Презентация к уроку "«Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение». презентация к уроку по технологии (9 класс) на тему

«Мой характер».

Цель:

Расширить знания о психологии человека, мотивировать школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
  • способствовать осознанию собственных черт характера.

Развивающие:

  • развитие навыков самоанализа и самовоспитания;
  • сплачивать коллектив;
  • формирование и развитие толерантности, ответственности;
  • развитие культуры общения.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;
  • формирование иерархии ценностей.

Оборудование:

Мячик карточки для групповой и индивидуальной работы, плакат “Дерево-характер”, какрандаши.

Организация пространства:

3 стола (дети сидят по группам вокруг столов).

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Сегодня у нас открытый урок. Я хочу, чтобы он был не только интересным (о чем вы всегда говорите), но и полезным. Настраиваемся на серьезную и активную работу.

II. Приветствие.

Любую встречу мы начинаем с приветствия. Для того, чтобы наше общение прошло в дружеской атмосфере. Вы сидите по группам, передавая мяч соседу слева, называете его имя, говорите приятные приветственные слова, улыбаетесь и передаете мячик по кругу. Теперь улыбнитесь друг другу. Почувствовали, какое хорошее настроение в классе, и мы готовы работать.

III. Беседа.

Сейчас нам Федя Макаров прочитает рассказ. Вам необходимо понять, о чем пойдет речь, и ответить на мои вопросы.

Обсуждение:

  • Что мы узнали о мальчиках?
  • Что помогло вам это понять?
  • Какой герой нам более симпатичен. Почему?
  • Почему мальчики повели себя по-разному?

IV. Изучение нового материала.

Итак, тема урока “характер”

Сегодня на уроке мы узнаем:

  • Что такое характер. Черты характера.
  • Что влияет на формирование характера.
  • Как проявляются черты характера.
  • Как характер влияет на поступки.

1. Беседа.

  • Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?
  • Влияет ли характер на его отношения с окружающими? Как?
  • Влияет ли характер на успехи в школе, жизни? Как?
  • Характер дается человеку при рождении или его формируют?

Вы, верно, отметили, что характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по поступкам, которые он совершает. И Характер – это некое отношение.

Давайте узнаем определение понятия “характер”

Характер – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его отношение (от греческого – черта, печать, признак).

  • к себе,
  • к другим,
  • к труду, деятельности (результатам труда).

Ребята, а как можно относиться, к примеру, к другим?

Правильно. Характер состоит из черт. Посмотрите еще раз на определение. То, что вы сейчас перечислили, это и есть определение черты характера. Давайте познакомимся с многообразием черт характера”.

Учитель раздает карточки с перечнем черт характера

Ребенок читает. (Выяснить, значение всех ли черт характера понятно.)

  • А какие еще вы знаете черты характера?

3. Задание “Черты характера”.

Вы знаете, что черты характера бывают положительные и отрицательные (желательные и нежелательные).

Сейчас вы поработаете группой. Перед вами карточка № 1 с перечнем черт характера. Прочитайте, все ли слова вам понятны?

Задание: Возьмите карточку № 2 . Заполните таблицу используя карточку № 1.

4. Игра «Душевные богатства»

Возьми карточку №3. Подчеркни какие черты твоего характера тебе помогают, а какие мешают.

5. Задание “Узнай черту характера”.

Дети читают небольшое описание вымышленного человека. Остальные должны понять, о какой черте характера идет речь.

Молодцы, ребята. Вы верно назвали черты характера. Еще раз давайте скажем, как мы узнаем о чертах характера?

Мы познакомились с некоторыми чертами характера. И когда мы произносим, например, целеустремленность, настойчивость, отзывчивость, жадность – мы говорим о чертах характера. Это их название. Но у каждого человека свой набор черт характера. Дружим мы, как правило, с людьми, у которых схожи с нами черты характера. Если человеку присуще, например, трудолюбие, то про него говорят, он (какой?) трудолюбивый. Если присуща доброжелательность: он (какой?) доброжелательный. Используют уже прилагательные в речи. Люди дают описание человеку – характеристику, где и отражаются его индивидуальные особенности, его черты. Таким образом, есть название черт характера и есть свойства, особенности человека. Давайте познакомимся со своими характерами. Попробуем ответить на вопрос: “Какой я?”

5. Задание “Ладошка”

На альбомном листе мы с вами нарисуем ладошку, название ладошки (чья), и на каждом пальчике напишем одну черту вашего характера.. Всего получится 5 черт. И так начали. А теперь собрали листы и угадаем несколько ладошек. Все мы такие умные, красивые, хорошие, аккуратные.

Физминутка

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг- скок, прыг- скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко.

Прыгай на носках легко.

6. Задание “Нарисуй сказочного героя”

Все мы любим читать и смотреть наши любимые сказки, мультфильмы. Нарисуйте сказочного героя, на которого вы похожи по характеру. Давайте создадим коллаж из ваших рисунков. Выходим по очереди. Так, пожалуйста. Очень хорошо. Молодцы! Хорошо справились. И все мы постараемся быть похожими на сказочных героев с положительными чертами характера.

7. Дискуссия.

  • Зачем нужно знать свои черты характера?
  • Изучать, познавать себя?

Себя познать не просто. Познавая себя, человек учится понимать себя, понимать свои чувства, поступки, анализируя ошибки, учится их предвидеть и не совершать больше. Человек может научиться решать свои проблемы, строить хорошие отношения с окружающими.

Знание себя (и сильные, и слабые стороны) позволяет человеку нести ответственность за свое поведение, воспитывать себя (улучшать себя или что-то исправлять)”.

  • А зачем нужно познавать других?

Знание людей поможет вам лучше строить отношения, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими. А знаете ли вы своих одноклассников? Кроме плохого, что вы знаете о них хорошее? Вы посмотрите, сколько хороших и интересных ребят рядом с вами!”

V. Закрепление.

а) Обсуждение.

Как вы думаете, ребята, характер дается при рождении или формируется в течение жизни?

Кто или что формирует характер?

б) Работа с плакатом “Дерево-характер”.

Человека можно образно представить в виде дерева.

Многое человеку дается от предков (родителей, бабушек, дедушек и др.) в наследство: здоровье, цвет глаз, волос, строение тела и многое другое, особенности поведения (одни очень подвижные, другие – менее).

Возможно, какие-нибудь свойства человека, его поведенческие особенности передаются по наследству, но все же характер воспитывают. Влияют: семья, друзья, взрослые. Ребенок может вырасти в детском доме или в подвале. Воспитывать могут по-разному: любят, заботятся, уделяют много внимания развитию ума, прививают навыки общения либо пускают все на самотек. И вы как будущие родители тоже будете воспитывать детей. Безусловно, чтобы воспитать хорошего человека, нужно самому быть хорошим человеком и уметь воспитывать. Но и это не все. Большая роль в формировании характера принадлежит самому человеку. Посмотрите на дерево. Его ствол – это суть, сила, содержание самого человека, что человек из себя представляет”.

Обсуждение пословицы:

“Посеешь поступок – пожнешь привычку.

Посеешь характер – пожнешь судьбу”.

VI. Заключение.

а) Обсуждение стихотворения Г.Р. Державина:

“Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого
Всегда доволен будь своим!
Не трогай ничего чужого!
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех”.

Каждый из нас хочет быть счастливым. Когда мы приносим счастье и другим людям, мы и сами себя чувствуем счастливыми.

б) Упражнение “Продолжи фразу”
“Сегодня на занятии я узнал(а)...”
“Сегодня на занятии я понял(а)...”

В жизни мне пригодится ….

Дети записывают свои мысли в карточке и по желанию высказывают свои мнения.

Молодцы, сегодня все активно, хорошо работали. Домашним заданием будет нарисовать свое дерево-характер.

Карточка №1

Лень

Искренность

Жестокость

Сочувствие

Равнодушие

Ответственность

Грубость

Небрежность

Аккуратность

Трудолюбие

Высокомерие

Гордость

Бережливость

Зависть

Доброта

Жизнерадостность

Спокойствие

Карточка №1

Лень

Искренность

Жестокость

Сочувствие

Равнодушие

Ответственность

Грубость

Небрежность

Аккуратность

Трудолюбие

Высокомерие

Гордость

Бережливость

Зависть

Доброта

Жизнерадостность

Спокойствие

Карточка №1

Лень

Искренность

Жестокость

Сочувствие

Равнодушие

Ответственность

Грубость

Небрежность

Аккуратность

Трудолюбие

Высокомерие

Гордость

Бережливость

Зависть

Доброта

Жизнерадостность

Спокойствие

Карточка № 3

Карточка № 3

Карточка № 2

Карточка № 2

Карточка № 2

Упражнение «Продолжи фразу»

Упражнение «Продолжи фразу»

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я понял(а)__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодняшний урок мне______________________________________________

Упражнение «Продолжи фразу»

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я понял(а)__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодняшний урок мне______________________________________________

Обсуждение пословиц:

Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу

Каков характер, таковы и поступки.

Форма жидкости зависит от сосуда, а характер человека от его друзей.

Цена скакуна измеряется бегом, сила слона познается в схватке, а характер человека определяется поведением.

Горы и реки изменить легко, а характер человека - трудно.

Характер

Бабушка

Дедушка

Мама

Папа

Активный

Бережливый

Вежливый

Веселый

Добрый

Ласковый

Надежный

Честный

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой – характер накладывает отпечатки на все поступки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру.

3 слайд

Описание слайда:

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера: Человека к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость); 2. Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность); 3. Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность); 4. Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Квадрат. Вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость и терпение делают его высококлассным специалистом в своей, области. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Им пропиться предсказуемая, распланированная жизнь, и им не по душе изменения привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать и становятся отличными исполнителями и администраторами. Но когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, они вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

7 слайд

Описание слайда:

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Характерная особенность Треугольника - концентрироваться на главной цели. Это неудержимые, энергичные, сильные личности, которые, как правило, достигают своих целей. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, к по возможности за других, делает треугольника личностью, постоянно конкурирующей с другими. Треугольники очень не любят оказываться не правыми и с трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что! они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят изменять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по своему. Из треугольников получаются великолепные управляющие, они за версту чуют выгодное дело. Главное их отрицательное качество - сильная направленность на себя. Треугольники заставляют всех и вся крутиться вокруг себя, но без них жизнь потеряла бы свою остроту.

8 слайд

Описание слайда:

Прямоугольник. Это временная форма личности, символизирующая переход и изменение. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому" занятые поисками лучшего положения. Наиболее характерные черты Прямоугольника - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течении переходного периода. Они могут сильно меняться изо дня в день и даже на протяжении одного дня. Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются и хорошие качества, привлекающие к ним людей. Это - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.

9 слайд

Описание слайда:

Круг. Это мифологический символ гармонии. Это самый доброжелательный из пяти форм, высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Эти люди обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать; они ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам, любят и ценят их. Но Крути, как правило, слабые руководители в сфере бизнеса. Они пытаются сохранить мир и иногда ради этого избегают занимать твердую позицию. Для них нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт, они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Круги ие отличаются решительностью, слабы в политических играх, все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость - когда дело касается вопросов морали или нарушения справедливости..

10 слайд

Описание слайда:

Зигзаг. Эта фигура символизирует творчество Зигзагам свойственна образность, интуитивность. В отличие от кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в перемирии и добиваются желаемого не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта и построением новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Такие люди склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи. На работе им нужна независимость, разнообразие и высокий уровень стимуляции, тогда Зигзаг начинает выполнять свое основное предназначение - продуцировать новые идеи. Их отрицательные качества - отсутствие тактичности, отсутствие настойчивости в доведении дела до конца.

11 слайд

Что такое характер? устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства. устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства.


Черты характера Первая группа Втораягруппа Третьягруппа Четвертая группа черты характера, которые являются основой личности: принципиальность честность,мужество,преданность,надежность,гражданственность смелость, малодушие, неискренность черты характера, в которых проявляется отношение к другим людям: общительность,замкнутость,доброта,недоброжелательность внимательность,равнодушие черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе: гордость,самомнение,тщеславие,заносчивость черты характера, которые отражают отношение человека к труду: трудолюбие лень боязнь трудностей, настойчивость активность ответственность безынициативность


Тест 1. Какой у вас характер? вопрос да нет 1 Любите ли вы кушать с острыми приправами? 32 2 Хорошо ли вы чувствуете себя в компании? 21 3 Возникает ли у вас желание подскочить от радости до потолка? 42 4 Умеете ли вы занимать своих гостей? 32 5 Часто ли у вас болит голова? 12 6 Забываете ли вы, хоть иногда, почистить зубы? 41 7 Всегда ли вы носите одну и ту же прическу? 31 8 Любите ли вы разгадывать кроссворды? 14 9 Занимаетесь ли вы зарядкой? Часто ли у вас бывает меланхолическое настроение? Любите ли вы работать в тишине? 41


Какой у вас характер? Первый тип (менее 20 баллов): вы не любите компании, предпочитаете тишину, прогулки на природе, общение с друзьями в домашней, непринужденной обстановке. Все это вас радует больше, чем вечер, проведенный в шумном кафе. Из-за этого ваши друзья считают, что вы скучный человек. Второй тип (20 – 25): вы достаточно легкомысленны, быстро сходитесь с людьми. Но вы поддаетесь слишком частой смене настроений, от грустного до чересчур веселого. Третий тип (более 25 баллов): ваши знакомые считают, что в компании вы не заменимы. У вас есть чувство юмора, вы способствуете созданию хорошего настроения у других. Можете без конца смешить, рассказывать интересные истории.




Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и потому заняты поисками лучшего положения. Ведущие качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Это энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, чувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.


Сколько людей – столько и характеров Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается его жизнь. Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается его жизнь. Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. Всегда можно отличить одного человека от другого. Но в тоже время между несколькими людьми всегда можно найти сходные черти. Всегда можно отличить одного человека от другого. Но в тоже время между несколькими людьми всегда можно найти сходные черти.


Формирование характера. На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Эти изменения в характере чаще всего протекают не осознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты в себе. Но основные черты, назовем их базисными, закладываются еще в детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5 – 6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. В этом возрасте на характер ребенка сильное влияние оказывают взрослые, то, как они общаются с малышом. Большую роль играют родители в формировании характера.












Стили воспитания и качества личности которые при них формируются Авторитарный: безынициативность, неуверенность в себе, несамостоятельность. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчет, и часто попадают под дурное влияние сверстников. Демократический: самостоятельность, ответственность Либеральный: инфантильность, несамостоятельность, неумение контролировать своё поведение.


Заключение Помните, что каждый человек уникален, неповторим и непредсказуем. Л. Н. Толстой говорил: «Не может быть не только двух одинаковых людей, но и двух листьев на дереве нет совершенно одинаковых». Английский художник Уистлер ответил Толстому: «Еще с большим правом можно утверждать, что ничто так не похоже на лист платана, как другой лист платана». И как прекрасно, что все люди внешне очень похожи и в тоже время совершенно отличаются друг от друга, если к каждому внимательно приглядеться. Как прекрасен окружающий нас мир и хочется, чтобы он был еще прекраснее и добрее. И чтобы люди были так не похожи друг на друга, но оставались с доброй сияющей улыбкой на лице и жизнерадостной, открытой душой.



Тема урока: « Выражение характера человека через украшение »


Оргмомент

Закончилась большая перемена,

И снова прозвенел звонок.

Сейчас начнется в нашем классе

Изобразительный урок.

Надеюсь все у вас в порядке:

Краски, кисточки, альбом.

И вы готовы все, ребятки.

Тихо сядем и начнем.


Работа с пословицей

Славна богатырями земля русская


Тема урока

«Выражение характера человека через украшение»


  • Налево пойдешь – ничего не найдешь и никуда не попадешь
  • Направо пойдешь – в лес дремучий свернешь
  • Прямо пойдешь – умнее станешь и многое узнаешь

Богатыри

(от тюркского багатур – храбрый воин) –

защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово « Богатырь » встречается в летописях начиная

с 13 века


В.М. Васнецов. «Богатыри» . (1898 г.)


  • Что можно сказать о характере воинов?

Отважный, непоколебимый, сильный духом.

Какая у них внешность?

  • Какая у них внешность?
  • Какая у них внешность?

Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода.

В. М. Васнецов. Богатырский скок. 1914


Физминутка

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!


Шлем

  • Ранние шлемы на Руси существенно различались в деталях. Первый склепан из двух половин, соединенных ободом внизу и такой же ширины полосой металла вдоль темени.
  • Второй шлем был склепан из четырех треугольных пластин, соединенных навершием, ободом и четырьмя вертикальными полосами на стыках. Он имел надбровные выкружки, переходящие в наносник. Все скрепляющие полосы позолочены и по краю вырезаны зубцами и выкружками, имеют просечки в виде сердечка.


Кольчуга

  • Вооружение было очень тяжёлым.
  • Основным видом древнерусского панциря времён Киевской Руси была кольчуга. Она была изобретена в IV в. до н.э. кельтами На Руси её изготовлением овладели не позднее Х века. Наряду с кольчугой на Руси применялись и доспехи.
  • Дружинники носили два панциря одновременно: кольчугу и поверх неё пластинчатые доспехи.


ЩИТЫ

  • Известно, что щиты существовали различных форм (круглые, трапециевидные щиты и т. д. Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи.
  • Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.


Оружие

Оружие славян древнерусского воина состояло из копий, дротиков, боевых топоров и луков, мечей.

Прикрывались же они большими овальными щитами.





  • 1. Прочитать в учебнике на стр. 110-111

ПОДГОТОВИЛА: СТУДЕНТЫ ГРУППЫ Ф-222

Определение

Характер (от греч. charakter -
отпечаток, признак, отличительная
черта) - совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей
личности человека, его "нрав",
проявляющийся в деятельности,
общении, поведении, а также в его
манерах, привычках, складе ума и
свойственном ему круге
эмоциональной жизни.
Характером называется
совокупность существенных,
стержневых свойств личности,
которые отличают человека как
члена общества.

Характер человека - это то, что
определяет его значимые поступки, а не
случайные реакции на те или иные
стимулы или сложившиеся
обстоятельства.

Характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда
многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных
черт личности, к которым относятся:
Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к
окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например
принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.
Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой
деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость,
аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.
Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например
общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или
черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или
скрытность.
Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например
скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и
инструментальные.
Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают
ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер
можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него
больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.

В своем формировании, развитии и функционировании
характер человека тесным образом связан с
темпераментом. Последний представляет собой
динамическую сторону характера. Характер, как и
темперамент, является достаточно устойчивым и
малоизменяемым.
Характер проявляется в тех целях, которые человек
ставит себе в жизни, и в типических особенностях
поведения, направленного на достижение этих целей. И
в том и в другом отношении ведущей стороной
характера являются волевые проявления человека.

Характер, как совокупность социально обусловленных
черт личности, всегда получает со стороны общества ту
или иную моральную оценку. К темпераменту же
нравственная оценка приложима лишь тогда, когда он
рассматривается как составная часть характера.
Сам по себе темперамент, будучи определен в основном
физиологическими особенностями личности, не может
оцениваться как плохой или хороший. Лишь постольку,
поскольку проявления темперамента затрагивают
общественные отношения человека, они
характеризуются как допустимые или недопустимые,
достойные или недостойные.

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ

Все типологии человеческих характеров исходили из
ряда общих идей.
Характер человека формируется довольно рано в
онтогенезе и на протяжении остальной его жизни
проявляет себя как более или менее устойчивый.
1.
2.
Те сочетания личностных черт, которые входят в
характер человека, не являются случайными. Они
образуют четко различимые типы, позволяющие
выявлять и строить типологию характеров.
Большая часть людей в соответствии с этой
типологией может быть разделена на группы
3.

Э.Кречмер выделил и описал три
наиболее часто встречающихся типа
строения тела или конституции
человека: астенический,
атлетический и пикнический.
Каждый из них он связал с особым
типом характера (впоследствии
оказалось, что должных научных
оснований для этого у автора не
было).

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и
отчасти подтверждено новейшими исследованиями в
области психогенетики, определенным образом
коррелирует со склонностью к психическим
заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным
психозом чаще всего болеют люди с крайне
выраженными чертами пикника. К шизофреническим
заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует
небольшая толщина тела в профиль при среднем или
выше среднего росте. Астеник - это обычно худой и
тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся
несколько выше, чем он есть на самом деле.
У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи,
тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со
слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми
накоплениями. Такова в основном характеристика
астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того,
часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый
скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего
или высокого роста, с широкими плечами, мощной
грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы, груди, живота),
склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и
опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего
роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой
«карикатуры определенных нормальных типов личности». Тот тип
нормальных людей, который по своим психологическим
особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал
«шизотимным»; тех, кто напоминает больных маниакальнодепрессивным психозом, - «циклотимиками».
«Шизотимикам» свойственны такие черты характера, как
аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным
размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и
властность, сухость и отсутствие эмоций.
«Циклотимики» описываются им как люди, обладающие
веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью,
энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию
жизни.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е.Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются
подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.
В происходящие вокруг события они всегда вносят много
шума, любят неспокойные компании сверстников. При
хороших общих способностях они обнаруживают
неусидчивость, недостаточную дисциплинированность,
учатся неровно.
Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со
взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко
возникают конфликты. Такие подростки имеют много
разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило,
поверхностны и быстро проходят.
Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают
свои способности, бывают слишком самоуверенными,
стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на
окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной
раздражительностью и склонностью к апатии.
Подростки данного типа предпочитают находиться дома
одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.
Они тяжело переживают даже незначительные
неприятности, на замечания реагируют крайне
раздражительно. Настроение у них периодически
меняется от приподнятого до подавленного (отсюда
название данного типа) с периодами примерно в две-три
недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в
настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы
для неожиданного изменения настроения могут оказаться
самыми ничтожными, например кем-то случайно
оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они
«способны погрузиться в уныние и мрачное расположение
духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей
и неудач».
Поведение этих подростков во многом зависит от
сиюминутного настроения. Настоящее и будущее
соответственно настроению может расцвечиваться то
радужными, то мрачными красками. Такие подростки,
находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в
помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить
их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.
Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним
окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип
характеризуется повышенной мнительностью и
капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется при
выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная
чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает
или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком
азартных, подвижных озорных игр.
Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому
часто производят впечатление замкнутости. В юношеском возрасте у
таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу
сверстников, а также «комплекс неполноценности».
Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется
чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к
себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они
часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и
повышенным усердием.
Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и
приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе,
обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются
ускоренным и ранним интеллектуальным развитием,
склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и
оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако,
нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.
Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а
безапелляционность суждений - со скоропалительностью
действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда
требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа -
замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам,
предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых.
Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к
окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают
состояния других людей, их переживания, не умеют
сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен
различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.
Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно
сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего
для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут,
изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие
дети, пишет А.Е. Личко, любят мучить животных, дразнить
младших, издеваться над беспомощными. В детских
компаниях они ведут себя как диктаторы.
Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.
В группе детей, которыми они управляют, такие подростки
устанавливают свои жесткие, почти террористические
порядки, причем их личная власть в таких группах
держится в основном на добровольной покорности других
детей или на страхе.
В условиях жесткого дисциплинарного режима они
чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать
начальству, добиваться определенных преимуществ перед
сверстниками, получить власть, установить свой диктат над
окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм,
жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков
данного типа нередко выражена склонность к театральности,
позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в
их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим
уделяют больше внимания, чем им самим.
Для них насущной потребностью становится стремление
привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой
адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны
претензии на исключительное положение среди сверстников, и,
чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их
внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и
заводил.
Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами
и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет,
они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно
характеризуют как слабовольный, плывущий по
течению. Подростки данного типа обнаруживают
повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем
без разбора, а также к безделью и праздности.
У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе
профессиональные, интересы, они почти совсем не
думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует
бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение
любым авторитетам, большинству в группе. Такие
подростки обычно склонны к морализаторству и
консерватизму, а их главное жизненное кредо - «быть
как все».
Это тип приспособленца, который ради своих
собственных интересов готов предать товарища,
покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни
совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание
своему поступку, причем нередко даже не одно.

Близкой к классификациям
А.Е.Личко является типология
характеров, предложенная
немецким ученым Карлом
Леонгардом. Эта
классификация основана на
оценке стиля общения
человека с окружающими
людьми и представляет как
самостоятельные типы
характеров

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность,
словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он
часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.
У такого человека возникают эпизодические конфликты с
окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к
своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа
нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если
окружающие делают им замечания по этому поводу.
Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению,
людей данного типа характеризуют энергичность, жажда
деятельности, оптимизм, инициативность.
Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами:
легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной
раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным
отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия
жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное
одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая
контактность, немногословие, доминирующее
пессимистическое настроение. Такие люди являются
обычно домоседами, тяготятся шумным обществом,
редко вступают в конфликты с окружающими, ведут
замкнутый образ жизни.
Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им
подчиниться. Они располагают следующими чертами
личности, привлекательными для партнеров по
общению: серьезностью, добросовестностью,
обостренным чувством справедливости. Есть у них и
отталкивающие черты. Это - пассивность,
замедленность мышления, неповоротливость,
индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые
периодические смены настроения, в результате чего так
же часто меняется их манера общения с окружающими
людьми. В период повышенного настроения они
являются общительными, а в период подавленного -
замкнутыми.
Во время душевного подъема они ведут себя как люди с
гипертимной акцентуацией характера, а в период спада
- с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая
контактность в общении, замедленность вербальных и
невербальных реакций. Нередко они занудливы и
угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в
которых сами являются активной, провоцирующей
стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в
семье.
В эмоционально спокойном состоянии люди данного
типа часто добросовестные, аккуратные, любят
животных и маленьких детей. Однако в состоянии
эмоционального возбуждения они бывают
раздражительными, вспыльчивыми, плохо
контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная
общительность, занудливость, склонность к
нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах
обычно выступает инициатором, активной стороной.
Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные
требования к себе.
Особо чувствителен к социальной справедливости,
вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.
Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив,
предъявляет непомерные требования к близким и к
подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко,
выступая в них скорее пассивной, чем активной
стороной. На службе ведет себя как бюрократ,
предъявляя окружающим много формальных
требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство
другим людям.
Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями
на аккуратность. Его привлекательные черты:
добросовестность, аккуратность, серьезность,
надежность в делах, а отталкивающие и
способствующие возникновению конфликтов -
формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны
низкая контактность, робость, неуверенность в себе,
минорное настроение. Они редко вступают в конфликты
с окружающими, играя в них в основном пассивную
роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и
опоры.
Нередко располагают следующими привлекательными
чертами: дружелюбием, самокритичностью,
исполнительностью. Вследствие своей беззащитности
также нередко служат «козлами отпущения», мишенями
для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в
узком кругу избранных, с которыми устанавливаются
хорошие контакты, которых они понимают «с
полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в
них пассивную роль. Обиды носят в себе, не
«выплескивают» наружу.
Привлекательные черты: доброта, сострадательность,
сорадование чужим успехам, обостренное чувство
долга, исполнительность. Отталкивающие черты:
чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется
легкостью установления контактов, стремлением к лидерству,
жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую
приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам
(при внешней мягкости манеры общения) .
Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими
притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но
при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами,
привлекательными для партнеров по общению: обходительностью,
артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью
мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм,
лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая
контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие
люди часто спорят, но не доводят дело до открытых
конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как
активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем
привязаны и внимательны к друзьям и близким.
Они альтруистичны, имеют чувство сострадания,
хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.
Отталкивающие черты: паникерство, подверженность
сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью,
у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до
болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в
конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В
общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство
другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени.
Располагают такими привлекательными чертами, как готовность
внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят,
исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность
влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к
развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего,
характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от
реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят
одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при
попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто
представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно
слабо привязанных к людям.
Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие
твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие
черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание
своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться
ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они
продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Еще одна интересная попытка
представления типологии
характеров, в основе которой
отношение человека к жизни,
обществу и нравственным
ценностям. Ее вывел Э.Фромм и
обозначил как социальную
типологию характеров.
«Социальный характер, - пишет
автор, - содержит... выборку черт,
существенное ядро структуры
характера большинства членов
группы, которое сложилось в
результате основного опыта и
способа жизни, общего для этой
группы».

1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих
жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не
в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он
направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной
неудачи.
Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если
в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его
агрессивности.
Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием,
«переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями,
непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих
людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип
тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из
«благих намерений».
Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим
известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других
известных исторических лиц.

2. «Разрушитель. Характеризуется выраженной
агрессивностью и активным стремлением к устранению,
уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию,
крушение надежд у данного человека.
«Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство
избавления от невыносимого чувства бессилия». К
разрушительности как к средству разрешения своих
жизненных проблем обычно обращаются люди, которые
испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в
реализации своих интеллектуальных и эмоциональных
возможностей. В периоды больших социальных
потрясений, революций, переворотов они выступают в
качестве основной силы, разрушающей старое, в том
числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид,
столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и
личными жизненными проблемами, перестает «быть
самим, собой».
Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам,
обществу любого типа, требованиям социальной группы,
быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения,
который свойствен большинству людей в данной ситуации.
У такого человека почти никогда нет ни собственного
мнения, ни выраженной социальной позиции.
Такой человек всегда готов подчиниться любой новой
власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если
обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь
над моральной стороной подобного поведения. Это - тип
сознательного или бессознательного приспособленца.

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

ФОРМИРОВАНИЕ
ХАРАКТЕРА

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

ЛИЧНОСТЬ И
ХАРАКТЕР
ЧЕЛОВЕКА

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную
возрастную и временную устойчивость,
является общительность или связанная с ней по смыслу черта -
замкнутость, а также более общие черты характера, в состав
которых две названные входят как составляющие, -
экстраверсия и интроверсия.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают,
соответственно, открытость или замкнутость человека по
отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы
имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и
везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.
В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание
человека направляется на самого себя и он становится центром
собственных интересов.

Интровертированная личность ставит себя и
индивидуальный внутренний мир выше того, что
происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний
мир ставит выше своих внутренних субъективных
переживаний. Такова самая общая характеристика этих
двух, наиболее распространенных типов личности,
основанных на разных чертах характера. Рассмотрим
подробнее их другие психологические особенности

С экстраверсией связаны определенные акцентуации
характеров, в частности экзальтированность,
демонстративность, возбудимость, гипертимность
(акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти
всегда повышенном настроении человека, в его энергичности,
активности, достаточно высоком жизненном тонусе.
Наиболее общие свойства характера можно расположить
диаметрально: сила - слабость, твердость - мягкость,
широта - узость, цельность - противоречивость.
Многогранность характера заключается в том, что в
различных ситуациях у человека могут проявляться разные,
возможно, что и противоположные свойства, при этом
единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом
оно и проявляется.

Акцентуация характера

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность
отдельных черт характера, проявляемая в
избирательной уязвимости человека по отношению к
определенным ситуациям и стимулам.

Акцентуации характера

Чрезмерная выраженность черт характера и их
сочетание в крайних проявлениях нормы называется
акцентуацией характера. Акцентуации характера - это
уязвимость психотравмирующего воздействия на
слабое звено (место наименьшего сопротивления)
данного типа характера при устойчивости к другим
воздействиям.
Акцентуации могут быть выявлены при тестировании с
помощью опросника Шмишека.

Проявление акцентуаций характера происходит в тех ситуациях,
когда задействуется именно это уязвимая точка характера, в других
случаях человек ведет себя адекватно, без срывов и потрясений.
Выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные
акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются
постоянными чертами определенного типа характера.
Акцентуации характера находятся на границе психопатических
расстройств. Многие акцентуации формируются уже в подростковом
возрасте и могут уже достаточно сильно проявляться, их выявление с
помощью опросника Шмишека для детей может помочь определить
яркое проявление акцентуаций для дальнейшего корректировки
воспитания ребенка, оттачивания его черт характера.

Вопросы для проверки

1.Что такое
характер?
2.Когда происходит
3.
формирование характера?
Что такое акцентуация характера?

Список литературы

http://www.liveinternet.ru/users/3265720/post312668524
http://studopedia.ru/18_6679_lichnost-i-haraktercheloveka.html