Актуальные новости об уровне зарплаты учителей. Средние зарплаты педагогов по данным Росстат Будет ли повышение зарплаты учителям году

Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 23 октября 2018. Время чтения 8 мин.

Оклады педагогов всех уровней будут увеличены с начала 2019 г. на 6%, что обойдется бюджету дополнительным субсидированием в 109 077,8 млн руб. После индексации зарплата учителей средней школы достигнет 44 760 руб., педагогов, преподающих в вузах, – 93 000 руб., воспитателей дошкольного образования – 34 700 руб. С 2013 г. оплата труда педагогических работников выросла на 40-117%. На ближайшие 3 года запланирован дальнейший рост окладов на 5,4-6,6% ежегодно.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2019 году

Педагоги, независимо от сферы деятельности, относятся к категории «майских бюджетников», то есть, их зарплата регулируется и контролируется на правительственном уровне. Это связано с катастрофически низкими доходами учителей, особенно молодых специалистов, оттоком из отрасли профессиональных работников, снижением престижности самой профессии.

Распоряжение о планомерном повышении доходов преподавателей впервые было отдано президентом страны Путиным В.В. в мае 2012 г., согласно которому, к 2018 г. зарплаты должны вырасти до 100% среднего регионального дохода у:

  • школьных учителей;
  • преподавателей и мастеров учебных заведений профессионального образований;
  • педагогов, работающих с детьми-сиротами.

Кроме этого, оплата труда не должна быть ниже 100% средней з/п в сфере образования в регионе, а преподавателей дополнительного образования – 100% дохода учителей.

На протяжении 6 лет зарплаты преподавательского состава индексировались на федеральном и региональном уровне, что позволило достигнуть высоких показателей в разрезе страны. Но если рассмотреть номинальную заработную плату на уровне регионов и муниципальных субъектов, картина складывается не столь радужная.

Таблица 1. Уровень з/п педагогов по итогам I квартала 2018 г.

Специальность Плановые показатели Фактическая з/та
По стране На федеральном уровне На региональном уровне В муниципальных учреждениях
% 100 88,5 113 120,9 86,2
руб. 36 974 32 718 41 773 44 716 31 876
% 100 112,4 197 161 100,8
руб. 37 564 42 226 73 990 60 466 37 876
% 100 95,2 115,7 121,3 90,8
руб. 41 698 39697 48245 50580 37862
% 100 109,5 109,4 109,6 69,8
руб. 37 564 41 146 41 080 41 171 26 210
% 100 101,7 98,8 122,5
руб. 37 564 38 201 37 101 46 004
Преподаватели вузов % 200 230 230 270 137,6
руб. 75 128 87 695 87 347 101 225 51 688

Источник: Росстат

Наиболее яркими примерами разбега заработков в федеральных и муниципальных учебных заведениях являются:

  1. Доходы от трудовой деятельности школьных учителей. Так, в Ненецком автономном округе Архангельской обл. зарплата в регионе ‒ 101 681 руб. и даже в сельской школе Ямало-Ненецкого округа – 113 826 руб. Тогда как в Дагестане педагог получает 21 389 руб., а в сельских школах Костромской обл. ‒ 24 051 руб.
  2. Оплата труда преподавателей вуза. В относительном выражении уровень доходов колеблется от 137 до 270%. Учитывая региональные коэффициенты, разбег в натуральном выражении поражает еще больше: например, в Югре педагогам высшего звена платят 162 932 руб., а в Ивановской области в вузе муниципального уровня – 45 419 руб.

Такой разбег показателей объясняется не только региональным уровнем доходов населения, но и неспособностью некоторых субъектов обеспечить высокие зарплаты бюджетникам.

Чтобы сохранить достигнутых показателей, правительство вынуждено субсидировать регионы. Поэтому предложение Минобрнауки в марте 2018 г. о повышении всем педагогам или школьным учителям, в частности, заработной платы до 150% осталось без поддержки.

Однако в мае прозвучала рекомендация президента удерживать доходы педагогов на достигнутом уровне и не допустить их снижения на фоне повышения МРОТ и роста благосостояния россиян. Президентские указы нашли отражение в проекте бюджета на 2019 г., где четко отражено, будет ли повышение зарплаты учителям.

В законопроекте предусмотрен планомерный на период с 2019 по 2021 гг., в том числе окладов воспитателей, учителей и преподавателей вузов, сузов.

На сколько повысят зарплату

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, зарплата учителям в 2019 году должна увеличиться на 6%. Для этих целей понадобится ассигнований на сумму 109 млрд руб. Чтобы удержать доходы на прежнем уровне и поднять оклады, субсидирование будет увеличено на 16,1%, по сравнению с прошлым годом. Такие расчеты предоставила счетная палата в Госдуму для принятия федерального бюджета.

Кроме этого, заложен и дальнейший рост оплаты труда воспитателей, учителей, педагогов среднего и высшего звена:

  • на 5,4% в 2020 г., для чего понадобится 120 млрд руб.;
  • на 6,6% в 2021 г., что потребует дополнительных ассигнований в размере около 134 млрд руб.

Прежде всего, повышение коснется учителей федеральных учебных заведений. Аналогичные шаги обязаны предпринять в субъектах РФ. Причем размер роста окладов может быть больше рекомендованных 6%.

К концу октября 2018 г. в большинстве регионов должны рассмотреть проекты или утвердить местные бюджеты, после чего будет ясно, на сколько повысят оклады учителям в региональных и муниципальных школах и других учебных заведениях.

Когда будет повышение

Многие традиционно привязывают перерасчет окладов учителей к 1 сентября. Действительно, с начала учебного года часто проводится повышение на местном уровне. Так, в , а в Санкт-Петербурге оплату труда увеличили на 4 000 руб.

Однако целевое повышение на 2019 г. запланировано с начала календарного года, то есть, заработные платы по-новому педагоги должны получить уже по итогам работы января. Но это не исключает и повторных перерасчетов на протяжении года, например, к 1 сентября или дню учителя. Но такие «подарки» обычно педагоги получают от местных властей.

Какой будет средняя зарплата учителей

Система оплаты труда педагогов предусматривает применение, кроме окладов, стимулирующих выплат и прочих надбавок. Причем некоторые прибавки распределяются по решению руководства учебного заведения. Нередко педагоги, чтобы заработать достойную оплату, трудятся на 1,5-2 ставки. Даже у двух специалистов с одинаковым образованием и специальностью фактическая зарплата может существенно отличаться. Педагоги уже приспособились к новым условиям работы и сложной системе начисления зарплаты.

Но информация о среднем заработке не отражает реальной картины. К тому же повышение отразится непосредственно на окладах и надбавках, привязанных к тарифам. Поэтому фактическая оплата труда после перерасчета может вырасти на разные суммы.

Размер средних зарплат приблизится к значениям, указанным в таблице.

Таблица 2. Средняя заработная плата учителей в 2019 г.

По стране На федеральном уровне На региональном уровне В муниципальных учреждениях
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 34 681 44 279 47 399 33 789
Учителя общеобразовательных школ 44 760 78 429 64 094 40 149
Педагоги дополнительного образования 42 079 51 140 53 615 40 134
Мастера и преподаватели профессионального образования 43 615 43 545 43 641 27 783
Педагоги, работающие с детьми-сиротами 40 493 39 327 48 764
Преподаватели вузов 92 957 92 588 107 299 54 789

В конце 2018 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

В 2019 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:

  1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
  2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
  3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
  4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
  5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
  6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:

  • школьные учителя;
  • университетские преподаватели;
  • тренеры детских спортивных секций;
  • лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.

В России финансовые системы образования расположены не на очень высоком уровне, так что педагоги и учителя часто жалуются на чрезмерно низкие зарплаты, жить на которые нереально. Давно уже государство стало обсуждать возможности повышения заработных плат учителей в РФ.

Так же часто упоминают и последние новости из прессы о таком, только у россиян все равно нет больших поводов для радости. Россия все еще не вышла из кризиса, в котором она застряла с конца 2014 года. Так что работники бюджетной сферы чувствуют его на себе все больше.

Кто такие учителя

В наши дни, учитель является одной из самых популярных профессий в стане, которая возникла изначально как воспитательный метод обучения поколений для их успешного вхождения в социальную жизнь. Как говорил Конфуций, известный философ, задачей каждого учителя является открытие новых горизонтов для размышления своих учеников.

Другими словами, такой человек должен научить чему-то ученика, а также дать ему толчок, дабы тот стремился получать самостоятельно знания. Конечно же, не каждый человек может освоить такую профессию. Ведь это довольно тяжело. Если посмотреть на одно популярное СМИ, то учитель должен иметь такие качества:

  • уметь общаться разными стилями;
  • иметь способность к эмпатии;
  • иметь креативное мышление;
  • быть уверенным в себе, а также излучать жизнерадостность;
  • обладать способностью к рефлексии.

И, если посмотреть на весь такой список качеств, то можно сделать выводы о то, что быть учителем не так просто, как кажется на первый взгляд. Так что данный труд должен и оплачиваться соответственно.

Статистика не радует

Как сказал Министр образования, в школах страны работает более 200 тысяч лишних специалистов. Только, это не совсем так. Во многих российских учебных заведениях можно видеть дефицит рабочих кадров. Да и сформировать преподавательский состав очень сложно. Самой печальной ситуацией можно назвать ту, где в школах сел на одного учителя приходится 20-30 учеников.

Также сложно найти того человека, который захотел бы учить сельских детей, ведь на 8-10 тысяч рублей работать никто не хочет. Если говорить о зарплате школьных работников, что расположены в крупных городах, то оклад тут значительно выше – 20, 40. В некоторых школах Якутии ЗП складывается из 50 тысяч рублей. Только вот в таких городах и жизнь стоит дороже.

Надо ли ждать повышение зарплат в 2017 году?

В 2017 году доходы преподавателей все-таки вырастут, потому что это плановое мероприятие было зафиксировано федеральным указом президента еще с 2012 года. Такой текст законопроекта про оклады говорит о том, что они должны стать больше на 1.5-2 раза, по сравнению с уровнем 12-го года. так что каждый год должно происходить их увеличение.

С такой целью была создана специальная программа индексирования доходов. Согласно системе, рабочие зарплаты умножаются каждый год на коэффициент инфляции. Такое событие в прошлом году уже отменили, потому что в государственном бюджете было довольно мало средств. А вот в 2017 году индексация окладов учителей все-таки будет по плану – 1 апреля. В такой области также можно наблюдать некоторые изменения, потому что теперь оклад умножается не на тот коэффициент, который соответствует инфляции, на 12 процентов, а только на 5.5 процентов.

Зарплаты учителей, таким образом, станут больше, только вот пересчет особо не покроет разницу между среднестатистическим доходом каждого человека и высокой стоимостью услуг и товаров. Однако, индексация может сделать оклады преподавателей очень высокими, особенно в том случае, если они работают в глубинке.


Учитель – весьма ответственная профессия. На западе эта специальность считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Но в России ситуация сложилась иным образом. В Российской Федерации учителя и преподаватели не так ценятся, их труд оплачивается не по достоинству, поэтому зарплаты учителей в России сложно назвать высокими. Они находятся на среднем уровне.

Реальная зарплата профессора МГУ в 2017 году

Деканы факультетов в среднем получают ежемесячно по 100 тыс. рублей. А заработная плата ректоров и проректоров просто поражает своими размерами. Представители, имеющие такие должности, могут зарабатывать от 300 тыс. рублей в месяц.

В Санкт–Петербурге в государственном университете средняя заработная плата профессора равна 55 тыс. рублей. А доцент в этом же высшем учебной заведении будет ежемесячно получать от 14 тыс. рублей.

Оклады воспитателей

Средний заработок воспитателя детского дошкольного учреждения равен 20 тыс. рублей. В Москве воспитатели получают примерно до 42 тыс. рублей, а в небольших провинциальных городах оклад по этой специальности иногда и вовсе не превышает 10 тыс. рублей.

В частных детских дошкольных учреждениях воспитатели получают большую заработную плату. В среднем их ежемесячный доход колеблется от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.

Таблица: зарплаты работников дошкольных учреждений в 2019 году

Название субъекта РФ Размер ежемесячного оклада
Белгородская область 26 524
Брянская область 23 527
Владимирская область 27 342
Воронежская область 25 930
Ивановская область 20 752
Калужская область 29 314
Костромская область 21 104
Курская область 24 444
Липецкая область 26 869
Московская область 51 497
Орловская область 22 061
Рязанская область 25 308
Смоленская область 23 214
Тамбовская область 22 936
Тверская область 24 350
Тульская область 28 678
Ярославская область 27 504
г.Москва … 1)
Республика Карелия 33 533
Республика Коми 36 999
Ненецкий авт. округ 61 917
Архангельская область без авт. округа 34 594
Вологодская область 30 368
Калининградская область 29 681
Ленинградская область 42 974
Мурманская область 44 602
Новгородская область 26 843
Псковская область 23 410
г.Санкт-Петербург 53 746
Республика Адыгея 22 435
Республика Калмыкия 21 899
Республика Крым 25 035
Краснодарский край 28 323
Астраханская область 25 241
Волгоградская область 25 803
Ростовская область 23 624
г. Севастополь 29 321
Республика Дагестан 18 156
Республика Ингушетия 21 832
Кабардино-Балкарская Республика 20 062
Карачаево-Черкесская Республика 20 435
Республика Северная Осетия — Алания 20 812
Чеченская Республика 20 698
Ставропольский край 22 482
Республика Башкортостан 28 727
Республика Марий Эл 23 369
Республика Мордовия 21 115
Республика Татарстан (Татарстан) 28 093
Удмуртская Республика 27 003
Чувашская Республика — Чувашия 23 781
Пермский край 27 072
Кировская область 22 972
Нижегородская область 28 127
Оренбургская область 24 474
Пензенская область 25 820
Самарская область 28 409
Саратовская область 22 657
Ульяновская область 24 454
Курганская область 22 696
Свердловская область 32 670
Тюменская область
в том числе:
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 55 697
Ямало-Ненецкий авт. округ 73 922
Тюменская область без авт. округов 40 826
Челябинская область 28 070
Республика Алтай 25 062
Республика Тыва 25 409
Республика Хакасия 29 107
Алтайский край 21 693
Красноярский край 33 579
Иркутская область 32 552
Кемеровская область 33 202
Новосибирская область 30 251
Омская область 25 668
Томская область 32 176
Республика Бурятия 34 143
Республика Саха (Якутия) 51 570
Забайкальский край 29 015
Камчатский край 63 629
Приморский край 34 862
Хабаровский край 37 515
Амурская область 35 386
Магаданская область 64 855
Сахалинская область 72 968
Еврейская автономная область 32 248
Чукотский автономный округ 76 056

«Учительская газета» опубликовала статистику средних заработных плат школьных учителей в Москве, данные, которые приводит издание, основаны на официальных цифрах столичного департамента образования. В ведомстве проанализировали зарплаты в 590 образовательных учреждениях, и статистика получилась достаточно интересная.

Несмотря на то, что оплата труда учителей в Москве достойная, если рассматривать общую картину, то можно заметить, что в некоторых школах зарплата отличается на 20%.

Так, например, в школе №1518 среднемесячная заработная плата в минувшем году составила 115 тысяч 289 рублей, причем доля педагогов, чей заработок превышает 60 тысяч, составила 100% от всего педагогического состава. Примерно аналогичная картина в школе №1252, там педагоги получают 109 тысяч 679 рублей. Но зарплату выше 60 тысяч получают не все, а только 98% в общей численности учителей.

Средняя заработная плата в школе №2036 - 97 тысяч 356 рублей, все учителя получают больше 60 тысяч. В общеобразовательной школе №625 в среднем представители одной из самых уважаемых профессии зарабатывают 86 тысяч 923 рубля, все зарабатывают больше 60 тысяч.

В школе №1552 педагоги зарабатывают около 75 тысяч рублей, заработок 95% педагогов превышает 60 тысяч.

И, наконец, самая скромная, но тем не менее, объективно достойная средняя заработная плата в школе №1708. Там педагоги получают 69 тысяч 177 рублей, больше 60 тысяч получают 84% учителей.

Руководитель департамента образования города Москвы Исаак Калина неоднократно отмечал, что подход, который применяется при формировании средней заработной платы в столице, является одним из самых эффективных и справедливых в стране.

«Важно, чтобы вектор финансирования был направлен на ученика, то, что сегодня заложено в московской системе образования. Когда я слышу про бухгалтерский подход к образованию, души нет, то как раз нет, подушевое финансирование, каждую душу поддерживает финансирование, а без поддержки финансирования душе всегда плохо. Это человеческий, гуманитарный подход», - подчеркивал Калина.

В настоящий момент в московских школах 50% наименее оплачиваемых педагогов получают заработную плату, достаточную для того, чтобы обеспечить себе комфортный уровень жизни.

Согласно статистике, которую приводит территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, средняя заработная плата в столице в III квартале составила 69 тысяч 847 рублей. А глава департамента экономической политики и развития Москвы Владимир Ефимов в октябре заявлял, что в среднем по 2017 году зарплата должна составить 63 тысячи рублей.

К слову, тот же Мосгорстат приводит среднюю заработную плату в сфере образования в столице за октябрь, она составила 77 тысяч 294 рубля, что значительно превышает среднюю зарплату по Москве.