Выразительное чтение: что это такое, навыки, правила. Как научиться читать стихи: советы Слежение за дикцией

Posted On 09.05.2018

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете.

Как красиво читать стихи?

В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь. А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

Заучивание стихотворений наизусть — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

  1. Вызвать интерес к произведению и желание знать его.
  2. Воспитать любовь к поэзии.
  3. Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.
  4. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  5. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.

Как по разному люди читают стихи! Одни — монотонно, вяло. Другие — выделяя особенности стихотворного размера. Третьи — громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Понятие «выразительность речи», по мнению педагогов, психологов, имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация и ее компоненты) и невербальные (мимика, жесты, движения, позы) средства речевой выразительности, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

  1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет — одно-два четверостишия, 5-7лет — до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4) Стих должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Важны хорошие стихи современных поэтов.

Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

  1. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

  1. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте .

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

  1. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

  1. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

— после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

  1. Выбрать нужный темп чтения.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

  1. Учить соблюдать паузы.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы.

Нужно объяснить ребёнку, что пауза — это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

  1. Чтение стихотворения вслух.

Чтение можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок.

Работа по обучению детей выразительному чтению проводится:

  1. Во время образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста.
  2. В совместной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой.
  3. В музыкальных праздниках и развлечениях.
  4. В конкурсах художественного слова.
  5. В индивидуальной работе с детьми (в режимных моментах в течение дня утром и вечером).

Взаимодействие с родителями.

  1. Советы, консультации, индивидуальные беседы по обучению детей выразительному чтению.
  2. Семинары - практикумы, родительские собрания.
  3. Видеопоказ победителей конкурсов художественного слова.

Всех детей еще в садике учат читать стихи, просто выучить может каждый ребенок, но прочитать его с выражением далеко не все. Почему? Да потому что их никто не учил, как нужно это делать. Преподаватели просто снижают оценки, если у вас не получается прочитать красиво стих. В этом деле главную роль играет интонация. Ее нужно соблюдать даже когда вы простой текст читаете, но в случае со стихами это самое главное. Но как этому научиться и что можно сделать, каким правилам следовать? УчиЭто расскажет вам об этом в данной статье.

  1. Первое, что необходимо сделать, чтобы вслух красиво прочесть стих на публике, это понять его смысл . Постарайтесь проанализировать, кому оно посвящено, какие эмоции хотел передать автор читателю, что хотел сказать и вообще о чем он. Потом обязательно выучите текст. Даже, если вы думаете, что сможете подсмотреть его на листочке, не нужно сильно на это надеяться.
  2. Потому что от волнения вы попросту можете не увидеть текст. Да и публика относится лучше к ораторам, которые не пытаются подглядывать. В таком случае выступление воспринимается зрителями более искренне. Необходимо отработать прочтения стиха столько, сколько нужно, что запомнить , где делать паузы, а где наоборот ускорить. Также перед выступлением подумайте, в каких местах стоит поставить акцент.
  3. Естественно, что любая речь воспринимается лучше, если она понятная и четкая. Чтобы не оговариваться, будет полезно подготовить речевой аппарат к предстоящему мероприятию. Существует огромное количество всевозможных артикуляционных гимнастик, которыми вы можете воспользоваться. Людям, у которых работа связана с публичными выступлениями, советуют делать эти упражнения каждый день, и перед самим выступлением«разогревать» артикуляционный аппарат.
  4. Когда вы учитесь читать стихи, можете потренироваться перед зеркалом . Так вы увидите свою мимику. Часто людям кажется, что они в определенный момент пытаются отобразить одно эмоциональное состояние, но со стороны это выглядит иначе. Когда читаешь стих, частенько нужно произносить какую-то длинную фразу на одном дыхании. Именно поэтому профессионалы занимаются дыхательной гимнастикой.
  5. Перед самим выступлением главное справиться с волнением , в противном случае его будет слышно в голосе, даже если вы будете стараться показать, что совсем не переживаете. Голос лучше всего передает наше состояние. Чтобы попытаться успокоится, можете сделать парочку глубоких вдохов и выдохов, представить, что вы находитесь в таком месте, где спокойно и уютно.
  6. Стихотворение – это, в первую очередь, эмоции. К примеру, если проанализировать стих под названием «Как хорошо уметь читать», можно увидеть, как автор рассказывает о радости ребенка, который овладел навыками чтения. И не правильно было бы прочитать это стихотворение монотонно и спокойно. Скорее это нужно сделать энергично и бодро. И, конечно же, тем речи должен быть быстрее, чем, к примеру, при прочтении письма Татьяны Онегину.

Доброго дня, друзья! Летний отдых в полном разгаре, времени свободного у наших школьников много, почему бы не задействовать его маленькую частичку на благо ребёнка?

Обычно на летнюю пору школьникам задают домашнее чтение, чтобы дети не потеряли свои навыки и в течение учебного года не тратили драгоценное время на изучение литературных произведений. Как , я уже рассказывала, а вот про обучение выразительному чтению младших школьников, так, чтобы «с чувством, толком, расстановкой» мы еще не говорили. Готовы?

План урока:

Азы выразительного чтения

Обычно работа над выразительным чтением проводится в начальных классах педагогами. Именно они собственным примером показывают нашим детям, как при помощи слов и интонации можно завладеть вниманием слушателя, донести эмоции автора произведения и его чувства.

Но представьте себе, сколько в классе учеников и как мало времени на уроках литературы можно этому процессу посвятить. Поэтому неудивительно, что слыша, как в детской комнате юный школьник , многие родители начинают вмешиваться, указывая на ошибки и подсказывая, где и как следует делать ударения, на каких словах особенно заострить внимание, ускорить или замедлить темп.

Учителя важным отправным моментом при тренировке выразительности чтения считают понимание сущности читаемого произведения, называя это показателем сознательности. Согласитесь, что красиво прочитано может быть только то, что хорошо понятно. Поэтому


Педагоги советуют не забывать, что ученикам начальной школы в силу возраста ещё свойственна обезьянья подражательность, когда дети фонетически точно копируют воспроизведение, особо не вникая в смысл. Демонстрировать первоначальный образец чтения, безусловно, необходимо, но ставить это во главу угла не стоит. Это впоследствии может сыграть злую шутку: ведь читать, в конце концов, придётся когда-то самостоятельно, без субтитров. Так что


Есть у процесса выразительного чтения и другая крайность: некоторые дети, ясно осознавая, что и про что они читают, тем не менее, делают это монотонно. Связано это с робостью и стеснительностью. В таких случаях родителям приходится развивать смелость. Попробуйте старые способы: табурет и знакомые близкие лица в виде благодарных слушателей. Пусть ребёнок почувствует себя настоящим актёром, которому аплодируют. В связи с этим


Считается, что выразительно читаться может всё: от поэтических произведений до математических таблиц умножения. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться. Итак

  • Для красивой и размеренной речи развиваем внимание и умение видеть в произведении молчаливые подсказки — точки, запятые, тире, знаки восклицательные и вопросительные. Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок.

Нюхаем цветочки, ловим комаров

Конечно, у каждого педагога есть свои методики для формирования у школьников выразительности чтения. А что делать нам, простым родителям, которые к педагогике отношения не имеют и познаниями такими не обладают.

Нашла в интернете абсолютно простые советы учителей для таких рядовых пользователей, как мы с вами, без изысков.

Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.

  1. Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.
  2. Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.
  3. Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».

Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.

  1. В положении сидя, прямо держа голову, на глубоком вдохе произносим плавно и протяжно согласные звуки «мммммм», «ннннн», «лллллл», затем включая в протяжное пение гласные звуки «лллааа», «мммиии», «ннннууу» и другие, какие вам больше нравятся. При этом волной повышаем-снижаем-повышаем тембр голоса.
  2. В том же исходном положении произносим слоги кратко «не, ни, му, ма, ля, лю», делая меду ними паузы и постепенно увеличивая темп.
  3. Включаем обезьяну, для чего встаём перед зеркалом и поднимаем-опускаем вытянутый язык, с открытым ртом крутим языком, касаемся верхних и нижних зубов.

Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки, поэтому учите, как «ходит Саша по шоссе» и «рак кусает Греку».

Работаем руками и строим глазки

Важным подспудным инструментом в выразительном чтении, несомненно, являются эмоции. Не останавливайте ребёнка, если вдруг у него пошли в пляс руки и оформились характерной дугой брови. Если жесты ваших чтецов соответствуют содержанию читаемого произведения, это большой плюс к передаче авторских переживаний и настроений.

  • При помощи улыбок дети выражают радость и светлые чувства, а также иронию и сарказм.
  • Сведённые брови делают лицо хмурым, а опущенный взгляд даёт понять, что человек обижен. Поднимая бровные дуги вверх, ребёнок удивляется. Если опустить кончики губ и выдвинуть подбородок вперёд, мы получим агрессивного чтеца.
  • Жесты и движения рук могут всё сказать без слов, а при чтении усиливают смысл произнесённых фраз. При этом можно применять различные позы, выбрасывая руки в стороны, выдвигая ноги, горбясь или выпячивая живот – всё это мотивирует текст произведения.

Такие эмоциональные умения и навыки хорошо отрабатываются перед зеркалом. Немного терпения – и перед вами уверенный в себе актёр.

Или актриса) Посмотрите видео, на нем маленькая девочка, Варя Ивлева, читает стихотворение. И проблем с выразительным чтением у нее нет никаких.

Не забывайте, что при в школе, учитывается не только скорость, но и выразительность, так что тренируйтесь и пусть у вас все получится)

Вот и всё на сегодня. Надеюсь, что информация будет вам полезна. Жду ваших комментариев, друзья. Делитесь ссылкой на статью в сетях. Давайте вместе делать мир наших детей ярче!

Всего вам самого доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Это не только овладение техникой чтения: умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена. И это умение необходимо вырабатывать с самого раннего возраста.

Конечно, полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения, позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Отрабатываю навык чтения на каждом уроке. Самое главное - предупреждение ошибок в чтении.

На моих уроках ребята много читают под контролем класса. Дети следят за чтением товарища и исправляют ошибки. Совершенствую навык постоянно - ежедневно, на каждом уроке.

Урок обычно начинается с речевой разминки (1 класс):

Самолет взлетает: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся о стекло: з-з-з.

Материал для речевых разминок учитель может придумать сам. На уроках чтения во всех классах заучиваем с детьми стихи, скороговорки, чистоговорки, которые способствуют развитию речи и чёткому произношению звуков.

На уроках чтения для школьников второго класса использую таблицу согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают один ряд согласных:

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ и т.д.

Дети очень любят чтение по ролям. Весьма полезны такие упражнения-игры:

  • «Прятки» (читаю в любом месте, ребята должны найти и подключиться к чтению),
  • «Буксир» (я читаю, а дети стараются успевать за мной).

Большое внимание уделяю пересказу. В 1–2 классе школьники пересказывают без плана, в 3–4 классах - используя план, который нередко составляют сами.

И, конечно же, огромная роль отводится чтению «про себя». Перед этим обязательно даю несколько вопросов, на которые дети должны ответить после прочтения текста. Таким образом, они учатся выделять главное, приучаются к осмысленному чтению, учатся формулировать свои мысли. Но этот вид чтения стараюсь использовать в старших классах начальной школы (3–4), когда навык чтения более сформирован - дети допускают меньше ошибок при чтении.

Одновременно с развитием техники чтения необходимо работать над выразительностью - методично, спокойно, ненавязчиво. Работа над выразительным чтением проводится только после того, как текст многократно и разнообразно прочитан. На отработке выразительного чтения остановлюсь более подробно.

Под выразительным чтением мы подразумеваем: логическое ударение, паузу, интонацию.

Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Этому и служит логическое ударение (одно из самых важных средств интонационно-звуковой выразительности), которое К.С. Станиславский называл «козырем выразительности речи, указательным пальцем», отличающим самое главное слово в предложении или тексте. «В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста».

В текстах, помещённых в учебных книгах по чтению для начальных классов, главное в отдельных произведениях выделено с помощью разрядки и большого отступа перед главными строками и после них. Например, С.Я. Маршак «Урок родного языка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»):

«... Пишут по чёрному белым,
Перьями пишут и мелом:
“Н а м н е н у ж н а
В о й н а!..“»

В других произведениях внимание детей привлекается к словам с помощью выделения. Например, К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» (М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Литературное чтение. 4 класс»):

«...Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют крапинки на пыльных дорогах и крышах.»

Но, к сожалению, таких выделений главного нет в тексте и стихах.

В устной речи или при чтении логическому ударению помогают выполнять его выделяющую функцию следующие интонационно-звуковые средства: сила голоса, темп, паузы, удлинение отдельных звуков (как гласных так и согласных), послоговое проговаривание и т.д.

Например, Н. Носов «Заплатка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 2 класс»):

«У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
Смотрите, ребята, какие у меня штаны солдатские!»

Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная мысль (мораль) которых при чтении должна быть обязательно выделена.

В 3–4 классах предлагаю детям самим выделять важную информацию в тексте с помощью логического ударения слов, словосочетаний и предложений.

Также, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.

Работу по размещению смысловых пауз начинаю с пословиц, которые даны в книгах по чтению. Большое количество пословиц размещено в учебниках по русскому языку для 1 и 2 классов. (С.В. Иванов, М.И. Кузнецов УМК «21 век»). Обязательно при выполнении упражнений учу детей с помощью пауз и логического ударения подчёркивать главное. В старших классах предлагаю провести эту работу самостоятельно. Дети сами выделяют главные слова и готовятся к чтению, разбираются в значении пословицы. По вызову учителя объясняют пословицу, выразительно её читают.

Существует несколько видов пауз. Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-то большом душевном волнении. А в устной речи - для обозначения такого состояния или стремления намекнуть на что-нибудь, заинтересовать слушающего в этих местах делается пауза.

Например, А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (М.И. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Родная речь. 4 класс»):

«Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встаёт она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба».

Чтобы обратить внимание детей на многоточие, задаю вопрос: «А что получилось бы, если бы мы прочитали этот отрывок без соблюдения пауз в местах, где стоит многоточие?»

Выслушав детей, обобщаю. И предлагаю убедиться в том, что паузы необходимы. Дети читают без пауз, убеждаясь, что речь становится беднее.

Невозможно правильно организовать процесс обучения выразительному чтению без умения учащихся, с одной стороны, точно улавливать мысли и чувства по интонации говорящего или читающего и, с другой - точно передавать их с помощью интонации при собственном чтении. Кроме того, следует помнить, что интонация вообще является одной из сторон культуры речи, мысль о которой не должна покидать учителя ни на одном уроке.

Интонации бывают: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечисления и др.

Повествовательная интонация не вызывает у детей особого затруднения.

Гораздо труднее вопросительная и восклицательная. Работа над интонацией начинается с 1 класса. Подготовкой являются такие задания:

Например, Л.Е. Журова, О.А. Евдокимова «Букварь»:

Знакомство со словом «Ау».
Дети выкладывают это слово с помощью кассы букв, учатся его правильно читать. Помогаю детям: «Если вы заблудились в лесу, что будете делать? Вот давайте и мы сейчас позовём на помощь».
Параллельно идёт работа с этим словом и в «Прописи». Дети учатся правильно читать и записывать его.

С интонацией перечисления дети знакомятся более подробно в 4 классе при изучении однородных членов предложения. Знакомство с ними начинаем на уроке русского языка с простых предложений:

«Там они играли, купались, трудились на огороде» .
Предлагаю детям выразительно прочитать это предложение. В результате коллективной работы появляется разметка: «Там они играли,/ купались,/ трудились на огороде».

Совместно делается вывод, что чтение однородных членов предложения характеризуется тоном перечисления, наличием пауз, каждый однородный член произносится с повышением голоса. После первого специального знакомства с перечислительной интонацией требую от учащихся точного соблюдения её в любой произносимой или прочитанной ими фразе с однородными членами, не ограничиваюсь уроками чтения и русского языка. Работа с интонацией начинается с азбучного периода и продолжается до конца 4 класса, но постепенно усложняется.

Отработка правильной интонации проводится мною при чтении по ролям. Материал в книгах по чтению для этого разнообразен и богат.

Вся проводимая работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят читать. Этому помогают уроки внеклассного чтения. По окончании 1 класса дети вместе со мной обязательно посещают библиотеку, записываются и выбирают себе первые книги. Цель моих уроков внеклассного чтения - учить детей выбирать книги самостоятельно, работать с книгой квалифицированно, найти в книге своего друга и помощника, сделать так, чтобы дети полюбили книгу.

На уроках внеклассного чтения звучат рассказы детей о прочитанном, выразительное чтение отрывков, чтение стихов наизусть. Часто даю задание нарисовать рисунок к книге, но не принуждаю этого делать. Многие дети изъявляют желание завести специальные тетради, где они записывают понравившиеся отрывки, стихи, пишут рецензию на прочитанную книгу. Всячески поощряю эти попытки. На уроках внеклассного чтения стараюсь выслушать «слабых» школьников, похвалить их. Всегда помню о том, что самое страшное - погасить интерес у этих детей к чтению, к книге.

В 2007–2008 учебном году я стала работать по УМК «21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой: обучение чтению и литературе происходит в единстве – нет традиционного разделения чтения на классное и внеклассное, но предусмотрена специальная работа с детской книгой.

В 1 классе проходят уроки слушания. Традиции литературного слушания имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного чтения, и методы «народной педагогики» (Л.Н. Толстой), и различные системы, созданные великими педагогами России, которые ориентировали школьного учителя на формирование художественного вкуса, эстетическое и умственное развитие детей.

Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой. Чтобы приобщить ребёнка к чтению, необходимо не только учить слушать чтение произведения другим человеком, но и воспринимать и понимать его. Слушая художественное слово, ребёнок впитывает музыку родной речи и хочет ещё раз услышать понравившийся текст. Уроки литературного слушания - это не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать - сказку, рассказ, стихотворение. Это умение позволит ребёнку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. К урокам литературного слушания я готовлюсь особенно тщательно: определяю интонационный рисунок, паузы, логические и психологические ударения. Воспринимая выразительное чтение учителя, шестилетние первоклассники обогащают свой читательский опыт, учатся слушать и слышать художественное произведение, а в дальнейшем начинают подражать педагогу.

Приведу фрагмент урока литературного слушания, на котором дети знакомятся со стихотворением А. Блока «Зайчик» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»).

1. Слушание стихотворения (читает учитель). Это стихотворение очень близко ребятам по настроению и восприятию окружающего мира, так как урок проводится поздней осенью. Во время чтения я наблюдаю за детьми, их мимикой, жестами. После прочтения задаю вопрос: «Понравилось ли вам стихотворение? Почему?». Каждый ученик высказывает своё мнение о прослушанном произведении.

2. Работа с произведением. Выявление авторской точки зрения, чувств поэта. На этом этапе работы используется моделирование: «Как начинается стихотворение?». Учащиеся вспоминают. Я снова читаю первые строки:

«Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...»

Дети на листочках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и кружок с буквой «З».

«Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...»

Школьники моделируют вторую картину: рисуют изменения в окружающем зайчика мире (дождь) и кружок с буквой «В».

Ученики вспоминают последние строки:

«Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать».

Моделируют третью картину, в которой передают мечты зайчика: «Думает о лете».

3. Работа над выразительным чтением. «Как надо читать каждую картину, нарисованную поэтом? Какие чувства мы должны пробудить у слушателей?» Ребята стараются прочитать стихотворение выразительно, а те, кто ещё не умеет читать, оценивают своих одноклассников.

Работа над выразительным чтением не прекращается ни на одном уроке. Стараюсь всегда добиваться правильного и выразительного чтения. Помню об этом и во внеклассной работе. Ежегодно принимаю участие в «Неделе театра». Показываю различные произведения, готовим с детьми костюмы, приглашаем родителей. Дети с интересом участвуют. Со своим классом принимаю участие во всех школьных мероприятиях.

«...Заставить уважать самого себя без гордости;
любить и помогать ближнему своему без хитрости и расчёта;
ценить семью;
проникнуться любовью и желанием добра своей Родине даже
до готовности сложить за неё свою голову;
осмыслить свою жизнь и свой труд, как бы ни был он,
по-видимому, незначителен, и в этом труде видеть не одну
тяготу, но до некоторой степени и удовольствие,
показать разумное употребление досуга...»

Именно эти цели, обучая детей чтению, надо уметь осуществлять учителю начальных классов.


Литература

  1. Вохмянина Л.А., Игнатьева Т.В., Федосова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Начальные классы, 2004.
  2. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М.: 1986.
  3. Светловская Н.Н. Методика проведения уроков внеклассного чтения. - М.: 1993.
  4. Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М.: 1955. - т. 3.
  5. Труды Первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22–31 декабря 1903 г.). - Спб.: 1904.

Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.

Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

Чтение характеризуется четырьмя критериями:

  • Беглость – это быстрота прочтения. Определяет восприятие (понимание) прочитанного текста. Обычно беглость измеряется количеством прочитываемых слов или знаков в минуту.
  • Правильность подразумевает неторопливое воспроизведение без переиначивания сути литературного сочинения.
  • Сознательность – это понимание авторской идеи, осмысливание художественных методов, с помощью которых воплощена идея, уяснение собственного отношения к произведению.
  • Выразительность прочитывания образуется во время анализирования литературного произведения.

Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.

Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.

Характеристика принципов обучения выразительному чтению

Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.

Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.

Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

  • Интонация.
  • Логическое ударение.
  • Пауза.
  • Темп.
  • Высота и сила голоса.

Интонация

Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.

Компоненты интонации:

  • Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
  • Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
  • Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
  • Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.

Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Принципы выразительного прочтения

Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

  • Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
  • Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
  • Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
  • Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
  • Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
  • Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
  • Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

Памятка родителям

  • Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
  • Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
  • Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
  • Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
  • Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.

Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.

Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.

Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.

Руководство по чтению для ученика

Памятка №1: Правила прочтения

  • Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
  • Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно. Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
  • Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
  • Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
  • Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
  • Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
  • Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот. В будущем она пригодится.

Памятка №2: Выразительное чтение

Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

  • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
  • Дикция - произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
  • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
  • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
  • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
  • Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.

Памятка №3: Правильная работа с книгой

Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

  • Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
  • Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
  • Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
  • Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.

Выразительная декламация стихотворения

Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.