Работа с родителями «Клуб семейного чтения — Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке». Положение о работе клуба семейного чтения «книжкина гостиная Программа по семейному чтению в детской библиотеке

1. Общие положения

1.1. Клуб семейного чтения «Книжкина гостиная» (далее – Клуб) – добровольное некоммерческое объединение, функционирующее на базе организационно-методического отдела Калининградской областной детской библиотеки имени А. П. Гайдара.

1.2. Членами Клуба могут быть дети – читатели данной библиотеки в возрасте от 7 до 13 лет и их родители, осуществляющие совместную деятельность, направленную на реализацию задач и целей данного Клуба.

2. Цели и задачи Клуба

2.1. На основе использования фондов библиотечных документов и в соответствии с уставом ГБУК «Калининградская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара» Клуб ставит перед собой следующие задачи:

  • расширение возможностей, предоставляемых библиотекой, для самореализации детей, для развития литературного и художественного вкуса членов Клуба, вовлечение их в читательскую и творческую деятельность;
  • организация культурно-досуговой деятельности членов Клуба, направленной на продвижение книги и чтения, формирования интереса к чтению в библиотеке;
  • вовлечение в культурно – просветительные и образовательные мероприятия библиотеки детей области, в т. ч. и из социально – незащищенных семей;
  • расширение кругозора, творческой и познавательной активности детей и родителей, приобщение их к ценностям национальной и мировой детской литературы.

3. Предмет и деятельность Клуба

3.1. Предметом деятельности Клуба являются:

  • раскрытие фондов библиотеки;
  • организация и проведение на этой основе для членов Клуба массовых мероприятий, специальных занятий, позволяющих глубже понять и оценить литературное наследие библиотеки.

4. Формы деятельности Клуба

4.1. Клуб осуществляет деятельность в следующих формах:

  • знакомство членов Клуба с лучшими образцами литературы для детей на основе использования книжных выставочных экспозиций и разнообразия культурно – досуговых и массовых мероприятий библиотеки;
  • организация творческих занятий для детей на основе знакомства, обсуждения, анализа литературных произведений:

– занятия по изготовлению художественных и прикладных работ по мотивам данных произведений;
– музыкальные занятия;
– хореография;
– сценография и декламация;
– театрализованные занятия;

  • организация выставок-вернисажей работ воспитанников Клуба и их родителей, созданных по мотивам детских литературных произведений;
  • проведение силами членов Клуба утренников, литературных праздников, театрализованных представлений по мотивам детских литературных произведений для посетителей библиотеки.

5. Права и обязанности членов Клуба

5.1. Каждый член Клуба имеет право:

  • добровольно вступать в Клуб;
  • пользоваться литературой, необходимой для деятельности Клуба;
  • выносить на рассмотрение Клуба предложения по вопросам, являющимся предметом деятельности Клуба;
  • посещать массовые мероприятия библиотеки, участвовать в их организации и в организации выставок детского и семейного творчества.

5.2. Каждый член Клуба обязан:

  • участвовать в деятельности Клуба;
  • уважать интересы других членов Клуба;
  • оказывать помощь в организации мероприятий, проводимых Клубом в библиотеке;
  • не наносить ущерб имуществу библиотеки.

6. Режим работы Клуба

6.1. Время работы Клуба определяется расписанием, утвержденным руководителем Клуба и согласованным с родителями.

6.2. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в месяц, творческие и репетиционные занятия проводятся по специальному графику.

7. Структура Клуба

7.1. Деятельность Клуба координируется его руководителем по согласованию с членами Наблюдательного совета Клуба, в который входят представители родителей детей, посещающих клубные мероприятия.

7.2. Все мероприятия и занятия проводятся в библиотеке на добровольной основе, бесплатно и безвозмездно, с учетом плана деятельности Клуба.

7.3. План деятельности Клуба разрабатывается его руководителем на год по согласованию с членами Клуба и с учетом их пожеланий.

7.4. Все встречи членов Клуба сопровождаются организацией книжных выставок, соответствующих темам этих встреч и проводимых мероприятий.

8. Оценка качества работы Клуба

8.1. Качество работы Клуба осуществляется по следующим показателям:

  • использование в работе литературы из фондов библиотеки и ее книговыдача;
  • посещаемость Клуба;
  • формы занятий, их содержание, эффективность, активность детей в процессе занятий;
  • участие членов Клуба в массовых мероприятиях, выставках детского и художественного творчества.

9. Контроль за работой Клуба

9.1. Контроль за работой Клуба возлагается на его руководителя – главного библиотекаря Игнатенко В. Ф.

Идея создания семейного клуба родилась задолго до его открытия. С 2003 по 2007 год Добрянская центральная детская библиотека работала по целевой библиотечной программе «Дружит с книгой вся семья». За этот период был накоплен немалый опыт по организации семейного досуга в библиотеке, сформирован фонд психолого-педагогической литературы для родителей, появился круг неравнодушных в деле воспитания своих малышей мам и пап, бабушек и дедушек. В результате в 2008 году был разработан проект по созданию семейного клуба «Читайка», который получил грант на III Муниципальном конкурсе социальных и культурных проектов Добрянского района в номинации «Семья, как фактор, обеспечивающий социальное благополучие общества».
Открытие клуба состоялось 6 июня 2008 года с семейного праздника «Вечер знакомств». В программу вечера вошли: беседа о необходимости и важности семейных чтений, принятие Устава клуба, утверждение Программы занятий, веселое и сказочное путешествие «Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».
На сегодняшний день в клуб входит 15 семей.
Основные цели клуба:
объединение усилий библиотеки и семьи в читательском развитии ребенка
пробуждение интеллектуальных и творческих способностей маленького человека
поддержка и развитие семейных чтений
Занятия клуба проходят два раза в месяц и основываются на трех принципах:
1. Привлечение малыша к книге, формирование у него основ литературного вкуса. В связи с этим принципом существует правило: при подготовке мероприятий используются только лучшие образцы детской литературы, которые способны научить маленького читателя сочувствовать, сопереживать, любить.
2. Применение игровых форм, развивающих все стороны личности ребенка: любопытство к окружающему миру, творчество, восприятие современной информации, умение общаться в семье и со сверстниками.
3. Активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий.
Наглядным примером клубной встречи, на которой работали все три принципа, может стать познавательный час «Удивительный мир природы». На мероприятии родители и дети знакомились с замечательными книгами о животном и растительном мире из серии «Моя первая энциклопедия». Увлекательный рассказ библиотекаря о книгах пробудил у детей интерес и желание прочитать их дома вместе с родителями. Мамы и бабушки активно участвовали в игровой викторине «Отгадай, кто я?». Завершением встречи стало практическое занятие по изготовлению поделок из природного материала, которые были выставлены на выставке «А вам слабо?».
Не менее познавательно и увлекательно прошел литературный час «От улыбки хмурый день светлей», одной из главных задач которого было привитие детям любви к поэзии. Путешествие в «страну Поэзии» вместе с папами и мамами, знакомство с Международным праздником детской поэзии «Веселая уточка» и стихами лучших современных авторов стало необычным для ребят. Дети и родители получили массу удовольствий и положительных эмоций, читая любимые стихи, участвуя в конкурсе «Как нарисовать человечка» и литературной игре «Девочка и эхо»
В рамках клуба проведены семейные праздники: «Моя любимая игрушка», «Дружная семейка», «Осень-рыжая подружка», «Лучше всех на свете мамочка моя». Ребята вместе с родителями очень любят бывать на этих праздниках. Среди них особый отклик в душе вызывает День матери, по доброй традиции отмечаемый в последнее воскресенье ноября.
В этот день в клубе «Читайка» прошло мероприятие «Лучше всех на свете мамочка моя». С участием детей и взрослых прошли веселые и шуточные конкурсы. Мамы проявили свои лучшие способности – вместе с детьми пели колыбельные песни, участвовали в веселых и шуточных играх: «Нежные руки мамы», «Узнай своего ребёнка». Ребята отгадывали загадки, а на лепестках ромашки писали о том, как они помогают своим мамам. Мероприятие прошло в теплой, дружеской обстановке за чашкой чая. Приглашенные родители общались и делились впечатлениями. В конце мероприятия ребята вместе с мамами смотрели мультфильм «Мама для мамонтёнка».
Содержательными и эффективными были и другие мероприятия клуба. Для организации и проведения некоторых из них были привлечены специалисты различных учреждений города. Так в проведении «Урока душевного прозрения» участвовала психолог из ДСОШ №2, которая дала интересные консультации детям и родителям, что было дополнением к чтению и обсуждению рассказов В. Осеевой и В. Сухомлинского. Час удивлений «Тайны любимых кукол» не получился бы таким наглядным и эмоциональным, если бы беседа не сопровождалась показом русских тряпичных кукол, изготовленных мастерицами творческого объединения городского культурно-делового центра «Орфей».
Чтобы каждая встреча в библиотеке была для ребят интересной, библиотекари использовали элементы театрализации. Например, при обучении родителей использовать загадку как метод и средство воспитания и обучения детей, помогали сказочные герои: Петрушка, Буратино, Чиполлино, Бабушка-Загадушка.
Свои творческие способности члены клуба отразили в оформлении стендов: «Слово ласковое - Добрянка», «Семейный клуб «Читайка», «Удивительный мир природы» и выставок: «Все начинается с семьи», «Любим с мамой мы», «Библиотека будущего», «Почитаем перед сном».
В 2013 году в плане семейного клуба «Читайка» предусмотрены такие мероприятия как: экскурсия «Давайте знакомиться!» (для новых участников клуба), обзор книг и журналов «Для вас, родители!», беседа «Первый шаг к книге», час игры «Поиграем малыш!», круглый стол с педагогом дошкольного учреждения «Первый раз в детский сад», творческая мастерская «Добрых рук прекрасное творение», увлекательное занятие «Желтый, красный, голубой», беседа-диалог с психологом «Время доброго общения», встреча с педиатром «Как стать Неболейкой», знакомство с новинками детской литературы «Большой мир маленького читателя».
В этом году клуб «Читайка» в Центральной детской библиотеке г. Добрянка отмечает свой 5-летний юбилей и планирует продолжать традиции семейного чтения.

Бугурусланская централизованная районная библиотечная система

Староузелинская сельская библиотека

клуба семейного чтения

Староузелинской библиотеки

Масловская А. И.

Адрес: с. Старое Узели, ул. Заречная, д. 6, Староузелинская библиотека

На базе, какого учреждения создан: Староузелинская библиотека-филиал ЦРБС.

Год создания: 2009 г.

Где проводятся заседания : в библиотеке.

Характер объединения : семейное чтение.

Цели объединения: формирование круга семейного чтения; создание пространства для диалога ребенка и взрослого; организация семейного досуга.

Традиции: совместное празднование дней рождений всех членов клуба.

Регулярность занятий : 1 раз в месяц.

Количество участников : 25 человек.

Фамилия, имя, отчество: Масловская Алена Ивановна.

Год рождения: 1960.

Место основной работы : Староузелинская библиотека

Занимаемая должность : библиотекарь.

Образование : средне специальное (педагогическое).

Цели и задачи клуба:

    Привлечение семьи в полном составе к систематическому чтению;

    Создание пространства для диалога ребенка и взрослого, организация семейного досуга;

    Информационная поддержка семьи;

    Оказание консультативной помощи в области детской литературы, детского чтения;

    Знакомство с творчеством писателей;

    Расширить кругозор детей через чтение.

    Привитие потребности в разнообразном и систематическом чтении.

Законы клуба:

    Закон доброго слова.

    Закон бережного отношения к книге.

    Закон уважительного отношения друг к другу.

    Закон справедливости.

Права и обязанности членов клуба:

    Совместное планирование работы клуба и участие в подготовке к заседаниям;

    Регулярное посещение занятий;

    Участие в различных библиотечных мероприятиях.

Управление клубом:

    Руководитель - библиотекарь Масловская Алена Ивановна.

Атрибутика клуба: эмблема



Пояснительная записка

Данная программа разработана и использованием элементов библиотерапии для детей от 4 до 10 лет. В основе программы использованы элементы библиотерапии, такие жанры детской литературы, которые дают наибольшей эффект, и благоприятно воздействуют на души детей.

    Поэзия – снимает агрессивное возбуждение;

    Веселые картинки и книги – отвечают насущным потребностям детской души;

    В сказках ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни;

    Книги о природе и животных снимают напряжение, беспокойство.

Содержание деятельности: программа рассчитана на 4 года. Каждый год работы по программе проходит под девизом:

    1-й год: Первые шаги в культуре чтения «Путешествие в фольклорию»;

    2-й год: «Лучшие книжки – лучшие герои»;

    3-й год: «С книгой через века и страны»;

    4-й год: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Взаимодействие клуба в рамках программы





Основные формы работы клуба

Литературные турниры

семейные посиделки

Фольклорные праздники

игровые и конкурсные программы

громкие чтения и обсуждение прочитанного

творческие конкурсы

Ожидаемые результаты:

    Увеличение числа читающих семей;

    Грамотное руководство детским чтением;

    Повышение уровня культуры чтения.

1 –й год « Первые шаги в культуре чтения»

п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Здравствуй, Книжкин дом.

Устное наводное творчество

«Книжки малышам».

Поиграем в сказку

Русские народные сказки

«Сказочный калейдоскоп»

Книжкина больница

В гости к лету

«Мы играем и поем»

«Мои любимые стихи»

«Заточи карандаши - и рисуй,

черти, пиши!».

День рождение читателей

Снегурочка и её друзья

Громкие чтения

Литературная

игра с элемента-

ми сказотерап.

Игра-путешествие

Мастерилка

Литературная

гостиная.

Творческая

мастерская

Семейные поси-

Творческая

мастерская

Семейные посиделки

Сказочное представление

Июль-август

Сентябрь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

2 – й год «Лучшие книги – лучшие герои».

Название мероприятий

проведения

Ответственные

«Здравствуй, здравствуй

Книжкин дом».

«Как прекрасны эти сказки!»

(К.И.Чуковский)

Любимые стихи

Уральские сказки

По страницам любимых

Копилка знаний

Путешествие в страну

веселых рифм.

Избушка русских сказок

Как растили колоски,

чтобы намолоть муки?

Сказочное путешествие

Громкие чтения

Эстетический

Конкурс чтецов

Мастерилка

Конкурс рисунков

Игра – путеше-

Литературно –

творческое

Выставка книг.

громкие чтения

и обсуждения

Мастерилка

Утренник

Сентябрь

Октябрь –

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

3 –й год «С книгой через века и страны».

Названия мероприятий

проведения

Ответственные

«С книгой через века и

Фольклор – народная колыбель.

Путешествие на островок

Симфония сказок природы

«Волшебная ночь в книжной

лавке». (Ш.Перро).

«Синяя птица»

«Маленький принц».

«Сказки, рассказанные детям»

Классная классика

«Мы рисуем и поём – весело

Ожившая сказка в Рождество».

Игра – путеше-

Громкие чтения

и обсуждения

Эстетический

Литературная

гостиная

Выставка одной

Громкие чтения

и обсуждения

Семейные посиделки

Громкие чтения и обсуждение

Творческая

мастерская

Утренник

Сентябрь

Октябрь –

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

4 –й год «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»

Наименование мероприятий

проведения

Ответственные

«Хорошая книга – мой спутник, мой друг».

Симфония красок русской

природы. (Зима).

«Весна пришла, просыпаться

Симфония красок русской

природы. (Весна).

Разноцветные страницы

(литература о родном

«Ребята, давайте жить

дружно!» (о творчестве

Валерия Левановского)

Симфония красок русской

природы. (Лето).

Путешествие в страну

«Журналию»

Русские писатели – детям.

Симфония русской природы.

«Любимый край, тебе я

посвящаю…»

«Мимо острова Буяна…

Снегурочка и её друзья

в гостях у 12 месяцев.

Музыкально –

эстетический

Семейные посиделки

Музыкально –

эстетический

Час весёлого

Урок вежливости

Музыкально –

эстетический

Игра – фантазия.

Громкие чтения,

музыкально –

эстетический

Тематическая

выставка

творческой

мастерской

Литературно –

музыкальное

путешествие

Праздничное

представление

Сентябрь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь,

школа, РДЧ.

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь.

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

Олеся Галушко
Работа с родителями «Клуб семейного чтения - Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке».

Воспитанию читателя -школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем , а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя , среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать) .Чтение и обсуждение книг вместе с детьми, в которых описываются ситуации, сходные с теми, что имеют место в реальной жизни детей, является элементом коррекционной работы – «библиотерапии» («лечение» книгой). Приведем несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя , для которого чтение - серьезное занятие , сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать , прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное , и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т. е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т. д., у него может сформироваться агрессивная модель поведения. Поэтому произведения и события жизни должны переплетаться. Книга должна помогать человеку анализировать происходящее.

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Итак, любой дошкольник является читателем . Даже если он не умеет читать , а только слушает чтение взрослых , он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу , зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызыватьт у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни . А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух : вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух , затем прочитанное обсуждалось . В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Сегодня родителей порой интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют ребенка к овладению точными науками, а многовековая традиция общения с дошкольником в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр не дооценивается и заменяется просмотром телепередач и прослушивание аудиозаписей. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение . Совсем иные отклики вызовет книжка , если её преподносит ребенку родитель , увлеченный детской литературой , который следит за появлением каждой новой книги, умеет оценивать ее как произведение искусства, знает детскую литературу и хочет знать её еще лучше. Отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.

Что же надо знать родителям о детской книге ?

Прежде всего ему надо помнить об её огромном воспитательном значении. Художественная книга – мощное орудие формирования личности ребенка, умения отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.

Родителям следует знать , что воздействие книги на ребенка не происходит молниеносно, что дело это медленное и кропотливое и ждать мгновенных результатов не приходится. Но если ребятам в детском саду и дома систематически читают хорошие книги , это неминуемо даст свои результаты.

Изучив проблему и актуальность семейного чтения , родилась идея организации семейного читательского клуба «Читаюшка » . Целью нашей работы стала не только оказать родителям помощь при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, но и помочь взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и рассказывания , а так же умению анализировать произведение.

Задачи нашего клуба :

1. Способствовать сближению родителей и детей через семейное чтение .

2. Подвести к пониманию того, что книга – источник знаний.

3. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе.

4. Развивать у детей и взрослых поэтический слух (способствовать улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ.

5. Воспитывать в дошкольнике будущего читателя – школьника .

Организация встреч читательского семейного клуба сначала проходят в группе как «Вечер семейного чтения » , на которых родители и дети сначала слушают выразительное чтение воспитатей . На следующем заседании клуба сами мамы и папы пробуют читать используя различные средства выразительности. Потом встречи происходят в виде круглого стола «» (дети + родители + воспитатели , где происходит анализирование и обсуждение художественных произведений. Анализ произведений по схемам, записывают родители (со слов детей и обязательно высказывают свое мнение) в читательском дневнике . Родители и дети обязательно рисуют иллюстрации к произведениям и в группе организуется выставка работ . Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители .

План работы семейного читательского клуба «Читаюшка » :

«Вечера семейного чтения »

1. Консультация «О традициях семейного чтения » (особая значимость семейного чтения ) . Буклеты «Советы родителям как читать книги детям » . Анкетирование родителей «Я и мой ребенок» (Приложение 1) .

2. Консультация для родителей «Роль художественного слова в воспитании детей» .

3. Тема встречи : «Искусство художественного чтения и рассказывания : основной тон, интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила голоса, мимика, жест, дыхание, дикция».

4. Тема встречи : «Обучение рассказыванию народной сказки и чтению рассказов ».

5. Тема встречи : «Обучение чтению поэзии и чтению стихотворений » .

Произведения подбираются по возрасту детей и просьбам родителей : стихотворения детских и великих русских поэтов, сказки разных народов мира и маленькие рассказы.

Круглый стол «Детская вселенная на книжной полке »

1. Консультация «Слушание детьми книг как подготовка к самостоятельному чтению в школе » (роль книги в умственном и речевом развитии ребенка) . Анкетирование родителей «Ребенок и книга»

(Приложение 2)

2. Консультация для родителей «Методика знакомства детей с произведениями детской литературы ».

3. Работа с литературными произведениями : анализ и помощь ребенку видеть образы, картины, действия и правильно их оценивать. Ведение читательского дневника .

4. Буклеты с рекомендациями по отбору текстов для первоначального самостоятельного чтения ребенка ; определение порядка знакомство ребенка с текстами для самостоятельного чтения в соответствии со степенью их сложности и его уровнем владения навыками чтения .

Подбор произведений имеет и психокоррекционное воздействие, что позволяет более глубоко анализировать его и нравственно воспитывать ребенка (Приложение 3) .

Читательский дневник ведется ребенком совместно с родителями , где записываются не только слова ребенка о произведении, но и сами родители высказывают своё отношение к произведению. Задания даются воспитателем.

Ожидаемые результаты :

- работа в семейном читательском клубе поможет воспитать будущего читателя – школьника (результат можно проанализировать, через библиотеку микрорайона) ;

Поможет воспитать в ребёнке нравственные качества, коммуникатиную личность и даст возможность ребенку анализировать проблемные ситуации и находить выход из них;

Поможет укрепить родительско- детские взаимоотношения в семье;

Возрождение традиции семейного чтения как особого вида духовного и интеллектуального общения членов семьи;

Подготовка к самостоятельному чтению в школе : переключение внимания с процесса восприятия содержания на процесс освоения навыков чтения .

Книги остаются с нами навсегда…

Мы любим книгу…

Мы – это дети, которые пришли в мир, чтобы познать его и себя в нем. Мы с восхищением смотрим на чудо – книгу, мы ждем, что книга откроет нам тайну мира и поможет понять человека.

Мы – это взрослые, которые стремятся постичь глубину книги, знают и помнят детство , понимают свою ответственность посредников между писателем – творцом книги и ребенком, к которому она обращена. Любя книгу, веря в силу слова, мы стремимся к сотворчеству с автором – как чтецы, как исполнители.

Мы – это педагоги. Не упрощая глубины писательской мысли и авторского чувства, мы должны уметь говорить с детьми о книге, помогать малышу расти до ее понимания, взрослеть, обретать опыт. При этом мы опираемся на главное достоинство детства – способность остро и глубоко сопереживать.

Мы – дети и взрослые – любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве , откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым.

Мы любим книгу, это значит – мы стремимся создать культ Книги. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…

Приложение 1

Анкета для родителей

«Я и мой ребенок»

1. Часто ли ребенок рассматривает иллюстрации в детских книгах ?

Б) Иногда

В) Очень редко

2. Как ведет себя ребенок, когда ему задан вопрос на сообразительность?

А) Предпочитает получить готовый ответ от других

Б) Когда как

В) Предпочитает помучиться , но сам находит ответ

А) Постоянно

Б) Иногда

В) Никогда

4. Насколько эмоционально Ваш ребенок относится к прочитанному произведению ?

А) Очень эмоционально

Б) Иногда эмоционально

В) Эмоций нет

5. Часто ли Ваш ребенок задает Вам вопросы?

6. Много ли у Вас детской литературы дома ?

Закончите предложение.

А) В свободное время я занимаюсь….

Б) Мне доставляет радость….

В) Для меня особенно важно….

Г) Мой идеал – это….

Д) Мои любимые книги…

Е) Люди читают чтобы… .

Ё) Моя любимая книга…

Ж) Каждый человек должен быть…

З) чтобы мой ребенок был успешным я ….

Приложение 2

Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»

Уважаемые родители ! Просим вас ответить на вопросы анкеты :

1. Читаете ли вы ребёнку книги ? Если да, то как часто :

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Редко, когда есть время

2. Вы читаете детям книги :

По просьбе ребенка

По своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком ?

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг

(приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)

5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок :

Литературу о природе

Энциклопедии, книги познавательного содержания

Нет определённых предпочтений

6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в

детском саду ?

7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения ? Если да, то какие последние произведения вы прочитали ?

9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете :

Периодическую литературу (журналы, газеты)

Познавательную литературу

Художественную литературу

«Детская вселенная на книжной полке » .

№ Темы для проведения круглого стола Названия произведения для чтения и сравнительного анализа

1 «Как соотносится желаемое и достижимое» А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Карло Коллоди "Приключения Пиноккио или история деревянной куклы"

2 «Вечная борьба добра и зла» В. Одоевский «Мороз Иваныч» Братья Гримм

«Госпожа Метелица»

3 «Преодоление страха, сила духа. Трудолюбие и успех» Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Л. Пантелеев «Две лягушки»

4 «Общечеловеческие ценности. Доброта и дружба» В. Катаев «Цветик – семицветик» Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

5 «Как справиться с проблемой» А. Смирнова «Ежик» Н. Уманская «Яблонька»

6 «Одиночество, обиды, страхи, отношения с семьей и внешним миром. Чудесное «превращение» Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» И. Сигсгорд «Палле один на свете»

7 «Наши желания и потребности и способы их достижения» В. Драгунский «Что я люблю…» «Заколдованная буква» А. Смирнова

«Заяц с рюкзаком»

8 «Целительная сила молчания»

Г. Х. Андерсен

«Дикие лебеди»

9 «Не такой как все» Г. Х. Андерсен

«Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен

  1. Анализ работы гбоу сош № 840 за 2011-2012 учебный год

    Задача

    Реализация принципов государственно... клубов , кружков и т.д. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу , стало ... чтение и понимание графической информации, чтение и понимание основного ... выступили на Семейном фестивале в...

  2. Основной образовательной программы начального общего образования

    Пояснительная записка

    Детей, через систему клубов , секций, студий... Эта позиция стала основой разработки... На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является... семейного чтения , памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.), памятка: правила работы ...

  3. Основным ориентиром работы школы является программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг «Столичное образование»

    Доклад

    4 А Сидоренко В.И. Чтение Урок чтения + русский язык К. Паустовский... работы в коллективе – методические объединения, созданные по принципу ... 1. «Гончар» школьно-семейные : исследовательский, 3 2. ... это клуб для... Основной формой работы в этом направлении стало ...

  4. Молодежь и наука

    Документ

    И психологическая служба университета); Семейный клуб , клуб «Хозяюшка»; новогодние праздники... проведения занятий и чтения лекций стали применять телевизионные технологии... получить представление об основных принципах работы с векторной графикой...

  5. Основные деления классификации 1 общенаучное и междисциплинарное знание 2 естественные науки 3 техника технические науки

    Литература

    ... чтением детей. 74.905 Семья и общественность. Помощь общественных организаций в семейном ... , экскурсионная работа , самодеятельное творчество. Основные принципы и функции... работа . Теория, история, организация и основные направления работы клубов . ...