Технологические карты уроков. Технологическая карта урока учебно-методическое пособие на тему Технологическая карта урока в начальной школе по фгос образец
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Принципы и положения для работы с технологическими картами
Уважаемые коллеги!
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Структура технологической карты:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы:
- контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Технологические карты разрабатываются учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение», в рамках эксперимента, рассчитанного на 4 года обучения в начальной школе. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Сегодня в инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование. Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы: «Новый образовательный стандарт второго поколения», «Условия формирования УУД», «Технология работы с информацией» и другие.
Представленные Вашему вниманию технологические карты разработаны в течение первого года эксперимента и предназначены для обучения детей в 1-м классе. В них детально проработаны этапы обучения, обеспечивающие, предметные и метапредметные умения.
В 2010 году мы планируем опубликовать на сайте издательства «Просвещение» технологические карты для обучения детей во 2-м классе.
Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
- значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
- появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
- школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
, которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения
учебных заданий
по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне
«знания»
- освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «понимания»
;
на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «умения»
;
на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения
этой же учебной информации
данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе
«Рефлексивной деятельности»
соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта как эффективное средство повышения качества
образования в условиях реализации ФГОС НОО
методическое пособие
Протасова А.В., учитель начальных классов
Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО.:методическое пособие/ 2014
Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО, которое поможет результативно проводить уроки в начальной школе в рамках системно-деятельностного подхода
1. Введение
2. Что такое «технологическая карта»
3. Технология использования технологической карты на уроке
4. Этапы составления технологической картой урока
5. Структура технологической карты
6. Назначение технологической карты в работе учителя
7. Список литературы
Приложения:
1. Положение о технологической карте
2. Формы технологических карт
Введение
Когда введены ФГОС НОО.
Сущность федеральных государственных образовательных стандартов (Начального ) общего образования в их деятельностном характере. Главная задача чего? - развитие личности ученика через их деятельность . Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели. ФГОС определяют реальные виды деятельности.
Требование федерального государственного стандарта: формирование универсальных учебных действий учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.
Что такое «технологическая карта»?
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
В ней должен быть описан весь процесс деятельности;
Должны быть указаны операции, их составные части.
Необходимость реализации в образовательном процессе системнодеятельностного и личностноориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Что дает использование технологической карты
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.
Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.
На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
Увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
Полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
Корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
Согласовывать действия учителя и ученика;
Организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
Технологическая карта урока позволит учителю:
Реализовать планируемые результаты ФГОС;
Сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
Спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
Спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
Выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
Соотнести результат с целью обучения;
Обеспечить повышения качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы: к онтролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
Осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу
сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Возможности технологической карты:
Тщательного планирования каждого этапа деятельности;
Максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
Координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
Введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Этапы работы над технологической картой
Параметрами карты могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
Структура технологической карты
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Структура
Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Этапы
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Вывод
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Литература
Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС/ Г.Л.Копотева// Управление начальной школой.- 2011.-№12.- с.13-18.
Безрукова,В.С.Достоинства и недостатки современного урока/В.Безрукова// Директор школы.-2004.-№2.-с.33-37.
Лаврентьев,В.В.Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения: методические рекомендации/В.В.Лаврентьев// Завуч для администрации школ.- 2005.-№1.- с.83-88.
Источник:Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие.-Витебск:УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.
Приложение № 1
Утверждаю:
Директор школы ______________ /ФИО
«______»____________________20 _____ г.
Решение педсовета, протокол №_______
От «______»______________ 20 ____ г.
Приказ № ____ от «____»__________ 20 __ г
Положение
о технологической карте урока
(образец)
- Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48.1.5.)
- Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
- Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
- Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
- Наличие технологической карты урока является обязательным для работы ОУ.
- Технологическая карта урока относится к локальным актам ОУ.
- Основное назначение технологической карты:
1.7.1. определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;
1.7.2. определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
1.7.3. постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;
1.7.4. выбор форм и методов организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации познавательного интереса учащихся и создание оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.
- Разработка технологической карты
2.1. В технологической карте урока учителю необходимо зафиксировать узловые блоки:
2.1.1. целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);
2.1.2. инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);
2.1.3. организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это надо сделать, воплотить).
2.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.
Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности учащихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику учащегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.
Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).
- Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
- Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность учащихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности учащихся на уроке.
- Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
- Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности учащихся.
- Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.
- Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены учащимися.
- Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности учащихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
- Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
- Действия учащихся как раздел технологической карты отражает деятельность учащихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие УУД.
- Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля учащихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
- Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.
- Этапы планирования урока:
- определение типа урока, разработка его структуры;
- отбор оптимального содержания учебного материала урока;
- выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
- выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока;
- выбор организационных форм деятельности учащихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
- определение формы и объема домашнего задания;
- определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
- оформление технологической карты урока.
- Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
- учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
- подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности учащихся на уроке и развитию УУД;
- дифференциация учебных заданий.
- Оформление технологической карты урока
3.1 . Технологическая карта урока оформляется в виде конспекта или таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.
3.2. Учитель самостоятельно определят объем содержательной части технологической карты урока и ее оформление.
- Порядок хранения технологической карты урока
4.1. Технологическая карта урока хранится до конца учебного года.
Приложение №2
Виды технологических карт
Технологической карты урока №1
Ф.И.О. учителя:
Класс: .
Дата: .
Предмет: русский язык.
№ урока по расписанию: .
Тема урока:
Место и роль урока в изучаемой теме:
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Характеристика этапов урока
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Технологическая карта урока №2
Дидактическая структура урока | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидактических задач |
||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их | Средства обучения | Способы организации деятельности |
||
Технологическая карта №3
Учебный предмет | |
Класс | |
Тип урока | |
Технология построения урока | |
Тема урока | |
Цель урока | |
Основные термины, понятия |
Технологическая карта урока №4
Предмет:
Тема урока :
Тип урока :
Представление о результатах :
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Цель урока :
Технология:
Технологическая карта урока №5
Тема урока _________________________________________________
Цели для ученика | Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные |
Тип урока | Форма урока |
Опорные понятия, термины | Новые понятия |
Формы контроля | Домашнее задание |
Технологическая карта урока №6
Предмет
Класс
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты:
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
||||||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
||||||
Этап 1 – Организационный этап |
||||||||||
Этап 2 - Актуализация знаний |
||||||||||
Этап 3 - Изучение новых знаний и способов деятельности |
||||||||||
Этап 4 - Первичная проверка понимания изученного |
||||||||||
Этап 5 - Домашнее задание |
||||||||||
Этап 6 - Закрепление изученного |
||||||||||
Этап 7 - Обобщение и систематизация |
||||||||||
Этап 8 - Подведение итогов занятия |
||||||||||
Этап 9 - Рефлексия |
||||||||||
УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
||||||||
Технологическая карта №8
Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока* | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
|
Предметные | УУД |
||||
Организационный момент | |||||
Проверка домашнего задания | |||||
Изучение нового материала | |||||
Закрепление нового материала | |||||
Контроль | |||||
Рефлексия |
Сценарий урока
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока:____________
_______________________________________________
Формирование УУД:
Личностные действия: _____
Регулятивные действия: _________________________________________________________________________________________________
Познавательные действия: ________________________________________________________________________________________________
Коммуникативные действия: ______________________________________________________________________________________________
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний и пробное учебное действие 3 Выявление причины и места затруднения 4 Построение выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности |
Сценарий урока
__________
Тип урока: Урок рефлексия
Формирование УУД:
Личностные действия: ___________________________________________________________________________________________________
Регулятивные действия: _________________________________________________________________________________________________
Познавательные действия: ________________________________________________________________________________________________
Коммуникативные действия: ______________________________________________________________________________________________
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся |
1 Мотивация к коррекционной деятельности 2Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности 3.Локализация индивидуальных затруднений 4 Построение Проекта коррекции выявленных затруднений 5 Реализация построенного проекта 6. Обобщение затруднений во внешней речи 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение. 9.Рефлексия деятельности на уроке |
Сценарий урока
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Формирование УУД:
Личностные действия:
Регулятивные действия:
Познавательные действия:
Коммуникативные действия:
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет____________________________
Урок №____________________________
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | |
Предъявление контролируемого варианта Написание варианта контрольной работы Сопоставление с объективно обоснованным эталонам выполнения работы Оценка результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями |
Технологическая карта урока — это новый инструмент педагогического планирования, обеспечивающий качество процесса ведения образовательной деятельности в рамках конкретного временного промежутка (учебного занятия), содержащий перечень планируемых результатов и пути их достижения в соответствии с требованиями ФГОС.
Структура и форма технологической карты урока по ФГОС
Образец технологической карты урока по ФГОС, который должен быть в методической мастерской каждого учителя, строиться в соответствии со строгой структурой. Такой документ обеспечивает целостное видение учебного материала, позволяет выбирать наиболее эффективные педагогические методы и приемы с учетом цели освоения курса, согласовать действия педагогов и учеников, организовать самостоятельную работу детей, осуществлять точный контроль результатов учебной деятельности.
Благодаря технокарте урока учитель может видеть и контролировать:
- конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности;
- соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность);
- порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.
С учетом перечисленных требований можно с уверенностью сказать, что структура технологической карты должна включать:
Совершенно очевидно, что оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна.
Образец технологической карты урока по ФГОС составить достаточно просто, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технокарты.
Образец технологической карты урока по ФГОС
Методисты советуют каждому учителю на первых порах работы по новым образовательным стандартам второго поколения составить образец технологической карты урока по ФГОС — выполнить мини-проект, на данные которого можно будет опираться в дальнейшем при проведении анализов урока. Наибольшие затруднения могут возникнуть во время разделения хода занятия на отдельные этапы, при формулировании целей и прогнозирования результатов конкретного этапа. Преодолеть данные трудности поможет использование методических рекомендаций и пример технокарты урока.
Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:
- осуществлять педагогическую практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения;
- обеспечивать системное формирование у учащихся универсальных учебных действий; организовать исследовательскую деятельность учащихся;
- эффективно выполнять поурочное планирование, планирование образовательной деятельности на четверть, учебный годы; обеспечивать реализацию метапредметных связей;
- выполнять диагностику достижения образовательных результатов, определять наиболее эффективные способы ведения педагогической деятельности.
Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах .
В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт таких как:
- интерактивность,
- структурированность,
- алгоритмичность при работе с информацией,
- технологичность,
- обобщённость.
Рисунок 2. Методология создания технологической карты урока
В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности. Однако, если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, которые соответствую требованиям ФГОС нового поколения, то можно выделить три ключевые тенденции:
- Рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде;
- Технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
- Разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру внося элементы отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.
Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относится:
- владение конструктивно-планирующими умениями;
- знание целей и задач учебного курса, предмета, дисциплины;
- умение ориентироваться в актуальных учебно-методических комплектах по заданному предмету;
- знание условий обучения и возрастных особенностей;
- учет уровня общего развития обучающимися данного класса.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов, технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности .
Рисунок 3. Структура технологической карты урока
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока дает возможность гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока включает в свою структуру такие элементы как:
- тема;
- цель;
- задачи;
- мотивация их принятия;
- планируемые результаты: знания, умения, навыки;
- личностноформирующая направленность урока.
Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач.
Цель урока определяется следующими факторами:
- Планируемые результаты урока
- Пути реализации зафиксированного план урока.
Задачи урока – данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности .
Образовательные задачи урока |
Возможные методы и приёмы выполнения |
---|---|
Организационный этап |
|
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания |
Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
Проверка выполнения домашнего задания |
|
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы |
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
|
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта |
Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору |
Работа с определением Использование обыденных аналогий Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения |
Первичная проверка понимания изученного |
|
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала |
Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
|
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания |
Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
Применение знаний и способов действий |
|
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях |
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
Обобщение и систематизация |
|
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей |
Построение "дерева" "темы", построение "здания темы". Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, "пересечение тем" |
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий |
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий |
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
Коррекция знаний и способов действий |
|
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия |
Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками |
Информация о домашнем задании |
|
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Три уровня домашнего задания: Стандартный минимум Повышенный Творческий |
Подведение итогов занятия |
|
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
Рефлексия |
|
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |
Итак, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы. Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Рисунок 4. Значение технологической карты урока
Технологическая карта позволит учителю:
- Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- Освободить время для творчества;
- Определить возможности реализации межпредметных знаний;
- На практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- Обеспечить повышение качества образования.
Литература
- Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.
- Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений:– М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. – 34 с.
- Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // URL: