Ленинградская военно техническая академия. Военно-инженерный технический университет (виту, пввису, пвсту, су вмс)

— военное высшее учебное заведение Санкт-Петербурга.

История университета на территории города Пушкин:

Пушкинское Высшее Военное инженерно-стоительное училище (ныне учебная база № 2 Военного инженерно-технического университета) было создано распоряжением Совета Министров СССР от 12 июня 1952 г. с целью подготовки специалистов со средне-техническим образованием для занятия должностей на строительстве базовых, фортификационных и гидротехнических сооружений, а также в инженерных и проектных организациях, смотрителей зданий квартирно-эксплуатационных органов и командиров взводов строительных, ремонтно-эксплуатационных и гидротехнических частей.

Местом постоянной дислокации училища был определен г. Пушкин — в бывшем и прилегающей к нему территории.

Новое военное учебное заведение получило наименование Строительное училище ВМС. Его первым начальником был назначен генерал-майор Иван Никитич Орлов, прибывший с должности заместителя командующего Балтийским флотом по строительству.

Первый прием курсантов был произведен в Ленинграде в ВИТУ ВМФ на базе командно-технического отдела. Сто десять счастливцев после конкурсных экзаменов зачислили на 1 курс, одели в военно-морскую форму и во главе со своим командиром роты старшим лейтенантом Плахотиным отправили на электричке до станции Детское Село. С вокзала курсанты строем прошли по Советскому бульвару, далее мимо полуразрушенного дворца, в корпусах которого им предстояло учиться, а затем под аркой, соединяющей полуразрушенный Екатерининский дворец и Лицей, и прибыли на дворцовую площадку (плац). Здесь уже были установлены три больших утепленных палатки санитарного типа образца 1941 г. на 40 человек каждая, где курсанты и разместились. Отделы и службы училища временно расположились в двух комнатах 1-го этажа церковного флигеля дворца. Кабинет начальника училища находился в одной из кают крейсера “Аврора”.

В начале сентября 1952 года курсанты из палаток перешли в центральную часть дворца и его левое крыло (где ранее были личные аппартаменты императора Николая II и его семьи).
Условия учебы были трудные, тяготы и лишения сказывались во всем, но уныния не было ни у кого.

В 1954 г. училище полностью очистило помещения Александровского дворца и передислоцировалось в реконструированный центральный корпус дворца Палей.

Обучение и воспитание курсантов осуществляли преподаватели циклов (позднее кафедр) — социально-экономических дисциплин, общеобразовательных дисциплин, военно-морских дисциплин, а также строительных, электротехнических и санитаро-технических дисциплин. Преподавательский состав, командиры курсантских подразделений, офицеры и мичманы различных служб и команд были, как правило, фронтовиками, награжденными многочисленными орденами и медалями.

В 1956 г., в ходе военной реформы в СССР, училище было передано из ведения главкома ВМС в подчинение заместителю министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск и получило новое наименование — Пушкинское военное строительное-техническое училище (ПВСТУ).

Руководство страны в то время полагало, что обороноспособность страны можно обеспечить, обладая баллистическими ракетами, а содержание авиации, флота, сухопутных войск — излишество. Как следствие, началось массовое сокращение армии, десятками закрывались военные училища. Все это непосредственно коснулось и ПВСТУ. Расформированное в Ростове военное дорожно-строительное училище влилось в наше. В Красном Селе закрыли военное пожарно-техническое училище — влилось в наше. В Чите прекратило существование аэродромно-строительное училище, которое также частично вошло в ПВСТУ.

В училище трудились замечательные люди. Генерал-майор М. В. Колотушкин прошел путь от старшего лейтенанта до генерала, от преподавателя до начальника училища, оставив неизгладимый след в становлении и развитии учебного поведения. Общую тактику преподавал Герой Советского Союза И. М. Яроцкий. Строительный цикл возглавлял кандидат технических наук полковник М. Д. Пятецкий — талантливый ученый и инженер. Совместно с преподавателем капитаном Г. Ставровым (позднее полковником, профессором) он спроектировал, рассчитал и на территории училища изготовил армоцементные тонкостенные оболочки двоякой кривизны для перекрытия большепролетных нестандартных пролетов над залом тяжелой атлетики.

Длительное время на цикле электротехники трудился преподавателем, а позднее и возглавлял ее полковник Д. А. Черкасский — автор учебников по электроприводу и автоматике.
В училище трудились известные в стране спортсмены: Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике подполковник Ф. Ф Богдановский, почетный мастер спорта СССР, неоднократный чемпион Союза и Вооруженных Сил подполковник В. Я. Меерзон. Курсант Нестеров за время обучения в училище стал чемпионом мира по баскетболу.

Выпускники училища служили во всех уголках страны и государствах Варшавского договора. Многие занимали и занимают видные должности в военно-строительных структурах. Среди них выпускники училища — генерал-полковник А. В. Соломатин, генерал-лейтенант С. Пыхач, генерал-майоры Б. П. Сорокин, А. Г. Хоменко, Ю. В. Прошлецов. В период Карибского кризиса ряд выпускников училища успешно выполнили специальное правительственное задание. Некоторые из них были награждены боевыми орденами и медалями, среди них лейтенант (позднее полковник) Л. С. Кацин.

Учитывая высокий профессиональный уровень преподавателей и командиров, училище в 1975 году было переведено в ранг высших учебных заведений с 4-х летним периодом обучения, а в 1977 г. стало Пушкинским высшим военным инженерно-строительным училищем (ПВВИСУ) с пятилетним периодом обучения.

На факультетах ПВВИСУ готовили военных инженеров-строителей, электриков, сантехников. На спецфакультете шла успешная подготовка военных инженеров строителей для Вьетнама, Монголии, Кубы, Афганистана, Эфиопии, Йемена, Мозамбика и других государств.

Училище располагало прекрасно оборудованными аудиториями, лабораториями, мастерскими, вычислительным центром, учебным центром в Низино, стрелковым тиром (ранее принадлежал лейб-гвардии Гусарскому полку; много раз здесь из винтовки демонстрировал свое мастерство Николай II).

Выпускники училища принимали участие в ликвидации аварии на п/о “Маяк” и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, устраняли радиоактивную опасность на Чернобыльской АЭС, активно действовали в подразделениях особого риска, возводили уникальные объекты на Байконуре.

Значительный вклад в развитие училища внесли многочисленные офицеры, прапорщики, сверхсрочнослужащие, рабочие и служащие. Среди них полковники И. А. Шонин и А. П. Гаврин, И. А. Светличный, доктор технических наук профессор полковник Н. Н. Карасев, полковники В. С. Моня, В. Я. Смирнов, В. Т. Баун, А. И. Григорьев, С. И. Дорофеев. Многие годы в училище продолжают трудиться участники Великой Отечественной войны ветераны М. К. Благодатный, С. Я. Алексеев, О. А. Щербаков.

Ныне учебная база № 2 — ранее СУВМС — ПВВИСУ входит в состав Военного инженерно-технического университета — авторитетного ВВУЗа, имеющего славные традиции, возглавляемого генерал-лейтенантом В. А. Чмыревым.

Военный инженерно-технический университет (Николаевский) был создан в 1810 году согласно высочайшему указу царя Александра I накануне вторжения Наполеона. Учебное заведение расположено в историческом месте - в бывших казармах Кавалергардского полка. Сегодня здесь готовят военных инженеров высочайшей квалификации по различным направлениям.

Описание

Военный инженерно-технический университет (ВИТУ) является высшим военным учебным заведением, которое осуществляет подготовку офицеров строительных и инженерных специальностей для всех родов войск и флота. Он расположен в Санкт-Петербурге, недалеко от Летнего сада, Таврического дворца и

Университет обучает курсантов в области строительства зданий, специальных и защитных сооружений, инженерно-технических систем и энергетики. Он имеет современную экспериментальную базу для тестирования различных тепломеханических и энергетических установок, конструкций и строительных материалов, а также проводит научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую деятельность. Учреждение обеспечивает подготовку офицеров военного вуза для всех инженерных войск России. Также возможно обучение иностранцев.

Факультеты ВИТУ

В вузе действует шесть основных факультетов, на которых готовят инженеров и специалистов среднего звена в следующих отраслях:

  • Военное строительство.
  • Энергетика.
  • Возведение военно-морских баз.
  • Санитарно-техническое отделение.
  • Механизация строительных работ.
  • Специальное отделение.

Начало

Военный инженерно технический университет - одно из старейших высших инженерных учебных Его история начинается в 1810 году, когда была основана военная инженерная школа на базе школы инженерных кондукторов. Здесь осуществлялась подготовка унтер-офицеров по пятилетней учебной программе.

В 1819 году учреждение было преобразовано в Главное военное инженерное училище. Его окончили многие выдающиеся личности. Пожалуй, самым известным выпускником является Федор Достоевский. В 1855 году учебное заведение было реорганизовано в Николаевскую инженерную академию.

После 1917 года ВИТУ пережил многочисленные реформы. Вначале он был переименован в Военно-инженерную академию (1918), а затем в Военно-техническую академию (1925). В 1932 году вуз был расформирован, на базе отдельных факультетов создавались более мелкие военные институты. Предпринималась попытка перевода Инженерного факультета в Москву.

Реорганизационная чехарда мешала развитию академии в частности и военной инженерной мысли в целом. Были утеряны многие традиции и знания, оставшиеся в наследство от царской эпохи. Николай Герасимович Кузнецов, будучи Наркомом ВМФ, принял в 1939 году волевое решение (вступая в конфликт со Сталиным) о возвращении морского инженерного факультета в Ленинград. Всего за два года удалось укрепить талантливыми кадрами преподавательский состав. Неоценимая поддержка была оказана Ленинградским индустриальным институтом.

Военных инженеров в преддверии надвигавшейся Второй мировой не хватало, поэтому перед администрацией стояла амбициозная задача в кратчайшие сроки наладить учебный процесс. И коллектив ВИТУ справился. Перед войной это уже было авторитетное высшее учебное заведение, подготовившее целую плеяду прославленных офицеров. 10.06.1941 года учреждение было переименовано в Высшее инженерно-техническое училище при ВМФ СССР.

Вторая мировая война

Военный инженерно-технический университет непосредственно принимал участие в ВОВ. Многие выпускники, курсанты, преподаватели боролись героически с общим врагом на всех фронтах. Они продемонстрировали силу духа и высокую компетентность в качестве военных инженеров. Ими созданы многочисленные форты и укрепления как на море, так и на суше. Так, уникальная крепость «Красная Горка» Кронштадтской оборонительной линии, вставшая неприступной стеной перед неприятельскими флотами в Первой и Второй мировой войне, была спроектирована преподавателем ВИТУ профессором К.И. Величко.

В целом талантливо организованная система фортов сыграла ключевую роль в обороне Ленинграда. Во время блокады группу специалистов инженерной обороны города возглавлял Борис Галеркин, профессор ВИТУ ВМФ. Кроме того, он отвечал за безопасность на Дороге Жизни, проходившей через Ладожское озеро. В 1944 году университет был награжден орденом Красного Знамени, а курсанты удостоены чести участвовать в историческом параде в Москве в 1945 году.

Дальнейшее развитие

Когда отгремела канонада, преподаватели и курсанты (кто выжил) вернулись в Военного инженерно-технического университета. Предстояла не менее напряженная работа, только теперь - мирная. Практический опыт, накопленный в сражениях, позволил привнести много нового в военную инженерную науку.

В 1960 году перед учебным заведением была поставлена задача подготовки инженерно-технических кадров фактически для всех родов войск. Появлялись новые, не виданные ранее направления работы. Например, строительство пусковых шахт межконтинентальных баллистических ракет, секретных штабных пунктов и бункеров, способных выдерживать прямой ядерный удар, подземных укрытий для стоянки атомных подводных лодок и многое другое.

В 90-е годы настало время новых учебно-административных реформ. В 1993 училище было преобразовано в институт, который 18.06.1997 года был объединен с Пушкинским высшим военным инженерным строительным училищем. С тех пор 18 июня является днем рождения университета.

Преемственность поколений

ВИТУ в Петербурге продолжает и развивает научно-педагогические традиции, заложенные еще преподавателями Инженерной школы, Николаевской и Военно-инженерной академий. Со стен учебного заведения вышли многие известнейшие военные, ученые, путешественники, священнослужители, политики. Например, Леонид Артамонов - российский генерал, инженер, географ и исследователь - являлся военным советником царя Эфиопии (Абиссинии) Менелика II. А Дмитрий Брянчанинов, напротив, выбрал путь духовного служения и впоследствии стал известен как Святитель Игнатий.

Дмитрий Менделеев являлся профессором химии в Николаевской академии. Его учеником был профессор Алексей Шуляченко, инженер и химик, известный как «отец российского цемента». В свою очередь Шуляченко воспитал будущего академика Бориса Галеркина.

В общей сложности в университете подготовлено более 45 000 военных инженеров. Среди его выпускников и преподавателей:

  • Федор Достоевский - русский писатель и эссеист.
  • Александр Вегенер - летчик, инженер, авиаконструктор, первый начальник Авиационной инженерной академии им. Жуковского.
  • Михаил Глухарев - главный инженер в авиакомпании Sikorsky.
  • Дмитрий Григорович - российский писатель.
  • Александр Дутов - один из руководителей белого движения, генерал-лейтенант.
  • Дмитрий Карбышев - генерал РККА, Герой Советского Союза. Был взят в плен во время Второй мировой войны, был заморожен заживо 17 февраля 1945 года в концентрационном лагере в Маутхаузене.
  • Леонид Капица - отец нобелевского лауреата Петра Капицы. Русский генерал, военный инженер, курировал строительство
  • Константин фон Кауфман - первый генерал-губернатор Туркестана.
  • Леонид Канторович - математик и экономист, Нобелевский лауреат.
  • Роман Кондратенко - российский генерал, известен стойкой защитой Порт-Артура в разгар Русско-японской войны.
  • Многие другие личности, прославившиеся в истории.

ВИТУ: отзывы

Излишне говорить, что и выпускники, и нынешние курсанты гордятся тем, что им выпала честь учиться в столь прославленном учебном заведении. Учащиеся отмечают хорошую материально-техническую базу, достойный уровень преподавания. Важным стимулом является востребованность выпускников после окончания вуза, что открывает большие возможности для карьерного роста.

Среди нюансов стоит отметить серьезное отношение администрации к физической подготовке курсантов, ведь выпускников ожидает госэкзамен по ФП. Также не стоит забывать, что это военный университет: предстоит жить в казарме, носить военную форму, нести караульную службу, ходить в наряды, соблюдать устав.

Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва
(ВИ(ИТ)ВАМТО им. Хрулёва )
Прежние названия Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище им. генерала армии А. Н. Комаровского, ВИТУ
Год основания
Год закрытия 2010, как самостоятельный вуз
Реорганизован 2010
Год реорганизации 2010
Тип военный
Начальник Военного института (инженерно-технического) Смолинский Сергей Николаевич
Доктора 36
Расположение Россия Россия ;
Санкт-Петербург ,
Пушкин
Кампус городской
Юридический адрес Санкт-Петербург, 191123, ул. Захарьевская, 22; Тел.: (812) 578-82-02, 275-51-46, электронный адрес [email protected]
Сайт Страница вуза 
 на сайте Минобороны

Военный Институт (Инженерно-Технический) (ВИИТ) в Санкт-Петербурге - одно из старейших военных высших учебных заведений России.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Военный институт (инженерно-технический) (бывш. ВИТУ)

    ✪ ВИТУ.Военный институт инженерно-технический, (Военная академия МТО) .

    ✪ ВИТУ - Военный институт (инженерно-технический) ВА МТО

    ✪ «Военный институт (инженерно-технический) КШВИ 2018

    ✪ Выпуск офицеров Военного института (инженерно-технического)

    Субтитры

Описание

ВИИТ расположен в местах своего исторического основания в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы (в том числе в казармах Кавалергардского полка). В непосредственной близости Инженерного замка , Летнего сада , музея А. В. Суворова (Суворов, Александр Васильевич), архитектурного ансамбля Смольного монастыря , Таврического дворца и парка .

Бережно сохраняются традиции, Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , Главного инженерного училища и , поддержания уникальной квалификации профессорско-преподавательского состава: сейчас в ВИИТ работают 43 доктора наук, профессора, около 300 доцентов и кандидатов наук, среди них: шесть заслуженных деятелей науки и техники, два заслуженных экономиста, один заслуженный архитектор России. Университет имеет двенадцать специализированных научно-исследовательских лабораторий и уникальную научно-экспериментальная базу, во многом не имеющую аналогов .

История

Создание инженерного высшего учебного заведения в 1810

Военный инженерно-технический университет стал первым высшим инженерным учебным заведением России. Как пишет выпускник С. П. Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на высоком уровне уже на первом этапе и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин. Так, Фёдор Михайлович Достоевский смог учиться в 1838-1843 годах, уже используя эту систему высшего образования.

Академия была закрыта после начала Первой мировой войны в 1914 году , но в ноябре 1917 года восстановлена под новым названием Военно-инженерной академии. В 1923 году после объединения с Электротехнической академией создана Военная академия инженерных войск и электротехники. А в 1925 году после объединения с Артиллерийской академией была создана Ленинградская Военно-техническая академия, которая имела инженерный факультет.

Административно-структурная чехарда вредила стабильному развитию и безусловно приводила к ослаблению научно-педагогических сил, глубоко Санкт-Петербургской по сути и духу высшей военно-инженерной школы , полученных страной от Николаевской инженерной академии и училища , но научно-педагогические силы были полностью восстановлены перед началом войны, при активном участии Николая Герасимовича Кузнецова , и во многом благодаря неоценимой помощи . Таким образом, Николай Герасимович Кузнецов, фактически сохранил для страны Санкт-Петербургскую высшую военно-инженерную научно-педагогичесую школу, после необоснованных попыток 1932-1939 годов по перемещению и отрыву от собственной исторической почвы необходимой для развития. Только Кузнецов Н. Г. находясь на позиции наркома реально имел полномочия противодействовать Сталинской политике направленной против Петербургской (Николаевской) военно-инженерной высшей школы, что понятно сейчас только в историческом контексте Дела военных и репрессий 30-х годов . Но Сталин не простил Николаю Герасимовичу «самовольное» возвращение Морского инженерного факультета в 1939 году , так упоминается Судом чести Военного ведомства 1948 года (чтобы исправить отрицательные последствия произвольного перемещения Инженерного факультета в ) , как и восстановление в Санкт-Петербурге Николаевских высших военно-инженерных школ Военного инженерно-технического университета .

Начало юридического существования Военного инженерно-технического университета, как восстановленного на месте происхождения самостоятельного высшего военного учебного заведения принадлежащего и продолжающего традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , положили в 1939 году Институт Инженеров Промышленного Строительства, являвшийся отделённой частью основанного в 1899 году , и возвращенный морской факультет Инженерной Академии. Приказ Народного Комиссара РК ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова об организации ВВМИСУ говорил, о необходимости, для страны, создать училище на базе отделенной части и возвращенного морского факультета инженерной академии, с целью подготовки военных инженеров для строительства военно-морских баз и береговых фортификационных сооружений, путём восстановления научно-педагогических сил Петербургской высшей школы военных инженеров Николаевской инженерной академии и Главного инженерного училища . Училищу присваивалось право высшего технического учебного заведения. Срок обучения был определен равным 5 годам и 8 месяцам. В современном юридическом виде университет учреждён в 1997 году после присоединения к Военному инженерному-строительному институту (ВИСИ) Пушкинского высшего Военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ).

Сохранение и развитие традиций Санкт-Петербургской Высшей школы военных инженеров

Санкт-Петербургский Военный инженерно-технический университет продолжает более чем 200-летнее сохранение и развитие научных и педагогические традиций коренных Санкт-Петербургских инженерных школ России на своей исторической родине. В отличие от многих других учебных заведений, непрерывная преемственность сохранялась с момента создания Высшего учебного заведения в 1810 году. Несмотря на исторические перипетии, даже в самые худшие годы ВВУЗ продолжал существовать в той или иной форме, что безусловно положительно сказалось на сохранение традиций. Традиция плодотворной исторической связи, как и традиционная связанность и взаимозависимость учебных планов и программ, сознательно сохранялась и поддерживалась между Николаевской инженерной-академией и Николаевским инженерным училищем , что позволяло обеспечивать более высокое качество инженерного образования. Примером этого сотрудничества могло бы стать, совместное, училищем и академией, издание журнала «Инженерные записки» переименованном в «Инженерный журнал».

Военный инженерно-технический университет является прямым исторически законным продолжателем традиций, одновременно, высшей школы военных инженеров Санкт- , которую мог бы символизировать Юрий Кондратюк (Александр Шаргей), и по причине юридического факта сохранения преемственности после возвращения факультета в 1939 году с расположением на месте основания, прямым наследником традиций Петербургской высшей школы военных инженеров Главного военно-инженерного училища, в котором учился Федор Михайлович Достоевский , обозначенных возвращением на историческую родину морского инженерного факультета академии (организованной в 1932 году в Москве на базе Инженерно-строительного училища).

Университет является юридически законным продолжателем традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , которую, мог бы символизировать выпускник Николаевской инженерной академии 1883 года Леонид Константинович Артамонов , русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»).

ВИТУ с момента образования имеет уникальный состав научно-педагогического коллектива, как продолжение одной из исторических традиций Главного инженерного училища и Николаевской инженерной академии . Достаточно сказать, что в Санкт-Петербурге с целью подготовки военных инженеров , в разное время привлекались: для преподавания химии - Д. И. Менделеев , для преподавания фортификации - Н. В. Болдырев, математики - М. В. Остроградский , путей сообщения - А. И. Квист, а тактику, стратегию и военную история преподавал Г. А. Леер . C самого начала в составе высшего военного учебного заведения всегда были всемирно известные ученые, так основатель отечественной школы строительной механики и теории упругости Б. Г. Галеркин возглавлял кафедру строительной механики, а знаменитый математик и экономист, лауреат Нобелевской премии Л. В. Канторович соглашался заведовать кафедрой математики, а также, выдающийся учёный-электротехник Д. А. Завалишин, феноменальный военный инженер - фортификатор Н. И. Унгерман, уникальный теплотехник А. Н. Ложкин, и многие другие неординарные инженеры и ученые. Выдающимся преподавателем был профессор и «отец русской цементной промышленности» Шуляченко, Алексей Романович . Как преподаватель, отличался способностью красноречиво и увлекательно излагать предмет фортификации, Квист, Александр Ильич .

Одной из главных традиций университета безусловно является гармоничное соединение патриотизма и духовной силы с высочайшим уровнем военно-инженерной компетенции выпускников.

От Великой Отечественной войны до наших дней

Стойкость и инженерная подготовка выпускников были доказаны во время Великой Отечественной войны . Особую роль в обороне Ленинграда сыграл форт Красная горка , построенный по проекту профессора К. И. Величко , преподававшего в университете до самой смерти в 1927 году . Военный инженерно-технический университет реально участвовал в войне, выпуская военных инженеров для всех фронтов. Кроме того, личный состав непосредственно принимал участие в обороне Ленинграда . Преподаватели и курсанты участвовали в работах по строительству оборонительных сооружений летом и осенью 1941 года , обеспечивали патрульную службу, занимались маскировкой зданий и сооружений, осуществляли инженерное обеспечение обороны города, готовясь к уличным боям. Значительная часть профессорско-преподавательского состава принимала участие в экспертных и проектных работах для фронта. Экспертов начальника инженерной обороны Ленинграда возглавлял академик Б. Г. Галёркин . В группу входили профессора Б. Д. Васильев, Н. А. Кандыба, Н. И. Унгерман, доценты С. С. Голушкевич, П. И. Клубин. Научные работы С. С. Голушкевича о ледовых переправах обеспечили теоретическую основу для создания Дороги жизни на Ладожском озере и связи со страной. Профессор Н. Н. Лукницкий занимался научными консультациями производства сборных железобетонных огневых точек. Профессор Л. В. Канторович решал проблему уменьшения рисков и обеспечения безопасности Дороги жизни. Механическая мастерская лаборатории кафедры сопротивления материалов круглосуточно производила детали стрелкового оружия. Большое количество выпускников, командиров, преподавателей и курсантов, участвовавших в войне, были удостоены высоких правительственных наград. За участие в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года ВИТУ ВМФ награждено орденом Красного Знамени, всему личному составу были вручены медали «За оборону Ленинграда» , а курсанты училища приняли участие в Параде Победы (24 июня 1945 года) .

В советский период своего существования ВИТУ подготовил более 30 тысяч инженеров; среди выпускников 115 Заслуженных строителей, а также гв.полковник (9ГУМО в настоящее время священник ЕЛЦИ) Окользин А. В., и более 100 генералов и адмиралов, в том числе три генерал-полковника: Котылев Н. И., Шумилов Л. В. и Соломатин А. В..

Институт после 2000 года

В ходе реформы по объединению военных вузов, проведённой по инициативе министра обороны РФ Сердюкова, ВИТУ как самостоятельное учреждение ликвидирован. Вуз вместе с ещё четырьмя военными вузами (институт железнодорожных войск, Вольский, Омский, Пензенский военные институты) был включён в состав Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва на правах института (факультета), количество кафедр сокращено до 11 .

Факультеты

  1. 1. Инженерно-технический
  2. 2. Энергетики (Электротехнический)
  3. 3. Строительства военно-морских баз
  4. 4. Специальный факультет
  5. 5. Факультет переподготовки и повышения квалификации
Инженерно-строительные факультеты

Готовит военных инженеров и гражданских инженеров по специальностям: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специального и общевойскового назначения», «Строительство, ремонт и техническая эксплуатация зданий и сооружений специального и общевойскового назначения», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специального назначения» с присвоением квалификации «инженер-строитель».

Факультет энергетики

Готовит военных инженеров по специальностям: «Монтаж, эксплуатация и ремонт систем электроснабжения и электрооборудования зданий и сооружений специального и общевойскового назначения» с присвоением квалификации «инженер-электрик», «Монтаж, эксплуатация и ремонт теплосилового оборудования зданий и сооружений специального и общевойскового назначения» с присвоением квалификации «инженер-теплоэнергетик», «Монтаж, эксплуатация и ремонт электромеханических установок береговых объектов флота» с присвоением квалификации «инженер-энергетик».

Факультет строительства военно-морских баз

Готовит военных инженеров по специальностям: «Строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений и специальных объектов военно-морских баз, обеспечение базирования сил флота» с присвоением квалификации «инженер-строитель» для прохождения службы на инженерных, научно-исследовательских, руководящих должностях в Военно-Морском Флоте Российской Федерации.

Специальный факультет

Готовит иностранных специалистов как ближнего зарубежья, так и дальнего.

Кафедры (до 2010 года)

1 Педагогики, психологии и отечественной истории 2 Гуманитарных и социально-экономических дисциплин 3 Тактики и общевойсковых дисциплин 4 Математики 5 Физики 6 Физической подготовки и спорта 7 Иностранных языков 11 Строительных машин (автомобильной и грузоподъёмной техники, эксплуатации и ремонта) 12 Строительных материалов 13 Воинские и производственные здания 21 Электроснабжения 22 Электрооборудования и автоматики 23 Двигателей (и энергетических установок) 24 Теплосиловых установок 31 Надёжности, монтажа и эксплуатации объектов военной инфраструктуры 32 Экологии и санитарно-технических систем 33 Пожарной безопасности 41 Военной архитектуры 42 Военно-морских баз, аэродромов и дорог 43 Строительных конструкций (и механики твёрдого тела) 44 Вычислительной техники (автоматизированных систем проектирования и управления строительным производством) 51 Инженерной геодезии, оснований и фундаментов 52 Фортификации (и защитных сооружений) 53 Технологии строительства 54 Организации производства (и экономики строительства) 55 Маскировка

Специальности подготовки

Обучение ведётся по трём специальностям (специалитет, 5 лет) высшего и по одной специальности среднего профессионального образования :

  1. 140107 Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов
  2. 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений
  3. 080225 Тыловое обеспечение (специализации - Организация городского хозяйства и строительства, Организация эксплуатации, ремонта и монтажа санитарно-технических систем)
  4. 280104 Пожарная безопасность, техник

Правилами приёма установлены дополнительные требования к абитуриентам . Помимо традиционных для гражданских вузов ЕГЭ по трём предметам (русский язык, математика, физика или обществознание) необходимо сдать нормативы (экзамены) по подтягиванию на перекладине, бегу на 100 м и 3 км. Баллы за упражнения суммируются к баллам за испытания по ЕГЭ.

Известные преподаватели и выпускники

Известные выпускники и преподаватели Санкт-Петербургской Высшей школы военных инженеров Военного инженерно-технического университета:

  • Аренс, Аполлон Иванович , военный инженер, генерал-майор, штатный преподаватель Николаевской инженерной академии
  • Артамонов, Леонид Константинович , русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»)
  • Абрамов, Фёдор Фёдорович - генерал-лейтенант, в эмиграции помощник Главнокомандующего Русской Армией, начальник всех частей и управлений Русской армии
  • Брянчанинов, Дмитрий Александрович - епископ Кавказский и Ставропольский Игнатий (Брянчанинов) - богослов, причислен к лику святых.
  • Буйницкий, Нестор Алоизиевич - генерал-лейтенант
  • Бульмеринг, Евгений Михайлович (1834-1897) - Керченский комендант, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
  • Бунин, Михаил Александрович - генерал-лейтенант, заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа по строительству и расквартированию войск.
  • Бурман, Георгий Владимирович - генерал-майор, создатель противовоздушной обороны Петрограда, начальник Офицерской электротехнической школы
  • Вегенер, Александр Николаевич - русский военный воздухоплаватель, военный лётчик и инженер, авиаконструктор, начальник Главного аэродрома, первый начальник ВВИА им. Н. Е. Жуковского .
  • Величко, Константин Иванович ( - , Ленинград) - русский военный инженер, профессор фортификации, в добровольно вступил в Красную Армию , автор многочисленных фортификационных проектов, в том числе системы форта Красная горка
  • Войницкий, Генрих Станиславович , военный инженер, архитектор и профессор, специалист по вентиляции и отоплению
  • Галёркин, Борис Григорьевич (20 февраля (1871-1945) - российский и советский инженер, учёный в области теории упругости и математик, академик АН СССР (с , член-корреспондент с ), инженер-генерал-лейтенант
  • Гершельман, Владимир Константинович - начальник мобилизационного управления штаба УВО
  • Головин, Харлампий Сергеевич - директор
  • Григорович, Дмитрий Васильевич - писатель
  • Достоевский, Фёдор Михайлович - писатель
  • Дутов, Александр Ильич - генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачьего войска
  • Канторович, Леонид Витальевич (1912-1986) - советский математик и экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 года «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов». Пионер и один из создателей линейного программирования .
  • Капица, Леонид Петрович (1864-1919), отец Петра Леонидовича Капицы - генерал-майор инженерного корпуса, строил кронштадтские форты
  • Карбышев, Дмитрий Михайлович - генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза
  • Кауфман, Константин Петрович - инженер-генерал, генерал-адъютант, туркестанский генерал-губернатор
  • Кауфман, Михаил Петрович - генерал-лейтенант, генерал-адъютант, член Государственного Совета
  • Квист, Александр Ильич - русский инженер и фортификатор
  • Кондратенко, Роман Исидорович - генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура
  • Коргузалов, Владимир Леонидович - гвардии майор, начальник инженерной службы 3-го гвардейского механизированного корпуса 47-й армии Воронежского фронта, Герой Советского Союза
  • Краевич, Константин Дмитриевич - российский физик, математик и педагог
  • Кривов, Валентин Гаврилович − учёный в области дизельных и комбинированных энергетических установок и станций автономного энергоснабжения.
  • Кривошеин, Григорий Григорьевич (1868-1940) - генерал-майор (с 1912 года), мостостроитель.
  • Кюи, Цезарь Антонович - композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал
  • Ласковский, Фёдор Павлович (1843-1905) - генерал-лейтенант (с 1896), участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. .
  • Леман, Анатолий Иванович - русский писатель, скрипичный мастер

Описание

Санкт-Петербургский Военный инженерно-технический университет создан в 1997 году на базе Военного инженерно-строительного института (ВИСИ) и Пушкинского высшего Военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ).

Военный инженерно-технический университетНачало ВОЕННОМУ ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ (ВИТУ) в 1939-1940 г.г. положили Ленинградский институт инженеров промышленного строительства и морской факультет Военно - инженерной академии.

Более чем 150-летние научные и педагогические традиции инженерных школ России свое дальнейшее развитие получили при участии стоявших у колыбели университета всемирно известных ученых: академика Галеркина Б.Г. - крупнейшего специалиста в области строительной механики при решении фундаментальных и прикладных задач, академика Канторовича Л.В. - выдающегося математика и экономиста нашего времени, лауреата Нобелевской премии, Н.И. Унгермана - выдающегося военного инженера - фортификатора, Д.А. Завалишина - видного ученого - электротехника, А.Н. Ложкина - известного теплотехника и многих других известных ученых.

Университет сегодня

Высокий уровень подготовки инженерных, научных и педагогических кадров для нужд Министерства обороны Российской Федерации и гражданского строительства достигается трудом 25 академиков и членов-корреспондентов российских и международных академий, более 40 профессоров и докторов наук, свыше 280 доцентов и кандидатов наук, в том числе: шести заслуженных деятелей науки и техники, двух заслуженных экономистов, одного заслуженного архитектора Российской Федерации.

Университет находится в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу Невы. Рядом расположен Таврический парк с дворцом, комплекс сооружений Смольного монастыря, музей А.В. Суворова, Летний сад и другие исторические и архитектурные памятники города. Часть учебной базы университета расположена в городе Пушкине рядом с дворцово - парковыми ансамблями Екатерининского и Александровского дворцов.

В учебных корпусах университета размещены более 2600 аудиторий, кабинетов и лабораторий, оснащенных современным оборудованием. В университете имеется учебно-экспериментальный комплекс, расположенный на Карельском перешейке, на берегу Финского залива, где ученые и преподаватели выполняют научные исследования, а курсанты проходят практическое обучение.

На базе университета осуществляется переподготовка и повышение квалификации специалистов Министерства обороны Российской Федерации. В адъюнктуре и докторантуре ведется подготовка научно-педагогических и научных кадров. В вузе действуют 3 диссертационных Совета по присуждению ученых степеней докторов и кандидатов наук.

В университете созданы условия для отдыха и занятия спортом курсантов. Имеющаяся спортивная база и тренерский состав позволяют командам университета быть неоднократными призерами первенств Ленинградского военного округа. При клубах университета постоянно действуют кружки художественной самодеятельности, бальных танцев, авторской песни, дискотеки, вокально-инструментальные ансамбли. Команда ВИТУ - чемпион округа в состязаниях КВН.

Также в университете имеется гражданский факультет (но только по спецальности ПГС), на который принимаются юноши и девушки.

В университете большое внимание уделяется пропаганде традиций Российского флота. Курсанты совершают близкие и дальние шлюпочные походы. Успешно действует шлюпочный клуб “Галс”, в активе которого походы в Выборгские шхеры, на Соловецкие острова Белого моря, в Севастополь, в Финляндию и по другим маршрутам.