Доклад "совершенствование педагогических компетенций педагога дополнительного образования. О значении повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования Факторы методической компетенции педагога доп образования

Ключевые компетенции и дополнительное образование

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации Российского образования.

Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.

В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.

Определим различие между понятиями «компетенция» и «компетентность».

Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Таким образом, компетенция – это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это- то каким образом, компетенция проявляется в деятельности.

Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской:

Ценностно-смысловые компетенции . Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Учебно-познавательные компетенции . Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции . Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции . Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Общекультурные компетенции . Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, рассматривая ключевые компетенции, можно отметить, что в совокупности их значений лежит представление о гуманистическом типе личности, которая должна стать проводником ценностей и убеждений, освоенных ею в современной образовательной среде.

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. Следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах.

Можно утверждать, что для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и соответствующие им способы решения соответственно будут разными.

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой раскрывается значение повышения компетентности педагога. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей.
О значении повышения профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.

Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом «Педагога дополнительного образования», необходимости постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Ответьте на вопрос: «Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь саморазвитием?»
Предполагаемый ответ: Ничто не стоит на месте. Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно и т. д.
Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Скажите, пожалуйста: «На каком этапе профессионального роста необходимо повышать свою профессиональную компетентность?
Предполагаемый ответ: Постоянно и т. д.
Потребность в саморазвитии может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Давайте с вами рассмотрим формы повышения профессиональной компетентности, формы саморазвития педагога дополнительного образования.
Знакомство будет происходить в форме игры "Цветные вопросы".
Правила игры:

1 Выбираем цвет и отвечаем здесь на все вопросы
2 Выбираем следующий цвет и отвечаем здесь на все вопросы и т. д.
3 Считаем накопленные баллы и в конце игры получаем небольшой приз.

Курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары.
О какой форме повышения профессиональной компетенции идёт речь в следующем высказывании?
Использование этих дистанционных и очных форм дает слушателям возможность заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями через электронную почту и через Интернет, так и в живую, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами.
Предполагаемые ответы: Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары.

Весьма полезным для педагогов является и то, что в процессе дистанционного обучения они знакомятся с особенностями использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, выступая в качестве обучаемых.
Дистанционные и очные курсы проводятся для педагогов, которые заинтересованы в повышении своей квалификации, в освоении современных методик и интернет-технологий.
При участии в очных курсах повышения квалификации Вы получаете возможность общения с высококвалифицированными специалистами, с коллегами по курсам из других городов и официальное свидетельство.
Главные достоинства такой формы саморазвития:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Аттестация педагогических работников
Эта форма определяет квалификацию педагога, уровень знаний работника, становится проверкой их личностного роста, является экзаменом на компетентность.
О чём говорится в этом определении?
Предполагаемые ответы: Аттестация педагогических работников

Подготовка к этой форме повышения квалификации является трудоёмким и творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как педагога, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, даёт открытые занятия, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
А главное, формирует педагогический мировоззрение, в основе которого - стремление к созданию каждым педагогом своей педагогической системы, понимание целостности педагогического процесса, потребность достичь высокого уровня профессионализма.
Профессиональное развитие педагога - длительный процесс, целью которого является развитие человека как личности, как специалиста и мастера. Без сбора материалов, иллюстрирующих практику, без осмысления собственных действий, анализа их результативности в отношении детей и их успехов, готовности к самокритике и самосовершенствованию работник не может стать настоящим мастером своего дела. Во время аттестации происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция.

Индивидуальная работа по самообразованию

Что может в себя включат индивидуальная работа по самообразованию?
Предполагаемые ответы:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
На данном этапе развития дополнительного образования требуется введение новых направлений работы с обучающимися, например, научно-техническое.
Что нужно для этого сделать?
Предполагаемые ответы: необходимо самообразование в данном направлении, а именно: изучение и анализ литературы по направлению, создание программы, учёт технических и материальных возможностей и т.д.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя и интеграцию различных направлений.
Ответьте на вопрос: Что бы вы добавили к своему направлению из других сфер? И в каком плане тогда должно идти ваше самообразование?
Предполагаемые ответы:
Вокалисты – Иностранные языки в песнях (подтягивание своего языкового уровня);
Педагоги-организаторы – Интерактивные игры (подтягивание знаний и умений ИКТ для создания интерактивных игр);
Хореографы – создание и шитьё костюмов (изучение истории костюма, умение снятие мерок, расчёт материала для костюмов);
Художники – применение музыкального оформления на занятиях (изучение истории и видов музыки для определённого этапа занятия);
Спортсмены –
Педагоги ЦРР -
Таким образом, каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

Ведение своего блога или сайта
Ответьте на вопрос: Эта форма повышения своего мастерства является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт
Ответ: – это ведение своего блога или сайта.
Для успешного прохождения аттестации важную роль играют информационные технологии и умение грамотно использовать Интернет-ресурсы. В современных условиях преподаватель обязательно должен применять информационные технологии на своих занятиях. Кроме этого, одним из критериев аттестации является наличие персонального сайта педагога, который является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.

Сетевые профессиональные сообщества
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования.
Какое бы вы дали определение следующей форме повышения своего мастерства - сетевые профессиональные сообщества?
Предполагаемые ответы: Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
На сегодняшний день существует достаточно много Интернет-ресурсов, созданных непосредственно для обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания. Я поделюсь с Вами наиболее, по-моему, мнению популярные сайты для публикации авторских работ. (раздаются рекомендации по формам повышения квалификации)
Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Можно сделать вывод, что педагог 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную(анализирующую) деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подсчёт баллов и раздача призов (перечень интернет - ресурсов).
Надеюсь, представленный материал будет полезен Вам!
Спасибо за внимание!

Компетентность - это перечень стандартов, которые четко описывают, что необходимо человеку для того, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу.

Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.

Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности. Содержание профессиональной компетентности определяется квалификационной характеристикой, представляющей собой нормативную модель компетентности педагога, фиксируя научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Педагог ДОд - организует социально-педагогическую деятельность в рамках дополнительной образовательной программы; осуществляет разнообразную творческую деятельность обучающихся, формирует умения и навыки, ведет индивидуальную с учетом личностных и возрастных особенностей, способствует их развитию.

Профессиональная компетентность педагога ДО - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская деятельность;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование ИКТ.

Этапы формирования профессиональной компетентности:

  1. самоанализ и осознание необходимости;
  2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  3. самопроявление, анализ, самокорректировка

Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возможность расширения его горизонтальной компетенции, а профессиональные умения можно распределить в четыре группы:

1. Умение преобразовать во внешнюю среду понимание содержания объективного процесса социализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, определять уровень подготовленности личности к активному учению и проектировать ее развитие на основе сформулированных прогностических обучающих, воспитывающих и развивающих задач.

2. Умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса.

3 . Умение педагогически действовать предполагают вычленение и установление взаимосвязи между различными структурными элементами процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (материальных, организационных, гигиенических, морально-психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процесса, формирующих среду развития ребенка.

4. Умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.

Характеристика собственного творческого личностно-профессионального портрета

Профессиональная компетентность (знания)

Методическая компетентность (умения)

Личностно-значимые качества (быть)

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Умения находить разные подходы к разным ситуациям;

Быть чутким и доброжелательным;

Исследовательская дея-ть;

умелое владения педагогической техникой

Освоения новых педагогических технологий;

умения управлять своим психическим состояниям;

Готовым к выполнению самых разнообразных заданий;

Различные формы педагогической поддержки;

Методическая работа

Активное участие в пед. Конкурсах, мастер классах;

Умения анализировать учеб. И воспит. Работу с детьми.

Быть активным;

Обобщение собственного педагогического опыта;

Находить оптимальные решения;

Быть юмористичным;

Знания современных методов исследования; знание психолого-пед. Основ теории творчества

Умения видеть в ребенке творческое начало или интерес;

Быть талантливым;

26. Формы и методы, способствующие сплочению коллектива и развитию активности детей: характеристика. Методика коллективных творческих дел.

Доклад по теме:

«Совершенствование профессиональной компетенций педагога дополнительного образования »

Подготовила

педагог дополнительного образования

Саган Екатерина Васильевна

Миньяр 2012

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний.

под лавиной знаний могут быть погребены

пытливость и любознательность.

Умейте открывать перед ребенком в окружающем

мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек

жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Педагог дополнительного образования должен уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. Сегодня востребован не просто педагог, а педагог- исследователь, педагог- психолог, педагог- технолог, умеющий проводить диагностику выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные технологии, методические приемы и разрабатывать авторские образовательные программы. Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

    быть чутким и доброжелательным;

    понимать потребности и интересы детей;

    иметь высокий уровень интеллектуального развития;

    обладать широким кругом интересов и умений;

    быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

    быть активным;

    обладать чувством юмора;

    располагать творческим потенциалом;

    проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Основные принципы организации методической работы:

    Научность,

    Гуманность,

    Системность,

    Актуальность,

    Востребованность.

Качество методической работы напрямую влияет на эффективность воспитательной работы, уровень профессионально- педагогической компетенции педагога дополнительного образования.

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога включает следующие структурные элементы: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально- педагогическая. Основополагающей, или базовой, является интеллектуально- педагогическая компетентность, которую сегодня определяют как метаспособность, определяющую меру освоения субъектом педагогической деятельности. Именно на развитие этой метаспособности направлен весь спектр комплексных мероприятий - выставки, конференции, научно- практические семинары, мастер - классы, творческие встречи, творческие группы, методические объединения.

Определение профессионально- педагогической

компетенции и активности педагогов

Форма работы

Присутствие на конференциях, семинарах

Выступление на конференциях, семинарах, проведение мастер - классов

Методические пособия

Проведение открытых занятий

Участие в методической выставке- конкурсе

Победитель в методической выставке- конкурсе

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Призер конкурса профессионального мастерства

Повышение профессиональной компетентности на курсах повышения квалификации

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога . Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка. Развитие профессионализма, или профессионализация педагога , - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

    способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

    знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

    склонность и желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Развитие и совершенствование всех элементов педагогического мастерства возможно только а процессе саморазвитияличности учителя, происходящего на основе самообразования и самовоспитания. Самообразование - целенаправленная, систематическая, самоуправляемая познавательная и практическая деятельность, необходимая для решения проблем, возникающих в трудовой и общественной жизни, которая осуществляется через внутренние добровольные побуждения на основе сформировавшихся мотивов деятельности. Обнаруживая противоречия между необходимым и реальным запасом своих знаний, недостаточную эффективность используемых форм и методов работ, педагог приходит к необходимости переосмысления и в известной мере переформирования профессиональных знаний. Самообразование педагога влияет не только на формирование его профессиональных умений, а также на формирование его профессиональной позиции, на его отношение к своей педагогической деятельности, формирует характер, развивает интеллект. Самообразовательная деятельность это самостоятельная познавательная деятельность по приобретению знаний из различных источников информации, систематизации и обобщению этих знаний.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    работа в методических объединениях, творческих группах;

    исследовательская деятельность;

    освоение новых педагогических технологий;

    различные формы педагогической поддержки;

    активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

    обобщение собственного педагогического опыта;

    использование ИКТ.

Субъекты образовательного процесса действуют как партнеры, стремящиеся к высотам мастерства и общественного признания. Уровень обучения и развития определяется здесь мерой совместного труда педагога, обучающегося и его родителей, т.е. всех субъектов образования, заинтересованных в быстром успехе.

Курина О.М, пдо 1-ой категории, МБУДО ЦДТ г. Оренбург, СРР «АБВГДейка».

Профессия педагога, являющаяся одной из самых древнейших в человеческом обществе, всегда считалась не только ответственной, но и сложнейшей.

Педагог дополнительного образования влияет на образовательный результат, прежде всего, своими специальными свойствами - компетенциями. Используя при этом не только свой интеллектуальный потенциал, но и определенные личностные качества цельного человека. Важной педагогической идеей, способствующей содержательному наполнению категории профессиональная компетентность педагога , была мысль П.Ф. Каптерева о том, что в педагогическом процессе развитие обучающегося во многом зависит от постоянного саморазвития педагога . Он писал: «Величайший ученый и ученик элементарной школы стоят, хотя и на противоположных концах, по одной и той же лестницы - личного развития и усовершенствования: один на вершине ее, другой в самом низу. Но и тот и другой равно работают своим умом, учатся, хотя и каждый по- своему, они - делатели одного поля, хотя и на различных концах его. Их связывает потребность самообразования и развития».

Педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Профессионал, знающий все о своем предмете. Творец, постоянно пребывающий в поиске. Педагог до тех пор современный профессионал, пока учится: «Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям».

Педагог дополнительного образования должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог - это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий , прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую , конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога исходя из современных требований в:

  • освоение новых педагогических технологий;
  • различных формах педагогической поддержки;
  • активном участии в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщении собственного педагогического опыта;
  • использовании ИКТ.

А совершенствование качества развития и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае, курсы повышения квалификации подтверждают свою эффективность и дают возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, возможность узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, и прежде всего, встретится с единомышленниками: с людьми, искренне преданными своему делу.

Я считаю, что современный педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
  • огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.