Презентация о преобразовании муниципальных образований путем объединения. Объединение всех поселений Борского муниципального района в единое муниципальное образование со статусом городского округа

"Правда.Ру" ранее рассказывала о конфликте между властями Московской области и главой Серпуховского района Подмосковья Александром Шестуном. Конфликт приобрел такой размах, что дошёл до Кремля.

Хотя, если верить Шестуну, в администрации президента о происходящем и раньше знали. И даже якобы участвовали. Но дело не только и не столько в распрях одного отдельно взятого чиновника с вышестоящим руководством.

Напомним, что главной причиной конфликта Шестуна с властями Подмосковья стала муниципальная реформа, которая проводится в регионе. Речь о так называемом укрупнении муниципальных образований, призванном оптимизировать бюджетные расходы, повысить управляемость и сократить число чиновников.

Ну а поскольку оптимизация в России уже несколько лет является, так сказать, трендом в госуправлении, то обойтись рассказом только о Московской области было бы не очень справедливо. Ведь подобные мероприятия с большим или меньшим размахом проводятся по всей стране.

Вот, буквально на днях, заксобрание Иркутской области приняло в первом чтении законопроект "О преобразовании Наратайского и Новотельбинского муниципальных образований Куйтунского района и о внесении изменений в Закон Иркутской области "О статусе и границах муниципальных образований Куйтунского района Иркутской области".

Позволим себе немного углубится в тематику, даже несмотря на достаточно бюрократичное описание мотивов, которые побудили иркутских депутатов обратить внимание на эту тему.

Вообще, инициатива в данном случае принадлежила муниципальным депутатам Куйтунского района. Объясняется укрупнение заботой о жителях Наратайского муниципального образования, коих насчитывается 185 человек. Там отсутствует школа и почтовое отделение, сельскохозяйственные, транспортные, промышленные предприятия, удаленность от районного центра составляет 129 километров. В связи с отсутствием перспектив развития муниципалитета предложено объединить его с Новотельбинским МО.

По словам председателя комитета по законодательству о госстроительству и местном самоуправлении Бориса Алексеева, преобразование путем их объединения позволит повысить эффективность функционирования органов местного самоуправления, объединить имеющиеся ресурсы для их рационального использования, а также позволит более эффективно развиваться в дальнейшем.

Собственно говоря, это типичный аргумент, который призван объяснить инициативы по укрупнению муниципальных образований. Каких-либо региональных особенностей не наблюдается. Разве что в смысле расстояний между населенными пунктами — в Подмосковье объединяемые МО расположены куда ближе друг к другу.

Хотя, стоит сказать, что и расстояние между объединяемыми МО — это серьезный фактор. Причем зачастую весьма негативный. Об этом, в частности, шла речь в исследовании Института экономики города "Территориальная доступность местного самоуправления в РФ", которое было презентовано в Общественной палате РФ в июле прошлого года.

Авторы исследования исходили из того, что для жителей населенных пунктов, расположенных в 15 км от центра муниципалитета, затруднен доступ к принимающим решения органам местного самоуправления (МСУ) и госуслугам.

В исследовании учитывались и климат в разных регионах, и состояние дорог, и работа общественного транспорта — была проанализирована ситуация в 18 субъектах. Например, в Краснодарском крае поселений с затрудненной транспортной доступностью 18,9%, в Волгоградской области — 16,6%, в Красноярском крае — 20,9%.

Укрупнение муниципалитетов ухудшает ситуацию: в Нижегородской области, например, затруднена транспортная доступность в 18,1% поселений. Если же населенный пункт отстоит от центра на 25 км, то ситуация с транспортной доступностью становится критической.

Согласно исследованию, в Красноярском крае таких муниципалитетов 5,2%, Волгоградской области — 1,5%, Ульяновской — 1,9%, Нижегородской — 1,8%. Относительно небольшие проценты в заблуждение вводить не должны — речь о населенных пунктах, в которых проживают тысячи людей.

Преобразование муниципальных районов в городские округа, при котором поселенческий уровень МСУ упраздняется, значительно затрудняет доступ населения к местной власти и госуслугам. В Калининградской области таких поселений 45%, Свердловской — 68,9%, Магаданской — 36%, Московской — 30,3%.

В исследовании отмечалось, что преобразование муниципальных районов в городские округа "приобрело большие масштабы, причем под гребенку укрупнения и ликвидации попадают и вполне самодостаточные МО".

Конечно, едва ли можно отрицать, что в части случаев укрупнение муниципалитетов действительно имеет под собой экономическое обоснование. Однако это не снимает вопроса о том, что насколько реформа учитывает специфику регионов.

Да даже не только регионов, а вообще каждого отдельно взятого случая укрупнения. Есть большие сомнения, что подобной проблеме уделяется внимание. Иначе почему глава комиссии Общественной палаты по МСУ Андрей Максимов во время презентации исследования говорил, что преобразования "создают проблемы для получения жителями госуслуг, не позволяют им участвовать в принятии решений на уровне МО".

Тогда же, кстати, было обещано выйти "во властные структуры и Федеральное собрание, чтобы придать нашим решениям силу закона или санкционированных государством рекомендаций". Судя по бурному развитию конфликта, о котором было сказано в начале материала, что-то опять пошло не так.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /

Типы населённых пунктов России Работу выполнила: ученица 6 класса Каравашкина Анна

Населённый пункт - населённое людьми место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка Населённые пункты Сельские Города Промежуточные

По переписи 2002 года число населённые пунктов России распределилось: Города - 1 098 Посёлки городского типа - 1 842 Сельские населённые пункты - 155 289 в том числе без населения - 13 086

Город -- крупный (по сложившимся стереотипам) населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. ГОРОДА (ПО ФУНКЦИЯМ) ПРОМЫШЛЕННЫЕ КУРОРТЫ ТРАНСПОРТНЫЕ НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ

Города (по численности) Малые Средние Большие Крупнейшие Крупные Миллионеры

В социально-экономической географии города с населением: до 50 тысяч жителей обычно относят к малым, от 50 до 100 тысяч - к средним, от 100 до 250 тысяч к большим, от 250 тысяч до 500 тысяч - к крупным, от 500 тысяч до 1 миллиона – к крупнейшим, свыше 1 миллиона - к миллионерам.

Сельские – населённые пункты, население которых занято в основном в сельскохозяйственном производстве Сельские населённые пункты Село Станица Хутор Кишлак Аул Деревня Слобода Посёлок

Кишла́к - барак -название посёлка в Средней Азии и Афганистане. Первоначально обозначал зимовку кочевников. Кишлаки окружались глухими глинобитными стенами. Село́ - один из видов сельских населённых пунктов в России Дере́вня - населённый пункт с несколькими десятками или сотнями домов индивидуальной застройки, преобладающее занятие жителей (обычно это крестьяне) - сельское хозяйство, промыслы. Слобода́ - вид поселения или района города в России, Белоруссии и Украины. Стани́ца - административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений Ху́тор - населённый пункт крайне маленького размера; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством. Улу́с - удел, один из видов населённых пунктов в Азиатской части России, сходен с хутором. Посёлок –небольшие населенные пункты, которые имели историческое название. Аул - это кочевое или оседлое сборище жилищ, собрание хат, изб мазанок, юрт, кочевых кибиток у всех азиатских народов и у многих кавказцев.

Промежуточные - тип поселения, по численности населения занимающее промежуточное положение между городом и селом Промежуточные Рабочие посёлки Посёлки городского типа Курортные посёлки

Городские посёлки - населённые пункты с численностью населения свыше 2 тыс. человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания; Курортные посёлки - населённые пункты с численностью населения не менее 2 тыс. человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения; Рабочие посёлки - населённые пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

местного самоуправления

1. Поселенческий основан на приоритете приближения ОМСУ к населению.

Муниципальными образованиями при этом являются все города, поселки, крупные сельские поселения и т.п. объединяющие малые поселения.

2. Экономический исходит из того, что критерием для создания муниципального образования служит уровень экономического развития , наличие развитой инженерной и социальной инфраструктуры, что позволяет оказывать услуги населению. В этом случае муниципальными образованиями являются

только крупные города и сельские районы.

3. Двухуровневый муниципальные образования создаются в соответствии с административно- территориальным делением субъектов РФ. Муниципальные образования верхнего уровня создаются в крупных городах и сельских районах , из которых состоит территория данного субъекта РФ.

Муниципальные образования нижнего уровня создаются в поселениях или

компактных группах поселений (малые города, поселки), находящихся в границах муниципальных образований верхнего уровня.

Территория субъекта РФ

Городские

Муниципальные

Поселения Межселенные территории

Городские Сельские

Территории муниципальных образований

См. : ФЗ от 6. 10. 2003 г. № - 131 ФЗ

Статья 10. Территории муниципальных образований

2. Границы территорий муниципальных

образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с

требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Границы муниципальных образований

1. Границы муниципальных образований

устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями . Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений , за исключением территорий городских округов , а также

возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в

состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

Территория городского поселения:

а) один город (поселок) + территории предназначенные для развития его инфраструктуры;

б) либо город (поселок) + поселки и сельские поселения, не являющиеся муниципальными

образованиями + территории предназначенные для

развития его инфраструктуры;

Территория сельского поселения как правило – один сельский населенный пункт (население более 1000 чел., для территорий с высокой плотностью более 3000 чел). Либо несколько сельских населенных пунктов с

населением менее 1000/3000 чел., объединенных общей

территорией

Территория муниципального района – территории городских и сельских поселений, входящих в его состав + межселенная территория

Изменение границ муниципальных образований

ФЗ от 6. 10. 2003 г. № 131-ФЗ Ст. 12. Осуществляется

законом субъекта РФ.

Варианты процедуры установления границ и преобразования муниципальных образований :

1 - й : определения границ и преобразование действующих муниципальных образований .

2 - й : установление границ вновь образованных муниципальных образований и наделение их соответствующим статусом.

Инициаторы : население, ОМСУ, ОГВ субъекта РФ, федеральные ОГВ;

Преобразование муниципальных образований (варианты)

Объединение нескольких муниципальных образований в одно

Разделение одного муниципального образования на несколько самостоятельных муниципальных образований

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением

его статуса городского округа

Осуществляется законами субъектов РФ

(См.: ФЗ от 6. 10. 2003 г. № 131-ФЗ Ст. 13)

РОЛЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ГРАНИЦ (ПРЕОБРАЗОВАНИИ) МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1. Необходимо согласие населения и решение органов местного самоуправления (государственной власти)

Изменение границ муниципальных образований, влекущее отнесение входящих в их состав поселений (населенных пунктов) к территориям других муниципальных образований (ст. 12)

Объединение муниципальных районов влечет изменение границ иных муниципальных образований (муниципальных районов, поселений, городских округов) (ч. 4, ст. 13,);

Изменения статуса городского поселения городского округа и

выделения его из состава района (ч. 7, ст. 13,);

Изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского поселения и включения его в состав района (п. 7, ст. 13,);

Объединение поселений влечет изменение границ иных муниципальных образований (ч. 3, ст. 13 );

Разделения поселения , в случае образования двух и более поселений (ч. 5, ст. 13, ).

Упразднение поселений на территориях с низкой плотностью населения (ст. 13.1)

2. Необходимо решение органов местного самоуправления (государственной власти),

мнения населения учитывается

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений (ч.4, ст.12)

Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований (ст.13, п.4)

Разделение муниципального района (ч. 6, ст.13,)

Вопросы преобразования муниципального

образования в обязательном порядке должны выноситься на публичные слушания (ч. 3 ст. 28 , ч.

1 ст. 83 ).

Согласие населения муниципальных образований выражается путем голосования, либо на сходах.

Территориальная организация - один из самых сложных вопросов формирования

системы местного самоуправления в России

6. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа

муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (см. ст. 35 131- ФЗ)

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность определяются Уставом муниципального образования. Наименования представительного органа устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (п.1 ст. 35).

Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца(п. 1.1 ст.35).

ВАРИАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.Состоит из депутатов, избранных населением на муниципальных выборах

2.Может состоять из глав поселений , входящих

в состав муниципального района,

и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых

представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства

Представительный орган муниципального района формируется в соответствии со вторым вариантом, если такое решение в течение 1-го года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района.(ч.5 ст. 35 № 131-ФЗ)

Численность депутатов представительного

органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом

муниципального образования и зависит от численности населения (ч.6, ст. 35 №131-ФЗ)

Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек . (ч 7, ст. 35 №131- ФЗ)

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения не может быть менее 10 человек. (ч 8, ст. 35 №131-ФЗ)

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. (Там же ч.9)

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом

муниципального образования осуществляет глава муниципального образования , а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.(Там же ч.14)