Конвергентный подход в образовании исторический аспект. От «конвергентного образования» к «конвергентному воспитанию»: постановка проблемы

Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов , что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи . Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы . Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл . Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза . В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Понятие дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентное мышление

Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.

Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».

Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка », «пресс для бумаги », «подпорка для двери », он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.

К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.

Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.

Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.

В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления , которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.

В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?

  1. Дивергентный тип начинает работу с некоторой неопределенности: того, что следует сделать и того, что необходимо получить. Включает в процесс мышления: разработку идеи, алгоритма и поиск ответов заново. Конвергентное использует готовый шаблон.
  2. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска.
  3. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла.

Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?

Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.

Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».

Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.

Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей . Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.

Татьяна Поздина
Конвергентное образование в ДОУ

Слайд № 1

Задача для дошкольного воспитания – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Ребёнок со сформированными предпосылками универсальных учебных действий наиболее успешен в жизни.

Цель : повышение уровня современной естественнонаучной компетентности воспитанников, их подготовка к продолжению образования и деятельности на следующей ступени образования – школе .

Слайд № 2

Конвергентное образование - это целенаправленный процесс формирования ключевых компетенций воспитанников, а именно : ценностно-смысловой, культурно-досуговой, учебно-познавательной, социально-трудовой, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования, которые необходимы для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных технологий .

Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

Становление компетентности возможно в том случае, если у ребёнка есть права – компетенции.

Ключевые компетентности трудно разделить (дифференцировать) . Интегративность (взаимопроникновение) – это свойство компетентности как явления. Но степень выраженности каждой из них у разных детей (людей) может быть разной.

Компетентность избирательна, если человеку важен, интересен предмет, то компетентность проявляется мощно и многосторонне. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.

В дошкольном возрасте можно говорить только о становлении, началах ключевых компетентностей. В любой деятельности (нанизывание колец в пирамидке, завязывание шнурков, организация совместной сюжетно-ролевой игры с друзьями) ребёнок проявляет и знания, и практические умения, и опыт, и свои нравственные качества. Знания, умения, опыт находятся в диалектическом единстве : и накапливаются в процессе деятельности, и приобретаются в этом процессе. Компетентность, как понятие интегративное, включает знания, умения и навыки, и опыт, и отношение.

Ключевые компетентности – это умения. Существует два толкования понятия «умение» :

в узком, конкретном смысле умение – результат, «автоматизированное действие» ;

в расширенном смысле умение – процесс деятельности, вбирающий в себя и знания, и опыт, и отношение к знанию, действию, окружающим. Для описания компетентности ребёнка дошкольного возраста используется расширенное определение понятия «умение» : всё находится в действии, в процессе становления, и в нём же реализуется.

Компетентности вне деятельности не существуют, компетентность – успешное действие в конкретной ситуации. Следовательно, образовательный процесс , который обеспечивает инициативу, активность, самостоятельность, рефлексивность, ответственность ребёнка – это процесс становления и проявления компетентности в общении, в социальных контактах, в планировании, в деятельности, в получении знаний.

Активность, самостоятельность в деятельности, в общении, в использовании разнообразных источников информации, в социальных контактах входит в ценностно-целевые основы любой современной образовательной программы .

Слайд № 3

В чём заключается конвергентный подход в образовании детей дошкольного возраста?

1. Это новый формат образовательного пространства – конвергентный подход . Обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития.

2. Обогащение и расширение воспитательно-образовательного потенциала основной образовательной программы через конвергенцию парциальных образовательных программ . Формирование предметных компетенций – междисциплинарный подход.

Использование инновационных технологий опережающего развития.

3. Сетевое взаимодействие с социумом и использование ресурсов города, хотя с дошкольниками это достаточно ограничено.

Слайд № 4

Ключевые принципы конвергентного образования

Синтез образовательных областей ;

Переориентация образовательной деятельности на проектно-конструктивную;

Модель познания - конструирование;

Обучение различным видам деятельности;

Сетевая коммуникация.

Слайд № 5

Новые акценты в содержании образования :

Формирование навыков и умений для реальной жизни;

конвергентное образование ;

образование в условиях техносферы и информационных технологий;

Ранняя предпрофориентация, возможность «проникнуть» в профессию.

Слайд № 6

Приоритеты в содержании образования :

Личностно-ориентированный подход;

Переориентация образовательной деятельности от познавательной к проектно-конструктивной;

Модель познания – проект, конструирование;

Обучение через деятельность.

Слайд № 7

С понятием «конвергентное образование » мы познакомились. А что же такое «конвергентное обучение » ? Это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной среды, как в непосредственно организованной деятельности, так и в свободной организованной деятельности, в которой дети дошкольного возраста будут воспринимать мир как единое целое, а не как изучение на занятиях в детском саду отдельных образовательных областей .

Слайд № 8

Чтобы было понятно, как все вышесказанное воплощается в работе с детьми дошкольного возраста, предлагаю познакомиться с проектом «С конфетой по свету» , который проходит в этом учебном году в старшей и подготовительной группах.

У каждого проекта есть маршрутный лист. Весь материал распределён по месяцам, и определено содержание работы.

Пример проектной деятельности в старшей группе на ноябрь месяц.

ноябрь Как много разных конфет, но всё же есть конфеты шоколадные, а есть карамельные. Карамелька, она какая? Из чего сделана?

*сахар – какое это растение, где растёт? Как собирают? Как получают сахар? (завод, профессии) .

*из чего делают начинку в карамели? Начинка может быть молочная или плодово-ягодная.

*молочная начинка (корова, трава, сено, живёт с человеком; труд на селе : животновод, доярка – молочный завод-кондитерская фабрика);

*фруктовая начинка : где растут фрукты и ягоды – труд людей : садовод, огородник – как и где перерабатывают – кондитерская фабрика.

Шоколадные конфеты

Что такое шоколад? Это растение или его добывают из земли, как уголь? Где растёт? Как выращивают? Как собирают? Как перерабатывают? – кондитерская фабрика.

Познавательная беседа,

рассуждение, дискуссия.

Рассказ воспитателя

Опыты с сахаром

Знакомство с географической картой, глобусом.

Заключительный этап проекта – представление проекта. Дети, родители и воспитатели сделали представление проекта в презентации, которую и предлагаю вашему вниманию.

Конвергентный проект в начальной школе.

Главное направление новых образовательных стандартов – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать ребенка и в урочное, и во неурочное время. Конвергентное образование – основа новой системы организации современного образования и науки. С его помощью у учащихся формируется целостное представление о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук.

В основе конвергентного образования лежит учебно-исследовательская деятельность, под которой понимается процесс поисковой творческой деятельности учащихся, направленный на получение новых знаний и на реализацию дидактических целей обучения, предполагающий самостоятельность обучающихся при выполнении исследовательских задач. Цель проекта – создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию и развитию современной естественнонаучной грамотности учащихся.

Условиями формирования естественнонаучной компетентности младших школьников можно выразить словами: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь ». Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе.

Принципами конвергентного образования в начальной школе являются:

    Взаимосвязь теории и практики.

    Гуманизация обучения.

    Сотрудничество педагога и обучающегося.

    Обучение ребёнка пользоваться и самостоятельно получать знания.

    Межпредметность и метапредметность в обучении.

    Исследовательский принцип.

Ориентируясь на исследовательский принцип конвергентного образования и взаимосвязь теории и практики, мы осуществили общешкольный конвергентный проект:

«Космические дали».

Проект «Космические дали» был приурочен к пятидесятилетию запуска первого искусственного спутника Земли. Наши ученики совместно с учителями и родителями проделали большую работу по изучению космической тематики, истории советской космонавтики, ее успехов и грандиозных планов на будущее.

1 сентября во всех классах прошел урок о полете первого искусственного спутника Земли «ПС» - 1

и ребята с воодушевлением взялись за сбор материала по выбранным темам проекта.

Школьники посещали Московские Планетарии, изучали тайны космических далей в Музее Космонавтики:


Встречались с инженером научно – исследовательского космического центра «Орион» – Кулаковым Александром, который приоткрыл нам секреты создания новых летательных аппаратов.


А на возникшие у ребят вопросы о космических исследованиях ответил Александр Иванович Лавейкин, Герою Советского Союза, Летчик - космонавт СССР.У нас получился интересный фильм с вопросами ребят и ответами космонавта на них.


По материалам исследований ребятами были выполнены интересные проекты о космонавтах, кометах, астероидах и метеоритах, о звездах и созвездиях. Первоклассники своими работами украсили стенды на 2 этаже школы, а ученики 2- 4 классов организовали стендовую защиту проектов:

Коллектив 1 «А» класса- «Первый космонавт Ю. Гагарин».

Чичерин Василий 2 «Б» класс- «Первый человек в открытом космосе».

Червонкина Екатерина 3«Б» класс-«Использование роботов в освоении космоса».

Лексин Александр 4 «Б» класс - «Загадки солнечной системы».

На протяжении всего года ребята, под руководством учителей и родителей, разрабатывали чертежи, макеты, дизайн будущих аппаратов для проведения заключительного этапа проекта конвергентного образования «Космические дали» - инженерно-конструкторский Фестиваль «Построим ракету будущего».

Это был настоящий космический праздник. В течении 2-х часов ребята вместе с родителями и классными руководителями мастерили космические корабли.


Космический аппарат первоклассников «Восток Салют – 7» поднимается в небо с помощью воздушных шаров.

Ракета 2 «А» класса «Восток – 2» унесет в полет информацию об истории космических побед России.

Межзвездный аппарат 2 «Б» класса «Сверкающий» расскажет другим мирам о красоте нашей Земли.

Ракеты 4 «А» класса «Движение вверх» и 4 «Б» класса «Стрела» - о неординарности и креативности нашего подрастающего поколения.


А ракета 3-их классов «Жар –птенчик» поведает о замечательной школе «Жар-птица» и добрых, отзывчивых ее учениках.

У нас все еще впереди. Мы будем расти, учиться, совершенствовать и развивать свои способности. Но никогда не забудем свои первые шаги в «космические дали».



Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 324 «Жар –птица» г. Москва Коровякова Галина Викторовна.

Школа - наука - производство
Конвергенция (от английского convergence - «схождение в одной точке») означает не только взаимное влияние, но и взаимопроникновение отдельных научных дисциплин и технологий, когда границы между ними стираются, а результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.
Реализация в московских школах конвергентного подхода в обучении направлена на формирование такой образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности, в которой учащиеся воспринимают мир как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин. Но для организационно-методического обеспечения конвергентного подхода помимо специальной подготовки педагогов и разработки учебно-методических материалов необходима организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Решается эта задача не только путем наращивания школьных резервов, но и при помощи масштабного привлечения внешних ресурсов города. Поэтому отличительной особенностью новой образовательной среды московской системы образования становится глубокая интегративная взаимосвязь школы, науки и производства.
Наиболее показательно эта взаимосвязь прослеживается на примере конвергентно-ориентированных проектов столичного образования. Например, проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» (Курчатовский проект), который реализуется в Москве с 2011 года, объединяет усилия учителей из 36 образовательных организаций столицы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и специалистов национального исследовательского центра «Курчатовский институт». В образовательных организациях Курчатовского проекта используется оборудование для обучения более 65000 школьников, функционируют 146 кружков, проводится 52 факультативных курса. Учителя и учащиеся осуществили 16 полевых практик, выполнили почти 300 проектно-исследовательских работ, с которыми выступили на конференциях и конкурсах различного уровня.

Классное погружение
В рамках проекта «Медицинский класс в московской школе», который реализуется в столице с 2015 года, существует несколько образовательных программ, их каждая из школ выбирает самостоятельно. Предпрофильные классы - 8-9‑е, профильные - 10‑11‑е. Основные учебные предметы - биология и химия. В школах есть элективные курсы: основы медицинских знаний, практикум по микробиологии, основы физиологии и анатомии, функциональные системы человека, оказание первой помощи. Практика будущих медиков проходит в специальной лаборатории, где есть медицинские тренажеры, измерительные приборы, макеты органов, оборудование для первой помощи.
Школьники, обучаясь в медицинских классах, погружаются в научно-исследовательские проекты - инженерные технологии в медицине, биоинфомационные технологии, медицинская робототехника - и получают возможность выполнять исследовательские работы под руководством аспирантов и научных сотрудников медицинских университетов. Фактически такая система обучения и преобразования практических навыков обеспечивает готовность выпускников работать в команде, овладев навыками совместной работы. Проект реализуется в 69 школах и охватывает более 6000 учеников. К проекту подключено более 50 столичных предприятий.
А в проекте «Инженерный класс в московской школе», который также был запущен в 2015 году, сегодня принимают участие 103 общеобразовательные организации, обеспечивающие реализацию программ естественно-научного и технологического профилей инженерной направленности для более 13000 учащихся.
За три прошедших года участниками этого проекта стали такие федеральные вузы, как Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Московский государственный машиностроительный университет, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), Московский государственный строительный университет, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина, Мос­ковский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Мос­ковский государственный технический университет гражданской авиации, Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, Московский государственный университет путей сообщения.
Но и это еще не все. В числе участников проекта высокотехнологичные предприятия: ГК «Рос­атом», ОАО «НПП Пульсар», АО «Концерн радиостроения «Вега», НИЦ «Курчатовский институт», Центр фотохимии РАН, технополис «Москва», ООО «Аутодекс Си-Ай-Эс», ООО «Нэшнл Инструменте Рус», ОАО ВПК «НПО машиностроения», ОАО РКК «Энергия», ОАО «Русгидро», ОАО «Российский самолет».
Организации инженерной отрасли участвуют в проектно-исследовательской деятельности обучающихся, разработке системы требований к компетенциям выпускников инженерных классов.
- НИТУ «МИСиС» присоединился к проекту «Инженерный класс в московской школе» в 2015 году, - рассказывает проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров. - В настоящее время мы сотрудничаем с 35 школами и более чем с 10 предприятиями. Процедура проста и прозрачна: определяем школы, на базе которых откроются инженерные классы, и вместе разрабатываем образовательную программу. Инженерные классы - это не только специально оборудованные помещения, но и особая среда обучения, в которой вся Москва - образовательная территория. Проектная деятельность формирует необходимые компетенции для успешного обучения в университете. Важная часть проекта - работа на базе предприятий. Это позволяет учащимся освоить современные технологии, именно те актуальные инструменты, с которыми они будут работать.
По словам Вадима Петрова, работа с каждым учеником проходит по индивидуальному плану. Для этого школьники приезжают в лаборатории университета, посещают практические занятия и общаются со своим научным руководителем, выходят на экскурсии на предприятия. Школьники также участвуют в «Университетских субботах». А для их педагогов в рамках трехсторонних договоров предусмотрены семинары, мастер-классы и повышение квалификации как по инженерным курсам, так и по проектной деятельности.
Инженерный класс не только помогает подготовиться к ЕГЭ и поступить в технический вуз, но дает возможность проявить себя в научно-исследовательской и проектной деятельности, олимпиадном движении, инженерном творчестве.

Строчки о внеурочке
Еще одним из важнейших ресурсов создания конвергентной среды является дополнительное образование. По данным электронной записи, в Москве открыто свыше 120 тысяч различных кружков и секций, которые посещают около 840 тысяч детей. Крупнейшей городской системой дополнительного образования является система Департамента образования Москвы. Условия для занятий дополнительным образованием созданы в более чем 700 школах и центрах детского творчества.
Расширению возможностей посещения дополнительных занятий в Москве способствует:
- создание в школах профильных медицинских, инженерных и кадетских классов. Их программа обучения включает блоки, выходящие за рамки базовой школьной программы;
- возрождение станций юных техников на базе колледжей и учреждений дополнительного образования. Здесь можно получать дополнительные знания в технической и естественно-научной областях на высокотехнологичной базе и высоком профессиональном уровне;
- открытие межшкольных и межрайонных предметных кружков, включая математические кружки для победителей и призеров олимпиад;
- создание детских «Кванториумов» в технопарках Москвы;
- создание центров технологической поддержки образования - пунктов коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию на основе сетевого партнерства вузов, школ, колледжей;
- расширение сотрудничества с частными компаниями, предоставляющими услуги дополнительного образования.
Кроме того, чтобы мотивировать детей, подростков и молодежь получать знания, компетенции и навыки более широкого спектра и осознанно выбирать жизненный путь, в Москве действуют крупные городские просветительские проекты:
- «Университетские субботы» - лекции, мастер-классы и экскурсии в ведущих вузах Москвы;
- «Профессиональная среда» - знакомство с учреждениями профессионального образования;
- «Субботы активиста» - мероприятия для тех, кто интересуется вопросами управления и самоуправления в образовании.
- Мы применили в школе конвергентный подход и в первый же год получили результат, - рассказывает заместитель директора по реализации образовательных программ и проектов, учитель технологии школы №1454 «Тимирязевская» Наталья Растегина. - Наши ребята стали призерами чемпионата WorldSkills и JuniorSkills в компетенциях «Сити-фермер» и «Сельскохозяйственные биотехнологии». Что мы сделали? В предмет «Технология», в рабочие программы, мы ввели компетенции JuniorSkills, подкрепили дополнительным образованием и внеурочной деятельностью (биология, физика, технология), основную образовательную программу. Мы воспользовались ресурсами города и подключили специалистов Тимирязевской академии.

Программа для зама
Активная работа над решением задач развития конвергентного подхода в столичных школах сегодня ведется в Московском центре развития кадрового потенциала образования в рамках учебного курса повышения квалификации «Современный заместитель руководителя образовательной организации». Программа курса направлена на формирование у слушателей нового восприятия содержания образовательного процесса и перестройку взаимодействия всех его участников в ходе реализации запросов социума, и очевидно, что конвергенция - один из важнейших таких запросов.
Действующие и будущие заместители руководителей образовательных организаций погружаются в такие темы, как «Школа в цифровой среде», «Управление информацией», «Кадровый менеджмент и командообразование с целью создания единой школьной команды для реализации конвергентного подхода в обучении и получения качественных результатов», «Организация образовательного процесса и содержание обучения: как избежать монопредметного взгляда на результаты обучения школьников».
В рамках курса проводится анализ основных образовательных школьных программ с целью выявления точек конвергенции - позиций, по которым можно осуществить слияние содержания учебных предметов, уровней общего и дополнительного образования, сфер деятельности. Рассматриваются вопросы взаимодействия администрации и руководителя класса, сотрудничества педагогов, развития сетевого взаимодействия, использования образовательных ресурсов города. А итоговой оценочной работой каждого слушателя становится «дорожная карта» реализации конвергентного подхода в московской школе.

Понятие и определение конвергентного образования

Конвергенция

1) это взаимопроникновение и взаимовлияние различных предметных областей;

2) это новый научнотехнологический уклад, который базируется на НБИКС-технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии, С-социальные технологии.

Конвергентные технологии « большая четверка» технологий, новый вид интеграционной системы, в которую входят информационнокоммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.

Конвергентное образование- это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий

Методология конвергентного образования:

Взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;

Реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;

Взаимопроникновение наук и технологий.

Ключевые принципы конвергентного образования:

Междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;

Переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;

Модель познания – конструирование;

Сетевая коммуникация;

Обучение не предметам, а различным видам деятельности;

Надпредметные знания через НБИК-технологии

Ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Конвергентное обучение это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориентированная образовательная программа основная образовательная программа общего образования, при разработке которой учтены принципы конвергентного образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» проект интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметно-интегративной основе. В рамках проекта каждый учащийся к моменту окончания школы имеет возможность к окончанию школы получить востребованную квалификацию (профессию) специалиста среднего звена или углубленные профильные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» включает:

Медицинский класс в московской школе

Инженерный класс в московской школе

Кадетский класс в московской школе

Курчатовский проект – научнотехнологические классы

World Skills – классы, Junior Skills - классы

Тематические субботы

Дополнительное образование (технологическая и ественнонаучная направленность)

Предмет «Технология» - новые подходы

«Школьные знания для реальной жизни»

Метапредметные олимпиады

НТТМ

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших инженерные классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Цель проекта - обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения инженерной направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей Курчатовский проект

Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт». Проект реализуется в соответствии с принципами: * Образование на основе фундаментальных понятий. * Конвергентное образование в лабораторных комплексах. * Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт». * Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования. * Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.

Медицинский класс в московской школе Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших медицинские классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и лучших специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Цель проекта – обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения медицинской направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору медицинских специальностей.

Пример конвергентной образовательной технологии STEAM-технология

(S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics)

Сочетает междисциплинарный и прикладной подход,

Является инструментом развития критического мышления,

Исследовательских компетенций

Навыков работы в группе. Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био- и нанотехнологии), гуманитарных наук, искусства.