Первые русские романтики в литературе. Лекция: Романтизм как литературное направление

1. Исторические предпосылки возникновения романтизма

2. Общая характеристика течения

3. Новаторство романтиков

4. Типология русского романтизма

5. Отличие русского романтизма от европейского

Литература

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии

2. Гуревич А.М. Романтизма в русской литературе. –М., 1980.

4. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе 17-19 вв. –М., 83.

5. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. –М.: Наука, 1976.

6. К истории русского романтизма. –М.: Наука, 1973.

7. Русский романтизм: Учебн. пособ. для студ-ов ун-ов и пед. институтов / Под ред. Н.А.Гуляева. –М.:Высш. шк., 1974.

I . Романтизм как литературное направление сложился в конце 18 – первой четверти 19 века. Романтизм утвердился в жизни под воздействием определенных социально-исторических обстоятельств, проник в сознание людей, охватывая различные сферы: литературу, музыку, живопись, историю, эстетику, мораль.

Возник романтизм в Европе в переходную эпоху постреволюционных изменений (фр. революция 1789), наполеоновских войн, формирования капиталистических отношений. Несмотря на то, что буржуазные преобразования не принесли ожидаемых результатов, начало революции в романтических кругах было встречено восторженно; жила вера в то, что она принесет с собой свободу.

В России возникновение романтизма происходит в других условиях, нежели западноевропейского, и связано с событиями Отечественной войны 1812 года – потрясениями передовых людей того времени, разочарованием их в существующих самодержавно-крепостнических порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность социально-исторических перемен.

II . 1. Романтики пытались освободить личность от порабощения ее социальными и материальными обстоятельствами. Они мечтали об обществе, где первичным будет духовное начало. Поэтому критиковали существующую действительность, либо полностью отрицали ее. Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Они мечтают о внесоциальном существовании . К тому же, развитие капиталистической формации не оправдало оптимистических надежд романтиков. Появляется тоска по несостоявшемуся идеалу, который был возможен либо в прошлом, либо в потустороннем мире, либо в далеком будущем. Отсюда интерес романтиков к истории и фантастике.

Я – мир собственной души

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - П - прошлое

Ф - фантастика

2. Романтизм раскрепостил душу человека (Шеллинг говорил, что дух человеческий раскован), велик интерес к человеку как личности. Романтики считали, что человек таит в себе массу великих возможностей, которые скрыты и не получают развития.


3. В обращении к истории прослеживается некое двойственное отношение. С одной стороны, романтики были критически настроены по отношению к истории: ее развитие не сопровождалось ростом духовной свободы. Отсюда – культ «естественного человека», уход в доисторическое прошлое жизни народов, когда действовали законы природы, а не установленные цивилизацией правила (А.С.Пушкин. Народы Кавказа в «Кавказском пленнике», цыгане в «Цыганах»). Соответственно романтический герой чувствует себя свободно не в светском салоне, а вне общества (в таборе, с индейцами, на лоне природы и т.д.).

С другой стороны, романтики охотно пользовались историческим материалом, но исторический факт не интересовал романтиков. 1) Им интересен был исторический колорит, национальные корни. 2) Использовали исторический материал как форму отрицания феодальной и капиталистической формации, т.е. как форму политического бунта. Поэтому исторический факт толковали поэтически, не как историческую действительность, а как предания, сказания.

4. Так как романтической гармонии нет места в становящейся действительности, возникает известный (романтический) конфликт идеала (мечты) и действительности, противопоставление того, что есть, и того, что возможно. Данный конфликт характеризует романтическое двоемирие, т.е. «сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения» (А.М.Гуревич, с.7). Это одна из самых существенных черт романтизма, определяющая его глубинный пафос.

5. Из отрицания всемогущества разума и действительности рождается романтический герой.

Романтический герой – это герой, находящийся во враждебном отношении с окружающим обществом. Он одинок в современной ему жизни, считает себя «человеком вне социальной среды» (Ф.Лессинг). Противостоит культу вещей, служебной карьере, мещанскому существованию, т.е. всему бездуховному в обществе. Это человек внебытовой, именно поэтому он чаще всего одинок и трагичен. Романтический герой – воплощение бунта против действительности. Это герой, который знал «одну лишь пламенную страсть». На нем лежит черта избранности, выделенности.

Романтический герой бунтует против 1) действительности, которая его не устраивает (английский тип романтизма); 2) бунтует против всего мира, жизни, идеал в потустороннем мире (немецкий тип романтизма).

Необычность героя выражается во всем: в портрете (горящий взгляд, бледное чело, темные волосы); поступках (пленник, скиталец).

Романтический герой показан на фоне необычной природы: море, горы, стихия, леса. Необычные перипетии связаны с самим героем.

6. Презирая толпу (тех, кто живет повседневными заботами), романтики интересовались людьми исключительными, личностями титаническими и могучими. (Отсюда противопоставление гения и толпы).

7. Отходя от реальной действительности, романтики особое место в своем творчестве уделяли экзотическому , которое, по их мнению, выходит за пределы реальности. Все далекое во времени и пространстве становится для них синонимом поэтического, следовательно, презираемому «здесь» противопоставляется таинственное «там».

8. Так как в центре внимания писателей-романтиков – человеческая личность, ее духовный мир, то они, как правило, изображают человека в напряженных жизненных ситуациях. Отсюда – острый драматизм и психологизм романтической литературы.

9. Один из принципов романтизма – программность, которая включает в себя определенные лейтмотивы, повторяющиеся на протяжении всего творчества того или иного поэта (например, В.А.Жуковский воспевает дружбу, любовь (элегии, песни), выражает свой эстетический взгляд – элегия «Вечер»).

10. Романтический культ – культ поэта и поэзии. Раз поэтическое чувство есть средство познания истины, то утверждение поэтического, высокого начала жизни – жизненное призвание поэта. Истинное предназначение искусства, с точки зрения романтиков, служение прекрасному, доброму, истинно человеческому.

11. Двойственность романтического миропонимания (дух и материя, мир реальный и мир ирреальный) обусловили изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности – одна из характерных черт романтизма.

111 . 1. Романтики обратились к фантастике.

Писателям-романтикам жизнь представлялась таинственной, подлинным царством сверхъестественного. Поэтому самые обыкновенные жизненные явления могли получать фантастическое объяснение. Некоторым казалось, что жизнью управляют неподвластные времени и разуму демонические силы (Гофман, По).

2. Интерес к фольклору.

Впервые с появлением романтизма фольклор стал появляться в светской литературе. Обращались к фольклорным жанрам: сказкам (Ш.Перро, В.А.Жуковский), думам (К.Ф.Рылеев), песням. Многие легенды перелагали в своих произведениях (например, баллады В.А.Жуковского)

3. Интерес к художественному переводу. Задача стояла не в создании точной копии переводимого текста, а в выступлении соперником переводимого автора.

4. Ввели в литературный оборот историзм. Как уже было сказано, историзм у романтиков был произвольным, их интересовал исторический колорит, а не сама история. Часто изображали современные характеры на фоне исторического прошлого (Скотт, Гюго, Дюма).

Своеобразие взглядов романтиков на историю (история не была понята как объективный, саморазвивающийся процесс) породило убеждение, что движение жизни можно направлять по желаемому руслу усилиями героических личностей.

5. Распространение романтизма привело к рождению новых и трансформации старых поэтических жанров (элегия, баллада (Жуковский, Катенин), поэма (Байрон, Пушкин), послание, трагедия, исторический роман (Скотт, Гюго, Загоскин) – традиционные для романтиков жанры). Лирика стала жанром, который подчинил себе в системе романтизма все другие, поскольку лирика изображает мир души.

1У. В развитии русского романтизма выделяют несколько этапов. Маймин Е.А. говорит о двух этапах восхождения романтизма. Первый связан с войной 1812 года, которая породила поэзию Жуковского, Пушкина, декабристов.

Вторая волна – после реакции на восстание 1825 г. Поражение восстания вызвало скепсис и разочарование, отрицание старых ценностей. Поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей. Обусловлено это недостатком социальных и политических идеалов в жизни.

Гуревич указывает на три главных периода развития романтизма

1. 1801 – 1815 годы – период зарождения романтического направления в России (в недрах классицизма и сентиментализма)

2. 1816 – 1825 – время интенсивного развития (становится событием лит. жизни)

3. 1826 –1840 годы – последекабрьский период – романтизм получает самое широкое распространение в русской лит-ре: обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтические настроения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Испытывают воздействие со стороны нового лит. метода – реализма и сами воздействуют на него. Борьба заканчивается к середине 40-х годов.

Некоторые ученые говорят о следующих этапах (из лекции Г.М.Самойловой):

1. Предромантизм (Ник. Дм. Муравьев)

2. Зарождение романтизма (связано с «Сельским кладбищем» Жуковского, 1802).

3. Развитие романтизма, 10-е годы. Именно в это время происходит дифференциация романтизма.

4. 20-е годы – расцвет.

5. 30-е годы. Характеризуются появлением реализма, интерес к романтическому методу изображения действительности ослабевает.

6. 40-е годы – спад романтизма. Активное участие в борьбе с романтизмом принял Белинский.

7. 50-е годы – отход от романтизма.

Но полностью никогда не исчезал из литературной жизни. Сохранялся во многих своих чертах в творчестве Фета, Тютчева, Полонского, в произведениях символистов.

До сих пор в науке ведется спор по поводу типологической схемы русского романтизма. Традиционно романтиков делят на 2 течения: активных (революционных) и пассивных (созерцательных). Активные – протест против царящего в мире зла и настроения борьбы; пассивные – мысль о господстве в мире каких-то высших сил, недоступных человеческому разуму. Отсюда мысль о необходимости подчиняться судьбе. Общее : едины в своем отрицании существующего общества, расчета, пошлости, скуки.

Эта схема носит общий характер, поскольку творчество многих романтиков не укладывается в рамку этой схемы (например, философский романтизм Веневитинова).

Фохт предложил развернутую схему русского романтизма

· отвлеченно-психологическая разновидность (Жуковский, Козлов)

· гедонистическая разновидность (Батюшков)

· гражданская (Пушкин, Рылеев, Одоевский, Кюхельбеккер)

· социальная (Н.Полевой)

· философская (Веневитинов, Баратынский)

· синтетический романтизм (Лермонтов)

· лжеромантизм (Кукольник, Загоскин)

Маймин Е.А. предлагает свою схему:

· Романтизм Жуковского (условно-созерцательный)

· Гражданский, революционный романтизм декабристов

· Романтизм Пушкина – синтетический

· Романтизм Лермонтова – синтез бунтарского, философского, гражданского, «байронического».

Самойлова Г.М. говорит о 5 типах романтизма.

· Элегический (Жуковского)

· Античный (Батюшкова)

· Ренессансный (Пушкина)

· Философский (Веневитинов, Баратынский, Одоевский)

· Революционный (Рылеев, Б.-Марлинский, Кюхельбеккер).

У. 1. Русский романтизм шел в своем развитии по пути все большего сближения с жизнью. Изучая действительность в ее конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Они искали пружины исторического развития в социальных факторах.

2. Русский романтизм отличался от западноевропейского. В монографии А.М.Гуревича (с.11-12) указывается на две отличительные особенности

Во-первых , меньшая отчетливость, выраженность основных признаков, свойств романтизма . («Ром.идеи, настроения и худ. формы представлены в русск. лит. как бы в смягченном варианте. Для их полного развития еще не было ни подходящей общественно-истор. почвы, ни соответствующих культурных традиций, ни достаточного культурного опыта.)

Во-вторых, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими лит. направлениями . (Стремительность движения русской лит. обусловила некоторую неотчетливость, размытость границ между возникавшими в ней худ. направлениями. И романтизм тесно соприкасался сначала с классицизмом и сентиментализмом, затем с идущим ему на смену критическим реализмом, был в отдельных случаях трудноотличим от них. В творчестве русских романтиков перекрещивались разнородные лит. традиции, возникали смешанные, переходные формы.)

3. Е.А.Маймин считает, что русский романтизм отличался от европейского по 2 признакам:

1. Отношением к мистике.

2. Ролью индивидуального, личностного начала.

Русские романтики (за небольшим исключением, например, Жуковского) старались избегать мистики. Поскольку считали, что действительное поэтично не одним инстинктом, но и рассудком. К тому же, русский романтизм никогда не противопоставлял себя просвещению, просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму.

У русских романтиков заметно ослаблено внимание к индивидуальному, личностному началу, свойственно соборное начало. Не было культа индивидуализма (за некоторым исключением поэзии Лермонтова). Хотя тема индивидуализма звучала, связана была в основном с образом Наполеона.

3. Проблема «местного колорита» трактовалась в русской литературе по-разному. В консервативных журналах (например, «Вестник Европы») она рассматривалась во внешне декоративном плане, как воспроизведение быта, костюмов времени.

Н.Полевой (издатель «Московского телеграфа») понимал «местный колорит» более широко, включая сюда изображение нравов, страстей, мыслей и чувств народа.

4. Раскрепощение человека в интимной жизни, эротика – появляется впервые также в романтизме. Но в русском романтизме, в отличие от европейского, эротизм никогда не переходил в порнографию. Связано это с русским менталитетом и православной верой.

2.1 Романтизм в русской литературе

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них - осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание "народной души" у них было различным.

Так, для Жуковского народность - это, прежде всего, гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер - это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева "Войнаровский", "Наливайко", его "Думы", повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее - "Песнь про купца Калашникова" и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты - периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова - с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.

Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали "тихую чувствительность" как выражение "томно-горестного сердца", романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее "духовность", ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести "Ревельский турнир" он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: "Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод". 1

Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения - обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

Глас петела вдали уснувши будит селы.

В траве коростыля я слышу дикий крик... 2

Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского.

В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания ("Ундина", "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна"). Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

В литературном творчестве конца 20-30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. Однако развивающийся в иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и революционному пафосу поэзии Рылеева приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса после разгрома восстания декабристов, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской "умеренности" и осторожности обнаружились особенно явственно.

Поэтому в романтизме 30-х годов возобладали мотивы разочарования в современной действительности, критическое начало, присущее этому направлению по его социальной природе, стремление ухода в некий идеальный мир. Наряду с этим - обращение к истории, попытка осмысления современности с позиций историзма.

Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов - красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, "полным ярости".

Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства. В этом плане значительны стихотворения "Новгороду" и "Последний сын вольности", в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов - новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков.

Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема борьбы за независимость Родины - одна из излюбленных тем лермонтовского творчества - особенно ярко освещается она в "кавказском цикле". Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов - дикая величественная природа его противопоставлялась "неволе душных городов", "жилище вольности святой" - "стране рабов, стране господ" николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. Так, герой повести "Измаил-бей" отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

Эти же чувства владеют героем поэмы "Мцыри". Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне: "Я знал одной лишь думы власть, - признается он перед смертью, - Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы. Где люди вольны как орлы...". 3 Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и "мятежной жизни", к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия - повышенной эмоциональностью, "пылом страстей", высоким лирическим пафосом, любовью как "страстью сильнейшей" - они несут в себе приметы времени - скепсис, разочарование.

Историческая тема стала особо популярной у писателей-романтиков, которые видели в истории не только способ познания национального духа, но и действенность использования опыта прошлых лет. Наиболее популярными авторами, писавшими в жанре исторического романа, были М. Загоскин и И. Лажечников.

2.2 Романтизм в русском изобразительном искусстве

Появление и развитие романтизма в русском изобразительном искусстве относится к тому же периоду, когда этот процесс происходит в литературе и в театре.

Романтизм в живописи и скульптуре был порожден теми же социальными факторами, что и в литературе. Тому и другому были присущи общие Основные черты. Однако романтизм в изобразительном искусстве, в отличие от романтизма Литературного, получил более сложное преломление, сочетаясь по большей части с элементами классицизма или сентиментализма. Поэтому в произведениях мастеров, даже наиболее типичных для этого направления, таких, как Б. Орловский, Ф. Толстой, С. Щедрин, О. Кипренский, ясно ощущается влияние разных художественных направлений. Кроме того, опять в отличие от литературного романтизма, где четко разделялись течения активного и пассивного романтизма" в изобразительном искусстве это размежевание менее отчетливо. И само проявление демократических, протестантских настроений в русской живописи и скульптуре проявлялось, совершенно иначе, чем в литературе. Так, нет здесь произведений, подобных, например, "Думам" Рылеева или пушкинской "Вольности". Принципы активного романтизма находят в русском, изобразительном искусстве иное выражение. Они проявляются прежде всего в интересе к человеку, его внутреннему миру; Причем, в отличие от академизма, художника привлекает человеческая Личность сама по себе, независимо от знатного происхождения или занимаемого в обществе высокого положения.

Глубокие чувства, роковые страсти привлекают внимание художников. В сферу искусства проникает ощущение драматизма окружающей жизни, сочувствие передовым идеям эпохи, борьба за свободу личности и народа.

Однако путь от классицизма к новому видению мира и художественному изображению его не был легким и быстрым. Классицистическая традиция сохранялась долгие годы даже в творчестве мастеров, тяготевших по своим взглядам и художественным исканиям к романтизму. Этим отличается творчество многих художников в 20-40-х годах XIX века, в том числе и К. Брюллова.

Карл Брюллов был, пожалуй, наиболее известным русским художником первой половины XIX века. Его картина "Последний день Помпеи" (См. Приложение 1) не только вызвала необычайный восторг современников, но и принесли тему европейскую славу.

Посетив раскопки в Геркулануме и Помпеях, Брюллов был потрясен картиной их ужасной гибели. Постепенно созревает замысел нового полотна, посвященного изображению этого бедствия. В течение двух лет, готовясь к написанию картины, художник погружался в изучение письменных источников и археологических материалов, делал множество эскизов, искал наиболее выразительное композиционное решение. К 1833 году работа над картиной была закончена.

В основу произведения художником была положена идея, характерная для романтизма, - противоборство людей жестоким силам природы. Решалась эта идея тоже в духе романтизма изображением массовой народной сцены (а не героя в окружении второстепенных персонажей, как это требовалось классицистической традицией), причем отношение к стихийному бедствию выражено через чувство, психологию отдельных людей. Однако трактовка сюжета содержит явные черты классицизма. Композиционно картина представляет ряд человеческих групп, объединенных общим ужасом перед извержением, но по-разному реагирующих на опасность: в то время как преданные дети пытаются с риском для собственной жизни спасти престарелых родителей, алчность побуждает других, забыв о человеческом долге, использовать панику для собственного обогащения. И в этом нравоучительном разделении добродетели и порока, а также в совершенной красоте и пластике объятых ужасом людей ощущается явное влияние классицистических канонов. Это было подмечено и наиболее наблюдательными современниками. Так, Н. В. Гоголь в статье, посвященной картине Брюллова, высоко оценив ее в целом "как светлое воскресение нашей живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии", тем не менее в ряду прочих соображений замечает, что красота фигур, созданных художником, заглушает ужас их положения. 4 Влияние классицизма заметно и в колористическом решении картины, в освещении фигур переднего плана, в условной чистоте и яркости красок.

Примером наиболее яркого выражения романтических черт в изобразительном искусстве является творчество О. А. Кипренского.

Художественные и гражданские воззрения художника укрепляются в последующие за Отечественной войной годы. Богато и разнообразно одаренный - он сочинял стихи, любил и знал театр, занимался скульптурой и даже написал трактат по эстетике, - Кипренский сближается с передовыми кругами петербургского общества: писателями, поэтами, художниками, скульпторами, философами.

Одним из лучших творений Кипренского является портрет А. С. Пушкина (1827) (См. Приложение 2). Дружеские отношения с великим поэтом, влияние романтических поэм Пушкина на творчество Кипренского, преклонение последнего перед высоким даром первого поэта в России - все это обусловило значительность поставленной перед живописцем задачи. И Кипренский превосходно справился с нею. От портрета веет озаренностью вдохновения. Художник запечатлел не милого друга веселой юности, не простого писателя, а великого поэта. С удивительной тонкостью и мастерством Кипренский передал момент творчества: Пушкин словно прислушивается к только ему слышимому, он - во власти поэзии. Вместе с тем, в строгой простоте облика, грустном выражении глаз ощущается зрелость поэта, много пережившего и передумавшего, достигшего зенита творчества.

Таким образом, наряду с романтической приподнятостью изображения портрет отличает и глубокое проникновение не только в психологию поэта, но и в дух эпохи, последовавшей после разгрома декабристов. Это понимание идей и чувств своего времени - одно из определяющих и важнейших качеств Кипренского-портретиста, сумевшего передать с романтическим пафосом это в своих произведениях.

Русский романтизм был порожден бурной и мятущейся эпохой начала XIX века с ее внешнеполитическими и внутренними катаклизмами. Кипренский, участвовавший в создании нового художественного направления, сумел найти и выразить в своих произведениях лучшие чувства и идеи своего времени, близкие и первым русским революционерам, - гуманизм, патриотизм, свободолюбие. Духовное содержание картин потребовало и новой формы выражения, поисков более правдивой и тонкой передачи индивидуального характера, мыслей и чувств современника. Все это не только повлекло отход от академических канонов портретного жанра, но и явилось значительным шагом вперед по пути реалистического воплощения действительности. Вместе с тем, верный духу романтической школы, художник, пренебрегая повседневностью, изображает людей в особые моменты их жизни, в минуты сильного духовного напряжения или порыва, что позволяет выявить высокие эмоциональные начала натуры - героическое или мечтательное, вдохновенное или энергическое - и создать "драматическую биографию" того или иного лица.

2.3 Романтизм в русском театральном искусстве

Романтизм как художественное течение в русском театральном искусстве распространяется преимущественно со второго десятилетия XIX века.

В социальном и художественном плане театральный романтизм имел некоторую общность с сентиментализмом. Как и сентименталистская, романтическая драма, в противовес рационализму классической трагедии, раскрывала патетику переживаний изображаемых лиц. Однако, утверждая значительность человеческой личности с ее индивидуальным внутренним миром, романтизм в то же время отдавал предпочтение изображению исключительных характеров в исключительных обстоятельствах. Романтическим драмам, как и романам, повестям, была присуща фантастичность сюжета или введение в него ряда таинственных обстоятельств: появление привидений, призраков, всякого рода предзнаменований и т.п. Вместе с тем романтическая драма была скомпонована более динамично, чем классическая трагедия и сентименталистская драма, в которых сюжет разворачивался в основном описательно, в монологах действующих лиц. В романтической же драме именно поступки героев предопределяли развязку фабулы, при этом происходило взаимодействие их с общественной средой, с народом.

Романтическая драма так же, как и сентиментализм, стала развиваться в 20-40-х годов в двух направлениях, отражая консервативную и передовую общественную линию. Драматургическим произведениям, выражающим верноподданническую идеологию, противостояли создания декабристской драматургии, драмы и трагедии, исполненные социального бунтарства.

Интерес декабристов к театру был тесно связан с их политической деятельностью. Просветительская программа "Союза Благоденствия", побуждавшая его членов к участию в литературных обществах и кружках, с помощью которых можно было бы воздействовать на мировоззрение широких кругов дворянства, привлекала их внимание и к театру. Уже в одном из первых литературных кружков, связанных с "Союзом Благоденствия", - "Зеленой лампе" - театральные вопросы становятся одним из постоянных предметов обсуждения. Известная статья Пушкина "Мои замечания о русском театре" сформировалась в итоге театральных споров в "Зеленой лампе". Позднее в декабристских изданиях "Мнемозина" и "Полярная звезда" Рылеев, Кюхельбекер и А. Бестужев, выступая по вопросам русского театрального искусства, изложили новое, демократичное понимание его задач как искусства прежде всего национального и гражданского. Это новое понимание театрального искусства диктовало и особые требования к драматургическим произведениям. "Я невольно отдаю преимущество тому, что колеблет душу, что ее возвышает, что трогает сердце", 5 - писал А. Бестужев Пушкину в марте 1825 года, касаясь содержания пьес. Помимо трогательного, возвышенного сюжета в драме, как считал А. Бестужев, должно быть четко разграничено добро и зло, которое следует постоянно изобличать и бичевать сатирою. Именно поэтому "Полярная звезда" так восторженно приветствовала появление комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Талантливым драматургом декабристского направления был и П. А. Катенин, участник тайных обществ, драматург, переводчик, тонкий знаток и любитель театра, воспитатель ряда выдающихся русских актеров. Будучи разносторонне образованным и даровитым человеком, он переводил пьесы французских драматургов Расина и Корнеля, увлеченно занимался теорией драмы, отстаивая идеал народности и самобытности сценического искусства, его политического свободомыслия. Писал Катенин и собственные драматические произведения. Его трагедии "Ариадна" и особенно "Андромаха" были исполнены вольнолюбивого и гражданского духа. Смелые выступления Катенина вызвали неудовольствие властей, и в 1822 году неблагонадежный театрал был выслан из Петербурга.

Противоположный полюс романтической драматургии был представлен произведениями писателей консервативного направления. К таким произведениям принадлежали пьесы Шаховского, Н. Полевого, Кукольника и подобных им драматургов. Сюжеты авторами подобных произведений нередко брались из отечественной истории.

К произведению Шаховского близки по духу были пьесы Н. В. Кукольника. Драматургические способности последнего были невелики, его пьесы благодаря некоторой занимательности сюжета и верноподданническому духу пользовались успехом у известной части публики и неизменным одобрением властей. Темы многих пьес Кукольника также брались из русской истории. Однако эпизоды, имевшие место в прошлом, использовались автором в качестве канвы, на которой создавался совершенно фантастический сюжет, подчиненный основной морали - утверждению преданности престолу и церкви. Излюбленным способом преподносить эти моральные сентенции были огромные монологи, которые по любому поводу произносили персонажи пьес Кукольника, и в частности его наиболее известной трагедии "Рука Всевышнего Отечество спасла".

Особо плодовитым и не лишенным дарования драматургом этого направления был Н. А. Полевой. Как известно, этот способный публицист после запрещения властями его журнала "Московский телеграф" и долгих мытарств сделался сотрудником Ф. Булгарина. Обратившись к драматургии, он создал ряд оригинальных и переводных пьес, большинство из которых посвящены прославлению самодержавия и официально понимаемой народности. Это такие пьесы, как "Иголкин" (1835), где изображается подвиг купца Иголкина, пожертвовавшего жизнью, чтобы защитить честь своего государя - Петра I. "Дедушка русского флота" (1837), пьеса верноподданнического духа из эпохи Петра I, за которую Полевому царем был пожалован перстень. Так же, как пьесы Кукольника, они лишены исторической достоверности, в них много фантастических эффектов, таинственных происшествий. Характеры героев чрезвычайно примитивны: это либо злодеи с черными душами, либо кроткие ангелы. В 1840 году Полевым была закончена его самая известная драма "Параша-Сибирячка", в которой рассказывается о самоотверженной девушке, отправившейся из Сибири в Петербург хлопотать за сосланного отца. Добравшись до царя, девушка вымолила у него прощение отцу. Подобным финалом автор еще раз подчеркивал справедливость и милосердие царской власти. В то же время тема пьесы будила в обществе воспоминания о декабристах, которым и сам Полевой сочувствовал в прежнее время.

Таким образом, романтическая драма, как можно заметить даже на основе краткого обзора, сменив на сцене классицистическую трагедию и отчасти сентименталистскую драму, восприняла и сохранила некоторые их черты. Наряду с большей занимательностью и динамичностью сюжета, повышенной эмоциональностью и иной идейной основой в романтической драме сохранились нравоучительность и резонерство, присущее предшествующим драматургическим формам, длительные монологи, поясняющие внутренние переживания героя или его отношение к другим действующим лицам, примитивность психологической характеристики персонажей. Тем не менее жанр романтической драмы, главным образом, вследствие изображения его возвышенных чувств и прекрасных порывов и занимательности сюжета, оказался довольно долговечным и сохранился с некоторыми изменениями и во второй половине XIX века.

Подобно тому, как романтическая драма восприняла некоторые черты классицистических и сентименталистских пьес, так и сценическое искусство актеров романтической школы сохранило следы классицистического художественного метода. Подобная преемственность была тем более естественной, что переход от классицизма к романтизму происходил в течение сценической деятельности одного поколения русских актеров, которые постепенно переходили от классицистических к воплощению персонажей романтических драм. Так, унаследованными от классицизма чертами были театральность актерского мастерства, выразившаяся в патетичности речи, искусственная изящная пластика, умение превосходно носить исторические костюмы. Вместе с тем, наряду с внешней театральностью романтическая школа допускала реализм в передаче внутреннего мира и облике действующих лиц. Однако реализм этот носил своеобразный и несколько условный характер. На реальные жизненные черты изображаемого персонажа артист романтической школы словно набрасывал некий поэтический покров, который придавал обычному явлению или действию возвышенный характер, делал "интересным горе и облагораживал радость". 6

Одним из наиболее типичных представителей сценического романтизма на русской сцене был Василий Андреевич Каратыгин, талантливый представитель большой актерской семьи, для многих современников - первый актер петербургской сцены. Высокого роста, с благородными манерами, с сильным, даже громоподобным голосом, Каратыгин, как будто природой был предназначен для величественных монологов. Никто лучше его не умел носить пышные исторические костюмы из шелка и парчи, блистающие золотом и серебряным шитьем, сражаться на шпагах, принимать живописные позы. Уже в самом начале своей сценической деятельности В. А. Каратыгин снискал внимание публики и театральной критики. А. Бестужев, отрицательно оценивавший состояние русского театра того периода, выделял "сильную игру Каратыгина". И это не случайно. Зрителей привлекал трагический пафос его дарования. Некоторые из созданных Каратыгином сценических образов импонировали будущим участникам событий 14 декабря 1825 года социальной направленностью - это образ мыслителя Гамлета ("Гамлет" Шекспира), мятежного Дона Педро ("Инесса де Кастро" де Ламотта) и др. Сочувствие передовым идеям сблизило молодое поколение семьи Каратыгиных с прогрессивно настроенными литераторами. В. А. Каратыгин и его брат П. А. Каратыгин познакомились с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, А. Н. Одоевским, В. К. Кюхельбекером, А. А. и Н. А. Бестужевыми. Однако после событий 14 декабря 1825 года В. А. Каратыгин отдаляется от литературных кругов, сосредоточив свои интересы на театральной деятельности. Постепенно он становится одним из первых актеров Александрийского театра, пользуется благосклонностью двора и самого Николая I.

Излюбленными ролями Каратыгина были роли исторических персонажей, легендарных героев, людей преимущественно высокого происхождения или положения - королей, полководцев, вельмож. При этом он больше всего стремился к внешней исторической правдоподобности. Хороший рисовальщик, он делал зарисовки костюмов, используя в качестве образцов старинные эстампы, гравюры. С таким же вниманием он относился к созданию портретного грима. Но с этим совмещалось полное игнорирование психологических особенностей изображаемых персонажей. В своих героях актер, следуя классицистической манере, видел лишь исполнителей определенной исторической миссии.

Если Каратыгин считался премьером столичной сцены, то на сцене московского драматического театра этих лет царил П. С. Мочалов. Один из выдающихся актеров первой половины XIX века, он начал свою сценическую деятельность как актер классической трагедии. Однако в связи с увлечением мелодрамой и романтической драмой дарование его совершенствуется в этой области, и популярность он приобрел как романтический актер. В своем творчестве он стремился к созданию образа героической личности. В исполнении Мочалова даже ходульные герои пьес Кукольника или Полевого приобретали одухотворенность подлинных человеческих переживаний, олицетворяли высокие идеалы чести, справедливости, доброты. В годы политической реакции, последовавшей за разгромом восстания декабристов, творчество Мочалова отражало передовые общественные настроения.

П. С. Мочалов охотно обращался к западноевропейской классике, к драмам Шекспира и Шиллера. Роли Дона Карлоса и Франца (в драмах Шиллера "Дон Карлос" и "Разбойники"), Фердинанда (в "Коварстве и любви" Шиллера), Мортимера (в драме Шиллера "Мария Стюарт") были сыграны Мочаловым с необыкновенной художественной силой. Наибольший успех ему принесло исполнение роли Гамлета. Образ Гамлета был новаторским по сравнению с общепринятой традицией истолкования шекспировского героя как человека слабого, не способного ни на какие волевые поступки. Мочаловский Гамлет был героем активно мыслящим и действующим. "Он требовал высшего напряжения сил, но зато очищал от ничтожного, суетного, пустого. Он обрекал на подвиг, но раскрепощал душу". 7 В игре Мочалова не было темы борьбы за престол, которую подчеркивал Каратыгин, играя эту роль. Гамлет-Мочалов вступал в битву за человека, за добро, за справедливость, поэтому образ этот в исполнении Мочалова стал дорог и близок передовым демократическим слоям русского общества середины 1830-х годов. О том потрясающем впечатлении, которое произвела на современников его игра, рассказывает знаменитая статья Белинского "Мочалов в роли Гамлета". Белинский 8 раз смотрел Мочалова в этой роли. В статье он приходил к выводу, что зритель видел Гамлета не столько шекспировского, сколько мочаловского, что исполнитель придал Гамлету "больше сил и энергии, нежели сколько может быть у человека, находящегося в борьбе с самим собой... и дал ему грусти и меланхолии меньше, нежели должен ее иметь шекспировский Гамлет". Но вместе с тем Мочалов "бросил в наших глазах новый свет на это создание Шекспира". 8

Белинский считал, что Мочалов показал шекспировского героя великим и сильным даже в слабости. В лучшем творении Мочалова проявились слабые и сильные стороны его исполнительской манеры. Белинский считал его актером "назначенным исключительно для ролей пламенных и исступленных", а не глубоких, сосредоточенных, меланхолических. Поэтому в образ Гамлета Мочалов не случайно привнес столько энергии и силы. Это образ не мыслителя, а героя-борца, выступающего против мира насилия и несправедливости, то есть типичного романтического героя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая работу можно прийти к выводу, что романтизм как художественное направление возник в ряде европейских стран на рубеже XVIII и XIX веков. Важнейшими вехами, определившими его хронологические рамки, стали Великая Французская революция 1789-1794 годов и буржуазные революции 1848 года.

Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

Антибуржуазный протест был свойственен и консервативным кругам, и прогрессивной интеллигенции. Отсюда те чувства разочарования и пессимизма, которые свойственны западноевропейскому романтизму. У одних писателей-романтиков (так называемых пассивных) протест против "денежного мешка" сопровождался призывом к возврату феодально-средневековых порядков; у прогрессивных романтиков неприятие буржуазной действительности порождало мечту о другом, справедливом, демократическом строе.

Главное русло русской литературной революции в первой половине века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.

И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями "Бури и натиска" или "готического романа", но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.

Таким образом, романтизм как историко-литературное явление несводим к одной субъективной. Его сущность раскрывается в совокупности признаков. Романтики, как и реалисты, обладали сложным миропониманием, они широко, многогранно отражали современную им действительность и историческое прошлое, их творческая практика представляла собой сложный идейно-эстетический мир, не поддающийся однозначному определению.

Цель исследования достигнута - рассмотрены особенности русского романтизма. Задачи исследования решены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. - М., 1974.

    Беньяш Р. М. Павел Мочалов. - Л., 1976.

    Белинский В. Г. О драме и театре. Т. 1. - М., 1983.

    Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. - М., 1953-1959. Т. 4.

    Бенуа А. Карл Брюллов // Живопись, скульптура, графика, архитектура. Книга для чтения. - М., 1969.

    Бестужев-Марлинский А. Соч. В 2 т. Т. 1. - М., 1952.

    Гайм Р. Романтическая школа. - М., 1891.

    Глинка С. Н. Записки о 1812 году С. Н. Глинки. - СПб., 1895.

    Гоголь Н. В. "Последний день Помпеи" (Картина Брюллова) // Гоголь Н. В. Собр. соч. В 6 т. Т. 6. - М., 1953.

    Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. - М., 1991.

    Европейский романтизм. - М., 1973.

    Жуковский В. А. Соч. - М., 1954.

    Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. Очерки. - М., 2001

    К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. - М., 1952.

    Кислякова И. Орест Кипренский. Эпоха и герои. - М., 1977.

    Королева Н. Декабристы и театр. - Л., 1975.

    Лермонтов М. Ю. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. - Л., 1979.

    Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. - Л., 1962.

    Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. - М., 2001.

    Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения. Т. 1. М., 1952. С. 449-450.

    Отечественная война и русское общество. 1812-1912. Т. 5. - М., 1912.

    Очерки по истории русского искусства. - М., 1954.

    Ракова М. Русское искусство первой половины XIX века. - Л., 1975.

    Эпоха романтизма. Из истории международных связей русской литературы. - Л., 1975.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Брюллов К.П. Последний день Помпеи

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Кипренский О.А. Портрет Пушкина

1 Глинка С. Н. Записки о 1812 году С. Н. Глинки. СПб., 1895. С. 24.

2 Бестужев-Марлинский А. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1952. С. 119.

3 Лермонтов М. Ю. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. С. 407.

4 Гоголь Н. В. «Последний день Помпеи» (Картина Брюллова) // Гоголь Н. В. Собр. соч. В б т. Т. 6. М., 1953. С. 79.

5 Королева Н. Декабристы и театр. Л., 1975. С. 93.

6 Беньяш Р. М. Павел Мочалов. Л., 1976. С. 223.

7 Беньяш Р. М. Павел Мочалов. Л., 1976. С. 223.

8 Белинский В. Г. О драме и театре. Т. 1. М., 1983. С. 149.

Сообщение о романтизме расскажет Вам об идейном и художественном направлении конца XVIII – начала XIX века.

«Романтизм» сообщение кратко

Что такое романтизм?

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790 –тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Особенности романтизма

В искусстве романтизма новыми критериями стали повышенное внимание к неповторимым, индивидуальным чертам человека, свобода самовыражения, искренность, раскованность и естественность. Представители нового течения отвергали практицизм и рационализм, прославляя вдохновение и эмоциональность выражения.

Молодежь особенно поддалась влиянию романтизма, ведь она получила возможность много читать и учиться. Молодые люди вдохновились идеями самосовершенствования и индивидуального развития, идеализации личной свободы, которые сочетались с отвержением рационализма. Символом воплощения новых романтических идей в Европе стала картина «Странник над морем тумана».

В живописи романтизма преобладали объемная пространственность, динамичность композиции, светотень и насыщенный колорит. Среди художников-романтиков выделяют Жерико, Тернера, Делакруа, Мартина и Фузели. Излюбленные мотивы – старинные руины и пейзажи.

В литературе романтики обратились к загадочному, таинственному, ужасному: сказкам и народным поверьям. Среди новых возникших литературных движений были «Буря и натиск» (Германия), примитивизм (Франция). Особенной популярностью пользовался готический роман, баллады и старые романсы.

Главные черты романтизма в литературе:

  • Полная свобода творчества
  • Разнообразие жанров
  • Личное, лирическое начало произведений
  • Необыкновенные и фантастические события
  • Перемещение героев в острые ситуации
  • Характер главных героев был ярким
  • Очень часто действия книги происходили в далеких странах с диковинными условиями

В философии же романтиками себя объявили братья Новалис и Шлегель, Колридж. Они «проповедовали» трансцендентальную философию Фихте и Канта, основанную на творческих возможностях разума. Философские новые идеи широко распространились во Францию и Англию и оказали влияние на дальнейшее развитие американского трансцендентализма.

Кто являлся представителем романтизма в литературе, Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители романтизма в литературе

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790–тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Основные идеи романтизма – признание ценностей духовно-творческой жизни, права на свободу и независимость. В литературе герои обладают бунтарским сильным нравом, а сюжеты отличались накалом страстей.

Основные представители романтизма в литературе России XIX века

Русский романтизм сочетал в себе человеческую личность, заключенную в прекрасный и таинственный мир гармонии, высоких чувств и красоты. Представители данного романтизма в своих произведениях изображали не реальный мир и главного героя, наполненного переживаниями и мыслями.

  • Представители романтизма Англии

Произведения отличаются мрачноватой готикой, религиозным содержанием, элементами культуры рабочего, национального фольклора и крестьянского класса. Особенность английского романтизма в том, что авторы подробно описывают путешествия, странствия в далекие земли, а также их исследования. Самые известные авторы и произведения: «Путешествие Чайльд-Гарольда», «Манфред» и «Восточные поэмы» , «Айвенго» .

  • Представители романтизма Германии

На развитие немецкого романтизма в литературе оказала влияние философия, которая пропагандировала свободу и индивидуализм личности. Произведения наполнены размышлениями о бытие человека, его душе. Они также отличаются мифологическими и сказочными мотивами. Самые известные авторы и произведения: сказки, новеллы и романы , сказки , произведения .

  • Представители романтизма Америки

В американской литературе романтизм развился намного позже, чем в Европе. Литературные произведения разделены на 2 вида — восточные (сторонники плантаторства) и аболиционистские (те, кто поддерживают права рабов, их освобождение). Они переполнены острыми чувствами борьбы за независимость, равенство и свободу. Представители американского романтизма — («Падение дома Ашеров», («Лигейя»), Вашигтон Ирвинг («Жених-призрак», «Легенда о сонной лощине»), Натаниэль Готорн («Дом о семи фронтонах», «Алая Буква»), Фенимор Купер («Последний из могикан»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), («Легенда о Гайавате»), Герман Мелвилл («Тайпи», «Моби Дик») и (поэтический сборник «Листья травы»).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, все об самых ярких представителях течения романтизма в литературе.

Романтизм Возник в XVIII – XIX ст., сначала в Германии, потом во Франции и литературах других стран, но в каждой из них имел свои особенности, обусловленные своеобразностью национального существования разных народов. Романтизм существенно отличается от всех других стилей. Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры. В поэзии доминирует ассоциативность, многозначность, превосходство формы.

В русской литературе античные произведения появляются в конце 20-х годов XIX ст.; наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – начале 40-х годов. Украинский романтизм приобретает уникальные качества, которые не присущи романтизму в литературной традиции других стран. Персонажи романтических произведений – мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Л. Боровиковский, М. Шашкевич, П. Кулиш, Е. Гребенка, М. Костомаров, М. Петренко, В. Забила, Метлинский.

Лев Боровиковский – известный поэт-романтик. Наивысшее его достижение – 12 романтических баллад, написанных на сюжеты украинских народных рассказов. Этими балладами Боровиковский начал новый период в украинской литературе – романтизм. Известнейшая из других – баллада “Маруся”.

Амвросий Метлинский – этнограф и поет. Амвросий Метлинский вошел в историю украинской культуры, прежде всего, как составитель этнографических сборников, а также автор сборника романтических стихов “Мысли и песни и еще кое-что Амвросия”.. Поэт беспокоится о том, что гибнут древние обычаи. Стихи “Гетман”, “Казачья смерть”, “Степь”, “Смерть бандуриста” – это призыв поэта уважать нашу историю, обычаи и обряды.

Евгений Гребенка. Прославился своими мастерскими баснями и лирикой. Известные во всем мире его романсы “Очи черные, очи страстные”, “Нет мама, нельзя нелюбимого любить” – это произведения романтизма, которые и сегодня очаровывают нас своим народнопесенным совершенством.

Михаил Петренко – выдающийся поэт романтизма. Ведущий мотив в поэзии М. Петренка типичный для романтиков: тоска по родному краю, одиночество, стремление оторваться от земной неприветливой “обыденщины”, познать красоту мира. Первый цикл поэзии Петренко имеет название “Небо”, туда вошли стихи “Смотрю я на небо”, “По небу голубыми глазами блуждаю” и “Склонившись на руку”. Поэт-романтик дал интересные образцы медитативного жанра (романс, элегия) с характерным для него недовольством действительностью, порывом в надземные пространства. Выразительно звучит в поэзии Петренко мотив неосуществимости личного счастья в тогдашнем обществе. Лирический героя противостоит гнетущей действительности, которая давит и калечит человеческие чувства. Стихотворения Петренко “Смотрю я на небо”, “Туда мои глаза” приобрели немалую популярность, стали народными песнями.

Виктор Забила – автор песен и романсов. В. Забила выступил со своими лиричными песнями в середине 30- х годов, когда в украинской литературе еще существовали традиции бурлеска и травести, но уже громко заявила о себе романтика. Основное место в творчестве В. Забила занимает мотив несчастливой любви (“Не щебечи, соловушка”, “Не плач, девушка”), а возле него – правовое неравенство(“Совсем мир перевернулся”, “Гудит ветер у поля”). Некоторые свои произведения В. Забила сам положил на музыку.

Г. Гулак-Артемовский и его романтические баллады. Г. Гулак – Артемовский впервые в украинской литературе выступил в жанре романтической баллады. Баллады его были принципиально новым явлением в истории украинской литературы: в письменную литературу входил народный язык с разнообразными лирическими народнопесенными мотивами. Одна из известнейших его романтических баллад – “Рыбак”, созданная по сюжету одноименной баллады Й. В. Гете. Сочинение поражает читателей колоритом, говорящей мелодичностью. Сюжет произведения не сложный: рыбак – молодой нарубок – сидит у реки и грустит, тут вот из реки выплывает девушка-русалка, которая поет чудную песню и завораживает мальчика. Рыбак идет за ней в воду и гибнет.

Романтизм Уже отошел в прошлое, тем не менее, он имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации народной основе, заботились о ее признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

(No Ratings Yet)

Романтизм в русской литературе

Другие сочинения по теме:

  1. На рубеже ХVII-ХІХ столетий в европейской литературе утвердило новое направление – романтизм. Толчок зарождению этого направления дали события Французской буржуазной...
  2. Выход одного за другим (в 1815 и 1818 гг.) двух изданий сборника стихотворений В. А. Жуковского стал значительным литературным событием....
  3. Романтизм Романтизм – это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс) . Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели,...
  4. Прежде всего, романтизм, как определенное направление в искусстве, вовсе не исполняет чисто служебную функцию “пути реализму”: романтизм – это тоже...
  5. XX век – век науки и техники. А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и...
  6. В русской литературе XIX века вопрос о назначении поэта, о его призвании приобрел совершенно отчетливое выражение. Поэт – это проповедник,...
  7. В создании переводов произведений Шиллера на русский язык исключительно велики заслуги В. А. Жуковского, который перевел “Орлеанскую деву”, почти все...
  8. Классицизм и романтизм в своем завершенном виде воспринимаются как две полярные друг другу системы. Такому их противопоставлению исторически способствовала та...
  9. В допушкинский период развития русской литературы Жуковскому принадлежит первое место; он выделился силой художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества, литературной...
  10. Тургенев был не первым из реалистов, бравшим из крестьянской жизни сюжеты для своих Записок охотника. Ему предшествовал Дмитрий Васильевич Григорович...
  11. Романтизм (от франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре...
  12. Сначала мне хотелось бы раскрыть понятие “рыцарство”. Рыцарь – не обязательно человек в доспехах и с мечом, сидящий на коне...
  13. Романтизм как тип культуры и художественная система К деятелям романтизма относят братьев Шлегелей, Новалива, Шлейермахера, Шеллинга, Гельдерлина, Гофмана, Байрона, Гейне, Шуберта, Вагнера, Карлейла. Этот список можно значительно...
  14. В таком образе жизни Невероятно тяжело остаться в здравом уме, сохранить свое мышление, не позволить темной стороне завладеть твоим сердцем....
  15. Реализм (франц. realisme – материальный, предметный) – литературное направление, которое характеризуется правдивым и всесторонним отображением действительности на основе типизации жизненных...
  16. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал...
  17. Выступления В. Г. Белинского по поводу “Мертвых душ” Н. В. Гоголя свидетельствовали о глубоком переломе в развитии его эстетических и...