Понятие формы многообразие форм. Понятие форм

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Формы и конструкции в дизайне………………………………………………5

1.1.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира………………..51.2. Формообразование в дизайне………………………………………………..8

1.3. Многофункциональность конструкций в дизайне………………………..15

Выводы по главе 1.................................................................................................20
2 Практическое применение форм окружающей природы..............................22
2.1. Анализ аналогов по теме исследования.......................................................22
2.2. Разработка собственного макета по теме исследования.............................30
Выводы по главе 2.................................................................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................39
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обуславливается прогрессирующим развитием использования форм в предметной среде, что окружает человека. Начиная с древнего мира, когда впервые стали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, в мебели, в оружии, и вплоть до сегодняшних дней не ослабевает внимание дизайнеров к многообразию природных форм и к возможности их профессионального использования в мире дизайна.

Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, создаваемое человеком, начиная от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использовать бионические формы и экологически чистые конструкции в дизайне становятся практически безграничными.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в дизайне состоит в том, что сегодня осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и дизайна. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а только свойства и характеристики формы, являющиеся выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам дизайна.

Актуальность темы также связаны с её важностью и значимостью для современного времени. Изучение форм окружающей нас природы и конструкций неоспоримо, как неотъемлемая часть дизайна, как одна из основ дисциплины, которая необходима для того, чтобы успешно работать сегодня на рынке современного дизайна и продолжать также успешно работать и в будущем.

Эти размышления и объясняются актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Цель работы – изучить влияние форм окружающей нас природы и конструкция на дизайн.

Цель исследования объект и предмет обусловили формулирование и решение следующего ряда задач :

1. Раскрыть понятие «форма».

2. Рассмотреть многообразие форм окружающего мира.

3. Осветить процесс формообразования в дизайне.

4. Представить многофункциональность конструкций в дизайне.

5. Проанализировать аналоги по теме исследования.

6. Разработать собственный макет по теме исследования.

Объект исследования – формообразование в дизайне.

Предмет исследования – формы окружающей нас природы и конструкция в дизайне.

Методы исследования . По ходу выполнения работы использовались следующие методы: изучение научной литературы, метод анализа, синтеза, наблюдения и проектирования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической частей и ряда сопутствующих параграфов, выводов по параграфам, заключения и списка используемой литературы. Во введении поставлены задачи и намечена цель; обоснована актуальность выбранной темы; намечены предмет и объект исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы о форме и конструкции в дизайне. Во второй главе представлено практическое применение форм окружающей природы в дизайне. В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.

Формы и конструкции в дизайне

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Форма (forma– лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, которая родилась в результате содержательного преобразования материала; также это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, что представляет важнейшую категорию и формирует предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна .

Слово «форма» имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени (см. также прил. 1).

Понятие формы предмета – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма обитает как в пространстве, так и во времени восприятия и заключает в себе ценностно-ориентированную информацию .

Форма в дизайне – особая организованность предмета, которая появилась как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.

Форма в дизайне отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям (см. рис. 1).

Рис. 1. Форма в дизайне

Всё, что окружает человека, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др. (см. рис. 2):

Рис. 2 Природные формы

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:

– геометрический вид (конструкция)

– величина

– положение в пространстве

– фактура

– текстура

– светотень .

Каждый, наверное, замечал, что форма деревьев различна в спокойный день и в ветреную погоду. Также может изменяться прямо на глазах человека форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, рыбу, дракона или принимая очертания сказочного замка.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слонёнка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. Можно придумать множество подобных примеров.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, человек может обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела (см. рис. 3).

Рис. 3. Орнамент

На примере орнамента хорошо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы. Это происходит потому, что человек склонен отыскивать порядок и простоту в окружающем его разнообразии.

Класс: 6

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование умения исследовать предметный мир.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

УУД

Личностные УУД:

Осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;

Формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения;

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные УУД:

- общеучебные универсальные действия:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;

- логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;

Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с изобразительным творчеством предметного мира

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Формирование навыков работы при выполнении практических и творческих работ;

Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Предметные результаты:

Умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

Знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

Конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Метапредметные результаты:

– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

– умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
- умение анализировать, синтезировать, исследовать.

Межредметные связи: с математикой.

Для учащихся:пластилин, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку
  • Проверка присутствия учащихся
  • Выбрать активную группу, для анализа работы и оценки учащихся

2. Повторение пройденного материала:

Ребята, давайте вспомним, с каким жанром мы познакомились на прошлом уроке? И дайте ему определение.

Ответ: с жанром натюрморт. Натюрморт – это изображение “мертвой натуры”

Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим жанром.

3. Сообщение нового материала

Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их отличие? (слайд №2,3).

Ответ: Эти предметы имеют разную форму.

Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить на тему: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.Как вы понимаете, что такое форма?

Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Чаще окружающие предметы, ассоциируются у нас с простыми геометрическими формами или представляются нам сочетанием нескольких форм. Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообразии. А какие геометрические формы вам известны из математики? (слайд №4)

Давайте представим какие предметы ассоциируются с круглой формой, с квадратной и т. д. (слайд 5,6)

Также форма бывает линейная, плоская и объемная (примеры).Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.

Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета. (Слайд № 7)

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло - это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов.

Оказывается, в течении нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах, и порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна, чтобы узнать в них знакомые предметы. (слайд№8)

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета.

Умея анализировать форму и конструкцию предмета, художник с легкостью может эту форму стилизовать. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Слайд № 9, 10) Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне.

В роли дизайнеров мы попробуем быть с вами на сегодняшнем уроке.

4. Постановка проблемы:

с помощью знаний, полученных на уроке, преобразовать заготовленные геометрические формы в силуэты предметов для тематического натюрморта (возможна работа в группе)

Лепка предмета со сложной конструкцией, в основе которого лежат простые геометрические фигуры

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Индивидуальная или групповая работа учащихся

Контроль учителя

6. Рефлексия. Оценка работ учащихся (работает активная группа класса)

  • Какие способы были использованы для стилизации предметов своего натюрморта?
  • Какие геометрические формы вошли, в тот предмет, который был выполнен из пластилина?
  • Какие результаты заслуживают получить учащиеся, и почему?

7. Завершение урока

Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы – это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

Форма – это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

Например, если рассмотреть молекулу воды – H2O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H2) и кислорода (O2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это – единственно возможная форма существования молекулы воды.

Закон диалектики

Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

Например, форма государственного устройства – это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления – это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

Простые геометрические тела


Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

Сложные геометрические тела

В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета – его каркас, внутреннее устройство.


Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

Связь форм механизмов с формами предметов природы

Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.


Сравнение форм

Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

Форма в искусстве

Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, – архитектура, живопись и литература.


Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже – граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

  • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
  • Использует образ как средство выражения идеи.
  • Она экспрессивна.
  • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
  • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

Виды художественных форм

Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

  • Внутренняя форма произведения – это развитие его содержания.
  • Внешняя форма – это выражение художественного замысла различными средствами.

Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

Конспект урока

Класс, тема урока:

6 класс Б, "Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира"

Цель урока:

Сформировать представление обучающихся о разнообразии форм в мире.

Задачи урока:

1. Познакомить с понятиями линейных, плоскостных и объёмных форм, с понятием конструкции, с видами геометрических тел.

2. Формировать навыки изображения простых геометрических тел вращения: цилиндра и конуса.

3. Развивать пространственные представления, наблюдательность.

Формы, методы обучения

Фронтальная, в группах. Элементы игровых, личностно-ориентированных технологий, развивающего обучения. Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый, методы самостоятельной работы.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Метапредметные УУД.

Познавательные УУД:

    развивать владения навыком построения логических рассуждений,

    формировать понимание причин своего успеха / неуспеха,

    развивать способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи,

    развивать умение осуществлять анализ формы предметов.

Коммуникативные УУД:

    развивать умение аргументировать свою позицию, при выработке общего решения в совместной деятельности,

    использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД:

    умение ставить новые учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем,

    развивать способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

    умение синтезировать подобранные информационные материалы в виде таблицы.

Личностные УУД:

Основные понятия

Форма, конструкция, геометрические фигуры и тела, условный объём.

Межпредметные связи

Черчение, математика.

Ресурсы

Учебник Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», 6 класс; "Словарик юного художника"; таблица "Геометрические тела", изображения или модели геометрических фигур и тел; набор предметов, в основе которых какое - либо геометрическое тело или их сочетание; таблица "Закономерности светотени".

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичное закрепление.

6. Практическая работа.

7. Закрепление материала.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании.

Содержание этапов урока:

Этапы урока

Развитие универсальных учебных действий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-ный этап

Проверка организации рабочего места, подготовки к уроку.

Целеполагание и мотивация

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Дети смотрят отрывок из кинофильма «Старик Хоттабыч».

Если продолжить фантазию про Вольку с Хоттабычем и представить нас летящими высоко над землей, то, взглянув вниз, мы тоже увидим пересечения линий, квадратов, пятен. Потому что сверху наш дом и школа будут выглядеть как прямоугольники, расположенные среди пятен деревьев и очертаний улиц и тротуаров. Однако никуда не поднимаясь, а взглянув вокруг на дома, вещи, мы убедимся, что все многообразие форм окружающего нас рукотворного мира может быть сведено к простейшим телам, фигурам и линиям. Оказывается, всё, что нас окружает, можно увидеть как сочетание геометрических фигур. Такой метод построения изображения применялся с древних времён мастерами Востока. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 62.

Внимательно прочитайте тему нашего урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» , вспомните о чём мы сейчас говорили и попытайтесь сформулировать цели и задачи нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации "Метод построения изображений в древнем Востоке" в учебнике на стр. 62.

Формулируют цель и задачи урока:

Различать геометрические тела;

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрическх фигур;

Изображать некоторые простые геометрические тела.

Актуализация знаний

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания.

Регулятивные:

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие "ФОРМА" трактуется как "внешнее очертание, наружный вид предмета". В переводе с латинского "ФОРМА" - это внешний вид, контуры предмета.

Для того чтобы научиться рисовать, нужно научиться видеть конструкцию предмета.

КОНСТРУКЦИЯ - строение, структура, взаимное расположение частей предмета, их соотношение. При внимательном рассмотрении предметов, даже сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

Записывают определения в "Словарик юного художника"

Первичное усвоение новых знаний

Познавательные:

Личностные: умение самостоятельно делать выводы.

Назовите мне виды геометрических фигур. (ребята заполняют таблицу) (Приложение).

Это плоские фигуры, но в жизни предметы не плоские. Их форма представлена в виде геометрических тел или сочетанием геометрических тел.

Внимание на экран. (слайд «Геометрические тела»)

Проведём опыт: будем вращать прямоугольник на стержне (Приложение) и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите? Назовите предметы цилиндрической формы.

Проведём опыт: будем вращать треугольник (Приложение) на стержне и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите?

Давайте подумаем чем геометрическая фигура отличается от геометрического тела?

слайд

Заполните таблицу.

(ребята заполняют таблицу).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике на стр. 62 и отвечают на вопрос "Из каких отдельных геометрических фигур состоит форма этих кувшинов?"

Отвечают на вопросы (цилиндр - геометрическое тело, вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон; конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов).

Ответы обучающихся.

Первичное закрепление

Познавательные: умение самостоятельно делать выводы. Регулятивные: умение работать по предложенному плану.

Если всё, что нас окружает можно представить сочетанием простых геометрических тел, то уже при их рисовании нужно развивать в себе чувство формы. Поэтому осваивать главные правила рисования вы будете на простейших геометрических телах.

Рассмотрим в учебнике на стр. 63 изображение геометрических тел.

Практическая работа

Познавательные:

Логические: выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

1. Составляя геометрические фигуры разной величины, придумайте волшебный сосуд. Важно не только выполнить задание, а сделать это интересно, выразительно.

2. Из полученной заготовки выполните макет геометрического тела.

Творческая работа обучающихся.

Закрепление материала

Личностные: действие смыслообразования.

Познавательные логические: анализ, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные: умение выражать собственные мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

Сейчас мы проведём игру и узнаем как же вы запомнили названия и форму геометрических тел. Каждая пара получает пакет с небольшими предметами простой формы (блокнот, воронка, теннисный шарик, простой карандаш, химическую колбу и т.д.) и показывает предметы одноклассникам,

которые должны сказать каким геометрическим телом или их сочетанием образована форма предмета.

Участвуют в игре

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Познавательные общеучебные: оценка процесса и результатов деятельности,

понимание причин своего успеха / неуспеха.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: действие смыслообразования.

1.Анализ работ обучающихся.

Сделаем импровизированную выставку ваших работ.

Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, что нужно было бы доработать?

2. Как вы считаете, что чему ещё вам необходимо научиться, чтобы изображать предметы узнаваемыми и объёмными.

Проводят самооценку.

Домашнее задание

1. На следующем уроке вы познакомитесь с правилами изображения геометрических тел, поэтому к уроку попрошу подобрать и принести изображения геометрических тел с различных точек зрения (репродукции в книгах, рисунки из Интернета, фотографии из журналов).

2. Творческое задание: внимательно рассмотрите предметы быта в вашем доме, проанализируйте их форму и сопоставьте с формой геометрических тел.

Записывают домашнее задание

Приложения

Таблица "Группы геометрических тел"

(рядом с названием фигур и тел помещаются их изображения или макеты)

Плоские фигуры

Объёмные геометрические тела

гранные

тела вращения

квадрат

куб

Цилиндр

прямоугольник

призмы

Цилиндр

треугольник

пирамиды

Конус

трапеция

усечённые пирамиды

усечённый конус

Круг

Шар

Пособия для опыта "Образование цилиндра и конуса"


Игра - домино "Закономерности светотени"

Вариант 1

Вариант 2

Примерные работы обучающихся по теме урока

Образ цилиндра "Неведома зверушка"

Образ конуса "Село (город) под колпаком"

Литература

1. Забелина Е.И. . Изобразительное искусство в школе. Программа и методические разработки уроков в начальной школе. Орёл. Издательство Социально-Образовательного центра, 1996.

2. . Неменская Л.А. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М.: Просвещение, 2010

3. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе под редакцией Б.М. Неменского. Волгоград: "Учитель". 2008

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила учитель МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки уч-ся.

Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага карандаш, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организация урока.
  1. Приветствие.

Предлагаю вам послушать стихотворение:

Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М. Бородицкая

О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Общее понятие о форме.

Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

Форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).

  1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

Какую форму имеют ящики, книги?

Ученики. Форму параллелепипеда.

Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.

Что представляет собой конус?

Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.

Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.

Физкультминутка

Выполнение упражнения:

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз).
  2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить 6-8 раз).
  1. Актуализация знаний учащихся.

Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развёртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.

Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2 π R .

Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках . Показ разверток

Презентация: построение здания из простых геометрических тел.

  1. Практическая работа.

Задание. Сконструируйте эскиз вазы, состоящей из геометрических тел.

Во время практической работы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итог урока.
  1. Выставка работ.
  2. Заключительное слово.

Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.