Отмена платного образования в ссср. Какое образование было платным при Сталине

В СССР школа и ВУЗ не всегда были бесплатными. Плату отменили лишь в 1956 году.
Официальные постановления о введении платы за обучение практически нигде не публиковались, хотя находятся в открытых архивах и не спрятаны за грифом «секретно».

Плата была введена 26 октября 1940 года. Оплету установило постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».

В старших классах школ и в ВУЗах вводилось платное обучение с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных - 150, а за обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 - в других городах.

Сумма оплаты за обучение в школе и вузе была установлена не чрезмерная, годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся.
Однако, введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. А колхозники тогда вообще зарплаты не получали и работали в колхозе за трудодни.

Единственной социальной лестницей для низов тогда стали военные училища - обучение в них было бесплатным. Либо после службы в армии - работа в НКВД.

Позже появился указ об уголовной ответственности сроком до 1 года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)». Государство прикрепляло учащихся к ФЗО.

24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью», вводивший обязательное восьмилетнее образование. Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве - всё, что они производили за эти 2 дня работы на заводе или в поле, шло в оплату школьного образования. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущёва, а окончательно современный вид школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.

В результате проведенных «реформ» количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Во время войны ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР была отменена.

По итогам этого решения и последующей трагедии Великой Отечественной войны произошло некоторое торможение ударных темпов распространения общедоступного образования. Надо отметить, что оно было временным, и отказ от мер по введению платного обучения произошел сразу же после окончания войны и послевоенного периода восстановления страны.

Как только оправившееся государство могло позволить себе развитие отраслей, связанных не только с потребностями текущего выживания, оно сразу же это сделало. При этом нужно понимать, что платное образование с 1940 по 1956 годы не было аналогом отсекающего от образовательных услуг и знаний европейского платного, элитарного высшего и среднего образования.

Как указывают историки и исследователи советского периода, сумма в 150 рублей в год для школ и средних учебных заведений и 300 рублей в год для ВУЗов большинства городов и сел страны не была чем-то неподъемным.

Историки сообщают, что средняя зарплата рабочего в 1940 году составляла 300-350 рублей в месяц. Тогда как суммы в 300-400 рублей за обучение в ВУЗах, предназначались на годовое обучение. Даже если указанная средняя зарплата, так или иначе, завышена, и в реальности рядовой рабочий или крестьянин мог получать всего 200 или даже 100 рублей в месяц, все равно, указанные цены за обучение не выглядят неподъемными.

Да, для населения бедной страны эти деньги были совсем не лишним, и далеко не все семьи имели хорошие зарплаты. К примеру, для крестьянства эти меры действительно создавали серьезные проблемы в социальной мобильности. Однако, тут надо понимать, что советская власть сознательно долгое время сдерживала возможности горизонтальной мобильности жителей сел, удерживая их в колхозах.

Плата за обучение в старших классах средних школ и вузах СССР была отменена постановлением правительства 10 мая 1956 года. А введена – в октябре 1940 года. Фактически Сталин в то время начал формирование новой сословности, а рабочие и крестьяне лишились «социальной лестницы»…

26 октября 1940 года было введено постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». В старших классах школ и в вузах вводилось платное обучение и с установленным размером годовой оплаты.
Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных – 150, а за обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 – в других городах.


Годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся в то время: в 1940 году она составила 338 рублей в месяц.
Однако введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. А колхозники тогда вообще зарплаты не получали и работали в колхозе за трудодни.

В результате проведенных «реформ» количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Советская власть сознательно добивалась ограничения количества людей со средним, среднеспециальным и высшим образованием. Стране нужны были люди у станка. И этого добивались мерами экономического характера: за учебу устанавливалась плата.
Фактически Сталин в то время начал формирование новой сословности. Те же крестьяне не могли «выбиться в люди» даже через учёбу в техникуме, а рабочие – через вуз. Напомним, что в семьях того времени нормой было по 5-7 детей у крестьян и по 3-4 – у рабочих. И платить за обучение 2-3 детей было для них непосильной ношей.

Тогда же, в конце 1940-го появилось положение «О государственных трудовых резервах СССР». Совет Народных Комиссаров получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи, начиная с 14 лет, в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).
Выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года. А позже появился указ об уголовной ответственности сроком до 1 года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)». Фактически государство прикрепляло учащихся ФЗО.


(На фото: передовая группа учеников – плотников школы ФЗО №7 г. Ленинграда)
Единственной социальной лестницей для низов тогда стали военные училища – обучение в них было бесплатным. Либо после службы в армии – работа в НКВД.
Но и при Хрущёве за школьное образование фактически приходилось платить. 24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью», вводивший обязательное восьмилетнее образование. Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве – всё, что они производили за эти 2 дня работы на заводе или в поле, шло в оплату школьного образования.
Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущёва, а окончательно современный вид школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.


На фоне сталинского крепостничества и сословности, «экспериментов» со школьным образованием Хрущёва и нынешних политиков, “брежневское” время для россиян должно казаться Раем. Однако, как ни удивительно, про Брежнева никто и не вспоминает…

От слухов о реформе образования граждане, конечно, сильно напряглись. Я и сам напрягся, хотя понимал, что рано или поздно такое случится: нефиг при переферийном капитализме столько образованных иметь. Однако часть граждан, из числа не товарищей, само собой, начала искать способы доказательств, что, дескать, это не плохо, а даже и хорошо. Или, по крайней мере, не хуже, чем раньше. Причём, под «раньше» желательно бы понимать СССР. Ибо подсознание-то подсказывает: если с колбасой в СССР, быть может, не всё шоколадно было, простите за каламбур, то с образованием-то…

В общем, надо срочно доказать, что в СССР как раз с образованием было всё хреново. Чтобы реформа по крайней мере не выглядела беспрецедентным сливом всего и вся. Ну и тут, как не вспомнить: при Сталине тоже было платное образование!!! Ну, типа, «ваш любимый Сталин-то ещё хуже, да». Ну или, как вариант, «а это они по стопам вашего любимого Сталина идут».

Кое-кто даже разыскал соответствующее постановление и радостно его выложил. С идиотскими, как водится, комментариями. Вида: а это специально быдло от образования отсекли. Не вполне ясно, правда, как же это отсечённые от образования граждане в регулярном порядке перетекали из деревни в города на заводы, и откуда бралось такое количество учёных и инженеров - быть может, меньшее, чем в нескольких самых развитых странах мира, но заведомо большее, чем в Российской Империи. Хотя такие вопросы не должны беспокоить свободомыслящих. Противоречия только подтверждают верность тезисов.

Например, нацисты в регулярном доказывают коммунистам, что Октябрьская Революция была жидовской. Либералы при этом доказывают коммунистам, будто большевики специально занимались истреблением евреев и вообще разводили безудержный антисемитизм. Казалось бы, чего вы нам-то доказываете? У вас друг с другом явное противоречие: развёрнутые на сто восемьдесят градусов тезисы. Но нет, нацисты и либералы между собой по данной теме не спорят. Это строго для спора с коммунистами.

Так вот, соответствующее постановление. Его, значит, выкладывают. Оно, значит, есть. В свободном, значит, доступе. Давайте зачтём?

№27 от 26 октября 1940 года
Постановление №638. (стр. 236-2374 237-238).
стр. 236-237
«Об установление платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий.»

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год…

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.

Перво-наперво с удивлением выясняем, что это не Сталин, это Молотов. Но не суть, всем же ясно, что Сталин лично ведал всеми вопросами в стране, а Молотов - это его шестёрка. Однако вскрываются и другие удивительные вещи. Оказывается, платное образование вводилось, но при этом не всё образование становилось платным. Средняя-то школа, как была бесплатной, так и оставалась. Причём, для всего населения СССР. Причём, таковой школы до большевиков просто не было. До большевиков из доступного для всех образования имелись только церковно-приходские школы и учили там чтению, письму, простейшей арифметике и закону божьему. При этом примерно каждый второй по результатам не имел даже таких навыков.

При большевиках положение изменилось радикально и к пресловутому 40-му неграмотных было менее десяти процентов от населения. При этом значительная часть грамотных не просто умела читать и писать, а обладала средним или высшим образованием.

Уже поэтому никак нельзя сказать «а вот Сталин так же делал». Нет, собирательный «Сталин» вывел катастрофически безграмотное население на уровень грамотности ведущих государств мира.

Но всё же как быть с платой? Это же серьёзно - сделать бесплатное обучение платным!

Тут тонкость. Как уже говорилось, «Сталин» сделал платным обучение, которое сам же и создал. Причём, создал недавно - нынешним же реформаторам досталась система, в рамках которой высшее бесплатное образование существовало уже полвека.

Поголовное начальное образование удалось наладить к концу двадцатых. Поголовное среднее - к середине тридцатых. Из чего, как легко догадаться, следует: подготовительное к высшим учебным заведениям образование (те самые три старших класса) в 1940-м было только ещё на стадии становления. Его никак нельзя счесть давно существующим, которое неожиданно вдруг сделали платным. Собственно, тридцатые были периодом становления школы, причём, весьма быстрого становления. И введение платы за обучение в старших классах, по сути, было причиной того, что только что введённое социальное благо банально не смогли с наскока осилить. Ведь, надо помнить, в конце тридцатых стало вполне очевидно: будет война. Страна усиленно занялась подготовкой к ней, поэтому планы по скорейшему введению ещё и высшего бесплатного образования пришлось отложить.

После войны и восстановительного периода высшее образование тоже стало бесплатным.

В постановлении оговаривается, кроме всего, размер оплаты. За старшие классы 200 рублей за год в столицах и 150 в остальных местах. За вузы 400 рублей за год в столицах и 300 вне их. Много это или мало?

Средняя зарплата рабочего в 1940-м году была порядка 350-и рублей. За месяц. Не за год. В месяц за обучение одного ребёнка в старшей школе, таким образом, рабочий отдавал 200/(350 * 12) = 1/21 средней зарплаты. То есть, по нынешним меркам это - 850 рублей. За обучение в институте - одну десятую. Много это или мало? Тут есть нюансы. Сейчас это много. Тогда это - мало. Почему так? Потому что важен ещё и уровень обязательных ежемесячных трат - квартплата, медицина и т.п. Именно они определяют, какой процент зарплаты является «свободными деньгами» - теми, трату которых можно варьировать.

Что характерно, все понимают: сейчас в качестве оплаты будут брать совсем не 850 рублей. 850 рублей сейчас - один визит ко врачу в платной клинике. К терапевту - не специалисту.

Так что, да, сравните собирательного «Сталина», отстроившего систему образования чуть не с нуля и предложившего временно оплачивать самый верхний её фрагмент на довольно мягких условиях и то только в преддверии большой войны, с современными реформаторами, грезящими об оплате даже начального образования, выходящего за рамки церковно-приходской школы, которым вся система образования досталась в уже пятьдесят лет как готовом виде.

Периодически вспыхивают жаркие споры на тему было ли образование в СССР платным или оно все же было бесплатным. Одни, ссылаясь на Постановления правительства, доказывают, что за получение образования платили, другие, с тем же упорством ссылаясь на тексты Конституций и другие Постановления правительства, утверждают, что это все брехня и происки врагов. Ну, что ж, давайте попробуем разобраться и с этим вопросом.

После революционного захвата власти большевики в числе новых органов государственного управления создают Комиссариат по Просвещению, во главе которого становится А. В. Луначарский , уже в своем первом своем заявлении в качестве главы Наркомпроса подчеркивавший:

Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые как можно скорее дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России.

Этот посыл законодательно закрепляют в первой Конституции РСФСР 1918 года (Конституцию СССР 1924 года рассматривать не будем, т.к. она носила организационный характер и не содержала статей, касающихся прав и свобод граждан), где ст.17 провозглашает:

В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование .

Тем не менее, практически сразу провозглашенный принцип бесплатности образовательных услуг сталкивается с проблемой его практической реализации, становясь все более декларативным. Гражданская война с разрухой и обнищанием как народных масс, так и государства, которое к тому же экономически еще было крайне слабо, делало эти усилия тщетными. Обилие правовых актов, закрепляющих безвозмездность образования (даже строго запрещающих Декрет ВЦИК от 27.10.1921 "О воспрещении обязательного взимания платы во всех советских учебных заведениях" , где отказ учащемуся или его родителю в обучении или в приеме в учебное заведение за неучастие в добровольных взносах считалось преступлением по должности, за которое виновные лица из учебной администрации и педагогического персонала подвергались ответственности по приговору народного суда ) не могли изменить сложившееся положение. В учебных и воспитательных заведениях продолжали взимать плату, т.к. образовательным учреждениям надо было как-то функционировать, а учителям/преподавателям/воспитателям на что-то жить (иногда плата принималась даже в натуральном виде - продуктами) . Тогда было найдено компромиссное решение - обьявить, что взимание платы является, во-первых, как бы добровольным, во-вторых, - временным. И вот наш первый Нарком образования, разьясняя ситуацию, вынужден был говорить, что:

Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию , и вынуждено частично возложить льготы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей.

Т.е. за обучение городской и сельской бедноты платила не вымершая за время революционных перемен "вшивая интеллигенция", еще не до конца раскулаченные зажиточные крестьяне, а так же все те кто, кто относился к "социально чуждым" революции "элементам".

Однако, для поднятия экономики (начинавшейся индустриализации) государству были крайне необходимы квалифицированные рабочие кадры. Для решения этой задачи были созданы многочисленные курсы начального профессионального образования, где обучались не имеющие рабочей профессии взрослые, а так же тысячи беспризорников. Эти курсы не только позволяли получить рабочую специальность, но и не были накладными: взрослым в случае отрыва от производства сохраняли их оклады, а подросткам платили стипендии. Инструкция, разработанная согласно Декрету СНК РСФСР от 29.07.1920 "Об учебной профессионально-технической повинности" устанавливала, что размер студенческих стипендий для подростков учеников должен соответствовать шестому разряду третьей группы промышленных предприятий общетарифной сетки.

Надо сказать, что во все годы СССР к начальному профессионально-техническому образованию государство относилось, можно сказать, с трепетом. Подробно с законодательными актами в этом образовательном направлении можно ознакомится здесь: Обучение рабочих в СССР. Часть 1 , Обучение рабочих в СССР. Часть 2 , Обучение рабочих в СССР. Часть 3 , где собрана очень подробная хронологическая подборка документов на эту тему (некоторые документы будут использованы в статье).

С 1922 года стипендии стали получать студенты и других учебных заведений. Декретом СНК РСФСР от 26.05.1922 "О государственных и частных стипендиях для студентов" учреждалось получение студентами высших учебных заведений и практических институтов государственных и частных стипендий. Число государственных стипендий ежегодно определялось особым постановлением Совета Народных Комиссаров (надо сказать, что по отношении общему числу студентов их количество было не велико) . В состав стипендий входили: продовольственное и вещевое снабжение; общежития; денежные выдачи. Размер государственных и частных стипендий определялся не ниже среднего заработка рабочего данной местности. Таким образом, государственные учреждения, фабрично-заводские предприятия, общественные, кооперативные, профессиональные и партийные организации, а также частные предприятия и лица (все те, кто относился к частным учредителям стипендий) получали право учреждения и выплаты стипендий студентам тех учебных заведений, куда их откомандировывали.

В 1923 году положение о временно-добровольном взимании платы было закреплено законодательно. Нормативно-правовым актом, впервые утвердившим возмездность образовательных услуг был Декрет СНК РСФСР от 22 марта 1923 г. «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения» .

Декрет СНК РСФСР от 22 марта 1923 г. «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения»

В развитие Постановления X Всероссийского Съезда Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

1. Временно разрешается губернским исполнительным комитетам вводить плату за обучение в учебных заведениях в городах и поселениях городского типа на нижеследующих основаниях.

2. Плата за обучение допускается в школах I и II ступени, в техникумах, практических институтах и высших учебных заведениях.

Примечание. Плата за обучение не может взиматься в школах рабочих подростков, во всех профессиональных низших школах и учебных показательных мастерских, в педагогических учебных заведениях, за исключением тех, которые будут указаны в особой инструкции Народного Комиссариата Просвещения (ст. 11), а равно во всех остальных учебных заведениях, не предусмотренных настоящим Положением (дошкольные учреждения, советские партийные школы и проч.). Правила взимания платы за обучение в высших учебных заведениях и практических институтах устанавливаются упомянутой инструкцией Народного Комиссариата Просвещения (ст. 11).

3. Наемные рабочие и служащие, имеющие право состоять членами профессиональных союзов, за изъятиями, указанными в ст. 4, вносят за обучение своих детей плату в размере, не превышающем 5% их тарифной ставки, независимо от числа обучающихся детей.

4. От платы за обучение детей освобождаются:

а) красноармейцы, военные моряки, командиры, комиссарский и политический состав армии и флота;

б) инвалиды труда и войны;

в) крестьяне, подлежащие по закону освобождению от уплаты продналога;

г) учащиеся стипендиаты;

д) государственные пенсионеры;

е) работники просвещения, состоящие на службе в учреждениях Народного Комиссариата Просвещения, за исключением канцелярского и административно - хозяйственного персонала;

ж) безработные, зарегистрированные на бирже труда, имеющие право на пособие по социальному страхованию;

з) рабочие и служащие, тарифная ставка коих ниже учетверенного государственного тарифного минимума.

Примечание. От платы освобождаются также круглые сироты, оставшиеся по смерти лиц, перечисленных в ст. ст. 3 и 4 категорий.

5. В каждой школе устанавливается не менее 25% бесплатных мест.

6. Разделение лиц, не принадлежащих ни к одной из категорий, указанных в ст. ст. 3 и 4, на группы в зависимости от их имущественного положения и установление размера платы за обучение для лиц, принадлежащих к каждой из указанных групп, производится губернскими исполнительными комитетами, в соответствии с инструкциями Народного Комиссариата Просвещения.

7. Рабочие и служащие, получающие содержание хотя и выше учетверенного государственного тарифного минимума (п. "з", ст. 4), но обремененные семьей, а также несостоятельные родители, не подходящие ни под одну из перечисленных в ст. ст. 3 и 4 категорий, могут быть освобождаемы от платы за обучение детей полностью или частично в порядке, предусмотренном ст. 8.

8. Освобождение от платы за учение и предоставление, в необходимых случаях, льгот по ее внесению, производится особой комиссией в составе: представителя от местного отдела народного образования, одного представителя от местного межсоюзного объединения и одного от школьного совета данной школы. Председателем комиссии является представитель отдела народного образования. В поселениях городского типа, где нет отдела народного образования, председателем комиссии является один из членов исполнительного комитета.

9. Плата изымается заведующим школой или специально назначаемым лицом по четвертям года вперед.

Примечание. Для рабочих и служащих устанавливается ежемесячный взнос платы.

10. Суммы, поступающие от взносов за обучение, зачисляются в специальные средства данной школы, согласно Постановления Совета Народных Комиссаров от 6 марта 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 18, ст. 231).

11. Народному Комиссариату Просвещения поручается издание инструкции по применению настоящего Положения.

Председатель
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН

Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
А.ЦЮРУПА

Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
Т.САПРОНОВ

Декрет официально разрешил губернским исполнительные комитетам вводить плату за обучение в учебных заведениях в городах и поселениях городского типа, хоть и с оговоркой, что временно; плата за обучение допускалась в школах I и II ступени, в техникумах, практических институтах и высших учебных заведениях . В то же время, были определены категории лиц, имеющих льготы по оплате и освобождаемых от уплаты за образовательные услуги, а так же то количество мест в школах на какие эти лица могут претендовать (согласно декрету в школах 75% мест предполагались платными).

Однако, в середине 1924 года на заседании Политбюро РКП (б) (1924 г.) рассматривался вопрос "О платности в вузах" и было принято решение, что с 1924/1925 учебного года за обучение в ВУЗах будут платить все студенты.

а) Установить как общее правило, что за обучение в ВУЗах платят все студенты...

б) Каждый командированный в ВУЗы студент платит либо сам за себя (при наличии достаточного заработка), либо за него платит командировавшая его организация, либо может практиковаться и комбинированная система уплаты: часть - сам студент, часть - командировавшая его организация.

В) Указанный... порядок начать применять к новому приему в 1924-1925 учебном году, с тем чтобы с нового учебного года он был распространен на всю массу студенчества.

Г) Плату за обучение установить в следующих размерах:

Для лиц, зарплата коих не превышает 100 руб. в месяц, а также лиц, находящихся на иждивении родителей, зарплата коих не превышает 100 руб. в месяц,- 50 руб. в год; от 100 до 200 руб. в месяц - 75 руб. в год

и от 200 до 300 - 100 руб. в год;

Предоставить право местным комиссиям устанавливать для лиц, пользующихся нетрудовыми доходами, плату до 300 руб. в год.

Д) Относительно уже находящихся в ВУЗах студентов принять следующий порядок:
От платы освободить следующие категории студентов:

а) окончивших рабфаки,

б) госстипендиатов,

в) инвалидов войны, находящихся на иждивении соцобеза,

г) детей профессоров и преподавателей ВУЗов и рабфаков, если таковые находятся на иждивении родителей..

Как видно, сумма оплаты за обучение устанавливалась в зависимости от материального положения студента, и была более высокой для лиц, имеющих нетрудовые доходы при этом освобождалась от оплаты строго ограниченная категория лиц.

В конце 1924 года принимается Декрет СНК РСФСР от 06.11.1924 "О государственных стипендиях для студентов высших учебных заведений и рабочих факультетов" , который определяет, что отныне все стипендии, выдаваемые студентам как Народным Комиссариатом Просвещения, так и другими народными комиссариатами, считаются государственными. Следует учесть, что данное постановление говорит о получении стипендий лишь определенной категории студентов - командированных (направленных ) от организаций/предприятий или же состоящих на иждивении (содержании) государства, студенты, которые не имели льгот или направлений от организаций/предприятий стипендий не получали.

Всего в СССР, т. о., 128 (по данным Главпрофобра) вузов и 157 595 учащихся (в 1927- 1928) против 91 вуза и 124 652 учащихся в в 1914/15...Членов и кандидатов ВКП(б) среди студентов-17,1%, членов ВЛКСМ-20,1%. По полу-70,5% мужчин, 29,5% женщин; количество студентов, получающих стипендии (по РСФСР) -50 тыс.

Количество студенчества в 110.000 надо признать преувеличенным, превышающим действительные потребности страны. Главпрофобр стремится к дальнейшему снижению этой цифры, но и ода достигнута путем, с одной стороны, крайнего сокращения приема в этом году - 8.000 рабфаковцев плюс 5.500 остальных, а с другой стороны, столь болезненно протекшей чисткой студенчества, исключившей из его числа до 25.000 человек, не подходящих главным образом по своей академической неуспеваемости.

Хотя сам Нарком образования высказывался против классового подхода к набору студенческой молодежи :

В дальнейшем пополнение высших учебных заведений должно будет пойти по новым путям. Прием специально по рекомендациям партии, комсомола и профсоюзов не оправдывает наши ожидания. Рекомендуются отчасти не совсем приемлемые элементы и, кроме того, иссякает, по–видимому, самый резервуар рабочих, аспирантов в вузы и втузы.

Однако, в 1925 г. было исключено ещё 40 тысяч студентов, при этом нормы отчисляемых планировались заранее - в среднем 20 - 30% от общего числа слушателей. В общем, принцип классового подхода, как к набору студентов, так и к их отчислению оставался главным вплоть до начала 1930-х годов (в особенности в отношении рабфаков ).

Памятка Обкомам и Губкомам РКП (б) о Приеме в В.У.З. 1928 г.

Установить, что плата за обучение в вечерних учебных заведениях (вечерних институтах, вечерних отделениях институтов, вечерних техникумах и других вечерних специальных средних учебных заведениях), а также в 8-10 классах средних школ взрослых взимается в половинном размере от платы за обучение, установленной для соответствующих учебных заведений Постановлением Совнаркома СССР от 2 октября 1940 г. № 1860 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» (С. П. СССР 1940 г. № 27, ст. 637).

Председатель Совета Народных

Комиссаров Союза ССР

В. Молотов.

Управляющий Делами Совета

Народных Комиссаров СССР

М. Хломов.

Сразу же по областям появляется "народное одобрение" решения правительства:

Обратите внимание на:

Некоторые учащиеся, оставившие школу, идут на практиче­скую работу, большинство из них подало заявления с просьбой направить их на учебу в ремесленные Училища и школы Фабрично-Заводского обучения.

Действительно, тогда же - 2.10.1940 года выходит Указ «О государственных трудовых резервах СССР».

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения.

2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи - организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.

3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта - помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий - организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.

4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно - рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично - Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.

5. Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.

7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 - 17 лет для обучения в школах Фабрично - Заводского Обучения.

8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

10. Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

11. Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно - Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно статье 10 настоящего Указа.

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

Этим Указом Совет Народных Комиссаров получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи, начиная с 14 лет, в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), при этом:

Обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства .

Вводя плату за обучение в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях государство решало сразу три главные задачи. Во-первых, перенос части расходов за образование на население позволял покрывать дефицит бюджетных средств, значительно возросший с середины 1930 годов, когда плата за обучение была фактически отменена. При этом утверждение, что уровень материального благосостояния трудящихся как-то сильно возрос - было большим лукавством. Согласно данным сборника Бюджеты рабочих, колхозников, инженерно-технических работников и служащих (стр. 39 ) в среднемденежный доход семьей рабочихв целом по всем обследуемым отраслям промышленности СССР в 1940 году в месяц составлял порядка 605 руб, но так это в среднем, по отраслям же доходы сильно разнились, при этом в семьях как правило было более 1 ребенка, поэтому затраты на образование были не такими уж и маленькими. Денежные же доходы колхозников вообще сложно учесть, т.к. их работа оплачивалась трудоднями на которые начислялись натуральные продукты в то время, как за обучение надо было платить денежные госзнаки, а не трудодни.

Во-вторых, таким образом государство регулировало необходимую стране численность специалистов с высшим образованием, помните, еще в 1924 году Луначарский говорил, что количество студентов превышает необходимые потребности - двадцатые и тридцатые годы дали экономике достаточное количество специалистов с высшим образованием для проведения ускоренных темпов индустриализации, которые уже преступили или готовы были преступить к профессиональной деятельности, Тем не менее, постреволюционное подрастающее поколение продолжало хотеть образовываться, тем более, что о необходимости этого говорили на каждом шагу, но государству в преддверии войны нужнее были профессиональные рабочие кадры.

В-третьих, вводя плату за обучение в старших классах средней и высшей школах (вследствие чего часть студентов перешла на обучение на различные курсы, другая - на заочное отделение, оставшаяся - занялись трудоустройством) , делая при этом бесплатным (с получением гос.стипендий ) профессионально-техническое образование, государство решало проблему пополнения рабочих рук на местах (заводах/фабриках). А чтобы детки не считали рабочее образование чем то не серьезным или не обязательным Указ Президиума ВС СССР от 28.12.1940 "Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)" определял, что за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы) нарушители подвергаются по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.

Тем не менее, все же оставались отдельные категории граждан, которые освобождались от оплаты за обучение, а так же некоторые учебные заведения, где сохранялась бесплатность образования.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

Председатель Совета Народных

Комиссаров Союза ССР

В. Молотов.

Управляющий Делами Совета

Народных Комиссаров СССР

М. Хломов.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Сохранить в национальных студиях при Московской государственной консерватории, Московском и Ленинградском театральных институтах бесплатность обучения и ранее существовавший порядок обеспечения учащихся стипендиями.

Председатель Совета Народных

Комиссаров Союза ССР

В. Молотов.

Управляющий Делами Совета

Народных Комиссаров СССР

М. Хломов.

Постановление Совнаркома СССР от 28 октября 1940 г. N 2180 "О сохранении в летных и технических училищах и вузах Главного Управления Гражданского Воздушного флота при Совнаркоме СССР бесплатности обучения, дотации на питание и обмундирование и прежнего порядка назначения стипендий учащимся" (СП СССР, 1940, N 29, ст. 699).

Постановление Совнаркома СССР от 7 декабря 1940 г. N 2452 "Об освобождении от платы за обучение учащихся инвалидов-пенсионеров и их детей и воспитанников детских домов" (СП СССР, 1940, N 31, ст. 785).

Постановление Совнаркома СССР от 11 января 1941 г. N 70 "О сохранении бесплатности обучения и прежнего порядка назначения стипендии учащимся Московской аэросъемочной школы".

Постановление Совнаркома СССР от 12 июня 1941 г. N 1539 "О сохранении бесплатного обучения и прежнего порядка назначения стипендий учащимся педагогических училищ, расположенных в районах Крайнего Севера".

Постановление Совнаркома СССР от 2 июля 1941 г. N 1803 "Об освобождении от платы за обучение детей рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и ВоенноМорского флота" (СП СССР, 1941, N 16, ст. 311)

В годы Великой Отечественной войны отмена платы за обучение и обеспечение стипендиями проходила в основном либо по национальному признаку, либо по признаку малообеспеченности.

Постановление Совнаркома СССР от 5 января 1943 г. N 5 "Об освобождении в Казахской ССР учащихся казахов, уйгур, узбеков и татар от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 212 "Об освобождении в Узбекской ССР учащихся узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов, казахов и местных евреев от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 213 "Об освобождении в Азербайджанской ССР учащихся азербайджанцев и армян от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 19 марта 1943 г. N 302 "Об освобождении в Туркменской ССР учащихся туркмен, узбеков и казахов от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 15 мая 1943 г. N 528 "Об освобождении от платы за обучение и обеспечении стипендиями студентов Кабардино-Балкарского педагогического института".

К концу войны перечень категорий граждан, освобожденных от оплаты за обучение несколько расширился, в льготную категорию попали демобилизованные по ранению военнослужащие, дети воинов, погибших на фронтах, дети инвалидов I и II групп, студенты-инвалиды и дети учителей. В то же время местные облсоветы депутатов могли принимать решения об освобождении от оплаты за обучение студентов заочных отделений определенных специальностей.

В 1947 г. Верховный Совет СССР принял новую редакцию ст. 121 Конституции СССР, по которой гарантировалось бесплатное семилетнее обучение, и вводилась система государственных стипендий для отличившихся студентов высшей школы. Восстанавливающаяся после войны страна нуждалась в средствах, поэтому плата за обучение в старших классах и вузах продолжала взиматься.

Отмена оплаты за обучение стала возможна благодаря росту валового дохода страны, в то же время данное решение носило не только экономический, но и политический характер: " в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования".

Годом ранее 18 марта 1955 года вышел Указ ВС СССР «Об отмене призыва (мобилизации) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища» , который оставил в прошлом добровольно-принудительную мобилизацию молодежи в ремесленные училища и фабрично-заводские школы, в дальнейшем преобразованные в единую сеть ПТУ.

Однако, в замен отмены оплаты за обучение и принудительной мобилизации государство решает приучать молодежь к труду уже со школьной скамьи, об этом еще в начале 1956 года на ХХ съезде КПСС заявляет Н. Хрущев:

«Необходимо не только ввести в школах преподавание новых предметов, дающих основы знаний по вопросам техники и производства, но и систематически приобщать учащихся к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских».

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принимает Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» , положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.

Главной целью реформы объявляется подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводится всеобщее обязательное 8-летнее образование, переход на которое осуществляется к 1963 году. Полное среднее образование за счет увеличения трудовых часов увеличивается с 10 до 11 лет. В учебные планы средних школы вводятся: в 1-4 классах – труд, в 5-7 классах – практические занятия в мастерских и на опытных учебных участках, в 9-11 классах – практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству.

полное среднее образование молодёжи, начиная с 15-16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодёжь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд...

Необходимо всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

Говорилось в документе. В общем, это можно назвать завуалированной платой за обучение.

На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие слабого развития материально-технической базы учебных заведений. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время уровень общеобразовательной подготовки учащихся значительно снизился.

В начале 1964 года Комиссия по народному образованию Верховного совета РСФСР принимает Постановление "О состоянии производственного обучения в средней школе РСФСР", согласно которому школы должны были вернуться к 10 летнему сроку обучения, а обязательная профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ упраздняется с 3-х лет до 2-х. В августе 1964 г. эти положения закрепляются Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР "Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением" , где отмечается:

Обязать ЦК компартий и Советы Министров союзных республик принять меры к надлежащей постановке производственного обучения учащихся старших классов средних школ и обеспечить укрепление и дальнейшее развитие материальной базы для их производственной подготовки на предприятиях, в совхозах и колхозах.

К 1966 году средние школы вернулись к 10-летниму сроку обучения, однако, хоть и были снижены часы производственного обучения учащихся старших классов средних школ, школьники продолжали принимать участие в общественно-полезном труде, выезжая на помощь своим "шефам" (думаю, многие помнят весенние прополки полей и осеннюю уборку урожая в близ лежащих хозяйствах, в прочем, в каждой местности общественно полезный труд имел свое выражение) .

Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.