Структура сознания человека философия. Основные структурные компоненты сознания

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и.направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис. 18.1).

Рис. 18.1. Структура сознания: 7 — блок познавательных процессов; 2 — блок различения субъекта и объекта; 3 — блок эмоций и чувств; 4 — креативный блок; 5 — блок формирования временной картины мира; 6 — блок целеполагания

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека.

Например, в основу структуризации сознания можно положить:

Масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание);

Компоненты сознания (познание, переживание, отношение);

Типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства);

Его свойства (константность, целостность, активность) и т. д.

Однако с нашей точки зрения рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис. 18.2).

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны па рис. 18.3.

С точки зрения материалистической науки между сознанием чело века и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (рис, 18.4).


Первый и второй тин взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им,

Рис. 18.2. Уровни общественного сознания

Рис. 18.3. Основные формы общественного сознания по затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану.

Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание,

Рис. 18.4. Схема взаимодействия сознания с материальным миром

Функции сознания человека

Исходя из структуры сознания, изображенной на рис. 18.1, мы можем вывести основные его функции (рис. 18,5).

Рис. 18.5. Основные функции сознания человека

Кратко охарактеризуем каждую из них:

- Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует па мять.

- Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

- Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

- Рефлексивная . Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания чело века сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

- Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

- Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Свойства сознания человека

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в табл. 18.1.

Таблица 18.1. Свойства сознания человека

Свойство Описание свойства
Активность Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающей мир
Избирательный характер Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлеченность Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутом конкретных объектов действительности
Целостность Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)
Свойство Описание свойства
Константность Относительная устойчивость, не изменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности
Динамичность Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и вновых свойствах личности
Искаженность Сознание всегда отражает действительность в иска женном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия, и установками личности)
Индивидуальный характер Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания:, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди

В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее, попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 18.6).

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей – каждая из которых является отдельной сферой сознания.

- сфера телесно-перцептивных способностей - к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

- логико-понятийные компоненты сознания - с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

- эмоциональная компонента сознания - это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся: 1) инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».

- ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания . Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.

Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания , которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.

В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.

Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».

К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания, такие как категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество), устойчивый каркас знания как такового (напр. математические истины, логические правила, законы природы, всеобщие нравственные, эстетические и социальные ценности), творческие озарения. В сфере сверхсознательного проявляется свойство сознания восходить от индивидуальных форм к формам коллективным, т.е. не зависеть от предпочтений и пристрастий отдельных людей.

Сознание представляет собой единство психических процессов (активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия), определяется не непосредственно его телесной организацией (антропологическими аспектами) и приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметной деятельности, выражается в языке и служит регулятором человеческой деятельности.

Различие понятий "субъективное", "психическое", "сознание". Психическое - индивидуальный внутренний мир субъекта ("субъективное") и механизм, обеспечивающий разумное поведение ("объективное"). Психический образ - это и есть субъективная реальность, в которой субъективное и объективное диалектически взаимосвязаны. Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Психику и сознание следует различать как субъективный (индивидуализированный) и идеальный (нематериальный) способы существования бытия. Так, психическое отражение субъектом внешнего мира носит двойственный характер (материально-идеальный); с другой стороны, не все в идеальном отражении субъективно.

К сфере сознания относится прежде всего отражение действительности в отчетливых формах чувственности и мышления. Мышление - процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности субъектом. Мышление - "ядро" сознания. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта, из содержания ощущений, восприятий, представлений. Продукты фантазии тоже являются результатом преобразования прошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения.

Понятие сознания шире, чем понятие мышления, поскольку включает в себя и другие осознаваемые элементы психики.

Антропологические аспекты сознания

Человеческое тело - феномен социокультурного и исторического, биологического и индивидуально-личностного развития. Информационная и культурологическая специфика органов тела. Диалогические возможности кожи. Проблема кожной чувствительности связана с локализацией отдельного тела в пространстве и во времени.

Рука - универсальный инструмент отношения человека с миром, общения с другими людьми, самовыражения. Ручной опыт и ручное сознание. "Ручное сознание" характеризует способности высокоорганизованных животных к анализу конкретной ситуации, к образованию сложных ассоциаций, отображающих связи между вещами.

Глаз и перцептивные возможности сознания. Информационно-ориентационные функции глаза. Глаз и гармония цвета и пространственных отношений.

Ухо: проблема вслушивания в бытие. Слуховое восприятие времени, ритма и музыкальной гармонии мира. Нос и парфюмерные способности человеческого сознания. Мир запахов и запахи тела.

Язык как телесный орган вкуса. Проблема воспитания вкуса.

Усилители тела и его отдельных органов: техническая оснащенность руки, глаз и оптика, ухо и акустические средства.

Феноменологические структуры сознания

Сознание представляет собой единство знания и его переживания. Знание основной способ существования сознания. Человек переживает свое знание в разных и многих формах, среди которых прежде всего нужно назвать эмоции, чувства и волю.

Воля - универсальный регулятор сознательной деятельности человека, универсальная побудительная способность и мотивация деятельности.

Эмоции - объективное явление. Эмоциональный мир сознания. Структура и функции эмоций. Многообразие эмоциональных состояний. Мир эмоционального общения. Эмоции - способ культурно-социального конструирования мира. Понимание эмоций как рудиментов неудавшихся инстинктов. Ж. П. Сартр об эмоциях как о способе ухода от принятия ответственного решения.

Память как способность сознания запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт человека.

Интерсубъективные структуры сознания

Язык - форма существования и проявления мышления и важнейшее условие формирования сознания. Язык - объективированное мышление; система знаков, соотнесенная с системой значений (понятий). Мысль - это молчащий язык. Структурные единицы анализа языка: слово - предложение - текст - контекст лингвистические и экстралингвистические факторы.

Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Материальной, чувственной оболочкой мысли выступает слово как единство знака, звучания и значения. Слово имеет две основные функции: функцию замещения предметов (функцию представления, замещения предмета знаком) и функцию переработки опыта, позволяющую анализировать и синтезировать те впечатления, которые человек получает из внешнего мира. Слово выделяет из вещей соответствующий признак (прилагательные выделяют признаки вещей, которые входят в эти вещи, но не существуют самостоятельно; глаголы абстрагируют из вещи качества действия).

Речь - деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами, осуществляемый с помощью языка как средства общения.

Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей, способность человека откликнуться голосом окружающего мира. Границы языка - границы мира человека. Не человек говорит языком, а язык говорит через человека. Мир полностью присутствует в языке, как в доме бытия. Мир хочет быть высказанным, дело только за человеком. Присутствие мира в языке требует человека: человек может дать слово миру, мир требует человека для своего явления. И человек требует мира, потому что иначе, как в мире, он себя не узнает.

Наконец, язык выполняет роль инструмента накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.

Противоречивое единство языка и сознания. Мысль (понятие, значение слова) есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, передачи ее другим людям. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по своему грамматическому строю и словарному составу - национален. Отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной. Мышление любого народа развивается быстро, а язык изменяется очень медленно, всегда отстает от развития мышления. Язык влияет на сознание (его исторически сложившиеся нормы, специфические у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные призраки), однако зависимость мышления от языка не является абсолютной (мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью), язык может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы, формируются искусственные языки, Формализованные языки программирования. Искусственные языки выполняют функции экономного выражения научного материала, средства интернационализации науки (поскольку искусственные языки едины, интернациональны).

Сознание и самосознание

К характеристике сознания относится закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то, что принадлежит "я" человека и его "не-я". Человеческое бытие - это осознанное бытие.

Русский философ Семен Людвигович Франк (1877 - 1950) разграничивал сознание на предметное сознание (ориентированное на осмысление окружающего человека мира), сознание как переживание (чувства, связанные с физическим ощущением удовольствия, страха) и самосознание (подлинное содержание человеческого "я", связанное с трансцендированием - достижением трансрационального, каковым является прежде всего любовь к людям, Богу). Самосознание, по мнению философа, - это не только познание себя, но и известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. "Я" - есть тело, сознание, центр психической жизни. Самосознание - разгадка великих тайн бытия, которые в действительности кроются в нас самих, в нашей психике. "Кто знает себя, тот знает Бога" (Климент Александрийский).

П. Тейяр де Шарден видит в самосознании приобретенную сознанием способность сосредотачиваться на самом себе и овладевать самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и специфическим значением. Самосознание составляет, по мнению французского философа, качественное отличие человека от всего остального животного мира.

Современная философия отмечает не только социальную обусловленность формирования самосознания, но и индивидуальный и общественный уровни его проявления: самосознание индивида (осознание им своего тела и его вписанности в мир окружающих людей), самосознание группы (осознание своей принадлежности к той или иной социальной группе), этноса (в связи с последним возникает проблема специфики национального самосознания).

Самопознание и саморегуляция - формы самосознания. Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознавании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности. Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе (самооценки). Самооценка это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека, который можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя и как личность, и как субъекта практической и духовной деятельности.

Существование личности без "Я" и "Я" - без личности.

Сознание и бессознательное

До Фрейда бессознательное считалось периферией сознания. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) меняет эту гипотезу: сознание лишь частный случай структуры бессознательного. Фрейд продолжил дело деантропологизации: первый шаг в этом направлении сделал Н. Коперник (Земля не является центром Вселенной), второй шаг сделал Ч. Дарвин (человек не отличается от других животных, а происходит от них); третий шаг сделал З. Фрейд (разум человека - островок в мире бессознательного).

Согласно концепции З. Фрейда, бессознательное - это психические процессы, которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица; это - основная и наиболее содержательная система психики человека, регулирующаяся "принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, комплексы, характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью.

Соотношение сознания и бессознательного впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики:

Бессознательное - принципиально не доступное сознанию содержание, составляющее энергетическое ядро личности. Бессознательное - котел кипящих страстей, эмоций, резервуар психической энергии - проявляет себя в тех феноменах, которые человек не контролирует.

Подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа.

Досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным.

Сознание - рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции, поверхностный слой душевного аппарата. Сознание не является хозяином в собственном доме.

Психика человека имеет три сферы: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - слой бессознательных влечений и наслаждений, черпающее свою энергию в основном из двух источников: Либидо (сексуального влечения, ответственного за развитие человека) и Танатоса (стремления к смерти и сил агрессии и деструкции).

"Я" - сфера сознательного, посредник между сознательным и внешним миром. Важнейшая ее задача - самосохранение, обеспечение удовлетворения потребностей. "Я" принимает решения по поводу отсрочки или вытеснения требований инстинктов. Оно повинуется принципу реальности и защищает себя посредством вытеснений.

Третий слой психики человека "Сверх-Я" представлен совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями и нормами, вообще культурой. Культура с ее идеалами и требованиями подавляет желания бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца.

Неклассический психоанализ

новое прочтение бессознательного

Проблема взаимодействия сознательного и бессознательного в концепции Альфреда Адлера 1870 - 1937). Основные ее положения:

Идея об органической целостности человека как уникальной совокупности способов поведения и привычек;

Социальный интерес как врожденное стремление вступать во взаимные отношения сотрудничества;

Мотивация реализации социального интереса как естественное стремление человека к творческой реализации собственного "я";

Связь между причиной поступков человека и целью деятельности;

Бессознательное как врожденный социальный инстинкт и показатель психического здоровья.

Проблема влияния социальных и культурных детерминант на развитие индивидуума находит отражение в учении швейцарского психолога и мыслителя Карла Густава Юнга (1875 - 1961). Главная идея Юнга состоит в том, что кроме личностного бессознательного (являющегося резервуаром вытесненных подавленных или забытых - влечений) существует более глубокий пласт внутреннего мира - коллективное бессознательное как хранилище латентных следов памяти человечества. Его содержание составляют архетипы.

Архетипы - это система установок и реакций на мир древних людей, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам сейчас (и люди были вынуждены вживаться в этот мир, приспосабливаться к нему, как-то объяснять и интерпретировать его). Архетип сам никогда не может достичь сознания непосредственно, но только опосредовано - через переживания и образы конкретных людей, в культурных и религиозных традициях (Бога нельзя видеть, Бог - это страх Божий), зашифрованных в эзотерической символике. Они являются через сны, мифы, отклонения в поведении. Ведущие архетипы: Анима (женское начало) и Анимус (мужское начало), Тень (низший человек в нас, личное бессознательное), Персона (совокупность социальных масок), Самость (наше истинное интегральное "Я", к которому мы лишь бесконечно приближаемся через процесс индивидуализации). Архетипы изначально связаны с тем, что не охватываются разумом, они - тайна, они сакральны. В них заключается колоссальная энергия, могучая безличная сила. Люди тянутся к этим вечным образцам и одновременно боятся их, потому и выражают их в символах, которые и приоткрывают, и скрывают мощь бессознательного. Кризис традиционных символов в современном мире ведет к вулканическому выбросу бессознательного, к агрессии, войнам, деморализации. Разрушая древние символы, интеллект оставляет вокруг себя пустыню.

Проблема поиска человеком собственной идентичности в социально-культурных параметрах бытия стоит в центре внимания одной из известных книг Эриха Фромма "Иметь или быть?". Философ проводит различие между двумя основными способами существования - "быть" и "обладать" - как разными видами самоориентации и ориентации человека в мире. Быть - это значит обновляться, расти, выйти из изоляции собственного "Я", любить, отказаться от всех форм присвоения.

Проблема бессознательного

в постнеклассической философии

Французский психоаналитик Жак Лакан (1901 - 1981), отталкиваясь от З. Фрейда и в то же время переосмысливая его, окончательно противопоставляет сознательное и бессознательное. Бессознательное не выступает обратной стороной сознательного: между ними нет никакой связи, они абсолютно исключают друг друга. На этом основании мыслитель делает вывод о том, что человек никогда не тождественен атрибутам своего "я" и поэтому его "я" неопределимо. Бессознательное сводится им к надчеловеческой сущности, которая препятствует человеку обрести целостность своего "я", фактически превращает его в "дивида" - разорванного, расщепленного, фрагментарного человека.

Функции сознания

Основные функции сознания: отражательная (отражение обобщенное, целенаправленное, оценочное), преобразовательная (конструктивно-творческая, стихийно-спонтанная, преднамеренно-нормативная деятельность), ориентировочная (регулирование и самоконтроль).

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы ее рассмотреть, следует прежде всего обратить внимание на такое обстоятельство. Нередко понятие «сознание» отождествляется с понятием «психика человека». Это ошибка. Психика - более сложное образование, включающее в себя две сферы отражения: сознание и бессознательное. Считается, что бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относят, в первую очередь, инстинкты - совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

К структуре бессознательного причисляют также интуицию и автоматизмы, которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем проникать в сферу бессознательного. Интуиция - это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения, путем непосредственного чувственного созерцания или умозрения. Автоматизмы - это сложные действия человека, которые, первично появляясь под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных. Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т. п.

Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшаются, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека.

Итак, сознание - это специфично человеческое отражение и духовное освоение действительности, свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга, которое заключается в создании субъективных образов объективного мира, удержании, сохранении и переработке информации, в выработке программы деятельности, направленной на решение определенных задач в активном управлении этой деятельностью.

Сознание является общественно-историческим продуктом. Оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе становления и развития трудовой деятельности и речи, формируясь только в условиях социальной среды, постоянного общения индивидов между собой.

Какую же структуру имеет само сознание? Можно выделить такие элементы:

Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание - это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание - это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.



Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или негодования. Он переживает то, что отражает Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно отрицательные, эмоции негативно сказываются на ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувства характеризуются предметным содержанием, постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности.

Третьим структурным элементом сознания является воля - осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком - это первая и наиболее главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля - это осознанное стремление и побуждение к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем - сам не знает. Такая подсознательная регуляция осталась у человека от животных.

В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т. п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

К структуре сознания относятся также внимание и память. Внимание - это форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память - это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами пмяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Физиологической основой запоминания являются образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга. Последующее оживление нервных связей дает воспроизведение запомненного материала, а торможение этих связей ведет к забыванию.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иными словами, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий и т. п. С помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет свою самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира началось от Сократа, с его максимы «Познай самого себя». В процессе становления философии как специфического знания о мире и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, диалогичность и критичность разума относительно самого себя. По Платону, деятельность души - это внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает, отвечает, утверждает и возражает.

Таким образом, самосознание - важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы; самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, способность к самоконтролю приходят не сразу. Самосознание наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззре­ние, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды.

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознанию ряд жизненно важных для человека функций:

Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная функция , т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. Эта функция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности. Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию . Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.

Следующая функция - аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с од­ной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как по­знавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее

оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность - это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Цель - это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т. е. осознание того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, - необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т. е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Масштабы, формы и свойства преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.

Еще одна функция - коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. п.) сохраняется не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, т. е. субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов.

Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.

Когда говорят о понятии сознания с точки зрения психологии, как правило, подразумевают способность контролировать индивидуумом собственное поведение. То есть, сознательным можно считать действие, выходящее за рамки механизма инстинктов и рефлексов. Например, человек, прежде чем совершить поступок, проводит анализ этого поступка, пропуская его через фильтр собственных убеждений, рациональности, благовидности.

Сущность сознания состоит в способности воспринимать информацию из окружающего мира, осмыслять ее и отражать в виде образов внутри себя самого. Структура сознания многомерна и потому, образы, формирующиеся в нем тоже многомерны. То есть, наблюдая объект внешнего мира, сознание воспринимает, не только форму объекта, но и испытывает эмоции относительно созерцаемого, приятные или неприятные, приходит к умозаключениям, осознает общие принципы явления.

С помощью сознания мы также формируем мировоззрение, определяющее наше отношение к миру и характер взаимодействия с ним.

Важной особенностью сознания является память – способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. Без памяти сознание не могло бы создавать идеи и образы и как-либо отражать объективную реальность.

Структура сознания

Работа сознания направлена на познание окружающего мира и обработку поступившей информации. Эти два процесса позволяют сознанию сформировать собственную картину мира и отношение к тому или иному аспекту мироздания. Что бы суметь сформировать целостное понятие о чем-либо, сознание должно обладать многомерной структурой, включающей инструменты восприятия и анализа, память, рычаги воздействия и самовыражения.

В структуре сознания условно, выделяют пять сфер:

  • Интеллект, ядром которого являются знания;
  • Мотивация, основой которой является стремление к внутреннему идеалу — цели;
  • Воля — способность создавать психическое усилие для достижения цели;
  • Эмоции или переживания – субъективные отношения к объективному миру;
  • Самосознание или самоотождествление.

Работа сознания. Процесс и принцип

Структура сознания человека проявляется в процессе познания окружающего мира — среды. Поступая в сознание из среды, информация вызывает в нас эмоции и переживания, и мы формируем свое личное, эмоционально наполненное отношение к аспекту реальности. Эмоции становятся почвой для зарождения желаний повторить приятные переживания или никогда не повторять то, что было нам неприятно.

Природа эмоций и большинства желаний – инстинкты, лежащие в подсознании, позволяющие всему миру природы выживать в условиях среды.

Для примера, почти каждый однажды впервые пробует шоколад. Вкус шоколада, как правило, нравится человеку, и у него возникает желание повторить это приятное ощущение снова. Если же мы попробуем на вкус что-то горькое, вероятно у нас возникнет желание больше никогда этого не пробовать.

При этом желание может так и остаться только желанием, если в нем нет должной мотивации для реализации. Такой мотивацией может стать острая необходимость.

Например, у аборигена, живущего в тропическом климате, привыкшего носить набедренную повязку, возможно, возникнет желание иметь одежду, если ему ее покажут и объяснят практическую пользу. Однако его мотивация получить эту одежду в мягких климатических условиях будет гораздо меньше, чем у жителя континентального климата с зимними холодами.

В случае если мотивация человека достаточна, его желание может превратиться в цель. И с помощью волевых усилий эта цель может быть достигнута.

Неотъемлемым элементом в структуре сознания, позволяющими анализировать поступающую информацию и примерять ее со своей уже существующей картиной мира является интеллект. С помощью интеллекта мы приобретаем знания и умения, которые в дальнейшем могут быть использованы для достижения поставленных целей.

Самосознание — элемент структуры сознания, который главным образом отличает человека от животного. Самосознание обращает вектор познания внутрь себя самого. Получая информацию извне, человек делает выводы о своем собственном месте в окружающем мире, о своих качествах и способностях. Появляется самоотождествление сознания с каким-то элементом своего «Я». Любая характеристика, которую вы можете себе дать – это отождествление. Например: родитель, экономист или счастливый человек.

Осознание

Исключительной особенностью сознания человека, по сравнению с другими известными биологическими видами, является его способность осознавать свою способность осознавать. Но не все люди и не всегда осознают. Момент осознания – это момент, когда «Я» вспоминает, кто оно.
Эзотерики называют это состояние «Я Есть». В этом состоянии сознание человека не отождествляет себя ни с одной из своих частей, а только лишь наблюдает свое же присутствие.