Критика социал-дарвинизма. Истоки социал-дарвинизма Эволюционная теория дарвинизм и социал

Введение………………………………………………………….………………..3

1. Основные подходы к проблеме человека и его потребностей………………………………………………………………….....5

1.1. Дарвин и социал-дарвинизм………………………………………………5

1.2. Социал-дарвинисты………………………………………………………..5

1.3. Теория социал-дарвинизма и его критика……………………………….6

1.4. Теория Зигмунда Фрейда………………………………………………….8

1.5. Социобиологическая направленность фрейдизма и неофрейдизма.......9

1.6. Фрейдистское понимание культуры…………………………..…….........14

Заключение………..…………………………………………………….……...17

Список литературы…..…………………………………………………………19

Введение

Социа́льный дарвини́зм (социа́л-дарвини́зм) - социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.

Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.

Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.

В 1900 годах Зигмунд Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего – сознанием и стихийными бессознательными влечениями. Расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза.



Появилось такое течение, как Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.

В конце 1930-х годов возник неофрейдизм, который стремится превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда.

Основные подходы к проблеме человека и его потребностей у мыслителей XX века

Дарвин и социал-дарвинизм

Согласно Майклу Рузу, Дарвин был знаком с трудами Мальтуса, и читал его «Опыт о народонаселении» в 1838 г., то есть четыре года спустя после смерти учёного. Идеи Дарвина отличаются от идей социал-дарвинизма. Дарвин утверждал, что природные законы действуют на человека так же, как и на весь остальной животный мир, однако он подчёркивал, что давление, оказываемое на человека ограниченностью пищевой базы и перенаселением, только способствует возникновению новых умений и черт, наследуемых следующими поколениями. Согласно Дарвину, такие социальные инстинкты, как любовь или взаимопомощь, возникли у человека в процессе эволюции и обеспечили господство человека над природой. В 6 главе своей книги «Происхождение человека» Дарвин пишет: «В недалёком будущем, возможно, уже через несколько сотен лет, цивилизованные расы целиком вытеснят или уничтожат все варварские расы в мире», однако под варварскими расами Дарвин понимал те народы, которым не присущи положительные социальные инстинкты взаимопомощи.

Идеи Дарвина о естественном отборе никогда не выходили за рамки биологических процессов, в то время как социал-дарвинизм является попыткой перенесения идей о борьбе за выживание в сферу общественной жизни.

Социал-дарвинисты

Самым ярким выразителем идей социал-дарвинизма стал Герберт Спенсер, автор выражения survival of the fittest , переводимого чаще всего как «выживание сильнейшего». В своих работах «Прогресс: его законы и причины» и «Основные начала» (1860) он вводит понятие социального прогресса. Также Спенсеру принадлежат слова: «Универсальный Закон природы: существо, недостаточно энергичное, чтобы бороться за своё существование, должно погибнуть». Также представителем социал-дарвинизма принято считать Уильяма Самнера (отстаивал необходимость социального неравенства и был противником государственного вмешательства в экономику), видного американского социолога и реформиста Албиона Смолла, Густава Ратценхофера и других.

Известный писатель Джек Лондон был сторонником идей социал-дарвинизма вплоть до идейного перелома, ознаменованного романами «Железная пята» и «Мартин Иден».

Наибольшей популярностью идеи социального дарвинизма пользовались в Америке и Европе в конце XIX - начале XX века. В США идеи социал-дарвинизма проповедовали Джон Фиске, Эдмунд Нобл, Уильям Самнер, Эдвард Юманс. Эпоха империализма и бурно развивающегося индустриального капитализма способствовала взгляду на мир как на жестокое противоборство наций и отдельных людей. Однако социальный и научный прогресс опроверг большинство постулатов и предположений, на которых строилась теория социал-дарвинизма.В 1944 г. американский историк Ричард Хофштадтер опубликовал книгу «Социал-дарвинизм в американской мысли», ставшую своеобразным итогом развития теории.

Теория социал-дарвинизма и его критика

Социал-дарвинизм объясняет эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за выживание, подчёркивая роль конфликтов в общественном развитии. Тем самым, его идеи находятся в оппозиции к принципам патернализма, к основным принципам традиционного общества.

Социал-дарвинизм является детерминистическим учением: социальный конфликт, с его точки зрения, является вечным и неустранимым, хотя, по Спенсеру, должен привести, в конечном итоге, к становлению идеального общества. Однако некоторые сторонники этой теории наоборот делают из неё вывод о деградации человечества.

Принципы социал-дарвинизма схожи с основными постулатами лессеферизма и капиталистической экономики: все эти учения ставят человека перед выбором: «либо плыви, либо тони», признавая всех, кто не смог приспособиться к условиям капиталистической экономики, «людьми низшего сорта». В своих крайних реакционных вариантах социал-дарвинизм близок к евгенике и расизму и служит обоснованием для господства буржуазии, милитаризма и империализма во внешней политике. Противники аболиционизма часто использовали социал-дарвинизм для объяснения своих расистских теорий.

Одним из наиболее выдающихся критиков социал-дарвинизма был Пётр Кропоткин. В своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902) он приводит доводы, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание.

С начала Второй мировой войны вся идеология нацистской Германии и её стран-союзников стала порицаться и представляться неоспоримым злом её противниками. Социальные дарвинисты поставили важную и сложную научную проблему - попытались понять, какую роль в человеческой жизни играют механизмы биологической эволюции, объяснить взаимодей­ствие биологического и социального начал в обществе. Однако их решение этого вопроса, как в конце концов признало большинство ученых, оказалось явно ошибочным. В обществе действительно про­исходят борьба и отбор, но их механизмы очень сильно отличаются от естественного отбора и борьбы за существование в живой приро­де. Поэтому все события в жизни общества (победа политической партии на выборах, переход от доиндустриального общества к инду­стриальному и постиндустриальному) остаются абсолютно непонят­ными, если их пытаться объяснять исходя не из социальных, а из биологических, дарвиновских законов. Сам Дарвин никогда не пы­тался это делать. Поведение отдельного человека также зависит от его социальных, а не только биологических потребностей. Крайние, наиболее реакционные варианты социального дарвинизма сближа­лись с расистской и фашистской идеологией.

Теория Зигмунда Фрейда.

Другой вариант объяснения природы человека и его потребно­стей был предложен великим австрийским психологом и психиат­ром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Согласно созданному им уче­нию - психоанализу, - в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение - либидо, скрытое в подсознательных слоях психики. Общество отличается от природы тем, что уже в древности, у первобытных людей возникли социальные механизмы, которые резко уменьшали возможности удовлетворения сексуальных потреб­ностей. Последние были жестко ограничены всевозможными обы­чаями, традициями, нормами поведения, а с появлением государст­ва - правовыми нормами. В результате возникновения социального контроля сексуальные потребности не могли быть удовлетворены так просто, как это возможно у животных. Сексуальная энергия либидо подвергалась сублимации - т. е. переводилась в другие формы пси­хической энергии. На основе сублимации либидо возникли новые, чисто человеческие группы потребностей - в разумном познании, религии, искусстве, творческом самовыражении.

С точки зрения Фрейда, если бы общество не ограничило удовлетворение сексу­альных потребностей, не подвергло их фрустрации, человек так и остался бы в животном состоянии и не смог бы создать культу­ру. Именно ограничение удовлетворения сексуальных потребностей привело к возникновению потребностей социальных, чисто челове­ческих.

Учение Фрейда - очень яркая и смелая попытка понять мир че­ловеческих потребностей, практически первая научная концепция сек­суального поведения человека. Однако позже психологи, социологи и философы в большинстве своем пришли к выводу, что он сильно преувеличил значение сексуальных влечений. Корректировку его кон­цепции начали уже ближайшие ученики Фрейда - создатели нео­фрейдизма. Дело в том, что, вопреки мнению австрийского психиатра, сексуальные влечения при всей своей значимости - не единствен­ный фактор, определяющий человеческое поведение. Сексуальные потребности даже нельзя признать насущными: многие люди (на­пример, монахи) отказываются от их удовлетворения и благополуч­но доживают до глубокой старости. В то же время отказ от удовле­творения хотя бы на минимальном уровне насущных потребностей (в еде, питье, воздухе, температурном режиме) полностью несовмес­тим с жизнью.

По мнению современных ученых, социальные потребности воз­никли не только из-за упорядочения сексуального поведения. Еще более весомую роль в формировании общества сыграли насущные потребности и совершенствование процесса труда, который отнюдь не был просто альтернативой сексу.

План
Введение
1 История
1.1 Истоки социал-дарвинизма
1.2 Дарвин и социал-дарвинизм
1.3 Социал-дарвинисты

2 Теория социал-дарвинизма и его критика
Список литературы

Введение

Социа́льный дарвини́зм (социа́л-дарвини́зм) - социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.

Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.

Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.

1. История

1.1. Истоки социал-дарвинизма

Теории социальной и культурной эволюции возникли в европейской философии в эпоху Просвещения. Ещё в XVII веке Томас Гоббс отмечал, что многие процессы в обществе аналогичны тем, что происходят в животном мире. Кроме того, многие философы эпохи Просвещения считали конфликт неотъемлемой частью общественной жизни.

Наиболее ранним основоположником идей социал-дарвинизма считается Томас Мальтус, издавший в 1798 г. книгу «Опыт о законах народонаселения». В этом труде Мальтус утверждал, что в будущем человечество неизбежно столкнётся с проблемой нехватки продовольствия, вызванной перенаселением, в результате чего бедное население планеты вымрет от голода, а богатые выживут, то есть случится «Мальтузианская катастрофа».

1.2. Дарвин и социал-дарвинизм

Согласно Майклу Рузу, Дарвин был знаком с трудами Мальтуса, и читал его «Опыт о народонаселении» в 1838 г., то есть четыре года спустя после смерти учёного. Идеи Дарвина отличаются от идей социал-дарвинизма. Дарвин утверждал, что природные законы действуют на человека так же, как и на весь остальной животный мир, однако он подчёркивал, что давление, оказываемое на человека ограниченностью пищевой базы и перенаселением, только способствует возникновению новых умений и черт, наследуемых следующими поколениями. Согласно Дарвину, такие социальные инстинкты, как любовь или взаимопомощь, возникли у человека в процессе эволюции и обеспечили господство человека над природой. В 6 главе своей книги «Происхождение человека» Дарвин пишет: «В недалёком будущем, возможно, уже через несколько сотен лет, цивилизованные расы целиком вытеснят или уничтожат все варварские расы в мире», однако под варварскими расами Дарвин понимал те народы, которым не присущи положительные социальные инстинкты взаимопомощи.

Идеи Дарвина о естественном отборе никогда не выходили за рамки биологических процессов, в то время как социал-дарвинизм является попыткой перенесения идей о борьбе за выживание в сферу общественной жизни.

1.3. Социал-дарвинисты

Самым ярким выразителем идей социал-дарвинизма стал Герберт Спенсер, автор выражения survival of the fittest , переводимого чаще всего как «выживание сильнейшего». В своих работах «Прогресс: его законы и причины» и «Основные начала» (1860) он вводит понятие социального прогресса. Также Спенсеру принадлежат слова: «Универсальный Закон природы: существо, недостаточно энергичное, чтобы бороться за своё существование, должно погибнуть».

Также представителем социал-дарвинизма принято считать Уильяма Самнера (отстаивал необходимость социального неравенства и был противником государственного вмешательства в экономику), видного американского социолога и реформиста Албиона Смолла, Густава Ратценхофера и других.

Известный писатель Джек Лондон был сторонником идей социал-дарвинизма вплоть до идейного перелома, ознаменованного романами «Железная пята» и «Мартин Иден».

Наибольшей популярностью идеи социального дарвинизма пользовались в Америке и Европе в конце XIX - начале XX века. В США идеи социал-дарвинизма проповедовали Джон Фиске, Эдмунд Нобл, Уильям Самнер, Эдвард Юманс. Эпоха империализма и бурно развивающегося индустриального капитализма способствовала взгляду на мир как на жестокое противоборство наций и отдельных людей. Однако социальный и научный прогресс опроверг большинство постулатов и предположений, на которых строилась теория социал-дарвинизма.В 1944 г. американский историк Ричард Хофштадтер опубликовал книгу «Социал-дарвинизм в американской мысли», ставшую своеобразным итогом развития теории.

2. Теория социал-дарвинизма и его критика

Социал-дарвинизм объясняет эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за выживание, подчёркивая роль конфликтов в общественном развитии. Тем самым, его идеи находятся в оппозиции к принципам патернализма, к основным принципам традиционного общества.

Социал-дарвинизм является детерминистическим учением: социальный конфликт, с его точки зрения, является вечным и неустранимым, хотя, по Спенсеру, должен привести, в конечном итоге, к становлению идеального общества. Однако некоторые сторонники этой теории наоборот делают из неё вывод о деградации человечества.

Принципы социал-дарвинизма схожи с основными постулатами лессеферизма и капиталистической экономики: все эти учения ставят человека перед выбором: «либо плыви, либо тони», признавая всех, кто не смог приспособиться к условиям капиталистической экономики, «людьми низшего сорта». В своих крайних реакционных вариантах социал-дарвинизм близок к евгенике и расизму и служит обоснованием для господства буржуазии, милитаризма и империализма во внешней политике. Противники аболиционизма часто использовали социал-дарвинизм для объяснения своих расистских теорий.

Одним из наиболее выдающихся критиков социал-дарвинизма был Пётр Кропоткин. В своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902) он приводит доводы, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание.

С начала Второй мировой войны вся идеология нацистской Германии и её стран-союзников стала порицаться и представляться неоспоримым злом её противниками.

Список литературы:

1. Пётр Кропоткин Взаимопомощь как фактор эволюции

В рамках данного подхода общество представлялось совокупностью групп, борющихся друг с другом за выживание и влияние. Именно система движения этих групп и его закономерности представлялись предметом исследования с точки зрения социологов, стоявших на позициях социал-дарвинизма.

Одним из виднейших представителей этого направления стал польско-австрийский социолог и юрист Людвиг Гумплович (1838-1909), автор книг «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др. В теории Гумпловича утверждалась неизбежность социального конфликта и общественного неравенства людей. Взамен популярной в то время теории классовой борьбы он предложил идею борьбы рас, понимаемую как «борьба гетерогенных социальных и этнических единиц, групп и общностей».

Созвучными оказались идеи австрийского военного деятеля, философа и социолога Густава Ратценхофера (1842-1904), автора книг «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898) и «Социология. Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях» (1907). В ряду основных явлений социальной жизни Ратценхофер выделил чередование социализации и индивидуализации общественных структур.

Конфликт интересов социальных групп и индивидов ставился им в основу жизни общества. Признавая имманентность социального конфликта, Ратценхофер стремился выявить возможности его социализации, которая рассматривалась как присущая конфликту тенденция к самоликвидации. В качестве единственно возможного пути разрешения конфликта он видел сотрудничество между людьми на основе действия закона «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов».
Социал-дарвинистский подход был также развит в работах американского социолога Уильяма Самнера (1840-1910). Придерживаясь мнения о неуклонности общественной эволюции, естественного отбора и борьбы за существование, переработав широкий этнографический и нормативный материал, он предложил новую интерпретацию социал-дарвинистских идей. Первичным фактором, определяющим развитие общества и его социальную структуру, у Самнера выступают нравы и обычаи, понимаемые как общий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели. Возникновение социальных групп трактовалось в контексте формирования определенных способов деятельности, превращавшихся в привычки. Принятие человеком норм одной из таких групп и участие в ее деятельности представлялись решающими факторами его социального становления.

Социальные отношения и установки фиксировались у У. Самнера посредством введенных им понятий «мы-группа» и «они-группа», на базе которых раскрывалась проблема «этноцентризма» - склонности человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений его социальной группы. Рассматривая общество как конгломерат таких групп, Самнер скептически относился к перспективам регулирования людьми общественной жизни. Межгрупповая конкуренция, по его мнению, сильнее социальной солидарности внутригрупповых масштабов.

Знаменательной частью истории развития концепций социал-дарвинизма стала деятельность американского социолога Альбиона Смолла (1854-1926), уделявшего особое внимание категории интереса. Сводя общественные конфликты к конфликтам интересов, он рассматривал социальные процессы сквозь призму проблем адаптации и борьбы между людьми. Смолл предложил классификацию общественных интересов на основании шести ориентиров, в качестве которых выделил здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. По мнению Смолла, большие общественные группы и институты формируются вокруг виднейших носителей социальных интересов. Притязание каждого класса интересов на абсолютное доминирование служит причиной межгрупповых конфликтов, изучение которых требует учета межличностных отношений. Отношение к психологическим аспектам социальных процессов выражено в его фразе: «Нет ничего социального, что не являлось бы психологическим».

Социал-дарвинистские концепции, использовав и развив историко-эволюционный подход, создали основу для последующего возникновения структурного функционализма.


Социал дарвинизм - реакционное направление в буржуазной социологии, основанное на лженаучном применении дарвиновского учения о борьбе за существование и о естественном отборе в мире животных и растений к объяснению закономерностей общественного развития и отношений между людьми. Рассматривая этот закон как всеобщий закон природы, социал - дарвинисты (Ланге, Аммон, Кидд, Вольтман, Вейсман и др.) утверждали, что он сохраняет своё действие и в человеческом обществе, где якобы также в борьбе за существование выживают только «сильные» и «приспособленные» индивидуумы, слабые же умирают.

Буржуазно-классовая подоплёка этих реакционных идей заключается в стремлении оправдать социальные несправедливости капитализма, уродства его социальной жизни, затемнить классовое сознание трудящихся масс, свернуть их с пути классовой борьбы против капитализма, за социализм.

В своё время эту суть социал-дарвинизма в откровенной форме выразил буржуазный социолог-позитивист (см.), который писал, что социализм, стремящийся к уничтожению борьбы за существование в человеческом мире, должен вызвать общий интеллектуальный и физический упадок. Идеи социал-дарвинизма стали широко распространяться в эпоху империализма и использоваться как средство борьбы с марксизмом. Так, крупный хищник германского империализма Крупп учредил в начало XX в. большие денежные премии за лучшие работы, популяризирующие идеи социал-дарвинизма среди рабочих. Пошлые идеи социал-дарвинизма распространяли и всевозможные ренегаты марксизма.

Один из наиболее оголтелых представителей социал-дарвинизма в германской социал-демократии, Л. Вольтман, пропагандировал идею о том, что история человеческой культуры и общества, подобно тому как это происходит в природе, развивается на основании биологических принципов приспособления, наследственности и совершенствования в борьбе за существование. В работах ренегата социализма (см.) также пропагандировались антинаучные идеи социал-дарвинизма. В настоящее время социал-дарвинизм широко распространяется в странах американо-английского империализма, в особенности в США, где ряд реакционных биологов и социологов (Морган, Ист, Джен-нингс, Конклин и др.) использовал идеи социал-дарвинизма я (см.) для оправдания расовой дискриминации негров, империалистических войн и кризисов.

Идеологи империализма, основываясь на мальтузианской теории перенаселения, рекомендуют уничтожить ряд «неполноценных» народов. Так, современные идеологи американского империализма (В. Фогт, Р. Кук и др.) пропагандируют бредовые идеи о том, что угрозу человечеству составляет чрезмерно высокая рождаемость в СССР, в странах народной демократии и других странах, приостановить которую возможно только войной с применением атомного, бактериологического оружия и других средств массового уничтожения. Основоположники марксизма-ленинизма решительно разоблачали реакционный и антинаучный характер социал-дарвинизма. Антинаучная суть социал-дарвинизма состоит в том, что он механически переносит биологические законы на область общественных явлений.

Развитие общества, как доказал марксизм-ленинизм, подчинено своим, особым законам, которые нельзя свести к законам природы. Поэтому объяснение общественных явлений посредством биологических или физических понятий является реакционной и антинаучной затеей; «...никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук,- писал Ленин,-нельзя дать при помощи этих понятий. Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие».

Знамя французского позитивизма первым поднял британский социолог Герберт Спенсер. Теоретические взгляды Г. Спенсера, как и О. Конта, формировались под влиянием достижений естественных наук. Но теперь уже не физики, а биологии. Оба они были инженеры, оба стали позитивистами.

Спенсер (Spencer) Герберт (1820–1903) – выдающийся английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии, идеолог социал-дарвинизма, теоретик либеральной политэкономии. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Получив высшее техническое образование, он сначала работал инженером на железной дороге, а затем помощником редактора в журнале "Экономист"

(1848–1853). Все последующие годы он вел жизнь кабинетного ученого. Жил в Лондоне, совершая время от времени поездки в Шотландию и в страны континентальной Европы.

О. Конт, Э. Дюркгейм и Г. Спенсер, ярые позитивисты, выступающие против подмены конкретных научных понятий абстрактными философскими категориями, за ясность и очевидность мышления, как сговорившись, сделали исключение для общества. Общество они рассматривали как особую сущность, не сводимую к сумме составляющих его частей.

Влияние Ч. Дарвина на социологию Г. Спенсера

Британский философ высоко оценил труд своего соотечественника Чарльза Дарвина "Происхождение видов". Позже историки отметили решающее влияние этой книги на Спенсера, поскольку тот построил свое учение в духе проповеди борьбы за существование. Оно так и называется теперь – социальный дарвинизм Спенсера. Для него общество превращается в арену непрерывной и всеобщей борьбы, столкновений, конфликтов между индивидами, социальными группами и классами, целыми народами и странами. Наиболее яркими выразителями идей социал-дарвинизма стали европейские социологи Л. Гумплович и Г. Ратценхофер, американские – А. Смолл и У. Самнер.

Социологический практикум

Подумайте в связи с этим, а не является ли социальный дарвинизм шагом назад, а не вперед в истории социологии? Ведь он защищает то самое естественное состояние людей, против которого боролись теоретики общественного договора Т. Гоббс и Дж. Локк. Придавая социальным конфликтам статус естественного и неизбежного состояния людей, не оправдывал ли тем самым их социальный дарвинизм?

Не меньшее влияние оказали книги других англичан – экономистов Адама Смита и Томаса Мальтуса, а также утилитаристов, проповедовавших идеи радикального либерализма и индивидуализма. Все это укладывалось в единое русло социального дарвинизма. Основными понятиями социального дарвинизма Г. Спенсера стали "естественный отбор", "выживание сильнейшего", "борьба за существование".

Естественный отбор – процесс, посредством которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

Выживание сильнейших (англ, survival of thefittest) – афоризм, внедренный Гербертом Спенсером и указанный Дарвином в "Происхождении видов" (1859) как основной фактор теории естественного отбора и эволюции. Другое название – закон джунглей.

Борьба за существование (англ, struggle for existence) – один из движущих факторов эволюции, который проявляет себя в непрерывном соперничестве за ресурсы и редкие блага с целью сохранения жизни и обеспечения существования (либо преимуществ) потомства.

Какой общественный строй – капитализм или социализм – способствуют естественной эволюции человечества и соблюдению трех ее главных факторов? Г. Спенсер, не задумываясь, отвечал – капитализм. Но лишь при том условии, что правительство не вмешивается в ход естественных событий в обществе. Только тогда будут выживать самые приспособленные, а неприспособленные – вымирать. Лишь при капитализме сильнейшие успешно адаптируются, становятся олигархами, бизнес-вумен, элитой. Неудачники выпадают на социальное дно общества (рис. 10.1).

Справка. Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом.

Рис. 10.1.

А что социализм? Он противоестественен для человеческой истории, поскольку представляет собой, выражаясь словами Спенсера, "попытку ускорить прогресс человечества с помощью административных мер", а это ведет "лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (т.е. военному) типу общества".

Отсюда логический вывод: капитализм – сфера действия естественного отбора; социализм – сфера действия искусственного отбора.

В эпоху советской власти у нас действительно господствовал военно-промышленный комплекс, и административное вмешательство практически не знало никаких границ. А сегодня? Социализм ушел в прошлое, на смену ему пришел капитализм. Что-нибудь у нас изменилось? Как вы думаете? Прав Спенсер или нет?

Опираясь на исследования Ч. Дарвина, Г. Спенсер предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, какие стадии проходит в своем развитии общество, а на том, почему происходят социальные изменения в обществе, как возникают противоречия и конфликты.

Социологический практикум

Наверняка вы сталкивались с понятием "пищевая цепочка" (food chain) оно относится к природному миру. А к обществу оно применимо? Как оно связано с механизмом борьбы за существование и выживанием сильнейших? А с социальной иерархией и "порядком клюва"?

Глубоко изучив биологическую эволюцию и социальную историю, Спенсер установил главные сходства общества и биологического организма (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Сравнительные характеристики общества и организма

Сходство общества и организма

Различие общества и организма

По мере своего развития оба они увеличиваются в размерах и объеме

Способность чувствовать и мыслить у живого организма локализована, а в обществе распределена повсюду

По мере биологической эволюции и социального прогресса усложняется структура того и другого

В организме все элементы зависимы и неразрывны, в общество они дискретны и самостоятельны

По мере их развития происходит дифференциация структуры и функций

Степень дифференциации функций в организме ниже, чем в обществе

Дифференциация структуры и функций сопровождается усилением взаимодействия составных элементов

В организме элементы существуют ради целого, в обществе, наоборот, целое существует ради благополучия своих элементов

Два процесса отвечают за развитие общества и организма – дифференциации и специализации. Дифференциация общественного развития выражает себя, в частности, в социальном расслоении и рождении новых организаций, усложнении разделения труда. Логика дифференциации ведет к разнообразию и усложнению структур, специализация – к совершенствованию отдельной части, функции, элемента.

Надежным гарантом социального порядка служит интеграция людей – их сближение, взаимное тяготение. Фундаментом социальной интеграции выступает принцип соразмерности получаемых выгод и оказываемых услуг: сколько отдал – столько и получил. Г. Спенсер описал четыре типа кооперации:

  • 1) гомогенная, когда одинаковые усилия прилагаются ради достижения одинаковых и одновременных целей;
  • 2) частично гомогенная, где одинаковые усилия соединяются для достижения одинаковых, но разновременных целей;
  • 3) частично гетерогенная, когда неодинаковые усилия прикладывают ради достижения одинаковых целей;
  • 4) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия задействованы для достижения неодинаковых целей.

Животные приспосабливаются к окружающей среде – дружественной или враждебной – стихийно, в силу своих инстинктов. И общество вынуждено поступать так же. Но адаптация к окружению (географической среде, климату, флоре и фауне, биоресурсам и полезным ископаемым, наконец, к социально-экономическим условиям) у общества происходит сознательно и целеустремленно. Общество само направляет свое развитие в сторону милитаризма, промышленного процветания, демократических свобод или абсолютной монархии.

Социологический практикум

Напишите развернутый репортаж о том, как проявляют себя в современном обществе (либо в истории человечества) основные механизмы социального дарвинизма:

  • естественный отбор;
  • выживание сильнейшего;
  • борьба за существование.