Первый тур отбора программы Фулбрайта. Личный опыт

И других стран.

Крупнейшая из финансируемых правительством США международных обменных программ в области образования, Программа Фулбрайта создавалась с целью улучшить взаимопонимание между народом Соединенных Штатов и народами других стран. Стремясь к достижению этой цели, Программа Фулбрайта предоставила более чем 300 тысячам своих участников, выбранных благодаря их научному потенциалу и лидерским качествам, возможность познакомиться с работой политических, экономических и культурных организаций других стран, обменяться идеями и положить начало совместным проектам на общее благо народов мира. Проведением Программы Фулбрайта занимается Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США. Со времени основания Программы 46,800 иностранных учёных проводили исследования или преподавали в университетах США и более 45,200 американских учёных занимались аналогичной деятельностью за рубежом. Ежегодно Программа Фулбрайта присуждает около 800 грантов учёным, приезжающим в США из других стран. В настоящее время Программа Фулбрайта действует в 155 странах мира.

Основной источник финансирования Программы Фулбрайта - ежегодные ассигнования, выделяемые Конгрессом США Государственному Департаменту. Правительства стран, участвующих в программе, принимающие университеты зарубежных стран и Соединенных Штатов также вносят финансовый вклад в проведение программы, либо принимая на себя часть расходов, либо опосредованно - в виде прибавок к жалованью лектора, освобождения от платы за обучение или предоставления университетского жилья.

Обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников. На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным (в том числе российским) студентам, учёным и исследователям. Стимулирует «перекрёстное» образование, в частности американских студентов за рубежом, а зарубежных - в США. Программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах , в 50-ти из которых функционируют специальные комиссии, руководящие программой, там же где их нет, её курирует Отдел информации и культуры посольства США.

43 выпускника программы Фулбрайта получили Нобелевские премии (в том числе двое в 2010 году - Питер Даймонд и Эйити Нэгиси), 28 - гранты фонда Макартуров и 78 стали лауреатами Пулитцеровской премии .

В рамках программы много сделано в плане сближения российских и американских исследователей. Однако такие программы сотрудничества нередко вызывают опасение по поводу «утечки мозгов» в США и являются темой для обсуждения российско-американских отношений . По словам Наталии Смирновой, заместителя директора программы Фулбрайт в РФ :

Программа Фулбрайта ежегодно предоставляет около 8 000 грантов, по состоянию на 2010 год , количество участников с момента основания достигло 300 000 .

«Совет по иностранным стипендиям Дж. Уильяма Фулбрайта» (FSB), в состав которого входят 12 руководителей образовательных учреждений и общественных организаций, назначаемых президентом Соединенных Штатов, определяет политику Программы, устанавливает критерии отбора и утверждает кандидатов, выдвинутых на получение гранта.

Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США разрабатывает меры, обеспечивающие выполнение стоящих перед программой задач, и в сотрудничестве с комиссиями и фондами по вопросам образования осуществляет проведение программы в 51 стране мира, где имеются действующие соглашения с США о проведении обменных программ. 90 странах, не имеющих такого договора, помощь в проведении программы оказывают посольства США. Соединенных Штатах проведению программы содействуют ряд вспомогательных агентств.

Двусторонние межнациональные комиссии и фонды во взаимодействии с университетами и организациями принимающей страны составляют ежегодный план проведения обменов. Они также производят предварительный отбор кандидатов на получение студенческих и преподавательских грантов по своим обменным программам, проводят собеседования и рекомендуют «Совету по иностранным стипендиям Дж. Уильяма Фулбрайта» достойных претендентов. странах, где такие комиссии и фонды отсутствуют, отдел культуры посольства США определяет политику Программы и курирует её проведение.

«Совет по международным обменам учёных» (CIES) , по соглашению о сотрудничестве с Государственным Департаментом, осуществляет проведение Программы Фулбрайта для университетских преподавателей и учёных. «Совет по международным обменам учёных» является частью Института международного образования (IIE) и тесно сотрудничает с наиболее крупными образовательными учреждениями в области гуманитарных, общественных и естественных наук. CIES оказывает поддержку преподавателям и учёным, находящимся в США по гранту Программы Фулбрайта.

История

Знаменитые выпускники

См. также

  • AFS (англ.)

Напишите отзыв о статье "Программа Фулбрайта"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Bureau of Educational and Cultural Affairs, U.S. Department of State (англ.)
  • , сайт Institute of International Education (англ.)
  • , сайт Institute of International Education

Отрывок, характеризующий Программа Фулбрайта

– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.

Программа Фулбрайта

Небольшая вставка из Википедии
Программа Фулбрайта - программа образовательных грантов, основанная в 1946 году сенатором США Джеймсом Уильямом Фулбрайтом и финансируемых госдепартаментом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран.
Обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников. На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным студентам, учёным и исследователям. Стимулирует «перекрёстное» образование, в частности американских студентов за рубежом, а зарубежных - в США. Программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах, в 50-ти из которых функционируют специальные комиссии, руководящие программой, там же где их нет, её курирует Отдел информации и культуры посольства США.

От себя . Стипендия считается одной их самых престижных стипендий в США. Много людей в США про нее слышали и знают.
Изначально более гуманитарная программа, но в последнее время набирает популярность и среди фундаментальных наук. Например специально недавно открытая программа Fulbright STEP .

Условия стипендии

  • оплата обучения в университете
Как правило, программа подразумевает финансирование вашего обучения на 2 года. Поэтому в случае получения степени PhD, вам за это время нужно найти себе другой источник финансирования.
  • билет в 2 стороны
Билеты туда и обратно. Дополнительные перелеты не оплачиваются.
  • ежемесячная стипендия
$1280+ в зависимости от места проживания. Летом стипендии нет и билетов домой тоже нет, что создает интересную ситуацию. Странно также, что некоторым странам летом платят стипендию, а некоторым нет. Поэтому о летнем финансировании следует подумать заранее.
  • медицинская страховка
Базовая страховка Seven Corners. В принципе достаточно для рутинных визитов к врачу. Больше информации
  • требование о возвращении на 2 года
Необходимо вернуться в родную страну на 2 года в соответствии с требованиями визы J1. Тут речь идет о получении вида на жительство в США. Находиться в США по туристической визе или другой ученической визе никто не запрещает, но получить вид на жительство, скорее всего не получится без возвращения домой на 2 года. При большом желании и удаче можно получить освобождение от этого правила (waiver), но я пока не встречал людей, которые прошли всю процедуру, поэтому мне сложно об этом говорить. Слышал не раз, что не всегда требуют находиться эти 2 года физически именно в родной стране, но опять же информации мало.
  • возможность взять с собой семью
С собой можно брать мужа/жену и детей, они получают визу J2, которая, например, позволяет работать. Также на каждого члена семьи платятся дополнительные деньги. Больше информации

Подача документов

Срок подачи документов на конкурс - середина мая. Нужно учитывать, что документы подаются на год вперед. Так я подавал документы в мае 2012 года, будучи на 3-м курсе университета, а учиться в США начал в августе 2013. Результаты всего отбора будут известны где-то в конце сентября (выбор университета, как кому повезет), что все-таки позволяет неплохо планировать наперед.
Перечень документов достаточно простой (тут остановлюсь на самих важных по моему мнения):
  • Personal Statement - служит в качестве отчета о всем, что вы уже сделали и что по вашему мнению делает вас хорошим кандидатом на стипендию. В то же время она должна включать в себя некоторые упоминания о том, как учится в Штатах поможет вам в достижении ваших профессиональных и научных целей, и почему это нельзя сделать в тех условиях в которых вы сейчас.
  • Study Objective - эссе, в котором следует как можно больше, чтобы говорить о том, что вы хотели бы сделать, когда вы находитесь в Соединенных Штатах. Подразумевает более менее детальное описание проекта, актуальности выбранного вами направления. Желательно детально описать свои цели в выбранной сфере и как вы собираетесь эти цели реализовывать, и главное зачем для этого ехать в США.
  • три рекомендационных письма . Старайтесь подобрать людей, которые смогут показать вас с разных сторон. Мне кажется, что оптимальный набор - работа, университет и общественная деятельность. Желательно охарактеризовать вас разнопланово, но письмо от научного руководителя все-таки лучше иметь. Эти же письма будут потом использоваться для подачи документов в университеты США, и, зная, как у нас относятся к рекомендационным письмам, важно дать понять людям, что эти письма важны, а не просто отписка.
Первые два эссе входят в заявку и судя по отзывам являются основным критерием первичного отсева кандидатов.

Процесс отбора

Срок подачи документов - середина мая. Потом где-то до середины августа идет обработка форм. Все достаточно либерально, если что-то упустите, вас, скорее всего, просто попросят прислать недостающие документы.
В середине августа объявляют людей, которые прошли во второй тур (Semi-Final), то есть на собеседование. Собеседование проходит в форме панели – 5-6 человек расспрашивают вас про ваш проект, цели и аргументацию актуальности проекта. Как правило, среди них 2-3 американца. В моем случае половина людей, которые меня собеседовали, сталкивались с Computer Science, остальные просто из технических сфер.
Само собеседование проходит где-то в середине сентября, и результаты объявляют через 1-2 недели после собеседований. Так претенденты проходят в финальную стадию. Суть в том, что это еще не гарантия самой поездки (хотя шансы где-то 95%). Небольшая часть людей отсеивается из-за плохих результатов тестов, некоторые - по своему желанию или по той причине, что не могут найти подходящий университет. Поэтому кроме основного списка есть еще резервный, и шансы у людей из резервного списка, как правило, неплохие.

Тесты

После попадания в финальную стадию (фактически получения стипендии), нужно будет сдать 2 теста (TOEFL, GRE General). Если вы сдавали их до этого, результаты еще действительны на момент подачи документов в университеты и удовлетворяют минимальным требованиям, то можно тесты не сдавать. Финалистам оплачивают саму сдачу, но подготовка как правило не оплачивается.
  1. TOEFL iBT - состоит из 4-х частей (Listening, Reading, Speaking, Writing). Каждая часть про 30 балов, в сумме 120. Минимум в большей части университетов где-то около 80, но приемлемый результат - 100. Очень желательно сдать Speaking больше чем на 25, это часто дает возможность сертифицироваться в университете, если вы захотите работать со студентами (я сдал на 23 и мне пришлось проходить дополнительный курс)
  2. GRE revised General Test - у этого теста прогрессивная шкала оценивания (от 130 до 170, например 145 значит, вы в первом квантиле, 151 срединий бал, а со 157 четвертый квантиль), в зависимости от университета и программы очень отличаются требования по этому тесту. Некоторые университеты вообще его не требуют. В целом тест сложнее чем TOEFL, требует больше времени для подготовки. Состоит из 3-х частей:
    • Math - достаточно легкий тест, на уровне 1-го курса в техническом университете. Основная масса заданий по алгебре. Ничего необычного, просто для успешной сдачи нужно привыкнуть к формулировке заданий на английском (как правило это сложнее чем сами задания).
    • Vocabulary - просто неимоверно сложный. Используется очень академический вокабуляр, часто просто сложно понять о чем речь. К нему правда нужно долго готовиться. Позже общаясь уже с американцами понял, что и среди них много людей которые заваливают этот тест.
    • Writing - 2 эссе. Не раз слышал, что для иностранных студентов это не самая важная часть. По эмпирическим наблюдениям лучше больше времени уделить другим частям. Хотя опять же относительно программы.
Тесты нужно сдавать в конце октября - начале ноября, поэтому есть смысл подумать про это заранее. Времени между попаданием в финал и сдачей тестов очень очень мало и как правило существенно поднять свой уровень не получиться. Особенно в GRE, где тест по языку очень и очень сложный.

Выбор университета

После сдачи тестов, согласно вашим результатам составляет для вас список рекомендуемых университетов, в которые, по мнению программы Фулбрайта, вы бы могли поступить. Суть в том, что стипендия - это финансирование, но не гарантия, что вы сможете найти себе университет. Зачастую сотрудники программы стараются учитывать ваши пожелания, если они из области логики, а не из области «Кроме Гарварда никуда не поеду». Вам предлагают список из 4-х университетов и, как правило, повсюду нужно самому что-то заполнять. Подача документов начинается в конце ноября. Первые предложения от университетов будут после Нового Года. И тут, в принципе, случается самая сложная ситуация. Некоторые университеты дают программе Фулбрайта скидку на ваше обучение, поэтому для программы выгоднее отправлять стипендиатов именно в такие университеты. Очень хорошо, когда ваш выбор совпал с тем, что вам советуют. Честно сказать, что бывает в другом случае, я не особо знаю. Есть люди, которые отказываться, так как их не устраивает университет. Я считаю, что одержимость именем университета неплохая штука, но не самая главная. Тем более, что, в конце концов, по приезде в США можно перевестись в другой университет.
  • сдайте по возможность TOEFL или GRE до подачи документов, или за лето после подачи документов (результаты можно внести в свою заявку в любой момент). Хорошие результаты по тестам дают комиссии определенный уровень уверенности в вас и показывают знание языка. По эмпирическим ощущениям где-то 50% финалистов сдали хотя б один тест до выхода в финал. Также сдача тестов заранее сильно упростит вам жизнь в случае попадания в финал, так как в другом случае их приходиться сдавать в очень сжатый срок (1-2 месяца).
  • лучше иметь реальный список университетов куда вам хочется попасть. Потратьте время и сделайте обзор программ. Как правило университеты имеют даже специализацию в сфере компьютерных наук. Сразу хочу немного расстроить, шансов попасть в Ivy League не очень много. Проблема даже не в уровне знаний, а скорее финансовой стороне вопроса для Fulbright. Плюс для попадания в условный Стенфорд нужна реальная аргументация почему именно Стенфорд а не например Университет Вашингтона. Поэтому при подаче документов лучше иметь реалистичные цели.
  • будьте максимально готовы у своем направлении и проекте. Постарайтесь актуализировать знания, почитайте, что именно сейчас исследуют в вашей сфере. Это скорее всего спросят на интервью.
  • при подготовке к интервью мне посоветовали одну очень действенную методику. Потратьте 2-3 дня и выпишите все вопросы которые вы бы сами себе задали про ваш проект. Что человеку со стороны может спросить. Попросите знакомых вам с этим помочь. Мне так удалось «угадать» где-то 70% вопросов которые мне в конце концов задали на интервью.

Учеба в американских вузах, за которую студент не платит не копейки, — именно такую возможность предоставляет программа академических обменов имени Фулбрайта. Подаваться на стипендию могут участники из 155 стран, в их число входят Украина и Россия. Система отбора довольно непростая, и все ее этапы занимают около года. Более того, есть еще и дополнительный список условий. ForumDaily нашёл студентов и выпускников программы, которые уверяют: выиграть грант вполне реально, и для этого совершенно не обязательно быть гением. Главное — успеть подать документы в срок: до 15 мая для россиян , и до 17 мая для украинцев .

Артур Денисенко по программе Фулбрайта изучает альтернативную энергетику. Фото: их личного архива

Почти год киевлянин Артур Денисенко живёт в штате Дэлавер. В местном университете он изучает альтернативную энергетику и может часами рассказывать о своих студенческих буднях. Парень говорит, что никогда в жизни ещё так много не учился. И никогда не получал от этого столько удовольствия.

“Нагрузка просто огромная, у меня, по сути, свободны только половина пятницы и субботы, а всё остальное время я учусь. Из-за нехватки времени я даже фейсбук недавно деактивировал”, — рассказывает Артур.

Сейчас он заканчивает первый курс своей двухгодичной магистратуры по программе Фулбрайт. Грант, который финансируется из американского бюджета, покрывает парню всё: учёбу, проживание, страховку, перелёт из Украины и обратно, плюс есть стипендия, которой, как уверяет Артур, ему, хватает с лихвой.

Что такое программа имени Фулбрайта

Уникальная возможность для студентов, исследователей, учёных и преподавателей со всего мира существует с 1946 года. Тогда сенатор от штата Арканзас Джеймс Фулбрайт выступил с предложением создать программу международных научных обменов. Конгресс поддержал инициативу и согласился её финансировать. Стипендию назвали в честь самого Фулбрайта, и с тех пор ею воспользовались более 300 тысяч участников со всего мира. Самая популярная категория — программа для студентов старших курсов и выпускников вузов, которая позволяет закончить в США магистратуру.

Процесс отбора на этот грант можно условно разделить на четыре этапа. Сперва нужно заполнить аппликацию на сайте и подать набор документов. Дальше претендента ждёт собеседование, потом сдача экзаменов TOEFL и GRE, после них — поступление в ВУЗ. В целом, процедура растягивается почти на год.

“Когда я подавался, у меня было ощущение, что это просто нереально — так много условий, и такой длинный процесс”, — признаётся Артур. Но на деле, говорит он, всё оказалось значительно проще: если чётко знать, чего именно хочешь, и выполнять все инструкции. Их можно найти на официальном сайте Фулбрайта в вашей стране, на который легко выйти через главную страничку программы .

Этап первый: анкета, сбор документов и выбор университетов

Артур рассказывает: заполнять анкету нужно онлайн, причём делать это за один раз необязательно — можно просто сохранить результаты и продолжить, например, на следующий день. Кроме личных данных здесь обязательны два эссе, которые должны убедить комиссию в том, что именно вы заслуживаете получить стипендию.

“Важно не просто иметь желание – вот мол, я хочу поехать учиться и пусть это будут Штаты, потому что там классно и хорошее образование. Нет, так не пойдёт. Ты действительно должен понимать, а почему именно это направление, именно США и именно вот этот конкретный ВУЗ”, — говорит киевлянка Людмила Ломпас, которая закончила Фулбрайт два года назад.

Она училась в том же университете, что и Артур, на специальности “экономика”. Девушка уверяет: если сбор документов — это технический процесс, то над эссе нужно поработать основательно. Она даже ходила на специальный семинар, который устраивал украинский офис Фулбрайта, где детально разъясняли все требования к аппликантам. Впрочем, найти требования к эссе можно и в интернете .

“В первом эссе ты описываешь себя и свой, так называемый, жизненный путь. Также объясняешь, почему тебе нужен Фулбрайт. Объём — не больше двух страниц”, — уточняет Артур.

Во втором — нужно предоставить тему исследования и объяснить, как приобретённые знания помогут твоему профессиональному развитию. “В Украине я изучала банковское дело и точно выбрала направление — монетарная экономика. Всё моё эссе было именно об этом”, — добавляет Людмила.

Также в анкете нужно будет указать три университета и программы, которые вам интересны. И это, по словам Людмилы, сделать сложнее всего, ведь колледжей в Америке сотни.

“Нам сказали сразу не смотреть на “Лигу плюща” (ассоциация из восьми частных американских университетов, которые считаются одними из самых престижных в стране — ForumDaily) , а выбирать более скромные ВУЗы. У меня сначала был список из ста, потом из двадцати, в результате, сузила до трёх. На это ушло недели две”, — продолжает девушка.

Ещё один важный пункт — это рекомендательные письма. Их должно быть три, и обязательно на английском. Ваши рецензенты сами регистрируются на сайте и дают вам характеристику, потому написать лестные слова о себе самостоятельно не получится. “У меня были письма из университета, от работодателя и одно — из внешней организации, с которой я сотрудничал по работе”, — говорит Артур.

Крайний срок подачи всего пакета документов — 15 мая для россиян и 17 мая — для украинцев .

Собеседование: “покажите свою дикую заинтересованность”

Если кандидат проходит на второй уровень, летом ему приходит письмо с приглашением на собеседование. Приезжать на него нужно лично в офис Фулбрайта в вашей стране. Артур знал заранее: собеседование будет на английском. “Я полночи не спал перед этим, думал, как всё пройдёт. Но на самом деле, когда заходишь в аудиторию, время летит незаметно”, — продолжает парень. В комиссии были 10 человек, и каждый задавал вопрос, которые были только по теме исследования, поэтому ответы Артур давал легко.

“Они хотят видеть, что ты действительно этим болеешь, они заточены на то, чтобы смотреть на реальную мотивацию человека, поэтому вы должны показать свою “дикую” заинтересованность”, — объясняет парень.

Экзамены TOEFL и GRE: есть несколько попыток, и за экзамены платит программа

Это третий этап, полуфинал. Тем, кто прошёл через предыдущие два испытания, с конца декабря предстоит сдать тест по английскому языку — TOEFL и обязательный экзамен для поступления в магистратуру — GRE .

“Тебе говорят, какой минимальный балл ты должен набрать для того, чтобы пройти дальше. Но даже если ты его набираешь, то, скорее всего, тебя отправят сдавать экзамен ещё раз для улучшения результата”, — рассказывает Артур. И, что важно, все попытки оплачиваются из бюджета программы, а не из кармана кандидата.

TOEFL Артур сдавал три раза, GRE — два, каждая попытка оказывалась лучше предыдущей. На время экзаменов он взял весь свой отпуск и интенсивно готовился. Говорит, с тестом по английскому языку было легче, а вот над GRE пришлось попотеть. “Он состоит и математической части и лингвистической. Я сам гуманитарий и был уверен, что для меня первая будет очень сложной. Но оказалось наоборот. Наиболее тяжёлая часть, причём для всех — словарная, где проверяется знание 4000 тысяч слов, которые даже англоязычные люди не всегда знают и используют”, — говорит парень. Артур каждый раз отправлял результаты в офис Фулбрайта, и когда, наконец, количество баллов всех устроило, этап экзаменов для него окончился.

Выбор университета и поступление: о Гарварде мечтаем, но смотрим на колледжи поскромнее

Список желательных университетов каждый кандидат указывает ещё в анкете. Но только на этом этапе к ним начинают присматриваться поконкретнее, чтобы выбрать несколько, в которые будут отправлять документы. “То, что ты победил в Фулбрайте, на данном этапе ещё ничего не означает, потому что тебя ещё не приняли в университет”, — говорит Артур. Представители офиса Фулбрайта вместе с кандидатом решают, куда лучше поступать. И может статься так, что список колледжей, в конечном итоге, будет совершенно иным, нежели в анкете будущего студента. Так, например, было у Людмилы.

“Тут уже происходит процесс дискуссий – на что соглашается аппликант, и что может предложить программа. Я со всеми возможностями простого поиска в “гугле” точно знала меньше об образовании в США, чем специалисты Фулбрайта. Они чётко рекомендовали мне те университеты и программы, которые могут быть мне интересны”, — рассказывает девушка.

К тому же, её сразу предупредили — вероятность попадания в университеты “Лиги плюща” очень маленькая, так как обучение в Гарварде или Стенфорде стоит дорого, и за эти деньги программа может отправить учиться двоих студентов в колледжи поскромнее.

В любом случае, список университетов согласовывается с кандидатом. И часто уже сам колледж может предложить стипендию своему потенциальному студенту. Так, например, случилось с Артуром — он поступил во все три университета, куда подавался, и два из них предложили частично покрыть стоимость обучения. “Для программы это значит экономия средств, на которое они смогут отправить учиться ещё какого-нибудь кандидата”.

Всё для студента, учёного, исследователя

“Рай для тех, кто любит учиться”, — так коротко Людмила описывает свою магистратуру в Америке. Говорит, что за два года выучила не только то, за чем ехала, но и намного больше. Возможность ходить на лекции в роли “свободного слушателя”, доступность материалов и университетская жизнь — обо всём этом девушка вспоминает с ностальгией.

С ней абсолютно согласна Татьяна Ярошенко, вице-президент одного из лучших вузов Украины — Киево-Могилянской академии. Она дважды, как учёный, ездила в Штаты через программу Фулбрайт: писала диссертацию в Йеле и научную монографию в Колумбийском университете.

“Это не просто исследования в хороших библиотеках. Это переворачивает человека на 360 градусов. Даёт возможность понять свой уровень, сравнить его с уровнем коллег”, — говорит она.

Сейчас Татьяна — глава благотворительной организации “Украинский фулбрайтовский круг”, которая объединяет всех выпускников программы страны — это более 900 человек.

“Бывших “фулбрайтовцев” не бывает”, – мы постоянно это повторяем, потому что тот, кто хотя бы один раз стал стипендиатом, делал исследование, работал вместе с коллегами, учился в лучших американских университетах, — непременно сохранит верность этой программе навсегда”, — продолжает она. Цель их организации — поддержка выпускников и общие проекты. Например, сейчас они организовывают летнюю школу для студентов из перенесённых с Востока Украины университетов, которые находились там, где сейчас ведутся боевые действия.

Татьяна рассказывает: в прошлом году они провели опрос — насколько выпускники довольны программой Фулбрайт. Абсолютно утвердительно ответили 87%, тогда как лишь один процент респондентов были категорически неудовлетворёнными. Преподаватель уверяет: среди фулбрайтовцев нет безработных, а эта стипендия, без преувеличения, меняет жизнь. При этом она настаивает: программа не для гениев, а для людей, которые чётко знают, чему и где хотят научиться.

“Я — абсолютно обыкновенный среднестатистический человек и могу без преувеличения сказать, что это очень прозрачный и честный конкурс. Получить стипендию реально, всё зависит от амбиций человека. Не нужно бояться”, — рассказывает она.

С ней согласен и Артур. Говорит, у него никогда не было красного диплома, да и в магистратуру по Фулбрайту он подавался не по своей основной университетской специальности. По первому образованию он — политолог, что очень далеко от альтернативной энергетики, которую он изучает сейчас. Тем не менее, всё получилось. Он уже нашёл себе летнюю стажировку в американской компании и говорит, что университет даёт ему именно те знания, на которые он рассчитывал.

Стипендиат программы Фулбрайт для учителей английского языка рассказывает о своей стажировке в Америке.

Об учебе

Я приехала учиться и работать в США по стипендиальной программе Фулбрайт для преподавателей английского языка (Foreign Language Teaching Assistant).

Программа предполагает преподавание русского языка и культуры своей страны в американском колледже в объеме 20 часов в неделю, а также обучение как минимум по двум предметам в семестр. Программой покрываются все расходы в течение всех этапов участия в конкурсе и года обучения в США.

Всех стипендиатов программы распределяют по разным колледжам. Я получила распределение в Grinnell College в штате Айова. Гриннелл – это один из частных гуманитарных колледжей, которые в Америке называются Liberal Arts colleges.

Колледж очень состоятельный и может позволить себе оказывать материальную помощь около 85% своих студентов, которые обучаются здесь по 26 направлениям.

В Гриннелле имеется шикарный кампус: две прекрасные библиотеки, 12 учебных корпусов, 19 общежитий и 7 студенческих домов, столовая, гриль-бар, центр искусств, а также одно из моих любимых мест на кампусе — спортивный центр.

Кроме этого, здесь также есть стадион, футбольное и бейсбольное поля, 6 крытых теннисных кортов, крытый легкоатлетический трек, бассейн и многое другое. В начале семестра преподаватель знакомит студентов с планом (Syllabus) и дедлайнами сдачи письменных работ, которому следует в течение всего семестра.

Когда я говорю знакомым американцам, в каком колледже работаю и учусь, большинство отзываются о нашем колледже, как об учебном заведении с очень высоким образовательным стандартом.

И я смело утверждаю, что мои одногруппники и студенты, которым я преподаю русский, настоящие звёздочки и интеллектуалы. Огромное внимание уделяется самостоятельной работе студента.

Преподаватель выступает в роли координатора, куратора, ведущего занятие в форме дискуссии по материалам, с которыми студенты должны ознакомиться до начала урока.

Ребята занимаются не только учебой, которая, поверьте мне, «отнимает» львиную долю нашего времени, но активно проводят время вне учебы: в Гриннелле около 250 студенческих организаций на любой вкус и 20 видов спорта, которыми можно увлечься.

Почти 1/3 студентов Гриннелла спортсмены и участвуют в соревнованиях по разным видам спорта, либо занимаются музыкой, поют в хоре, ставят спектакли, работают, «волонтёрят».

Например, две мои знакомые студентки на добровольных началах помогают заключенным подготовиться к сдаче теста для получения аттестата.

Подготовка и поступление

Конкурс на получение гранта Фулбрайта длится целый год. Для меня самым важным этапом был процесс подготовки и сбора документов. Я считаю, что эта стадия наиболее ответственная, так как на ней отсеиваются очень многие.

На этом этапе важно написать убедительное и оригинальное мотивационное письмо, подкрепить свое заявление рекомендательными письмами. Главное здесь — показать свою уникальность, доказать, что именно вас так не хватало в международной семье Фулбрайта.

На втором этапе конкурса все полуфиналисты сдают языковой тест TOEFL, а также проходят интервью с представителями программы Фулбрайт в России, участником программы предыдущих лет и представителем Государственного Департамента США.

Зимой финалистов извещают об успешном прохождении конкурса, после чего необходимо собрать очередной пакет документов и подготовить медицинскую карту. Фулбрайт помогает при оформлении визы и прочих документов.

Самый волнующий этап – распределение по колледжам. После распределения стипендиаты непосредственно входят в контакт со своим супервайзером из колледжа.

Перед отъездом в Москве проходит встреча с представителями американского посольства для так называемой предвыездной ориентации, на которой стипендиатам рассказывают об основных моментах, связанных с культурой, бытом и учебой в Америке, чтобы они могли лучше адаптироваться в новой обстановке.

По прибытии в США, до того как попасть в свой колледж, стипендиаты со всего мира распределяются в крупнейшие американские университеты уже для летней ориентации. Я оказалась в числе счастливчиков, попавших в Стэнфорд на несколько дней.

Быт

В начале года все новые студенты и языковые ассистенты проходят ориентацию, во время которой можно оформить все необходимые документы, открыть счет в банке, получить номер налогоплательщика и т.д.

По условиям моего гранта я получаю финансирование от программы Фулбрайт и от Гриннелла. Колледж предоставил мне жилье в одном из студенческих домов под названием «Русский дом».

Здесь я проживаю вместе со студентами, изучающими русский язык. Колледж также предоставляет мне полный meal-plan, который подразумевает трёхразовое питание в студенческой столовой.

Можно готовить еду и на кухне в «Русском доме», как делают большинство ребят, не питающихся в столовой: для них это получается дешевле. Жизнь в Айове не дорогая.

Основные расходы во время проживания в США – это путешествия и бесконечный онлайн шоппинг. Так как колледж находится в очень маленьком городе, особых излишеств нет.

В соседние крупные города, Де-Мойн или Айову-Сити, мы ездим на машине, которую приобрели с друзьями в начале семестра. Также можно арендовать машину прямо на кампусе.

В свободное время

В Гриннелле очень длинные каникулы. Как мне объяснили студенты, они здесь намного длиннее, чем во многих других колледжах, так как учеба очень насыщенная. Так вот, во время каникул я путешествую. Осенью я провела неделю в Чикаго.

На день Благодарения съездила в гости к друзьям в Айове. В середине декабря в Вашингтоне проходила конференция для стипендиатов Фулбрайта, на которой мы посетили множество тренингов, получили сертификаты, поделились впечатлениями после первого семестра работы.

После конференции поехали с друзьями отмечать Рождество и Новый год в Филадельфию, Нью-Йорк, Майами-Бич и Ки Вест во Флориде. На весенние каникулы пока еще строю планы. В свободное время я встречаюсь с друзьями – другими языковыми ассистентами или студентами.

Конечно, каждые выходные мы ходим на вечеринки. Мне будет очень трудно передать на бумаге впечатления и атмосферу, царящую на студенческих вечеринках. Ребята, нужно оказаться в американском колледже, чтобы оценить это! Люблю смотреть соревнования наших «Пионеров» — Grinnell Pioneers, когда они играют дома.

Интересный факт о моем колледже для любителей баскетбола. В прошлом семестре защитник нашей команды Джек Тейлор набрал 138 очков за 36 минут игрового времени, установив новый рекорд NCAA! Конечно же, Grinnell Pioneers выиграли у Faith Baptist Bible со счётом 179 – 104. Я также хожу в тренажерный зал и бассейн или сплю.

Страна и культура

Это мой первый визит в США, но, как ни странно, ни малейшего культурного шока я не испытала. Наверное, это все очень индивидуально. Я много путешествую и знакомлюсь с самыми разными людьми.

Раньше я часто слышала, что очень трудно подружиться с американцами, мол, «в душу» к себе они не пускают. Хотелось бы развенчать этот миф. Здесь я встретила очаровательных и добрых людей, которых могу назвать своими друзьями, и я знаю, что эти отношения у нас не закончатся, когда я вернусь в Россию.

Возможно, вы сочтете это лирикой, но я верю, что если человек открыт миру и людям, принимает каждый день и каждую новую встречу, как дар, оставаясь оптимистом в любой ситуации и стараясь увидеть в любом человеке только доброе, ему всё возвращается сторицей.

При таком отношении к миру он весь будет вашим, так как и ваши глаза, и всё ваше естество будут светиться добром. Как не подружиться с таким человеком?! Я полюбила Америку, и я обязательно сюда вернусь: ведь я еще не гуляла по Центральному парку в тёплую погоду.

После учебы

Как же я люблю этот колледж, студентов, преподавателей, коллег и как хорошо, что я еще четыре месяца буду в моем дорогом Гриннелле! То, что я приехала в США по программе Фулбрайт очень ценно и почётно.

Это большой плюс к моему «резюме» и профессиональному росту. Здесь поменялось моё видение диссертации, которую пишу в России, появились новые перспективы развития.

  • Интересная секция – «Советы». Могу ли я дать хотя бы один? Думаю, что нет. Я могу поделиться лишь своими мыслями. Делайте то, к чему лежит ваша душа. Хотите учиться – ищите конкурсы и гранты, участвуйте в них. Верьте в себя, и знайте, что такого, как вы, больше нет. Если вы пишите мотивационное письмо, обязательно расскажите об этом.
  • Я верю в то, что для нас нет ничего невозможного. Будучи студенткой 3-го курса, я сопровождала в качестве переводчика делегацию исполнительного комитета своего города в Гонконге. Потом училась год в Китае по гранту Правительства Республики Татарстан и была волонтером на Всемирной Универсиаде в Шэньчжэне, и надеюсь, что буду им в этом году на Универсиаде в Казани.
  • Год назад проплыла на огромном корабле от Токио до Коломбо и Ченная и обратно в составе участников международной программы «Корабль молодежи мира» и теперь являюсь вице-президентом ассоциации её выпускников из России. Наконец, я стала стипендиатом программы Фулбрайт.
  • Просто я верю в себя, и надеюсь, что те товарищи, которые проводят конкурсный отбор, поверят в меня. Докажите им, что и в вас нужно поверить!
  • Ну и напоследок: когда путешествуете, используйте couchsurfing. Это уникальная возможность почувствовать себя не туристом, а путешественником.

Долой стереотипы об иностранных вузах «для богатеньких» - у любого государства существуют многомиллионные грантовые программы, которые ежегодно спонсируют самых целеустремленных студентов для прохождения магистратуры или аспирантуры. Выплаты покрывают расходы на обучение и проживание, и студенты могут полностью посвятить себя учебе. Все, что требуется от кандидата, - понять, зачем ему это нужно, четко поставить цель и аккуратно собрать пакет документов, а затем и чемоданы.

«Большая Деревня» начинает собирать практические советы ребят, которые смогли поступить в лучшие вузы мира. Как преодолеть круги бюрократического ада, что говорить на собеседовании, существует ли универсальное мотивационное письмо и есть ли смысл возвращаться домой? В первой части - одна из лучших международных программ Fulbright .

Где: Соединенные Штаты Америки

Что включает: оплата экзаменов на знание английского языка, оплата обучения, ежемесячная стипендия, ограниченная медицинская страховка, оплата транспортных расходов (проезд в обе стороны из родного города и дополнительный багаж на обратном пути), единоразовая оплата расходов на учебные материалы и размещение на месте проживания.

Срок обучения: от года до 2 лет

Требования: перечислены по ссылке , одно из обязательных - знание английского на достаточном уровне (TOEFL не ниже 80 баллов) и возраст не старше 30 лет.

Что это и как пройти. «Фулбрайт» - одна из самых щедрых и крутых стипендиальных программ в мире, которая ежегодно предоставляет гранты на обучение, проведение научных исследований и стажировки в университетах США. Участвовать в конкурсе могут выпускники вузов или студенты последнего года обучения, которые к моменту возможного отъезда уже получат дипломы о высшем образовании. Нужно выбрать магистерскую или аспирантскую программу. Магистры учатся два учебных года, аспиранты проводят исследование один учебный год.

Конкурсный отбор начинается весной и длится около года. За это время кандидат должен написать мотивационные эссе и собрать три рекомендательных письма, перевести диплом о высшем образовании на английский язык, сдать экзамены на знание английского (TOEFL , а магистры еще и GRE, пройти собеседование в Москве и - комбо! - совместить все это с основной работой или учебой.

Стипендия «Фулбрайта» покрывает всё. Для меня это было важно, так как своих средств не было

Каждый год заявку подает разное количество желающих: в 2015-м их было около 600. В финал обычно выходит около 10% - конкурс на место сравним с челленджем при поступлении в хороший отечественный вуз.

Нужно понимать, что «Фулбрайт» имеет четкую цель - культурный обмен: финалисты гранта в каком-то смысле становятся космополитами, просветителями и носителями важного опыта. Это означает, что почиллиться на берегах океана после окончания вуза или завершения исследовательской работы не выйдет - стипендиат обязан в идеальном случае вернуться на родину, но при любых раскладах не может в течение двух лет жить и работать в США (вариант с межнациональным браком тоже не прокатит).

Яна Щетинская, студентка North Carolina State University

В Самаре я окончила исторический факультет СамГУ по специальности «Международные отношения». Заявку на «Фулбрайт» подала в мае 2014-го, а в марте-апреле 2015-го узнала, что еду учиться. Процесс отбора кандидатов длится около года, и это достаточно нервно - столько времени находиться в состоянии неопределенности.

Стипендия «Фулбрайта» покрывает все, включая жилье: для меня это было важно, так как своих средств не было, чтобы оплатить половину или, скажем, треть обучения.

Подавая заявку, вы не выбираете университет - лишь высказываете свои пожелания, а комиссия их учитывает. Не стоит рассчитывать на Гарвард и другие универы на слуху: вас могут отправить в отличный вуз, про который никто в России и не слышал, и это будет гораздо лучшим решением.

Мотивация одна: вам либо это надо, и вы упорно идете до конца, либо нет

Если после подачи бумаг с документами все в порядке, вы проходите на второй тур - там как раз предстоит сдать экзамены и отправиться на собеседование в Москву. Оно проходит на английском языке с американо-русской комиссией из пяти-шести человек. На собеседовании проверяют вашу целеустремленность, а еще - коммуникативные способности, поэтому лучше все-таки сильно не нервничать и попробовать общаться спокойно, без излишней настороженности. Если у вас интересная тема, вы действительно знаете цель программы и верите в то, что говорите, - это большой плюс. Важно понимать, что американскую комиссию не устроят общие фразы.


Университет Северной Каролины

Нужно четко понять, а потом расписать, какую практическую важность имеет то, чем вы планируете заниматься. Хорошо бы накидать черновик примерных вопросов-ответов к интервью. Если есть такая возможность, лучше дать свои эссе на проверку опытному человеку, тому же фулбрайтовцу или носителю английского языка, который поможет исправить стилистические неточности.

Знаю многих, кто проходил на «Фулбрайт» с третьего и четвертого раза

Мотивация одна: вам либо это надо, и вы упорно идете до конца, либо нет. Если не получилось подать документы в этом году, можно сделать это в следующем. Я знаю многих, кто проходил на «Фулбрайт» с третьего и четвертого раза. Важный момент по поводу английского: если чувствуете, что языковой подготовки недостаточно, начинайте готовиться заранее. Изучите формат экзаменов, чтобы не растеряться при тестировании - и практикуйтесь без перерывов.


«Ориентация», или собрание студентов Университета Северной Каролины перед началом учебного года, Яна проходила в Бостоне

Сейчас я учусь в университете Северной Каролины (North Carolina State University) и в целом очень довольна. Я - единственный иностранный студент у себя на программе, но ко мне относятся ровно так же, как и к десяткам американцев-магистров. Преподаватели очень отзывчивы и всегда готовы помочь, если ты чего-то не понимаешь или не знаешь. Это большой плюс для развития и адаптации. У вуза, в котором я учусь, много ресурсов: постоянные конференции, семинары, дебаты, куда приглашают спикеров из ООН, государственных и некоммерческих организаций, - очень насыщенная жизнь.

Наверное, главное - не бояться. Если есть вопросы - задавать и консультироваться, общаться с уже бывшими стипендиатами. Во вконтакте есть группа