Методобъединение средних группах планом по развитию речи. Районное методическое объединение «Развитие связной речи и знакомство со словарем

«Использование

разнообразных форм и методов

методическое объединение.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование

разнообразных форм и методов

в работе с детьми по развитию речи»

методическое объединение.

Подготовил воспитатель

МБДОУ №3
Складчикова Н.П.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОУ.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

Речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны:

Образовательная ситуация;

Ситуация общения,

Проектная деятельность,

Игра.

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация . Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами общения на развитие коммуникативных умений могут быть ситуации:

«Что не так?»

Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования:

Каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком.

«Улыбка».

Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения:

посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.

«Рукопожатие».

Цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины:

«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок);

«Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей);

«Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи); «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность.

В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДОУ.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.

Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

Театрализованные игры.

Цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки.

Сюжетно-ролевые игры.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

Во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,

Во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

Обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений .
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

Выделяют три группы методов:

Наглядные,

Словесные,

Практические.

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов кнаглядным, других к словесным или практическим, зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ .

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются какнепосредственные, так и опосредованные методы. Кнепосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

экскурсии,

осмотры помещения,

рассматривание натуральных предметов.

Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ .

В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения:

Кратковременный показ предмета, игрушки;

Рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей;

Чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т.д.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД .

Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развитияречи.


Ирина Попкова

24.01.2017 в МДОУ "Майский детский сад "Солнышко" проведено методическое объединение для воспитателей средних групп на тему "Развитие связно речи и знакомство со словарем ". Воспитателем средней группы Филиной С. Д. подготовлено и проведено с детьми средней группы занятие по развитию речи на тему "Подарки от волшебницы Зимы"

Семинар-практикум "Развитие речи дошкольников " провела старший воспитатель МДОУ "Майский детский сад "Солнышко" Попкова Ирина Павловна.

Цель : создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей

Задачи семинара-практикума :

Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов;

Расширять опыт педагогов;

Углублять представления;

Побуждать педагогов;

Преодолевать пассивность педагогов.




Публикации по теме:

В конце сентября мне посчастливилось побывать на методическом объединении педагогов православных образовательных учреждений Ставропольской.

Вступительное слово по реализации регионального компонента в условиях реализации ФГОС ДО в образовательной программе ДОУ. Руководитель МО.

Логопедический ринг Цели и задачи. - Закрепление методов, приемов, игры, используемых при постановке звуков. - Закрепление элементов логопедического.

12 ноября 2015 года в детском саду №20 «Гнёздышко» состоялось методическое объединение музыкальных руководителей МАДОУ «Радость» по теме.

Обсуждение с педагогами. Приветствие: Придумано кем то просто и мудро при встрече здороваться доброе утро! Проблема адаптации ребенка.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В. А. 8 декабря 2016 г. на базе МДОУ.

Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: компьютер; презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.

О ком загадка: «И швец, и жнец, и на дуде игрец?» (о воспитателе детского сада) «Осенние заметки» В осенний солнечный день нас встречает.

Ирина Михайлюк
Выступление на районном методическом объединении из опыта работы по теме «Сказкотерапия как средство развития речи детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

Выступление на районном методическом объединении по развитию речи из опыта работы

по теме : «Сказкотерапия , как средство развития речи детей дошкольников ».

Подготовила

Воспитатель

Михайлюк И. В

Городской округ город Выкса 2015 год

Уважаемые коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тему : «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников ».

Своё выступление мне хочется начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой : «У кого в детстве не бывает сказки , тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота» .

Само слово СКАЗКА – это устное , художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей , так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе . Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе , повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи . Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия ?Сказкотерапия – это метод , использующий сказочную форму для речевого развития личности , расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности , забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия) . Суть и жизнеспособность сказки , тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла : фантазии и правды.

Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии , я поставила перед собой следующие цели и задачи :

Цель :

Содействие развитию речи детей , обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку . Задачи :

Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие диалогической и монологической речи .

Эффективность игровой мотивации детской речи . Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведётся мною по пяти направлениям это :

Дидактические игры; Театрализация сказок ; Мнемотехника; Показ инсценировка; Психогимнастика.

Дидактические игры :

За время работы я изготовила (приобрела) немало дидактических игр на тему «Сказки » , в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр : закреплять название сказок , их содержание, героев, развивать речь детей .

Театрализация сказок

В театрализации сказок своей задачей я ставлюобучение пересказу методом проигрывания . Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию . Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя :

Чтение или выразительное рассказывание сказки ;

Беседа по содержанию;

Показ воспитателем настольного театра;

Инсценировка сказки детьми .

Мнемотехника

С прошлого года я в своей работе по развитию речи детей стала использовать мнемотаблицы. Мнемотехника – это искусство запоминания. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию. Целью моей работы с менмотаблицами является обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими , связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна , так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи .

Показ инсценировка

Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу , предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. На новогодние праздники мы с детьми для родителей подготовили постановку сказки Сутеева «Ёлка» , так же совместно с родителями подготовили сказку Ш . Пьеро «Красная Шапочка» . Много сказок русских народных мы показываем детям младших групп «Колобок «, «Репка» и. т. д.

Психогимнастика : В своей работе я использую несколько методов психогимнастики : Использование данного метода позволяет решать две основные задачи : побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

Метод «А что потом» ;

Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке » ;

Метод «Моделирование» ;

Метод «Сказка про самого себя » ; Метод «Сказки по-новому » ;

Метод «Сказка – калька » .

Релаксация

Упражнения на релаксацию помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией

Пример : Мы находимся в сказочном лесу . Здесь все меняется быстро, как в сказке : идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или : мы пришли к сказочному озеру . Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее. А также превращения в траву, деревья, камни и др.

Так же мною в 2014 году мною был реализован проект «В гостях у сказки »

Целью моего проекта было :Развитие устойчивого отношения к сказке как к произведению искусства. В течении всего проекта через все виды деятельности мы реализовывали поставленные задачи на развитие связной и диалогической речи детей через сказку . В познавательном развитии проводилось много бесед о сказках . НОДы : «Путешествие в страну сказок » , «Путешествие по сказке » , «Наши добрые сказки » . В художественно эстетическом развитии :Лепка : «Мой любимый сказочный герой » , рисование «Нарисуем сказку » .

Социально –коммуникативное развитие :Изготовление масок для игр –драматизаций

Речевое развитие : Чтение художественной литературы : сказки , потешки …

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке » ….

Отгадывание загадок

Физическое развитие Разучивание физкультминуток : «Буратино потянулся» ,

«Иван –Царевич» , «Шёл король по лесу» , «Заячья зарядка»

Имитация упражнения : «Изобрази героя сказки » .

Пальчиковые игры : «Идёт коза рогатая» , «Сорока»

Подвижные игры с сюжетом : «Лохматый пес» , «У медведя во бору» , «Зайка беленький сидит» .

Так же большая работа проведена с родителями :

Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения» .

Консультация для родителей «Воспитание сказкой » .Оформление выставки : рисование с детьми «Моя любимая сказка » . Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к постановке сказок . Привлечение родителей к инсценировке сказки .

На мой взгляд, реализация этого проекта значительно улучшила диалогическую речь детей с помощью сказок , позволила раскрыться более застенчивым детям. Так же проект способствовал развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Сказкатерапия может помочь при решении многих проблем. “Как правильно читать ребенку сказку ?”, в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказки , прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки , откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа , эффект от которой со временем обязательно будет!

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей , стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы . Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущем.

Эффективные приемы формирования связной речи дошкольников.

Выступление на методическом объединении воспитателей.

Решение проблемы формирования связной речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описанием речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

Итак, какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития связной речи у детей. Расскажу вам о синквейне и мнемотаблицах. Я работала с ними. И на своих занятиях видела положительный результат их действия.

Известный русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал :

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем , помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Это система методов и приемов , обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи .

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Вся работа строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам ., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например : лиса - состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь - большой коричневый круг и т. д.) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Где можно использовать карточки - схемы?

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

в работе с чистоговорками и скороговорками;

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц ?

1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь это выполнять самостоятельно.

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Предлагаю поработать в подгруппах - составить мнемотаблицу по теме «Зима» для детей среднего возраста, старшей и подготовительной группы. Задание выполнить в течение 3 минут, по окончании работы каждая подгруппа представляет свою таблицу всем коллегам.

Все поработали творчески, грамотно составили таблицы, я думаю, что вы согласитесь со мной мнемотехника - один из эффективных способов развития связной речи дошкольников.

Перейдем к следующему.

Что такое синквейн? Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.

Что же значит это необычное слово?

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый край

Мы — дружные!

В каких случаях можно использовать синквейн?

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Дети»

Какие они? (прекрасные, озорные)

Что они делают? (играют, шалят, радуют)

Предложение о детях, афоризм или пословица. (Цветы нашей жизни.)

Ассоциации, которые вызывают слово «дети»? (счастье).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Выводы о синквейне:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте - это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы, о которых сегодня с вами говорили, мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.

Спасибо за внимание. Всем успехов в работе!

Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод.
пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд.
Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс,
2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —
М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал
«Логопед», №5 (2005).

Электронные ресурсы:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок».

2. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных
технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

3. Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы центр психолого-медико-социального сопровождения "Поддержка"
http://festival.1september.ru/articles/518752 / http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl ?i=2293 (http://poddergka.pc.mskobr.ru/poleznayainformatsiya/spetsialistam.html ?task=show&id=363)

Заседание городского методического объединения

«Речевое развитие дошкольников»

Руководитель:

22.10.2015 г. педагогов-участников городского методического объединения встречала заведующий в основном здании МБДОУ ПГО «Детский сад № 51».

Программа заседания включала в себя:

8.45-9.00 – встреча участников ГМО, регистрация

9.00-9.15 – вступительное слово. Руководитель ГМО

9.15-9.25 – теоретическая часть «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники». Старший воспитатель МБДОУ № 51

9.25-9.45 – Презентация пособий и дидактических игр по речевому развитию, их использование в обучении детей. Доклад «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста». Старший воспитатель МБДОУ № 60 , воспитатели МБДОУ № 60 ,

9.45-10.10 - Презентация пособий и дидактических игр по речевому развитию, их использование в обучении детей. Мастер-класс по использованию данных пособий. Воспитатели МБДОУ № 51 , учитель-логопед А.

10.10-10.20 – знакомство с развивающей предметно-пространственной средой по развитию речи в группах МБДОУ № 51

10.20-10.30 – обмен мнениями. Подведение итогов заседания ГМО

https://pandia.ru/text/80/181/images/image002_66.jpg" width="594" height="334 src=">

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51» в теоретической части заседания представила педагогам презентацию «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники».

Основные положения презентации:

· знакомство с понятиями «наглядное моделирование», «мнемотехника», «мнемотаблица»;


· знакомство с основными составляющими и содержанием каждого из этих понятий;

· знакомство с этапами работы в процессе пересказа текста, заучивания стихотворения, составления загадки, составления рассказа;

· результативность применения метода наглядного моделирования, использования мнемотехники и мнемотаблиц в развитии речемыслительной деятельности дошкольников.

https://pandia.ru/text/80/181/images/image004_37.jpg" width="603" height="339 src=">

Воспитатели МБДОУ № 51 , учитель-логопед А. представили вниманию педагогов ДОУ мастер-класс по использованию пособий и дидактических игр по речевому развитию в обучении детей.

Представленные пособия и дидактические игры соответствовали развивающей среде в области «Речевое развитие дошкольников», отличались качеством выполнения, эстетичностью. Во время проведения мастер-класса педагоги чётко формулировали задачи, назначение каждой из игр, объясняли особенности их проведения. Участникам ГМО были предложены памятки «Игры по развитию речи». Предложение: продолжать внедрение разнообразных дидактических пособий и игр в развивающую среду ДОУ (в том числе с использованием интернет ресурсов), способствовать созданию условий для эффективной организации работы по развитию речи детей.