Тест на тему спп и ссп. Обобщающий урок на тему "ссп и спп"

Сложносочиненное предложение

Тест 9

1. Укажите сложносочиненное предложение с соедини­тельным союзом

    Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

    То ли гречка цветет, то ли речка течет.

    Корень учения горек, зато плоды его сладки.

    Можешь шагу прибавить, или силенок нет?

2. Укажите сложносочиненное предложение с раздели­тельным союзом

    Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.

    Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.

    Прошел дождь, и поэтому в лесу появились грибы.

3. Укажите сложносочиненное предложение с противи­тельным союзом

    Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загремел гром.

    Мал золотник, да дорог.

    Или мы начинаем делать все сначала, или ребята сейчас едут.

    Выпал снег, и вокруг стало бело.

На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинал ся неторопливый разговор.

В окна с улицы лился глухой шум () и летела пыль.

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Шел первый снег () и все в природе находилось под властью этого молодого снега.

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Было ветрено () и на песке лежала волнистая рябь.

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Слушайте тишину () и тогда осень лесная покажет вам все свои богатства.

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Подул ветерок с заречья () и сразу стало свежо.

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Распустилась сирень () и наполнила ароматом весь сад.

    Союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Сложносочиненное предложение

Тест 10

    Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Прозвучал третий выстрел () и птица снялась с де­ рева широкими взмахами своих крыльев.

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Направо белела низменная песчаная коса () и тем­ нела груда дальних гор.

    сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Он замечал ее еще издали () и сразу же посылал при­ ветствие.

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Он улыбался ласково-печально () и гладил ее по голове.

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Я гашу лампу () и ночь начинает медленно светлеть.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И за­пятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

За рекой были слышны музыка () и протяжное пение.

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

По улицам шли прохожие () и проносились машины

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

В селе не переводилась лихорадка () и была топкая грязь.

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

9. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Намедни ночью бессонница моя меня томила () и в голову пришли мне две-три мысли.

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом,

перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи (1) и торчали порожние бочки.

Вой волка восходил вверх начальными полутонами

(2) и задерживался долго на пронзительной ноте.

Скрипнула дверь (3) и в нее просунулась чья-то го­ лова.

    1, 2, 3 2) 1,3 3) 3 4) 2, 3

Сложносочиненное предложение

Тест 11

1. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Он замечал ее издали (1) и тогда у него сразу холо­ дело в груди.

От долгого сидения у него затекли ноги (2) и заболе­ ла спина.

Стемнело (3) и крепкий сон овладел мною.

В лесу еще снег лежит нетронутый (1) и деревья стоят в снежном плену.

Зрители покинули стадион (2) и трибуны опустели.

Ровный мягкий свет стелился у окна (3) и на улице появились тени.

В этот вечер шел сильный дождь () и дышалось осо­ бенно легко.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

4. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении

Решение Лизы сняло с его сердца камень () и весь дом сразу ожил.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед

союзом И запятая не нужна

5. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Сквозь серый камень вода сочиласъ () и было душно в ущелье темном...

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед

союзом И запятая не нужна

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба () и вдо­ бавок щука оторвала удочку.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед

союзом И запятая не нужна

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Люди сильно устали () и лошади тоже нуждались в отдыхе.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

То солнце тусклое блестит () то туча черная висит.

    сложносочиненное предложение, перед второй частью двойного союза то - то ставится запятая

    простое предложение с однородными членами, ста­вится запятая

    простое предложение с однородными членами, запя­тая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, запятая не нужна

9. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Старуха долго возилась в сенях, кашляла, чем-то стучала () и не давала нам заснуть.

    Сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И ставится запятая

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И ставится запятая

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И запятая не нужна

    Сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом, перед союзом И запятая не нужна

10. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Они плохо переносят изматывающую жару () и ра­ бота движется очень медленно.

    Предложение простое, осложненное однородными члены, поэтому перед союзом И нужна запятая.

Сложносочиненное предложение

Тест 12

1. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

У него в этот день было хорошее настроение () и он никому бы не позволил его испортить.

    Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

    Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом И нужна запятая.

    Предложение сложное, сложносочиненное, есть об­щий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

    Предложение простое с однородными членами, пе­ред союзом И запятая не нужна

    Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

По-моему, тебя ждет оглушительный успех () и не­чего жаловаться и прибедняться.

    Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

    Предложение сложное, поэтому перед союзом И нужна запятая

    Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом

И нужна запятая

    Предложение сложное, сложносочиненное, есть об­щий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не нужна

    Предложение простое с однородными членами, пе­ред союзом И запятая не нужна

    Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Мария Ивановна варила варенье () и над зеленой ли­пой вкусно пахло кипящим сахаром и малиной.

    Предложение сложное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

    Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом И нужна запятая Предложение сложное, сложносочиненное, есть об­щий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

    Предложение простое с однородными членами, по­этому запятая перед союзом И не нужна.

    Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении:

Иволги кричат () да кукушки кому-то отсчитыва­ют непрожитые годы.

    Сложносочиненное предложение, перед союзом ДА ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом ДА ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, за­пятая перед союзом ДА не нужна.

    Сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, поэтому перед союзом ДА запятая не нужна.

    Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

У Ивана Ильича от усталости гудело все тело () и сидеть на мягком, прихлебывая из кружки, было так приятно.

    Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И перед союзом И ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, за­пятая не нужна.

    Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, поэтому перед союзом И запятая не нужна.

    Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Заглянуло солнце в окно () и лучами осветило ком­нату.

    Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И запятая не нужна.

    Сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Из бездны времени дошли до нас радость (1) и стра­дания людские.

Грачи давно расхаживали по двору (2) и начинали в роще вить гнезда.

В парке играл оркестр (3) и пел хор песенников.

    1, 2, 3 3) запятые не нужны

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Было тихо (1) и только бой часов прерывал иногда эту тишину

Дом наполнился гостями (2) и Анна была счастлива. На кустах сверкали капельки дождя (3) и пробива­лась чуть заметная зелень.

Виднелись (2) или необработанные песчаные равнины (3) или каменистые отмели.

1) 1, 2, 3 3) 1, 3

Сложносочиненное предложение

Тест 13

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

По нескольку раз в день он записывал в дневник свои наблюдения (1) и затем перед сном перечитывал записи.

Вслед за молнией загремел гром (2) и пошел дождь.

Загремел гром (3) и пошел дождь.

2. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Везде слышались (1) то звуки пилы (2) то топора.

Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

На душе у Маши стало спокойнее (1) и вскоре тре­вога совсем ее покинула.

Ребята любили рассказывать страшные истории (2) и только Сергей ничего не рассказывал.

В доме напротив открыли окно (3) и оттуда понес­лись звуки фортепиано.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Натерли полы (1) и запах мастики долго не вывет­ривался.

Голова у нее шла кругом (2) и только Николай смог ее немного успокоить.

На террасе еще долго кипел самовар (3) и сидели гости.

  1. 2, 3 4) запятые не нужны

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

В саду цвел жасмин (1) и пели птицы. По вечерам молодежь собиралась в клубе (2) и начи­нались танцы. Рано утром все вышли в поле (3) и началась работа.

    запятые не нужны

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Заиграл оркестр (1) и кавалеры стали приглашать дам.

Взошел месяц (2) и осветил все село холодным све­том.

Взошел месяц (3) и все село осветилось холодным светом.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Его уносило вниз по течению (1) и он не на шутку испугался.

А между тем наступала ночь (2) и нужно было по­думать о ночлеге.

Наступала ночь (3) и нужно было подумать о ночлеге.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Душно (1) и лишь у речки свежо.

В окна с улицы летела пыль (2) и доносились голоса прохожих.

Дед Архип содержал огород в образцовом порядке (3) и всегда собирал прекрасный урожай.

    Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и нашли старинные захоронения.

    Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.

    Толпа расступилась, и все залюбовались ее танцем.

    С утра шел дождь, и гремел гром.

    Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    Гости разъехались, и в доме наступила тишина.

    Вскоре накрыли на стол, и все сели пить чай.

    Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.

    В узком коридорчике горела свеча и освещала туск­лым светом убогое жилище.

Зачетная работа
Вариант № 1
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) арбуз 2) брала 3) алкоголь 4) верба

1) опас...ность, запас...ливый, совес...ливый2) н...гилист, обл...гация, обж...гать
3) изв...яние, отр...сль, благотв...рительность4) р...путация, кр...терий, м...тафора3. В каком ряду во всех словах имеются корни с чередующимися гласными?
1) зан...маться, разр...статься, прик...сновение2) з...рница, переж...вания, предл...жение3) р...вняться, пром...кашка, пот...рять4) утв...рь, несг...раемый, исп...лнение4. В словах какого ряда пишется одна и та же буква?
1) пр...людия, пр...забавный, пр...хотливый2) пр...стойный, пр...пятствие, пр...скорбие3) пр...бор, пр...смиретъ, пр...успеть
4) пр...вет, пр...лежный, пр...ятель5. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) дириж...р, деш...вка, душ...нка 2) беч...вка, ж...рдочка, реш...тка 3) трущ...ба, туш...нка, ноч...вка 4) пш...нка, cч...т, ш...рты
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ар...ергард, пред...явить, пред...экзаменационный
2) непр...годный, пр...вет, пр...вилегия 3) во...местить, ра...бросать, не...добровать 4) из...мать, про...грыш, пред...юльский7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) о средн...м образовани..., в звучащ...й песн...
2) в открывш...мся санатори..., в умоляющ...м тон...
3) на наш...й улиц..., над цветущ...й вишн...й 4) в ближайш...м дом..., об исчезнувш...й экспедици...
8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) плащ..., назнач...те, замуж... 3) ветош..., с крыш..., лещ...
2) мощ..., полноч..., смаж... 4) реж..., клещ..., наотмаш...
9. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) врем...чко 2) луков...ца 3) Тан...чка 4) блюд...чко10. В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?
1) глухое недовольство 2) глухой к просьбам
3) глухой согласный 4) глухой старик
11. Какой пример не содержит фразеологического оборота?
1) Сегодня у меня всё падает из рук.
2) На экзамене я взял себя в руки.
3) Он прибрал к рукам всё производство.
4) Я трудился не покладая рук.
12. В каком ряду все имена существительные мужского рода?
1) каракуль, портфель, хворь, водевиль
2) скальпель, текстиль, бинокль, мигрень
3) пасквиль, дактиль, вензель, глазурь
4) тюль, рояль, вестибюль, шампунь
13. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина

1) прицепной, перегрузка, разрушение, привезший
2) отметина, возмужавший, разломав, пересказавший
3) свинцовый, навеки, загрузивший, овражек
4) ползунок, отставка, выпадая, орешник
15. В каком слове все согласные звонкие?
1) арбуз 2) удав 3) ножка 4) вокзал

1) (пол) острова, (пресс) центр, (гоголь) моголь2) (северо) восток, (блок) схема, (газо) снабжение
3) (метео) сводка, (гори) цвет, (полу) пальто
4) (авто) дело, (пол) листа, (контр) атака
Зачетная работа
Вариант №2
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) красивЕе всех 2) на прОстынях 3) они прАвы 4) свежие тортЫ2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) м...нимальный, в...риант, пол...жение2) ред...ктировать, либер...лизация, п...лнокровный3) уст...явшийся, к...мпьютер, упом...нание4) упр...щенный, проц...дура, предв...рительный3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а?
1) выр..щенный, к..сательная, к..снуться2) р,.стительность, изл..жение, г..рючий3) неприк..саемые, ск..чок, предпол..гать
4) отр..стить, прир..щение, отл..жить
4. В словах какого ряда на месте пропуска пишется буква Е?
1) пр...градить, пр...зидент, пр...стойный2) пр...имущество, пр...скорбие, пр...рвать
3) пр...одолеть, пр...словутый, пр...украсить
4) пр...стиж, пр...тендент, пр...пятствие5. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) с..ехать, без...ядерный, батал...он
2) пр...ют, пр...ятель, пр...поднести
3) ра...молоть, во...двигнуть, и...мельчить
4) вз...скание, под...тожить, спорт...нвентарь6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?
1) о решени..., в племен..., к матер...
2) о злоде..., в повест..., на площад...
3) на ладон..., к Мари..., в сара...
4) в Япони..., в лице..., в ущель...
7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) вещ..., нареж..., бреш... 3) береч..., калач..., сведущ...
2) скотч..., много туч..., сжеч... 4) доеш..., товарищ..., певуч...
8. В словах какого ряда на месте пропуска пишется О?
1) ш...в, холщ...вый 3) ш...ссе, ноч...вка 2) зач...т, сгущ...нка 4) щ...голь, печ...ный9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) горош...нка 2) хиж...нка 3) виш... нка 4) завал...нка10. В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении?
1) язык распустить 2) языки пламени
3) вкусный заливной язык 4) злы е языки
11. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?
1) волк в овечьей шкуре 3) вольная птица
2) тише воды, ниже травы 4) заячья душа
12. В каком ряду все имена существительные женского рода?
1) фальшь, роскошь, картофель, коктейль
2) утварь, мишень, вексель, трюфель
3) фланель, мозоль, полночь, картечь
4) лазурь, плесень, патруль, пудель
13. В каком ряду слова образованы приставочным способом?
1) разбить, нерадостный, предгрозовой
2) перепрыгнуть, внеклассный, расписание
3) навсегда, подземный, пылесос
4) побольше, хлебозавод, внучонок
14. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) проткнули, запекая, внушение, размазанный2) походка, отцветший, вытяжка, заварка
3) отделка, перепечатанный, припрятанный, разнимая
4) закваска, заботливый, выговаривая, заказной
15. В каком слове все согласные твердые?
1) чудак 2) боец 3) широко 4) лето
16. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (бело) ручка, (крем) сода, (борт) проводник
2) (пол) августа, (пост) модернизм, (альфа) лучи
3) (киловатт) час, (экс) премьер, (пол) лимона
4) (пол) страны, (контр) атака, (сорви) голова
Зачетная работа
Вариант №3
1. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) осужденный 2) звонит 3) апостроф 4) псевдоним
2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) аб...туриент, герм...тичный, подст...лать2) обв...вать (ветром), ген...альный, сж...мание
3) сп...шить (к отходу поезда), д...ликатный, обм...реть4) пояс...ница, самовлас...ный, перехлес.нуть3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) эксп..римент, ф..натизм, потр..сение2) г..рмония, б..стион, на ск..ку3) возд..яние, погл..щенный, др..хлеть4) зар..сли, вопл..тить в жизнь, утв..рь4. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) пр...спустить, пр...стыдить, не пр...дать значения
2) пр...возносить, пр...смыкаться, пр...смиреть3) пр...врать, пр...одолеть, пр...сытиться4) пр...чмокивать, пр...вилегия, пр...подать
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...стиж, пр.,.валировать, пр...хожая 2) ни...вергнуть, бе...донный, ра...цвет
3) с..ёжиться, раз...ехаться, ин...екция 4) транс...ранский, небез...звестный, из...скать6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) о малейш...й возможност..., о блестящ...м купол...
2) без новогодн...й ёлк..., на состоявш...мся концерт...
3) в дальн...м посёлк..., о высш...й польз…
4) в хорош...м настроени...., над спящ...м младенц...м
7. В словах какого ряда на месте пропуска пишется О?
1) крыж...вник, печ...нка 3) ш...к, ретуш...р 2) капюш...н, трущ...ба 4) прош...л, ш...мпол8. В каком ряду пишется Ь?
1) роскош… , пахуч… 2) брош…, настеж…
3) фальш…, из-за туч… 4) печеш…,отреж…
9. В каком слове на месте пропуска пишется Е?

1)спал...нка 2) солом...нка 3) изюм...нка 4) книж...ца10. В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ употреблено в прямом значении?
1) железная руда 2) железная воля 3) железная логика 4) железная хватка
11. В каком ряду нет фразеологического оборота?
1) переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой
2) с ног до головы 4) жить на широкую ногу
12. В каком ряду все имена существительные общего рода?
1) белоручка, жадина, ябеда, ласточка
2) сладкоежка, простофиля, забияка, соня
3) тихоня, сорвиголова, бродяга, бабулечка4) выскочка, зазнайка, запевала, лисичка
13. В каком ряду слова образованы суффиксальным способом?
1) свежесть, куда-либо, небольшой2) водянистый, лотерейный, продержать
3) модельер, уточнение, пароходный
4) голосование, звездный, соавтор
14. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) отмычка, испуганный, затемняя, забытый
2) перепечатка, влекомый, вредность, исцарапанный3) навыкат, прибегая, напечатанный, придумывая
4) осадок, выходец, обсыпной, взращенный
15. В каком слове все согласные глухие?
1) холст 2) яхта 3) палисад 4) пичужка
16. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (экс) министр, (псевдо) герой, (пол) тетради
2) (перекати) поле, (пол) яхты, (контр) адмирал
3) (радио) детали, (супер) обложка, (чудо) рыба
4) (пресс) бюро, (блок) пост, (пол) класса

Проверочный тест по ССП. 1 ВАРИАНТ.

    Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Не выдержав, отец опять взглянул назад.

    Ещё небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.

    Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

и

    Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.

    Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.

    Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.

    Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

У каждой стены и купола особый звук,(1) а вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.

Проверочный тест по ССП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В6, В12)

1. Найдите сложносочинённое предложение.

    Двести шагов, и мы в безопасности.

    Хотелось домой, где холодно и снег.

    Я верил: что-то должно произойти.

    Исследования доказывают наличие жизни не только на суше, но и на воде.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

    Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.

    Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.

    Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.

    Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

В это время прогремел выстрел и из окна донеслись крики.

    Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

    Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

    Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

    Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня – так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

И,(1)когда бы я ни открыл глаза,(2) ты была всегда возле меня,(3) и ночник горел в комнате,(4) и ты глядела на меня своими запавшими очами,(5) будто из тьмы.

Итоговый тест по СПП. 1 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

    Никогда этот человек, обещавший столь многого добиться в жизни, не был самим собой.

    В лесу еле слышно раздавался звон бубенчиков, и по дороге медленно катила тройка.

    В кустах послышался какой-то шорох, который и спугнул куропаток.

    Устав от беготни, ребятишки, притихшие и посерьёзневшие, уселись на печке, а бабушка начала рассказывать им сказки.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

В том краю(1) где желтеет крапива(2) и сухой плетень(3) приютились к вербам сиротливо(4) избы деревень.

Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удаётся.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

    Известно, что слоны в диковинку у нас.

    В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

    Старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

    Я остался ночевать у них, чтобы не попасть под надвигающуюся бурю.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением места.

    Дом, где я родился и вырос, навсегда будет мил моему сердцу.

    Где река Москва впадает в Оку, вырос красивый город Коломна.

    Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

    Листья камыша, хотя я и отряхнул их веслом, то и дело беззвучно бросали капли в челнок и на траву.

6. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения.

Цветок был до такой степени необычен, словно его привезли из какой-то экзотической страны.

Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

    Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.

    Несмотря на то, что действие началось, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шёл по ковру коридора.

    Он решил, что не оставит её, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.

    Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

    Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

    Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

    Ей даже стало холодно от радости и захотелось, чтобы эта ночь тянулась без конца, чтобы без конца неторопливо постукивала по корням телега, чтобы всё дремучей, разбойничей делался лес.

    Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.

10.

Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни,(7) я всегда помню руки твои в работе.

Итоговый тест по СПП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

    Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

    Эта железяка блестела на солнце, как золото.

    Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

    Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго ходил по чердаку.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

Солнце(1)как будто запоздало в это утро(2) и(3) когда оно выглянуло из-за домов(4) и церквей(5) застало всех в страшной суматохе.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

    Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

    Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

    Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

    Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

    Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.

    День такой яркий, что даже рыбья чешуя за версту сверкает серебряными искрами.

    Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.

    Взгляните на церковь, что находится от нас по правую руку.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением образа действия и степени.

    Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушует море.

    Вечерний туман дымился в камыше и лёгким, как кисея, паром вился над водой.

    Больной всё сделал так, как велел ему доктор.

    Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

6. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения.

Хотя ещё на ветках не высохли капли дождя, птицы уже завели свои призывные песни.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

    Казак мой был очень удивлён, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого.

    Впереди, куда вела дорога, было немного посветлее, потому что свет декабрьского дня ещё не сменила ночная темнота.

    И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.

    В это время в третьем ряду кресел, у среднего прохода, подперев

кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном чёрном платье, закрытом до шеи.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

    Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья.

    На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки.

    Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

    Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем,(1) и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой,(2) а в озеро уходила смесь из ядов,(3) которая оказывает губительное влияние на всё живое,(4) обитающее в этом водоёме.

1 вариант

    Будет дождик – будут и грибки.

    За станцией, дрожа и покрывая свист метели, оглушительно загудел гудок.

    Старожилы говорят, что в этих местах давно не было такого засушливого лета.

    Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели, с тротуаров сбрасывали липкий, мокрый снег.

    Пожар, несмотря на принятые меры, усилился и, кажется, уничтожил треть построек.

    Цели воспитания во все времена одинаковы: пробудить у растущего человека любопытство ко всему.

    Везде: на склонах гор, на ветвях деревьев – лежал снег.

2. Какое из объяснений постановки тире в предложении является правильным?

В лесу зацвела сосна, ель, можжевельник, на болотах – голубика, клюква, брусника.

    Это сложное бессоюзное предложение, между частями которого ставится тире.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения – неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из первой части предложения.

    Это тире между подлежащим и сказуемым.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Земля наша справедлива ко всем,(1) хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу,(2) всякое растение,(3) всякую тварь,(4) и самая бесценная,(5) бескорыстно дарованная радость – сама жизнь.

С крыш свесились сосульки (…) началась капель.

  1. точка с запятой

    двоеточие

Когда приходит к вам в дом кто-нибудь, кого дворовые вороны никогда ещё не видели, они начинают тревожно каркать: птицы вас хотят предупредить о возможной опасности, потому что по собственному опыту знают, что всякий новый человек – это какое-нибудь беспокойство.

Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В12, В13)

2 вариант

1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения.

    Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.

    Через четверть часа с пригорка открылась картина: по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой военной фуражке.

    Лунный блик серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

    То слишком морозит, то моросит дождь.

    Оглянулся – командира рядом не было.

    Я считаю, что счастье – это дар судьбы.

    Был сентябрь, желтели магнолии, на сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки.

2. Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?

Предметы теряли свою форму: всё слилось в однородную массу.

    Это сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.

    Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.

    Это сложное бессоюзное предложение со значением противопоставления.

    Это сложное бессоюзное предложение со значением перечисления.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых) соединяются только бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

1)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. 2)И такое смешение шло повсеместно. 3)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 4)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. 5)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.

4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.

Во всём,(1) что наполняет комнату,(2) чувствуется нечто давно отжившее,(3) все вещи источают тот странный запах,(4) который дают цветы,(5) высушенные временем.

5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

Таланты истинны на критику не злятся (…) их повредить она не может красоты.

  1. точка с запятой

    двоеточие

6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внимательно всматривался в выражения их физиономий, но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того беспокойства, которое испытывал сам: шуточки, смех и рассказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности.

РАЗДЕЛ 2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

С ЗАДАНИЕМ.

Сложносочинённые предложения.

Контрольный диктант с заданием в рамках ГИА в 9 классе.

Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.

1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.

4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.

6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.

7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.

12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.

(По К. Паустовскому)

Задание к тексту контрольного диктанта по ССП в 9 классе (раздаточный материал).

(подготовка к ГИА, задания А4, В1 – В4, В12).

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).

    написанная живописцем

    созданная с помощью красок

    красивая, достойная кисти художника

    образная, выразительная

2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.

1 вариант

2 вариант

валявшиеся (предложение 5)

вытащил (предложение 13)

3. 1 вариант

2 вариант

Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

6. Укажите, сколько грамматических основ в

1 вариант

2 вариант

предложении 3

Простое и сложное пред...

  • Приказ № от 2012г. Рабочая программа по русскому языку и литературе для 5,7,8,11 классов Терентьевой Светланы Валентиновны

    Рабочая программа

    В Повторение « простого предложения » 26 Простое предложение . Двусоставное предложение . Типы сказуемого. Односоставные предложения . Составление теста по теме «Простое предложение » Синтаксический разбор 27 Неполные предложения . Предложения ...

  • Рабочая программа педагога Лангольф Нины Валентиновны 2 квалификационная категория по русскому языку в 5, 7, 8, по литературе в 6,7, 8, 9класс 2011- 2012 учебный год

    Рабочая программа

    В предложении . 1 практикум тест 114. Союз в тексте. 1 практикум тест 115. Повторение и обобщение по теме «Союз». 1 практикум тест 116 ...

  • ГИА курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме

    Реферат

    ... предложении - В7); синтаксис (словосочетание - В8; предложение , грамматическая (предикативная) основа предложения - В9; простое осложнённое предложение - В10, В11; Простое осложнённое предложение ...

  • Организация образовательного процесса на основе требований СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора по увр бадретдинова А. М

    Документ

    ... по «слабо» изученным темам : - Знаки препинания в простом осложнённом предложении ; - Словосочетание (задание В3); - Простое осложнённое предложение ... предлагающихся учащимся на контрольных, проверочных , диагностических работах. В профильных...

  • Обобщающий урок на тему «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»

    Цели: 1)обобщить и систематизировать знания учащихся о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

    2) Развивать умения и навыки по определению и конструированию сложных предложений, совершенствовать умения различать сложносочиненные и сложноподчиненные, развивать навыки синтаксического разбора, выделять главное и придаточное предложение, составлять схемы, продолжить отработку пунктуационных навыков, развивать творческие способности;

    3) привить интерес к предмету, повышать мотивацию к усвоению знаний.

    Оборудование : схема, семантическая таблица, диаграмма Венна, флипчарт,

    Тип урока : урок-повторение

    Методы и приемы : словесно –письменный, индивидуальный, коллективный, практический, вопросно-ответный

    Ход урока: I . Организационный момент

    Приветствие.

    Постановка цели урока.

    II . Проверка домашнего задания

    Фронтальный опрос по пройденной теме

    III . Вступительная беседа.

    Обращаюсь к эпиграфу – словам Л.Н.Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем, на чистом хорошем богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке ». Для того, чтобы наша речь была хорошей, выразительной, богатой, мы должны уметь правильно строить предложения. В связи с этим мы сегодня на уроке будем повторять тему «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения».

    IY . Лингвистическая разминка.

    Учитель задает вопросы, ответы появляются на интерактивной доске постепенно по ходу ответа.

    1. Что такое фонетика? Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

    2. Что такое лексика? Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается значение слова и употребление слова.

    3. Что такое морфология? Морфология - это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

    4.Что такое синтаксис? Синтаксис- это раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение.

    5. Что такое словообразование? Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается строение слов.

    Y . Постройте схему на тему «Предложение»

    Сегодня мы остановимся на синтаксисе. А начнем повторение с того что нарисуем дом и назовем его «Предложение» .

    1.Что будет фундаментом нашего дома? Простое предложение.

    2. Какие предложения называются простыми? Они имеют одну грамматическую основу.

    3. Составим простое предложение?

    4. Какие предложения называются сложносочиненными? Части равноправны по смыслу, соединены сочинительными союзами.

    5. Виды сложносочиненных предложений? ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.

    6. Какие предложения называются СПП? Они состоят из главного и придаточного предложения.

    7. Сколько видов СПП вы знаете? Три вида: изъяснительные, определительные и обстоятельственные.

    YI . Сконструируйте предложения, употребляя обе части таблицы. Предложения запишите в тетрадях.

    Составьте и запишите сложноподчиненные предложения, подобрав к главной части подходящие по смыслу придаточную часть.

    Главная часть

    Придаточная часть

    1. Надо упорно учиться,

    2. Яблони не зацвели,

    3. Он добрался до города,

    4. Мы знаем,

    5. Будет теплая метель,

    А. …когда уже стемнело.

    Б. …если воробьи зачирикают.

    В. ….как красива наша Земля.

    Г. …чтобы познать себя.

    Д. ….Потому что было холодно.

    YII . Разноуровневые задания

    1 уровень «Слепая схема»

    2 уровень «Диаграмма Венна»

    3 уровень « Алгоритм» Определить вид придаточного

    YIII . Графический диктант

    IX . Цифровой диктант

    Задаются вопросы, ученики отвечают Да или Нет.

    1. Союзы а, но, да противительные?

    2. Грамматическая основа предложения это- подлежащее и сказуемое?

    3. Что, когда, если, чтобы подчинительные союзы?

    4. СПП с придаточными определительными отвечают на вопрос какой?

    5. Человек, если ему дать свободу, творит чудеса. Предложение СС?

    6. Сложное предложение состоит из двух простых предложений?

    7. СПП с придаточным причины отвечают на вопросы зачем? почему? По какой причине?

    8. То, ..то, или,...или союзы соединительные?

    9. Союзные и бессоюзные предложения – это виды сложных предложений?

    Х. Закрепление. Семантическая таблица

    союзы

    типы

    Потому что

    чтобы

    там

    если

    насколько

    который

    Места

    Цели

    Причины

    Условия

    Определительные

    Меры и степени

    Х I .Спасибо. А сейчас давайте решим кроссворд, вопросы которого тоже касаются пройденных тем.

    1. Раздел науи о языке, в котором изучается словосочетание и предложение? 2. В русском языке их шесть, по ним слоняются слова. 3. Главны член предложения. 4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 5. Устаревшие слова. 6. Средства связи придаточных и главных предложений в сложном предложении.7. Раздел науки, в котором изучается звуки речи. 8. Отделяющий знак препинания. 9. Второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей.

    Какое ключевое слово получилось? Сколько лет независимости Республики Казахстан? С какими достижениями Казахстан подошел к своему 21-летию.?

    ХІ I . Подведение итогов.

    Раздаю листочки. Фразы для подведения итогов урока.

    1. Главным для меня на уроке было то,что…..

    2. Теперь я буду знать то, что……

    3. Меня огорчило то, что……

    4. Я рад,что …..

    Домашнее задание

    Оценивание с комментированием.

    Спасибо за плодотворную работу. До свидания.

    28.03.2017 2143 0 Габитова Марина Владимировна

    Тест по теме «Сложносочиненное предложение» 9 класс
    1. Укажите ССП (знаки не расставлены).
    А) Ярко светило солнце и снег переливался тысячью искр.
    В) Толпа объединившая и пожилых и молодых невольно привлекла внимание Абая.
    С) Снег лежит на деревьях и гнет сучья.
    Д) Жилище мое обросло случайными но интересными вещами.
    Е) Облетают с яблонь листья и шепчутся с травой.
    2. ССП с соединительным союзом.
    А) В лесу было черно-пестро, в оврагах шумит вода. В) весна пришла и растопила снег на полях.
    С) С севера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.
    Д) Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
    Е) С вечера моросило, и наступило серое весеннее утро.
    3. ССП с разделительным союзом.


    4. ССП с противительным союзом.
    А) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
    В) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
    С) Она торопилась и потому разговоры пришлось отложить до вечера.
    Д) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.
    Е) Ёрш презрительно пошевелил плавательными перьями и уплыл восвояси.
    5. Укажите простое предложение.
    А) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
    В) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
    С) Она торопилась и потому разговоры пришлось отложить до вечера.
    Д) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.
    Е) Ёрш презрительно пошевелил плавательными перьями и уплыл восвояси.
    6. Укажите СПП, в котором НЕ нужна запятая.
    А) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
    В) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
    С) Она торопилась и потому разговоры пришлось отложить до вечера.
    Д) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.
    Е) Ёрш презрительно пошевелил плавательными перьями и уплыл восвояси.
    7. Укажите ССП со значением противопоставления.
    А) в небе нет ни облака но в воздухе чувствовался избыток влаги.
    В) Учение и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато.
    С) На горах только тайга шумит да ручьи бегут, по камню играют.
    Д)) Или мы пойдем вместе или я уйду один.
    Е) То падал туман то вдруг припускал косой крупный дождь.
    8. Укажите ССП со значением чередования (набор пр-ий в 7 задании).
    9. Укажите ССП со значением одновременности (набор пр-ий в 7 задании).
    10. Укажите ССП со значением взаимоисключения (набор пр-ий в 7 задании).
    11.Укажите ССП со значением сопоставления (набор пр-ий в 7 задании).
    12. Укажите противительные союзы.
    А) а, и, зато, или, тоже; В) и, да, тоже, также, ни-ни; С) или, либо, то-то, не то- не то, то ли- то ли;
    Д) а, но, да(=но), зато, однако, же; Е) что, чтобы, потому что, когда, если.
    13. Укажите соединительные союзы.
    А) а, и, зато, или, тоже; В) и, да, тоже, также, ни-ни; С) или, либо, то-то, не то- не то, то ли- то ли; Д) а, но, да(=но), зато, однако, же; Е) что, чтобы, потому что, когда, если.
    14. Найдите ССП (знаки не расставлены).
    А) Пока мы собирались на экскурсию началась гроза. В) Мы долго искали сухое пристанище и нашли его. С) Дверь в комнату была открыта зато окна были закрыты ставнями.
    Д) Хотя у слова нету крыльев оно летит.
    Е) Грош цена тому кто не может сломить дурной привычки.
    15. Укажите предложение с сочинительным противительным союзом.
    А) Я хочу, чтобы ты дал совет. В) Я не знаю, какой тебе сделать подарок.
    С) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки.
    Д) Мне тоже не сиделось на месте. Е) Витя мыл посуду и насвистывал какую-то песенку.
    16. Какое значение имеет ССП из предыдущего задания?
    А) одновременности; В) чередования; С) сопоставления; Д) противопоставления;
    Е) возмещения.
    17. Укажите ССП, в котором не следует ставить запятую перед союзом и.
    А) Ворота выходили в переулок и над ними густо смешивались ветки серебристого тополя.
    В) Кинжал взят отважным казаком и долго он лежал заброшенным в лавке армянина.
    С) И ненавидим мы и любим мы случайно и царствует в душе какой-то холод тайный.
    Д) Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода с прозрачным звуком.
    Е) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
    18. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
    А) Он читал и строчки сливались в серые полосы. В) Ему стало жарко и он распахнул полушубок.
    С) В акациях прошумел ветер и пушечным ударом прокатился гром.
    Д) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор ветеранов.
    Е) Без стука распахнулась дверь и в комнату вошла девушка.
    19. Укажите ССП со значением последовательности.
    А) Ему стало жарко и он распахнул полушубок. В) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки. С)) Где-то в глубине глухо посвистывал сквознячок и капала вода с прозрачным звуком. Д)) в небе нет ни облака но в воздухе чувствовался избыток влаги.
    Е) От бессонной ночи тяжело никла голова и слезились припухшие глаза.
    20. В ССП с соединительными союзами:
    А) перечисляются явления, происходящие одновременно, или следуют одно за другим;
    В) явления противопоставляются одно другому;
    С) явления чередуются или указывают на возможность одного явления из двух;
    Д) явления сопоставляются и противопоставляются;
    Е) Явления только чередуются.
    21. Определите количество знаков препинания в предложении: Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки сосредоточенный молчаливый казалось что он лишь прислушивается к тому о чем говорят другие но художники поражались его метким замечаниям верным оценкам картин.
    А) 7; В) 8; С) 4; Д) 6; Е) 3.
    22. Укажите ССП.
    А) Лето выдалось серое и холодное. В) День был пасмурный, но тёплый.
    С) Надя простилась и пошла к себе. Д) В доме все уже легли, но никто не спал.
    Е) Надя сильно тосковала и думала о матери.
    23. Укажите количество знаков препинания в предложении: Этот странный туман плотно укутав мир совершенно растворил могучие деревья превратив их в тени сказочных великанов.
    А) 2; В) 4; С) 5; Д) 6; Е) 3.
    24. Укажите союз, который НЕ относится к противительным:
    А) зато; В) а; С) однако; Д) но; Е) не только… но и.
    25. Определите вид предложения: Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
    А) простое; В) ССП; С) СПП; Д) СБП;