Разделение берлина после вов. Как союзники делили германию после второй мировой войны

13 августа 1961 года в ГДР было начато строительство Берлинской стены. Она не только разделила город на две непохожие друг на друга части, но и стала главным символом холодной войны. Лайф выяснил причины возведения Берлинской стены и последствия, к которым оно привело.

13 08 2017
20:32

По соглашениям, заключённым союзниками по антигитлеровской коалиции в годы войны, побеждённая Германия делилась на зоны оккупации. Хотя столицу Третьего рейха - Берлин штурмовали только советские войска, зоны оккупации были созданы и там. СССР занял восточную часть города, американцы - юго-западную, англичане - западную, а французы получили под свой контроль северо-западный участок.

Поначалу город сообща управлялся союзническим Контрольным советом, в который входили представители всех четырёх сторон. Граница между западной и восточной частями города в первое время была чисто условной. Позднее на её месте появилась разделительная линия с контрольно-пропускными пунктами. Впрочем, она распространялась не на всю протяжённость границы. Режим пересечения был свободным, жители разных частей Берлина спокойно перемещались по городу, ходили в гости к друзьям и на работу из западной в восточную часть и наоборот.

Отношения между союзниками стали портиться очень быстро. Поначалу они не затронули Берлин, касаясь только немецких территорий. Союзники под предлогом более эффективной экономической деятельности объединили свои зоны оккупации сначала в Бизонию, а затем и Тризонию.

В 1948 году в Лондоне состоялось совещание представителей шести западных держав, которое выработало механизмы возрождения немецкой государственности. Это было враждебно воспринято в Кремле, и СССР (представителей которого даже не пригласили) в знак протеста бойкотировал деятельность в Контрольном совете.

Летом того же года союзники без согласования с Москвой провели денежную реформу в Тризонии. Поскольку восточная и западная части Берлина в то время ещё были связаны экономически, в СССР сепаратную денежную реформу расценили как попытку саботажа (реформа заставила западных берлинцев "сбрасывать" деньги в восточной части, где ещё сохранялось хождение старых денег) и на несколько дней полностью закрыли сообщение между частями города. Эти события вошли в историю как блокада Западного Берлина и весьма негативно отразились на имидже Советского Союза. Хотя ни голода, ни даже намёка на него в западной части города не было, весь мир обошли кадры "изюмных бомбардировок", когда американские самолёты на парашютиках сбрасывали сладости радующимся берлинским детям.

Блокада Западного Берлина привела к тому, что окончательное размежевание было лишь вопросом времени. В 1949 году западные союзники восстановили государственность немцев, создав ФРГ.

СССР с опозданием на полгода провозгласил ГДР. Незадолго до своей смерти Сталин предпринял последнюю попытку урегулировать вопрос. Он предложил западным союзникам объединить Германию в одно государство, но при категорическом условии её нейтрального и внеблокового статуса. Однако американцы, для которых Западная Германия была главным форпостом в Европе, опасались утери контроля, поэтому соглашались только при условии, что Германия сможет добровольно присоединиться к НАТО. Если, конечно, у неё возникнет такое желание. Но на это не мог дать согласия уже СССР.

Вместо сближения произошло окончательное размежевание. ФРГ принципиально не признавала существования ГДР, даже на картах её территории обозначались как немецкие, но находящиеся под советским контролем. Западная Германия автоматически разрывала дипломатические отношения с любой страной, признававшей существование ГДР, вплоть до начала 70-х годов.

Вольный город Берлин

В 1958 году Никита Хрущёв предпринял попытку решения немецкого вопроса. Он сделал западным союзникам предложение, ставшее известным как Берлинский ультиматум. Идея Хрущёва сводилась к следующему: западная часть Берлина объявляется независимым вольным городом. Союзники покидают зону оккупации и передают управление под контроль независимой гражданской администрации. СССР и союзники берут на себя обязательство не вмешиваться в жизнь вольного города, жители которого сами выбирают его экономический и политический уклад. В противном случае СССР грозился передать контроль над границей властям ГДР, которые ужесточат его.

Англичане к хрущёвскому предложению отнеслись скорее нейтрально и были готовы к дальнейшему обсуждению предложения на компромиссных условиях, которые устроят всех. Однако американская сторона была резко против. В случае удовлетворения этого предложения Западный Берлин оказывался островком, со всех сторон окружённым территорией ГДР. В этих условиях его независимость и экономическое развитие напрямую зависели от Восточной Германии и вполне очевидно, что со временем он был бы либо полностью поглощён, либо взят под контроль.

Хрущёв несколько раз переносил сроки окончательного принятия решения, пытаясь договориться о встречах с западными союзниками. Но стороны так и не пришли к компромиссу. В апреле 1961 года он заявил, что до конца года полный контроль над Восточным Берлином будет передан администрации ГДР.

Бегство из республики

Опасаясь, что сообщение между частями города вскоре будет прекращено, многие жители восточной части города решили воспользоваться последним шансом перебежать на запад. Бегство восточных немцев в западную часть было весьма распространено с первых лет оккупации. Тогда сообщение между частями страны ещё было свободным. Из восточной зоны оккупации в западную перебралось несколько сотен тысяч человек. Особенностью этого бегства было то, что значительная часть беглецов являлись высококлассными специалистами. Они не желали жить в советской системе ценностей с массой ограничений как политического, так и экономического характера.

Разумеется, бежал и крупный бизнес, существование которого в советской системе было не предусмотрено. Так, почти все заводы концерна Auto Union оказались в советской зоне оккупации. Но всё их руководство и почти все сотрудники успели перебраться в западную часть, где возобновили дело. Так появился всемирно известный автоконцерн Audi.

Бегством из ГДР в Кремле были обеспокоены уже давно. После смерти Сталина Берия предложил кардинально решить немецкую проблему. Но не так, как можно было бы предположить, исходя из его имиджа. Он предложил вообще не спешить с установлением в ГДР социалистической экономики, сохранив капиталистическую. Также предлагалось развивать лёгкую промышленность в противовес тяжёлой (при Сталине было наоборот). Позднее на суде это ставили Берии в вину.

Свободное сообщение между ГДР и ФРГ было прекращено ещё при жизни Сталина, в 1952 году. Однако Берлина эти ограничения не касались, его жители по-прежнему перемещались между зонами. Только за половину 1961 года из Восточного Берлина бежало порядка 200 тысяч жителей. А в последний месяц свободного перемещения перебежчиками стали 30 тысяч человек.

Начало строительства

12 августа 1961 года власти ГДР объявили о закрытии сообщения между восточной и западной частями города. Все городские коммунисты, полицейские и некоторые служащие были мобилизованы на ночную охрану "границы". Они растянулись в живую цепь, никого не пропуская. Неподалёку от них стояли войска.

Власти ГДР обвинили ФРГ в провокациях, акциях саботажа и попытках дестабилизации обстановки. Они также выразили своё негодование переманиванием восточных берлинцев в западный сектор, что вело к срыву экономических планов ГДР и финансовому ущербу. Под этим предлогом ночью 13 августа 1961 года началось возведение стены, которая разделяла город на две части.

На протяжении двух дней охрана границы никого не пропускала ни на одну сторону. Одновременно линия границы обносилась колючей проволокой. Возведение бетонных заграждений началось только 15 августа.

Граница была полностью закрыта, никто не должен был уйти из Восточного Берлина и попасть туда. Были перекрыты даже линии метро и железной дороги, соединявшие западную и восточную части города.

Третья мировая близко

Возведение Берлинской стены привело к серьёзному политическому кризису, который едва не обернулся полномасштабным военным столкновением. В ответ на начало строительства укреплений в США был объявлен набор резервистов. Затем в принудительном порядке был продлён на один год срок службы офицеров, которые должны были уволиться в запас. В Западный Берлин дополнительно было переброшено полторы тысячи американских солдат, с перспективой переброски дивизии. Отдельные части были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

24 августа американские военные при поддержке танков были выстроены вдоль строящейся стены. В ответ в Советской армии также были отменены увольнения в запас. Через несколько дней началось наращивание военного контингента в западной части города. К октябрю он был дополнительно увеличен на 40 тысяч солдат. Создавалась взрывоопасная ситуация, которая грозила перерасти в военный конфликт.

Наиболее близко к горячей фазе конфликт подошёл 26 октября 1961 года. Со стороны американского КПП "Чарли" к стене подъехало несколько бульдозеров под прикрытием 10 танков. Советская сторона, опасаясь, что американцы попытаются снести части стены, отправила к КПП несколько советских танков. Эти события вошли в историю как танковое противостояние.

Американские и советские боевые машины всю ночь простояли друг напротив друга, не предпринимая никаких действий. Любое неосторожное движение могло привести к самым серьёзным последствиям. Танкисты простояли так целые сутки. Только утром 28 октября советская сторона отвела машины. Американцы поступили аналогичным образом. Угроза военного столкновения на время миновала.

Антифашистский оборонительный вал

В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских "фашистов" помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.

Однако стена оставалась и даже совершенствовалась. Поначалу это были незначительные укрепления. На отдельных участках дело ограничивалось простыми спиралями Бруно из колючей проволоки, которые можно было перепрыгнуть при должной сноровке. Поэтому основные заградительные функции выполняли солдаты армии ГДР, которые имели право стрелять на поражение в нарушителей границы. Правда, это правило распространялось только на восточных берлинцев. Западные берлинцы, желавшие проделать путь в обратном направлении, не обстреливались. Хотя гораздо большее распространение получило бегство с востока на запад, отдельные случаи бегства в противоположном направлении также происходили.

Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.

Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.

Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.

Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.

Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации.

Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли.

Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.

Разрушение

Берлинская стена просуществовала почти три десятилетия. Ещё в середине 80-х строились планы её дальнейшего совершенствования с применением самых современных средств сигнализации и наблюдения. Однако начавшаяся волна бархатных революций в Европе резко изменила ситуацию. В начале 1989 года Венгрия в одностороннем порядке открыла границу с капиталистической Австрией. С этого момента стена превратилась в бессмысленный артефакт. Желающие выехать в ФРГ немцы просто приезжали в Венгрию и через её границу попадали в Австрию, откуда перебирались на запад Германии.

Власти ГДР под влиянием стремительно разворачивавшихся исторических процессов вынуждены были уступить. В ноябре 1989 года было объявлено о свободной выдаче виз всем желающим посетить западную часть Германии. А в декабре была демонтирована часть стены возле Бранденбургских ворот. Фактически 1989 год стал последним годом существования стены, хотя простояла она чуть дольше.

Укрепление снесли в конце 1990 года после объединения ГДР и ФРГ в одно государство. Лишь несколько её небольших участков было решено сохранить в память о символе холодной войны, разделявшем две политические и экономические системы на протяжении 30 лет.

Уникальное явление, являющееся теперь, наверное пожизненно одной из ключевых особенностей Берлина - это Стена. Именно Берлину не повезло в 20-м веке городом, разделённым на две независимые никак не пересекающиеся друг с другом части. В мировой истории подобных прецедентов да и подобного масштаба крайне мало.

Поэтому, находясь в Берлине, крайне интересно сравнивать две разных его части, которые на протяжении полувека развивались абсолютно по-разному. Но не менее интересно и пройти вдоль линии, которая столько лет разделяла единый город

1. Вопросов относительно Стены может быть потрясающее множество. Причём как относительно разъединения, так относительно 30-летнего раздельного существования, так и относительно объединения. Как менялись маршруты общественного транспорта, телефонные коммуникации, канализация, почта? Как Западный Берлин сообщался с внешним миром. Как при объединении всё это восстанавливалось - ездили ли ГДР-овские автобусы по Западному Берлину и наоборот?

2. Как известно, Западный Берлин возник из-за деления Германии после 2-й Мировой войны. Как и вся Германия, так и столица были разделены на 4 сектора: британский, американский, французский и советский. Первые три в итоге объединились и стали ФРГ, а советский превратился в ГДР. Поскольку европейцы проявили упоротую принципиальность и не захотели во имя удобства жителей отдать весь Берлин ГДР-у, такая ситуация и сложилась.

3. Жёсткая граница между ГДР и ФРГ появилась где-то в 1954 году. Однако в Западный Берлин можно было въехать свободно. Чем многие ГДР-овские диссиденты, желавшие свалить из совка в прекрасный Западный мир долгие годы и пользовались. Лавочку прикрыли в 1961 году, когда стена, окружавшая буржуйский анклав, выросла буквально за одну ночь.

4. Все последующие годы отдельные ГДР-овские немцы искали дыры и проникали в Западный Берлин. А ГДР-овские погранцы их ловили, и иногда это заканчивалось летально. Стена все эти годы укреплялась и укреплялась. Кстати, вопреки расхожему мнению, существовала и обратная "миграция". Куда меньшая, чем туда, но была. Не всё уж было гладко в ФРГ, по многим аспектам, в основном социальным, ГДР её опережал. Что и привлекало отдельных западных немцев, не разделявших принципы капитализма.

5. Рухнула стена в 1989 году. Кстати, как раз во время моего пребывания в Берлине проходило празднование 25-летия её падения. На которое мы, конечно же, сходили. Сейчас напоминают о стене только отдельные фрагменты. Всего в нескольких местах остались блоки от неё, а вдоль всей протяжённости идёт выложенная плиточкой линия с табличками "Berliner Mauer".

6. При желании можно пройти её всю, но на это нужно несколько дней, да и не так уж это и интересно, наверное. А самый интересный участок находится в центре Берлина.

7. Итак. Стартуем от станции Treptower Park (юго-восток карты). Здесь граница Берлинов шла по реке Шпрее. Прямо на воде поставлен монумент объединению двух Берлинов.

8. Культура

9. Отличительная особенность всей пристенной территории: огромные пустыри. Стена вынуждена была занимать широкую территорию (чтобы проще было отлавливать нарушителей). Фактически - это полоса препятствий, располагавшаяся между двух стен. После падения Стены, эти территории много где остались невостребованными.

10.

11. Дальше подходим к уникальному метромосту Обербаумбрюке - памятнику архитектуры. Это самая первая линия Берлина, открыта в 1902 году. Во время Стены поезда доходили до последней станции с той стороны (мы смотрим с восточной стороны). С нашей восточной стороны до сих пор только одна станция Warschauer Strasse

12. За мостом сразу начинается сохранившаяся часть Стены. Одно из наиболее популярных среди туристов мест. То самое известное граффити, что в заголовке поста, находится именно здесь.

13. Я, честно говоря, представлял стену несколько более толстой и высокой.

14. По граффити тут прямо музей

15. Наши художники тут часто встречаются

16.

17. Тут же сувениры с всякими артефактами

18. Транзитная виза ГДР для перемещений из ФРГ в Западный Берлин.

19. Вот так дружелюбно выглядит это место сейчас. Лет 30 назад дружелюбности было явно меньше

20. Здание, оказавшееся в зоне Стены, в результате чего обречено было стать заброшенным. Его решили не восстанавливать, сейчас там что-то вроде сквота

21. Далее, стена сворачивает на другую сторону Шпрее. Поток туристов сразу спадает. Здесь же зона отчуждения превращена в бульвар.

22. Проходим озеро. Прямо к стене примыкают восточноберлинские брежневки

23. Тот самый случай, когда стена шла вдоль узкой улицы и дома примыкали прямо к ней. Хрущёвка справа - восток, особняки слева - запад.

24.

25. Это же место 30 лет назад

26. Совсем какие-то глухие места. Окрестности Морицплац

27. Бескультурные немцы паркуются на газонах. Ай-ай-ай! Кстати, это справа от стены, т.е. Восточный Берлин. Вот оно - наследие совка!

28. Казалось бы, фиг узнаешь, что тут могла быть Стена. А вот.

29. Или вот тут

30. Памятник одному из перебежчиков через Стену

31. Циммерштрассе. Улица полностью перестроена, о стене напоминает только лишь линия

32. А вот Чекпоинт Чарли. Довольно известное место, также популярное среди туристов.

33. Занятно, что сразу за КПП американцы на бывшей своей стороне сразу же запилили макдоналдс. Рядом центр Берлина теперь с американским флагом охраняют негры афроамериканцы!

34. Тут есть небольшая экспозиция, посвящённая стене, многочисленным попыткам её перелезания. Вот, например, группа юношей и девушек умудрилась прорваться через один из КПП на автобусе.

35. Вид на советскую сторону.

36. Здесь же расположен музей Берлинской Стены. При желании узнать более подробно об этом явлении, можно его посетить. Кстати, советский флаг! Привет одной хорошей стране, где теперь так его не повесишь.

37. Подходим к бывшему зданию гестапо. Сейчас там музей гестапо.

38. Здание парламента Берлина

39. Приходим на Потсдамерплац. Сейчас это крупнейший транспортный узел города. А в эпоху Стены сюда практически нереально было попасть, было всё глухо и заброшено. Правительство ГДР вообще старалось уменьшить пребывание людей в окрестностях стены.

40. Страж границы

41. Дальше стена проходит через Бранденбургские ворота. Рейхстаг. Затем выходит к новому ж.д. вокзалу Berlin Hauptbahnhof.

42. Огромное стеклянное сверкающее здание. Открыто несколько лет назад.

43. Тут ещё строят новую трамвайную линию. Кстати, трамвай имеется только в Восточном Берлине. Даже сейчас, когда сеть активно расширяется, он почти не заходит на западную часть.

44. Далее стена идёт на север. Снова брежневка. Впрочем о советских кварталах Берлина надо будет обязательно рассказать отдельно.

45. Порой стена появляется в совершенно неожиданных для того местах. Где-то отдельные блоки забыли снести, где-то переоборудовали их под что-то другое. Вот, например, какой-то двор.

46. А вот в другом дворе сохранилась дозорная вышка!

47.

48. Идём дальше. Лизенштрассе. Совсем какие-то промзонные места.

49. Кстати, вы обратили внимание на вот эти странные палки? Мы их встречали в разных местах, долго не могли понять, зачем они нужны. Удивительно, что они как раз были расставлены вдоль стены. Оказалось, это была подготовка к празднованию 25-летия. На эти палки были поставлены шарики, которые в 19.00 9 ноября были дружно запущены в небо.

50. Снова чувствуется зона отчуждения, которая теперь преобразована в полу-парк, полу-пустырь, идущий вдоль ж.д. путей. Здесь стена поворачивает ненадолго обратно на юг.

51. Сохранившийся кусочек.

52.

53.

54. Вход в метро, а точнее на подземную станцию электрички S-Bahn с названием Nordbahnhof. Тут раньше ещё до войны располагался Северный вокзал. Из-за стены вокзал сначала закрыли, потом вообще разобрали.

55. Тут небольшая экспозиция, посвящённая тому, как было разделено метро во время Стены. Уникальные схемы! Западный Берлин.

56. Восточный Берлин. Фактически большая часть метро оставалась в Западной части. На востоке была только полностью линия 5, частично линия 2. Также по его территории проходили линии 6 и 8 из Западного Берлина в Западный. На станциях Восточного Берлина они не останавливались.

Берлинская стена – самый одиозный и зловещий символ «холодной войны»

Рубрика: Берлин

В результате Второй мировой войны Германия оказалась разделенной на четыре оккупационные зоны. Восточные земли достались Советскому Союзу, а британцы, американцы и французы контролировали запад бывшего рейха. Та же участь постигла и столицу. Разделенному Берлину предстояло стать настоящей ареной «холодной войны». После провозглашения 7 октября 1949 года Германской Демократической Республики восточная часть Берлина была объявлена ее столицей, а западная стала анклавом. Спустя двенадцать лет город окружила стена, которая физически отделила социалистическую ГДР от капиталистического Западного Берлина.

Нелегкий выбор Никиты Хрущева

Сразу после войны берлинцы могли свободно перемещаться из одной части города в другую. Разделение практически не ощущалось, если не считать разницу в уровне жизни, которая была видна невооруженным глазом. Полки магазинов Западного Берлина ломились от товаров, чего нельзя было сказать о столице ГДР. В капиталистическом анклаве лучше обстояло и с оплатой труда, особенно квалифицированных кадров – их здесь встречали с распростертыми объятиями.

В результате начался массовый отток специалистов из Восточной Германии на запад. Не отставала и та часть простого населения, которая была недовольна своей жизнью в «социалистическом раю». Только в 1960 году ГДР покинуло более 350 тысяч ее граждан. Восточногерманское и советское руководство серьезно озаботились таким оттоком, фактически массовым бегством людей. Все понимали, что если не остановить его, молодую республику ждет неминуемый крах.

Появление стены обусловили и берлинские кризисы 1948-1949, 1953 и 1958-1961 годов. Особенно напряженным выдался последний. К тому моменту СССР фактически передал ГДР свой сектор оккупации Берлина. Западная же часть города по-прежнему оставалась под властью союзников. Был выдвинут ультиматум: Западный Берлин должен стать свободным городом. Союзники отвергли требования, посчитав, что это в будущем может привести к присоединению анклава к ГДР.

Ситуация усугублялась политикой правительства Восточной Германии внутри страны. Тогдашний лидер ГДР Вальтер Ульбрихт проводил жесткий экономический курс по советскому образцу. В стремлении «догнать и перегнать» ФРГ власти не гнушались ничем. Увеличивали производственные нормы, провели насильственную коллективизацию. Но оплата труда и в целом уровень жизни оставались низкими. Это и спровоцировало бегство восточных немцев на запад, о чем мы упомянули выше.

Что делать в сложившейся ситуации? 3-5 августа 1961 года по этому поводу в Москве экстренно собрались руководители государств-участников Варшавского договора. Ульбрихт настаивал: границу с Западным Берлином нужно закрыть. Союзники согласились. Но как это сделать? Глава СССР Никита Хрущев рассматривал два варианта: воздушный барьер либо стена. Выбрали второе. Первый вариант угрожал серьезным конфликтом с США, возможно даже войной с Америкой.

Разделение на две части – за одну ночь

В ночь с 12 на 13 августа 1961 года к границе между западной и восточной частями Берлина были подтянуты войска ГДР. В течение нескольких часов они блокировали ее участки в черте города. Все происходило по объявленной тревоге первой степени. Военнослужащие вместе с полицией и рабочими дружинами одновременно взялись за работу, ведь стройматериалы для возведения заграждений были заготовлены заранее. До утра 3-миллионный город был разрублен на две части.

Колючей проволокой перегородили 193 улицы. Та же участь постигла четыре линии Берлинского метро и 8 трамвайных линий. В прилегающих к новой границе местах отрезали линии электропередач и телефонной связи. Даже успели заварить здесь трубы всех городских коммуникаций. Ошеломленные берлинцы собрались наутро с обеих сторон колючей проволоки. Прозвучал приказ разойтись, но люди не послушались. Тогда их разогнали в течение получаса с помощью водометов…

Обтягивание колючей проволокой всего периметра западноберлинской границы завершилось ко вторнику, 15 августа. В последующие дни ее заменили собственно каменной стеной, строительство и модернизация которой продолжались до первой половины 70-х годов. Жильцов из приграничных домов выселили, а их окна, выходящие на Западный Берлин, заложили кирпичом. Также закрыли приграничную Потсдамскую площадь. Свой окончательный вид стена обрела только в 1975 году.

Что представляла собой Берлинская стена

Берлинская стена (по-немецки Berliner Mauer) имела протяженность 155 километров, из которых на городскую черту приходились 43,1 км. Канцлер ФРГ Вилли Брандт называл ее «позорной стеной», а президент США Джон Кеннеди «пощечиной всему человечеству». Официальное название, принятое в ГДР: Антифашистский оборонительный вал (Antifaschischer Schutzwall).

Стена, физически разделившая Берлин на две части по домам, улицам, коммуникациям и реке Шпрее, представляла собой массивное сооружение из бетона и камня. Она была чрезвычайно укрепленным инженерно-оборудованным сооружением с датчиками передвижения, минами, колючей проволокой. Поскольку стена была границей, то здесь находились и пограничники, стрелявшие на поражение в каждого, даже в детей, кто посмеет незаконно пересечь границу с Западным Берлином.

Но самой стены властям ГДР было мало. Вдоль нее оборудовали специальную запретную зону с табличками-предупреждениями. Особенно зловеще смотрелись ряды противотанковых ежей и усеянная металлическими шипами полоса, ее называли «газоном Сталина». Была и металлическая сетка с колючей проволокой. При попытке проникнуть через нее срабатывали сигнальные ракеты, оповещавшие пограничников ГДР о попытке незаконного перехода границы.

Колючая проволока была натянута и поверх одиозного сооружения. По ней пустили ток высокого напряжения. По периметру Берлинской стены возвели смотровые вышки и контрольно-пропускные пункты. В том числе и со стороны Западного Берлина. Один из самых известных – «Чекпойнт Чарли», находившийся под контролем американцев. Здесь произошло немало полных драматизма событий, связанных с отчаянными попытками граждан ГДР бежать в Западную Германию.

Абсурдность затеи с «железным занавесом» достигла своего апогея, когда решено было обнести стеной Бранденбургские ворота – знаменитый символ Берлина и всей Германии. Причем со всех сторон. По той причине, что они оказались на пути одиозного сооружения. В результате ни жители столицы ГДР, ни жители Западного Берлина не могли даже приблизиться к воротам вплоть до 1990 года. Так туристическая достопримечательность стала жертвой политического противостояния.

Падение Берлинской стены: как это было

Заметную роль в крушении Берлинской стены невольно сыграла… Венгрия. Под влиянием перестройки в СССР она в мае 1989 года открыла границу с Австрией. Это стало сигналом для граждан ГДР, которые устремились в другие страны восточного блока, чтобы попасть в Венгрию, оттуда в Австрию и затем в ФРГ. Руководство ГДР потеряло контроль над ситуацией, в стране начались массовые демонстрации. Люди требовали гражданских прав и свобод.

Достигшие кульминации протесты привели к отставке Эриха Хонеккера и других партийных вождей. Отток людей на Запад через другие страны Варшавского договора стал настолько массовым, что существование Берлинской стены потеряло всякий смысл. 9 ноября 1989 года по телевидению выступил член Политбюро ЦК СЕПГ Гюнтер Шабовски. Он объявил об упрощении правил въезда-выезда из страны и о возможности немедленного получения виз для посещения Западного Берлина и ФРГ.

Для восточных немцев это стало сигналом. Они не стали ждать официального вступления в силу новых правил и вечером того же дня устремились к границе. Пограничники поначалу попытались оттеснить толпу водометами, но потом уступили напору людей и открыли границу. С той стороны уже собрались западные берлинцы, которые устремились в Восточный Берлин. Происходившее напоминало народный праздник, люди смеялись и плакали от счастья. Эйфория царила до самого утра.

22 декабря 1989 года были открыты для прохода Бранденбургские ворота. Берлинская стена еще стояла, но от зловещего облика уже ничего не осталось. Она была местами разбита, ее расписали многочисленными граффити и нанесли рисунки и надписи. Горожане и туристы откалывали от нее кусочки на память. Стену снесли спустя несколько месяцев после вхождения ГДР в состав ФРГ 3 октября 1990 года. Символ «холодной войны» и разделения Германии приказал долго жить.

Берлинская стена: день сегодняшний

Сведения о погибших при пересечении Берлинской стены разнятся. В бывшей ГДР утверждали, что их было 125 человек. Другие источники утверждают, что таковых 192 человека. В некоторых СМИ со ссылкой на архивы «Штази» приводилась такая статистика: 1245. Памяти погибших посвящена часть большого мемориального комплекса «Берлинская стена», открытая в 2010 году (весь комплекс был завершен спустя два года и занимает четыре гектара).

В настоящее время сохранился фрагмент Берлинской стены, протяженностью 1300 метров. Он стал воспоминанием о самом зловещем символе «холодной войны». Падение стены вдохновило художников со всего мира, которые съехались сюда и расписали оставшийся участок своими картинами. Так появилась East Side Gallery – галерея под открытым небом. Один из рисунков, поцелуй Брежнева и Хонеккера, выполнил наш соотечественник, художник Дмитрий Врубель.

Обновлено 01.02.2020 Просмотров 3255 Комментариев 37

Изначально я собиралась написать статью просто про наши , но в итоге как-то так вышло, что вся она в основном получилась только про одно очень трогательное и до глубины души впечатлившее лично меня явление. Это знаменитая Берлинская стена. Пишу «знаменитая», а самой стыдно, потому что, представьте себе, до приезда в Берлин я просто знала из уроков истории, что таковая была воздвигнута после Второй мировой войны и разделяла Берлин на две части, но почему, когда, кем и для чего… никогда особо не интересовалась. Но начну по порядку.

Где остановиться в Берлине

Отели в Берлине лучше бронировать заранее, поэтому порекомендую вам вот такие:

Обязательно проверяйте цены в специальном сервисе . Он покажет скидки во всех существующих системах бронирования. Один и тот же отель может стоить на 10-20% дешевле, чем на Booking"е. Можно, как изначально искать отели в РумГуру, так и пробивать скидки по названиям отелей. Этот лайфхак хорошо работает в Азии и Европе.

На примере отелей выше:

Берлинская стена

Оказавшись в Берлине мы, к стыду своему, поняли, что особо-то и не знаем, на что можно посмотреть, кроме Рейхстага и памятника русскому солдату, до, которого, кстати, мы так и не дошли. Про Берлинскую стену как-то и не думали даже. Но, кружась по городу с картой, вдруг в какой-то момент обнаружили, что находимся недалеко от Чекпоинт Чарли (Checkpoint Charlie), остановились, почитали описание в нашем мини-путеводителе и нас, мягко говоря, зацепило.



Позже, когда мы пробовали себе объяснить, почему это нас так тронуло, мы нашли этому простое объяснение – это не только их, это наша общая история! Берлинская стена – это, по сути, символ тогдашнего политического режима, это живое олицетворение «железного занавеса». В официальных документах, правда, чаще говорят о «холодной войне».

Не на шутку заинтересовавшись этой темой, я отыскала немало рассказов и фото по этой теме, осмелюсь изложить тут вкратце то, что меня потрясло больше всего, и выложить некоторые фото того времени, у авторов которых заранее прошу прощения.

Но сначала поясню немного: в 1948 году Берлин был разделен на две части, одна из которых, восточная, являлась столицей ГДР, а вторая, западная, была американским, французским и английским секторами оккупации. Поначалу границу можно было пересекать свободно, что жители Восточного Берлина с радостью и проделывали ежедневно, ходя в Западный Берлин на работу, в магазин, к друзьям и родственникам. Но это не совсем благополучно сказывалось на экономике ГДР. Были и другие не менее весомые, по мнению правительства ГДР, политические и экономические причины, по которым было решено обнести Западный Берлин непроходимой стеной. В итоге за ночь на 13 августа 1961 вся граница с Западным Берлином была перекрыта, а к 15 августа — полностью обнесена колючей проволокой, на месте которой довольно быстро началось возведение Берлинской стены. Сначала она была каменная, а впоследствии превратилась в целый сложный комплекс из железобетонной стены, рвов, металлической сетки, сторожевых вышек и т.д.



Поскольку границу закрыли за одну ночь, можете представить, сколько людей мгновенно потеряли кто работу, кто друзей, кто родственников, кто квартиру… И все разом – свободу. Многие мириться с этим не смогли и почти сразу начались побеги из Восточного Берлина в Западный. Поначалу проделывать это было не так сложно, но по мере роста и усиления комплекса Берлинской стены способы побега становились все более и более изобретательными и хитрыми.

Про попытки побега можно много прочитать в Интернете, я не буду рассказывать про все. Опишу лишь вкратце те, которые были самыми успешными, оригинальными и запоминающимися. Уж простите, буду писать без имен и дат. Несколько раз, сразу после возведения Берлинской стены, через нее прорывались, тараня ее грузовиками. На пропускных пунктах на большой скорости проезжали под шлагбаумами на спортивных машинах, которые были слишком низкими, чтобы задеть шлагбаум, переплывали реки и озера, т.к. это был самый незащищенный участок ограждения.


Граница между Западным и Восточным Берлином нередко проходила прямо по домам, и оказывалось, что вход был на восточной территории, а окна выходили на Запад. Когда только начали возводить Берлинскую стену, многие жильцы дома смело выпрыгивали из окон на улицу, где часто их ловили Западные пожарники или просто радеющие жители города. Но все эти окна очень скоро замуровали. Интересно, а жильцов переселили, или они так и жили без дневного света?


Первые побеги жителей Восточного Берлина

Очень популярными были туннели, их рыли десятками, и это был самый многолюдный способ побега (бежали по 20-50 человек за раз). Позже особо предприимчивые западные дельцы даже начали зарабатывать на этом деньги, размещая в газетах объявления «Поможем в семейных проблемах».



Туннель, по которому бежали десятки людей

Были и очень оригинальные побеги: например, две семьи смастерили самодельный воздушный шар и перелетели Берлинскую стену на нем, братья переправились в Западный Берлин, протянув между домами трос и спустившись по нему на рулетке.


Когда спустя несколько лет западным жителям стало разрешено по специальным пропускам въезжать на территорию Восточного Берлина повидать родственников, были изобретены изощренные способы вывоза людей в машинах. Иногда использовали очень маленькие автомобили, переделанные специально таким образом, чтобы под капотом или в багажнике могли прятаться люди. Пограничники даже не догадывались, что вместо мотора может быть человек. Многие люди прятались в чемоданах, иногда их ставили по два, между ними были проделаны прорези, таким образом, человек помещался полностью, ему не приходилось складываться.





Почти сразу был выпущен указ стрелять по всем пытавшимся бежать людям. Одной из самых известных жертв этого бесчеловечного указа стал молодой парень Петер Фехтер (Peter Fechter), которого при попытке побега ранили в живот и оставили истекать кровью у стены, пока он не умер. Неофициальные цифры арестов за побег (3221 человек), смертей (от 160 до 938 человек) и ранений (от 120 до 260 человек) при попытке преодоления Берлинской стены просто ужасают!

Когда я читала все эти истории о побегах из Восточного Берлина, у меня возник вопрос, на который я нигде не смогла найти ответ, а где все сбежавшие жили в Западном Берлине? Ведь он тоже был не резиновый, а по неподтвержденным данным так или иначе удачно совершить побег удалось 5043 людям.

Возле Чекпоинта Чарли есть музей, посвященный истории Берлинской стене. В нем Райнер Хильдебрандт, основатель музея, собрал множество приспособлений, которые жители Восточного Берлина использовали для побега в Западный Берлин. Сам музей, к сожалению, мы не попали, но необыкновенно сильные эмоции у нас вызвали даже продававшиеся в соседнем сувенирном магазине открытки с изображением Берлинской стены и фото-зарисовки из повседневной жизни того времени. И очень тронула оставленная на самом Чекпоит Чарли просьба-обращение к нашему президенту.



А жизнь тем временем текла своим чередом, люди Западного Берлина имели свободный доступ к стене, могли прогуливаться вдоль нее и использовать ее в своих нуждах. Многие художники расписали западную сторону Берлинской стены граффити, некоторые из этих изображений стали знамениты на весь мир, как, например, «Поцелуй Хонеккера и Брежнева».





К стене часто приходили люди, чтобы хоть издали посмотреть на своих близких, помахать им платочком, показать деток, внуков, братьев-сестер. Это ужасно, семьи, близкие, родные, любимые, разделенные бетоном и чьим-то совершенным равнодушием. Ведь даже если это так было нужно для экономики и/или политики, то можно же было предусмотреть, чтобы люди так не страдали, дать возможность воссоединиться хотя бы родственникам…





Падение Берлинской стены произошло 9 ноября 1989 года. Причиной этому знаменательному событию послужило то, что одна из стран соцлагеря, Венгрия, открыла границы с Австрией, и примерно 15 тысяч граждан ГДР покинули страну, чтобы попасть в Западную Германию. Оставшиеся же Восточногерманские жители вышли на улицу с демонстрациями и требованиями соблюдения их гражданских прав. И вот 9 ноября глава ГДР объявил, что можно будет выезжать из страны, имея специальную визу. Однако народ не стал дожидаться этого, миллионы граждан просто высыпали на улицу и направились к Берлинской стене. Пограничники не смогли сдержать такую толпу, и границы были открыты. С другой стороны стены своих соотечественников встречали западногеманские жители. Царила атмосфера радости и счастья от воссоединения.





Бытует мнение, что когда всеобщее ликование прошло, жители разных Германий начали ощущать огромную мировоззренческую пропасть между собой. Говорят, что это ощущается и по сей день, и Восточноберлинцы все-таки отличаются от Западноберлинцев. Но нам пока что не довелось это проверить. Сейчас иногда нет-нет, а проскальзывает слух, что некоторые немцы убеждены, что при Берлинской стене жить было лучше, чем сейчас. Хотя, может, так говорят те, кто вообще считает, что раньше и солнце было ярче, и трава зеленее, и жизнь лучше.

В любом случае, такое страшное явление в истории было, и остатки его еще сохранились в Берлине. И когда ты идешь по улице и под ногами видишь отметки, где раньше проходила Берлинская стена, когда можешь прикоснуться к ее фрагментам, и понимаешь, сколько боли, волнений и страха принесло это сооружение, начинаешь чувствовать свою сопричастность к этой истории.


Лайфхак #1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам . Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

13 августа 1961 года в ГДР было начато строительство Берлинской стены. Она не только разделила город на две непохожие друг на друга части, но и стала главным символом холодной войны. Лайф выяснил причины возведения Берлинской стены и последствия, к которым оно привело.

По соглашениям, заключённым союзниками по антигитлеровской коалиции в годы войны, побеждённая Германия делилась на зоны оккупации. Хотя столицу Третьего рейха - Берлин штурмовали только советские войска, зоны оккупации были созданы и там. СССР занял восточную часть города, американцы - юго-западную, англичане - западную, а французы получили под свой контроль северо-западный участок.

Поначалу город сообща управлялся союзническим Контрольным советом, в который входили представители всех четырёх сторон. Граница между западной и восточной частями города в первое время была чисто условной. Позднее на её месте появилась разделительная линия с контрольно-пропускными пунктами. Впрочем, она распространялась не на всю протяжённость границы. Режим пересечения был свободным, жители разных частей Берлина спокойно перемещались по городу, ходили в гости к друзьям и на работу из западной в восточную часть и наоборот.

Отношения между союзниками стали портиться очень быстро. Поначалу они не затронули Берлин, касаясь только немецких территорий. Союзники под предлогом более эффективной экономической деятельности объединили свои зоны оккупации сначала в Бизонию, а затем и Тризонию.

В 1948 году в Лондоне состоялось совещание представителей шести западных держав, которое выработало механизмы возрождения немецкой государственности. Это было враждебно воспринято в Кремле, и СССР (представителей которого даже не пригласили) в знак протеста бойкотировал деятельность в Контрольном совете.

Летом того же года союзники без согласования с Москвой провели денежную реформу в Тризонии. Поскольку восточная и западная части Берлина в то время ещё были связаны экономически, в СССР сепаратную денежную реформу расценили как попытку саботажа (реформа заставила западных берлинцев "сбрасывать" деньги в восточной части, где ещё сохранялось хождение старых денег) и на несколько дней полностью закрыли сообщение между частями города. Эти события вошли в историю как блокада Западного Берлина и весьма негативно отразились на имидже Советского Союза. Хотя ни голода, ни даже намёка на него в западной части города не было, весь мир обошли кадры "изюмных бомбардировок", когда американские самолёты на парашютиках сбрасывали сладости радующимся берлинским детям.

Блокада Западного Берлина привела к тому, что окончательное размежевание было лишь вопросом времени. В 1949 году западные союзники восстановили государственность немцев, создав ФРГ.

СССР с опозданием на полгода провозгласил ГДР. Незадолго до своей смерти Сталин предпринял последнюю попытку урегулировать вопрос. Он предложил западным союзникам объединить Германию в одно государство, но при категорическом условии её нейтрального и внеблокового статуса. Однако американцы, для которых Западная Германия была главным форпостом в Европе, опасались утери контроля, поэтому соглашались только при условии, что Германия сможет добровольно присоединиться к НАТО. Если, конечно, у неё возникнет такое желание. Но на это не мог дать согласия уже СССР.

Вместо сближения произошло окончательное размежевание. ФРГ принципиально не признавала существования ГДР, даже на картах её территории обозначались как немецкие, но находящиеся под советским контролем. Западная Германия автоматически разрывала дипломатические отношения с любой страной, признававшей существование ГДР, вплоть до начала 70-х годов.

Вольный город Берлин

В 1958 году Никита Хрущёв предпринял попытку решения немецкого вопроса. Он сделал западным союзникам предложение, ставшее известным как Берлинский ультиматум. Идея Хрущёва сводилась к следующему: западная часть Берлина объявляется независимым вольным городом. Союзники покидают зону оккупации и передают управление под контроль независимой гражданской администрации. СССР и союзники берут на себя обязательство не вмешиваться в жизнь вольного города, жители которого сами выбирают его экономический и политический уклад. В противном случае СССР грозился передать контроль над границей властям ГДР, которые ужесточат его.

Англичане к хрущёвскому предложению отнеслись скорее нейтрально и были готовы к дальнейшему обсуждению предложения на компромиссных условиях, которые устроят всех. Однако американская сторона была резко против. В случае удовлетворения этого предложения Западный Берлин оказывался островком, со всех сторон окружённым территорией ГДР. В этих условиях его независимость и экономическое развитие напрямую зависели от Восточной Германии и вполне очевидно, что со временем он был бы либо полностью поглощён, либо взят под контроль.

Хрущёв несколько раз переносил сроки окончательного принятия решения, пытаясь договориться о встречах с западными союзниками. Но стороны так и не пришли к компромиссу. В апреле 1961 года он заявил, что до конца года полный контроль над Восточным Берлином будет передан администрации ГДР.

Бегство из республики

Опасаясь, что сообщение между частями города вскоре будет прекращено, многие жители восточной части города решили воспользоваться последним шансом перебежать на запад. Бегство восточных немцев в западную часть было весьма распространено с первых лет оккупации. Тогда сообщение между частями страны ещё было свободным. Из восточной зоны оккупации в западную перебралось несколько сотен тысяч человек. Особенностью этого бегства было то, что значительная часть беглецов являлись высококлассными специалистами. Они не желали жить в советской системе ценностей с массой ограничений как политического, так и экономического характера.

Разумеется, бежал и крупный бизнес, существование которого в советской системе было не предусмотрено. Так, почти все заводы концерна Auto Union оказались в советской зоне оккупации. Но всё их руководство и почти все сотрудники успели перебраться в западную часть, где возобновили дело. Так появился всемирно известный автоконцерн Audi.

Бегством из ГДР в Кремле были обеспокоены уже давно. После смерти Сталина Берия предложил кардинально решить немецкую проблему. Но не так, как можно было бы предположить, исходя из его имиджа. Он предложил вообще не спешить с установлением в ГДР социалистической экономики, сохранив капиталистическую. Также предлагалось развивать лёгкую промышленность в противовес тяжёлой (при Сталине было наоборот). Позднее на суде это ставили Берии в вину.

Свободное сообщение между ГДР и ФРГ было прекращено ещё при жизни Сталина, в 1952 году. Однако Берлина эти ограничения не касались, его жители по-прежнему перемещались между зонами. Только за половину 1961 года из Восточного Берлина бежало порядка 200 тысяч жителей. А в последний месяц свободного перемещения перебежчиками стали 30 тысяч человек.

Начало строительства

12 августа 1961 года власти ГДР объявили о закрытии сообщения между восточной и западной частями города. Все городские коммунисты, полицейские и некоторые служащие были мобилизованы на ночную охрану "границы". Они растянулись в живую цепь, никого не пропуская. Неподалёку от них стояли войска.

Власти ГДР обвинили ФРГ в провокациях, акциях саботажа и попытках дестабилизации обстановки. Они также выразили своё негодование переманиванием восточных берлинцев в западный сектор, что вело к срыву экономических планов ГДР и финансовому ущербу. Под этим предлогом ночью 13 августа 1961 года началось возведение стены, которая разделяла город на две части.

На протяжении двух дней охрана границы никого не пропускала ни на одну сторону. Одновременно линия границы обносилась колючей проволокой. Возведение бетонных заграждений началось только 15 августа.

Возведение Берлинской стены. 20 ноября 1961 года. Фото: Wikipedia

Граница была полностью закрыта, никто не должен был уйти из Восточного Берлина и попасть туда. Были перекрыты даже линии метро и железной дороги, соединявшие западную и восточную части города.

Третья мировая близко

Возведение Берлинской стены привело к серьёзному политическому кризису, который едва не обернулся полномасштабным военным столкновением. В ответ на начало строительства укреплений в США был объявлен набор резервистов. Затем в принудительном порядке был продлён на один год срок службы офицеров, которые должны были уволиться в запас. В Западный Берлин дополнительно было переброшено полторы тысячи американских солдат, с перспективой переброски дивизии. Отдельные части были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

24 августа американские военные при поддержке танков были выстроены вдоль строящейся стены. В ответ в Советской армии также были отменены увольнения в запас. Через несколько дней началось наращивание военного контингента в западной части города. К октябрю он был дополнительно увеличен на 40 тысяч солдат. Создавалась взрывоопасная ситуация, которая грозила перерасти в военный конфликт.

Наиболее близко к горячей фазе конфликт подошёл 26 октября 1961 года. Со стороны американского КПП "Чарли" к стене подъехало несколько бульдозеров под прикрытием 10 танков. Советская сторона, опасаясь, что американцы попытаются снести части стены, отправила к КПП несколько советских танков. Эти события вошли в историю как танковое противостояние.

Американские и советские боевые машины всю ночь простояли друг напротив друга, не предпринимая никаких действий. Любое неосторожное движение могло привести к самым серьёзным последствиям. Танкисты простояли так целые сутки. Только утром 28 октября советская сторона отвела машины. Американцы поступили аналогичным образом. Угроза военного столкновения на время миновала.

Антифашистский оборонительный вал

В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских "фашистов" помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.

Однако стена оставалась и даже совершенствовалась. Поначалу это были незначительные укрепления. На отдельных участках дело ограничивалось простыми спиралями Бруно из колючей проволоки, которые можно было перепрыгнуть при должной сноровке. Поэтому основные заградительные функции выполняли солдаты армии ГДР, которые имели право стрелять на поражение в нарушителей границы. Правда, это правило распространялось только на восточных берлинцев. Западные берлинцы, желавшие проделать путь в обратном направлении, не обстреливались. Хотя гораздо большее распространение получило бегство с востока на запад, отдельные случаи бегства в противоположном направлении также происходили.

Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.

Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.

Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.

Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.

Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации.

Вид на стену со стороны Западного Берлина. 1986 год. Фото: Wikipedia

Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли.

Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.

Разрушение

Берлинская стена просуществовала почти три десятилетия. Ещё в середине 80-х строились планы её дальнейшего совершенствования с применением самых современных средств сигнализации и наблюдения. Однако начавшаяся волна бархатных революций в Европе резко изменила ситуацию. В начале 1989 года Венгрия в одностороннем порядке открыла границу с капиталистической Австрией. С этого момента стена превратилась в бессмысленный артефакт. Желающие выехать в ФРГ немцы просто приезжали в Венгрию и через её границу попадали в Австрию, откуда перебирались на запад Германии.

Стена с взобравшимися на неё немцами на фоне Бранденбургских ворот. Фото: Wikipedia

Власти ГДР под влиянием стремительно разворачивавшихся исторических процессов вынуждены были уступить. В ноябре 1989 года было объявлено о свободной выдаче виз всем желающим посетить западную часть Германии. А в декабре была демонтирована часть стены возле Бранденбургских ворот. Фактически 1989 год стал последним годом существования стены, хотя простояла она чуть дольше.

Укрепление снесли в конце 1990 года после объединения ГДР и ФРГ в одно государство. Лишь несколько её небольших участков было решено сохранить в память о символе холодной войны, разделявшем две политические и экономические системы на протяжении 30 лет.