Церемония крещения авианосца Prince of Wales - bmpd — LiveJournal. Потопление линкора "принц уэльский" и линейного крейсера "рипалс" под куантаном Корабль принц уэльский

Завтра будет очередная годовщина одного из наиболее болезненных поражений Британского флота во Второй мировой войне. 10 декабря 1941 года японские бомбардировщики и торпедоносцы потопили линейный корабль "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс". Для английского флота, это был фактически собственный Перл-Харбор.

Адмирал Томас Филлипс


Флагманский корабль адмирала Томаса Филлипса "Принс оф Уэлс" был новейший линкором серии "Кинг Джордж V" и к моменту своей гибели успел прослужить менее года.

"Принс оф Уэлс" на ходовых испытаниях.

Линкор имел отличную от классической компоновку орудий главного калибра. 10 орудий калибра 356мм размещались всего в 3-х башнях, носовая и кормовая из которых имели сразу по четыре орудия. Подобными экспериментами баловались на практике и французы, хотя основные морские державы в целом придерживались "классики" в 2 или 3 орудия главного калибра на башню.

"Принс оф Уэлс" незадолго до боя в Датском проливе.

В состав флота он был принят 19 января 1941 года, и очень скоро он успел принять боевое крещение, под командованием капитана Лича, "Принс оф Уэлс" принимал участие в бою с немецким линкором "Бисмарк" в Датском проливе 24 мая 1941 года, когда немцы потопили флагманский корабль англичан - линейный крейсер "Худ". На момент боя, на "Принс оф Уэлс" все еще находились рабочие судоверфи.

Линейный корабль "Бисмарк" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" ведут огонь по британской эскадре.

Линейный крейсер "Худ" за несколько минут до своей гибели.

Линкор "Принс оф Уэлс" проходит мимо погибающего "Худа".

Бой в Датском проливе. Горящий корабль в центре - "Принс оф Уэлс".

После гибели "Худа" практически в начале боя, "Принц Уэлльский" оказался вынужден сражаться против превосходящего противника. Линкор получил несколько попаданий снарядами главного калибра "Бисмарка", которые причинили ему немалый урон, сам же "Принц Уэлльский" смог добиться незначительных повреждений на "Бисмарке", после чего англичане вышли из боя, хотя по мнению историков, прояви адмирал Лютьенс и капитан "Бисмарка" Линдеманн должную решимость и меньшее почтение к указаниям руководства Кригсмарине, немецкая эскадра вполне могла добить поврежденный британский линкор.

После устранения повреждений, линкор успел в августе 1941 года отметится в другом историческом событии - на его борту прошла встреча Рузвельта и Черчилля в августе 1941 года.

"Принс оф Уэлс" в бухте Арджентия.

"Принс оф Уэлс" и пришвартованный к нему американский эсминец "МакДугал".

Рузвельт и Черчилль на борту линкора "Принс оф Уэлс"

Черчилль на палубе "Принс оф Уэлс".

На этой конференции в бухте Арджентия была заключена так называемая "Атлантическая Хартия" www.hrono.ru/dokum/19410814.html , которая заложила концептуальные основы создававшейся антигитлеровской коалиции. Вскоре к Хартии присоединился Советский Союз. Таким образом, на борту линкора закладывался фундамент коалиции США, Британской Империи и Советского Союза.
Собственно, менее чем за один год, новейший линкор успел засветиться в трех событиях исторического масштаба. Последнее "событие", стало для него роковым.

К концу лета 1941 года, для Британского руководства стало весьма очевидным, что война на Тихом Океане может разразится в самое ближайшее время. Основные силы британского флота были перегружены тяжелой борьбой с немцами и итальянцами и поэтому флот на Тихом Океане был весьма слабым. Для усиления сил на Дальнем Востоке, при участии Черчилля, была осуществлена передислокация сил - с основных театров военных действий еще до начала войны на Тихом Океане были выведены линкор "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс", последний, при всех своих достоинствах относился к отмирающему классу линейных крейсеров - корабль имел явно недостаточное бронирование и страдал при стрельбе собственных орудий главного калибра - (шесть 381мм орудий), которые приводили к деформациям корпуса.

В августе был разработан план посылки в Сингапур 6 линкоров, современного авианосца и легких сил весной 1942. Но потери, которые понесли в последнее время Флот Метрополии и Средиземноморский флот, помешали отправить хоть один корабль до октября 1941. Именно тогда новый линкор «Принс оф Уэлс» был выбран флагманским кораблем контр-адмирала сэра Т. Филлипса, бывшего заместителя начальника штаба ВМФ. Но в Лондоне неожиданно вспыхнули споры по стратегическим вопросам. Адмиралтейство желало сосредоточить все силы, которые удастся собрать, в Индийском океане, где флот будет находиться в самом центре важного стратегического района. Зато премьер-министр хотел расположить небольшое соединение быстроходных и современных кораблей в Сингапуре. Он полагал, что таким образом будет оказано сдерживающее влияние на агрессивные намерения японцев. Форин Оффис поддержал точку зрения премьера, и наконец Первый Морской Лорд согласился послать «Принс оф Уэлс» в Кейптаун с условиям, что его дальнейший маршрут будет определен позднее. Но ни Адмиралтейство, ни адмирал Филлипс не сомневались, что его пошлют в Сингапур
militera.lib.ru/h/roskill/09.html - Росскил "Война на море"

Как видим, решение определившее судьбу этих кораблей носило скорее политический, нежели военный характер. Собственно, современники и более поздние исследователи не раз отмечали страсть Черчилля к подобного рода авантюрам в вопросах стратегического и оперативного характера. За его ошибки предстояло расплачиваться морякам. Тем не менее, в защиту Черчилля можно сказать, что действовал он в условиях недостатка информации при крайнем напряжении всех сил Британской империи. Не ошибается тот, кто ничего не делает. В данном случае, Черчилль с позиций сегодняшнего "послезнания" явно ошибся.

Основными задачами находившегося под командованием адмирала Филлипса "Соединения Z" было усиление английского военного присутствия в регионе, читай демонстрация силы с операционной базы в Сингапуре и прикрытие английских колониальных владений. Современный линкор в компании линейного крейсера разумеется при удачном стечении обстоятельств мог помешать планам японцев по захвату английских колоний и самого Сингапура, опоры Британской Империи на Дальнем Востоке. Тем не менее, учитывая общее превосходство Японского флота и авиации в регионе, данное решение было по меньшей мере авантюрным. Разумеется, это с позиций "послезнания", Адмиралтейство и Черчилль (в большей степени) в этом отношении питали ряд иллюзий, базирующихся на недостаточной оценке японских сил.

В начале декабря, флагманский корабль "Соединения Z" "Принс оф Уэлс" прибыл в Сингапур. В это время осуществление Японией планов нападения на США, Британию, Голландию и прочих - уже вошло в фазу осуществления.

"Принс оф Уэлс" на рейде Сингапура.

Прибытие кораблей Филлипса в Сингапур не осталось без внимания японцев и они весьма оперативно приняли меры противодействия. Воздушная группировка в районе предполагаемого действия кораблей Филлипса была усилена. В районе Сингапура велась усиленная авиаразведка.
В первых числах декабря Адмиралтейство начало "что-то подозревать", угроза японского удара по Сингапуру и прочим британским владениям становилась все более реальной, ввиду чего было принято решение, убрать корабли с уязвимой позиции. 5 декабря 1941 года, за 2 дня до Перл-Харбора, "Рипалс" вышел из Сингапура в направлении Австралии, с целью перебазирования в Порт-Дарвин. Но после получения информации об обнаружении японских транспортов в Южно-Китайском море, получил указания вернуться.

7 декабря, Япония нанесла удар по Перл-Харбору, выведя из строя линейное ядро Тихоокеанского флота США. Ударам так же подверглись колониальные владения других государств, включая британские. Произошло то, чего опасались в Адмиралтействе, соединения Филлипса оказалось на уязвимой позиции, обладая недостаточными силами, перед лицом японской угрозы, прежде всего с воздуха.

8 декабря 1941 года - "Принс оф Уэлс" проходит пролив Джохор направляясь в свой последний поход.

Вечером 8 декабря адмирал Филлипс вышел из Сингапура с «Принс оф Уэлсом», «Рипалсом» и 4 эсминцами, чтобы атаковать японские десантные силы, намеревавшиеся высадиться в Сингоре на северо-восточном берегу Малайи. Перед выходом в море он потребовал от КВВС провести разведку к северу от предполагаемого курса, а также обеспечить истребительное прикрытие над районом возможного боя. Однако рано утром 9 декабря Сингапур известил его, что истребителей не будет. Адмиралу также передали, что, по данным разведки, в Индокитае собрано большое число японских бомбардировщиков. Эта информация, а также тот факт, что его соединение было обнаружено японскими самолетами, заставили Филлипса отказаться от намеченной атаки.
militera.lib.ru/h/roskill/09.html

Интересен тот факт, что японцы получили от своих разведывательных самолетов информацию, что 9 декабря корабли Филлипса все еще находились в Сингапуре, тогда как они покинули его вечером 8 декабря.

Американский историк Мориссон добавляет:
Так «Принс оф Уэлс» и «Рипалс», эскортируемые эсминцами «Электра», «Экспресс», «Вэмпайр» и «Тенедос», 8 декабря в 17 ч. 35 мин. вышли из Сингапура. Адмирал Филипс, оставив начальника своего штаба на береговом командном пункте, сам вышел в море, подняв свой флаг на «Принс оф Уэлс». Вскоре после 12 часов ночи была получена радиограмма из Главного штаба о том, что британские военно-воздушные силы полностью использованы в противодесантных действиях, и адмирал не может рассчитывать на воздушное прикрытие у Сингоры. Японские тяжелые бомбардировщики уже находились в южной части Индокитая, и английское командование запросило генерала Макартура разрешить посылку «Летающих крепостей» Бреретона для проведения воздушного налета на базы этих бомбардировщиков. Филлипс не знал о том, что Дальневосточные силы США находились в безвыходном положении.
militera.lib.ru/h/morison_s1/07.html

Фактически, Филлипс оказался без авиаподдержки и полных развед.данных в районе сосредоточения крупных сил японской авиации. События начали развиваться по худшему для британцев сценарию. Филлипс первоначально приняв верное решение об отходе ввиду неблагоприятной оперативной обстановки, несколько часов следовал курсом на Сингапур, но получив сообщение, что в районе Каунтана проходит высадка японских экспедиционных войск, решил ближе к ночи 9 декабря, проследовать в район, где по полученным сведениям могли находится японские транспортные суда и силы прикрытия. О своем маневре, Филлипс поддерживая режим радиомолчания базу в Сингапуре в известность не поставил,

По этому поводу все тот же Росскил пишет:
В тот же день в 20.15 он повернул назад в Сингапур. Незадолго до полуночи Филлипс получил радиограмму из Сингапура, что противник высаживается в Куантане, который находится гораздо южнее Сингоры. Этот пункт лежал не слишком далеко от обратного курса британской эскадры. 10 декабря в 1.00 Филлипс повернул на запад, чтобы выйти к Куантану. Однако он не сообщил в Сингапур о своих намерениях и не запросил выслать истребители, чтобы встретить эскадру у берега . Его нежелание нарушать радиомолчание вполне понятно, но нельзя было требовать от командования базы, чтобы оно угадало намерения Филлипса и тоже отреагировало на сообщение о японской высадке. В итоге информация о японской высадке оказалось ложной, а линкоры остались без истребительного прикрытия в районе, где легко могли подвергнуться мощной воздушной атаке.

Так была подготовлена сцена для трагедии. Комплекс ошибочных решений и случайностей привел к тому, что к утру 10 декабря 1941 года, "Соединение Z" оказалось перед угрозой мощных концентрированных ударов японской авиации. Японцы обнаружили соединение Филлипса еще 9 декабря и утром 10 декабря выслали для атаки 51 торпедоносец и 34 бомбардировщика. Англичанам и тут катастрофически не повезло. Уж не везет, так не везет. Идущие с севера японские самолеты разминулись с соединением Филлипса и лишь на обратном пути случайно наткнулись на него. Отличные погодные условия и отсутствие противодействия со стороны британской авиации делало ситуацию для японцев практически идеальной. Следует отметить, что огромная заслуга в этой удаче принадлежит прежде всего самим англичанам и персонально адмиралу Филлипсу.

Японские бомбардировщики над кораблями Филлипса.

10 декабря 1941 года - линкор "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс" под ударами японской авиации. Съемка с борта одного из бомбардировщиков.

Источники так описывает произошедшую катастрофу:

На рассвете 10 декабря в 60 милях от Куантана был замечен неопознанный самолет. Адмирал продолжал идти своим курсом, но с «Принс оф Уэлс» вылетел разведывательный самолет. Никаких признаков противника не было обнаружено. Эскадренный миноносец «Экспресс» шел впереди, чтобы провести разведку гавани Куантана, она оказалась пустой, и в 8 ч. 35 мин. эсминец снова присоединился к флагманскому кораблю. Все еще не предполагая, что сведения об угрозе Сингапуру были ложными, адмирал продолжал поиски несуществовавшего противника — сначала в северном, а затем в восточном направлении. 10 декабря в 10 ч. 20 мин. над «Принс оф Уэлс» появился самолет. Команда немедленно открыла огонь. Вскоре после 11 ч. корабли были атакованы девятью японскими бомбардировщиками. Над кораблями появлялось все больше и больше японских самолетов, и вскоре над ними уже было около 50 высотных бомбардировщиков и торпедоносцев. Они причинили большие повреждения обоим крупным кораблям. В 12 ч. 33 мин. «Рипалс» перевернулся; линкор «Принс оф Уэлс» потерял управление и через час затонул, перед этим сильно ударив «Экспресс». Многие из оставшихся в живых моряков были подобраны эсминцами — но ни адмирала Филипса, ни командира «Принс оф Уэлс» среди них было.

Эсминцы "Электра" и "Экспресс" на месте катастрофы. Съемки с борта одного из атакующих самолетов.

10 декабря в 11.00 началась искусная и решительная атака. Очень быстро британский флагман получил 2 попадания торпедами, которые причинили серьезные повреждения рулям и винтам. Почти вся зенитная артиллерия линкора вышла из строя. «Рипалс» сначала уклонялся от торпед, умело маневрируя. Но его атаковало слишком много самолетов. В конце концов, линейный крейсер получил 4 торпедных попадания, и его судьба была решена. Тем временем «Принс оф Уэлс» получил еще 2 торпедных попадания. Линкор медленно двигался на север с большим креном. В 12.33 «Рипалс» перевернулся и затонул. Через 50 минут перевернулся и «Принс оф Уэлс». Эсминцы подобрали 2081 человека из 2921, находившегося на борту двух кораблей. Ни адмирала Филлипса, ни командира «Принс оф Уэлса» капитана 1 ранга Дж.К. Лича среди спасенных не было.
militera.lib.ru/h/roskill/09.html

Эсминец "Экспресс" снимает экипаж с гибнущего "Принс оф Уэлс".

В итоге, "Принс оф Уэлс" и "Рипалс", стали первыми крупными линейными кораблями в истории, которые были потоплены авиацией в открытом море, когда они могли свободно маневрировать и использовать весь наличный оборонительный потенциал. На деле же была показана уязвимость подобных кораблей от массированных воздушных атак, с которыми обычное зенитное прикрытие справиться не могло. Зависимость действий линейных кораблей от поддержки с воздуха стала очевидной. Данный случай стал очередным доказательством того, что эра крупных линейных кораблей уходила в прошлое, освобождая место новым повелителям морей - авианосцам.
Для самой Британии, гибель "Соединения Z" стала настоящем катастрофой не только в военном, но и в имиджевом отношении. Последующее падение Сингапура фактически переломило хребет Британской Империи на Дальнем Востоке и от этого удара она уже никогда не оправилась. В этом плане, гибель кораблей Филлипса имела далекоидущие последствия. Помимо этого, катастрофа на море, повлекла за собой падение морального духа британских и колониальных войск, ввиду чего должного сопротивления японским войскам они не оказали.
Союзники лишились последних линейных кораблей на Дальнем Востоке (американские линкоры были либо потоплены, либо сильно повреждены), в последующих боях в Яванском море, была разбита наспех собранная англо-американо-голландская эскадра из тяжелых крейсеров и эсминцев, после чего японское наступление безостановочно катилось во все стороны вплоть до сражения в Коралловом море в мае 1942 года, когда впервые состоялось сражение авианосцев.

Репродукция Накамуры Каничи - "Морской бой у Малайи".

Нельзя не согласится с выводом Росскила по итогам этой катастрофы.

В ретроспективе можно сказать, что отправка слабого и несбалансированного соединения на театр, где находились крупные силы противника, являлось очевидной ошибкой. Можно только жалеть, что Адмиралтейство пошло на поводу у тех, кто утверждал, будто такое соединение окажет «сдерживающий эффект» на японцев. Что касается последней операции, то первоначальная цель адмирала Филлипса — атака десантных сил у Сингоры — была вполне разумной. Он не мог стоять неподвижно, когда Малайя и Сингапур, защита которых являлась главной целью его прибытия туда, находились в серьезной опасности. Филлипс превосходно понимал, что риск такого похода исключительно велик. Трудно сказать, какова была бы судьба его эскадры, если бы он не отреагировал на ложное сообщение о высадке возле Куантана. Но еще труднее объяснить его нежелание сообщить на базу о своих планах ночью 9—10 декабря. Впрочем, если бы Филлипс даже сделал это, перегруженные КВВС вряд ли смогли бы надежно прикрыть его корабли. Адмиралтейство превосходно понимало, каким опасностям подвергалась британская эскадра в начале декабря. Оно посоветовало Филлипсу увести корабли из Сингапура. Можно лишь пожалеть, что были отправлены рекомендации, а не прямой приказ. Судьба Сингапура, где мы собрали большое количество вооружения и запасов, вызывала в Лондоне серьезные опасения. Но правда заключалась в том, что база, на укрепление которой мы потратили столько времени и денег, была бесполезна, так как у нас не имелось флота, который мог бы действовать оттуда.
militera.lib.ru/h/roskill/09.html

Последнее предложение, весьма точно характеризует ту степень упадка Британской Империи, когда для защиты всех своих огромных владений, ей элементарно не хватало наличных средств. К этому состоянию Владычица морей пришла отнюдь не в 1941 году, путь к такой ситуации был начат на Вашингтонской конференции, где был ликвидирован "двудержавный стандарт" (согласно которому флот Британии должен был превосходить объединенные флоты двух любых других Великих держав) и разорван союз с Японией. Экономия на флоте в 20-30 годы и его сокращение принесли свои горькие плоды.
Гибель "Соединения Z" стала для Британии одним из наиболее тяжелых поражений в той войне, причем скорее не в военном, а в моральном и политическом отношениях.

Оба погибших корабля и по сей день лежат на дне, там где их застигли японские бомбардировщики в то роковое утро 10 декабря 1941 года.

Орудия линейного крейсера "Рипалс".

Авианосец HMS «Prince of Wales» (R09) является вторым в серии из двух авианосцев класса «Queen Elizabeth», которые строятся для ВМС Великобритании. Головным является авианосец , который 07 декабря 2017 года был введен в состав Королевского флота Великобритании. HMS «Prince of Wales» (R09) также является восьмым кораблем Королевского флота ВМС Великобритании, который назван «Prince of Wales» («Принц Уэльский»).

Основные характеристики: Водоизмещение полное 70600 тонн. Длина 280 метров, ширина по ватерлинии 39 метров, ширина в целом 73 метра, высота 56 метров, осадка 11 метров. Максимальная скорость хода 25 узлов. Дальность плавания 10000 миль на 15 узлах. Автономность 292 суток.

Судовая энергетическая установка: Газовые турбины фирмы «Rolls-Royce» - MT30 2 Х 36MW. Вспомогательные дизель-генераторы - 2 Х 7MW. Электрические двигатели двухвальные - 2 Х 30MW.

Экипаж составляет: Командный состав 60 человек; личный состав 600 человек и авиаперсонал 900 человек.

Вооружение: Phalanx CIWS (зенитный артиллерийский комплекс).

Авиационная группа: 40 самолётов, из них 36 F-35C и 4 самолёта ДРЛО.

Строительством авианосца занимаются компании: BAE Systems, Великобритания; Thales Group, Франция; Babcock Marine, Великобритания.

Контракт на строительство был заключен 20 мая 2008 года. Планируется, что в 2020 году он будет введен в эксплуатацию.

Строительство авианосца «Prince of Wales» было начато 26 мая 2011 года с церемонии резки стали, которая состоялась на верфи Govan. Авианосец будет собран из 52 блоков на военно-морской верфи Росайт (Rosyth) компании Babcock Marine (расположенной на берегу залива Ферт-оф -Форт в Файф, Шотландия), которые были построены на шести верфях по всей Великобритании.

В мае 2014 года на верфь в Росайт была доставлена носовая часть авианосца. В конце года была начато сборка блоков.

По сообщению от 05 марта 2015 года силовой установки авианосца. По сообщению от 22 мая авианосца. На 30 июня сборка корпуса. На верфи компании BAE Systems в Глазго вечером 02 августа 2015 года на реке Клайд очередной большой блок будущего авианосца. В ближайшее время блок, вес которого составляет 11000 тонн, будет доставлен на барже на верфь Росайт, где проходит сборка авианосца. 03 сентября на верфь Росайт из Биркенхеда был доставлен , построенный судостроительной компанией Cammell Laird. 09 октября нижний блок 5 Глазго. 26 октября была по стыковке передней часть корабля весом 26500 тонн к суперблоку весом 12000 тонн, который составляет заднюю часть корабля. В ходе операции передняя часть корабля была передвинута на 17 метров. Зазор между двумя частями составил менее 3 мм. Вся операция по стыковке частей длилась 10 часов. 11 января 2016 года была установлена на место кормовая надстройка авианосца весом 750 тонн. 08 сентября 2017 года состоялась крещения. Спонсором корабля стала герцогиня Корнуольская (герцогиня Ротсейская, вторая супруга Чарльза, принца Уэльского, наследника британского престола), которая нажала кнопку запуска бутылки виски марки Laphroaig десятилетней выдержки, произведенной на южном побережье острова Айлей, и официально назвала 65000 тонный корабль «Prince of Wales». 21 декабря состоялся на воду и отбуксирован к достроечному причалу, где будет проходить его оснащение. Следующим этапом в строительстве корабля станет первый запуск генераторов и газовых турбин, который запланирован в середине 2018 года. Морские испытания запланированы в 2019 году.


10 декабря 1941 года в ходе Второй Мировой войны произошел бой у Куантана - сражение, ставшее закатом эпохи линкоров. Все дело в том, что в этой битве японцы успешно расправились с одной из гордостей британского флота - линкором «Принц Уэльский», а также линейным крейсером «Рипалс». А дело было так.

После того, как японцы захватили французский Индокитай, появилась нешуточная вероятность того, что следом они нападут на Малайзию, в том числе на одну из английских «жемчужин» - грязный, заполненный отбросами общества, но расположенный в выгодном месте город-порт Сингапур.

Для защиты от возможного вторжения в Сингапур отправили британские корабли, в том числе «Принц Уэльский» и «Рипалс». 2 декабря 1941 года это соединение прибыло в Сингапур. Так как японцы и на самом деле собирались прибрать к рукам Малайзию, появление мощного линкора и корабля сопровождения стало неприятным сюрпризом.

Японский флот, задействованный в операции, имел больше кораблей, у него было 2 линкора и 4 крейсера против 1 линкора и 1 крейсера. Но корабли англичан были мощнее и быстрее. Складывались ситуация примерно как на Черном море, когда против «Гебена» и «Бреслау» приходилось выходить всему Черноморскому флоту, чтобы иметь возможность навтывкать в обратку.

Тем не менее, 8 декабря японцы начали высаживать десант в Малайзии. Командующий британской эскадрой Томас Филипс вывел свою эскадру, в которую входили линкор, линейный крейсер и четыре эсминца из порта, чтобы помешать высадке. Но на следующий день Филипс понял, что эффект внезапности утрачен и развернул корабли назад в Сингапур.

До рейда Сингапура оставалось около 8 часов хода, когда Филипс получил донесение (которое в дальнейшем оказалось ошибочным) о том, что японцы высаживаются у Куантана. Адмирал решил, что уж на этот раз он застанет японцев врасплох и надает им по полной. Но в момент поворота эскадру заметила японская подлодка.

В 2 часа ночи эскадру заметила еще одна японская подложка и отстрелялась по эскадре пятью торпедами из которых ни одна в цель не попала. Но все это было мелочи, потому что японцы подготовили авиацию. В 11:13 10 декабря незащищенная с воздуха эскадра была атакована японской авиацией. В налете участвовали 34 бомбардировщика и 51 торпедоносец.


Налет оказался сверхудачным. В «Принц Уэльский» и «Рипалс» попали несколько бомб и торпед. В результате в 12:33 затонул «Рипалс», а в 13:20 - «Принц Уэльский». Адмирал Филипс, мечтавший неожиданно атаковать японцев, и еще 840 человек экипажей погибли. У японцев было потеряно 3 самолета и 18 человек.

Особенность налета - впервые авиацией были потоплены полностью неповрежденные крупные военные корабли. После такого удара линкоры без авианосцев не использовали. Эра линейных кораблей закончилась, на море начали править бал авианосцы.

Вторая Мировая война стала закатом грозного оружия морей - линкоров. Авиация и подводный флот достигли достаточно высокого уровня, чтоб вытеснить огромных и неповоротливых мастодонтов прошлого. Так 26 мая 1941 года торпедоносцем c авианосца "Арк Ройал" удалось повредить немецкий линкор "Бисмарк", который был добит подоспевшими британскими кораблями. В атаке на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года японской авиации удалось потопить 4 линкора и 4 линкора значительно повредить. А уже 10 декабря того же года японскими самолётами береговой авиации в открытом море были потоплены два британских корабля - линкор "Принц Уэльский" и линейный крейсер "Рипалс".

Британские корабли в составе Соединения "Z" были направлены в Сингапур в конце лета 1941 год и прибыли к месту назначения 2 декабря. В задачу флота входила защита британских колониальных владений в регионе от японской военной экспансии. Действия флота были согласованны с США и они надеялись на поддержку американского флота базирующего в Пёрл-Харбор, которую, впрочем, Штаты не смогли оказать из-за широко известных .

Японские войска готовились к высадке в Малайзии и появление британских кораблей стало для них неприятной новостью. Адмирал Ямамото приказал срочно перебросить в Индокитай дополнительно 27 бомбардировщиков. Всего в будущей операции с японской стороны были задействованы 85 самолётов береговой охраны - 34 бомбардировщика и 51 торпедоносец, для которых сильно ощущался недостаток торпед.

Боевые действия против соединения "Z" начались ранним утром 8 декабря. Бомбардировщики авиакорпуса Михоро совершили налёт на Сингапур, но были отогнаны зенитным огнём с британских кораблей. В этот же день японцы успешно провели выброску десанта в Кота-Бару и сухопутные силы британцев оказались в тяжёлом положении. Примерно в это же время поступили вести о поражении американцев на Пёрл-Харбор. Рассчитывать на поддержку Штатов больше не приходилось. Адмирал Филипс понимал недостаточность воздушного прикрытия своей эскадры. Однако не зная реальной численности японских самолётов, а так же рассчитывая что они не смогут работать вдалеке от береговой линии, адмирал принял решение о продолжении операции по атаке конвоев японского десанта.

Вечером 8 декабря корабли покинули Сингапур. Японские разведчики долгое время не могли найти силы противника. Установить местонахождения флота Британии удалось лишь 10 декабря. Примерно в 10:15 японский разведчик обнаружил эскадру и смог передать её координаты. Так как корабли находились вдалеке от берега лётчикам было сложно скоординировать действия. Атаки носили хаотичный характер, торпедоносцы и бомбардировщики атаковали разрозненными группами по мере подлёта к целям. В атаке на линейный крейсер "Рипалс" приняли участие 35 торпедоносца и 8 горизонтальных бомбардировщиков. Линкор "Принц Уэльскй" был атакован 15-ю торпедоносцами и 11 бомбардировщиками. Оба корабля получили значительные повреждения и быстро затонули.

Потопление двух современных кораблей силами одной лишь авиации в открытом море имело огромное влияние на дальнейшее развитие морского вооружения. Линкоры показали свою не способность противостоять новым угрозам. Существующие на тот момент тяжёлые корабли были оснащены дополнительными системами ПРО, а само развитие линкоров было остановлено. Огромные мощные линкоры уступили титул владычицы морей авианосцам и подводным лодкам.

HMS Prince of Wales (ЕВК «Принц Уэльский») - британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии.

HMS Prince of Wales

Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ. Birkenhead). Спущен на воду 3 мая 1939 года, в строй вступил 31 марта 1941 года.

Уже 22 мая 1941 года «Принс оф Уэлс» вышел в море на перехват германского линкора «Бисмарк». В состав соединения также входил линейный крейсер «Худ». Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». После быстрой гибели «Худа» «Принс оф Уэлс» вёл бой один. В линкор попали 7 вражеских снарядов – 3 калибра 380 мм и 4 калибра 203 мм. Серьёзных повреждений британский линкор не получил, хотя один из снарядов «Бисмарка» пробил насквозь слабобронированную боевую рубку корабля и вышел не разорвавшись, но успел вывести из строя всех находившихся там. Однако из-за технических неисправностей вышли из строя сначала одно орудие носовой башни, затем вся носовая башня, сильно заливаемая водой, а затем и кормовая башня ГК. В результате линкор остался лишь с одной действующей башней ГК и его командир предпочёл отступить. В свою очередь, «Принс оф Уэлс» добился 3 попаданий 356-мм снарядами в «Бисмарк».

«Принс оф Уэлс» по прибытию в Сингапур.

Серьёзных повреждений они также не причинили, но один из снарядов пробил носовую топливную цистерну и это вынудило немцев прервать рейдерскую операцию и отступать в Брест .

«Принс оф Уэлс» был слишком новым кораблём, за что и пострадал. Однако уже в своём первом коротком бою он нанёс своему противнику ощутимые повреждения. Измотанные артиллеристы, сражавшиеся больше со своими орудиями, чем с немцами, не подозревали, что решили исход не этого сражения, а всей битвы.

Смит П. Закат владыки морей.

После ремонта в мае – июле 1941 года линкор вернулся в строй и в августе 1941 года доставил британского премьер-министра У. Черчилля на Ньюфаундленд, для встречи с президентом США Ф. Рузвельтом. Осенью 1941 года «Принс оф Уэлс» ненадолго был включён в состав соединения H, а затем вернулся в состав Флота метрополии. В дальнейшем «Принс оф Уэлс» был включён в состав Восточного флота и 25 октября отправился на Дальний Восток. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс». 2 декабря 1941 года оба корабля прибыли в Сингапур. Вместе с приданными эсминцами. они стали именоваться Соединением Z.


После обнаружения авиаразведкой японского войскового конвоя, адмирал Т. Филлипс принял решение перехватить японское соединение и 8 декабря 1941 года вывел свои корабли в море. Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками- торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филлипса.

С британской точки зрения, потопление «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» имело немедленные и тяжёлые последствия. Моральное состояние защитников Малайи и Сингапура было подорвано. Судьба всех наших владений в Юго-Восточной Азии была предрешена. Редко когда ещё поражение на море имело такие далеко идущие последствия.

Роскилл. С.У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне.

Литература

  • Балакин С. В., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. - М .: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2006.
  • Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». - М, 1997.
  • Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). - Самара: АНО «Истфлот», 2007.
  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. - М .: Харвест, АСТ, 2002.
  • All the world"s battleships. 1906 to the present. - London: Conway Maritime Press, 1996.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922-1946. - London: Conway Maritime Press, 1980.
  • Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. - Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. - (New Vanguard).
  • Hore P. Battleships. - London: Lorenz Books, 2005.
  • Raven A. King George the fifth class battleships. - London: Bivouc Books Ltd, 1972. - (Ensign).
  • Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact. - Denver, USA: ABC-CLIO, 2004.