Вигель Н.Л. Современная глобализация культуры

Лекция 11. Локальные культуры

1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)

В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс: развитие мировой культуры в целом или смену локальных культур, каждая из которых живет своей собственной, обособленной жизнью. С точки зрения теории локальных культур схема истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс: линии развития культур расходятся. Такой позиции придерживались Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Фробениус, А. Тойнби, Э. Мейер, Э. Трельч и др. Эти мыслители противопоставляли свои концепции идее универсальности и всемирной истории (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).

Русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) разработал концепцию локальных культурно-исторических типов, или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Культурно-исторические типы являются субъектами истории человечества. Однако этими субъектами история культуры не исчерпывается. В отличие от положительных культурно-исторических типов, есть еще и т. н. «отрицательные деятели человечества» – варвары, а также этносы, которым не свойственны ни положительная, ни отрицательная исторические роли. Последние составляют этнографический материал, включаясь в культурно-исторические типы, но не достигая исторической индивидуальности.

Н.Я. Данилевский выделяет следующие культурно-исторические типы:

1) египетскую культуру;

2) китайскую культуру;

3) ассирийско-вавилоно-финикийскую;

4) халдейскую, или древне-семитскую, культуру;

5) индийскую культуру;

6) иранскую культуру;

7) еврейскую культуру;

8) греческую культуру;

9) римскую культуру;

10) аравийскую культуру;

11) германо-романскую, или европейскую, культуру.

Отдельное место в теории Данилевского отводится мексиканской и перуанской культурам, которые были уничтожены, не успев завершить своего развития.

Среди этих культур выделяются «уединенный» и «преемственный» типы. Первый тип – китайская и индийская культуры, а второй – египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры.

Плоды деятельности последних передавались от одного культурного типа к другому как подпитка или «удобрение» той почвы, на которой впоследствии развивалась другая культура.

Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического к государственному состоянию, и от него – к цивилизации.

Вся история, по Данилевскому, демонстрирует, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому.

Из этого не следует, что они не оказывали взаимного влияния друг на друга, но это воздействие не может рассматриваться как прямая передача.

Народы каждого культурно-исторического типа не вообще трудятся; результаты их труда остаются собственностью всех других народов, достигших цивилизационного периода своего развития.

Под периодом цивилизации Данилевский понимал время, в течение которого народы, составляющие тип, проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе. Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека.

Всю социокультурную человеческую деятельность русский социолог подразделяет на четыре не сводимых один к другому разряда:

1) деятельность религиозная, включающая отношение человека к Богу, – народное мировоззрение как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека;

2) деятельность культурная в узком смысле (собственно культурная) этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная и, в-третьих, технически-промышленная деятельность;

3) деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику;

4) деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы. В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:

1) культуры первичные, или подготовительные. Их задачей была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития;

2) культуры одноосновные – исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система);

3) культура двуосновная – германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства). Ведь в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости; 4) культура четырехосновная – гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, полагал Данилевский, – не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать.

В основе философии истории Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса: общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать. Общечеловеческое означает бесцветность, отсутствие оригинальности. Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, самодостаточности культур. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры.

2. Локальные культуры и локальные цивилизации (О. Шпенглер и А. Тойнби)

Разработка проблемы локально развивающихся культур была продолжена Освальдом Шпенглером (1880–1936). В работе «Закат Европы» он отстаивает идею дискретного характера истории.

Шпенглер утверждает, что не существует поступательного развития культуры, а есть лишь круговорот локальных культур. Уподобляя культуры живым организмам, Шпенглер полагает, что они зарождаются неожиданно, будучи абсолютно изолированными и лишенными общих связей. Жизненный цикл каждой культуры с неизбежностью заканчивается смертью.

Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайскую; вавилонскую; египетскую; индийскую; античную (греко-римская), или «аполлоническую»; арабскую; западно-европейскую, или «фаустовскую»; культуру народа майя. В особый тип, находящийся еще на стадии возникновения, Шпенглер выделял русско-сибирскую культуру.

Противопоставляя понятия культуры и жизни, под культурой Шпенглер понимает внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению.

Каждой культуре, каждой душе присуще первичное мироощущение, свой «первосимвол», из которого и проистекает все богатство ее форм; вдохновленная им, она живет, чувствует, творит. Для европейской культуры «первосимволом» выступает только ей свойственный способ переживания пространства и времени – «устремленность в бесконечность». Античная культура, напротив, осваивала мир, основываясь на принципе обозримого предела. Им чуждо все иррациональное, не известен нуль и отрицательные числа.

Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособленно, изолированно. Культура живет собственной, особой жизнью; она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Человек, принадлежащий к определенной культуре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в силах их понять. Все нормы духовной деятельности человека имеют смысл только в рамках конкретной культуры и значимы только для нее.

По мнению Шпенглера, единства человечества не существует, понятие «человечество» – пустой звук. Всемирная история – это иллюзия, порожденная европейским культурным типом. Каждый тип культуры с неизбежностью судьбы проходит одни и те же жизненные этапы (от рождения до смерти), порождает одни и те же явления, окрашенные, однако, в своеобразные тона.

Русский философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948) обосновывает мысль о постепенном превращении «человеческого рода» в «человечество». Огромная роль на пути осознания человечеством своей общности принадлежит христианству, которое исторически возникло и раскрылось в период вселенской встречи всех результатов культурных процессов Древнего мира. В этот период соединились культуры Востока и культуры Запада.

Падение великих культур, по Н. Бердяеву, свидетельствует не только о переживании ими моментов зарождения, расцвета и умирания, но также и о том, что культура – начало вечности. Падение Рима и античного мира – катастрофа в истории, а не смерть культуры. Ведь римское право вечно живо, вечно живы греческое искусство и философия, как и все другие начала Древнего мира, составляющие основу других культур.

Арнольд Тойнби (1889–1975) в работе «Постижение истории» развивает концепцию локальных цивилизаций. Цивилизации делятся им на три поколения. Первое – примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их бесчисленное множество, и возраст их невелик. Для них характерны односторонняя специализация, приспособленность к жизни в определенной географической среде; социальные институты – государство, образование, церковь, наука – у них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.

Творческий акт затруднен статичностью примитивных обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В подобных культурах правит обычай, и инновации затруднены. При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни; продолжая жить и действовать так, как будто «вызова» нет, как будто ничего не произошло, культура движется к пропасти и гибнет.

Однако некоторые культуры выдвигают из своей среды «творческое меньшинство», которое осознает вызов и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов – пророков, жрецов, философов, ученых, политиков – примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой основную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней.

Согласно Тойнби культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие вызова со стороны среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.

Согласно закону «золотой середины» Тойнби вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не будет активного ответа, а во втором – трудности могут пресечь зарождение цивилизации. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники.

В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, в них развиваются разделение труда, товарный обмен, рынок, возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда, утверждается сложная социальная стратификационная система. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.

Возникновение полноценной вторичной цивилизации не предрешено.

Для того чтобы она появилась, необходимо стечение ряда условий. Поскольку это не всегда имеет место, постольку некоторые цивилизации оказываются застывшими, или «недоразвитыми».

Проблема рождения цивилизации из примитивной культуры является для Тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин. Предсказать мутацию трудно, как результат карточной игры.

Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей. Всего согласно Тойнби к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранились семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.

Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение . Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, не дальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание.

Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации.

В противовес фаталистическим и релятивистским теориям Шпенглера и его последователей Тойнби ищет прочного основания для объединения человечества, пытается нащупать пути мирного перехода к «вселенской церкви» и «вселенскому государству».

Вершиной земного прогресса явилось бы согласно Тойнби создание «общины святых». Ее члены были бы свободны от греха и способны, сотрудничая с Богом, хотя бы и ценой тяжких усилий, трансформировать человеческую природу. Только новая религия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы, по Тойн-би, примирить враждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природе и тем самым спасти человечество от гибели.

3. Теория культур-цивилизаций С. Хантингтона

Теория культур-цивилизаций нашего современника Сэмюэ-ла Хантингтона созвучна общим концепциям культур, представленным выше. В ней также проводится идея о значимости культурных особенностей; фундаментальной проблемой современной эпохи Хантингтон объявляет противостояние современного и традиционного.

С. Хантингтон возрождает цивилизованный подход к анализу историко-культурного процесса. Он использует способ исследования, применявшийся А. Тойнби, Н. Данилевским, О. Шпенглером.

Хантингтон полагает, что основной конфликт эпохи заключается в противостоянии современности и традиционности. Содержание современной эпохи состоит в столкновении культур-цивилизаций. К ведущим культурам-цивилизациям Хантингтон относит следующие: западную, конфуцианскую (Китай), японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую.

Согласно С. Хантингтону идентичность (самосознание, самоотождествление) будет иметь в ближайшем будущем все более определяющее значение именно на уровне выделенных культур-цивилизаций, или метакультур. Это также связано с осознанием конфликтности мира и грядущими столкновениями цивилизаций по «линиям культурных разломов», т. е. пространственных границ метакультурных общностей. При этом С. Хантингтон пессимистически оценивает перспективу исторического развития и полагает, что линии разломов между цивилизациями есть линии будущих фронтов.

С. Хантингтон исходит из идеи, что различия между цивилизациями-культурами огромны и еще долго будут оставаться таковыми. Цивилизации не схожи по своей истории, культурным традициям и – самое важное – религиям. У людей различных культур-цивилизаций отличаются представления о мире в целом, о свободе, моделях развития, об отношениях между индивидом и общностью, о Боге. Основополагающим для общекультурологической концепции является положение С. Хантингтона о том, что межкультурные различия более фундаментальны, чем политические и идеологические.

Особую роль в определении облика современного мира играет фундаментализм (строгое соблюдение архаических норм, возврат к старым порядкам), прежде всего в виде религиозных движений.

Возврат к традиционным культурным ценностям С. Хантингтон оценивает как реакцию на экспансию западной индустриальной культуры в развивающиеся страны. Данное явление охватило в первую очередь страны исламской ориентации, играющие существенную роль в современном мире.

Основной «культурный разлом» ученый видит в противостоянии Запада остальному миру; определяющую роль в отстаивании своей культурной самобытности играет конфуцианско-исламский союз.

С. Хантингтон же видит один из возможных вариантов развития конфликта эпохи в том, что евроатлантизм, находясь на вершине своего могущества, сможет (более или менее органично) усвоить ценности других культур. В принципе переориентация современной индустриальной культуры на более интроверт-ную, обращенную к внутреннему миру человека, в последние десятилетия уже идет. Это выразилось в огромном интересе к личностному совершенствованию, к религиозным системам буддистской и даосистской ориентации, в неприятии молодым поколением рационально-вещественного подхода к жизни, появлении контркультуры и поисков смысла существования в западной культуре. Данные тенденции существуют в западной культуре с начала 1970-х гг. Они оказывают влияние на внутреннее функционирование индустриализма.

Из книги Культура растафари автора Сосновский Николай

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Из книги Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма автора Морозов Игорь Алексеевич

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.История ментальностей использует

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры 1. Гендерный подход к анализу культуры Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и

Из книги автора

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги автора

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги автора

Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова

Из книги автора

Лекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,

Из книги автора

Лекция 17. Культуры Востока 1. Культура Арабского халифатаКлассическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением

Из книги автора

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные

Из книги автора

Культурные герои, культы предков и локальные божества Среди наиболее распространенных представлений, связанных с антропо– и зооморфными фигурками, следует особо выделить семантику «пристанища души» либо самого обладателя этой вещи, либо его мифических предков

(Меликсетян Е.В.)

К наиболее характерным чертам современного мира относится глобализация как высшая фаза интернационализации экономики и политики, а в зачаточном состоянии – и культуры, исследование которой обрело актуальность для всего человечества. Глобализация характеризуется таким показателем, как интеграция духовно-интеллектуальной сферы, т.е. формирование относительно единого культурного пространства. Этот процесс наблюдается и в сфере рекламы, которая представляет собой многоплановый социокультурный феномен, воздействующий на все сферы человеческой жизнедеятельности. Глобальные тенденции развития рекламы основаны на стандартизации рекламных идей, а, следовательно, ведут к утрате самобытности народов. Поэтому, необходимо изменять творческую стратегию, дифференцировать подходы в рекламных коммуникациях с учетом мотиваций, покупательских способностей и привычек потребителя. Напротив, локализация рекламы за счет учета специфики ценностных ориентаций, менталитета, обычаев и поведения потребителей, представляющих различные культуры, снижает вероятность «культурных промахов», способствуя сохранению преемственности и традиций народов.

Реклама представляет собой одну из форм общественного сознания, отражая общественную жизнь, поскольку именно в обществе заложены предпосылки возникновения рекламы в виду потребности в получении всесторонней информации в процессе социально-экономической деятельности. Функциональность рекламы в современном обществе определяется по нескольким направлениям. Помимо собственно маркетинговых функций передачи коммерческой информации, реклама выполняет и социокультурные. Проявлением социального в рекламе является функция инновации, способствующая формированию определенного стиля жизни в современном мире. Реклама стимулирует усилия индивида и его более высокую производительность. Реклама пропагандирует определенные ценности и жизненные установки, например, на достижение успеха или на гедонизм, наслаждение жизнью, или на защиту окружающей среды и здоровый образ жизни и т.д. Реклама содействует формированию общественного мнения как по поводу рекламируемых товаров и услуг. Благодаря образовательной функции мы узнаем о предназначениях нового товара, о новых моделях потребительского поведения, о различных сторонах жизни.

Современная реклама стала важным фактором культурной жизни общества, а ее эстетическая функция способствует осмыслению предметного мира. Искусство всегда было включено в рекламу как система ценностей, культурных образцов и способов преобразования предметной реальности. Реклама в известной степени использует законы кинематографа, графики, живописи и других видов искусства, создавая собственные малые формы и жанры. Нередко рекламные произведения перерастают в образы-символы, воздействующие на духовный и эмоциональный мир человека и оказывающие влияние на формирование его убеждений, ценностных ориентаций, эстетических идеалов.

Детерминирующим фактором рекламных коммуникаций, является феномен культурогенома. Культурогеном можно представить как интегратор социокультурных элементов, способ сохранения и передачи, в том числе и на биогенетическом уровне информации, ориентированной на воспроизводство прошлых образцов общественной жизни. В культурогеноме проявляется социальность человека как социобиологического организма. Чтобы быть принятой, реклама должна апеллировать к нормативным ориентациям, разделяемым как можно большим количеством представителей социальной общности.

Формирование единого мирового хозяйственного пространства имеет двойственную природу. С одной стороны идет нарастание глобальных тенденций, ведущих к унификации различных сфер жизни и жизнедеятельности, функционирующих на базе общих принципов, правил, одинаково воспринимаемых ценностей, некоторых общих целей. С другой – действуют тенденции регионализации и локализации, способствующие дифференциации культур, норм поведения, а также росту различий в уровне и образе жизни. Соотношение глобального и локального (регионального) в рекламном творчестве, их взаимопроникновение и диалектика их взаимодействия – спорная тема современной мировой рекламы. Поэтому, одним из дискуссионных вопросов функционирования международных рекламных коммуникаций, становится выбор политики учитывающей диалектическую взаимосвязь создания рекламы: общей для всех стран или особенной разработанной с учетом особенностей той или иной страны. Противоречие, возникшее в данной ситуации, является необходимым моментом постижения сущности вещей.

Культурное наследие, экономическая среда формируют базис для существующих различий в стилях рекламы. Рекламное творчество все чаще использует традиции национальной массовой культуры, результаты рекламных исследований национального рынка, потребителей, восприятия творческого воплощения рекламной идеи транснационального бренда на национальном уровне. Реклама, чтобы быть успешной, должна являться частью и порождением национальной культуры. В то время как потребители, фирмы, торговые марки, технологии и агентства становятся глобальными, реклама, чтобы обеспечивать эффективность на нынешнем этапе развития человечества, должна оставаться локальной. В этом и проявляется диалектика процесса глобализации – к глобальному через локальное. Рекламные коммуникации могут стать, с одной стороны, инструментом сохранения традиции и преемственности культуры внутри страны, а с другой – эффективно функционировать в транскультурном пространстве. Для этого проанализированы категории философии и культуры, позволившие определить детерминанты рекламных коммуникаций.

Ценности – основа и фундамент культурного общения, порой выступающие главным барьером взаимопонимания. Ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве, поэтому так важно наполнять рекламные коммуникации национально-культурными мотивами, именно на стадии социализации личности, на стадии формирования предметной среды. Ценностные ориентации, утвердившись в сознании людей, становятся их руководящим мотивом поведения в повседневной жизнедеятельности. Чем больше ценности рекламируемого продукта или услуги совпадают с ценностями различных групп населения, тем вероятнее отдача от рекламы. Механический перенос рекламных сообщений без учета национальных особенностей и типов социумов ведет к отторжению или неадекватной декодировке рекламной информации.

Выводы: для выхода на международный рынок необходимо изучение его социокультурной среды, детерминант рекламных коммуникаций, а также ряд других важных критериев: степень того, насколько культуры ориентированы на индивидуальность, взаимозависимость или родственность; степень доверия к буквальной информации против подразумеваемой и невербальной; степень приверженности традициям в противоположность инновациям.

Современное российское общество можно отнести к транзитивному, т.е. переходному. Раскол ядра российской культуры, усиление социальной, этнической и культурной дифференциации общества является ярким доказательством транзитивности. Отход от прежней модели развития, снятие идеологических табу в сфере культуры привели к утрате частью населения смыслообразующих ориентаций, исторической перспективы своего существования. Заимствование чужих культурных идеалов приводит к утрате самобытных начал, усложняет процесс самоидентификации общества. Любой социум существует лишь в способности воспроизводить себя в противоречивом единстве культуры и отношений людей, части и целого, личности и общества в целом и т.д. Тем самым любое (со)общество есть субъект, способный воспроизводить себя, свои воспроизводственные потенции. В настоящее время можно наблюдать, что изменение в общественном сознании системы ценностей не приводит к усвоению новых ценностей, а провоцирует деструктивные, разрушительные процессы в общественной морали и этике. Этот процесс начался с отрицания наряду с негативными всего позитивного, что содержала в себе как советская, так и российская культура. Реклама способна содействовать интеграции российского населения, становлению его самосознания. Процессы глобализации и интеграции зачастую сводятся к копированию западных образцов, игнорируя самобытность культуры.

Роль рекламы в процессе самоидентификации российского общества может проявляться в использовании сакрального фона символов и мифов, традиционно включающих универсальные мотивы («доброе старое время», «Россия – щедрая душа», «русский характер», «матушка – Россия» и т.п.), в лексике («национальное возрождение», «великий народ – великая страна», «национальная гордость»).

Использование в рекламных коммуникациях исторических персоналий (Петр 1, М.В. Ломоносов, П.А. Столыпин др.), олицетворяющих для россиян величие страны, будет способствовать самоидентификации общества. Необходимо учитывать национальные традиции и особенности восприятия рекламных обращений российскими потребителями и формировать их таким образом, чтобы они стали более понятными, чем рекламные сообщения зарубежных конкурентов.

Являясь интегративным компонентом культуры и одной из составляющих общекультурного прогресса, реклама в значительной степени формирует образ и стиль жизни. Образ жизни, как ценностное общественное явление людей, складывается под воздействием всей совокупности условий человеческой жизнедеятельности, характерных для данного, исторически конкретного типа общества. Реклама дает понять, что человек, находящийся на определенной ступени социальной лестницы, должен подкреплять это положение особенностями потребления и пользоваться вещами, подтверждающими достигнутое социальное положение. Образ жизни характеризует человека (его стиль поведения, вкусы, предпочтения и т.д.) со стороны его принадлежности к определенному обществу и социальной группе, со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы ему самим фактом его существования в обществе. Не случайно М. Вебер рассматривал стиль жизни в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества.

Реклама формирует потребительское поведение. Через потребности, интересы и ценностные ориентации, объективные противоречия бытия проникают во внутренний мир индивидов и социальных групп, а через них – в общественное сознание. Внешнее отражается во внутреннем, но отражается не только в виде законченных логически непротиворечивых структур, но и в виде сложной совокупности противоречивых побуждений и стимулов к действию.

СОВРЕМЕННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
профессор кафедры Истории и философии


Аннотация
Данная статья посвящена исследованию процесса глобализации культуры, что являет собой адаптацию локальных и региональных культур к развивающейся глобальной системе. Сегодня культура – это ни замкнутая система и ни единое целое, она внутренне разнородна и состоит из традиционных культур, локальной культуры с «вкраплениями» глобализации, имеющей потенцию к дальнейшей глобализации.

MODERN GLOBALIZATION OF CULTURE

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov state medical university Doctor of Philosophy
professor of department of History and philosophy


Abstract
The paper contemplates process of culture globalization that is adaptation of local and regional cultures in the developing global system. Today the culture is nor closed system and it is internally diverse and consists of traditional cultures, local culture with "impregnations" of the glocalisation having a potentiality to further globalization.

Хотя процесс глобализации получает все большее распространение и влияние, однако, еще недостаточно исследован с точки зрения «социокультурных трансформаций» . Глобализация не является совершенно новым «феноменом современности» , но, следует отметить, что в современности она имеет некоторые «специфические характеристики» в увеличении потока информации, торговли, финансов, идей, народов и культур, что вызвано высокотехнологичными средствами коммуникаций, путешествиями и т.д.

Глобализация являет собой «процесс адаптации локальных и региональных культур» в развивающуюся глобальную систему, что в современной ситуации приводит к реструктуризации в экономической жизни, а также трансформации традиционной культуры и самобытности. С теоретической точки зрения, «философия глобализма генерирует глобальное мировоззрение» , в основе которого лежит глобальная интеграция.

В глобализованном мире революционные изменения в технологии, транспорте, связи, идеях и поведении человека изменили способ жизни людей и культур во всех уголках земного шара и превращают сегментированный мир в глобальную деревню. Термин глобальная деревня Маршалла Маклюэна описывает нынешнюю форму глобальной связи, которая устанавливает более тесные контакты между различными группами людей в условиях большего взаимодействия и тем самым «инициирует появление мирового сообщества» и граждан мира, которые способствуют развитию глобальной культуры и глобальной цивилизации.

Из различных аспектов глобализации, культурная глобализация привлекает огромное внимание антропологов и социологов. Культурная глобализация – это процесс, который «создает глобальную культуру на основе идей мультикультурализма» , демократии и общих ценностей, вкусов и стиля жизни.

Сегодня почти в каждом обществе имеет место двойной процесс глобализации извне и локализации изнутри. Современная глобальная культура состоит из «ряда различных неинтегрированных черт» - серии смешанных культурных элементов или привычек, полученных из различных отдельных и расходящихся культур. Глобальная культура предстает «не расширенной версией местных культур» ; скорее, это культурное взаимодействие на глобальном и местном уровне. Локальная культура взаимодействует с членами местного общества, в то время как глобальная культура является продуктом взаимодействия между людьми различных обществ, живущих на огромных расстояниях друг от друга. Что касается местного и глобального культурного взаимодействия, необходимо еще исследовать, как глобальные культурные потоки становятся локальными и гибридизированными. Р. Робертсон (1990, 1992, 1995) ввел термин глокализации, описывая процесс, в котором местная культура интегрируется в мировую.

С одной стороны, культурная глобализация способствует поддержанию культурных традиций, поскольку расширение коммуникаций и воздействие средств массовой информации способствует большей осведомленности о культурных различиях и неповторимой самобытности, с другой – «культурная интеграция предполагает определенную унификацию и стандартизацию» , кристаллизацию одинаковых стереотипов глобальной культуры. Вследствие чего на лицо межцивилизационный и межкультурный кризис, и только эволюционистское и релятивистские подходы рассматриваются как наиболее подходяще для объяснения антропологических аспектов в изучении процесса современной культурной глобализации.

Сегодня культура – это ни замкнутая система и ни единое целое, она внутренне разнородна и состоит из традиционных культур и локальной культуры с «вкраплениями» глокализации, имеющей потенцию дальнейшей глобализации.


Библиографический список

  1. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  2. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  3. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  4. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  5. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  6. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  7. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  8. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  9. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  10. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
Количество просмотров публикации: Please wait

Доминирующая культура, субкультура и контркультура

В зависимости от численности носителей культуры и ее места и роли в обществе культура делится на:

  • доминирующую,
  • субкультуру и
  • контркультуру.

Доминирующей культурой называется господствующая в том или ином обществе культура. Это совокупность ценностей, норм, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультура – часть общей культуры, присущая большой или малой социальной группе (демографическим, профессиональным и т.п. группам). Это молодежная, сельская, профессиональная и др. культуры.

Контркультура – субкультура, противостоящая доминирующей культуре, находящаяся в конфронтации и конфликте с доминирующими ценностями и нормами (субкультура преступного мира, «хиппи», скинхедов).

6. Специфические и «серединные» культуры

Понятие специфических культур относительно. В широком смысле специфической называется любая культура, обладающая своеобразием. А таковыми являются практически все культуры народов, населяющих землю в прошлом и настоящем. В узком смысле специфической называют самобытную культуру, обладающую собственным лицом, ярким своеобразием, неповторимостью, оригинальностью. К ним относятся многие национальные культуры, а в прошлом – культуры развитых народностей (египетская, шумерская, иудаистская, греческая и др.).

Понятие «серединной» («срединной») культуры употребляется для обозначения тех культур, которые сложились в результате синтеза двух и более культур под воздействием процессов аккультурации, диффузии и ассимиляции. Таковыми являются культуры бывших стран-колоний (Латинской Америки и Африки), культура которых складывалась в процессе синтеза элементов собственной культуры (норм, ценностей, верований, обычаев, традиций и т.п.) и культуры страны-метрополии. Понятие «срединной» культуры употребляется также для характеристики духовно-смыслового ядра культуры,

Понятие локальной культуры употребляется в двух значениях:

1) широком – для обозначения уникальных социокультурных образований, ограниченных определенными пространственно-временными рамками и характеризующихся уникальностью культуры, своеобразием сложившихся в них традиций, обычаев, ценностей, норм и т.п. (древнеегипетская, шумерская, византийская и др. культуры);

2) узком – в концепции О.Шпенглера, А.Тойнби и др.: для обозначения замкнутых, изолированных самобытных культур, существующих определенное время и неизбежно гибнущих, пройдя полный цикл развития от рождения до смерти. Все локальные культуры, по их мнению, существуют изолированно, они не связаны, не взаимодействуют друг с другом и не влияют друг на друга. После гибели той или иной из культур новая формируется на голом месте, начинает с нуля. В концепции Шпенглера насчитывается 9 таких локальных культур:



o древнеегипетская,

o вавилонская,

o китайская,

o индийская,

o античная,

o арабско-мусульманская,

o западная,

o русско-сибирская.

Лекция 5,6. Тема 5: Восточные и западные типы культур

  1. Проблема «Восток – Запад».
  2. Восточные культуры, их своеобразие и разновидности.
  3. Особенности западной культуры.
  4. Тенденции европоцентризма и востокоцентризма.
  5. Восток и Запад – диалог культур.
  6. Своеобразие российской культуры, место и роль России в мировой культуре.

Литература

8. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. М., 2008.

9. Введение в культурологию: Уч.пос. в 3 ч. / Под ред. В.А.Сапрыкина. Ч. 1. М., 1995.

10. Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. М., 2008.

11. Культурология: Учебник для студ.техн.вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1999.

12. Пушкова Ю.Б., Шельнова Н.И., Мирошникова Д.Г. и др. Культурология: Учеб.пос. М., 2005.

1. Проблема «Восток – Запад».

Современный мир многообразен и разнолик. Страны мира идут по разным путям цивилизационного развития, имеют разные ориентации, различные социально-политические и экономические структуры, обладают разной культурой. С древних времен сложилось два принципиально различных типа культур и цивилизаций: восточный и западный. Это деление культур на два принципиально различных типа сохраняется и в настоящее время. За восточными типами общества закрепилось название традиционных, за западными - техногенных.

Основанием для деления цивилизаций на восточные и западные является не только их территориальное расположение (к Востоку относятся страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, к Западу – Европы и Америки), но и своеобразие сложившейся в них культуры. Господствующие в них универсалии культуры: понимание мира, человека, власти, истины, целей и предназначения человеческой жизнедеятельности и пр., - принципиально различны. Другими словами, своеобразие восточного и западного типов цивилизаций во многом определяется их ценностной ориентацией, основными мировоззренческими установками, социально-политическими и экономическими структурами, характеристикой способов и методов познания мира, добывания истины.

Традиционными называют цивилизации, которые характеризуются длительным господством традиций, что способствует устойчивости общества, сохранению существующего порядка в обществе; строгим соблюдением норм и правил. Таковы страны Востока, прежде всего, Китай, Япония, Индия, мусульманские страны. Техногенная цивилизация ориентирована преимущественно на ценности технического и технологического развития. Ее важнейшей характеристикой является приоритетное развитие техники и технологии, что привело к формированию техносферы и технократизма. К ней относятся страны Запада. Техносфера – особый искусственный материальный мир, созданный людьми в процессе развития производительных сил общества, орудий труда и помещаемый между человеком и природой и служащий посредником его воздействия на предмет деятельности. В техногенной цивилизации техносфера становится основой последующего развития. И уже не природная, а искусственная среда во многом определяет будущее общества. Технократизм (в пер. с греч.: «власть техники») как характерная черта западной цивилизации представляет собой стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни. Это такой стиль мышления и деятельности, который ограничивает содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом и эффективностью и не учитывает в них собственно «человеческое измерение», т.е. гуманистический, социокультурный смысл.

Лекция 4. Типология культур ¡ ¡ ¡ ¡ 4. 1. Глобальная культура – локальные культуры; мировая культура – этнические и национальные культуры 4. 2. Региональная типологизация: культуры Востока, Запада и Юга 4. 3. Исторические типологии культур 4. 4. Формационные и цивилизационные типологии культур. 4. 5. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского 4. 6. Культурологическая концепция О. Шпенглера 4. 7. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби 4. 8. Теория культурных суперсистем П. Сорокина

4. 1. Глобальная культура – локальные культуры; мировая культура – этнические и национальные культуры Мировая культура – это синтез лучших достижений национальных культур всех народов, отражающий общеродовые связи человечества. Основой современной мировой культуры считается европейская культура городского типа. Мировая культура современности носит глобальный характер.

Компоненты мировой культуры Высокая художественная культура ¡ Продукция массовой культуры ¡ Элементы социального поведения ¡ Международное право, в котором фиксируется признание культурной самобытности народов ¡ Наука как всеобщее достояние Мировая культура включает множество локальных культур – этнических и национальных ¡

Этническая культура – это культура в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Этнические культуры возникли в древности в форме племенной культуры; её формируют этносы.

Этнические (народные) культуры Этнос (греч. племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, единой культурой, языком, сознанием своего единства и отличия от других образований, самоназванием (этнонимом). Исторические формы этнических общностей: род, племя, народность, нация.

Этническая культура В рамках этнической культуры люди связаны общностью происхождения (кровным родством), совместно осуществляемой деятельностью. Черты этнической культуры: местная ограниченность (локализация), узкое социальное пространство (племя, община, этническая группа), консерватизм, преемственность, господство традиций, привычек.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными связями. Национальная культура является фактором и результатом формирования нации.

Признаки национальной культуры ¡ Письменность ¡ Сформировавшийся литературный язык ¡ Специализированные области культуры ¡ Система образования ¡ Система культурных учреждений (театры, музеи, библиотеки и т. д.).

4. 2. Региональная типологизация: культуры Востока, Запада и Юга Традиционно под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» – Европу и Северную Америку.

Запад – это целостный культурноцивилизационный комплекс, который характеризуется господством принципов и ценностей материализма, практицизма, рационализма, индивидуализма, свободы и демократии

Признаки западной культуры: ¡ ¡ ¡ Основа западной культуры – ускоренный технический прогресс, приоритет экономики, бизнеса в решении проблем. Потребительское отношение к природе Склад ума логический В социальной сфере – большое разнообразие норм, динамизм, ускоренный темп жизни, предприимчивость Инновационность, расшатывание традиций

Восток – это альтернативный «Западу» культурноцивилизационный комплекс, для которого характерны духовность, идеализм, иррационализм, общинное начало, коллективизм, тоталитаризм

Признаки восточной культуры: ¡ ¡ ¡ ¡ Консервативность, отсутствие исторической динамики Основа восточной культуры – традиции Человек связан с социальной группой, подчинен ей Неотделимость человека от окружающей природы, созерцательность Консерватизм, аскетизм, конформизм Церемониальность социальных контактов Искусство возвышенное, изящное, условное, декоративное, утонченное Символ восточной культуры – человек в лодке без вёсел.

Восток и Запад в диалоге культур Критерии сравнения Восток Запад Ход исторического процесса «Непрерывность» исторического процесса; отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, «скачками» , разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов Особенности исторического развития Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к историческому развитию Общественноисторический прогресс очевиден и может быть измерен посредством различных критериев

Восток и Запад в диалоге культур Критерии сравнения Восток Запад Отношения личности, общества и государства Человек полностью зависит от государства и социальной общности; он растворен в системе социальных отношений Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности. Система ценностей Главный регулятор общественной жизни – традиции, нормы, обычаи предшествующий поколений (традиционное общество) Важнейшая социальная ценность – способность к новациям, изменениям (инновационное общество), стремление к прогрессу

У-вей – термин китайской философии, особенно даосизма. Означает созерцательную пассивность, недеяние, «не-влияние» . Мир – священный сосуд, которым нельзя манипулировать, он не нуждается в поправках, вмешательстве. Энергия из реальности должна быть перенаправлена на духовный рост. Мудрый человек предпочитает «недеяние» , то есть делает только то, что требует от него Природа, следовать внутренней природе, не совершать насилия над собой. Символом восточной культуры является человек в лодке без весел.

Культура Юга – это культура народов субтропического пояса – Африки, Океании, Меланезии (около миллиарда человек)

Признаки культуры Юга: ¡ ¡ ¡ Формы материального производства примитивные Застойность культурной жизни, колонии европейских государств Разнообразие этнического состава Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия, шаманство, колдовство, идолы, фетиши Искусство экспрессивно: музыка, танцы выражают бурные эмоции Для изобразительного искусства характерны яркие краски, острые угловатые формы, гротеск.

4. 3. Исторические типологии культур Археологическия типология: культура каменного века: ¡ Культура палеолита – древнего каменного века ¡ Культура мезолита – среднего каменного века ¡ Культура неолита нового каменного века Культура века металлов (медного, бронзового и железного веков)

Типология культуры, построенная на основе европейской истории Первобытная культура ¡ Античная культура ¡ Средневековая культура ¡ Культура эпохи Возрождения ¡ Культура Нового времени ¡ Современная культура ¡

Типология культуры Э. Тайлора и Л. Моргана Дикость – период от появления человека до становления гончарства ¡ Варварство – от изобретения гончарного производства до появления письменности ¡ Цивилизация – после появления письменности ¡

Типология культур по их отношению к традициям: выделяют традиционные культуры и инновационные (современные) культуры. Инновационный (современный) тип складывается в европейской культуре Нового времени начиная с XVII века. Традиционные культуры Инновационные (традиционные) культуры Ориентация на воспроизводство веками сложившегося образа жизни, ценностей, стереотипов поведения Ориентация на новое, отказ от традиций в пользу инноваций. Медленные темпы изменений во всех сферах общественной жизни. Характерны динамизм, прогрессивность развития материальной культуры, Господствуют мифологические, религиозные представления человека о мире. Научная картина мира, ориентация на достижения науки и техники Коллективизм Происходит выделение индивида из коллектива, преобладают тенденции гуманизма и демократизма

Типология культур Маргарет Мид Антрополог и этнограф М. Мид (1901– 1978) отметила, что в разных обществах по-разному складываются взаимоотношения между разными поколениями людей. В постфигуративной культуре младшее поколение опирается на опыт старшего. Это традиционная культура, характерно совместное проживание трех поколений. Старики – руководители и наставники. Конфигуративная культура формируется в ХХ в. в индустриально развитых странах. Она динамичная, изменения происходят быстрее. Образцом для подражания оказывается поведение современников: дели и взрослые учатся у своих сверстников. Характерна нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей. Префигуративные культуры отказываются от опыта предшествующих поколений. Родители учатся у своих детей. Возрастает значение духовного потенциала молодого поколения.

Формационный подход к типологии культуры (К. Маркс и Ф. Энгельс) Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-политическая формация. Общественно-политическая формация – совокупность уровня развития производительных сил и производственных отношений, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. История рассматривается как общечеловеческая и как смена общественноэкономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает её и затем сама отрицается ещё более новой формацией. Каждая формация – более высокий тип организации общества. Тип культуры совпадает с типом формации (первобытная культура, феодальная культура и т. д.)

Механизм перехода от одной общественно -экономической формации к другой В общественно-экономической формации есть два главных Надстройка Базис – экономика общества Производитель компонента – базис и надстройка. Базис – экономика общества, производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты, культура. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Происходят эволюционные или революционные изменения в экономическом базисе: производственные отношения приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению надстройки – политических и культурных институтов. Возникает новая общественно-экономическая формация.

4. 5. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Основной труд – «Россия и Европа» (1870). Основные идеи: Нет единой для всего человечества непрерывной мировой истории, имеются уникальные культуры с неповторимым содержанием. Центральное понятие – «культурноисторический тип» – это самобытная цивилизация, создавшая неповторимую культуру. В мировой истории Данилевский насчитывал 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский – уединенный, ассиро-вавилонофиникийский (древнесемитический), индийский – уединенный, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский, или европейский. Кроме того Данилевский выделяет два погибших американских типа – мексиканский и перуанский, и два формирующихся типа – славянский и «новоамериканский» .

Основные идеи теории культурноисторических типов Н. Я. Данилевского (продолжение): Данилевский выделяет преемственные и уединенные типы. Преемственные типы успевают больше и превосходят уединенные цивилизации. В этом заключается объяснение западного прогресса и восточного застоя: преемственные строятся не заново, а на основе пересмотра прежнего культурно-исторического типа. В развитии каждого культурно-исторического типа выделяется 3 этапа: этнографический, политический, цивилизация. Цивилизация – это этап расцвета культуры, на котором она проявляет себя в основных 4 -х творческих сферах: религиозной, государственной (политической), сфере искусств и технической сфере. На основе творческих сфер Данилевский выделяет 4 типа культуры: первичные, одноосновные (еврейская культура – религиозная, римская – политическая), двухосновные (европейская культура – научная и промышленная), четырехосновные.

Славянский тип культуры в теории Н. Я. Данилевского Четырёхосновных культур, проявивших себя в четырех разрядах деятельности (религиозной, культурной, политической, общественноэкономической) пока нет, однако он предполагал, что это будет славянский тип: «Этот тип в первый раз представит синтез всех сторон культурной деятельности, которые разрабатываются его предшественниками. Это будет первый полный четырёхосновный культурно-исторический тип» .

4. 6. Культурологическая концепция немецкого философа, историка, теоретика культуры Освальда Шпенглера Основной труд – «Закат Европы» (1918). Основные идеи: Отрицание единого всемирно-исторического развития человечества. Как и Данилевский, он полагал, что всемирную историю составляют независимые, неповторимые культуры, со своей логикой развития. Всего Шпенглер насчитывал 8 таких культур: египетскую, античную, индийскую, вавилонскую, китайскую, арабскую, западную и мексиканскую. Поскольку культуры оригинальны, непохожи, Шпенглер отрицал возможность продуктивного диалога между разными культурами.

Основные идеи концепции О. Шпенглера В основе любой культуры лежит прасимвол, который является источником её своеобразия, формирует то, что Шпенглер назвал «душой культуры» . Я

¡ ¡ ¡ Соотнесенность понятий «культура» и «жизнь» . Культура – особый сверхорганизм. Как любой живой организм, она имеет индивидуальную судьбу, проходит в своём развитии жизненный цикл, длящийся около тысячелетия, и имеющий: Фазу детства (мифологический этап); Фазу зрелости (метафизико-религиозный этап); Фазу старости (цивилизация). Неизбежность гибели культур. Цивилизация – это заключительный этап в развитии культуры, на котором она деградирует и погибает. Для цивилизации характерны кризис духовной культуры (морали, искусства, литературы) и развитие материальной составляющей (техника, индустрия). В результате культура как «душа народа» погибает.

4. 7. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби (1889 -1975). Изложена в 12 -томном труде «Исследование истории» . Единица исторического исследования должна быть больше во времени и пространстве, чем национальное государство. Тойнби вводит понятие «локальная цивилизация» – обособленный и замкнутый социокультурный мир.

Общество состоит из двух взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. Выработка необходимого адекватного ответа на вызов среды – это функция творческого меньшинства, которое выдвигает новые идеи, претворяет их в жизнь, увлекает за собой остальных. Механизм взаимодействия между ними Тойнби называет мимезисом.

А. Тойнби разработал теорию «вызова – ответа» . Возникновение и развитие цивилизации определяется способностью творческого меньшинства найти и дать правильный ответ на вызов природной или исторической ситуации.

Генезис цивилизации Тойнби воспроизводит в концепции «Вызова-и-Ответа» . Импульсом для возникновения цивилизации становится Вызов среды обитания, на которое творческое меньшинство дает адекватный Ответ. Вызовы, стимулы могут быть как природные так и социальные.

Теория «Ухода-и -Возврата» творческого меньшинства: когда новые идеи не воспринимаются инертным большинством, творческие личности, добровольно или по принуждению, удаляются, происходит вынужденный Уход. Когда большинство обращается за помощью для выхода из кризиса, происходит Возврат творческого меньшинства, который дает успешный Ответ на Вызов среды.

Механизм мимезиса Ответы творческого меньшинства на Вызов среды принимает форму, понятную нетворческому большинству, оно стремится подражать меньшинству и возникает мимесис – добровольное подражание. Когда власть сосредоточена в руках людей, обладающих дарованиями и моральным авторитетом в обществе, это способствует возникновению и расцвету цивилизации. В период расцвета цивилизации массы подражают элите. Однако постепенно силы творческого меньшинства иссякают, оно оказывается неспособным справиться с новыми проблемами, не может дать адекватный Ответ на Вызов среды. Элита захватывает власть, превращается в замкнутую касту, опирается не на дарования и авторитет, а на силу оружия. Значительная часть населения превращается в «пролетариат» , главным признаком которого является не бедность и низкое происхождение, а чувство неудовлетворенности. Это деструктивная часть общества способствует разрушению и гибели цивилизации.

4. 8. Теория культурных суперсистем П. Сорокина (1889 -1968) изложена в 4 -томном труде «Социальная и культурная динамика» (1937– 1941). П. А. Сорокин выделял идеациональную, чувственную и идеалистическую культуры, которые представляют собой культурные суперсистемы.

Идеациональная (идеационная) культура существовала в Европе в Средние века. Её главная ценность – Бог. Тема идеацонального искусства – сверхчувственное царство Божие; его герои – Бог, его окружение, ангелы, святые, грешники. Её темы – тайны мироздания, воплощения, искупления, спасения. Стиль искусства символичен. Его цель – не развлекать, не веселить, а приблизить верующего к Богу. Мир – это временное прибежище человека, отношение к нему отрицательное или безразличное.

Чувственная (сенситивная) культура появилась в конце XI в. в Европе. Она утверждала познание объективной действительности сенсорно, чувственно. Эта культура светская и утилитарная. Темы чувственной культуры – природа, человек, реальные события, его герои – фермеры, крестьянки, рабочие. Её идеалы – комфорт, благополучие, личное счастье, эпикуреизм (склонность к удовольствиям, к изнеженной жизни).

Идеалистическая культура означает органическое слияние идеациональной и чувственной культур, основана на их синтезе: чувства уравновешиваются интеллектом, вера – наукой, опытное познание – интуицией. Человек стремится удовлетворять как духовные, так и материальные потребности, хотя духовные рассматриваются как более высокие.

В любую эпоху существуют все три типа культуры, но один из них доминирует. Сорокин сделал вывод о циклической смене культурных суперсистем. Причину кризиса современной культуры он видел в разрушении чувственной формы культуры западного общества, за которой последует новая интеграция

Понятие цивилизации в современной культурологической мысли Сэмюэл Хантингтон (р. 18 апреля 1927, Нью-Йорк), американский политолог и социолог, автор книги «Столкновение цивилизаций» (1996), в которой сформулировал концепцию этнокультурного деления человеческих цивилизаций

Этапы взаимодействия цивилизаций по С. Хантингтону ¡ ¡ ¡ 1. До 1500 г. – «случайные встречи»: контакты между цивилизациями либо отсутствовали, либо были ограниченными. Цивилизации разделены в пространстве и времени. На передачу достижения одной цивилизации другой уходили столетия. 2. С 1500 г. по XIX в. - формируется моноцивилизационная система с лидерством западноевропейской цивилизации. До этого времени в течение многих веков западная цивилизация отставала в развитии, но в XI–XIII вв. она начинает бурно развиваться на основе достижений других цивилизаций, в результате чего одни цивилизации погибли, другие были покорены. Создаются величайшие западные колонии. Отношения становятся неравноправными. 3. XX – начало XXI в. Формирование полицивилизационной системы. Отношения между цивилизациями более интенсивны и более равноправны. Запад утрачивает лидерство. Началом этого периода Хантингтон считает утверждение марксизма в России, возникновение мировой социалистической системы.