Бой у мыса. Бой у мыса теулада

Бой у мыса Энганьо

Ночью 25 октября, когда соединение вице-адмирала Курита выходило из пролива Сан-Бернардино, а отряды вице-адмиралов Сима и Нисимура втягивались в пролив Суригао, 3-й флот адмирала Хэлси в составе оперативных групп Богана, Дэвисона и Шермана шел в северном направлении с целью атаковать северное соединение вице-адмирала Одзава. Несколько позже 02.00 радиолокаторы самолетов с авианосца "Индепенденс", которые вели разведку впереди 38-го оперативного соединения, обнаружили две отдельные группы надводных кораблей противника. Это были передовой отряд и главные силы северного соединения Одзава, разделившегося за день до этого с целью привлечь внимание американцев, В указанное время обе группы кораблей шли на рандеву, которое было назначено на 06.00. Получив донесение самолетов о противнике, Хэлси наконец приказал сформировать 34-е оперативное соединение, включив в него все шесть линейных кораблей 3-го флота. Соединение следовало впереди авианосных групп.

С наступлением рассвета с американских авианосцев были подняты 180 самолетов. Часом позже разведывательные самолеты 38-го оперативного соединения вновь обнаружили северное соединение противника, следовавшее в составе одного тяжелого и трех легких авианосцев, двух линейных кораблей-авианосцев, трех легких крейсеров и эсминцев. В завязавшемся воздушном бою американские истребители сбили большую часть истребителей противника, в то время как торпедоносцы и бомбардировщики через завесу зенитного огня атаковали японские корабли. В результате атаки один эсминец был потоплен, легкие авианосцы "Дзуйхо" и "Титосэ" повреждены бомбами, тяжелый авианосец "Дзуйкаку" торпедирован. В 10.00 американская авиация вторично атаковала теперь широко рассредоточенные корабли японского соединения. Одна группа американских бомбардировщиков атаковала крейсер "Тама", в результате чего он уменьшил скорость хода до 10 узлов. Вторая группа нанесла удар по легкому авианосцу "Тиёда", который потерял ход, загорелся и накренился.

Тем временем 34-е оперативное соединение Хэлси, ведя радиолокационное наблюдение за горизонтом в надежде обнаружить корабли противника, уходило все дальше на север, В 04.12 Кинкейд радировал Хэлси о том, что корабли 7-го флота ведут бой с японскими силами в проливе Суригао, и одновременно запросил его, "охраняет ли 34-е оперативное соединение выход из пролива Сан-Бернардино?". Эту радиограмму Хэлси получил, к сожалению, только в 06.48. Хэлси немедленно ответил, что "34-е оперативное соединение вместе с группами авианосцев действует против авианосного соединения противника". Это сообщение ошеломило Кинкейда.

В 08.00 Хэлси с большим запозданием получил сообщение о том, что в проливе Суригао атака противника отбита. Из этого Хэлси заключил, что 7-й флот теперь в состоянии полностью обеспечить оборону залива Лейте. Десять минут спустя Хэлси получил от Спрэгью, командира одной из групп эскортных авианосцев в районе залива Лейте, радиограмму, но тоже с задержкой, с просьбой о помощи. Эта группа, маневрировавшая в районе острова Самар, была атакована внезапно появившимися кораблями центрального соединения противника. Однако Хэлси не был встревожен. "Я считал, - заявил он позднее, - что 16 эскортных авианосцев имели достаточно самолетов, чтобы успешно обороняться до подхода тяжелых кораблей Олдендорфа".

Вслед за радиограммой Спрэгью Хэлси получил целую серию радиограмм от Кинкейда, в одной из которых, посланной открытым текстом, содержалась просьба оказать помощь авиацией и быстроходными линейными кораблями. Курита, перехватив незашифрованную радиограмму в адрес Хэлси, пришел к выводу, что мощное американское соединение находится где-то поблизости и быстро окажет помощь Спрэгью. Хэлси был раздражен. "Моей задачей, - заявил он позднее, было наступать, а не защищать 7-й флот; я должен был наносить 3-м флотом удары. Я стремился в тот момент перехватить японское соединение, которое серьезно угрожало не только Кинкейду и мне, но и всей стратегии войны на Тихом океане в целом". Хэлси принял решение, которое считал единственно возможным. Он радировал Маккейну: "Следовать полным ходом на помощь Спрэгью" - и информировал об этом распоряжении Кинкейда, а сам с 34-м оперативным соединением и тремя оперативными группами 38-го оперативного соединения продолжал идти в северном направлении, удаляясь от залива Лейте.

Адмирал Нимиц, находившийся в Пирл-Харборе и следивший за обстановкой в районе операции, решил наконец вмешаться. Он направил Хэлси резкую и лаконичную телеграмму: "Где находится, повторяю, где находится 34-е оперативное соединение?" Этот запрос Хэлси получил чуть позже 10,00. Около 11.00 он принял решение, о котором впоследствии пожалел. Хэлси приказал 34-му оперативному соединению повернуть на 180° и идти на юг. "В тот момент, - пишет Хэлси, - северное соединение японцев с двумя сильно поврежденными и потерявшими ход авианосцами находилось в 42 милях от 400-мм орудий моих линейных кораблей... Я не воспользовался возможностью, о которой мечтал с юношеских лет, когда был еще кадетом".

Расходясь со следовавшим на север 38-м оперативным авианосным соединением, Хэлси приказал оперативной группе Богана следовать за ним, чтобы обеспечить воздушное прикрытие кораблей, и одновременно выделил 4 крейсера и 10 эсминцев в состав 38-го оперативного соединения Митчера для усиления обороны авианосцев. Соединение Митчера в составе авианосных оперативных групп Шермана и Дэвисона и приданных артиллерийских кораблей продолжало движение на север с задачей нанести удары с воздуха по кораблям северного соединения японского флота. Незадолго до полудня более 200 самолетов соединения Митчера совершили в этот день третий по счету налет на японские корабли. Авианосец "Дзуйкаку" последний из участвовавших в операции против Пирл-Харбора, ветеран почти всех воздушных боев на Тихом океане - получил три торпедных попадания и затонул. Авианосец "Дзуйхо" получил тяжелые повреждения, но остался на плаву. В середине полудня американская авианосная авиация нанесла четвертый удар, потопив авианосец "Дзуйхо". Пятый и последний в этот день налет был нацелен на авианосец-линейный корабль "Исэ", но успеха не имел.

Около 14.00 Митчер, считая, что его авианосцы подошли к противнику слишком близко, приказал авианосным группам Шермана и Дэвисона идти в восточном направлении, а соединению артиллерийских кораблей следовать на север и уничтожить серьезно поврежденные корабли противника. Эта задача была не из легких: Одзава еще имел в своем соединении два авианосца-линейных корабля, в то время как шесть линейных кораблей 3-го флота ушли вместе с Хэлси на юг. Пока соединение артиллерийских кораблей добивало беспомощный авианосец "Тиёда" - последний из группы авианосцев приманки, - большая часть кораблей северного соединения Одзава оторвалась и ушла на север. С наступлением темноты американские корабли настигли три японских эсминца и один из них потопили. Еще севернее крейсер "Тама", шедший в одиночестве в Японию, был атакован и потоплен одной из подводных лодок Локвуда, которые в большом количестве находились на позициях на путях возможного отхода кораблей противника.

Одзава возвратился в Японию, имея в своем соединении 13 кораблей, но без авианосцев. Задача, которую ему ставили - сыграть роль приманки для 3-го американского флота, - была выполнена блестяще. Он не только спас от уничтожения центральное соединение Курита, но и сумел сохранить значительную часть кораблей своего соединения. И все же конечная цель, поставленная перед Одзава, достигнута не была. Он не смог наладить радиосвязь с Курита, а последний, не имея данных об обстановке, действовал нерешительно и отказался от дальнейшего выполнения поставленной задачи, когда американские десантные силы были почти под дулами орудий его кораблей,

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

«Лежит корабль у мыса Горн…» В самых различных местах земли (в том числе в Бельгии, Швабской Юре, на Урале и в пустыне Гоби) палеонтологи обнаружили в юрских отложениях гигантские скопления скелетов ископаемых ящеров. Примечательно, что «кладбища» эти расположены

Из книги Сокрушение империи автора Махов Сергей Петрович

Сражение у мыса Гата К осени 1642 года кардинал Ришелье был серьезно болен, здоровье его, подточенное многолетним нервным напряжением, таяло на глазах. Однако, даже будучи больным, Ришелье до последнего дня по нескольку часов в день диктовал приказы армиям,

Из книги Неизвестная Великая Отечественная автора Непомнящий Николай Николаевич

Трагедия у мыса Сарыч Пароход, о котором пойдет речь, был построен перед Первой мировой войной на судоверфи в Данциге и получил название «Симбирск». Это был элегантный двухтрубный красавец, вполне комфортабельный и быстроходный, имевший скорость 17 узлов при длине 94

Из книги Наполеоновские войны автора Скляренко Валентина Марковна

Трагическая встреча у мыса Трафальгар Итак, встреча франко-испанской и английской эскадр произошла ранним утром 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании чуть южнее города Кадис, близ входа в Гибралтарский пролив. Существовали глубокие

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Бой у мыса Матапан 28-29 марта 1941 года Под нажимом немецкого командования итальянские военно-морские силы решили использовать свой последний действующий линейный корабль "Витторио Венето", восемь крейсеров и большое число эсминцев для нанесения ударов по английским

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Катастрофа у мыса Микале Весной 479 г. до н. э. новый союзнический флот был уже готов. Афинское войско находилось под командованием Ксантиппа. Слава Фемистокла как победителя в сражении при Саламине не спасла его от подозрений в запланированном предательстве, и это

автора Брагадин Марк Антонио

Бои у Пунта Стило и мыса Спада В первые дни июля предчувствие неминуемой битвы так и витало в воздухе. 29 июня пришли сообщения о передвижениях англичан в центральном Средиземноморье и в Эгейском море. 2 эскадры итальянцев приготовились поднять якорь. Однако, на основе

Из книги Итальянский флот во Второй Мировой войне автора Брагадин Марк Антонио

Бой у мыса Теулада Англичане были уверены, что - как заявил Черчилль в Палате Общин - «уничтожили итальянский флот навсегда». Но флот, хотя и получил серьезный удар, ни в коей мере не потерял своего боевого задора. Когда через 4 дня после атаки Таранто пришло сообщение, что

Из книги Пираты под знаменем ислама. Морской разбой на Средиземном море в XVI - начале XIX века автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

Бой у мыса Сент-Винсент В середине XVIII века Испания по-прежнему находилась в состоянии войны с североафриканскими государствами. Однако из-за участия в европейских военных конфликтах она не могла выделять достаточно военно-морских сил для противодействия пиратам. Лишь

Из книги Захватить Англию! [Таблицы fb2] автора Махов Сергей Петрович

Сражение у мыса Финистерре Как только Нельсон узнал о том, что Вильнёв взял курс в европейские воды, он сразу же послал в Англию с депешей бриг «Кьюриэс» (Cureiux), который прибыл в Плимут 7 июля. В письме Нельсон предположил, что Вильнёв идет к Ферролю, чтобы присоединить к себе

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Геодезист Я. Гаккель. От мыса Челюскина до мыса Ванкарем Стоянка у мыса Челюскина длилась около 16 часов. Мы расстались здесь с встречной флотилией ледоколов, и утром 2 сентября 1933 года «Челюскин» направился в дальнейший путь. Встречая то отдельные льдины, то полосы»

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Вокруг мыса Горн В 1615 г. группа голландских купцов из города Хорн (Горн) снарядила в Южные моря экспедицию на двух кораблях, руководить которой был назначен опытный капитан Виллем Схаутен. Плавание через Атлантику прошло без приключений, но у берегов Южной Америки

Из книги Русские кругосветные мореплаватели автора Нозиков Николай Николаевич

3. ОТ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ ДО КАМЧАТКИ Необходимо было спешить, чтобы достигнуть Камчатки до зимы. Путь предстоял долгий, провианта было мало. Головнин вынужден был выдавать ежедневно команде и офицерам две трети обыкновенной порции пресной воды и сухарей и перевести

Из книги Рассказы автора Тренев Виталий Константинович

3. НА ОТМЕЛЯХ У МЫСА ЛЮЗЕ "Принцесса Анна" оказалась в отчаянном положении. Только с севера не было бурунов, но отсюда дул почти штормовой ветер и шел могучий накат, набиравший силу на всем просторе Балтики.Кое-кто из команды сперва порядком струхнул и растерялся, но старые

Из книги Фрегат «Паллада». Взгляд из XXI века автора Граждан Валерий Аркадьевич

Глава 42. Привет от мыса бурь! Таким же ранним, но июньским утром, но 1967 года, наполнив свои цистерны из танкера «Водолей» Владивостокского пароходства, мы, советские моряки тихоокеанского флота, пошли дальше. Свой танкер содержать в чужом порту дешевле, нежели арендовать у

Потери
40 погибших 450+ погибших

Бой у мыса Коли 3-12 ноября 1942 года - боевое столкновение между подразделениями морской пехоты и армии США с одной стороны и армией Императорской Японии с другой в районе мыса Коли на Гуадалканале в период Гуадалканальской кампании во время Второй мировой войны . Войсками США командовал Александер Вандегрифт, войсками Японии - Харукити Хякутакэ .

В этом бою морские пехотинцы из 7-го полка морской пехоты и солдаты 164-го пехотного полка под тактическим командованием Уильяма Рупертуса и Эдмунда Б. Себри атаковали скопление японских солдат, по большей части из 230-го пехотного полка под командованием Тосинари Сёдзи. Солдаты Сёдзи осуществляли переход в район мыса Коли после поражения японцев в сражении за Хендерсон-Филд в конце октября 1942 года.

В этом бою американские войска сделали попытку окружить и уничтожить войска Сёдзи. Несмотря на то, что подразделение Сёдзи понесло большие потери, он и большая часть его солдат смогли выйти из окружения и уйти вглубь Гуадалканала. Пока солдаты Сёдзи пытались добраться до японских позиций в другой части острова, они на протяжении всего пути подвергались атакам отряда рейдеров морской пехоты численностью в батальон.

Предыстория

Гуадалканальская кампания

7 августа 1942 года вооруженные силы Союзников (по большей части США) высадились на Гуадалканале, Тулаги и Флоридских островах в архипелаге Соломоновых островов . Целью десанта было не дать использовать их для строительства японских баз, которые бы угрожали транспортным потокам между США и Австралией, а также создание плацдарма для кампании по изоляции главной японской базы в Рабауле и поддержка сухопутных сил союзников в Новогвинейской кампании . Гуадалканальская кампания продлилась шесть месяцев.

Неожиданно для японских войск на рассвете 8 августа их атаковали войска Союзников под командованием генерал-лейтенанта Александера Вандегрифта, главным образом американская морская пехота , высадившаяся на Тулаги и ближайших небольших островах, а также у строящегося японского аэродрома у Лунга-Поинт на Гуадалканале (позднее достроенного и названного Хендерсон-Филд). Авиация Союзников, базировавшаяся на Гуадалканале, получила название «ВВС Кактуса» (CAF) по кодовому названию Союзников Гуадалканала.

В ответ Генеральный штаб Вооружённых сил Японии отправил подразделения японской 17-й армии, корпус , базировавшийся в Рабауле , под командованием генерал-лейтенанта Харукити Хякутакэ , с приказом вернуть контроль над Гуадалканалом. Подразделения японской 17-й армии начали прибывать на Гуадалканал 19 августа .

Карта Гуадалканала и близлежащих островов. Матаникау/мыс Крус и мыс Лунга расположены в северо-западной части острова(вверху слева).

Из-за угрозы со стороны авиации CAF, базировавшейся на Хендерсон-Филд, японцы не могли использовать крупные медленные транспортные суда для доставки солдат и вооружения на остров. Вместо этого они использовали главным образом легкие крейсеры и эскадренные миноносцы 8-го японского флота под командованием Гунъити Микавы , которые обычно успевали сделать рейс через пролив Слот к Гуадалканалу и обратно за одну ночь, таким образом минимизируя угрозы воздушных атак. Однако таким способом было возможно доставлять только солдат без тяжёлого вооружения и припасов, в том числе без тяжелой артиллерии, автомобилей, достаточных запасов пищи, а только то, что солдаты могли унести на себе. Кроме того, эсминцы были нужны для охраны обычных конвоев. Эта скоростная доставка военными кораблями имела место в течение всей кампании на Гуадалканале и получила название «Токийский экспресс » у союзников и «Крысиная транспортировка» у японцев .

Первая попытка японцев отбить Хендерсон-Филд силами подразделения численностью 917 человек закончилось неудачей 21 августа в бою у реки Тенару . Следующая попытка была предпринята 12-14 сентября силами 6 000 солдат под командованием генерал-майора Киётакэ Кавагути , она закончилась поражением в битве за хребет Эдсона . После поражение на хребте Эдсона Кавагути и его солдаты отошли на запад к реке Матаникау на Гуадалканале.

В то время, когда японские войска перегруппировывались, американцы сосредоточились на укреплении позиций по периметру Лунга. 18 сентября американский морской конвой доставил 4 157 солдат 3-ей Временной бригады морской пехоты (7-й полк морской пехоты США) на Гуадалканал. Эти подкрепления позволили Вандегрифту, начиная с 19 сентября, организовать непрерывную линию обороны по периметру Лунга.

Генерал Вандегрифт и его штаб были уверены, что солдаты Кавагути отступили на запад от реки Матаникау и многочисленные группы отставших солдат находятся на территории между периметром Лунга и рекой Матаникау. Поэтому Вандегрифт решил провести ряд операций небольшими подразделениями в районе реки Матаникау.

Первая операция американской морской пехоты против японских войск к западу от Матаникау, проходившая 23-27 сентября 1942 года силами трёх батальонов , была отражена солдатами Кавагути под командованием полковника Акиносукэ Оки. Во второй операции 6-9 октября крупные силы морской пехоты успешно пересекли реку Матаникау, атаковали недавно прибывшие японские войска из 2-й (Сэндай) пехотной дивизии под командованием генералов Масао Маруямы и Юмио Насу, и нанесли большой урон японскому 4-му пехотному полку. В результате второй операции японцы покинули свои позиции на восточном берегу Матаникау и отступили.

В то же самое время генерал-майор Миллард Ф. Хармон, командующий американской армией в Южной части Тихого океана, убедил вице-адмирала Роберта Л. Гормли, командующего силами Союзников в Южной части Тихого океана, что американская морская пехота на Гуадалканале нуждается в немедленных подкреплениях для для успешной обороны острова от следующего японского наступления. В результате 13 октября морской конвой доставил 2 837 солдат из 164-го пехотного полка, подразделения Северная Дакота Национальной гвардии армии США, входившего в дивизию Америкал армии США, на Гуадалканал.

Битва за Хендерсон-Филд

Подробное рассмотрение темы: Битва за Хендерсон-Филд

С 1 по 17 октября японцы перебросили 15 000 солдат на Гуадалканал, увеличив численность контингента Хякутакэ до 20 000, в рамках подготовки наступления на Хендерсон-Филд. После потери позиций на восточном берегу Матаникау японцы решили, что атаковать оборонительные позиции США вдоль берега будет предельно сложно. Поэтому Хякутакэ решил, что главное направление удара должно быть к югу от аэродрома Хендерсон-Филд. Его 2-я дивизия (укреплённая одним полком 38-й дивизии) под командованием генерал-лейтенанта Масао Маруямы, насчитывающая 7 000 солдат в трёх пехотных полках, состоявших их трёх батальонов каждый получила приказ перейти через джунгли и атаковать американские оборонительные позиции к югу недалеко от восточного берега реки Лунга. Чтобы отвлечь внимание американцев от запланированной атаки с юга, тяжёлая артиллерия Хякутакэ и пять батальонов пехоты (около 2 900 человек) под командованием генерал-майора Тадаси Сумиёси должны были атаковать американские позиции с западной стороны вдоль прибрежного коридора.

23 октября силы Маруямы прошли через джунгли и достигли американских оборонительных позиций. Кавагути по своей инициативе начал отводить правое крыло к востоку, рассчитывая, что американская оборона там будет слабее. Маруяма через одного из своих офицеров приказал Кавагути придерживаться первоначального плана наступления. После этого Кавагути был отстранён от командования и замещён полковником Тосинари Сёдзи, командиром 230-го пехотного полка. Вечером, осознав, что силы левого и правого флангов всё еще не добрались до американских позиций, Хякутакэ перенёс начало атаки на 19:00 24 октября. Американцы оставались в полном неведении о приближении войск Маруямы.

В конце концов вечером 24 октября солдаты Маруямы дошли до американского оборонительного периметра вокруг мыса Лунга. Начиная с 24 октября в течение двух последующих ночей силы Маруямы провели многочисленные безрезультатные фронтальные атаки на позиции, которые защищали бойцы 1-го батальона 7-го полка морской пехоты под командованием подполковника Чести Пуллера и 3-го батальона 164-го пехотного полка под командованием полковника Роберта Холла. Ружейный, пулемётный, миномётный, артиллерийский огонь и картечь из 37-мм противотанковых пушек «устроили ужасную резню» среди японцев. Более 1 500 солдат Маруямы погибли во время атак, тогда как американцы потеряли только 60 человек убитыми. Подразделения правого крыла Сёдзи не принимали участия в атаках, вместо этого они прикрывали правый фланг Насу от возможных атак американских солдат, однако эта угроза так и не материализовалась.

Японский полковник Тосинари Сёдзи

В 08:00 26 октября Хякутакэ отменил наступление и приказал своим солдатам отступить. Уцелевшие солдаты левого крыла Маруямы и дивизионного резерва получили приказ отступать к западу от реки Матаникау, а правого крыла Сёдзи - к мысу Коли в 13 милях (21 км) к востоку от реки Лунга.

Для поддержки подразделений правого крыла (получившего название Подразделение Сёдзи), совершающего переход к мысу Коли, японцы выслали Токийский экспресс, который прибыл ночью 2 ноября и высадил 300 свежих солдат входивших первоначально в отдельную роту 230-го пехотного полка, две горные пушки, продовольствие и боеприпасы у мыса Коли. Американская разведка перехватила радиопереговоры относительно этой высадки и командование морской пехоты на Гуадалканале предприняло попытку воспрепятствовать этой высадке. Так как многие американские подразделения были отправлены для участия в операции на западном берегу Матаникау, Вандегрифт мог выделить только один батальон. 2-й батальон 7-го пехотного полка (2/7) под командованием подполковника Германа Х. Ханнекена был отправлен на восток от мыса Лунга в 06:50 2 ноября и достиг мыса Коли после наступления темноты в тот же самый день. После форсирования реки Метапона в её устье, Ханнекен развернул свои войска вдоль леса лицом к морю и стал дождаться прибытия японских кораблей.

Ход боя

Рано утром 3 ноября пять японских эсминцев прибыли к мысу Коли и начали выгружать свои грузы и солдат в 1000 ярдах (914 м) к востоку от батальона Ханнекена. Силы Ханнекена были хорошо замаскированы, они предприняли напрасную попытку сообщить в штаб по радио о японской выгрузке. В темноте, после того как японский патруль обнаружил морских пехотинцев, обе стороны вступили в бой с миномётным, пулемётным и ружейным огнём. Немногим позднее японцы подготовили и открыли огонь из двух выгруженных ночью горных пушек. Ханнекен всё ещё не мог выйти на связь со штабом и вызвать помощь, его солдаты несли большие потери, а боеприпасы заканчивались, поэтому он принял решение отступить. Батальон Ханнекена отступил, перейдя реки Метапону и Налимбиу на 5 000 ярдов (4 572 м.) западнее, где Ханнекен наконец смог связаться со своими командирами в 14:45 и доложить о создавшейся ситуации.

Кроме доклада Ханнекена о численности японских войск у мыса Коли штаб Вандегрифта уже располагал захваченным японским документом о плане высадки и оставшейся части 38-й дивизии у мыса Коли для атаки оборонительного периметра морской пехоты у мыса Лунга с востока. Несмотря на то, что японцы уже отказались от этого плана, Вандегрифт решил, что угрозу со стороны мыса Коли надо отразить немедленно. Поэтому он приказал большей части подразделений морской пехоты, которые наступали на запад от Матаникау, вернуться к мысу Лунга. Батальон Пуллера (1/7) получил приказ готовиться к переходу к мысу Коли на катерах. 2-й и 3-ий батальоны 164-го пехотного полка (2/164 и 3/164) приготовились к переходу к реке Налимбиу пешком. 3-ий батальон 10-го полка морской пехоты начал переход с 75-мм гаубицами через реку Илу для оказания необходимой артиллерийской поддержки. Бригадный генерал морской пехоты Уильям Рупертус был назначен командующим операцией.

В то же самое время, когда американцы производили мобилизацию своих сил, Сёдзи и его солдаты начали прибывать к мысу Коли к востоку от реки Матапона у бухты Гавага. Позже в этот жа день 31 самолёт ВВС «Кактуса» атаковал солдат Сёдзи, в результате чего около 100 из них были убиты или ранены. Некоторые из самолётов Кактуса ошибочно атаковали солдат Ханнекена, что привело среди морской пехоты к потере нескольких человек ранеными и убитыми.

Утром 4 ноября в 06:30 солдаты 164-го пехотного полка начали переход к мысу Коли. Примерно в то же самое время Рупертус и батальон Пуллера высадились у мыса Коли у устья реки Налимбиу. Рупертус решил подождать армейские подразделения до начала атаки сил Сёдзи. Из-за жары, высокой влажности и труднопроходимой местности солдаты 164-го полка не успевали сделать весь переход длиной 7 миль (11 км) до Налимбиу до наступления сумерек. В то же самое время крейсеры Флота США

Утром 5 ноября Рупертус приказал солдатам 164-го пехотного полка перейти на восточный берег Налимбиу, чтобы окружить с фланга любые японские войска, с которыми мог встретиться батальон Пуллера. Два батальона перешли реку в 3 500 ярдах (3200 м) в глубине острова и вернулись на север, чтобы продолжить продвижение по восточному берегу. Солдаты 16-го полка обнаружили нескольких японцев, но продвигались очень медленно по труднопроходимой местности и остановились недалеко от берега на ночь. В тот же день японские солдаты, которые высадились с эсминцев 3 ноября, встретились и присоединились к подразделению Сёдзи.

На следующий день батальон Пуллера форсировал Налимбиу, а солдаты 164-го полка возобновили движение по направлению к берегу. 7 ноября подразделения морской пехоты и армии соединились с подразделениями на берегу и направились на восток к точке в 1 миле (2 км) к западу от Метапоны, где они окопались возле берега в связи с информацией о Токийском экспрессе, который отправился на Гуадалканал и мог перевозить подкрепления к Коли ближайшей ночью. Японцы, однако, успешно разгрузили подкрепления в другом месте Гуадалканала этой ночью и эти подкрепления не имели отношения к боевым действиям у мыса Коли.

Раненым американским солдатам оказывается помощь и готовится эвакуация во время операции

Тем временем Хякутакэ приказал Сёдзи оставить свои позиции у мыса Коли и присоединиться к японским силам у Кокумбоны в районе Матаникау. Для прикрытия отступления большой отряд Сёдзи окопался и приготовился к обороне позиций у бухты Гавага у деревни Тетере на расстоянии около 1 мили (2 км) к востоку от Метапоны. Две горные пушки, выгруженные 3 ноября, вместе с миномётами поддерживали постоянную плотность огня по наступающим американцам. 8 ноября батальоны Пуллера и Ханнекена и солдаты 164-го пехотного полка попытались окружить солдат Сёдзи, подойдя к бухте Гавага по суше с запада и высадившись с катеров у Тетере с востока. В дневном бою Пуллер несколько раз был ранен и эвакуирован. Рупертус, который страдал от тропической лихорадки , передал командование операцией бригадному генералу армии США Эдмунду Себри .

9 ноября американские войска продолжили свои попытки окружить войска Сёдзи. К западу от бухты Гавага батальоны 1/7 и 2/164 расширили свои позиции вглубь острова вдоль бухты, а 2/7 и остальные солдаты 164-го пехотного полка заняли позиции с восточной стороны от позиций Сёдзи. Американцы начали сжимать окружение, подвергая врага непрерывной бомбардировке артиллерией, миносётами и авиацией. Брешь, тем не менее, оставляла путь отхода по болотистой бухте на юг от американских позиций, предполагалось, что её закроет батальон 2/164. Двигаясь по этому маршруту, солдаты Сёдзи стали выходить из окружения.

Американцы закрыли брешь в своих линиях 11 ноября, но к тому времени Сёдзи и от 2 000 до 3 000 его солдат ушли на юг в джунгли. 12 ноября войска Себри окончательно заняли позиции врага и убили всех оставшихся в окружении японских солдат. Американцы насчитали 450-475 японских тел на поле боя и захватили большую часть тяжёлого вооружения Сёдзи и провизии. Американские потери в этой операции составили 40 убитыми и 120 ранеными.

После боя

2-й рейдерский батальон морской пехоты, ведомый разведчиками из местных жителей, преследует силы Сёдзи

Войска Сёдзи начали свой переход к основным силам японских войск к западу от реки Матаникау, а 2-й рейдерский батальон морской пехоты под командованием подполковника Эванса Карлсона , который охранял строящийся аэродром у залива Эола в 30 милях (48 км) к востоку от мыса Коли, был отправлен на преследование отступающих . В течение следующего месяца с помощью местных проводников рейдеры Карлсона постоянно атаковали отступающие части и отдельных солдат сил Сёдзи, убив почти 500 из них. Кроме того, недостаток пищи и тропические болезни свалили многих из солдат Сёдзи. К тому моменту, когда японцы достигли мыса Лунга, что составляло примерно полпути до Матаникау, осталось только 1 300 солдат от главных сил Сёдзи. Несколькими днями позже, когда Сёдзи подошёл к позициям 17-й армии к западу от реки Матаникау, с ним были только 700-800 уцелевших солдат. Оставшиеся в живых солдаты Сёдзи позже приняли участие в боях за гору Остин, Скачущая Лошадь и Морской Конёк в декабре 1942 года и январе 1943 года.

Говоря у боях у мыса Коли, американский сержант (впоследствии бригадный генерал) Джон Е. Станнард, который служил в 164-м полку, отмечал, что бой у мыса Коли был «наиболее сложным сухопутным сражением, не считая первоначальной высадки на остров, из тех, которые американцы проводили на Гуадалканале к этому времени.» Он добавлял, «Американцы продолжали учиться наступательным операциям против японцев, которые были намного более сложными и трудными, чем отражение банзай-атак .» Американцы позже отказались от строительства аэродрома у Эолы. Вместо этого строительные подразделения от Эолы были переброшены к мысу Коли, где они начали строительство вспомогательного аэродрома 3 декабря 1942 года.

Следующая крупная попытка доставить подкрепления на остров провалилась в ходе морского сражения за Гуадалканал , что привело к тому, что Сёдзи и его солдаты оставшуюся часть кампании провели в обороне на позициях западнее Матаникау. Несмотря на то, что большая часть солдат Сёдзи смогла уйти с мыса Коли, японцы не смогли сохранить свои позиции на Гуадалканале и даже в приемлемом объёме доставлять новые подкрепления и снабжение, что в конечном счёте привело к тому, что японцы не смогли отбить Хендерсон-Филд и были вынуждены оставить остров.

Примечания

  1. Численность получена путём оценки численности четырёх батальонов и подразделений поддержки. Батальон обычно состоит из 500-1000 человек, но батальоны морской пехоты и армии США на Гуадалканале в это время были меньше из-за боевых потерь, тропических болезней и несчастных случаев. Это примерное количество солдат, принимавших участие в бою, в то время как общая численность сил Союзников на Гуадалканале насчитывала свыше 25 000.
  2. Frank, Guadalcanal , с. 423 пишет о 3 500, Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 216, пишет о 2 500. Общая численность японских войск на Гуадалканале в это время составляла около 20 000.
  3. Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 223
  4. Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 223, Miller, Guadalcanal , с. 200.
  5. Hogue, Pearl Harbor to Guadalcanal , с. 235-236.
  6. Morison, Struggle for Guadalcanal , сс. 14-15 и Shaw, First Offensive , с. 18. Хендерсон-Филд был назван по имени майора Лофтона Р. Хендерсона, лётчика погибшего в сражении за Мидуэй .
  7. Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 96-99; Dull, Imperial Japanese Navy , с. 225; Miller, , сс. 137-138.
  8. Frank, Guadalcanal , с. 202, 210-211.
  9. Frank, Guadalcanal , сс. 141-43, 156-8, 228-46, & 681.
  10. Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 156 и Smith, Bloody Ridge , сс. 198-200.
  11. Smith, Bloody Ridge , с. 204 и Frank, Guadalcanal , с. 270.
  12. Hammel, Guadalcanal , с. 106.
  13. Zimmerman, The Guadalcanal Campaign , сс. 96-101, Smith, Bloody Ridge , сс. 204-15, Frank, Guadalcanal , сс. 269-90, Griffith, Battle for Guadalcanal , сс. 169-76 и Hough, Pearl Harbor to Guadalcanal , сс. 318-22. 2-я пехотная дивизия получила название Сэндай потому, что большая часть её солдат была из префектуры Мияги .
  14. Cook, Cape Esperance , сс. 16, 19-20, Frank, Guadalcanal , сс. 293-97, Morison, Struggle for Guadalcanal , сс. 147-49, Miller, Guadalcanal: The First Offensive , сс. 140-42 и Dull, Imperial Japanese Navy , с. 225.
  15. Shaw, First Offensive , с. 34 и Rottman, Japanese Army , с. 63.
  16. Rottman, Japanese Army , с. 61, Frank, Guadalcanal , с. 289-340, Hough, Pearl Harbor to Guadalcanal , с. 322-30, Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 186-87, Dull, Imperial Japanese Navy , с. 226-30, Morison, Struggle for Guadalcanal , с. 149-71. Японские солдаты, доставленные на Гуадалканал к этому времени, по большей части входили во 2-ю (Сэндай) пехотную дивизию, два батальона 38-й пехотной дивизии, и различные артиллерийские, танковые, инженерные и прочие подразделения поддержки. Фрэнк пишет что силы Кавагути также включали остатки 3-го батальона 124-го пехотного полка, который был первоначально частью 35-й пехотной бригады, которой командовал Кавагути во время битвы за хребет Эдсона . Джерси пишет, что это в действительности были 2-й батальон 124-го пехотного полка и 1-й и 3-ий батальоны 230-го пехотного полка, части 3-го отдельного миномётного батальона, 6-го отдельного батальона скорострельной артиллерии, 9-го отдельного батальона скорострельной артиллерии и 20-го отдельного батальона горной артиллерии
  17. Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 193, Frank, Guadalcanal , с. 346-348, Rottman, Japanese Army , с. 62.
  18. Frank, Guadalcanal , с. 361-362.
  19. Hough, Pearl Harbor to Guadalcanal , с. 336, Frank, Guadalcanal , с. 353-362, Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 197-204 и Miller, Guadalcanal: The First Offensive , с. 160-162.
  20. Frank, Guadalcanal , 363-406, 418, 424 и 553, Zimmerman, Guadalcanal Campaign ,с. 122-123, Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 204, Hough, Pearl Harbor to Guadalcanal , с. 337 и 347, Rottman, Japanese Army , с. 63, Miller, Guadalcanal , с. 195.
  21. Zimmerman, Guadalcanal Campaign , с. 133-134, Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 217, Hough, Pearl Harbor to Guadalcanal , с. 347, Frank, Guadalcanal , с. 414, Miller, Guadalcanal , с. 195-196, Hammel, Guadalcanal , с. 140, Shaw, First Offensive , с. 41-42, Jersey, Hell’s Islands , с. 297. Джерси пишет, что высадившиеся солдаты были из 2-й роты 230-го пехотного полка под командованием 1-го лейтенанта Тамосу Синно и 6-я батарея 28-го полка горной артиллерии с двумя орудиями. Продовольствия было 650 мешков риса и десять мешков мисо .
  22. Hough, Pearl Harbor to Guadalcanal , с. 347, Zimmerman, Guadalcanal Campaign , с. 134-135, Frank, Guadalcanal , с. 415-416, Miller, Guadalcanal , с. 196-197, Hammel, Guadalcanal , с. 140-141, Shaw, First Offensive , с. 41-42, Griffith, Battle for Guadalcanal , с. 217 и Jersey, Hell’s Islands , с. 297. Согласно Джерси японские солдаты, встретившиеся с Ханнекеном, были не только прибывшими на остров этой ночью, но и из 9-й роты 230-го пехотного полка, который был предварительно размещён у мыса Коли для приёма и защиты прибывающих подкреплений.

Бой у мыса Сарыч

Чёрное море

Немецкие крейсера вышли из боя

Противники

Командующие

Контр-адмирал В. Сушон

Адмирал А. А. Эбергард

Силы сторон

Линейный крейсер Гебен, лёгкий крейсер Бреслау

Линейные корабли Евстафий, Иоанн Златоуст, Пантелеймон, Три Святителя и Ростислав, крейсера Память Меркурия, Кагул, Алмаз, эсминцы Гневный, Дерзкий, Беспокойный, Пронзительный, Лейтенант Шестаков, Капитан Сакен, Лейтенант Зацаренный, Капитан-лейтенант Баранов и еще 4

Убито 33, ранено 25

Бой у мыса Сарыч - боевое столкновение Российской черноморской эскадры с немецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау». Произошло 5ноября 1914. Бой свелся к перестрелке между линкором «Евстафий» и «Гебеном». Оба корабля получили повреждения, однако, пользуясь преимуществом в скорости хода, немецкие крейсера смогли оторваться от русской эскадры и уйти.

Предшествующие события

Удаленность Босфора и ограниченность сил Черноморского флота, требовавших периодической замены участвующих в операциях кораблей для ремонта и отдыха экипажей, не позволяли вести постоянную блокаду проливов. Превосходство же «Гебена» в скорости и вооружении, особенно по сравнению с устаревшими русскими линейными кораблями, заставляло Черноморский флот выходить только соединениями, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке. В штабе Черноморского флота ориентировались на скорость «Гебена» 29 узлов; фактически же из-за неполадок в котлах и некачественного ремонта в Турции корабль по-прежнему развивал скорость не более 24 узлов, однако и это было больше, чем у российских крейсеров и новых линейных кораблей. В то же время отработанная на Черноморском флоте перед Первой мировой войной сосредоточенная стрельба соединения кораблей по одной цели могла обеспечить организованный отпор, повреждение или даже уничтожение «Гебена» в прямом бою.

Случай проверить такую возможность скоро представился. 2 ноября Черноморский флот почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. Русские линкоры обстреляли Трапезунд, а минные заградители «Константин» и «Ксения» поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям. Днем 4 ноября «Гебен» (флаг контр-адмирала В. Сушона, германский командир- капитан-цур-зее Р. Аккерман) и «Бреслау» (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма.

В тот же день А.А.Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что «Гебен» находится в море. Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил путь, который вел к встрече с германскими крейсерами.

Ход боя

Встреча произошла 5 (18) ноября примерно в 45 милях от мыса Херсонес (на широте 42° и долготе около 34°), юго-западнее Ялты у мыса Сарыч. В этой точке в 11:40 крейсер Алмаз, шедший в 3.5 милях впереди кильватерной колонны из пяти линейных кораблей («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав») обнаружил большой дым и сигнализировал об этом прожектором лидеру. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели «Гебен» с «Бреслау».

Русские корабли начали сокращать интервалы, миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов. Через полчаса «Алмаз» донес: «Вижу неприятеля по носу». По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и «Алмазом» крейсера «Память Меркурия» и «Кагул». Отход был своевременным- в скорости российские крейсера значительно уступали «Гебену», и он мог бы успеть атаковать один из них.

Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свелся в основном к поединку «Гебена» с видевшим его лучше всех «Евстафием» (капитан 1-го ранга В.И.Галанин). Управляющий огнем бригады старший артиллерист В.М.Смирнов находился на «Иоанне Златоусте» (капитан 1-го ранга Ф.А.Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб «Евстафия» не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние «прицел 60» было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех линкоров бригады, кроме флагмана, летели с большими перелетами.

Перестрелка продолжалась 14 минут. За это время русские корабли выпустили с дистанции 40-34 кабельтовых (7- 6 км) 30 снарядов крупного калибра («Евстафий»- 12, «Иоанн Златоуст»- 6, «Три Святителя»- 12). «Пантелеймон» (капитан 1-го ранга М.И.Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по «Гебену» и отставший от эскадры «Ростислав» (капитан 1-го ранга К.А.Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по «Бреслау»- два 254-мм и шесть 152-мм снарядов. «Бреслау» сразу заспешил перейти на «подбойный» борт «Гебена» и избежал попаданий.

Вскоре после первого залпа «Евстафия» начальник Минной бригады флота капитан 1-го ранга М.П.Саблин, находившийся на «Гневном», повел эскадренные миноносцы в атаку, но спустя 10 минут отменил ее по приказу командующего флотом.

Первый же двухорудийный залп флагманского линкора «Евстафий» накрыл «Гебен». Снаряд попал в третий 150-мм каземат и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек прислуги, некоторые получили тяжелые отравления газами и позднее скончались. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, крейсер вышел из боя. «Евстафий» получил 4 попадания, 33 человека было убито и 25 ранено.

Оценка результатов

Бой показал, что «бригада старых броненосцев оказалась вполне способна дать отпор линейному крейсеру». Вместе с тем русские продемонстрировали «прекрасную выучку артиллеристов Черноморского флота и очень слабую подготовку командного состава. Практически ни разу не удалось организовать хотя бы отдаленное подобие сосредоточенного огня, что практиковалось во время довоенных учений».

Примечания

  1. Больных А. Морские битвы первой мировой: Трагедия ошибок.М., 2002. - стр.247-249.
  2. 16 августа 1914 года «Гебен» и «Бреслау» формально были переданы Турции, и получили названия соответственно «Yavuz Sultan Selim» и «Midilli», однако они сохранили немецкие экипажи и командующего, поэтому в тексте обозначены под оригинальными именами и принадлежностью к Кайзеровскому флоту Германии.
  3. Во время Ютландского сражения (1916) бой между линейными крейсерами шел на дистанции 14км.





Бой у мыса Сарыч 18(5) ноября 1914 г.— сражение Российской черноморской эскадры с немецко-турецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау». В ходе боя, сводившемуся фактически к дуэли «Евстафия» с «Гебеном», последний получил тяжёлые повреждения, и, пользуясь преимуществом в скорости хода, покинул бой.

Обстановка перед сражением

Удаленность Босфора и ограниченность сил Черноморского флота, требовавших периодической замены участвующих в операциях кораблей для ремонта и отдыха экипажей, не позволяли вести постоянную блокаду проливов. Превосходство же «Гебена» в скорости и вооружении, особенно по сравнению с устаревшими русскими линейными кораблями, заставляло Черноморский флот выходить только соединениями, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке. В штабе Черноморского флота ориентировались на скорость «Гебена» 29 узлов; фактически же из-за неполадок в котлах и некачественного ремонта в Турции корабль по-прежнему развивал скорость не более 24 узлов, однако и это было больше, чем у российских крейсеров и новых линейных кораблей. В то же время отработанная на Черноморском флоте перед Первой мировой войной сосредоточенная стрельба соединения кораблей по одной цели могла обеспечить организованный отпор, повреждение или даже уничтожение «Гебена» в прямом бою. Случай проверить такую возможность скоро представился. 2 ноября Черноморский флот почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. Русские линкоры обстреляли Трапезунд, а минные заградители «Константин» и «Ксения» поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям. Днем 4 ноября «Гебен» (флаг контр-адмирала В. Сушона, германский командир — капитан-цур-зее Р. Аккерман) и «Бреслау» (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма. В тот же день А. А. Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что «Гебен» находится в море. Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил путь, который вел к встрече с германскими крейсерами.

Ход битвы

Встреча произошла 18(5) ноября 1914 г. примерно в 45 милях от мыса Херсонес (на широте 42° и долготе около 34°), юго-западнее Ялты у мыса Сарыч. В этой точке в 11:40 крейсер Алмаз, шедший в 3.5 милях впереди кильватерной колонны из пяти линейных кораблей («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав») обнаружил большой дым и сигнализировал об этом прожектором лидеру. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели «Гебен» с «Бреслау». Наши корабли начали сокращать интервалы, миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов. Через полчаса «Алмаз» донес: «Вижу неприятеля по носу». По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и «Алмазом» крейсера «Память Меркурия» и «Кагул». Отход был своевременным — в скорости российские крейсера значительно уступали «Гебену», и он мог бы успеть атаковать один из них. Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свелся в основном к поединку «Гебену» с видевшим его лучше всех «Евстафием» (капитан 1-го ранга В. И. Галанин). Управляющий огнем бригады старший артиллерист В. М. Смирнов находился на «Иоанне Златоусте» (капитан 1-го ранга Ф. А. Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб «Евстафия» не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние «прицел 60» было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех линкоров бригады, кроме флагмана, летели с большими перелетами. Перестрелка продолжалась 14 минут. За это время русские корабли выпустили с дистанции 40-34 кабельтовых 30 снарядов крупного калибра («Евстафий» — 12, «Иоанн Златоуст» — 6, «Три Святителя» — 12). «Пантелеймон» (капитан 1-го ранга М. И. Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по «Гебену» и отставший от эскадры «Ростислав» (капитан 1-го ранга К. А. Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по «Бреслау» — 2 254-мм и 6 152-мм снарядов. «Бреслау» сразу заспешил перейти на «подбойный» борт «Гебена» и избежал попаданий. Вскоре после первого залпа «Евстафия» начальник Минной бригады флота капитан 1 ранга М. П. Саблин, находившийся на «Гневном», повел эскадренные миноносцы в атаку, но спустя 10 минут отменил ее по приказу командующего флотом. Первый же двухорудийный залп флагманского линкора «Евстафий» накрыл «Гебен». Снаряд попал в третий 150-мм каземат и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек прислуги, некоторые получили тяжелые отравления газами и позднее скончались. Последующий огонь «Евстафия» был не менее точен. Линейный крейсер получил попадания трех 305-мм и одиннадцати 203-мм и 152-мм снарядов. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, крейсер вышел из боя. «Евстафий» получил 4 попадания.

Результат битвы

Для «Гебена» этот бой обернулся двухнедельным выходом из строя. На его борту было убито 115 (12 офицеров и 103 матроса) и ранено 58 (5 офицеров и 53 матроса) человек (данные разнятся, по другому источнику потери составили 112 человек) . Большое число жертв во многом объясняется «перенаселенностью» корабля. При штатном составе 1053 человека на его борту находилось более 1200 немецких и турецких моряков. «Евстафий» потерял 58 человек команды — 33 убитыми и 25 ранеными.

" Евстафий" — русский линкор додредноутного типа. Заложен в 1904 году в Николаеве. Уже в октябре 1906 года был спущен на воду, а в 1910 году вступил в строй. До 1907 года линкор «Евстафий» числился эскадренным броненосцем. В декабре 1917 года перешел на сторону Советской власти. В марте 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае захвачен войсками кайзеровской Германии. В конце апреля 1919 года при отступлении из Крыма был подорван английскими интервентами и выведен из строя. В 1921 году кораблю присвоено наименование «Революция». В 1922 году линкор был разобран на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков РККФ.

Корабли неприятеля возникли совсем неожиданно. Сначала об их появлении сообщил крейсер “Алмаз”, а несколько минут спустя их заметили и на флагманском линкоре “Евстафий”. Сомнений не оставалось: вынырнувшие из плотной пелены тумана силуэты принадлежали линейному крейсеру “Гебен” и легкому крейсеру “Бреслау”, недавно формально проданным Германией Турции и получившим новые названия “Султан Явуз Селим” и “Мидилли”. Дистанция до противника составляла всего лишь 38 кабельтовых, и державший флаг на “ Евстафий” командующий флотом вице-адмирал А. А. Эбергард приказал немедленно открыть огонь.

И тут произошло нечто невероятное. С первого же залпа русские комендоры накрыли “Гебен”, и 12-дюймовый снаряд, пробив 127-мм броню, разорвался внутри кормового каземата левого борта, вызвав сильный пожар. Немцы, в то время заслуженно считавшиеся отличными артиллеристами и гордившиеся своей способностью поражать цель третьим залпом (перелет, недолет, накрытие), такого никак не ожидали. Противник резко изменил курс и открыл ответный огонь из своих 11-дюймовых орудий.

В дальнейшем сражение, известное как бой у мыса Сарыч, свелось к дуэли флагманских кораблей. К сожалению, плохая видимость и низко стелющийся дым не позволили вести прицельную стрельбу следовавшим в кильватерном строю за “Евстафием” русским линкорам “Иоанн Златоуст”, “Пантелеймон”, “Три Святителя” и “Ростислав”. Но и огня одного корабля оказалось достаточно, чтобы неприятель понял: перед ним уже не тот противник, что противостоял Японии десять лет назад. Урок Цусимы для русских моряков не прошел бесследно, и через 14 минут после начала боя “Гебен”, получив 14 попаданий (в том числе три 305-мм снарядами), воспользовался своим преимуществом в скорости хода и исчез в тумане.

Поединок со старым линкором обошелся ему дорого. Данные о потерях в его экипаже противоречивы; по наиболее авторитетным источникам, они составили 112 человек (а по другим данным, даже 172 человека: 115 убитыми и 57 ранеными). То есть за 14 минут боя новейший немецкий линейный крейсер понес потери больше, чем русский броненосец “Орел” за 5 часов Цусимского сражения!

Справедливости ради следует отметить, что и “”Евстафию" в тот пасмурный день 17 ноября 1914 года пришлось несладко. Из 19 выпущенных “Гебеном" 280-мм снарядов четыре (21%) поразили русский флагманский корабль, нанеся ему ряд серьезных повреждений. “Евстафий” потерял 58 человек команды —33 убитыми и 25 ранеными, что для столь скоротечного боя тоже чрезвычайно много. Все это лишний раз доказывало: вступать в поединок с новейшими дредноутами линкорам-старикам крайне рискованно. Однако другого выхода у русского командования не было: к началу первой мировой войны линкоры типа “Императрица Мария” еще только строились, и основной боевой силой на черноморском театре являлась бригада из четырех устаревших линейных кораблей. Хотя последние были довольно близки по типу, их ввод в строй растянулся по времени аж на 16 лет...

Линейный корабль “Евстафий”, Россия, 1911 г.

Заложен в 1904 г., спущен на воду в 1906 г.
Водоизмещение фактическое 13840 т, длина по ВЛ 114,9 м, ширина 22,5 м, осадка 8,2 м. Мощность машин 10 680 л. с., скорость 16,2 уз.
Броня (крупповская): пояс 229 - 203 мм, казематы 152 - 127 мм, башни 254 мм, палуба 76 - 38 мм, рубка 229 мм.
Вооружение: четыре 305-мм, четыре 203-мм, двенадцать 152-мм и шестнадцать 75-мм орудий, десять 47-мм пушек Гочкиса, две 63-мм десантные пушки Барановского, 6 пулеметов, 2 торпедных аппарата.
Всего в Николаеве и Севастополе построено 2 единицы: “Евстафий” и “Иоанн Златоуст” (оба — 1911 г.).

Линейный крейсер "Гебен".

Водоизмещение нормальное 22 979 т, полное 25400 т. Длина по ватерлинии 186 м, наибольшая длина 186,6 м, ширина 29,4 м (с учетом противоминных сетей 29,96 м), осадка 8,77 м (нос) и 9,19 м (корма), средняя осадка 9,0 м, высота борта по мидель-шпангоуту 14,08 м.
Артиллерия главного калибра - 5 x 2 x 280/50-мм орудий (810 снарядов), углы наклона орудий от -8 до 13.5°, дальность стрельбы - 18,1 мили. Башни главного калибра размещались по диагональной схеме. Башня правого борта смотрела орудиями в нос, а башня левого борта - в корму. Каждая из них имела сектор обстрела 180° на ближний борт и 125° на противоположный. Возвышение цапф орудий над грузовой ватерлинией: носовая башня 8,78 м, бортовые 8,43 м, кормовые 8,60 и 6,23 м. Боезапас - по 81 бронебойному снаряду на каждое орудие. Механизм поворота башен и вертикальной наводки орудий - электрический.

Артиллерия среднего калибра - 10 150/45-мм орудий. Боезапас 1800 снарядов, дальность стрельбы до 13,5 миль. Противоминная и зенитная артиллерия - 12 88/45-мм орудий. Боезапас 3000 снарядов.
Бронирование выполнялось цементированной броней Круппа, закрепленной на тиковой подкладке. Главная бронепалуба - 50 мм, башни 250-203 мм, борт 270 мм, главный броневой пояс по ватерлинии (от носа к корме) 0 - 100 - 279 - 190 - 100 мм, цитадели - 200 мм, казематы - 150 мм, переборка противоторпедной защиты - 50 мм (в верхней части 30 мм). Бронирование артиллерии: барбеты главного калибра - 255 мм, башни главного калибра - 90/230 мм (амбразуры - 70мм), башни среднего калибра - 150 мм (амбразуры - 70мм), орудийные бронещиты - 70мм. Бронирование боевых рубок: носовая - крыша 80 мм, стенки 250/350 мм; кормовая - 50 мм и 300 мм. Броневая защита оснований дымовых труб - 150 мм