Цель беседы осенняя пора очей очарованье. Урок «Осень унылая пора или очей очарованье

Тема "Унылая пора! Очей очарованье! "

1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

1. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов осени и составлять об этом рассказ.

2. Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.

3. Воспитывать познавательный интерес, умение любоваться красками осени.

Оборудование:

Мольберт, репродукции картин, магнитофон, аудиозаписи – музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь»; модели признаков осени.

Предварительная работа:

Беседа «Для чего дереву листья? », чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», разучивание стихов об осени, загадывание загадок, пение песен; показ презентации для детей «Осень в стихах и картинах».

Ход занятия:

Воспитатель: Воспитатель выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень»:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель обращает внимание на красоту поэтического выражения, затем спрашивает, о каком времени года идёт речь в стихотворении.

Воспитатель. Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает ответы детей). Ребята, давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как начиналась осень.

(Открывается демонстрационная картина «Ранняя осень»). Идёт обсуждение картины по следующим вопросам:

Каким был лес вначале осени?

Что подсказывает вам, что осень наступила?

Какими дарами щедра ранняя осень?

Вспомните дары леса, сада, огорода?

(Ответы детей с использованием моделей.)

Как одевались люди в начале осени? Почему? (Модели)

Воспитатель. Ребята, а как называется следующий период осени?

(Открывается демонстрационная картина «Золотая осень).

Как называют пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? (Ответы детей)

Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время года любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы сочиняют музыку.

Воспитатель читает стихотворение об осени Е. Трутневой «ОСЕНЬ»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды.

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать самим стихи об осени.

(3 – 4 ребёнка читают стихи про осень) .

Воспитатель: вспомните, дети, когда мы с вами гуляли, вдруг подул ветер и на нас полил жёлтый, золотой дождь, мы все засмеялись, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)

– Ребята, а какие виды деревьев особенно красивы осенью? (Клён, берёза, лиственница и т. д.) А почему листья осенью на деревьях желтеют и опадают? (Модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья? »)

Деревья сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.

Воспитатель читает стихотворение И. Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:(свободное построение – «Игра с листочками» - ритмопластика.)

Воспитатель: Ребята, давайте изобразим листопад. Пусть каждый из вас на минутку станет ярким осенним листком, который, медленно, красиво и плавно кружась, падает на землю.

(Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь».- дети кружатся под музыку.)

Воспитатель: А как сейчас выглядят наши леса, сады, поля, огороды? Воспитатель открывает демонстрационную картину «Поздняя осень». Идёт обсуждение. (Деревья сбросили листья, огороды и сады опустели, стало очень холодно. Иногда даже идёт снег. Многие звери уже устроились на зимнюю спячку, а перелётные птицы все улетели.) Как называется этот период осени? (Поздняя осень.)

Воспитатель: Что вы можете рассказать о жизни наших зверей осенью? (Ответы детей с использованием моделей: шерсть животных становится гуще, меняется её окраска, какие звери заготавливают корм на зиму, кто из зверей устроился на зимнюю спячку.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о трёх периодах осени. Они очень разные, но чем-то и похожи. А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? (проводится игра «Хорошо – плохо».) А теперь я приглашаю вас посетить наш парк, который находится около нашего детского сада.


Петрова Анна Евгеньевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в
старшей группе.
Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Задачи:
1)Закрепитьрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях в природе. («Познавательное развитие»).
2) Учить составлять описательный рассказ осеннего содержания, активизировать в речи сложноподчиненные предложения. («Речевое развитие»).
3) Формировать у детей правильное произношение звуков с, ц. Учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками. («Речевое развитие»).
4) Развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукцию картины золотой осени, формировать умение работать в технике «пластилинографии». («Художественно – эстетическое развитие»).
5) Познакомить детей со стихотворением А.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», способствовать образному восприятию чувства прекрасного,
интерес к художественному слову. («Художественное – эстетическое развитие»).
6) Развивать у детей двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий. («Физическое развитие»).
7) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности. («Социально – коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
Практическая: Дидактическая игра: «Назови звук»; пальчиковая игра «Осенние листочки»; физминутка «Осень».
Наглядные: Демонстрация репродукции картины с осенним пейзажем.
Словесные: Рассказ детей об осени; беседа; чтение стихотворения А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!».
Материалы и оборудования: Средства ИКТ: слайды (осенних пейзажей); репродукция картины И. И. Шишкина «Золотая осень»; картон, стеки, салфетки бумажные, тканевые салфетки, пластилин, доска для лепки.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.
Двигательная Физминутка «Осень»; пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».
Игровая Дидактические игры: «Назови звук», «Назови ласково».
Коммуникативная Беседа; составление рассказа на тему: «Наступила осень»; повторение чистоговорки.
Изобразительная Лепка
Восприятие (художественной литературы и фольклора) Рассказывание; чтение; обсуждение.
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
-Самообслуживание Самообслуживание.

Логика образовательной деятельности.

№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Воспитатель загадывает загадку:
В парках листья облетели,
Птицы к югу полетели,
Дождь холодный бьет в окно...
Что за время к нам пришло? Дети отгадывают загадку. Определяют предмет по его признакам, описанным в загадке.
2 Воспитатель показывает репродукцию картину И.И.Шишкина
«Золотая осень».
Показывает слайды с пейзажами осенней природы с музыкальным сопровождением. Дети рассматривают репродукцию И.И.Шишкина «Золотая осень», просматривают слайды под музыку А.Вивальди «Времена года». Определяют признаки осени в художественном произведении искусства.
3 Воспитатель просит детей составить рассказ по картине И. Шишкина «Золотая осень». Задает вопросы:
- Как называется картина?
- Что на ней изображено?
- Какими цветами художник изобразил осень?
- На что похоже такое цветовое сочетание? Дети составляют рассказ по картине И.Шишкина «Золотая осень», отвечают на вопросы воспитателя. Умеют составлять рассказ на осеннею тематику, развито образное мышление.
4 Воспитатель предлагает послушать, как рассказывает об осени А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», читает стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Дети прослушивают стихотворение А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» Используют в речи новые слова: краса, увяданье, багрец, сенях. Вызван интерес к художественному слову.
5 Воспитатель проводит беседу по содержанию стихотворения, задает вопросы:
- Какими красками изображена осень в стихотворении?
- О чем это стихотворение?
- Что происходит осенью в природе?
-Что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение?
Дети дают полные ответы, на вопросы воспитателя. Отвечают на вопросы полным предложением. Умеют вести диалог.

6 Воспитатель проводит физминутку «Осень»:
Тучи в небе кружатся;
Что ни шаг, то лужица.
День осенний хмуриться,
Листопад на улице.
По дороге стелется,
Желтая метелица. Дети выполняют движения:
Плавно покачиваются с ноги на ногу.
Ходьба на месте с высоким подниманием калений.
Руки на поясе, повороты в стороны.
Кружатся на месте.
Легкий бег по кругу.
Выполняют движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение.
7 Воспитатель проводит дидактическую игру «Назови звук», читает четверостишие (чистоговороки):
- Цапля ходит по болоту.
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу.
Уж приехали борцы.
- Спешил куда – то сверчок.
Нашел сверчок пятачок,
Сменял пятачок на крючок,
Крючок поменял на значок. Дети слушают чистоговорки и отмечают, какой звук часто повторяется. Умеют четко произносят слова и фразы с этими звуками (С и Ц).
8 Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Осенние листочки»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины, листья осины, листики дуба, мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. Дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом:
Загибая пальцы, начиная с большого.
Сжимают и разжимают кулаки.
Загибают пальцы, начиная с большого.
«Шагают» по столу. Дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.
9 Воспитатель предлагает детям вылепить листочки в технике «пластилинографии». Дети выполняют лепку по готовым шаблонам, используя технику «пластилинография». Выполняют работу по представлению с натуры пластичным способом, сглаживая поверхность формы. Вылепливают мелкие детали рисунка.
10 Воспитатель обращает внимание детей на рабочее место и предлагает привести его в порядок. Дети убирают пластилин, стеки, доски для лепки. Убирают за собой рабочее место.
11 Воспитатель предлагает рассмотреть поделки. Дети объединяют вылепленные листочки в композицию. Умеют работать в коллективе.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ для детей детского сада.

Список литературы:

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительные группы.- М.: ВАКО, 2010. – 240с (Дошкольник: учим, развиваем, воспитываем).
2. Корзун А. В., Кишко С. В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Средствами ТРИЗ – педагогика. – Мозырь, 2003.
3. Молодова Л. И. Экологические праздники для детей. Минск, 2001.


Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Цель:
Закрепить представление детей о золотом периоде осени. Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Развивать память детей, воображение, мышление. Активизировать словарный запас. Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.
Материал
: Репродукции картин, кроссворд для каждого ребенка, аудиозапись произведений П.И. Чайковского.
Предварительная работа:
Экскурсия в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А. Твардовский «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке». Стихотворение А. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!..»). Педагог обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь.) - Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? - Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему? - Почему осенью люди часто надевают плащи и носят с собой зонты? - Каким был лес в начале осени? - Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона? - Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы - песни, художники - картины. (стихи об осени Е. Трутневой «Стало вдруг светлее...», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».) А кто из вас знает стихи об осени? (Дети читают). Вспомните, какую картину об осени мы недавно рассматривали? - Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил желтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)
«Игра с листочками» (ритмопластика). - Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И. Бунина «Листопад», Е. Елагиной «Лист качается узорный...».) Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?») И поэты, и мы любим осень за ее красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что еще? Как вы думаете? - Верно. Осень щедра дарами: и лес, и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода. (Ответы детей.) А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды? (Ответы детей.) Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему птицы улетели? Игра «Птичка». - У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если решим кроссворд. (Решение кроссворда.) - Да, у осени любимый цвет золотой! А. С. Пушкин любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще раз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!..». Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? Почему «Очей очарованье!»? А почему «Унылая пора»? (Ответы детей.) - Под впечатлением красоты золотой осени П. И. Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь». Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции на тему осени заранее размещены в группе). Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, названия картин. Выяснить у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы были художниками, какими красками? Беседу можно закончить на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного материала, овощи, фрукты, хлеб и т.п.).

Урок «Осень унылая пора или очей очарованье?»

I Организационный момент

Ребята, послушайте загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но, не касаясь сосен и ёлочек

Я … (осень)

II Работа над темой урока

    Правильно. И сегодня на уроке продолжим разговор об осени и будем отвечать на вопрос: Осень «унылая пора или очей очарованье»? И это будет необычный урок, а урок чтения с изобразительным искусством. Мы будем декламировать стихотворения, рисовать, познакомимся с репродукциями выдающегося русского художника.

    Прутков «Осень». Стихотворение прочитает Ладнай София

Осень. Скучно. Ветер воет.

Мелкий дождь по окнам льёт.

Ум тоскует. Сердце ноет.

И душа чего-то ждёт.

И в бездейственном покое

Нечем скуку мне отвесть.

Я незнающий такого

Хоть бы книжку мне прочесть.

У Сони «осень»– это какая пора?(унылая)

    А сейчас подумайте одну- две минуты и назовите ключевые слова, которые характеризуют осень.

    Вы совершенно правильно заметили главное качество осени – её разнообразие, многокрасочность. Осень бывает такая переменчивая! То тепло, то закружит ветер хоровод из листьев, то пойдёт дождь.

    Стихотворение Е.Баратынского «Осень» прочитает Адиева Нуркыз

И вот сентябрь! Замедляя

Свой восход, сияньем

Хладным солнце блещет,

И луч его в зарцале

Зыбком вод неверным

Золотом трепещет.

Седая мгла вьётся

Вокруг холмов;

Росой затоплены равнины,

Желтеет сень кудрявая дубов;

И красен круглый лист

Лес, беззвучны небеса.

А в этом стихотворении? (Унылая и дивная, очей очарованье)

    Да, давно уже прошло лето. Но пришла не менее интересная пора – это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу белокорой берёзке. Могучие дубы выбрали солидный наряд – коричневые и пурпурные листья. А вот весёлые клёны получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени.

    (Слайды № 1,2,3 или другие)

    Такую осень ещё называют золотой.

Стихотворение «Осень рыжая лиса» Мартемьянова читает Муминова Джонона.

Природа летом наслаждалась,

Ещё в тепле она купалась,

Но осень, рыжая лиса,

Уже давно свой час ждала.

Едва заметными шагами,

Она шалила лишь ночами.

На травах первая роса

Уже прохладная была.

А лето днями отсыпалось,

Но осень только улыбалась,

Придёт ещё моя пора,

Покрашу всё в свои цвета.

И будет в небе ветер злиться,

Холодный дождь с небес струится,

И сбросит листья дерева

На опустевшие поля.

Природа летом наслаждалась,

И солнце в небе улыбалось,

Но осень, рыжая лиса

Уже была совсем близка.

Здесь «осень»? (очей очарованье)

    А такое явление как листопад бывает только осенью. Красота его в буйном разноцветье осенних листьев. Вот подул ветер, сорвал листья с деревьев, закрутил их вихрем и опустил их на землю.

    Стихотворение «Листопад» Бурсова читает Морозов Александр

Листопад! Листопад!

Птицы жёлтые летят…

Может и не птицы это

Собрались в далёкий путь?

Может это просто лето

Улетает отдохнуть?

Отдохнёт,

Сил наберётся

И обратно к нам вернётся.

    Физкультминутка

А теперь немного отдохнём. Представьте себе, что вы «листочки», которые висят на дереве и мёрзнут на ветру.

Повторяем за мной

Мы листики осенние

На веточках сидим,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

    Так какая же осень? (ответы детей) Да она разная.

    Мы прослушали очень красивые стихотворения, но о природе пишут не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, и красоту природы ещё изображают на своих картинах художники.

    Работа по картине

Занятие 2. Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...»

Цели

Закрепить представление детей о золотом периоде осени.

Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

Развивать память детей, воображение, мышление.

Активизировать словарный запас (заморозок, ледостав).

Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

Материал

Модели признаков осени, « Для чего дереву листья?», репродукции картин, кроссворд для каждого ребенка.

Предварительная работа

Экскурсия в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы : И. Соколов – Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А. Твардовский «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке».

Ход занятия

Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь.)

П е д а г о г. Правильно, здесь говориться об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)

П е д а г о г. Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему?


Почему осенью люди часто надевают плащи и носят с собой зонты? (Модели.)

Каким был лес в начале осени?

Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона?

Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композитор – песни, художники – картины. (Читает стихи об осени Е. Трутневой «Стало вдруг светлее…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»).

П е д а г о г. А кто из вас знает стихи об осени?

(Дети читают стихи.)

П е д а г о г. Вспомните какую картину об осени мы недавно рассматривали?

(Ответы детей).

П е д а г о г. Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил желтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад).

2. Физкультминутка (свободное построение). Игра с листочками (ритмопластика).

3. (За столами)

П е д а г о г. Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И. Бунина «Листопад», Е. Елагиной «Лист качается узорный».) Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?»).

4. П е д а г о г. И поэты и мы любим осень за ее красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что еще? Как вы думаете?

(Ответы детей.)

П е д а г о г. Верно. Осень щедра дарами: и лес и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода.


(Ответы детей и использованием моделей.)

П е д а г о г. А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды?

(Ответы детей.)

П е д а г о г. Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему птицы улетели? (Игра «Птичка»).

5.П е д а г о г. У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если решим кроссворд.

(Решение кроссворда.)

П е д а г о г. Да, у осени любимый цвет золотой! любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним еще аз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? Почему «Очей очарованье!»? А почему «Унылая пора»?

(Ответы детей).

П е д а г о г. Под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь».

6.Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции на тему осени заранее вывешены в другом помещении: раздевалке, спальне и т. д.) Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, название картин. Выясняет у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы были художниками. Как его изображали бы, какими красками?

Занятие можно закончить на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного материала, овощи, фрукты, хлеб и т. д.)

Кроссворд «Осень»

1. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже ноля градусов в теплое время года. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень - очень редко - редко летом. Что это? (Заморозок).

2. Это явление природы чаще бывает осень. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь)

3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные узоры, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад).

4. Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса).

5. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую не прозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман).

6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед-забереги. О начале какого периода жизни реки говорит появление заберегов? (Ледостав).

7. Осенью птицы собираются улетать в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называются эти группы птиц? (Стая)