Столкновение американского военного корабля с сухогрузом. Эсминец вмс сша врезался в контейнеровоз у берегов японии

В Тихом океане вызывает немало вопросов. Как могли удариться корабли, оснащенные радарами и системой предотвращения аварий? Эксперты считают, что причина - человеческая ошибка. Основную ответственность возлагают на грузовое судно, но вина неизбежно ляжет и на командира эсминца, потерявшего семь своих матросов убитыми, и даже на командование флота. Повышенная активность ВМС США в Тихом океане в последние месяцы привела к первым жертвам: в воскресенье стало известно, что в затопленных каютах американского эсминца Fitzgerald («Фицджеральд») найдены тела семерых моряков. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже выразил соболезнования президенту США Дональду Трампу по этому поводу.

Напомним, корабль в субботу столкнулся с филиппинским торговым судном ACX Crystal («Кристалл») в водах Японии в 103 км от Йокосуки. Кроме семерых погибших, трое матросов были ранены, включая самого командира корабля Брайса Бенсона. Все пострадавшие были госпитализированы.

Контейнеровоз подбил эсминец

Инцидент произошел в 2.30 по местному времени (20.30 мск в пятницу), когда филиппинский контейнеровоз протаранил носовой частью (как напоминает CNN, суда такого типа имеют носовой бульб - выступающая часть выпуклой эллипсоидной формы чуть ниже ватерлинии - для уменьшения сопротивления течению воды) правый борт американского эсминца, создав серьезную пробоину, как выше, так и ниже ватерлинии. У военного корабля оказалось повреждено машинное отделение, а также каюты капитана и экипажа, большая часть которого в ночное время спала (что, в том числе и обусловило такие серьезные жертвы).

Благодаря усилиям экипажа Fitzgerald остался на плаву и смог дойти до порта Йокосука. Командующий 7-м флотом ВМС вице-адмирал Джозеф Окойн отметил: несмотря на серьезный урон, эсминец поддается ремонту, однако на это потребуется несколько месяцев, если не год. У ACX Crystal лишь незначительно повреждена носовая часть, судно полностью остается на плаву.

Fitzgerald - эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием (УРО) ВМС класса Arleigh Burke («Арли Берк»), эксплуатируется с 1995 года. Был одним из 15 эсминцев УРО, которые были модернизированы для установки на них зенитных управляемых ракет большей дальности - SM-3. На его борту госсекретарь США Хиллари Клинтон в 2011 году подписала Манильскую декларацию о старте переговоров по решении морских споров с Филиппинами .

В последнее время Fitzgerald находился на боевом дежурстве возле берегов Японии и Южной Кореи (базируясь в Йокосуке). В пятницу перед столкновением он вышел для выполнения «штатных операций». Стоит отметить, что это корабль внушительных размеров: водоизмещение более 8 тыс. тонн и длина более 150 м, а экипаж состоит из 337 человек.

В то же время ACX Crystal - судно в разы больших размеров. Его водоизмещение составляет более 29 тыс. тонн, а длина - более 220 м, однако его экипаж составляет лишь 21 человека. Такая разница в габаритах объясняет несопоставимость повреждений, полученных кораблями. Контейнеровоз, находящийся в эксплуатации 9 лет, плавает под флагом Филиппин, однако был построен в Южной Корее, принадлежит японской компании Dainichi-Invest Corporation и зафрахтован крупнейшей японской судоходной фирмой NYK Line (входит в Mitsubishi Group). Во время столкновения судно везло более 1 тыс. контейнеров из Нагои в Токио.

Как такое могло произойти?

ВМС США и береговая охрана Японии (хотя инцидент произошел в японских водах, в нем задействован американский военный корабль) начали расследование, - и намерены в первую очередь допросить экипаж контейнеровоза, ведь именно он протаранил эсминец. Кстати, согласно навигационным данным ACX Crystal перед столкновением почему-то отклонился от курса и совершил два резких маневра.

В любом случае подобные инциденты в море вызывают недоумение. Виновны, скорее всего, обе стороны. Морской эксперт Том Дайер заявил изданию Wired, что оба судна оснащены системами предотвращения столкновений, которые основываются на показаниях радаров. В этих условиях есть два варианта причин произошедшего: или сбой систем, или же ошибка командиров (либо штурманов) обоих кораблей. И второе куда более вероятно.

Вот и японские власти предположили, что виновата «профессиональная халатность». В США также звучат голоса о том, что, даже если основная ответственность лежит на контейнеровозе, командир Fitzgerald также виновен, что не сумел предотвратить происшествие. Брайан Макграт, бывший командир одного из эсминцев США, подчеркнул: «Каждый, кто когда-либо командовал кораблем, знает, что ты неизбежно ответственен за все, что происходит под твоим надзором. Тут нет таких моментов, как „Я спал“ или „Я был на суше“.

Бывший контр-адмирал американского флота Джон Кирби отметил, что виновные должны понести наказание и поплатиться должностями. „В отсутствие боевых действий в море, боевые корабли ВМС не должны врезаться во что-либо - ни в землю, ни друг в друга, ни, конечно же, в контейнеровоз посреди ночи“, - подчеркнул он.

Как ни странно, критике подвергся даже президент Дональд Трамп. Он так и не назначил ни министра (шефа) ВМС, ни американского посла в Японии спасательная операция и ее координация между Токио и Вашингтоном сталкивались с проблемами, считает бывший представитель администрации Барака Обамы Брендон Фридман.

Корабли сталкиваются все чаще

Как отмечает FT, в мае на симпозиуме в Сингапуре представители военных ведомств государств Азии выражали опасение по поводу стремительного наращивания в этом регионе флота подводных лодок (в ближайшие восемь лет должен достигнуть 250 единиц) и увеличения численности военных кораблей США. Это повышает риск „ошибок в расчетах“, что может вести к авариям. Столкновение эсминца Fitzgerald и контейнеровоза ACX Crystal косвенно подтвердило эти опасения.

Стоит также вспомнить, что в апреле похожий инцидент произошел и в Черном море. Тогда в 40 км северо-западнее пролива Босфор грузовое судно под флагом Того Youzarsif H (»Ашот-7») протаранило российский разведывательный корабль «Лиман». В результате корабль Черноморского флота затонул. Команда, однако, не пострадала, благодаря своевременной эвакуации.

Представитель Черноморского флота в этом месяце рассказал «Независимой газете», что разведывательный корабль стоял на якоре и своевременно обнаружил приближение Youzarsif H, сообщив об этом капитану сухогруза. Однако сухогруз так и не изменил курс даже после второго сеанса связи, хотя и сообщило, что принял информацию. Однако остается вопрос, почему командир «Лимана» до последнего тянул с решением сняться с якоря и уйти, на что в итоге времени не хватило. Об официальных итогах расследования гибели «Лимана» пока не сообщалось.

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 августа 2017 года в районе Малаккского пролива эсминец ВМС США DDG-56 John S. McCain столкнулся с танкером Alnic MC. Военный корабль получил повреждения кормы, десять его моряков числятся пропавшими без вести.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию аварий, произошедших с 2000 года с надводными кораблями ВМС США в результате навигационных ошибок.

Всего сообщалось о шести таких инцидентах (включая столкновение 21 августа). Два из них привели к человеческим жертвам.

13 июля 2000 года близ острова Оаху в Гавайском архипелаге (США) десантный транспорт-док LPD-9 Denver в ходе учений по дозаправке в море столкнулся с судном-заправщиком T-AO-202 Yukon. Оба судна получили серьезные повреждения, пострадавших не было. Виновным в аварии был признан экипаж Denver.

22 июля 2004 года в Персидском заливе авианосец CV-67 John F. Kennedy столкнулся с неопознанным дау (арабским парусным рыболовецким судном). В результате судно сразу затонуло, на его борту, предположительно, находились до 15 человек. На борту авианосца никто не пострадал, но в результате резкого маневра, предпринятого, чтобы избежать столкновения, были повреждены два самолета. По итогам расследования инцидента командир авианосца, капитан (аналог российского звания "капитан 1 ранга") Джон Миллер был отстранен от командования и переведен на преподавательскую, а затем - на штабную работу.

12 августа 2012 года в Ормузском проливе эсминец DDG-78 Porter столкнулся с танкером Otowasan, следовавшим под флагом Панамы, и получил пробоину в правом борту. Пострадавших не было. Командир корабля, коммандер (капитан 2 ранга) Мартин Арриола был впоследствии отстранен от командования.

9 мая 2017 года в международных водах близ берегов Республики Корея ракетный крейсер CG-57 Lake Champlain столкнулся с небольшим южнокорейским рыболовецким судном 502 Nam Yang. Пострадавших не было. Столкновение произошло в условиях плохой видимости. Как сообщили представители ВМС, экипаж корабля подавал положенные звуковые сигналы, однако рыбаки не успели вовремя изменить курс.

17 июня 2017 года у южного побережья Японии американский эсминец DDG-62 Fitzgerald столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под флагом Филиппин. Инцидент произошел ночью в хорошую погоду. Сухогруз врезался в правый борт корабля, эсминец получил серьезные повреждения, в том числе пробоину ниже ватерлинии. Погибли семь американских моряков, которых затопило в машинном отделении. Травмы получили трое, в том числе командир корабля, коммандер Брюс Бенсон.

Согласно результатам расследования, опубликованным властями США 17 августа 2017 года, виновными в происшествии были признаны находившиеся на вахте моряки эсминца, которые в нарушение Международных правил предупреждения столкновений судов (COLREGS-72) не предоставили преимущества двигавшемуся справа торговому судну. После аварии корабль отправили на длительный ремонт.

Американский эсминец "Джон Маккейн" (John S. McCain) столкнулся в Южно-Китайском море с танкером "Алник" (Alnic MC), шедшим под либерийским флагом. В результате инцидента, произошедшего рано утром в понедельник в районе Малаккского пролива, боевой корабль получил серьезные повреждения корпуса, пострадали пять моряков, еще десять пропали без вести.

Эсминец "Джон Маккейн" (на снимках) следует на базу "Чанги" в Сингапуре после того, как получил серьезные повреждения при столкновении с танкером "Алник" в Южно-Китайском море. В результате инцидента ранения получили пять военных моряков, еще десять пропали без вести. Танкер, перевозивший около 12 тысяч тонн мазута, повреждений практически не получил. Фото: EPA

"Значительное повреждение корпуса вызвало затопление ближайших помещений, в том числе кают, машинного зала и рубки связи", - проинформировали в 7-м флоте ВМС США, к которому относится эсминец. "Джон Маккейн" направлялся в Сингапур "для рутинного визита". Танкер "Алник" также следовал в Сингапур, куда он должен был доставить около 12 тысяч тонн мазута из Тайваня. В результате столкновения у судна был выбит клапан, но, к счастью, разлива горючего удалось избежать.

Это было бы катастрофой, поскольку это водное пространство является одним из самых загруженных в мире, на него приходится около трети мирового коммерческого судоходства. И направление туда новых боевых кораблей, как это планируют в Вашингтоне, серьезно увеличит вероятность повторения таких инцидентов.

Но заботит США в первую очередь судьба моряков . Председатель комитета по делам вооруженных сил сената конгресса Джон Маккейн написал на своей странице в Twitter, что вместе с женой молится за пропавших моряков эсминца, названного в честь его деда и отца - адмиралов ВМС США.

Это уже второй инцидент с боевым кораблем США за последние месяцы (и шестой с 2000 года, четыре из них произошли в азиатских водах). Эсминец "Фицджеральд" (Fitzgerald) столкнулся в ночь на 17 июня с филиппинским торговым судном "Эй-си-экс Кристал" (ACX Crystal) примерно в 20 км от мыса Иродзаки на юге полуострова Идзу. В результате американский корабль получил пробоину ниже ватерлинии (на восстановительные работы, по словам экспертов, уйдут месяцы), погибли семь военнослужащих, их тела обнаружили в затопленных отсеках. Контейнеровоз пострадал незначительно.

Интересно, что эсминцы "Джон Маккейн" и "Фицджеральд" являются однотипными кораблями класса "Арли Берк", которые производятся с 1988 года. Оба входят в одну и ту же флотилию ВМС США, базирующуюся в Японии. На их вооружении стоят пусковые установки системы "Иджис" (Aegis), что делает их частью противоракетной системы США. И после столь серьезных повреждений они оказались временно выведены из строя.

Справка "РГ"

Эсминец "Фицджеральд", как и "Джон Маккейн", входит в состав 7-го флота ВМС США, действующего в западной части Тихого океана и восточной части Индийского. На постоянной основе в его состав входят 20-25 кораблей, в том числе авианосец "Джордж Вашингтон" (George Washington), несколько крейсеров, эсминцев и подводных лодок, приписанных к базам в Японии и на Гуаме. Остальные силы и средства выделяются по мере необходимости. Обычно состав 7-го флота расширяют до 50-70 кораблей, хотя в определенный момент "холодной войны" в него входило более 120 боевых кораблей и судов поддержки. Формально флот там находится для защиты путей сообщения и обеспечения безопасности союзников, правда, эксперты отмечают, что у него есть и серьезные наступательные возможности, о чем говорит наличие в его составе авианосца.

Руководство ВМС США распорядилось "провести широкомасштабное расследование" деятельности Седьмого флота, с кораблями которого произошли в последнее время два серьезных инцидента.

В ходе расследования будут рассмотрены "все обстоятельства, связанные с последней катастрофой на море", заявил находящийся с визитом в Аммане, Иордания, министр обороны США Джеймс Мэттис.

ТАЛЛИНН, 17 июн — Sputnik. Эсминец ВМС США USS Fitzgerald столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под флагом Филиппин. Инцидент произошел к юго-западу от японского города Йокосука 17 июня ночью, сообщает РИА Новости .

В результате столкновения пострадали как минимум три человека, включая капитана корабля Брайс Бенсон. Все они получили рваные раны и ушибы. Пострадавшие были доставлены в госпиталь ВМС США Йокосука. Сообщается, что капитан находится в стабильном состоянии, состояние двух других моряков оценивается.

Помимо пострадавших в результате инцидента сообщается о семи пропавших без вести членах экипажа эсминца. Корабль и японская береговая охрана продолжают их поиски.

В результате столкновения оба корабля получили повреждения. Эсминец получил повреждения правого борта, в некоторые отсеки корабля проникла вода, при этом он остается на ходу.

"USS Fitzgerald получил повреждения правого борта как ниже, так и над линией воды. Столкновение привело к подтоплению", — сообщили пресс-службе ВМФ США. Отмечается, что эсминец остается на собственном ходу, хотя работа его двигателей ограничена.

При этом седьмой флот ВМФ США сообщает на своей странице в Twitter, что течь удалось стабилизировать.

Оба судна после инцидента продолжили следование. Эсминец направляется в порт дислокации Йокосука, а контейнеровоз — на северо-восток от острова Идзуосима.

© REUTERS / KYODO

Случаи столкновения судов в мире в 2017 году

В этом году это уже не первый случай столкновения крупных морских судов. Так, 11 мая в водах залива Сквиллаче итальянская подводная лодка Scirè столкнулась с торговым судном. В результате инцидента никто из команды подлодки или экипажа торгового корабля не пострадал.

9 мая американский военный корабль, проводивший учения, столкнулся с южнокорейским рыболовным судном в Японском море. Не уточнялось, какой именно американский корабль участвовал в инциденте. На рыболовном судне никто не пострадал.

27 апреля в 40 километрах от Босфора российское исследовательское судно Черноморского флота "Лиман" столкнулось с судном "Ашот-7" и получило повреждения по правому борту. Экипажи обоих судов спасены. Причиной инцидента мог стать туман.

20 марта недалеко от порта Барселоны в море произошел инцидент с участием российского танкера-химовоза "Мидволга-2". Он столкнулся с рыболовным судном El Fairell, в результате чего оно затонуло. Два человека погибли.