Риторика в древней греции. Античное ораторское искусство Значение слова оратор в древней греции

Информационных процессов в Древних цивилизациях и Средневековье.

Тема 1. Предыстория журналистики. Развитие

Ораторское искусство – значительное явление общественной жизни древнего мира. Но именно Древняя Греция считается родиной ораторского искусства. Здесь уже в У в. до н.э. сложилась культура ораторской речи, различные ее виды. Ораторское искусство становится профессией. Именно в Древней Греции зародилась теория красноречия, в первую очередь в трудах греческого ученого, который положил начало многим отраслям знаний - Аристотеля (384-322г.г. до н.э.). Некоторые свои работы Аристотель посвятил теории риторики. Его основной - «Риторика»- состоит из трех книг и посвящен таким важным вопросам ораторского искусства как язык, стиль и структура речи. Автор делит речи на три вида: совещательные (политические), судебные и торжественные (эпидейктические). Автор считает, что хорошей речью является только та речь, которая дает знания. Также в «Риторике» поднимается проблема главной направленности красноречия – организация общественного мнения. Искусство слова считалось искусством воздействия на людей, и главной задачей оратора было умение разъяснять и побуждать - к мышлению или действию.

Расцвет древнегреческой риторики связан также с особенностями государственного устройства Древней Греции. Конец У1- начало У века до н.э. является периодом зарождения и становления афинской демократии. Именно в данный период в стране формируются элементы правового государства. Реформы, которые были проведены политическим деятелем Солоном (род. Ок.638 г.- ум. Ок.559 г. до н.э), оказали большое влияние и на развитие ораторского искусства. Важнейшим аспектом деятельности Солона стала реформа экклесии – народного собрания. Ранее все государственные вопросы решал совет родовой аристократии – Ареопаг. Солон лишил Ареопаг части полномочий, и вся полнота государственной власти перешла в руки экклесии. В состав экклесии входили все свободные совершеннолетние граждане мужского пола. На заседании народного собрания одновременно присутствовало и принимало решения по важным государственным вопросам (войны и мира, взаимоотношения с другими государствами) примерно 3000 человек. В таких условиях значительно возрастает роль политической речи и роль самого политического оратора, который существенно влияет на общественное мнение.

Непревзойденным мастером в этой области можно назвать Демосфена (384-322 г.г. до н.э.). Сначала он был логографом (составитель судебных речей), но наибольшую известность снискал себе именно как политический оратор. Демосфен является сторонником афинской демократии, открыто выступал против тирании и монархии.



Главная тема его политических речей – борьба против македонского царя Филиппа, который угрожал независимости Греции, и против промакедонской партии внутри страны, которая поддерживала Филиппа. Из шестидесяти речей Демосфена, дошедших до нас, наиболее известными являются восемь, посвященные этой теме. Они имеют общее название – «Филиппики». Демосфен стремиться

объяснить согражданам суть политики македонского царя, которая угрожает греческой демократии. Речи Демосфена были рассчитаны на большое количество слушателей, его главной задачей было не просто изложить суть вопроса, но и убедить эллинов в необходимости противостоять македонцу. Эти задачи определили и четкую структуру «Филиппик» – короткое вступление, далее оратор переходит к изложению фактического материала и его анализу и в заключении делает четкие вы выводы и подводит итог сказанному.

Во времена Солона была проведена также реформа суда: создается суд присяжных - демократический верховный суд, где в качестве судьи мог выступать любой гражданин государства не моложе тридцати лет. В отдельных случаях количество заседателей доходило до 6000 человек. Функции адвоката и прокурора выполнял сам истец или ответчик. Приговор суда в значительной степени зависел от того впечатления, которое речь произведет на присяжных. Поэтому так важно было грамотно и логично составить свою речь, уметь четко выразить свои мысли и достойно держать себя на публике. Если человек не мог сам подготовить свое выступление, то эту работу выполнял логограф, который за плату составлял речи, обучал приемам ораторского искусства. Логографами были многие великие древнегреческие ораторы.

Наиболее известным судебным оратором Древней Греции был Лисий (ок.459-380г.г.до н.э.). Первую свою речь Лисий произнес в довольно зрелом возрасте, когда ему было около 60-ти лет. Лисий выступил в качестве обвинителя на суде против человека, который был виновен в гибели брата с речью «Против Эратосфена, бывшего члена коллегии тридцати». Это единственная речь, которую Лисий произнес сам, в последствии он занимался составлением речей для других. Особенностью речей Лисия являются простота и ясность изложения. Большая роль отводится повествовательной части, которая дает четкую картину происшедших событий.

Самым ярким представителем торжественного красноречия является Исократ (436-338 г.г. до н.э.) Первые попытки выступить публично закончились для него провалом – он обладал очень слабым голосом. Поэтому Исократ отказался от выступлений на публике и занялся составлением речей, которые в первую очередь предназначались для чтения. Недаром Исократа называют первым публицистом. До нас дошли 21 (6 судебных и 15 торжественных) речь и девять писем. В наиболее известной его речи «Панегирик» (которая может служить также примером и политической речи) Исократ поднимает вопрос о кризисе полисов. Он предлагает объединиться греческим городам под эгидой Афин для похода против давних врагов – персов. Политическая точка зрения Исократа изложена в его трудах «Ареопагитик», «Филипп». Первая речь посвящена важной теме – внутренней организации Афин, здесь же ставится вопрос об основных принципах правильного руководства государством.

Речь «Филипп» построена как обращение к македонскому царю Филиппу, он призывает его объединить греческие города и возглавить поход на персов. Война против персов, по мнению Исократа, будет выгодна и Греции и Македонии.

Исократ известен и созданной им школой красноречия. Обучение в ней длилось три-четыре года. Примечательно, что школе изучались различные предметы - как гуманитарные так и естественные. Исократ считал, что настоящий оратор должен изучать не только профессиональные навыки, но и обладать широкими знаниями в разных областях науки. Школа Исократа сыграла большую роль в истории греческой культуры и греческого общества: из ее стен вышли не только известные ораторы, но и историки, политические деятели.

Расцвет римского ораторского искусства приходится на 1 век до н.э. Это сложный период в истории Рима, время политических баталий, падения республики и возникновения империи. Римское искусство связано прежде всего с практическими сторонами жизни, поэтому главными видами римского ораторского искусства являются политическое и судебное. Это в полной мере относится и к особенностям риторики Марка Туллия Цицерона (106-43г.г.до н.э.) – самого яркого представителя римского красноречия. До нас дошли его 58 речей.

Цицерон происходил из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Начинает свою карьеру с судебного красноречия. Наиболее известные его речи «В защиту Сеста Росция из Америи» и серии «Речей против Гая Верреса».

В 63 г. до н.э. Цицерон поднимается на вершину политической власти – он становится консулом. На этот период приходится и пик ораторской деятельности. В этом же году Цицерон произносит свои знаменитые речи «Против Катилины», которые вошли в историю под названием «катилинарии». Катилина – политический противник Цицерона, возглавивший заговор с целью свержения власти. Цицерон блестяще убедительно доказывает виновность Катилины, хотя доказательств существования заговора у него не было. В своих речах, наиболее известной из которых, является первая Катилинария, произнесенная 8 ноября 63 г. до н.э., Цицерон основывается на развенчании личности обвиняемого, его преступного характера. Оратор делает ставку не на факты, а на эмоции и достигает свой цели. Уже на следующий день Катилина покидает Рим.

К известным политическим речам Цицерона также можно отнести четырнадцать речей против Марка Антония. Произнесенные в концу жизни великого оратора в 44 г. до н.э. речи, названные самим Цицероном «филиппиками» поднимают важные политические вопросы того времени.

Письменные формы распространения информации в Древнем Риме. Первые предгазеты.

Появление письменности в период 8-6-го тысячелетий до н.э. в корне изменило систему человеческого общения. Появляется возможность фиксировать информацию в специальных текстах. История свидетельствует о том, что в древности первоначальными записями были астрономические, ритуальные сведения, отражение хозяйственных расчетов, генеалогия то есть материалы, которые носили документальный характер.

Как в Древней Греции так и в Древнем Риме существовали устные и письменные способы распространения информации. Хотя в Древней Греции не существовало подобия газет, но появляются такой жанр письменной публицистики как памфлет, который выполнял идеологическую и агитационную роль.

Появление исторических хроник – важный этап развития письменных форм распространения информации. Уже с первых шагов возникновения письменности и государственности начинается фиксирование исторических сведений. Древнегреческого ученого Фукидида (р.ок.460-ум.ок.400 до н.э.) по праву можно назвать отцом научной историографии. Он является автором величайшего произведения античной историографии - «Истории Пелопонесской войны». В своих работах Фукидид по-новому отображает действительность – он опирается на проверенные достоверность материала и анализирует факты. Таким образом, документалистика медленно, шаг за шагом заменяет мифологизм письменных текстов. Так, например, у Фукидида в его трудах уже не упоминается о роли богов и их вмешательстве в ход исторических событий.

Широкое распространение письменные формы получают в Древнем Риме. В первую очередь нужно отметить использование эпистол. Письмо играло важную роль в жизни римской республики. Многие политики, общественные деятели часто по делам службы были вынуждены покидать Рим, отправляясь в далекие провинции. Чтобы быть в курсе событий, которые происходят в городе, они нанимали грамотных, бедных людей, которые собирали информацию по городу и составляли отчеты о последних событиях в виде писем. Причем содержание этих писем было весьма разнообразным - от театральных новостей до описания похорон богатых горожан. Сборщики информации назывались “ремесленники”. В определенной степени их можно назвать подобием современных репортеров: в их обязанности входил сбор, определенная обработка и передача информации. За свою работу ремесленники получали деньги.

Важную роль в Древнем Риме играли эпистолы самих политиков, людей из сенаторского сословия. В подобной переписке в основном обсуждались вопросы общественно-политические. Причем в письмах можно было найти не только информация, различные сведения, но и присутствовал анализ, высказывалась точка зрения автора письма на ту или иную проблему. Важно, что подобная переписка становилась достоянием гласности. Если письмо было посвящено особо важным вопросам, то делались копии и одинаковые сообщения одновременно рассылались нескольким государственным деятелям.

Существовали и так называемые «открытые» письма. Тексты их переписывались в нескольких экземплярах и вывешивались в городе.

В Древнем Риме появляются также такие формы распространения информации, которые можно назвать прегазетой. В 59 г. до н.э. по приказу Юлия Цезаря стали выходить «Acta diurna senatus ac popoli ” (Ежедневные протоколы сената и римского народа»). Их делали на глиняных дощечках и выставлялась в Риме на площадях, на базарах, в людных местах. Содержание «Асta diurna» было весьма разнообразным – от политической информации до информации о различных событиях в городе. Здесь также помещались объявления о свадьбах, крестинах, похоронах в богатых знатных семьях. С «Acta diurna” делались копии и рассылались в провинции, то есть можно утверждать, что присутствовало некое подобие тиража.

При императоре Августе содержание газеты было значительно изменено: уменьшился раздел официальной информации. Больше внимания стало уделяться информации о различных происшествиях, значительно расширился отдел светской хроники.

«Acta diurna” обладает признаками газеты – наличие разнообразной информации – от политической до светской, тиражирование издания, определенную периодичность. Латинское слово «duirnalis» (ежедневный) является основой французского « journal”.

Возникновение и основные формы раннехристианской публицистики.

Первые христианские общины появились в конце 1 в. до н.э. – начале 1 в.н.э. в восточных провинциях Римской империи. Общины христиан, как проявление протеста против рабовладельческого государства, возникали вне храмовых организаций, освещавших это государство. В них входили переселенцы, рабы, вольноотпущенники - люди, которые не принимали официальную религию. Первые христианские общины отличались простотой организации, их члены устраивали совместные собрания, трапезы. На собраниях произносились проповеди, часто общины обменивались посланиями. Во главе общин стояли проповедники. Проповедь, устное слово становится главной формой распространения нового учения.

Только в начале 4 века христианство становится официальной религией. В 313 году императором Константином был издан Миланский эдикт, который провозгласил свободное исповедание христианства. В свою очередь христианская церковь стала поддерживать императорскую власть, постепенно превратившись в идеологическую опору государства. В 325 году был созван первый Вселенский собор (Никейский). На соборе был выработан символ веры – краткое изложение основных положений христианства.

В дальнейшем развитие христианской публицистики идет по двум направлениям – практикуются как устные так и письменные формы. К устной публицистике, как уже отмечалось, относится проповедь. К письменной публицистике можно отнести письма, послания, буллы, бреве – послания римских пап.

Книгоиздательское дело в раннем Средневековье. Развитие информационных процессов в позднем средневековье.

Падение Римской империи в 476 году значительно изменило развитие и ход информационного процесса. Диапазон публицистической деятельности стал значительно уже. Связано это с тем, что новое общество утратило коммуникационные связи: государства существовали обособленно, торговые отношения не развивались, уровень грамотности был крайне низким. Религиозная публицистика занимает главенствующее положение по сравнению со светской.

Основной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей - Ветхого и Нового заветов. В средневековье были созданы многочисленные комментарии к Библии. Тексты Священного писания широко использовались для создания других церковных книг. Также большое распространение имели жития святых, в которых содержались подлинные исторические сведения и факты. В Средние Века практически единственными очагами грамотности были монастыри. В монастырях переписывались книги, этот обычай был заимствован с Востока. В Европе первый монашеский орден основал Бенедикт Нурсийский (480-543 г.г.) и написал Устав, по которому монахи должны были читать и переписывать книги. Этот Устав дал толчок к превращению монастырей в центры грамотности.

Создателем первой мастерской письма – скриптория - был Кассиодор (род.487г.). В 540 году он основал монастырь, где создал школу, подобной античной. В ней изучались такие науки как грамматика, риторика, математика, музыка и даже медицина. Написал «Наставление», где содержались правила написания книг.

Жизнь монастырских скрипториев была подчинена четкому распорядку. Переписка велась по строго установленным правилам: писцам приписывалось молчать во время работы, переписывать книги можно было только в дневное время, ночью – проверять ошибки, вход в скрипторий (помимо самих писцов) разрешался только аббату или приору. Переписка книг считалась делом богоугодным. Каждый монах должен был уделять этой работе по несколько часов в день, неграмотные монахи в обязательном порядке учились грамоте.

В монастырях в первую очередь производились книги необходимые для церковных служб – литургическая литература. Крупные монастыри являлись центрами летописания – в них составлялись исторические хроники, Жития святых. Книги писались на латинском языке, что значительно сужало круг читателей.

Книга в монастырях делалась самими монахами, что называется «от корки до корки». Здесь же производился писчий материал того времени – папирус и пергамент, здесь же были и переплетные мастерские.

После начинания Кассиодора в Европе одна за другой стали возникать мастерские письма. К началу 12 века было уже 2000 монастырей, где были скриптории.

В 12-13 веках появляются новые моменты в развитии информационных процессов, связанные с зарождением капиталистических отношений в недрах Средневековья. Восстанавливаются утраченные прежде коммуникационные связи между различными регионами Европейского континента. Происходит развитие торговли, формируются торговые пути, происходит активный рост городов. Значительно увеличивается потребность в грамотных людях. В начале 12 века стали появляться муниципальные и частные школы, нарушив тем самым многовековую церковную монополию на образование. Городские школы все же были тесно связаны с церковью, так как их преподаватели должны были получать разрешение на педагогическую работу у епископа. Несмотря на это новые школы были совершенно особым явлением в жизни общества, они были материально независимы от церкви, что давало относительную свободу преподавания.

Большую роль в развитии образования сыграли первые университеты, которые возникли в конце 12 – начале 13 веков. Это университеты в Болонье - Италия, Париже – Франция, Оксфорде и Кембридже -Англия. Для обучения в школах и университетах требовалось большее количество книг, причем, если в монастырских школах это были книги сугубо богословского характера, то теперь появилась необходимость и в светской литературе. Так производство книги выходит из-под эгиды церкви. В городах появляются ремесленники, которые занимаются переписным делом. Например, в Парижском университете возникает новая система переписки книг. Университетская комиссия составляла список книг, необходимых для студентов и тщательно проверяла текст экземпляра каждой книги. Они сдавались в библиотеку (станционарий) и выдавались студентам за плату. Работа в городских мастерских значительно отличалась от таковой в монастырях, где создавали книгу от пергамента до переплета. В городе определилось разделение труда в этой области, и книга становится товаром.

Важным фактором распространения информации является появление нового писчего материала – бумаги. Пергамент – специально обработанные кожи животных - был достаточно прочным, но производство его было сложным и дорогостоящим. Бумага была изобретена в Китае во П в. н.э. и постепенно проникла на Запад В 751 году арабами был захвачен Самарканд, откуда и вывезли секрет ее изготовления в Египет, Месопотамию, Сирию. Только в ХШ веке бумага была вывезена арабами в Испанию, затем попала в Италию, затем во Францию, Германию. Уже в этом же веке в Италии, затем и во Франции стали появляться первые бумажные фабрики и было налажено производство в Европе.

По мере развития городов и торговли увеличивается потребность в информации. В 15-16 веке в Европе возникают центры информации. В первую очередь такие центры возникали в крупных портовых городах, или городах, где проводились ярмарки. Это Гамбург, Франкфурт, Лейпциг, Страсбург, Париж, Венеция, Лондон и др. Инициаторами распространения информации являлись крупные торговые дома. Постепенно получают распространение рукописные листки, которые первоначально содержали сугубо торговую информацию, в дальнейшем в них стали появляться новости о различных событиях. В Венеции эти листки продавались за мелкую монету, которая называлась «gazzeta». Так появилось слово ГАЗЕТА. Появляется также и профессия сборщика новостей.

Широкое распространение торговые издания имели и в Германии, где в 1508 году появляются торговые листки, сначала рукописные, позже печатные, издававшиеся торговым домом Фуггеров – «фуггер-газеты». Они выходили с 1520 года и до начала Тридцатилетней войны (1618-1648г.г.) В основном газеты содержали сведения, которые важны были для коммерции, но также содержали и политическую информацию. Известный торговый дом Фуггеров из Лейпцига поддерживал отношения со многими государствами, заключал торговые сделки с крупными корпорациями многих стран, с германским императором, с Ватиканом.

Важно, что газеты заказывались заинтересованными лицами, для чего делался небольшой тираж. Но широкого распространения «фуггер-газеты» не имели.

Для того чтобы иметь власть, человеку нужно, в первую очередь, быть хорошим оратором. Эта истина проста и вечна – мы можем наблюдать ее подтверждение и на современных примерах, и в биографии великих исторических личностей.

О том, как важно красноречие, знали и в Древней Греции – именно там и возникла риторика, как отдельный вид искусства.

На самом деле, в развитии ораторского мастерства имеет особенное значение – первые предпосылки возникли еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний.

Против софистики выступали выдающиеся ораторы в Древней Греции, развитие риторики для которых имело огромное значение:

  • Сократ;
  • Платон;
  • Демосфен.


Риторика в Древней Греции развивалась стремительно – каждый выдающийся мыслитель презентовал народу свои труды, чтобы граждане государства могли овладевать искусством слова. Обнародовались книги (труды Аристотеля о риторике были опубликованы в целых трех частях), проводились публичные выступления – у всякого свободного человека появилась возможность научиться выражать свои мысли так, чтобы они были интересны окружающим.

Все труды древнегреческих философов, направление на развитие риторики, в качестве базы имели единые постулаты:

  1. Красноречие человеку дано природой. Этот навык – такой же, как умение самостоятельно ходить или драться, он уже заложен в человеке, как часть его социальной природы. Для того чтобы уметь им пользоваться, нужно делать все то же – пытаться, тренироваться и учиться, тогда умение придет.
  2. Нельзя выступить перед народом, если не можешь грамотно и красиво донести свои идеи. Каждый свободный человек волен обнародовать свои мысли, но право на это в греческой цивилизации может дать только .
  3. Речь, произнесенная любым свободным человеком перед народом, должна относиться к одной из категорий: судебная, военная, учебная, деловая.
  4. Красноречие имеет три главных составляющие: логическую мысль, слово, как единицу речи, и нравственность, как направление мысли.

Древнегреческая риторика стала уже полноценной наукой, которой была возможность обучиться. Были и люди, которые проводили обучение, – ими являлись те мыслители, труды которых взывали к необходимости ораторского искусства в обществе их современников и в любом возможном будущем.

Обучение риторике было систематизированным и состояло из следующих этапов:

  • Развитие содержательности речи – умения подобрать нужные слова для того, чтобы обозначить те или иные явления. Слово воздвигалось в отдельную ценность, которой не следовало разбрасываться впустую.
  • Запоминание речи – для того, чтобы связно и красиво донести свою мысль, человек должен всегда помнить, что он уже успел сказать.
  • Развитие умения не только правильно произнести слова, но и расположить к себе людей, оттачивание навыков обаяния. Для того чтобы любая мысль получила отклик в народе, этому народу нужно было понравиться.


Дальнейшее развитие

Развитию греческой риторики способствовал целый ряд обстоятельств, характерных для античного общества 5-2 вв до н. э.:

  1. в рабовладельческом обществе все еще сохранялось строгое деление на вольных и невольных людей, но свободный человек уже был выдвинут для общества, как отдельная, самостоятельная личность, имеющая энергию и умеющая мыслить (именно для верного выражения своих мыслей и идей и возникла необходимость в навыках красноречия);
  2. появились большие достижения в духовном развитии древнегреческого общества – новых высот достигла экономика, научная деятельность, искусство (для того, чтобы донести новшества до народа, нужно было правильно управлять силой слова);
  3. несмотря на сохранение рабовладельцев, в античной Греции преобладающей политической системой была демократия, что означало – власть, силу и могущество голоса народа. Голос народа должен был как-то выражаться – для того, чтобы гражданин смог быть членом народного собрания, совета пятисот или народного суда, он уже обязан был владеть не только грамотой, но и уметь управлять собственной речью.

Таким образом, древнегреческую риторику нужно воспринимать не только, как возникшую необходимость для сохранения и развития цивилизации, но и как прямой двигатель этого развития. Без этой науки стала бы невозможна демократия (тем более в той форме, в которой мы привыкли видеть ее сейчас), не дожила бы до наших дней судебная система, не возникло бы даже намеков на дипломатию.

Несмотря на то, что риторика возникла в Древней Греции еще в 5 в. до н. э., она все еще остается незаменимым элементом для существования современного общества.

Ораторское искусство с древнейших времен высоко ценилось греками. Установление же демократических форм жизни способствовало его развитию. Поэтому красноречие наивысшего расцвета достигло в Афинах и в городах Сицилии. Следуя принципам риторики, греческие ораторы говорили нараспев, их речь приближалась к ритмической, сопровождалась мимикой и актерскими телодвижениями.

Самым выдающимся деятелем в области разработки греческой ораторской прозы был уроженец Сицилии софист Горгий, современник Еврипида и Геродота . Он говорил, что задача оратора – заставить слушателей поверить ему. Для этого он должен очаровать аудиторию особыми ораторскими приемами, которые теперь принято называть «горгианскими фигурами». Сюда относятся метафоры, звуковые повторы и антитетически построенные фразы, когда одна половина фразы противопоставляется другой; при этом соблюдается особая симметрия: количество слов и. их расстановка в обеих частях фразы должны быть одинаковы.

Влияние теории Горгия распространилось на все виды греческой ораторской прозы: на судебное, торжественное и политическое красноречие.

Оратор Лисий

Наиболее известным судебным оратором Греции конца V – начала IV вв. до н. э. был Лисий .

На основании свидетельств древних можно заключить, что он родился в 459 г. и умер после 380 г. до н. э.

Лишь однажды Лисий непосредственно сам выступил на суде против одного из бывших олигархов Эратосфена, которого он считал виновником гибели своего брата. Все остальные – обвинительные и защитительные – речи были записаны этим греческим оратором в первом лице для других людей, которые, должны были сами выступать на суде с обоснованием своего дела. К нему обращались с заказами люди самого разнообразного общественного положения и образования и т. п., и Лисию приходилось в своих речах приноравливаться к культурному уровню и положению заказчика, для того чтобы эти речи звучали естественно в устах того или иного человека.

Из огромного количества приписываемых оратору Лисию речей до нас дошло 34. Они написаны простым языком, приближающимся к живой разговорной речи. В них чувствуется стремление к жизненной правде. Лисий – оратор-художник; в его речах мы находим живые и яркие картинки быта, выпуклые и психологически верные характеристики людей.

Лучшее в речах оратора Лисия – их повествовательные части, воссоздающие ситуацию. В этих частях он не только умел возбудить симпатию к подсудимому (если речь была защитительной), но и вплести в нее значительную часть аргументации, предупреждающую возможные возражения. При этом ни гнева, ни пафоса, характерного для речей некоторых других греческих ораторов, у Лисия нет: тон его удивительно спокоен, доводы ясны, выражения точны и конкретны. Уже древние отмечали чистоту его языка, отсутствие в нем как неологизмов, так и устаревших слов, а также конструкций, чуждых языку современников.

Насколько обширны повествовательные части речей Лисия, настолько кратки их эпилоги – иногда они состоят из нескольких слов.

Речи Лисия имеют значение не только как образец греческого ораторского искусства той эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями, правовыми установлениями своего времени. Ценные сведения об этом можно почерпнуть из любой речи Лисия. Примером может послужить «Речь, произнесенная в Ареопаге в защиту неизвестного, обвиненного в уничтожении священной маслины». Культура маслин в Греции была одним из главных источников благосостояния государства. Кроме деревьев, принадлежащих частным лицам, по всей Аттике были рассеяны маслины, якобы выросшие от удара копья Афины ; они считались священными, и срубить такое дерево значило совершить преступление против религии, которое каралось конфискацией имущества и изгнанием виновного. Во время Пелопоннесской войны многие деревья погибли или были повреждены.

Если бы нам не были известны эти факты, мы могли бы почерпнуть их из названной речи оратора Лисия. Он составил ее для человека, обвиненного сикофантами (доносчиками-шантажистами) в уничтожении священной маслины. Человек этот утверждает, что он купил свой участок земли после войны, и на нем не было маслин. В качестве свидетелей он приводит на суд лиц, которым он сдавал купленный участок в аренду. Лисий вкладывает в уста подсудимого многочисленные логические доказательства его невиновности. Подсудимый говорит, что уничтожение дерева принесло бы ему лишь убыток, а не выгоду и что, уничтожив маслину, он оказался бы в руках у собственных рабов: «...Разве я не был бы несчастнейшим в мире человеком, если бы мои слуги как свидетели такого преступления стали на всю мою жизнь не рабами мне, а господами? Таким образом, как бы сильно они не провинились передо мною, я не мог бы их наказать, вполне понимая, что от них зависит и мне отомстить и самим получить свободу за донос» (пер. С. И. Соболевского).

Подсудимый говорит, что для него, человека с усердием выполнявшего все государственные повинности, сражавшегося за отечество, не жалевшего денег на постройку кораблей и на устройство хоров, было бы величайшим несчастием лишиться гражданских прав.

Таким образом, мы узнаем из этой речи оратора Лисия и о том, что дела, связанные с религией, разбирались в ареопаге, а не в гелиэе , и о законе, освобождавшем на волю рабов за донос, и о том, кто такие сикофанты, и об обязанности богатых граждан субсидировать постройку флота и театральные представления и о многих других чертах древнегреческой жизни. Свидетельство очевидца представляет для нас большую ценность даже относительно тех фактов, которые нам известны из других источников.

Оратор Исократ

Самый яркий представитель торжественного (или эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

Оратор Исократ

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Этот греческий оратор также ввел правило, по которому следует избегать зияний – стечений гласных в составе слова или на стыке слов.

Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность; форма в них превалирует над содержанием, и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Оратор Демосфен

(384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия. Имя его стало нарицательным именем вдохновенного оратора-борца. Время его жизни – IV в. до н. э.– представляло собой эпоху кризиса греческого демократического полиса. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело не только к глубокому упадку афинской демократии, но и к ослаблению связи между полисами, благодаря которой Греции удавалось противостоять экспансии извне. Теперь же города-государства, раздираемые внутренними противоречиями, с трудом сопротивляются новым силам, появившимся на политическом горизонте, в первую очередь, Македонии.

Демосфен задолго до завоевания Греции Македонией разгадал грозящую греческой независимости опасность и всю жизнь боролся в качестве оратора и государственного деятеля против македонской экспансии.

В Афинах была довольно большая партия, придерживавшаяся македонской ориентации, т. е. считавшая, что борьба против Македонии бесполезна и необходимо ей подчиниться.

Оратор Демосфен

Самым ярким из политических противников Демосфена был оратор Эсхин . В своей речи «О недобросовестном посольстве» Демосфен обвиняет Эсхина в предательстве интересов Эллады и в сговоре с македонским царем Филиппом. Эсхину удалось оправдаться, но ораторская борьба между ним и Демосфеном продолжалась несколько лет, и после блестящей речи Демосфена «О венке» , завершившей эту борьбу, Эсхин вынужден был уйти в изгнание.

С именем Демосфена связано представление о человеке огромной целеустремленности и железной воли. Плутарх и другие античные авторы рассказывают, что он обладал физическими недостатками, недопустимыми для греческого оратора: у него была плохая дикция, слабый голос и «короткое дыхание», заставлявшее его прерывать период, что мешало пониманию смысла фразы; во время декламации он дергал плечом – это отвлекало внимание слушателей.

Благодаря непрерывному и упорному труду Демосфен избавился от всех этих недостатков. Упражняясь в декламации, он говорил, набрав в рот мелких камешков, чтобы выработать четкую дикцию; будущий великий греческий оратор громко читал отрывки из поэтов на бегу, не останавливаясь на крутых подъемах, чтобы научиться произносить длинные фразы, не переводя дыхания; упражняясь в красноречии, он укреплял на крыше меч, направленный острием к его плечу: боязнь уколоться заставляла его усилием воли удерживаться от подергивания плечом и т. п.

Речи Демосфена как политического оратора были рассчитаны на большое скопление народа, и это сказалось на их структуре: стиль речей сжат и суров; чтобы не расхолаживать аудиторию, оратор, сделав краткое вступление, быстро переходил к сути дела. Рассказ его полон экспрессии и динамики, он прерывается риторическими вопросами, в нем много метафор, антитез, олицетворений, сравнений. Демосфен широко использует прозаический ритм и «фигуру умолчания», которая заключается в том, что оратор подчеркнуто умалчивает о том, что обязательно должно прозвучать в его речи, и чего ожидают слушатели.

Демосфен видел недостатки афинской демократии своего времени, боролся против злоупотреблений и предрассудков. В одной из речей (IX, 36) он сетует на то, что греки утратили свободолюбие, которое в свое время позволило им победить персов. Раньше они ненавидели взяточников, считали величайшим позором подкуп; виновного в нем сурово наказывали, не допуская ни заступничества за него, ни снисхождения, а теперь подкуп полководцев и ораторов в порядке вещей, и тот, кто признается в том, что принял взятку, вызывает только насмешки.

Наиболее знаменитые ораторские речи Демосфена – речи против Филиппа Македонского (так называемые «Филиппики»), покорившего Грецию в 338 г. до н. э. Как и другие речи Демосфена «Филиппики» замечательны силой аргументации и проникнуты страстным и мужественным пафосом борьбы.

В третьей речи против Филиппа он говорит, что в народных собраниях звучит лесть и угодничество, которые вредят политике любого греческого государства: «Свободу речи во всех других случаях вы считаете настолько общим достоянием всех живущих в государстве, что распространили ее и на иностранцев, и на рабов, и часто у нас можно видеть рабов, которые с большей свободой высказывают то, что им хочется, чем граждане в некоторых других государствах, но из совещаний вы ее совершенно изгнали» (Демосфен, IX, 3; пер. С. И. Радцига).

Уже из этих слов видно, что оратор Демосфен был безусловным приверженцем демократии, которую он считал единственным приемлемым государственным строем. Всякое единовластие представлялось ему противоестественным, враждебным свободе и законам. В речи «О преступном посольстве» он говорит: «Нет, нет на свете ничего такого, чего следовало бы бояться больше, чем такого положения, когда позволяют кому-нибудь становиться выше большинства» (Демосфен, XIX, 296; пер. С. И. Радцига).

После смерти Филиппа Демосфен боролся против его сына Александра Великого . В конце жизни, в 324–322 гг. до н. э., Демосфен был в изгнании. В 322 г. он принял участие в восстании Афин против Македонии , и когда афиняне потерпели поражение, он принял яд, чтобы не попасть в руки врагов, которые хотели взять живым прославленного оратора.

В 280 г. до н. э., через 40 лет после смерти Демосфена, греки почтили его память бронзовой статуей с надписью:

«Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не мог взять македонский Арей»
(пер. М. Е. Грабарь-Пассек).

Следует отметить, что период V-VI вв. до н. е. в Древней Греции был не только периодом создания теоретических трудов по риторике, это был период также выдающихся ораторов.

Прежде всего, как отмечалось выше, ораторское искусство было тесно связано с политической деятельностью. Известным политическим оратором был Перикл. Его речи не сохранились. Однако можно говорить о его красноречие на основе отзывов современников. В частности, Перикл всегда готовился к выступлениям. Когда из аудитории звучали призывы к выступлению, то он нередко отказывался, ссылаясь на то, что не успел подготовиться. Во время речи Перикл держался спокойно, выражение его лица почти не менялся, он не жестикулировал, никогда не смеялся и не смешил аудиторию забавными рассказами.

О Перикла как выдающегося оратора свидетельствует такая история того времени: спартанский царь Архидам спросил Фукидида - представителя аристократической партии, политического противника Перикла - о том, кто из них является более искусным в борьбе. Фукидид ответил:

"Если я в борьбе повалю Перикла, то он скажет, что не упал, поэтому окажется победителем и убедит в этом тех, кто это видел".

Наиболее известными древнегреческими ораторами были Лисий и Демосфен. Лысый (примерно 459-380 гг. До н. Э.) Был вынужден стать оратором через жизненные невзгоды. Свою первую речь он произнес, когда ему уже шел шестой десяток. Вследствие олигархического переворота (404 г. до н. Э. Е.) Лисий разорился и был вынужден выступить в качестве обвинителя на процессе против виновника гибели своего брата. Затем он выбрал себе профессию логографа. Логограф - это тот человек, который создавал речи для других.

Среди преимуществ Лисия следует отметить его способность готовить материал в ^ достаточно небольшие сроки, устанавливались афинским судом. Его речи отличались краткостью и четкостью мысли. Это обеспечивалось стремлением использовать слова в их собственном смысле, избегать смелых метафор, поэтических выражений и тому подобное. Позже стиль Лисия был признан образцом аттикизму и стал примером для подражания.

Наиболее интересным оратором Древней Греции был, наверное, Демосфен (384-322 гг до н. Э.). Его фигура, в частности, показывает, что для успеха оратора природные задатки не является главными. Главным является постоянная тренировка как мысли, так и слова. С детства Демосфен обладал слабым голосом и шепелявил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на публике, привели к провалу первых его выступлений. Однако он был очень упорным человеком: свои физические недостатки он преодолевал постоянными упражнениями. Свою невыразительную произношение Демосфен пытался исправить тем, что набирал в рот камешки и старался ясно и разборчиво читать отрывки из стихотворений. Слабый голос улучшал тем, что выходил на берег моря и звуком своего голоса пытался заглушить шум прибрежных волн.

Известный оратор считал, что убедительности словам предоставляют тон и манера произнесения. В связи с этим Плутарх в биографии Демосфена вспоминает такой случай. Однажды к Демосфена обратился грек с просьбой выступить в суде и защитить его, потому что его избили:

"Но ты не пострадал от этого!" - Сказал ему оратор. "Ничего себе не пострадал!" - Воскликнул грек во весь голос. "Вот теперь, - ответил Демосфен, - я действительно слышу человека, пострадавшего".

Кроме этого, Демосфен тщательно изучал речи, которые слышал и по памяти пытался восстановить ход рассуждений. К собственным словам или слов других людей придумывал возможные поправки и способы выразить те же мысли другими словами. Он никогда не выступал без предварительной подготовки. Сам Демосфен признавал, что хотя и не пишет всей речи полностью, однако совсем без предварительных набросков не выступает. При этом он говорил, что тот, кто готовит речь заранее, по-настоящему преданный народу, что в этом и заключается служение ему. По мнению Демосфена, проявлять равнодушие до того, как воспримет речь большинство аудитории, значит сочувствовать олигархии и рассчитывать больше на принуждении, чем по убеждению.

Эта постоянная предварительная подготовка к выступлениям еще раз свидетельствует, что для ораторского мастерства важно не только природное дарование, но и упорный труд. В конце концов Демосфен преодолел свои физические недостатки.

Достаточно известны речи Демосфена против македонского царя Филиппа. По преданию, сам Филипп Македонский, когда прочитал одну из них, заметил: "Если бы я слышал Демосфена, я сам бы проголосовал за него как за вождя в борьбе против меня".

Классическая афинская демократия формировалась в конце VI – начале V вв. до н.э. усилиями прославленных реформаторов родоплеменной общины Солона, Клисфена, Эфиальта. Главное демократическое достижение Афин – правовое устройство государства. С приходом к власти Солона – отца-основателя афинской демократии – в Афинах был создан суд присяжных. Это был демократический верховный суд, судьей в котором мог быть любой гражданин Аттики внеимущественного ценза, достигший тридцати лет. Однако Солонов суд не имел современных институтов прокуратуры, следствия и защиты. Обычно обвинителем выступал сам потерпевший, он же выполнял и функции защиты. И только позднее – наемный оратор. Именно поэтому появилась необходимость в людях, умевших убедительно, логично и доказательно говорить в суде, держать себя на публике, что имело немаловажное значение.

Практическое применение ораторское искусство впервые получило в Сицилии. Отцом риторики и учителем софиста-оратора Горгия Аристотель называет Эмпедокла из Агригента. В Сицилии уже наметились основные виды ораторского искусства, получившие распространение в Афинах в V в. до н.э. Это прежде всего политическое красноречие, прославленное именами Фемистокла и, главным образом, Перикла. Не менее распространено было судебное красноречие. Третий вид ораторского искусства – эпидейктическое, торжественное красноречие, в котором особенно искусен был Горгий. Его воззвания, игравшие роль политических памфлетов, отличались цветистым слогом, изобиловали аллитерациями, антитезами, смысловым противопоставлением, метафорами. Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, с подобием рифмы в конце известны в античной литературе как горгиевы риторические фигуры. До Горгия так не говорил никто. В результате народное собрание отдало предпочтение этому политическому оратору только за умение красиво выражать свою мысль. Спустя немного времени окрыленный успехом Горгий переселяется в Афины и открывает школу красноречия. Привлекательность речей Горгия для современников заключалась в умении использовать звуковую, музыкальную сторону речи. Он впервые внимательно анализирует звуковую организацию словесных приемов, которые используются в заговорах, молитвах, поэзии, и переносит их в свою речь. Таким образом, Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателя, которая заключалась в «волшебном чародействе»: очаровании духа и «обмане мысли». Это вызвало бурную реакцию Платона, обрушившегося на безнравственность и неискренность горгианского риторического учения. Так, с самого возникновения красноречия начинается яростное противостояние риторики и философии, публицистики и науки, не завершенное и по сей день.

Горгий вызывал восторг вовсе не как политический или судебный оратор, а как мастер торжественного красноречия, или эпидейктического (по определению Аристотеля).

Указанные три вида ораторского искусства не развивались независимо друг от друга. Горгий произносил не только хвалебные речи, но и был составителем судебных речей; Перикл – политический оратор, произносил и панегирики, а Антифон, судебный оратор, - политические речи.

Лисий родился в Афинах приблизительно в 435 г. до н.э. Отец его был богатый сиракузянин, который по приглашению Перикла в качестве метека(пришельца) поселился в Афинах, где имел оружейную мастерскую. Лисий принадлежал к демократической партии. В правление 30 тиранов он и его брат были осуждены на казнь, и имущество их было конфисковано. Лисию удалось спастись, он бежал из Афин и вернулся туда уже после падения тиранов. Аристотель рассказывает, что Лисий открыл собственную школу риторики, но, потерпев неудачу, принялся за практическое красноречие, с которым выступил во время преследования им убийц своего брата. О жизни Лисия известно из «Жизнеописаний» Плутарха. Лисий сделался популярным логографом. Он написал более 200 речей, до нас дошли только 34. Большинство из них представляет собой защитительные речи по поводу частных тяжб. Но в них Лисий выражал свое отношение к политическому строю, признавая только власть всего народа. Эти взгляды нашли выражение в ряде его речей, в том числе и в речи против Эратосфена, которая считается его первой речью о суде. Главное в речи Лисия – безыскусственная простота, ясность в соединении с краткостью изложения, выразительность, драматичность – все это имело значение для развития художественного рассказа. Речь против Эратосфена – не просто обвинение обольстителя, она направлена, возможно, против убийцы брата Лисия и против владычества 30 тиранов и, таким образом, приобретает политический характер. Лисий известен, главным образом, как непревзойденный мастер рассказа и в повествовательных частях с ним может сравниться только Геродот.

У римлян Лисию следовали писатели, стремившиеся к древне-аттической простоте и чистоте слога; Цицерон, признавая заслуги Лисия, предпочитал ему Демосфена.

На усовершенствование аттической прозы оказал большое влияние Исократ. Исократ родился в первой половине V в. (ок. 436 г. до н.э.). Он известен главным образом как учитель риторики и составитель эпидиктических речей, хотя в начале своей деятельности писал судебные речи, которые сам считал незаслуживающими внимания. В речи «Против софистов» Исократ передаёт программу своей деятельности. Он доказывает, что нельзя смешивать истинную философию, которую он отождествляет с риторикой, с ухищрениями софистов, считающих ловкость в речах единственным предметом, достойным изучения.

Истинный оратор, по мнению Исократа, должен обладать талантом, быть образованным человеком и упражняться, т.е. кропотливо работать над составлением речей.

Исократ дожил до преклонных лет и был известен как один из выдающихся писателей своего времени. От него остались 21 речь и 9 писем.

После поражения Афин в 404 г. до н.э. Исократ неизменно изображает бедствия Греции, спасение которой он видел в союзе или под руководством Спарты и Афин или даже под властью какого-нибудь правителя, например Филиппа. Его речи издавались как политические памфлеты, воззвания, защищавшие интересы греческого народа и прославляющие Афины. Таков был его «Панегирик» (речь на всеэллинском совещании), над которым он работал около 10 лет.

Большое значение придаёт Исократ искусству выражения мыслей: в этом отношении важная роль принадлежит выбору слов и их сочетанию. Порицая особое пристрастие к метафорам, Исократ считает, что слог вместе с тем должен быть отделанным и возвышенным.

Следуя Горгию в употреблении украшающих средств, Исократ вместе с тем не злоупотреблял ими. По его мнению, важно избегать резких и трудных сочетаний звуков и резкого перехода от одного сюжета к другому. В искусстве делать лёгкие и естественные переходы нет ему равных.

Исократ положил начало закругленному ритмическому периоду, с ритмическим началом и ритмической концовкой. Стиль Исократа нашёл отражение в «Риторике» Аристотеля, в речах Демосфена, а в дальнейшем – в римской литературе у Цицерона.

Моралист и наставник, Исократ создает в 392-352 гг. до н.э. школу красноречия, которая стала крупнейшим риторическим центром Эллады. Глава школы не уставал повторять, что обучение искусству красноречия закладывает фундамент образования, формирует профессиональные навыки для деятельности любого рода. Школа Исократа -–школа нового по сравнению с софистикой периода, в ней утверждаются высокие нравственные аспекты риторики как науки. Благодаря этому Исократ входит в историю как создатель общеобразовательной школы, отличающейся от научных академий и лицеев Платона и Аристотеля.

Классическая греческая риторика V-VI вв. до н.э. увенчана поистине трагической фигурой политического и судебного оратора Демосфена, погибшего в неравной схватке с единовластием, предопределенным самой историей.

В результате распада второго Афинского морского союза Греция оказалась раздробленной и находилась в состоянии глубокого экономического, социального и политического кризиса. Греции угрожали Персия и Македония. Стремясь подчинить Афины, Филипп II использовал слабость между греческими государствами. Среди греков были сторонники объединения Греции под властью Македонии для войны с Персией. Против них выступила антимакедонская партия, вождем которой стал прославленный оратор Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Отец Демосфена был состоятельным человеком, владел в Афинах двумя мастерскими - оружейной и мебельной. После смерти отца состояние Демосфена было расхищено опекунами, против которых он написал ряд ранних речей. Уже в них проявляется та сила убеждения, которой отличался Демосфен впоследствии. Составлял он и судебные речи. Но чаще выступает как политический оратор, посвящая свои речи гражданским обязанностям. Известно около 60 речей Демосфена, наибольшей известностью пользуются его политические речи против македонского царя Филиппа и судебная речь «О венке».

Выступая как вождь антимакедонской партии, Демосфен призывает греков объединиться в борьбе против царя Филиппа, а его речи стали называться «филиппиками». В «Олинфских речах» он настаивал на необходимости финансовых реформ, забвения личных интересов во имя общественных нужд. Демосфен использовал всю силу своего ораторского таланта, чтобы призвать афинян к энергичным действиям к созданию коалиции против македонского царя. В страстном призыве к борьбе за свободу демократических Афин против тирании и деспотизма Филиппа звучит голос патриота, который хочет предотвратить гибель государства.

В Херонейской битве, положившей конец независимости Греции, Демосфен лично принимал участие. Ему поручили произнести эпитафию – речь над воинами, павшими в Херонейской битве. Заслуги Демосфена должны были быть отмечены увенчанием его золотым венком. Однако его политический противник Эсхин опротестовал это предложение и настаивал на привлечении Ктесифонта к суду, которого защищал Демосфен. Ответ Демосфена Эсхину «Речь за Ктесифонта о венке» принес победу оратору. В этой речи Демосфен доказывает собранию правильность своих политических действий, продиктованных горячим чувством патриотизма.

Однако доверие к Демосфену пошатнулось, когда он не смог доказать, что истратил на государственные нужды деньги, помещенные под его наблюдение в Акрополе. Демосфен отправился в изгнание и только после смерти Александра Македонского вернулся в Афины, чтобы возглавить антимакедонское движение. Преемник Александра скоро подавил это движение и потребовал выдачи его главарей. Демосфен в отчаянии принял яд.

Демосфен – один из самых выдающихся ораторов древности. Его речи отличались высоким пафосом и большой силой убеждения. Демосфен во многом превзошел своих предшественников Лисия и Исократа. Так, Дионисий Галикарнасский говорил, что Демосфен следовал сжатости и пафосу Фукидида, силе характеристики Лисия, искусному распределению частей Исократа. Гармонично соединив все это, он выработал свой особый стиль речей, которые потрясали слушателей. Особенно поражали тот громадный пафос и та ораторская сила, с которыми он обрушивался на врагов.

В зависимости от содержания и направления речи Демосфен употребляет различный стиль. Если в судебных речах у него встречаются простонародные выражения и поговорки, то в политических он применяет возвышенный стиль. Большое значение придавал Демосфен выбору слов, но «украшательством» речей никогда не занимался. Чаще он прибегал к фигурам мысли. Страстная убежденность его речей связана с силой аргументации, благодаря которой каждый, даже незначительный, эпизод служит убедительным доказательством. Живость речей Демосфена, захватывавшая слушателей, достигалась его умением вводить красочные рассказы, стихи, диалоги, давать блестящие характеристики. Периоды его речи производили гармоническое впечатление, причем особое благозвучие заключалось в клаузулах (заключениях периода).

Античная риторика называла стиль Демосфена «мощным». Цицерон ставил его выше всех других греческих ораторов, называя его «совершенным оратором».

ОРАТОРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

По сложившейся традиции годом основания Рима, сначала города, затем государства, считается 753 г. до н.э. Но бесчисленные войны с окружавшими племенами за право владычества в регионе надолго по сравнению с Грецией задержали развитие его духовной культуры.

Изначально римское государство было государством землепашцев и воинов, народа, смотревшего на мир глазами рассудочного практицизма и холодной трезвости. Знаменитый греческий культ красоты во всем, восторженное служение ей воспринимались в Риме как некая восточная распущенность, низменное сладострастие и недостаток практицизма. По сравнению с эллинским миром, даже в смысле географии сориентированным на более культурный Восток, Рим был чисто западной цивилизацией прагматизма и напора. Это была культура иного типа, цивилизация индивидуальностей, но не коллектива. Ф.Ф. Зелинский (в кн. История античной культуры. СПб,1995.С.274) говорит об этом так: «В противоположность эллину с его агонистической душой, поведшей его вполне естественно и последовательно на путь положительной морали, мы римлянину должны приписать душу юридическую и в соответствии с ней стремление к отрицательной морали праведности, а не добродетели. Идеал положительной нравственности заключается в понятии доблести, переходящим к понятию добродетели, средством его является деятельность, а отдельным проявлением – подвиг. Это идеал античный, общим всем эпохам. Идеал отрицательной нравственности – праведность, ее средство – воздержание, ее отдельное проявление избежание проступка или греха; это идеал фарисейский в объективном смысле слова.

Принцип соревнования, столь характерный для античности, содействовал положительному направлению ее нравственности, побуждая каждого человека к совершению подвига в смысле доблести и добродетели».

Деловой и в то же время «отрицательный» характер римского менталитета определяет характер отношений римлянина с красноречием. Воинственный народ не мог обходиться без полководцев и вождей, обращавшихся к войску и к народу в минуты тяжких испытаний. Но в римской ментальности никогда не присутствует культ чистого слова, звуковой гармонии, наслаждения искусностью говорящего.

Собственно о красноречии республиканского Рима мы знаем, преимущественно, благодаря рассказам Цицерона и немногим цитатам в сочинениях других авторов. Нам известны имена знаменитых политических деятелей (в республиканском Риме – синоним оратора), но речи их до нас не дошли, поскольку вплоть до Юлия Цезаря не было традиции ведения сенатских протоколов. Утилитарность римского красноречия сыграла печальную роль в его истории.

Политическое устройство Древнего Рима требовало развития практического красноречия главным образом в его политической форме. Государственные решения и законы, начиная с 510 г. до н.э., принимались чаще всего коллегиально, на заседаниях сената. Ораторские способности играли заметную роль в продвижении идей во время сенатских прений.

Самым значительным оратором республиканского Рима был защитник плебеев Гай Гракх, прославленный Цицероном, несмотря на противоположность политических взглядов. Интересную сравнительную характеристику ораторской практики аристократов, возглавивших борьбу плебеев за свои права, братьев Тиберия и Гая Гракхов дает Плутарх в жизнеописаниях: « Выражение лица, взгляд и жесты у Тиберия были мягче, сдержаннее, у Гая – резче и горячее, так что, и выступая с речами, Тиберий скромно стоял на месте, а Гай первым среди римлян стал во время речи расхаживать и срывать с плеча тогу… Гай говорил грозно, страстно, зажигательно, а речь Тиберия радовала слух и легко вызывала сострадание. Слог у Тиберия был чистый и старательно сделанный, а у Гая захватывающий и пышный».

Патетический стиль Гая Гракха и его младших современников Луция Лициния Красса и Марка Антония был закономерным проявлением общей тенденции в развитии римского красноречия. Начавшись декларативной простотой, искусство оратора в республиканском Риме должно было стремиться к пышности и изощренности.

Если греческое искусство говорить родилось из восторга неискушенного человека перед красотой и мастерством иноземного (сицилийского) слова, поскольку красота угодна богам, то римляне, строгие и деловые, по-военному не рассуждающие, использовали речь по прямому назначению. Поэтому путь греческой риторики лежал от нагромождения красивостей и сложности к простоте, изяществу и гармонии – определяющим принципам греческой культуры. Простые до наивности души римлян были насмерть поражены греческой красивостью, поэтому их путь противоположен– от упрощения к нагромождению, азианству.Нельзя не отметить и еще несколько отличий римского красноречия от греческого:

    в основании политических речей римлян всегда лежала инвектива, черта, характерная для архаических обществ, когда идея еще не отделена от своего носителя: развенчание личности политического противника есть развенчание его идей;

    другой отличительной чертой римского красноречия был грубоватый юмор, всегда привлекавший на сторону оратора симпатии толпы;

    наконец, речи римских ораторов отличались афористичностью выражений, которые навсегда запомнили потомки (скопление глаголов, риторические вопросы, антитезы, повествование).

Гай Юлий Цезарь (102 - 44 гг. до н.э.)– полководец и один из основателей Римской империи. Автор военно-исторических мемуаров и литературных работ высокохудожественного уровня. Цезарь происходил из патрицианского рода Юлиев, получил ораторское образование на о. Родос у знаменитого оратора Молона. Был сторонником демократии популяров, завоевал симпатии народа.

Как наследник Гракхов и Мария, Цезарь не мог не владеть искусством слова на уровне, сопоставимом с лидерами своих противников – оптиматов, ведущей фигурой среди которых был Цицерон.

Мысль о выдающихся достоинствах Цезаря-оратора и писателя подтверждается практически всеми древними авторами, писавшими о нем. В молодости и в зрелые годы он отдавал дань литературе: античные писатели не раз упоминали о несохранившейся поэме Цезаря о Геракле и трагедии «Эдип», о трактате «Об аналогии», написанном в ответ на риторическое произведение Цицерона «Об ораторе». Светоний говорит и о Цезаре – судебном ораторе, начавшем политическую карьеру с обвинения в лихоимстве одного из столпов сенатской партии Долабеллы.

К сожалению, ни одна из политических речей Цезаря не сохранилась до наших дней. Вероятно, он не считал необходимым обнародовать тексты своих выступлений по случаю, так как, в отличие от Цицерона, не считал их произведениями высокого искусства, а видел в них средство к достижению цели.

Тем не менее, современники запомнили те из них, которые были произнесены в переломные моменты римской истории, как образцы убедительности. Историки Саллюстий, Плутарх, Светоний с нескрываемым удовольствием рассказывают об участии Цезаря в сенатском заседании по делу заговора Катилины, когда он смог убедить сенат в том, что убивать без суда людей несправедливо. Все, выступавшие после него, присоединились к его мнению. Еще один случай стал свидетельством мастерства Цезаря – публичного оратора. Лишь силой своей речи он сам бесстрашно подавил и привел к полному подчинению восставшие в Капуе легионы. Как рассказывает Светоний, «Цезарь, не слушая отговоров друзей, без колебаний вышел к солдатам и дал им увольнение; а потом, обратившись к ним «граждане!» вместо обычного «воины!», он одним этим словом изменил их настроение и склонил их к себе: они наперебой закричали, что они его воины, и добровольно последовали за ним в Африку, хоть он и отказывался их брать». Используя свое блестящее знание солдатской психологии, Цезарь одним «квириты!» вместо «милитас!» добился потрясающего эффекта.

Сам Цезарь, высоко ценивший красоту и силу мысли в речах Цицерона, никогда не пользовался речью ради «искусства для искусства». Для него талант оратора был необходимой составляющей для достижения вполне конкретных политических целей. Поэтому красноречие Цезаря было лишено поэтических красот и ученых изысков, оно преисполнено живостью, естественностью и энергией. Сенатская партия была обеспокоена усиливавшимся авторитетом и военной мощью признанного предводителя демократической партии Юлия Цезаря и предъявила ему ряд серьезных обвинений в беззакониях, нарушении элементарных норм римского права и воинской чести. Преступления, ставившиеся в вину Цезарю сенатом, не являлись в жизни Древнего Рима чем-то из ряда вон выходящим, напротив, грабеж казны и получение взяток консулами были явлениями привычными, а коварство на войне с варварами вполне могло расцениваться как военная хитрость. Но для Цезаря такой поворот был катастрофой. Надо было немедленно развеять утверждения сторонников сената о хищническом управлении провинциями и создать иную картину. Функция создания мифического образа непобедимого и справедливого рачителя интересов римского народа Юлия Цезаря была возложена автором на «Записки о Галльской войне» – произведение в высшей степени тенденциозное, апология самому себе. Однако, будучи тонким психологом, Цезарь сохраняет в своем повествовании иллюзию правдивости и объективности. Он с упоением рассказывает о доблести своих подчиненных, ибо знает: главная опора его могущества – армия. Солдат должен чувствовать свое значение, заботу о себе полководца, и тогда он будет служить верой и правдой. Своим сочинением Цезарь не только удачно опровергает своих политических противников, но и в свою очередь уличает их в сговоре с варварами. Оправдывая свои противозаконные действия, Цезарь приводит аргументы, создающие хоть видимость законности и справедливости. Например, свой переход через Рубикон он, по его словам, совершает «ради блага государства», «чтобы восстановить народных трибунов, безбожно изгнанных из среды гражданства…» Победными оказались не только политические, но и стилистические идеи Цезаря. Его простой, ясный и изящный стиль – аттицизм , напоминавший Лисия и ранних аттических политических ораторов, завоевывал себе в Риме все больше сторонников.

Цезарь стал образцом для подражания всех позднейших апологетов единовластия, вплоть до Наполеона и Муссолини. При Наполеоне сочинения Цезаря стали образцом школьной латыни, первоначально благодаря политической тенденции. Позднее это чтение привилось благодаря правильному и точному языку, сравнительно скромному словарному составу и занимательному рассказу. Более того, в сознание европейцев Цезарь вошел как архетипический родоначальник всего и вся: он действительно был творцом идеи Императорского Рима и первой фигурой среди императоров; его родовое имя стало титулом единовластных правителей Рима – цезари (откуда позднейшие Кесарь, царь и т.д.); по его указанию было создано традиционное европейское летоисчисление – юлианский календарь, которым православная церковь пользуется и доныне; он оставил европейцам наиболее древние сведения об истории их предков, о варварских народах Европы. При Августе Божественного Юлия ввели в пантеон римских божеств.

Вся громкая слава римской риторики может быть обозначена одним звучным именем Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Выдающийся оратор и политический деятель, писатель, философ, автор трактатов на темы морали и воспитания, он стал олицетворением целой эпохи в римской истории и самой значительной фигурой в латинском красноречии вообще.

Цицерон не принадлежал к римскому нобилитету, а происходил из «всаднического» сословия города Арпина. Его родители мечтали о политическом поприще для своего сына и воспользовались столичными связями, чтобы ввести его в дома известных сенаторов.

Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов. Учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Римскому праву учился у популярного юриста Сцеволы. Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во многих своих произведениях излагал взгляды, близкие к стоицизму. В трактате «О государстве» он говорит о высоких нравственных принципах, которыми должен обладать государственный деятель. Свой протест против тирании Цицерон выражает в ряде произведений: «О дружбе», «Об обязанностях», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Но определенной политической платформы он не имел.

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция» принесла Цицерону успех. В последующих речах он выступил против насилий сулланского режима и добился популярности в народе. Опасаясь преследования Суллы, Цицерон отправился в Афины и на остров Родос. Там он слушал Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени он стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем.

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. В 76 г. он стал квестором в Западной Сицилии. Выступив против Верреса, наместника Сицилии в защиту интересов народа, Цицерон выиграл судебный процесс. По сути речи против Верреса имели политический характер, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов. В 66 г. он становится претором. Поддерживая интересы денежных людей в речи «В защиту закона Манилия», Цицерон вновь добивается успеха. Но этой речью заканчиваются его выступления против сената и оптиматов.

В 63 г. он избран консулом. Поддержал сенаторов и всадников против демократов. Раскрыл заговор Катилины. В речах против Катилины приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели. По приказу Цицерона вожди восстания Катилины были казнены без суда. Реакционная часть сената одобрила действия Цицерона и даровала ему титул «отца отечества». Все это вызвало неудовольствие популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпей, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание. В 57 г. он вернулся в Рим, но уже не имел политического влияния и занимался главным образом литературной работой. В это время им был написан известный трактат «Об ораторе». В 51-50 гг. он был проконсулом в Малой Азии. В 50 г. вернулся в Рим, примкнул к Помпею. После убийства Цезаря в 44 г. снова вернулся к политической деятельности, выступая на стороне Октавиана. Написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н.э. убит.

В своем знаменитом сочинении «Об ораторе», восходящем к традициям философского диалога Платона и Аристотеля, Цицерон создает образ оратора-политика и правозащитника, который знаком со всеми науками, ибо они дают ему методику мышления и материал для его речей.

В диалоге Цицерона Красс предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон далек от мировоззренческих споров философов и риторов греческой классики, поэтому он примиряет, с одной стороны, софистов с Сократом и Платоном, а с другой - Аристотеля с Исократом, поскольку все они для него символы великого греческого искусства и образцы для подражания римлян. Цицерон солидарен с греками в утверждении, что речь оратора должна служить только высоким и благородным целям, а обольщать судей красноречием столь же позорно, как и подкупать их деньгами. Задача воспитания политического вождя лежит не в том, чтобы научить его красивой речи. Он должен знать многое и многое. Только соединение красноречия со знанием и опытом создаст политического вождя. Во второй книге Цицерон рассуждал о нахождении, расположении, памяти, и, что особенно интересно, об иронии и остроумии – материале, наименее поддающемся логическому схематизированию. В третьей книге он говорил о ремесле, о словесном выражении и о произнесении.

В целом книга «Об ораторе» говорила об образовании оратора истинного, идеального и совершенного.

«Брут» – книга об истории римского красноречия.

«Оратор» – завершение картины риторической системы Цицерона. Здесь он рассуждал о трех стилях красноречия, об уместности, ритме, словесном выражении и других аспектах риторики.

I в. н.э. – время становления императорской власти в Риме, когда республиканские традиции красноречия превращаются в факт далекой и славной истории предков и открывается страница запретов на республиканскую идеологию и ее пропаганду. «С переходом от республики к империи латинское красноречие повторило ту же эволюцию, которую в свое время претерпело греческое красноречие с переходом от эллинских республик к эллинистическим монархиям. Значение политического красноречия упало, значение торжественного – возросло. Римское право все больше складывалось в твердую систему, в речах судебных ораторов оставалось все меньше юридического содержания и все больше формального блеска. Цицероновское многословие становилось уже ненужным, на смену пространным периодам приходили короткие и броские сентенции, лаконически отточенные, заостренные антитезами, сверкающие парадоксами. Все подчиняется мгновенному эффекту. Это – латинская параллель рубленому стилю греческого азианства; впрочем, в Риме этот стиль азианством не называется, а именуется просто «новым красноречием».

Главным прибежищем красноречия этого периода становятся риторические школы, где учебными образцами остаются классические речи и трактаты Цицерона. Но все школьные упражнения были очень далеки от практики красноречия предшествующей эпохи, но не были вовсе бесполезны: они представляли собой прекрасную гимнастику для ума и языка. Помимо того, изобретательность и занимательность сюжета, чисто психологические коллизии, патетика, установка на образное восприятие конфликта, игра воображения – все сближало риторику и поэзию. Результатом стало развитие жанра авантюрного романа и других не менее плодотворных жанров «второй софистики», оказавшей огромное влияние на развитие европейской литературной традиции.

Глава новой риторической школы Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – 96 г.г. н.э.) размышлял «О причинах упадка красноречия» в одноименном трактате. На поставленный вопрос Квинтилиан отвечал как педагог: причина упадка красноречия в несовершенстве воспитания молодых ораторов. В целях улучшения риторического образования он пишет обширное сочинение «Образование оратора», где излагает ведущие взгляды своей эпохи на теорию и практику красноречия, образцом которого продолжает служить Цицерон.

Подобно Цицерону(«Брут»), Квинтилиан видит залог процветания красноречия не в технике речи, а личности оратора: чтобы воспитать оратора «достойным мужем», необходимо развивать его вкус. Развитию нравственности должен служить весь образ жизни оратора, в особенности же занятия философией. На развитие вкуса рассчитан цикл риторических занятий, систематизированный, освобожденный от излишней догматики, ориентированный на лучшие классические образцы. «Чем больше тебе нравится Цицерон, - говорит Квинтилиан ученику, - тем больше будь уверен в своих успехах».

«Но именно это старание Квинтилиана как можно ближе воспроизвести цицероновский идеал отчетливее всего показывает глубокие исторические различия между системой Цицерона и системой Квинтилиана. Цицерон, как мы помним, ратует против риторических школ, за практическое образование на форуме, где начинающий оратор прислушивается к речам современников, учится сам и не перестает учиться всю жизнь. У Квинтилиана, наоборот, именно риторическая школа стоит в центре всей образовательной системы, без нее он не мыслит себе обучения, и его наставления имеют в виду не зрелых мужей, а юношей-учеников; закончив курс и перейдя из школы на форум, оратор выходит из поля зрения Квинтилиана, и старый ритор ограничивается лишь самыми общими напутствиями для его дальнейшей жизни. В соответствии с этим Цицерон всегда лишь бегло и мимоходом касался обычной тематики риторических занятий – учения о пяти разделах красноречия, четырех частях речи и т.д., а главное внимание уделял общей подготовке оратора – философии, истории, праву. У Квинтилиана, напротив, изложение традиционной риторической науки занимает три четверти его сочинений, а философии, истории, праву посвящены лишь три главы в последней книге, изложенные сухо и равнодушно и имеющие вид вынужденной добавки. Для Цицерона основу риторики представляет освоение философии, для Квинтилиана – изучение классических писателей; Цицерон хочет видеть в ораторе мыслителя, Квинтилиан – стилиста. Цицерон настаивает на том, что высший судия ораторского успеха – народ; Квинтилиан в этом уже сомневается и явно ставит мнение литературно искушенного ценителя выше рукоплесканий невежественной публики. Наконец – и это главное – вместо цицероновской концепции плавного и неуклонного прогресса красноречия, у Квинтилиана появляется концепция расцвета, упадка и возрождения – та самая концепция, которую изобрели когда-то греческие аттицисты, вдохновители цицероновских оппонентов. Для Цицерона золотой век ораторского искусства был впереди, и сам он был его вдохновенным искателем и открывателем. Для Квинтилиана золотой век уже позади, и он – лишь ученый исследователь и реставратор. Путей вперед больше нет: лучшее, что осталось римскому красноречию – это повторять пройденное» (Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика//Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994. С. 68).

Создателем нового стиля, сменившего «старинный стиль» Цицерона, был Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н.э.). Родился в Испании, отец его, Сенека Старший, был всадником, написал труд о римских риторах. Оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций Сенека получил образование в Риме. Учился философии у стоиков Аттала и Фабиана и до конца своей жизни сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.

Свою деятельность как судебный оратор он начал в 31 г. Его успех вызвал недовольство Калигулы, который хотел его убить. Смертная казнь грозила Сенеке и при Клавдии. Вследствие интриг Мессалины, сосланный в 41 г. на остров Корсику, Сенека оставался там до 49 г. Возвратившись в Рим, Сенека получил должность претора благодаря покровительству второй жены Клавдия Агриппины, которая поручила Сенеке воспитание своего сына от первого брака, будущего императора Нерона.

Когда Нерон вступил на престол, Сенека фактически стал управлять государством, и это время ослабленного деспотического режима считается счастливым «пятилетием Нерона». Облеченный властью, получивший звание консула, Сенека накопил огромное богатство. Это вызвало против него оппозицию. В 62 г. он удалился от двора, но, по-видимому, продолжал принимать участие в политике, так как в 65 г., в связи с раскрытием заговора против императора, он, по приказу Нерона покончил жизнь самоубийством.

Литературное наследие Сенеки состоит из сочинений философского характера и поэтических произведений.

В периоды общего упадка гражданских идей в обществах, прошедших путь от демократии к единовластию, всегда наблюдается процесс примирения риторики и философии. Сенека Млад- ший – характерный пример подобного симбиоза.

Если Цицерон писал свои морально-этические трактаты в форме диалога, то Сенека в своих философских трактатах приходит к форме диатрибы – проповеди-спора, где новые и новые вопросы заставляют философа всё время с разных сторон подходить к одному и тому же центральному тезису. Если трактаты Цицерона имели в основе линейную композицию развития тезиса – логику развития мысли, то в сочинениях Сенеки композиция как таковая отсутствует: Все начала и концы выглядят обрубленными, аргументация держится не на связности, а на соположении доводов. Автор старается убедить читателя не последовательным развитием логики мысли, подводящей к центру проблемы, а короткими и частыми наскоками со всех сторон: логическое доказательность заменяет эмоциональный эффект. По существу это не развитие тезиса, а лишь повторение его снова и снова в разных формулировках, работа не философа, а ритора: именно в этом умении бесконечно повторять одно и то же положение в неистощимо новых и неожиданных формах и заключается виртуозное словесное мастерство Сенеки.

Тон диатрибы, проповеди-спора, определяет синтаксические особенности «нового стиля» Сенеки: он пишет короткими фразами, всё время сам себе задавая вопросы, сам себя перебивая вечным: «Так что же?». Его короткие логические удары не требуют учёта и взвешивания всех сопутствующих обстоятельств, поэтому он не пользуется сложной системой цицероновских периодов, а пишет сжатыми, однообразно построенными, словно нагоняющими и подтверждающими друг друга предложениями. Вереницы таких коротких, отрывистых фраз связываются между собой градациями, антитезами, повторами слов. «Песок без извести», - метко определил эту дробную рассыпчатость речи ненавидевший Сенеку император Калигула. Враги Сенеки упрекали его в том, что он использует слишком дешёвые приёмы в слишком безвкусном обилии: он отвечал, что ему как философу безразличны слова сами по себе и важны лишь как средство произвести нужное впечатление на душу слушателя, а для этой цели его приёмы хороши. Точно так же не боится быть вульгарным Сенека и в языке: он широко пользуется разговорными словами и оборотами, создаёт неологизмы, а в торжественных местах прибегает к поэтической лексике. Так из свободного словаря и нестрогого синтаксиса складывается тот язык, который принято называть «серебряной латынью», а из логики коротких ударов и эмоционального эффекта – тот стиль, который в Риме называли «новым красноречием». Наиболее полно отразился новый стиль Сенеки в его сатире «Отыквление», явившейся ядовитой пародией на обычай обожествления императоров после их смерти. Клавдий после смерти превратился в тыкву, символ глупости в Риме, а не в бога – таков финал этой интереснейшей комедии Сенеки.