Пушечный двор. Советская историческая энциклопедия Смотреть значение Пушечный Двор в других словарях

Кратки записи в старинных русских летописях; но когда продумаешь их значение, поражаешься умом и проницательностью наших предков.


В летописях говорится, что в 1480 году в Москве, на берегу речки Неглинки, был построен Пушечный двор.


В чем значение этой записи?


В Западной Европе огнестрельное оружие стало общепризнанным только в самом конце XV века. Но еще долго – целых два с половиной века – кустарничество западноевропейских мастеров тормозило развитие артиллерийского дела. Каждый мастер изготовлял орудия, как хотел и как умел, держал в тайне секреты своего производства и только перед смертью передавал их по наследству сыновьям или ученикам–подмастерьям. Не было никаких расчетов, правил, норм прочности, все делалось на глаз. Поэтому орудия часто разрывались, убивали тех, кто возле них работал. Каждое орудие было единственным в своем роде: оно имело свою собственную длину, свой собственный калибр; снаряды одного орудия не подходили к другому.


Часто бывало так: снарядов много, а применить их нельзя, потому что орудие, для которого эти снаряды изготовлены, подбито или испортилось, а к другим орудиям эти снаряды не подходят..


Все это было очень неудобно.


Но в XV веке мысль о том, что снаряды одного орудия должны годиться для другого, не приходила в голову мастерам, которые привыкли работать на глаз, не признавали мерок и правил, даже калибр орудия определяли только приблизительно; например, говорили, что орудие стреляет снарядами "с яблоко", или снарядами "с голову ребенка", или снарядами "с голову взрослого человека".


Упорядочить работу мастеров, привести ее в определенную систему, заставить мастеров изготовлять не то, что вздумается каждому из них, а то, что нужно войскам, – такова была насущная задача того времени. Очень важно было накапливать и опыт изготовления орудий и на основе этого опыта совершенствовать производство. Все это легче и проще было делать на заводе, чем в кустарной мастерской.

Рис. 9. Московский Пушечный двор в старину


Пушечный двор московского великого князя Ивана III оказался первым орудийным заводом в Европе и в мире: мастера изготовляли там орудия под наблюдением великокняжеских, а позднее царских дьяков (то есть чиновников). И основан был этот Пушечный двор, построенный на манер крепости на берегу речки Неглинки, в 1480 году (рис. 9), когда в Западной Европе еще шли горячие споры, какое оружие лучше: новое – огнестрельное, или старое – луки со стрелами, метательные машины. Это означает, что москвичи были намного дальновиднее французов, немцев, англичан и сумели лучше организовать производство орудий. Конечно, техника изготовления орудий на Пушечном дворе не могла сразу сильно опередить технику работы мастеров–кустарей, потому что опыт еще не был обобщен, артиллерийской науки еще не было. Создание Пушечного двора обеспечило накопление и обобщение опыта и относительно быстрое совершенствование производства орудий.


Поэтому русская артиллерия стала быстро развиваться собственным, самобытным путем; вскоре она стала самой передовой и наиболее сильной. Именно создание Пушечного двора положило начал

В войнах, которые вел Иван III с ливонскими рыцарями и с польскими панами–захватчиками за объединение национального русского государства, артиллерия содействовала победам русских войск. Особенно известны ее успешные действия в бою на реке Ведроше 14 июля 1500 года.


Быстрое развитие и усовершенствование артиллерии в Русском Государстве привело к тому, что на Руси раньше, чем в какой–либо другой стране, артиллерия стала самостоятельным родом войск: в 1547 году пушкари были выделены из состава стрельцов и был создан особый Пушкарский приказ (по–современному – министерство). Все это было сделано в то время, когда в Западной Европе артиллерия еще не была отдельным родом войск, артиллеристы считались не солдатами, а мастерами особого цеха и орудия обслуживались даже в бою вольнонаемными мастеровыми, которых нанимали только на время войны. Лишь через полстолетия в Западной Европе начали проводиться мероприятия" подобные тем, которые уже были проведены на Руси.

Пушечный двор

в Москве, центр литейного производства Русского государства 15-17 вв. Находился на левом берегу р. Неглинной (в районе современной площади Дзержинского и Пушечной ул.). Возник в конце 15 в. Древнейшие известные пушки были отлиты мастером Яковом в 1483-84. П. д. был одним из передовых в техническом отношении производств своего времени. В 15 в. здесь делали пушки с раструбом в дульной части, в конце 16 в. - казнозарядные орудия с клиновидными затворами, в начале 17 в. изготовили первую нарезную пищаль. П. д. был государственной мануфактурой. Мастера и ученики были служилыми людьми, получали денежное и хлебное жалованье, землю под строение. На П. д. создалась школа рус. мастеров-пушечников, к которой принадлежал и А. Чохов, отливший в 1586 «Царь-пушку» (См. Царь-пушка). В 16 ...

В Москве, центр литейного производства Русского государства XV-XVII вв., казенная мануфактура, изготовлявшая пушки, колокола, паникадила. Находился в Белом городе, на левом берегу р. Неглинной.

ПУШЕЧНЫЙ ДВОР в Москве, центр литейного производства в 15-17 вв., казённая мануфактура, изготовлявшая пушки, колокола, паникадила. Находился в Белом городе на левом берегу р. Неглинная. В начале 18 в. значение П. д. упало в связи с созданием ряда военных заводов. В конце 18 в. П. д. стал хранилищем оружия, боеприпасов и знамён, которые в 1802 были переданы в Кремлёвский арсенал, а здания П. д. снесены.

Источник: Энциклопедия "Отечество"


в Москве, центр пушечного литейного производства в России XV-XVII вв. Основан около 1479 (пушечная изба находилась тогда у Спасских ворот Кремля). В 1-й трети XVI в. Пушечный двор был перенесен на р. Неглинку (район современной Неглинной и Пушечной ул.). Древнейшая дошедшая до нас пушка отлита на Пушечном дворе мастером Яковом в 1491. С 1569 на Пушечном дворе работал выдающийся мастер Андрей Чехов, создавший ряд замечательных образцов, в т. ч...

в Москве - центр пушечного литейного произ-ва в России 15-17 вв. Осн. ок. 1479 (пушечная изба находилась тогда у Спасских ворот Кремля). В 1-й трети 16 в. П. д. был перенесен на р. Неглинку (р-н совр. Неглинной и Пушечной ул.). Древнейшая дошедшая до нас пушка отлита на П. д. мастером Яковом в 1491. С 1569 на П. д. работал выдающийся мастер Андрей Чохов, создавший ряд замечательных образцов, в т. ч. "Царь-пушку" (1586). Помимо орудий различного назначения, на П. д. отливались колокола и паникадила. В сер. 17 в. на П. д. работали мастера, подмастерья и ученики 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.), всего 400-500 чел. В связи с организацией в 17 - нач. 18 вв. воен. и металлургич. з-дов значение П. д. упало. В кон. 18 в. он был превращен в хранилище оружия, боеприпасов и знамен. В 1802-03 хранилище перевели в Кремль, а здание П. д. было разобрано. Пушечно-литейное произ-во и П. д. в 16-17 вв. имелись в Новгороде, Пскове, Устюге Великом, Устюжне Железопольской, Вологде и на т...


Отечественной артиллерии насчитывает более шести веков. По известиям летописи во времена княжения Дмитрия Донского москвичи в 1382 г. использовали «пушки» и «тюфяки» при отражении очередного набега золотоордынского хана Тохтамыша. Если «пушки» того периода известный историк артиллерии Н.Е. Бранденбург склонен был считать метательными орудиями, то «тюфяки» были уже, без сомнения, огнестрельными. Они представляли собой огнестрельные орудия для стрельбы каменным или металлическим «дробом» на близкое расстояние по живой силе противника.

Конец XV – начало XVI вв. ознаменовали собой новый период в развитии отечественной артиллерии. В эти годы на базе глубоких политических и социально-экономических сдвигов, характеризовавшихся ликвидацией феодальной раздробленности и образованием Русского централизованного государства, бурным ростом ремесла, торговли и культуры, сложилось единое русское войско как военная и социальная опора подымающейся центральной власти. Артиллерия удельных феодальных княжеств превратилась в неотъемлемую составную часть единого русского войска, в собственность государства, претерпела бурный количественный рост и крупные качественные изменения во всех областях ее устройства – в вооружении, организации и способах боевого применения.

В период правления Ивана III развитие производства огнестрельного стало важной частью проводимых им преобразований. Путем поддержки горно-рудного и литейного производств, переселения мастеров, он стремился во всех сколько-нибудь значимых городах организовать изготовление оружия. Учитывая, что не всякие ремесленники самостоятельно способны на новом месте поднять свое дело, за счет казенных заказов «устраивались» специальные избы, дворы, погреба.

Производство артиллерийского вооружения, опиравшееся ранее исключительно на кустарные ремесла и промыслы и ограниченное преимущественно центрами отдельных княжеств, значительно расширилось в территориальном отношении, приобрело общерусское значение и, что особенно важно, получило качественно новую базу в виде крупных государственных мастерских, основанных на разделении труда и использовании механической силы, воды или конной тяги. Перенимая лучший мировой опыт, Иван III приглашал из-за границы оружейных и пушечных мастеров.

В 1475 (1476) г. в Москве была заложена первая Пушечная изба, а затем Пушечный двор (1520 – 1530-е гг.), на котором отливались орудия. Начало пушечно-литейного дела в России связывают с именем Альберти (Аристотеля) Фиораванти (между 1415 и 1420 гг. – ок. 1486 г.), выдающегося итальянского архитектора и инженера. Он был известен смелыми инженерными работами по укреплению и передвижке крупных сооружений в Италии. С 1470-х гг. московское правительство стало систематически приглашать иностранных специалистов для производства больших работ по укреплению и украшению Кремля и обучения московских мастеров. Летописи сохранили известия о мастерах-иноземцах, занимавшихся пушечным делом, главным образом итальянцах, выписанных московским правительством в период 1475–1505 гг.


Пушечный двор в Москве в конце XV в. Художник А.М. Васнецов

В 1475 г., через два года после брака Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог, внесшей в «Московию» современную западноевропейскую культуру, «пришел из Риму посол великого князя Семен Толбузин, а привел с собою мастера Муроля, кой ставит церкви и палаты, Аристотеля именем; такоже и пушечник той нарочит лити их и бити ими; и колоколы и иное все лити хитр вельми». А. Фиораванти приехал в Москву не один, а с сыном Андреем и «паробком Петрушею». Он положил в Москве прочное начало пушечно-литейному делу по всем требованиям современной европейской технологии. В 1477 – 1478 гг. А. Фиораванти участвовал в походе Ивана III на Новгород, а в 1485 г. – на Тверь в качестве начальника артиллерии и военного инженера.

В конце XV в. для работы в Пушечной избе были приглашены еще несколько итальянских мастеров. В 1488 г. «слил Павлин Фрязин Дебосис [Павел Дебосис] пушку велику», которая впоследствии носила название по имени мастера «Павлин», кто-то называл ее и «Царь-пушкой».

Об устройстве первой пушечно-литейной мануфактуры мы имеем очень мало сведений. Есть указание на существование «пушечной избы» в 1488 г. Архив Пушечного приказа, в ведении которого находился Пушечный двор, к сожалению, утрачен, поэтому не сохранилось никакого сколько-нибудь удовлетворительного описания оборудования первой русской мануфактуры. Сама же она, находившаяся у «трех мостов из Фроловских ворот в Китай-город» сгорела в 1498 г. Позже она была построена на берегу реки Неглинной. Рядом устроилась слобода мануфактурных кузнецов, откуда произошло название Кузнецкий мост. Плавильные печи, располагались в центре территории Пушечного двора, из которых металл поступал по специальным каналам в литейные формы. По организации производства Пушечный двор представлял собой мануфактуру. Здесь работали мастера-пушечники, литцы и кузнецы. Все мастера и их помощники были служилыми людьми, т. е. находились на государевой службе, получали денежное и хлебное жалованье, землю под строение.


План Пушечного двора в Москве

Практически все мастеровые люди жили в Пушкарской слободе. Находилась она в Земляном городе за Сретенскими воротами и занимала обширное пространство, ограниченное рекой Неглинной, Белым городом, Большой улицей, по которой шла дорога во Владимир, и Стрелецкими слободами. В Пушкарской слободе были две улицы – Большая (она же Сретенская, а ныне ул. Сретенка) и Сергиевская (от церкви Св. Сергия в Пушкарях) и семь переулков, из которых только один назывался Сергиевским (ныне это примерно следующие переулки: слева из центра - Печатников, Колокольников, Большой и Малый Сергиевские, Пушкарев, Большой Головин; справа – Рыбников, Ащеулов, Луков, Просвирин, Малый Головин, Селиверстов, Даев и Панкратовский), а остальные шесть были пронумерованы от «первого» до «шестого» и по ним получили свои названия.

Пушечно-литейное дело на Руси получило широкое развитие с 1491 г., когда на реке Печоре была найдена медная руда и там начались разработки месторождения. Орудия отливались из сплава меди, олова и цинка (бронзы) с готовым каналом при помощи железного сердечника. Медные пушки отливались без швов с раструбом в дульной части, что позволяло увеличить заряд пороха и являлось последним словом артиллерийской техники того времени. Установленных правил для определения калибра не было.

Орудия, сделанные на Пушечном дворе, отличались точностью расчета, красотой отделки, совершенством техники литья. Каждое из них отливалось по особой восковой модели. На тарели или дульной части вычеканивались или отливались различные символические изображения, иногда чрезвычайно затейливые, по которым орудия и получали названия: медведь, волк, аспид, соловей, инрог, скоропея (ящерица), царь Ахиллес, лисица, змей и т.п.

В пушечно-литейной мануфактуре для прицельной стрельбы отливали пищали, разделявшиеся на стенобитные (осадные), большого калибра и длиной до 2 саженей; затинные или змейки, среднего калибра для обороны крепостей; полковые или соколики, волконейки – короткие, весом 6 – 10 пудов. В значительном количестве изготовлялись и пушки для навесной стрельбы, гафуницы – более удлиненные гаубицы и дробовики или тюфяки – гаубицы большого калибра для стрельбы каменной или железной картечью. В Пушечном дворе началась отливка органов и батареек – прототипов скорострельных орудий, предназначавшихся для учащенной стрельбы. Так, в состав артиллерийского наряда, которым руководил А. Фиораванти во время похода на Тверь входили гафуницы для прицельной стрельбы каменной картечью, небольшие железные пищали и даже органы (многоствольные пушки), способные давать учащенный огонь, близкий к залповому. В конце XVI в. изготовлялись казнозарядные орудия с клиновидными затворами. В начале XVII в. была сделана первая нарезная пищаль. Следует подчеркнуть, что приоритет в области изобретения нарезных орудий и клинового затвора принадлежит Москве. В XVI – XVII вв. на Пушечном дворе отливали также колокола и паникадила.


7-ствольная скорострельная батарея «Сорока» второй половины XVI в.

Для руководства артиллерией Московского государства требовалась определенная организация. Следы такой организации «Пушечного приказа» мы имеем с 1570-х гг. В списке «бояр, окольничих и дворян, которые служат из выбора 85 года» (7085, т.е. в 1577 г.), названы два имени старших чинов приказа: «В Пушечном приказе князь Семен Коркодинов, Федор Пучко Молвянинов», – оба помечены: «с государем» (в походе) 7-ствольная скорострельная батарея «Сорока» второй половины XVI в.. С этого времени ведет свою историю Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны Российской Федерации. В начале XVII в. Пушечный приказ был переименован в Пушкарский и сделался тем главным артиллерийским и военно-инженерным управлением, о деятельности которого мы знаем по остаткам документов из его сгоревшего архива, из архивов других приказов, а также по известиям современников.

Приказ набирал людей на службу, назначал оклады жалованья, повышал или понижал в чинах, посылал в походы, судил, отставлял от службы, ведал строительством городов (крепостей), оборонительных линий, литьём колоколов, пушек, производством ручного огнестрельного и холодного оружия и доспехов (последнее, по-видимому, какое-то время находилось в ведении отдельных Оружейного и Бронного приказов). В мирное время начальники Пушкарского приказа так же ведали засеками и приписанными к ним засечными головами, приказчиками и сторожами.

В приказе испытывался порох (пушечный, мушкетный и ручной) и взрывчатые вещества на основе селитры (ямчужное дело). Ещё в XVII в. в Пушкарском приказе хранились специальные коробочки с зелейными или селитряными опытами прошлых лет (то есть с образцами пороха испытанных ранее). В середине XVII в. в 100 городах и 4 монастырях, находившихся в ведении Пушкарского приказа, числилось 2637 орудий.

В XVII в. Пушечный двор был значительно реконструирован. Сохранившийся план Пушечного двора конца века дает довольно точное очертание границ и окружающих зданий. Он уже занимал значительную территорию, находясь между Театральным проездом и Пушечной улицей, Неглинной и Рождественкой. Царь Михаил Федорович «полату превелику создал, где большое оружие делаху, еже есть пушки, и на ней постави своего царского величества знамя – орел позлащен».

Появились и технические новшества: для привода в движение кузнечных молотов была использована сила воды (первый известный случай применения в Москве водяной энергии в металлургии). В центре двора помещались каменные литейные амбары, по краям – кузнецы. У ворот располагались большие весы, недалеко от амбаров – колодец. Значительно расширился состав служилых людей. На мануфактуре стали работать колокольные и паникадильные мастера, пильщики, плотники, паяльщики и др. Штат Пушечного двора насчитывал более 130 человек.

Объем производства Пушечного двора, насколько можно судить по сохранившимся сведениям, никогда не был строго ограничен, так как никакого производственного плана не существовало и заказы на работу передавались по мере надобности. Такая система работы характерна для деятельности Пушечного двора и в дальнейшем. С 1670 г. на территории двора стал располагаться Пушкарский приказ (позднее Артиллерийский приказ).

В очередном московском пожаре 1699 г. Пушечный двор сгорел с большей частью его строений. В деятельности пушечно-литейной мануфактуры наступил вынужденный перерыв до января 1701 г., когда по указу Петра на Новом Пушечном дворе было предписано построить деревянные здания. В начале XVIII в. значение Пушечного двора уменьшилось в связи с развитием литья чугунных пушек и устройством военных заводов в Петербургской губернии, на Урале и в Карелии. На Пушечном дворе числилось производственных рабочих 51 человек, из них: пушечных мастеров, подмастерьев и учеников – 36, колокольных мастеров – 2, плавильных мастеров и учеников – 8, паникадильных мастеров, подмастерьев и учеников 5 человек. На запрос в 1718 г. о мощности пушечно-литейной мануфактуры Артиллерийский приказ отвечал: «О литье пушек и мортир никакого определения не было, а лили всегда, что понадобиться, по письменным и словесным е. ц. в. указам».

Как видим, деятельность Пушечного двора постепенно замирала, и литье медных пушек было переведено в Брянский арсенал артиллерийского ведомства. Пушечный двор стал хранилищем оружия, боеприпасов и знамен. В 1802 г. по представлению графа И.П. Салтыкова Александр I повелел оружие и боеприпасы, хранящиеся на Пушечном дворе передать в Кремлевский арсенал, а производство пороха – Полевому артиллерийскому двору. В 1802 – 1803 гг. здания Пушечного двора были снесены, а строительный материал использован для строительства моста через Яузу на переезде с Солянки на Таганку.

Успешное производство орудий, снарядов и пороха в Русском государстве было достигнуто благодаря активной созидательной деятельности простых русских людей – пушечников, литейщиков и кузнецов. Наиболее заслуженным почетом в Пушечном дворе пользовались «хитрецы огненного боя», или пушечные мастера. Старейшим русским пушечным мастером, чье имя сохранила нам история является мастер Яков, работавший в пушечно-литейной мануфактуре в Москве в конце XV в. Например, в 1483 г. в Пушечной избе им была отлита первая медная пушка длиной 2,5 аршина (1 аршин – 71,12 см) и весившая 16 пудов (1 пуд – 16 кг). В 1667 г. она применялась в обороне важнейшей русской крепости на западной границе – Смоленска и была утрачена. Пищаль подробно описана в документах 1667 – 1671 гг. и 1681 г.: «Пищаль медная в станку на колесах, руского литья, длина два аршина, полтретья вершка. На ней подпись руским письмом: «по велению благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, господаря всеа Руси сделана бысть сия пушка в лето шесть тысяч, девятьсот девяносто первого года, в два десятое лето господарства его; а делал Яков». Весу 16 пуд». В 1485 г. мастером Яковом был отлит второй образец пушки с такими габаритами, ныне хранящийся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

До наших дней сохранились некоторые имена пушечных литейщиков, наиболее выдающимися из которых были Игнатий (1543 г.), Степан Петров (1553 г.), Богдан (1554 – 1563 гг.), Первой Кузьмин, Семенка Дубинин, Никита Тупицын, Проня Федоров и др. О состоянии литейного искусства свидетельствуют уцелевшие образцы орудий: медная гафуница 1542 г., калибр 5,1 дм (мастер Игнатий); медная пищаль,1563 г., калибр 3,6 дм (мастер Богдан); пищаль «Инрог» 1577 г., калибр 8,5 дм (мастер А. Чохов); пищаль «Онагр» 1581 г., калибр 7 дм (мастер П. Кузьмин); пищаль «Свиток» 1591 г., калибр 7,1 дм (мастер С. Дубинин).

Выдающимся представителем московской школы пушечных мастеров был Андрей Чохов (1568 – 1632 гг.). Среди многих созданных им образцов орудий особой известностью пользуется Царь-пушка, отлитая в 1568 г. Она была самым большим и совершенным по техническому исполнению орудием того времени (калибр 890 мм, масса – 40 т). «Дробовиком Российским» называли творение талантливого мастера, потому что она предназначалась для стрельбы каменным «дробом». И хотя пушка не сделала ни одного выстрела, можно себе представить, какое опустошение в рядах врагов могло произвести это орудие.


Царь-пушка. Мастер Андрей Чохов. 1586 г.

Пополнение кадров шло первоначально за счет ученичества. К мастеру прикреплялись ученики, которые набирались, прежде всего, из родственников служилых, а затем из вольных людей, не приписанных к тяглу. Позднее при Пушечном дворе устраиваются для подготовки новых кадров специальные школы. Так, в 1701 г. «велено было на Новом Пушечном дворе построить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов детей словесной и письменной науке… и кормить и поить их в вышеописанных же школах, а на кормы положено им по две деньги на день человеку, и из тех денег их половины покупая хлеб и харч: в постные дни рыбу, а в скоромные мясо, и варить кашу или щи, а по другой деньге – на обувь и кафтанишки, и на рубашенки…». В 1701 г. в этих школах обучалось 180 учеников, а в дальнейшем количество учеников выросло до 250–300 человек.

Пушечный двор, будучи главным арсеналом Московского государства и одновременно школой, готовившей кадры литейшиков, всегда пользовался особым вниманием иностранных путешественников, писавших о «Московии». Это внимание было вполне естественным, потому что все иностранные сообщения о Русском государстве служили, прежде всего, целям шпионажа и, в первую очередь уделяли внимание военным объектам. Иностранцы, посещавшие «Московию», с большой похвалой отзывались о русской артиллерии, указывая на ее значительность, и на овладение «московитами» техники изготовления орудий по западным образцам.

Бранденбург Н.Е. Исторический каталог Санкт-Петербургского артиллерийского музея. Ч. 1. (XV – XVII ст.). СПб., 1877. С. 45.

Там же. С. 52.

Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. XII. СПб., 1901. С. 157.

Львовская летопись. ПСРЛ. Т. ХХ. СПб., 1910. С. 302.

См.: Соловьев С.М. История России. М., 1988. Кн. 3. Т. 5.

Никоновская летопись. С. 219.

Цит. по: Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. Ч. 1. М.-Л., 1947. С. 35.

Акты Московского государства. СПб., 1890. Т. 1. № 26. С. 39.

Годовой праздник ГРАУ установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2002 г. №215.

См.: Шагаев В.А. Приказная система Военного управления // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2017. .№ 1.С. 46-56.

Забелин И.Е. История города Москвы. Ч. 1. М., 1905. С. 165.

Кириллов И. Цветущее состояние всероссийского государства, каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий. М., 1831. С. 23.

Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. Ч. 1. С. 247.

См. Лебедянская А.П. Очерки из истории пушечного производства в Московской Руси. Орнаментированные и подписные орудия конца XV- первой половины XVI столетий // Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея Красной Армии. Т. 1. М-Л., 1940. С. 62.

Хмыров М.Д. Артиллерия и артиллеристы в допетровской Руси. Историко-характеристический очерк // Артиллерийский журн. 1865. № 9. С. 487.

Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4. Л. 894.

См.: Кобенцель И. Письма о России в XVI в. // Журнал Министерства народного просвещения. 1842. Ч. 35. С. 150.

См.: Барберини Р. Путешествие в Московию в 1565 г. СПб., 1843. С. 34.

в Москве - центр пушечного литейного произ-ва в России 15-17 вв. Осн. ок. 1479 (пушечная изба находилась тогда у Спасских ворот Кремля). В 1-й трети 16 в. П. д. был перенесен на р. Неглинку (р-н совр. Неглинной и Пушечной ул.). Древнейшая дошедшая до нас пушка отлита на П. д. мастером Яковом в 1491. С 1569 на П. д. работал выдающийся мастер Андрей Чохов, создавший ряд замечательных образцов, в т. ч. "Царь-пушку" (1586). Помимо орудий различного назначения, на П. д. отливались колокола и паникадила. В сер. 17 в. на П. д. работали мастера, подмастерья и ученики 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.), всего 400-500 чел. В связи с организацией в 17 - нач. 18 вв. воен. и металлургич. з-дов значение П. д. упало. В кон. 18 в. он был превращен в хранилище оружия, боеприпасов и знамен. В 1802-03 хранилище перевели в Кремль, а здание П. д. было разобрано. Пушечно-литейное произ-во и П. д. в 16-17 вв. имелись в Новгороде, Пскове, Устюге Великом, Устюжне Железопольской, Вологде и на тульских з-дах.


Смотреть значение Пушечный Двор в других словарях

Двор — м. место под жилым домом, избой, с ухожами и оградой, забором; собств. простор между всеми строениями одного хозяйства; в деревнях, дом, изба, дым, тягло, семья, с жильем........
Толковый словарь Даля

Двор — Прогнать детей из комнаты. || Уволить (простореч. фам. устар.). Прогнать со службы. || перен. Избавиться от чего-н., удалить, изничтожить что-н. (разг.). Не прогнать ей дум своих,........
Толковый словарь Ушакова

Пушечный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: пушка (1*), связанный с ним. 2. Свойственный пушке (1*), характерный для нее. 3. Напоминающий стрельбу из пушки (1*); очень громкий, сильный. 4. Принадлежащий........
Толковый словарь Ефремовой

Двор Грузовой — выделенная территория на железнодорожной станции, где находятся склады, пункты взвешивания и оказываются услуги по приему, хранению, погрузке и выгрузке грузов.
Экономический словарь

Двор Монетный — государственная организация, занимающаяся чеканкой монет, изготовлением орденов, медалей и других знаков отличия.
Экономический словарь

Колхозный Двор — - в СССР - семейно-трудовое объединение лиц, все или большинство трудоспособных членов которого являются членами колхоза, участвуют личным трудом в колхозном производстве,........
Экономический словарь

Монетный Двор — государственное
предприятие, занимающееся чеканкой монет. На этих же предприятиях изготовляют ордена, медали, другие металлические
знаки отличия. В России........
Экономический словарь

Монетный Двор Сша — UNITED STATES MINTМонетный двор был создан в соответствии с Законом от 2 апреля 1792 г. (1 stat. 246).
Бюро монетного двора было создано согласно
Закону от 12 февраля 1873 г. (17 stat.........
Экономический словарь

Пушечный — -ая, -ое.
1. Относящийся к пушке, производимый из пушки, пушкой. П. выстрел. П-ые ядра. На п. выстрел приблизиться, подойти (на расстояние, простреливаемое пушкой). // Предназначенный........
Толковый словарь Кузнецова

Royal Mint (королевский Монетный Двор) — Учреждение в Великобритании, которое с 16 в. является единственным в стране обладателем права чеканки монет. Находится под контролем канцлера Казначейства (министра........
Экономический словарь

Двор — I
Это слово в значении "внутренний участок земли между строениями" имеет индоевропейскую природу (например, в древнеиндийском dvaram – "ворота"). Тот же корень находим........
Этимологический словарь Крылова

Двор — - 1) В России до 1917 г. хозяйство крестьян или посадских людей как единица учета, обложения повинностями и т.п.; 2) в Русском государстве XVI- XVIII вв. название некоторых приказов........
Юридический словарь

Колхозный Двор — - в бывшем СССР семейно-трудовое объединение лиц, все или большинство трудоспособных членов которого являются членами колхоза, участвуют личным трудом в колхозном........
Юридический словарь

Монетный Двор — - государственное предприятие, занимающееся чеканкой монет. На М.д. изготовляют т.ж. ордена, медали, другие металлические знаки отличия. В России первый М.д. возник в Москве в 1534 г.
Юридический словарь

Мытный Двор — - государственное учреждение в Москве и Нижнем Новгороде в XVII - первой половине XVIII в. по сбору таможенной пошлины с торговли лесом, сеном, скотом, продовольствием (кроме хлеба) и др.
Юридический словарь

Гостиный Двор — в русских городах архитектурный комплекс для торговли ихранения товаров: в 16-17 вв. прямоугольная площадь с галереями, в 18-19вв. прямоугольное сооружение с открытыми на........

Двор — огороженный участок земли при доме, на котором расположеныхозяйственные постройки; употребляется также в значении хозяйства вшироком смысле: крестьянский двор, колхозный........
Большой энциклопедический словарь

Литейный Двор — часть доменного цеха непосредственно у печи для проведенияработ по выпуску чугуна и шлака.
Большой энциклопедический словарь

Стражеско "пушечный Тон" — (Н. Д. Стражеско) резко усиленный первый тон сердца при полной атриовентрикулярной диссоциации, возникающий в случае совпадения во времени систолы предсердий и желудочков сердца.
Большой медицинский словарь

Монетный Двор — предприятие по чеканке монет, изготовлению орденов,медалей и др. государственных металлических знаков отличия. Первыймонетный двор был учрежден в Др. Риме при храме........
Большой энциклопедический словарь

Московский Печатный Двор — крупнейшая русская типография, основана в 16 в.Впервые упоминается в 1588. В 17 в. здесь напечатано ок. 500 книг. В 1721 передан Синоду и переименован в Московскуюсинодальную........
Большой энциклопедический словарь

Мытный Двор — государственное учреждение в Москве и Нижнем Новгороде в 17- 1-й пол. 18 вв. по сбору таможенных пошлин с торговли лесом, сеном,скотом, продовольствием (кроме хлеба) и др.
Большой энциклопедический словарь

Околоствольный Двор — комплекс подземных горных выработок, пройденныхвблизи шахтного ствола и предназначенных для обслуживания горных работ.
Большой энциклопедический словарь

Пушечный Двор — в Москве - центр литейного производства Русского государства15-17 вв., казенная мануфактура, изготовлявшая пушки, колокола,паникадила. Находился в Белом городе, на левом........
Большой энциклопедический словарь

Рудный Двор — часть территории металлургического завода, расположеннаявблизи печей и предназначенная для хранения запасов шихтовых материалов (вт. ч. руды - отсюда название).
Большой энциклопедический словарь

Стальной Двор — в 15-16 вв. контора немецких ганзейских (см. Ганза)купцов в Лондоне, главный центр ганзейской торговли в Англии.
Большой энциклопедический словарь

Царский Двор — (императорский) - в России первоначальное название царскойрезиденции (княжий двор, государев двор), в 18 - нач. 20 вв. - царскаясемья (императорская фамилия) с определенным........
Большой энциклопедический словарь

Околоствольный двор — (a. pit bottom, shaft bottom; н. Fullort; ф. recette d"accrochage, accrochage du puits; и. enganche inferior) - главный подземный околоствольный трансп. узел шахты и зона размещения нек-рых общешахтных производств.........
Горная энциклопедия

Антипин, Сибирский Двор. — 1773/4 г. составлял на Курильских островах коллекции предмет. естеств. истории для Имп. академии наук, 1775 г. уже получен. в
Большая биографическая энциклопедия

Гостиный Двор — - архитектурный комплекс для торговли и хранения товаров в русских городах. В XVI-XVII вв. - прямоугольная площадь с галереями, в XVIII-XIX вв. - прямоугольное сооружение........
Исторический словарь

Пушечный двор и Кузнецкая слобода

При выходе из Никольских ворот Китай-города перед наблюдателем открывалось неожиданное зрелище: на берегу реки возвышался Пушечный двор - обширное строение с круглыми кирпичными башнями, из которых валил дым. Именно так изображен он на хрестоматийно известной картине Аполлинария Васнецова «Пушечно-литейный двор на Неглинной в XVII веке». Древнейшее московское промышленное предприятие в XV-XVII столетиях являлось центром передовых технологических разработок в России, да и не только.

Пушечный двор впервые упоминается в летописи под 1508 годом как «Пушечная изба». Уже тогда он находился на реке Неглинной за пределами Великого посада. С 1535 года встречается наименование «Пушечный двор». При его создании в XV веке не обошлось без итальянских инженеров, о деятельном участии которых в создании отечественной артиллерии сообщают источники. Строитель Успенского собора Аристотель Фиораванти в 1485 году во время похода на Тверь командовал артиллерией. Алевиз Фрязин занимался изготовлением пороха на своем дворе, располагавшемся на Успенском Вражке (между Тверской и Никитской улицами). В 1531 году здесь произошла трагедия: «Загореся внезапу зелье пушечное… делали бо его на том дворе градские люди, и згореша делателей тех от зелья того в един час более двоюсот человек» {82} .

Летописи сообщают, что в 1488 году мастер Павлин Фрязин Дебосис (итальянец Паоло де Боссе) отлил «пушку большую». Орудие, изготовленное тремя годами ранее мастером Яковом, не имело литейных швов, а его дуло завершалось раструбом. В Западной Европе такие пушки появляются около 1480 года как результат прогресса в литейном деле. Как видим, пушечных дел мастера далекой Московии не сильно отставали от лучших европейских литейщиков, работавших при дворе германского императора Максимилиана. (Любопытно, что пушка де Боссе, судя по ее изображению в Лицевом летописном своде, имела швы, то есть не была цельнолитой {83} .)

Немец Кашпир Ганусов в 1554 году изготовил мортиру, чей вес превышал 19 тонн, а стреляла она ядрами весом в 320 килограммов. В 1563 году это гигантское орудие участвовало в осаде Полоцка, во время которой ядра русских пушек, пробивая одну стену замка, долетали до другой.

Учеником Ганусова был прославленный Андрей Чохов. Первая из известных его пушек была отлита в 1568 году. Самые крупные, «стенобитные» орудия Чохова носили имена по имевшимся на них изображениям: «Лисица», «Волк», «Троил», «Аспид», «Лев», «Скоропея», «Инрог» (единорог). Это были огромные орудия весом от пяти до семи тонн. Но их превзошла пушка «Царь», на которой было отлито изображение государя на коне. Самое крупное орудие русской артиллерии весит 38 400 килограммов. С Пушечного двора до Красной площади его волокли на катках не менее двухсот лошадей.

Там же лили колокола. В 1533 году Николай Немчин изготовил тысячепудовый колокол-благовестник, который поставили «на деревянной колокольнице». Великий мастер Андрей Чохов также делал колокола, добившись и в этом деле выдающихся успехов. Колокол «Лебедь», отлитый им в 1594 году для Троицесергиева монастыря, весил десять тонн, «Годунов» (1598) - более 29 тонн.

Вес самого большого колокола, который Чохов отлил в 1600 году, достигал 64 тонн. Естественно, он получил имя «Царь». Колокол поместили в проеме Воскресенской звонницы. Впрочем, его первенство было недолгим. В середине XVII столетия на смену ему пришел «тезка», отлитый в 1655 году мастером Александром Григорьевым, весом в 128 тонн. Стоит ли говорить, что и этот рекорд был побит потомственными литейщиками Пушечного двора Иваном Федоровичем и Михаилом Ивановичем Маториными, в 1735 году создавшими прославленный колокол, также носивший имя «Царь» и достигший рекордного веса более чем в 200 тонн?

Пушечный двор неоднократно упоминается в иностранных описаниях Москвы и отмечается на ее планах. С 1630-х годов его изображают с двумя литейными башнями. Сохранился подробный «чертеж» Пушечного двора и местности вокруг него, выполненный русскими картографами в середине XVII века: с двумя башнеобразными литейными «амбарами» и большим колодцем с колесом посередине. Двор был окружен каменной стеной с воротами с восточной стороны; на противоположной стороне, у Неглинной, к стене примыкали кузницы, по всем другим сторонам - амбары. В плане Пушечный двор представлял собой неровный четырехугольник со сторонами 88 саженей по южной стене, 82 - по северной, 27 - по восточной и 48 саженей - по западной {84} .

Двор был многолюден. Во второй половине XVI века только в штате Пушкарского приказа состояли 37 мастеров с учениками и подмастерьями. При создании двора Иван III поселил рядом с ним слободу кузнецов, по которой мост через Неглинную получил наименование Кузнецкого. Описи 1620 и 1638 годов свидетельствуют, что за Пушечным двором на Рождественке и поблизости жили кузнецы, пушечные извозчики, литцы, подвящики (строители лесов и других приспособлений, необходимых для отливки орудий), плотники.

Согласно росписи 1629 года, Пушкарскому приказу подчинялись 479 человек, большинство из них (318 человек) составляли пушкари. Литцов было пятеро, знаменщиков (художников) и резцов - четверо, паникадильных мастеров - восьмеро, паяльщиков - семеро, пушечных учеников - 49, кузнецов - 12, паникадильных учеников - семеро, канатчиков - четверо, плотников и бочарников - семеро, пильников - трое, извозчиков - 12, сторожей - четверо, зелейных и селитренных мастеров - 33. Один человек именовался особым званием «пушечных дел мастер» {85} .

Анисим Михайлович Радишевский был «русским Леонардо» XVII века. Он родился на Волыни, в Остроге, учился у Ивана Федорова и работал в его типографии. Около 1586 года Радишевский перебрался в Москву. Поначалу он работал на Печатном дворе переплетчиком, а в 1603 году возглавил собственную «печатную избу». Изданные им при царе Василии Шуйском «Евангелие» и «Устав, или Око церковное» отличались великолепным качеством печати, изяществом рисунка гравюр, изображавших евангелистов и их символы, а также инициалов («буквиц») - начальных букв. Особенно примечателен «Устав» - самая большая русская старопечатная книга, насчитывающая 1266 листов. Историки книгоиздания полагают, что Радишевский, возможно, сам был и словолитцем, и гравером, и печатником или, по крайней мере, превосходно руководил всеми этими работами, и считают, что издания этого мастера свидетельствуют о качественно новом уровне полиграфического мастерства в России.

После Смуты Радишевский уже не вернулся на Печатный двор. В описи Москвы 1620 года он упоминается как «колокольник». Вскоре Анисим Михайлович получил звание «пушечных дел мастер», которое ни до, ни после него не присваивалось никому другому из служащих Пушечного двора. По-видимому, он являлся своего рода главным инженером первой русской мануфактуры. В 1622 и 1625 годах он выполнял важное поручение царя в Путивле - делал «колодезное и тайничное дело», в 1623-м строил плотину и заводил пруды в дворцовом подмосковном селе Рубцове.

Самым главным достижением Радишевского является создание первого русского научно-технического трактата «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки…». В книге, завершенной в 1620 году, автор подводил итоги предыдущему развитию русской научной мысли, знакомил читателя с трудами западноевропейских инженеров, математиков, физиков и архитекторов. Тематика книги чрезвычайно широка: организация военного дела, тактическая, строевая, осадная, артиллерийская науки, военная инженерия (строительство мостов, наведение переправ), геодезия, химия, физика, металлургия… Несмотря на то, что «Устав» не был напечатан, он распространялся в списках и, несомненно, использовался на Печатном дворе {86} .

Пушкари, служившие вне Пушечного двора, жили в слободе за Сретенскими воротами Белого города. Их ближайшими соседями были печатники, чья слобода находилась за Сретенскими воротами, ближе к городским стенам. Кузнецы еще со времен Ивана III обитали рядом с Пушечным двором, в непосредственной близости от реки Неглинной, что было вызвано огнеопасным характером их производства. Из Пушкарской слободы через Неглинную был перекинут деревянный мост, получивший наименование Кузнецкого. В 1764 году он был отстроен в камне, а после 1812-го погребен под землей вместе с рекой Неглинной, оставшись в названии улицы, которая в XIX веке прославилась модными французскими магазинами, затмившими память о местных тружениках молота и наковальни.

Пушечный двор располагался между рекой Неглинной и одной из древнейших московских дорог - Рождественкой, названной по монастырю, стоявшему в конце улицы. Впервые Рождественский монастырь упоминается под 1389 годом в летописном сообщении о погребении в нем княгини Марии Кейстутовны (в монашестве Марфы), матери князя Владимира Андреевича Серпуховского Храброго, основательницы обители. Там же завещала себя похоронить и вдова Владимира Андреевича Елена Ольгердовна. Возможно, первоначально монастырь располагался в Кремле и был выведен оттуда при Иване III. В любом случае при описании пожара 1500 года он упоминается на этом месте. Здесь в 1525-м насильно постригли в монахини несчастную Соломонию Сабурову, неплодную первую супругу великого князя Василия III.

Монастырский собор является одним из древнейших в Москве - он возведен в 1500-1505 годах. Храм сильно пострадал при пожаре 1547 года. Видимо, во время ремонта к нему пристроили южный Никольский придел, увенчанный главкой. В XVII веке к приделу добавили трапезную, вход в которую был с запада, и шатровую колокольню взамен разобранной звонницы. Никольский придел перенесли в церковь Святителя Иоанна Златоуста, возведенную в 1676-1687 годах на месте деревянной. В 1688 году монастырь погорел и патриарх Иоаким пожертвовал сестрам «на строение» 100 рублей. Опись 1701 года упоминает в числе монастырских построек каменные собор, церковь Иоанна Златоуста, колокольню, деревянные кельи и горницы. Всего в обители была 71 монашеская келья {87} .

Неподалеку располагался еще один монастырь, имевший более редкое посвящение, - Варсонофьевский. Согласно преданию, он был основан матерью святого митрополита Филиппа Варварой Колычевой, в иночестве Варсонофией. В XVI-XVII веках тут располагалась скудельница (Убогий или Божий дом) - братское кладбище, на котором хоронили умерших без церковного отпевания, бродяг, иноземцев, казненных. Каменный Вознесенский собор был построен в 1709-1730 годах, а после упразднения монастыря в 1764-м обращен в приходскую церковь. В 1931 году храм был уничтожен. Ныне от Варсонофьевского монастыря сохранилось только наименование переулка между Рождественкой и Лубянкой.