История Цирка и чуть-чуть интересных фактов о цирковом костюме! Что такое цирк - история, описание, виды и интересные факты Описание цирка.

Цирк так любим всеми, с ним связано так много легенд и волшебства, что трудно поверить, что он не существовал всегда. Но всё-таки это правда.

Первые цирки были совершенно не похожи на те, с которыми знакомы мы все. Они существовали в древнем Риме и давали представления не большой арене под названием «Великий цирк»(лат. Circus Maximus).Слово Circus обозначает всякое кольцо (лат. omnis ambitus vel gyrus), всякую фигуру без углов. Отсюда и место, на котором в Италии по греческому образцу устраивали конные ристания и которое в большинстве случаев было удлинённой долиной между двумя холмами, стали звать этим именем исходя не от назначения места, как в Греции (см. Гипподром), а из его наиболее обычной формы. С течением времени площади для конных ристаний обстраивались по образцу греческих гипподромов и италийских амфитеатров, появлялись места для зрителей, старт и т. п.; но и в то время, когда архитектурный тип цирка совершенно выработался, целый ряд местностей принуждён был довольствоваться более или менее приспособленной площадью с временными местами для зрителей.

«При первых царях местом цирковых представлений было Марсово поле; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка» . Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году». <…> (Кузнецов.Е. 1971, с.125)Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов, среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы, выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция, и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге. Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Почти полное разрушение цирка объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть цирка была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве -- о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры цирка. Длина здания -- 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Главным зрелищем, собиравшим народ в цирк, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника, украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр, украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. « Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. <…> Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, -- средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц.» (Доминик Жандо 1984, с.30) Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения. С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея -- первый в мире стационарный цирк в современном понимании.

«Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже, в предместье Temple, круглую залу, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических. <…>Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.» (Доминик Жандо 1984, с.128)

Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 -- в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.

По пути Ренца пошли многие деятели Ц. -- немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.

В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий -- сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.

В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил цирк с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.

Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) -- выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену цирка японские, китайские, персидские, арабские артисты.

С конца 19 в. буржуазный цирк переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках цирки теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные цирки отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5--6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.

Слово «цирк» происходит от латинского circus . В переводе оно означает круг, окружность. Цирковое искусство - самый любимый вид не только детей, но и взрослых. Данное искусство состоит в основном из трюков. Каждый трюк - это годы тренировок, он сложен для исполнения. Зато удачное исполнение его вызывает бурю эмоций у зрителя. Каждый трюк хорошо оформлен музыкально, а в сочетании с хореографией это уже номер. Множество номеров составляют программу, но иногда эти номера объединены одной канвой, что составляет целый спектакль.
История цирка
Римский цирк. У древних римлян словом «цирк» называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов, травли зверей и т. п. Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии.
Средние века. После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения.
Новое время . Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 году они выстроили в Париже, в предместье Тампль, круглый зал, названный ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических этюдов. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений еще и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе. Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX века. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Лучшими считались цирки Парижа. Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевало весьма значительное число подвижных цирков. В Италии XIX века не было постоянных цирков, но зато большая часть наиболее значительных театров была устроена так, что партер мог быть превращён в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где сохраняется с античности коррида.
В годы Великой Отечественной войны . Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Многие цирко-вые здания были уничтожены вражескими бомбежками, по-жарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, рас-падались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск. В тяжелые годы Великой Отечественной войны Сталин позаботился о том, чтобы советский цирк был поддержан и животные в нем не голодали. С первых дней Великой Отечественной войны (1941—1945) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях. В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска. Карандаш на глазах у публики напяливал на лицо получеловечью-полусобачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружался топором, ножом, дубиной. Высматривал что-то вдали, усаживался в «танк» с криком «Нах Москау!» и катил вперед. «Танк» представлял собой большую бочку, установленную на платформу, колеса которой были декорированы под гусеницы танка. Ящик с поленом изображал башню на танке. Спереди на днище бочки были нарисованы череп и кости. Взрыв! Гитлеровец в лохмотьях на одной ноге стоит в изумлении на манеже. Затем, обвязав голову платком, схватив «подвернувшийся» костыль, на одной ноге удирает за кулисы…
Коверный клоун Борис Петрович Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить его вместе с другими артистами на фронт для выступлений перед бойцами. В августе 1942 года их вызвали в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду. В том же месяце Борис и его любимица собака Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе — бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. За все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках. Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта. В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого. В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки.
Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии. Он давал представления на Ленинградском фронте, а также в самом городе. Программа открывалась публицистическим прологом «Фашистский зверинец». Остросатирический конферанс осуществлял К. Гузынин и клоун Павел Алексеевич. Представление шло на фоне своеобразной конструкции, изображавшей цирковой амфитеатр. 29 ноября 1943 года Ижевский цирк открыл свои двери, несмотря на войну, и первыми зрителями нового цирка на 1800 мест стали раненые бойцы. В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года.
На арене Саратовского цирка сделали первые шаги Вальтер Запашный и Мстислав Запашный. Случилось так, что Вальтер и Мстислав остались в осаждённом Ленинграде. Дом их от бомбёжек сгорел и жили они с бабушкой в гримуборной цирка. Младших Запашных вывезли по «Дороге жизни». Они отправились к матери, Лидии Карловне, в Саратов. Здесь, ещё в годы войны они начали репетировать свой акробатически-трюковой номер, а затем выступать. Так на цирковых афишах появилась группа «Братья Запашные», которую прославили сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников.
В День Победы — 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

Начало цирка Нового времени

Цирк, как и театр, родился на площади. Артисты давали свои представления пря-мо на земле, а зрители образовывали круг. Современная круглая арена — по-рождение производственной площадки ста-ринных комедиантов. Летописцы утверждают, что в Европе уже в XIV— XV веках их было немало. Они выходили из народа. Какой-нибудь сапожный под-мастерье или крестьянский сын сначала у себя в местечке поражал товарищей ма-стерством акробата или жонглера. Потом его известность распространялась на всю округу. Новое ремесло требовало отдачи всех сил. И молодой человек укладывал в мешок свой нехитрый скарб и отправлял-ся в путешествие, увеличивая число бро-дячих артистов.
Бродячие артисты везде преследовались государственной властью и церковью. Вы-ходцы из народной среды, эти артисты в своих выступлениях не щадили власть имущих и нередко жестоко издевались над ними. Но не только в этом было дело. В отличие от религии, народные искусники утверждали радость земного бытия. Они прославляли человека сильного, смелого, ловкого. Это вызывало гонения со стороны господствующих классов и церкви, прини-мались меры, чтобы запретить представле-ния и даже физически уничтожить артис-тов. Но так как искусство поддерживалось народом, осуществить это никогда не удавалось.
Были бродячие артисты и на Ру-си. Максим Горький писал о них: «У нас до начала XVII века тоже были свои «ли-цедеи», свои мейстерзингеры — «калики перехожие», они разносили по всей стра-не «лицедейства» и песни о событиях «ве-ликой смуты», об Ивашке Болотникове, о боях, победах и гибели Степана Разина». Памятники материальной культуры, ле-тописи, старинные книги свидетельствуют, что скоморохи были известны с очень отдаленных времен. В Киеве, в Софийском соборе, сооруженном в 1037 году, на лест-ничных фресках изображено целое представление, в котором участвуют и хищные звери, и эквилибристы, и музыканты, и танцоры, и борцы.
Расцвет скоморошества относится к XVI — XVII векам. Это был период актив-ного образования русской нации. В. И. Ленин писал; «Новый период рус-ской истории (примерно с XVII века) ха-рактеризуется действительно фактическим слиянием всех... областей, земель и кня-жеств в одно целое... Оно вызывалось уси-ливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обраще-нием, концентрированием небольших ме-стных рынков в один всероссийский ры-нок. Так как руководителями и хозяева-ми этого процесса были купцы, то созда-ние этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуаз-ных».
Экономический и политический подъем России в XVI и XVII веках способствовал росту национальной культуры, и в том числе скоморошества. В репертуаре скомо-рохов все чаще встречаются выпады про-тив правящих классов и церкви, проявле-ния симпатий к героям народных восста-ний. И тогда усиливаются гонения против них. В 1551 году Собор высшего русского православного духовенства в изданной им книге «Стоглав»* утверждал, что боже-ственные писания и священные правила отрицают всякое играние — и зернь, и шахматы, и тавлеи, и гусли, и смычки, и всякое глумление и позорище, и плясание. «Рече бо господь: «Горе вам смеющимся ныне, яко восплачите и возрыдаете».
В 1648 году царь Алексей Михайлович, «жалея православных христиан», прика-зывал им глумление и скоморошество «со всякими бесовскими играми прекратить», а «которые люди от того всего богомерз-кого дела не отстанут и учнут впредь та-ковы богомерзкие дела держаться, по го-судареву указу тем людям чинить наказа-ние. Где такое бесчиние объявится или кто на кого такое бесчиние скажет, тех людей бить в батоги». Вопреки нападкам правящих классов и церкви, скоморошество продол-жало развиваться, ибо искусство скоморо-хов было тесно связано с народной тради-цией, оно выражало мысли и чаяния на-рода. Скоморохи оказали большое влияние и на развитие русского театра и русского цирка.
Начиная с XVI—XVII веков широкое распространение в Европе получают шко-лы верховой езды. В школах верховой езды нередко про-водились соревнования и показательные заезды. Среди берейторов появляются вы-дающиеся мастера своего дела. Иные из этих берейторов переносят свои выступле-ния и на народные гулянья; успех, кото-рый они там имеют, приводит к тому, что берейторы начинают переезжать из горо-да в город, давая представления. В 1588 году в Праге гастролировал не-кий кунстберейтор. Он стоял ногами на спине у скачущей лошади, спрыгивал с лошади и вскакивал на нее вновь. В 1647 году наездник Христиан Мюллер в городе Нюрнберге демонстрировал слож-ные эволюции на лошади. В 1724 году в России некий искусник показывал танцующую лошадь. Сведения о таком «чуде» дошли до Петра I, и он отдал распоряжение: смотрителям препят-ствий не чинить, а дрессировщику отво-дить квартиру и выдавать для лошади фураж.
В 1764 году наездник Якоб Бейтс вы-строил в Москве возле Красного пруда амфи-театр для конных представлений. Высту-пал он, по-видимому, один, и представление продолжалось от тридцати до сорока минут. Бейтс появлялся перед публикой в красной однобортной куртке с отложным воротником и вышитыми манжетами. Брюки у него были заправлены в мягкие сапожки, на голове — охотничья фураж-ка. В руках Бейтс держал длинный хлыст. Такой спортивный вид подходил к суще-ству его номера. Бейтс скакал, стоя на крупах двух лошадей, а в середине бежа-ла еще третья лошадь. Показывал он так-же упражнения вольтижировки: взявшись руками за ручки гурты, Бейтс повисал вдоль лошади, потом он продевал в петлю ногу и висел в таком положении. Наконец, Бейтс перепрыгивал через бегущую ло-шадь, упираясь в ее спину руками. Этот подчеркнуто спортивный номер был связан со школами верховой езды, упражнения-ми кавалеристов. Театрализация, получив-шая развитие в дальнейшей практике цир-ка, здесь присутствовала лишь в зачатке.
В 1776 году в Москве выступал наезд-ник и дрессировщик лошадей Вольтон. В 1884 году в Россию прибыл уроженец города Бреславля Николай Мори. У него лошадь копытом отсчитывала часы, отсту-кивала, сколько лет она была в обучении. Кроме того, перепрыгивала через неболь-шой обруч, опускалась, «прося милости», на колени, становилась на дыбы и шла на дрессировщика.
В 1772 году в Лондоне Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, организо-вал школу верховой езды. Эта школа име-ла большой успех, главным образом благо-даря демонстрации в ней различных кон-ных эволюций. В 1782 году Астлей выстро-ил специальное здание для показа кон-ных представлений. Здание это имело все признаки современного цирка: арену, ме-ста для зрителей, расположенные по кру-гу и поднимающиеся амфитеатром, купо-лообразную крышу. Историки обычно счи-тают предприятие Астлея первым стационарным цирком в Европе. В том же 1782 году Астлей выстроил амфитеатр для представления в Париже, назвав его «Анг-лийский амфитеатр предместья Тампль».
Театрализация особенно усилилась в цирке Франкони. Антонио Франкони — дрессировщик птиц — 21 марта 1791 года начал представления в Амфитеатре Астлея. В его труппе места премьеров занимали сыновья Франкони — Лоренцо и Энрико — талантливые дрессировщики лоша-дей и наездники. В 1807 году Франкони строят в Париже новое здание для своих представлений. Здесь главное место зани-мают пантомимы, чаще всего на баталь-ные сюжеты, имеющие большое число мас-совых сцен и феерических эффектов. Это было во времена Наполеона I и победонос-ных войн, которые вела Франция. В цир-ке Франкони утверждался культ импера-тора, прославлялись его походы. Благода-ря этому цирк имел поддержку со стороны правящих кругов. В цирке Франкони выдвинулся замеча-тельный комик Жак Батист Ориоль (де-бют 5 марта 1835 года). Ориоль был заме-чательный акробат, жонглер, эквили-брист и он умел расцветить свои выступле-ния блестками юмора. Из его трюков на-зовем: переднее сальто-мортале через двенадцать солдат, скрестивших свои ружья. Заднее сальто-мортале он делал так, что попадал прямо в туфли, правда, без задников. Ориоль пародировал номера и, кроме того, нередко сопровождал свое выступление словесными шутками. Бес-спорно, Ориоль использовал и развил тра-дицию народных паяцев. Он утвердился на арене как первый так называемый ковер-ный клоун. Предприятие Франкони первым стало называться цир-ком . И вот почему. В 1806 году француз-ское правительство специальным указом запретило всякого рода зрелищам имено-ваться театрами, оставив это наименование только за театрами оперы, балета, тра-гедии и высокой комедии; под действие этого указа попал и Амфитеатр, или, как он еще назывался, Конный театр Франко-ни. Тогда Франкони дали своему предприятию название Олимпийского цирка. Под-ражая им, так же назвали свои амфите-атры провинциальные антрепренеры, а затем название распространилось и по всей Европе.
Как же развивался цирк в России?
В конце XVIII и начала XIX веков в России нередко гастролировали передвиж-ные труппы. В Петербурге они чаще всего выступали в манеже графа Завадовского на Мойке или же выстраивали временные балаганы. Первое специальное здание для цирковых представлений было выстроено Иосифом Габита в Петербурге на Крестов-ском острове. Открылся цирк 4 июня 1822 года. В 1827 году предприниматель Жак Турниер внес в казну 30 тыс. рублей и полу-чил разрешение на постройку цирка. Цирк обошелся в 100 699 рублей; недостающую сумму дала городская управа, и она же стала фактическим владельцем цирка. В 1845 году в столицу приехал Алек-сандр Гверра; он выстроил цирк на площади рядом с Большим театром. В 1846 го-ду еще один цирк выстроили Жюль Лежар и Поль Кюзан. Конкуренция между цирками была ожесточенная, но публика заинтересовалась цирками, и они имели очень большой успех. И. С. Тургенев пи-сал : «Упомянув о Лежаре и Гверра, нель-зя не войти в некоторые подробности: предмет слишком интересующий в настоя-щее время петербургскую публику. Мы, однако ж, нисколько не намерены смот-реть на него свысока и тяжеловесно острить, подтрунивать над публикою, назы-вая ее увлечение «лошадиного циркоманею» или каким-нибудь еще более неук-люжим словцом. Мы не видим ничего худого в том, что публике нравятся цирки ».
В 1847 году государство купило оба цир-ка, и в 1849 году открылся новый камен-ный императорский цирк. В Москве после выступлений ряда гаст-рольных трупп в 1853 году стационарный цирк выстроил гвардейский полковник В. Н. Новосильцев. Цирк находился на Петровке, на месте теперешнего Мосторга № 1. Центральное место в программах цир-ков занимали наездники и наездницы раз-ных специальностей. Тургенев писал : «В цирке Гверра привлекает в особенности г-жа Каролина Лайо. Соответственное ам-плуа в цирке Лежара занимает г-жа По-лина Кюзан. Общий голос присуждает первенство г-же Каролине Лайо. В самой деле, ловкость ее в управлении лошадью, постоянная уверенность и спокойствие и, наконец, грациозность, которою запечат-лено каждое ее движение, поразительны. Она сама занимается проездкой лоша-дей ».
Большой успех в цирках имели транс-формационные и балетно-акробатические сцены на лошадях. В паузах выступали комики, из них наибольший успех имел Луи Виоль, напоминающий Ориоля, и его ученик, замечательный акробат и экви-либрист Пачифико Авеньели.
Ставились в цирках также пантомимы, главным образам романтического содержа-ния, с большими конными сценами и по-становочными эффектами. После того как петербургский цирк стал государственным, для подготовки кадров русских цирковых артистов при театраль-ном училище было создано специальное Цирковое отделение. Из него вышли: та-лантливая наездница высшей школы Ека-терина Федорова, гротеск-наездница Анна Натарова, наездник Тимофей Стуколкин и Другие. Любопытно отметить, что выступа-ющий сейчас в цирках клоун Г. В. Стуколкин — дальний родственник этого не-когда известного наездника и танцовщика.
В казенном императорском цирке пошли откровенно монархические, антихудо-жественные пьесы, в которых прославлял-ся антинародный режим Николая I и сам царь: «Падение Акты» П. Мердера и «Мо-лодцы казаки» Воронова, но успеха они не имели. Современник записывал: «Сначала отличные сборы, а потом пустота и пустота». Наряду с цирками цирковые номера постоянно исполнялись также в балаганах и просто на улицах, главным образом I дни народных гуляний. Здесь выступали и акробаты, и жонглеры, и эквилибристы и фокусники, и веселые остроумные «деды». Последние нередко исполняли злые сатирические шутки, направленные против власть имущих. Иные из этих «дедов», например отставной егерь Бомбов, бы ли весьма популярны и любимы народом

Искусство цирка формировалось в течение многих столетий на основании представлений людей о зрелищах и развлечениях. Оно впитало в себя дух выступлений на площадях, спортивных соревнований, театра, культурных предпочтений и многие другие черты.

Возникновение цирка

Само слово цирк произошло от латинского «circus», что значит «круг». Ведь сценой для выступлений во все времена служила круглая арена.

Цирковое искусство всегда было тесно связано с жизнью общества, трудовыми буднями народа и праздниками, религиозными культами. В странах Древнего Востока ремесленники, которые хотели доказать что канат, изготовленный ими, самый крепкий, ходили по нему, прыгали и даже бегали. В Персии воины умели взбираться на шест, который находился на плече или за поясом у их товарища, чтобы осматривать окрестности. Сборщики фруктов удерживали равновесие на свободно стоящих лестницах, а также переходи на них от дерева к дереву. В странах Африки воинов отбирали за их акробатические умения. Они должны были переворачиваться в воздухе, кувыркаться.

Упоминания о выступлениях первых профессиональных цирковых артистов встречаются в хрониках Греции, Рима, Византии и других государств. Особая роль отводилась бродячим народным артистам - гистионам.

Дальнейшее развитие циркового искусства

В Средние века на развитие циркового искусства большое влияние оказывали рыцарские турниры и конные состязания. Школы верховой езды стали открываться по всей Европе, а в первую очередь - в Италии.

Одна из школ верховой езды, открытая в Лондоне в 1770 году , впервые стала давать представления в специально оборудованном амфитеатре. Позже она была признана первым в мире самостоятельным цирком. В нем стало выступать . В скором времени цирки стали возникать повсеместно.


Цирк стал проникать и в Россию. Так, начиная со второй половины XVIII века, в крупных городах постоянно выступают гастролирующие труппы. Наиболее известные из них, выступавшие в Петербурге, -

Цирк активно использовал опыт народных гуляний. Появились выдающиеся отечественные цирковые династии, выступающие в самых различных жанрах. - Сосины, канатоходцы - Молодцов и Блонден, - Леотар, клоуны - и , клоуны-музыканты - Бим-Бом и многие другие.

Стали создаваться крупные антрепризы, в основном дававшие выступления отечественных артистов. Наиболее известные - цирки , братьев .

Цирковые артисты

Актеры цирка всегда проходили непреодолимые препятствия, демонстрируя невиданную физическую силу, сноровку изобретательность, создавали яркие художественные образы, и все это для того, чтобы заинтересовать своего зрителя.

Для любого циркового артиста важнейшей частью его выступлений всегда являлись различные трюки. Так называются те действия, которые должны привлечь внимание публики и максимально раскрыть образ актера. Например, для клоуна - это шутки, для акробата - демонстрация физической силы и ловкости. Комбинация из различных трюков, связанных между собой - это и есть цирковой номер. А сочетание чередующихся номеров - цирковое представление.

Для создания завершенного циркового образа важны музыка, танец, пантомима и другие виды искусств. Поэтому актерам всегда помогали режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры и другие профессионалы.

Что такое цирк? Кажется, что каждый из нас знает ответ на этот вопрос. Но стоит признать, что у большинства имеется только поверхностная информация. А вот про его историю и разновидности известно немногим. Главным отличием этого вида искусства считается демонстрация чего-то смешного и необычного. Как правило, в выступлении можно увидеть пантомимы, репризы, фокусы, клоунаду. Часто цирковые номера связаны с демонстрацией исключительных способностей человека, нередко отличающихся риском для жизни и здоровья. Это касается канатоходцев, эквилибристов, дрессировщиков хищных зверей. Часто труппа базируется в определенном городе, имея конкретное здание. Но нередко выступает в разных местах, как бродячий цирк.

Историческая справка

Что такое цирк, знали еще в Древнем Риме. В то время так называли сооружение, похожее на современный ипподром. Самым большим и известным был так называемый Большой цирк, который располагался в самом Риме.

Цирковые представления того времени имели мало общего с современными. Прежде всего, это были гонки на колесницах и лошадиные скачки. Позже цирковые представления стали организовывать в амфитеатрах. Они включали в себя бои гладиаторов, травлю диких животных.

В Средние века цирк перестал быть главным местом развлечений. Ставшие популярными в то время театральные представления и мистерии затмили его.

Цирк в современном для нас понимании появился во Франции только в конце XVIII века. Его создателями стали английские наездники Астлеи, сын и отец. В 1774 году они построили в пригороде французской столицы круглый зал, который так и назвали - цирк. Что такое это было в то время? Астлеи стали давать представления, которые состояли из акробатических этюдов и упражнениях на лошадях.

В истории цирка большую роль сыграли итальянцы Франкони. Они ввели пантомимы, а также устраивали борьбу между дикими животными и собаками. Именно из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

Из истории цирка известно, что в конце XIX столетия появились выступления с дрессированными животными. Накануне XX века стационарные цирки существовали во всех европейских столицах.

Цирк в России

Что такое цирк, в России узнали в 1764 году. Именно тогда британский жокей Бейтс построил манеж для конных представлений неподалеку от Казанского вокзала. Уже на следующий год он отправился с гастролями в Петербург.

В России представления часто организовывали в частных домах - в манежах или временных помещениях. Как правило, выступали иностранные труппы.

Именно русский цирк появился в 1873 году в Саратове. Его основали братья Никитины. И сегодня он считается одним из лучших в России. К тому, же в то время по России и Европе кочевали бродячие цирки, которые давали представления каждый день на новом месте.

Значительный урон цирковому искусству был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Здания преимущественно были уничтожены во время бомбежек. Реквизит и оборудование были уничтожены. Погибли многие дрессированные животные. Артисты отправлялись на фронт. Главное цирковое управление после нападения фашистов на СССР было эвакуировано в Томск. При этом историками отмечается, что руководство все же позаботилось о сохранении циркового искусства. По распоряжению Сталина, советский цирк поддерживался, выделялись средства на содержание и питание животных.

Цирк сегодня

Сегодня в цирке развиваются различные виды искусства. Например, это акробатика, клоунада, эквилибристика, а также музыкальная эксцентрика, интермедия, пантомимы, жонглирование, иллюзионизм.

Известно большое количество цирковых специальностей. В отдельные выделяют хождение по канату, номера на трапеции, воздушную гимнастику, дрессировку животных. Уникальный цирковой жанр - клоунада. Клоун обязан владеть несколькими дисциплинами, в последнее время распространен прием, когда клоун "внезапно" принимает участие в чужих номерах.

В наши дни возрождается уже практически забытая специальность огнеглотателей, которые были популярны много веков назад. Сегодня многие цирки мира включают в свою программу огненное шоу.

В России цирк является одной из ключевых номинаций в конкурсной программе Дельфийских игр.

Значение слова

Давая определение слова "цирк", не стоит забывать, что у него несколько смысловых значений.

Во-первых, цирк - это особый вид зрелищного искусства, который сегодня включает в себя разнообразные техники и дисциплины.

Еще одно значения слова цирк - это здание, в котором все эти представления и проходят.

Описание цирка

Само по себе здание цирка чаще всего представляет собой круглый шатер с высоким куполом наверху. Это классический цирк-шапито. Внутри него расположен манеж или цирковая арена, а также сидячие места для зрителей.

Другой вид цирка - капитальный. Примечательно, что обычно он тоже имеет круглую форму.

Интересный факт - манеж в цирке, на котором выступают артисты, всегда одного и того же размера. Причем независимо от того, на сколько зрителей рассчитан сам цирк - на 500 или пять тысяч. Причем этот размер неизменен во всем мире. Диаметр манежа составляет 13 метров (или 42 фута). Это требование появилось еще в XIX веке и до сих пор остается неизменным.

Такая традиция пошла из-за профессиональной необходимости. Дело в том, что для упражнения на конях и акробатов необходимо, чтобы спина бегущей лошади всегда находилась под одним и тем же углом относительно центра манежа. Добиться такого результата возможно только поддерживая постоянную среднюю скорость лошади на манеже определенного диаметра. В результате все цирковые арены, на которых проводились выступления на лошадях, были унифицированы.

Еще одна особенность - цирковая арена всегда отделяется от амфитеатра небольшим, но весьма широким барьером. Его высота доходит, как минимум, до среднего роста стандартной лошади, чтобы животное могло положить копыта передних ног на барьер и продолжить двигаться задними по арене.

Цирк Юрия Никулина

Из отечественных цирков стоит выделить, в первую очередь, цирк Никулина. Он расположен в Москве на Цветном бульваре. Это один из старейших стационарных цирков страны. Он вмещает две тысячи зрителей. В настоящее время его генеральным директором является сын Юрия Никулина Максим.

Этот цирк впервые распахнул свои двери для посетителей еще в 1880 году. Его основал Альберт Саламонский. Архитектором здания стал Август Вебер. Открытие запомнилось всем. На нем выступала гимнастка Генриетта, которая умудрялась жонглировать на натянутой на большой высоте проволоке, госпожа Труцци скакала по манежу на неоседланной лошади, сам Альберт Саламонский продемонстрировал номер с 14 дрессированными жеребцами.

Изначально в цирке работало много клоунов. Саламонский настаивал, что его публика обязательно должна хохотать. Примечательно, что до этого цирк не считался местом, куда стоит приходить с детьми. Только Саламонский осознал, что дети - это прекрасная публика, на которой можно неплохо заработать. Он первым инициировал проведение утренних представлений, который вскоре стали называться утренниками. При этом специально адаптировал программы к детскому восприятию.

Никулин на сцене

Юрий Никулин оказался в студии клоунады при столичном цирке на Цветном бульваре после того, как его не приняли в ВГИК. В 1948 году он впервые вышел на сцену в паре с Борисом Романовым. Их номер назывался "Натурщик и халтурщик".

Вскоре после этого стал работать ассистентом популярного в те годы клоуна Михаила Румянцева, больше известного как Карандаш. Затем познакомился с Михаилом Шуйдиным. Все втроем они стали ездить на гастроли по всей стране.

В 1950 году после конфликта Никулин и Шуйдин стали работать отдельно от Румянцева, составив знаменитый клоунский дуэт.

В 1981 году Никулин перестал выступать на сцене, ему исполнилось 60. Он стал директором цирка. При нем было построено новое здание, которое открыли в 1989 году. Сегодня за представлениями в расписании цирка Никулина многие пристально следят. Ведь это один из самых популярных цирков страны.

"Аквамарин"

Большой популярностью в России пользуется также цирк танцующих фонтанов под названием "Аквамарин". Зрители становятся свидетелями уникального шоу, когда цирковой искусство соединяется с танцами фонтанов и балетом на льду. Невероятные способности и возможности человека раскрываются на фоне фантастической красоты.

В цирке "Аквамарин" гордятся тем, что сохранили лучшие традиции отечественного цирка. При этом постоянно применяют новейшие технологии, актуальную сценографию, погружая зрителя в настоящее современное шоу.

В представлениях часто принимают участие дрессировщики, специально обученные животные - лошади, собаки, обезьяны. Представления обязательно сопровождаются живым вокалом.

Цирковые жанры

Среди основных цирковых жанров необходимо выделить акробатику, которая делится на силовую, воздушную и прыжковую.

Большой популярностью пользуется вольтижировка - выполнение гимнастических и акробатических упражнений на лошади. А также дрессировка цирковых животных, жонглирование, иллюзионизм, клоунада, цирковое шоу, пантомима и эквилибристика.

Иллюзионизм

Что такое цирковой жанр иллюзионизм, сегодня знает любой, кто хоть раз был в цирке или видел представление по телевизору. Это особый вид циркового исполнительского искусства. В нем с помощью ловкости рук, а также за счет трюков и использования специальной аппаратуры, как правило, скрытой от глаз окружающих, иллюзионист выполняет уникальные трюки или фокусы. Он создает иллюзии нарушения привычных для всех физических свойств предметов и явлений. Дословно название этого циркового жанра переводится как "вводить в заблуждение".

Искусство создания иллюзий восходит еще к древности. В то время особыми приемами и техникой для манипуляций пользовались жрецы или шаманы, чтобы производить впечатление на обычных людей, подтверждая таким образом свою уникальность и особенность. Со временем их стали использовать для развлечения публики факиры, шпагоглотатели и другие.

Жонглирование

Такой вид циркового искусства, как жонглирование, появился еще до нашей эры. Увидеть людей, одновременно подбрасывающих более трех предметов, можно еще на настенных рисунках в Египте.

Сегодня выделяют несколько видов жонглирования - классическое, перекидное, контактное, жонглирование от пола, флейринг (когда используют бутылки и стаканы), жонглирование кендамой (название произошло от японской игры, заключающейся в перебрасывании шара с лунки на лунку), силовое, боевое жонглирование.