Дети произносят буквы. Растяжка уздечки языка для правильного произношения

Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду - специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.

Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Варианты произношения искаженного звука «л»

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Пытаясь произнести «л», ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет - малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

  • ребенок пропускает букву «л» (лопата - опата);
  • заменяет «л» на «у» (лошадь – уошадь);
  • произносит вместо звука «л» звук «й» (молоко - мойоко, ложка - йошка);
  • хорошо говорит твердую «л» и заменяет мягкую букву на другую.

Правильная артикуляция

Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «п», не соединив губы. Для того чтобы получился звук «л», надо:

  • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
  • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
  • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение «л» можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.



Чтобы ребенок мог понять, где он допускает ошибку, необходимо посадить его перед зеркалом и отработать правильную постановку языка и губ

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых «л» соседствует с разными гласными.



Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: ). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Первый комплекс (для свистящих звуков [с], [з], [ц])

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при зауке ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Загнать мяч в ворота

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Краткое описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания:

  • Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
  • Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Краткое описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

  • Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка! если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

  • Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  • Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  • Боковые края языка должны касаться углов рта.
  • Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

  • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  • Нельзя надувать щеки.
  • Следить, чтобы дети произносили звук [ф] а не звук [х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

  • Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
  • Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  • Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение бт корней нижних зубов.

Приклей конфетку

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Краткое описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

  • Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • Рот открывать не шире чем на 1,5–2 см.
  • Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  • Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания.

  • Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
  • Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
  • При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Краткое описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

  • Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
  • Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
  • Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

  • Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  • Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Краткое описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

Методические указания.

  • Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Снача’ла производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  • Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у.
Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4–6 раз.

Методические указания.

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Краткое описание: улыбнуться" показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

  • Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
  • Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
  • Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку» а потом вернуть к этому упражнению.
  • Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука [л].
Краткое описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания.

  • Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
  • Кончик языка не должен загибаться внутрь.
  • Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Чьи зубы чище?

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Краткое описание: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

  • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
  • Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

  • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  • Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщики

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

  • Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  • Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара - не был хлюпающим.
  • Кончик языка не должен подворачиваться.
  • Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку !

Как научить ребенка говорить буквы

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Когда ребенок начинает говорить, то родителям приходится приложить немало усилий, чтобы малыш произносил звуки правильно. Одним из самых сложных по праву считается звук Р. Иногда он поддается крохе с трудом. Задача родителей в это время - не смеяться над картавым чадом, а помочь ему. Как научить ребенка говорить букву Р? Сейчас расскажем.

Общие правила

Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.

Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.

Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал. Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.

Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.

Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.

А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма - это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.

Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:

  • выспался
  • накормлен
  • здоров
  • отдохнул
  • в хорошем настроении

Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.

И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.

Упражнения для буквы Р

Большинство из них предназначены для того, чтобы разработать кончик языка ребенка. Именно он отвечает за правильное произношение буквы Р. Одновременно с этим следует заниматься и другими участниками речи: губы, поверхность языка, щеки.

Вот наиболее распространенные и эффективные упражнения:

  1. Барабанщик. Рот открываем широко, кончик языка прислонен к основанию верхних резцов. Быстро и часто произносим букву Д. При этом вибрирует кончик языка и получается почти буква Р.
  2. Извозчик. Рот широко открываем, кончик языка поднимаем к верхнему небу. С силой резко выдыхаем воздух через кончик языка. Должно получиться что-то вроде глухого ТРРР.
  3. Художник. Рот открываем широко, кончик языка опять поднимаем к верхнему небу. С силой начинаем рисовать языком на небе разные каракули. Лучше всего будет водить взад-вперед и влево-вправо.
  4. Лошадка. Самое обыкновенное цоканье. Или щелканье языком. Вспомните, как делали это в детстве, и покажите малышу.

Обязательно следите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью во время тренировок. Это наиболее распространенная ошибка. Поначалу у малыша может не получаться выполнять тренировку. Не отчаивайтесь, спустя некоторое время все выйдет идеально. А там не за горами и злополучная буква Р.

Совет. Непременно показывайте чаду на собственном примере, как надо ставить язык и губы, как выдувать воздух. На словах иногда бывает не очень понятно, что нужно сделать. И не забывайте об игровой составляющей занятий.

Упражнения для выдоха

Такие занятия - непременный атрибут артикуляционной гимнастики. Потому что без сильного выдоха звук Р произнести не получится (нужна вибрация кончика языка). Кстати, вместо тренировок можно надувать мыльные пузыри. Или катать по столу легкий шарик от пинг-понга. Или даже пробовать удержать воздушный шарик в воздухе одним дыханием без рук. Устройте соревнования - кто дальше задует бумажку по столу. Словом, развивайте фантазию и силу выдоха у своего чада.

Вот некоторые упражнения для этого:

  1. Непослушный. Язык высовываем, несколько раз быстро прихватываем его губами. Одновременно с этим делаем глубокий выдох.
  2. Маятник. Улыбаемся, немного приоткрываем рот. Высовываем кончик языка и водим им от одного уголка губ к другому. Одновременно выдыхаем.
  3. Комарик. Слегка приоткрываем рот, кончик языка высовываем. Произносим букву З, сильно выдыхая воздух. Теперь прячем язычок внутрь. Снова говорим долгую букву З, и опять выдыхаем.

Логопеды рекомендуют родителям приобрести специальный шпатель для занятий. Использовать его очень просто. Надо во время занятий аккуратно подсунуть инструмент под язык ребенка и подвигать им влево-вправо. Таким способом создается дополнительная вибрация на кончике языка. А иногда становится отчетливо слышна буква Р.

Совет. Покупайте логопедические шпатели, предназначенные для детей, а не для подростков или взрослых. У них более аккуратная форма. А еще они вкусно пахнут фруктами, конфетами или шоколадкой.

Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

Чего можно добиться такими упражнениями, кроме обиды малыша? Ничего. Для начала перед тренировкой разогрейте речевые мышцы дополнительными занятиями. И только потом пробуйте осилить сложную букву.

Кстати, логопеды советуют сначала научиться правильно произносить звук Р отдельно. Потом нужно научиться подолгу рычать. И только после этого можно переходить к целым словам, предложениям. Ну, а если чадо раньше времени начало уверенно говорить букву Р в обыденной речи, то не стоит его останавливать. Ведь ваш малыш оказался смышленей, чем вы думали. Пусть нарычится вдоволь.

Некоторые бабушки и дедушки прекрасно помнят, как травили своих сверстников с дефектами речи. Они могут начать запугивать внука, обещая все кары небесные и бойкот от других детей. Пресекайте такие беседы на корню, чтобы и думать забыли говорить ерунду. Не понимают по-хорошему? Объясните в более грубой форме. Сейчас столько детей с неправильным произношением, что большинство сверстников просто не обращают внимания на дефекты речи. И никто уже давно не смеется над картавым или шепелявым одноклассником.

Внимательно следите за произношением ребенка. Иногда случается, что малыш с успехом одолевает мягкую букву Р, а вот твердая ну никак не дается. На собственном примере показывайте отпрыску правильное звучание. Пусть он заглядывает к вам в рот, пусть посмотрит, как держать кончик языка и губы. Ведь всем известно, что дети очень любят повторять за взрослыми. Используйте это во благо.

Очень удобно это делать перед зеркалом. Например, скажите ребенку, что сегодня вы - мартышки. Поэтому должны кривляться. Но не просто так. Как именно - подскажет логопед. В интернете тоже можно найти множество упражнений.

Не надоедайте ребенку занятиями. Устал или надоело? Прекратите, вернетесь к тренировкам чуть позже. Чередуйте упражнения, чтобы малышу не стало скучно. Придумывайте истории и рассказы, предложите ему самому создать свою сказку.

Занимайтесь с ребенком каждый день. В любое удобное время. Можно даже готовить еду на кухне, но не вылупливаться в телевизор, а поиграть с малышом словами. Почаще употребляйте в своей речи слова с буквой Р. И не только во время упражнений. Можно даже представить себя с ребенком львиным семейством, порычать на воображаемого врага, или друг на друга. Да мало ли возможностей у любящих и заботливых родителей?

Не забывайте хвалить малыша за любую, даже самую маленькую победу над коварной буквой Р. Никогда не сравнивайте чадо с другими детьми. Он у вас - такой единственный и самый любимый.

Как научить ребенка говорить букву Р? Запомните - это дело не одного дня. Проявите настойчивость и терпение. Занимайтесь с чадом регулярно, но не навязчиво. Следуйте рекомендациям логопедов. И все у вас получится. Вскоре отпрыск начнет рычать не хуже тигренка.

Видео: как научиться произносить звук Р

Можно ли бороться с проблемой в развитии речи у крохи в домашних условиях?

Редко кто из родителей не сталкивается с проблемой в развитии речи у крохи. Но не каждый из них имеет возможность заниматься у логопеда. В этом случае можно проводить занятия дома.

Как быстро научить ребенка говорить?

Как быстро научить ребенка говорить?
  1. Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш
  2. Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем
  3. Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия
  4. Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.
  5. Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен. Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.. После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект
  6. Разговариваем грамотным, взрослым языком . Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно. Не делая на этом сильный акцент
  7. Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание. Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение
  8. Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук
  9. Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога
  10. Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать. Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Как научить ребенка говорить без логопеда?


Как научить ребенка говорить без логопеда? Общие полезные правила при домашнем обучении ребенка:

  1. Глаза ребенка и мамы должны находится на одном уровне. Так малышу будет проще наблюдать за всеми проводимыми манипуляциями
  2. Занятия проводим каждый день, в игровой форме. От 10 до 15 минут
  3. Массаж лица, гимнастику проводим ежедневно. Проговаривание звуков и скороговорок проводим не реже 4 раз в неделю

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

  • Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Гимнастика для четкого и правильного произношения

  • По надутым, воздушным шариком, щекам, делаем массаж
  • Дудим как паровозик, губы тянем вперед. Крутим ими сначала в одну сторону, затем в другую
  • Улыбаемся вместе с малышом. Затем собираем губы бантиком. Делаем несколько раз
  • Целуемся с ребенком, напрягая губы трубочкой, а затем расслабляя
    Проводим по губам языком в одну и другую сторону
  • Вытягиваем язык к верхней губы, затем к нижней. Также в левую и правую стороны
  • В конце делаем подобие умывания на своем лице. Ребенок должен повторить

Переходим к произношению гласных звуков

С произношением этих букв у ребенка практически не бывает проблем. Но позаниматься все-таки нужно.

  • Без напряжения, не длинно и резко проговариваем - А – а – а
    Равномерно на выдохе длинно произносим - Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации. Повторяем таким же образом со всеми гласными.

Гимнастика с согласными

Проводим произнося парные слоги, как скороговорку. Лучше чередовать: сначала произносим слог, затем скороговорку с этой буквы.
П – Пу-по-па-пэ-пи-пы В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы Ш –
Шу-шо-ша-шэ-ши-шы З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы С – Су-со-са-сэ-си-сы

Преимущество таких занятий в том, что их можно проводить в любом месте: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

  • Для развития речи, очень важна мелкая моторика .
  • Массируем ладошки чада, руками и мягкими щеточками
  • Клеим аппликации, собираем крупы, нанизываем мелкий бисер на ниточку, лепим из пластилина, используем разнообразные потешки, например «Сорока-ворона»



Как научить ребенка говорить букву с?
  • Даем ребенку зажать зубами колпачок от ручки. После чего просим ребенка подуть
  • Просим малыша растянуть рот в улыбке и упереться язычком в нижние зубы. Кладем на кончик языка спичку и просим ребенка сильно подуть на ее основание. Образуется четкий звук «с». В последствии, при получении результата, можно делать это упражнение без спички

Видео: Постановка звука с. Как научить ребенка выговаривать звук с?

Как научить ребенка говорить букву ж?

  • Как можно чаще произносим слова содержащие такую трудную букву
  • Показываем малышу правильное положение губ и языка
  • Проговариваем специальные стишки и скороговорки
  • Слова проговариваем протяжно, имитируем жужжание жука

Видео: Как правильно выговаривать букву Ж?

Как научить ребенка говорить букву т?

  • губки расслаблены
  • зубы не сомкнуты
  • кончик язычка стучит по верхними зубкам
  • горлышко не двигается

Видео: Постановка звука Т в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву г?

  • Во время произношения малыша слога «да», чайной ложечкой постепенно отодвигаем язык надавливая на переднюю часть его спинки. При движении, языка сначала появится слог «дя», потом «тя», а вслед за ним «га»



Как научить ребенка говорить твердую букву л?
  • Обратить внимание на правильность произношения этой буквы следует не ранее 5-6 лет
  • Эту букву произносим улыбаясь. Кончик языка прижимаем к небу. Показываем малышу такое положение и одновременно просим погудеть. Со временем услышим, как ребенок произносит «л»
  • Если тяжело произносит малыш твердый звук «л», делаем упражнения языком. Показываем малышу как нужно облизывать губки, гладить небо и зубы языком. Пытаемся дотянутся до носа языком
  • Чтобы ребенок запомнил правильное произношение этого звука, при пропевании ла-ла-ла, просим его слега прикусить язык. Так малыш легко запомнит правильное положение языка

Видео: Постановка звука л. Как научить ребенка выговаривать звук л?



Как научить ребенка говорить букву ш?
  • Для правильного произношения буквы «ш», показываем малышу как расположить язык прижимая к нижней губе, при одновременном поднятии кончика и боков языка
  • Делаем упражнения, изображая улыбку на губах
  • Имитируем жевательные движения

Видео: Постановка звука ш. Как научить ребенка выговаривать звук ш?



Как научить ребенка говорить слово?
  1. Акцентируемся на артикуляции. Ясно, четко и правильно проговариваем слова, которые кроха не правильно произносит. Просим его произнести правильно
  2. При общении, сложные слова не заменяем простыми. Если говорим о разных предметах, например, морковь, помидор, капуста, не обобщаем, что это овощи. Обучаем чадо разным названиям предметов
  3. Пополняем словарный запас ребенка глаголами. Говорим не существительными, а короткими предложениями. Например, тигр рычит (идет, спит, играет)
  4. Употребляем в разговорной речи признаки предметов: арбуз - сладкий, сочный, большой
  5. Объясняем, что такое противопоставления. Пол твердый, а игрушка мягкая. Машина едет, а самолет летит
  6. Пополняем словарный запас ребенка, читаем сказки и стихи

Используя все методы перечисленные в статье, при регулярном занятии, можно с легкостью решить не большие проблемы развития речи.

При сильно больших отклонениях речи, без помощи специалиста не обойтись.

Видео: Как научить ребенка говорить?