Старинное название древнерусского государства гардарика. Почему европейцы называли русь рогом изобилия

Урок : Ознакомление с окружающим миром (история).

Класс : 4 Учитель : .

Тема : Страна городов.

Цель : сформировать представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде; развивать воображение и фантазию, устную речь, воспитывать любовь к истории.

План – конспект.

1. Организационный момент : Начинаем мы опять по истории шагать

Постарайтесь всё понять, интересное узнать.

Перед вами «Волшебные линеечки», отметьте на них, где вы сейчас находитесь.

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам:

(ромашка)

Каковы заслуги князя Владимира?

Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

В чём значение принятия Русью христианства?

1. Постановка проблемы и выход на тему урока.

Где жили люди в Древней Руси? (в городах и в деревнях)

Посмотрите на карту Древней Руси: много ли городов было в Руси, если учесть, что в городах проживало 2 человека из 100. Для сравнения: в современных городах проживают 64 человека из 100. (нет)

А западные славяне называли Русь – «страной городов». Почему? (предположения).


- Тема нашего урока: Страна городов.

- Проблема: Почему Древнюю Русь называли страной городов?

Сегодня мы побываем в городах, а что узнать в каких, надо отгадать кроссворд.

Кроссворд 1 - Какое важное событие произошло в 988 году? (крещен ие)

Какой русский князь прославился своими военными подвигами? (О лег)

Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси? (в одные)

Как стали называть добрых молодцев, служивших на заставах? (бог атырь)

Кто были советники и помощники князя? (бо яре)

К воротам, какого города прибил свой щит князь Олег? (Цар ьград)

Какие здания для молитв стали сооружаться на Руси после крещения? (со бор)

Как звали князя Красное Солнышко? (Влад имир)

Кроссворд 2 - Кто совершал набеги на Древнюю Русь? (кочевник и)

Назовите имя русского богатыря? (И лья)

На какой реке происходило крещение Руси? (Дне пр)

Как люди прозвали князя Олега? (в ещий)

Сегодня на уроке речь пойдёт о городах Древней Руси: Киеве и Новгороде.

2. Решение проблемы, актуализация знаний.

· Чтобы начать разговор о городах, надо знать, как появились города? Мы уже знаем, как жили славяне, как выглядели их жилища, как выглядели посёлки славян.

У славян по-прежнему было много врагов и для защиты от них они начали строить крепости. Прежде всего, надо было выбрать подходящее место, где сама природа помогала бы защищаться от врагов.

Выскажите свои предположения (работа в группах).

Возможные ответы детей Таким местом был обычно высокий берег у крутого изгиба рек: если нагрянут враги, их можно увидеть издалека. Кроме того река с 3 сторон защищала крепость. Со стороны незащищённой рекой, выкапывали ров и заполняли водой. Получался рукотворный остров. На таком острове и строили свои дома славяне. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих заострённых брёвен. Хорошо защищённую крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае можно было легко и быстро поднять.

Такие посёлки-крепости со временем стали называть городами.

Артём работал со словарём, и скажет нам по определению словаря, что такое город. (Город – крепость, крепостная стена, ограда, населённый пункт, от слов «огораживать», «городить»)

· Выясним теперь, кто жил в городах?

На столах у вас буквы, подбери ключ и собери их в слова и узнаешь, кто жил в городах (работа в группах).

Артём работал со словарём и нашёл пояснения к каждому слову. Узнайте, о ком идёт речь.

Возможные ответы детей

Бояре – знатные люди, советники и помощники князя,

Купцы – богатые торговцы,

Ремесленники – мастера, которые занимались своим ремеслом.

К людям относился весь городской люд (дети, жёны, гости, бродячие артисты, строители). Были ещё и священники.

Можем ли мы сейчас ответить на вопрос: почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

· Месторасположение Киева

Высоко передо мною

Старый Киев над Днепром;

Днепр сверкает под горою

Переливным серебром.

Слава, Киев многовечный,

Русской славы колыбель!

Слава Днепр наш быстротечный,

Руси чистая купель!

Рассмотрим карту Древнего Киева. На какой реке стоит Киев? Ближе к какому морю?

Что вы ещё можете рассказать о Киеве?

(работа в группах с деформированным текстом)

В Х веке Древний Киев занимал ________________пространство. Весь город обнесён крепкими стенами. В городе были построены церкви, каменные __________________.

Изменился город в 11 веке. Занимаемая им площадь ________________________ в несколько раз. В центре города был воздвигнут ________________________________, построено ещё несколько ______________ и каменных __________________. Войти в город можно было через ____________________________ и __________________________.


Летописцы называли Киев «украшением Востока». Конечно, самым красивым был Софийский собор. Это памятник древнерусского зодчества. Заложен в 1037 году 13-купольный кирпично-каменный храм был в 11 веке украшен фресками и мозаиками.

В город вели ворота, количество которых зависело от размеров города. Самые торжественные назывались Золотыми. Над ними обычно возводили надвратную церковь. Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них же въезжали самые почётные гости. И ещё Золотые, потому что створки были обиты золочёной медью.

· Физминутка

Вы, наверное, устали? – Да! И поэтому все встали

Мы похлопаем в ладоши дружно веселее

Наши ножки постучали дружно веселее

По коленочкам ударим тише, тише, тише

Наши ручки поднимайтесь выше, выше, выше

Наши ручки закружились, ниже опустились

Завертелись, завертелись и остановились

И как гости зашагали в город Новгород попали.

· Древний Новгород

Рассмотрим карту Древнего Новгорода. Вдоль какой реки построен город? На какие 2 части разделён город? Какая постройка есть в Новгороде и нет в Киеве? Первый Кремль был построен в Новгороде и стоит уже почти 10 веков. Он расположен в центре.

Самостоятельная работа по учебнику стр.48-51(прочитать)

Как назывался центр города? (Кремль)

Что располагалось внутри Кремля?

Кто управлял городом? (посадники)

Какой собор вызвал ваше удивление? (Софийский) Почему?

Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде? (камнерезы, кожевники, оружейники, ювелиры)

Вывод: город поражал своей красотой и необычностью.

· Городская суета

Как вы думаете, древнерусские города были большие?

Древнерусские города можно было пересечь из конца в конец всего за 15-20 минут. Из 100 любых русичей горожанами были всего 2-3 человека, а остальные жили в деревне. В город приходили крестьяне, чтобы продать свой товар. Бродячие артисты со своими выступлениями. Иногородние мастера приходили на строительство церквей и каменных дворцов. А теперь представьте, что всё это происходит одновременно. Что будет? (шум, неразбериха, толкотня) Какое впечатление создавалось?

Вывод: что всё население Руси живёт в городах

· Вывод урока

Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

- город – центр всей жизни государства

- город поражал своей красотой и необычностью

- создавалось впечатление, что всё население Руси живёт в городах

· Дополнительный материал

Рассказ о берестяных грамотах (сообщение ребёнка)

3. Итог урока и рефлексия

- В какое время ты хотел бы пожить во времена восточных славян или позднее, когда на Руси уже появилось государство?

В каком городе ты хотел бы пожить?

Понравилось ли тебе путешествовать по древним городам?

Отметь на «волшебной линеечке» где ты сейчас находишься.

Все слышали название удивительной, легендарной страны - Гиперборея? А где она находилась, знаете?
Гиперборея - сказка, Гиперборея - легенда… Она располагалась в далеких северных краях. Люди там жили, не зная войн и раздоров, а жители других стран - римляне, греки, даже индийцы активно искали это место. Прошли тысячелетия, и в руках ученых есть карта, которая много шума наделала и продолжает будоражить умы исследователей до настоящего времени знаменитая карта Меркатора, где он якобы впервые показал таинственную страну Гиперборея, в районе Северного полюса. Где-то в районе нашей России.

Сирены и Древо жизни. Колт; Россия. Киевская Русь; XI в.; местонахождение: США.

Для древних народов Европы и Азии Россия была настолько велика и необъятна, что многие принимали ее за несколько разных государств. (Кстати сказать, велика и необъятна она для многих народов и сейчас). Сарматия, Гардарики, Ас-Славия - это далеко не все названия, которыми другие народы наделяли эту страну.

1. Гиперборея

Гипербореей в древнегреческой мифологии называется некая легендарная северная страна. Некоторые историки склонны утверждать, что она находилась на Северном Урале, в Карелии или на Таймырском полуострове. На некоторых средневековых картах именно эта часть России именовалась как Гиперборея.

2. Гардарики

Древние скандинавы называли территорию нынешней России Гардарики. С исландского «гардарики» переводится как «страна городов». Изначально варяги называли Великий Новгород столицей Гардарики, а затем это значение распространилось и на южные земли Руси. Кстати скандинавское «гард», преобразовалось в славянское «град», который затем стал «городом».

3. Сарматия

Границы Сарматии простирались от Черного моря и Сарматских гор (Карпаты) до Урала. Это название упоминается в I веке до н. э. Немного позже Птолемей подробно опишет Азиатскую и Европейскую Сарматию. Михаил Ломоносов являлся ярым сторонником теории, что истоки российского государства необходимо искать именно в Сарматии.

4. Великая Швеция

До начала монгольского нашествия скандинавские деятели называли Русь Великой Швецией. Снорри Стурлуссон, политический деятель Исландии, в начале XIII века описывал нынешнюю территорию России как «Свитьод». В одном из сборников саг Русь описывается так: «К северу от Черного моря простирается Свитьод Большая или Холодная. Северная часть Свитьод не заселена из-за морозов. В Свитьод много больших херадив (городов). Там также много разных народов и много языков. Там есть великаны и карлики, там есть много разных удивительных народов…»

5. Ас-Славия

Ас-Славией называли один из трех центров Руси арабы в X веке. Столицей Ас-Славии географы Эль-Фарси и Ибн-Хаукаль считали город Салау (Словенск), который находился недалеко от Великого Новгорода. Другие два центра Древней Руси в представлении арабов были Артания и Куява. Если о месторасположении первой до сих пор историки не пришли к единому мнению, то Куява - это была Киевская земля.

6. Московия

Казалось бы, благозвучное «Московия» произошло от названия столицы. Но некоторые историки утверждают, что это название восходит к имени Мосоха или Мешеха, внука ветхозаветного Ноя и основателя народа «московитов». В поддержку этой теории приводится «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», изданное в 1674 году в Киево-Печерской Лавре. Для западной Европы, Московия была нейтральным синонимом к слову Руссия или Рутения. Негативный оттенок — это понятие стало приобретать из-за Речи Посполитой, которая не принимала притязаний княжества Московского на некоторые земли.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Россия - страна юная, причем история раннего средневековья преднамеренно искажена и частью сфальсифицирована, и вот, что наврано, знать нужно.

Вот она — Гардарика — ни Градорика, ни Городорика. См. карту.

Страна с Новгардами, Белгардами, Старгардами и Холмгардами. С легендарным городом Столп, который никак ни хотят найти наши, извиняюсь, ученые.


А Хольмгард из Померании превратить в Новгород может только тот, кто очень этого хочет. Другой связи нет. Передняя Померания, сейчас в Германии, одна Часть в Польше. Есть и немецкий округ впрямую "Шлафе-Славе". А вообще-то это та самая Гардарике — страна с городами один на другом, а город и до сих пор по-кошубски "гарда". Поэтому и страну скандинавы называли Гардарике. И Холмгарды были там, и Невогарды, и Старогарды, и Белгарды и пр. Причем и до сих пор есть. У местных славян (бывших хозяев) город и до сих пор называется "гарда" и "гард". Язык у них такой и славянский полностью. И похож на язык древних новгородцев. Причём связь Новгорода и Поморья известна давно, и скорее всего Новгород был поначалу колонией Гардарике. Причем совсем не я придумал: и язык, и антропологические данные, и деревянные срубы, и керамика похожи. И то, что Гардарике не Русь — факт. Причем, то что скандинавские саги ни к нашему Новгороду, ни к Киеву никакого отношения не имеют, — тоже факт. Вот их сцена. При этом, например, и Борислава искать не нужно: был тут один такой удельный князь. И т.д.. И Холмгард в Новгород переделывать не нужно.

Адам Бременский:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов

и живущих по ту сторону Одры поляков, которые НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ

СЛАВЯНИИ НИ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НИ ЯЗЫКОМ…

Славянских народов существует много.

Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами.

Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты,

которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград - город

Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город

которых называется Рацисбургом (Ратибор - «Ратный лес»). За ними лингоны

от долечан и РАТАРЕЙ рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской

епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и

РАТАРИ — к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются

вильцами, или ЛЮТИЧАМИ. Есть еще и другие славянские племена, которые

живут между Лабой и Одрой… из всех них САМЫМИ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ

РАТАРИ, живущие в центре…

Их город — ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНАЯ РЕТРА (Радигост, Радигощ) — седалище

идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из

которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура.

Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером,

через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него

разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения

оракула… Говорят, что ОТ ГАМБУРГА ДО ХРАМА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПУТИ».

«Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории (популярный очерк)

В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой

(Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена,

получившие в науке условное наименование «полабских славян». Наиболее

крупными и устойчивыми объединениями полабских славян являлись племена

ободритов (бодричей), жившие по побережью Балтики между Нижней Лабой и

Одрой, и лютичей, сидевшие чуть южнее — по Средней Лабе. На юге региона, в

междуречье Лабы и Салы, размещался сербо-лужицкий племенной союз.

Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой, жили поморяне.

В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён

сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались

постоянные дружины, состоявшие из элитных воинов. К IX веку в местах

племенных центров выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) -

центр лютичей-гаволян, Ретра - главный центр всех четырёх лютических

племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек), Рарог (или Рерик) - в земле

ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в

условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с

соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело. Лишь

в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей

ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в.

Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города -

Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег - они вели оживлённую торговлю со странами

Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль и солёную рыбу,

ремесленные изделия, и осуществляя транзитные перевозки. В общем,

поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю «варяжили» по

Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали. В связи с этим есть

веские основания полагать, что призванный новгородскими словенами на

княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения.

Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной,

как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский - в оригинале имя

звучит даже не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно

связать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк

(ведь по-древнеславянски «ререк» значит «сокол» — вполне подходящее имя

для князя — помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для "Северной

Руси" он тоже будет «варяг из-за моря».

И, в самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в

восточно-славянских землях варяга-дана из небольшой Ютландии (Дании), если

рядом же (!) находится славная, богатая, многолюдная, воинственная, а

главное - славянская, «заморская» земля полабов и поморян? К тому же

последние исторические исследования по "Северной Руси" прослеживают явную

связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с

западными "балтийскими славянами" — так называется вся совокупность

полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и

называются "поморами", что звались так и раньше, в седой древности? Может

превосходными моряками они стали ещё там — на балтийском Поморье? Такие

гипотезы встречаются в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX

века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор русского Поморья.)

У славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура.

Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая

поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах,

расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же

славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали

роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными

изображениями богов из металла, камня и дерева.

Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на

острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только славян, но

и всех соседних языческих племён. Возможно, остров Руян стал прообразом

острова Буяна из русских народных сказок: «Мимо остова Буяна в царство

славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы — через Балтику, Неву,

Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий - в арабские страны. (Для справки: в

последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего

транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка - 753 г.).

В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста.

Сам по себе город Ретра тоже был примечательным - по описаниям он имел

девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края.

История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они

постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были

грабительские набеги саксов и франков-меровингов, затем, в VIII-IX вв. -

походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования

Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный

немецкий «Drang nach Osten». В X в. представителям саксонской династии

Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г.

разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли

за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор

находится город Цербст (Сербск) - столица княжества Ангальт-Цербстского —

из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика -

будущая Екатерина Вторая.

В XI — нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота,

славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против

полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский

Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и

славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими

и национальными, стоявшими перед германскими племенами. Они, ограниченные

бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с

теми соседями, которые приняли христианство давно.

Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была

завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем

Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти

небольшой городок - нынешний Берлин.

Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский

«натиск на Восток», прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей. Но

поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян,

принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг:

христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но,

не приняв крещения, остались без помощи братских народов.

И все же - не всё так плохо - ведь в жилах восточных немцев течёт немало

славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а

копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому

Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но

и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады.

***

Андрей ПОЛЯЕВ

P.S. Специально для украинских товарищей я нашёл родину укров. Всё очень просто.

Это Укермарк на севере Бранденбурга, на границе с Померанией — родиной русов/ругов.

Гарда́рики - (страна городов) прежнее европейское название Северной Руси со столицей Старой Ладогой - предшественницей Новгорода. Гардар, или Гарда́рики - это название Древней Руси вообще, а не её городов. Древние скандинавы называли Киевскую Русь Гарда́рикой - "Страной городов". И было с чего, немецкий епископ Титмар Мерзербургский насчитал в Киеве времен Владимира Святого около 400 одних только церквей. *Страной городов - Гардарикой - звали Древнюю Русь в скандинавских сагах IX в. Древнейшие города северо-запада являлись щитом нашей земли. До сих пор они являются свидетелями славы, богатства, величия и духовной силы.

В Википедии, говорится : Гарда́рики (исл. Garðaríki, Garðaveldi, швед. Gårdarike) — древнее скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века. Термин переводится как «страна городов». Петр Дикман в одной из готических повестей написал: "Голмогардия и Гордорики область, лежащая между Ладожским и Пейпус (Чудским) озерами, в которой главный град Олденгобург»

Топоним Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в. Также он нашёл отражение в сводах королевских саг записи первой трети XIII в. По мнению Ф. А. Брауна, форма Garðaríki является творением исландцев, записывавших саги (начиная с конца XII в.). До этого времени (в X—XII вв.) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Garđar. Так Русь представлена в скальдических стихах IX—XII вв., а также в рунических надписях на камнях.
В скандинавских источниках XIV века княжествами Гардарики назывются Хольмгард, Кэнугард, и Палтескья.
Славянская хроника Гельмольда содержит следующее описание: «Даны называют Русь также Острогардом по той причине, что, будучи расположена на востоке, она изобилует всеми благами. Ее называют также Хунигардом, потому что на этих местах сначала жили гунны... ...Главный город ее Хуэ».

Гардарики - страна многих городов… Действительно, на Руси было много городов. Вот только самые важные из них: Киев, Новгород, Белозерск, Муром, Полоцк, Ростов, Смоленск, Псков, Чернигов, Углич, Брянск, Суздаль, Ярославль, Курск, Рязань, Владимир, Москва, Кострома, Переславль, Тверь. В них и собирались для обмена плодами своего труда бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и прочие "промышленники".
Памятники древнерусской литературы сохранили сравнительно немного местных названий, в состав которых неотделимо входит слово "городъ", - Новгород (Новгород Великий и Новгород "въ земле рустеи", т. е. Новгород Северский), Вышгород, Звенигород, Белгород, - но оно подразумевается при всяком таком названии, как Переяславль, Всеволожь, Глебль, Володимерь (Владимир Волынский), т. е. город Переяслава, Всеволода, Глеба и т. д.

Все свободные люди Гардарики так или иначе были вовлечены в торговые отношения. Одни производили товары в виде пеньки, льна, льняных тканей, другие занимались бортничеством, третьи охотились на пушных зверей, четвёртые выращивали хлеб, пятые плавили руду, шестые делали из дерева необходимые изделия в виде кухонной утвари и столовой посуды, а также сундуки, кадки и бочки, в которых перевозили мёд. И везде жили или приезжали купцы, скупавшие для продажи товары. Не было в Гардарике-Руси земель, которые были бы не охвачены торговыми отношениями.

Византийцы дают самое раннее представление о том, как велась торговля на Руси. Император Константин Багрянородный в начале десятого века так описывает распорядок жизни русского купца.
С первыми холодами, как только появлялась возможность перемещаться по неторным русским просторам на санях, торговый люд покидал города и устремлялся в глубинку. Там на специально приспособленных для "гостей" местах - погостах - они скупали все, что добыли и произвели селяне за год: пеньку, воск, мед, меха, изделия из железа, шерстяное сукно и льняное полотно, канаты, холстину, хмель, сало и говяжий жир, овчины и шкуры. Даже клыки моржей. В урожайные годы - еще и зерно.
"Из грек" на Русь везли вина, шелк, предметы искусства - иконы и ювелирные украшения, фрукты и изделия из стекла. Однако, при всей важности торговли с южным соседом, не пренебрегали русичи и другими странами. Из стран Востока они везли специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, оружие знаменитой дамасской стали и лошадей. Часть этих товаров оседала на Руси, часть оправлялась дальше на запад через крупнейший торговый центр Северной Европы - Новгород. В ответ европейцы поставляли на Русь ткани, иглы, оружие, изделия из стекла, вина, соль, пиво и металлы - железо, медь, олово, свинец.

По рекам и морям плыли крупные купеческие суда и лодки, приспособленные для перевозки грузов. Крупные суда достигали берегов многих стран, и купцы могли закупать товары оптом прямо на месте их изготовления, экономя тем самым деньги на разнице цен.

Помимо того, что Русь называли Гардарикой, страной многих городов, не менее важно помнить, что она ещё и Гарда-Рика - страна, окруженная Змеивым Валом. Это был надёжный щит от набегов кочевников с юга в виде колоссального защитного вала, который и вошёл в историю, как Змиев Вал.

Структура вала состояла из сотни прослоек. Стержень конструкции это частокол из взрослого дуба, диаметром до 49 см. Внутри же валов была деревянная конструкция, которая придавала устойчивость, укрепляла земляную насыпь и придавала валу необходимую высоту и крутизну. Бревна укладывались в срубы и засыпались землей, а непосредственно на самих валах стояли еще и деревянные стены. Общая высота оборонительных сооружений достигала местами до 12 метров. Ученые подсчитали, что только для строительства всего одного километра вала потребовалось бы не менее 3 тысяч кубометров древесины.

Археологи сделали вывод, что валы создавались на протяжении целого тысячелетия. Киевский исследователь А.С. Бугай многократно извлекал из основания валов угли, попавшие туда в период строительства. Результаты анализов показали, что возраст находок весьма солиден и определяется (для различных образцов, взятых из разных валов) от 2100 до 1200 лет! Другими словами, обследованные А. С. Бугаем валы строились в период со II века до нашей эры до VII века нашей эры, то есть задолго до возникновения Киевской Руси... Змиевые валы - огромные сооружения, общая протяженность которых в несколько раз больше Трояновых валов.


Северной столицей Гарда́рики-Руси становится Новгород, возникший на р. Волхов, рядом с озером Ильмень. Этот город - основной торговый центр северной части Руси. Отсюда начинался торговый путь из Варяг в Греки. Как и во всех городах Руси, в Новгороде имелась крепость. Новгородский кремль - типичное укрепление для складирования купеческих товаров, для защиты населения в случае набегов врагов и других надобностей.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)».

От Гипербореи в наследство для Гардарики-Руси досталось много сокровенных Знаний, которыми пользовались волхвы. Они помогали купцам и всему населению жить полноценной интересной жизнью. Так в Древней Руси был свой сокровенный календарь, которым руководствовались многие жители. По всем землям передвигались певцы-гусельники, донося до народа вести о происходящем на Руси и за рубежом.
Из уст волхвов, калик перехожих, сказочников и былинников народ знал о древних городах Земли Северной, подобных Аркаиму, и строил свои города в форме кругов, включая укрепленное поселение и прилегающие хозяйственные площадки, могильник и ряд неукрепленных селищ.

Издревле русичи любили мыться в банях. У каждой семьи имелась своя баня. Были и общественные бани для горожан и приезжих. Умели и любили различные развлечения. Свободные, весёлые, добродушные, они любили шутку и острое словцо.
Древнерусские бани Развлечения русичей

Никогда наши предки не были равнодушными к красоте. Для своих любимых чад находились самые ласковые, самые значительные имена, взятые из древних истоков о Богинях и Богах, которым они поклонялись, имена духовного значения. Светозар (слав.) - озаряющий светом, Святослав - освященный славой, Ярослав (слав.) - блистающий славой, Михаил <Михей> - подобный Богу, Илья - крепость Господня, Владимир (славянское) - владеть миром, Анна - милость, Благодать, Людмила (славянское) - милая людям, Ольга (сканд.) - святая, Рада (древнеруское) - радостная, Лада (мир, благополучие).

Как бы ни называли древнюю Русь люди других стран, как бы ни приписывали ей чуждых черт, или как бы ни притягивали её к своей истории, Русь остаётся Русью - прямой наследницей Гипербореи, Русколани! А русские люди - прямыми потомками Гиперборейцев, ариев-русичей, впитавшими в себя лучшие черты своих предков - гордость, честь, достоинство, готовность к подвигу, доверчивость, отзывчивость, терпимость, и, самое важное, - духовность.

Гардарики – «страна городов»

Именно так – «страна городов» называли скандинавы еще языческую Русь. Изобилие богатых градов русских отмечали и византийские, и арабские купцы. В начале XII столетия православная Русь насчитывала около 400 городов. Крупнейший русский домонгольский город Киев насчитывал в период расцвета не меньше 50 тысяч жителей. Были и ««30-тысячники»: Новгород, Смоленск, Чернигов; многие города имели по 15–20 тысяч. Крупных городов на Руси было не намного меньше, чем во всей католической Европе, на деревенском Западе. Если согласиться с мнением демографов, оценивающих население домонгольской Руси в 6,5–7,5 миллионов, нетрудно видеть, что горожане составляли тогда 20–25 % всех русичей. Примерно как в конце Римской империи и намного больше, чем в любой стране средневековой Западной Европы.

В типичном католическом городе все население умещалось в городском соборе, вместимостью от 1 до 5 тысяч человек. В среднем западном городе часто имеется всего один собор, который строили веками, а достраивали уже в XIX в., когда достраивались и соборы крупнейших западноевропейских городов – Праги, Кельна, Флоренции. А нередко собор так и остался недостроенным. В крупном западном городе, например Ревеле, Риге, Кракове, Берлине, кроме собора стояла пара приходских церквей и пара монастырей – мужской и женский. А в равном по населению, но гораздо более просторном русском городе, приходские церкви были небольшие, но церквей были десятки. Даже в Париже в конце XII в., когда один из величайших королей Франции, Филипп II Август, который является для Франции тем же, чем для нас, русских, был гениальный Иван Калита, одновременно со строительством новых стен Парижа заложил собор Парижской Богоматери, то планировали, что он вместит всех парижан, живших в городе до его расширения великим королем. Собор действительно очень большой – он вмещает 10 тысяч человек.

Хотя население Парижа в новых стенах Филиппа II Августа стало в несколько раз больше, его укрепленная площадь была ненамного меньше Новгорода, а плотность заселения западных городов была, по крайней мере, вдвое выше, чем на Руси. Так что население Парижа сравнимо с населением Киева, превысив 50 тысяч. И храмов, как приходских, так и монастырских, в Париже было немало.

В Западной Европе пространство внутри города противопоставлялось миру вне города. Так же, как в древнегерманской традиции, восходящей к древнеарийской, земной мир – «митгард» противопоставляется подземному миру темных сил – «унгарду». Даже термины употребляются одни и те же: пространство внутри города, как и земной мир, именуется Митгардом, а мир вне городских стен, как и подземный мир темных духов – Унгардом. Но если на Западе город воспринимался только как Митгард, земной мир, то на Руси город был образом Асгарда – райской обители праведников, небесного Горнего Иерусалима, и не противостоял миру вне городских стен, а являлся его органическим продолжением, высшей точкой развития.

Западноевропейский средневековый город замкнут в «скорлупе» каменных стен, он обороняется не только и даже не столько от чужестранных врагов, сколько от собственного сеньора, запершегося в замке. В Риге или Ревеле замок противопоставлен городу, укрепления города и замка противостоят друг другу, как стоящие по разные стороны линии фронта.

Земля внутри периметра городских стен баснословно дорога, а дороже всего протяженность фасада вдоль улицы. Нередко бывал и такой фасад: дверь, рядом окно, а дальше уже следующее владение. В историческом центре Ревеля или Львова можно видеть остатки такой застройки: фасады домов плотно примыкают друг к другу. Выше второй этаж, который чуть-чуть нависает над первым, а третий – над вторым. Пешеходные улицы появились в наше время именно на Западе, ибо там бывают переулки шириной в три метра, по которым невозможно проехать на автомобиле, да и изначально можно было ездить или верхом, или на носилках. И вот картина европейского города: тесно, а посреди улицы сточная канава – и ходить надо с умом. Конечно, порядочный бюргер сначала выглядывает в окно, а уже затем выплескивает содержимое ночной посуды. Но ведь не все же порядочны…

Сейчас старые западноевропейские города выглядят как образцы чистоты и ухоженности, но такими они стали не так уж давно: до XVII в. уровень благоустройства на Западе был заметно ниже, чем на Руси, а в средние века нормой западного города была непролазная грязь – после дождей улицы превращались в болото, по которому было трудно передвигаться даже верхом на лошади. А пока Запад утопал в грязи, у нас на улицах издревле устраивали деревянные мостовые, многие ярусы которых найдены археологами и в Новгороде, и в Москве, и в других русских городах. А на обочине просто росла трава, по которой можно было ходить.

Хотя на Западе гораздо теплее, чем у нас, историческая граница между германцами и славянами (она же граница между ФРГ и бывшей ГДР, или восточная граница империи Карла Великого) проходит по отрицательной изотерме января, но у нас дети, а нередко и взрослые, ходили босиком до морозов, и не только в деревне, но и в городе. А на Западе было настолько грязно, что босиком ходить не стоило, и отличительным признаком «западного образа жизни» были тяжеленные деревянные башмаки.

Вообще, чистоплотность была распространена по периферии Европы, в отличие от Европы французской и немецкой. Даже в XVII в. великий итальянский архитектор Бернини называл французский двор «нечистоплотным и дурно пахнущим». Не случайно король был вынужден ввести моду на крепкие духи. А у нас было множество бань – и общественных, и частных. В деревнях бани были почти у всех. Стояли они обычно в стороне от двора, у реки. Да и в Москве, кроме общественных, бани были во всех зажиточных домах.

В русском городе плотность застройки была гораздо ниже, чем в западноевропейском. Потому немалая часть населения, кроме ремесла и торговли, занималась и огородничеством, и молочным скотоводством, и даже садоводством. Поутру скотину надо было выгонять на пастбище. Западноевропейские горожане держали свиней, нередко гусей, но там невозможно было держать молочную скотину, трудно выгонять за ворота в путанице улиц.

Замечательная исследовательница Г. В. Алферова в своей книге «Русский город», которую мы искренне всем рекомендуем, отмечает, что планировка наших городов была рассчитана на возможно более быстрый выезд за его пределы. Даже Москва в XVIII в. была окружена обширными выгонами. На окраине Москвы молочную скотину держали до середины XX в., по крайней мере, до разорения, затеянного Хрущевым. А курей держали и в Центре, в Замоскворечье.

Для русского города, в отличие от затесненного западного, характерна полностью усадебная застройка с приусадебным садом-огородом. Дома стоят в глубине участков, на улицах лишь храмы, лавки, мастерские. Во всех старых городах сохранились дома, стоящие не по красным линиям улиц, потому что построены до полицейского требования начала XIX в. строиться по ниточке красной линии.

Западный город отгораживался от сельской жизни и отворачивался от пейзажа, русский город органически перерастал в пригородные слободы, он был теснейшим образом связан с сельским хозяйством и поистине развернут лицом к природе. Умение вписать поселение в пейзаж, поставить наиболее выдающиеся здания в наивыгоднейших точках – отличительная особенность русской культуры.

Подобны русским были и другие города нашей восточно-христианской культуры: византийские, южнославянские. Даже чуть ли не полумиллионный Константинополь (Новый Рим) имел сплошную застройку только по своей главной улице – Меси, окруженной портиками, как в Пальмире, а большая часть города была застроена усадьбами, представляя собой настоящий город-сад. Не случайно наши древние предки перевели византийскую «Книгу эпарха» (градоначальника), назвав ее «Закон градский».

С Законом градским надолго приобрело силу «правило прозора» (от глагола «зреть»). Оно юридически реализовывало следующую норму: если вы имеете со своего участка прекрасный вид, а сосед застроил этот вид, то вы имеете право через суд добиться сноса его постройки. Это правило действовало веками и имело немалое градообразующее значение.

Русская страна городов, таким образом, была одним из мощных факторов русского развития, сохранявшего гармонию благоустроения места обитания со сбережением природы и теплоты человеческих отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги «Иду на вы!» Подвиги Святослава [= Святослав] автора Прозоров Лев Рудольфович

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

14. Гардарики – Русь Гардарики – Русь, Древнерусское государство, см. ниже Русь.Средневековый скандинавский автор говорит, что «В восточной части Европы находится Гардарики» , с. 78. При этом никакие другие страны Восточной Европы не упоминаются, так что складывается

Из книги Русские герои [Святослав Храбрый и Евпатий Коловрат. «Иду на вы!»] автора Прозоров Лев Рудольфович

2. Страна Городов Город над городом, ряд над рядами, Стены в сажень – тараном тарань, А в стенах дары завалили дарами Киев, Суздаль, Тьмутаракань. Вся Русь от Корчева до Онеги, От Волги до Ильменя, от Югры до Карпат Раскинулась в праздности, холе и неге Среди посадничьих

Из книги Отец городов русских. Настоящая столица Древней Руси. автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Периферийная империя: циклы русской истории автора Кагарлицкий Борис Юльевич

Глава I СТРАНА ГОРОДОВ Русь возникла позднее большинства европейских стран. И появилась она при довольно специфических обстоятельствах.Русь родилась на «пути из варяг в греки». В Средние века путешествие по воде было и быстрее, и безопаснее. Корабли могли перевезти

Из книги Загадки древних времен [без иллюстраций] автора Бацалев Владимир Викторович

Страна городов (Булгарский эмират) «Вижу мир развалиной по существу, но он останется продолжительное время в покое». Булгарская эпитафия Три тысячи лет назад в степях Монголии и Северного Китая, на Алтае и в Прибайкалье жили тюркские племена, которые большей частью

Из книги Мой Карфаген обязан быть разрушен автора Новодворская Валерия

Из книги Древние цивилизации автора Ермановская Анна Эдуардовна

автора Пещера Сайт

Древняя страна городов в Прикамье Алексей Артемьев.Мы привыкли считать, что все находки и остатки древних сооружений обнаруживаются где-то далеко, в местах обитания «великих» цивилизаций прошлого. Нас приучили думать, что всякое место, где могут быть обнаружены древние

Из книги Археологические свидетельства древней истории автора Пещера Сайт

Страна городов Страна городов лежит на юге Челябинской области, в междуречье Урала на западе и Тобола на востоке. Археологическая страна Синташты и Аркаима протянулась вдоль восточных склонов Урала с севера на юг на 400 км и на 100–150 км с запада на восток. Группа

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Страна городов Почти шесть тысяч лет назад на земле, которую сегодня называют Украиной, на самом краю цивилизованного земледельческого мира того времени были выстроены города. Возможно, наиболее древние города Европы. Когда только начиналась история цивилизации Шумера,

Из книги Арии автора Колосов Дмитрий Владимирович

Глава 6 Страна городов Предав разорению Европу, индоевропейцы пошли дальше – в Азию. Люди льда частью начали медленное продвижение на восток – в сторону Аральского моря, а частью хлынули в Анатолию, куда во второй половине III тысячелетия до н. э. вторглись через Балканы

автора Акунин Борис

Эймунд прибыл в Гардарики Эймунд и его спутники не останавливаются в пути, пока не прибыли на восток в Хольмгард к Ярицлейву конунгу. Идут они в первый раз к конунгу Ярицлейву после того, как Рагнар попросил. Ярицлейв конунг был в свойстве с Олавом, конунгом свеев.Он

Из книги Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

Эймунд победил в Гардарики Эймунд и его товарищи вытаскивают тогда свои корабли на сушу и хорошо устраивают их. А Ярицлейв конунг велел выстроить им каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью. И было им дано все, что надо, из самых лучших припасов. Были они

автора Плешанов-Остоя А. В.

Гардарики В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода там упоминаются забытые сейчас Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Гардарики Так называли нынешнюю территорию России норманны и прочие викинги. С исландского слово «гардарики» можно перевести как «страна городов». Учитывая тот факт, что норманны, повидавшие на своем веку немало стран и краев, «городским» именем назвали только Россию,