Психическая регуляция поведения. Психическая регуляция поведения и деятельности Что такое регуляция поведения

обшение, но и мышление есть функция речи, а потому последняя и является механизмом мыслительной деятельности , Напри­мер, в экспериментах, проведенных уче­никами и последователями Рубинштейна, показано, что внешняя причина (подсказка экспериментатора) помогает испытуемому решать мыслительную задачу лишь в меру


сформированности внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза ре­шаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не сможет адекватно использовать помощь извне, со стороны другого человека. И наоборот, если он глубже и правильнее анализирует проблемную ситуацию и задачу, он стано­вится более подготовленным к пониманию и принятию данной извне подсказки .

Итак, отчетливо выступает активная роль внутренних условий, опосредствую­щих все внешние воздействия и тем са­мым определяющих, какие из внешних причин участвуют в едином процессе де­терминации всей жизни субъекта. В таком смысле внешнее, действуя через внутрен­нее, сушественно зависит от него. Следо­вательно, для Рубинштейна и его школы нет противопоставления и альтернативы между двумя формулами детерминизма: 1) внешнее через внутреннее и 2) внутрен­нее через внешнее .

В этом проявляется своеобразная диа­лектика умственного развития субъекта, вообще его самоопределения: чем ближе сам индивид подошел к успешному реше­нию задачи, тем, казалось бы, ему меньше нужна помощь извне, но тем легче ее ре­ализовать; и наоборот, чем дальше он на­ходится от верного решения, тем больше ему необходима помощь со стороны, но тем труднее ему ее использовать. Данный парадокс саморазвития объясняется и раз­решается благодаря непрерывному взаимо­действию общественного и индивидуаль­ного в ходе формирования психики чело­века. Например, помошь со стороны (в виде подсказок и т. д.) открывает возмож­ность индивиду ответить на вопрос, кото­рый он уже сам себе поставил. Это одно из проявлений тех внутренних условий как основания развития, через которые пре­ломляются все внешние воздействия.

При объяснении любых психических явлений личность выступает как целост­ная система внутренних условий, необхо­димо и существенно опосредствующих все внешние причины (педагогические, про­пагандистские и т.д.). Иначе говоря, не



4.1. Психология субъекта и его деятельности

личность низводится до уровня якобы пассивных внутренних условий (как ино­гда думают), а, напротив, последние все более формируются и развиваются в ка­честве единой многоуровневой системы - личности, вообще субъекта. Формируясь и изменяясь в процессе развития, внутрен­ние условия обусловливают тот специфи­ческий круг внешних воздействий, кото­рым данное явление, процесс и т. д. могут подвергнуться. Отсюда важнейшая роль собственной деятельности, вообще актив­ности всех людей в процессе их воспита­ния и обучения.

Проблему обучения многие психологи теперь конкретизируют посредством поня­тия зоны ближайшего развития, разрабо­танного Выготским. По его мнению, на­ходясь в этой зоне, школьники получают педагогическую помощь от взрослых и потому в сотрудничестве с ними намного лучше учатся и развиваются. Например, они успешно осваивают научные понятия, принципиально отличающиеся от житей­ских, т. е. таких, которые формируются у дошкольников спонтанно, без помощи взрослых .

Понятие такой зоны означает, что все дети и вообще обучаемые делятся на две группы - получающие и не получающие педагогическую помощь от обучающих. Тем самым подразумевается, что те, кому эта помощь предоставлена, непременно и успешно ее используют (независимо от внутренних условий, опосредствующих ее использование). Здесь социальность пони­мается - осознанно или неосознанно - лишь как однонаправленное и безуслов­ное влияние общества на ребенка, вообще на индивида, беззащитного и пассивного объекта подобных внешних воздействий. / Но с позиций рубинштейновского принципа детерминизма «внешнее только через внутреннее» (т. е. через основание развития) ребенок - это подлинный субъ­ект, опосредствующий своей активностью любые педагогические влияния, а потому сугубо избирательно к ним восприимчи­вый, открытый для них, но не «всеядный» и не беззащитный. Следовательно, недо­статочно подразделять обучаемых на 1) получающих и 2) не получающих по­мощь извне. Нужна дальнейшая диффе-


ренциация первых из них на тех, кто а) хочет и может и, наоборот, б) не хочет, не может и т. д. использовать в процессе саморазвития помощь извне (подсказки, советы и т. д.), поскольку она действует не безусловно, не прямо и непосредственно, а только через внутренние условия, вооб­ще через обучаемого субъекта . Любая личность может быть объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку она вместе с тем является субъ­ектом этого воспитания, все более стано­вящегося самовоспитанием. Конечно, формирование личности осуществляется в процессе усвоения всей человеческой культуры, но такое усвоение не отрицает, а, напротив, предполагает самостоятель­ную и все более активную деятельность (игровую, учебную, трудовую и т. д.) каж­дого ребенка, подростка, юноши, взрос­лого.

Список литературы

Абульханова К.А. О субъекте психической дея­тельности. М., 1973.

Абульханова-Славская К.А. Социальное мыш­ление личности//Психол. журн. 1994. № 4.

Абульханова-Славская К.А., Брушлин-ский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989.

Богомолова Е.М. Доминанта в естественном поведении животных//Успехи физиолог, наук. 1992. № 2.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, уче­ние, воображение. Москва; Воронеж, 1996.

Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мыш­ление и общение. Минск, 1990.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.

Гельфанд И.М., Розенфельд Б.И., Шиф-р и н М. А. Очерки о совместной работе математиков и врачей. М., 1989.

Гуманистические проблемы психологической тео­рии. М., 1995.

Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

Есенин-Вольпин А.С. Об антитрадиционной программе оснований математики//Вопр. филосо­фии. 1996. № 8.

Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русско­го народа и современной психологии понимания. М., 1993.

Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.



4. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Курочкин Ю.А. Систематический анализ пери­натального периода жизни лося: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 1989.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, лич­ность. М., 1975.

Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выгот-ского//Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1982. Т. 1.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретичес­кие проблемы психологии. М., 1984.

Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процес­сах. М., 1986.

Митькин А.А., Корж Н.Н. Сенсорно-перцеп­тивные процессы в структуре психики//Психол. журн. 1992. №4.

Московичи С. Социальное представление: ис-тор. взгляд//Психол. журн. 1995. № 1-2.

Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982.

Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. М., 1996.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Процес мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Эксперимент. исслед./Под ред. С.Л.Рубинштейна. М., 1960.

Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.

Психологический словарь. М., 1996.

Психология и марксизм («круглый стол»)//Психол. журн. 1993. № 1.

Рубинштейн С.Л. Принцип творческой само­деятельности: Учен. зап. Высшей школы Одессы, 1922//Вопр. психологии. 1986. № 4.

Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онто­генезе человека. М., 1992.

Сеченов И.М. Избранные философские и пси­хологические произведения. М., 1947.

Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.

Чайлахян Л.М. Истоки происхождения психики. Пущине, 1992.

38. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский и марк­сизм в советской психологии//Психол. журн. 1992. № 5; 1994. № 1.

Doise W. Logiques sociales dans la rainsonnement. Neuchatel; Paris, 1993.

Farr R., Moscovici S. (Eds.). Social represen­tations. Cambridge, 1984.

Pavard B. (Ed.). Systemes cooperatifs: de lamode-lisation a la conception. Toulouse, 1994.

Pieron H. Aux sources de la connaissance: la sen­sation guide de vie. Paris, 1955.

Suchman L. Plans and situated actions. Cam­bridge, 1987.


4.2. Мотивация и эмоции?v н^?

Введение

Под мотивацией в психологии понима­ется совокупность факторов, энергетизи-рующих и направляющих поведение. Про­блема мотивации, таким образом, сводится к созданию некоторой теории, позволяю­щей определить исходные причины, а также группы переменных (как внешних, так и внутренних), задающих то или иное на­правление, траекторию поведения инди­вида.

Эмоции в свою очередь являются субъ­ективной стороной, переживанием удов­летворения/неудовлетворения потребности, внутренним индикатором степени дости­жения цели.

Мотивационные и эмоциональные процессы относятся к разряду регулятив­ных компонентов психического функцио­нирования, к тому, что инициирует пове­денческий акт и придает ему внутреннюю, субъективную окраску.

В данном разделе будут рассмотрены основные психологические теории моти­вации и эмоций вместе с полученными в рамках каждого из подходов теоретичес­кими и эмпирическими результатами - эффектами и закономерностями.

4.2.2. Теории мотивации

Бихевиоризм: теории научения. Одним из классических подходов к проблемам мотивации в психологии является подход с позиций теорий научения, представлен­ный в работах бихевиористов и необихе-виористов. Основой активности индивида с точки зрения бихевиоризма является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, приводящее организм в состояние актив­ности.

Если речь идет о врожденных, фикси­рованных формах поведения типа простых рефлексов, то эта активность носит доста­точно специфический, определенный ха-


4.2. Мотивация и эмоции

рактер: мы моргаем, когда в глаз попадает инородное тело, отдергиваем руку от горя­чего относительно независимо от нашего жизненного опыта, характера образования и т. п.

В то же время в случаях, когда рефлек­торное реагирование является недостаточ­ным для удовлетворения возникшей по­требности, ликвидации актуальной нужды, активность организма первоначально имеет неспецифический, ненаправленный харак­тер. В таких случаях нужда обеспечивает только общую энергетизацию поведения. При этом для формирования специфичес­кой реакции необходимо научение или обучение, и характер самого поведения, его направленность уже зависят от внеш­них факторов.

Необходимо пояснить, что основным механизмом функционирования мотива­ции, с точки зрения большинства бихевио-ристов (см., например: }, яв­ляется стремление организма снять, сни­зить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведе­ния привела к снятию напряжения, к удов­летворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникно­вении соответствующей нужды) растет ""закон эффекта).

Организм стремится избавиться от на­пряжения, связанного с возникновением нужды, вновь привести значения физио­логических показателей в норму, и именно это является основной и по существу един­ственной движущей силой поведения. Данный механизм функционирования имеет название принципа гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное состояние.

Процесс научения, или выработки не- второго варианта поведения, возможен при наличии двух основных условий: на­личия потребности и подкрепления, т. е. того, что эту потребность способно удов-тетворить. Голодная крыса мечется по клетке в поисках еды, случайно нажимает на педаль, вслед за этим открывается кор-чушка и голодное животное получает еду. В дальнейшем при возникновении пище­вой потребности вероятность нажатия этой крысой на педаль при условии получения


вслед за этим подкрепления (еды) будет все больше и больше. В конце концов животное выработает устойчивой поведе­ние: хочется есть - крыса бежит к педали и нажимает на нее. Легко видеть, что спе­цифика поведения определяется не самой по себе потребностью, а особенностями среды, подкреплением: если бы для того, чтобы получить еду, необходимо было встать на задние лапы, крыса научилась бы в итоге делать и это. Таким образом, спо­соб поведения не связан однозначно с той потребностью, на удовлетворение которой он направлен: поведение формируется под влиянием факторов среды, структуры под­креплений, а инициируется возникнове­нием физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной депривации и т. п.

Возникает вполне естественный во­прос: как можно объяснить такие формы поведения, как помощь другим, сочине­ние романов или занятие теоретической физикой? Неужели теми же физиологичес­кими нуждами? Да, теми же, считают бихевиористы. Физиологические нужды являются первичными побуждениями, над которыми надстраиваются вторичные. Тер­мин «вторичные» довольно условен: це­почка может быть сколь угодно длинной. Человек помогает другим, потому что в этом случае вероятнее всего они помогут ему в аналогичной ситуации, что будет не­сомненно способствовать его выживанию, а значит, удовлетворению его базовой физиологической потребности. Или - сложнее: человек помогает другим, потому что это способствует благорасположению окружающих, что позволит ему в дальней­шем занять более высокое социальное положение, пользоваться относительно беспрепятственно разного рода благами, а значит, легко удовлетворять возникаю­щие физиологические нужды. (Такая трак­товка мотивации восходит к воззрениям И.П. Павлова, который полагал, что боль­шинство форм поведения можно объяс­нить, основываясь на механизме условного рефлекса. Над условным рефлексом пер­вого порядка надстраиваются условные рефлексы более высоких порядков.)

Другой принципиальной особенностью бихевиоризма вообще и мотивационных теорий научения в частности является то.

Социальное поведение

Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.

Определение 1

С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.

Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.

Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.

Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.

Определение 2

Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.

Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.

Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.

Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.

В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.

Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.

Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.

Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения - поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.

Внешние факторы регуляции поведения

Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.

Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».

К ним относятся:

  • общественные отношения;
  • общественное производство;
  • общественные интересы;
  • общественное мнение;
  • социальные движения;
  • социальная напряженность;
  • социальные потребности и др.

Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.

В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.

Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.

Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.

Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.

Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.

Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.

К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.

Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:

  • общепринятая условность действия;
  • общественная значимость факта;
  • особая цель ритуала.

Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.

Внутренние регуляторы поведения человека

Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.

Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.

Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.

Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.

Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.

Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.

Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

    отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

    внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

    действия, которые имеют определенный смысл;

    поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Деятельность - это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Лекция 9. Психология малых групп и коллективов

План:

    Понятие малой группы в психологии.

    Социально-психологические процессы в малых группах.

    Социальный феномен власти в коллективе.

    Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Литература:

    Агеев Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М. 2010.

    Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006.

    Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2008.

Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна

Психическая регуляция поведения и деятельности

Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.

Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости внешних воздействий, называется эмоциями .

Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные эмоции противостоят волевым действиям, которые совершаются вопреки первым.

Однако свобода проявления эмоционально-импульсивных действий зависит от уровня сознательной регуляции: чем ниже уровень, тем свободнее данные действия, не имеющие сознательной мотивации. Эмоции преобладают при недостатке информации, позволяющей сознательно построить деятельность, при нехватке представлений о сознательных способах поведения. Кроме того, сознание не формирует цели этих действий, поскольку они предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение или защитное движение руками от надвигающегося на человека предмета). В то же время мыслительные действия также базируются на эмоциях, то есть в сознательном действии эмоции имеют большое значение.

Волевая регуляция повышает эффективность соответствующей деятельности, и волевое действие человека начинает выступать в качестве сознательного с целью преодоления внешних и внутренних препятствий, чему способствуют волевые усилия.

Такие свойства личности, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др., являющиеся проявлением воли, рассматриваются как первичные , или базовые, волевые качества личности . Они предопределяют поведение, описываемое перечисленными выше свойствами.

Кроме указанных следует назвать такие волевые качества, как решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Они формируются, как правило, позднее первой группы свойств, поэтому их определяют не только как волевые, но и как характерологические . Эту группу качеств называют вторичными .

Выделяют также и третью группу волевых качеств, связанных с морально-ценностными ориентациями человека. К ним относятся ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Эта группа третичных волевых качеств , складывающихся обычно к подростковому возрасту, включает и отношение человека к труду: деловитость, инициативность.

Основная психологическая функция воли состоит в повышении мотивации и совершенствовании сознательной регуляции действий. То есть сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком происходит под влиянием дополнительного побуждения к действию, смысл которого коррелирует с борьбой мотивов и трансформируется благодаря преднамеренным умственным усилиям.

Волевая регуляция позволяет долгое время поддерживать сконцентрированное на объекте внимание. Все основные психические функции – ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь – связаны с волей. В процессе развития этих процессов (от низших к высшим) человек обретает волевой контроль над ними.

Волевое действие и осознание цели деятельности, ее значимости тесно связаны друг с другом. Волевое действие подчиняет этой цели выполняемые действия. Актуальные потребности человека всегда провоцируют энергию волевых действий и становятся их источником. На их основе человек подбирает сознательный смысл своим произвольным поступкам.

Сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, человек проявляет волю, чтобы заменить его на более сложный способ и придерживаться его в дальнейшем.

«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним… возвышаясь над ними… произвести выбор между ними» (С. Л. Рубинштейн).

Воля человека складывается в течение нескольких фаз. Первая из них придает человеку уверенность в решении обычных задач повседневности в будущем.

Вторая фаза, дающая достаточно материала и представлений из области морали, в будущем позволяет осознавать более тонкие моральные отличия.

Третья фаза, пережитая достаточно глубоко, открывает возможность и в дальнейшем различать «оттенки» моральных вопросов, не позволяя рассматривать их схематично.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельности Регулирующее воздействие жизненных смыслов объектов и явлений действительности на протекание деятельности субъекта не обязательно сопряжено с какой-либо формой их презентации в его сознании.

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

Из книги Психология мотивации студентов автора Вербицкий Андрей Александрович

1. 1. Основные проблемы исследования мотивации поведения и деятельности

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,

автора Автор неизвестен

Решетников М. М. и др ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТРАДАВШИХ В ОЧАГЕ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ В целях изучения особенностей поведения, психофизиологических реакций, состояния и работоспособности людей, подвергшихся воздействию

Из книги Психология экстремальных ситуаций автора Автор неизвестен

Решетников М. М. и др УФИМСКАЯ КАТАСТРОФА: ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В период с 5 по 13 июня 1989 г. авторами проведено социально-психологическое изучение и психофизиологическое обследование пострадавших в результате взрыва газа большой

автора Ритерман Татьяна Петровна

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные

автора Ильин Евгений Павлович

7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности Долгое время соотношение между мотивом и поведением (деятельностью) рассматривалось с мономотивационной позиции. Исходя из того что мотив является системообразующим фактором деятельности и поведения, психологи тесно

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Воля - социально

Из книги Проблема «бессознательного» автора Бассин Филипп Вениаминович

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Социальное поведение

Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.

Определение 1

С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.

Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.

Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.

Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.

Определение 2

Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.

Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.

Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.

Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.

В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.

Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.

Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.

Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения - поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.

Внешние факторы регуляции поведения

Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.

Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».

К ним относятся:

  • общественные отношения;
  • общественное производство;
  • общественные интересы;
  • общественное мнение;
  • социальные движения;
  • социальная напряженность;
  • социальные потребности и др.

Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.

В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.

Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.

Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.

Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.

Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.

Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.

К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.

Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:

  • общепринятая условность действия;
  • общественная значимость факта;
  • особая цель ритуала.

Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.

Внутренние регуляторы поведения человека

Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.

Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.

Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.

Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.

Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.

Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.

Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.