Чтение по зайцеву. Раннее развитие ребенка

Все родители хотят, чтобы их дети стали успешными во взрослой жизни. А это во многом зависит от качества образования. Существует два способа реализовать поставленную цель: записать малыша в школу раннего развития и ждать как урожая осенью, когда же он станет вундеркиндом, или начать заниматься со своим чадом самостоятельно. Последний вариант наиболее предпочтительный. Тем более есть пособия, которые прекрасно помогают справиться с обучением ребёнка в раннем возрасте. Речь идёт о занятиях по кубикам и других методиках Зайцева.

Суть методик Зайцева

Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.

Когда начинать заниматься по методике

Это интересно. Святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов говорил: «Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».

Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых - любознательность, а именно:

  • желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
  • любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
  • способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.
  • У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.

    Принципы техники обучения по Зайцеву

    За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:

  • работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
  • связка «образное - наглядно-действенное - словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
  • чёткая система разработки материала;
  • понятные алгоритмы работы;
  • учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.
  • Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:

  • информировать маленького ученика;
  • ориентировать его в материале;
  • тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.
  • Каких результатов можно добиться

    Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:

  • эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
  • насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
  • насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
  • что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.
  • Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий - решению логопедических проблем у ребёнка.

    Преимущества и недостатки изучения методик Зайцева

    Из всех существующих методик Зайцева особо жаркие споры вызывает пособие по обучению чтению. Связано это с тем, что, как правило, с занятием по кубикам Зайцева начинается методика обучения малыша. Но попробуем выделить достоинства, которые касаются всех пособий:

  • дети быстро осваивают методики;
  • систематическая работа способствует улучшению памяти, логического мышления, расширению словарного запаса;
  • малыш начинает «чище» говорить;
  • тренируется острота зрения, так как ребёнку нужно следить за указкой взрослого при работе с таблицами;
  • в предложенных играх ребята ещё и двигаются, что улучшает их физическое здоровье;
  • малыш учится работать самостоятельно;
  • для применения методик нет возрастных ограничений (лишь бы карапуз уже умел говорить);
  • доступность применения в домашних условиях.
  • Что касается методических недостатков пособий, то к ним можно отнести следующее:

  • несоответствие существующей школьной программе (в том числе это касается принципа чтения, цветов, обозначающих гласные-согласные, глухие-звонкие);
  • высокая цена;
  • громоздкость (пособия нужно собрать, прежде чем использовать);
  • необходимость терпеливого повторения и заучивания, что подходит по темпераменту далеко не всем взрослым.
  • Отзывы специалистов

    Я считаю, что использование моделей и таблиц в обучении связности высказывания совершенствовало составление описательных и повествовательных рассказов, развило умение употреблять точные и образные слова… Когда пишешь кубиками, удобно выделять ударный склад.

    Вериго Оксана, воспитатель, ясли-сад №21, г. Брест, Беларусь http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.verigo

    Решилась проблема организации предметно-пространственной среды в группах благодаря уникальным пособиям и играм Зайцева (таблицы, кубики, 240 картинок). Все пособия помогают ребёнку развиваться, обучаться, играть и, главное, ДВИГАТЬСЯ.

    Щеголихина Татьяна ДОУ №7, г. Бор, Нижегородская область http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.scheg

    Кто может обучать системе Николая Зайцева?

    Практичных родителей наверняка заинтересует, насколько долговечно пособие. Что ж, при правильной эксплуатации на этой развивающей игрушке может вырасти не одно поколение ребят.

    Условия для занятий дома

    Чтобы работа по методикам Зайцева была успешной, уроки должны проводиться в определённых условиях. Прежде всего, нужно соблюдать принцип наглядности: таблицы с буквами, цифрами, складами должны быть развешаны по всему дому, чтобы у малыша возникал «эффект присутствия», где бы он ни находился. Один существенный нюанс: если ваш карапуз невысокого роста, то таблицы имеет смысл развешивать по углам комнат, сложив их вдвое, чтобы маленькому ученику было удобно дотягиваться до нужного склада или цифры.

    Что собой представляют наборы

  • дома;
  • в детских дошкольных заведениях;
  • в 1–5 классах общеобразовательных школ.
  • Набор «Чтение»

    Набор для обучения чтению по технике Зайцева включает непосредственно сами кубики. Они представлены в 5 цветах:

  • «золотом» (гласные буквы);
  • «сером» (звонкие склады);
  • «коричневые» (глухие склады);
  • «белые» и «зелёные» (знаки препинания).
  • Звонкие и глухие склады, кроме разного цвета, имеют разное звучание: серые — «железное», а «коричневые» — деревянное. Таким образом, пособие воздействует на зрительное и слуховое восприятие ребёнка. Кроме кубиков, в набор включены:

  • картинки со складами (240 штук);
  • песенки;
  • чистоговорки и скороговорки;
  • картинки «Дорожные знаки» (для ознакомления с правилами дорожного движения и освоения навыка чтения целыми предложениями);
  • подробный видеокурс с методическими советами.
  • Набор «Каллиграфия»

    Для обучения каллиграфии состав набора следующий:

  • картинки с печатными буквами (с указанием последовательности их написания);
  • рабочая пропись;
  • картинки (240 штук с изображением животных, слова даны в разбивке на склады и обозначены пунктиром для обведения);
  • набор картинок, подписанных разными шрифтами (с вариантами для обведения заглавных и маленьких букв);
  • пособие «Кто вокруг меня живёт» для повторения правил чтения с последующим написанием слов.
  • Математический набор

  • счётными палочками (20 деревянных брусочков, из которых можно складывать фигуры и использовать для выполнения арифметических действий);
  • специальными учебными курсами («Пифагор», «Орнамент», «Пять в кубе», «Платоновы тела», «Твёрдая валюта», «Универсальная монетная система»), позволяющими наглядно познакомиться с теми или иными математическими законами и действиями с цифрами - сложением, вычитанием, умножением, делением и решением примеров в несколько действий;
  • видеокурсом с рекомендациями по обучению деток разного возраста.
  • Набор «Английский язык»

    Пособие для изучения английского языка включает:

  • кубики со словами и условными обозначениями, позволяющими составлять предложения на иностранном языке;
  • алгоритмы работы с грамматикой (16 таблиц с основными правилами чтения на английском);
  • аудио- и видео-приложения (для системного обучения и отработки правильного произношения).
  • Набор «Русский язык»

    Это 45 карточек, систематизирующих правила написания слов в русском языке, которые представлены в виде таблиц. Пособие включает два формата исполнения в одном наборе: А4 для индивидуальной работы и А2 для наглядности при работе с группой детей или для создания «эффекта присутствия» дома.

    Набор «Общее развитие»

    Это пособие называется «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». С его помощью ребёнок учится считать от 1 до 12, различать 12 цветов и усваивает элементарные навыки чтения по складам. В качестве учебного материала Зайцев предлагает кубики, на гранях которых нанесены изучаемые понятия.

    Как сделать кубики Зайцева и таблицы своими руками

    Одним из недостатков пособия, как было отмечено выше, является довольно высокая стоимость. Но если закрыть внимание на этический момент, то есть соблюдение авторских прав, то такие кубики, а также таблицы к ним можно смастерить самостоятельно. Для изготовления равносторонних геометрических фигур пособия можно использовать:

  • картонные пакеты из-под молока (из 1,5-литрового пака получается 2 кубика);
  • пластиковые кубики с алфавитом;
  • бруски дерева подходящего размера.
  • Кстати, размер кубиков лучше делать стандартный (50 мм на 50 мм и 60 мм на 60 мм), так как иначе вам придётся подгонять под «неформат» таблицы, что потребует много времени и точных расчётов.

    После того как кубики готовы, их нужно обклеить:

  • цветной бумагой;
  • самоклейкой.
  • Или покрасить акриловой краской. Заметьте, гуашь лучше не использовать, так как она мажет руки. После этого на кубики наносится изображение буквы, склада или знака препинания в том размере, в котором они представлены в оригинальном наборе (см. раскладку).

    Для распечатки таблиц используется обычная бумага для принтера подходящего формата плотностью 80.

    Применение методики в действии

    Лучше всего понять суть методик Н.А.Зайцева можно, конечно, своими руками разобрав и своими глазами рассмотрев комплект пособия. Но и в теории кое-какие моменты становятся очевидными.

    Схема работы с набором «Чтение»: пошаговая инструкция

    После того как вы стали счастливым обладателем набора «Чтение», необходимо последовательно выстроить систему работы с ним. Приведём пошаговую инструкцию.

  • Думаем наперёд. Чтобы не возникло ситуации, когда кубиков для составления длинных слов не хватает, заранее делаем ксерокопию раскладок наиболее употребительных складов (гласные, а также склады с буквами С, М, П).
  • Склеиваем кубики. Лучше для этого использовать клей «Момент». Наполняем их «звуками» (они даются в комплекте), кроме тех, которые сделали дополнительно. Обратите внимание, что эти кубики мы склеиваем, но пока откладываем в сторону, так как на этапе знакомства с глухими-звонкими, гласными складами, а также на уровне сложения коротких слов они нам не нужны.
  • Размещаем на стенах таблицы.
  • Учим попевки. Именно так, нараспев, мы учим склады, а не заучиваем их.
  • Играем с кубиками. Важно: все кубики набора предоставляем малышу сразу. Попросите выбрать понравившийся, пропойте ребёнку представленные на нём склады. Теперь попросите выбрать деревянный, маленький, «золотой», «железный». Пропеваем столбик складов с каждым, при этом встаём на большой и приседаем на маленький кубик. Не забудьте дать фигурам имена: например, большой со складами с буквой Б в сочетании с Э, А, Ы, У, О — «папа», а вот в связке с Ь, Я, Е, Ю, И – «ребёночек». Двойные кубики пусть будут «бабушками» и «дедушками».
  • Пишем кубиками. Да, именно! Не читаем, а пишем пальчиком или указкой по таблице, а затем складываем из кубиков эти слова. Начинаем с имени малыша, причём желательно имени-отчества, чтобы карапуз почувствовал себя значимым и взрослым. Затем переходим к составлению имён родственников и любимых игрушек. После этого занимаемся составлением небольших историй. Например: «Приехал ПАПА, к нему подбегает СЫН, они собираются к БАБУШКЕ, но МАЛЬЧИК хочет взять с собой любимого МИШКУ…». Вот где место разгуляться вашей фантазии! Если с воображением проблемы, то в методичке к пособию есть варианты таких «рассказок».
  • Регулярно играйте. Самое поразительное то, что для занятий нет ограничения по времени или месту: когда угодно и сколько угодно! Только делайте это каждый день.
  • Игры для дошкольников раннего возраста

    Оптимальный возраст для обучения чтению, как было сказано выше, 2–3 года. Однако Н.А. Зайцев утверждает, что ничто не мешает родителям заниматься с детьми раньше:

  • до 6 месяцев: используем кубики как погремушки, но при этом малыш запоминает их цвет, звук и размер;
  • до 1 года: проговариваем склады и собираем простейшие слова, которые называют предметы окружающего мира (стол, шкаф и т.д.);
  • после 1 года: вместе с малышом собираем кубики на определённую тему («зоопарк», «кухня» и т.д). Постепенно учимся составлять слова с повторяющимися буквами (жаба, баранка и т.д). Для малышей постарше и «поопытнее» задача может быть такой: составить слово, в котором есть буква К, но нет Ь, М.
  • И на любом этапе обучения не забываем про попевки. Петь склады можно параллельно с работой по таблице или же в процессе других заданий с кубиками.

    Видео: учимся читать по методике Зайцева

    Как научить математике: методика «Стосчёт»

    Начинать обучение азам математики необходимо с освоения счёта. Для этого используется методика «Стосчёт». Это карточки с цифрами до 100, состоящие из 2 строк по 5 столбиков, где цифра - это закрашенная ячейка. Для изучения десятков нужно 2 карточки, на которых закрашенные ячейки - это цифра десятка и единиц: слева - десятки, справа - единицы. Таблицы по математике развешиваются на уровне глаз маленького ученика, и после изучения новых чисел «банк» таблиц пополняется, образуя «паровозик», показывающий порядок чисел и их состав. После изучения первого десятка Н.А. Зайцев предлагает переходить к простейшим арифметическим действиям, когда малышу для сложения или вычитания нужно просто передвинуться по таблице вправо или влево, чтобы получить ответ.

    Видео: обучение математике по методу Зайцева

    Как учить русскому языку

    Это пособие предполагает отработку навыка чтения, но уже с мнемоническим запоминанием правил русского языка. Соответственно, освоение пособия предполагает, что ваш малыш уже хорошо читает и уже ходит в школу. Так, на таблицах сгруппированы правила написания приставок (например, на что начинается слово - на глухой-звонкий - на то и заканчивается приставка), правила чтения (например, твёрдый или мягкий шипящий в конце слова или в середине), разные варианты склонения прилагательных, сложности написания падежных окончаний существительных и т. д. Таким способом дети быстрее усваивают порой непонятные правила русского языка и запоминают нюансы правописания.

    Видео: как использовать пособие «Русский язык для всех» с дошкольниками

    Обучение английскому языку

    Что касается обучения иностранному языку по методике Зайцева, то отзывы об этом подходе очень неоднозначные. Дело в том, что автор предлагает запоминание образцов построения предложений, а это не даёт возможности реализации мыслительных процессов через речь. Другими словами, дети запоминают конкретные слова, конкретные предложения, а не языковые модели. Это связано, прежде всего, с отсутствием применения полученных навыков в неподготовленной ситуативной речи. Между тем занятия, как и в предыдущих методиках, проводятся в игровой форме и подходят для детей с 3–4 лет. Работа заключается в знакомстве с иностранными словами, представленными на гранях кубиков, а затем составлении из них предложений с использованием образцов данных в таблицах. Малыши компилируют повествовательные и вопросительные предложения разных типов (специальные вопросы, общие и альтернативные).

    Видео: составляем предложения на английском кубиками Зайцева

    Планирование занятий по программе

    «ЧТЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ»

    (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н.А.)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Одним из главных направлений в развитии старших дошкольников является подготовка детей к школьному обучению, в т.ч. к овладению грамотой. В современной российской педагогике стало традиционным использование аналитико-синтетического метода в обучении чтению. Однако это сопряжено со многими трудностями. Во-первых, это ошибки самих родителей: использование азбук, где образ буквы четко связан с картинкой, что вызывает путаницу у детей, неправильное называние букв алфавита (необходимо называть только звук, а не букву) и т.д. Во-вторых, это трудности в использовании самой методики: усвоив буквы, дети с трудом переходят к сливанию их в слоги, слова; преждевременный фонетический разбор слов, длительное сидение за столом, мелкие буквы и т.д. Частые неудачи приводят к возникновению у дошкольников негативной реакции на весь процесс обучения чтению. Обучение чтению по методике Зайцева позволяет в достаточно короткие сроки и без принуждения, длительного обездвиженного сидения за столом сформировать у детей навыки чтения. Программа занятий способствует также освоению образности русского языка, развитию речи ребенка в целом.

    ЦЕЛЬ: Формирование у дошкольников навыков чтения, развитие речи детей.

    АДРЕСАТ: дети 4-6 лет.

    ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

          1. Организация занятий в режиме свободных динамических поз.

            Использование только укрупненных дидактических единиц.

            Складовой метод обучения чтению.

            Обязательное включение пения.

            Опора на разные анализаторы.

            Обучение чтению через письмо.

            Обучение от наглядно-практического через наглядно-образное к словесно-логическому.

    ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 40-45 минут.

    КУРС: в течение учебного года (октябрь - май).

    НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУППЫ: 5 – 6 детей

    Сравнительный анализ традиционной методики обучения чтению и методики Зайцева Н.А.

    Фонемный метод (Эльконин Д.Б., Цукерман)

    Методика Зайцева Н.А. (+ Е. Данилова)

    Основная единица – буква и звук.

    Основная единица – склад, т.е. одно речевое усилие, чаще пара из согласной с гласной, или из согласной с твёрдым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.

    Алфавитный и фонемный принципы обучения.

    Пишем так, как слышим и с использованием правил. В д\с учат: пишем «лев», а слышим « л’эф». В результате дети путаются.

    Складовой принцип обучения.

    Перед ребенком нет неправильных образцов написания, поэтому грамматических ошибок в его самостоятельном письме будет меньше.

    Для обучения необходим написанный алфавит, схемы слов.

    Кубики (различны по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими), таблица, множество складовых картинок, тексты на А1.

    Принцип расположения букв в алфавите неясен детям.

    Таблица – матрица, система расположения складов: слева – золотые (гласные), вверху – железные (звонкие согласные), строго под ними – деревянные (их глухая пара), сначала большие (твердые согласные), рядом маленькие (с мягкими).

    Опора на словесно-логическое абстрактное мышление (которые еще недостаточно сформированы в дошкольном возрасте), фонематический слух.

    В обучении идем от наглядно-действенного (действия с кубиками, письмо по таблице) к наглядно-образному (работа с картинками) и только потом к словесно-логическому.

    Дети пассивны. Работа в основном слухового и зрительного восприятия.

    Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность (можем не только смотреть и слушать, а воспринимать в движении, щупая, нюхая, - ни одного канала восприятия не бывает лишним).

    Задействована в основном зрительно-слуховая память.

    Опираемся на все виды памяти: звуковой, цветовой, объёмной, моторной, кинестетической.

    Большую часть занятия дошкольники сидят за столами.

    На протяжении всего занятия дети двигательно активны: стоят, лежат, бегают.

    Только говорение и слушание.

    Активно подключается пение по таблицам и кубикам.

    Наблюдаются трудности при чтении прямых слогов.

    Прямые склады даются сразу, на кубиках.

    Неясна роль ударения при чтении.

    Понятие ударение вводится сразу. Оно материально в виде отдельного кубика. Ударный склад на картинках выделен контрастным цветом.

    Ввод букв растягивается на год.

    Кубики даются все сразу, нет отдельного изучения каждой буквы.

    Вводятся схемы слов, терминология (звук, буква, слог, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные). Т.е. обучение идет от абстрактного к конкретному, чем нарушается основной принцип дидактики.

    Обучение идет от конкретного (размер, разное звучание) к абстрактному (терминам).

    Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины. Всякий термин – условность, абстракция, обобщение; термином обобщают, заканчивают, а не с него начинают. Термины даются ребёнку позже, оформив словесно-логически то, что хорошо показано цветом, формой, объёмом, компоновкой, представлено как система.

    Путь развития чтения: звук – слог – слово – предложение.

    Часто встречаются трудности слияния знакомых букв в слоги и слова. Ребенок долго читает: «м,а – ма, м,а – ма» и пока доходит до конца слова, теряет его начало.

    Путь развития чтения: склад-слово-предложение-текст. Исчезают «муки слияния». Склады даются в определённой последовательности, которая легко запоминается, чему помогает их пропевание, многократная повторяемость и встречаемость.

    Идем от чтения к письму.

    Путь к чтению лежит через письмо (кубиками, по таблице).

    Долгий этап подготовки руки к письму (бесконечное рисование элементов букв) без формирования зрительно-моторной координации.

    Письмо в прописях, ручкой, утомительное прописывание целых строчек букв. Печатание слов только из пройденных букв.

    Написание одного слова протяженно во времени.

    Поза статична, напряжены шейный отдел, мышцы живота, спины, руки. Отрицательное влияние на физ. развитие и здоровье детей.

    Часто вызывает отрицательные эмоции, т.к. буквы не получаются красивыми сразу.

    За одно занятие успеваем написать десятки слов без принуждения, ошибок, неправильной осанки, напряжения кисти.

    Все дети успешны, нет корявых букв.

    Движения рук и тела крупные, размашистые, ритмичные – по таблице.

    Использование специальных прописей и пособий, где ребенок пишет карандашом, или светлым карандашом на темном фоне – тогда всегда можно исправить и не будет грязи, слез.

    Письмо по таблице (с горизонтальными, вертикальными рядами) с указкой способствует формированию зрительно-моторной координации.

    Обучение строится в игре, в которой есть игровая ситуация: условный воображаемый мир, в котором действуют герои игры, и игровое действие этих героев.

    Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Без выбора, поиска, борьбы нет игры. Пишем и читаем слова, значимые и выбираемые самим ребенком.

    Игровые упражнения в звуковом анализе потребуют от малыша напряжений, усилий, труда.

    Дети испытывают радость познания, самоутверждения, получают положительный эмоциональный заряд, которые дарит увлекательная игра.

    Успешны дети сильные, с развитым фонематич.слухом, устойчивым вниманием. Остальные испытывают трудности.

    Методика успешна при обучении любых детей, в т.ч. с ЗПР, ММД, умственной отсталостью.

    Планирование занятий по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева

    ЦЕЛЬ: Формирование у дошкольников навыков чтения

    НАПРАВЛЕНИЯ:

      Формирование у дошкольников навыков чтения.

      Формирование у дошкольников навыков письма.

      Решение коррекционно-развивающих задач.

    Этап

    Основные задачи

    Приемы

    Материал

    Длительность

    Подготовительный

      Развивать слуховое внимание.

    Письмо по таблице

    Пропевание кубиков

    Действия с кубиками

    Группировка кубиков

    Листы (формат А1)

    Маркеры (с,г,з)

    2 – 3 занятия

    Основной

      Подготовить руку к письму.

    Письмо по таблице

    Письмо кубиками

    Пропевание кубиков

    Чтение карточек

    Обводка, написание слов

    Работа с абаком

    Картинки предметные («240»)

    15 – 20 занятий

    Заключительный

      Закрепить и сов-ть навыки чтения слов.

      Совершенствовать лексико-грамм. строй.

    Письмо по таблице

    Письмо кубиками

    Чтение карточек, текстов

    Составление схемы слова

    Работа с кассами

    Эхо-чтение

    Работа с прописями

    Кассы, символы

    Картинки предметные

    Скороговорки

    Тексты-плакаты (формат А3, А2, А1)

    «Читай и пой»

    Книжки-выставки

    «Наши марки»

    6-12 занятий

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (октябрь: занятия № 1-3)

    Основные задачи:

      Познакомить детей с кубиками, таблицей.

      Развивать умение манипулировать кубиками.

      Сформировать интерес к занятиям по обучению чтению.

      Развивать слуховое внимание.

      Учить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.

    Этап

    зан

    Основные задачи

    Виды работ

    Игры, приемы

    Материал

    Подготовительный

      Познакомить детей с кубиками, таблицей.

      Учить совместно с педагогом прописывать по таблице и кубикам свое имя, имена близких людей, слова.

      Учить узнавать написанные имена детей группы, знакомые слова.

      Формировать понятие о заглавной букве и ее роли в обозначении имен собственных.

      Учить находить кубики с заданными буквами, обозначающими пары гласных.

      Упражнять в совместном с педагогом прочитывании складов.

      Учить попевку № 1 по таблице.

      Учить узнавать на слух вид кубика.

      Развивать фонематический слух через попевки и прочитывание пар звонких-глухих и твердых-мягких согласных.

    Письмо по таблице совместно с педагогом

    Действия с кубиками

    Чтение за педагогом рядов по кубикам

    Пропевание кубиков, попевок

    Классификация кубиков

    «Как тебя зовут»

    «Любимое блюдо»

    «Спою тебе кубик»

    «Напишем наши имена»

    «Принеси кубик с А»

    Листы (А1), маркеры

    «Найди Олю»

    «Как тебя зовут»

    «Принеси кубик с А, Я»

    «Сардельки и сосиски»

    «Братишки и сестренки»

    «Какую песенку тебе спеть»

    «Здравствуй, друг»

    «Как тебя зовут»

    «Сядь-встань»

    «Имена близких»

    «Какой кубик звучит»

    Таблица, Попевка №1

    ОСНОВНОЙ ЭТАП (октябрь – январь: занятия № 4-29)

    Основные задачи:

      Формировать навыки чтения складов, слов.

      Упражнять в нахождении заданных складов и цепочек по таблице, кубикам.

      Учить складывать из кубиков слова по зрительному и слуховому образцу.

      Развивать зрительную и слухо-речевую память.

      Подготовить руку к письму.

    Срок / Этап

    Основные задачи по направлениям

    Виды работы

    Игры, приемы

    Материал

    октябрь – ноябрь:

    зан № 4-15

    До прочитывания незнак. слова из 1-2 складов

      Формировать навыки сопряженно-отраженного чтения складов, слов из 2-4 складов по таблице и кубикам.

      Упражнять в пропевании столбцов по таблице (попевка №1 – постоянно, пока дети не будут знать столбцы; + другие попевки).

      Учить узнавать знакомые слова, охватывая взглядом все слово целиком и выделяя ударный склад.

      Формировать понятие об ударении и его роли в узнавании слова.

      Развивать навыки языкового синтеза – учить соединять названные склады в слова.

      Воспитывать выразительность речи.

      Упражнять в совместном с педагогом прописывании слов по таблице.

      Учить складывать из кубиков слова по зрительному (3-5 складов) и слуховому образу (из 2 складов).

      Учить находить кубики с заданной буквой.

      Учить обводить печатные слова на карточках.

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ

      Развивать зрительную и слухо-речевую память через упражнения в запоминании слуховых и зрительных образов слов.

      Учить различать на слух звонкие-глухие, твердые-мягкие звуки, гласные-согласные с опорой на кубики (зрительная, слуховая, тактильная опоры).

      Упражнять в чтении пар кубиков с аккустически и артикуляторно близкими звуками.

    Чтение складов, слов по таблице и из кубиков

    Чтение карточек

    Пропевание кубиков

    Работа с абаком

    Орг-я лекс. материала по темам (см. приложение) - 1-2 зан по теме

    Эхо-чтение стихотв-й

    Письмо по таблице

    Письмо кубиками

    Исправление ошибок в написании слов кубиками

    Обводка, написание слов печатными буквами

    Пропевание попевок по таблице

    Пропевание пар кубиков

    «Найди кубик, песенку»

    «Получи картинку»

    «Братишки и сестренки»

    «Спой кубик»

    «Компьютер»

    «Смешные слова»

    «Самое длинное слово»

    «Отгадайте слово»

    «Загадка»

    «Напиши слово»

    «Зоопарк»

    «Живое слово»

    Слова с заданным кубиком

    «Съедобное-несъедобное»

    «Магазин»

    «Новые слова»

    «Обед», «Ресторан»

    «Кто быстрее»

    «Что изменилось»

    «Сломанные слова»

    Картинки («Мир животных», «Продуктовый магазин», «Детский мир»,

    Что где растет» и т.д.)

    Листы (формат А1, А4) + маркеры

    декабрь – январь:

    занятия

    16-29

    Читают короткое слово

    Продолжать учить самостоятельно прочитывать слова из 2-4 складов.

    Учить складывать из данных кубиков знакомые слова из 2-4 складов.

    Формировать умение самостоятельно отбирать необходимые для написания по слуховому образу слова кубики.

    Основной упор на лото, абак, картинки

    слова-карточки

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (март – май: занятия № 30 - 52)

    Основные задачи:

      Закрепить и совершенствовать навыки чтения слов.

      Упражнять детей в совместном, отраженном, самостоятельном чтении предложений, текстов.

      Воспитывать выразительность чтения.

      Развивать фонематический слух.

      Формировать навыки звуко-буквенного анализа.

      Упражнять в прописывании слов и предложений по таблице, кубикам.

      Совершенствовать лексико-грамматический строй.

      Развивать графомоторные навыки.

      Продолжать развивать зрительную и слуховую память через работу с текстами-плакатами, картинками.

    Срок / Основная яз.единица

    Основные задачи по направлениям

    Виды работ

    Игры, приемы

    Материал

    март – нач. апреля

    9-10 занятий:

    занятия

    30-40

    Слово, словосочет-е

    ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ

      Продолжать учить прочитывать новые и знакомые слова.

      Закреплять понятие об ударении и его роли в узнавании и смысловом наполнении слова.

      Обогащать словарь детей синонимами, антонимами, многозначными словами.

      Упражнять детей в образовании однокоренных слов, грам.форм.

      Развивать фонематический слух.

      Формировать навыки звуко-букв ан-за.

      Формировать навыки слогового анализа.

      Упражнять в прописывании слов и предложений по таблице, кубикам.

      Развивать графомоторные навыки.

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ

      Продолжать развивать зрительную и слуховую память через работу с текстами-плакатами, картинками.

    Попевки по таблице, алфавиту

    Работа с омонимами

    Чтение карточек

    Работа с синонимами, антонимами, многозн.сл.

    Работа по словообразованию

    Составление схемы слова

    Работа с кассами

    Письмо по таблице

    Письмо кубиками

    Работа с прописями

    Эхо-чтение

    «Какое слово я задумал»

    «Загадки»

    «Читай и пой»

    «Дорожные знаки»

    «Загадай слово»

    «Составь слово из складов, букв»

    «Придумай слово на заданный звук, склад»

    «Волшебник»

    «Цепочка»

    «Сломанные слова»

    «Чудесный мешочек с буквами»

    Карточки с лекс.материалом

    Карточки-схемы

    Картинки предметные

    «Дорожные знаки»

    Дерев. и пластм. буквы разного размера

    Прописи с печатными и прописными буквами

    Тексты-плакаты

    апрель – май

    12 занятий:

    занятия

    41-52

    Предложение текст

    ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ

      Совершенствовать навык чтения слов.

      Упражнять детей в совместном, отраженном, самостоятельном чтении предложений, текстов.

      Формировать понятие о знаках препинания и их роли в тексте.

      Воспитывать выразительность чтения.

      Продолжать обогащать словарь детей.

      Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

      Формировать навыки анализа предложения.

      Закреплять зрительный образ букв.

      Учить алфавитные названия букв через пение алфавита.

      Упражнять в прописывании слов и предложений по таблице, кубикам.

      Продолжать развивать графомоторные навыки.

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ

      Продолжать развивать зрительную и слуховую память через работу с текстами-плакатами, картинками.

    Попевки по таблице, алфавиту

    Чтение карточек, текстов

    Эхо-чтение

    Эхо-чтение

    Составление схемы слова

    Работа с кассами

    Анализ предложений

    Работа с алфавитом, буквами

    Письмо по таблице

    Письмо кубиками

    Работа с прописями

    Эхо-чтение

    Командная работа по текстам

    Те же + упор на

    «Загадки»

    «Читай и пой»

    «Дорожные знаки»

    «Скороговорки»

    Тот же +

    Скороговорки

    Тексты (формат А3, А2, А1 – стих-я, басни)

    Песни-плакаты

    Книжки-раскладушки

    «Наши марки»

    Тексты-плакаты по теме «Времена года», «Басни Крылова»

    Составила учитель-логопед Скулябина М.Н.

    Методика Зайцева основана на естественной для малышей форме познания мира... Ребёнку нравится обучаться и он показывает успешные результаты...

    Когда начинать обучение чтению? Методики раннего развития рекомендуют начинать обучающую работу с детьми чуть ли не с пеленок. Такой подход имеет смысл, ведь мозг малыша активно растет и нагружать его информацией просто необходимо.

    Альтернативный способ обучения:

    Кроме того, современные требования к начальному образованию настолько высоки, что ребенок должен прийти в первый класс, умея бегло читать, писать буквы и простые слова, имея представления о счете в пределах десяти. Подготовка к школе должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако за один год до школы научиться беглому чтению вряд ли получится.

    Именно поэтому многие родители начинают заниматься с малышами самостоятельно с самого раннего возраста. Как правильно и легко ? Одно из лучших решений предлагает способ Николая Зайцева, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

    Принципы методики Зайцева

    Система Зайцева основана на общепедагогических дидактических принципах обучения:

    • системный подход;
    • учет физиологии малыша, скорости протекания мыслительных процессов;
    • наглядность обучения;
    • стимулирование аналитической мыслительной деятельности методом «от частного к общему».

    Идея инновационного подхода заключается в отказе от традиционного обучения чтению при помощи расчленения слова на отдельные буквы. Это гораздо более физиологично для малыша, который говорит не буквами, а неделимыми речевыми единицами – слогами.

    Второй важный момент в том, что методика основана на естественной для малышей форме познания мира и обработки информации – игре. Игровые кубики вызывают у чада искренний интерес и позволяют прекрасно систематизировать информацию. Они различаются по размеру, цвету и даже наполнению, то есть задействуют разные способы восприятия информации.

    Методика развития Зайцева не ограничивается кубиками: разработаны систематизированные таблицы, звуковые попевки, интересные игры. Однако именно способ обучения при помощи кубиков Зайцева считается секретом эффективности. Ученик не ограничен в движениях: на занятиях можно стоять, сидеть, ползать, лежать. Ребенок во время получасовых занятий не устает, а значит, его интерес не утрачивается.

    Звуковые склады и игровой материал

    Создатель методики заменил традиционный слог сочетанием гласной и согласной буквы, согласной с мягким знаком. Это и есть склад – новая речевая единица, понятная малышу. Каждая сторона кубика содержит отдельный склад, поэтому составить слово не представляет никакого труда.

    Процесс настолько прост, что четырехлетнего малыша можно хорошо научить читать за две недели. Он просто играет в кубики, одновременно усваивая информацию. В этом секрет эффективности методики.

    Возрастных ограничений обучения по системе Зайцева нет: можно заниматься с шестимесячными малышами, с трехлетками и с дошкольниками, даже первоклашками. Адаптировать обучение можно к любому возрасту. Самые юные ученики после нескольких месяцев занятий начинают одновременно говорить и читать. Чадо четырех лет довольно свободно читает уже после пятого занятия.

    Важным обучающим компонентом выступает цвет. Кубики окрашены в разные цвета. Цветовая дифференциация позволяет ребенку быстро и легко освоить такие сложные школьные знания, как парность согласных по звонкости-мягкости, а также понять разницу между согласным и гласным звуком.

    Для совсем маленьких детей придумана звуковая система. Разное наполнение кубиков позволяет подключить слуховое восприятие информации.

    Тематический материал:

    Математика и английский

    Способ Зайцева для детей не ограничен обучением навыкам чтения. Разработаны отдельные программы обучения математике и изучения английского языка. Математическая разновидность методики называется «Стосчет», она позволяет увидеть совокупность числовых значений от нуля до 99. Малыш сразу же получает полное представление о составе любого числа в пределах первой сотни, легко решает примеры на сложение и вычитание.

    Дидактический материал представлен специальными карточками, числовым столбом и числовой лентой, с которой очень просто работать.

    Наглядность обучения, практические действия с числами, игровая форма занятий позволяют освоить азы арифметики легко и без принуждения, развить математическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.

    Изучение английского языка – одно из направлений методики. Разноцветные кубики несут полную информацию о морфологии, синтаксисе английского предложения, позволяют легко и правильно строить высказывание на иностранном языке. Разработана система таблиц, полностью описывающих английскую грамматику. Наглядность и систематизация учебного материала позволяют использовать систему для обучения детей и взрослых.

    Преимущества системы Зайцева очевидны. Иногда родители опасаются, что ребенок может испытывать сложности в школе, ведь фонетические принципы расходятся с идеей «зайцевского склада». Однако умный малыш легко освоит школьный материал.

    Приветствую всех читателей блога.

    Сегодняшний материал больше «по вкусу» родителям выпускников детсадов – будущих первоклашек, потому как мы будем учиться читать. Обучение чтению давно негласно легло на родительские плечи. Все школы с нетерпением ждут детей, уже читающих и уже считающих. Нам с вами только остаётся набраться терпения и найти методику, которая позволит быстро и, что немаловажно, — интересно, научить ребёнка читать.

    Пожалуй, наиболее востребованной техникой читательского обучения стала методика чтения Зайцева, педагога из Санкт-Петербурга. Чем же она так хороша, что выделяется среди всех прочих?

    План урока:

    Как пришла идея и во что она вылилась?

    Родители его были учителями в сельской школе, потому никто и не сомневался, кем станет их сын в будущем. Так уж получилось, что с пятого курса филологического факультета направили студента Зайцева в Индонезию переводчиком.

    Казалось бы, что тут сложного. Да не так-то просто «сказка сказывалась», а дело и вовсе зашло в тупик. Индонезийские ученики Зайцева были далеки от трудного для постижения иностранными умами русского зыка. Пришлось искать оригинальные способы донести русскую фонетику, таблицы чертить да карточки рисовать.

    Так, шаг за шагом все его практические эксперименты выросли в настоящую методику, которую по возвращению на родину он и решил апробировать на малышах-дошкольниках, чем-то схожих с теми самыми «ещё слепыми» в русском языке индонезийцами.

    А во что это вылилось? В настоящий фурор.

    Кубики Зайцева прослыли как «звенящее чудо», способные научить читать за короткие сроки даже тех ребятишек, которым тяжело давалась грамота. Более того, отзывы педагогов послужили толчком, чтобы многие школы перешли на зайцевскую методику обучения чтению.

    В чём весь цимус?

    Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.


    Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.

    Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.

    Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.

    То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.

    Из чего «сделана» методика Зайцева?

    В зайцевском инструментарии всего 52 кубика, плюс семь повторяющихся для выстраивания слов наподобие «МА-МА» или «БА-БА». Всего 200 складов. Все они отличаются цветом, есть маленькие и большие, одинарные и двойные. Даже для знаков препинания присутствует белый куб. А теперь по порядку и более подробно. Комплект для самых маленьких (а это от двух лет) включает основной набор.


    На первый взгляд всё сложно, однако при виде кубиков всё быстро встаёт на свои места и становится понятным.

    Склады Зайцева также размещены в таблицах, которые развешиваются в удобных местах, чтобы ребёнок мог глазами найти нужные сочетания. Табличная форма служит дополнительным инструментарием к игровым кубикам.

    Материалы можно купить готовые, но можно приобрести и те наборы, которые предназначены для самостоятельного склеивания. Процесс, конечно, трудоёмкий, но если привлечь к нему ребёнка, будет занимательный.

    Хитрости пользования методикой

    Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.

    Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».

    И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.

    Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать , а потом постепенно , слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.

    А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?

    То, что такая методика обучения чтению – просто находка, мы уже выяснили. Но как обычно бывает: не всё то золото, что блестит.

    Иными словами, и здесь тоже есть свои минусы, которые следует принимать во внимание.

    1. В первую очередь, логопеды обеспокоены тем, что дети при заучивании складов не понимают механизма складывания букв в отдельности и впоследствии нередко пропускают окончания слов и сталкиваются с проблемой при задании разделить слова на так нелюбимые Зайцевым слоги при разборе по составу.
    2. Далее бывают сложности с фонетическими заданиями, потому как в школьной программе цвета для звуков другие (как мы помним, синие и красные), нежели у Зайцева (голубой, синий и зелёный). Педагоги сетуют: научить детей проще, чем переучивать.
    3. В-третьих, возникает путаница в схожих по звучанию гласных. Так, например такие зайцевские склады, как «БЭ» и «ВЭ» нередко становятся на письме у детей заменителями правильных «БЕ» и «ВЕ» (ну вот слово «теннис» «зайцевский» малыш может написать, как слышит – «тэннис»).

    Есть пробелы и с вычленением отдельных звуков, что напрямую влияет на грамотность.

    Как бы то ни было, есть много сторонников этой методики, которым нравится такая игровая форма обучения чтению. Педагоги рекомендуют её для тех детей, у которых более развито правое мозговое полушарие (а мы помним, что это как минимум все левши) – они мыслят образно. И при этом не забывают сказать, что такой способ не развивает . Хотя для кого-то это не такая и большая проблема.

    Нашла видео в тему, на котором папа и малыш очень весело занимаются по представленной выше методике. Посмотрите)

    Всем успехов в учебе!

    Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.

    Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

    Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма","па","ба". На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

    Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье.

    Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

    «Золотые» кубики – звенят, «железные» - гремят, «деревянные» глухо постукивают.
    Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

    Обучению помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

    Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
    Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в матрице 10*10 клеток и 46 незакрашенных).

    Дети 4-5-лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

    Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

    Шесть кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

    Таблица 3 познакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел.
    Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с "Кубиками Зайцева" основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

    «Складушки» Воскобовича.

    Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. Складовая система обучения детей раннему чтению сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта игра - переработанная В.Воскобовичем популярная система обучения чтению детей раннего возраста известного петербургского педагога Н.Зайцева.

    Скачать бесплатно

    Н.А. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет". скачать
    Таблицы Зайцева