Программа по литературному чтению умк перспектива. Программа по литературному чтению умк «Перспектива

Выполнили: студентки 1 курса 16-м группы
Одинокова Божена Олеговна
Бузова Юлия Владимировна
Преподаватель: Соболева Ольга Владимировна

Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: - формирование и совершенствование навыка чтения и коммуника

Предлагаемый курс литературного чтения охватывает
два ключевых направления:
- формирование и совершенствование навыка чтения и
коммуникативно-речевых умений;
- приобщение младших школьников к чтению художественной
литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения
эстетического и нравственного развития учащихся

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач - сформировать у начинающего читателя инт

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир
большой литературы.
Одна из основных его задач - сформировать у
начинающего читателя интерес к книге и потребность в
систематическом чтении литературных произведений,
понимание того, что художественное произведение - это
произведение словесного искусства; развить воображение
ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного.
Другой не менее важной задачей уроков литературного
чтения является формирование навыка чтения, так как он
является той основой, на которой развиваются все остальные
коммуникативно-речевые умения.

Еще одной из основных задач курса является преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведени

Еще одной из основных задач курса является
преображение личности учащихся через чтение подлинно
художественных классических произведений и
формирование у учащихся нравственно-эстетического
отношения к людям и окружающему миру, чтение
разнообразных по жанру и тематике произведений
расширяет кругозор и формирует познавательные интересы
детей.

Для этого в учебнике используются тексты классической и
современной литературы, фольклорные произведения разных
народов. Система вопросов и заданий способствует
формированию культуры речевого общения, развитию
творческих способностей учащихся, приобщает их к
духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и
эстетическими
нормами.
Обучение детей строится на коммуникативно-познавательной
основе.

При анализе произведений прежде всего выбираются те средства художественной выразительности, которые помогают учащимся почувствовать це

При анализе произведений прежде всего выбираются те
средства художественной выразительности, которые
помогают учащимся почувствовать целостность
художественного образа и адекватно воспринять его.
Это дает возможность ввести в обучение элементарные
представления о теме и проблематике художественного
произведения (на доступном детям уровне), его нравственноэстетических ценностях, словесно-художественной форме и
построении (композиции) произведения.

При анализе текста важно сохранить у детей целостный взгляд на произведение, не потерять основную линию анализа, которая помогла бы учител

При анализе текста важно сохранить у детей
целостный взгляд на произведение, не потерять основную
линию анализа, которая помогла бы учителю сформировать
вдумчивого читателя. Эта линия достаточно проста:
движение от событийной стороны произведения к
пониманию его смысла. Основные вехи на этом пути -
разные уровни погружения в текст:
уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями);
уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему
читателя);
уровень автора (отношение автора к своим героям, смысл
прочитанного).
По этим вехам возможно воссоздать весь ход реализации
замысла автора. В этом состоит творчество читателя, которое
сродни творчеству писателя.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программ и учебников значительно расши

Художественно-эстетический, коммуникативный и
нравственно-мировоззренческий принципы построения
программ и учебников значительно расширяют границы
коммуникации младшего школьника. Помимо реального
общения с окружающим миром, дети включаются процесс
духовного общения с миром искусства через чтение
художественных произведений и воображаемый диалог с
писателем, художником, композитором.

Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

Полные ответы на вопросы по содержанию текста.
Нахождение в тексте предложений, подтверждающих
устное высказывание (мнение) ребенка.
Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей
текста.
Воспроизведение содержания небольшого рассказа с
опорой на иллюстрации или вопросы.
Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

10. Воспитание культуры речи и чтения.

Формирование умения слушать собеседника.
Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко,
орфоэпически правильно произносить слова в устной речи
и при чтении.
Развитие умения делать паузу в конце предложения,
соблюдая интонацию различных типов предложения.
Развитие грамматически правильной речи, ее
эмоциональности и содержательности.
Воспитание доброжелательного отношения и внимания к
собеседнику - сверстнику и взрослому.
Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к
чтению двусложных слов при выполнении упражнения на
целостное восприятие слов.

11. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.

- Формирование способности воспринимать красоту
весенней природы; умение выразить свое отношение к ней.
Отражение весеннего настроения в произведениях
художников и музыкантов.
- Наблюдение за поведением и движениями животных,
умение передать свои впечатления в устной речи и через
рисунок.

12. Слушание художественных произведений.

- Слушание сказок, стихотворений и рассказов в
исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к
обмену впечатлениями от услышанного.
- Слушание и заучивание наизусть небольших
стихотворений о весне, детях, животных.

13. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

Высказывание собственного мнения о прочитанном,
умение эмоционально откликаться на прочитанное.
Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями
к нему.
Нахождение в художественном произведении отрывков,
созвучных иллюстрациям.
Воспитание внимательного отношения к авторскому
слову в художественном тексте.
Наблюдение за языком художественного произведения (с
помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и
точно изобразить природу.
Понимание значения слов и выражений исходя из
контекста. Сопоставление синонимов.
Умение назвать героев (действующих лиц) произведения;
найти в тексте слова, характеризующих их.

14. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных
произведений.
Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же
сюжетом.
Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с
помощью вопросов учителя).
Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на
практическом уровне).

15. Актуальность и значимость УМК «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, Л.А.Виноградской и В.Г.Горецкого обусловлены тем, что это один из первы

Актуальность и значимость УМК «Литературное чтение»
Л.Ф. Климановой, Л.А.Виноградской и В.Г.Горецкого
обусловлены тем, что это один из первых учебников нового
поколения, учитывающий изменения в общественнополитической жизни и духовно-нравственной атмосфере,
произошедшие в начале XXI века.
В соответствие с этим в учебнике усилено внимание к
повышению мотивации к учебе и чтению книг, к
патриотическому воспитанию, культуре общения, к
повышению творческого потенциала обучающихся.

16. Он направлен также на преодоление тех негативных явлений, которые накопились в обществе за предшествующие годы. Одним из таких явлений ста

Он направлен также на преодоление тех негативных
явлений, которые накопились в обществе за предшествующие
годы. Одним из таких явлений стал почти повсеместный отказ
большей части взрослого населения от чтения вместе со своими
детьми-школьниками художественной литературы.

17.

В учебнике используются сквозные персонажи -
профессор Самоваров, Аня и Ваня, что побуждает
ребенка вести диалог с книгой, с учителем и
сверстниками и делает книгу ближе и доступнее для
ученика.
Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение»,
«Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочкаобучалочка», «Маленькие и большие секреты страны
Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают
различные формы работы с литературным
произведением, систематизируют знания и обогащают
практический опыт ребенка.

18.

19. Авторами учебника «Литературное чтение», входящего в комплект «Перспектива», во все разделы введена рубрика «Семейное чтение», в которую

Авторами учебника «Литературное
чтение», входящего в комплект
«Перспектива», во все разделы введена
рубрика «Семейное чтение», в которую
помещены более объемные тексты.
Предполагается, что подобные
произведения будут читать и обсуждать с
детьми родители. Если учителю удастся
наладить в классе эту работу, то
значительно укрепятся семейные связи,
возрастет роль родителей в воспитании
детей. Для того чтобы учитель не забыл
об этой работе, в примерном
планировании указаны этапы уроков, на
которых должно быть проверено задание
для семейного чтения.

20. Кроме рубрики «Семейное чтение» в учебник введена также рубрика «Самостоятельное чтение», а в примерном планировании специально указываю

Кроме рубрики «Семейное чтение» в учебник введена также
рубрика «Самостоятельное чтение», а в примерном
планировании специально указываются этапы уроков, на
которых учитель должен проверять задания из этих рубрик.

21.

22.

В учебниках комплекта используется единая система
навигации для учителей, учеников и родителей, которая
помогает работать с информацией, организовывать и
структурировать учебный материал, планировать
деятельность ученика на уроке, организовывать
выполнение домашнего задания, формирует навык
самостоятельной работы.

23.

Другой особенностью учебника по сравнению с
аналогичными учебниками является то, что принципы
интегрированного обучения не просто продекларированы в
программе и методическом пособии, а реализованы в
соответствующих заданиях учебника, что придает всей
линии УМК «Перспектива» необходимую целостность и
доказывает, что «Перспектива» – не простой набор
учебников по соответствующим предметам, а целостный
комплект взаимосвязанных компонентов. Так, например, при
изучении стилистических различий художественных и
познавательных (научно-популярных) текстов в разделе
«Люблю всё живое» дается задание сопоставить рассказы о
животных, которые имеются не только в данном учебнике,
но и в «Азбуке», и в учебнике «Окружающий мир».

24. Литературоведческий материал дается авторами учебника в доступной для первоклассников форме, но на высоком научном уровне.

Дети получают сведения о жанрах (без термина) детской
литературы, авторе произведения и читателе, способах передачи
информации, о видах письменности, библиотеке, указателях,
каталогах, оформлении книг, принципах составления загадок,
народных и авторских сказках, о героях, персонажах
произведения, энциклопедиях, диалоге, художественных и
познавательных текстах, рассказе, стихотворении, ритме
стихотворений, рифме. Это намного больше, чем в других
аналогичных учебниках, и тем не менее не затрудняет детей, не
«пересушивает» восприятие. Умение просто изложить сложный
материал и уместно расположить его – большое достоинство
этого учебника.

25. Значимость появления данного учебника повышается в связи с тем, что он создавался одновременно с разработкой Государственного стандарта

Значимость появления данного учебника повышается в связи с
тем, что он создавался одновременно с разработкой
Государственного стандарта общего (среднего) образования
второго поколения, является реализацией основных его положений
и требований и полностью соответствует как его Концепции, так и
примерной программе, входящей в комплект Госстандарта.
Задачи курса соответствуют основному требованию
Госстандарта

воспитание
всесторонне
развитого,
образованно и конкурентно успешного гражданина России. А
это невозможно без преодоления тенденции последних лет –
уменьшение интереса детей к чтению художественной
литературы. Данная задача реализуется подбором текстов и
введением специального раздела «Книги – мои друзья».

26. Общеизвестно, что современные дети не умеют общаться, не толерантны к мнению собеседника. Их речь лексически бедна и зачастую агрессивна, ч

Вторым важным направлением курса
«Литературное чтение» является формирование
коммуникативно-речевых умений.
Общеизвестно, что современные дети не умеют общаться, не
толерантны к мнению собеседника. Их речь лексически бедна и
зачастую агрессивна, что может помешать в дальнейшем их
социализации. Эта задача решается в разделе «Хорошие соседи,
счастливые друзья», а также диалогичностью и полилогичностью
построения уроков.

27. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами литературы

Это третье направление, реализуемое в учебнике подбором
текстов и введением разделов «Радуга-дуга» (произведения
малых фольклорных жанров), «Здравствуй, сказка!» (народные
и авторские сказки), «Край родной, навек любимый», «Люблю
все живое».

28.

В
разделах
«Радуга-дуга»
и
«Здравствуй, сказка!» даны образцы не
только русского фольклора, но и
фольклора других народов России, СНГ
и мира (удмуртская, мордовская,
чувашская, украинская, английская,
шведская, голландская, французская
песенки; татарская, чечено-ингушская,
калмыцкая, мордовская пословицы;
татарская, ингушская народные сказки).
Этим реализуются не только требования
Госстандарта,
но
и
Положения
Концепции
национальной
образовательной политики. Это весьма
отрадный факт, если учесть, что не
многие
современные
учебники
литературного чтения соответствуют
данной Концепции.

29.

Тетрадь предназначена для формирования творческих
способностей на уроках литературного чтения и дома.
Материал тетради дополняет разделы учебника и
позволяет учителям и родителям вовлекать учащихся в
творческий процесс создания собственных литературных
произведений (текстов, загадок, пословиц, поговорок и
т.д.)
В процессе самостоятельного литературного творчества
младшие школьники на практическом уровне применяют
полученные знания, активно используя и развивая свой
творческий потенциал. Практическая направленность
тетради способствует формированию эмоционального
восприятия художественных произведений, бережному
отношению к авторскому слову, потребности читать,
воспитывает речевую культуру ученика, способствует
развитию его воображения, речи и мышления.

30.

Данный УМК соответствует и
основному педагогическому
назначению, и возрастным
возможностям обучающихся.

Л. Ф. Климанова М. В. Бойкина

ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ

Рабочие программы

Климанова Л. Ф.

К 49 Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников

системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреж-

дений / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. -

56 с. - ISBN 978-5-09-026044-2.

Рабочие программы по чтению для 1-4 классов разработаны к предметной линии учебно-методического комплекта «Перспектива». В программах определены цели и задачи обучения чтению в начальной школе, общая характеристика курса, место курса в учебном плане, а также личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса.

Кроме того, в программах предлагаются подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описание материально-технического обеспечения.

Пособие предназначено для учителей общеобразовательных учреждений.

УДК 372.8:811.161.1
ББК 74.26

ISBN 978-5-09-026044-2 © Издательство «Просвещение», 2011

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2011
Все права защищены

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Авт. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию - важное средства самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

  1. развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  2. приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова ; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  3. обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  4. введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений , навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг ; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

Эстетическая и ду ховно-нравственная деятельность .

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы - « Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» - ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел - «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» .

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение - произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез-анализ-синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов . Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах - по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
  4. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  5. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Распределение содержания программы по классам дано в следующем разделе, где представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками:

1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

4. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

6. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

7. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

8. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

Тематическое планирование

1 класс (40 ч)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены

Книги - мои друзья (3 ч)

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги - мои друзья. С. Маршак. Новому читателю. Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге.

Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков.

2. С. Михалков. Как бы жили мы без книг? Выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила».

3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского.

4. Наш театр. К. Чуковский. Айболит. Инсценирование.

Предполагать Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие - леность, честность - ложь, доброта - злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.

Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение

Радуга-дуга (4 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Песенки разных народов. Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни.

2. Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов.

3. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг.

4. Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению.

5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора , высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение

Здравствуй, сказка! (5 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой.

2. Жили-были буквы. Г. Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. Буквы - сказочные герои. По следам самостоятельного чтения. И. Гамазкова. Живая азбука.

Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.

3. Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои сказки.

Л. Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России.

4. Наш театр. С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование сказки.

5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

6. Семейное чтение. Три дочери. Два лентяя. Заяц и черепаха

Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1-2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение

Люблю всё живое (6 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: общение, диалог. В. Лунин. Никого не обижай. Е. Благинина. Котёнок. Нравственный смыл произведений.

Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер.

2. Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.

3. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. По следам самостоятельного чтения. С. Маршак. В зоопарке. Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

4. Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.

5. Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса.

6. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке по подтемам. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты.

Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу

Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С. Михалков. Песенка друзей. М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений.

2. Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра.

3. Мы идём в библиотеку. Книги о детях.

4. Самостоятельное чтение. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила… Тема стихотворений.

5. Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Ю. Мориц. Это - да! Это - нет! Чтение по ролям.

6. Семейное чтение. Л. Толстой. Не лениться. Косточка. Нравственно-этический смысл произведений. Главная мысль произведения.

7. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять , что такое настоящая дружба. Различать , что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.

Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.

Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа.

Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг

Край родной, навек любимый (9 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края.

2. Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная… И. Суриков. Лето. Н. Греков. Летом. А. Пушкин. За весной, красой природы… А. Плещеев. Миновало лето… И. Суриков. Зима.

3. Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи.

4. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки. В. Берестов. Любили без особых причин… Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю маму.

5. Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье.

6. Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг.

7. Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. Первая рыбка. Рассказ о своей семье.

8. Семейное чтение. И. Косяков. Всё она. Л. Толстой. Мальчик и отец. К. Ушинский. Лекарство. Объяснение смысла произведений.

9. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество».

Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать».

Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю.

Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений.

Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг

Сто фантазий (1 ч)

Основные понятия раздела: творчество.

Р. Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашел в себе слова…. Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной… Г. Цыферов. Про меня и про цыпленка. Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинят ь свои собственные истории.

Объяснять значение понятия «творчество».

Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений

Резерв учебного времени - 4 ч


Министерство общего и профессионального образования Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

Рабочая программа

« ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

«Перспектива»

1-4 классы

Климанова Людмила Фёдоровна

Бойкина Марина Викторовна

Выполнила:

Пасевин Валерия


Рабочая программа

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Предметная линия учебников системы

«Перспектива»

1-4 классы

Климанова Людмила Фёдоровна

Бойкина Марина Викторовна


Бойкина Марина Викторовна

Климанова Людмила Фёдоровна

Старший преподаватель кафедры начального образования в Санкт Петербурге. В пособиях Марины Викторовны собран обширный материал для работы учителей над раскрытием темы новых жанров в литературе .

Кандидат педагогических наук, автор статей, пособий, учебников и программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы. Автор программы «Введение в словесность» и уникальной системы обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе .


Рабочая программа

Программа разработана на основе

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

ФГОС НОО


Литературное чтение

Изучение литературно-художественных произведений

Освоение речевых навыков и умений


Литературное чтение

Литературное чтение способствует развитию:

Интеллектуально - познавательных способностей младших школьников

Художественно – эстетических способностей

младших школьников

Литературное чтение способствует формированию:

Жизненно важных нравственно-этических представлений


  • Развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно - речевых умений;
  • Формирование навыка чтения про себя;
  • Приобретение умения работать с разными видами информации;
  • Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости;
  • Обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями;
  • Введение учащихся в мир детской литературы;
  • Формирование у начинающего читателя интереса к книге;
  • Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно - познавательными текстами.

Общая характеристика курса

  • Своеобразная работа с произведением : чтение художественного произведения - как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

1 класс


Общая характеристика курса

  • являются художественные произведения отечественных и зарубежных

писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-

популярными произведениями, для более глубокого понимания словесного искусства.

4 класс


Общая характеристика курса

  • Отличительной особенностью курса является включение

нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной

взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической Ценности.

1 класс


Разделы

Виды работы с текстом. Коммуникативно -познавательная деятельность.

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно нравственная деятельность.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.


Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух)

до чтения про себя.

Указаны ориентировочные нормы скорости чтения - учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту.

1 класс


Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться составлять собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

3 класс


Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений:

  • деление текста на части, подбор заглавий, составление плана, умения пересказать, выделение главного и формулирование его своими словами.
  • текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.

4 класс


«Виды работы с текстом. Коммуникативно- познавательная деятельность».

  • Раздел нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.
  • С целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы инсценировки произведений.
  • Программой предусмотрен анализ произведения.

3 класс


«Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Раздел определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения:

  • отечественных и зарубежных классиков
  • произведения детской литературы современных писателей России и других стран
  • произведения устного народного творчества

  • Произведения устного народного творчества разных народов.
  • Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX-XX вв.
  • Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

  • Жанровое разнообразие произведений:

русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины .

  • Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Произведение

С. Маршак

Новому читателю

С. Михалков

А.Пушкин

Кто говорит молча

Возникновение письменности

В.Осеева

У Лукоморья дуб зелёный

Как мы жили бы без книги

Курочка ряба и десять утят

Сами виноваты

Мама принесла Тане новую книгу

К.Ушинский

Худо тому, кто не делает добра никому

К.Чуковский

Н.Кончаловская


В.Лунин

Волк

Т.Павлова

Рассказы умной вороны

Л.Пантелеева

Две лягушки

Е.Благинина

Четыре Анюточки

И.Газмакова

Живая азбука

Татарская народная сказка

Два лентяя

Ингушская народная сказка

Заяц и черепаха

Русская народная сказка

Лиса, заяц и петух

В.Лунин

Никого не обижай

Л.Н.Толстой

Не мучить животных

В.Бианки

Пожарные собаки

Разговор птиц в конце лета

А.Барто


Произведение

Ю. Энтин

Слово про слово

В. Боков

Книга – учитель

Г. Ладонщиков

Н. Кончаловская

Лучший друг. Пословицы о книге.

В монастырской келье…

С. Есенин

Закружилась листва золотая…

И. Токмакова.

Опустел скворечник…

Корякская сказка.

Хитрая сказка.


Произведение

В.Даль

Девочка Снегурочка

В.Одоевский

Мороз Иванович

Д.Мамин-Сибиряк

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Б.Заходер

Винни-Пух

Р.Кипплинг

Дж.Родари

Волшебный барабан

С.Михалков

Упрямый козлёнок


Произведение

Летописец Нестор

Повесть временных лет

М. Горький.

О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке

Устное народное творчество

Исцеление Ильи Муромца.

Тайская народная сказка

Болтливая птичка.

Немецкая народная сказка.

Три бабочки.

К. Ушинский.

Наше Отечество.

В. Лактионов.

Письмо с фронта.


Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности

и культуры чтения.


ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

5-дневная неделя - 506 ч.

  • В первом классе - 132 ч (4 ч в неделю ).
  • Во 2-3 классах - 136 ч (4 ч в неделю)
  • В 4 классе - 102 ч (3 часа)

Для образовательных организаций, в которых 6-дневная неделя - 540 ч.

  • В первом классе - 132 ч (4 ч в Неделю)
  • Во 2-4 классах на уроки литературного чтения - 136 ч (4 ч в неделю)

Ценностные ориентиры

  • В центре внимания на уроке оказывается художественное

произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель.

Художественное произведение знакомит учащихся с

нравственно-эстетическими ценностями своего народа и

человечества и способствует формированию личностных

качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.


Плюсы программы

Представляет собой разработку из современных достижений в психологии и педагогике, сохраняя при этом связь с традициями классического школьного образования

Доступность и качественное усвоение материала

Многостороннее развитие школьника, учитывая его возрастные особенности


«Перспектива» предлагает новый подход в педагогике, где у детей всегда есть мотивация к познанию окружающего мира и людей посредством общения, вопросов.

Ключевая фраза программы: «Я общаюсь, значит, я учусь».


Процесс познавания состоит из потока действий , и образование здесь помогает реализовать себя в окружающем мире , а не просто приспособиться к этому миру.


Принципы образовательно - воспитательного процесса в УМК « Перспектива»:

Творческая активность

Гуманистический

Коммуникативный

Историзм



Особенности учебников

УМК Перспектива

Примеры приведены из учебника «Литературное чтение» 1 класс






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Пособия для учащихся

1. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи: 1 класс/ Л. Ф. Климанова,

Т. Ю. Коти.

Учебники:

1. Литературное чтение: Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1/ Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.

Аудиоприложения

1. Литературное чтение. Аудиоприложения к учебнику. 3 класс. М. К. Антошин

Методические пособия

1 класс/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.

Книги для учителей

1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.

2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника: Книга для учителя

Особенности Рабочая программа « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Предметная линия учебников системы «Перспектива»

  • Направлена на изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.
  • Литературное чтение способствует развитию интеллектуально – познавательных, художественно – эстетических способностей младших школьников и способствует формированию жизненно важных нравственно-этических представлений.
  • Чтение художественного произведения - процесс воображаемого общения.
  • Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных Писателей.
  • Включение в содержание интегрирующего понятия культура .
  • Разделы: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения; Виды работы с текстом. Коммуникативно -познавательная деятельность; Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно нравственная деятельность; Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
  • Жанровое разнообразие произведений;
  • Круг детского чтения расширяется по классам;
  • В центре внимания на уроке оказывается художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель.

Аннотация

Учебник «Литературное чтение 2 класс 1 часть» входит в учебно-методический комплекс «Перспектива». Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Духовно-нравственное воспитание младших школьников, развитие творческих способностей лежат в основе концептуальной работы учебника.

Система заданий дополнена вопросами, которые формируют универсальные учебные действия. Особое внимание уделено проектной деятельности, которая развивает у детей навыки сотрудничества. УМК включает в себя учебник, творческую тетрадь, тетрадь для развития речи «Волшебная сила слов», методические рекомендации.

Количество страниц: 160
Класс/Возраст: 2 кл.
Предмет: Литературное чтение
Линия УМК: Литературное чтение. Климанова Л.Ф. и др. (1-4) (Перспектива)
Серия: Перспектива

Пример из учебника

Вы стали старше, а значит, более самостоятель­ными, ответственными, вдумчивыми. Вы научились ставить перед собой цель и добиваться успеха. Уверены, что чтение стало вашим любимым занятием, вам нравится размышлять о прочитанном и беседовать с книгой как мудрым учителем и верным другом.

Мы хотим, чтобы общение с книгой было для вас всегда радостным событием, чтобы художест­венные произведения обогащали вас новыми мыслями, учили относиться к близким с уважением. Старайтесь жить со всеми в согласии и мире, иметь доброе отношение к людям. Помните, что отношение к нам людей зависит от нас самих.

Вступление 3
Любите книгу
Ю. Энтин. Слово про слово 5
B. Боков. «Книга - учитель…» 6
Г. Ладонщиков. Лучший друг 6
Книги из далёкого прошлого 8
Рукописные книги Древней Руси 11
Н. Кончаловская.
«В монастырской келье узкой…» 13
Мы идём в библиотеку 15
Мои любимые художники-иллюстраторы … 17
Владимир Лебедев 17
Алексей Пахомов 18
Евгений Чарушин 19
Самостоятельное чтение 20
Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка 20
Семейное чтение 22
Сокровища духовной народной мудрости … 22
Краски осени
А. Пушкин. Осень 25
C. Аксаков. Осень (В сокращении) 26
А. Майков. Осень 28
С. Есенин. «Закружилась листва золотая…» - 29
И. Токмакова. «Опустел скворечник…» 30
А. Плещеев. «Осень наступила…» 31
Народные пословицы и поговорки 32
Народные приметы 32
Осенние загадки 33
Мы идём в библиотеку 34
Самостоятельное чтение 35
С. Маршак. Сентябрь 35
С. Маршак. Октябрь 35
Л. Яхнин. Осень в лесу 36
Н. Сладков. Сентябрь 36
Семейное чтение 37
С. Образцов. Стеклянный пруд 37
Наш театр 40
Н. Сладков. Осень 40
Маленькие и большие секреты страны Литературии 43
Мир народной сказки
Узнай сказку 48
Лисичка-сестричка и волк. Русская сказка 50
Хитрая лиса. Корякская сказка 56
Зимовье. Русская сказка 60
У страха глаза велики. Русская сказка 64
Пых. Белорусская сказка 68
Мы идём в библиотеку 70
Самостоятельное чтение 71
Идэ. Хантыйская сказка 71
Семейное чтение 74
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Русская сказка 74
Айога. Нанайская сказка 79
Кукушка. Ненецкая сказка 82
Наш театр 84
Лиса и журавль. Русская сказка 84
Маленькие и большие секреты страны
Литературии 86
Весёлый хоровод
Музей народного творчества 92
Народные заклинки, приговорки, потешки, перевертыши 94
Небылицы, перевертыши, весёлые стихи, которые создали или перевели писатели 98
Э. Успенский. Память 98
Ю. Мориц. Хохотальная путаница 99
Мы идём в библиотеку 100
Странички из энциклопедии.
Дымковская игрушка. Гжель 101
Самостоятельное чтение 102
Д. Хармс. Весёлый старичок 102
Небывальщина. (Обработка К. Чуковского) -103
Семейное чтение 104
К. Чуковский. Путаница 104
Маленькие и большие секреты страны Литературии 108
Мы - друзья
М. Пляцковский. Настоящий друг.116
B. Орлов. Я и Мы 117
Н. Носов. На горке 119
Мы идём в библиотеку 123
Самостоятельное чтение 124
C. Михалков. Как друзья познаются 124
Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья 126
Семейное чтение 128
А. Гайдар. Чук и Гек 128
Наш театр 132
И. Крылов. Стрекоза и Муравей 132
Маленькие и большие секреты страны Литературии 134
Здравствуй, матушка-зима!
Готовимся к празднику 139
А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…» 140
Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…» 141
С. Есенин. «Поёт зима - аукает…» 142
С. Есенин. Берёза 143
Саша Чёрный. Рождественское 144
К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…» 145
К. Бальмонт. К зиме 146
С. Маршак. Декабрь 147
А. Барто. «Дело было в январе…» 148
С. Дрожжин. «Улицей гуляет…» 149
Загадки зимы 150
Праздник начинается, конкурс предлагается 151
Словарь 153

Вместе с этим также читают: