Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению план-конспект на тему. Система работы со слабослышащими детьми в условиях общеобразовательной школы Конспект индивидуал

(средний возраст)

Программное содержание

Учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие

звучания; выполнять определённое действие в момент начала звучания

игрушки и прекращать его при завершении звучания;

Определение на слух слитности звучания;

Развивать зрительное восприятие цвета, внимание;

Закрепить название игрушек, различать при ограниченном выборе

Воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач,

Развивать игровое воображение

Оборудование: ширма, большая машина, игрушечные машинки по

количеству детей, две дороги для машин (длинная полоса картона

И короткая), части цветов различного цвета, шапочки бабочек.

Игрушки: кошка, собака, лошадка, птичка, кукла, барабан, ёжик.

Таблички: привет, пока, названия цветов, игрушек, весна, бабочки,

цветок.

Словарь : будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, машина,

долго, кратко, цветок, собери, красный, жёлтый, белый, зелёный,

Синий, красиво, весна, бабочки, летают, сели, кошка, собака,

лошадка, птичка, кукла, смотрят, шагать, бежать, яблоки.

Ход занятия:

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети дактилируют: Привет

(Раздаётся гудок машины)

В-ль: Слышите? Пойдём, посмотрим, что там. Что это? Машина .

Приглашает нас погулять и поиграть, хотите? (ответ детей)

В-ль проводит машину на ковёр.

Игра «Машина едет»

Дети садятся полукругом на ковре. У каждого по одной машинке и по две «дороги». У воспитателя большая машинка и две большие дороги, чтобы могла «проехать» машина: короткая и длинная.

В-ль: Слушайте, внимательно, по какой дороге поедем: У____ (долго)

Едем по длинной дороге.

У_ - по короткой.

Дети слушают и выполняют упражнение: ведут машину по длинной

или короткой дороге, произнося «У» долго или кратко.

В-ль произносит «У» за экраном, дети на слух определяют дорогу

(длинную или короткую) .

- Молодцы, хорошо. Теперь сделаем одну длинную дорогу и машины

поедут в гараж. Убирают машины и дорожки.

- А теперь посмотрите, куда мы приехали? Солнце светит? «Да», тепло.

Весна. Вырастают цветы. Украсим эту полянку (Достают корзинку с

разноцветными лепестками)

Игра «Собери цветок»

- На, Дима жёлтый лепесток. (раздача деталей) .

Будем делать цветы, после того, как услышите сигнал. Слушаем внимательно!

(Удар в барабан)

Дети собирают цветы, выбирая лепестки нужного цвета.

- Молодцы!

У Димы жёлтый цветок, У Вики белый (читаем таблички с названием

Цвета). Сколько лепестков, посчитаем. Вика. Четыре. Верно.

Красиво стало вокруг и на полянке расцвели разные цветы.

Прилетели бабочки (чтение таблички). Хотят поиграть.

Физ. Минутка. «Бабочки»

(раздача атрибутов игры)

В-ль: Дети

(быстрые, негромкие удары в барабан) Бегают, «машут крыльями»

Мы бабочки, кружатся.

Мы бабочки!

Летаем мы

Порхаем.

А потом летать устали.

Дунул сильный

Ветерок

И присели мы в

Кружок. C адятся.

Барабан « молчит »

Игра проводится 2 – 3 раза.

Какие красивые ловкие «бабочки»!

- Дай! (жест) Вика шапочку!

Садится бабочка на цветок – отдыхает.

Что это шумит? (речка).

Смотрите, какая коробка интересная «плывёт».

Игра «Это кто?»

Воспитатель достаёт и показывает игрушку детям. Кто это? (называем и

ставим табличку с названием игрушки), например: кошка. Как она

Мяукает? (произносим звукоподражание). Аналогично знакомимся и с

другими игрушками. (собака, лошадка, кукла, птичка)

Ответ детей (каждого)

А теперь спрячусь, а вы слушайте. (ав-ав, пи-пи, пр-р-р)

Хорошо. Пусть игрушки посидят и посмотрят, как мы с вами умеем

Играть. Становятся в круг.

Игра «Весёлый круг»

В-ль: Слушайте внимательно

Ритмичные удары в барабан, что делаем? (Дети маршируют)

Быстрый темп. (Дети бегут по кругу)

А если я бью громко и медленно в барабан, идём приставным шагом.

(проводится игра)

- Игрушки довольны, хорошо мы умеем играть, но уже устали и хотят

в свой домик.

C кажите собачке - пока! («прощаются» с каждой игрушкой)

А что это? Смотрите - ёжик, спал зимой, а теперь проснулся,

услышал, как мы играем и решил вас угостить своими запасами,

яблоками.

Хочет к нам в группу ёжик в гости. Возвращаемся?

(Дети берут угощение и «ведут» ёжика посмотреть группу)

Пояснительная записка к конспекту занятия

Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьниковпри постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов. Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь.

В настоящее время кохлеарная имплантация - это один из самых эффективных методов помощи глухим. Данное устройство позволяет им реагировать на окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Уровень слухового восприятия ребенка позволяет различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные (пороги слуха соответствуют 1 степени тугоухости, что несколько затрудняет восприятие шипящих и свистящих согласных, произносимых тихим голосом).

Кохлеарная имплантация - это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детейс глубокой потерей слуха. Данный конспект индивидуального логопедического занятия можно проводить с детьми, имеющими нарушения слуха.

Данное занятие я проводила с ученицей 2 класса.
Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени.
Состояние после кохлеарной имплантации.
Правосторонняя кохлеарная имплантация от 09.06.2011 г.
Слухопротезирована имплантом Nucleus - 500.

Тема: «Звуки [Р] [Т] [К]. «Здоровье»»

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, фразах в позиции прямого слога при чтении и в полусамостоятельной речи.

Задачи:
учить работать с компьютером;
учить распознавать на слух и слухо-зрительно новые слова;
работать над голосом, речевым дыханием;
развивать память;
воспитывать внимание к речи учителя;
контроль за звуками [т], [к].

Оборудование: картинки, таблички, текст по теме, разрезной текст, экран,
зонды, спирт, вата, ИСА, компьютер.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа с компьютером.
  3. Автоматизация звука [р].
  4. Работа над текстом «Здоровье».
  5. Подведение итога занятия.

Ход занятия

1. Оргмомент.
- Поздоровайтесь. - Здравствуйте.
- Аппараты работают? - Да.
- [Марина]
- Спроси, что будем делать? - Ирина Николаевна, что мы будем делать?

2. Работа с компьютером. Модуль «Клоун», «Шар».
- Будем говорить долго
[та], [ку] Модуль «Шар»
- Будем говорить кратко
та ка
ту ку Модуль «Клоун»

3. Автоматизация звука [Р].
- Будем говорить [р]
р ар ар арак
р ор ор о роза
руруруручка
р иририРита



Будем играть. -Как называется игра?
- Игра называется «Что пропало?»
- Посмотри на картинки. Закрой глаза.
Что пропало? - Рак, роза, ручка.
- Послушай слова:
[рак], [Рита], [ручка].
- Будем читать предложения.
Хорошо говори звук [р].
Рита заболела. У Риты болит горло.
- Послушай,[Рита заболела].
- Какты себя чувствуешь? - Хорошо.
- Что у тебя болит? - Ничего.
- Ты здорова? - Да.
- [Возьми ручку] - У меня нет ручки.
Дайте мне, пожалуйста, ручку.
- [Положи ручку справа] - Я положила ручку справа.

4. Работа над текстом «Здоровье» (картинки)

Будешь слушать текст «Здоровье». Послушай.
[Рита заболела. Она чувствует себя очень плохо.
У неё болит горло. Мама дала Рите лекарство.
Рита выпила лекарство. Скоро она будет здорова.]
- Что ты услышала?

А) Работа с разрезным текстом.
- Послушай предложения.
[Рита заболела].
[Она чувствует себя очень плохо].
[У неё болит горло].
[Мама дала Рите лекарство].
[Скоро она будет здорова].

Б) Работа с деформированным текстом.
- Послушай предложения.
[Мама дала Рите лекарство].
[У неё болит горло].
[Рита выпила лекарство].

В) Опознавание слов на голое ухо.
- Сними аппараты.
- Послушай слова[горло], [Рита], [лекарство].

5. Подведение итогов занятия.

Ты слушала хорошо, говорила хорошо. Молодец.
- Иди в класс.

В феврале 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу “Наша новая школа”, цель которой модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Во 2-д классе МБОУ СОШ № 49 обучается 24 учащихся, (11 мальчиков, 13 девочек). Среди них одна обучающаяся с нарушением слуха (диагноз - двухсторняя сенсоневральная тугоухость IV степени). Для девочки разработан индивидуальный образовательный маршрут, т.е. индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании. Задача учителя – постараться найти индивидуальные формы обучения, позволяющие реализовать его актуальные коммуникативные возможности и преодолеть трудности в обучении и общении, возникающие на уроке и вне урока.

В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с нарушениями слуха, входит:

Диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам

Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута (составляется с перспективой не более чем на месяц)

Отслеживание динамики развития ребенка

  • регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;
  • фиксация динамики развития обучающихся с нарушениями слуха в диагностических документах (дневник наблюдений, характеристика);

Взаимодействие со специалистами и родителями:

  • изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания особого ребенка и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
  • знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;
  • предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;
  • проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации данных детей, работе с родителями;
  • участие имеющихся узких специалистов ОУ (логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе МО учителей, проведении родительских собраний;
  • ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, логопеда с педагогом, дневник наблюдений за учащимися, написание характеристик)
  • работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок. Эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах.

Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику.

В школе собраны и обобщены материалы, выявляющие особенности обучения детей с нарушениями слуха в коллективе сверстников. Разработан индивидуальный план педагогической (в том числе и коррекционной) работы со слабослышащим обучающимся, позволяющий построить наиболее оптимальный маршрут образовательной интеграции учащегося массовой школы, определяемый уровнем его речевого и психофизического развития.

В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка.

Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей. Важную обучающую функцию выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум.

На индивидуальных занятиях с особым ребёнком я использую готовые электронные материалы:

Игры для Тигры”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". http://www.logopunkt.ru/images/ss3-b.jpg Основные принципы, положенные в основу построения программы “Игры для Тигры” :

системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
игровая форма обучения;
интерактивность;
полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Ключевые достоинства:
- Методика опережающего обучения
- Красочная мультипликация и анимация
- Игры озвучены известными актерами
- Сказочные герои с яркими характерами

Мир за твоим окном” - первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы - сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина Программа “Мир за твоим окном” Программа состоит из пяти частей: “Времена года”; “Погода”, “Одежда”; “Рассказы о временах года”; “Календарь”, однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

“Кроссворды”.

  • Тренажер по математике в начальной школе.
  • “Маленький гений. Тренируем внимание”
  • “Тетрис. Математический тренажер”.

Составляю электронные приложения к урокам, коррекционным и внеклассным занятиям, интегрированным урокам, к отдельным темам уроков и занятий, праздничным мероприятиям.

Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.

Совместная деятельность педагога, логопеда и психолога способствует постепенной успешной адаптации к школе детей с нарушенной слуховой функцией.

Литература

  1. “Мы вместе” Специальные компьютерные инструменты обучения детей с нарушениями слуха. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009-03-16. - №1.
  2. http://logoped.far.ru/p48aa1.html
  3. http://softlus.ucoz.ru/load/igra_baba_jaga_uchitsja_chitat_igra_dlja_malyshej_dlja_obuchenija_chteniju/71-1-0-649
  4. Волкова Л.С. Логопедия (учебник) ООО “Гуманитарный центр Владос”, 2004. стр. 551-553
  5. Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ// Коррекционная педагогика. - 2008 . - №4(28).
  6. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха)// Дефектология, 1996. № 6. с.44-51
  7. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании // Начальная школа. - 2009. -№ 2.
  8. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология, 1997. с.3-15
  9. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
  10. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998г.). СПб., 1998, 126с.
  11. Учебные проекты с использованием Мicrosoft Office: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93с.
  12. Шипицына Л.М., Ресвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. с.130
  13. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. М., Изд.центр “Академия”, 2003. стр.159-163

Анна Банникова
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим нарушение слуха

Цель : Развитие речевого дыхания; работа над словесным ударением и слитностью произношения; работа над правильным звукопроизношением; дифференциация носового [н] с ротовым [т]; различение на слух названий нескольких предложений; развитие слухового восприятия .

Словарь : говори с ударением, не делай вдоха, говори правильно, делай один вдох.

Оборудование : звукоусиливающая аппаратура, картинки, таблички.

Ход занятия:

Организационный момент :

Надень наушники. [Па-па-па] –за экраном. (-Я слышу хорошо.)

Будем заниматься, говорить, будем слушать. (-Будем заниматься, говорить, будем слушать. (сопряжено проговаривает) .)

Работа над слитностью произношения.

Смотри и слушай, я покажу :

па ПА па Упала

Скажи сама. (па ПА па Упала.)

Смотри и слушай, я покажу

Па ПА па Лопата

Скажи сама. Па ПА па Лопата

Смотри и слушай, я покажу :

папапапа Папа

Лопата упала.

Повтори сама. (Ребенок повторяет )

Молодец.

Работа с картинкой «комната» , работа над слитностью фраз.

Будем еще говорить и слушать.

Покажи стул. (Вот стул.)

Покажи стол. (Вот стол)

Молодец, говорила, старалась.

Дифференциация носового [н] с ротовым [т].

(карточки со словами и слогами, картинки) .

Ребенок читает с карточки .

Тата-на Тата-Ната На-та

Говори хорошо звуки Н и Т.

Барабан лопата

Гармонь стул

Санки машина

(По ходу занятия педагог следит за произношением)

Работа над развитием слухового восприятия .

Что это? (картинка) (Ручка.)

Что это? (картинка) (Карандаш)

Что это? (картинка) (Бумага.)

Что это? (картинка) (Тетрадь)

Слушай (на слух )

[Бумага] (Вот бумага.) за экраном

[Тетрадь] (Вот тетрадь.)

[Карандаш] (Вот карандаш)

[Ручка ] (Вот ручка.)

[Дай бумагу] (на)

[Дай ручку] (на)

[Дай карандаш. ] (на)

Итог занятия .

Ты занималась хорошо, слушала внимательно, сними наушники и иди в группу.

Используемая литература

Дидактические игры для дошкольников. «Восприятие и обучение» Носкова Л. П., Головчиц Л. П. С-П. 2010

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. «Конспекты занятий по развитию речи » М. -2011.

Публикации по теме:

«Посуда». Конспект индивидуального занятия для ребёнка с ЗПР Конспект индивидуального занятия для ребёнка имеющего ЗПР. Тема: «Посуда». Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -закрепить знания ребёнка.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе для слабослышащих детей Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе слабослышащих. Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста, имеющим проблемы речевого развития Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком раннего возраста,имеющего проблемы речевого развития. «Городские птицы» Цели занятия:.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Цели: – автоматизация ставящегося звука Ж в слогах, словах и предложениях; – развитие просодической стороны речи; – воспитание культуры.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [л] Цель: Постановка изолированного звука [л] Задачи: 1. Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме. 2. Формировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию произношения у слабослышащих детей по теме:

«Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]. Работа над речевым дыханием, голосом и логическим ударением»
Учитель логопед

МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Пучкина С.В.
Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.

Задачи:


  1. Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [ж] -[ш] изолированно, в словах, предложениях.

  2. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи.

  3. Формирование просодической стороны речи.

  4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.

  5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика, упражнения для профилактики близорукости.

  6. Обогащение словарного запаса.

  7. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, сюжетные картинки, зеркало, вата, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.
Ход урока.
I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
II. Основная часть.

1. Проверка слуха (за экраном).

Как ты слышишь?

Будем заниматься?

Сейчас осень?

Почему ты так решил?

Какой месяц?

Какое время суток?

Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.

Правильно?

Назови правильно осенние месяцы.

Какое сегодня число?

Запиши его в тетрадь.


  1. Сообщение темы занятия.
- Какой звук повторяется в этих предложениях?
Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. (Звук Ш).

Два жука летят, жужжат: Нужен дождик для ужат. (Звук Ж)
- Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.
3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.

Произнесение ряда слогов на одном выдохе:
Ша-шо-шу-ши-ше (выдох).

Аш-ош-уш-иш-еш (выдох).

Жа-жу-же-жи-жо (выдох).

Самомассаж (с карандашом, грецкими орехами).

«Этот пальчик», «Колечки», «Прогулка», «Цепочки».
6. Артикуляционная гимнастика.

Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения учитель сам показывает упражнение).
«Заборчик» - «Хоботок», «Лопаточка» - «Иголочка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».
7. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы будем работать над звуками [ш], [ж].

Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» - покажите соответствующую букву:

- Каштан, жёлудь, живот, шкаф, шелест, ножницы, мышка, кукушка, солнышко, важный, жук, жилет, камыши, мороженое, лужа, каша.
- Слушай внимательно, повторяй за мной:

Жа – ша – ша

Ша – жа – жа

Жа – ша – жа
Шо – жо – шо

Жо – жо – шо

Шо – шо – жо
Жи – жи – ши

Ши – жи – ши

Жи – ши – жи
Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:
- Что здесь нарисовано?

Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).
Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.
Уши – органы слуха.

Придумаем предложения с этими словами.

А у меня получились вот такие предложения:
В кустах спрятались ужи.

Даша под душем моет уши.
(читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.
- Повтори за мной и покажи соответствующую картинку:

Жар – шар, машет – мажет, наживка – нашивка, тужить – тушить, Луша – лужа.

Придумай и запиши в тетрадь предложения с каждой парой слов.


  1. Физминутка.
Игра с мячом «Замени Ж на Ш».

жест шить

жаль шалить

жила шитьё

ужи Саша

жалость скошу

жутко широк


  1. Развитие фонематического восприятия.

Цифровой ряд.

Я буду показывать картинки, а вы букву «ж» или «ш» и цифру, соответствующую месту звука в слове:

Груша, мышка, жук, мороженое, пиджак, джинсы, кошка, медвежонок, лягушка, афиша.


  1. Дифференциация звуков [ш], [ж]на письме /доска/.
Вставьте пропущенные буквы:

уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал.
У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и.


  1. Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.

  2. Составление предложений по серии картинок /за экраном/.
- Какое наступило время года?

Что делает мальчик?

Кого он увидел в лесу?

Почему мальчик испугался?


  1. Выразительное чтение стихотворения учеником /индивидуальная карточка/:
Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.
14. Работа над диалогом /текст на доске/.
– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.
Мама, можно я пойду в сад?

Можно, Женя. Что ты будешь делать в саду?

Я буду собирать листья, каштаны, желуди.

На улице грязь, надень сапоги.

Я надену сапоги.

– О чём разговаривали мама и мальчик?

– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги?
Чтение по ролям.

Самостоятельное чтение.

– А теперь ты прочитай и за маму, и за Женю.
Воспроизведение диалога без написанного текста.

– Говори за маму и за Женю самостоятельно, своими словами.


  1. Итог занятия.
Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками «ж»-«ш» на следующем занятии. До свидания.

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.