Психическая регуляция поведения. Психическая регуляция поведения и деятельности Что такое регуляция поведения
обшение, но и мышление есть функция речи, а потому последняя и является механизмом мыслительной деятельности , Например, в экспериментах, проведенных учениками и последователями Рубинштейна, показано, что внешняя причина (подсказка экспериментатора) помогает испытуемому решать мыслительную задачу лишь в меру
сформированности внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза решаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не сможет адекватно использовать помощь извне, со стороны другого человека. И наоборот, если он глубже и правильнее анализирует проблемную ситуацию и задачу, он становится более подготовленным к пониманию и принятию данной извне подсказки .
Итак, отчетливо выступает активная роль внутренних условий, опосредствующих все внешние воздействия и тем самым определяющих, какие из внешних причин участвуют в едином процессе детерминации всей жизни субъекта. В таком смысле внешнее, действуя через внутреннее, сушественно зависит от него. Следовательно, для Рубинштейна и его школы нет противопоставления и альтернативы между двумя формулами детерминизма: 1) внешнее через внутреннее и 2) внутреннее через внешнее .
В этом проявляется своеобразная диалектика умственного развития субъекта, вообще его самоопределения: чем ближе сам индивид подошел к успешному решению задачи, тем, казалось бы, ему меньше нужна помощь извне, но тем легче ее реализовать; и наоборот, чем дальше он находится от верного решения, тем больше ему необходима помощь со стороны, но тем труднее ему ее использовать. Данный парадокс саморазвития объясняется и разрешается благодаря непрерывному взаимодействию общественного и индивидуального в ходе формирования психики человека. Например, помошь со стороны (в виде подсказок и т. д.) открывает возможность индивиду ответить на вопрос, который он уже сам себе поставил. Это одно из проявлений тех внутренних условий как основания развития, через которые преломляются все внешние воздействия.
При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, необходимо и существенно опосредствующих все внешние причины (педагогические, пропагандистские и т.д.). Иначе говоря, не
4.1. Психология субъекта и его деятельности
личность низводится до уровня якобы пассивных внутренних условий (как иногда думают), а, напротив, последние все более формируются и развиваются в качестве единой многоуровневой системы - личности, вообще субъекта. Формируясь и изменяясь в процессе развития, внутренние условия обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление, процесс и т. д. могут подвергнуться. Отсюда важнейшая роль собственной деятельности, вообще активности всех людей в процессе их воспитания и обучения.
Проблему обучения многие психологи теперь конкретизируют посредством понятия зоны ближайшего развития, разработанного Выготским. По его мнению, находясь в этой зоне, школьники получают педагогическую помощь от взрослых и потому в сотрудничестве с ними намного лучше учатся и развиваются. Например, они успешно осваивают научные понятия, принципиально отличающиеся от житейских, т. е. таких, которые формируются у дошкольников спонтанно, без помощи взрослых .
Понятие такой зоны означает, что все дети и вообще обучаемые делятся на две группы - получающие и не получающие педагогическую помощь от обучающих. Тем самым подразумевается, что те, кому эта помощь предоставлена, непременно и успешно ее используют (независимо от внутренних условий, опосредствующих ее использование). Здесь социальность понимается - осознанно или неосознанно - лишь как однонаправленное и безусловное влияние общества на ребенка, вообще на индивида, беззащитного и пассивного объекта подобных внешних воздействий. / Но с позиций рубинштейновского принципа детерминизма «внешнее только через внутреннее» (т. е. через основание развития) ребенок - это подлинный субъект, опосредствующий своей активностью любые педагогические влияния, а потому сугубо избирательно к ним восприимчивый, открытый для них, но не «всеядный» и не беззащитный. Следовательно, недостаточно подразделять обучаемых на 1) получающих и 2) не получающих помощь извне. Нужна дальнейшая диффе-
ренциация первых из них на тех, кто а) хочет и может и, наоборот, б) не хочет, не может и т. д. использовать в процессе саморазвития помощь извне (подсказки, советы и т. д.), поскольку она действует не безусловно, не прямо и непосредственно, а только через внутренние условия, вообще через обучаемого субъекта . Любая личность может быть объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку она вместе с тем является субъектом этого воспитания, все более становящегося самовоспитанием. Конечно, формирование личности осуществляется в процессе усвоения всей человеческой культуры, но такое усвоение не отрицает, а, напротив, предполагает самостоятельную и все более активную деятельность (игровую, учебную, трудовую и т. д.) каждого ребенка, подростка, юноши, взрослого.
Список литературы
Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности//Психол. журн. 1994. № 4.
Абульханова-Славская К.А., Брушлин-ский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989.
Богомолова Е.М. Доминанта в естественном поведении животных//Успехи физиолог, наук. 1992. № 2.
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва; Воронеж, 1996.
Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.
Гельфанд И.М., Розенфельд Б.И., Шиф-р и н М. А. Очерки о совместной работе математиков и врачей. М., 1989.
Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
Есенин-Вольпин А.С. Об антитрадиционной программе оснований математики//Вопр. философии. 1996. № 8.
Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., 1993.
Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
4. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Курочкин Ю.А. Систематический анализ перинатального периода жизни лося: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 1989.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выгот-ского//Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1982. Т. 1.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М., 1986.
Митькин А.А., Корж Н.Н. Сенсорно-перцептивные процессы в структуре психики//Психол. журн. 1992. №4.
Московичи С. Социальное представление: ис-тор. взгляд//Психол. журн. 1995. № 1-2.
Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982.
Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. М., 1996.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
Процес мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Эксперимент. исслед./Под ред. С.Л.Рубинштейна. М., 1960.
Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.
Психологический словарь. М., 1996.
Психология и марксизм («круглый стол»)//Психол. журн. 1993. № 1.
Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: Учен. зап. Высшей школы Одессы, 1922//Вопр. психологии. 1986. № 4.
Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.
Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М., 1992.
Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
Чайлахян Л.М. Истоки происхождения психики. Пущине, 1992.
38. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский и марксизм в советской психологии//Психол. журн. 1992. № 5; 1994. № 1.
Doise W. Logiques sociales dans la rainsonnement. Neuchatel; Paris, 1993.
Farr R., Moscovici S. (Eds.). Social representations. Cambridge, 1984.
Pavard B. (Ed.). Systemes cooperatifs: de lamode-lisation a la conception. Toulouse, 1994.
Pieron H. Aux sources de la connaissance: la sensation guide de vie. Paris, 1955.
Suchman L. Plans and situated actions. Cambridge, 1987.
4.2. Мотивация и эмоции?v н^?
Введение
Под мотивацией в психологии понимается совокупность факторов, энергетизи-рующих и направляющих поведение. Проблема мотивации, таким образом, сводится к созданию некоторой теории, позволяющей определить исходные причины, а также группы переменных (как внешних, так и внутренних), задающих то или иное направление, траекторию поведения индивида.
Эмоции в свою очередь являются субъективной стороной, переживанием удовлетворения/неудовлетворения потребности, внутренним индикатором степени достижения цели.
Мотивационные и эмоциональные процессы относятся к разряду регулятивных компонентов психического функционирования, к тому, что инициирует поведенческий акт и придает ему внутреннюю, субъективную окраску.
В данном разделе будут рассмотрены основные психологические теории мотивации и эмоций вместе с полученными в рамках каждого из подходов теоретическими и эмпирическими результатами - эффектами и закономерностями.
4.2.2. Теории мотивации
Бихевиоризм: теории научения. Одним из классических подходов к проблемам мотивации в психологии является подход с позиций теорий научения, представленный в работах бихевиористов и необихе-виористов. Основой активности индивида с точки зрения бихевиоризма является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, приводящее организм в состояние активности.
Если речь идет о врожденных, фиксированных формах поведения типа простых рефлексов, то эта активность носит достаточно специфический, определенный ха-
4.2. Мотивация и эмоции |
рактер: мы моргаем, когда в глаз попадает инородное тело, отдергиваем руку от горячего относительно независимо от нашего жизненного опыта, характера образования и т. п.
В то же время в случаях, когда рефлекторное реагирование является недостаточным для удовлетворения возникшей потребности, ликвидации актуальной нужды, активность организма первоначально имеет неспецифический, ненаправленный характер. В таких случаях нужда обеспечивает только общую энергетизацию поведения. При этом для формирования специфической реакции необходимо научение или обучение, и характер самого поведения, его направленность уже зависят от внешних факторов.
Необходимо пояснить, что основным механизмом функционирования мотивации, с точки зрения большинства бихевио-ристов (см., например: }, является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет ""закон эффекта).
Организм стремится избавиться от напряжения, связанного с возникновением нужды, вновь привести значения физиологических показателей в норму, и именно это является основной и по существу единственной движущей силой поведения. Данный механизм функционирования имеет название принципа гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное состояние.
Процесс научения, или выработки не- второго варианта поведения, возможен при наличии двух основных условий: наличия потребности и подкрепления, т. е. того, что эту потребность способно удов-тетворить. Голодная крыса мечется по клетке в поисках еды, случайно нажимает на педаль, вслед за этим открывается кор-чушка и голодное животное получает еду. В дальнейшем при возникновении пищевой потребности вероятность нажатия этой крысой на педаль при условии получения
вслед за этим подкрепления (еды) будет все больше и больше. В конце концов животное выработает устойчивой поведение: хочется есть - крыса бежит к педали и нажимает на нее. Легко видеть, что специфика поведения определяется не самой по себе потребностью, а особенностями среды, подкреплением: если бы для того, чтобы получить еду, необходимо было встать на задние лапы, крыса научилась бы в итоге делать и это. Таким образом, способ поведения не связан однозначно с той потребностью, на удовлетворение которой он направлен: поведение формируется под влиянием факторов среды, структуры подкреплений, а инициируется возникновением физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной депривации и т. п.
Возникает вполне естественный вопрос: как можно объяснить такие формы поведения, как помощь другим, сочинение романов или занятие теоретической физикой? Неужели теми же физиологическими нуждами? Да, теми же, считают бихевиористы. Физиологические нужды являются первичными побуждениями, над которыми надстраиваются вторичные. Термин «вторичные» довольно условен: цепочка может быть сколь угодно длинной. Человек помогает другим, потому что в этом случае вероятнее всего они помогут ему в аналогичной ситуации, что будет несомненно способствовать его выживанию, а значит, удовлетворению его базовой физиологической потребности. Или - сложнее: человек помогает другим, потому что это способствует благорасположению окружающих, что позволит ему в дальнейшем занять более высокое социальное положение, пользоваться относительно беспрепятственно разного рода благами, а значит, легко удовлетворять возникающие физиологические нужды. (Такая трактовка мотивации восходит к воззрениям И.П. Павлова, который полагал, что большинство форм поведения можно объяснить, основываясь на механизме условного рефлекса. Над условным рефлексом первого порядка надстраиваются условные рефлексы более высоких порядков.)
Другой принципиальной особенностью бихевиоризма вообще и мотивационных теорий научения в частности является то.
Социальное поведение
Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.
Определение 1
С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.
Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.
Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.
Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.
Определение 2
Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.
Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.
Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.
Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.
В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.
Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.
Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.
Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения - поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.
Внешние факторы регуляции поведения
Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.
Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».
К ним относятся:
- общественные отношения;
- общественное производство;
- общественные интересы;
- общественное мнение;
- социальные движения;
- социальная напряженность;
- социальные потребности и др.
Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.
В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.
Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.
Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.
Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.
Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.
Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.
К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.
Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:
- общепринятая условность действия;
- общественная значимость факта;
- особая цель ритуала.
Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.
Внутренние регуляторы поведения человека
Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.
Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.
Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.
Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.
Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.
Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.
Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.
Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:
отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);
действия, которые имеют определенный смысл;
поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.
Деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.
Лекция 9. Психология малых групп и коллективов
План:
Понятие малой группы в психологии.
Социально-психологические процессы в малых группах.
Социальный феномен власти в коллективе.
Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Литература:
Агеев Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М. 2010.
Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006.
Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2008.
Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна
Психическая регуляция поведения и деятельности
Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.
Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости внешних воздействий, называется эмоциями .
Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные эмоции противостоят волевым действиям, которые совершаются вопреки первым.
Однако свобода проявления эмоционально-импульсивных действий зависит от уровня сознательной регуляции: чем ниже уровень, тем свободнее данные действия, не имеющие сознательной мотивации. Эмоции преобладают при недостатке информации, позволяющей сознательно построить деятельность, при нехватке представлений о сознательных способах поведения. Кроме того, сознание не формирует цели этих действий, поскольку они предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение или защитное движение руками от надвигающегося на человека предмета). В то же время мыслительные действия также базируются на эмоциях, то есть в сознательном действии эмоции имеют большое значение.
Волевая регуляция повышает эффективность соответствующей деятельности, и волевое действие человека начинает выступать в качестве сознательного с целью преодоления внешних и внутренних препятствий, чему способствуют волевые усилия.
Такие свойства личности, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др., являющиеся проявлением воли, рассматриваются как первичные , или базовые, волевые качества личности . Они предопределяют поведение, описываемое перечисленными выше свойствами.
Кроме указанных следует назвать такие волевые качества, как решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Они формируются, как правило, позднее первой группы свойств, поэтому их определяют не только как волевые, но и как характерологические . Эту группу качеств называют вторичными .
Выделяют также и третью группу волевых качеств, связанных с морально-ценностными ориентациями человека. К ним относятся ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Эта группа третичных волевых качеств , складывающихся обычно к подростковому возрасту, включает и отношение человека к труду: деловитость, инициативность.
Основная психологическая функция воли состоит в повышении мотивации и совершенствовании сознательной регуляции действий. То есть сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком происходит под влиянием дополнительного побуждения к действию, смысл которого коррелирует с борьбой мотивов и трансформируется благодаря преднамеренным умственным усилиям.
Волевая регуляция позволяет долгое время поддерживать сконцентрированное на объекте внимание. Все основные психические функции – ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь – связаны с волей. В процессе развития этих процессов (от низших к высшим) человек обретает волевой контроль над ними.
Волевое действие и осознание цели деятельности, ее значимости тесно связаны друг с другом. Волевое действие подчиняет этой цели выполняемые действия. Актуальные потребности человека всегда провоцируют энергию волевых действий и становятся их источником. На их основе человек подбирает сознательный смысл своим произвольным поступкам.
Сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, человек проявляет волю, чтобы заменить его на более сложный способ и придерживаться его в дальнейшем.
«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним… возвышаясь над ними… произвести выбор между ними» (С. Л. Рубинштейн).
Воля человека складывается в течение нескольких фаз. Первая из них придает человеку уверенность в решении обычных задач повседневности в будущем.
Вторая фаза, дающая достаточно материала и представлений из области морали, в будущем позволяет осознавать более тонкие моральные отличия.
Третья фаза, пережитая достаточно глубоко, открывает возможность и в дальнейшем различать «оттенки» моральных вопросов, не позволяя рассматривать их схематично.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельности Регулирующее воздействие жизненных смыслов объектов и явлений действительности на протекание деятельности субъекта не обязательно сопряжено с какой-либо формой их презентации в его сознании.
Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт Из книги Психология мотивации студентов автора Вербицкий Андрей Александрович1. 1. Основные проблемы исследования мотивации поведения и деятельности
Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:
Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,
автора Автор неизвестенРешетников М. М. и др ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТРАДАВШИХ В ОЧАГЕ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ В целях изучения особенностей поведения, психофизиологических реакций, состояния и работоспособности людей, подвергшихся воздействию
Из книги Психология экстремальных ситуаций автора Автор неизвестенРешетников М. М. и др УФИМСКАЯ КАТАСТРОФА: ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В период с 5 по 13 июня 1989 г. авторами проведено социально-психологическое изучение и психофизиологическое обследование пострадавших в результате взрыва газа большой
автора Ритерман Татьяна ПетровнаПсихическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости
Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна ПетровнаПсихическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные
автора Ильин Евгений Павлович7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности Долгое время соотношение между мотивом и поведением (деятельностью) рассматривалось с мономотивационной позиции. Исходя из того что мотив является системообразующим фактором деятельности и поведения, психологи тесно
Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему
Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович§ 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Воля - социально
Из книги Проблема «бессознательного» автора Бассин Филипп Вениаминович Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я. Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид ВикторовичСоциальное поведение
Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.
Определение 1
С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.
Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.
Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.
Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.
Определение 2
Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.
Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.
Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.
Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.
В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.
Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.
Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.
Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения - поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.
Внешние факторы регуляции поведения
Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.
Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».
К ним относятся:
- общественные отношения;
- общественное производство;
- общественные интересы;
- общественное мнение;
- социальные движения;
- социальная напряженность;
- социальные потребности и др.
Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.
В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.
Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.
Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.
Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.
Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.
Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.
К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.
Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:
- общепринятая условность действия;
- общественная значимость факта;
- особая цель ритуала.
Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.
Внутренние регуляторы поведения человека
Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.
Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.
Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.
Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.
Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.
Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.
Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.