Отличительные черты деловой игры. Отличительные черты игры Ведущие признаки игровой деятельности

Наиболее заметные первоначальные проявления общественной деятельности человека уже пронизаны игрою. Например, язык, это первейшее и высшее орудие, которое человек формирует, чтобы иметь возможность сообщать, обучать, править. С помощью языка человек возвышает вещи до сферы духа. Поэтому «всякое абстрактное выражение есть речевой образ, всякий речевой образ есть ни что иное как игра слов» . Пронизан игрою и миф, который тоже «есть образное претворение бытия, только более подробно разработанное, чем отдельное слово» .

Всесторонне изучение феномена игры позволило Й. Хейзинге выделить следующие её признаки:

    Игра – свободное действие: игра по принуждению не может оставаться игрой.

    Игра не есть «обыденная» или «настоящая» жизнь. Игра - это выход из такой жизни в преходящую сферу деятельности с её собственными устремлениями. Всякая игра способна во все времена полностью захватывает тех, кто в ней принимает участие.

    Третий, отличительный признак игры – замкнутость, ограниченность. Она «разыгрывается» в определённых границах места и времени. Её смысл заключено в ней самой.

    Игра устанавливает порядок.

    Следующий признак игры - напряжение. Именно элемент напряжения сообщает игре то или иное эстетическое содержание, ведь напряжение игры подвергает силы игрока испытанию: его физической силы, упорства, изобретательности, мужества, выносливости, а также духовной силы, так как он, обуреваемый желанием выиграть, вынужден держаться в рамках дозволенного.

    В каждой игре - своим правила. Ими определятся, что должно иметь силу в выделенном игрою временном мире. Правила игры бесспорны и обязательны, и не подлежат никакому сомнению, ведь стоит какому-либо игроку отойти от правил и мир игры тот час же разрушится.

    Немаловажным признаком игры Й. Хейзинга признает то, что играющие создают новое сообщество – группу, которая сохраняет свой состав и после того, как игра закончилась.

    Наконец, последняя отличительная черта игры – её обособленность, выраженная в таинственности. В подтверждении своей мысли Хейзинга приводит в доказательство игры первобытных народов, например, обряд инициации, окружённый таинственностью, недопущением женщин к участию в них и т. д. Также инобытие и тайна игры выражается в переодевании, когда надевшие маску, выражают совсем другое существо.

Культура и эпохи

Культура Римской империи.

Прежде чем перейти к сегодняшней эпохе, сделаем несколько отступлений в историю отдельных, знакомых нам периодов.

Культура Римской империи заслуживает здесь особого внимания уже в силу её контраста с эллинской. На первый взгляд кажется, что древнеримское общество выказывает гораздо меньше игровых признаков, чем эллинское. Характер древних латинян кажется нам определяемым такими качествами, как трезвость, строгость, скупая фантазия и грубое, лишённое стиля суеверие. В преобладающем сакральном характере древнеримского сообщества заключено его глубоко игровое качество, хотя игровой фактор и выражается здесь гораздо меньше в цветущей, красочной, живой образности, нежели в греческой или китайской культуре. Игровой элемент Римского государства наиболее ярко предстаёт в лозунге «Хлеба и зрелищ» (Panem et circenses) как выражение того, чего народ требовал от государства. Современное ухо способно слышать в этих словах не более чем требование безработных о пособии и билетах в кино. Поддержание жизни и развлечение народ. Слова эти означали нечто большее. Римская публика не могла жить без игр. Для неё они были такой же основой существования, как и хлеб. Ведь это были священные игры, и народ имел на них священное право. В их начальную функцию входило не только торжественное празднование завоёванного общественного блага, но и одновременно усиление и укрепление будущего блага через священнодействие. Красноречиво говорит о значении игры как функции римской культуры тот факт, что в каждом городе амфитеатр занимал весьма важное место, о чём свидетельствуют руины. Игровой элемент римской культуры отчётливо выявляется, наконец, в формах литературы и искусства.

В изобразительном искусстве – поверхностная декоративность, скрывающая тяжёлую структуру, стенные росписи, в которых довольствуются легковесными жанровыми картинами или впадают в расслабленную элегантность. Характерные черты, подобные этим, накладывают на последнюю фазу античного величия Рима печать неподлинной серьёзности.

Культура Средневековья.

Средневековая жизнь полна игры, движения, буйных народных игр, полна языческих элементов, которые утратили своё сакральное значение и преобразовались в чистую шутку, в пышную и чинную игру рыцарства и целого ряда других форм. Средневековая культура уже не была архаической. Ей предстояло большей частью заново переработать предшествующий материал, будь то классический или христианский. Только там, где она не питалась от античных корней, не дышала церковным или греко-римским воздухом, оставалось ещё место для творческого влияния игрового фактора, то есть там, где средневековая цивилизация развивалась на базе кельто-германского или более древнего автохтонного прошлого. Так обстояло дело с происхождением рыцарства и отчасти феодальных форм вообще. Игровой фактор сохраняет полную силу и ещё значительный творческий потенциал в посвящении в рыцари, в награждении лентами, в турнирах, геральдике, рыцарских орденах и обетах – во всех тех вещах, которые непосредственно соприкасаются с архаическим, хотя в них могут иметь место и непрямые античные влияния.

Эпоха Возрождения.

Бросим теперь беглый взгляд на эпоху Возрождения и гуманизма.

Дух Ренессанса был далёк от фривольного. Следование древности было для него святым и серьёзным делом. Преданность идеалу пластического творчества и изобретательного разума отличалась небывалой интенсивностью, глубиной и чистотой. Вряд ли можно представить себе фигуры более серьезные, чем Леонардо и Микеланджело. И всё-таки духовная ситуация в целом в эпоху Ренессанса есть ситуация игры. Всё великолепие Ренессанса – это весёлый или праздничный маскарад, переодевание в наряд фантастического и идеального прошлого. Ренессанс пробуждает две в высшей степени игровые системы воплощения мира в образах – пастораль и рыцарство – к новой жизни, а именно к жизни в литературе и в празднике.

С понятием гуманизма мы обычно связываем менее красочные и более серьёзные значения, нежели с термином "Ренессанс". Однако при ближайшем рассмотрении многое из сказанного по поводу игрового характера Ренессанса оказывается справедливым и для гуманизма.

Культура XVII века.

Если перейти теперь к выявлению игрового элемента в культуре XVII века, то в качестве предмета исследования естественным образом сразу же напрашивается понятие барокко. Нельзя, кажется, назвать почти ни одного другого века, атмосфера которого была бы также глубоко отмечена стилем своего времени как XVII. Это всеобщее моделирование жизни, духа и внешнего облика по выкройке барокко, находит себе самую точную иллюстрацию в одежде. Мода в парадном мужском костюме - а именно здесь надо искать стиль - на протяжении всего XVII века совершает целый ряд резких скачков. Около 1665 года отход от простоты, естественности, практичности достигает своей высшей точки. Формы платья гипертрофируются до крайности: плотно облегающий камзол спускается чуть ниже подмышек, рубашка на три четверти вылезает наружу между камзолом и панталонами; эти последние стали настолько широки и коротки, что их больше нельзя узнать. До самых туфель перегруженный украшениями: бантами, лентами, кружевами, - этот игривый костюм спасает свою элегантность и достоинство только с помощью плаща, шляпы и парика.

Вряд ли в ранние эпохи европейской цивилизации можно найти другой элемент, который бы больше годился для демонстрации игрового импульса культуры, чем парик в том виде, как его носили в XVII и XVIII веках. В 20-е годы XVII века от короткой стрижки переходят к моде на длинные волосы, а в самом начале второй половины появляется парик. Всякий, кто хочет слыть господином, будь то аристократ, судья, военный, священник или купец, начинает с тех пор носить как парадное украшение парик; даже адмиралы в роскошных латах увенчивают им свои головы. Уже в 60-е годы парик достигает наибольшей пышности. Его можно квалифицировать как бесподобное и смехотворное утрирование потребности в стиле и красоте. Парик как явление культуры заслуживает более пристального внимания. Исходным пунктом столь длительной моды на парик остаётся, конечно, тот факт, что причёска из волос скоро начала требовать от природы больше, чем способна была дать значительная часть мужчин. Парик появился в начале как суррогат для возмещения скудеющей красы локонов, то есть как подражание природе. Когда же ношение парика стало всеобщей модой, он быстро потерял всякую претензию на подражание естественной шевелюре и стал элементом стиля. В XVII веке, почти с самого начала моды, существовал стилизованный парик. Он уже служит не для подражания, но для того, чтобы выделять, облагораживать и возвышать. Тем самым парик есть наиболее «барочный» элемент барокко.

Примечательно в ношении парика не только то, что он, будучи неестественным, стесняющим и вредным для здоровья, господствует в течение полутора веков и, следовательно, не может быть сброшен со счетов как простой каприз моды, но также и то, что чем дальше, тем больше парик отдаляется от естественных волос, всё более стилизуясь. Эта стилизация происходит с помощью трёх средств: накладных локонов, пудры и лент. С рубежа 17-18 веков парик, как правило, носят только напудренным белой пудрой. И этот эффект портреты донесли до нас, без сомнения, весьма приукрашенным. С середины 18 века начинается отделка парика рядами жёстких, накрахмаленных локонов над ушами, высоко начёсанным хохлом и лентой, которой парик перевязывается сзади. Всякая видимость подражания природе исчезает, парик окончательно стал орнаментом.

Следует затронуть ещё один момент. Женщины носят парик только в случае крайней необходимости, но их причёска в общих чертах следует мужской моде, с использованием пудры и стилизацией, которая достигает максимума в конце 18 века.

Всё это означает тенденцию к непринуждённости и лёгкости манер, к намеренной беспечности, невинной естественности, которая на продолжении всего 18 века противостоит жеманству и чопорности. Было бы заманчиво и полезно проследить эту тенденцию в других областях культуры; тут вскрылся бы целый ряд связей с игрой, но это завело бы нас слишком далеко. Нам было важно установить тот факт, что все явления продолжительной моды на парик в целом трудно квалифицировать иначе, чем как одну из наглядных иллюстраций игрового фактора в культуре.

Культура XIX века.

19 век оставляет, судя по всему, не много места для игровой функции как фактора культурного процесса. Всё больший перевес получают тенденции, которые, по всей видимости, её исключают. Уже в 18 веке духом общества стали завладевать трезвое, прозаическое понятие пользы (смертельное для идеи барокко) и идеал буржуазного благополучия. К концу того же столетия началось усиление этих тенденций благодаря промышленному перевороту. Труд и производство становятся идеалом, а вскоре и идолом. Европа надевает рабочее платье. Доминантами культурного процесса становятся общественная польза, тяга к образованию и научное суждение. Чем дальше шагает мощное индустриальное и техническое развитие от паровой машины до электричества, тем больше порождает оно иллюзию, что в нём заключён прогресс культуры.

Таков 19 век, как он выглядит со своей худшей стороны. Почти все великие течения его мысли были направлены прямо против игрового фактора в общественной жизни. Ему не давали пищи ни либерализм, ни социализм. Экспериментальная и аналитическая наука, философия, политический утилитаризм и реформизм - всё это примеры исключительно и абсолютно серьёзной деятельности. А когда в искусстве и литературе иссякло романтическое воодушевление, тогда и здесь - в реализме и натурализме, но прежде всего в импрессионизме - стали заметно преобладать формы выразительности, более чуждые понятию игры, чем всё то, что процветало в культуре.

Вряд ли можно отрицать в качестве типичного для 19 века явления то, что во всём он становится серьёзнее. Его культура гораздо меньше "играется", чем в предшествующие периоды. Едва ли можно найти более заметный симптом уменьшения игрового элемента, чем убывание фантазии в мужском платье. Революция вносит сюда перемену, какую редко приходится наблюдать в ситуации культуры. Длинные брюки, до того употреблявшиеся в разных странах как одежда крестьян, рыбаков и матросов, внезапно становится принадлежностью господ вместе с буйными причёсками, выражающими неистовство революции. Мужской костюм становится всё более бесцветным и бесформенным. Знатный господин прошлых дней, который своим великолепным нарядом выставлял на показ сановность и достоинство, стал теперь серьёзным человеком. В своём платье он уже больше не играет героя. Цилиндр сидит на его голове как символ и венец серьёзности. Вслед за этим исчезают и последние элементы декоративности. Пропадают более светлые, пёстрые краски, сукно уступает место грубым тканям шотландского производства, камзол заканчивает свою многовековую эволюцию, став фраком для торжественных случаев, а также для официантов, и уступает место пиджаку.

Подводя итог можно свидетельствовать, что почти во всех проявлениях культуры XIX века игровой фактор отступает на задний план. Идеалы труда, образования и демократии теперь едва оставляли место для вечного принципа игры.

Итак, мы вплотную подошли к рассмотрению игрового фактора в современной культурной жизни.

На первый взгляд кажется, что утрата игровых форм в общественной жизни с лихвой возмещена в высшей степени значительным явлением компенсирующего порядка. Спорт как функция общности неуклонно расширял своё место в общественной жизни и присоединял всё новые и новые области к своим владениям.

Состязания в ловкости, силе и выносливости издавна занимали важное место во всякой культуре.

Главные формы спортивного состязания по самой своей природе существуют очень давно и почти не меняются. В некоторых на передний план выступает испытание физической силы или быстроты как таковое. Сюда относятся бег - обычный и на коньках, гонки, стрельба по мишеням, поднятие тяжести и т.д. Хотя люди всегда бегали, гребли, плавали наперегонки, эти формы состязания лишь в незначительной степени принимают характер организованных игр. Наряду с ними существуют и такие формы, которые сами собой развиваются в организованные игры с системой правил. Особенно это относится к играм в мяч.

Современность.

Развитие спортивного дела с последней четверти 19 века протекает таким образом, что игра воспринимается всё серьёзнее. Правила становятся всё строже и постоянно детализируются. Уровень достижений непрерывно повышается. Каждому знакомы рисунки первой половины 19 века, на которых игроки в крикет изображены в цилиндрах. Эти рисунки говорят сами за себя.

Теперь, с возрастающей систематизацией и дисциплинированием игры, нечто в её чисто игровом содержании навсегда утрачивается. Это обнаруживает себя в разделении на профессионалов и любителей. Игровая община разделяет тех, для кого игра уже не игра, и тех, кто, хотя и обладает большими способностями, стоит рангом ниже настоящих игроков. Поведение профессионала уже не есть истинно игровое поведение. В нынешней общественной жизни спорт занимает место в стороне от собственно культурного процесса, который разворачивается вне его пределов. В архаических культурах состязания были частью ритуальных празднеств. В современном спорте связь с культом полностью утрачена. Он стал совершенно светским. Игра приобрела серьёзность, из нее, так или иначе, испарилась атмосфера игры. Ни олимпиады, ни соревнования между странами не в состоянии поднять спорт до активной силы, созидающей стиль и культуру. Заслуживает внимание и то, что это коснулось и не атлетических игр, в особенности основанных на умственном расчёте, например шахмат.

Иначе обстоит дело с попыткой определить игровое содержание современной науки. Причина в том, что последняя почти непосредственно возвращает нас к вопросу «Что такое игра?», в то время как мы до сих пор неизменно стремились исходить из категории игры как данности и общепринятой величины. Одним из существенных условий и признаков игры мы с самого начала полагали игровое пространство, некий умышленно ограниченный круг, внутри которого протекают действия и имеют силу правила. Нет ничего легче, как признать игровой характер за каждой наукой по причине её изолированности в рамках своего метода и понятий. Однако если мы будем исходить из очевидного, принятого спонтанным мышлением понятия игры, то для квалификации науки как игры понадобится больше, нежели только игровое пространство. Игра преходяща, она минует и не имеет вне себя никакой собственной цели. Она поддерживается сознанием радостного отдыха за рамками требований "обыденной" жизни. Всё это не годиться для науки. Ибо она постоянно ищет прочного контакта с реальностью и значимости с повседневной реальности. Её правила не являются раз и навсегда незыблемыми, как правила игры.

Подводя итог, можно склониться к суждению, что современная наука, коль скоро она придерживается строгих требований точности и любви к истине и поскольку, с другой стороны, нашим критерием остаётся очевидное понятие игры, относительно малодоступна для игрового подхода и наверняка меньше обнаруживает игровых черт, чем в раннюю эпоху её возникновения или её оживления со времени Ренессанса вплоть до XVIII века.

Если мы в заключении обратимся к определению игрового содержания в современной общественной жизни, то с самого начала необходимо будет чётко различить здесь две возможности. Так, с одной стороны, можно полагать, что игровые формы более или менее сознательно используются для утаивания общественных или политических намерений, в этом случае мы имеем дело не с вечным игровым элементом, а с псевдоигрой. С другой стороны, есть возможность попасть на ложный след, сталкиваясь с явлениями обладающими, при поверхностном наблюдении, видимостью игрового качества.

Всё больше и больше напрашивается вывод, что игровой элемент культуры с XVIII века, где мы имели возможность наблюдать его в полном расцвете, утратил своё значение почти во всех областях. Ещё не очень давно организованная политическая жизнь в её парламентском демократическом облике была полна несомненных игровых элементов. Дебаты в нижних палатах парламента Англии и Франции с конца XVIII века весьма существенным образом отвечали нормам игры. В них постоянно задают тон моменты личного состязания. Происходит беспрерывный матч, в котором определённые матадоры пытаются объявить друг другу шах и мат, не нанося при этом ущерба интересам страны, которой они служат с полной серьёзностью. Атмосфера и нравы парламентской жизни в Англии всегда были вполне спортивными.

Ещё более чем в британском парламентаризме, игровой элемент очевиден в американских политических нравах. Ещё задолго до того, как двухпартийная система в США приняла характер двух "спортивных команд", чьё политическое различие для постороннего едва ли уловимо, предвыборная пропаганда здесь полностью вылилась в форму больших национальных игр. Президентские выборы 1840 года создали стиль всех последующих. Кандидатом тогда был популярный генерал Харрисон. Его выборщики не имели программы, но случай снабдил их символом – простой бревенчатой хижиной пионеров, и под этим знаком они победили.

Если во внутренней политике современных государств встречается достаточно следов игрового фактора, то их международная политика, на первый взгляд, даёт мало поводов думать о сфере игры. Мы знаем много примеров того, что игра может быть жестокой и кровавой, а также, зачастую, фальшивой. Не напрасно в развитии европейского военного права значительное место занял кодекс рыцарских понятий о чести. В международном праве действовала молчаливая предпосылка, что побеждённое государство должно вести себя подобно джентльмену, хотя оно и делало это редко. Обязанность объявлять войну официально, хотя она во многих случаях не выполнялась, входила в нормы приличия воюющих государств. Одним словом, старые игровые формы войны, которые нам повсюду встречались в архаические эпохи и на которые по большей части опиралась абсолютная обязательность правил войны вплоть до недавнего прошлого, ещё не совсем вымерли и в современных европейских войнах.

Однако именно современная война, похоже, утратила всякое соприкосновение с игрой. Высоко цивилизованные государства полностью игнорируют международное право и без зазрения совести нарушают договоры. Мир, который своим собственным устройством всё больше вынуждает страны договариваться друг с другом в политических формах, не применяя высшей меры – разрушительных средств насилия, – не может существовать без благотворных ограничительных условий, которые в случае конфликта отводят опасность и сохраняют возможность сотрудничества. В политике наших дней, которая базируется на крайней подготовленности и, если понадобится, крайней готовности к войне, вряд ли можно теперь узнать даже намёк на древние игровые отношения. Всё, что связывало войну с празднеством и культом, исчезло из современной войны, а с этим отчуждением игры война утратила и своё место как элемент культуры.

Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Любая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. Игра – это деятельность, которая изображает отношение личности к миру.

В дошкольном возрасте формируются разные виды деятельности – познавательная, предметная, игровая, элементарная трудовая и учебная, а также общение. Осваивая ту или иную деятельность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. На этой основе у него формируются разнообразные способности и свойства личности.

Отечественной педагогикой признаётся за игрой статус ведущей деятель­ности детей дошкольного возраста. Характеризуя её, педагоги и психологи различных научных школ выделяют ряд общих положений:

1. Игра имеет социальную основу, она носит отобразительный характер (отражает жизнь, мир взрослых), и отображают они в играх лишь отдельные стороны «взрослой» жизни: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. Игра социальна и по способам её осуществления: игровая деятельность не изобретается ребёнком, а задаётся и направляется взрослым.

2. Игра для ребёнка – жизненная практика, где ребёнок по-своему, творчески комбинирует жизненные представления.

3. Игра носит действенно-речевой характер.

4. Игра способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения. Оно имеет свои особенности: во-первых, ребёнок искренне верит в образы воображения, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Другая важнейшая особенность детского воображения – способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими способностями.



5. Наличие творческого начала в игре. Творчество и инициатива могут проявляться в развитии сюжета, содержания игры, разыгрывании роли в выборе способов действия, игровых отношений, в подборе игрушек, игровых предметов, элементов костюмов и т.д.

6. Самостоятельность игры. Дети самостоятельно комбинируют свои знания в игре, самостоятельно объединяются в игре старшие дошкольники, свободно входят и выходят из игры.

7. Наличие игровых правил, которые направляют деятельность детей в игре.

8. Игра связана с получением удовольствия. Это результат в сюжетно-ролевой игре. Дети переживают в игре различные чувства, возникают разные эмоции (сотрудничество, дружба, обида, неудовлетворённость, эстетические чувства).

9. Многократная повторяемость игры. Повторение важно и необходимо для развития детей.

10. В недрах игры зарождаются и дифференцируются такие виды деятельности, как труд и учение.

11. В игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника:

Стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;

Потребность в познании окружающего мира;

Потребность в активных движениях;

Потребность в общении.

Игровой деятельности детей присущи черты, характерные для всякой деятель­ности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать играю­щих, увернуться от «ловишки» и т.д. Цели не являются постоянными. По мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совер­шает определенные действия и поступки, вступает в разнообраз­ные отношения с играющими. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основ­ным является своеобразие мотивов. Игра - это свободная и само­стоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ре­бенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. В игре ребенок не зависит от практической необходимости: он исходит из своих непосредственных потребностей и интересов. Игра предпринима­ется ребенком ради чувства удовольствия, которое она достав­ляет.

Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Свобода и самостоятельность ребенка проявляются: а) в выборе игры или ее содержания; б) в добровольности объедине­ния с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и т. д. В играх разного вида свобода и самостоятельность детей проявляются по-разному. Однако для играющего она «субъективно абсолютна» и несовместима ни с какой внешней необходимостью.

Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируют­ся определенными требованиями и правилами. В играх разного вида правила различны. В творческих роле­вых играх правила заключаются в самом содержании игры - в роли, сюжете. В играх подвижных и дидактических правила определяют характер и последовательность действий, взаимоотношения игра­ющих и т. д.

Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играю­щие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нару­шение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпе­ние при выполнении правил игры, чем при выполнении требо­ваний в обычной повседневной жизни. Правила выступают сво­его рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (рас­пределить роли, подготовить игровую обстановку и т. д.).

Таким образом, игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

По своей природе игра ребенка - деятельность отобразительная. В основном виде игры - творческой, сюжетно-ролевой - отражаются впечатления детей об окружающей жизни, - их знания, понимание происходящих явлений и событий.

Игра – явление сложное и многогранное. Выделяют следующие её функции:

Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

(по материалам издания А.М. Новикова «Методология игровой деятельности», С.12-16)

1. Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. В крайнем случае она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него как украшение. Ребенок или животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода. Для человека взрослого и дееспособного игра есть некое излишество. Во всякое время игра может быть отложена или не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время».

2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности. Даже малый ребенок знает, что играет лишь «как будто» взаправду, что все «понарошку». Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей, прерывает этот процесс. Она вклинивается в него как временное действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия.

3. Игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, подъем и спад, завязка и развязка.

Кроме того, любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, материально или только идеально, преднамеренно или как бы само подразумеваясь. Арена цирка, игральный стол, сцена, киноэкран, шахматная доска - все они по форме и функции суть игровые пространства, то есть отчужденная земля, обособленные, выгороженные, освещены территории, на которых имеют силу особенные, собственные правила. Это как бы временные миры внутри обычного, созданные для выполнения замкнутого в себе действия. Внутри игрового пространства царит собственный порядок.

4. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Напряжение присутствует уже в хватательных движениях грудного младенца, у котенка, гоняющего катушку ниток, у играющей в мяч маленькой девочки. Оно преобладает в индивидуальных играх на ловкость и сообразительность - головоломке, мозаике, пасьянсе, стрельбе в мишень, - и значение его возрастает по мере того, как игра приобретает соревновательный характер. В азартной игре и в спортивном состязании он достигает крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость, удаль и, а вместе с тем и духовные силы играющего.

5. У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Свисток спортивного судьи разрушает чары и временно восстанавливает в правах «обыденный мир». Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто плутует, лукавит в игре. Плут, шулер лишь притворяется, что играет. Общество играющих легче прощает ему его грех, чем нарушителю игры, ибо этот последний ломает весь их игровой мирок. Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами. Он отнимает у игры иллюзию. Поэтому он должен быть уничтожен, ибо угрожает самому существованию игрового сообщества.

6. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» - «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучно сопутствуют всему, что есть маска и переодевание.

7. Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Также взрослые страстные игроки в преферанс могут просидеть за карточным столом по трое-четверо суток. Азарт - это такая степень увлеченности, при которой пренебрегают выборомсредств, разумностью, и, в конце концов, сознанием в целом.

8. Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т.д. и т.п. Объединяющее партнеров по игре чувство, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, выходят за рамки всеобщих норм жизни, - это чувство сохраняет свою силу далеко за пределами игрового времени.

Функции игры

(по материалам электронного ресурса http://dedovkgu.narod.ru/rest/rest17.htm)

· Развлекательно-рекреативная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· Коммуникативная: Освоение диалектики общения;

· Самореализации В игре как полигоне человеческой практики;

· Игротерапевтическая: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

· Диагностическая: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

· ФункцияКоррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

· Функция Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

· Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.


Функции игры

(«Игротека».Режим доступа: http://igra.effective-it.ru/page14.htm)

Эмоциогенная Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Это и удовольствие, и чувство гордости от одержанной победы, чувство страха, ощущение неизведанности и таинственности…
Диагностическая Игра обладает предсказательностью, она раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Внимательный наблюдатель может многое узнать об игроках по их поведению во время игры.
Релаксационная (восстанавливающая) Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья. Человек играет, и напряжение отступает, силы восстанавливаются.
Компенсаторная В игре человек может получить то, чего ему не хватает в жизни, реализует то, чего в ней нет, взрослый "пробует", "переживает" в игре уже неиспользованные возможности; ребёнок "примеривает" ещё недоступные возможности. "Инобытие" позволяет человеку компенсировать то, чего нет в его жизни.
Коммуникативная Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.
Самореализации Процесс игры - это всегда пространство для самореализации её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
Социокультурная Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребёнка.
Терапевтическая Интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие; игры используют для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных отношений, для ободрения и одобрения ребёнка, для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении, в учении.

Игры хорошие и разные

(по материалам книги С.А. Шмакова «Её величество - игра.

Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей», С.28-57)

Какие бывают игры?..

Для воспитателей и родителей игра чаще всего подразделяется на плохую и хорошую, полезную и бесполезную. Общеизвестно, например, что шахматы развивают логическое и математическое мышление и память... Значение шахмат определяется внешними признаками игры. За шахматами сидят, над шахматами думают. А вот, скажем, «казаки- разбойники»! Это что за игра? Полезная или вредная? Ребята бегают, кричат, ловят друг друга. На такую игру можно посмотреть с опаской, ее педагогические возможности на поверхности не лежат. Даже название отпугивает. А на самом деле? На самом деле и «казаки-разбойники» могут быть игрой очень полезной, развивающей и смекалку, и ловкость, а главное - чувство локтя, дружбу. Все дело в том, какое содержание вложить в эту игру.

Условно все детские игры можно разбить на две большие группы: с готовыми правилами и «вольные» игры, т. е. без установленных правил. Условность вызвана тем, что во всех играх есть вольное, творческое начало, и во всех же играх есть очень элементарные условия-правила... Каждая большая группа игр включает различные виды, те, в свою очередь, тоже подразделяются. Даже одна игра может иметь несколько вариантов.

Все игры принято различать по следующим устойчивым признакам. Во-первых, игры различают по содержанию и воспитательным задачам, т. е. по тому, что они развивают, воспитывают и формируют в ребенке. У них и названия соответственные: подвижные, спортивные, музыкальные, строительные и т. п. Ясно, что подвижные игры развивают мышечную систему, главным образом, а познавательные расширяют кругозор ребят, развивают свойства ума...

Во-вторых, игры рассматриваются нами по месту их проведения. У них, кстати, и названия бывают соответствующие: комнатные, настольные игры, игры на воздухе, на воде, на снегу, на льду, игры на местности, игры с эстрады и т. д. Сюда можно отнести игры на перемене, в группе продленного дня...

В-третьих, мы смотрим на количество участников, каждая игра рассчитана на определенное количество игроков одного, двух, группу, команду. Всегда следует учитывать в правилах пометку - «массовая» игра, «групповая», «могут играть только двое», «индивидуальная». Многие игры носят коллективный характер, значит, считаться нужное другими участниками, с коллективом...

В-четвертых, учитывается объем и период времени, необходимый для игры. Есть игры длительные («Цирк»), сезонные (футбол, хоккей), кратковременные («лапта»), игры-минутки (например, игры с мячами, веревками, палками и т. д.). Понятно, что и бюджет свободного времени диктует выбор игры.

В-пятых, игры различают по интенсивности движения: малоподвижные, активно-подвижные, «сидячие», «стоячие», «с бегом» и т. п.

В-шестых, различают игры по признакам пола - «игры мальчиков» и «игры девочек». Это деление часто бывает условным. И все же девочкам, например, в хоккей играть

не стоит, это силовая игра. Здесь, кстати, есть и другая сторона вопроса, игры часто выступают как средство самовыражения именно мальчиков, именно девочек...

В-седьмых, к различиям игр относится и наличие необходимых для игры предметов, атрибутов. Скажем, есть игры с мячом, скакалкой, с битой, с резинкой, с камушками. Одним играм требуются веревки, другим - палочки, для третьих ничего, кроме площадки или помещения, не требуется.

В-восьмых, важным различием является возраст играющих, степень их подготовленности к игре. В сборниках игр, в описаниях часто можно встретить указание: для ребят младшего, среднего или старшего возраста. Вместе с тем для многих игр «все возрасты покорны».

В-девятых, еще различают игры стихийные и управляемые. Здесь речь идет об участии или неучастии воспитателя, старшего в играх. Чтобы разобраться в полезности игры, доступности ее ребятам следует понаблюдать за ней, а еще лучше - принять в игре непосредственное участие. Каждая игра имеет определенное целевое, воспитательное значение, которое необходимо установить в первую очередь самим, если это не обозначено в описании игр.

Одна, даже весьма полезная игра, не может обеспечить успех в достижении воспитательных целей. На вооружении учителя, воспитателя, вожатого, родителей должен быть комплекс игр с различной целевой установкой... Важно помнить, что дело не в самой игре или ее результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает ребенок в игре, какие качества приобретает, чему учится, что познает. Важно отбирать игры с творческим потенциалом, гуманным содержанием.

В практике воспитания наибольшее значение приобрели следующие группы игр с готовыми правилами:

Дидактические, познавательные, интеллектуальные;

Строительные, конструкторские, трудовые;

Спортивные и подвижные;

Игры-упражнения тренировочного характера;

Ритмические, хороводные, музыкальные;

Игры-шутки, игры-забавы.

Деление это несколько спорно, т. к. в разных видах игр можно встретить элементы игры другой группы, в этом отношении особенно разнообразны познавательные и подвижные игры. Некоторые специалисты различают игры функциональные, ролевые и конструктивные. Играет ли малыш погремушкой, гоняется ли школьник за мячом, на языке физиологии все это - упражнения определенных функций. В ролевых играх («в школу», «в дочки-матери») ребенок познает важнейшие социальные формы поведения: он бывает то главным, то подчиненным, то солдатом, то командиром, перенося в игру свои наблюдения из жизни. В конструктивных играх дети конструируют какой-то объект жизни, мира: строят самолеты, делают бумажные змеи, сооружают крепости из мокрого песка...

Как разобраться в игровом, царстве? Как установить степень полезности игр? Игры, рекомендуемые книгами, магазинами обычно имеют объяснения, маленькую рекламную справку, из которых можно узнать, на кого рассчитана игра, сколько участников, каков ее педагогический смысл. Многие игры никаких воспитательных рекомендаций не имеют, они передаются по наследству из поколения в поколение. Сколько же игр произвело на свет человечество? Наверное, считать их также невозможно, как все созданные народами песни и сказки. Их множество. Игры, как люди, живут, стареют, умирают...

Надо осознать: игра для ребенка есть система положительных доказательств самому себе. Укрепившиеся интересы в добрых, полезных играх переходят в систему укрепившихся идей, приобретенных в забавах. А это уже непреходящая духовная ценность. Какой же заманчивый, притягательный призыв звучит в нашем доме, на улице, в школе, о котором мы упоминали: - Давайте играть? - Давайте!

Классификация игр

(по материалам сайта «Церковная школа» Режим доступа: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/met_rek/svet/igra/igra4/)

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.

Интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Так, естественные игры разделены на три рода:

Игры теплокровных животных и их детенышей;

Игры первобытных людей и их детей;

Игры современных детей на разных стадиях развития.

Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики». Род результативных игр имеет два основных класса:

Энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта;

Интеллектуальные объединены в три вида - абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

- по области деятельности : физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

- по характеру педагогического процесса : обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

- по игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

- по предметной области : математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

- по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения, технические со средствами передвижения.

ПРИРОДА И СТРУКТУРА ИГРЫ

(фрагмент издания С.А. Шмакова «Игры учащихся феномен культуры», С.76-90)

…В качестве основных структурных единиц обычно выделяют воображаемую ситуацию, роль и реализующие ее игровые действия... Современная психология к структуре игры, кроме того, относит: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими. Мы предлагаем к осмыслению иной набор слагаемых детской игры.

Отсутствие материальных результатов. Детская игра, как известно, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. В ней отсутствуют материальная польза, утилитарные результаты. А что вместо них? Внеповседневность сил игры; таинственность; напряженное притяжение; ассоциации; непредсказуемость результатов - все это практически не существующее в неигровой практике присутствует в ней. Таким образом, первое слагаемое игры - наслаждение процессом инобытия, процессом игрового действия, возвышенные переживания, испытываемые при этом удовольствия…

Содержание и сюжет игры. Содержание - понятие философское; оно, "будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций"4. Содержание - то, что игра отображает, то, что воспроизводит Ребенок в качестве центрального характерного момента. … Содержание игры отражает ту или иную сторону жизни людей или животных (в ролевых играх), сюжет отражает воспроизводимую действительность...

Сюжет - компонент преимущественно ролевых игр, но и у игр с готовыми правилами есть свои сюжеты. Поскольку детство всегда находится на рубежах прошлого, настоящего и будущего, сюжеты игр черпаются детьми из социальной практики, истории, фантастики. Освежающая ценность игры - вечная новизна ее сюжетов, сдвиги реальности по отношению к мироощущениям участников игры. Дети играют в человеческий быт охотнее всего ("в магазин", "в дочки-матери", "в дом", "в сад"); в профессии, которые их привлекают ("в пожарников", "в строителей", "в летчиков", "в больницу" и др.); в искусство ("в цирк", "в театр", "в кино"); в путешествия, войну и т.п. Дети могут в своих играх реализовать даже сюжеты катастроф и катаклизмов (игры "в землетрясения", "в пожар", "в концлагерь")…

Воображаемая ситуация. Исследователи игры разных психологических направлений в качестве одного из самых характерных признаков (элементов) игры детей, особенно младших, указывают на создание воображаемой ситуации. Кофка создал теорию "двух миров" - мира реальности и мира игры, он истолковывал игру как мир полной детской свободы, в который ребенок себя перемещает из реального мира принуждения, и живет он в игре с помощью воображаемой ситуации…Воображаемая ситуация как структурный элемент игры есть ее замысел и вымысел, т.е. главная выдумка игры, то, что создано соображением и фантазией индивида…

Воображаемая ситуация присутствует во всех ролевых играх, играх-грезах, играх-театрализациях, играх-драматизациях и в более свернутом или элементном виде в играх с готовыми правилами, особенно в интеллектуальных играх. Воображаемая ситуация - вымысел игры. … Ребенок не обманывается своими вымыслами, выдумками. Он ими свободно оперирует в игре как вольными фантазиями, делая вид, что верит в них. Все его игровые "как будто бы", "понарошку" отражают соответствия между реальными объектами и их эквивалентами. В этом и заключается процесс символизации. …

Правила игры. Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила игры есть негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры. Правила - образ игры, ее интрига, ее нравственный и эстетический кодекс. Для воспитателя правила - то, через что он доводит до детей свои педагогические требования, ибо по сути правила отражают общеморальные требования к человеку. Казалось бы, игра свободна от неигровых условий жизни, и вместе с тем она им подражает, вводя в свою структуру часто правила более жесткие, чем те, что приняты в обычной жизни. Дети предъявляют к себе добровольно эти требования-правила. Если они не выполняются, игра не складывается. Если они монотонны и скучны, игра теряет свою привлекательность….Правила и "технология" многих игр отрабатывались, отшлифовывались веками, достигая художественного совершенства….

Игровые действия (операции) . Игра объективно служит ребенку формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в деятельности, действиях, а источником - инстинкты, подражания и опыт. …Так как игра характеризуется тем, что мотивированное действие лежит "не в результате действия, а в самом процессе" (А.Н.Леонтьев), процесс игры включает в себя различные игровые процедуры, операции, т.е. реальные активные проявления ребенка, которые соответствуют его представлениям о содержании игры. Действия в игре - это разнообразные двигательные реалии, приспособленные либо к целям, правилам, либо к игровым аксессуарам, игрушкам. Игра - всегда реальное действие и подобие настоящего действия. Действие рождает поступок. Игра - всегда поступок…

Продуктивную игровую деятельность можно охарактеризовать наличием следующих элементов: задачи, материала, средств, действий, продуктов.

Внешняя задача игры - непредсказуемость результата, обязательный выигрыш, личный или групповой успех, наслаждение процессом игры. Внутренняя задача - алгоритм повторения игровых ситуаций, приносящий длительное удовлетворение и радость. Материал игры - ее сюжет и содержание, версии, фабулы, решения. Материал игры - игропрактика.

Средства игры: пространство, речь, аксессуары. Игровое пространство, в котором протекают все игровые действия, определяется ее правилами. Язык участников игры продиктован ее сюжетом. Аксессуары (предметы, необходимые для игры), костюмы, атрибуты также заложены в фабуле игры.

…Продуктивное действие в игре связано с материальным преобразованием объектов игры…

Сюжет игры определяет последовательность действий, их динамику. Действия в игре и есть ее процесс, ее игротехническая рефлексия. Отличительной особенностью (чертой) любой игры является сочетание повторения и неожиданности.

Риск. Риск как действие, направленное на привлекательную цель игры, достижение которой сопряжено с неопределенностью, даже возможной опасностью, угрозой неуспеха, сопутствует многим детским играм. Дети во многих играх действуют часто в условиях экстремальных ситуаций, благодаря чему обнажаются и проверяются "ресурсы" их риска: смелость, решительность, упорство, упрямство, инициативность, импровизация и т.п. Если риск рождает успех, у ребенка появляется уверенность в своих силах. Благодаря риску ребенок учится в игре доверять самому себе, понимать, что он может сделать, а что пока нет, что он принимает в окружающем мире, а что в нем отвергает. Рискуя в своих играх, дети все-таки всегда больше получают, чем теряют. С одной стороны, риск - надежда на достижение, вера в успех, с другой - выбор оптимального решения. … Риск в игре обычно бескорыстен и стимулирует волю к победе, честность и своеобразное мужество игрока. Рискованный выбор в игре может быть и самым надежным, гарантирующим успех.

Выигрыш. Выигрыш - постоянная единица структуры любой игры. Буквально выигрыш - победа в игре, состязании. Он внематериальная польза, выгода, достижение, преимущество, удача. Детей необходимо готовить к удаче. Игра почти всегда состязательна - с соперником или даже с самим собой. Состязательность, соперничество - внутренняя пружина игры.


Структура игры

(по материалам электронный ресурса «Игротехника»: http://igra.effective-it.ru)

Структура игры - это композиция, процессуальная и операциональная основа, наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасположение.

Размышляя об основных слагаемых, структурных единицах игры, мы на самом деле пытаемся ответить на вопрос: "Без чего игра невозможна?" И тогда становится понятно, что в качестве основных констант следует назвать:

· Участника или участников , выразивших желание и готовность играть


Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

  1. Игра, как ведущий тип деятельности дошкольника.
  2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
  3. Кризис семи лет.

1. В дошкольном возрасте (3 – 6 лет) социальная ситуация совместной деятельности ребёнка и взрослого распадается, возникает новая жизнь, жизнь ребёнка в жизни взрослого. В этом возрасте возникают определенные взаимоотношения со сверстниками, т.е. появляется «детское общество». Ведущая деятельность – игра.

В 1933 году Выготский в своей лекции «Роль игры в психическом развитии дошкольника» впервые говорит об игре, как о ведущей деятельности дошкольника, и отмечает, что она имеет такое же значение для психического развития дошкольника, как обучение для младшего школьника. По мнению Д.Б. Эльконина, ролевая игра в дошкольном возрасте представляет собой деятельность, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослых и в обобщённой форме в специально созданных игровых условиях воспроизводит действия и отношения взрослых. Элементы сюжетно-ролевой игры (Эльконин):

  1. Роль.
  2. Игровые действия.
  3. Игровые отношения.
  4. Предметы-заместители (игрушки).
  5. Правила.
  6. Сюжет игры.
  7. Элемент содержания.
  8. Воображаемая ситуация.

Важным элементом игры по мнению Эльконина, является роль; по мнению Выготского – воображаемая ситуация. Игра приводит к качественным изменениям психики ребёнка:

  1. Развивает произвольность познавательных процессов.
  2. Развивается связанная речь.
  3. Развивается произвольное поведение.
  4. Развитие коммуникативных навыков.

В дошкольном возрасте каждый год происходят существенные изменения. Существуют три периода:

  1. Младший дошкольный возраст (3 – 4 года).
  2. Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
  3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

В младшем дошкольном возрасте дети в основном играют одни, и содержанием игры является воспроизведение действий взрослых. Однако, в играх младшего дошкольного возраста есть противоречия: с одной стороны, это простое воспроизведение действий взрослых, но с другой стороны, в игре есть и роль, и воображаемая ситуация, которую ребёнок не обыгрывает, но исключить её из игры не возможно.

В среднем дошкольном возрасте играют вместе. Основным содержанием игры является воспроизведение отношений людей. Появляются сюжетно-ролевые игры.

В старшем дошкольном возрасте играют вместе. Сюжетно-ролевые игры совершенствуются. Основным содержанием игры являются игры с правилами . Появляются игры-соревнования.

В процессе игры ребенок быстро познает возможность заменить реальный предмет воображаемым. Появляется символическая игра . В ней ребенок с помощью индивидуальных символов, воспроизводит реальность, сначала заменяя один предмет другим, а затем и сами предметы символами. Появляется символическая функция.



Особенности символической функции:

  1. Дети младшего дошкольного возраста лишь по указанию взрослых могут заменить один предмет другим в игре, но новое назначение предмета сохраняется недолго.
  2. В среднем дошкольном возрасте дети сами переименовывают предметы, опираясь на их функции, у них «не всё может быть всем». Новое назначение предмета сохраняется на протяжении игры.
  3. В старшем дошкольном возрасте само переименование предметов превращается в самостоятельную игру, разрушая первоначальный сюжет. Новое назначение сохраняется долго.

Символизация проявляется в игре дважды:

  1. Ребёнок берёт на себя роль.
  2. Происходит замена одного предмета другим.

Только благодаря этой двойной символизации, действие включается в деятельность, и игра приобретает определенный смысл.

Выделяют две группы игрушек, которые оказывают наибольшее влияние на психическое развитие ребенка:

  1. Предметы-копии окружающих предметов (игрушечная мебель). Они способствуют схождению ребёнка в мир взрослых.
  2. Куклы, изображения животных.

Важным новообразованием в развитии дошкольников является соподчинение мотивов. Ведущим мотивом является стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых. Кроме этого формируется просоциальные мотивы: сочувствие, помощь другим.

Дошкольный возраст является сенситивным для:

Формирования мотива достижения успехов.

Формирования личности на основе подражания.

2. Внимание. Объектом внимания является речь взрослого, а также не только предмет, но и его функциональные связи с другими предметами.

Особенности внимания:

  1. Формируется произвольное внимание, т.е. ребенок обращает внимание не только на то, что интересно, но и на то, что требует взрослый.
  2. Рост устойчивости внимания. Увеличивается продолжительность детских игр, и они меньше отвлекаются во время игры.
  3. Увеличивается объём внимания – 2 - 3 объекта. Однако дет 4 – 6 лет с трудом различают сюжетные, мало отличные друг от друга предметы.

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т. п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л. С. Выготский "Раннее детство")?

П. П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью "Игра", он заявил, что "игра" есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

Представляется плодотворной мысль, Д. Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Весьма плодотворно и соответствующе сути дела и положительное определение игры, которое выдвигается при этой идее на первый план, а именно что игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с играми. Всякий согласится, что ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки и т. д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между этой "игрой" и игрой в собственном смысле слова в дошкольном возрасте - с созданием мнимых ситуаций. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов воображения в ситуацию.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- Коммуникативную: Освоение диалектики общения;

- Самореализации В игре как полигоне человеческой практики;

- Игротерапевтическую: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

Функцию Коррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А.Шмакову):

Свободная Развивающая Деятельность, Предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

Творческий, В значительной мере импровизационный, очень активный Характер Этой деятельности («поле творчества»); Р. Г.Хазанкина, К. В.Маховой и другие.

Эмоциональная приподнятость Деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

Наличие Прямых или косвенных Правил, Отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как Деятельности Органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

А) роли, взятые на себя играющими;

Б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

В) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Г) реальные отношения между играющими;

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных Педагогических игр.

В отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.