Кто такие янычары? Значение слова "янычар". Янычары: спецназ Османской империи (4 фото) Кто такие янычары

Расширение внешнеполитической экспансии молодого Османского государства в начале 14 в. породило потребность в создании регулярной и дисциплинированной пехоты как для осады христианских крепостей, так и для широкомасштабной агрессии в Европе. Однако турки с их традициями кочевой жизни и неорганизованного конного сражения предпочитали воевать в составе легкой кавалерии (akinci). После безуспешных попыток создать унифицированные пехотные соединения из сыновей османских всадников и из мусульманских наемников султан Орхан (1326–1359) организовал в 1330 отряд пехотинцев из пленных христиан, добровольно или вынужденно принявших ислам (1000 чел.). Стремясь сделать его ударной силой в войнах против «неверных», султан сразу постарался придать ему религиозный характер, связав с дервишеским орденом Бекташие; возможно, он ориентировался на модель христианского военно-монашеского ордена. Согласно легенде, глава ордена Хачи Бекташ на церемонии инаугурации отряда оторвал от своего белого одеяния рукав, возложил его на голову одного из воинов (причем так, что часть его свешивалась на затылке), назвал того «янычаром» («новым воином») и дал свое благословение. С этого времени янычарский корпус формально считался частью Бекташие, а Хачи Бекташ – его святым покровителем; члены ордена служили войсковыми священниками; головным убором янычар стала шапка с прикрепленным сзади куском ткани.

В середине 14 в. потребность в увеличении нового войска натолкнулась на два препятствия – недостаток пленных воинов-христиан и их ненадежность. Это побудило султана Мурада I (1359–1389) в 1362 изменить способ комплектования: отныне корпус рекрутировался из захваченных во время походов на Балканы детей христианской веры, проходивших специальную военную подготовку. К началу 16 в. такая практика превратилась в обязательную повинность, наложенную на христианское население балканских провинций, прежде всего Албании, Греции и Венгрии: каждый пятый/седьмой год (в поздний период еще чаще) особые чиновники отбирали на специальных «смотринах» в каждой христианской общине 1/5 всех мальчиков в возрасте от семи до четырнадцати лет (так называемая «доля султана») для службы в янычарском корпусе.

Эта система, вскоре ставшая почвой для крупных злоупотреблений, вызывала явное и скрытое сопротивление со стороны покоренных христианских народов: от восстаний и бегства за пределы Османской империи до разнообразных уловок, когда родители использовали лазейки в законодательстве, в частности запрет брать женатых и принявших ислам (женили мальчиков еще во младенческом возрасте, обращали их в мусульманскую веру). Турецкие власти жестоко подавляли попытки возмущения и сокращали число легальных способов уклонения. В то же время часть бедных родителей с готовностью отдавали своих детей в янычары, желая дать им тем самым возможность вырваться из нищеты и избавить семью от лишних ртов.

Подготовка янычар.

Всех отобранных мальчиков отправляли в Стамбул (Константинополь), подвергали обрезанию и обращали в ислам. Затем в присутствии султана происходили «смотрины». Самых способных и физически крепких зачисляли в школу пажей, которая была кузницей кадров для дворцовых служб, государственной администрации и конного войска. Большую же часть детей выделяли для янычарского корпуса. На первом этапе их посылали для воспитания в семьи турецких крестьян и ремесленников (в основном, в Малую Азию), которые вносили за них небольшую плату; там они осваивали турецкий язык и мусульманские обычаи, приучались к разным видам тяжелого физического труда и привыкали переносить лишения. Через несколько лет их возвращали в Стамбул и зачисляли в состав ачеми оглан («неопытные юноши») – подготовительный отряд янычарского корпуса. Эта стадия обучения продолжалась семь лет и состояла из военной подготовки и тяжелых физических работ для государственных нужд; ачеми оглан жили в казармах подразделениями по двадцать-тридцать человек, подчинялись суровой дисциплине и получали небольшое денежное содержание. Они не покидали пределов Стамбула и не участвовали в военных действиях. В них воспитывались исламский фанатизм, абсолютная преданность султану, слепое повиновение командирам; всякие проявления свободы и индивидуальность строго наказывались. Выход своей энергии они давали во время религиозных праздников, когда совершали насилия против стамбульских христиан и иудеев; на эти эксцессы их командиры смотрели сквозь пальцы. По достижении двадцати пяти лет наиболее физически крепкие ачеми оглан, доказавшие свое умение в совершенстве обращаться с оружием, становились янычарами; остальных – чикме («отвергнутые») – направляли на вспомогательные общественные службы.

Структура и жизнь янычарского войска.

Янычарский корпус носил название очак («очаг»). Он делился на тактические соединения – орты (также «очаг»); в эпоху Сулеймана II (1520–1566) их насчитывалось 165, затем это количество возросло до 196. Число членов орты не было постоянным. В мирное время оно варьировалось от 100 в столице до 200–300 воинов в провинции; в период войны оно увеличивалось до 500. Каждая орта делилась на небольшие отряды по 10–25 человек. Орты были объединены в три большие группы: болук, боевые единицы, дислоцировавшиеся в Стамбуле и пограничных крепостях (62 орты); себган, дрессировщики собак и охотники (33); чемаат, вспомогательные соединения (101).

Принципы жизни янычар были установлены законом (Кануном) Мурада I: им предписывалось беспрекословно подчиняться своим начальникам, избегать всего, что не подобает воину (роскошь, сладострастие, ремесло и т.д.), не вступать в брак, жить в казарме, соблюдать религиозные нормы; они были подсудны только своим командирам и обладали привилегией подвергаться особо почетному виду смертной казни (удушение); продвижение по службе осуществлялось строго по принципу старшинства; оставлявшие корпус ветераны обеспечивались государственной пенсией. Каждая орта представляла собой своеобразную большую семью, сплоченную группу мужчин, объединенных общим делом и общим образом жизни.

Начальник всего корпуса, ага, своим рангом превосходил командующих других родов войск (конницы, флота) и гражданских сановников и являлся членом дивана (государственного совета). Он обладал абсолютной властью над янычарами. Ага, как и остальные офицеры, происходил из простых янычар и поднимался по карьерной лестнице благодаря принципу старшинства, а не по милости султана и поэтому был относительно независим от верховной власти. Селим I (1512–1520) ликвидировал эту независимость и начал назначать агу по своему выбору, что вызвало сильную оппозицию со стороны янычар: они стали воспринимать агу как чужака, и во время их мятежей тот часто оказывался первой жертвой. В конце 16 в. властям пришлось восстановить старый порядок избрания аги.

Янычарский корпус славился эффективной организацией системы питания. Она преследовала цель постоянно поддерживать воинов в хорошей физической и психической форме; ее главные принципы – достаточность и умеренность. Посты соблюдались даже в период войны. Строго следили за равенством солдатских пайков. Военной инсигнией корпуса являлся священный котел. Каждая орта имела большой бронзовый котел (казан) для варки мяса; свой небольшой котел был и у каждого отряда. Во время похода казан несли перед ортой, в лагере его ставили перед палатками; потерять котел, особенно на поле боя, считалось самым большим позором для янычар – в этом случае всех офицеров изгоняли из орты, а простым солдатам запрещали участвовать в официальных церемониях. В мирное время каждую пятницу орты, дислоцированные в столице, шли с казанами к султанскому дворцу, где получали продовольственный пилаф (рис и баранину). Если орта отказывалась принимать пилаф, опрокидывала котел и собиралась вокруг него на Ипподроме, это означало отказ от повиновения властям и начало мятежа. Казан также считался святым местом и убежищем: спрятавшись под ним, виновный мог спасти свою жизнь.

Контроль за питанием являлся главной функцией офицеров среднего и низшего звена. Это отражалось в большинстве названий офицерских должностей в орте. Во главе ее стоял корбачи баши («распределитель похлебки»); важную роль играл ашчи баши («главный повар»), исполнявший одновременно обязанности квартирмейстера орты и палача. Младшие офицеры носили звания «главный водонос», «поводырь верблюдов» и т.д.

Государство частично обеспечивало янычар питанием, одеждой и денежным содержанием. Кроме пятничного калафа, им регулярно выдавались хлеб и баранина; остальное на средства самих солдат приобретал главный повар орты. Власти предоставляли материю для обмундирования 12 тыс. воинов, а во время войны выдавали оружием тем, у кого его еще не было. Денежное жалование выплачивалось только по прошествии трех лет пребывания в войске; оно варьировалось в зависимости от срока службы и ранга. Его получали раз в квартал по предъявлению особых билетов, причем 12% суммы янычары оставляли в войсковой казне. Эта казна, пополнявшаяся также за счет платы за учеников и имущества умерших янычар, представляла собой резервный фонд, расходовавшийся на улучшение условий жизни солдат, питание и одежду, помощь больным и новобранцам, выкуп пленных. Задержки выплаты жалования и попытки властей прибегать к практике порчи монеты часто вызывали янычарские восстания.

Униформа янычар состояла из длинного платья (доларма), головного убора с пристегнутой впереди деревянной ложкой, шаровар и наколенников. В походе и в бою полы долармы собирались по бокам в складки и закреплялись ремнем.

В мирное время не проводились общих военных занятий; каждый янычар упражнялся со своим оружием самостоятельно. На марше не поддерживалось никакого особого порядка; однако в момент боя каждый солдат оперативно занимал свое место в строю. В казармах же царила суровая дисциплина; в них поддерживалась абсолютная чистота, туда не допускались женщины. Дисциплина обеспечивалась системой наказаний: от телесных и карцера до увольнения, ссылки в пограничную крепость, пожизненного тюремного заключения и смертной казни. Самыми тяжелыми проступками считались дезертирство и трусость на поле боя. Постепенно утвердилось представление, что янычара нельзя казнить; поэтому виновного сначала изгоняли из корпуса и лишь затем лишали жизни.

Эволюция янычарского корпуса.

С самого начала янычары были ударной силой османских завоеваний. Именно им империя обязана своими крупнейшими военными успехами в 14–16 вв. Численность и удельный вес янычар в турецкой армии постоянно возрастали. При Сулеймане II их насчитывалось уже 40 тыс. Они приобрели ряд привилегий (освобождение от светской и церковной юрисдикции и от уплаты налогов, подсудность только своим командирам, право убежища в казармах и т.д.); усилилась их связь с верховной властью – начиная с Сулеймана II, султан традиционно включался в янычарские списки и получали ветеранское жалование. Корпус мог выступить в поход только под командованием самого султана. С середины 15 в. янычары начали превращаться в серьезную политическую силу. Первое их восстание произошло в 1449 и было вызвано требованиями повышения жалования. В 1451 вступивший на престол Мухаммед II (1451–1481), стремясь обеспечить лояльность янычар, выдал им денежный подарок, что превратилось в обычай одаривать их при каждом новом воцарении: размеры этого дара постоянно возрастали; в надежде на его получение янычары с готовностью поддерживали любую смену власти. Традиция эта была упразднена только в 1774 Абдул Хамидом I. Также существовал обычай одаривать каждого янычара по случаю первого похода нового султана. Значительные суммы выплачивались им и перед сражениями.

Во второй половине 16 в. в связи с упадком конного ополчения корпус превратился в самое крупное соединение турецкой армии; его численность к концу столетия достигла 90 тыс. В начале 17 в. янычары стали также ведущей политической силой Османской империи, главным источником мятежей и заговоров; фактически присвоив себе право низлагать и возводить на престол султанов. Попытка Османа II (1618–1622) в 1622 реформировать корпус стоила ему жизни. В 1623 янычары свергли Мустафу I (1617–1618, 1622–1623), в 1648 Ибрагима (1640–1648), в 1703 Мустафу II (1695–1703), в 1730 Ахмеда III (1703–1730), в 1807 Селима III (1789–1807); еще чаще их жертвами оказывались высшие сановники государства.

Параллельно с ростом политического влияния янычарского корпус происходила его военная деградация. Из хорошо обученного, дисциплинированного и сплоченного соединения оно превратилась в привилегированную касту преторианцев, не обладавших боевым духом и боевыми качествами прежних дней. Причиной этого стал отход, начиная с 16 в., от исходных принципов его комплектования и функционирования. Еще в ранний период многие турки были недовольны тем, что элитные войска и государственная администрация рекрутируются из среды покоренного христианского населения: некоторые родители-турки договаривались с христианами, чтобы те во время рекрутского набора выдавали их детей за своих. При Сулеймане II турок стали уже открыто принимать в ачеми оглан и даже прямо в войско. Значительная часть таких новобранцев не была подготовлена к тяготам службы; многие умирали в период обучения. Зачисленные в ряды янычар по протекции или за взятку, как правило, не проявляли особого мужества на поле боя. Старые янычары отказывались служить вместе с ними; между этими двумя группами нередко возникали кровавые столкновения. К концу 17 в. турки составляли уже большую часть янычарского войска. Их количество особенно возросло после отмены в 1638 детского налога на христиан и прежней системы комплектования.

Увеличение турецкого компонента обусловило отказ от одного из важнейших принципов жизни янычар – безбрачия. В ранний период разрешение жениться давалось агой только в исключительных случаях, прежде всего старым и заслуженным ветеранам. Но в 1566 Селим II (1566–1574) при вступлении на престол был вынужден предоставить это право всем янычарам. В результате практика совместной жизни в казармах сошла на нет: сначала женатым янычарам позволили жить в своих домах, а затем и неженатые отказались оставаться в казармах и подчиняться строгой дисциплине. Вскоре возникла проблема обеспечения янычарских семей; поскольку солдатского жалования для этого было недостаточно, заботу об их детях взяло на себя государство. Сыновьям янычар предоставлялось право на получение хлебного рациона с момента рождения, а позже их стали зачислять в состав орт еще во младенчестве с соответствующими льготами. В итоге корпус превратился в наследственный институт.

Он постепенно терял свой чисто военный характер.В 17 в. в связи с ростом численности янычар расширились их функции: помимо участия в военных действиях и боевой подготовки, их все чаще привлекали для исполнения разных невоенных обязанностей (полицейская служба, уборка улиц, борьба с пожарами и т.д.). В 17 и, особенно, в 18 вв. янычары стали активно вовлекаться в ремесленную деятельность и торговлю. Султаны поддерживали эту тенденцию, надеясь отвлечь их от политики. Янычары монополизировали ряд отраслей ремесла. В Стамбуле они полностью контролировали производство и продажу фруктов, овощей и кофе, в их руках оказалась значительная часть внешней торговли. Налоговые и судебные привилегии янычар являлись привлекательным моментом для представителей самых разных социальных слоев. Распространилась практика формального членства в янычарском войске: любой за взятку янычарским офицерам мог записаться в орту и получить налоговые льготы. С другой стороны, в его состав проникали многие криминальные элементы. В войске процветало взяточничество и казнокрадство. Во время военных походов янычары нередко отказывались сражаться, предпочитая заниматься грабежами и вымогательствами.

Ликвидация янычарского войска.

Разложение корпуса стало причиной серии военных поражений Османской империи, начиная с конца 17 в. Попытки султанов (Махмуда I, Селима III) реформировать его или создать параллельные военные соединения нового, европейского типа, наталкивались на резкое противодействие янычар, которых поддерживало мусульманское духовенство, дервиши из ордена Бекташие, улемы (законоучители), а также низы турецкого общества. Только Махмуд II (1808–1839), которому удалось спровоцировать раскол между янычарами и религиозными кругами, смог провести военную реформу. 28 мая 1826 он издал указ о создании регулярных армейских соединений из части янычарского корпуса. В ответ 15 июня янычары подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Корпус был упразднен, казармы разрушены, священные котлы уничтожены, само имя янычар предано вечному проклятию.

Иван Кривушин

Янычары были элитными воинами Османской империи. Они охраняли самого султана, первыми вошли в Константинополь. К службе янычар готовили с раннего детства. Дисциплинированные, фанатичные и абсолютно преданные султану, они жили войной.

Армия рабов

У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.
Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

Подготовка

Подготовка янычар была системной и продуманной. Мальчики-христиане, расставшиеся со своей прошлой жизнью, отправлялись в семьи турецких крестьян или ремесленников, служили гребцами на кораблях или становились помощниками мясников. На этом этапе новообращенные мусульмане постигали ислам, учили язык и привыкали к суровым лишениям. С ними нарочно не церемонились. Это была суровая школа физической и моральной закалки.

По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан (русс. "неопытные юноши"). С этого времени их подготовка заключалась в освоении специальных военных навыков и тяжелой физической работе. Из юношей на этом этапе уже воспитывали преданных воинов ислама, которые беспрекословно исполняли все приказы командиров. Любые проявления свободомыслия или строптивости пресекались на корню. Была, впрочем, у молодых "кадетов" янычарского корпуса и своя отдушина. Во время мусульманских праздников они могли позволить себе проявление насилия против христиан и иудеев, к чему "старшие" относились скорее благодушно, чем критически.

Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

Львы ислама

Как так случилось, что дети преимущественно из христианских семей становились фанатичными мусульманами, готовыми убивать своих бывших единоверцев, ставших для них "неверными"?

Само основание корпуса янычар была изначально спланировано по типу рыцарского религиозного ордена. Духовная основа идеологии янычар формировалась под влиянием дервишского ордена Бекташие. Даже сейчас в турецком языке слова "янычар" и "бекташие" часто употребляются в качестве синонимов. По легенде, даже головной убор янычар - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, появилась благодаря тому, что глава дервишей Хачи Бекташ, благославляя воина, оторвал от своей одежды рукав, приложил его к голове неофита и сказал: "Пусть назовут этих солдат янычарами. Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными".

Почему именно орден бекташие стал духовным оплотом "нового войска"? Вероятнее всего, это связано с тем, что янычарам было удобнее практиковать ислам в этой упрощенной в плане обрядности форме. Бекташи освобождались от обязательных пятикратных молитв, от паломничества в Мекку и поста в месяц Рамазан. Для "львов ислама", живущих войной, это было удобно.

Одна семья

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего "нового войска" не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.

Дети янычар получили право зачисления в орты с самого рождения, при этом они наделялись соответствующими льготами. Янычары стали превращаться в наследственный институт, со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями.

Конечно, такое положение многих не устраивало. То и дело после мятежей устраивались показательные казни янычар, но кардинально вопрос не решался. Возник даже феномен "мертвых душ", когда в янычары кого только ни записывали, лишь бы получать дополнительный паек и льготы. Уничтожен же корпус был только в 1826 году султаном Махмудом II. Не зря его называли "турецким Петром I".

Янычары в Османской империи - часть регулярной армии, а именно пехота. Слово «янычар» с турецкого переводится как «новый воин». Появились такие воины из-за необходимости изменений в армии. Та, что была ранее, не могла полноценно выполнять свои функции - устаревшие методы себя изжили. Изначально янычары имели мало прав. Но к началу XVII века они стали мощной силой, приведшей к разладу и бунтам в империи, по причине чего и были расформированы указом султана Махмуда II. Кто такие янычары? Когда они появились? Что входило в их обязанности? Обо всем этом - в статье.

Кто такие сипахи и янычары

За годы существования Османская империя повидала много сражений. Перед тем как подробно рассмотреть, кто такие янычары, стоит подробней узнать, кто, кроме янычар, входил в основу вооруженных сил Османской империи и какие у них были функции.

  • Акынджи - непостоянная легкая конница. Использовались преимущественно для разведки или набегов на различные области, не желающие подчиняться султану. Их платой за работу были трофеи. Особой униформы или вооружения не было. Чаще всего они имели простые доспехи из прочной ткани или кожи, а в качестве оружия использовались луки. В 1595 голу были расформированы.
  • Сипахи в некоторых источниках упоминаются как спаги - тяжелая кавалерия. Сипахи в Османской империи были основой силой армии вместе с янычарами, благодаря хорошему вооружению и обучению. Изначально были вооружены лишь булавами. Но с XV века сипахи в Османской империи перешли на огнестрельное оружие, а в XVII веке использовали сабли и пистолеты, щиты. Амуницией всадника, как правило, был доспех (кольчато-пластинчатый), шлем, наручи.

Как появились и куда пропали янычары?

Кто такие янычары? История их начинается в далеком 1365 году. Именно султан Мурад I создал их как главную ударную силу войска. Причиной тому было то, что в армии султана была только легкая и тяжелая конница, а пехота для войн набиралась временно, из народа или наемников. Эти люди были ненадежными, могли отказаться, сбежать или даже переметнуться на другую сторону. Поэтому было решено создать пехоту, которая будет всецело предана своей стране.

Ближе к XVII веку началось постепенное упразднение янычар. У них появились всевозможные права, которые дали им некую свободу и силу. Однако эта сила не всегда была направлена на защиту или благосостояние султана. Краткая история Османской империи указывает на то, что в 1622 и в 1807 годах проходили бунты под предводительством янычар, которые привели к кончине и смещению правителей. Это уже были не послушные рабы, а заговорщики.

В 1862 году корпус янычар был упразднен указом Махмуда II. Разумеется, это привело к очередному янычарскому бунту, который был жестоко подавлен верными силами султанской армии.

Кто мог стать янычаром?

Кто такие янычары, читателю уже известно. А кто мог стать ими? В пехотную армию не брали кого попало. Туда отбирались исключительно молодые мальчики 5-16 лет, разных национальностей. Причиной столь раннего призывного возраста было, скорее всего, то, что малых детей проще переучить, чем взрослых. Чем старше человек, тем сильнее его вера. А детей можно обратить в любую религию и верование правильным воспитанием. Такой была задача тех, в чьи руки попадали отобранные мальчики.

Поначалу лишь христианские дети призывались для такой службы. Именно с этой части народа взималась кровная дань (девширме) - у родителей насильно отнимали детей, дабы в будущем они были личными рабами султана. Забирали каждого пятого ребенка мужского пола. Но в 1683 году, после того как эта «должность» получила свои преимущества (янычары могли добиться высокого положения в обществе), многие мусульманские семьи запросили у султана право отдавать своих детей на перевоспитание в янычары. И получили на это официальное разрешение.

Но для того чтобы стать янычаром, нужно было соответствовать определенным критериям.

  1. Родители должны были быть из знатного рода.
  2. Ребенок должен был быть в меру скромным и не очень разговорчивым, чтобы не болтал лишний раз.
  3. Желательной чертой внешности была жесткость. Парни с нежными чертами не могли испугать врага.
  4. Рост также имел значение, так как все в армии должны были быть примерно одинакового роста.

Обучение

После того как их забирали от родителей, мальчикам приказывали забыть все свое прошлое: религию, семью, привязанности. Затем отправляли в столицу, где осматривали и отбирали определенное количество сильнейших и способнейших. Их отделяли и обучали отдельно по определенным правилам, чтоб они могли прислуживать во дворце или лично охранять султана. Остальных пересылали в янычарские корпуса.

Для янычара было важно не только быть сильным и знать свое дело, но и быть покорным, послушным. Поэтому воспитание составляло основу обучения. Чтобы привить детям основные нормы мусульманского права, традиций, обычаев, а также обучить языку, их отправляли в исламские семьи. Тут детей нарочно подвергали физическим и моральным лишениям, чтобы выработать стойкость ко всему, что им придется пережить в будущем.

После этого тех, кто выдержал первый этап, не сломался, переправляли в учебные корпуса, где они целых шесть лет учили военное дело и занимались трудной физической работой. Обучали детей и некоторым другим предметам, например языкам, каллиграфии, - всему тому, что могло им потребоваться в будущем.

Единственная возможность «выпустить пар» для молодых янычар представлялась во время мусульманских праздников, когда им разрешалось измываться над иудеями и христианами.

Обучение заканчивалось, когда воину исполнялось 25 лет. В этот момент юноши либо становились янычарами, либо нет. Тех, кто не прошел 6-летнее испытание, называли «отвергнутыми» и навсегда исключали из военной службы.

Особенности жизни янычар

Жизнь янычар была непростой, но имела свои привилегии. Они официально считались рабами султана и он мог делать с ними все, что душа пожелает. Жили янычары в казармах, которые чаще всего располагались рядом со дворцом султана. До 1566 года у них не было права жениться, заводить детей, хозяйство. Жизнь проходила в битве и службе империи. Стоит отметить, что при отсутствии разного рода утех, вроде женщин, семьи, ремесла, они могли всецело отдаваться лишь одной радости жизни - еде. Приготовление пищи было своего рода церемонией. Над приготовлением трудилось много народу. Была даже отдельная должность - человек, отвечающий за приготовление супа!

После серьезного ранения, когда службу продолжать уже было невозможно, или по причине старости янычар выходил на пенсию и получал пособие от империи. Многие из таких пенсионеров делали хорошую карьеру, что вполне понятно, учитывая их знания и образование. Когда янычар погибал, все его имущество переходило в руки полка.

Судить или оценивать янычар могли исключительно их начальники во главе с султаном. Если янычар серьезно провинился, его приговаривали к почетной казни - удушению.

Функции

Помимо различной военной и армейской службы, янычары в Османской империи выполняли и другие функции:

  • выступали в качестве народной полиции;
  • могли тушить пожары;
  • карали вместо палачей.

Но, кроме того, они были частью охраны султана, считающейся его личными рабами. Охраной становились только лучшие, кто был готов ради султана на что угодно.

Структура

Янычарские корпуса состояли из оджаков (полков). Полка делились на орты. В полку была примерно тысяча воинов. Количество оджаков в разные периоды истории империи было неодинаковым. Но в годы расцвета империи их численность доходила почти до 200. Полки были не одинаковыми, они имели разные функции.

Состоял полк всего из трех частей.

  • Белюк - личная гвардия султана, состоявшая из 61 орты.
  • Джемаат - простые воины (сюда же был записан сам султан), включали 101 орту.
  • Секбан - 34 орты.

Главой всех этих полков был султан, но фактическое управление осуществлял ага. Главными приближенными к нему были секбанбаши и кул кяхьясы - высшие офицеры корпуса. Адепты дервишского ордена бекташей были для янычар полковыми священниками, главным из которых считался оджак имамы. Учебными подразделениями и гарнизоном Стамбула управлял Истанбул агасы. А за обучающую работу с мальчиками отвечал талимханеджибаши. Имелся там и главный казначей - бейтюльмалджи.

Полки также имели разные чины, и их было довольно много. Так, например, был человек, отвечающий за готовку супа, за воду, начальник казармы, главный повар, его помощники и так далее.

Форма и вооружение

Янычары как отдельная часть военных сил Османской империи имели свое собственное вооружение и униформу. Их можно было легко узнать внешне.

Янычары носили усы, но начисто сбривали бороду. Одежда делалась преимущественно из шерсти. Старшие офицеры имели на костюмах меховую оторочку, чтобы выделяться среди других янычар. Высокий статус владельца подчеркивали также ремни или кушаки. Частью формы был войлочный колпак, с которого сзади свисал кусок материи. Его также называли берк или юскюф. Во время походов и войн янычары надевали доспехи, но позже от них отказались.

Вооруженные силы Османской империи любили использовать в войнах и битвах разные технологические новинки, но и от традиционного оружия никогда полностью не отказывались. Изначально они весьма искусно стреляли из лука. Кроме этого оружия, у них имелись малые копья. Позже они вооружились пистолетами, хотя лук из обихода полностью не ушел. Его использовали в качестве церемониального оружия. Некоторые янычары сменили луки на арбалеты. Кроме того, обязательным вооружением были мечи и другие виды колюще-режущего оружия. Иногда вместо них использовали булаву, топоры и тому подобное.

Теперь вам известно, кто такие янычары, что входило в их обязанности в Османской империи. В завершение еще несколько интересных фактов:

  • Несмотря на то что янычары, кроме прочего, были рабами султана, а некоторые изначально родились в христианских семьях, преданность султану на первых порах была безукоризненной. Эти воины славились своей жестокостью, а за свою родину готовы были на любые жертвы.
  • Сбривание растительности на лице было необычно для мусульман, поэтому в толпе этих людей было легко заметить.
  • По образцу Османской империи в Речи Посполитой были созданы польские янычары. Примечательно то, что они копировали абсолютно все у турецкого образа, включая форму, оружие. Только цвета сделали другие.

в Избранное в Избранном из Избранного 9

О янычарах пишут часто. Иногда их представляют как суперэлитных воинов, не знавших неудач; иногда, особенно при описании более позднего времени, вообще лишают их всех воинских качеств. Кроме того, даже в научно-исторической литературе, янычарами часто называют всех пеших воинов турецкого султана, в результате чего мы читаем о янычарах, участвующих в походах татарских ханов или воюющих на суше и на море.

Данная статья представляет собой попытку разобраться в том, какую роль играли янычары в армии Высокой Порты, и что вообще означало это слово в разные периоды истории.

Поскольку это именно попытка, я буду рад услышать любую критику.

Как известно, Османский бейлик (княжество) возник в конце XIII в. Вначале он занимал небольшую территорию, захваченную у византийцев и контролировавшийся племенем кайлы (или кайи), в свое время бежавшим от монголов в тюркскую Анатолию (М. Азию). Соответственно, вождь племени именовался беем.

После полулегендарного Эртогрула, о котором толком ничего не известно, племя возглавил его сын Осман (1281-1324 гг.), который и заложил основы Османского государства.

Основу его армии составляло племенное ополчение (таифе ). Также Осман начал создавать и даровать своим воинам тимары (участки земли с крестьянами, иногда рынки и т.д.) в обмен на службу. Фактически перед нами типичные феоды или поместья, раздаваемые за службу. Обычно они передавались по наследству.

Если поместье приносило 2000 акче в год, тимариот должен был служить лично, а если больше, то на каждые дополнительные 2000 акче дохода владелец должен был приводить с собой джебелю (латника).

Следует отметить, что среди тимариотов нередко встречаются фамилии, характерные для греков, принявших ислам (Михаилогуллары, Эвреносогуллары) и т.д. Историки предполагают, что это были акриты (византийские воины-пограничники, наподобие казаков), принявшие ислам. С другой стороны, в это же время в Анатолии появляется большое количество беженцев с Ближнего Востока, среди которых было немало хорошо образованных людей, занимавших важные места в османском судебном аппарате и аппарате управления. Таким образом, в формировании османского государства и армии играли свою роль как византийские, так и ближневосточные традиции.

Кроме ополчения, османские беи использовали отряды добровольцев (гази ), т.е. борцов за веру, которые естественно, не брезговали и добычей. Первой крупной целью Османа стала Бруса, но отсутствие пехоты в его армии привело к тому, что осада (точнее регулярные грабежи) продлились почти десять лет.

Когда город наконец сдался, османы провозгласили его своей столицей и создали первые пехотные подразделения – отряды яя . Они формировались по следующему принципу: несколько семей крестьян получали освобождение от налогов, а взамен должны были выставлять в поход одного воина. Позднее по тому же принципу стали набирать и всадников-мюселемов .

Первую половину XIV в. османские беи оставались фактически мелкими князьками, грабившими византийские владения в Малой Азии. Кроме того, византийцы часто использовали их как наемников, особенно в междоусобных войнах.

Соседние тюркские бейлики, такие как Гермиян, Айдын, Сарухан, были намного больше и сильнее.

Ослабление Византии привело к тому, что в середине XIV в. османы захватили Галлиополи, крепость на европейском берегу Босфора. В результате их отряды стали проникать на Балканы и грабить их. Следует отметить, что в то время Балканы стали театром почти непрерывной войны за лидерство в регионе. Византийцы ослабли в междоусобицах и были разбиты болгарами. Позднее уже болгарское царство начало страдать от междоусобных войн, и лидерство перешло к сербам, которые в конце концов тоже передрались между собой. Кроме того, на Балканах существовали еще независимые государства крестоносцев (например, Афинское герцогство), эпирский деспотат, владения Венеции и т.д.

В этих условиях османы начали захватывать Балканы по частям.

Это делали полунезависимые отряды, которые назывались акынджи (налетчики, или удальцы), состоявшие как из вассалов османских беев, так и из гази.

Очень важно было то, что все эти отряды, возвращаясь, должны были проходить по небольшой территории, контролируемой османами, и переправляться с добычей на их судах.

Даже в тех случаях, когда беи акынджи захватывали собственные владения на Балканах, они по прежнему нуждались в подкреплениях, а иногда и помощи из центра.

Поэтому они были вынуждены подчиняться султану (этот титул принял третий правитель из рода Османов, Мурад I Худавендигяр (1362-1389 гг.)), принимая его роль как организатора (т.е. нападая на те земли, которые он указывал) и отдавать ему 1/5 добычи, в том числе и каждого пятого пленника-раба.

Благодаря полученным доходам и людям, продолжая ближневосточные традиции формирования армии из числа рабов (гулямы в Арабском халифате, мамлюки в Египте), турки начали создавать отряды из пленников, которые они называли капы кулу (рабы дворца). Считалось, что воины-рабы, не имеющие родственных связей с местной элитой и вообще населением бейлика, будут преданными слугами султана.

Инициатором и первым организатором этого подразделения был кади (судья) Бруссы Кары Халкы-паша, позднее ставший визирем Мурада Худавендигяра.

Позднее эти части стали формировать по системе девширмие, т.е. путем набора христианских мальчиков 7-12 лет, которых затем отправляли на несколько лет в мусульманские семьи, после чего вновь собирали и начинали учить. Затем эти ученики, кстати говоря, служившие во время обучения слугами во дворце султана, становились воинами капы кулу.

Пешую часть этой гвардии и стали называть йони чери (новое войско), т.е. янычары.

Таким образом, в то время как соседние тюркские бейлики слабели от внутренних междоусобиц, османы сохраняли контроль над своими владениями благодаря возможности контролировать получение выгоды от набегов и наличию довольно мощного корпуса капы кулу.

Во второй половине XIV в. османская армия формировалась на следующих принципах.

Большую часть армии составляли тимариоты, аналог русского поместного ополчения или рыцарского ополчения в средние века. Интересно отметить, что вначале тимариотами могли быть и христиане, хотя их наследники обычно уже принимали ислам.

Однако в отличие от феодальной Европы, у Османов роль командиров играли не более крупные феодалы, передававшие свои должности по наследству, а чиновники, назначенные султаном. Наряду с наличием гвардии капы кулу, это гарантировало высокий уровень дисциплины в османской армии.

Вместе с тимариотскими ополчениями, подчиняясь соответствующим наместникам султанов, служили яя и мюсселемы. Также во время походов в войска вступали добровольцы, служившие со своим оружием и лошадьми и выступавшие в качестве легкой кавалерии, по прежнему именовавшейся акынджи. Они выступали в авангарде армии, что давало им возможность первыми грабить селения и города, через которые они проходили.

Кроме того, продолжая традиции ополчения, от каждой деревни в поход направлялся и снаряжался один пехотинец. Таких воинов называли азапы (холостяки).

Они получали жалование во время похода, а после него распускались по домам.

Разумеется, в походах участвовали и части капы кулу, включая янычар (пехоту), джабеджи (оружейники) и сипахи (конная гвардия).

Численность янычар XIV в. не превышала 3000 человек, причем известно, что они были самой многочисленной группой капы кулу, так что общая численность гвардии султана вряд ли превышала 5000 воинов.

В сражениях, естественно, участвовало меньшее количество воинов поскольку отдельные отряды янычар занимали ключевые крепости османской империи, гарантируя преданность местных феодалов, а также охраняли дворец и казну султана.

С другой стороны, и турецкая армия того времени редко превышала размеры в десять-двадцать тысяч человек, так что 2-3 тысячи воинов оставались грозной силой.

Вообще, в этот период янычары обычно участвовали в походах только вместе с самим султаном. Впрочем, в то время это означало практически ежегодные походы.

Благодаря им турки быстро завоевали большую часть владений Византийской империи (кроме самого Константинополя и Мореи), подчинили себе Болгарию и Македонию.

Решающим стало сражение на Косовом поле в 1389 г., когда были разгромлены сербы, до этой битвы считавшиеся самой мощной армией Балкан. Во время (или сразу после боя) был убит султан Мурад. Его сын Баязид, первым узнавший об этом, действовал быстро — вызвал от имени отца в ставку своего брата Якуба и убил его.

В правление Баязида, получившего прозвище Йолдырм (Молниеносный), турки продолжали завоевание Балкан, одновременно начав присоединять к своим владениям тюркские княжества в Анатолии. Здесь они больше старались действовать с помощью дипломатии, привлекая местную элиту перспективой участия и завоевания Балкан, а также моральным авторитетом борцов за веру.

Также они начали весьма успешно бороться с местными кочевниками, не желавшими подчиняться центральной власти, как и племя кайи в свое время.

От них турки требовали не налогов, но воинов для походов.

Непокорных переселяли на Балканы, расширяя опору мусульман на полуострове.

Отряды кочевых племен получили название юрюки , и обычно служили легкой конницей, как и акынджи.

При описании битв того времени порядок и тактика османской армии выглядят следующим образом: первая линия, состоящая из акынджи и юрюков, представляет собой отряды легкой кавалерии. Их задачей было разведать расположение войск противника, тревожить его легкими атаками, и в идеале спровоцировать его атаку в нужном направлении и в нужное время.

Вторая линия, основная, обычно состояла из пехоты, стоящей в центре, и тимариотов на флангах. Позиции пехоты часто усиливались различными сооружениями — кольями, волчьими ямами, телегами, иногда рвами и валами. Задача пехоты состояла в том, чтобы принять на себя удар противника и остановить его. А затем с флангов наносила удар тяжелая (по меркам Востока) конница тимариотов.

Янычары занимали место или в центре, или позади центра, обычно окружая султана. Основным их оружием был лук, т.е. перед нами пешие лучники. Как известно, подготовка лучников требует большого количества времени (в идеале с подросткового возраста) и усилий.

Насколько эффективны соответствующим образом подготовленные лучники, хорошо известно по победам англичан в Столетней войне.

Таким образом, янычары выполняли роль стрелков, а также, вероятно, поддерживали дисциплину среди других подразделений пехоты, стоявших в первых рядах (яя и азапы), т.е. прикрывавших капы кулу. Также они играли роль последнего резерва султана, который бросали в бой, чтобы или добить противника, или попытаться переломить ход битвы.

Таким образом, в отличие от отрядов других балканских правителей, обычно представлявших собой типичные феодальные ополчения, в основном конные, турки опирались на сочетание конницы и пехоты, к которым позднее прибавилась и артиллерия.

Во время осад янычары активно участвовали в них. Как и в полевых битвах, их обычно использовали не в общей массе войск, а в ключевые моменты, в том числе чтобы захватить наиболее важные позиции, например проломы в стене.

Завоевание Анатолии не обходилось и без столкновений. При этом янычары демонстрировали весьма высокий уровень профессионализма. Так, в 1425 г. с пятитысячным отрядом азапов и тимариотов одного из восставших княжеств справился отряд всего в пятьсот янычар.

Разумеется, это не означало, что янычары не терпели поражений или что турецкая армия в целом была непобедимой. Она не раз терпела поражения и от сербов, и от венгров. Наиболее тяжелым оказался разгром султана Баязида среднеазиатским правителем Тимуром в 1401 г. Окружавшая султана янычарская гвардия дралась до конца, но не смогла ни переломить ход битвы, ни спасти своего повелителя, который в итоге попал в плен, где и покончил с собой.

После ухода Тимура наследники Баязида начали междоусобные войны, а анатолийские бейлики восстановили свою независимость. Соседние государства, в первую очередь византийцы, старались максимально ослабить турок, стравливая их между собой. Но балканские владения империи, несмотря на то, что там существовала влиятельная аристократия (наследники акынджи), не собирались разделяться на отдельные владения, поскольку местные турки чувствовали себя чужаками, не способными выжить в одиночку. Опираясь на эти владения, султан Мурад II сумел восстановить империю, в том числе возродил корпус янычар.

К его правлению относится первое вмешательство янычар в политику. Когда Мурад отрекся от престола, они, видя молодость его наследника, подняли мятеж, разграбили дворцы сановников и потребовали от молодого султана вернуть на трон своего отца.

Позднее, после смерти Мурада, его сын Мехмед, известный как Фатих (Победитель) (1451-1481 гг.), снова взошел на престол и вскоре захватил Константинополь, переименовав его в Стамбул, а позднее завоевал все оставшиеся владения на Балканах и в Анатолии. Кроме завоеваний, он известен и как успешный законодатель. Среди его законов был и закон о том, что султан обязан убить своих братьев, если они представляют угрозу для престола.

Очевидец указывает, что в это время численность капы кулу составляла порядка 6000 человек, из которых около четырех тысяч были янычарами.

С пятидесятых годов в составе капы кулу появились топчу, т.е. артиллеристы.

В правление Баязида II Уали (Святого) (1481-1512 гг.) крупных войн практически не велось. Но в организации янычар появились серьезные изменения.

Во первых, поскольку после смерти Мехмеда Баязид захватил власть силой, разгромив войска своего брата Джема, то он усилил преданность янычар, раздав им щедрые подарки по поводу воцарения, и с тех пор каждый новый султан щедро одаривал свою гвардию во время вступления на престол.

Во вторых, часть янычар была вооружена огнестрельным оружием.

В третьих, янычары получили право записывать своих детей в янычарский корпус.

Тогда же часть янычар (вначале, видимо, пожилые или инвалиды, имевшие статус пенсионеров) стали заниматься ремеслом, чтобы прокормиться. Так, цех мясников в Стамбуле состоял только из янычар. В отличие от обычных ремесленников, янычары не платили налогов.

Любимцем янычар того времени был сын Баязида, получивший имя Явуз (Лютый или Грозный). Отец считал, что наследником должен стать другой его сын, Ахмед, но Селим поднял мятеж, сверг с престола отца, который вскоре умер в тюрьме, и казнил всех братьев.

Селим II Явуз (1512-1520 гг.) начал священную войну с шиитами, во главе которых стоял персидский шах Исмаил, чья конница считалась неудержимой в атаке. Вырезав для начала несколько десятков тысяч шиитов в Анатолии, суннит Селим в 1514 г. разгромил при Чалдыране персидские войска. Большую роль здесь сыграли пехота тюрок. Опираясь на вагенбург (укрепления из обозных повозок) и активно используя артиллерию и мушкеты, турки сумели остановить атаки персидской конницы, а затем разгромить ее. В 1516 г. по той же схеме была разгромлена армия египетских мамлюков, считавшихся лучшими воинами мусульманского Востока. Теперь это звание перешло к янычарам.

После смерти Селима власть получил его сын Сулейман, известный у европейцев как Великолепный, а у турок как Кануни (Законодатель) (1520-1566 г.).

В XVI в. численность янычарского корпуса колебалась в диапазоне 8-12 тыс. воинов.

Янычары по-прежнему играли большую роль как гвардия султанов, тем более что в сражениях Нового времени вооруженная огнестрельным оружием пехота приобретала все большее значение. К тому же на основном направлении пути османской экспансии — вторжения в Европу, европейцы сделали ставку не на полевые сражения, а на многочисленные крепости, при осадах которых артиллерия и пехота играла главную роль.

Следует отметить, что части яя и мюсселемы, состоявшие из крестьян, призывавшихся в армию во время походов, в это время теряют свое значение, превращаясь или в простых крестьян, или во вспомогательные подразделения, следившие за мостами, дорогами и прочими местными задачами.

С другой стороны, многие провинциальные наместники начинают создавать свои отряды не из всадников, как раньше, а из пехотинцев. Этому способствовало и то, что в отличие от лука, огнестрельное оружие не требует длительной подготовки.

Как известно, в Османской империи, как и в Московском царстве, высшие чины получали не денежное содержание, а поместья в награду за службу. Доходы с поместья должны были не только обеспечить самого пашу и его семью, но и компенсировать его расходы на содержание личных помощников (чиновников, стражников и т.д.).

Эти воины обычно набирались среди мусульман, чаще всего самих тюрок, или принявших ислам жителей других стран (арабов, боснийцев и т.д.). В случае долгой службы они могли рассчитывать на получение особого статуса, т.е. их хозяйства освобождались от налогов.

Наиболее боеспособными из них считались отряды албанцев (арнаутов , как их называли турки). Считалось, что только арнаутские части способны сравнятся с янычарами по уровню боеспособности.

Именно эти подразделения, известные под разными названиями — азапы, левенды, дели, кугугли и т.д., иностранцы часто считали янычарами.

В XVI в. Османская империя достигла максимального могущества.

Однако, захватив Венгрию на западе и Ирак на востоке, империя уже не смогла дальше раздвинуть свои границы. Противники сумели остановить ее натиск.

Тем временем корабли Колумба и Васко да Гама уже нанесли по туркам мощнейший удар, породив явление, известное как революция цен.

Его сущность заключалось в следующем: веками основой денежной системы Европы, как и других стран мира, было золото и серебро. Но европейцы нуждались в товарах, которые они могли получить только на востоке – шелк (основа гигиены), перец (замена холодильников), специи (основа лекарств), которые они могли купить только на Востоке. А взамен им предложить было нечего. Поэтому золото и серебро веками уходило из Европы на Восток. Чем больше развивалась Европа, тем больше рос ее товарооборот, следовательно возрастала потребность в деньгах, т.е. в благородных металлах. А они уходили на Восток. Поэтому благородных металлов не хватало, т.е. цены на товары в монетах (т.е. в золоте и серебре) или оставались стабильными (в среднем), или росли.

Более того, полный контроль за этой торговлей между Востоком и Западом, попавшей в руки турок после завоевания Сирии и Египта, приносил империи огромные доходы.

Но когда Васко да Гама открыл морской путь в Индию, примерно половина пряностей стала доставляться в Европу по морю, в обход османских таможен и купцов. А когда испанцы завоевали Америку, сначала ограбив ее, а потом наладив там массовую добычу золота и серебра с помощью бесплатной рабочей силы индейцев, в Европу хлынуло огромное количество благородных металлов. Предложение превысило спрос, и стоимость золота и серебра резко упала. Это означало, что монеты обесценились, а цены, соответственно выросли. В результате за один век цены выросли в три четыре раза. Те, кто получал фиксированные доходы, обнаружили, что получая те же деньги, они не могут покупать столько же товаров.

В османской империи такие доходы, т.е. жалование от государства или установленные государством налоги с крестьян, получали все ее воины.

Первыми на себе этот удар почувствовали тимариоты. Они и раньше серьезно страдали от увеличения размеров империи. Когда-то их предки могли оказаться на территории врага, предназначенной для разграбления, за несколько дней или хотя бы недель пути. Это позволяло не только ограбить владения противника, но доставить домой все награбленное (скот, пленников, имущество, которое можно навьючить на скот и пленников), где использовать его в хозяйстве или со временем продать, спокойно дождавшись выгодной цены. Теперь, когда дорога до владений противника в одну сторону нередко занимала месяцы, добычу приходилось продавать хитроумных купцам, платившим за нее намного меньше.

Кроме того, далекие походы приводили к тому, что тимариоты на долгие месяцы не могли следить за своим хозяйством.

В итоге у тимариотов было два пути. Первый, традиционный путь заключался в том, чтобы постараться получить больше добычи и заслужить пожалования падишаха в виде новых поместий. Но в условиях, когда походы давали мало добычи и не приносили новых завоеваний, этот путь был малореален: у власти просто не было такого количества земли, чтобы наградить всех. Более того, стараясь снарядить себя и своих воинов, подобные традиционалисты в новых условиях просто разорялись.

Вторым путем становилось оседание на земле, когда наследник доблестных воинов старался наладить свое хозяйство, по максимуму не ходить в походы, чаще всего платя взятки наместнику, чтобы его признали больным и т.д.

Конечно, на практике многие тимариоты пытались совмещать оба этих пути, или старались как-то выкрутиться.

С другой стороны, местные паши, видя растушую необходимость в пехоте и усиление собственного могущества за счет роста собственных отрядов, нередко сами подталкивали тимариотов ко второму пути или захватывали их земли.

В итоге количество и качество воинов тимариотского ополчения постепенно сокращалось. Зато росло могущество провинциальных пашей и их отрядов, противовесом которых были все более слабеющие части тимариотов и капы кулу.

Следовательно, капы кулу из одного из элементов османской армии все больше превращались в основную военную опору власти султана.

Поэтому численность янычар росла, и в первой половине XVII в. в рядах корпуса уже числилось 30-35 тыс. янычар. Общая численность капы кулу достигла более пятидесяти тысяч. Этому способствовало то, что с 1574 г. было разрешено записывать в корпус молодых мусульман.

Однако при этом революция цен точно так же ударила и по государственным доходам, и по жалованию янычар. Доходы государства падали, а из-за ослабления системы контроля над местными властями правительство уже не могло увеличить свою долю в доходах. Наоборот, фактические доходы правительства падали. Таким образом, хотя правительство крайне нуждалось в янычарах, но не могло обеспечить им достойное содержание. Жалование рядовых янычар стало ниже, чем плата чернорабочих в Стамбуле, его часто выдавали с задержками и порченой монетой.

В этих условиях первой жертвой стала дисциплина янычарского корпуса. Добиваясь лояльности янычар, власти закрывали глаза на многочисленные нарушения порядка. Янычары стали намного меньше тренироваться, командиры янычар намного больше должны были учитывать мнение подчиненных, чем раньше.

Пользуясь полученной свободой, янычары начинают зарабатывать деньги.

Многие янычары начинают заниматься ремеслом и мелкой торговлей. Как уже говорилось, их статус позволял им не платить налогов. Кроме того, поскольку они выполняли обязанность полиции и пожарных, то конкурировать с ними было, мягко говоря, нелегко. Наконец, и суды часто не решались связываться с янычарами.

Кроме того, нередко янычары, точнее их офицеры от имени своих подразделений, начинают оказывать покровительство ремесленникам и мелким лавочникам. Внешне это выражается в том, что в лавке, например на стене, висит или ятаган, или янычарский колпак. Это означает, что эта лавка находится под защитой янычар данного подразделения, в первую очередь от других янычар, а также от вымогательств местных чиновников. Т.е. фактически речь шла о своеобразном крышевании. Иногда это позволяло лавочнику или ремесленнику не платить хотя бы часть государственных налогов.

Кроме того, в янычарском корпусе растет количество «мертвых душ». Не сообщая о потерях, офицеры янычар получают жалование за умерших товарищей.

Более того, документы на звание янычар начинают продаваться ремесленникам и торговцам, которые, купив их и получив официальный статус янычара, продолжают заниматься своим делом, не платя налоги и не завися от местных властей. В случае мобилизации подобные янычары дают взятки офицерам, которые помогают им избежать призыва.

Таким образом, внутри корпуса происходит разделение на старых янычар, которые худо-бедно несут службу, получают различные доходы, и тех, кто только числится янычарами. Установить точное соотношение между теми и другими невозможно.

Периодически, когда к власти приходил достаточно влиятельный визирь, проводились проверки, определенное количество новых янычар вычеркивались из списков.

Но вскоре ситуация возвращалась на круги своя.

Разумеется, власти видели ослабление боеспособности янычарского корпуса. Первым это осознал султан Осман II (1618-1622). Молодой (вступил на трон в 14 лет) султан стремился возродить славу Османов. Он лично проводил полицейские проверки Стамбула, затем возглавил поход турок на Польшу. Но под Хотином убедился, что его многочисленные войска уступают по своему качеству европейским наемникам, использовавшим линейную систему. В результате Осман решил провести кардинальную реформу — во время своего паломничества в Мекку он намеревался собрать в Анатолии новые войска, которые он обучит на европейский манер, и заменить ими янычар. О его решении стало известно, и молодой султан был убит янычарами. Хотя позднее рота, которая сделала это, была распущена, а палач султана казнен, янычары еще не раз свергали султанов.

Следующему султану, Мураду IV, получившему прозвище Кровавый, удалось получить поддержку части янычар и сановников, уставших от бардака и хаоса, воцарившегося даже в столице. Благодаря их поддержке он усилил свою власть, а затем приступил к беспощадному террору против недовольных. Поскольку войско тимариотов уже потеряло свою боеспособность, он начал увеличивать количество капы кулу, доведя численность янычар до 46 тыс. При нем была официально отменена система девширмие, впрочем последний набор произошел в 1607 г., поскольку желающих служить в янычарах и так хватало. Отныне корпус капы кулу формировался только за счет молодых юношей-мусульман.

Преемник Мурада, Ибрагим I Дели (Безумный), был свергнут янычарами.

Сын Дели Мехмед IV Аваджи (Охотник) передал всю власть в руки династии визирей Кепрелю, отдаваясь любимому занятию. В конце концов очередной представитель династии, Кара-Мустафа Кепрелю, напал на Австрию, но был разбит под Веной. Для борьбы против турок была органи­зована коалиция европейских держав, и началась война, частью которой стали Крымские походы Голицына и Азовские походы Петра. Численность янычар вновь выросла до 70 тыс., а общая численность капы кулу достигла 100 с лишним тысяч. Впрочем, после окончания войны количество янычар было резко сокращенно до примерно 33 тыс.

Таким образом, цифра в 30 с лишним тысяч янычар и примерно 50 с лишним тысяч для всего состава капы кулу представляется наиболее четкой оценкой численности этих подразделений в мирное время.

Теперь янычары окончательно превратились в обычные наемные части. Вместе с отрядами провинциальных пашей они составляли основу османской армии.

Следует отметить, что в отношении янычар того времени существует несколько устойчивых мифов. Кроме того, что практические все пешие войска османов теперь называют янычарами, существует миф о тьмочисленности мусульманских армий и легенда о крайней деградации янычарского корпуса, а также о том, что они свергали султанов и визирей просто из каприза.

Во-первых, давайте разберемся с численностью османских армий. Чаще всего при этом идут ссылки на данные различных противников османов, оценивавших их войска. По понятным причинам, эти военачальники были заинтересованы в преувеличении численности противника. Кроме того, в отличие от регулярных армий, в османских частях каждое подразделение форми­ровалось самостоятельно и имело свой обоз, т.е. процент некомбатантов в турецкой армии был намного выше, чем у ее европейских противников.

Не стоит забывать и о том, что как показано выше, офицеры янычар, так и провинциальные паши были заинтересованы в раздувании численности своих подразделений.

Хотя размеры преувеличения численности османских армий еще предстоит установить, можно предположить следующее. Учитывая, что значительная часть янычар оставалась нести гарни­зонную службу, а также многочисленные приписки, можно смело предположить, что вывести на театр военных действий (в целом) более 50 тыс. капы кулу (с учетом того, что в случае военных действий в состав корпуса набирали дополнительных солдат) крайне маловероятно.

Общая численность армий султана вряд ли превышала 100-150 тыс. человек (не считая войск вассалов, типа татар, молдаван, египтян и т.д.).

Во-вторых, уточним боевые качества янычар в это время. Янычары по-прежнему старались выждать атаку неприятеля за укреплениями, или же атаковали неровной трапецией, почти толпой, не соблюдая строя, точнее, из-за отсутствия строевой подготовки не умея его соблюдать.

С другой стороны янычары, ядро которых составляли люди, унаследовавшие свою профессию, имели неплохую подготовку в обращении с оружием, обладали изрядной стойкостью и упорством.

Хотя османы в это время терпели немало поражений, в том числе от русских войск, русские военачальники не склонны были считать их игрушками для битья. А австрийцы не раз терпели поражения от турок на протяжении всего XVIII в.

Относительно склонности янычар к мятежу, можно заметить, что в XVII в. они свергли троих султанов, в XVIII в. — двоих. Намного чаще волнения среди янычар приводили к смене великого визиря, т.е. главы правительства. Тем не менее, следует учитывать, что янычары в указанный период были очень тесно связанны с различными группами населения. Далее отметим, что все свергнутые ими султаны были довольно непопулярны, и их свержение обычно вызывалась действиями самых разных сил, частью которых были янычары.

У самих янычар наибольшее неприятие вызывали военные реформы. Сами янычары переучи­ваться и подчиняться европейским инструкторам с их жесткой дисциплиной не хотели. Но и допустить создание серьезной альтернативы себе как основе армии султана они не желали. В результате все попытки создать современную армию, которые периодически предпринимали османы в XVIII в., окончились провалом. Наиболее настойчивым был султан Селим III. После ряда поражений, понесенных от русских и французских войск, он решил создать новую систему организации армии, в которой не было места янычарам. В результате его реформ, вызвавших волнения и недовольства у значительной части османского общества, вспыхнул мятеж янычар и султан был свергнут.

Его племянник Махмуд II сумел подготовить реформы более тщательно и заручиться поддержкой общества. В итоге к 1826 г. ему удалось создать гвардейские части.

Когда среди янычар по этому поводу вновь начались волнения, султан сумел получить поддержку духовенства, осудившего мятеж (задержанным задавался вопрос — ты янычар или мусульманин?), и большого количества жителей, которые присоединились к его войскам.

Янычары попытались отсидеться в казармах, но артиллерия сказала свое веское слово — казармы были сожжены, значительная часть янычар погибла в боях или была казнена. Затем были разосланы указы об уничтожении янычар в провинции, где чаще всего все свелось к роспуску янычарских подразделений.

Разгром янычар серьезно ослабил турецкую армию и значительно способствовал освобождению Греции от османского господства.

Янычары были элитными воинами Османской империи. Они охраняли самого султана, первыми вошли в Константинополь. К службе янычар готовили с раннего детства. Дисциплинированные, фанатичные и абсолютно преданные султану, они жили войной.

Армия рабов

У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.
Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

Подготовка

Подготовка янычар была системной и продуманной. Мальчики-христиане, расставшиеся со своей прошлой жизнью, отправлялись в семьи турецких крестьян или ремесленников, служили гребцами на кораблях или становились помощниками мясников. На этом этапе новообращенные мусульмане постигали ислам, учили язык и привыкали к суровым лишениям. С ними нарочно не церемонились. Это была суровая школа физической и моральной закалки.

По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан (русс. "неопытные юноши"). С этого времени их подготовка заключалась в освоении специальных военных навыков и тяжелой физической работе. Из юношей на этом этапе уже воспитывали преданных воинов ислама, которые беспрекословно исполняли все приказы командиров. Любые проявления свободомыслия или строптивости пресекались на корню. Была, впрочем, у молодых "кадетов" янычарского корпуса и своя отдушина. Во время мусульманских праздников они могли позволить себе проявление насилия против христиан и иудеев, к чему "старшие" относились скорее благодушно, чем критически.

Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

Львы ислама

Как так случилось, что дети преимущественно из христианских семей становились фанатичными мусульманами, готовыми убивать своих бывших единоверцев, ставших для них "неверными"?

Само основание корпуса янычар была изначально спланировано по типу рыцарского религиозного ордена. Духовная основа идеологии янычар формировалась под влиянием дервишского ордена Бекташие. Даже сейчас в турецком языке слова "янычар" и "бекташие" часто употребляются в качестве синонимов. По легенде, даже головной убор янычар - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, появилась благодаря тому, что глава дервишей Хачи Бекташ, благославляя воина, оторвал от своей одежды рукав, приложил его к голове неофита и сказал: "Пусть назовут этих солдат янычарами. Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными".

Почему именно орден бекташие стал духовным оплотом "нового войска"? Вероятнее всего, это связано с тем, что янычарам было удобнее практиковать ислам в этой упрощенной в плане обрядности форме. Бекташи освобождались от обязательных пятикратных молитв, от паломничества в Мекку и поста в месяц Рамазан. Для "львов ислама", живущих войной, это было удобно.

Одна семья

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего "нового войска" не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

Казан занимал центральное место и во время военных походов. Его обычно несли перед ортой, а на привале ставили в центр лагеря. Самым большим "фейлом" была потеря казана. В этом случае офицеры выгонялись из отряда, наказывали и рядовых янычар.

Интересно, что во время волнений провинившийся мог спрятаться под казаном. Только в этом случае его могли простить.

Распад

Привелегированное положение янычар, постоянное увеличение их численности, а также отход от базовых установок корпуса привел в итоге к его деградации. К концу XVI века численность янычар достигла 90 тысяч, из элитного военного соединения они превратились во влиятельную политическую силу, которая подтачивала империю изнутри, устраивала заговоры и мятежи.

С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.