспечить в своем регионе заказ и трудоустройство специалистов.

Этапность реализации системы (на 5 лет)

  1. Корректировка нормативной базы для возможности раздельного лицензирования и независимого функционирования образовательных зданий и образовательных организаций без собственной учебной базы, раздельные требования стандартов
  2. Разделение школы на 2 юридических лица: обучение и жизнеобеспечение
  3. Развитие центров независимого тестирования и квалификации
  4. Подготовка и переквалификация кураторов-тьюторов
  5. Переподчинение структур органов власти в сфере образования, связанных с жизнеобеспечением, в структуры МинстройЖКХ
  6. Формирование в ведомствах структур развития кадров (HR), разработка «карт знаний»
  7. Переформирование оставшихся структур Минобрнауки, ответственных за обучение, в межведомственный комитет по координации системы образования.

Параллельно должна вестись разработка правил взаимодействия всех участников, включая условия оборота образовательных ваучеров и наличных денег, проведения конкурсов и заключения срочных договоров с образовательными компаниями, расчет и запуск ваучерной модели компенсации стоимости обучения. На подготовительном этапе, пока указанные выше этапы не реализованы, эти механизмы не актуальны. Подробнее о модели реструктуризации системы образования можно прочитать .

«Идея отправлять детей в некое богоугодное заведение, где их будут учить посторонние люди по программам, составленным политиками и высоколобыми теоретиками, сама по себе столь несуразна и оторвана от реальных потребностей ребенка, что остается только удивляться, как она ухитрилась воплотиться в жизнь.»

Стивен Харрисон, «Счастливый ребенок»

«Смешно и невозможно поверить сегодня, что само слово «школа» произошло от древнегреческого корня, обозначающего досуг!»
Марина Космина, журнал «Образование и карьера»

Вряд ли сегодня кто-то будет спорить, что нынешняя модель образования больше напоминает конвейер по штампованию винтиков экономического механизма, чем систему, способствующую развитию СВОБОДНОЙ личности. Ну, в принципе, это понятно. Государству свободные личности не нужны. Но о чем думают родители?!

Судя по всему, родители настолько увлеклись обучением детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе.

Большая часть моих знакомых родителей, как, впрочем, и педагогов, страшно недовольна современной общеобразовательной школой. Но, тем не менее, никто не пытается что-либо менять… В конце концов, большинство прошло через эту систему и считает ее единственно возможной.

Неужели они забыли собственную ненависть к диктатуре школы? Давайте откроем энциклопедию: «Тоталитаризм: одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих». Вам не кажется, что это о нашей школе?!
«Да, именно так, - замечает журналист Марина Космина, - классно-урочная система образования - со всеми атрибутами ее террора над свободой личности, во-первых, в принципе враждебна ребенку и некрофильна. А во-вторых, она безнадежно устарела.»

Все, что мы привыкли считать незыблемой основой, сутью школы, нормой ее устройства - весь этот Школьный Режим, который, как мы надеемся, дисциплинирует их и приучает к труду (особенно интеллектуальному), к жизни в обществе с его необходимостью ежедневной работы вообще и над собой в частности, с его графиками, расписаниями, планами и дед-лайнами, с неизбежностью подчинения и cупер-спросом на исполнительность - так вот, весь этот школьный режим на самом деле лишь карательно-принудительная система, не дающая ребенку свободно дышать, жить и развиваться. За то они и ненавидят ее столь дружно и последовательно.

А в таких условиях, как ни жаль, школа учит не столько математике и химии, сколько дает уроки умения изворачиваться, обманывать, приспосабливаться к давлению силы и власти, лгать, предавать.

Это не фантазии. Это – реальность…

Так давайте все-таки попробуем разобраться: а) чего же больше от современной школы – вреда или пользы и б) действительно ли современная школа – это единственный возможный путь для образования вашего ребенка…

Развитие, творчество, уверенность в себе

Вы не замечали, что ваши детки до того, как пошли в школу, просто искрили творческими импульсами, проявляли ко всему живейший интерес и фонтанировали идеями и озарениями? Прошло несколько лет школы и куда все это делось?

Помнится, Корней Чуковский первым выпустил книгу «От двух до пяти», в которой опубликовал высказывания детей этого возраста. После, книг подобного рода появилось множество. Дети говорят поразительные, парадоксальные вещи. Но почему же нет книг с высказываниями детей от от 14-ти до 18-ти, почему в этом возрасте подростки (в основной своей массе) говорят уже одни банальности? Очевидно, что дети до пяти лет, более творческие, чем хорошо обученные школьники.

Как верно замечает Стивен Харрисон, «существующие педагогические системы исходят из того, что внимание ребенка нужно удерживать. Но разве ребенок настолько несовершенен? Разве он изначально не несет в себе любознательности, творческих способностей, желания общаться - всего того, за что так борется система образования? Разве с самого начала дети не стремятся учиться что-то делать, не накапливают информацию и не общаются куда эффективней взрослых?»

Почему мы за ребенка решаем, что ему нужно учить и по сколько часов в день? Почему ребенок не имеет права стихийно строить траекторию своего образования, пробираясь в море информации вслед за своим самостоятельным интересом, или он должен поглотить отмеренную взрослыми меру культурного опыта человечества - пассивно, с сопротивлением, поверхностно, с провалами, но по плану?

Когда я отдал дочь в детский сад, она проходила туда ровно неделю, а после наотрез отказалась. На вопрос «почему?» трехлетний человечек ответил: «Там все одинаково»… Более емко не сказал бы и Эйнштейн. А сад – это еще не школа!

Современная школа – это классы по 30 человек, где занимаются дети одного возраста по одной и той же программе с одной и той же скоростью преподавания… В то время, когда писано-переписано, а главное, практика показывает, что при общении детей разных возрастов скорость развития на несколько порядков вырастает у всех (!!!) возрастов общающихся… В этом отношении двор, с его набором сложных коммуникативных ситуаций и выборов ребенка, гораздо больше способствует развитию вашего чада, чем школьный класс. Да и вообще, заучивание, действие по шаблону - самый низкий уровень мыслительных умений, а школа другого, увы, не предлагает…

«Умственным ли трудом занимается ребенок, которого десять лет отучают творить, то есть действительно думать, и заставляют заниматься лишь запоминанием и воспроизведением образцов? И в каком социуме реально может адаптироваться выпускник? Разве что в вузе. Согласен: единственная жизненная задача, которую реально способен решить вчерашний одиннадцатиклассник, - это поступить в ВУЗ», - замечает преподаватель Санкт-Петербургского университета, автор книги «Введение в гуманитарную экспертизу образования», Сергей Леонидович Братченко.

Четыре вопроса о школе:
Что происходит в школе с верой ребенка в себя? С его способностью опереться на самого себя? С его готовностью решать свои проблемы с позиций автора и хозяина своей жизни? Школа - способствует она тому, чтобы каждый ребенок больше верил в себя, или наоборот?
Как ребенок понимает и ощущает самого себя? Как он знает свои сильные и слабые стороны, свои ресурсы? Помогает ли школа ему понять себя? Или она внушает ему иллюзии? Или, наоборот, она вообще отвращает его от желания узнать себя?
Что делает школа со способностью ребенка жить среди людей - таких же свободных, таких же неповторимых? Какие способы разрешения неизбежных противоречий между людьми показывает детям школа на примере внутришкольных отношений? Развивает ли школа способность понимать других, принимать, несмотря на все различия, сочувствовать им и договариваться с ними? Или она знает один принцип: «Вон из класса»?
Насколько у ребенка развивается тяга к выстраиванию собственной жизни? Насколько он понимает, что жизнь - это результат его усилий? Насколько он готов справляться с трудностями, насколько у него хватит мужества? Понимает ли он жизнь как работу, как творчество, как решение жизненных проблем? Или ему внушили, что правильная жизнь - прямая, а трудности - это ненормально, это чья-то вина?

Если хотя бы на половину из этих вопросов школа может ответить позитивно, то со стопроцентной уверенностью можно было бы заявить: она растит Личностей.. Только… где они такие школы… Но и это еще не все…

Проблемы здоровья

По данным коллегии Министерства образования Российской Федерации, в школу поступают практически здоровыми примерно 70% детей, а заканчивают - только 10% выпускников. Причем больше всего болезней находят у старшеклассников. Неудобная мебель портит осанку, сухомятка - желудок, недостаток света сказывается на зрении.. По предварительным данным, практически каждый четвертый ребенок плохо видит. Врачи связывают это с плохой освещенностью школьных классов, и чрезмерным увлечением телевизором и компьютером. Кроме того, многие дети имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом и желудочно-кишечным трактом. Педиатры утверждают, что основная причина детских гастритов и колитов - неправильное питание в школе. Таким образом, врачи сделали вывод, что большая часть болезней возникает у подростков именно за время учебы.
Вот грустная пятерка самых частых заболеваний в связи со школой:

Заболевания органов дыхания,
близорукость,
расстройства, связанные с пищеварением,
болезни костно-мышечной системы,
заболевания органов кровообращения.

Костно-мышечные заболевания – от неправильной позы, которую школьники меняют гораздо реже, чем это жизненно необходимо. Да и мебель в наших школах далеко не всегда удобная.
«Большинство родителей не позволят восьмилетнему ребенку пользоваться взрослой битой при игре в крикет или взрослым велосипедом, однако они не беспокоятся, когда их дети сидят длительное время без опоры со скрученной шеей и перенапряженными запястьями», – сообщил Профессор Питер Бакл (Peter Buckle) из Центра медицинской экономики Робенса (Robens Centre for Health Economics).
Что касается «дыхалки», то туберкулез, увы, еще жив. В школе из-за большой скученности детей в одном помещении в течение дня складывается определенная, часто неблагоприятная, воздушно-тепловая среда. Выход? Постоянно проветривать и проветривать, что далеко не всегда делается.

Глаза – всегдашний бич школы. По статистике, у каждого пятого ребенка к 11-му классу не все в порядке со зрением. На это влияет все – количество и размер окон в классе, спектр и оттенок ламп дневного освещения, цвет стен (они должны быть матовые, пастельных тонов), цвет штор (обязательно светлые).

Интересная история с «голгофой», то есть классной доской. Она должна быть зеленой или коричневой, но ни в коем случае не черной. Глаза в первую очередь портятся из-за постоянной переадаптации в течение урока: в тетрадях и учебниках учеников записи черным по белому, а на доске – белым по черному. Так что лучше всего – вообще новомодные белые доски, по которым пишут маркером.

Что имеем? Нагрузка на глаза + плохой свет + долгое сидение + не домашнее питание + духота и жара – получается, школа это самое вредное место в жизни ребенка! (Это мы еще не говорим об интеллектуальной нагрузке, экзаменационных стрессах, разборках с учителями и зимнем вставании к 8 утра.)

Итак, допустим, мы согласились, что школа это плохо. Какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных:

Переход ребенка на экстернат;
Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы);
Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Главное, что экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе. По этому пункту добавлю только, что если вы решились на экстернат, то по российскому законодательству любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить возможность сдачи школьной программы экстерном.

Альтернативная школа
Основные признаки таких школ, отличающие их от стандартных, это:

Здесь уважают учеников, а не систему.
Ученики имеют возможность выбирать способ и темп подачи материала на уроке.
Гибкий учебный план, меняющийся в зависимости от того, кто учится в классе.
За принципы обучения отвечают ученики и учителя, а не система.
В группах, с которыми они работают, учителям предоставляется свобода действий.
Устаревшие педагогические правила не запрещаются. Новые идеи приветствуются.
Тесты постоянно изменяются и перерабатываются, чтобы соответствовать уровню навыков и знаний.
Постоянно меняющиеся техники обучения являются нормой на протяжении всей истории существования заведения.
Возможно, что все это спорно.

К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам:

Система школ Монтессори, являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет, поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования – также школа «американского» типа, является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире, с 800 школами более чем в 30 странах мира. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. К сожалению, Вальдорфские школы можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве)…

Школа Академика Щетинина - настоящая община в самом лучшем контексте этого понятия. Ее отличие от прочих школ в том, что она находится в лесу, и по сути, является маленьким государством. Здесь вы также не найдете одновозрастных классов, учебников и уроков… Школа строится на пяти основаниях: нравственно-духовное развитие каждог; устремленность к познанию; труд, (точнее, любовь к труду в любых проявлениях, например все корпуса школы построены самими учениками); чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем; и, наконец, мощная физическая подготовка каждого.

К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым школу-парк (Екатеринбург). В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью - от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки. По мнению Милослава Балабана, самым лучшим документом об образовании у ребенка был бы портфель с отзывами всех учителей о его успехах. Именно об успехах! По ним и судите, по ним и на работу, и в ВУЗ берите. Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем).

Кроме того, у каждого учителя (руководителя студии) существуют «выращенные им» подмастерья - ученики, активно помогающие учителю в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии - из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему, до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу… Но…

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение… Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках… И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость…и прочее и прочее.
Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего - беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа - институт - работа - пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня… Еще четыре скажут, что диплом им пригодился, чтобы понять, как они ошиблись в выборе профессии и ВУЗа… То есть 99 человек из ста признают, что 5-6 лет жизни были ими потерянными впустую. И, устроившись, на работу абсолютно отличную от дипломной специальности, они в течение двух-трех месяцев практики усвоили все то, что им, могли бы вбивать в голову в институте в течение пяти лет (ну, помимо теории марксизма-ленинизма и истории КПСС, разумеется)…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!
Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?
Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!
И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно… Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

…Скажите, сколько времени вам понадобится на то, чтобы научить человека с улицы всему тому, что вы делаете на вашей работе? Заметьте, я не спросил сколько лет! Потому что уверен, что дело в нескольких месяцах.

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?

Ну и напоследок позволю себе процитировать предпринимателя Юрия Мороза:
«Итак, записывайте. Корни квадратного уравнения равны b в квадрате плюс минус Дискриминант и деленное на 4а. Это очень важно! Деленное именно на 4а!
Если ваши сын или дочь придут из школы и спросят, папа или мама, а как решать квадратные уравнения, а вы и не помните, это же не значит, что и вашему ребенку теперь эту тему в школе изучать не нужно? Все равно придется изучать. Неважно, что потом все забудет и ни разу в жизни не применит, а изучать придется…

…Подождите, подождите, знаю, я что вы мне хотите сказать. Что мол, математика нужна, чтобы уметь управляться с компьютерами, вот! Вы уверены?! А вы давно заходили в компьютерный клуб? Зайдите и послушайте, что там говорят ребята лет в десять, а то и помладше. И какие термины они употребляют. Уверяю вас, что эти мальчишки знают кучу терминов, о которых преподаватель информатики в школе и не слыхивал. А уж по поводу реального применения этих знаний, так преподаватель отстал уже навсегда. Будете спорить? А кто лучше разбирается в том, как программировать ваш видеомагнитофон, вы с высшим образованием, или ваш сын с незаконченным средним?».