Методика воспитания детей в доу. Какие существуют методы воспитания детей

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога(объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют в связи с этим главными методами обучения дошкольников являются: практические - опыты и экспериментирование, упражнение и моделирование, наглядные - наблюдения и демонстрация, словесные - беседа, рассказ, чтение худ. литературы, игровые методы - дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде.

Рассмотрим классификацию методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

а) показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

б) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

в) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

Игровые методы -- дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы; активные методы; интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно-рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала.

На чтение 6 мин.

Воспитание детей дошкольного возраста это вопрос, который касается каждого родителя. Сам процесс очень сложный и трудоемкий для всех членов семьи. С самого рождения до первого класса малыши переживают важнейший период своей жизни.

Воспитание детей дошкольного возраста влияет на дальнейшую жизнь человека. Какие же методы и средства выбрать для правильного развития личности? На что нужно родителям обратить внимание для подготовки малыша к школе?

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.

Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.

От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.

В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.

Дошкольный возраст отличается тем, что обучение проходит в форме игры. Дети не воспринимают навязчивый, приказной тон, только через игру можно добиться положительных результатов.

Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?

Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.

Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический .

Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль.
На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.

Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью.
Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:

Цель должна быть визуализирована , конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.

Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.

Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие “ врожденных” талантов, подготовка в школе.

Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.

Какую методику выбрать?

В дошкольном воспитательном процессе существуют четыре основных группы:

  • формирование личности чаще требует искренних бесед, разговоров, личный пример родителей остается первостепенным;
  • получение опыта, совместная деятельность, контакт со сверстниками;
  • побуждение к действию путем поощрений и наказаний, а также соревнования;
  • умение контролировать свои действия и себя самого.

Мы рассмотрели основные методы воспитания дошкольников, однако методы воспитания младших школьников незначительно отличаются от них. Если родители позаботились о правильном развитии малыша перед поступлением в первый класс, то проблем при дальнейшем воспитании должно быть значительно меньше. В младших классах детям прививают любовь к труду, развивают силу воли, упорство, выносливость.

Воспитание детей раннего возраста находится под влиянием поведения и речи взрослых. Юные подражатели берут пример поведения с самых близких: мам, папа, бабушек, дедушек.

Рассмотрим известные направления развития дошкольников:

Метод воспитания детей дошкольного возраста по Вальдорфской системе

Своеобразие данной методики, являетсявоспитание детей дошкольного возраста в творческом направлении. Автор этой системы рекомендует больше лепить из разного материала, вырезать, делать аппликации, рисовать, вышивать и прочее. Также делается уклон на физическую активность.

Метод воспитания детей по Глену Доману

Методика воспитания детей дошкольного возраста по такой методике направлена на равномерно распределенную интеллектуальную и физическую нагрузку малыша. Основой системы являются “ карточки Домана ” с крупно написанными словами, а не буквами.
Методика воспитания детей дошкольников по системе Никитиных
Здесь методы воспитания детей дошкольного возраста основываются на естественности, труде, творчестве и любви к природе. Весь процесс обучения проходит в спортивной обстановке, дошкольник занимается когда захочет сам.

Методика Николая Зайцева

Методика

Наверное, самая распространенная система у современных родителей. Воспитание детей дошкольного возраста по сей методике происходит путем насыщения в окружении малыша полезными предметами. Развитие мелкой моторики, конструирование, нетрадиционные методы рисования, лепки — все это является основой системы.

Выбирая методику развития малыша опирайтесь на активность, усидчивость, характер Вашего чада. Также следует выделить неприемлемые действия родителей:

  • не стоит навязывать крохе упражнение;
  • прохождение обучения на спокойной эмоциональной волне;
    при выполнении физических упражнений лучше удерживать ребенка за предплечье, ни в коем случае за кисти рук (из-за неокрепших костей и мышц кистей);
  • лазание малыша должно не превышать роста родителя, чтобы Вы легко могли его поймать при падении;
  • старайтесь включать в работу все мышцы крохи.

Воспитывая сына или дочь уделяйте по — максимуму внимания, времени. Любой метод и средство развития должны подкрепляться любовью и заботой. Искренние чувства помогут воспитать всесторонне развитую личность.

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
  • на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
  • на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

Например:

  • на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
  • на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

  • предметы, натуральные объекты;
  • предметные или дидактические картинки;
  • книжные иллюстрации;
  • репродукции;
  • макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

  • Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
  • Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
  • Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
  • Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:

  • диафильмы;
  • слайды;
  • видеофильмы;
  • компьютерные программы.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков.
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Игры

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Словесные методы и приемы

Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний.

Рассказ или чтение

Рассказ — эффективный словесный метод, который позволяет изложить информацию доступно для детей. С помощью рассказа можно облечь учебный материал в образную форму.

Педагогу предлагается использовать литературные произведения или сочинять рассказы из личного жизненного опыта. Воспитатель, озвучивая рассказ для детей, передает свое отношение к той истории, которую повествует. Использовать рассказ можно в ходе любого занятия. По окончании слушания рассказа воспитатель должен проверить степень усвоения дошкольниками его содержания.

Более сложным вариантом данного метода является пересказ ребенком услышанного текста или составление собственного высказывания по образцу или на заданную тему.

Беседа

Беседа — диалогический метод осуществления познавательной деятельности . Обязательным условием проведения беседы является наличие у детей некоторого объема знаний по обсуждаемой теме.

Можно использовать такие виды бесед:

  • познавательная;
  • этическая;
  • вступительная;
  • обобщающая.

Словесные методические приемы широко применяются в детском саду на занятиях по развитию речи. К ним относятся:

  • речевой образец — воспитатель дает образец правильного произношения, построения предложений, использования интонации и т.д.;
  • повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения или запоминания (например, заучить скороговорку, запомнить правильное употребление ударения в слове);
  • постановка вопросов — воспитатель обращается к детям с целью получить ответы на интересующую тему.

Также к словесным приемам относятся:

  • объяснение — воспитатель раскрывает значение слова или дает инструкцию к проведению наблюдения;
  • указание — воспитатель разъясняет способ действия или нормы поведения.

При изолированном применении словесных методов в работе с дошкольниками они имеют низкую эффективность. Необходимо дополнять их наглядными или практическими методами. Это будет способствовать развитию речи детей , творческого воображения, познавательной активности.

На занятиях с детьми дошкольного возраста рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. При этом необходимо вести «живой» диалог с малышами, побуждать их к непосредственным действиям, опираться на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в детском саду обеспечат его высокую эффективность.

Методы воспитания.

План:

1. Сущность понятия «метод» воспитания

2. Характеристика методов воспитания

3. Выбор методов воспитания для педагога

4. Практические задания

Решение педагогических задач, осуществление функциональной воспитательной деятельности неизбежно ставит перед педагогами вопрос: как поступить в конкретной ситуации, достичь поставленных целей, как сделать воспитательный процесс эффективным и результативным. Для того чтобы ответить на эти непростые вопросы, педагог обращается к методам воспитания.

Методы воспитания – важные и очень сложные компоненты воспитательного процесса, которыми педагог обязан владеть профессионально. Как и многие понятия в педагогике, метод воспитания формулируется по-разному. Приведем несколько примеров (это мнение ученых, авторов учебников педагогики, издан-ных в разное время).

Г.И. Щукина : «Методы воспитания – это способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение воспитанников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта полезной деятельностью и многообразных отношений».

Ю.К. Бабанский : «Метод воспитания – это обобщенный способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого по реализации целей, задач, содержания целенаправленного формирования всесторонне развитой личности».

И.Ф. Харламов : «Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностномотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования».

В.А. Сластенин : «Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» (В.А. Сластенин объединяет в понятии «целостный педагогический процесс» образование и воспитание).

Некоторые различия этих формулировок не мешают понять главные, сущностные характеристики методов: это способы взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленные на реализацию целей и задач воспитания. Обращенность методов воспитания непосредственно к личности воспитанника очень точно выразил А.С. Макаренко, назвав их «инструментами прикосновения к личности».

Методы можно расчленить на составляющие их элементы (части или детали), которые называются методическими приемами . По отношению к методу прием носит частный, подчиненный характер: так, приемами являются ссылки на литературные или научные источники, на конкретные события и факты, демонстрация отдельный фрагментов фильмов и т.д.

Помимо этого реализация метода осуществляется с помощью различных средств воспитания.

Средство воспитания – понятие более широкое, чем прием; оно включает и подразумевает организацию методических путей для решения воспитательных задач. К средствам воспитания относятся различные источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи (игрушки, технические средства, компьютеризация), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная работа), природа и т.д.

В педагогической практике методы, приемы и средства теснейшим образом взаимодействуют, причем умение использовать весь арсенал методов, средств и приемов в воспитательной работе является свидетельством высокого профессионального мастерства педагога. Следует отметить, что специальным изучением возможностей методов организации воспитательной работы занимается прикладная научная дисциплина, являющаяся отраслью теории воспитания, методика воспитательной работы . Вспомним, что начало методике воспитания положил А.С. Макаренко своей работой «Методика организации воспитательного процесса»; позднее исследование в этом направлении продолжили В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, Н.И. Болдырев, В.С. Селиванов и др.

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих дости­гать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разо­браться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоя­тельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнару­жить в методах общее и специфическое, существенное и слу­чайное, теоретическое и практическое и тем самым способ­ствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает на­значение, характерные признаки различных методов и их мо­дификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод - явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

Активной научной разработкой проблемы методов воспитания и их классификации отечественные педагоги занялись в 20-е годы XX века, и это не случайно: строительство свободного социалистического общества требовало нового педагогического мышления, новых подходов к решению задач воспитания молодого поколения. Проблема классификации методов воспитания оказалась весьма сложной, дискуссионной и привлекла внимание известных педагогов Н.К. Крупской, П.П. Блонского, И.С. Марьенко, Ю.Е. Бабанского, Т.А. Стефоновской. Очевидно, и сегодня проблему нельзя считать решенной окончательно: работа продолжается и может привести к появлению новых вариантов классификации.

Но вернемся к истокам этой работы и познакомимся с предлагаемыми педагогической наукой видами классификации методов воспитания, в основу которых закладывались разные подходы и идеи.

1. А.П. Пинкевич (20-е годы) разделил методы воспитания на 2 группы, приняв за основу каждой время воздействия

- методы длительного педагогического воздействия

- методы краткосрочные, преходящие.

2. В.М.Коротов, И.С.Марьенко (70-е годы) выделили 3 группы методов

- методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности

- методы формирования сознания (понятий, суждений)

- методы поощрения и наказания.

3. Ю.К. Бабанский (80-е годы)

− методы формирования сознания личности

− методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

− методы стимулирования деятельности и поведения

Заметим, что две последние классификации схожи между собой прежде всего тем, что в основе этой и другой лежат объекты воздействия, учитывается направленность метода на конкретную сферу личности.

4. И.Ф. Харламов (90-е годы)

− метод убеждения

− метод положительного примера

− метод упражнений

− методы одобрения и осуждения

− метод требования и контроля за поведением учащихся. Метод переключения.

Основу данной классификации составляет концепция деятельности.

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания можно объединить в четыре группы (условность этого объединения очевидна):

1. Методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример)

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций)

3. Методы стимулирования поведения (соревнование, игра, поощрение, наказание)

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности).

Степень влияния каждой из этих групп на результаты воспитания различна, поэтому следует помнить указание А.С. Макаренко о том, что нет не может быть универсальных методов и средств воспитания и что успеха в воспитательном процессе можно достичь лишь тогда, когда все методы будут использованы в системе и совокупности их, с учетом специфической направленности каждого метода. В своей работе «Проблемы школьного советского воспитания» А.С. Макаренко писал о том, что выбор метода не должен быть случайным, что выбор этот детерминируется рядом условий и зависит от

− цели и задач воспитания,

− уровня воспитанности детей,

− от возраста воспитанников и их индивидуальных черт,

− от характера отношений между участниками воспитательного процесса,

Известно, что современная отечественная педагогическая наука базируется на концепции деятельностного подхода в воспитании (напомним, что это одни из подходов, рассмотренных авторами ранее), который утверждает, что человек формируется в деятельности, в различных ее видах: учебной, общественной, эстетической, трудовой и т.д. С разнообразием этих видов и связано понятие «форма воспитания», «форма воспитательной работы».

Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Такое определение формы воспитательной работы приводит в своем учебнике «Педагогика» Л.П. Крившенко, подчеркивая, что формы эти весьма разнообразны, отражают творческий характер педагога, его педагогическое мастерство и могут быть уникальны.

Классификации и систематизации форм воспитательной работы посвятили свои научные исследования Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова и другие известные педагоги-ученые.

Так, по количеству участников различают индивидуальные, групповые, массовые формы воспитания. По основному виду деятельности они подразделяются на формы познавательной, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, трудовой деятельности. В зависимости от способов воспитательного воздействия называют словесные, практические, наглядные формы воспитания . Известны и другие классификации, знание которых обогащает практику воспитательного воздействия. Творческим подходом к выбору форм воспитания отличаются авторские школы, в которых каждое мероприятие реализует огромный воспитательный потенциал, воздействует на рациональные и эмоциональные сферы воспитанников, помогает добиться высоких результатов в воспитании, решить сложные задачи, поставленные обществом перед воспитанниками.

В обыденной воспитательной деятельности воспитатель может не задумываться, каким методом он пользуется. Но оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии собственного поведения в сложных воспитательных ситуациях, он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных решений данной воспитательной задачи. Овладение методами воспитания позволяет педагогу не только ответить на вопрос «Что делать каждый день?», но и определить, что нужно делать дальше.

Рассмотрим общие основы выбора методов воспитания, не затрагивая пока ни сущности, ни содержания самих методов. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший - оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.

Многие веские причины затрудняют процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди этих причин следующие:

1. Нечеткость множества методов . В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержание одинаковых по названию методов различный смысл.

2. Множественность условий применения методов.

3. Единственный надежный критерий оптимизации - время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Заключаем: примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.

Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

6. Условия воспитания. К ним кроме рассмотренных выше - материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических - относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации - необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим!

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие - гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые - это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это, само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора.

Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

    Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).

    Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.

    Создание общественного мнения.

    Общение, деятельность организованные воспитателем.

    Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.

    Погружение в мир искусства и творчества.

Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает по­требность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом - это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда - совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее.

Выбор конкретных методов воспитания зависит прежде всего от общих целей и конкретных воспитательных задач, определяющих содержание воспитания, от особенностей детского коллектива и каждого отдельного ребенка, от роли и места его в коллективе, от особенностей творческого стиля педагога, от характера его общения с детьми, различных внешних обстоятельств и т. д. Эти обстоятельства часто не позволяют педагогу точно спланировать методику воспитательной деятельности - он должен быстро реагировать на изменившуюся ситуацию и соотносить свои действия с непредвиденными обстоятельствами. В этом и состоит творчество, искусство воспитателя - в умении видеть изменения в коллективе детей и быстро адекватно реагировать на них. Но независимо ни от чего главное в деятельности учителя - продуманные, сознательные выбор и применение воспитательных методов. При этом педагог, отправляясь от воспитательной цели, руководствуется принципами воспитания и учитывает соответствующие условия воспитательного воздействия. Если педагог хочет прийти к самым высоким результатам в воспитании и полностью исчерпать все воспитательные возможности, он должен постоянно искать оптимальный путь к цели. Для хорошего учителя неприемлемы шаблоны, он ищет новые решения в самых стандартных ситуациях, осваивает новые методы и приемы, с помощью которых можно добиться того, чтобы, например, его учащиеся глубже усвоили содержание нравственных норм и требований. Для педагога очень важно осваивать многообразие методов воспитания, так как лишь широкий охват воспитательных методов позволяет воспитателю выбирать и применять по возможности самые эффективные методы в конкретных условиях воспитания, упражняться в их использовании, апробировать новые методы и побуждать детские коллективы использовать эти методы более эффективно.

Даже если определенная группа методов воспитания используется наилучшим образом, сама по себе она неэффективна. В воспитательном процессе одни методы переходят в другие, меняются и взаимопроникают. В применении одних методов четче выступает параллельное педагогическое действие, чем в иных. Именно потому, что убеждения и отношения личности формируются как под воздействием слова, так и посредством практической деятельности, всякая попытка создать логически завершенную систему методов превысила бы наши возможности и оказалась бы в противоречии с живым процессом воспитания, с присущими ему особенностями, а также с требованием творческой активности педагога.

Методы организации деятельности

Воспитание должно формировать требуемый тип поведе­ния. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки ха­рактеризуют воспитанность личности. В этой связи организа­ция деятельности и формирование опыта общественного пове­дения рассматриваются как сердцевина воспитательного про­цесса.

Все методы этой группы основаны на практической дея­тельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педа­гоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части - операции.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств лич­ности - упражнение. Он известен с древнейших времен и об­ладает исключительной эффективностью. В истории педагоги­ки едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном коли­честве разумно подобранных и надлежащим образом выпол­ненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения.

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ре­бенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обу­чить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуоз­ное исполнение. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступ­ности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повто­рений; 6) контроля и коррекции;

7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений. Планируя систему упражнений, воспитателю надо предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений спроецированному поведению - еще одноэтажное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходи­мые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспита­тельные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, за­даются реальными ситуациями.

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо, чем моложе ор­ганизм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять опреде­ленные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культу­ра общения - качества, которые основываются на сформиро­ванных воспитанием привычках.

Требование - это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызыва­ют, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императив­ность, определенность, конкретность, точность, понятные вос­питанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований . Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одоб­рение и т.д .) отличается от прямого тем, что стимулом дейст­вия становится уже не столько само требование, сколько вы­званные им психологические факторы: переживания, интере­сы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребитель­ных форм косвенного требования выделяются такие:

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опыт­ного товарища, авторитет которого признан и мнением кото­рого он дорожит.

Разносторонние способы воздействия на индивидуумов с целью их развития называется методами воспитания. Методы воспитания детей значительно отличаются в зависимости от их возрастной группы. Они применяются практически с первых дней жизни. Специалисты классифицируют их, так как, несмотря на общие цели, пути их решения абсолютно разные.

В дошкольном возрасте, в большинстве случаев воспитательный процесс ложится на плечи воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Однако они будут малоэффективны, если не закреплять полученные навыки, знания дома.

На выбор определенной методики влияют сразу несколько факторов, характер воспитуемого, располагаемое время и наличие условий, степень квалификации преподавателя (воспитателя), возраст ребенка, уровень развития группы детей, коллектива, а также возраст детей.

Методик существует превеликое множество и для удобства их разбили на три группы:


Способы воздействия имеют дополнительные классификации:


При таком разностороннем понятия и разделение способ по группам, основной целью воспитания является приобретение общественного опыта у детей. Российский новатор и ученый Караковский в свою очередь, упростил классификацию и разделил методы по шести группам воспитания:

  • при помощи слова;
  • ситуации;
  • действий;
  • общения;
  • взаимоотношений.

В качестве основных средств для воспитания можно применять любые предметы из богатого выбора объектов и явлений окружающей действительности, даров природы и так далее.

Развитие речевых навыков является важнейшим компонентом обучающей методики. Особое значение такое обучение для детей в возрасте двух-трех лет. Через речь, ребенок учится передавать свои мысли, переживания. Не без помощи взрослого малыш должен уметь определять временные, причинно-следственные, количественные, пространственные явления.

При помощи речи дети будут расширять как свое мировоззрения, так и социальный круг общения. При этом эти отношения научат ребенка правильно употреблять части речи, слов. Методы и развития речи разносторонне и имеют несколько путей.

В качестве общих знаний малыши должны уметь:

  • Понимать, когда к ним обращаются. Вначале понимание приходит вместе с визуализацией, наглядными примерами;
  • Далее они должны не только откликаться на обращения, но и отвечать на вопросы старших;
  • Понимать содержание речи и действовать в соответствии с содержанием;
  • Среди речевых навыков в младшем дошкольном возрасте, ребенок должен уметь задавать вопросы, касающиеся его эмоциональных переживаний и уметь отпрашиваться у взрослых.

Успехи развития речи детей выражены в умении вести монолог, повествуя о каком-либо событии. Возраст три года считается периодом активного формирования словаря. В него входит:

  • Название предметов, которыми кроха пользуется в процессе своей активности и, которые его постоянно окружают;
  • Описывать предметы, включая их особенности. Например, описывать их формы, цвета, размеры по отношению друг другу;
  • Умения называть предметы по их функциональности. Например, что бумагу режут ножницами, а хлеб нарезают ножом, кашу кушают ложкой, сок пьет из стакана и так далее;
  • Малыш должен уметь описывать свои действия. Например, я пошел гулять, попил из чашки, хочу кушать;
  • Уметь называть своих родных и близких по именам.

Дидактические материалы направлены на развитие мелкой моторики, напрямую влияющей на речь, и умения различать звуки, их тональности.

Исследования, проведенные в области развития речи, выявили несколько уровнем развития:


В дошкольном возрасте ребенку важна правильная постановка звуков. Грамматические навыки формирующего словарного запаса осваивают чуть позже в младших школьных классах. Среди формирования речевых навыков используют три группы методов:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический.

К наглядному способу относится созерцание, а также его производные. Это могут быть экскурсии, исследования предметов, осмотры достопримечательностей и так далее. Наглядный метод выступает в роли закрепления имеющихся знаний.

Словесный способ обучения применяется как в детских садах, так и дома. Правда, в домашних условиях он применяется чаще. Это чтение сказок, заучивание наизусть стихотворений, пересказ прочитанного родителями рассказа и так далее. К этому же методу относится и изучение игрушек, описание увиденных изображений.

Однако самостоятельно это не будет эффективно. К примеру, рассказ взрослого должен достигнуть своей цели. Для лучшего восприятия, повествование не должно быть перегружено ненужными элементами.

К практическому способу относится применение дидактического материала в виде готовых настольных игр, детских постановок а-ля театр. Практические способы используют в качестве решений речевых задач.

Самыми простыми практическими методами считаются игры с предметами. Например, внезапные исчезновения и появление предметов, введение компонентов соревновательного азарта и так далее.

Пополнение словаря у детей не будет продуктивным, если у малыша неразвитый звук. Потому, музыкальное образование пусть даже и домашнее очень важно. Принятие и понимание музыкальных произведений. Кроме того, музыкальные занятия являются основой формирования музыкальной культуры.

Способы музыкального обучения классический вариант, используемый педагогами вот уже не один десяток лет. Как и в развитие речи, музыкальное воспитание включает в себя три разновидности методик:

  • Наглядная;
  • Словесная;
  • Практическая.

  • Вместе со слухом одновременно развивается творческая сторона. Все методики должны применяться вместе с соответствующей последовательностью. Вначале наглядный пример через прослушивание, рассматривание иллюстраций к произведению. Далее идет процесс закрепления, при котором ребенок может воспроизвести услышанное, увиденное, в соответствие со своими навыками. Заключительный этап включает в себя создание практической базы. Для начала преподаватель показывает, как работать с полученным материалом, а дальше дети должны за ним повторить.

Количество задач увеличивается по мере взросления детей. Например, перед школой дети должны больше выполнять заданий самостоятельно. Так, имеется возможность определить их уровень развития.

Разнообразие способов не говорит об их разрозненном исполнении. Они эффективны только вместе, взаимно дополняя друг друга. Формы их использования зависят от выбранного дидактического материала.

  • Наглядный способ делится в свою очередь на слуховой и зрительный. В музыкальном воспитании слуховой метод находится в приоритете, так как без него не будет и музыкального восприятия. Основной целью данного обучения является научить малышей отличать контрастность между музыкальными произведениями. Для этого, педагог должен поставить перед детьми сравнительные задачи. Дети должны вначале отличать разные жанры. Задача по мере развития усложняется, постепенно они должны научиться распознавать отличия между практически аналогичными произведениями.

Зрительный метод в музыкальном воспитании – вспомогательный элемент. После услышанного, ребенок впечатлен, а закрепить полученные эмоции помогут иллюстрации. Здесь, детки могут пофантазировать, рассказав, с чем у них ассоциируется услышанное музыкальное произведения. В расчет принимаются и абсолютно незнакомые образы или явления. Учитывая, что зрительный метод лишь вспомогательный, то применяют его по мере необходимости.

К примеру, на выбор детей предлагаются несколько картин с различной тематикой. Дети выбирают любой жанр, основываясь на своих ощущениях.

  • Словесный способ универсален. Через слова преподаватель переедет знания о музыке, знакомит их с исполнителями, композиторами, музыкальными инструментами. При помощи слов воспитатель может объяснить восприятие музыки, придавая ей легкости или наоборот, больше мрачных ноток.

При общении с детьми о музыке очень важным считается передача характера музыки, ее настроения. Необходимо объяснить детям, как при помощи некоторых нюансов можно звукам придать того или иного звучания. Беседы с детьми должны нести эмоциональный характер. Потому в детских дошкольных учреждениях дети постоянно разучивают пени, при этом музыкальный работник учит детишек петь правильно, следуя ритму и мелодии.

Физическое воспитание

Под методами физического воспитания детей дошкольного возраста имеется в виду физическое развитие маленького человечка. Оно очень важно для общественного развития. Физически развитый человек более уверенно чувствует себя почти в любой обстановке, нежели индивидуум, не любящий физических упражнений.

Двигательная активность детей развивается путем применения целого комплекса упражнений. Для ДОУ они регламентированы и входят в состав сопроводительной документации. Процесс физического воспитания тесно переплетен с общепедагогическими методами.

Специфическая методика включает:

  • Упражнения, регламентированные дошкольным учреждением;
  • Эффективны и особо приемлемы упражнения игровой формы;
  • Способы, облаченные в соревновательную форму.

Стоит ли повторяться, но методами физического воспитания детей дошкольного возраста управляют все те же три группы, зрительная, словесная и практическая.

Регламентированные упражнения должны соблюдаться определенными условиями. Они должны:


Игровой способ воспитания носит не только физический, но и психологический, а также эмоциональный характер. Плюс игрового метода еще и в том, что она развивает координацию движений, развивает способность действовать самостоятельно, творческий потенциал.

Соревновательный способ. Его главное отличие от игрового способа в том, что он воспитывает морально-волевые качества в раннем возрасте. Спортивные состязания преимущественно проводятся среди старших детских групп.

При проведении совместных соревнований среди групп детей, важно чтобы их элементы соответствовали физическому развитию малышей. Они развивают не только соревновательный дух, но и учат человека адекватно оценивать результаты и реагировать на них. Кроме того, они воспитывают в детях сознательное восприятие требований, представленных в состязаниях в виде правил.

Грамотно подобранные действия развивают двигательные навыки, гибкость, умению применять эти действия в реальных, жизненных условиях. Спортивные конкурсы в раннем возрасте развивают творчество, как ни странно это бы не звучало. На пройденном примере, дети со своими сверстниками способны придумать самостоятельно новые виды спортивных игр, которые могут напоминать классические элементы, но при этом иметь свои правила.

Организовывать спортивные состязания можно только при соблюдении ряда условий:

  • Дети должны иметь определенные двигательные навыки;
  • Все элементы должны следовать друг за другом в определенной последовательности;
  • Элементы должны быть полезны и формировать эмоциональные, физические, психологические навыки;
  • Они должны воспитывать чувство ответственности как за себя, так и за вою команду, а также уважать своего соперника.

Все приведенные выше примеры воспитания детей дошкольного возраста основаны на методике педагогического подхода в детских садах, развивающих центрах. Но они не значат ничего без их применения в домашних условиях. Ответственность за воспитание этих навыков лежит не столько на педагогах и воспитателях, сколько на родителях.