Зрелая личность. Психологическая зрелость Личностная зрелость в психологии

Аннотация

В статье предлагается авторская точка зрения относительно сущности и структуры личностной зрелости. Феномен личностной зрелости раскрывается в соотношении с понятиями саморазвития и эго-идентичности. Дается определение личностной зрелости, а также рассматриваются детерминирующие ее психологические механизмы. Обосновываются черты личностной зрелости, раскрывается их значимость для эго-идентичности личности.

Ключевые слова: личностная зрелость, черты личностной зрелости, динамическая структура

Личностная зрелость представляется одной из социально положительных и значимых характеристик человека. Вместе с тем, определение личностной зрелости как психологического понятия, по нашему мнению, остается скрытым за авторскими перечнями черт зрелой личности.

Нам представляется целесообразной задача более четкой дефиниции личностной зрелости. Это дало бы возможность согласовать научные взгляды относительно понятий «зрелая личность» и «личностная зрелость», а в дальнейшем решить задачи психологического сопровождения процесса достижения личностной зрелости.

Предлагаем рассматривать личностную зрелость как динамическую личностную структуру, которую детерминируют некоторые механизмы, а содержанием являются черты, взаимоактивизирующие друг друга. Нам представляется, что динамичность личностной зрелости состоит как в особенности проявления самого феномена, так и в его внутренней структуре. Поэтому важно продемонстрировать, при воздействии каких психологических механизмов взаимодействие черт создает феномен личностной зрелости.

На рис. 1 показано становление личностной зрелости как динамической структуры, мы предлагаем начать ее рассмотрение с понятия личностного потенциала. По нашему мнению, наличие личностного потенциала обеспечивает естественность личностного роста. То есть человек развивается и самоактуализируется за счет собственных внутренних ресурсов. Тогда содержанием личностного потенциала, являющегося первопричиной становления личностной зрелости, мы видим долг, смысл и веру.

Личностно зрелого человека можно назвать ресурсным, который сам в себе находит силы для преодоления жизненных обстоятельств и самого себя. По нашему мнению, триада внутренних ресурсов обеспечивает личностно зрелому человеку компетентность во времени, то есть способность видеть и ощутить свою жизнь целостной.

Следствием кризиса долга, смысла и/или веры мы видим трансценденцию. Критические жизненные события являются условиями, во время которых формируется новый взгляд на действительность. Пытаясь понять самого себя, человек «сам задает себе нормы и связывает себя ними» (Г. Марсель, 1999), «совершает трансценденцию от себя как эмпирической индивидуальности к себе как к самобытной самости» (К. Ясперс, 1999). Таким образом, способность к трансценденции дает возможность личностно зрелому человеку не попадать в ситуации, а создавать сами ситуации для самосовершенствования, то есть быть «своим собственным «проектом» (А. Сартр, 1999).

Выход за рамки привычных жизненных правил, способов переживания личностного смысла отображается в экзистенциальном кризисе. Он может проявляться как «тоска от неадекватности жизненной стратегии» (Н. Хамитов, 2000). Выбор в экзистенциальной ситуации возможен при наличии сформированной личностной структуры, под которой мы понимаем личностную зрелость, которая, в свою очередь, необходима для построения эго-идентичности.

Формирование личностной зрелости мы склонны отнести к периоду 11 – 20 лет, который, в соответствии с эпигенетической теорией Э. Эриксона (2002), отмечен нормативным кризисом эго-идентичности. Тогда личностную зрелость можно рассматривать, как одну из границ континуума эго-идентичности («инфантильность» – «личностная зрелость»). Мы думаем, что личностная зрелость периода юности – это, говоря метафорично, больше «возможность быть», чем «ответственность быть».

Дальнейшее становление, «обновление» личностной зрелости мы видим через призму ненормативных кризисов, связанных с ситуациями выбора. На наш взгляд, динамика личностной зрелости связана с ощущением человеком своей социальной и личностной перспективности. Изменения в жизненной перспективе человек склонен воспринимать как стрессовые или кризисные, которые требуют от него выбора. Как нам кажется, такие жизненные ситуации можно отнести к ненормативным кризисам идентичности, когда снижается уровень самопонимания личности. В целях сохранения собственной целостности человек вынужден отказаться от понимания себя через отождествление с критериями внешнего мира. «Найти себя» он может через соотнесение себя с самим собой. Логично предположить существование некоторой личностной структуры, которая обеспечивает человеку возможность принять себя как смысл, быть аутентичным. В нашем понимании, этой структурой является личностная зрелость.

Такой ход рассуждений привел нас к определению личностной зрелости как эффекта самостоятельно пережитого человеком в зрелом возрасте ненормативного кризиса идентичности. Этот эффект представляет собой динамическую личностную структуру, проприум, важный для эго-идентичности.

Мы определяем личностную зрелость как эффект, поскольку видим ее как следствие ненормативного кризиса. Акцент на самостоятельности, а не конструктивности переживания ненормативного кризиса поставлен потому, что именно самостоятельность (состоятельность себя, в состоянии быть собой – авт .) показывает способность человека без посторонней помощи, полагаясь только на себя, выйти из сложной ситуации. Важно, что именно эта способность задекларирована в определении общей зрелости, которое было дано в гештальтпсихологии (В. Кондрашенко, Д. Донской, С. Игумнов, 1999).

Наиболее ярким показателем сформированной личностной зрелости является самодетерминация, которая, на наш взгляд, проявляется во взаимоактивации свободы и ответственности, которые можно рассматривать, как инструменты мировоззрения человека. Таким образом, самодетерминация не только сопутствует построению собственной системы ценностей человека, делает выбор психологически возможным, но и активизирует процесс трансформации, благодаря которому личность обретает завершенность и целостность – зрелую эго-идентичность. Возможно, окружающим этот результат виден как личностный рост. У человека появляется ощущение полноты внутренних ресурсов, новой жизненной перспективы, стремление к которой сопряжено с новыми ненормативными кризисами.

Поскольку мы рассматриваем личностную зрелость как динамическую структуру, считаем важным рассмотреть вопрос о механизмах, детерминирующих ее проявление. Авторское видение механизмов детерминации личностной зрелости проиллюстрировано рис.2.

Причину «возникновения» личностной зрелости мы относим к имманентному для личности саморазвитию. Саморазвитие рассматриваем как стремление человека сформировать в себе определенные качества и способности, при наличии которых, по его мнению, он сможет реализовать свой внутренний потенциал наиболее полно.

Таким образом, неизбежен самоанализ, который возможен за счет внутренней диалогичности человека. Дуальность человеческой сущности порождает внутренний конфликт, который может быть движущей силой развития при стремлении человека построить отношение к ситуации не на противоположностях, а на взаимосвязях. По нашему представлению, такая гармонизация внутреннего мира человека обеспечивается механизмами интенциональности и когерентности.

Интенциональность предлагаем рассматривать как направленность личности на создание самой себя и самоопределение. Создание себя может осуществляться или в рамках адаптации человека к заданным обстоятельствам, и, вследствие этого, проявляются новые качества личности, или путем выхода за рамки ситуации. Тогда человек меняет социальную роль, способ самопрезентации, отношение к себе таким образом, что он становится субъективно другим, таким, который компетентен преобразовать ситуацию внутреннего конфликта в ситуацию приобретения жизненного опыта.

Продуктивное решение внутреннего конфликта обуславливается, на наш взгляд, особым механизмом – когерентностью, которую мы склонны рассматривать как операциональный аналог жизненной компетентности. В когерентности проявляется самодостаточность: человек доверяет самому себе, поэтому собственного мнения ему достаточно для принятия решения. Это решение, как нам кажется, касается смелости быть самим собой.

Таким образом, возникает необходимость в личностной структуре, содержащей индикаторы аутентичности – личностной зрелости. Сформированная личностная зрелость создает возможность для самоизменения, самосоздания через самодетерминацию. Поле деятельности последней находится исключительно на сознательном уровне, тогда как целостность личности возможна при тотальности ее психики. Поэтому, мы думаем, включается следующий механизм – прегнантность.

Прегнантность обеспечивает насыщенность и завершенность формирующейся эго-идентичности подводя «недейственную» идентичность к трансформации, затрагивающей бессознательное. Прегнантность выступает механизмом сопоставления Я-реального с Я-истинным, ради которого был начат процесс самоизменений. Как стремление к содержательности прегнантность обеспечивает адекватность восприятия человеком того, что он может лишь приблизиться к Я-истинному, ощутить его в момент «пикового» опыта, но не стать им.

Результатом психологической трансформации становится обновленная эго-идентичность. Для ее сопоставления с целями саморазвития вновь включается механизм интенциональности, но уже в больше мере как активное отношение к самому себе – самоверификация.

Когда уяснено представление о значении личностной зрелости и механизмах, обуславливающих ее, предлагаем обратить внимание на содержание этой структуры, которым, по нашему предположению, являются черты – индикаторы эго-идентичности.

Признание личностной зрелости характеристикой с высоким уровнем социального признания привело нас к убеждению, что ее черты должны иметь социально-психологическую значимость. Ведь, с одной стороны, в соответствии с ними окружающие характеризуют человека как личностно зрелого, с другой, эти черты являются определяющими для эго-идентичности человека.

Результатом рассуждений стало предположение, что черты личностной зрелости можно определить как центральные диспозиции проприума личности – очевидные для окружающих черты личности, которые обуславливают готовность человека действовать с позиции зрелой личности.

С целью выделить черты личностной зрелости мы проанализировали характеристики продуктивно развивающейся личности, представленные в работах К. Юнга (2002), Г. Оллпорта (2002), В. Штерна (2001), А. Маслоу (1999), Э. Шострома (2001), Дж. Стивенса (1995), Г. Салливана (2001), А. Эллиса (1999) , К. Наранхо (2001), Ф. Перлза (1999), П. Вайнцвайга (2000), К. Холла (1999), Г. Линдсей (1999), С. Холлидея (1997), М. Чандлера (1997), П. Якобсона (2000), К. Абульхановой-Славской (2000), Н. Тутушкиной (1999), Г. Абрамовой (1999), Н. Бордовськой (2004), А. Реана (2004), Д. Леонтьева (2002), Г. Скрипкиной (2002), Н. Савчина (2002), Л. Овсянецкой (2001), Л. Лепиховой (2000), Т. Титаренко (2001). Это был первый шаг в экспликации центральных черт, характеризующих личностную зрелость. Вторым шагом было отделение от личностных черт индивидных (по А. Бодалеву, В. Столину, 2001).

Последующая экспликация – третий шаг – проводилась методом контент-анализа, который охватывал 157 единиц понятий, отображающих очевидные для психологов-ученых характеристики личности, которую, обобщенно, можно назвать зрелой. Черты были разделены по смысловым группам, в каждой группе были выделены наиболее яркие черты. В ходе последнего, четвертого шага экспликации была зафиксирована частота упоминания черт, в каждой группе была выделена одна черта-маркер.

Результатом контент-анализа личностных черт зрелой личности стали десять эксплицированных черт: синергичность, автономность, контактность, самопринятие, креативность, толерантность, ответственность, глубинность переживаний, децентрация, жизненная философия.

Выделенные черты личностной зрелости представляют, по нашему понятию, один полюс континуума эго-идентичности – «зрелость». Придерживаясь целостного подхода в описании личности, мы представили также черты полюса «инфантильность» (табл.1).

Таблица 1.

Психологические субстанции и акциденты личностной зрелости

Черты личностной зрелости

Проявления деперсонализации

Ответственность

Конформность

Креативность

Страх неопределенности

Децентрация

Эгоцентричность

Контактность

Отчужденность

Толерантность

Стремление доминировать

Автономность

Зависимость

Самопринятие

Самообвинение

Глубинность переживаний

Автономность – готовность доверять себе и способность к самоопределению. В эго-иденитичности функция автономности состоит в сохранении аутентичности.

Автономность проявляется в умении человека самоорганизовываться, в характерном для него своем взгляде на мир, умении видеть и реализовывать собственную жизненную миссию. Для автономного человека характерен высокий уровень целеобразования, понимания личных ценностей, видения себя источником событий своей жизни. В отношениях с окружающими проявляет ассертивность, умеет достигать свои цели, используя собственные ресурсы. Результаты его деятельности оригинальны. Сотрудничая, гибко меняет лидерскую позицию на позицию помощника, не центрируется на собственном доминировании, склонен сравнивать уровень собственной компетентности, профессиональности с уровнем своих предыдущих достижений или с идеальными нормами, и, в меньшей мере – с достижениями других людей.

Противоположностью автономности является зависимость. Человек, проявляющий характеристики зависимости, как правило, не воспринимает и не хочет принимать окружающий мир таким, каким он есть. Он хочет жить в иллюзорном мире, наполненном ожидаемыми радостями. В реальном мире он ищет людей, которые бы заботились о нем, спасали его, и, таким образом, перекладывает на них ответственность за себя и свои действия. Создается впечатление, что люди, склонные к зависимости, боятся проживать собственную жизнь, поэтому стремятся навязать ее окружающим.

Контактность – способность быть откровенным в содержательном общении со значимыми людьми. В эго-иденитичности функция контактности состоит в готовности к самораскрытию.

Контактность проявляется в умении быстро налаживать взаимоотношения и сохранять их ценность на длительное время. Контактный человек умеет найти взаимопонимание с окружающими, склонен к открытому общению с людьми, которые для него интересны, с которыми у него схожие жизненные ценности. Располагает к себе тактичностью и искренностью общения, склонностью к помощи, инициативности и сотрудничеству. Запоминается как человек, которому характерен некоторый «магнетизм» личности, а также умением заинтересовать собой других и проявлять искренний интерес к окружающим. Контактный человек проявляет ненавязчивость и дипломатичность во взаимоотношениях, умеет предоставить обратную связь, то есть вовремя сообщить свое мнение относительно рассматриваемого вопроса. В общении стремится развивать философские, экзистенциальные темы, склонен рефлексировать относительно высказанных мыслей, поэтому общение для него – это источник самоизменения, личностной трансформации.

Люди, для которых характерна отчужденность, выстраивают собственное видение мира, в котором другие воспринимаются как чужие, а значит враждебные. Отчужденность закрывает для человека всю яркость и разнообразие мира, переживаний, смыслов. Психологическими причинами отчужденности могут быть трудности в становлении идентичности и аутентичности, когда человек не ощущает осмысленности жизни.

Самопринятие – способность относиться к себе, как к перспективному проекту. В эго-иденитичности функция самопринятия состоит в обеспечении самообъективации.

Самопринятия проявляется в умении человека признавать соразмерность собственных сильных и слабых сторон. Человек, которому характерно самопринятие, определился в собственных ценностях и уважает себя за то, что реализовывает свою миссию, позволяет себе быть счастливым безусловно, поэтому у него высокая самооценка. Он относится к себе с философским чувством юмора, то есть понимает относительность собственных успехов и, вместе с тем, не центрируется на неудачах. В отношениях с окружающими уважает их достоинство, терпимо относится к их недостаткам, считает, что заслуживает уважения к себе, спокойно воспринимает конструктивную критику.

Противоположностью самопринятия является самообвинение, при котором человеку характерно своеобразное «злорадство» над собой. При этом может прослеживаться некоторая фатальная обреченность, когда человек, все причины своих неудач только себе, даже не пытается что-то изменить. Люди, склонные к самообвинению, как будто ставят себе условие, при котором, чтобы жить полноценной жизнью, они должны «отстрадать». В увлечении самокритикой им кажется, что каждая следующая проблема недостаточно значительна, чтобы после ее решения позволить себе быть счастливым. Возможно, единственная проблема, которую они должны решить на пути к аутентичности – это отказ от самообвинений, ретрофлексии в пользу рефлексии.

Креативность – способность воплощать собственный взгляд на жизнь в результатах деятельности. В эго-иденитичности функция креативности состоит в самосотворении.

Креативность проявляется в способности человека реализовывать собственный потенциал, умении донести до окружающих авторское видение мира. Решения креативного человека характеризуются как целесообразные, оптимальные, поскольку он действует соответственно ситуации. Креативный человек способен больше, чем жить, он создает жизнь: вещи, проекты, ситуации, самого себя. Ему характерно стремление понять идею и реализовать ее. В общении с окружающими креативный человек умеет быть интересным, раскрепощенным, спонтанным.

Противоположность креативности – страх неопределенности, проявляющийся в избежании любых ситуаций выбора, прогнозирования и планирования будущего. Человек склонен воспринимать только все привычное, ему характерен низкий уровень адаптивности.

Толерантность – готовность к непредвзятому, безоценочному, аксиологическому восприятию людей и событий жизни. В эго-иденитичности функция толерантности состоит в понимании неконфликтности себя и окружающего мира.

Толерантность проявляется в способности реалистично воспринимать жизненные события и поступки окружающих. Толерантный человек принимает аутентичность других людей, поэтому не стремится доминировать над ними. Ему характерны неконфликтность, демократический стиль общения, уважение ценностей других людей, с которыми он умеет находить что-либо общее, не центрируясь на отличиях. Толерантность создает основу для безоценочного, многокритериального восприятия мира. Значимой становится уникальность человека или события.

Для интолерантного человека ситуация, в которой что-то происходит не так, как он этого хотел, становится дискомфортной. И не потому, что создается когнитивный диссонанс, а потому, ставится под сомнение первенство этого человека. Интолерантным людям характерно восприятие мира сквозь призму жестких стереотипов, с помощью которых раз и навсегда определено, что является правильным, а что нет, в какой последовательности должны происходить события. Стремление держать все под контролем продиктовано низкой оценкой собственной компетентности. Такие люди проявляют предвзятость по отношению к другим, воспринимая их односторонне, склонны разделять людей на «своих» и «чужих» и не признают других только потому, что они чем-то отличаются.

Ответственность – признание человеком себя автором и опекуном некоторого проекта, которым может быть какое-то дело, сам он или его жизнь. В эго-иденитичности функция ответственности состоит в реализации человеком смелости быть.

Ответственность проявляется в способности к поступку и самостоятельному принятию решения, в умении рисковать, а также завершать начатое дело. Ответственный человек свободно берет на себя обязательства, поскольку ей характерно чувство самоэффективности. Долг не воспринимается ею как бремя, провоцирующее самообвинения. Скорее, ответственный человек воспринимает необходимость патронировать некоторое дело, как возможность сделать что-то по-своему. Ему присуще ощущение свободы своей воли, поэтому он проявляет спонтанность в принятии решений и не ощущает ограниченности стереотипами или правилами. Вместе с тем, ответственность обеспечивает самопоследовательность, потому что человек видит взаимосвязь между своим поступком и его последствиями. В отношениях с окружающими ответственность проявляется как готовность к сотрудничеству, способность поддержать, быть надежным, самостоятельным.

Ответственности можно противопоставить конформность, понимаемую как приспособление человеком своего поведения и мыслей к правилам некоторой социальной группы. Человек побаивается самостоятельно упорядочить свою жизнь, все время ждет, чтобы за него приняли решение другие.

Глубинность переживаний (термин авт.) – способность к экзистенциальному восприятию мира. В эго-идентичности функция глубинности переживаний состоит в сохранении ощущения смысла собственного существования.

Глубинность переживаний проявляется в способности ощущать взаимосвязанность разнообразных аспектов жизни, проявлять заинтересованность к широкому кругу событий. Для человека, характеризующегося широким кругом переживаний, задекларированные им ценности являются действенными . Он не наблюдатель, а активный участник жизни. В общении с окружающими проявляет заинтересованность в их личности, способен любить людей и стремится заботиться о них, ценя их уникальность. У такого человека есть опыт духовных переживаний, благодаря которому он убежден, что жизнь имеет смысл во всех своих проявлениях.

Трудности преодоления эмоционально сложных переживаний могут быть причиной предпочтения регрессивных ценностей (термин А. Маслоу, 2001), то есть таких, к которым человек вернулся после того, как имел возможность пережить ценности бытия – смысл, добро, красоту, истину, человеколюбие, милосердие, познание, мужество, любовь. Человек мог испугаться силы переживаний, которая возникла в связи с этими ценностями, или разуверился в некоторых из них. Выбор регрессивных ценностей – комфорта, потребления, безопасности – без направленности на самосовершенствование и интерперсональное переживание ценностей делает жизнь человека более предвиденной, оберегает от «порывов души». Ценности безопасности и комфорта естественны для человека, когда они понимаются как жизненно необходимые для физического существования человека рядом с высшими ценностями, необходимыми для его духовной жизни.

Децентрация – способность к внутреннему диалогу и умение быть разным, оставаясь самим собой. В эго-иденитичности функция синергичности состоит в обеспечении самоверификации.

Децентрация проявляется как условие для самоанализа и понимания окружающих. Человек, умеющий децентрироваться, способен рассматривать явления с разных сторон, понимать и принимать то, что разные люди могут воспринимать что-то по-своему, умеет воссоздавать мысль собеседника, а также согласовывать различные взгляды и объяснять их. Для него характерно относиться к результатам своей работы без претензии на их совершенство, при решении проблем центрируется на задании, а не на собственной значимости. Децентрация предполагает соразмерность эгоцентричности и эмпатии: умеренный уровень эгоцентричности обеспечивает фиксацию собственной точки зрения, а высокий уровень эмпатии – возможность признать и понять другую точку зрения.

Противоположная черта – эгоцентризм – характеризует человека, склонного жестко придерживаться одной точки зрения – собственной, считая ее наиболее правильной. Такой человек не обязательно эгоист, но он центрируется только на своих ценностях и переживаниях. Создается впечатление, что эгоцентрики должны были бы быть успешными, благодаря направленности на себя. Но из-за нежелания и неумения рассматривать некоторую ситуацию или проблему разнопланово, они теряют эффективные способы решений.

Жизненная философия – осознавание человеком собственной реальности в контексте окружающего мира в поиске смысла жизни. В эго-иденитичности функция жизненной философии состоит в обеспечении самопротяженности.

Жизненная философия характеризуется четкостью сформулированных человеком собственных жизненных принципов, жизненной позиции и жизненного кредо. Жизненная философия личности проявляется в стремлении понять смысл жизни, а также в наличии осознанной концепции жизни и представлениях о человеческой природе. Человек со сформированной жизненной философией мыслит и относится к жизни позитивно, не смешивает цели и способі их достижения, самореализуется и определился в том, что именно он может изменить в своей жизни.

Если не сформировалось активного и неравнодушного отношения к жизни или оно искривилось из-за отчаяния, можно говорить о десакрализации, бессмысленности существования. Чаще всего к десакрализации приводит отчаяние – разочарование, влекущее за собой состояние угнетенности и бездействия. Человек утрачивает ощущение чего-то очень важного для себя, ощущает трудности в понимании границ своих возможностей, его не активизируют тайны познания, он закрывается от причастности к чувству величия (Бога, задума жизни, природы), заметной становится утрата значимости интенциональности как создания себя.

Можно отметить, что некоторые качества проявляются аккордно в нескольких чертах. На наш взгляд, это свидетельствует о взаимоактивации черт личностной зрелости.

Придерживаясь тезиса о том, что личностный рост – это научная метафора, отображающая изменения в уровне личностной зрелости, мы провели теоретическую верификацию выделенных черт личностной зрелости, соотнеся их с критериями личностного роста (С. Братченко, М. Миронова, 2002). Черты «ответственность», «децентрация», «автономность», на наш взгляд, сопоставимы с критерием ответственной свободы, «креативность» - с динамичностью, «контактность» и «толерантность» - с пониманием и принятием других, социализированностью, «самопринятие» - с принятием себя, «глубинность переживаний» - с открытостью внутреннему опыту переживаний, «синергичность» - с целостностью. Затруднения возникли с аналогом проявления в личностном росте жизненной философии личности. Предполагаем, что изменения содержания этой черты слишком приватны, чтобы быть очевидными в измеримых показателях.

В заключение представленного теоретического анализа феномена личностной зрелости представляются возможными такие выводы.

1. Личностная зрелость - эффект самостоятельно пережитого человеком в зрелом возрасте ненормативного кризиса идентичности. Этот эффект проявляется как динамическая личностная структура, которая детерминируется механизмами интенциональности, когерентности, прегнантности, и содержит центральные черты проприума, важные для эго-идентичности: синергичность, автономность, контактность, самопринятие, креативность, толерантность, ответственность, глубинность переживаний, децентрация, жизненная философия.

Данная дефиниция позволяет пересмотреть соотношение понятий «личностная зрелость» и «зрелая личность». Нам представляется, что для гуманистической парадигмы понятие «зрелая личность» в большей мере можно считать такой же научной метафорой, как и «личностный рост». Личность психологи-гуманисты определяют как индивидуума, обладающего внутренними ресурсами изменения Я-концепции (К. Роджерс, 2001), самоопределяющуюся целостность (Т. Титаренко, 2001), человека, свободно и ответственно определяющего свое место среди других (Е. Исаев, В. Слободчиков, 1995). Исходя из этих определений, зрелость имманентна человеку, которого можно назвать личностью. При этом зрелость как возрастная характеристика является отдельной координатой развития человека.

Тогда личностная зрелость выступает критерием готовности личности к саморазвитию.

2. Наличие черт самоактуализирующейся личности среди эксплицированных черт личностной зрелости, по нашему мнению, обосновывает, что самоактуализирующаяся личность не обязательно является личностно зрелой. Отделить черты самоактуальзиции представляется нецелесообразным, так как это обязывало бы провести четкую границу между личностной зрелостью и ее операциональным аналогом, а в связи с этим поставить под сомнение динамичность ее структуры.

Актуальна задача о некоторой «разноуровневости» черт личностной зрелости. На наш взгляд, она может иметь несколько решений, в зависимости от выбранных подхода к определению черты и концепции типологии . В разноплановой структуре черт, входящих в личностную зрелость, мы видим своеобразный стержень структуры личности, обеспечивающий ее целостность.

Может возникать вопрос относительно того, как люди с одинаковым набором черт, важных для эго-идентичности, могут быть аутентичными. Мы предлагаем обратить внимание, что черты личностной зрелости, рассматриваемые как диспозиции, отображают готовность человека сделать выбор быть собой, в то время как в аутентичности, на наш взгляд, проявляется смысл его выбора – зачем быть собой, а поиск этого смысла очевидно индивидуален.

Литература

1. (1999) Возрастная психология. − Екатеринбург: Деловая книга

(2004) Методологические основы практической психологии. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» , (2004) Педагогика. − Спб.: Питер, (2002) Личностный рост и его критерии //http://www. *****/lib/ppsl_1.html Гуманистическая и трансперсональная психология. Хрестоматия / Сост. (2000) − Мн.: Харвест, М.: АСТ, (2001) Психологический словарь-справочник. − Минск: Харвест, Москва: АСТ Философский словарь (2000) / Пер. с франц. − М.: Междунар. отношения

8. , (1995) Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. − Москва: Школа-Пресс

, (1999) Общая психотерапия. − Мн.: Высш. шк. (2001) Теории развития. Секреты формирования личности. − СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 (2002) Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. . Вып.1/Под ред. , //www. institut. *****/article/16.php (2002) Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2002 Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/ под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА (1999) – Санкт-Петербург, Издательство «Дидактика Плюс» Психология личности в трудах отечественных психологов (2000) − СПб.: Изд-во Питер Психология личности. Т. 2. Хрестоматия (1999) − Самара: Изд-ий Дом БАХРАХ (2000) Психология доверия. − М.: Издательский центр «Академия» Стивенс Дж. (1995) Приручи своих драконов (Как превратить свои недостатки в достоинства). − СПб.: Питер Пресс (2001) Личность: теории, эксперименты, упражнения. − СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК Холл Линдсей Гарднер. Теории личности (1999)/ Пер. с англ. − М.: -во ЭКСМО-Пресс (1997) Психология интеллекта: парадоксы исследования. − Томск: Изд-во Томск. Ун-та, Москва: Изд-во Барс (1999) Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – Спб.: Питер Ком Лєпіхова Л. (2000) Соціалізація та соціально-психологічна компетентність як рівні особистісної зрілості // Кроки до компетентності та інтеграції в суспільство: науково-методичний збірник / Ред. кол. Н Софій (голова) та ін. − Київ: Контекст (2001) До питання про психологічні критерії зрілої особистості // Актуальні проблеми психології. Том 1: Соціальна психологія. Психологія управління. Організаційна психологія. − Київ: Інститут психології АПН України Психологія особистості: Словник-довідник / За редакцією, (2001) − К. : Рута (2002) Духовні кризи: їх причини та деякі шляхи подолання // Спадкоємність та інновації в українській психологічній науці (Матеріали міжнародної науково-практичної конференції) (частина 1), Київ − Хмельницький − Кам’янець-Подільський (2003) Життєвий світ особистості: у межах і за межами буденності. − К.: Либідь Хамітов Н.., (2001) Історія філософії. Проблема людини та її меж. − Київ: Вид-во Наукова думка Antonovski A. (1999) Rozviklanie taemnici zdrovia. − Warshava

Рис.2. Механизмы детерминации личностной зрелости

Психологическая зрелость личности является многомерным и многозначным конструктом, активно разрабатываемым в современной психологии. Различные подходы и авторы акцентируются на разных аспектах данного феномена, выделяя ведущие в его психологическом содержании свойства. В структуре психологической зрелости выделяются эмоциональная, когнитивная, социальная, нравственная стороны.

Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), в психологии развития (Э. Эриксон, Б. Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А. Г. Портнова), в акмеологии (А. А. Бодалев, А. Л. Деркач, А. А. Реан), в отечественной психологии личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, А. Л. Журавлев и другие). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.

Одна из наиболее полных концепций личностной зрелости принадлежит Г. Олпорту. Говоря о личностной зрелости, он отмечал, что, во-первых, нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько развивающихся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уникально. «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов» . Во-вторых, он отмечал, что следует больше говорить об идеальном, а не о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно. В-третьих, личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим возрастом, однако столкновения с трудностями и страданием с возрастом дают большую зрелость. Тем самым, Олпорт наметил механизм формирования зрелости - совладание с трудными жизненными ситуациями. Г. Олпорт выделяет шесть критериев зрелости:

  • 1) расширенное чувство Я;
  • 2) теплота по отношению к другим;
  • 3) эмоциональная безопасность и принятие себя;
  • 4) реалистическое восприятие;
  • 5) самообъективация - понимание себя и юмор;
  • 6) единая философия жизни.

В гуманистической психологии личностная зрелость приравнивается к понятию психологического здоровья. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей, разработанная им, распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества, психическое здоровье и, в итоге, личностную зрелость он продемонстрирует. Таким образом, понятие зрелости связывается со стремлением к самоактуализации, как вершине в этой иерархии. В число основных черт, характеризующих зрелых, «самоактуализирующихся людей», А. Маслоу включил: эффективное восприятие реальности (реалистичность), спонтанность, сосредоточенность на проблеме (в противоположность озабоченности собой), отстраненность, независимость от окружения (как автономность и самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), социальное чувство, демократический характер (как уважительное отношение к другим, сострадание), способность формировать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.

В концепции К. Роджерса в качестве образца психологического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Если человек свободен и умеет прислушаться к себе, опереться на себя, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека (несмотря на возможные ошибки и трудности) к более полноценной жизни, к большей личностной зрелости. С. Л. Братченко и М. Р. Миронова на основе работ К. Рождерса составили перечень критериев личностной зрелости, которые складываются из интраперсональных и интерперсональных.

К иптраперсопальпым критериям относятся:

  • принятие и понимание себя;
  • открытость внутреннему опыту переживаний;
  • ответственная свобода;
  • целостность и конгруэнтность;
  • динамичность (как гибкость и открытость изменениям).

Интерперсональные критерии включают:

  • принятие и понимание других;
  • социализированное^ (как конструктуивные социальные оношения, компетентность в разрешении межличностных проблем);
  • творческую адаптивность (в аспекте отношения к жизненным проблемам).

В экзистенциально-ориентированных подходах также фигурирует представление о зрелости. Так, основатель гештальттсрании Ф. Перлз основным критерием личностной зрелости считал автономность , как способность находить опору в самом себе. Э. Фромм важнейшей чертой человеческой личности считал способность любить . В этой связи он выделял зрелую любовь, которая характеризуется такими чертами, как отдавание, забота, ответственность, уважение и знание. Таким образом, зрелость в трактовке Фромма - это зрелость межличностных отношений, характеризующихся заботой, ответственностью, уважением и эмпатией в отношении других людей 1 . В теории межличностных отношений Г. Салливана психологическая зрелость (здоровое психическое развитие) также связывается со зрелостью межличностных отношений как способностью устанавливать близкие отношения с другими людьми. Салливан считал, что показателем здорового развития служит способность человека испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу .

В отечественной психологии в качестве критериев личностной зрелости рассматриваются субъектные характеристики личности, отражающие ее активность в построении собственного жизненного пути, способность к организации жизни целеустремленно и по собственному замыслу (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмо- лов), ответственность (П. Я. Гальперин, В. И. Слободчиков, А. Г. Асмолов), способность разводить идеальные и реальные цели (Б. С. Братусь), способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств - автономность, независимость (Л. И. Божович). С. К. Нартова- Бочавер , рассматривая феномен и категорию зрелости в психологии, говорит о психологической суверенности , которая близка к таким понятиям, как устойчивый образ Я и система способов поведения личности, способность принимать решение, опираясь на внутреннюю поддержку, сепарация от других, ответственность и локус контроля.

Г. С. Сухобская рассматривает показатели зрелости психического развития человека и относит к ним следующие способности:

  • к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях;
  • к мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии, несмотря на обстоятельства и мотивировки («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);
  • к самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных действий и их результатов;
  • к проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания;
  • способность «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, одновременно развивая качество прогнозирования, выполнения и оценивания запланированного;
  • к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.

Вместе с этим Сухобская различает также и социальную зрелость , отмечая при этом, что зрелость психического развития может сочетаться с незрелостью социального поведения. Это те случаи, когда хорошо развитые рефлексия и практический интеллект могут служить мощным прикрытием для социально неблаговидных поступков. Однако личность, полностью разделяющая ценности социума и реализующая их в поведении, не всегда может считаться социально зрелой (партийный или религиозный фанат, идущий в бой за ценности той общности людей, в которую он входит). Понятие социальной зрелости определяется внутренней установкой личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, т.е. на гуманистические ценностиК

С акмеологической точки зрения зрелость личности рассматривается преимущественно в аспекте морально-нравственного развития. Это масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. А. Л. Журавлев рассматривает психосоциальную зрелость человека, главными критериями которой являются толерантность, гуманистическая направленность на реализацию общественно значимых целей.

В концепции Л. Колберга наличие высокого уровня нравственного сознания, является одним из критериев личностной зрелости.

Представления о личностной зрелости фигурируют также в психологии развития (Э. Эриксон, Дж. Ловингер, Г. Крайг). Здесь делается акцент на преемственности ее формирования и вкладе каждого возрастного этапа в развитии определенных характеристик зрелости. Э. Эриксон рассматривает возможность обретения зрелости только в старости и основным ее качеством является целостность. Чтобы раскрыть характеристику целостности, следует проследить путь развития личности. Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности , формирование которого - особенно острая проблема подростково-юношеского периода. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (кто я такой?). Другими качествами зрелой личности, формирующимися во взрослости, являются интимность , сочетающаяся с определенной долей дистанцированное™, автономности и избирательности (ранняя взрослость), продуктивность (как забота и ответственность, способность сосредоточиться на объективной задаче) и интегративность (целостность, завоевание всех предыдущих стадий). Итак, зрелость предполагает развитие в достаточной степени таких качеств как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, компетентность, ответственность, индивидуальность, дистанцированность, способность быть верным, любить и заботиться, мудрость.

Дж. Ловингер, продолжая идеи о преемственности развития и развитии в течение всей жизни, связывает в своей теории развитие эго и когнитивное развитие. Она выделяет семь основных стадий:

  • 1) досоциальная (полная зависимость от взрослых);
  • 2) импульсивная (эгоцентричность, конкретность, зависимость от окружения);
  • 3) самозащитная (боязнь наказания, манипулирование, использование благоприятных возможностей в личных целях);
  • 4) конформистская (подчинение внешним нормам и правилам);
  • 5) сознательная (развитие совести, установление собственных норм, самокритика);
  • 6) автономная (уважение автономии других, терпимость к их взглядам, совладание с внутренними конфликтами и потребностями);
  • 7) интеграционная (интеграция понимания себя с пониманием других людей).

Каждая последующая стадия сложнее предыдущей, ни одна из них не может быть пропущена в ходе развития. Лишь очень небольшое число людей достигает завершающих стадий. Зависимость стадий от хронологического возраста не является обязательной. По оценкам Ловингер, седьмой стадии достигают менее 1% взрослых 1 . Таким образом, зрелость определяется развитостью эго, что предполагает автономность и независимость личности, опору на себя, эффективное совладание с внутренними конфликтами, конгруэнтность и целостность , терпимость и уважение в отношениях к другим.

УДК 159.923

Балык Анна Сергеевна

Цыбуленко Ольга Петровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ

Balyk Anna Sergeyevna

Tsybulenko Olga Petrovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Education Science and Psychology Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences

PSYCHOLOGICAL MATURITY OF PERSONALITY: THEORETICAL CONCEPTS AND APPROACHES

Аннотация:

Становление зрелости личности - процесс многосторонний и, следовательно, гетерохронный. Психологическую зрелость личности отечественные и зарубежные авторы связывают как с биологическими, так и с социальными критериями. Также в структуре психологической зрелости личности выделяют четыре базовых, фундаментальных компонента: ответственность, терпимость, саморазвитие и интегративность, вокруг которых определенным образом группируется множество других компонентов. Однако для целостного понимания человека как «владельца», «носителя» этих ипостасей, осмысления всей сложности зависимостей между ними необходимо сведение результатов изучения в единую картину. Попытка подобного сведения предпринята в представленной статье.

Ключевые слова:

личность, я-концепция, самоактуализация, саморазвитие, жизнедеятельность, зрелость, психологическая зрелость.

Development of personality maturity is a multilateral and, therefore, heterochronic process. Russian and foreign authors associate psychological maturity with both biological and social criteria. Also, in the structure of psychological maturity of a person there are four basic, fundamental components, around which many other components are grouped in a certain way. However, for the holistic understanding of a human as an "owner" and "carrier" of all these incarnations, comprehension of the complexity of the dependencies between them, it is necessary to integrate the results of the studies into a single picture. The article presents an attempt of such integration.

identity, self-concept, self-actualization, self-development, life, maturity, psychological maturity.

Научный интерес к проблеме зрелости личности на современном этапе общественного развития связан с теоретическими и экспериментальными исследованиями человека в контексте многообразных проявлений в пространстве его жизнедеятельности: отношение человека к самому себе, к межличностному взаимодействию в близком и дальнем окружении, к собственной жизни среди людей, к своей профессиональной деятельности и ее результатам. В современной психологии в структуре зрелости личности выделяются различные аспекты, в соответствии с которыми можно говорить о наличии психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, нравственной, социальной и психологической зрелости.

Понятие «психологическая зрелость личности» активно исследуется как многомерный и многогранный конструкт. Причем представители различных психологических подходов и направлений в своих изысканиях делают акцент на разных составляющих данного понятия, выделяя центральные в его психологическом содержании свойства.

Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), психологии развития (Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А.Г. Портнова), акмеологии (А.А. Бо-далев, А.Л. Деркач, А.А. Реан), отечественной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев и др.). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.

Г. Олпорт является автором одной из тех концепций, которые максимально полно описывают структуру психологической зрелости личности. Он считал, что созревание человека - это непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни процесс становления и развития. В процессе изучения психологической зрелости ученый обращал особое внимание на уникальность каждого человека, каждой личности. По его мнению, не существует единых критериев для описания абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько самих развивающихся: «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов» . Также автор считал, что в попытках найти универсальные критерии психологической зрелости, которые подошли бы для каждого человека, мы забываем о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно.

Значимым моментом в концепции Г. Олпорта является его идея об отсутствии взаимосвязи психологической зрелости с хронологическим возрастом человека. По его мнению, личность приобретает зрелость в той или иной степени при столкновении с трудностями и страданием. В данном тезисе содержится предположение ученого о том, что механизм формирования зрелости личности связан с преодолением ею трудных жизненных ситуаций.

Г. Олпорт выдвинул идею о том, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

1) широкие границы «я»,

2) теплые социальные отношения,

3) положительное представление о самом себе,

4) реалистическое восприятие,

5) способность к пониманию себя и юмор,

6) обладание цельной жизненной философией.

Автор такого направления, как гуманистическая психология, А. Маслоу рассматривает понятия «психологическая зрелость» и «психологическое здоровье» как тождественные. Он считал, что иерархия потребностей, состоящая из пяти базовых потребностей человека, является актуальной в процессе жизни для каждого человека. В контексте ее рассмотрения в рамках психологической зрелости, по мнению А. Маслоу, чем выше человек сможет подняться в этой иерархии, тем большую самобытность, более многообразные индивидуальные качества, личностные свойства, а в итоге психологическую зрелость он приобретет. «В том случае, когда человек внутренне чувствует себя свободным и при возникающей необходимости прислушивается к себе и может опереться на себя, всецело доверяя себе и отражая происходящее в его внутреннем мире, его стремление к верхней ступени - самоактуализации реализуется в полную силу и он достигает большей зрелости» .

Таким образом, в гуманистической психологии психологическая зрелость является понятием, связанным со стремлением личности к вершине в иерархии потребностей, к самоактуализации. В соответствии с таким пониманием психологической зрелости личности А. Маслоу в качестве основных черт, которыми обладает зрелый, самоактуализирующийся человек, выделил: адекватное восприятие реальности (реалистичность), непосредственность, сосредоточенность на проблеме (а не на себе), автономность, независимость от окружения (самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), демократический характер (уважительное отношение к другим, эмпатия), способность устанавливать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.

К. Роджерс в своей концепции психологическую зрелость личности связывал с я-концеп-цией. Составляющими частицами я-конструктов являются бессознательные механизмы, сформированные в раннем возрасте, сознательные паттерны поведения, а также механизм идентификации. В результате в процессе онтогенетического развития у человека складывается субъективная картина окружающей действительности, основанная на индивидуально пережитом личностью опыте, который также становится значимой частью образа «я». И чем более высокого уровня психологической зрелости достигла личность, тем более индивидуально, рельефно сформировано и выражено ее фундаментальное ядро - «я».

Таким образом, согласно теории К. Роджерса, я-концепция, имеющая взаимозависимость с психологической зрелостью личности, представляет собой разнообразные фрагментарные эмоциональные, когнитивные, межличностные впечатления личности, постепенно складывающиеся в целостное ядро. Стимулом, лежащим в основе развития я-концепции, является желание человека реализовывать свой потенциал в различных видах и формах жизнедеятельности.

С.Л. Братченко и М.Р. Миронова на основе работ К. Роджерса составили перечень критериев личностной зрелости, которые разделяются на внутри- и межличностные.

К внутриличностным критериям относятся:

Принятие и понимание себя,

Открытость внутреннему опыту переживаний,

Ответственная свобода,

Целостность и конгруэнтность,

Динамичность (как гибкость и открытость изменениям).

Межличностные критерии включают:

Принятие и понимание других,

Социализированность (как конструктивные социальные отношения, компетентность в разрешении межличностных проблем),

Творческую адаптивность (в аспекте отношения к жизненным проблемам) .

В экзистенциально-гуманистических концепциях также исследуется феномен психологической зрелости. Например, в гештальт-терапии Ф. Перлз в качестве основного критерия психологической зрелости выделял автономность и рассматривал этот критерий как способность личности опираться на самого себя, доверять своему внутреннему опыту. Э. Фромм связывал понятие зрелости личности с ее способностью любить. Зрелую любовь он интерпретировал как способность личности заботиться о другом, уважать интересы другого, нести ответственность за другого. Исходя из этого, согласно Э. Фромму, психологическая зрелость напрямую проявляется в межличностных отношениях, которые сопряжены с заботой, ответственностью, уважением и эмпатией в отношении других людей . Близка к концепции Э. Фромма в отношении понимания и интерпретации психологической зрелости теория межличностных отношений Г. Салливана, согласно которому здоровое психическое развитие рассматривается в контексте зрелых межличностных отношений, причем значимым аспектом является способность личности устанавливать близкие отношения с другими людьми. Г. Салливан считал, что психологически зрелая личность способна одновременно испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу .

Понятие «психологическая зрелость личности» активно исследуется и в отечественной психологии. Однако здесь акцент, в отличие от зарубежных исследований, смещается с межличностных отношений на субъектные характеристики личности. Так, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов связывают психологическую зрелость со степенью активности личности в выборе траектории своего жизненного пути, ее способностью к организации жизни в соответствии с собственным представлением. П.Я. Гальперин, В.И. Слободчиков, А.Г. Асмолов выделяют в качестве значимой взаимосвязь зрелости личности с ответственностью. Б.С. Братусь обозначает зрелость как способность разделять идеальные и реальные жизненные цели и установки. Л.И. Божович определяет зрелость как способность личности к автономии и независимости. С.К. Нартова-Бочавер, изучая феномен психологической зрелости, делает вывод о ее непосредственном проявлении в устойчивом образе «я», в системе поведенческих паттернов личности, в способности принимать решения, основываясь на собственных внутренних представлениях об окружающей действительности, и готовности нести ответственность за них.

Г.С. Сухобская наряду с изучением таких аспектов зрелости, как личностный смысл образования взрослого человека, продуктивные тенденции развития, самоопределение, рассматривает и показатели зрелости психического развития человека. В качестве значимых показателей зрелости личности она выделяет способности:

К прогнозированию своего поведения;

Преодолению себя, самомотивации с целью достижения поставленных целей;

Самоанализу своей деятельности и полученных в результате ее выполнения результатов;

Рефлексии на основе накопленных аффективных впечатлений;

- «извлечению уроков» из собственного поведения;

Адекватной эмоциональной реакции в различных жизненных ситуациях.

Интересным моментом в концепции Г.С. Сухобской является автономное исследование понятия «социальная зрелость». По ее мнению, эти структуры личности развиваются независимо друг от друга, причем зрелость психического развития может сочетаться с незрелостью социального поведения у одного и того же человека. В качестве подтверждения своего тезиса автор предлагает рассмотрение личности, использующей хорошо развитую рефлексию и практический интеллект с целью оправдания социально неблаговидных поступков; либо личности, полностью разделяющей ценности социума и соблюдающей их в поведении, что не всегда свидетельствует об осознанном ценностном выборе, а зачастую говорит о высоком уровне конформизма личности .

Понятие «психологическая зрелость личности» в акмеологической концепции рассматривается главным образом с точки зрения морально-нравственного развития. Психологическая зрелость представляется авторами данного направления как категория, заключающая в себе гуманистическую направленность личности, континуум норм и правил поведения и отношений. Один из представителей акмеологической концепции А.Л. Журавлев в качестве основополагающих критериев зрелости личности выделяет толерантность, высокую значимость межличностных отношений и гуманистическую направленность на реализацию общественно значимых целей.

Психологическая зрелость является непосредственным объектом исследования в психологии развития (Г. Крайг, Дж. Ловингер, Э. Эриксон). Авторы данного направления считают, что психологическая зрелость формируется в процессе онтогенеза человека и на каждом возрастном этапе закладывается фундамент определенных характеристик зрелости. В частности, Э. Эриксон считает, что основополагающим компонентом психологической зрелости личности является чувство идентичности, сензитивным периодом для формирования которого считается подростковый и ранний юношеский возраст. Зрелость в высшей степени развития, по мнению Э. Эриксона, достигается личностью в процессе закрепления и упрочения чувства идентичности («Кто я такой?»). Далее в процессе взросления, на этапе юности, ранней взрослости и взрослости у человека формируются такие качества зрелой личности, как способность к близости в сочетании с сохранением собственной автономности, результативность, выражающаяся в способности ставить цели и достигать их, и интегративность, складывающаяся на завершающем этапе жизненного пути человека и заключающаяся в целостности всех составляющих структур зрелости личности. Чтобы понять глубокую характеристику целостности и интегративности личности, необходимо изучить весь путь развития личности в его неповторимости. Таким образом, с позиции психологии развития психологическая зрелость - это структура, формирование которой обеспечивается благодаря развитию личностью таких качеств, как индивидуальность, способность к близости, автономность, ответственность и мудрость.

Еще один представитель психологии развития Дж. Ловингер, изучая психологическую зрелость личности, объединяет развитие эго и когнитивное развитие как ее определяющие составляющие. Ученый выделяет семь основных стадий в формировании психологической зрелости человека:

1) досоциальная (полная зависимость от взрослых),

2) импульсивная (эгоцентричность, конкретность, зависимость от окружения),

3) самозащитная (боязнь наказания, манипулирование, использование благоприятных возможностей в личных целях),

4) конформистская (подчинение внешним нормам и правилам),

5) сознательная (развитие совести, установление собственных норм, самокритика),

6) автономная (уважение автономии других, терпимость к их взглядам, совладание с внутренними конфликтами и потребностями),

7) интеграционная (интеграция понимания себя с пониманием других людей).

Ключевым моментом данной теории является утверждение автора о том, что каждая последующая стадия в своем развитии сложнее предыдущей. Причем наличие зависимости каждой стадии от хронологического возраста необязательно, но ни одна из стадий не может быть пропущена в ходе развития. По мнению Дж. Ловингер, лишь очень небольшое число людей достигает завершающих стадий. Исходя из частных теорий психологии развития можно сделать вывод о том, что психологическая зрелость определяется мерой автономности и независимости личности, ее способностью опираться на себя, строить эффективные межличностные отношения и, наконец, целостностью, достигаемой в конце жизни.

Опираясь на проведенный теоретический анализ различных психологических концепций по предмету исследования, можно сделать вывод о том, что понятие психологической зрелости личности в современной психологии многоаспектно и пока еще определено недостаточно четко. В результате краткого обзора имеющихся исследований на предмет понимания сущности и процесса формирования психологической зрелости мы можем рассматривать данное понятие в единстве двух его аспектов: индивидуально-психологического (внутриличностного) и социально-психологического (межличностного). Кроме того, теоретический обзор позволил выделить общие аспекты психологической зрелости личности в соответствии с определениями, лежащими в основе их выделения и раскрывающими их психологический смысл. Данные аспекты представлены ниже.

1. Ответственность (А.А. Реан, А.Г. Асмолов, Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Кассель), «сознательная независимость» (К. Роджерс), локус контроля (С.К. Нартова-Бочавер).

2. Осознанное, реалистичное восприятие мира (Г. Олпорт), самопонимание (К. Роджерс), способность ставить реальные и идеальные цели (Б.С. Братусь), оценочная рефлексия (Г.С. Су-хобская).

3. Потребность в самоактуализации (А. Маслоу), направленность на саморазвитие, открытость изменениям (К. Роджерс, А.А. Реан).

4. Самопринятие и самоуважение - принятие себя (Г. Олпорт); гибкая я-концепция, стремление я-реального к я-идеальному (Н.Е. Харламенкова).

5. Автономия - самостоятельность, опора на себя, самоподдержка (Ф. Перлз); автономность (Дж. Ловингер), психологическая суверенность (С.К. Нартова-Бочавер); способность противостоять давлению и оценкам окружающих (К. Роджерс).

6. Сила характера (Б.Г. Ананьев), творческая реализация (К. Роджерс), способность справляться с неопределенностью (Г. Олпорт).

7. Управление и организация собственной жизни - создание собственной среды развития (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко); способность к постановке целей и реализация собственного решения (Г.С. Сухобская); регуляция собственного поведения сознательно в процессе жизни (К.А. Абульханова-Славская), самоконтроль (Р.М. Шамионов).

8. Целостность, конгруэнтность (К. Роджерс), цельность характера (Б.Г. Ананьев), идентичность, складывающаяся в процессе онтогенеза (Н.Е. Харламенкова, Дж. Ловингер), приобретение полной целостности образа «я» (К.Г. Юнг), целостность эго-идентичности (Э. Эриксон).

9. Широта интересов и связей с миром (Д.А. Леонтьев); многогранное чувство «я» (Г. Олпорт), выражение творческого начала в разнообразных сферах жизни; открытость опыту (Г. Крайг).

10. Толерантность, социальная направленность поведения (А.А. Деркач, А.А. Бодалев), снисходительность, демократический склад характера (Г. Олпорт); гуманистические ценности (Г.С. Сухобская), нравственное сознание (Л. Колберг).

11. Способность строить межличностные отношения (Г. Салливан, В.Н. Мясищев, Р.В. Ов-чарова); теплота в отношении к другим (Г. Олпорт); способность любить, заботиться (З. Фрейд, Э. Фромм); уважение и эмпатия по отношению к другим людям (Э. Фромм, К. Роджерс).

В статье сделана попытка раскрыть сущность понятия «психологическая зрелость личности». Перечисленные выше аспекты психологической зрелости позволили определить ее состав и психологическое содержание. Однако в современной психологии зрелость рассматривается как целостная и непрерывно развивающаяся характеристика, как сложное системное образование, которое не сводится к отдельным свойствам личности, а является слаженной гармоничной системой. В заключение стоит отметить, что о достижении личностью психологической зрелости можно говорить в полной мере, начиная с периода средней взрослости, то есть 35-45 лет, после того как пережит кризис середины жизни. В этот период происходит значимое становление и формирование большинства аспектов психологической зрелости личности, поэтому ориентация «на себя» сменяется ориентацией на ценности внешнего мира и других людей.

1. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2014.

3. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997.

4. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

5. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002.

6. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.

Проблема зрелости человека является многосторонней, её можно рассматривать в контексте таких наук как биология, философия, социология, педагогика и другие. И в каждой из этих наук феномен зрелости будет иметь различное содержание.

В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее изученным из всех аспектов зрелости, по признанию ряда авторов, является личностная зрелость. В современной психологической литературе, не смотря на большое количество исследований, нет четкого определения личностной зрелости.

Так в основе рассмотрения проблемы личностной зрелости отечественной психологической школой лежит понимание личности как социального явления. Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе, каким мировоззрением обладает, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему труду.

Л.С. Выготский полагал, что формирование личности -это овладение своими психическими процессами, а развитие личности, характера связано с различными формами деятельности, особенно с речью. Л.И.Божович определяет главную цель развития личности как более полное самовыражение и самораскрытие

Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал, образ нового человека, В.А.Ананьев выделяет такие ее характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей. Также он отмечает, что зрелость личности проявляется в ее эмоциональной устойчивости. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, «спонтанно», естественно принимает решение относительно того, какие чувства испытывать каким образом их выражать. В.А.Ананьев пишет, что личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека

П.Я. Гальперин считает, что определение степени зрелости личности устанавливается по оценке ее действий в системе отношений, существующих в данном обществе, согласно показателям того, насколько успешно человек овладевает предназначенной ему деятельностью. А.Н.Леонтьев в первую очередь говорит о личностном потенциале, который предстает собой интегральную характеристику уровня личностной зрелости. Главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности -- как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры

М.Ю. Семенов определяет личностную зрелость как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности. Личностно зрелый человек характеризуется потребностью выходить на существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития, как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением

Д.И. Фельдштейн считает, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза. Развитие личности предполагает

формирование иерархической мотивационно потребностной сферы, где доминируют высшие духовные потребности. В.А.Петровский связывает зрелость личности с персонализацией: полаганием своего бытия в других людях. А.А.Меграбян связывает развитие личности с развитием нравственного сознания

Согласно И.С.Кону, зрелая личность -«это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать мир и себя»

Зарубежными психологами проблема личностной зрелости поднималась в рамках психоанализа, гуманистичской и когнитивной психологии. И чаще всего понятие личностной зрелости не используется, его синонимами выступают понятия «психологическая зрелость», «психосоциальная зрелость». В большинстве работ зрелая личность понимается как некий идеальный человек. Это состояние психологического здоровья, развитие в полной мере своих природных способностей, продуктивность и творчество.

Гуманистическая психология рассматривает развитие человека как личности в связи с понятием «самоактуализации». Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А.Маслоу, самоактуализация -- желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. По его мнению, самоактуализированный человек - это человек, достигший эффективного и здорового уровня функционирования. Так же это достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность .

Согласно К.Роджерсу, самоактуализация - это обозначение той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различны уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Ученый называет самоактуализирующего человека «полностью функционирующей личностью». По мнению К.Роджерса, «полноценное функционирование» человека определяют следующие личностные характеристики: глубокое осознание своих мыслей и чувств, открытость для внутреннего и внешнего мира, стремление к целостной жизни, самосовершенствование, готовность помочь тем, кто нуждается в помощи, непосредственное единение с природой и другие

Согласно положениям диспозициональной теории личности, как открытой и саморазвивающейся системы, представленной в работах Г.У.Олпорта, зрелая личность качественно отличается от незрелой, обладая функциональной автономией от биологических потребностей, стремясь к осмыслению и социальной значимости

Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э.Эриксон показывает, что развитие личности периодически подводиться к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом .

Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии и получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Э.

Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности на предшествующих стадиях жизни. Эриксон выделял такие качества зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других.

З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э.Фромма -это чувство согласия, единения с миром. К.Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность .

Согласно когнитивно генетическому подходу, по Л. Колбергу, личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах. Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества

В заключение можно отметить, что данная проблема, ещё очень плохо изучена, не найдено четкого определения и понимания феномена. Можно лишь сказать, что личностная зрелость помогает человеку более эффективно решать жизненные задачи. Она характеризует личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно.